Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Контроль и аудит в государственном секторе (методология и организация)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этих условиях достаточно остро встает вопрос о необходимости изменений в области методологии и организации контроля в государственном секторе. Контроль в государственном секторе является важной составляющей" общей системы финансового контроля за деятельностью всех участников экономики. Такой контроль большей частью реализуется в процессе экономических отношений субъектов хозяйствования и носит… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы контроля и аудита в государственном секторе
    • 1. Сущность государственного финансового контроля, его роль в общей системе управления экономикой
    • 2. Классификация государственного финансового контроля, место и роль государственного аудита как современной формы его осуществления
    • 3. Методология контроля в государственном секторе, формирование предпосылок государственного аудита
    • 4. Развитие бюджетного учета и отчетности как основа внедрения современных технологий

Контроль и аудит в государственном секторе (методология и организация) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Контроль представляет собой неотъемлемый элемент процесса управления. В современных условиях реформирования экономики России происходит изменение целей управления государственными финансами и государственной собственностью. Основной целью становится повышение эффективности использования государственных ресурсов, обеспечение общества качественными социальными услугами, достижение открытости деятельности органов власти и государственного сектора.

В этих условиях достаточно остро встает вопрос о необходимости изменений в области методологии и организации контроля в государственном секторе. Контроль в государственном секторе является важной составляющей" общей системы финансового контроля за деятельностью всех участников экономики. Такой контроль большей частью реализуется в процессе экономических отношений субъектов хозяйствования и носит характер финансового контроля. Вместе с тем, в связи с активным проведением бюджетной реформы требования по оценке деятельности участников государственного сектора стали выходить за рамки только финансового контроля, так как все большее значение начали принимать новые количественные и качественные параметры деятельности ведомств и государственных учреждений. Начиная с 2003 г. в рамках перехода на модель бюджетного финансирования на результат (программно-целевое финансирование) ведомства активно разрабатывают базовые показатели, которые давали бы характеристику оценки выполнения соответствующих целевых программ. Эти же показатели и должны являться критериями оценки результатов деятельности ведомства и государственного учреждения в ходе предварительного (на этапе планирования программы и принятия решения о ее финансировании) и последующего контроля по ее выполнению.

Таким образом, назрела необходимость в пересмотре и методологии контроля, осуществляемого в государственном секторе. Необходимо выработать новые научно обоснованные цели и задачи контроля, пути и способы оценки деятельности субъектов государственного сектора, методические приемы и процедуры, соответствующие международным стандартам.

Кроме того, изменения методологии контроля связано с проходящим одновременно с бюджетной реформой серьезным совершенствованием бухгалтерского учета и отчетности в бюджетном секторе. Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу предусмотрены такие направления развития как повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете, создание инфраструктуры применения Международных стандартов финансовой отчетности, изменение системы регулирования бухгалтерского учета, усиления контроля качества отчетности. В рамках бюджетного учета и отчетности сегодня также происходит активное внедрение международных стандартов. Можно отметить, что в этой области в настоящий момент проводятся революционные преобразования. Вносятся качественные изменения в принципы учета: вводятся новые объекты, внедряется метод начислений. Полностью перестраиваются подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, меняется трактовка финансового результата деятельности бюджетного учреждения. Таким образом, ясно, что серьезно меняющиеся объекты контроля — бюджетный учет и отчетность — невозможно оценивать старыми методами.

На этапе перехода к рыночной экономике, появления в системе финансового контроля двух его разновидностей, государственного и негосударственного (аудиторского) контроля, встала задача по переосмыслению как их общих основ организации, так и теоретических подходов, определяющих функционирование каждого из видов финансового контроля. Вместе с тем, несмотря на то, что с момента появления негосударственного (аудиторского) контроля прошло более 15 лет, общие теоретические основы финансового контроля по существу не сформированы. Это связано с традиционно сложившимся жестким разделением теории и методологии финансового контроля по сферам государственного и негосударственного контроля.

Такая ситуация привела к тому, что теоретические основы государственного финансового контроля отстали от требований, сложившихся в сфере экономики, и международных подходов. Одновременно в области негосударственного (аудиторского) контроля теоретические основы зачастую заменялись его правовыми нормами или разрабатывались не для всей системы контроля в целом, а по его разновидностям, например внешнему или внутреннему контролю (аудиту).

В этих условиях весьма актуальной представляется необходимость развития и совершенствования финансового контроля, а следовательно, и новых исследований в области теории и методологии государственного финансового контроля и аудита.

Анализ организационных изменений, произошедших в сфере государственного финансового контроля за перестроечный период, позволяет отметить несколько общих тенденций. Произошло разделение и углубление контрольных функций и контрольных полномочий. Это нашло отражение в образовании специализированных контрольных органов (Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора) — расширении сфер финансового контроляопределении и законодательном закреплении форм и методов контрольных мероприятий, прав и обязанностей сторон. С углублением внешнего государственного контроля, появлением независимого контроля со стороны Счетной палаты РФ государственный ведомственный контроль начал сокращаться, во многих случаях перейдя в форму внутреннего контроля, осуществляемого в рамках системы бухгалтерского учета и отчетности.

Несмотря на преимущества функционирования системы налогового и казначейского контроля, некоторые недостатки в контрольной системе во многом ослабили государственный контрольный механизм. Контроль из всеохватывающей системы стал превращаться в процедуры разовых проверок, зачастую только крупных организаций. Средние и мелкие организации по существу при этом выпадают из сферы постоянного контроля. Перестала применяться целостная оценка деятельности государственных унитарных и муниципальных организаций.

Причиной отставания в реформировании системы государственного финансового контроля является и традиционно складывающаяся в России точка зрения на то, что информация о состоянии дел в государственном секторе — внутреннее дело государства. При этом создавалось впечатление, что детальная информация о деятельности государственного сектора не должна быть публичной, за исключением общих данных о достигнутых макроэкономических показателях и исполнении показателей бюджетов.

Это обстоятельство и порождает научную проблему исследования, связанную с тем, что реформирование контрольной среды в области государственного сектора основательно затянулось. На протяжении ряда лет выдвигались различные предложения по формированию единой Концепции государственного финансового контроля, специального Закона о государственном финансовом контроле. Данные предложения часто не затрагивали содержания и целевых установок контроля государственных средств, а лишь подразумевали отдельные перестановки или переподчинение контрольных органов или перераспределение их функций.

Финансовый контроль, формируя и оценивая информацию о работе управляемой системы, представляет собой информационный инструмент управления государственными финансами и государством в целом. Эффективность контрольного механизма является необходимым условием всего государственного управления и успешного его реформирования. Его деятельность позволяет достигать повышения эффективности и отдачи от вложения государственных средств и функционирования государственной собственности.

В этих условиях тема проведенного исследования достаточно актуальна и перспективна как направление будущих дальнейших научных исследований.

Актуальность темы

диссертации обусловлена необходимостью разработки единых методологических основ государственного финансового контроля, путей его реформирования в России, перехода к новым современным прогрессивным формам его осуществления, в частности государственному аудиту, необходимость и форма организации которого научно обоснована и предложена к реализации в настоящем исследовании.

В экономической литературе учеными и практиками отмечается необходимость создания единой концепции построения системы государственного финансового контроля, которая распространялась бы на все уровни, то есть органы как внешнего (представительного), так и внутреннего (исполнительного) государственного финансового контроля. Создать такую единую унифицированную систему не удается. Более активно развивается внешний государственный финансовый контроль, реализуемый в рамках деятельности Счетной палаты РФ. Это связано с тем, что данный контрольный орган создавался на основе использования международного опыта и стандартов, и в течении более пяти лет своего существования активно сотрудничает с международными специализированными финансовыми организациями. Счетная палата РФ активно распространяет свой опыт горизонтально, а именно, на аналогичные органы внешнего государственного финансового контроля, создаваемые на уровне субъектов РФ. Однако система внутреннего исполнительного государственного финансового контроля за последние десять лет практически не изменилась. Более того, при выделении в процессе административной реформы основного органа внутреннего государственного финансового контроля в отдельную Федеральную службу финансово-бюджетного надзора также мало повлияло на развитие этой части общей системы контроля, хотя и сформировало хорошие возможности для этого.

Анализ научной и специальной литературы по исследуемой проблеме показал, что становление и развитие системы государственного финансового контроля в России рассматривались многими ведущими учеными и практиками. Большой вклад в разработку теории финансового контроля внесли: известный ученый — экономист советского периода Э. А. Вознесенскийученыеэкономисты перестроечного периода И. А. Белобжецкий, Ю. А. Данилевский, П. В. Черномордученые — экономисты в области государственных финансов — Г. Б. Поляк, В. М. Родионова, М. В. Романовский, Н. Г. Сычевизвестные экономисты в области контроля и аудита — JI.T. Гиляровская, О. В. Голосов,.

A.И. Гутцайт, Н. П. Кондраков, А. Д. Ларионов, М. В. Мельник, В. И. Подольский, А. Н. Романов, Я. В. Соколов, JI.B. Сотникова, А А. Терехов, А. Д. Шеремет, JI.3. Шнейдманведущие специалисты Счетной палаты РФ — С.А. Агап-цов, Ю. М. Воронин, В. Г. Пансков, С. В. Степашин, С. О. Шохин.

Исследования теоретических проблем сущности и содержания финансового контроля и аудита, развития их методологических основ и аудиторских стандартов рассматриваются в работах таких зарубежных исследователей, как Р. Адаме, Ф. Л. Дефлиз, Г. Р. Дженис, Р. Додж, Д. Ирвин, Д. Р. Кармайкл,.

B.М. Райлли, Д. К. Робертсон, М. Б. Хирш.

В научной литературе в основном исследованы различные уровни государственного финансового контроля и функции соответствующих специализированных органов, но отсутствует их увязка в единую систему. Более того, исследования теоретических и практических аспектов организации и осуществления финансового контроля в негосударственном и государственном секторах экономики необоснованно разрываются, не увязываются в единую систему, что противоречит как международному опыту, так и требованиям общего системного подхода к построению контрольных систем.

Настоящее исследование направлено на органичное включение системы финансового контроля бюджетного сектора экономики в единый экономический механизм финансового контроляприближение его к современным организационным и методологическим подходам, в том числе международнымдостижение адекватности экономических реформ в государственном секторе и контроля за его функционированием.

Несмотря на используемые в специальной литературе термины «государственный аудит», «финансовый аудит», «аудит эффективности» по существу до сих пор нет обстоятельных исследований их содержания, роли и места в классификации финансового контроля, теоретических и методологических основ.

Проблемы становления новой системы государственного финансового контроля широко и публично обсуждаются на страницах печатных изданий. Однако еще недостаточно исследована целостная картина состояния государственного сектора на федеральном уровне и соответствующей ему контрольной среды. Отсутствует детальный анализ путей и перспектив современного развития организации и методологии российской системы государственного финансового контроля. Таким образом, тема исследования поднята достаточно своевременно и имеет высокую степень социальной значимости.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является разработка теоретических и методологических основ системы государственного финансового контроля, отвечающих требованиям современного состояния и уровня развития экономики страны, определение путей перехода к применению на практике новых, более прогрессивных форм государственного контроля за эффективным расходованием средств государственного бюджета и использованием имущества, находящегося в собственности государства.

Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных научных и практических задач, основными из которых явились:

• изучение тенденций и направлений развития теории финансового контроля, концептуальных основ и принципов, единых для государственных и негосударственных видов финансового контроля;

• исследование современных подходов к классификации финансового, в том числе государственного финансового контроляобоснование государственного аудита как новой прогрессивной формы государственного финансового контроля на всех его уровнях: внешнем (представительном) и внутреннем (исполнительном);

• определение аудита как современной перспективной формы государственного финансового контроля, его содержания и роли в обеспечении эффективного управления государственными ресурсами;

• исследование состояния системы государственного финансового контроля на федеральном уровне, определение основных тенденций его развития с учетом современного этапа реформирования экономики;

• определение направлений реформирования системы государственного финансового контроля в увязке с общими тенденциями развития бюджетного процесса, государственного сектора и административной системы;

• разработка предложений, направленных на совершенствование системы органов государственного финансового контроля, форм и методов осуществления контрольных мероприятий, формирование единой концепции развития системы государственного финансового контроля в России на среднесрочную перспективу;

• исследование содержания основных элементов современной системы государственного финансового контроля и принципов ее организации в ведущих зарубежных странах, предпосылок использования международного опыта осуществления государственного финансового контроля в России;

• обоснование необходимости изменения целевых установок государственного финансового контроля, его переориентации на комплексную оценку финансово-хозяйственной деятельности ведомств и бюджетных организаций, оценку достоверности их финансовых результатов и эффективности использования вверенных им государственных средств и собственности;

• разработка рекомендаций в области развития методологии и основных принципов формирования российских национальных стандартов эффективной системы государственного аудита, обеспечивающей надлежащую оценку состояния и использования государственных ресурсов;

• обоснование методических процедур аудита финансовой отчетности государственных учреждений и предприятий, эффективности расходования государственных средств.

Область исследования. Исследование соответствует п. 2.1 «Методология и технология аудита», 2.4 «Контроль и аудит финансово-хозяйственной деятельности» специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика» Паспорта научных специальностей ВАК РФ.

Предмет и объект исследования. В качестве предмета исследования в работе рассматривалась совокупность финансово-экономических отношений, возникающих в процессе контроля при использовании средств государственного бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности, а в качестве объекта исследования — система финансового контроля в государственном секторе экономики.

Методология и методика исследования. Общей методологической основой исследования является диалектический метод познания, позволяющий выявить закономерности и противоречия, логику развития экономических систем. В процессе исследования широко применялись общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: анализ и синтез, аналогия, единство абстрактного и конкретного, системный подход.

Решение сложных вопросов построения оптимальной для России системы государственного финансового контроля связано с использованием апробированных в ряде стран принципов и организационных моделей построения таких систем, обеспечения системного подхода к их развитию, формированием единых стандартов осуществления контрольных мероприятий, оценки и представления результатов.

Информационной базой исследования явились законодательные документыУказы Президента РФнормативные документы Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФпрограммные документы в области реформирования бюджетной и административной системыданные официальной статистики, Федерального казначействамеждународные и федеральные российские профессиональные аудиторские стандартыМеждународные стандарты финансовой отчетностиматериалы международных и российских научно-практических и научно-методических конференций по проблемам развития и совершенствования государственного финансового контроля, полномочий и сотрудничества контрольных органовинформация, опубликованная в периодической печати и специализированных изданиях научной литературыаналитико-статистические обзорысправочные и аналитические материалыметодические и инструктивные документырезультаты проводимых автором собственных исследований.

Объем и структура диссертации. Диссертация включает введение, пять глав, заключение и выводы, библиографический список и приложения. Общий объем работы 487 стр., в том числе 13 таблиц, 40 рисунков, 10 приложений, список использованной литературы имеет 252 наименования.

Основные результаты диссертационной работы внедрены в деятельность Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Министерства финансов Российской Федерации (справка от 22.06.2005 г.) и Счетной палаты Российской Федерации (справка от 25.03.2005 г.).

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы автором в 23 научных работах общим объемом 68,07 п.л. (авторских — 65,28), в состав которых входят три монографии и одно учебное пособие, рекомендованное УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики.

Заключение

.

Основными результатами исследования, выносимыми на защиту, являются теоретически и методологически обоснованные предложения по развитию государственного финансового контроля в России, модели и принципов его построения, классификации применяемых форм и методовболее широкому внедрению аудита в систему контроля в государственном секторе экономики. Результаты исследования привели к формированию направлений единой концепции развития государственного финансового контроля в России на среднесрочную перспективу, учитывающей как современное состояние контрольной системы, так и общие тенденции развития механизма управления государственными финансами и реформирования бюджетного процесса и структуры исполнительных органов.

В главе 1 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ И АУДИТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ» проведен анализ формирования современных подходов в области теоретических основ государственного финансового контроля в России. В ходе него рассмотрены следующие вопросы: определение сущности, роли, целей и задач государственного финансового контроля на современном этапеопределение методологических основ государственного финансового контроля и аудитавыделение аудита как современной формы государственного финансового контроля.

Отмечено, что исторический ход развития экономики в области государственных финансов показывает попытки структур, управляющих финансами государства, достичь не только целевого использования собранных в общегосударственный фонд (бюджет) средств, но и обеспечить их эффективное расходование. Такое расходование средств бюджетов требует серьезной, целенаправленной и действенной системы государственного финансового контроля.

Исследование современных теоретических основ государственного финансового контроля позволило сформулировать взаимосвязанные понятия финансового контроля, государственного финансового контроля, государственного аудита. Государственный аудит трактуется автором как форма государственного финансового контроля, имеющая целью комплексную оценку результатов деяj тельности организации, формирование мнения государственного аудитора или уполномоченного государством независимого аудитора и представление результатов аудита установленным пользователям.

Под методологией финансового контроля понимается формирование целевых установок финансового контроля, определяющих стратегию и методику проведения контрольных мероприятий, оптимальную комбинацию форм, методов и приемов контрольных процедур. Исходя из этого, методология государственного финансового контроля тесным образом связана с качественными характеристиками и состоянием субъектов контроля. К таким характеристикам можно отнести информационные системы бюджетного учета и отчетности, которые формируют информацию о результатах деятельности субъекта бюджетного сектора для определенного круга внешних и внутренних пользователей. Серьезные изменения в организации и построении таких систем в бюджетном секторе связаны с внедрением современных технологий бюджетного финансирования, которые, в свою очередь, вызывают необходимость развития методологии государственного контроля.

Для создания в России действенной системы государственного аудита необходимо в первую очередь обеспечить наличие предпосылок для ее успешного функционирования. В качестве таких главных предпосылок можно выделить следующие: качество организации бюджетного процесса, системы государственной финансовой отчетности, бухгалтерского учета в государственном сектореналичие потребителей и пользователей государственного аудита, их информационные потребности и ожиданияадекватность организационных форм государственного аудита его целям, задачам, принципамсоответствующее качество нормативной и законодательной базы.

Важным направлением развития теории государственного финансового контроля являются вопросы его классификации. Виды финансового контроля с учетом их целевого назначения реализуются в различных формах. Форма контроля — это то, что определяет целевые установки контрольных мероприятий и требования применяемых при этом правил (стандартов). Государственный аудит как форма реализации государственного финансового контроля предполагает тщательную оценку деятельности организации через формирование мнения о достоверности и законности операций, либо через анализ достижения целей, поставленных перед организацией, и соответствия им результатов деятельности. Постановка тех или иных задач перед органами государственного аудита зависит от общих целевых установок, поставленных государством перед системой государственного финансового контроля, и от требований законодательства, в нашем случае бюджетного, и принятого механизма его реализации.

Материал главы, выносимый на защиту, включает следующие положения:

— обоснование необходимости формирования единых теоретических основ финансового контроля, независимо от его вида, государственного или негосударственного ;

— обоснование необходимости изменения методологии государственного финансового контроля, перехода на проведение аудита как основной формы контроля в государственном секторе;

— уточнение подходов к классификации видов, стадий, форм и методов государственного контроля и аудита;

— анализ формирования предпосылок перехода к государственному аудиту, направлений развития государственного сектора, моделей бюджетного финансирования, бюджетного учета и отчетности.

В главе 2 «СОСТ ОЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ И СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ» дана оценка современного состояния системы государственного финансового контроля в России и выделены направления ее развития. В рамках этого проведен анализ содержания бюджетной и административной реформы, их влияния на организационную структуру и методологию государственного контролясовременного состояния субъектов системы государственного финансового контроля, проблем и перспектив. Сделан вывод о том, что достаточно благополучная картина имеет место с проведением контрольных мероприятий в области предварительного контроля. Картина меняется при оценке' обеспеченности контрольными работниками такой стадии государст.

I «венного финансового контроля, как последующий контроль. На одного федерального контрольного работника здесь приходится пять организаций. Исходя из того, что контрольные мероприятия проводятся, как правило, группой контролеров в среднем по три-пять человек, на одну контрольную группу, по нашему расчету, будет приходиться в год по 15—25 организаций.

Сформулированы следующие предложения:

— привлечение независимых аудиторов для проведения последующего контроля в бюджетном секторе;

— одновременно с привлечением независимых аудиторов к государственному финансовому контролю за бюджетными учреждениями необходимо изменить цели и задачи данного контроляконтролер или аудитор в области государственных финансов должен комплексно оценивать деятельность организации или ведомства в целом, анализировать общие результаты его деятельности, показатели финансовой отчетности, их достоверность, соблюдение законодательстваформировать соответствующее мнение, доводить его до сведения утвержденных пользователей;

— обязательным в ходе контроля должно стать использование профессиональных стандартовпри этом профессиональные стандарты государственного финансового контроля могут основываться на уже применяемых общих аудиторских стандартах, с учетом внесения разделов по специфике функционирования государственного сектора.

В главе 3 «НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ И АУДИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА» развитие методологии государственного финансового контроля увязано с внедрением международных стандартов аудита. Основные принципы, содержащиеся в международных стандартах аудита, вполне применимы к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе. С точки зрения международных стандартов для аудита в государственном секторе достаточно важна точная фиксация задания и мандата аудитора. Вместе с тем, законодательные акты, на основании которых предоставляется мандат на проведение аудита, могут устанавливать характер, содержание и форму информации по результатам аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.

По международной практике аудиты правительственных органов и других субъектов государственного сектора проводятся как высшими органами аудита (счетными палатами), так и специализированными органами, назначенными в законодательном порядке, или практикующими независимыми аудиторами. Общие принципы и требования к контролю и применяемым процедурам в равной степени относятся ко всем данным контрольным органам и контролерам.

Материал главы, выносимый на защиту, включает следующие положения:

— обоснование необходимости стандартизации государственного финансового контроля и государственного аудита;

— обоснование возможности применения международных профессиональных аудиторских стандартов и российских национальных аудиторских стандартов всеми органами российской системы государственного финансового контроля;

— определение особенностей стандартизации аудита правительственных органов и прочих субъектов государственного сектора и возможностей их учета независимыми и государственными аудиторами.

В главе 4 «ОЦЕНКА МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ» проведены анализ международного опыта в организации национальных систем государственного финансового контроля и аудита и оценка путей его использования в России. Рассмотрен опыт функционирования моделей государственного контроля и аудита в Швеции, Германии, Великобритании, Франции, США, сделаны его обобщение и оценка возможностей использования в российской практике.

• Анализ показывает, что применение в системе государственного финансового контроля формы государственного аудита является процессом, необходимым и происходящим во всем мире, и представляет собой одно из направлений развития методологии контрольной деятельности в области государственных финансов. Такое направление развития контроля тесным образом связано с применением современных моделей и подходов финансирования расходов из бюджетов, процессом их унификации, оптимизации и совершенствования.

Таким образом, обобщение международного опыта в организации и функционировании моделей государственного финансового контроля в ведущих странах позволяет вывести некоторые рекомендации по совершенствованию российской аналогичной системы:

— необходимо введение ежегодного аудита финансовой отчетности крупных бюджетополучателейцелями такого аудита на первом этапе может быть оценка результатов деятельности, их достоверности, соблюдение законодательства, а затем — аудит эффективности деятельности и использования ресурсов;

— на уровне распорядителей и получателей бюджетных средств к государственному аудиту необходимо привлечь аудиторские фирмы, независимых аудиторов;

— для крупных бюджетополучателей допустимо проведение практики совместных проверок независимыми аудиторами под руководством государственного аудитора;

— необходимо воссоздание на новых принципах внутреннего аудита системы ведомственного контроля в рамках главных распорядителей бюджетных средств;

— необходимо распространить действие национальных аудиторских стандартов на органы государственного финансового контроля, для этого добавить в них разделы по особенностям аудиторских заданий в государственном секторе.

В главе 5 «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ПУТИ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В РОССИИ» сделана оценка современных направлений развития методологии государственного финансового контроля в России. Рассмотрены как общие подходы и требования к методологии государственного аудита, так и стандарты организации и проведения финансового аудита и аудита эффективности при их использовании в контроле государственного сектора экономики, перспективы их внедрения в российскую национальную практику государственного контроля.

Поскольку опыта проведения государственного аудита в России достаточно мало, исследование проведено по материалам международных стандартов аудита, в том числе в части их применения для аудита государственных организацийопыта регулирования государственного аудита и требований, установленных к нему в ведущих странах, в частности, широко использовались материалы Главного контрольно-бюджетного управления США и Государственной службы по аудиту Швеции. Использовались также материалы Счетной палаты РФ в части внедрения такого вида как аудит эффективности.

Материал главы, выносимый на защиту, включает следующие положения:

— государственный аудит как форма финансового контроля в государственном секторе предполагает серьезные изменения в методологии и методике проведения контрольных мероприятий;

— каждый из видов государственного аудита: финансовый аудит и аудит эффективности предполагает использование собственных методических приемов и особенности организации, оформления и проведения аудиторских проверок;

— на основе международного опыта и методических разработок ведущих зарубежных стран в области методики и организации государственного аудита можно выделить ряд их особенностей и требований по проведению;

— методические особенности государственного аудита включают специфику формирования мандата аудитора, возможности постановки перед аудитором особых целей и задач, полномочий аудитора в области проверки соблюдения специального законодательства, порядок оформления и представления результатов аудиторской проверки.

Научная новизна исследования заключается в системном анализе и оценке действующей системы государственного финансового контроля в России и международной практики и определения на их основе перспективных направлений построения прогрессивной системы государственного аудита в целях повышения эффективности управления государственными ресурсами с учетом реформы государственного сектора экономики, бюджетных учреждений и административных органов.

Научная новизна диссертационной работы сосредоточена в следующем:

• проведена оценка современных тенденций и направлений развития теории финансового контроля в государственном и негосударственном секторе и предложен системный подход к классификации аудита, определены место и роль аудита как наиболее глубокой и совершенной формы финансового контроля, в том числе в бюджетном секторе экономики;

• разработаны подходы по изменению методологии и организационной системы финансового контроля в бюджетном секторе на основе анализа современных тенденций развития российской экономики, субъектов государственного сектора и органов государственного финансового контроля, хода административной и бюджетной реформы;

• установлена необходимость более широкого внедрения аудита как эффективной формы государственного финансового контроля, его введения в практику контрольной работы на всех уровнях системы государственного контроля, последовательности внедрения направлений государственного аудита, от финансового аудита до аудита эффективности;

• проведена оценка действующей российской системы государственного финансового контроля на федеральном уровне, как с точки зрения его субъектов контрольных органов и подконтрольных организаций (государственных предприятий и учреждений), так и с точки зрения объектов контроля (результатов деятельности организаций, состояния бюджетного учета и отчетности), интересов пользователей финансовой информацией;

• разработаны предложения по изменениям в законодательную базу государственного финансового контроля, предложен вариант новой редакции статей Бюджетного кодекса РФ, касающихся системы контроля, проект Концепции развития государственного финансового контроля в России на среднесрочную перспективу;

• предложены подходы по разработке на основе анализа международного опыта профессиональных аудиторских стандартов единых для всех контролирующих субъектов системы государственного финансового контроля, области и принципы стандартизации процедур аудита в государственном секторе, составлена примерная структура таких стандартов, области регулирования, единые методологические основынаправления методики и стандартизации в области финансового аудита и аудита эффективности.

Системный подход к объекту исследования, рассмотрение его в развитии позволили предложить решение проблем государственного финансового контроля в новом аспекте, которые заключаются в организации аудиторского контроля за расходованием бюджетных средств и эффективным использованием государственного имущества с использованием стандартов, основанных на отечественном и зарубежном опыте.

К научной новизне относятся оценка действующей системы российского государственного финансового контроля и международной практики в этой области, анализ основных тенденций развития системы бюджетного финансирования и направлений реформы административных органов в целях повышения эффективности управления государственными ресурсами и имуществом. Исследование решает актуальную научную проблему, охватывающую теоретические и практические аспекты государственного финансового контроля, его методологию, методы и средства контрольной деятельности в государственном секторе экономики.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании предложений по реализации современных теоретических и методологических концепций модели построения и развития современной системы государственного финансового контроля и государственного аудита, отвечающей создавшимся условиям экономики России.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что в работе сформулированы методологические основы и конкретные предложения по возможной концепции развития системы государственного финансового контроля, внедрения методики государственного аудитафинансового аудита и аудита эффективности деятельности субъектов государственного сектора экономики. Обоснована необходимость совершенствования и реформирования не только системы непосредственных получателей бюджетных средств, бюджетного учета и государственной финансовой отчетности, принципов формирования информации о результатах расходования государственных ресурсов, но и механизма контроля, как необходимого элемента оценки эффективности вложения средств в государственный сектор экономики.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что положения и выводы диссертации могут быть использованы в практике работы государственных органов управления для совершенствования и развития законодательного и нормативно-методического обеспечения системы финансового контроля в государственном секторе экономики. На основании результатов исследования могут быть сформированы основы концепции развития государственного финансового контроля в России и выработана оптимальная модель организации и построения системы контрольных органов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях при разработке проблем теории и методологии финансового контроля и государственного аудита, определения сущности и методических особенностей финансового аудита и аудита эффективности.

Предложения автора направлены на достижение в процессе контроля комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности учреждений и предприятий государственного сектора, формирования независимого мнения государственного или негосударственного аудитора о показателях финансовой отчетности, результатах деятельности организаций, качестве и результатах использования предоставленных им государственных ресурсов. Разработанные методологические и методические предложения могут быть использованы субъектами Российской Федерации для подготовки собственных концепций развития региональных систем государственного аудита.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы:

1. В практике работы государственных органов управления:

— для совершенствования и развития законодательного и нормативно-методического обеспечения системы финансового контроля в государственном секторе экономики;

— для формирования Концепции развития государственного финансового контроля в России и выработки оптимальной модели его организации и построения системы контрольных органов;

— для развития органов государственного финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации, формирования принципов и методологии осуществления финансового контроля за использованием средств региональных и местных бюджетов.

2. В научных исследованиях: при разработке проблем теории и методологии финансового контроля и государственного аудита, определении сущности и методических особенностей финансового аудита и аудита эффективности.

3. В практике комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности учреждений и предприятий государственного сектора экономики, формирования нёзависимого мнения аудитора о показателях их финансовой отчетности, «результатах деятельности, качестве использования предоставленных государственных ресурсов.

4. В учебном процессе высших учебных заведений: в разработке и преподавании учебных дисциплин «Финансы» и «Аудит», а также специальных дисциплин — «Контроль и ревизия», «Государственный финансовый контроль» и других.

Предложения автора могут быть использованы Министерством финансов Российской Федерации и Счетной палатой Российской Федерации для их учета при подготовке изменений в законодательные акты в части определения направлений реформирования системы государственного финансового контроля, что позволит органично вписать контрольную систему государственного сектора в рамки общих тенденций экономического развития страны и будет способствовать более быстрому продвижению экономики по пути повышения эффективности государственного управления в целом и эффективности бюджетных расходов в частности.

Научные положения, сформулированные автором в диссертационной работе, могут являться базой для дальнейших научных исследований по тематике построения и функционирования государственного финансового контроля, дальнейшего совершенствования его методологии, применяемых форм, целевых установок и решаемых задач, обуславливают актуальность и необходимость дальнейших углубленных научно-практических разработок в области контроля за использованием бюджетных средств.

Публикации и апробация основных результатов работы. Исследование проведено в соответствии с научным направлением, разрабатываемым Академией бюджета и казначейства Министерства финансов РФ в области государственной финансовой и бюджетной политики, механизма исполнения бюджетов и контроля за эффективным и рациональным использованием государственных средств и государственной собственности.

Основные положения диссертации, методические и практические выводы были доложены и получили одобрение при реализации проекта Национального фонда подготовки кадров № 4100 «Управление государственным бюджетом», курс «Государственный финансовый контроль» (Москва-Вашингтон — 1998 г., Санкт-Петербург — 1999 г., Новосибирск — 1999 г.) — при обсуждении на «круглом столе» «Направления совершенствования бюджетного законодательства в условиях реформирования бюджетной сферы России», проводимом Центром исследования финансовых проблем Финансовой Академии при Правительстве РФ (сентябрь 2005 г.) — на Пятом Конгрессе бухгалтеров и аудиторов России «Учет, налоги и аудит 2005», на конференции «Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в бюджетных учреждениях» (декабрь 2005 г.).

Сформулированные в диссертации положения и рекомендации использованы автором при формировании учебно-методических программ таких дисциплин, как «Аудит», «Международные стандарты аудита», «Контроль и ревизия». Научные положения диссертации использовались автором в учебном процессе при преподавании дисциплин «Аудит» и «Контроль и ревизия» в Академии бюджета и казначейства.

Важнейшие положения исследования вошли в основу спецкурса, преподаваемого слушателям Института повышения квалификации Академии бюджета и казначейства (справка от 25.03.2005 г.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2004. — 264с.
  2. С. А. Особенности национального государственного финансового контроля / / Финансовый контроль. 2002. — № 5(8). — С. 58−61.
  3. С. А. Эффективная защита государственных финансов / / Финансовый контроль. 2002. — № 6(9). — С. 28−31.
  4. Н. Ревизии подлежат / / Экономика и жизнь. 1996. — № 32. — С. 4.
  5. Р. Основы аудита / Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.-398с.
  6. Е. И. Совершенствование организации и повышение эффективности государственного финансового контроля. / / Финансы и кредит. -2004. № 22 — октябрь. — С. 14−22.
  7. Е. И., Башкайкина Н. А. Государственный финансовый контроль и становление аудита эффективности использования бюджетных средств / / Финансы и кредит. 2004. № 20. — С. 24−31.
  8. А. О. Задачи и методы финансового контроля. М.: Финансовое издательство НКФ СССР, 1925. -31с.
  9. А. Г. Правовые основы финансового контроля / / Финансы. — 1999. -№ 12.-С. 62−64.
  10. С. А., Дадашев А. 3. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля / / Финансы. — 2002. — № 4. -С. 59−63.
  11. С., Дадашев А. Общегосударственный финансовый контроль: Проблемы организации / / Экономист. 2002. — № 6. — С. 64−71.
  12. Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации: История создания. Дела и люди. Перспективы развития / Сост. И. П. Никулин, Д. И. Саморуков, Н. С. Столяров. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2001.-96с.
  13. Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации: Кто есть кто в контрольно-счетных органах России / Сост. И. П. Никулин, Д. И. Само-руков, Н. С. Столяров. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2002. 120с.
  14. Аудит: Учебник / Под ред. П. В. Черноморда, А. А. Каракова М.: Российская экономическая академия, 2003. — 364с.
  15. Аудит: Учебное пособие / Ю. А. Данилевский, С. М. Шапигузов, Н. А. Ремизов, Е. В. Старовойтова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. — 544с.
  16. Аудит в России: Законодательство. Стандарты / Под ред. Ю. А. Данилевского. М.: Инвест Фонд, 1994. — 192с.
  17. Аудит Монтгомери / Ф. JI. Дефлиз, Г. Р. Дженик, В. М. О’Рейлли, М. Б. Хирш / Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 542с.
  18. Аудит эффективности использования государственных средств: Сборник материалов Российско-Канадского семинара. СПб., 2004. — 239с.
  19. Аудит эффективности: опыт, проблемы, перспективы: Материалы «круглого стола» седьмого Петербургского международного экономического форума / Под ред. С. В. Степашина и С. А. Агапцова. — М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2003. — 112с.
  20. Аудиторская палата России. М., 2001. — 48с.
  21. Аудиторский словарь / Под ред. В. Я. Соколова. М.: Финансы и статистика, 2003.- 192с.
  22. М. П. Взаимосвязь аудита эффективности и финансового анализа / / Финансовый контроль. 2003. — № 10. — С. 50.
  23. Е. Новый уровень государственного финансового контроля / / Налоги. 2004. — № 7. — С. 1.
  24. Ахмедова 3. М.-Т., Герасимов В. М. Парламентский финансовый контроль. -' М.: Финансы и статистика, 2004. 128с.
  25. А. А. Контрольно-ревизионному управлению Минфина 80 лет: Страницы истории. -М., 2003. 80с.
  26. А. А. Эффективный контроль эффективная экономика: Финансовый контроль / / Бюджет. — 2002. — № 1. — С. 38−39.
  27. А. А., Данилевский Ю. А. Контрольно-ревизионной службе Мин- • фина РФ 80 лет / / Бухгалтерский учет. — 2003. — № 9. — С. 3−5.
  28. Т. Н., Нитецкий В. В., Абдуллаев Н. А. и др. Учет и аудит на государственных унитарных предприятиях: Учебное пособие. М.: Дело, 2004.
  29. В. Независимый финансовый контроль (аудит) во Франции / / Контроллинг. 1991.-№ 4.-С. 118−124.
  30. И. А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. — М.: Финансы и статистика, 1989. 256с.
  31. Н. Т. Аудит: Учебник. К.: Знания, КОО, 2000. — 769с.
  32. Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1992. 368с.
  33. А. И. Вопросы координации контрольной деятельности органов Федерального казначейства в условиях реформирования системы исполнительной власти в Российской Федерации / / Финансы и кредит. — 2004. -№−29.-С. 46−50.
  34. М. Финансовый контроль стержень экономической политики / / Бюджет. — 2003. — № 4−5. — С. 42−45.
  35. И. А., Титов К. С. Организация работы инспектора государственных доходов. М.: Госфиниздат, 1950. — 63с.
  36. В. В. Аспекты стандартизации государственного финансового контроля / / Финансы и кредит. 2003. — № 18. — С. 2−8.
  37. В. В. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность / / Аудиторские ведомости. 2001. — № 9. — С. 50−53.
  38. В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.392с.'
  39. В. В. Контроль финансовой безопасности России / / Финансовый бизнес.-2002.-№ 5.-С. 10−17.
  40. В. В. Об этике и принципах финансового контроля / / Финансы. — 2001.-№ 6. -С. 59−62.
  41. В. В. О вопросах стандартизации государственного финансового контроля / / Финансовый бизнес. 2004. — № 2. — С. 64.
  42. В. О проблемах реформирования государственного финансового контроля / / Аудитор. 2000. — № 3. — С. 25−31.
  43. В. В. Основные условия государственной финансовой безопасности / / Экономист. 2001. — № 9. — С. 70−72.
  44. В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. — 496с.
  45. В. В. Система государственного финансового контроля: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.12 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, эконом, фак-т. -М.:РГБ, 2003.-544 с.
  46. В. В. Финансовый контроль в аспекте государственной экономической безопасности / / Финансы и кредит. 2003. — № 19(133). — С. 2−8.
  47. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Под ред. В. Д. Новодворской). М.: ИНФРА-М, 2003. -464 с.
  48. А. Я. Реформа государственного финансового контроля в Российской Федерации (вопросы теории и практики). М.: Издательство РАГС, 2003.- 149с.
  49. Бюджетная политика и бюджетная система России: итоги 2000−2003 гг. и задачи на перспективу. М.: МФ РФ, март 2004 г.
  50. Бюджетная политика 2006−2008 годов. М.: МФ РФ, август 2005 г.
  51. Бюджетная реформа в России: современный этап: Доклады и выступления на научно-практическом семинаре «Бюджетная реформа и проблемы совершенствования бюджетного законодательства России» (25 февраля 2003 г.). — М.: Финансовая академия, 2003. 184с.
  52. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (в ред. от 8.08.2001 г.). М.: Финансы и статистика, 2002. — 240с.
  53. А. А. Перспективы развития финансового контроля Счетной палаты РФ / / Финансовое право. 2004. — № 1. — С. 15.
  54. М. В. и др. Финансовый контроль: Учебное пособие / ВЗФЭИ. -М.: Экономическое образование, 1996.- 160с.
  55. Г. и др. Конкурсные госзакупки: Эффективность контроля за расходованием бюджетных средств / Г. Веденеев, А. Ефимов, Г. Кобзев / / Бюджет. 2003. — № 3. — С. 56−57.
  56. Ведомство генерального ревизора Канады: Руководство по проведению ревизий / / Контроллинг. 1992. — № 1. — С. 18−51.
  57. А. А. Операционный аудит-анализ. -М.: Перспектива, 1996. 127с.
  58. В. Процедуры государственного контроля / / Президентский контроль.-2001.-№- 4.-С. 4−9.
  59. А. А. Корпоративный финансовый контроль: Учебное пособие. — Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. 184с.
  60. В. Г. Европейская организация высших контрольных органов / / Контроллинг. 1991. — № 4. — С. 405.
  61. Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 198 / / Собрание законодательства РФ. 2004. — № 15.- Ст. 1490.
  62. Ю. М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. М.: Финансовый контроль, 2005. — 432 с.
  63. Ю. М. Государственный финансовый контроль в социальной сфере / / Экономист. 2001. — № 1. — С. 16−24.
  64. Ю. М., Мешалкина Р. Е. Стандартизация финансового контроля: Россия и мировой опыт. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2003.-160с.
  65. Всероссийская научно-практическая конференция «Финансовый контроль и управление экономикой» / Под ред. С. В. Степашина, С. А. Агапцова. — М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2004. 88с.
  66. Вторая конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации / Сост. И. П. Никулин, Д. И. Саморуков, Н. С. Столяров. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2002. — 160с.
  67. Глоссарий терминов по международным стандартам финансовой отчетности и аудита. М.: ICAR Publishing, 2002. — 79с.
  68. Н. Правовое поле финансового контроля // Финансовый контроль. -2002.-№−6(9).-С. 62−63.
  69. А., Морукова А. Формирование единой системы государственного контроля // Вопросы экономики. — 2004. № 1. — С. 85.
  70. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие / Под ред. Г. Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 303с.
  71. Государственные финансы России: XIX — первая четверть XX века: Учебное пособие / Под ред. И. В. Караваевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 304с.
  72. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов / С. В. Степашин, Н. С. Столяров, С. О. Шохин, В. А. Жуков. СПб.: Питер, 2004. -557с.
  73. Государственный финансовый контроль в социальной сфере и науке / Под ред. Ю. М. Воронина- Счетная палата РФ. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2003. — 128с.
  74. Государственный финансовый контроль на защите финансовых прав граждан (интервью с заместителем Министра финансов Российской Федерации А. Ю. Петровым) / / Финансы. 2000. — № 10. — С. 3−8.
  75. Е. Ю. и др. Финансовый контроль: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 272с.
  76. Т. В. Бюджетный контроль: приоритеты и перспективы / / Бухгалтерский контроль в бюджетных и некоммерческих организациях. 2003. — № 14.-С. 18−30.
  77. Е. М. Аудит: концепция, проблемы, стандарты. М.: Современная экономика и право, 2000. — 80с.
  78. Е. М. Об оценке эффективности в задачах государственного финансового контроля / / Аудитор. 2004. — № 8. — С. 20.
  79. Ю. А. Аудит: организация и методика проведения. М.: Бухгалтерский учет, 1992. — 78с.
  80. Ю. А. Бюджетный кодекс и финансовый контроль / / Бухгалтерский учет. 1998. — № 12. — С. 7−9.
  81. Ю. А. Государственные контрольные финансовые органы за рубежом//Финансы. 1993.-№−7.-С. 61−63.
  82. Ю. А. Основы аудита: Учебное пособие. М.: Финстатин- '< форм, 1995.-80с.
  83. Ю. А. Проблемы государственного финансового контроля и аудита в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.0010 / Всерос. заочн. фин.-эконом. ин-т. -М.: ВЗФЭИ, 1993.
  84. Ю. А., Овсянников JI. Н. Государственный финансовый контроль в России: К 200-летию Министерства финансов России / / Бухгалтерский учет.-2002.-№- 16.-С. 3−5.
  85. Ю. А., Овсянников JI. Н. Государство и финансовый контроль. Научное издание / Минфин РФ, НИФИ. М.: Финпол, 2003. — 247с.
  86. Ю. А., Овсянников JI. Н. Насущные проблемы финансового контроля / / Бухгалтерский учет. 2002. — № 3. — С. 62−64.
  87. Ю. А., Овсянников JI. Н. Финансовый контроль: нарушения и наказания / / Бухгалтерский учет. 2004. — № 3. — С. 60.
  88. Ю. А., Овсянников Л. Н. Финансовый контроль: основные направления развития / / Бухгалтерский учет. 2004. — № 24. — С. 6−7.i
  89. Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита / Пер. с англ.1.■-
  90. . С. А. Стукова. М.: Финансы и статистика, 1992. — 240с.
  91. Н. П. Государственный финансовый контроль в реализации федеральных целевых социальных программ. М.: Медицина, 2000. — 176с.
  92. Н. П. О подходах к реформированию системы государственного финансового контроля / / Российский экономический журнал. 2000. -№−11−12.-С. 79−80.
  93. И. С. Практика контроля текущего финансирования расходов / / БиНО: Бюджетные учреждения. 2002. — № 12. — С. 26−37.
  94. В. А. Государственный финансовый контроль. — М., 1999. 386с.
  95. В. А. Черт не дремлет, когда Бог спит: О нравственной основе государственного финансового контроля / / Финансовый контроль. 2003. — № 1. — С. 96−99.
  96. В. А., Синева Е. Теоретические и практические аспекты аудита эффективности / / Финансовый контроль. 2004. — № 12. — С. 32−35.
  97. В. Высший контрольный орган Франции суд счетов / / Контроллинг. — 1991.-№ 3. — С. 35−38.
  98. А. И. Счетные палаты ФРГ: правовые основы и принципы деятельности / / Государство и право. 1998. — № 3. — С. 94.
  99. Д. Финансовый контроль. М.: Финансы и статистика, 1998. — 256с.
  100. История финансового законодательства России: Учебное пособие. — М., Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ" — ИЦ „МарТ“, 2003. 256с.
  101. Ю. М. Организация финансового контроля в переходный период к рыночной экономике. -М.: Финансы и статистика, 1991. 160с.
  102. . Ф. Институциональное развитие системы органов финансового контроля России. Исторический аспект / / Финансы и кредит. 2004. — № 3.- С. 66−78.
  103. . Ф. Институциональное развитие системы органов финансово-хозяйственного контроля России / / Финансы и кредит. 2003. — № 23. -С.85−96.
  104. . Ф. Концепция государственного контроля в Российской Федерации / / Финансы и кредит. 2004. — № 20. — С. 32−41.
  105. К формированию системы общегосударственного финансового контроля в России (материалы „круглого стола“) / / Вопросы экономики. 2002. -№−7.-С. 152−157.
  106. Т. В. Принцип системности финансового контроля и механизм его реализации / / Финансы. 2002. — № 8. — С. 70−71.
  107. Д. Р. Стандарты и нормы аудита / Пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.-527с.
  108. Г., Шелюто Ф. Высшие контрольные органы Канады / / Контроллинг. 1991. — № 4. — С. 53−65.
  109. Комментарий к Федеральному закону „О Счетной палате РФ“ / Под общ. ред. С. В. Степашина. М.: Издательский дом „Финансовый контроль“, 2002. — 264с.
  110. Компьютерный аудит: Практическое пособие / Под ред. В. И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  111. Контрольно-счетные органы Российской Федерации (в вопросах и ответах) / А. В. Коровников, Н. С. Столяров, К. В. Сурков, В. И. Шлейников / Под общ. ред. С. В. Степашина. М.: Издательский дом „Финансовый контроль“, 2001. — 152с.
  112. Г. А. Контрольные проверки, или кого и что вправе проверять органы государственного контроля. -М.: Бератор, 2004. 136с.
  113. Ю. В. Государственный финансовый контроль: проблемы и решения / / Финансы. 1997. — № 8. — С. 3.
  114. Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. — М.: Информационно-издательский дом „Филинъ“, 2000. 384 с.
  115. В. С. Реализация принципов бюджетной системы РФ в финансовом контроле / / Финансы и кредит. 2004. — № 10 — май. — С. 49.
  116. А. В. Аудиторская деятельность в РФ: законодательная и нормативная база, аттестация, лицензирование, отчетность и контроль качества: Учебное пособие. М.: Финансовая газета, 2003. — 272с.
  117. А. В. Два направления финансового контроля два юбилея с расстоянием в 70 лет / / Консультант. — 1998. — № 24. — С. 56−69.
  118. А. В. Государственный финансовый контроль: принципы организации, программы и порядок проведения: Сборник. -М.: Финансовая газета, 2000. 208с.
  119. А. В. Закон об аудите в действии. 2-е изд., с изм. и доп. М.: Издательство „АиН“, 2002. — 104с.
  120. А. В. Мера ответственности / / Президентский контроль. 2001. -№−5.-С. 3−8.
  121. А. В. Проведение ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России (комментируется приказ Минфина России от 14.04.00 г. № 42н) / / Консультант. 2000. — № 14. — С. 77−78.
  122. А. В. Регулирование аудиторской деятельности: Сборник нормативных документов. М.: Бухгалтерский бюллетень, 1996. — 176с.
  123. А. В. Сущность, организация и перспективы государственного финансового контроля в Российской Федерации. — СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2001.-245с.
  124. А. М. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами. М.: КомКнига, 2005. — 556 с.
  125. Д. О. Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля / / Финансы. 2002. — № 8. — С. 31−33.
  126. В. Контроль XXI века / / Финансовый контроль. 2002. — № 11(13). -С. 68−70.
  127. Д. А. Функции финансовой ответственности / / Финансовое право. 2004. — № 1. — С. 22.
  128. Ш. М. Развитие бюджетно-финансового контроля в России / / Экономический вестник. 1998. — № 1. — С. 69−76.
  129. JI. А. О современной доктрине российского государственного контроля / / Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2004. — № 1. — С. 30−37.
  130. О. С. Интеграция аудита и государственного финансового контроля / / Финансист. 1998. — № 11—12. — С. 52−57.
  131. А. Финансовый контроль за Китайской стеной // Финансовый контроль. 2002. — № 2(5). — С. 60−64.
  132. В. Эффективность финансового контроля за расходованием бюджетных средств / / Финансовый бизнес. 2001. — № 8. — С. 12—14.
  133. И. С., Лакис В. И. Ревизия в системе экономического контроля. М.: Финансы и статистика, 1988. — 224с.
  134. Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора / Международная Федерация Бухгалтеров. М., 2001. — 335с.
  135. М. В. и др. Ревизия и контроль: Учебное пособие / Финансовая академия при Правительстве РФ / Под ред. М. В. Мельника. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. — 520с.
  136. М. В., Пантелеев А. С. Ревизия и контроль: Тесты и задачи: Учебное пособие / Под ред. М. В. Мельник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. -264с.
  137. Р. Е. Зачем государству эффективно функционирующий централизованный финансовый контроль / / Федерализм. 2004. — № 4. — С. 31−47.
  138. Р. Е. Теоретические вопросы государственного финансового контроля / / Финансы. 2003. — № 12. — С. 53.
  139. Р. Е. Финансовый контроль использования бюджетных средств в социальной сфере / / Финансы. 2001. — № 10. — С. 56−58.
  140. В. А. Финансовый контроль: проблемы и перспективы / / Бухгалтерский учет. 1996. — № 7. — С. 30−32.
  141. В. В. Организация и анализ деятельности контрольно-счетного органа субъекта РФ / Под ред. Н. Г. Горазеева. Рязань, 2001. — 198с.
  142. В. Н. Статистические методы и планирование казначейского кон1."троля / / Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.-2004.-№- 15.-С. 23−25.
  143. В. Н. Уровень бюджетной дисциплины и качество казначейского контроля / / Финансы и кредит. 2004. — № 26 — ноябрь. — С. 35−39.
  144. В. А. О парламентских и государственных контрольно-ревизионных органах ФРГ / / Контроллинг. 1991. — № 2. — С. 56−69.
  145. Ю. Н. Государственный контроль в развитых капиталистических странах / / Контроллинг. 1991. — № 2. — С. 52−55.
  146. Д. В. Государственный финансовый контроль в России и реформы В.А. Татаринова / / Финансы. — 2003. № 2. — С. 72−75.
  147. Д. В. 350 лет государственному финансовому контролю России / / Финансовый контроль. 2005. — № 1. — С. 26−29.
  148. Об утверждении Положения о Главном управлении государственного финансового контроля города Москвы: Постановление Правительства Москвы от 2 апреля 2003 года № 290−1111, Прил. / / Вестник Мэрии и Правительства Москвы. 2003. — № 27. — С. 10−13.
  149. JT.H. Государственный финансовый. / / Президентский контроль. -2003. -№ 10.-С. 34−40.
  150. JI. Н. Государственный финансовый контроль: нужен единый закон / Комментарий С. Шахрая / / Президентский контроль. 2005. — № 1. -С. 28−36.
  151. JI. Н. О казусах терминологии и реалиях контроля / / Президентский контроль. — 2004. № 9. — С. 31−37.
  152. JI. Н. Финансовый контроль как система / / Финансы. — 2000. — № 12.-С. 66−69.
  153. JI. Н. Этический кодекс / / Президентский контроль. — 2002. -№ 12. С. 3−9.
  154. А. Госфинконтроль: взгляд изнутри // Бюджет. 2003. — № 10. — С. 34.
  155. С. Ю. Полномочия Росфиннадзора четко определены / / Финансы.-2005.-№- 1.-С. 8−11.
  156. Палата аудиторов: Организация профессионального самоуправления аудиторов и присяжных ревизоров бухгалтерских книг. М., 2002. — 43с.
  157. В. Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране / / Финансы. 2002. — № 5. — С. 56−60.
  158. В. Г. Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства. / / Российский экономическйй журнал. 2002. — № 5−6. — С. 17−23.
  159. М. Р. Методы финансового контроля за использованием средств общественного сектора / / Вестник Московского Университета. — Сер.6 Экономика. 2003. — № 5. — С. 92.
  160. А. Г. Большой англо-русский финансово-экономический словарь: около 80 000 слов и выражений / Под ред. В. И. Осипова. 2-е изд., испр. -М.: Экзамен, 2003. 960с.
  161. Г. Государственный финансовый контроль и управление собственностью субъекта федерации / / Федерализм. — 2004. № 2. — Февраль. — С.115.
  162. В. И. Постатейный комментарий. Федеральный закон „Об аудиторской деятельности“: Практическое пособие / В. И. Подольский. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 144с.
  163. В.И. и др. Стандарты аудиторской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В. И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 286с.
  164. М. Об органах контроля Великобритании / / Контроллинг. 1991. -№ 3. — С. 39−42.
  165. Правила профессиональной этики аудиторов Швеции / / Контроллинг. — 1991.-№−2.-С. 65−71.
  166. Правила (стандарты) аудиторской деятельности / Сост. и авт. введения Н. А. Ремизов. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. — 384с.
  167. Правительство Российской Федерации. Постановление от 7 апреля 2004 года № 198. Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора / / Финансовый бизнес. 2004. — № 3. — С. 73.
  168. Правительство Российской Федерации. Постановление от 15 июня 2004 года № 278. Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора / / Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2004. — № 14. — С. 52−54.
  169. Президент Российской Федерации. Указ № 477. О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета / / Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. — 1997. — № 7.-С.З.
  170. . Г. Каким быть финансовому контролю в России / / Аудитор. 2004. — № 1. — С. 3.
  171. В. А., Балашов Г. В. Государственный финансовый контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета на образование: Практическое пособие / Под ред. П. В. Черноморда. — М.: Экономическое образование, 2000. — 116с.
  172. С. Е. Российское казначейство в бюджетном процессе / Саратовский государственный социально-экономический университет. — Саратов, 2002.- 176с.
  173. Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Место и роль финансовых органов субъектов РФ в процессе реформирования: Сборник материалов рабочего совещания / Минфин России, ГУФК.-М., 2004.-95с.
  174. Дж. Аудит. / Пер. с англ. М.: KPMG, Аудиторская фирма „Контакт“, 1993. — 496с.
  175. В. М. О системном подходе к организации финансового контроля в России / / Финансы и кредит. 2003. — № 3. — С. 2−9.
  176. В. М. Финансовый контроль: Учебник. — М.: ФБК-ПРЕСС, 2002.-320с.
  177. В. М., Баятова И. М. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях: Учебник / Под ред. В. М. Родионовой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003!-232с.»
  178. В. М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: Учебник для вузов / Финансовая академия при Правительстве РФ- Ассоциация контрольно-счетных органов РФ. М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. — 319с.
  179. А. Н. Автоматизация аудита. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. — 336с.
  180. С. Н. Аудит эффективности государственных расходов в современной практике финансового контроля / / Финансы. 2003. — № 4. — С. 54−56.
  181. С.Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов: Монография. М.: Наука, 2004. -284 с.
  182. С. Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов современная форма финансового контроля / / Бюллетень Счетной палаты РФ. — 2004. — № 11. — С. 3−9.
  183. . М. Финансовый контроль парламентов в зарубежных странах и в РФ / / Финансы. 2002. — № 5. — С. 66−67.
  184. А. Н. Аудит эффективности в государственном финансовом контроле: Научно-методическое пособие. — М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2004. 144 с.
  185. Г. Бюджетный кодекс правовая база финансового контроля / / Финансовый контроль. — 2002. — № 3(6). — С. 48−51.
  186. А. Н. Учет и контроль / / Финансовый контроль. 2003. -№−9.-С. 62−70.
  187. В. В. Контроль за использованием средств федерального бюджета / / БиНО: Бюджетные учреждения. 2004. — № 10. — С. 26−33.
  188. Е. Н. Модельный ключ к построению единой системы внешнего государственного контроля / / Финансы и кредит. 2004. — № 19. — С. 4548.
  189. В. В. Аудит: методология и организация. М.: Дело и Сервис, 1998. -576с.
  190. И. К формированию системы общегосударственного финансового контроля в России: Материалы «круглого стола», 26.12.01 г. // Вопросы экономики. 2002. — № 7. — С. 152−157.
  191. Я. В. О независимом финансовом контроле в России на рубеже веков / / Аудиторские ведомости. — 1999. — № 8. — С. 52—59.
  192. А. Д. Государственный контроль в бюджетной сфере России и зарубежных стран. М.: МЗ Пресс, 2004. — 250с.
  193. А. Д. Парламентский контроль за исполнением Государственного бюджета: Монография. Элиста: АПП «Джангар», 1998. — 150с.
  194. А. Д. Финансовый контроль в бюджетном процессе на современном этапе. Правовое положение Счетной палаты Российской Федерации. Монография. Элиста: АПП «Джангар», 1998. — 317с.
  195. Р. Г. Бюджетный контроль в Российской Федерации: Учебное пособие. -М.: Издательство СПбГУЭФ, 1998. 127с.
  196. Стандарты аудиторской деятельности: Англо-русский словарь аудиторских и бухгалтерских терминов. М.: ИКЦ «ДИС», 1997, вып. 5. — 144с.
  197. Стандарты аудиторской деятельности: Учебное пособие /В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова / Под ред. В. И. Подольского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  198. В. Финансовый контроль и основные полномочия Счетной палаты РФ / / Налоги. 2004. № 37. — С. 8−9.
  199. С. В. Кто проверит государство / / Российская газета. 2004. -№−68.-С. 1.
  200. С. В. Российские особенности финансового контроля / / Экономика и жизнь. 2003. — № 23. — С. 2−3.
  201. Е. С. Совершенствовать финансовый контроль / / Финансы. — 2002.-№ 12.-С. 5−7.
  202. С. А., Ремизов Н. А. Аудит. Современная методика: Проверка разделов отчетности согласно МСА и федеральным ПСАД / Под ред. Н. А. Ремизова. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. — 240с.
  203. М. А. Контроль за обязательствами федерального бюджета в настоящем и будущем / / БиНО: Бюджетные учреждения. 2002. — № 12. — С. 22−25.
  204. . Финансовое управление и финансовый контроль в России на рубеже XIX—XX вв.еков / / Президентский контроль. 2004. — № 8. — С. 33−41- - № 9. — С. 38−45- - № 10. — С. 36−42- -№ 11.-С. 33.
  205. А.А. Аудит: законодательные решения. М.: Финансы и статистика, 2003. — 608с.
  206. А. А. Контроль и аудит: основные методические приемы и технология. М.: Финансы и статистика, 1998. — 208с.
  207. Титова JL Н., Синельникова О. П. Аудит эффективности бюджетных средств новая форма финансового контроля / / БиНО: Бюджетные учреждения. — 2004. — № 10. — С. 19−21.
  208. JI. Н., Синельникова О. П. Аудит эффективности бюджетных средств и в сфере образования / / БиНО: Бюджетные учреждения. 2004. -№−10.-С. 22−25.
  209. Толковый словарь аудиторских, налоговых и бюджетных терминов / Под ред. Н. Г. Сычева, В. В. Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2001. 272с.
  210. Третья конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации: Материалы конференции / Сост. И. П. Никулин, Д. И. Самору-ков, Н. С. Столяров. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2002. — 40с.
  211. Управление государственным бюджетом. Модуль В «Электронные системы бухгалтерского учета и контроля»: Учебное пособие / Семинар дистанционного обучения. Проект НФПК. Подгот. Баренц Групп, JIJIC для НФПК 7 июня-25 июня 1999 г.-М.: НФПК, 1999.
  212. Федеральная счетная палата Германии / / Контроллинг. 1994. — № 2. -С. 41−72.
  213. Д. Ю. Аудит унитарных предприятий: Практическое пособие / Под ред. В. И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 185с.
  214. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов / Под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 1168с.
  215. Финансовый контроль / / Бюджетные организации. Экономика и учет. — 2002. — № 1.-С. 37−39.
  216. Финансовый контроль: зеркало теории / / Финансовый контроль. 2002. — №−9(11).-С. 62−73.
  217. Финансовый контроль в СССР / Н. Н. Ровинский. М.: Госфиниздат, 1947. -242с.
  218. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 512с.
  219. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт-М, 2002. — 543с.
  220. Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2003. 512с. I
  221. Финансы социалистических государств: Учебное пособие / Под ред. Э. А. Вознесенского. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 1982. 296с.
  222. JI. Государственный интерес в системе контроля / / Финансовый контроль. 2002. — № 1(4). — С. 26−29.
  223. В. А., Лепешкин А. В. Финансовый контроль как функция управления / / Бюллетень Счетной палаты. 2004. — № 2. — С. 100.
  224. В. С. Государственный финансовый контроль: проблемы эффективности / / Финансовое право. 2004. — № 3. — Март. — С. 8.
  225. В. Контроль объективная категория материального мира // Финансовый контроль. — 2002. — № 6(9). — С. 32−35.
  226. С. Финансовый контроль в XXI веке / / Налоги. 2004. — № 12. -С. 1.
  227. А. Д., Суйц В. П. Аудит: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004.-410с.
  228. Т. Г., Городилов М. А. Аудит: теория и практика применения международных стандартов: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.- 160с.
  229. М. С. Финансовый контроль и аудит: Учебное пособие. Мн.: Вышэйшая школа, 2001. — 495с.
  230. С. О. Вопросы финансового контроля в Бюджетном кодексе РФ / / Финансы. 1997. — № 10. — С. 5.
  231. С. О. Государственный финансовый контроль и аудит: сферы взаимодействия / / Аудиторские ведомости. 1997. — № 7. — С. 22.
  232. С. О. Институт независимого аудита и государственный финансовый контроль: Перспективы взаимодействия / / Аудиторские ведомости. -2002. № 7. — С. 21−25.
  233. С. О. Институт независимого аудита и государственный финансовый контроль / / Аудиторские ведомости. 2004. — № 7. — Июль. — С. 3.
  234. С. О. Методы финансового контроля / / Финансовые и бухгалтерские консультации. 1997. — № 8. — С. 80.
  235. С. О. Нужен закон о государственном финансовом контроле / / Финансы. 1997. — № 9. — С. 56.
  236. С. О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 1999. — 352с.
  237. С. О., Воронина Л. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: Научно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 1997. 240с.
  238. Financial report and audited financial statements of UNESCO for the financial period ended 31 Dec. 1993 and report by the external auditor. -1994.
  239. Financial report and audited financial statements relating to the accounts of UNESCO for the financial period ended 31 december 1993, and report by the external auditor (twenty-eighth session, Paris, 1995).
  240. Role of internal audit in government financial management: an international perspective/ J. Diamond. -S.I.: International monetary fund, 2002. -35 p.
  241. The Role of internal audit in government financial management: an international perspective Fiscal affairs dep.- Prep, by Jack Diamond Washington.: Intern, monetary fund, 2002.
  242. The 8th European conferencen information systems security, control & audit -the impact on management, September 6−8, 1993, City Conference Center, Norra Latin.
  243. Poisson, Michel Audit et collectivites territoriales Michel Poisson Paris: Presses univ. de France, 1989.
  244. Jones, Reginald Local government audit law By Reginald Jones London: H.M.1. Stat, off., 1985.1. Интернет — ресурсы:
  245. ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО1. КОНТРОЛЯ
  246. Финансовый контроль — необходимый элемент процесса управления, оценивающий через и с помощью финансового механизма степень реализации целей и задач управления, достоверность и полноту получаемых результатов.
  247. Государственный финансовый контроль — финансовый контроль со стороны государственных или уполномоченных государством органов в целях оценки полной и эффективной реализации государственной политики в области управления государственными финансами.
  248. Принципы финансового контроля — условия, не соблюдение которых делает финансовый контроль невозможным, не адекватным, предвзятым.
  249. Независимость финансового контроля — отсутствие условий внешнего или внутреннего (со стороны проверяемой организации) воздействия или давления на контролера (аудитора).
  250. Объективность финансового контроля — как следствие независимости и соответствия профессионального уровня контролера (аудитора) поставленным целям и задачам контроля.
  251. Требования по проведению финансового контроля — такие правила, соблюдение которых в ходе проверок обеспечат высокое (надлежащее) качество контрольных мероприятий, их результативность.
  252. Этические нормы финансового контроля — нормы поведения и общения контролера (аудитора) и администрации подконтрольного субъекта в ходе контрольных мероприятий.
  253. Аудит современная углубленная, наиболее зрелая форма финансового контроля, как не государственного (коммерческого), так и государственного.
  254. Аудит — форма финансового контроля, обеспечивающая комплексную целевую оценку результатов деятельности подконтрольного субъекта, подразумевающая формирование общего мнения и ответственность контролера (аудитора) и публичность результатов.
Заполнить форму текущей работой