Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения психологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сделан сравнительный анализ результатов пре-теста и пост-теста по авторской методике и параметрическому t-критерию Стьюдента, а также контент-анализа, который позволил нам сделать вывод о том, что экспериментальная программа способствовала развитию рефлексии студентов технического вуза и это развитие рефлексии полностью согласуется с теми составляющими, которые были нами обоснованы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к исследованию рефлексии личности
    • 1. 1. Проблема рефлексии в философии и психологии
      • 1. 1. 1. Проблема рефлексии в философии
      • 1. 1. 2. Проблема рефлексии в зарубежной и отечественной психологии
      • 1. 1. 3. Проблема рефлексии в педагогической психологии
    • 1. 2. Концептуальное определение рефлексии
    • 1. 3. Виды рефлексии
    • 1. 4. Проблема возникновения и развития рефлексии в онтогенезе
      • 1. 4. 1. Причины, условия и цели возникновения рефлексии
      • 1. 4. 2. Уровни и функции развития рефлексии в онтогенезе
      • 1. 4. 3. Теоретическая модель развития рефлексии в онтогенезе в контексте процесса обучения
  • Глава 2. Методологические проблемы развития рефлексии в образовательном процессе вуза
    • 2. 1. Проблема развития рефлексии в современных парадигмах психологии образования
    • 2. 2. Рефлексивные методы в педагогической психологии
    • 2. 3. Рефлексивный анализ текстов интеллектуальной культуры в процессе обучения психологии
  • Глава 3. Организация и содержание экспериментальной работы по развитию рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения психологии
    • 3. 1. Организация экспериментальной работы по развитию рефлексии студентов технического вуза
    • 3. 2. Характеристика экспериментальной программы по 157−167 развитию рефлексии студентов технического вуза
    • 3. 3. Анализ результатов экспериментальной работы

Развитие рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный мир потребовал от человека применения все более усложняющихся форм адаптации. При этом практический интеллект как основная форма адаптации уже к концу XX века оказался неудовлетворительным: успешно осваивая технократическое («поверхностное») пространство бытия, он стал разрушать духовное («внутреннее») пространство личности. Человек включился в массовое (стереотипное) сознание, которое стало ориентироваться не на процесс познания, а на обладание, и все акценты были перенесены на «здесь» и «сейчас» (отстранившись от «там» и «тогда»).

Как результат, возникло горизонтальное мышление (П.Тиллих), которое не имеет глубины вертикального (рефлексивного) мышления и не создает глубокого объемного образа бытия (и этот образ не входит в мир личности).

Появилась огромная пропасть между внутренним миром человека и внешним бытием, произошло отчуждение человека как от мира вещей (К.Маркс), так и от самого себя (Ж.Лакан). «Расщепленное сознание» (З.Фрейд), утратившее способность синтезировать и анализировать, стало незащищенным.

Чтобы вновь синтезировать сознание, необходимо перейти к иной его форме — рефлектирующей, анализирующей, т. е. перейти от бытийного уровня сознания к рефлексивному уровню (Б.Братусь), или рефлексии. Рефлексия (а не просто мышление) поможет человеку обратить взор на самого себя, заново познать себя и этот мир, сделать себя и этот мир объектом индивидуального мышления и ввести знания о себе и об этом мире в структуру своей личности, таким образом устранив возникшее отчуждение по отношению к миру и самому себе.

Несмотря на то, что рефлексия является родовой сущностью человека (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев), у большинства современных людей она выражена слабо, и, как любое свойство, нуждается в развитии.

Проблема развития рефлексии связана с проблемой ее определения: в науке существует немало точек зрения по поводу того, с каким психологическим феноменом (сознанием, мышлением, знанием) ее отождествлять, т.к. в каждом из них начинается ее становление и формирование и каждый из них она преобразовывает: сознание становится осознающим себя, аналитическим, рефлектирующим, определяющим свое отношение к предметам, явлениям и самому себе, проходя через свою особую форму (самосознание) — мышление становится аналитическим, познающим и, проходя через форму самопознания, придает особую форму знаниям (знания, а не только самосознание, являются первичным фактором формирования рефлексии).

Проблема рефлексии — далеко не новая научная проблема.

Научное исследование рефлексии стало осуществляться уже классическими философами в XVII—XIX вв. (Дж.Локк, Б. Спиноза, И. Фихте, Ф. Шеллинг, И. Кант, Г. Гегель), которые определяли ее как новое (аналитическое) состояние сознания, как мышление о мышлении, как идею идеи, как знание о знании, как область между бытием и понятием, которая формирует рефлексивные понятия.

В XX в. экзистенциальная философия (С.Франк, Н. О. Лосский, М. Шелер и др.) определяет рефлексию как отношение между познающим субъектом и предметным бытием, а современная герменевтика (П.Рикёр, Г. Гадамер, К. Ясперс, Г. Шпет и др.) — как отношение между смыслом и «Я», окончательно определяя основную функцию рефлексии (герменевтическую), интерпретирующую и обосновывающую смысл.

Проблема развития рефлексии в отечественной психологии, с одной стороны, связана с проблемой формирования сознания и самосознания (С.Л.Рубинштейн, Л. И. Божович, И. И. Чеснокова, Н. И. Чуприкова, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Г. В.Акопов), личностной рефлексии (Н.И.Гуткина), а с другой — с исследованием проблемы теоретического мышления (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов) и практического мышления (Ю.Н.Кулюткин, Г. С.Сухобская).

Для дальнейшего углубления научных представлений о сущности и содержании рефлексии среди многих проблем, возникающих при изучении этого явления, на наш взгляд, необходимо исследовать такие, которые связаны с развитием рефлексии в контексте взаимосвязи интеллектуальной деятельности с личностными характеристиками, когнитивного аспекта — с личностно-смысловым аспектом.

Сегодня заново пересматривается проблема источников познания и приоритет отдается не столько научным понятиям (хотя их важность в процессе обучения не умаляется), сколько обыденному сознанию («живым знаниям»), даже мифологии (как иллюстрации жизненных смыслов), поскольку до сих пор процесс учения слишком формализован (Л.И.Божович). Но не формирование понятий (которые часто формализованы), не обыденное сознание (которое всегда ограниченно), не мифология (которая наделена «тяжелой» символизацией и труднопостигаема современным интеллектом), а, как мы это видим, четвертый источник познания (соответственно, развития рефлексии) — знания текстов культуры (и их рефлексивный анализ) является иллюстрацией «живых знаний» и, самое главное, обладает рефлексивной глубиной.

Причиной возникших сегодня проблем в педагогической практике является недостаточная представленность знания в образовательном процессе в том смысле, что оно определяет не только содержание мышления, но и содержание личности. Признано, что знание должно стать основой осваиваемой личностью деятельности. Знание является также одним из основных факторов формирования рефлексии — Г. С. Костюк, А. М. Пятигорский.

Но в психологической науке нет ясного представления о том, каким должно быть подобное знание, как оно должно быть получено, а также какими средствами и методами процесс развития рефлексии может быть осуществлен.

Мы полагаем, что таким знанием может стать знание психологии — такой, которая в полной мере будет соответствовать своему имени (В.Франкл), т. е. будет исследовать в равной мере как сферу личности, так и сферу логоса. Такая психология, ориентированная на формирование и развитие рефлексии, призвана не только формировать понятия, но и обосновывать, как эти понятия входят в структуру личности, как знание, мышление, сама личность становятся рефлексивными. Мы имеем в виду, что такой психологией является гуманитарная, психология (Б.С.Братусь, М. Коул, В. Шкуратов), которая даст возможность поновому прочитать тексты культуры (в том числе тексты художественной литературы), используя психологический анализ.

Как показывает анализ содержательных и процессуальных аспектов профессиональной подготовки студентов технического вуза, в образовании будущих специалистов выявляется противоречие между запросом общества к высшей технической школе на подготовку гуманитарно образованных инженеров и недостаточной разработанностью теоретических проблем развития рефлексии как основы становления целостной личности будущего инженера-^ педагога.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования герменевтического подхода к развитию рефлексии студентов. В практическом плане это проблема обоснования содержания психологических методов развития рефлексии студентов технического вуза.

Объект исследования — процесс развития рефлексии студентов технического вуза.

Предмет исследования — обучение студентов рефлексивной психологии как фактор развития у них рефлексии. I Цель исследования — теоретико-методологическое обоснование модели развития рефлексии студентов технического вуза и ее апробация.

Гипотеза исследования. Рефлексия является единым активным смысловым центром личности, осуществляющим связь между когнитивной и эмоциональной сферами личности и объединяющим предметно-преобразующую деятельность и ее универсальные целевые критерии (ценностное отношение).

Сформированные к моменту поступления в технический вуз рефлексивные способности студентов недостаточно развиты, а усваиваемые студентами специальные знания не выступают в качестве способа актуализации деятельност-ного отношения к миру, к людям и к себе.

Формирование и развитие рефлексии студентов предполагает, что усваиваемое студентами в процессе обучения в техническом вузе знание как событие в континууме деятельностного опыта становится основой для объяснения и понимания его смысла. Это становится реальностью, если обучение студентов рефлексивной психологии не только способствует их пониманию себя в единстве с окружающим миром и другими людьми, но и обеспечивает связь между пониманием смысла текста (знака) и самопониманием.

Поэтому:

— развитие рефлексии студентов предполагает создание модели ее формирования в образовательном пространстве технического вуза, отражающей логику перехода от одной составляющей рефлексии к другой;

— переход рефлексии из социально-психологической сферы в ее когнитивную и герменевтическую сферы, а затем в экзистенциальную сферу происходит в рамках реализации герменевтического подхода к обучению студентов;

— развитию рефлексии в рамках реализуемого герменевтического подхода способствует специально организованное обучение рефлексивной (гуманитарной) психологии.

Задачи исследования: 1) конкретизировать научное представление о сущности понятия «рефлексия» и ее значение для развития личности студента- 2) обосновать составляющие модели развития рефлексии и функции развития рефлексии студентов в контексте образовательного процесса- 3) выявить источник познания в сфере обучения, способствующий развитию рефлексии студентов- 4) определить психологические (рефлексивные) методы, способствующие развитию рефлексии студентов технического вуза- 5) разработать и апробировать программу по развитию рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения рефлексивной психологии.

Методологической основой исследования явились концептуальные положения философии и психологии, раскрывающие природу рефлексиисовременные теории, исследующие проблему рефлексии в контексте проблемы личности, сознания и самосознанияэкспериментально-психологические теории интеллектасовременные образовательные подходы.

Теоретическая база исследования:

— классическая философия (Дж.Локк, Б. Спиноза, И. Фихте, Ф. Шеллинг, И. Кант, Г. В. Гегель, Р. Декарт, Ф. Шлегель и др.);

— современная герменевтика (Э.Гуссерль, Г. Гадамер, Г. Шпет, П. Рикёр, В. Дильтей, Э. Шпрангер, К. Ясперс, А. Лоренцер, М. Хайдеггер, Ю. Хабермас);

— структурно-семиотический подход (Л.С.Выготский, А. Р. Лурия, Ю. М. Лотман, А. М. Пятигорский, Р. О. Якобсон, А. А. Потебня, Ф. Ф. Зелинский, Г. Чел-панов, А. А. Леонтьев, А. А. Залевская, Г. Гийом, М. Фуко, Ж. Делёз, Р. Барт и др.);

— экзистенциальная философия (С.Л.Франк, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, С. Киркегор, М. Шелер, Г. Марсель, Ж. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти) и экзистенциальная психология (Э.Фромм, В. Франкл, Л. Бисвангер, Ж. Лакан, А. Лоуэн, Э. Эриксон, А. Кемпински, А. Уотте, Р. Лейнг, Ж. Батай и др.);

— культурно-исторические концепции (Л.С.Выготский, М. М. Бахтин, Л. М. Баткин, Д.Н.Овсянико-Куликовский, Ю. И. Айхенвальд, И. П. Смирнов, A.M. Эткинд, В. А. Шкуратов, П. Тиллих, Л. Демоз, Й. Хёйзинга, Х. Ортега-и-Гассет, А. Швейцер, Л. Уайт, Э. Финк, Э. Сепир, М. Коул, К. Гирц и др.);

— теории личности (С.Л.Рубинштейн, Л. И. Божович, И. И. Чеснокова, Н. И. Чуприкова, Б. С. Братусь, И. С. Кон, А. А. Меграбян, Б. В. Зейгарник, Е. Д. Хомская, Е. Т. Соколова и др.);

— экспериментально-психологические теории интеллекта (Ж.Пиаже, Л. Секкей, Л. Тёрстоун, Р. Зайонс, Дж. Каган, Р. Клацки, Р. Стернберг, Д. Халперн, Б. Г. Ананьев, Б. М. Величковский, М. А. Холодная и др.);

— процессуально-деятельностный и образовательный подходы (А.Н.Леонтьев, В. П. Зинченко, Ф. Е. Василюк, А. В. Брушлинский, Г. С. Костюк,.

З.И.Калмыкова, В. В. Давыдов, А. З. Зак, И. С. Ладенко, Г. А. Голицын, Г. П. Щедровицкий, Б. Д. Эльконин, Н. Г. Алексеев, Л. Н. Алексеева, Г. А. Антипов, О. А. Донских, Е. Р. Новикова, С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов, Н. И. Гуткина, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Ю. Н. Кулюткин, В.П.Бездухов);

— педагогическая психология (Л.И.Божович, А. К. Маркова, В. А. Якунин, И. А. Зимняя, Н. Ф. Талызина, А. В. Юревич, Г. А. Берулава, Н. В. Клюева, Н. И. Непомнящая, Г. В. Акопов, Д. В. Ольшанский, В.Г.МараловР.Бёрнс, Г. Клаус, К. Ингенкамп, Р.Л.Хон).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован следующий комплекс методов, адекватных предмету исследования: методы теоретического исследования (анализ философских, психологических и культурологических работметод систематизации и классификациитеоретическое моделирование) — методы экспериментального исследования [пре-тест, тест, пост-тестконстатирующий и формирующий этапы экспериментанаблюдение (прямое, косвенное, «включенное») и самонаблюдениебиографический методпсихологический (компаративный) анализ текстов интеллектуальной культуры (в том числе текстов рефлексивной художественной литературы) — психологическое герменевтическое интервьюинтерпретация (психологическая и семантическая) — рефлексивный анализ эссе-сочиненийконтент-анализметоды определения уровня развития рефлексии в контексте понимания смысла экзистенциаловметод определения ведущего (рефлексивного) компонента Я-концепциипсиходиагностическое тестирование].

Научная новизна исследования:

— конкретизировано научное представление о сущности понятия рефлексии (как единого активного смыслового центра личности, осуществляющего связь между ее когнитивной и эмоциональной сферами и обеспечивающего появление новых (рефлексивных) знаний, которые в процессе герменевтической процедуры входят в структуру личности, делая мышление и личность рефлексивными) и ее значение для развития личности студента;

— обоснованы составляюшие модели развития рефлексии (в контексте образовательного процесса): когнитивная — процесс накопления знаний интеллектуальной культурыгерменевтическая — полученные новые знания подвергаются психологическому анализу, герменевтической процедуреэкзистенциальная — вырабатывается качественно новое осмысленное или измененное переосмысленное отношение к объекту: миру, другому, самому себе, изменяется внутренняя структура личности (она становится рефлексивной) и функции развития рефлексии: когнитивная, герменевтическая, конструктивная, систематизирующая, психотерапевтическая (фасилитарная);

— выявлен источник познания (в сфере обучения), способствующий целостному развитию личности и развитию рефлексии: знание текстов интеллектуальной культуры (как образец, как иллюстрация «живого знания»), это знание, в отличие от обыденного сознания (которое всегда ограниченно), имеет рефлексивную глубину и осуществляет (благодаря рефлексивному анализу) связь между теоретической и практической психологией;

— определены рефлексивные методы, способствующие развитию рефлексии студентов технического вуза: рефлексивный компаративный анализ текстов интеллектуальной культуры в контексте гуманитарной психологииметоды определения уровня развития рефлексии в контексте понимания смысла экзи-стенциалов, методы определения ведущего компонента Я-концепции — авторские методики, способствующие развитию рефлексии студентов технического вуза;

— разработана и апробирована программа по развитию рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения рефлексивной психологии (основными этапами программы являются пре-тест (определение уровня развития рефлексии студентов), тест, формирующий этап эксперимента (внедрение спецкурса в рамках реализации созданной нами модели развития рефлексии студентов), пост-тест (проблемные вопросы, эссе-сочинения, герменевтическое интервью, рефлексивные методики).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют научные представления о месте и функциях рефлексии, позволяют определить новые подходы к обучению студентов, базирующиеся на формировании рефлексии в процессе обучения в техническом вузе и будут способствовать разработке вопросов рефлексивного аспекта профессиональной подготовки и повышению теоретического уровня преподавания в техническом вузе в той части, которая относится к способам включения знания и герменевтической интерпретации смысла в учебный процесс.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на совершенствование педагогической деятельности в аспекте развития рефлексии студентов технического вузав определении методов, с помощью которых изучаются когнитивная, герменевтическая, экзистенциальная сферы развития рефлексии и ее функциив обнаружении резервов развития рефлексии, которые послужат реальной предпосылкой обновления содержательных и процессуальных аспектов образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Одной из центральных задач современного профессионального образования является формирование такого индивидуального сознания будущего специалиста, в котором «здесь и сейчас» сопрягаются с «там и тогда». Но процесс образования, как он есть сейчас, не ориентирован на развитие рефлексии (поскольку существует разрыв между интеллектуальной и эмоциональной сферами, а также — между теоретическим и практическим обучением) и строится по принципам формальной, а не диалектической и, тем более, не множественной логики, конвергентного, а не дивергентного мышления. Разрешению данного противоречия должна способствовать специально разработанная программа по развитию рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения гуманитарной психологии, включающая в себя внедрение спецкурса по рефлексивной (гуманитарной) психологии (где предметом психологического анализа стали тексты интеллектуальной культуры, в которых представлены все жизненные рефлексивные экзистенциалы человека).

2. Процесс обучения рефлексивной психологии будет успешным в том случае, если будет учитываться основной фактор формирования рефлексиифактор знаний (специальных процедурных знаний, которые способствуют формированию психологических понятий в процессе герменевтической процедуры), при этом как знания и мышление (объектом которого становятся эти знания), так и личность (в структуру которой эти знания входят) становятся рефлексивными. Это становится возможным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: организационных [использование принципа диалектической и множественной логики при изложении материала, создание рефлексивной среды в психологическом (преподаватель / студент) дискурсе] и дидактических [применение общедидактических принципов построения образовательного процесса: научности (при формировании понятий), системности (при систематизации новых знаний), доступности и наглядности (при демонстрации различных примеров в качестве образца и отклонения от образца].

3. Развитию рефлексии будущих инженеров-педагогов должны способствовать внутриличностные рефлексивные механизмы (рефлексивный выход, рефлексивное поглощение, объективация и др.), которые в рамках реализуемой модели формирования и развития рефлексии, обеспечивают: а) переход рефлексии из социально-психологической сферы в когнитивную сферу (путем накопления новых знаний интеллектуальной культуры), в герменевтическую сферу (через процедуру герменевтического анализа, которому новые знания подвергаются), в экзистенциальную сферу (где вырабатывается новое (качественно измененное) осмысленное отношение к миру, другому, самому себе как к объекту) — б) постоянное осуществление основных функций рефлексии (герменевтической, конструктивной и др.), что делает личность смысловым центром человеческой реальности (а будущего педагога — способным формировать и развивать такие целостные рефлексивные структуры как у себя, так и у своих будущих учеников).

Организация и этапы исследования. Данным исследованием было охвачено 78 студентов в экспериментальных группах (инженерно-педагогического отделения факультета механизации сельского хозяйства) и 78 студентов в контрольных группах экономического и агрономического факультутов Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1994;1998 гг.). Анализ научной литературы, исследований, тематически близких к нашему, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи исследования, избрать методологию и методы исследования, наметить его программу.

Второй этап (1998;2001 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом научных положений о развитии рефлексии и осмыслением опыта построения процесса обучения рефлексивной психологии у студентов технического вуза, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, определялись психолого-педагогические условия, обеспечивающие использование специальных знаний (текстов интеллектуальной культуры в контексте рефлексивной психологии) с целью развития рефлексии студентов вуза. Результатом этого этапа стала разработка и внедрение экспериментальной программы (в рамках программы был апробирован спецкурс «Рефлексивная психология в контексте культуры»). Программа позволила конструировать процесс развития рефлексии студентов технического вуза.

Третий этап (2001;2003 гг.). Теоретическое осмысление эмпирических данных и их анализ послужили основой для определения психолого-педагогических условий развития рефлексии студентов технического вуза. Было проведено оформление диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования и ее соответствием поставленной проблемеполнотой рассмотрения объекта исследования на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметуприменением рефлексивных методов.

Апробация материалов исследования — Исследование и его результаты обсуждались на ежегодных научно-теоретических и научно-практических конференциях преподавателей Волгоградской государственной сельсохозяйст-венной академии (1987;2000 гг.) — на Второй Международной научной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоградский государственный университет, 19−22 сентября 2000 г.) — на Третьем Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» (Ростовский государственный университет, Институт философии РАН), 16−20 сентября 2002 г.- на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоградский государственный университет, 1−3 октября 2003 г.).

Результаты исследования внедрены в лекционный курс «Рефлексивная психология в контексте культуры», прочитанный студентам Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии, обучающихся по специальности «инженер-педагог» .

Материал диссертации также использовался при чтении различных курсов психологии для студентов, аспирантов и преподавателей.

ВЫВОДЫ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ.

1. Разработана и апробирована экспериментальная программа по развитию рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения психологии в рамках герменевтического подхода, что дало возможность, с одной стороны, создать рефлексивную среду в образовательном пространстве вуза, с другой (как следствие), возможность убрать существующие противоречия в процессе обучения студентов вуза. Этапами программы стали (помимо диагностирующих методик пре-теста и пост-теста, включая математическую статистику): спецкурс «Рефлексивная психология в контексте культуры», герменевтическое интервью, эссе-сочинения (с рефлексивным анализом студентов), контент-анализ, проблемные вопросы дискурса, рефлексивные методики.

2. Сделан сравнительный анализ результатов пре-теста и пост-теста по авторской методике и параметрическому t-критерию Стьюдента, а также контент-анализа, который позволил нам сделать вывод о том, что экспериментальная программа способствовала развитию рефлексии студентов технического вуза и это развитие рефлексии полностью согласуется с теми составляющими, которые были нами обоснованы в теоретической модели рефлексии: когнитивная составляющая (появление новых знаний текстов интеллектуальной культуры), герменевтическая составляющая (возникновение герменевтической процедуры понимания и объяснения их смысла, особенно смысла экзистенциалов), экзистенциальная составляющая (изменение отношения к объекту (миру, другому, самому себе), соответственно, изменение внутренней структуры личности: она стала рефлектирующей. Это способствовало не только углублению процессов идентификации и идентичности, но, что очень важно, появлению связи между аффективным и когнитивным компонентами личности.

3. Выявлен в ходе осуществления экспериментальной программы рефлексивный анализ в процессе мышления студентов (в основном в форме психологической интерпретации). Семантическая интерпретация требует более длительного и всестороннего обучения в процессе саморазвития студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Великий человек. М.: 1991
  2. Новелино. Итальянская новелла ХШ века. М.: 1984
  3. . Трёхчастная модель, или представления средневековогообщества о себе самом. М.: 2000
  4. Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: 1986
  5. Эразм Роттердамский и его время. М.: 1989
  6. С. Корабль дураков. М.: 1981
  7. Дж. Декамерон. М.: 1989
  8. Дж. Кентерберийские рассказы. М.: 1978
  9. Э. Похвала глупости. М.: 1991
  10. Средневековый роман и повесть. М.: 19 745. * 100. Лабиринты одиночества. Сб. / Пер. с анг. М.: 1989
  11. Ф. Об уединенной жизни // Петрарка Ф. Сочиненияфилософские и полемические. М.: 1998
  12. М. Эмили Бронте // Эти загадочные англичанки. Сб. М. :1992
  13. Английская поэзия в русских переводах. Х1У-ХХ вв. М.: 1981
  14. Э. Грозовой перевал. Стихотворения. Лондон: 19 751. М.: 2000
  15. Антология английской и американской поэзии. М.: 1972
  16. Американская поэзия в русских переводах. М.: 1983
  17. Великие американские поэты. Чикаго: 1962 — СПб.: 1999
  18. Э. Это письмо мое миру. Стихи и письма Эмили Дикинсон. СПб.: 1998
  19. Т. Уильяме. Эксперимент в поэзии: Эмили Дикинсон //
  20. Йолан Чжан (Чжан Чжун-Лань). Дао любви. Свердловск: 1990
  21. Ю.Б. Мед и яд любви. М.: 1989
  22. Мир и эрос. Антология философских текстов о любви. М.: 1991
  23. Збигнев Лев Старович. Секс в культурах мира / Пер. с польск.1. М.: 1991
  24. Русский эрос, или философия любви в России. Тексты. М.: 1991
  25. Эрос. Россия. Серебряный век. Тексты. М.: 1992
  26. Легенда о Тристане и Изольде. М.: 1976
  27. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: 1989
  28. A.M. Женская сексопатология. М.: 1988
  29. Збигнев Лев Старович. Судебная сексология. М.: 1991
  30. С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний1. Пер. с чешек. М.: 1991
  31. Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М.: 1989
  32. Е. Женщина в древнем мире. М.: 1990
  33. Ф. Происхождение семьи, частной собственности игосударства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана.1. М.: 1982
  34. С.В. Психология современной семьи. М.: 1988
  35. К. Проблемы супружеского благополучия. М.: 1988
  36. С. Собр. соч. в 10 тт. Т. 1.М.: 1992
  37. Р. Избр. в 2-х тт. Т. 1. М.: 1971 — В 4-х тт. Т. 2. 1998
  38. Г. Избр. в 3-х тт. Т. 3. М.: 1996
  39. И.А. Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 4. М.: 1988
  40. Ф. Соч. в 4-х тт. Т. 2. М.: 1992
  41. Ч. Пора надежд. Возвращение домой. М.: 1991
  42. Книга песен. Из европейской лирики ХШ-ХУ1 вв. М.: 1986
  43. М.И. Сочинения в 2-х тт. М.: 1988
  44. Воспоминания о Марине Цветаевой. М.: 1992
  45. М. Скрещение судеб. М.: 1988
  46. А. О Марине Цветаевой. М.: 1989
  47. В. Марина Цветаева в жизни. М.: 1992
  48. В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М.: 1992
  49. А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества.1. М.: 1986
  50. А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой.1. Л.: 1989
  51. КудроваИ. Версты, дали. Марина Цветаева: 1922 1930.1. М.: 1991
  52. А. А. Сочинения в 2-х тт. М.: 1987
  53. Л. Разговоры с Анной Ахматовой. В 2-х кн. М. :1989- 1997
  54. А. Анна Ахматова. М.: 1991
  55. А. Воспоминания об Ахматовой. М.: 1989
  56. В.Я. «В 101 зеркале». Воспоминания с комментариями. М. :1991
  57. М. Артур и Анна. Роман в письмах. Л.: 1990
  58. Воспоминания об Анне Ахматовой. М.: 1 991 150.151.152.153.154.155.156.157.158.159.160.161.162 163 164 165 166 174 088 165 896 390 047 906 442 248 192
  59. М.Р. Избранный готический рассказ. На анг. яз. Лондон:1992
  60. Ч. Мельмот скиталец. М.: 1983
  61. Английская и шотландская народная баллада. На анг. и русск. яз.1. М.: 1988
  62. В. «В руках его мертвый младенец лежал». Эстетикабалладного триллера // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. Эссе. М.: 1996
  63. Русская романтическая новелла. М.: 1989
  64. Русская фантастическая проза эпохи романтизма. М.: 1991
  65. Русские альманахи. М.: 1989
  66. В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбырусской эмиграции. М.: 1990
  67. А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории
  68. Серебряного века. М.: 1996
  69. Серебряный век. Мемуары. М.: 1990
  70. И. А. Собр. сочинений в 6 тт. М.: 1987 1988
  71. М.А. Времена. М.: 1989
  72. Г. Одиночество и свобода. М.: 1996
  73. Д. Акрополь. М.: 1991
  74. Гиппиус 3. Живые лица. В 2 кн. Тбилиси: 1991
  75. Г. Сочинения. М.: 1989 — Мемуары и рассказы.М.: 1992
  76. И. На берегах Невы. На берегах Сены. М.: 1989
  77. Вл. Некрополь. М.: 1991- Колеблемый треножник. М.
  78. Н. Курсив мой. М.: 1996 1991
  79. Н. Рассказы в изгнании. М.: 1997
  80. Саша Чёрный. Стихотворения. М.: 1 991 199.200.201.202.203.204.205.206.207.208.209.210.211.212 213 214 215 216 228 454 796 997 020 702 149 181 440
  81. . Осенний свет. М.: 1990
  82. . Дальний край. М.: 1990
  83. Г. Собр. сочинений. В 3-х тт. М.: 1996
  84. Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути. М.: 1991
  85. . Домой с небес. СПб.: 1993
  86. В. Собрание сочинений в 5 тт. М.: 1990
  87. Андрей Белый. Сочинения. В 2-х тт. М.: 1990 — В 3-х тт. М.: 1990
  88. М. Ключ. Бегство. Пещера. М.: 1991
  89. К. Избранное. М.: 1980
  90. И.С. Сочинения. В 2-х тт. М.: 1989
  91. Ф. Бывшее и несбывшееся. М.: 1995
  92. С. Портреты современников. М.: 2000
  93. ПястВл. Встречи. М.: 1997
  94. Ковчег. Поэзия первой эмиграции. М.: 1991
  95. Ф. После России. М.: 1992
  96. Андреева-Бальмонт Е. А. Воспоминания. М.: 1997
  97. М. Путник по Вселенным.М.: 1990
  98. М. Подземные ручьи. М.: 1994
  99. О. Избранное. Тбилиси: 1990 Мандельштам Н. Вторая книга. М.: 1990 Гумилев Н. Стихи. Поэмы. Тбилиси: 1988 Пастернак Б. Воздушные пути. М.: 1983 Зощенко М. Повесть о разуме.М.: 1990
  100. Д. Русские боги. Стихотворения и поэмы. М.: 1989 —
  101. Роза мира. М.: 1992 Замятин Е. Избранный произведения. М.: 1989 Клюев Н. Стихотворения и поэмы. М.: 1982
  102. Г. Г. Психология социального бытия. М.: 1996
  103. Возвращение. Вып. 1. М.: 1991
  104. Смысл жизни. Сокровища русской религиозно-философскоймысли. Антология. М.: 1994
  105. В. Избранное. М.: 1990
  106. П.Я. Статьи и письма. М.: 1989
  107. А. Искусство и нравственность. М.: 1986
  108. А. Воспоминания. М.: 1980
  109. И. Книга отражений. М.: 1979
  110. А.П. Черный монах. // Чехов А. П. Собр. сочинений в 8 тт.1. Т. 5. М.: 1970
  111. В. История русской философии. В 4-х кн. М.-Л. :1991
  112. В. Русские мыслители и Европа. М.: 1997
  113. Н. Самопознание. М.: 1991
  114. Н. Философия неравенства. М.: 1990
  115. Н. О русской философии. Свердловск: 1991
  116. Н. Смысл истории. М.: 1990
  117. С. Духовные основы общества. М.: 1992
  118. Н. История русской философии. М.: 1991
  119. Н. Условия абсолютного добра. М.: 1991
  120. Д. Больная Россия. Л.: 1991
  121. Л. Религиозно-философские сочинения. М.: 1992
  122. О России и русской философской культуре. Философы русскогопослеоктябрьского зарубежья. М.: 1990
  123. Л. Сочинения в 2-х тт. М.: 1993
  124. Л. Избранные сочинения. М.: 1993
  125. С. Н. Тихие думы. М.: 1996
  126. С. Н. Свет невечерний. М.: 1994
  127. Е.Н. Смысл жизни. М.: 1994
  128. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: 1994
  129. В. Несовместимые контрасты жития. М.: 1990
  130. В. Религия. Философия. Культура. М.: 1992
  131. . Этика преображенного Эроса. М.: 1994
  132. И. Одинокий художник. Статьи. Речи, лекции. М.: 1993
  133. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-хгодов. М.: 1990
  134. Вехи. Интеллигенция в России (1909−1910). М.: 1991
  135. Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: 1990 8. * 260. Судзуки Д. Основы дзен-буддизма // Дзен-буддизм. Бишкек :1993
  136. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб. :1994
  137. . Логика смысла. М.: 1995
  138. . Марсель Пруст и знаки. СПб.: 1999
  139. Делёз Ж Различие и повторение. СПб.: 1 998 265. Барт P. S/ZM.: 1994
  140. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М. :1999
  141. Р. Тексты. Документы. Исследования. М.: 1999
  142. Ю. Культура и взрыв. М.: 1992
  143. Ю. Избр. статьи. В 3-х тт. Таллин.: 1 992 274.275.276.277.278.279.280.281.282.283.284.285 286 287 288 289 286 647 464 429 879 296
  144. Гаспаров M. JL Фет безглагольный. // Ново-Басманная, 19. М. :1990
  145. Кавафис. Портрет в зеркалах // ИЛ№ 12, 1995 — 2002 Нижинский В. Дневник. М.: 1995
  146. Русское искусство. Иллюстрированная энциклопедия. М.: 2001 Дворжак М. История искусства как история духа. СПб.: 2001 Лазарев В. Н. Страницы истории Новгородской живописи. Л. :1983
  147. Грегорианские хоралы. Будапешт: 1986
  148. Бернстайн J1. Концерты для молодежи. JI.: 1991
  149. И. О жизни и творчестве И.С. Баха. М.: 1974
  150. Г. Рассказы о Бахе. М.: 1985
  151. История русской музыки. В 2-х тт. М.: 1980−1981
  152. Методические рекомендации к элективному спецкурсу
  153. Рефлексивная психология в контексте культуры"
  154. . И.Г. Курбатова. Волгоград: Волгогр. гос. с.-х. академия.1998.-24 с.
Заполнить форму текущей работой