Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обоснование приоритетов регионального развития российской экономической системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аргументирована необходимость разработки пакета нормативно-законодательных актов, ориентированных на ускорение процессов формирования региональной политики, решение приоритетных, преимущественно социально-экономических и экологических задач территориального развития. Предметом обновленной нормативно-правовой регламентации являются содержание и формы правового регулирования деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. Региональное развитие как объект анализа. Теоретический и методологический аспекты
    • 2. Оценка приоритетов регионального развития экономики
    • 3. Предлагаемая типология регионов
    • 4. Индикаторы социально-экономического состояния регионов. Концепция выбора приоритетных проблем регионального экономического развития
  • ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. Соотношение централизации и децентрализации управления в социальных и экономических системах
    • 2. Правовое обеспечение региональной экономической политики. Федеральное и региональное законодательство
    • 3. Общие постулаты управления и институциональные преобразования. Управление региональной собственностью
    • 4. Особенности и организационно-правовые основы формирования новой системы межрегиональных отношений
  • ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. Финансовая самостоятельность регионов как приоритет экономической политики России
    • 2. Проблемы формирования региональных бюджетов и их взаимоотношений с федеральным бюджетом
    • 3. Приоритетные задачи повышения инвестиционной активности в регионах России
    • 4. Региональные сегменты российского фондового рынка. Становление рынка региональных и муниципальных ценных бумаг
  • ГЛАВА 4. НОВЫЕ УСЛОВИЯ И УРОВЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
    • 1. Трансформация представлений о производственной системе региона в процессе приватизации
    • 2. Региональные интересы и государственный сектор экономики
    • 3. Первоочередные задачи поддержки местного предпринимательства и малого бизнеса
    • 4. Региональные аспекты банкротства и санации предприятий
  • ГЛАВА 5. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
    • 1. Состояние и задачи социального развития регионов. Проблемы социальных нормативов
    • 2. Приоритеты социального развития регионов и разработка социальных программ
    • 3. Механизмы финансовой поддержки приоритетных направлений социального развития регионов
    • 4. Депрессивные территории и механизмы разрешения кризисных ситуаций в отдельных регионах

Обоснование приоритетов регионального развития российской экономической системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется настоятельной потребностью теоретического осмысления и обоснования приоритетов регионального развития в период перехода России на пороге XXI века к новой формации общественного развития и формированию в этой связи адекватных принципов управления сложными социально-экономическими процессами в обновленном федеративном государстве.

Содержание этих процессов во многом определяет перевод общественных и социально-экономических отношений с принципов жесткой планово-директивной распределительной системы в русло рыночных отношений, постепенное вхождение в мировое сообщество как равноправного партнера. По этой причине проблемы выбора приоритетов регионального развития существенно усложняются и становятся все более значимыми.

Как показывает анализ теории и практики управленческой деятельности, за последние 15−20 лет имели место недостаточно объективный подход к оценке сдерживающих факторов развития общественно-политических и социально-экономических отношений, застой и нерешительность. При разработке прогнозов, перспективных моделей и организационных структур народнохозяйственного комплекса, соответствующих современным требованиям, не учитывались законы общественного и экономического развития, классические принципы реального федерализма, поэтапной децентрализации планирования и управления, развития самоуправления, обязательной ответственности регионов и хозяйствующих субъектов за обеспечение высокой самоэффективности.

Имевшая высокие социально-экономические показатели и динамизм развития, степень удовлетворения социальных потребностей общества страна постепенно утратила, а с разрушением Советского Союза, переходом на путь рыночной экономики, впала в глубокий всеобъемлющий кризис. Крупные стратегические просчеты привели к тому, что социальные последствия проводимых реформ становятся все более критическими. Существующая система управления не позволяет осуществить систему приоритетных мер по его разрешению. Свидетельством этого является то, что до сих пор не разработана стратегия формирования и поэтапного развития российского федерализма, региональной политики, разграничения предметов ведения между федеральным центром и регионами, налаживания взаимодействия федеральных и региональных органов власти. [111].

В нынешней ситуации дезинтеграции экономики, научно-производственного потенциала, разрушения кооперационных связей, потребуются серьезные усилия по организации разрозненных и нежизнеспособных сегодня хозяйствующих субъектов в целостные региональные и межрегиональные воспроизводственные комплексы современного и нового технологического уровня, способные к самостоятельному развитию в условиях прогрессирующей конкуренции.

К вышедшим наружу и обострившимся противоречиям прошлого добавились просчеты и неизбежные издержки переходного периода в области социальной политики. Социальная рыночная экономика была провозглашена, но фактическая направленность реформ существенно обострила социальные диспропорции регионального развития. В процессе децентрализации создаются специфические условия для выявления и использования собственных приоритетов производственного и финансового потенциалов регионов. Социальная сфера, критерии и показатели ее развития становятся важнейшим объектом управления в контексте приоритетов регионального развития.

В этих условиях задача обоснования и отбора приоритетных направлений регионального развития становится сверхактуальной.

Глубокие качественные преобразования в общественной жизни, которые становятся все более ощутимыми, совпадают по времени с переходом от XX к XXI столетию. Масштабы и интенсивность происходящих перемен позволяют прогнозировать, что в течение ближайших десяти лет сформируются базовые элементы той социально-экономической системы, которая будет предопределять развитие российского общества в первой половине грядущего века.

Все это обусловливает необходимость существенной корректировки научных, политических, экономических взглядов на происходящие процессы и явления. Стихийность, метод проб и ошибок, используемые для управления социально-экономическими процессами в современных условиях переходного периода, не могут и не должны быть основополагающими для XXI столетия. [266].

Проводимая в настоящее время политика, а также используемые методы управления социально-экономическими процессами как на федеральном, так и региональном уровнях, отсутствие эффективной экономической стратегии и долгосрочных прогнозов свидетельствует, что изложенные проблемы в значительной степени являются следствием недостаточной концептуальной определенности предпринимаемых практических и, прежде всего, законодательных мер. Это ведет к правовому нигилизму, неисполнению законов, провоцирует появление правовых, организационных и управленческих проблем.

В этой связи приобретает особую значимость и та часть нашего исследования, которая связана с анализом опыта таких государств как Канада, Германия, Швейцария, Австрия, ряда других, в течение многих десятилетий формировавших реальные федеративные отношения. В диссертации показано, что им удалось создать конституционные, нормативно-правовые основы и механизмы их реализации для разграничения предметов ведения и полномочий, государственного регулирования, формирования региональной политики на принципах самостоятельности и ответственности регионов за функционирование таких социально-экономических систем, которые позволяют обеспечить достаточно высокий уровень удовлетворения потребностей населения своих стран.

Степень научной разработки проблемы. Проблема в предлагаемой трактовке никогда до сих пор не ставилась и не исследовалась. Предметом теоретического изучения главным образом выступали лишь макроэкономические аспекты закономерностей становления и развития рыночных отношений, изложенных, прежде всего, в работах зарубежных ученых: С. Л. Брю, Дж.К.Гэлбрейта, К. Р. Макконелла, Р. Пиндайка, Д. Рубинфельда, П. А. Самуэльсона, М. Фридмана, Ф. Хайека, Я. Корнай и других исследователей.

С различных, часто диаметрально противоположных позиций, описывали и оценивали реформы Л. И. Абалкин, Е. Т. Гайдар, В. О. Исправников, В. В. Куликов, С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский, Е. Г. Ясин и другие известные ученые и политологи.

Проблемы экономических преобразований на региональном уровне исследовали Р. Г. Абдулатипов, С. Д. Валентей, А. Г. Гранберг,.

A.М.Лавров, В. Н. Лаженцев, В. Н. Лексин, Г. П. Лузин, Л. Н. Лыкова,.

B.Я.Любовный, А. К. Осипов, О. С. Пчелинцев, О. А. Романова, Л. В. Смирнягин, А. Н. Швецов, Б. М. Штульберг и другие.

Предложения и выводы отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблематике нашли отражение в исследованиях международных организаций, в докладах и материалах совещаний, конференций, проводимых, в частности, Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российской Академией государственной службы при Президенте Российской Федерации, другими федеральными органами с участием различных международных организаций.

Имеющиеся коллективные и индивидуальные монографии, книги, брошюры и статьи посвящены теоретическим, организационно-техническим либо правовым аспектам проблемы, в большинстве своем носят научно-популярный, реже практический характер.

При этом вне теоретического осмысления оказываются управленческие и экономические аспекты региональной политики, ее приоритеты, формы и методы государственного регулирования в этой области. Научная концепция управления сложными социально-экономическими процессами на уровне региона в условиях перехода к рыночным отношениям и становления федеративных отношений пока отсутствует.

Цель исследования: на основе обобщения практики и прогноза развития России в условиях перехода к рыночным отношениям обоснование новой концепции региональной политики, основанной на выборе приоритетов регионального развития и реализации этих приоритетов через систему управления процессом разработки и выполнения программ социально-экономического развития регионов с ориентацией на возрастающее ресурсное обеспечения, самостоятельное управление и повсеместное обеспечение социальных стандартов.

Основные задачи исследования:

— изучить объективные и субъективные причины кризиса российской экономики как предпосылки для обоснования приоритетов регионального развития;

— исследовать современное состояние российского федерализма, выявить приоритетные проблемы взаимоотношений федерального центра и регионов в условиях территориальной дезинтеграции, обострения групповых, региональных, этнических и иных противоречий внутри единого многонационального государства;

— теоретически обосновать организационно-экономические приоритеты новой концепции регулирования развития регионов с учетом расширения их самостоятельности, возможностей и ответственности в обеспечении научно-технического прогресса, интенсивного роста интеллектуально-образовательного потенциала, развития информатики, слияния капитала, интеллекта и высоких технологий;

— разработать рекомендации по созданию механизма управления финансовыми потоками на уровне региона для, выявления и эффективного использования источников наполнения бюджетов регионов, их эффективного взаимодействия с бюджетами других уровней;

— проанализировать процесс приватизации реструктуризации народнохозяйственного комплекса как инструментов перераспределения собственности, формирования производственного потенциала в регионах, разработать систему мер, нейтрализующих негативные последствия проведенных преобразований и обеспечивающих эффективное управление ими;

— выработать оценочные критерии приоритетов региональной социально-экономической политики и обосновать универсальные методические принципы формирования и выполнения целевых комплексных программ реализации приоритетных задач регионального развития;

— обосновать приоритетные направления развития нормативно-законодательных основ развития федерализма и новые механизмы государственной поддержки регионального развития.

Объектом исследования является совокупность экономических, социальных, производственных и иных отношений, складывающихся по поводу территориального развития в условиях перехода к рыночной экономике и становления нового федерализма и местного самоуправления.

Теоретической и методологической основой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых, классиков теории общественного развития, экономики, прикладные работы по данной проблеме, законы, программы, концепции и другие материалы по формированию и реализации организационно-экономических приоритетов регионального развития.

Основные источники — законодательные акты высших органов представительной власти, указы Президента России, постановления и распоряжения правительства, ведомственные нормативные акты, научная литература по теории управления, предпринимательской деятельности, российскому праву, социологии организаций, информатике, материалы коммерческих структур, периодической печати.

Использовалась статистическая информация республиканских, местных органов управления, материалы социологических обследований.

Работа опирается на исторический и современный отечественный и зарубежный опыт становления и развития федерализма, региональной политики, системный анализ тенденций развития экономической, политической и экологической ситуации, процесса формирования рыночных отношений.

Предмет исследования существенно затрагивает элементы действующей системы управления сложными социально-экономическими процессами, включая основы прогнозирования, стратегического и оперативного планирования, формирования организационных структур, элементы мотивации труда, информационные связи, финансовое обеспечение, кадры, контроль за исполнением решений и процедуры их корректировки.

Исследование проводилось по следующей методике: уточнение используемого понятийного аппарата с помощью методов обобщения, экономического, системного, сравнительного анализасбор фактических данных с использованием методов наблюдения, анализа нормативных актов, материалов коммерческих структур, периодической печатиразработка теоретических положений на основе моделирования, методов экономического и исторического, структурно-функционального анализасопоставление теоретических положений с практикой работы и обоснование рекомендаций по ее совершенствованию.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, состоят в следующем.

1. Разработаны концептуальные основы регионального развития в условиях перехода к рынку, базирующиеся на системе приоритетных целей, механизме их обеспечения с учетом потенциальных возможностей самих регионов и дополнительных источников за счет перераспределения функций между федеральным центром и территориями.

Процесс регионального развития рассматривается как объект федеративных отношений, трансформации централизованных структур власти и принципов управления с соответствующим перераспределением предметов ведения и полномочий в пользу регионов в рамках формирующихся новых взаимоотношений всех заинтересованных сторон: государства, регионов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов.

2. Разработаны механизмы расширения финансово-экономической самостоятельности регионов, раскрытия и использования дополнительных возможностей, привносимых научно-техническим прогрессом на пороге XXI века, в первую очередь, ростом интеллектуально-образовательного потенциала, интенсивным развитием процессов информатизации общества, слияния интеллекта и высоких технологий, использования их для приоритетного развития производства, удовлетворения потребностей населения.

Выделены и аргументированы рациональные принципы согласования региональной и федеральной политики, государственного регулирования, формирования и функционирования новой системы межрегиональных отношений. Вскрыты издержки действующего законодательства и представлены рекомендации по совершенствованию системы правового обеспечения региональной политики и реализации приоритетов региональной экономики.

3. Проанализирована экономическая суть централизованного ресурсного, в том числе и финансового, обеспечения региональной социально-экономической политики в условиях планово-директивной распределительной системы, возможности ее использования в условиях рыночных отношений. Обоснованы принципы развития финансовой самостоятельности регионов как приоритета современной региональной политики, рассмотрены разнообразные возможности формирования и наполнения региональных бюджетов с целью максимального обеспечения принципа самоэффективности. Особое внимание уделено совершенствованию механизма взаимоотношений бюджетов регионов с федеральным бюджетом, а также проблемам бюджетных отношений на межрегиональном и международном уровнях. Обобщена практика и представлены рекомендации по совершенствованию функционирования региональных фондовых рынков, их участие в общероссийском фондовом рынке.

4, Обстоятельно исследованы процессы трансформации производственной системы регионов в ходе приватизации и перераспределения собственности, ее роли и места в улучшении удовлетворения потребностей населения за счет производства товаров, оказания услуг, формирования базы налогообложения.

Уточнена классификация объектов собственности и производственного потенциала с учетом региональных интересов, особенности функционирования государственного сектора экономики. Выделены и обоснованы первоочередные задачи становления производственного потенциала муниципального уровня, поддержки местного предпринимательства и малого бизнеса. Представлены рекомендации по повышению инвестиционной активности в регионах.

В работе предложена совокупность мер по упорядочению экономических, производственных связей между хозяйствующими субъектами, отраслями, территориальными органами управления. Особое место отводится развивающимся процедурам банкротства, роли региональных органов, совершенствованию их деятельности при разрешении критических коллизий.

5. Обосновано положение о том, что главной целью любых преобразований является создание наиболее благоприятных материальных, организационных и духовных условий для жизнедеятельности населения, повышения уровня и комплексности удовлетворения потребностей людей. В настоящее время такая политика имеет два весьма различных направления. Первое из них ориентировано на преодоление кризиса, элементарное выживание, второе — на перспективное развитие.

На основе общегосударственных стандартов социальной обеспеченности разработана совокупность мер по их реализации за счет использования дополнительных ресурсов на региональном уровне. Предлагается набор социальных нормативов, пути и меры их обеспечения, финансовой поддержки приоритетных направлений.

Обоснована целостная система принципов, механизмов и мер преодоления кризисного состояния, определены перспективы и пути перехода к устойчивому экономическому, социальному, экологическому развитиюпоказана необходимость повышения в этой связи роли и ответственности органов управления и на региональном уровне.

Особые меры предложены для реализации социально-экономической политики в депрессивных регионах, основанной на преодолении отсталости развития производственного комплекса, уменьшении внерегиональных поставок продуктов питания и жизненно необходимых товаров, расширения номенклатуры услуг, улучшения социальной обеспеченности.

6. Предложена методология обоснования и более совершенная «архитектура» целевых программ регионального развития, обоснованы рациональный порядок их разработки и механизмы реализации для осуществления крупных структурных изменений, повышения роли отдельных отраслей и регионов, развития социальной сферы, обеспечения рационального природопользования и экологической безопасности. Показано, что использование новых подходов даст возможность обеспечить взаимосвязь соответствующих мероприятий и заданий, целевое планирование и управление межотраслевыми связями технологически сопряженных производств, отраслей и регионов, а также более объективно оценить потребности в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, выбрать наиболее рациональные источники их обеспечения.

7. Аргументирована необходимость разработки пакета нормативно-законодательных актов, ориентированных на ускорение процессов формирования региональной политики, решение приоритетных, преимущественно социально-экономических и экологических задач территориального развития. Предметом обновленной нормативно-правовой регламентации являются содержание и формы правового регулирования деятельности по разграничению предметов ведения между органами государственной власти субъектов Федерации и федерального центра, критерии выделения проблем территориального развития, подлежащих приоритетному решению с позиции их значимости для отдельных субъектов и Федерации в целом, бюджетного федерализма, а также критериев оценки результативности и норм ответственности в рамках программ государственного участия в реализации приоритетных проблем.

Практическую значимость представляют подготовленные автором рекомендации по разработке пакета проектов законодательных актов, ориентированных на формирование основных принципов российского федерализма, региональной политики, бюджетного федерализма, структуры органов государственной власти и организации их функционирования на федеральном и региональном уровне.

Под руководством и при непосредственном участии автора разработаны и приняты около десяти нормативно-правовых документов, что позволило заложить основы механизма федеративных отношений в целом.

Практические предложения, сформулированные в диссертации, будут использованы в ходе дальнейших конституционно-правовых реформ для совершенствования правовой системы Российской Федерации.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на международных, Всероссийских, межрегиональных научно-практических, теоретических конференциях и семинарах, совещаниях, а также на заседаниях кафедры макроэкономики Государственной Академии управления имени С. Орджоникидзе, Ученого Совета Ростовского института Московского Государственного университета коммерции. Теоретические и практические положения исследования находят свое применение в ряде регионов Российской Федерации. Предложенная нами концепция выхода из кризиса и перехода к устойчивому социально-экономическому развитию региона уже проходит апробацию в Воронежской области. Обоснованные в диссертации новые формы взаимодействия принципов государственного регулирования и рыночных отношений отрабатываются в Краснодарском крае. Сложные процессы взаимоотношений области и входящих в ее состав автономных округов стремятся разрешать на основе наших рекомендаций в Тюменской области. Своеобразные модели социально-экономического развития и федеративных отношений разработанные с нашим участием, реально функционируют в Татарстане и Башкортостане, в республиках Коми, Саха (Якутия).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Региональное развитие субъектов Российской Федерации во многом обусловлено регулирующей функцией государства. В условиях кризиса, когда положение регионов характеризуется усугублением негативных политических, социальных и экономических факторов, без усиления регулирующей функции государства через формирование и реализацию организационно-экономических приоритетов развития территорий, выход из сложившегося положения практически не осуществим.

2. Проведенный анализ показывает, что жизненный уровень большинства населения России, включая жителей крупных научно-промышленных регионов, крайне низкий и имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему снижению, усугубляя социально-политическую нестабильность территорий.

3. Необходима корректировка отношений между государством и обществом сообразно целям и результатам экономического развития. Корректировка модели преобразований должна производиться через систему государственного регулирования, в соответствии с потребностями конкретного этапа развития рыночной экономики и применительно к условиям регионов.

4. Демократические преобразования разрушили прежнюю систему управления развитием регионов, однако действующие институты власти не смогли найти адекватный аналог, подходящий для новых условий хозяйствования, снизив тем самым степень регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы в регионах.

5. Следует осуществить переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики регионов, к усилению регулирования социальных процессов на основе функций государства, таких как формирование прожиточного минимума, уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения, обеспечение стабильности в обществе.

6. Мировой опыт свидетельствует об усложнении экономических функций государства, которое выражается в диверсификации систем и форм государственного регулирования, в его переориентации с жестких методов на более мягкие. Причем, с ростом уровня развития стран наблюдается не снижение, а увеличение степени государственного регулирования. Государство все больше выступает в качестве организатора экономического, правового и социально-политического пространства современного рыночного хозяйства.

7. В России цели, задачи и механизмы государственного регулирования должны быть ориентированы на систему ценностей, вытекающих из национальной идеи, воплощенных в принципах федеральной и региональной экономической политики, которая в условиях кризиса направляется на реализацию национальных приоритетов.

8. В регионах государственное регулирование в первую очередь должно быть ориентировано на стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности и быть жестко связанным с социальными индикаторами общества.

9. Процесс государственного регулирования социально-экономического развития регионов непосредственно связан с проблемами российского федерализма. Необходимо четкое нормативно-правовое разграничение предметов совместного ведения федерального центра и субъектов Российской Федерации, определенность финансовой базы, соответствующих полномочий, укрепляющих границы ответственности за последствия принимаемых на разных уровнях управленческих решений.

10. Анализ мер государственного регулирования развития федерализма убеждает в том, что создание цивилизованной федерации возможно лишь на основе преодоления традиционного для России унитарного подхода к решению территориальных и общеэкономических проблем, путем последовательного внедрения атрибутов федеративной государственности.

11. Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации должно предусматривать доступные возможности корректировки курса реформ, механизмов его реализации, приведение их в соответствие с национальными интересами общества.

12. Утрата государством основных рычагов регулирования в формировании и реализации политики доходов усугубляет проблему расслоения населения в регионах по уровню материального достатка. Политика доходов населения должна быть направлена, прежде всего, на восстановление роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула деловой активности граждан. Сокращение имущественного расслоения и дифференциации населения по доходам возможно на основе совершенствования системы налогообложения граждан.

13. Действие экономических регуляторов должно быть направлено на создание надежной системы социальной защиты населения, особенно его малообеспеченных слоев, от падения уровня жизни и безработицы. Государственные регуляторы должны обеспечивать поэтапные, постепенные изменения в экономике без потери ее устойчивости, сползания к критической отметке или кризису.

14. Органам государственного управления регионов в условиях острейшего финансового и экономического кризиса целесообразно проводить тактику, направленную на формирование принципиальных государственных позиций в области политики цен, доходов и минимальной заработной платы. Стратегия регулирования должна быть ориентирована на достижение долгосрочных целей.

15. Россия является самодостаточной страной. Для входящих в ее состав субъектов Федерации можно выделить такие приоритетные направления и регуляторы воздействия государства на экономические и социальные процессы, как обеспечение базисного жизненного уровня региона, восстановление системы продовольственного самообеспечения населения, защита здоровья людей и использование инвестиционных возможностей для отечественного воспроизводства.

16. Объектом стратегического прямого и косвенного регулирования должны стать различные секторы народного хозяйства, межрегиональные экономические связи, внешнеэкономические отношения, финансовые ресурсы, инвестиции, характеристики уровня жизни, подготовка и переподготовка кадров.

17. Важно создание такой вертикали государственного аппарата в регионах, который будет способен формировать условия для комплексного использования комбинации рыночных и государственных регуляторов.

18. В настоящее время назрела необходимость глубокой реформы межрегиональных ассоциаций. Необходимо четко определить статус межрегиональных объединений, принять соответствующий федеральный закон, закрепляющий в первую очередь порядок реализации решений, принимаемых советами ассоциаций.

19. Социальная защита — это специфическая область государственного регулирования, призванная не только обеспечивать смягчение последствий рыночных преобразований, но и создавать систему социальных гарантий для нормальной жизнедеятельности людей с учетом их возраста и состояния здоровья. Социальная защита превратилась в своеобразную систему «реанимации» для наиболее пострадавших от рыночных реформ.

Таким образом, в настоящее время на высшем уровне законодательной (представительной) и исполнительной власти в России имеет место весьма сложная ситуация, связанная с организационно-правовым обеспечением развития федерализма и становлением региональной политики. В условиях переходного периода от планово-директивной распределительной системы к рыночным отношениям, при отсутствии четкого разграничения предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации положение регионов характеризуется негативным переплетением большого числа взаимосвязанных политических, экономических и социальных факторов. Формирование и реализация приоритетов развития территорий вызывает острую необходимость преобразования системы управления развитием регионов, регулирующей функции государства, разработки основных подходов и рекомендаций методологического и практического решения создавшихся непростых коллизий, которые могут в определенной мере не только преодолеть создавшееся кризисное состояние, но и быть использованы для управления сложными социально-экономическими системами в XXI веке.

Валовой внутренний продукт, трлн.руб.

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 Годовые данные ПНа 1 сентября.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О дополнительных мерах государственной поддержки экономического и социального развития Сибири: Указ Президента Российской Федерации № 737 от 19 мая 1996 г.-Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.- № 21.
  2. О Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов: Постановление Правительства
  3. Российской Федерации № 913 от 21 июля 1997 г.- Собрание законодательства Российской Федерации.- 1997.- № 30.
  4. О регистрации уставов добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации № 636 от 5 июня 1994 г.-Собрание законодательства Российской Федерации.-1994.-№ 7.
  5. О Совете при Президенте Российской Федерации по федеративной и национальной политике: Распоряжение Президента Российской Федерации № 286-рп от 19 июля 1997 г.-Собрание законодательства Российской Федерации.- 1997.- № 30.
  6. О совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации № 1450 от 7 декабря 1996 г.-Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.-№ 51.
  7. О создании Всероссийского банка развития регионов: Постановление Правительства Российской Федерации № 905 от 7 сентября 1995 г.-Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.-№ 38.
  8. Основные положения региональной политики в Российской Федерации: Основные положения: Утверждено Указом Президента Российской Федерации № 803 от 3 июня 1996 г.-Собрание законодательства Российской Федерации, — 1996.- № 23.
  9. Основные положения региональной политики в Российской Федерации: Основные положения: Одобрено Постановлением Правительства Российской Федерации № 327 от 23 марта 1996 г.-Российская газета.- 1996.- 9 апреля.
  10. О финансировании в 1996 году федеральных программ по развитию регионов: Постановление Правительства Российской Федерации № 988 от 18 августа 1996 г.-Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.- № 36.
  11. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О конституционном Суде Российской Федерации».-Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации.-1994.-№ 9.
  12. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбиртажных судах в Российской Федерации».-Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации.-1995.-№ 14.
  13. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».-Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.-№ 51.
  14. Федеральный закон от 14 нюня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».-Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации.-1995.-№ 18.
  15. Федеральный закон от 20 июня 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».-Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации.-1995.-№ 23.
  16. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».-Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации.-1995.-№ 27.
  17. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах».- Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации .-1995.-№ 35.
  18. Федеральный закон от 22 января 1996 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».- Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации.-1997.-№ 4.
  19. Федеральный закон от 28 ноября 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании».- Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации.-1996.-№ 34.
  20. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».-Собрание законодательства Российской Федерации .-1997.-№ 30.
  21. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации «.-Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.-№ 43.
  22. Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России : (В 3 кн.). М.: Республика.- 1992.
  23. Р. Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Славянский диалог.-1996.-253 с.
  24. А.Г. и др. Радикальная реформа хозяйственного управления.// Под ред. Г. А. Егиазаряна.- М.: Экономика.- 1988.
  25. В.Г. Централизованное управление экономикой в условиях новых форм хозяйствования.- М.: 1991.
  26. Е.Г., Шарыгин М. Д. Особенности функционирования регионов в переходный период // Региональная экономика и региональная политика (Сборник статей).- Екатеринбург.-1995.
  27. Г. А., Кочергин А. Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы.- Новосибирск.- 1988.
  28. Г. И. Система поддержки предпринимательства: управление и организация: Дис. канд. экон. наук//РАУ.Центр проблем рыночной экономики.-М.: 1993.-148 с.
  29. В.Г. Программно-целевое планирование и управ-ление.-М.: Знание.-1980.
  30. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник.- 3-е изд., перераб.-М.: Финансы и статистика.-1994.-288 с.
  31. В.П. Формирование кадров малого предприинима-тельства: опыт, проблемы: Дис. канд. экон. наук. /РАУ. Центр кадровой политики и социального управления.-М.: 1994.-154 с.
  32. В.Г. Управление и общественные отношения.-М.: Мысль.-1985.-173 с.
  33. Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. 2-е изд. Мысль.-1987.
  34. Р.А. Коренная перестройка управления экономикой СССР./АОН при ЦК КПСС.-М.: Мысль.-1989.-110 с.
  35. Р.А. Основные этапы развития теории и практики управления социалистической экономикой.-М.: Мысль.-1981.
  36. Р.А. Управление факторами эффективности.- М.: Знание.-1981.-64 с.
  37. И.В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода.-М.: 1973.
  38. Г. В. Рыночное самоуправление малых предприятий.-М.: Экономика.-1991.
  39. Бюджетный федерализм: опыт развитых стран: Сборник обзоров /Алферова Е.В., Тапочка М. П., Златопольский Д. Л. и др.- Отв. ред.: Осколкова О. Б., Зубенко В.А.-М.: 1996.-80 с.
  40. Возможности получения займов на местном и региональном уровнях/ Ред.кол.: Топорнин Н. Б., Маслова Н. Н., Сорокина Е. А. М.: 1996.-88 с.
  41. Вопросы бюджетной политики и бюджетного федерализма в России и США = Problems of budget policy and fiscal federalism in Russia and America: An introductory seminar: Вводный семинар, Москва, 5−9 июня 1995 г. Агентство междунар. развития США.-1995.
  42. Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США: Материалы российско-американских семинаров / Сост.: Любимцев Ю. И., Мадц Ш. Б.- Агентство США по междунар. развитию. -М.: 1996.-304 с.
  43. В.В. Приватизация в России: путь к богатству?. К банкротству? Монография/ Ростовский институт народного хозяйства.- Ростов-на-Дону: 1994.-110 с.
  44. А.И. Развитие предпринимательства в условиях перехода к рыночной экономике: Дис.канд.экон. наук/ РАУ. Центр проблем рыночной экономики.-М.: 1994.-174 с.
  45. Д.М. Американская теория организационного управления: Автореферат дис. докт. филос. наук.-М.: 1996.-34 с.
  46. Д.М. Организация и управление: социологический анализ буржуазных теорий.-М.: Наука.-1972.-382 с.
  47. Д.М. Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью.-М.: Экономика.-1968.
  48. С.Ю. Конкурентные преимущества и слабости России в контексте глобальных тенденций экономического развития: стратегия роста. Научный доклад.- М.: 1997.- 52 с.
  49. Е.П. Программно-целевой метод управления.-М.: Знание.-1980.-64 с.
  50. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4.-М.: Рус.яз.1. Т. 1: А-3.-1989.-700 с. 1. Т. 2: И-О.-1989.-779 с. 1. Т. 3: П.-1990.-355 с.
  51. Т. 4: Р-Я.-1991.-1991.-683 с.
  52. О.А. Методологические проблемы науки управления производством.-М.: Наука.-1970.-295 с.
  53. Ю.С. Формирование организационных систем управления регионом.-М.: 1986.
  54. Ю.С., Зннченко Г. П. и др. Регион, рынок, кадры: Спецкурс. Выпуск четвертый./ Под ред. Ю. П. Алексеева, С. И. Шило.-М.: РАУ.-1994.-157 с.
  55. М.А., Родионов Б. Н., Сальникова Т. С., Зеленцо-ва J1.C. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие.-М.: Государственная академия управления им. С.Орджоникидзе.-1992.-47 с.
  56. М.Г., Зыков А. А., Милон А. С. Согласование общегосударственных и региональных интересов в условиях развития экономической самостоятельности союзных республик.-Препринт. изд.-М.: 1992.-82 с.
  57. Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах Федерации / Осавелюк A.M.- РАН, Ин-т науч. информ. по обществ, наукам. М.: 1996. — 59 с.
  58. Н.Г., Канкулева М. И. Межбюджетные взаимоотношения в Российской Федерации: анализ, перспективы, зарубежный опыт: Учебное пособие/ Науч.ред. Врублевская О.В.-Санкт-Петербург: 1995.-104 с.
  59. Иванченко J1.A. Техника, межотраслевые связи, управление.-Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.-1986.-112 с.
  60. Иванченко J1.A. Основы теории и практики менеджмента.-Ростов-на-Дону: 1996.-207 с.
  61. Иванченко J1.A. Управление региональной экономикой федеративного государства.-М.: 1998.-63 с.
  62. Иванченко J1.A., Куленко Н. С. Российская приватизация: цели, итоги, перспективы.-Ростов-на-Дону: 1997.-125 с.
  63. Д.М. Экономические методы в управлении/ Отв. ред. А.Г.Аганбегян- АН СССР, Сиб. отделение, Ин-т экон. и орг.пром. произв.- 2-е изд., перераб. и доп.-Новосибирск: Наука.-1992.-358 с.
  64. Как начать и вести собственный бизнес: Пер. с англ.-М.: «Дело».-1993.-80 с.
  65. А.И. Содержание и развитие форм предпринимательства в условиях перехода к рыночной экономике: Дис. канд. экон. наук./ РАУ. Центр проблем рыночной экономики.-М.: 1992.-220 с.
  66. В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика).-М.: «ВЛАДОС».-1994.-384 с.
  67. JI.M. Экономическое развитие регионов и проблема их неравенства.// Региональная экономика и региональная политика (Сборник статей).- Екатеринбург: 1995.
  68. А.П., Карчевский П. А. Реферат-дайджест учебника: К. Р. Макконелл, С. Л. Брю «Экономикс: принципы, проблемы и политика» (в 2 т.: пер. с англ. 11-го изд.-М.: Республика.-1992).-М.: «Менеджер».-1993.-176 с.
  69. В.Н. Малое предпринимательство как фактор становления гражданского общества: Дис. канд. экон. наук./ РАУ. Центр кадровой политики и социального управления.-М.: 1994.-168 с.
  70. Н.И. Логический словарь.-М.: Наука.-1971.-638 с.
  71. Н.М. Рынок, предприятие, регион.-М.: «Луч».-РАУ.-1992.-132 с.
  72. Концепция выхода из кризиса и перехода к устойчивому социально-экономическому развитию региона /области, края, республики// Кол. авт.: Братищев И. М., Костин Г. В., Поморов А. А. и др.-М.: 1997.-37 с.
  73. Концепция новой региональной политики. Материалы парламентских слушаний, 6 февраля 1995 г. / Федеральное Собрание
  74. Парламент Российской Федерации, Государственная Дума. М.: Известия.- 1995.-175 с.
  75. A.M. Мифы и рифы российского бюджетного федерализма.» М.: 1997.-48 с.
  76. В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма М.: Известия.- 1993. -164 с.
  77. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС.- 1997. — 372 с.
  78. В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. М.: 1996. — 219 с.
  79. К. Капитал.//К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.-2-е изд.- Т. 18.
  80. К. Капитал.//К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.-2-е изд.- Т.23.
  81. Научно-технический прогресс: Словарь./ Сост. В. Г. Горохов, В. Ф. Халипов.-М.: Политиздат.- 1987.-336 с.
  82. С.П. Системный анализ и системный подход./ В кн. Системные исследования. Ежегодник. 1971.-М.: 1972.
  83. Новые императивы в бюджетной политике: Уроки российской бюджетной реформы /Горькова Т.Ю., Кротов М. И., Подпори-на И.В., Шаповалов Г. М.- Под общ. ред. Горьковой Т. Ю. Санкт-Петербург: 1995.-180 с.
  84. Обзор экономики России. Основные тенденции России. Т.2 М.: Прогресс-Академия.-1995. Отчет о деятельности РФФИ за 1994 г.
  85. А.А. Управление защитой предпринимательства.-М.: Российская академия государственной службы.-1995.-247 с.
  86. A.M. Предприимчивость и хозяйственный риск.-М.: 1991.-243 с.
  87. A.M. Предприимчивость руководителя.- М.: Политиздат.-1990.- 254 с.
  88. Организационные структуры управления производством/ Под общей ред. Б. З. Мильнера.- М.: Экономика.- 1975.- 319 с.
  89. Организация производства: Учеб. для вузов./ О. Г. Туровец, В. Н. Попов, Б. А. Родионов и др.- Под ред. О. Г. Туровца.- Воронеж: 1993.-384 с.
  90. А.К. Комплексность как закономерность развития регионов // Региональная экономика и региональная политика (Сборник статей).- Екатеринбург: 1995.
  91. Основы предпринимательского дела. Благородный биз-нес./Под ред. Ю. М. Осипова.-М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», МП «Тригон».- 1992.- 432 с.
  92. Основы предпринимательства. Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебное пособие. М.: Луч. РАУ.- 1993. — 166 с.
  93. Основные направления и перспективы дальнейшего развития российского законодательства в области социально-экономических отношений. Материалы заседания правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.-М.: 1996.-59 с.
  94. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. Пособие для изучающих экономическую теорию/Камаев В.Д., Домненко Б. И., Федотова М. А., Горячев М. К. и др.- М.: СП.- Книга вторая.-1991.-276 с.
  95. А.П. Теория и практика маркетинга: Учебное пособие.- Вып.1.- М.: Луч.- 1993.- 158 с.
  96. Ю.В., Голова И. М., Суховей А. Ф. Инновационная политика в регионе: организационно-правовые аспекты. Препринт.- Екатеринбург: 1996. 48 с.
  97. Ю.В., Ятнов В. А. Методологические основы формирования полюсов роста инновационного профиля в регионе: Препринт. Екатеринбург: 1996. — 47 с.
  98. С. Д. Социокультурная природа предпринимательства: Дне. докт. филос. Наук./ РАУ.-М.: 1993.-301 с.
  99. Постперестройка: концептуальная модель развития нашего общества, политических партий и общественных организаций./ Кургинян С. Е., Аутеншлюс Б. Р., Гончаров П. С. и др. М.: Политиздат.-1990.-93 с.
  100. Ю.Э., Савенкова Т. И. Стратегия и тактика гибкого управления.- М.: Финансы и статистика.-1991.-192 с.
  101. Развитие рыночных отношений в экономике. Материалы (круглого стола) научной дискуссии на кафедре экономики и организации хозяйственных систем.-М.: Луч.-1992.-86 с.
  102. Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы. Авторский коллектив под редакцией Строева Е. С. М.: 1997.-85 с.
  103. Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в зарубежных странах /Ковачев Д.А., Дымов Д.Е.- Отв. ред. Д.А.Ковачев- РАН, ИНИОН. М.: 1995.-35 с.
  104. Регионы России: Информ.-стат.сборник. В 2-х т. Госкомстат России.-М.: 1997.
  105. Реформирование экономики региона: опыт, проблемы, перспективы: Тез. докл. Второй междунар. конф., г. Кемерово, 17−18 сентября 1996 г. /Кемерово: 1996.
  106. Российская Федерация в цифрах в 1993 году.- М.: Госкомстат России.- 1995.
  107. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России.-1995.
  108. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник /Госкомстат России.-М.: 1997.-749 с.
  109. Российская Федерация, ее субъекты и «ближнее зарубежье»: геополитические проблемы / Авт.В.В.Разуваев- РАН, ИНИОН. М., 1993.-46 с.
  110. Рудько-Силиванов В.В., Савалей В. В. Финансовые ресурсы регионов/ При содействии Фонда поддержки Междунар. банков, конгр. стран АТР.-Владивосток: 1997.-231 с.
  111. P.M. Становление и развитие современных форм предпринимательства: Дис. канд. экон. наук./РАУ. Центр проблем рыночной экономики.-М.: 1993.-170 с.
  112. Сборник нормативных документов по организации работ по исполнению федерального бюджета в органах федерального казначейства.-М.: 1995.-211 с.
  113. П.И. Формирование условий развития рыночных отношений в России: Автореферат докт. дис.-М.: РАУ.-1994.-41 с.
  114. Словарь рыночной экономики.-М.: Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Мин-тяжмаша СССР.-1991.-193 с.
  115. Современный федерализм: опыт и перспективы. Материалы Российско-канадской конференции «Современный федерализм: опыт и перспективы». -Казань: 1996.-232 с.
  116. Н.А. Управление производством. Системное представление. Проблемная лекция.-М.: Ротапринт ГАУ им. С.Орджоникидзе.-1993.- 46 с.
  117. Социальная политика государства. По материалам Всероссийской конференции «Проблемы регулирования социальной политики государства: состояние и перспективы».-М.: 1997.
  118. Социально-экономические проблемы структурной перестройки старопромышленного региона: Межрегиональная научно-промышленная конференция.- Екатеринбург: 1996.-139 с.
  119. Социально-экономическое положение России.-М.: Госкомстат России.-1995.
  120. Социально-экономическое положение России.- М.: Госкомстат России.-1997.-420 с.
  121. Справочник: ФПГ Российской Федерации.-М.: 1996.
  122. В.Д., Фонотов А. Г. Целевые комплексные программы.-М.: Знание.-1982.-64 с.
  123. В.А. Ценные бумаги и привлечение инвестиций.-М.:1997.-312 с.
  124. В.В. Государственное управление и правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации: Дис. кан. юрид. наук. /РАУ. Центр государства и права.-М.: 1994.-184 с.
  125. Ф.Е. Централизованная система управления: анализ и проблемы // Управленческие и экономические проблемы современной России. (Сборник статей).- Нижний Новгород: 1996.
  126. А.И. Системный подход и принцип деятельности.-М.:1978.
  127. В.Ф. Управление социально-экономической эффективностью бытового обслуживания: Дис.докт. экон. наук. // АОН при ЦК КПСС. Кафедра управления социалыю-экономическими процессами.-М.: 1987.-390 с.
  128. В.Ф., Ситников П. И. Управление эффективностью услуг. Развитие общественного и частного предпринимательства.-М.: 1991.
  129. Е.А., Зеленцова JI.C. Управление производством: Учебное пособие.-М.: Государственная академия им. С.Орджоникид-зе.-1992.-80 с.
  130. Федерализм власти и власть федерализма. Авторы и составители: Аринин А. Н., Бабурин С. Н., Губогло М. Н., Иванченко JI.A., Лысенко В. Н., Сычев В. Н., Шахрай С.М.-М.: 1997.-878 с.
  131. Федерализм глобальные и российские измерения: Международная научно-практическая конференция, 6−8 сентября 1993 г.: (Докл. и выступления).- Казань: 1993.-298 с.
  132. Федерализм. Проблемы формирования: Материалы постоянно действующего семинара /Междунар. фонд «Культурная инициатива" — Казан, гос. тех. ун-т- Регион, совет мол. учен, гуманит. вузов Российской Федерации. Казань: 1994. — 169 с.
  133. Федерализм и региональная политика. Проблемы России и зарубежный опыт. Сборник научных трудов /Под ред. Селиверстова В.Е.- РАН, Ин-тэкон. и орг. промышл. пр-ва- Сиб. междунар. центр регион, исслед. Новосибирск: 1995.-204 с.
  134. Федерализм. Энциклопедический словарь.-М.: ИНФРА-м,-1997.-288 с.
  135. Федеративное устройство России. История и современность. Сборник обзоров и статей /Авт. кол.: Агабеков Г. Б., Андри-ченко Л.В., Белоусова Е. В. и др.- РАН, ИНИОН. М.: 1995. — 207 с.
  136. В.М. Управленческая этика.- М.: 1989.
  137. П.В. Государственный финансовый контроль в процессе формирования и использования бюджета.- Санкт-Петербург: 1997.-122 с.
  138. Экономика и бизнес. Теория и практика предпринимательства. Под ред. В.Камаева.-М.: 1990.
  139. Экономический механизм федеративных отношений. Под редакцией д.э.н. Валентея С. Д. М.: ИЭ РАН.- 1995.- 397 с.
  140. Экономические основы развития федеративных отношений в России в современных условиях. Авторский коллектив под руководством Валентея С. Д. М.: ИЭ РАН.- 1996.- 47 с.
  141. Экономическая реформа: поиск решений. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам радикальной экономической реформы 13−15 сентября 1989 г./Под общ. ред. Л. И. Абалкина, A.M.Милюкова.-М.: Политиздат.-1990.
  142. Юридический энциклопедический словарь/Гл. ред. А.Я. Сухарев- Ред. кол.: М. М. Богуславский, М. И. Козырь, Г. М.Минь-ковский и др.- М.: Сов. Энциклопедия.- 1984.- 415 с.
  143. Язык рынка. Словарь/Халипов В.Ф., Васильева А. А., Волгин Н. А. и др./Под общ. ред. В. М. Федина.-М.:Концерн «РОСС».-1992.-80 с.
  144. В.М. Конструктивное предпринимательство,— М.: «Трил».-1994.
  145. В.М. Малое предпринимательство в России: проблемы переходного периода.- М.: РАУ.- 1994.
  146. И.Г. Развитие социальных функций предпринимательства: Дис. канд. экон. наук./ РАУ. Центр проблем рыночной экономики.-М.: 1993.- 186 с.
  147. С.А. Диалектика управления: роль научных знаний в управлении общественным процессом.- Минск: 1989.
  148. Азбука авторского права.: Пер. с англ.- М.: Юрнд. Лит.-1982.-104 с.
  149. Р. Планирование в больших системах. Пер. с англ.-М.: Сов. радио.- 1972.- 224 с.
  150. И. Стратегическое управление: Пер с англ.- М.: Экономика.-1989.- 519 с.
  151. Бир С. Наука управления./ Пер. с англ. Л. А. Какунина.-М.: Энергия.-1971.-112 с.
  152. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика: Пер. с англ.-М.: Дело.-1991.-320 с.
  153. Дж. К. Мл., О’Дейл К. Американскийц менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ./Авт. предисл. Б. З. Мильнер.- М.: Экономика.» 1991.-319 с.
  154. Гуд Г. Х. Макол Р.Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем.- М.: Сов. Радио.-1962.-383 с.
  155. Дж. К. Экономические теории и цели общества.-М.: 1979.
  156. Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления./Пер. с польск.- М.: Прогресс.-1971.
  157. Информационные системы в управлении производством. Сокр. перевод с англ. под ред. и с предисловием д.э.н. Ю. П. Васильева.-М.: Прогресс.-1973.-351 с.
  158. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям./ Под общ. ред. В. Е. Хруцкого.-М.: Политиздат.-1991.-510 с.
  159. В. Системный анализ и целевое управление./ Пер. с англ.- М.: 1974.
  160. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой.- М.: Прогресс.- 1990.-736 с.
  161. Й. Эффективность управленческих решений./ Пер. с чешского под общ. ред. и с послесловием к.э.н. Б. К. Губина и к.ю.н. А. П. Певзнера.-М.: Прогресс.- 1975.- 194 с.
  162. Лоутон, Алн, Роуз, Эйден. Организация и управление в государственных учреждениях/ Пер. с англ.: Калинкина Л. В., Квашнин Г. М.- отв. ред. Иванов Г. И.- М.: 1993. 213 с.
  163. К.Р., Брю С.Л. Экономикс Том 1 2.-М.: 1992.
  164. У. Оружие Круппа. История династии пушечных королей.-М.: Прогресс.- 1971.
  165. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем./ Пер. с англ. под. ред. И. Ф. Шахнова. Пре-дисл. чл.-кор. АН СССР Г. С. Поспелова.-М.: Мир.-1973.-344 с.
  166. М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы./ Пер. с англ. Э. Л. Наппельбауса под ред. С.В. Емель-янова.-М.: Мир.-1978.-311 с.
  167. У.Т. Наука об управлении. Байесовский подход./ Пер. с англ. О. В. Редькиной, под ред. И. Ф. Шахнова.- М.: Мир.- 1971.304 с.
  168. Дж. Целевое управление организацией: Пер. с англ. / Под ред. И. М. Верещагина.-М.: Сов.Радио.-1979.-114 с.
  169. Окружающая среда и риск-анализ. Обзор зарубежных концепций по материалам международного журнала «Анализ риска» за1987 1991 г. г.- М.: Институт молодежи.-1993.-29 с.
  170. В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. Пер. с англ. Егорова С. А., Утегено-войД.К. Отв. ред. и предисл. Оболенского А. В. М.: Арена. — 1993. -319 с.
  171. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма. Перевод/ Под общ.ред. К. Валлих- Всемирный банк.- М.: Известия.1993.-207 с.
  172. Э.П., Мелса Дж. JT. Идентификация систем управления.- М.: Наука.-1974.-246 с.
  173. А. Общее и промышленное управление./ Пер. с франц. Б.Б.Бабин-Кореня и с предисл. А. К. Гастева.-JT.M.: Книга.-1924.-122 с.
  174. А. Учение об управлении.-Рязань: «Издательство».-1924.-80 с.
  175. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство.-М.: Республика.-1992.-351 с.
  176. Федерализм, регионализм и конституционная реформа в России: Материалы семинара, Вашингтон, май 1993 г./ Подгот. Д. Гайднер- Предисл. А. Коэна- Фонд Наследия. 83 с.
  177. С. Экономика.-М.: Дело.-1993.-670 с.
  178. JT. Введение в американское право. Пер. с англ. -М.: Прогресс.-1993.-284 с.
  179. Г., Харрис Г. Дж. Разговаривать дешевле! Устная реклама залог успеха Вашего бизнеса.-М.: «Знак"-1993.-112 с.
  180. П. Наука и искусство проектирования.-М.: Мир.-1973.263 с.
  181. В. Как делать бизнес в Европе. Вступительное слово Ю. В. Пискулова.-М.: Прогресс.-1992.-253 с.
  182. А. Курс предпринимательства. Практическое пособие. Пер. с англ.-М.: Международные отношения.-1993.-352 с.
  183. Дж., Берман Б. Маркетинг. Сокр. пер. с англ./ Авт. предисл. и нач. ред. А. А. Горячев.-М.: Экономика.-1990.-350 с.
  184. С. Зигель, Лорен А. Шульц, Брайен Р. Форд, Дэвид С. Карий. Составление бизнес-плана./ Пер. с англ.-М.: «Джон Уайли энд Санз».-1994.-224 с.
  185. Этика российского рынка. Антология. Институт изучения христианства Востока и Запада, Уитон Колледж.-М.: Изд-во «Златоуст».-1993.-144 с.
  186. Янг С. Системное управление организацией./Пер. с англ. под ред. С. П. Никанорова, С. А. Батасова.-М.: Сов.радио.-1972.-456 с.
  187. Robert С. Clarco. Corporate Law. Little, Bronn Co.- 1986. -Boston.1. Периодическая печать
  188. Г. Региональные ассоциации: в фокусе внимания только экономика: (Беседа с нач. Отдела по вопросам субъектов Федерации управления Администрации Президента по работе с территориями Г. Аксеновым) // Российское обозрение / 1994, — № 47.
  189. Анализ и прогнозирование региональных экономических процессов. Ю. В. Степанов, Г. Г. Никитин, И. А. Моргачев, А. Г. Никитин //Деньги и кредит.- 1996.- № 12.
  190. Л. Проблемы и перспективы народнохозяйственной структурной перестройки // Российский экономический жур-нал.-1996.-№ 11−12.
  191. А.Л. Состояние и динамика социальной и эколого-экономической устойчивости России и ее регионов // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика.- 1997.- № 5.
  192. Е. Межрегиональные ассоциации устойчивое развитие // Жизнь национальностей.- 1997.- № 2−3.
  193. О. Становление российской модели бюджетного федерализма // Вопр. экономики.- 1995.- № 8.
  194. О. Организация и контроль государства могут способствовать развитию региона // Экономист.- 1998.- № 1.
  195. С. Федерализм и государственное управление в регионе// Власть.- 1997.- № 9.
  196. Вариантный прогноз эволюции экономики российских регионов// Российский экономический журнал.- 1997.- № 8.
  197. Ю., Гуськов С. Факторы и пути повышения эффективности работы отечественных ФПГ.//Российский экономический журнал.-199б.-№ 7.
  198. А. Приватизация и инвестиционная активность. //Вопросы экономики.-1996.-№ 4.
  199. С.Ю. Как добиться экономического роста? (Макродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения).-Российский экономический журнал,-1996.-№ 5−6.
  200. В. Федерализм и бюджет//Диалог.-1995.-№ 7.
  201. Н., Горегляд В. Бюджетный федерализм: реалии и перспективы // Этнополитический вестник.-1995.- № 2.
  202. В. Решая проблемы банкротства предприятий// Финансы Сибири.-1996.-№ 2.
  203. А., Иванов В. Два подхода к межрегиональным ассоциациям //Российская Федерация.- 1997.- № 8.
  204. Н. Региональная экономика в системе рыночных отношений (методологические аспекты управления) // Проблемы теории и практики управления.-1997.- № 4.
  205. Н. Новое в российской региональной политике // Бизнес и политика.- 1997.- № 11.
  206. В.А. Процесс приватизации и его социально-экономические последствия // Общество и экономика.-1994.- № 1.
  207. JI. Депрессивные не значит безнадежные.// Экономика и жизнь,-1998.-№ 6.
  208. Л. Перспективы развития российского федерализма и договорные отношения.// Экономика и управление.-1996.-№ 3.
  209. Л.А., Легостаев А. В. Ассоциации экономического взаимодействия защищают интересы субъектов Российской Феде-рации.//Федерализм.-1997.-№ 4.
  210. А.Г. Становление и развитие бюджетного федерализма в России//Финансы .- 1995.- № 4.
  211. Ильин В. Российский федерализм: стратегия совершенство-вания//Политика.-1997.- № 3.
  212. В.В., Вон К.С. Российский федерализм: стратегия совершенствования // Вестник Московского университета. Сер. 12, Полит. науки.- 1997.- № 3.
  213. В. Интеграция регионов Востока России требование времени: (Деятельность межрегиональных ассоциаций)//Региональное развитие и сотрудничество.- 1997.- № 0.
  214. Информационный меморандум Сибирской региональной ассоциации для развития и инвестиций//Журн. для акционеров.- 1994.-№ 10−11.
  215. А. Федерализм как форма решения вопроса о территориально-политической ориентации общества (международный опыт)//Обозреватель-Observer.- 1997.-№ 3−4.
  216. З.И., Бессонова О. Э., Тапилина B.C. Основные направления региональной социальной политики // Регион: экономика и социология.- 1997.-№ 2.
  217. Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России//Российский экономический журнал.- 1997.- № 3.
  218. В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы//Экономист.- 1996.- № 11.
  219. В.М. Структурно-функциональные проблемы российского экономического федерализма // Федерализм.-1997.- № 2.
  220. Т., Харина И. Поиск российской модели бюджетного федерализма // Info Кодекс.-1996.- № 48.
  221. В.В. Оценка региональных кризисных ситуаций// Безопасность.- 1997.-№ 1−2.
  222. В.И., Керемецкий Я. Н. Приватизационный процесс и двухфакторная модель рыночной экономики // Российский экономический журнал.-1996.- № 2.
  223. . Деловая стратегия. Концепция, содержание, сим-волы.-М.: 1991.-239 с.
  224. А.П. Перераспределение национального богатства России.-Проблемы прогнозирования.-1995.-№ 4.
  225. Э. Региональное развитие начало поворотного этапа//Региональное развитие и сотрудничество.- 1997.- № 0.
  226. А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики.- 1995.- № 8.
  227. A.M. Региональная политика и экономические реформы// Бизнес и политика .- 1997.- № 7.
  228. A.M. Региональная политика и экономические реформы// Федерализм.-1997.- № 2.
  229. A.M. Оценка региональных различий хода экономических преобразований // Общество и экономика.-1996.- № 6.
  230. Ю. Бюджетный феодализм: (О налоговой и бюджетной политике субъектов федерации). // Эксперт.- 1998.- № 1.
  231. В., Швецов А. Региональная политика России: концепция, проблемы, решения: Ст. 10. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития//Российскин экономический журнал.-1997.-№ 3−4.
  232. Г. Место ассоциации экономического взаимодействия в регионах//Экономист.-1996.-№ 8.
  233. Г. Ассоциации экономического взаимодействия и развитие федеративных отношений/Юбозреватель-Observer.-1997.3.4.
  234. Л. Некоторые проблемы развития бюджетного федерализма в России// Федерализм.- 1996.-№ 1.
  235. М. Региональные ассоциации областей России. Опыт региональной интеграции // Кентавр.- 1995.- № 3.
  236. А. От кризиса к стабильности: экономика стран Центральной и Восточной Европы в 1993—1994 гг.-Вопросы экономи-ки.-1995.-№ 3.
  237. Д. Итоги ваучеризации.-Экономист.-1994.8.
  238. Ю., Кузьмин В. Соглашение сибирских территорий// Федеральные новости /РИА «Новости».- 1994.- № 28.
  239. О., Селигман Р. Угроза банкротства и реструктуризация. (На примере московских предприятий) // Предпринимательство в России.-1997.-№ 2.
  240. Р. В чем смысл разграничения расходов между бюджетами разных уровней // Федерализм.-1997.- № 1.
  241. А. Свободные экономические зоны//Наука. Политика. Предпринимательство.- 1997.- № 2.
  242. В.Н. Процессы межрегиональной интеграции нуждаются в законодательном оформлении//Журнал российского права.-1997.-№ 11.
  243. .П. Результат реформы экономика перераспределения // Российский экономический журнал.-1996.- № 11−12.
  244. И. Современные проблемы бюджетного регулирования // Экономист.- 1996.- № 7.
  245. А. Не хуже, чем было с ваучерами// Эксперт.-1995.-№ 8.
  246. О.И., Шульга М. А. О сотрудничестве ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации с федеральными органами власти// Регионология.- 1997.- № 1.
  247. В. Бюджетный федерализм и совершенствование межбюджетных отношений //Финансы.- 1996.- № 9.
  248. А. Новый передел.-Промышленный вестник Российской Федерации.-1995.-№ 3.
  249. А., Гутник В., Мальчиков Г. Постприватизационная структура акционерного капитала и корпоративный контроль: «кортрреволюция управляющих?" — Вопросы экономики.-1995.-№ 10.
  250. А. К теории приватизации в переходной экономике.-Вопросы экономики.-1995.-№ 12.
  251. А. Приватизационный процесс в России в 1995 г.-Вопросы экономики.-1996.-№ 4.
  252. Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы: (Аналитический доклад) // Федерализм.- 1997.- № 1.
  253. Региональные программы: перспективные вопросы// Эконо-мист.-1997.-№ 3.
  254. Региональные последствия макроэкономических реформ (под редакцией Татаркина А.И.)//Общество и экономика.-1994.-№ 910.
  255. В. Бюджетная система: состояние, проблемы, перспективы // Вестник Финансовой академии.- 1997.- № 3.
  256. И. Российские предприятия: «дилемма внутренних акционеров».-Российский экономический журнал.-1996.-№ 2.
  257. Россия на пути к 2000 году. Доклад Экспертного института Российской Федерации.-Вопросы экономики.-1996.-№ 2.
  258. В.Т. Банкротство банкротству рознь // Человек и труд.-1997.- № 7.
  259. А. Как взаимодействует федеральный бюджет с бюджетами субъектов Федерации // Федерализм.- 1997.- № 1.
  260. М.С. Взаимоотношения штатов в системе американского федерализма // Государство и право.- 1997.- № 9.
  261. В. Сибирь и Центр: Некоторые итоги реформирования федеративных отношений и региональной политики в России: (Экономическая политика) // Финансы в Сибири.- 1997.- № 9.
  262. П. Проблемы развития межрегиональной экономической интеграции // Федерализм.- 1997.- № 2.
  263. И.А., Чернышова Л. Д. Социальные последствия банкротства предприятий как предмет социологического анализа, (по материалам Магаданской области) //ИРАГС, серия 1.- Социология.-1996.-№ 10.
  264. А.Г. Результаты внедрения системы вексельного обращения в России // Финансы.-1996.- № 8.
  265. В., Глазырин М., Постышев Л. Образование производственно-социальных комплексов регионов // Экономист,-1997.-№ 3.
  266. Г. А., Евсеенко А. В., Зверев B.C. Системная оценка интегрального риска взаимодействия экономических субъектов в регионе// Регион: экономика и социология.- 1997.- № 3.
  267. Н. Проблемы правового обеспечения осуществления комплексной бюджетной реформы в Российской Федерации // Хозяйство и право.- 1996.- № 3.
  268. В. Регулирование развития хозяйства области: (Концепция)//Экономист.- 1998.-№ 1.
  269. С. О направлениях совершенствования отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации// Дайджест финансы.- 1996.- № 7.
  270. П., Казиник Е. Финансирование программ развития регионов // Правила игры.- 1997.- № 2.
  271. А.Г., Захаров М. А. Бюджетные проблемы в федеративном государстве: поиски решения // Финансы.- 1997.- № 4.
  272. Мировая экономика и международные отношения.-М.306. Московские новости.-М.307. Независимая газета.-М.308. Нефтяной курьер.-М.309. Парламентский вестник.-М.310. Президент.-М.
  273. Проблемы Дальнего Востока.-М.
  274. Проблемы теории и практики управления.-М.313. Реклама.-М.314. Российские вести.-М.
  275. Российская Федерация сегодня.-М
  276. Российский экономический журнал.-М.317. Россия.-М.318. Сегодня.-М.319. Финансовая газета.-М.320. Финансовый бизнес.-М.321. Хозяйство и право.-М.322. ЭКО.-М.323. Экономика.-М.324. Экономика и жизнь.-М.
  277. Экономика и жизнь.-Московский выпуск.-М.
  278. Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда.-М.327. Экономист.-М.
  279. Экономическая газета.-М. Ш 329. Эхо деловой жизни.-М.330. Юридическая газета.-М.331. Юридический вестник.-М.
Заполнить форму текущей работой