Роль этнической функции содержания сказок в гармонизации взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у детей и подростков
Используемые в процессе психолого-педагогических воздействий когнитивно более сложные, чем народные, авторские сказки (русские и зарубежные), обусловливают снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей 4−5 лет. К сожалению, именно такие воздействия на детей наиболее распространены в настоящее время. С этим может быть связано снижение степени… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА И РОЛИ СОДЕРЖАНИЯ СКАЗОК В ЭТОМ РАЗВИТИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
- 1. 1. Общие представления о развитии личности ребёнка и роли сказок в этом развитии
- 1. 1. 1. Взаимодействие эмоциональной и когнитивной сторон отношений, как «генеральная линия развития» личности ребёнка
- 1. 1. 2. Роль народной сказки в развитии личности ребёнка
- 1. 2. этнофункциональный подход к развитию личности и психолого-педагогической коррекции этого развития
- 1. 2. 1. Этнофункциональный подход к развитию личности
- 1. 2. 2. Специфика нарушений естественного развития личности на современном культурно-историческом этапе
- 1. 2. 3. Этнофункциональная психолого-педагогическая коррекция развития личности
- 1. 1. Общие представления о развитии личности ребёнка и роли сказок в этом развитии
- 2. 1. психодиагностические показатели степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений
- 2. 2. Экспериментально-психологическое исследование роли этнической функции содержания сказок в гармонизации взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у детей 4−5 лет
- 2. 2. 1. Методика констатирующего эксперимента
- 2. 2. 2. Результаты констатирующего экспериментально-психологического исследования
- 2. 2. 3. Методика формирующего эксперимента
- 2. 2. 4. Результаты формирующего экспериментально-психологического исследования
- 2. 2. 5. Обсуждение результатов экспериментально-психологического исследования
- 2. 3. Экспериментально-психологическое исследование роли этнической функции содержания сказок в гармонизации взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у подростков
- 2. 3. 1. Методика исследования
- 2. 3. 2. Результаты экспериментально-психологического исследования
- 2. 3. 3. Обсуждение результатов экспериментально-психологического исследования
Роль этнической функции содержания сказок в гармонизации взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. J1.C. Выготский [1982,1983] понимал развитие личности как формирование межфункциональных взаимодействий в психике, обусловленное влияниями культуры. Именно гармоничное взаимодействие эмоциональных и когнитивных процессов, по мнению Л. И. Божович [1997а, б], является «генеральной линией» развития личности. Такое взаимодействие представляет собой процессуальное единство, которое потенциально выражается в системе отношений личности к действительности [Мясищев В.Н., 2004]. Нарушение гармоничности такого взаимодействия — сочетание раннего взросления по одним показателям с длительным сохранением инфантильности по другим — отмечается многими исследователями у современных детей и подростков. Основная причина этого, согласно исследованиям, состоит в том, что психолого-педагогические воздействия, принятые в современной практике воспитания, не всегда учитывают возрастные особенности психического развития детей. Например, сюжетно-ролевая игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, заменяется «псевдошкольными формами обучения» [Венгер A. JL, Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д., 1988; Ковалёв В. В., 1995 и др.]. Фабулой игровой деятельности дошкольника часто являются сказки, играющие важную роль в формировании личности ребенка [Запорожец А.В., 1948; Зеньковский В. В., 1996; Ушинский К. Д., 2000; Bettelheim В., 1976 и др.], в то же время, культурно опосредствуя развитие системы его отношений.
Сегодняшняя «сказочная культурная ситуация» многолика. В сказочных текстах наблюдается тенденция к рационализации содержания и формы (особенно в авторских сказках). Интенсивные, эмоционально обедненные, односторонние информационные и технотронные воздействия (посредством телевидения, компьютера и т. п.) все более вытесняют доступный и близкий эмоционально-насыщенный «сказочный мир» из жизни дошкольника. Вследствие «этнокультурной мозаичности» [Тишков В.А., 1993] современного общества, содержание сказок становится крайне разнородным в этнокультурном отношении (исчезают образы родной природы, примешиваются экзотические природные и инокультурные элементы и т. п.). По нашему мнению это может быть одной из причин нарушения развития личности ребёнка и деформировать весь последующий процесс её становления [Запорожец А.В., 1986; Montessori М., 1967 и др.], в частности и в подростковом возрасте, важнейшем для социализации личности, периоде её «второго рождения» [Леонтьев А.Н., 1975; Петровский А. В., 1979].
Исследований, посвящённых изучению роли сказки (как важного компонента культуры) в развитии личности ребенка, на сегодняшний день недостаточно. «Белым пятном» в отечественных и зарубежных исследованиях является проблема влияния на развитие личности ребенка межкультурных различий содержания сказочного материала (например, русские и зарубежные сказки), а также сказочного материала, содержание и форма подачи которого исторически изменялись в рамках одной культуры, (в частности, русских народных сказок и исторически более поздних и более сложных авторскихустная или исторически более поздняя видеоформа подачи сказочного материала и пр.).
В свете вышесказанного, с научной и практической точек зрения актуальным представляется исследование влияния на развитие личности (гармоничного взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон её отношений) культурно обусловленных различий содержания сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий на детей и подростков.
Теоретико-методологические основы исследования. Методологической основой работы являются принципы системности в изучении личности и развития системы отношений личности (А.Ф. ЛазурскийВ.Н. МясищевБ.Г. Ананьев), положения культурно-исторической теории развития высших психических функций (JI.C. Выготский), а также исследования развития личности Л. И. Божович, А. В. Запорожца и др.
В качестве теоретической основы исследования мы использовали разработанный на основе указанных выше положений этнофункциональ-ный подход к развитию личности [Сухарев А.В., 2002, 2004]. Данный подход позволяет наиболее адекватно учитывать «этнокультурную мозаич-ность» современного мира. Центральным понятием при этом является понятие этнической функции элементов этносреды, понимаемой как внутренняя и внешняя среда человека (психологические, антропо-биологические характеристики, а также социокультурное окружение, ландшафт, климат, животный и растительный мир и др.). Данная функция может иметь для личности этноинтегрирующее (объединяющее ее с тем или иным этносом или этнической системой) или, напротив, этнодиффе-ренцирующее значение. Межкультурные и внутрикультурные различия в содержании сказочно-мифологических образов, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий, а также несоответствие этих воздействий т.н. оптимальным возрастным периодам [Сухарев А.В., 2002, 2004; Тимохин В. В., 2003, 2005], рассматриваются как этнодифференци-рующие. Они могут обусловливать снижение степени гармоничности (целостности) взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений личности [Сухарев А.В., 2002,2004 и др.].
В соответствии со сказанным, целью исследования было выявить роль этнической функции содержания сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий, в развитии гармоничного взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей и подростков.
Объект исследования — развитие личности детей и подростков.
Предмет исследования — влияние этнической функции содержания сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий, на степень гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей и подростков.
Гипотеза исследования. Этноинтегрирующая функция содержания сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий, обусловливает повышение степени гармоничности взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у детей и подростков. Эт-нодифференцирующая функция содержания сказок обусловливает снижение степени гармоничности взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у детей и подростков.
Задачи исследования:
1. Проведение анализа научных исследований, посвященных развитию личности ребёнка, роли сказок и их содержания в этом развитии.
2. Проведение констатирующего и формирующего экспериментально-психологического исследования роли этнической функции содержания сказок в формировании гармоничного взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей и подростков.
3. Подведение итогов исследования, формулировка рекомендаций по оптимизации психолого-педагогических воздействий на детей и подростков.
Методы исследования. Общим методическим принципом исследования явилось сочетание номотетического и идиографического подходов и использование их в прямом (констатирующий эксперимент) и обратном (формирующий эксперимент) логическом доказательстве. Для решения поставленных задач использовались: метод экспериментально-психологических срезов, корреляционный анализ, клинический метод структурированного этнофункционального интервью, метод Роршаха.
Статистическая оценка полученных результатов осуществлялась по Х2-критерию Пирсона, достоверность различий определялась на уровне р <0,05.
Эмпирическая база исследования. В эксперименте приняли участие воспитанники детских садов «Радуга», «Рябинушка» (г. Химки) и «Муравушка» (г. Обнинск) — 114 человек в возрасте 4−5 летучащиеся школ № 1316 (г. Москва) и № 1 (г. Химки) — 48 человек в возрасте 15−16 лет. Всего экспериментом было охвачено 162 человека, по 50% мальчиков и девочек в каждой группе.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нём раскрыто влияние этнической функции содержания сказок на развитие личности дошкольников и подростков в процессе психолого-педагогических воздействий. Результаты исследования имеют также значение для разработки проблемы влияния содержательной стороны воспитания на развитие личности ребёнка-дошкольника, а также влияния этнической функции содержания психолого-коррекционных воздействий на их эффективность в подростковом возрасте.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения полученных результатов в психолого-педагогической практике: в воспитательной работе с детьмив психологическом консультировании педагогов и родителей, для целей психопрофилактики. Полученные результаты позволяют также учитывать влияние этнической функции содержания воспитательных и психокоррекционных воздействий при составлении различных психологических и педагогических программ.
Апробация работы. По теме исследования были сделаны доклады: на международной конференции «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» (г. Балашов, 18−20.09.2003 г.) — на международной конференции «Психология системного функционирования личности» (г. Саратов, 28−30.06.2004 г) — на расширенном заседании факультета психологии Государственной академии славянской культуры (09.10.2006 г.). Основные результаты исследования освещены в центральных психологических изданиях.
Результаты внедрения. Результаты диссертационного исследования были внедрены в практику работы детского отделения Московского областного онкологического диспансера МЗ РФ (г. Балашиха), МОУ начальная школа — детский сад «Рябинушка» (г. Химки), МДОУ Центр развития ребёнка — детский сад № 5 «Радуга» (г. Химки) и используются в циклах лекций и семинаров в ГОУ ВПО Государственная академия славянской культуры (г. Москва).
Положения, выносимые па защиту:
1. Этническая функция содержания сказок может способствовать как снижению, так и повышению степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей и подростков в процессе психолого-педагогических воздействий.
2. Этноинтегрирующее содержание сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий на детей 4−5 лет, обусловливает у них повышение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон их отношений.
3. Этнодифференцирующее содержание сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий на детей 4−5 лет, обусловливает у них снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений.
4. Этноинтегрирующее содержание сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий, обусловливает повышение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у подростков в возрасте 15−16 лет.
5. Этнодифференцирующее содержание сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий, обусловливает снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у подростков в возрасте 15−16 лет.
Структура диссертации. Работа содержит введение, две главы, заключение, выводы, список литературы и приложения.
Выводы.
1. Использование в процессе психолого-педагогических воздействий сказок, этноинтегрирующих ребёнка с этносредой их рождения и проживания, обусловливает повышение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей 4−5 лет.
2. Этнодифференцирующие ребёнка с этносредой рождения и проживания авторские зарубежные сказки, используемые в процессе психолого-педагогических воздействий, обусловливают снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей 4−5 лет.
3. Наличие когнитивно-эмоционального следа от этнодифференцирую-щих (авторских отечественных) сказок у детей в возрасте 4−5 лет связано с низкой степенью гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон их отношений, высокой тревожностью.
4. Наличие когнитивно-эмоционального следа от телевизионного предъявления сказок с этноинтегрирующим содержанием у детей 4−5 лет, связано с высокой степенью гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений и высокой тревожностью.
5. Наличие когнитивно-эмоционального следа от телевизионного предъявления сказок с этнодифференцирующим содержанием у детей 4−5 лет, связано с низкой степенью гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений, высокой тревожностью, неуправляемой эмоциональностью, нечёткостью ассоциативного процесса, неустойчивостью внимания, эмоциональным торможением когнитивных процессов, их ригидностью.
6. Наличие когнитивно-эмоционального следа от этнофункционально смешанного сказочного содержания у детей в возрасте 4−5 лет связано с низкой степенью гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон их отношений, высокой тревожностью, неуправляемой эмоциональностью, эмоциональным торможением когнитивных процессов. Отсутствие у детей когнитивно-эмоционального следа от сказочно-мифологического содержания («выпадение» стадии) в возрасте 4−5 лет связано с эмоциональным торможением когнитивных процессов, их ригидностью, неразвитостью эмоциональной сферы.
7. Использование в процессе психолого-педагогических воздействий сказок с этноинтегрирующим содержанием обусловливает повышение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у подростков в возрасте 15−16 лет.
8. Использование в процессе психолого-педагогических воздействий сказок с этнодифференцирующим содержанием обусловливает снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у подростков в возрасте 15−16 лет.
Заключение
.
Полученные результаты позволяют утверждать, что этноинтегри-рующее содержание сказок (для детей, живущих в средней полосе России — русские народные сказки), используемых в процессе психолого-педагогических воздействий на детей 4−5 лет, способствуют формированию у них гармоничного взаимодействия эмоциональных и когнитивных сторон отношений, что, согласно JI.C. Выготскому [1982], Л. И. Божович [1997], является ключевым фактором развития личности.
Используемые в процессе психолого-педагогических воздействий когнитивно более сложные, чем народные, авторские сказки (русские и зарубежные), обусловливают снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей 4−5 лет. К сожалению, именно такие воздействия на детей наиболее распространены в настоящее время. С этим может быть связано снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений, которое мы наблюдаем у современных подростков. Психолого-педагогическая коррекция таких нарушений у подростков может быть проведена путём использования этноинтегрирующего сказочного содержания для восстановления отношений личности с этносредой её рождения и проживания.
Отмеченная в нашей работе проблема патогенного влияния на личность ребёнка 4−5 лет просмотра различной видеопродукции, особенно этнодифференцирующего содержания (большая часть современной видеопродукции), вместо эмоционального общения со взрослым в процессе чтения или рассказывания сказок, в настоящее время более чем актуальна и требует активной просветительской работы среди родителей и педагогов.
В нашем исследовании было рассмотрено содержание только одной стадии развития личности — сказочно-мифологической, причем осуществлялся учет влияния содержания в основном только сказочной составляющей, как наиболее доступной для исследования и методического обеспечения области фольклора. Полученные результаты, на наш взгляд, являются перспективными для дальнейших исследований в области эт-нофункциональной теории развития личности, психопрофилактики и психологической коррекции. Необходимо, в дальнейшем, провести и более детальный анализ влияния сказок на развитие личности, как в содержательном, так и в специфически возрастном аспектах.
Тем не менее, результаты настоящего исследования могут быть полезны для практического использования в процессах воспитания и обучения, в психопрофилактике и психолого-педагогической коррекции.
Список литературы
- Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций — СПб.: «Академический проект», 1997.
- Алман Б., Ламбру П. Самогипноз. — М.: Независимая фирма «Класс», 1995.
- Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. — С.-Пб.: «Дорваль», 1992.
- Беспалько И.Г., Раева М. Н. О применении метода Роршаха в изучении возрастных особенностей психического развития. // Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими заболеваниями. — Л.: Медицина, 1978, — С. 22−23.
- Божович Л. И Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. // Проблемы формирования личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997в — С. 245−271.
- Божович Л. И Этапы формирования личности в онтогенезе (I). // Проблемы формирования личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 19 976 — С. 193−212.
- Божович Л. И Этапы формирования личности в онтогенезе (III). // Проблемы формирования личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 г — С. 228−244.
- Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. — М.: «ПЕДАГОГИКА», 1976.
- Ю.Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2004.
- ЬБройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М.: «Наука», 1983.
- Бусыгина Н.П. Холистическая модель болезни как основа практической деятельности психолога в онкологической клинике. // Вопросы онкологии. — 2000. Т. 46. № 4, — С. 485−489.
- Вачков И. Любимые и нелюбимые сказки. // Школьный психолог. — 2002. № 10. — С. 16.
- Венгер А.Л., Слободчиков В. И., Элъконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина. // Вопросы психологии. -1988. № 3, —С. 20−29.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- П.Вундт В. Психология народов. — М.: Эксмо, 2002.
- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. —М.: Педагогика, 1984 — С. 243−403.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983 — С. 5−328.
- Выготский Л.С. О психологических системах // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. —М.: Педагогика, 1982, С. 109−131.
- Выготский Л.С. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бю-лера «Очерк духовного развития ребёнка». // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. — М.: Педагогика, 19 826, С. 196−209.
- Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология, 1991. № 4. — С. 5−18.
- Выготский Л.С. Я и Оно. // Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т. Т 2. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1999 — С. 145−146.
- Выготский JI.C., Лурия A.P. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-пресс, 1993.
- Выдрина Е.А. Сравнительные этнофункциональные исследования психической адаптированное&trade- дезадаптированности умственно отсталых дошкольников, // Журнал прикладной психологии. — № 6, 2006. — С. 7280.
- Гегель Г. В. Ф. Сочинения. — М.-Л.- Соцэкгиз, Т. IV, 1958.
- Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). — СПб.: Речь, 2004.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. — М.: Мир, 1996.
- Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: Рольф, 2001.
- Гумилёв Л.Н. От Руси к России. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
- Дикманн X. Сказание и иносказание: Юнгианский анализ волшебных сказок. — С.-Пб.: Гуманитарное агентство «Академический Проект», 2000.
- Дильман В.М. Эндокринологическая онкология. — Л.: Медицина, 1983.
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. // Вопросы психологии. 1988. № 6. — С. 52−59.
- Педагогика, 1986. — С. 248−254. 39.3апорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником.
- Дошкольное воспитание. 1948. № 9. — С. 34−41. 40.3еньковский В. В. Педагогика. — М.: изд. Православного Свято
- Карамян А.И. Закон рекапитуляции и его значение в морфофункциональ-ной эволюции головного мозга позвоночных. // Нейронные механизмы развивающегося мозга. Отв. ред. К. В. Шулейкина. и С. Н. Харютин — М.: Наука, 1979 —С. 7−14.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2000.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник / под ред. Б. Д. Карвасарского.1. СПб: Питер, 2002.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1995.
- Кольцова И.Н. Социокультурные функции сказки: Автореф. дис.. канд. культурологии. — Нижний Новгород: 2000.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.
- Кондрашенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. Пособие.
- Мн.: «Вышэйшая школа», 1997.
- Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 1997.
- Крейн Уильям. Теории развития. — С.-Пб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. — М.: «Рефл-бук», «АСТ», К.: «Ваклер», 1997.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. — М.: Наука, 1997.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. -М.: Старый сад, 1998.
- Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. —М.: МГУ, 1975
- Лурия А.Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психических процессов). // История и психология. М.: Наука, 1971.-С. 36−62.
- Мацумото Д. Психология и культура. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- Мясшцев В.Н. Психология отношений. — М.: Академия педагогических и социальных наук, 2004.
- Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. — М.: «Рефл-бук" — К.: «Ваклер», 1998.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Панченко A.M. О русской истории и культуре. — С.-Пб.: Летний сад, 2000.
- Петровский А.В. (под. ред.) Возрастная педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1979.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Платон. Диалоги. —М.: Мысль, 1986
- Попов Е.В.(с соавт.). Введение в культурологию. М.: Владос, 1995.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — JL: Изд-во ЛГУ, 1986.
- Психолого-педагогические проблемы влияния ТВ и других СМИ на детей и молодежь / Под ред. В. Е. Семёнова. — С.-Пб.: «Знание», 2002.
- Рауш де Траубенберг Н. К. Тест Роршаха: Практическое руководство. — М.: «Когито-Центр», 2005.
- Роршах Г. Психодиагностика. — М.: Когито-Центр, 2003.
- Руссо Ж.Ж. Избранные произведения. Т.1. — М.: Педагогика. 1961.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. —М.: София, 2002.
- Саймо1ггон К., Саймонтон С. Психотерапия рака. — С.-Пб.: Питер, 2001.
- Смирнова Е.О., Гударёва О. В. Опыт обследования психического развития современных 5-летних детей. // Психологическая наука и образование, 2002, № 3, —С. 24−34
- Сухарев А.В. Методика этнофункциональной психодиагностики. // Журнал практического психолога. 1997. № 2. — С.53−65.
- Сухарев А.В. Методические рекомендации по этнофункциональной психотерапии зависимостей от наркотических веществ. // Журнал прикладной психологии. 1999. № 6. — С. 64−125.
- Сухарев А.В. Наркотическая экзотика. —М.: Старый сад, 2000.
- Сухарев А.В. Опыт этнофункциональной экспресс-психотерапии эмоциональных и поведенческих расстройств у детей в условиях стационара. // Вопросы психологии. 1997.№ з. с. 92−102.
- Сухарев А.В. Этнофункциональная психология в воспитании, психотерапии и психопрофилактике. —М.: АГЗ МЧС РФ, 2004.
- Сухарев А.В. Этнофункциональная психология: исследования и психотерапия. — М.: ИЭА РАН, 1998.
- Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека. // Вопросы психологии. 2002. № 2. — С. 40−57.
- Сухарев А.В., Выдрина Е. А. Этнофункциональная коррекция психической дезадаптированиости умственно отсталых дошкольников. // Журнал прикладной психологии. 2006, № 6. — С. 110−114.
- Сухарев А.В., Кравченко О. Ф., Овчинников Е. В., Тимохин В. В., Шапоре-ва А.А., Щербак С. Ю. Этнофункциональный подход в воспитании и психопрофилактике. // Психологический журнал. 2003. Том 24. № 5. — С. 68−80.
- Сухарев А.В., Степанов И. Л. Сравнительное исследование эффективности этнофункциональной психотерапии и фармакотерапии в лечении депрессивных расстройств. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1998. № 3.
- Сухарев А.В., Степанов И. Л. Этнофункциональный подход в психотерапии аффективных расстройств. // Психологический журнал. 1997. т. 18. № 1. — С. 122−133.
- Сухарев А.В., Тимохин В. В., Шапорева А. А. Методические рекомендации по групповой и индивидуальной этнофункциональной психотерапии и реабилитации детей, страдающих онкологическими заболеваниями. — М.: ГАСК, 2004.
- Сухарев А.В., Тимохин В. В., Шапорева А. А. Психологический этнофункциональный подход в детской онкологии: клинико-экспериментальные исследования и психотерапия. // Вопросы психологии, № 3,2004, — С. 37−50.
- Сэмьюэлс Э., Шортеф Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. — М.: МНПП «ЭСИ», 1994.
- Тимохин В.В. Возрастные границы стадий этнофункционалыюго психического онтогенеза и влияние типа их прохождения на степень адаптации/дезадаптации. // Журнал прикладной психологи, 2003. № 4−5. — С. 58−67.
- Тимохин В.В. Методика выявления этнофункциональных рассогласований и нарушений психического онтогенеза. // Журнал прикладной психологи, 2002. № 3. — С. 12−17.
- Тимохин В.В. Случай успешной этнофункциональной психотерапии героиновой зависимости. // Журнал прикладной психологи, 2002. № 4−5. — С. 17−22.
- Тимохин В.В. Этнофункциональный аспект процесса психического развития: Дисс. канд. психол. наук. М, 2005.
- Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе. //Вопросы социологии. 1993. № 1−2. — С. 4.
- Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
- Урсул АД Информация. — М.: «Наука», 1971.
- Урядницкая Н.А., Бялик М. А., Моисеенко Е. И., Николаева В. В. Особенности психологической адаптации к лечению детей с онкопатологией. // Вопросы онкологии. 1997. Том 43. № 4. — С. 461−464.
- Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное. —М.: Издат. Дом «Карапуз», 2000.
- Философский энциклопедический словарь. — М.: «Советская энциклопедия», 1989.
- Флоренский П. А. Оправдание космоса. — С.-Пб.: РХГИ, 1994.
- Фон Франц М.-Л. Психология сказки. — С.-Пб.: Б.С.К., 1998.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно». В 2 т. — Тбилиси: Мерани, 1991.
- Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992.
- Холл Ст. Эволюция и воспитание чувства природы у детей. — С.-Пб.: Изд-во газеты «Школа и жизнь», 1914.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. — СПб.: ООО «Питер Пресс», 2007.
- Шапорева А.А. Клинический случай успешной этнофункциональной психотерапии в онкологической клинике. // Журнал прикладной психологии. 2002. № 4−5. — С. 23−27.
- Шевченко Ю.Г. Развитие коры мозга человека в свете онто-филогенетических отношений. —М.: Медицина, 1972.
- Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Новосибирск: ВО «Наука», 1993.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.
- Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры. // Вопросы психологии. 2004. № 1. — С. 68−79.
- Эльконинова Л.И., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия. // Вестник. Моск. Ун-та., Сер. 14. Психология. 1993. № 2. —С. 62−70.
- Эриксон Э. Детство и общество. — Л.: Ленато, 1996.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.
- Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. — М., — К.: ЗАО «Совершенство» — «Port-Royal», 1997.
- Ainsworth M.D., Klopfer В. Evaluation of intellectual level, control, creative potential, and the introversive-extratensive relationship H Klopfer B. et. al. Developments in the Rorschach technique. New York, 1954. Vol. 1 P. 352 375.
- Beizmann C. Le Rorschach chez Г enfant de 3 a 10 ans. Delachaux et Nestel, Neuchatel, 1961.
- Bettelheim B. The uses of enchantment: The meaning and importance of fairy tales. New York: Knopf, 1976.
- Bohm E. Lehrbuch der Rorschach Psychodiagnostik. Bern, Hans Huber, 1972.
- Kleinman A., Good B.(Ed.) Culture and Depression. London, University California Press, 1985.
- Lee D. Freedom and culture. Englewood Cliffs, NJ, Spectrum (Prentice Hall), 1959.
- Montessori M. The absorbent mind. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1967.
- Pfeifer W.M., Schoene W. (Hrsg.). Psychopatologie in Kulturvergleich. Stuttgart, Enke, 1980.
- Piotrowski Z. Mutual dependency of theory and technique in projective personality tests // Rorschachiana IX. Bern etc. 1970. S 25−29.
- Uexkull Thure von. Lehrbuch der Psychosomatischen Medizin. Miinchen: Urban u. Schwarzenberg, 1981. s. 1−20.
- Werner H. Comparative psychology of mental development (2nd ed.). NY, Science Editions, 1948.
- Werner H. On physiognomic perception. In G. Kepes (Ed.) The landscape. Chicago, Theobald, 1956.
- Wittkower E.D., Prince R.H. Geschichte und Entwicklung der transkul-turellen Psychiatrie // Pfeifer W.M., Schoene W.(Hrsg.). Psychopathologie im Kulturvergleich. Stuttgart, Enke, 1980. S. l-12.