Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль этнической функции содержания сказок в гармонизации взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у детей и подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Используемые в процессе психолого-педагогических воздействий когнитивно более сложные, чем народные, авторские сказки (русские и зарубежные), обусловливают снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей 4−5 лет. К сожалению, именно такие воздействия на детей наиболее распространены в настоящее время. С этим может быть связано снижение степени… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА И РОЛИ СОДЕРЖАНИЯ СКАЗОК В ЭТОМ РАЗВИТИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
    • 1. 1. Общие представления о развитии личности ребёнка и роли сказок в этом развитии
      • 1. 1. 1. Взаимодействие эмоциональной и когнитивной сторон отношений, как «генеральная линия развития» личности ребёнка
      • 1. 1. 2. Роль народной сказки в развитии личности ребёнка
    • 1. 2. этнофункциональный подход к развитию личности и психолого-педагогической коррекции этого развития
      • 1. 2. 1. Этнофункциональный подход к развитию личности
      • 1. 2. 2. Специфика нарушений естественного развития личности на современном культурно-историческом этапе
      • 1. 2. 3. Этнофункциональная психолого-педагогическая коррекция развития личности
  • Выводы к Главе 1
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
    • 2. 1. психодиагностические показатели степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений
    • 2. 2. Экспериментально-психологическое исследование роли этнической функции содержания сказок в гармонизации взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у детей 4−5 лет
      • 2. 2. 1. Методика констатирующего эксперимента
      • 2. 2. 2. Результаты констатирующего экспериментально-психологического исследования
      • 2. 2. 3. Методика формирующего эксперимента
      • 2. 2. 4. Результаты формирующего экспериментально-психологического исследования
      • 2. 2. 5. Обсуждение результатов экспериментально-психологического исследования
    • 2. 3. Экспериментально-психологическое исследование роли этнической функции содержания сказок в гармонизации взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у подростков
      • 2. 3. 1. Методика исследования
      • 2. 3. 2. Результаты экспериментально-психологического исследования
      • 2. 3. 3. Обсуждение результатов экспериментально-психологического исследования

Роль этнической функции содержания сказок в гармонизации взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. J1.C. Выготский [1982,1983] понимал развитие личности как формирование межфункциональных взаимодействий в психике, обусловленное влияниями культуры. Именно гармоничное взаимодействие эмоциональных и когнитивных процессов, по мнению Л. И. Божович [1997а, б], является «генеральной линией» развития личности. Такое взаимодействие представляет собой процессуальное единство, которое потенциально выражается в системе отношений личности к действительности [Мясищев В.Н., 2004]. Нарушение гармоничности такого взаимодействия — сочетание раннего взросления по одним показателям с длительным сохранением инфантильности по другим — отмечается многими исследователями у современных детей и подростков. Основная причина этого, согласно исследованиям, состоит в том, что психолого-педагогические воздействия, принятые в современной практике воспитания, не всегда учитывают возрастные особенности психического развития детей. Например, сюжетно-ролевая игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, заменяется «псевдошкольными формами обучения» [Венгер A. JL, Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д., 1988; Ковалёв В. В., 1995 и др.]. Фабулой игровой деятельности дошкольника часто являются сказки, играющие важную роль в формировании личности ребенка [Запорожец А.В., 1948; Зеньковский В. В., 1996; Ушинский К. Д., 2000; Bettelheim В., 1976 и др.], в то же время, культурно опосредствуя развитие системы его отношений.

Сегодняшняя «сказочная культурная ситуация» многолика. В сказочных текстах наблюдается тенденция к рационализации содержания и формы (особенно в авторских сказках). Интенсивные, эмоционально обедненные, односторонние информационные и технотронные воздействия (посредством телевидения, компьютера и т. п.) все более вытесняют доступный и близкий эмоционально-насыщенный «сказочный мир» из жизни дошкольника. Вследствие «этнокультурной мозаичности» [Тишков В.А., 1993] современного общества, содержание сказок становится крайне разнородным в этнокультурном отношении (исчезают образы родной природы, примешиваются экзотические природные и инокультурные элементы и т. п.). По нашему мнению это может быть одной из причин нарушения развития личности ребёнка и деформировать весь последующий процесс её становления [Запорожец А.В., 1986; Montessori М., 1967 и др.], в частности и в подростковом возрасте, важнейшем для социализации личности, периоде её «второго рождения» [Леонтьев А.Н., 1975; Петровский А. В., 1979].

Исследований, посвящённых изучению роли сказки (как важного компонента культуры) в развитии личности ребенка, на сегодняшний день недостаточно. «Белым пятном» в отечественных и зарубежных исследованиях является проблема влияния на развитие личности ребенка межкультурных различий содержания сказочного материала (например, русские и зарубежные сказки), а также сказочного материала, содержание и форма подачи которого исторически изменялись в рамках одной культуры, (в частности, русских народных сказок и исторически более поздних и более сложных авторскихустная или исторически более поздняя видеоформа подачи сказочного материала и пр.).

В свете вышесказанного, с научной и практической точек зрения актуальным представляется исследование влияния на развитие личности (гармоничного взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон её отношений) культурно обусловленных различий содержания сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий на детей и подростков.

Теоретико-методологические основы исследования. Методологической основой работы являются принципы системности в изучении личности и развития системы отношений личности (А.Ф. ЛазурскийВ.Н. МясищевБ.Г. Ананьев), положения культурно-исторической теории развития высших психических функций (JI.C. Выготский), а также исследования развития личности Л. И. Божович, А. В. Запорожца и др.

В качестве теоретической основы исследования мы использовали разработанный на основе указанных выше положений этнофункциональ-ный подход к развитию личности [Сухарев А.В., 2002, 2004]. Данный подход позволяет наиболее адекватно учитывать «этнокультурную мозаич-ность» современного мира. Центральным понятием при этом является понятие этнической функции элементов этносреды, понимаемой как внутренняя и внешняя среда человека (психологические, антропо-биологические характеристики, а также социокультурное окружение, ландшафт, климат, животный и растительный мир и др.). Данная функция может иметь для личности этноинтегрирующее (объединяющее ее с тем или иным этносом или этнической системой) или, напротив, этнодиффе-ренцирующее значение. Межкультурные и внутрикультурные различия в содержании сказочно-мифологических образов, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий, а также несоответствие этих воздействий т.н. оптимальным возрастным периодам [Сухарев А.В., 2002, 2004; Тимохин В. В., 2003, 2005], рассматриваются как этнодифференци-рующие. Они могут обусловливать снижение степени гармоничности (целостности) взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений личности [Сухарев А.В., 2002,2004 и др.].

В соответствии со сказанным, целью исследования было выявить роль этнической функции содержания сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий, в развитии гармоничного взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей и подростков.

Объект исследования — развитие личности детей и подростков.

Предмет исследования — влияние этнической функции содержания сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий, на степень гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей и подростков.

Гипотеза исследования. Этноинтегрирующая функция содержания сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий, обусловливает повышение степени гармоничности взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у детей и подростков. Эт-нодифференцирующая функция содержания сказок обусловливает снижение степени гармоничности взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у детей и подростков.

Задачи исследования:

1. Проведение анализа научных исследований, посвященных развитию личности ребёнка, роли сказок и их содержания в этом развитии.

2. Проведение констатирующего и формирующего экспериментально-психологического исследования роли этнической функции содержания сказок в формировании гармоничного взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей и подростков.

3. Подведение итогов исследования, формулировка рекомендаций по оптимизации психолого-педагогических воздействий на детей и подростков.

Методы исследования. Общим методическим принципом исследования явилось сочетание номотетического и идиографического подходов и использование их в прямом (констатирующий эксперимент) и обратном (формирующий эксперимент) логическом доказательстве. Для решения поставленных задач использовались: метод экспериментально-психологических срезов, корреляционный анализ, клинический метод структурированного этнофункционального интервью, метод Роршаха.

Статистическая оценка полученных результатов осуществлялась по Х2-критерию Пирсона, достоверность различий определялась на уровне р <0,05.

Эмпирическая база исследования. В эксперименте приняли участие воспитанники детских садов «Радуга», «Рябинушка» (г. Химки) и «Муравушка» (г. Обнинск) — 114 человек в возрасте 4−5 летучащиеся школ № 1316 (г. Москва) и № 1 (г. Химки) — 48 человек в возрасте 15−16 лет. Всего экспериментом было охвачено 162 человека, по 50% мальчиков и девочек в каждой группе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нём раскрыто влияние этнической функции содержания сказок на развитие личности дошкольников и подростков в процессе психолого-педагогических воздействий. Результаты исследования имеют также значение для разработки проблемы влияния содержательной стороны воспитания на развитие личности ребёнка-дошкольника, а также влияния этнической функции содержания психолого-коррекционных воздействий на их эффективность в подростковом возрасте.

Практическая значимость работы определяется возможностью применения полученных результатов в психолого-педагогической практике: в воспитательной работе с детьмив психологическом консультировании педагогов и родителей, для целей психопрофилактики. Полученные результаты позволяют также учитывать влияние этнической функции содержания воспитательных и психокоррекционных воздействий при составлении различных психологических и педагогических программ.

Апробация работы. По теме исследования были сделаны доклады: на международной конференции «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» (г. Балашов, 18−20.09.2003 г.) — на международной конференции «Психология системного функционирования личности» (г. Саратов, 28−30.06.2004 г) — на расширенном заседании факультета психологии Государственной академии славянской культуры (09.10.2006 г.). Основные результаты исследования освещены в центральных психологических изданиях.

Результаты внедрения. Результаты диссертационного исследования были внедрены в практику работы детского отделения Московского областного онкологического диспансера МЗ РФ (г. Балашиха), МОУ начальная школа — детский сад «Рябинушка» (г. Химки), МДОУ Центр развития ребёнка — детский сад № 5 «Радуга» (г. Химки) и используются в циклах лекций и семинаров в ГОУ ВПО Государственная академия славянской культуры (г. Москва).

Положения, выносимые па защиту:

1. Этническая функция содержания сказок может способствовать как снижению, так и повышению степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей и подростков в процессе психолого-педагогических воздействий.

2. Этноинтегрирующее содержание сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий на детей 4−5 лет, обусловливает у них повышение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон их отношений.

3. Этнодифференцирующее содержание сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий на детей 4−5 лет, обусловливает у них снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений.

4. Этноинтегрирующее содержание сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий, обусловливает повышение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у подростков в возрасте 15−16 лет.

5. Этнодифференцирующее содержание сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий, обусловливает снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у подростков в возрасте 15−16 лет.

Структура диссертации. Работа содержит введение, две главы, заключение, выводы, список литературы и приложения.

Выводы.

1. Использование в процессе психолого-педагогических воздействий сказок, этноинтегрирующих ребёнка с этносредой их рождения и проживания, обусловливает повышение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей 4−5 лет.

2. Этнодифференцирующие ребёнка с этносредой рождения и проживания авторские зарубежные сказки, используемые в процессе психолого-педагогических воздействий, обусловливают снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей 4−5 лет.

3. Наличие когнитивно-эмоционального следа от этнодифференцирую-щих (авторских отечественных) сказок у детей в возрасте 4−5 лет связано с низкой степенью гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон их отношений, высокой тревожностью.

4. Наличие когнитивно-эмоционального следа от телевизионного предъявления сказок с этноинтегрирующим содержанием у детей 4−5 лет, связано с высокой степенью гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений и высокой тревожностью.

5. Наличие когнитивно-эмоционального следа от телевизионного предъявления сказок с этнодифференцирующим содержанием у детей 4−5 лет, связано с низкой степенью гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений, высокой тревожностью, неуправляемой эмоциональностью, нечёткостью ассоциативного процесса, неустойчивостью внимания, эмоциональным торможением когнитивных процессов, их ригидностью.

6. Наличие когнитивно-эмоционального следа от этнофункционально смешанного сказочного содержания у детей в возрасте 4−5 лет связано с низкой степенью гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон их отношений, высокой тревожностью, неуправляемой эмоциональностью, эмоциональным торможением когнитивных процессов. Отсутствие у детей когнитивно-эмоционального следа от сказочно-мифологического содержания («выпадение» стадии) в возрасте 4−5 лет связано с эмоциональным торможением когнитивных процессов, их ригидностью, неразвитостью эмоциональной сферы.

7. Использование в процессе психолого-педагогических воздействий сказок с этноинтегрирующим содержанием обусловливает повышение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у подростков в возрасте 15−16 лет.

8. Использование в процессе психолого-педагогических воздействий сказок с этнодифференцирующим содержанием обусловливает снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у подростков в возрасте 15−16 лет.

Заключение

.

Полученные результаты позволяют утверждать, что этноинтегри-рующее содержание сказок (для детей, живущих в средней полосе России — русские народные сказки), используемых в процессе психолого-педагогических воздействий на детей 4−5 лет, способствуют формированию у них гармоничного взаимодействия эмоциональных и когнитивных сторон отношений, что, согласно JI.C. Выготскому [1982], Л. И. Божович [1997], является ключевым фактором развития личности.

Используемые в процессе психолого-педагогических воздействий когнитивно более сложные, чем народные, авторские сказки (русские и зарубежные), обусловливают снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей 4−5 лет. К сожалению, именно такие воздействия на детей наиболее распространены в настоящее время. С этим может быть связано снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений, которое мы наблюдаем у современных подростков. Психолого-педагогическая коррекция таких нарушений у подростков может быть проведена путём использования этноинтегрирующего сказочного содержания для восстановления отношений личности с этносредой её рождения и проживания.

Отмеченная в нашей работе проблема патогенного влияния на личность ребёнка 4−5 лет просмотра различной видеопродукции, особенно этнодифференцирующего содержания (большая часть современной видеопродукции), вместо эмоционального общения со взрослым в процессе чтения или рассказывания сказок, в настоящее время более чем актуальна и требует активной просветительской работы среди родителей и педагогов.

В нашем исследовании было рассмотрено содержание только одной стадии развития личности — сказочно-мифологической, причем осуществлялся учет влияния содержания в основном только сказочной составляющей, как наиболее доступной для исследования и методического обеспечения области фольклора. Полученные результаты, на наш взгляд, являются перспективными для дальнейших исследований в области эт-нофункциональной теории развития личности, психопрофилактики и психологической коррекции. Необходимо, в дальнейшем, провести и более детальный анализ влияния сказок на развитие личности, как в содержательном, так и в специфически возрастном аспектах.

Тем не менее, результаты настоящего исследования могут быть полезны для практического использования в процессах воспитания и обучения, в психопрофилактике и психолого-педагогической коррекции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Современная психотерапия. Курс лекций — СПб.: «Академический проект», 1997.
  2. ., Ламбру П. Самогипноз. — М.: Независимая фирма «Класс», 1995.
  3. .И. Тест Роршаха. Практика и теория. — С.-Пб.: «Дорваль», 1992.
  4. И.Г., Раева М. Н. О применении метода Роршаха в изучении возрастных особенностей психического развития. // Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими заболеваниями. — Л.: Медицина, 1978, — С. 22−23.
  5. Божович Л. И Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. // Проблемы формирования личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997в — С. 245−271.
  6. Божович Л. И Этапы формирования личности в онтогенезе (I). // Проблемы формирования личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 19 976 — С. 193−212.
  7. Божович Л. И Этапы формирования личности в онтогенезе (III). // Проблемы формирования личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 г — С. 228−244.
  8. Е.И. Механизмы умственной деятельности. — М.: «ПЕДАГОГИКА», 1976.
  9. Ю.Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2004.
  10. ЬБройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.
  11. Ю.В. Очерки теории этноса. — М.: «Наука», 1983.
  12. Н.П. Холистическая модель болезни как основа практической деятельности психолога в онкологической клинике. // Вопросы онкологии. — 2000. Т. 46. № 4, — С. 485−489.
  13. И. Любимые и нелюбимые сказки. // Школьный психолог. — 2002. № 10. — С. 16.
  14. А.Л., Слободчиков В. И., Элъконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина. // Вопросы психологии. -1988. № 3, —С. 20−29.
  15. Г. Н. Этнопедагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  16. П.Вундт В. Психология народов. — М.: Эксмо, 2002.
  17. Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. —М.: Педагогика, 1984 — С. 243−403.
  18. Л.С. История развития высших психических функций. // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983 — С. 5−328.
  19. Л.С. О психологических системах // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. —М.: Педагогика, 1982, С. 109−131.
  20. Л.С. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бю-лера «Очерк духовного развития ребёнка». // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. — М.: Педагогика, 19 826, С. 196−209.
  21. Л.С. Проблема культурного развития ребенка. // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология, 1991. № 4. — С. 5−18.
  22. Л.С. Я и Оно. // Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т. Т 2. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1999 — С. 145−146.
  23. JI.C., Лурия A.P. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-пресс, 1993.
  24. Е.А. Сравнительные этнофункциональные исследования психической адаптированное&trade- дезадаптированности умственно отсталых дошкольников, // Журнал прикладной психологии. — № 6, 2006. — С. 7280.
  25. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. — М.-Л.- Соцэкгиз, Т. IV, 1958.
  26. А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). — СПб.: Речь, 2004.
  27. . Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. — М.: Мир, 1996.
  28. Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: Рольф, 2001.
  29. Л.Н. От Руси к России. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002.
  30. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
  31. Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
  32. X. Сказание и иносказание: Юнгианский анализ волшебных сказок. — С.-Пб.: Гуманитарное агентство «Академический Проект», 2000.
  33. В.М. Эндокринологическая онкология. — Л.: Медицина, 1983.
  34. О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. // Вопросы психологии. 1988. № 6. — С. 52−59.
  35. Педагогика, 1986. — С. 248−254. 39.3апорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником.
  36. Дошкольное воспитание. 1948. № 9. — С. 34−41. 40.3еньковский В. В. Педагогика. — М.: изд. Православного Свято
  37. А.И. Закон рекапитуляции и его значение в морфофункциональ-ной эволюции головного мозга позвоночных. // Нейронные механизмы развивающегося мозга. Отв. ред. К. В. Шулейкина. и С. Н. Харютин — М.: Наука, 1979 —С. 7−14.
  38. .Д. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2000.
  39. .Д. Психотерапия: учебник / под ред. Б. Д. Карвасарского.1. СПб: Питер, 2002.
  40. В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1995.
  41. И.Н. Социокультурные функции сказки: Автореф. дис.. канд. культурологии. — Нижний Новгород: 2000.
  42. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.
  43. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. Пособие.
  44. Мн.: «Вышэйшая школа», 1997.
  45. М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 1997.
  46. Крейн Уильям. Теории развития. — С.-Пб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  47. Дж. Тысячеликий герой. — М.: «Рефл-бук», «АСТ», К.: «Ваклер», 1997.
  48. А.Ф. Избранные труды по психологии. — М.: Наука, 1997.
  49. Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. -М.: Старый сад, 1998.
  50. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  51. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. —М.: МГУ, 1975
  52. А.Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психических процессов). // История и психология. М.: Наука, 1971.-С. 36−62.
  53. Д. Психология и культура. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  54. В.Н. Психология отношений. — М.: Академия педагогических и социальных наук, 2004.
  55. Э. Происхождение и развитие сознания. — М.: «Рефл-бук" — К.: «Ваклер», 1998.
  56. Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
  57. A.M. О русской истории и культуре. — С.-Пб.: Летний сад, 2000.
  58. А.В. (под. ред.) Возрастная педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1979.
  59. . Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  60. Платон. Диалоги. —М.: Мысль, 1986
  61. Попов Е.В.(с соавт.). Введение в культурологию. М.: Владос, 1995.
  62. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — JL: Изд-во ЛГУ, 1986.
  63. Психолого-педагогические проблемы влияния ТВ и других СМИ на детей и молодежь / Под ред. В. Е. Семёнова. — С.-Пб.: «Знание», 2002.
  64. Рауш де Траубенберг Н. К. Тест Роршаха: Практическое руководство. — М.: «Когито-Центр», 2005.
  65. Г. Психодиагностика. — М.: Когито-Центр, 2003.
  66. .Ж. Избранные произведения. Т.1. — М.: Педагогика. 1961.
  67. .А. Язычество древних славян. —М.: София, 2002.
  68. Саймо1ггон К., Саймонтон С. Психотерапия рака. — С.-Пб.: Питер, 2001.
  69. Е.О., Гударёва О. В. Опыт обследования психического развития современных 5-летних детей. // Психологическая наука и образование, 2002, № 3, —С. 24−34
  70. А.В. Методика этнофункциональной психодиагностики. // Журнал практического психолога. 1997. № 2. — С.53−65.
  71. А.В. Методические рекомендации по этнофункциональной психотерапии зависимостей от наркотических веществ. // Журнал прикладной психологии. 1999. № 6. — С. 64−125.
  72. А.В. Наркотическая экзотика. —М.: Старый сад, 2000.
  73. А.В. Опыт этнофункциональной экспресс-психотерапии эмоциональных и поведенческих расстройств у детей в условиях стационара. // Вопросы психологии. 1997.№ з. с. 92−102.
  74. А.В. Этнофункциональная психология в воспитании, психотерапии и психопрофилактике. —М.: АГЗ МЧС РФ, 2004.
  75. А.В. Этнофункциональная психология: исследования и психотерапия. — М.: ИЭА РАН, 1998.
  76. А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека. // Вопросы психологии. 2002. № 2. — С. 40−57.
  77. А.В., Выдрина Е. А. Этнофункциональная коррекция психической дезадаптированиости умственно отсталых дошкольников. // Журнал прикладной психологии. 2006, № 6. — С. 110−114.
  78. А.В., Кравченко О. Ф., Овчинников Е. В., Тимохин В. В., Шапоре-ва А.А., Щербак С. Ю. Этнофункциональный подход в воспитании и психопрофилактике. // Психологический журнал. 2003. Том 24. № 5. — С. 68−80.
  79. А.В., Степанов И. Л. Сравнительное исследование эффективности этнофункциональной психотерапии и фармакотерапии в лечении депрессивных расстройств. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1998. № 3.
  80. А.В., Степанов И. Л. Этнофункциональный подход в психотерапии аффективных расстройств. // Психологический журнал. 1997. т. 18. № 1. — С. 122−133.
  81. А.В., Тимохин В. В., Шапорева А. А. Методические рекомендации по групповой и индивидуальной этнофункциональной психотерапии и реабилитации детей, страдающих онкологическими заболеваниями. — М.: ГАСК, 2004.
  82. А.В., Тимохин В. В., Шапорева А. А. Психологический этнофункциональный подход в детской онкологии: клинико-экспериментальные исследования и психотерапия. // Вопросы психологии, № 3,2004, — С. 37−50.
  83. Э., Шортеф Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. — М.: МНПП «ЭСИ», 1994.
  84. В.В. Возрастные границы стадий этнофункционалыюго психического онтогенеза и влияние типа их прохождения на степень адаптации/дезадаптации. // Журнал прикладной психологи, 2003. № 4−5. — С. 58−67.
  85. В.В. Методика выявления этнофункциональных рассогласований и нарушений психического онтогенеза. // Журнал прикладной психологи, 2002. № 3. — С. 12−17.
  86. В.В. Случай успешной этнофункциональной психотерапии героиновой зависимости. // Журнал прикладной психологи, 2002. № 4−5. — С. 17−22.
  87. В.В. Этнофункциональный аспект процесса психического развития: Дисс. канд. психол. наук. М, 2005.
  88. В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе. //Вопросы социологии. 1993. № 1−2. — С. 4.
  89. А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
  90. Урсул АД Информация. — М.: «Наука», 1971.
  91. Н.А., Бялик М. А., Моисеенко Е. И., Николаева В. В. Особенности психологической адаптации к лечению детей с онкопатологией. // Вопросы онкологии. 1997. Том 43. № 4. — С. 461−464.
  92. К.Д. Воспитание человека: Избранное. —М.: Издат. Дом «Карапуз», 2000.
  93. Философский энциклопедический словарь. — М.: «Советская энциклопедия», 1989.
  94. П. А. Оправдание космоса. — С.-Пб.: РХГИ, 1994.
  95. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. — С.-Пб.: Б.С.К., 1998.
  96. Фрейд 3. «Я» и «Оно». В 2 т. — Тбилиси: Мерани, 1991.
  97. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992.
  98. Ст. Эволюция и воспитание чувства природы у детей. — С.-Пб.: Изд-во газеты «Школа и жизнь», 1914.
  99. Н.И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. — СПб.: ООО «Питер Пресс», 2007.
  100. А.А. Клинический случай успешной этнофункциональной психотерапии в онкологической клинике. // Журнал прикладной психологии. 2002. № 4−5. — С. 23−27.
  101. Ю.Г. Развитие коры мозга человека в свете онто-филогенетических отношений. —М.: Медицина, 1972.
  102. О. Закат Европы. Т. 1. Новосибирск: ВО «Наука», 1993.
  103. Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.
  104. Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры. // Вопросы психологии. 2004. № 1. — С. 68−79.
  105. Л.И., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия. // Вестник. Моск. Ун-та., Сер. 14. Психология. 1993. № 2. —С. 62−70.
  106. Э. Детство и общество. — Л.: Ленато, 1996.
  107. Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.
  108. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. — М., — К.: ЗАО «Совершенство» — «Port-Royal», 1997.
  109. Ainsworth M.D., Klopfer В. Evaluation of intellectual level, control, creative potential, and the introversive-extratensive relationship H Klopfer B. et. al. Developments in the Rorschach technique. New York, 1954. Vol. 1 P. 352 375.
  110. Beizmann C. Le Rorschach chez Г enfant de 3 a 10 ans. Delachaux et Nestel, Neuchatel, 1961.
  111. Bettelheim B. The uses of enchantment: The meaning and importance of fairy tales. New York: Knopf, 1976.
  112. Bohm E. Lehrbuch der Rorschach Psychodiagnostik. Bern, Hans Huber, 1972.
  113. Kleinman A., Good B.(Ed.) Culture and Depression. London, University California Press, 1985.
  114. Lee D. Freedom and culture. Englewood Cliffs, NJ, Spectrum (Prentice Hall), 1959.
  115. Montessori M. The absorbent mind. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1967.
  116. W.M., Schoene W. (Hrsg.). Psychopatologie in Kulturvergleich. Stuttgart, Enke, 1980.
  117. Piotrowski Z. Mutual dependency of theory and technique in projective personality tests // Rorschachiana IX. Bern etc. 1970. S 25−29.
  118. Uexkull Thure von. Lehrbuch der Psychosomatischen Medizin. Miinchen: Urban u. Schwarzenberg, 1981. s. 1−20.
  119. Werner H. Comparative psychology of mental development (2nd ed.). NY, Science Editions, 1948.
  120. Werner H. On physiognomic perception. In G. Kepes (Ed.) The landscape. Chicago, Theobald, 1956.
  121. Wittkower E.D., Prince R.H. Geschichte und Entwicklung der transkul-turellen Psychiatrie // Pfeifer W.M., Schoene W.(Hrsg.). Psychopathologie im Kulturvergleich. Stuttgart, Enke, 1980. S. l-12.
Заполнить форму текущей работой