Развитие рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения психологии
Сделан сравнительный анализ результатов пре-теста и пост-теста по авторской методике и параметрическому t-критерию Стьюдента, а также контент-анализа, который позволил нам сделать вывод о том, что экспериментальная программа способствовала развитию рефлексии студентов технического вуза и это развитие рефлексии полностью согласуется с теми составляющими, которые были нами обоснованы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические подходы к исследованию рефлексии личности
- 1. 1. Проблема рефлексии в философии и психологии
- 1. 1. 1. Проблема рефлексии в философии
- 1. 1. 2. Проблема рефлексии в зарубежной и отечественной психологии
- 1. 1. 3. Проблема рефлексии в педагогической психологии
- 1. 2. Концептуальное определение рефлексии
- 1. 3. Виды рефлексии
- 1. 4. Проблема возникновения и развития рефлексии в онтогенезе
- 1. 4. 1. Причины, условия и цели возникновения рефлексии
- 1. 4. 2. Уровни и функции развития рефлексии в онтогенезе
- 1. 4. 3. Теоретическая модель развития рефлексии в онтогенезе в контексте процесса обучения
- 1. 1. Проблема рефлексии в философии и психологии
- 2. 1. Проблема развития рефлексии в современных парадигмах психологии образования
- 2. 2. Рефлексивные методы в педагогической психологии
- 2. 3. Рефлексивный анализ текстов интеллектуальной культуры в процессе обучения психологии
- 3. 1. Организация экспериментальной работы по развитию рефлексии студентов технического вуза
- 3. 2. Характеристика экспериментальной программы по 157−167 развитию рефлексии студентов технического вуза
- 3. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
Развитие рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный мир потребовал от человека применения все более усложняющихся форм адаптации. При этом практический интеллект как основная форма адаптации уже к концу XX века оказался неудовлетворительным: успешно осваивая технократическое («поверхностное») пространство бытия, он стал разрушать духовное («внутреннее») пространство личности. Человек включился в массовое (стереотипное) сознание, которое стало ориентироваться не на процесс познания, а на обладание, и все акценты были перенесены на «здесь» и «сейчас» (отстранившись от «там» и «тогда»).
Как результат, возникло горизонтальное мышление (П.Тиллих), которое не имеет глубины вертикального (рефлексивного) мышления и не создает глубокого объемного образа бытия (и этот образ не входит в мир личности).
Появилась огромная пропасть между внутренним миром человека и внешним бытием, произошло отчуждение человека как от мира вещей (К.Маркс), так и от самого себя (Ж.Лакан). «Расщепленное сознание» (З.Фрейд), утратившее способность синтезировать и анализировать, стало незащищенным.
Чтобы вновь синтезировать сознание, необходимо перейти к иной его форме — рефлектирующей, анализирующей, т. е. перейти от бытийного уровня сознания к рефлексивному уровню (Б.Братусь), или рефлексии. Рефлексия (а не просто мышление) поможет человеку обратить взор на самого себя, заново познать себя и этот мир, сделать себя и этот мир объектом индивидуального мышления и ввести знания о себе и об этом мире в структуру своей личности, таким образом устранив возникшее отчуждение по отношению к миру и самому себе.
Несмотря на то, что рефлексия является родовой сущностью человека (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев), у большинства современных людей она выражена слабо, и, как любое свойство, нуждается в развитии.
Проблема развития рефлексии связана с проблемой ее определения: в науке существует немало точек зрения по поводу того, с каким психологическим феноменом (сознанием, мышлением, знанием) ее отождествлять, т.к. в каждом из них начинается ее становление и формирование и каждый из них она преобразовывает: сознание становится осознающим себя, аналитическим, рефлектирующим, определяющим свое отношение к предметам, явлениям и самому себе, проходя через свою особую форму (самосознание) — мышление становится аналитическим, познающим и, проходя через форму самопознания, придает особую форму знаниям (знания, а не только самосознание, являются первичным фактором формирования рефлексии).
Проблема рефлексии — далеко не новая научная проблема.
Научное исследование рефлексии стало осуществляться уже классическими философами в XVII—XIX вв. (Дж.Локк, Б. Спиноза, И. Фихте, Ф. Шеллинг, И. Кант, Г. Гегель), которые определяли ее как новое (аналитическое) состояние сознания, как мышление о мышлении, как идею идеи, как знание о знании, как область между бытием и понятием, которая формирует рефлексивные понятия.
В XX в. экзистенциальная философия (С.Франк, Н. О. Лосский, М. Шелер и др.) определяет рефлексию как отношение между познающим субъектом и предметным бытием, а современная герменевтика (П.Рикёр, Г. Гадамер, К. Ясперс, Г. Шпет и др.) — как отношение между смыслом и «Я», окончательно определяя основную функцию рефлексии (герменевтическую), интерпретирующую и обосновывающую смысл.
Проблема развития рефлексии в отечественной психологии, с одной стороны, связана с проблемой формирования сознания и самосознания (С.Л.Рубинштейн, Л. И. Божович, И. И. Чеснокова, Н. И. Чуприкова, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Г. В.Акопов), личностной рефлексии (Н.И.Гуткина), а с другой — с исследованием проблемы теоретического мышления (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов) и практического мышления (Ю.Н.Кулюткин, Г. С.Сухобская).
Для дальнейшего углубления научных представлений о сущности и содержании рефлексии среди многих проблем, возникающих при изучении этого явления, на наш взгляд, необходимо исследовать такие, которые связаны с развитием рефлексии в контексте взаимосвязи интеллектуальной деятельности с личностными характеристиками, когнитивного аспекта — с личностно-смысловым аспектом.
Сегодня заново пересматривается проблема источников познания и приоритет отдается не столько научным понятиям (хотя их важность в процессе обучения не умаляется), сколько обыденному сознанию («живым знаниям»), даже мифологии (как иллюстрации жизненных смыслов), поскольку до сих пор процесс учения слишком формализован (Л.И.Божович). Но не формирование понятий (которые часто формализованы), не обыденное сознание (которое всегда ограниченно), не мифология (которая наделена «тяжелой» символизацией и труднопостигаема современным интеллектом), а, как мы это видим, четвертый источник познания (соответственно, развития рефлексии) — знания текстов культуры (и их рефлексивный анализ) является иллюстрацией «живых знаний» и, самое главное, обладает рефлексивной глубиной.
Причиной возникших сегодня проблем в педагогической практике является недостаточная представленность знания в образовательном процессе в том смысле, что оно определяет не только содержание мышления, но и содержание личности. Признано, что знание должно стать основой осваиваемой личностью деятельности. Знание является также одним из основных факторов формирования рефлексии — Г. С. Костюк, А. М. Пятигорский.
Но в психологической науке нет ясного представления о том, каким должно быть подобное знание, как оно должно быть получено, а также какими средствами и методами процесс развития рефлексии может быть осуществлен.
Мы полагаем, что таким знанием может стать знание психологии — такой, которая в полной мере будет соответствовать своему имени (В.Франкл), т. е. будет исследовать в равной мере как сферу личности, так и сферу логоса. Такая психология, ориентированная на формирование и развитие рефлексии, призвана не только формировать понятия, но и обосновывать, как эти понятия входят в структуру личности, как знание, мышление, сама личность становятся рефлексивными. Мы имеем в виду, что такой психологией является гуманитарная, психология (Б.С.Братусь, М. Коул, В. Шкуратов), которая даст возможность поновому прочитать тексты культуры (в том числе тексты художественной литературы), используя психологический анализ.
Как показывает анализ содержательных и процессуальных аспектов профессиональной подготовки студентов технического вуза, в образовании будущих специалистов выявляется противоречие между запросом общества к высшей технической школе на подготовку гуманитарно образованных инженеров и недостаточной разработанностью теоретических проблем развития рефлексии как основы становления целостной личности будущего инженера-^ педагога.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования герменевтического подхода к развитию рефлексии студентов. В практическом плане это проблема обоснования содержания психологических методов развития рефлексии студентов технического вуза.
Объект исследования — процесс развития рефлексии студентов технического вуза.
Предмет исследования — обучение студентов рефлексивной психологии как фактор развития у них рефлексии. I Цель исследования — теоретико-методологическое обоснование модели развития рефлексии студентов технического вуза и ее апробация.
Гипотеза исследования. Рефлексия является единым активным смысловым центром личности, осуществляющим связь между когнитивной и эмоциональной сферами личности и объединяющим предметно-преобразующую деятельность и ее универсальные целевые критерии (ценностное отношение).
Сформированные к моменту поступления в технический вуз рефлексивные способности студентов недостаточно развиты, а усваиваемые студентами специальные знания не выступают в качестве способа актуализации деятельност-ного отношения к миру, к людям и к себе.
Формирование и развитие рефлексии студентов предполагает, что усваиваемое студентами в процессе обучения в техническом вузе знание как событие в континууме деятельностного опыта становится основой для объяснения и понимания его смысла. Это становится реальностью, если обучение студентов рефлексивной психологии не только способствует их пониманию себя в единстве с окружающим миром и другими людьми, но и обеспечивает связь между пониманием смысла текста (знака) и самопониманием.
Поэтому:
— развитие рефлексии студентов предполагает создание модели ее формирования в образовательном пространстве технического вуза, отражающей логику перехода от одной составляющей рефлексии к другой;
— переход рефлексии из социально-психологической сферы в ее когнитивную и герменевтическую сферы, а затем в экзистенциальную сферу происходит в рамках реализации герменевтического подхода к обучению студентов;
— развитию рефлексии в рамках реализуемого герменевтического подхода способствует специально организованное обучение рефлексивной (гуманитарной) психологии.
Задачи исследования: 1) конкретизировать научное представление о сущности понятия «рефлексия» и ее значение для развития личности студента- 2) обосновать составляющие модели развития рефлексии и функции развития рефлексии студентов в контексте образовательного процесса- 3) выявить источник познания в сфере обучения, способствующий развитию рефлексии студентов- 4) определить психологические (рефлексивные) методы, способствующие развитию рефлексии студентов технического вуза- 5) разработать и апробировать программу по развитию рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения рефлексивной психологии.
Методологической основой исследования явились концептуальные положения философии и психологии, раскрывающие природу рефлексиисовременные теории, исследующие проблему рефлексии в контексте проблемы личности, сознания и самосознанияэкспериментально-психологические теории интеллектасовременные образовательные подходы.
Теоретическая база исследования:
— классическая философия (Дж.Локк, Б. Спиноза, И. Фихте, Ф. Шеллинг, И. Кант, Г. В. Гегель, Р. Декарт, Ф. Шлегель и др.);
— современная герменевтика (Э.Гуссерль, Г. Гадамер, Г. Шпет, П. Рикёр, В. Дильтей, Э. Шпрангер, К. Ясперс, А. Лоренцер, М. Хайдеггер, Ю. Хабермас);
— структурно-семиотический подход (Л.С.Выготский, А. Р. Лурия, Ю. М. Лотман, А. М. Пятигорский, Р. О. Якобсон, А. А. Потебня, Ф. Ф. Зелинский, Г. Чел-панов, А. А. Леонтьев, А. А. Залевская, Г. Гийом, М. Фуко, Ж. Делёз, Р. Барт и др.);
— экзистенциальная философия (С.Л.Франк, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, С. Киркегор, М. Шелер, Г. Марсель, Ж. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти) и экзистенциальная психология (Э.Фромм, В. Франкл, Л. Бисвангер, Ж. Лакан, А. Лоуэн, Э. Эриксон, А. Кемпински, А. Уотте, Р. Лейнг, Ж. Батай и др.);
— культурно-исторические концепции (Л.С.Выготский, М. М. Бахтин, Л. М. Баткин, Д.Н.Овсянико-Куликовский, Ю. И. Айхенвальд, И. П. Смирнов, A.M. Эткинд, В. А. Шкуратов, П. Тиллих, Л. Демоз, Й. Хёйзинга, Х. Ортега-и-Гассет, А. Швейцер, Л. Уайт, Э. Финк, Э. Сепир, М. Коул, К. Гирц и др.);
— теории личности (С.Л.Рубинштейн, Л. И. Божович, И. И. Чеснокова, Н. И. Чуприкова, Б. С. Братусь, И. С. Кон, А. А. Меграбян, Б. В. Зейгарник, Е. Д. Хомская, Е. Т. Соколова и др.);
— экспериментально-психологические теории интеллекта (Ж.Пиаже, Л. Секкей, Л. Тёрстоун, Р. Зайонс, Дж. Каган, Р. Клацки, Р. Стернберг, Д. Халперн, Б. Г. Ананьев, Б. М. Величковский, М. А. Холодная и др.);
— процессуально-деятельностный и образовательный подходы (А.Н.Леонтьев, В. П. Зинченко, Ф. Е. Василюк, А. В. Брушлинский, Г. С. Костюк,.
З.И.Калмыкова, В. В. Давыдов, А. З. Зак, И. С. Ладенко, Г. А. Голицын, Г. П. Щедровицкий, Б. Д. Эльконин, Н. Г. Алексеев, Л. Н. Алексеева, Г. А. Антипов, О. А. Донских, Е. Р. Новикова, С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов, Н. И. Гуткина, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Ю. Н. Кулюткин, В.П.Бездухов);
— педагогическая психология (Л.И.Божович, А. К. Маркова, В. А. Якунин, И. А. Зимняя, Н. Ф. Талызина, А. В. Юревич, Г. А. Берулава, Н. В. Клюева, Н. И. Непомнящая, Г. В. Акопов, Д. В. Ольшанский, В.Г.МараловР.Бёрнс, Г. Клаус, К. Ингенкамп, Р.Л.Хон).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован следующий комплекс методов, адекватных предмету исследования: методы теоретического исследования (анализ философских, психологических и культурологических работметод систематизации и классификациитеоретическое моделирование) — методы экспериментального исследования [пре-тест, тест, пост-тестконстатирующий и формирующий этапы экспериментанаблюдение (прямое, косвенное, «включенное») и самонаблюдениебиографический методпсихологический (компаративный) анализ текстов интеллектуальной культуры (в том числе текстов рефлексивной художественной литературы) — психологическое герменевтическое интервьюинтерпретация (психологическая и семантическая) — рефлексивный анализ эссе-сочиненийконтент-анализметоды определения уровня развития рефлексии в контексте понимания смысла экзистенциаловметод определения ведущего (рефлексивного) компонента Я-концепциипсиходиагностическое тестирование].
Научная новизна исследования:
— конкретизировано научное представление о сущности понятия рефлексии (как единого активного смыслового центра личности, осуществляющего связь между ее когнитивной и эмоциональной сферами и обеспечивающего появление новых (рефлексивных) знаний, которые в процессе герменевтической процедуры входят в структуру личности, делая мышление и личность рефлексивными) и ее значение для развития личности студента;
— обоснованы составляюшие модели развития рефлексии (в контексте образовательного процесса): когнитивная — процесс накопления знаний интеллектуальной культурыгерменевтическая — полученные новые знания подвергаются психологическому анализу, герменевтической процедуреэкзистенциальная — вырабатывается качественно новое осмысленное или измененное переосмысленное отношение к объекту: миру, другому, самому себе, изменяется внутренняя структура личности (она становится рефлексивной) и функции развития рефлексии: когнитивная, герменевтическая, конструктивная, систематизирующая, психотерапевтическая (фасилитарная);
— выявлен источник познания (в сфере обучения), способствующий целостному развитию личности и развитию рефлексии: знание текстов интеллектуальной культуры (как образец, как иллюстрация «живого знания»), это знание, в отличие от обыденного сознания (которое всегда ограниченно), имеет рефлексивную глубину и осуществляет (благодаря рефлексивному анализу) связь между теоретической и практической психологией;
— определены рефлексивные методы, способствующие развитию рефлексии студентов технического вуза: рефлексивный компаративный анализ текстов интеллектуальной культуры в контексте гуманитарной психологииметоды определения уровня развития рефлексии в контексте понимания смысла экзи-стенциалов, методы определения ведущего компонента Я-концепции — авторские методики, способствующие развитию рефлексии студентов технического вуза;
— разработана и апробирована программа по развитию рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения рефлексивной психологии (основными этапами программы являются пре-тест (определение уровня развития рефлексии студентов), тест, формирующий этап эксперимента (внедрение спецкурса в рамках реализации созданной нами модели развития рефлексии студентов), пост-тест (проблемные вопросы, эссе-сочинения, герменевтическое интервью, рефлексивные методики).
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют научные представления о месте и функциях рефлексии, позволяют определить новые подходы к обучению студентов, базирующиеся на формировании рефлексии в процессе обучения в техническом вузе и будут способствовать разработке вопросов рефлексивного аспекта профессиональной подготовки и повышению теоретического уровня преподавания в техническом вузе в той части, которая относится к способам включения знания и герменевтической интерпретации смысла в учебный процесс.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на совершенствование педагогической деятельности в аспекте развития рефлексии студентов технического вузав определении методов, с помощью которых изучаются когнитивная, герменевтическая, экзистенциальная сферы развития рефлексии и ее функциив обнаружении резервов развития рефлексии, которые послужат реальной предпосылкой обновления содержательных и процессуальных аспектов образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Одной из центральных задач современного профессионального образования является формирование такого индивидуального сознания будущего специалиста, в котором «здесь и сейчас» сопрягаются с «там и тогда». Но процесс образования, как он есть сейчас, не ориентирован на развитие рефлексии (поскольку существует разрыв между интеллектуальной и эмоциональной сферами, а также — между теоретическим и практическим обучением) и строится по принципам формальной, а не диалектической и, тем более, не множественной логики, конвергентного, а не дивергентного мышления. Разрешению данного противоречия должна способствовать специально разработанная программа по развитию рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения гуманитарной психологии, включающая в себя внедрение спецкурса по рефлексивной (гуманитарной) психологии (где предметом психологического анализа стали тексты интеллектуальной культуры, в которых представлены все жизненные рефлексивные экзистенциалы человека).
2. Процесс обучения рефлексивной психологии будет успешным в том случае, если будет учитываться основной фактор формирования рефлексиифактор знаний (специальных процедурных знаний, которые способствуют формированию психологических понятий в процессе герменевтической процедуры), при этом как знания и мышление (объектом которого становятся эти знания), так и личность (в структуру которой эти знания входят) становятся рефлексивными. Это становится возможным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: организационных [использование принципа диалектической и множественной логики при изложении материала, создание рефлексивной среды в психологическом (преподаватель / студент) дискурсе] и дидактических [применение общедидактических принципов построения образовательного процесса: научности (при формировании понятий), системности (при систематизации новых знаний), доступности и наглядности (при демонстрации различных примеров в качестве образца и отклонения от образца].
3. Развитию рефлексии будущих инженеров-педагогов должны способствовать внутриличностные рефлексивные механизмы (рефлексивный выход, рефлексивное поглощение, объективация и др.), которые в рамках реализуемой модели формирования и развития рефлексии, обеспечивают: а) переход рефлексии из социально-психологической сферы в когнитивную сферу (путем накопления новых знаний интеллектуальной культуры), в герменевтическую сферу (через процедуру герменевтического анализа, которому новые знания подвергаются), в экзистенциальную сферу (где вырабатывается новое (качественно измененное) осмысленное отношение к миру, другому, самому себе как к объекту) — б) постоянное осуществление основных функций рефлексии (герменевтической, конструктивной и др.), что делает личность смысловым центром человеческой реальности (а будущего педагога — способным формировать и развивать такие целостные рефлексивные структуры как у себя, так и у своих будущих учеников).
Организация и этапы исследования. Данным исследованием было охвачено 78 студентов в экспериментальных группах (инженерно-педагогического отделения факультета механизации сельского хозяйства) и 78 студентов в контрольных группах экономического и агрономического факультутов Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1994;1998 гг.). Анализ научной литературы, исследований, тематически близких к нашему, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи исследования, избрать методологию и методы исследования, наметить его программу.
Второй этап (1998;2001 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом научных положений о развитии рефлексии и осмыслением опыта построения процесса обучения рефлексивной психологии у студентов технического вуза, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, определялись психолого-педагогические условия, обеспечивающие использование специальных знаний (текстов интеллектуальной культуры в контексте рефлексивной психологии) с целью развития рефлексии студентов вуза. Результатом этого этапа стала разработка и внедрение экспериментальной программы (в рамках программы был апробирован спецкурс «Рефлексивная психология в контексте культуры»). Программа позволила конструировать процесс развития рефлексии студентов технического вуза.
Третий этап (2001;2003 гг.). Теоретическое осмысление эмпирических данных и их анализ послужили основой для определения психолого-педагогических условий развития рефлексии студентов технического вуза. Было проведено оформление диссертации.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования и ее соответствием поставленной проблемеполнотой рассмотрения объекта исследования на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметуприменением рефлексивных методов.
Апробация материалов исследования — Исследование и его результаты обсуждались на ежегодных научно-теоретических и научно-практических конференциях преподавателей Волгоградской государственной сельсохозяйст-венной академии (1987;2000 гг.) — на Второй Международной научной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоградский государственный университет, 19−22 сентября 2000 г.) — на Третьем Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» (Ростовский государственный университет, Институт философии РАН), 16−20 сентября 2002 г.- на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоградский государственный университет, 1−3 октября 2003 г.).
Результаты исследования внедрены в лекционный курс «Рефлексивная психология в контексте культуры», прочитанный студентам Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии, обучающихся по специальности «инженер-педагог» .
Материал диссертации также использовался при чтении различных курсов психологии для студентов, аспирантов и преподавателей.
ВЫВОДЫ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ.
1. Разработана и апробирована экспериментальная программа по развитию рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения психологии в рамках герменевтического подхода, что дало возможность, с одной стороны, создать рефлексивную среду в образовательном пространстве вуза, с другой (как следствие), возможность убрать существующие противоречия в процессе обучения студентов вуза. Этапами программы стали (помимо диагностирующих методик пре-теста и пост-теста, включая математическую статистику): спецкурс «Рефлексивная психология в контексте культуры», герменевтическое интервью, эссе-сочинения (с рефлексивным анализом студентов), контент-анализ, проблемные вопросы дискурса, рефлексивные методики.
2. Сделан сравнительный анализ результатов пре-теста и пост-теста по авторской методике и параметрическому t-критерию Стьюдента, а также контент-анализа, который позволил нам сделать вывод о том, что экспериментальная программа способствовала развитию рефлексии студентов технического вуза и это развитие рефлексии полностью согласуется с теми составляющими, которые были нами обоснованы в теоретической модели рефлексии: когнитивная составляющая (появление новых знаний текстов интеллектуальной культуры), герменевтическая составляющая (возникновение герменевтической процедуры понимания и объяснения их смысла, особенно смысла экзистенциалов), экзистенциальная составляющая (изменение отношения к объекту (миру, другому, самому себе), соответственно, изменение внутренней структуры личности: она стала рефлектирующей. Это способствовало не только углублению процессов идентификации и идентичности, но, что очень важно, появлению связи между аффективным и когнитивным компонентами личности.
3. Выявлен в ходе осуществления экспериментальной программы рефлексивный анализ в процессе мышления студентов (в основном в форме психологической интерпретации). Семантическая интерпретация требует более длительного и всестороннего обучения в процессе саморазвития студентов.
Список литературы
- Честертон Г. Великий человек. М.: 1991
- Новелино. Итальянская новелла ХШ века. М.: 1984
- Дюби Ж. Трёхчастная модель, или представления средневековогообщества о себе самом. М.: 2000
- Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: 1986
- Эразм Роттердамский и его время. М.: 1989
- Брант С. Корабль дураков. М.: 1981
- Боккаччо Дж. Декамерон. М.: 1989
- Чосер Дж. Кентерберийские рассказы. М.: 1978
- Роттердамский Э. Похвала глупости. М.: 1991
- Средневековый роман и повесть. М.: 19 745. * 100. Лабиринты одиночества. Сб. / Пер. с анг. М.: 1989
- Петрарка Ф. Об уединенной жизни // Петрарка Ф. Сочиненияфилософские и полемические. М.: 1998
- Спарк М. Эмили Бронте // Эти загадочные англичанки. Сб. М. :1992
- Английская поэзия в русских переводах. Х1У-ХХ вв. М.: 1981
- Бронте Э. Грозовой перевал. Стихотворения. Лондон: 19 751. М.: 2000
- Антология английской и американской поэзии. М.: 1972
- Американская поэзия в русских переводах. М.: 1983
- Великие американские поэты. Чикаго: 1962 — СПб.: 1999
- Дикинсон Э. Это письмо мое миру. Стихи и письма Эмили Дикинсон. СПб.: 1998
- Стэнли Т. Уильяме. Эксперимент в поэзии: Эмили Дикинсон //
- Йолан Чжан (Чжан Чжун-Лань). Дао любви. Свердловск: 1990
- Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. М.: 1989
- Мир и эрос. Антология философских текстов о любви. М.: 1991
- Збигнев Лев Старович. Секс в культурах мира / Пер. с польск.1. М.: 1991
- Русский эрос, или философия любви в России. Тексты. М.: 1991
- Эрос. Россия. Серебряный век. Тексты. М.: 1992
- Легенда о Тристане и Изольде. М.: 1976
- Кон И. С. Введение в сексологию. М.: 1989
- Свядощ A.M. Женская сексопатология. М.: 1988
- Збигнев Лев Старович. Судебная сексология. М.: 1991
- Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний1. Пер. с чешек. М.: 1991
- Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М.: 1989
- Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М.: 1990
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности игосударства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана.1. М.: 1982
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: 1988
- Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М.: 1988
- Цвейг С. Собр. соч. в 10 тт. Т. 1.М.: 1992
- Акутагава Р. Избр. в 2-х тт. Т. 1. М.: 1971 — В 4-х тт. Т. 2. 1998
- Газданов Г. Избр. в 3-х тт. Т. 3. М.: 1996
- Бунин И.А. Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 4. М.: 1988
- Саган Ф. Соч. в 4-х тт. Т. 2. М.: 1992
- Сноу Ч. Пора надежд. Возвращение домой. М.: 1991
- Книга песен. Из европейской лирики ХШ-ХУ1 вв. М.: 1986
- Цветаева М.И. Сочинения в 2-х тт. М.: 1988
- Воспоминания о Марине Цветаевой. М.: 1992
- Белкина М. Скрещение судеб. М.: 1988
- Эфрон А. О Марине Цветаевой. М.: 1989
- Лосская В. Марина Цветаева в жизни. М.: 1992
- Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М.: 1992
- Саакянц А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества.1. М.: 1986
- Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой.1. Л.: 1989
- КудроваИ. Версты, дали. Марина Цветаева: 1922 1930.1. М.: 1991
- Ахматова А. А. Сочинения в 2-х тт. М.: 1987
- Чуковская Л. Разговоры с Анной Ахматовой. В 2-х кн. М. :1989- 1997
- Хейт А. Анна Ахматова. М.: 1991
- Нейман А. Воспоминания об Ахматовой. М.: 1989
- Виленкин В.Я. «В 101 зеркале». Воспоминания с комментариями. М. :1991
- Кралин М. Артур и Анна. Роман в письмах. Л.: 1990
- Воспоминания об Анне Ахматовой. М.: 1 991 150.151.152.153.154.155.156.157.158.159.160.161.162 163 164 165 166 174 088 165 896 390 047 906 442 248 192
- Джеймс М.Р. Избранный готический рассказ. На анг. яз. Лондон:1992
- Мэтьюрин Ч. Мельмот скиталец. М.: 1983
- Английская и шотландская народная баллада. На анг. и русск. яз.1. М.: 1988
- Ерофеев В. «В руках его мертвый младенец лежал». Эстетикабалладного триллера // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. Эссе. М.: 1996
- Русская романтическая новелла. М.: 1989
- Русская фантастическая проза эпохи романтизма. М.: 1991
- Русские альманахи. М.: 1989
- Костиков В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбырусской эмиграции. М.: 1990
- Эткинд А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории
- Серебряного века. М.: 1996
- Серебряный век. Мемуары. М.: 1990
- Бунин И. А. Собр. сочинений в 6 тт. М.: 1987 1988
- Осоргин М.А. Времена. М.: 1989
- Адамович Г. Одиночество и свобода. М.: 1996
- Мережковский Д. Акрополь. М.: 1991
- Гиппиус 3. Живые лица. В 2 кн. Тбилиси: 1991
- Иванов Г. Сочинения. М.: 1989 — Мемуары и рассказы.М.: 1992
- Одоевцева И. На берегах Невы. На берегах Сены. М.: 1989
- Ходасевич Вл. Некрополь. М.: 1991- Колеблемый треножник. М.
- Берберова Н. Курсив мой. М.: 1996 1991
- Берберова Н. Рассказы в изгнании. М.: 1997
- Саша Чёрный. Стихотворения. М.: 1 991 199.200.201.202.203.204.205.206.207.208.209.210.211.212 213 214 215 216 228 454 796 997 020 702 149 181 440
- Зайцев Б. Осенний свет. М.: 1990
- Зайцев Б. Дальний край. М.: 1990
- Газданов Г. Собр. сочинений. В 3-х тт. М.: 1996
- Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути. М.: 1991
- Поплавский Б. Домой с небес. СПб.: 1993
- Набоков В. Собрание сочинений в 5 тт. М.: 1990
- Андрей Белый. Сочинения. В 2-х тт. М.: 1990 — В 3-х тт. М.: 1990
- Алданов М. Ключ. Бегство. Пещера. М.: 1991
- Бальмонт К. Избранное. М.: 1980
- Шмелев И.С. Сочинения. В 2-х тт. М.: 1989
- Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. М.: 1995
- Маковский С. Портреты современников. М.: 2000
- ПястВл. Встречи. М.: 1997
- Ковчег. Поэзия первой эмиграции. М.: 1991
- Медведев Ф. После России. М.: 1992
- Андреева-Бальмонт Е. А. Воспоминания. М.: 1997
- Волошин М. Путник по Вселенным.М.: 1990
- Кузмин М. Подземные ручьи. М.: 1994
- Мандельштам О. Избранное. Тбилиси: 1990 Мандельштам Н. Вторая книга. М.: 1990 Гумилев Н. Стихи. Поэмы. Тбилиси: 1988 Пастернак Б. Воздушные пути. М.: 1983 Зощенко М. Повесть о разуме.М.: 1990
- Андреев Д. Русские боги. Стихотворения и поэмы. М.: 1989 —
- Роза мира. М.: 1992 Замятин Е. Избранный произведения. М.: 1989 Клюев Н. Стихотворения и поэмы. М.: 1982
- Шпет Г. Г. Психология социального бытия. М.: 1996
- Возвращение. Вып. 1. М.: 1991
- Смысл жизни. Сокровища русской религиозно-философскоймысли. Антология. М.: 1994
- Соловьев В. Избранное. М.: 1990
- Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: 1989
- Григорьев А. Искусство и нравственность. М.: 1986
- Григорьев А. Воспоминания. М.: 1980
- Анненский И. Книга отражений. М.: 1979
- Чехов А.П. Черный монах. // Чехов А. П. Собр. сочинений в 8 тт.1. Т. 5. М.: 1970
- Зеньковский В. История русской философии. В 4-х кн. М.-Л. :1991
- Зеньковский В. Русские мыслители и Европа. М.: 1997
- Бердяев Н. Самопознание. М.: 1991
- Бердяев Н. Философия неравенства. М.: 1990
- Бердяев Н. О русской философии. Свердловск: 1991
- Бердяев Н. Смысл истории. М.: 1990
- Франк С. Духовные основы общества. М.: 1992
- Лосский Н. История русской философии. М.: 1991
- Лосский Н. Условия абсолютного добра. М.: 1991
- Мережковский Д. Больная Россия. Л.: 1991
- Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. М.: 1992
- О России и русской философской культуре. Философы русскогопослеоктябрьского зарубежья. М.: 1990
- Шестов Л. Сочинения в 2-х тт. М.: 1993
- Шестов Л. Избранные сочинения. М.: 1993
- Булгаков С. Н. Тихие думы. М.: 1996
- Булгаков С. Н. Свет невечерний. М.: 1994
- Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: 1994
- Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: 1994
- Розанов В. Несовместимые контрасты жития. М.: 1990
- Розанов В. Религия. Философия. Культура. М.: 1992
- Вышеславцев Б. Этика преображенного Эроса. М.: 1994
- Ильин И. Одинокий художник. Статьи. Речи, лекции. М.: 1993
- Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-хгодов. М.: 1990
- Вехи. Интеллигенция в России (1909−1910). М.: 1991
- Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: 1990 8. * 260. Судзуки Д. Основы дзен-буддизма // Дзен-буддизм. Бишкек :1993
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб. :1994
- Делёз Ж. Логика смысла. М.: 1995
- Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб.: 1999
- Делёз Ж Различие и повторение. СПб.: 1 998 265. Барт P. S/ZM.: 1994
- Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М. :1999
- Якобсон Р. Тексты. Документы. Исследования. М.: 1999
- Лотман Ю. Культура и взрыв. М.: 1992
- Лотман Ю. Избр. статьи. В 3-х тт. Таллин.: 1 992 274.275.276.277.278.279.280.281.282.283.284.285 286 287 288 289 286 647 464 429 879 296
- Гаспаров M. JL Фет безглагольный. // Ново-Басманная, 19. М. :1990
- Кавафис. Портрет в зеркалах // ИЛ№ 12, 1995 — 2002 Нижинский В. Дневник. М.: 1995
- Русское искусство. Иллюстрированная энциклопедия. М.: 2001 Дворжак М. История искусства как история духа. СПб.: 2001 Лазарев В. Н. Страницы истории Новгородской живописи. Л. :1983
- Грегорианские хоралы. Будапешт: 1986
- Бернстайн J1. Концерты для молодежи. JI.: 1991
- Форкель И. О жизни и творчестве И.С. Баха. М.: 1974
- Скудина Г. Рассказы о Бахе. М.: 1985
- История русской музыки. В 2-х тт. М.: 1980−1981
- Методические рекомендации к элективному спецкурсу
- Рефлексивная психология в контексте культуры"
- Сост. И.Г. Курбатова. Волгоград: Волгогр. гос. с.-х. академия.1998.-24 с.