Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизмы актуализации позитивных мотивационных ожиданий личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссонанс возникает между двумя когнициями: знанием своих возможностей и предположением о возможностях других людей. В случае, когда собственные возможности, способность на высоком уровне обеспечить динамическую составляющую оцениваются высоко, возникает положительный диссонанс. В противоположном случае, когда человек не уверен в собственных возможностях, не в состоянии обеспечить динамическую… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема мотивационных ожиданий личности в современной психологической науке
    • 1. 1. Мотивационные ожидания как составляющая мотивационной сферы личности
    • 1. 2. Ожидания в теориях мотивации
    • 1. 3. Особенности организации временной перспективы мотивационных ожиданий
    • 1. 4. Планирование личностного времени и мотивационные ожидания
  • Глава 2. Исследование механизмов актуализации позитивных мотивационных ожиданий личности
    • 2. 1. Теоретическая гипотеза исследования
    • 2. 2. Организация и методы исследования позитивных мотивационных ожиданий личности и когнитивного прогноза
    • 2. 3. Распределение позитивных мотивационных ожиданий личности во временной перспективе
    • 2. 4. Взаимосвязь позитивных мотивационных ожиданий личности с другими личностными образованиями
    • 2. 5. Взаимосвязь позитивных мотивационных ожиданий личности и когнитивного прогноза

Механизмы актуализации позитивных мотивационных ожиданий личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Нарастающий темп социальной жизни, интенсификация и оптимизация социально-экономического развития нашей страны, неопределенность предстоящих событий приводят к преобразованию системы мотивационных ожиданий личности и требуют эффективного построения ее временной перспективы. Это в свою очередь требует разработки психологических механизмов актуализации ожиданий личности.

Мотивационные ожидания — это одно из проявлений личности, которое является субъективным отражением предстоящих в будущем объективно важных событий и проявляется в эмоционально-значимостном переживании и функционально-деятельностной готовности к их реализации.

Объективно важные события отражаются в субъективно значимых переживаниях и ожиданиях. Но это отражение не является зеркальным и линейным. С одной стороны, благоприятные, гарантированные условия удовлетворения побуждений резко снижают уровень субъективной значимости и приводят к редукции мотивационного ожидания как компонента актуального мотивационного образования. С другой стороны, крайне неблагоприятные условия удовлетворения, его невозможность или трудность по прямо противоположному основанию также приводят к редукции компонента мотивационных ожиданий. В этих областях происходит преобразование осознаваемых мотивационных образований в неосознаваемые или осознаваемые преимущественно на когнитивном уровне, без актуального значимостного переживания и деятельностной готовности к реализации, которая оказывается либо не нужной, либо невозможной.

В теоретическом и методологическом плане актуальность проблемы мотивационных ожиданий личности обуславливается важностью разработки механизмов детерминации поведения человека, самоорганизации личностью своей деятельности, направленности личности, проблемы профессиональной и личностной самореализации.

Разработка проблемы временной организации личности выделяется в качестве перспективных методологических задач (К.А.Абульханова, В.А.Сергеев). При этом отмечается необходимость изучения мотивационного компонента организации личностью своего времени и его регулирующей роли (В.Г.Асеев, Е. С. Улитова, И.А.Лисица). Вопрос о распределении мотива-ционных ожиданий во времени и механизмах их актуализации, а также о личностно-психологических особенностях, которые влияют на вероятность реализации мотивационных ожиданий, исследован в меньшей степени.

Поведение личности предопределяется системой мотивационных ожиданий. В управленческой практике и практике воспитательной работы непосредственным регулятором поведения являются именно мотивационные ожидания соответствующих поощрений или наказаний. Знание психологической структуры и содержания ближней (актуальной) и отдаленной (потенциальной) временной перспективы мотивационных ожиданий личности, механизмов их актуализации у разных по возрасту, уровню образования и лично-стно-психологическим особенностям людей позволит самой личности избежать нереализованности, неэффективного использования времени, чрезмерных функциональных затрат, низкой продуктивности и неудовлетворенности процессом и результатом как в профессиональной деятельности, так и в жизнедеятельности в целом, позволит оптимально планировать и организовывать деятельность во времени.

Теоретическая и практическая значимость выбранной темы исследования, степень ее разработанности определили цель, объект, предмет и задачи исследования.

Целью исследования является изучение мотивационных ожиданий в мотивационной сфере личностивыявление психологических механизмов актуализации позитивных мотивационных ожиданий личности.

Объект исследования: мотивационная сфера личности.

Предмет исследования: психологические механизмы актуализации позитивных мотивационных ожиданий личности.

При построении гипотезы исследования мы исходили из положений о зональном строении мотивациио содержательно-динамическом характере процесса формирования актуальной временной зоны.

1. Существуют положительный, отрицательный и нейтральный механизмы актуализации позитивных мотивационных ожиданий личности. Они связаны с пластичностью личности, локусом контроля, личностной тревожностью, социально-психологической установкой на эгоизм.

2. Актуальные позитивные мотивационные ожидания имеют, как правило, лучшую динамическую обеспеченность (возможность реализации) и относятся к более близкой временной перспективе. На актуальность позитивных мотивационных ожиданий влияет характер когнитивного прогноза (предположения личности о вероятности реализации значимых событий у других людей) и модальность (желательность, необходимость) событий. Взаимодействие этих составляющих обеспечивает актуальное состояние мо-тивационных ожиданий личности.

4. Распределение позитивных мотивационных ожиданий личности во времени индивидуально. Отнесение мотивационных ожиданий к ближнему или отдаленному будущему зависит от соотношения содержательной и динамической составляющих, сложившегося у данной личности.

5. Вероятность реализации позитивных мотивационных ожиданий взаимосвязана с пластичностью, локусом контроля, личностной тревожностью и социально-психологической установкой личности на эгоизм.

6. Существуют различные варианты соотношения вероятности реализации позитивных мотивационных ожиданий и когнитивного прогноза: 1) когнитивный прогноз совпадает с вероятностью реализации мотивационных ожиданий личности- 2) возникает диссонанс между вероятностью реализации мотивационных ожиданий и когнитивным прогнозом.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы мотивационных ожиданий личности в современной отечественной и зарубежной психологической науке.

2. Разработать методические средства исследования позитивных мотивационных ожиданий личности. Обосновать выбор диагностического инструментария для исследования пластичности личности, локуса контроля, личностной тревожности, эгоизма, которые влияют на позитивные мотивацион-ные ожидания.

3. Выявить психологические особенности механизмов актуализации позитивных мотивационных ожиданий в жизнедеятельности человека.

4. Проверить гипотезу о содержательно-динамическом строении мотивации применительно к позитивным мотивационным ожиданиям личности.

5. Исследовать взаимосвязь пластичности, локуса контроля, личностной тревожности, эгоизма личности с вероятностью реализации позитивных мотивационных ожиданий.

6. Исследовать взаимосвязь вероятности реализации позитивных мотивационных ожиданий личности и когнитивного прогноза (предположения личности о вероятности реализации значимых событий у других людей).

Теоретико-методологическая основа диссертации. В работе мы опирались на принципы развития, детерминизма (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — субъектно-деятельностного подхода (К.А.Абульханова, А. В. Брушлинский, С.Л.Рубинштейн) — на принципы системно-комплексного подхода к мотивационной сфере личности как целостному образованию (К.А.Абульханова, Б. Ф. Ломов и др.) — на принцип единства сознания и деятельности (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтъев, С. Л. Рубинштейн и др.) — на разработанные В. Г. Асеевым положения о единстве динамической и содержательной составляющих в структуре мотивации, о зональном строении структуры мотивации.

Существенную роль в постановке и решении поставленных в диссертационной работе задач сыграла теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера.

Эмпирическую базу исследования составили результаты психологического исследования взрослых лиц в возрасте от 18 до 55 лет с различным уровнем образования — 298 человекв серии исследования взаимосвязи мотивационных ожиданий с другими личностными образованиями участвовал 41 человек.

Методы исследования. Для исследования взаимосвязи вероятности реализации позитивных мотивационных ожиданий личности с ее индивидуально-психологическими, психофизиологическими особенностями и социально-психологическими установками были использованы следующие стандартизированные методики:

— метод измерения пластичности — ригидности на психомоторном уровне (по Кетеллу);

— методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина (вторая часть — личностная тревожность как устойчивая характеристика личности), методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А.М.Эткинда);

— методика выявления социально — психологических установок О.Ф.

Потемкиной.

В качестве методов исследования применялись: анализ и обобщение материалов исследования мотивационной сферы личностидля изучения механизмов актуализации позитивных мотивационных ожиданий личности была разработана «Методика по исследованию позитивных мотивационных ожиданий личности и когнитивного прогноза». Кроме того, использовались психологическая беседа, контент-анализ.

Для статистического анализа данных и их графического представления использовалась программа Statistica 5.5 for Windows, параметрические и не-V/ параметрические методы оценки значимости статистических различий (вычисление среднего арифметического, коэффициент ранговой корреляции С пир мена, t-критерий Стьюдента, кластерный анализ).

Научная новизна работы состоит в следующем:

Дано определение понятий «мотивационные ожидания» и «когнитивный прогноз». Мотивационные ожидания — это одно из проявлений личности, которое является субъективным отражением предстоящих в будущем объективно важных событий и проявляется в эмоционально-значимостном переживании и функционально-деятельностной готовности к их реализации. щ*.

Когнитивный прогноз является предположением личности о вероятности реализации значимых событий у других людей, основанном на жизненном опыте и собственных предположениях личности о возможностях этих людей. Когнитивный прогноз включает характеристику событий с точки зрения их вероятности и важности позитивных или негативных последствий относительно независимо от их субъективной значимости и возможностей деятель-ностного вмешательства в события.

Дана типология ожиданий. Ожидания разделяются на мотивационные и пассивные ожидания. Оба этих типа ожиданий могут быть позитивными или негативными.

Установлено, что позитивные мотивационные ожидания, в которых обеспечена как содержательная, так и динамическая составляющие, относятся в основном к ближней перспективе (актуальной зоне). Позитивные мотивационные ожидания, обеспеченные только содержательно, относятся, как правило, к отдаленной перспективе (потенциальной зоне).

В результате теоретико-методологического анализа проблемы мотива-ционных ожиданий личности в психологическом аспекте показано, что формирование и функционирование временной перспективы мотивационных ожиданий является одним из существенных условий временной регуляции деятельности и поведения личности в целом.

Определено три варианта соотношения вероятности реализации позитивных мотивационных ожиданий личности и когнитивного прогноза: вероятность реализации мотивационных ожиданий личности выше когнитивного прогноза (диссонанс положительный) — вероятность реализации мотивационных ожиданий ниже когнитивного прогноза (диссонанс отрицательный) — вероятность реализации мотивационных ожиданий практически совпадает с когнитивным прогнозом (отсутствие диссонанса).

На основе механизмов актуализации позитивных мотивационных ожиданий личности описаны три типа стратегии планирования личностью реализации позитивных мотивационных ожиданий: положительный тип планирования, в основе которого лежит механизм актуализации по динамической логике «у меня будет лучше, чем у других" — отрицательный тип планирования, в основе которого лежит механизм актуализации по содержательной логике «у меня будет хуже, чем у других, но это необходимо" — нейтральный тип планирования, в основе которого лежит механизм актуализации по динамической логике «у меня будет как у других»).

Выявлены некоторые психофизиологические, индивидуально-психологические особенности и социально-психологические установки личности, детерминирующие типы стратегий планирования позитивных мотивационных ожиданий. Для лиц положительного типа планирования характерны: низкая личностная тревожность, высокий уровень контроля над любыми значимыми ситуациями, высокая пластичность, «здоровый» эгоизм. Для лиц отрицательного типа планирования характерны: низкий уровень пластичности, высокая личностная тревожность, низкий уровень контроля над ситуацией, низкая установка на эгоизм. Для лиц нейтрального типа планирования характерны: умеренная личностная тревожность, невысокая пластичность поведения, равное проявление установки альтруизма и эгоизма, уровень субъективного контроля находится в пределах нормы.

Обосновано применение методики по исследованию позитивных моти-вационных ожиданий личности и когнитивного прогноза, позволяющей исследовать диссонанс между личным и когнитивным профилем, выявлять активно-действенный (мотивационный) и пассивно-экспрессивный (бездея-тельностный) характер ожиданий, а также способность личности выстраивать временную перспективу.

Практическая значимость результатов исследования. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы для оптимизации воспитательной и управленческой деятельности, в практике психологического консультирования: для коррекции временной перспективы личности и диссонанса между вероятностью реализации позитивных мотивационных ожиданий и когнитивным прогнозом.

Результаты диссертационного исследования используются в преподавательской деятельности при чтении курсов по психологии личностипри подготовке специалистов по специальности: «Психология», «Менеджмент», «Социальная работа».

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечива-, ется исходными методологическими позициямиадекватностью выбранных и разработанных методов психологического исследованиядостаточной репрезентативностью выборкинадежностью методов статистической обработки, а также содержательной интерпретацией эмпирических результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и эмпирические результаты исследования на разных его этапах докладывались на заседании лаборатории психологии личности ИП РАНна межрегиональной научно-практической конференции «Психотехнологии в образовательном процессе», г. Кострома, 1999 годна симпозиуме «Социальная психология — 21 век», г. Ярославль, 1999 годна международной научнопрактической конференции «Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе», Кострома — Москва, 2000 годна Всероссийском симпозиуме «Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии», г. Кострома, 2000 год. Данная работа неоднократно обсуждалась на кафедре психологии Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Результаты исследования использовались диссертантом в процессе преподавания ряда дисциплин в Костромском государственном университете, Костромском государственном технологическом университете.

По теме диссертации опубликовано шесть работ общим объемом 1.6 п.л.

Положения, выносимые на защиту.

1. Позитивные мотивационные ожидания личности, как и мотивы в целом, имеют содержательно-динамическое строение, отражая как желательное состояние действительности, так и возможности его реализации.

2. Актуализация позитивных мотивационных ожиданий личности определяется модальностью событий. Ожидания актуализируются, с одной стороны, при наличии положительной динамической модальности (возможности реализации), с другой — при наличии отрицательной содержательной модальности (диссонанс между желательным и наличным состояниями действительности).

3. Временные периоды позитивных мотивационных ожиданий личности варьируют индивидуально и зависят от обеспеченности содержательной стороны (наличие значимых мотивационных установок) и динамической стороны (наличие деятельностных возможностей для реализации этих установок) ожиданий, модальности события и объективных внешних условий.

4. Пластичность, локус контроля, личностная тревожность, установка на эгоизм и когнитивный прогноз личности взаимосвязаны с положительным, отрицательным, нейтральным типом актуализации позитивных мотивационных ожиданий.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, ключения, списка используемой литературы, приложений. Диссертация люстрирована 5 таблицами и 7 рисунками. Общий объем — 152 страницы.

Результаты исследования позитивных мотивационных ожиданий личности и когнитивного прогноза у людей разных возрастных групп отличались в зависимости от возраста. Отрицательный диссонанс характерен в основном для испытуемых в возрасте 45−55 лет. В индивидуальных беседах эти испытуемые отмечали трудность реализации своих мотивационных ожиданий и говорили, что у них «меньше шансов для выполнения намеченного, чем у других людей». Актуальное состояние позитивных мотивационных ожиданий этих респондентов обеспечивалось только объективной необходимостью. Примером такого мотивационного ожидания может быть «свадьба дочери». «Я знаю, что свадьба получится хуже, чем у других людей, но она все равно состоится, это необходимо». В этом примере динамическая составляющая мотивационного ожидания обеспечена частично, однако оно актуализируется в силу объективных причин. Актуальное состояние такого же мотивационного ожидания «свадьба» у молодых людей с положительным диссонансом обеспечивается иначе. «Мы отсрочили свадьбу на год, потому, что в этом случае она получится лучше». В этом случае испытуемые актуализируют мотивационное ожидание в случае полной обеспеченности динамической составляющей.

У 40% испытуемых в возрасте 45−55 лет присутствует положительный диссонанс («у меня будет лучше, чем, у других»), у остальных 50% вероятность реализации позитивных мотивационных ожиданий совпадает с когнитивным прогнозом («у меня будет как у других») (рис. 4). Для респондентов в возрасте 18−45 лет характерным является наличие положительного диссонанса («у меня будет лучше, чем у других») или отсутствие диссонанса («у меня будет как у других»). При наличии положительного диссонанса испытуемые актуализировали свои мотивационные ожидания и говорили, что «не испытывают особенных трудностей при их реализации». При отсутствии диссонанса респонденты Л.

Возрастная группа 18 — 45 лет Диссонанс полож ительны й.

В Отсутствие диссонанса 4.

Возрастная группа 45 — 55 лет.

10%.

Диссонанс положительный.

Ш Отсутствие диссонанса.

Диссонанс отрицательный.

Рис. 4 Соотношение положительного, отрицательного диссонанса и его отсутствия в различных возрастных группах будут актуализировать позитивные мотивационные ожидания в том случае, если результат их реализации «будет не хуже, чем у других людей».

Диссонанс возникает между двумя когнициями: знанием своих возможностей и предположением о возможностях других людей. В случае, когда собственные возможности, способность на высоком уровне обеспечить динамическую составляющую оцениваются высоко, возникает положительный диссонанс. В противоположном случае, когда человек не уверен в собственных возможностях, не в состоянии обеспечить динамическую сторону мотивационных ожиданий, возможности других людей оцениваются выше, что способствует образованию отрицательного диссонанса Отсутствие диссонанса проявляется в случае равновероятного прогноза относительно реализации значимых событий у данной личности и у других людей. Это означает, что динамически мотивационные ожидания будут обеспечиваться «как у других». С нашей точки зрения, отсутствие диссонанса способствует снижению реальных ожиданий относительно собственных действий. В некоторых случаях такое снижение ожиданий может осуществляться сознательно, для снижения негативных эмоций в случае получения отрицательного результата деятельности, либо результата, не оправдавшего ожидания (при высоких мотивационных ожиданиях существует риск не оправдать их, получит результат ниже, чем ожидался).

Среди респондентов были люди, имеющие как высшее, средне специальное образование, так и студенты ВУЗов. Найти зависимость между позитивными мотивационными ожиданиями личности, когнитивным прогнозом и уровнем образования не удалось. Однако диссонанс положительный для личного профиля чаще встречается у людей, имеющих хорошо оплачиваемую работу или благополучную в материальном плане семью. Это объясняется определенным социальным положением в обществе. Люди материально обеспеченные больше уверены в себе, у них более широкие возможности для реализации своих позитивных мотивационных ожиданий, больше надежды на будущее.

К.Муздыбаев отмечает, что диспозиционная надежда на высоком уровне наблюдается только у трех социальных групп: руководителей учреждений, студентов и служащих частного сектора, то есть у тех, кто благодаря служебному положению, месту работы или принадлежности к определенной социальной группе, имеет более мощные экономические ресурсы. Остальные же группы питают мало надежд на будущее [97].

В ходе исследования нами был проведен сравнительный анализ мотивационных ожиданий и когнитивного прогноза, испытуемых в ближней и отдаленной временной перспективе (см. приложения 6). Т-критерий Стьюдента показал наличие значимых различий (на уровне р<0,001) в вероятности реализации мотивационных ожиданий и когнитивного прогноза как в ближнем, так и в отдаленном будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленные в работе результаты теоретических и эмпирических исследований позволяют сделать следующие выводы:

1. Ожидания личности связаны с позитивными или негативными событиями и могут носить мотивационный (активный) либо пассивный характер.

2. Впервые доказано, что в актуальных и потенциальных мотивационных ожиданиях отражаются содержательная сторона потребностей, мотивов, целей, мотивационных установок личности, ее динамические, деятельностные возможности.

3. Распределение позитивных мотивационных ожиданий личности во времени индивидуально и зависит от объективных обстоятельств жизни, не достигнутой ближней перспективы, субъективной значимости события, определяющих их отнесение в ближнюю или отдаленную перспективу.

4. Позитивные мотивационные ожидания, в которых обеспечены содержательная и динамическая составляющая, относятся к ближней перспективе (актуальной зоне). Отсутствие плана реализации позитивных мотивационных ожиданий личности способствует их отнесению в отдаленную временную перспективу.

5. Высокая или низкая вероятность реализации позитивных мотивационных ожиданий взаимосвязана с определенными личностно-психологическими особенностями: пластичность, локус контроля, уровень личностной тревожности, установка на эгоизм.

6. Когнитивный прогноз (предположение личности о вероятности реализации значимых событий у других людей) влияет на актуализацию позитивных мотивационных ожиданий личности. Существуют три варианта соотношения позитивных мотивационных ожиданий личности и когнитивного прогноза:

— мотивационные ожидания личности выше, чем когнитивный прогноз;

— мотивационные ожидания личности ниже, чем когнитивный прогноз;

— мотивационные ожидания личности практически совпадают с когнитивным прогнозом.

7. Существуют различные психологические механизмы актуализации позитивных мотивационных ожиданий:

— нейтральный — актуализация позитивных мотивационных ожиданий происходит по логике «у меня будет как у других»;

— отрицательный — актуализация происходит по логике «у меня будет хуже, чем у других, но это необходимо»;

— положительный — актуализация происходит по логике «у меня будет лучше, чем у других».

На формирование механизма актуализации оказывают влияние: пластичность-ригидность, уровень личностной тревожности, локус контроля, эгоизм, тип планирования позитивных мотивационных ожиданий.

Проведенная работа показала необходимость продолжения подобных исследований и наметила их перспективные направления. Среди них можно выделить:

• уточнение границ ближней и отдаленной временной перспективы позитивных мотивационных ожиданий личности;

• определение особенностей актуализации негативных мотивационных ожиданий.

• разработка рекомендаций по оптимизации актуальных и потенциальных мотивационных ожиданийисследование изменений актуализации позитивных мотивационных ожиданий у людей с отрицательным типом планирования после проведения коррекционной работыопределение эффективности методики по исследованию позитивных мотивационных ожиданий личности и когнитивного прогноза при прогнозе профессиональной успешности кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977. 224 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19−45.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М., 1991.
  5. К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
  6. А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997. 256 с.
  7. .Г. Онтогенез и жизненный путь.// Избранные психологические труды. -М., 1980, т.1. 230 с.
  8. .Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий М.: МГУ, 1982. С. 172−178.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Д.: Издательство Ленинградского университета, 1969. 337 с.
  10. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1997. 376 с.
  11. П.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М.: Медицина, 1975. 447 с.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе. В кн.: Психология формирования развития личности. М., 1981. С.3−19.
  13. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования. // Психологический журнал. 1998. № 5.
  14. Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии. //Психологическийжурнал, 1988. Т.З. № 2. С. 17.
  15. Л.И. Условия деформации развития личности и конструктивные силы человека. М., 1998. ^ 16. Артемьева Е. Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии.1. М., 1975.
  16. В.Г. Значимость и временная стратегия поведения. // Психологический журнал, 1981. № 6, с. 28−37.
  17. В.Г. Личностная значимость и вероятность событий.// Проблемы психологии личности. -М., 1982. С.236 243.
  18. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.:ИПРАН, 1993. 223 с.
  19. В.Г. Мотивационные резервы человека. // Психологический журнал. 1987. № 5. С.3−12.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
  21. В.Г. О диалектике детерминации психического развития. // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С.21−38.
  22. В.Г. Проблема мотивации и личность. И Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С. 122−144.
  23. В.Г. Структура мотивации поведения. // Мотивационная регуляция f* деятельности и поведения личности: Тематический сборник научных работ. М.: ИП АН СССР, 1988. С.5−9.
  24. Т.Н. Неосознаваемые особенности личностной организации времени. Автореферат. канд.псих.наук, 1997. 21 с.
  25. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 271 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 465 с.
  27. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.// Изуfiчение мотивации детей и подростков. -М., 1972. С. 7 44.
  28. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопр.псих., № 4,1978, с. 23−35.
  29. А.Б. и др. Система методов профессиональной ориентации. Кн.1. Основы профессиональной ориентации. Киев: МЗУУП, 1993. С. 105−109.
  30. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия мозга человека и индивидуальное пространство и время. М., 1978.
  31. А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности.// Психологический журнал, 1994, № 3.
  32. Л.Ф., Морозов С. Н. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: ПИТЕР, 1999. 528 с.
  33. Ю. В. Несмелова Н.Н. Индивидуальные особенности восприятия человеком длительности интервалов времени // Физиология человека. — М., 1994.
  34. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М.: Издательство МГУ, 1991. 144 с.
  35. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. / Под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. М.: Наука, 1977. 390 с.
  36. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990.
  37. Л.С. Собрание сочинений, т.З. -М., 1982. 368 с.
  38. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. 495 с.
  39. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — Киев., 1984.
  40. В.В. Зональное строение временной перспективы мотивационных ожиданий личности. // Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии (Материалы всероссийского симпозиума). Кострома: Изд-во КГУ имени Н. А. Некрасова, 2000. С. 11−12.
  41. В.В. Исследование мотивационных ожиданий личности.// Психология и практика: Сб. научн. тр. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. С. 40−47.
  42. В.В. Когнитивный прогноз и мотивационные ожидание личности. // Психотехнологии в образовательном процессе: материалы межрегиональной научно-практической конференции. 4.1. Кострома, 1999. С. 27.
  43. В.В. Мотивационные ожидания личности в ближайшей и отдаленной перспективе. // Социальная психология XXI век. — Ярославль, 1999. С. 134.
  44. Н.Ю. Особенности осознаваемого и неосознаваемого компонентов личностной организации времени. Автореферат канд.псих.наук, 1993. 19 с.
  45. Н.Ю. Типологические особенности времени личности // Психология личности: новые исследования. М.: ИПРАН, 1998. С.222−239.
  46. И.А. Влияние нравственной мотивации на развитие и формирование потребностей личности.// Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М.: ИПРАН, 1988. С.26−30.
  47. А.П. Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности. -Л., 1988.120 с.
  48. В.Н. Структура и логика психологического исследования. — М.: ИПРАН. 1993. 120 с.
  49. А.Н. История психологии: от античности к современности. —М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 442 с.
  50. Жизненный путь личности. Киев: Наукова думка, 1987.54.3алевский Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск, 1976. 192 с.
  51. В.А. Мотивация как процесс построения побуждения.. // Мо-тивационная регуляция деятельности и поведения личности: Тематический сборник научных работ. М.: ИП АН СССР, 1988. С.30−33.
  52. К. Эмоции человека. М.: Издательство Московского университета, 1980. 440 с. 5 7. Иконникова С. Н. Диалектика социального развития личности и роль возрастных этапов. // Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. JL: ЛГУ, с. 53−70.
  53. Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Вища школа, 1998. 292 с.
  54. Е.П. Сущность и структура мотива. // Психологический журнал. 1995. Т.16. № 2. С.27−42.
  55. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  56. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен.// Психологический журнал, 1988, № 5.
  57. В.И. К проблеме мотивов.// Психологический журнал, 1981, т. 2, № 1, с. 29−44.
  58. В.И. Мотивы поведения и деятельности. -М.: Наука, 1988. 192 с.
  59. В.И. Психологические особенности времени жизни. Дис.. канд.псих.наук. М., 1979.
  60. Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979.
  61. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980. 256 с.
  62. А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции. Дис. докт.псих.наук. -М.: ИПРАН, 1994.
  63. А.А., Ахмеров Р. А. Мотивационная недостаточность как критерий деформации картины жизненного пути. // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Тематический сборник научных работ. -М.:ИП АН СССР, 1988. С.136−140.
  64. А.А., Головаха Е. А. Психологическое время личности. -Киев, 1984. 206 с.
  65. Е.Г. Особенности мотивационной сферы у лиц с высоким и низким уровнем субъективного контроля. // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Тематический сборник научных работ. -М.: ИП АН СССР, 1988. С.140−144.
  66. Л.Ю. Организация времени личности как показатель ее активности.// Гуманистические проблемы психологической теории. -М., 1995, с. 185−192.
  67. Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности. // Активность и жизненная позиция личности. М.: 1988.
  68. О.В. Личностные особенности организации временной деятельности. Диссерт. канд.псих.наук. -М.: ИПРАН, 1993.
  69. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  70. А.Н. Проблемы развития психики. -М.: Мысль, 1965. 575 с.
  71. Д.А. Смысл и побудительная сила мотива.. // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Тематический сборник научных работ. М.: ИП АН СССР, 1988. С.47−54.
  72. ДА. Системно-смысловая природа и функция мотива. // Вестник МГУ, серия 14. Психол. № 2,1993. С.13−81.
  73. И.А. Формирование и структурные характеристики актуальной временной зоны. Автореферат.канд. псих, наук, М., РАГС, 2000. 23 с.
  74. Личностная организация времени как средство реализации жизненных планов.// Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. Сборник научных трудов. -М., 1989.
  75. Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии.// Вопросы психологии, 1985, № 1.
  76. В.Н., Усманова А. А. Опыт исследования личностных устремлений.// Педагогика, 1992, №№ 9−10.
  77. .Ф. Личность в системе общественный отношений. // Психологический журнал, 1981. Т.2. № 1. С.3−17.
  78. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 444 с.
  79. .Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии, 1975. № 2.
  80. .Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии. // Вопросы философии, 1976. № 4. С.83−95.
  81. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 688 с.
  82. А.С. Соч., Т. 5., М., 1951. 432 с.
  83. И.О. Жизненные цели личности. -Киев, 1990. 119 с.
  84. И.О. Жизненные цели личности: понятия, структура, механизмы формирования. Киев: Наукова думка, 1990. 124 с.
  85. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. /Перев. с англ. А. М. Татлыдаевой. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. 430 с.
  86. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 319 с.
  87. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 120 с.
  88. Методы психологической диагностики. Выпуск 1 / Под ред. Дружинина В. Н., Галкиной Т. В. М.: ИПРАН, 1993.
  89. Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М., 1971. 238 с.
  90. В.Э. Психодиагностика мотивационной направленности личности. // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Тематический сборник научных работ. М.: ИП АН СССР, 1988. С.88−92.
  91. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1975. 144 с.
  92. К. Измерение надежды. // Психологический журнал, 1999. Т.20, № 4.
  93. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.
  94. К. Феноменология надежды. // Психологический журнал, 1999. № 3.
  95. . Мотивация.// Экспериментальная психология. Вып.5. М, 1976.
  96. К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1977. 247 с.
  97. А.Б. Развитие склонности и временная перспектива личности. // Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -М.: НИИ Общей педагогики АПН СССР, 1978. С. 6−9.
  98. В.А. К пониманию личности в психологии. // Вопросы психологии, 1981. № 2. С.40−46.
  99. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216 с.
  100. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. 309 с.
  101. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 177
  102. Я.А. Методологическое введение в психологию. -М.: Наука, 1983.206 с.
  103. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебные пособия. / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
  104. К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. 464 с.
  105. Прикладная социальная психология. / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 668 с.
  106. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. / Под ред. К. М. Гуревича. -М.: Педагогика, 1981. 232 с.
  107. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
  108. Психология личности в трудах отечественны психологов. / Сост. Куликов JI.В. СПб.: Питер, 2000. 480 с.
  109. Н.И. Психология личности. М.: Издательство Университета дружбы народов. 1987. 200 с.
  110. C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Издательство АН СССР, 1957. 328 с.
  111. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  112. C.JI. Теоретические вопросы психологии. // Проблемы общей психологии. М., 1973. 416 с.
  113. Е.В. Социальная психология: Конспект лекций авторского курса. /Новосиб.гос.акад. эконом, и управления. Новосибирск, 1996. 221 с.
  114. Саморегуляция и прогнозирования социального поведения личности. -JL: Наука, 1979.
  115. В.А. Оптимизация временного ресурса государственных служащих с учетом личностно-профессиональных особенностей. Автореферат канд.псих.наук. М.: РАГС при Президенте РФ, 1999.
  116. В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени. // Гуманистические проблемы психологической теории. -М.: Наука, 1995.
  117. В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени. Автореферат канд.псих.наук, 1991. 21 с.
  118. Н.К. Личность и время. -Л., 1989. 255 с.
  119. С.И. Психологическое основание оценки ложности и правдивости сообщений. II Вопросы психологии, 1998. № 3.
  120. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1997. 800 с.
  121. Современная психология: Справочное руководство. / Под ред. В. Н. Дружинина. -М.: ИНФРА -М, 1999. 668 с.
  122. В.А. Психологические условия актуализации мотивов деятельности. Дис. канд.псих.наук. -М. ИПРАН, 1997.
  123. .А. Мотив как личностное образование.. // Мотивацион-ная регуляция деятельности и поведения личности: Тематический сборник научных работ. М.: ИП АН СССР, 1988. С.60−64.
  124. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1972. 429 с.
  125. Тест рисуночной ассоциации С.Розенцвейга. СПб. ИМАТОН, 1993.
  126. Е.С. Мотивационный анализ временной регуляции поведения личности. Дис. канд.псих.наук. -М.: ИП АН СССР, 1987.
  127. А.А. Принятие мотива личностью. И Психологический журнал. № 4, 1985. С. 87−96.
  128. Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. 318 с.
  129. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  130. П.А. Время и пространство. // Социологические исследования, 1988. № 1.
  131. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. 284 с.
  132. Ф. Позиция и ее формирование. // Исследование проблем молодежи в ГДР. -М.: Прогресс, 1976. С. 121−147.
  133. Н.Е. Влияние когнитивного стиля и социальных установок личности на особенности целеполагания. Автореферат канд. псих, наук, 1993. 19 с.
  134. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т.1, 407 с. Т.2, 392 с.
  135. X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. 240 с.
  136. К. Наши внутренние конфликты. // Собрание сочинений. М.: Смысл, 1997. Т.З.
  137. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 608 с.
  138. И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
  139. В.И. Психология мотивации деятельности достижения. Ярославль, ЯрГУ, 1994. 77 с.
  140. В.Э. О временном аспекте гармонического развития личности. // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: НИИ Общей педагогики АПН1. СССР, 1980. С. 60−67.
  141. В.Д. Деятельность и способности. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1994. 315 с.
  142. В.Д. О применении системного подхода в исследованиях по психологии. //Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1975. С.3−19.
  143. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Издательство Наука, 1982. 185 с.
  144. В.Д. Психологический анализ деятельности: Системогене-тический подход. Учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1979. 91 с.
  145. В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2001. 136 с.
  146. Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. -М.: ВЛАДОС, 1995. 544 с.
  147. П.Н. Категория «жизненные планы».// Философские науки, 1974, сер. З, № 5.
  148. Е.В. Тенденции исследования личности в советской психологии. //Психологический журнал, 1980. Т.1. № 1. С.45−57.
  149. Ю.А., Шаров А. А. Системы и модели. М.: Радио и связь, 1982. 152 с.
  150. Д.Г. Восприятие времени. М: АПН РСФСР, 1962.
  151. Юнг К. Г. Психологические типы. / Под ред. В.Зеленского. М.- 1997. 717 с.
  152. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317 с.
  153. М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976.
  154. Campbell J.P., Dunnette M.D. Lawler E.B., III & Weick K.E. Managerial behavior, performance, and effectiveness. N.Y.: McGraw-Hill, 1970.
  155. Festinger L.A. Theory of cognitive dissonance. Evanston, 1957. V. 3.
  156. Frank L.K. Time perspectives // Societyas the Patient. 1948, p. 339−358.
  157. B.S., Mahoney G.M. & Jones N.W., Jr. A path-goal approach to productivity //Journal of Applied Psychology, Vol. 41,1957. P. 345−353.
  158. Graen G. Instrumentality theory of work motivation: Some experimental results and suggested modifications // Journal of Applied Psychology, Vol. 53, 1969. P. 1−25.
  159. Lewin K. Time perspective and morale. N.Y., 1943.
  160. Management and motivation edited by Victor H. Vroom and Edward L. Deci., 1972.
  161. Maslow A.H. Motivation and personality. New York: Harper and Row, 1987.
  162. Maslow A.H. Toward a psychology of being New York: Van Nostrand, 1968.
  163. L.W. & Lawler E.E., III. Managerial attitudes and performance. Homewood, III.: Richard D. Irwin, 1968.
  164. Vroom V.H. Work and motivation. New-York, 1964, 331 p.
Заполнить форму текущей работой