Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сравнительное исследование структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В черкесской выборке структуры интегральной индивидуальности школьников городского и сельского социумов по некоторым параметрам идентичны русским и карачаевским структурам интегральной индивидуальности. Прежде всего это касается объема много-многозначных зависимостей по критерию близости и удаленности сочетаемых разноуровневых свойств друг с другом. Установлено, что чем ближе в черкесской… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЭТНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Понятие и современное состояние учения об интегральной индивидуальности
    • 1. 2. Развитие этнопсихологических исследований и традиционный подход к изучению этносов
    • 1. 3. Постановка проблемы исследования
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методика исследования свойств нейродинамического уровня интегральной индивидуальности
    • 2. 2. Методика исследования свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности
    • 2. 3. Методика исследования свойств личностного уровня интегральной индивидуальности
    • 2. 4. Методика исследования свойств социально-психологического уровня интегральной индивидуальности
    • 2. 5. Общий перечень показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Результаты поэлементного анализа структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп
      • 3. 1. 1. Поэлементный анализ структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников русской выборки
      • 3. 1. 2. Поэлементный анализ структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников карачаевской выборки
      • 3. 1. 3. Поэлементный анализ структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников черкесской выборки
    • 3. 2. Результаты корреляционного анализа этнических структур интегральной индивидуальности городских и сельских стар-их школьников
      • 3. 2. 1. Внутриуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников русской выборки
      • 3. 2. 2. Внутриуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников карачаевской выборки
      • 3. 2. 3. Внутриуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников черкесской выборки
      • 3. 2. 4. Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников русской выборки
      • 3. 2. 5. Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников карачаевской выборки
    • 3.
    • 3.
    • 3.
    • 3.
  • Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников черкесской выборки. jQg
  • Результаты многомерного анализа этнических структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников

Факторный анализ структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников русской выборки 122 Факторный анализ структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников карачаевской выборки.

Факторный анализ структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников черкесской выборки.

Сравнительное исследование структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современной общественной жизни этнический фактор обретает всё большее теоретическое и практическое значение. Во всем мире наблюдается парадоксальный «взрыв» этничности, характеризуемый бурным ростом этического самосознания, обострением межэтнических отношений, возникновением конфликтов на этнической почве. Кризис, охвативший все сферы жизни нашего общества, экономическая и политическая нестабильность, социальная незащищенность граждан обострили проблему национального вопроса. Особенно остро этот вопрос ощущается на Северном Кавказе, как в одном из самых многонациональных, сложных и конфликтных регионов Российской Федерации. Отсюда вытекает необходимость глубокого изучения индивидуально-психологических особенностей различных этнических групп.

Особую актуальность исследование приобретает и потому, что требование гуманизации и демократизации образования порождают проблему учета этнопсихологических проявлений представителями различных этносов в процессе обучения в многонациональном коллективе.

Учитывая ключевую роль психологии в системе образования, нужно иметь ввиду, что одной из основных задач является определение влияния изменяющихся психологических факторов на формирование парадигмы образования, чтобы наиболее адекватно отвечать образовательным потребностям, особенно в многонациональном коллективе на различных этапах обучения. Развитие и становление представителей различных этнических сообществ детерминирует ряд процессов и явлений, понимание которых требует этнопсихологического подхода.

Организация и управление обучением в многонациональных школах требует серьезных размышлений и разработки теоретических концепций, а для этого необходимы широкие психологические исследования. Отсюда ощущается большая потребность в этнопсихологической информации и возрастает значимость изучения структуры индивидуальности в различных этнических группах как предмета психологической науки.

Актуальность исследования также в том, что современные условия предполагают решение комплекса проблем, связанных с влиянием этнических особенностей на структуру индивидуальности в различных этнических группах в процессе обучения. Продвижение в решении этой проблемы будет способствовать решению важных вопросов этнопсихологии и позволит более целенаправленно подойти к выбору средств и методов для успешного управления учебным процессом в многонациональном школьном коллективе.

Методологические основы изучения этнопсихологии человека представлены в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия. Были опубликованы работы теоретической направленности, наметившие пути исследования составных элементов психологии этносов (С.М. Арутюнян, Ю. В. Бромлей, Л. М. Дробижева, А. Х. Гаджиев, В. И. Козлов, С. И. Королёв, Б. Ф. Поршнев и другие). Проблема индивидуально-психологических различий у представителей многонациональных сообществ начинает всё глубже интересовать исследователей (B.C. Агеев, 1988; А, К. Байбурина, 1986; Н. Д. Джандильдин, 1971;Л. М. Дробижева, 1985;

A.П. Оконешникова, 1988; Д. Д. Дуйсенбеков, 1991; В. А. Душков, 1987;

B.Ю.Хотинец, 1995; Ш. Б. Алиева, 1998; Р. Ш. Сабитов, 1998; З. С. Бадмаева, 1997; К. А. Мантаева, 1998 и др.). Имеется экспериментальный материал по дифференцированному познанию этносов (Б.А. Никитюк, 1982; С. А. Исайчев, 1982; Г. В. Старовойтова, 1983 и др.). Однако авторы научных трудов, как правило, ограничиваются либо описанием отдельных свойств индивидуальности, либо их простым перечислением и суммированием, либо, в лучшем случае, сочетанием свойств изучаемой этнической выборки. Причем взаимодействие множества свойств изучается недостаточно полно. По этому поводу И. С. Кон заметил, что «раскрыть психологию, характер народа — значит раскрыть его наиболее значимые черты. Но ни одна из этих черт, взятая в отдельности, не является и не может быть абсолютно уникальной. Уникальна структура психических особенностей нации» (1971, с.122).

Наиболее полное представление об этнопсихологических особенностях человека, на наш взгляд, дают исследования с позиции теории систем вообще и интегральной индивидуальности в частности. На Северном Кавказе создана и успешно функционирует научная школа В. В. Белоуса, которая, опираясь на теорию B.C. Мерлина, всесторонне разрабатывает проблемы интегральной индивидуальности человека. Одно из направлений программы исследования Пятигорской психологической школы — этнопсихологические исследования, связанные с раскрытием общего и уникального в этнических структурах интегральной индивидуальности.

В ряде фундаментальных концепций (Б.Г. Ананьев, 1980; B.C. Мерлин, 1986; В. Д. Небылицин, 1966; В. М. Русалов, 1979; Г. Айзенк, 1966; Я. Стреляу, 1982; Б. Ф. Ломов, 1975; А. Г. Асмолов, 1986; Э. А. Голубева, 1993) целостность понимается как неотъемлемый признак индивидуальности как системы.

Работы С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, B.C. Мерлина, В. В. Белоуса, В. М. Русалова, Т. Ф. Базылевич позволяют рассматривать индивидуальность как многоуровневую систему, состоящую из разнопорядковых подсистем действительности. Имеются многочисленные исследования по взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности (В.В. Белоус, 1990, 1991, 2000; Н. М. Гордецова, 1978; Т. В. Копань, 1996; B.C. Мерлин, 1975; А. Т. Найманов, 1991; Н. В. Орлинкова, 1988).

В научной школе В. В. Белоуса изучались взаимосвязи между иерархическими уровнями индивидуальности в дошкольном и младшем школьном возрасте (И.В. Боязитова, 1998; С. А. Никулина, 2000) — в подростковом периоде (К.В. Макарова, 1992) — на этапе ранней юности.

А.А.Осипова, 1991; Т. В. Копань, 1995; С. А. Клемешов, 2000) и студенческого взросления (Ф.М. Шидакова, 1992; Ю. В. Павличенко, 1995). Во всех указанных работах раскрывается влияние социальных условий жизнедеятельности на особенности структурирования интегральной индивидуальности, но до сих пор этнопсихологический аспект её не стал предметом особого внимания. Его познание ограничивается школьниками и студентами городского социума. Практически выпали из поля зрения пред ставите л и сельского социума. Пожалуй, исключением является исследование Т. В. Копань (Т.В. Копань, 1996), раскрывающее своеобразие структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников в зависимости от мотивации достижения успеха. В нашей работе сделан серьезный шаг вперед: в ней разрабатывается своеобразие структур интегральной индивидуальности в зависимости не только от разного социума, но и от принадлежности к этносу.

Решение этого вопроса дает возможность глубже вскрыть и рассмотреть причинно-следственные этнические проявления, что позволит педагогам и воспитателям подойти более рационально к выбору средств и методов в управлении учебно-воспитательным процессом в многонациональном школьном коллективе.

Работа продолжает линию системного исследования интегральной индивидуальности человека, проводимую в Пятигорском государственном лингвистическом университете под руководством В. В. Белоуса. Цель исследования: сравнительное изучение и анализ особенностей структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп с позиции принципов математизированной теории систем.

Объект исследования: интегральная индивидуальность городских и сельских школьников различных этнических групп.

Предмет исследования: особенности проявления общего и уникального в структурах интегральной индивидуальности у городских и сельских старших школьников различных этнических групп.

Основная гипотеза исследования: мы полагаем, что проявление общего и уникального в структурах интегральной индивидуальности у городских и сельских старших школьников варьирует в зависимости от социума и принадлежности к этническому сообществу в процессе школьного обучения.

Конкретизировалась гипотеза в следующих задачах:

— выделить группы городских и сельских старших школьников русского, карачаевского и черкесского этносов;

— разработать и реализовать программу по диагностике четырех уровней интегральной индивидуальности и применению статистических методов обработки полученных данных;

— раскрыть особенности структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп средствами поэлементного и системного анализов;

— сравнить структуры интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп и выявить в них общее и уникальное;

— показать и обосновать диалектическое единство многообразных форм уникального и общего на каждом этапе статистического анализа этнических структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников.

Методологической и теоретической основой являются принципы теории систем, разработанные в трудах Б. Г. Ананьева, JI. Берталанфи, Б. Ф. Ломова, B.C. Мерлина и др.- положения теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлинапринцип гуманистической трактовки человека как интегральной системы (В.В. Белоус, B.C. Мерлин, Б.А. Никитюк). Этапы и методы исследования. В соответствии с поставленными задачами использовались достаточно апробированные в многочисленных исследованиях валидные методики: методы математической статистики и вычислительной техники. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась путем применения t — критерия Стьюдента, корреляционного и факторного анализов в Пятигорском государственном лингвистическом университете на персональном компьютере типа IBM Pentium П по программе Statistica for Windows.

Научная новизна и теоретическая значимость работы. В диссертационной работе впервые произведено поэлементное и системное изучение структур интегральной индивидуальности школьников ранней юности карачаевской, черкесской и русской национальностей. Новым является раскрытие взаимосвязей четырёх уровней интегральной индивидуальности у представителей различных этнических групп в зависимости от городского и сельского социумов. Полученные результаты показали, что этнические структуры интегральной индивидуальности представляют собой синтез общего и уникального, облических и ортогональных закономерностейони убедительно доказывают несостоятельность редукционистского понимания целостной индивидуальности. Кроме того, проведенное исследование способствует развитию этнопсихологических исследований, расширяет представление об универсальности теории интегральной индивидуальности и вносит существенный вклад в реализацию идеи о психологии полиморфной индивидуальности вообще и интегративной психологии развития в частности (В.В. Белоус).

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в организации психологической службы в многонациональном школьном коллективев психологическом консультировании с учетом этнопсихологических особенностей интегральной индивидуальности старших школьников различных этнических группв работе педагога-психологав проведении психодиагностики и психокоррекции и т. д. Основные теоретические положения и эмпирические данные настоящего исследования включены в спецкурс «Психология художественного творчества», а также в раздел «Личность» курса «Психология человека», читаемые студентам Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета художественно-графического и музыкально-педагогического факультетов. Сведения о специфике исследуемых этнопсихологических особенностей могут быть использованы при проведении социальной политики межнациональных отношений как в Карачаево-Черкесии, так и в других регионах страны. Достоверность исследования. Достоверность исследования обеспечивалась достаточным объемом выборки испытуемых и применением методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

— поэлементная и системная характеристика структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп не совпадает по соотношению в них общего и уникального;

— в этнических структурах интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников, обоснованных поэлементным способом или методом попарных корреляций (внутриуровневых и межуровневых) преобладает перевес общего над уникальным;

— в каждом этносе и на разных уровнях интегральной индивидуальности в отдельности функционируют как общие (независимо от социума), так и уникальные (в зависимости от социума) либо однозначные, либо одно-многозначные, либо много-однозначные зависимости, выражающие сущность разноуровневых основ интегральной индивидуальности;

— между разноуровневыми свойствами этнических структур интегральной индивидуальности прослеживается много-многозначная (полиморфная) связь, описывающая условия их существования и имеющая как общее, так и уникальное проявление в процессе школьного обучения. Общее заключается в том, что независимо от этноса и социума близлежащие уровни интегральной индивидуальности имеют значительный объем много-многозначных зависимостей в сравнении с уровнями, удаленными от друг другаособенное в том, что в русской выборке по объему много-многозначных связей выделяется городской социум, а в карачаевской и черкесской выборках — сельский социум;

— познание этнических структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников на интегративной основе предоставляет возможность реализовать путь от уникального к общему: все этнические структуры интегральной индивидуальности уникальны по взаимосвязи множества показателей разноуровневых свойствфункцию интегратора в структурах интегральной индивидуальности различных этнических групп выполняет личностный уровеньстановление этнических структур интегральной индивидуальности определяется диалектическим единством гибких облических и жестких ортогональных зависимостей: по количеству обличес-ких зависимостей в русской выборке опережают школьники городского социума, в черкесской и карачаевской выборках — школьники сельского социума.

Апробация и внедрение работы. Основные положения диссертации были изложены и обсуждались на научной сессии преподавателей и аспирантов университета «Алиевские чтения», г. Карачаевск, 1998, 1999, 2000, 2001 г. г.- на Ш республиканской научно-теоретической конференции, г. Карачаевск, 1997; на региональных психолого-педагогических чтениях Южного отделения РАО, г. Ростов-на-Дону, 1998, 1999; на региональной межвузовской научной конференции, г. Карачаевск, 1997, 2000; на II Международном Конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру», г. Пятигорск, 1998; в статье научно-методического журнала «Вестник», г. Карачаевск, 2000; на заседаниях кафедры общей психологии Пятигорского государственного лингвистического университета, г. Пятигорск, 1999;2001; на занятиях по педагогической психологии со студентами дневной формы обучения, г. Карачаевск, КЧГПУ, 1998;2001.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

Проведенное нами исследование подтвердило справедливость выдвинутых гипотез, позволило решить поставленные задачи и сделать следующие ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

1. Поэтапный статистический анализ особенностей проявлений в педагогическом процессе этнических структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников на поэлементной и интегративной основе показал, что в первом случае мы сталкиваемся с перевесом общего над уникальным, во втором, наоборот, с преобладанием уникального над общим,.

2. Межгрупповой статистический анализ структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп установил, что в образовательном процессе в русской выборке общее составляет 87,5%, уникальное — 12,5%- в черкесской выборке соответственно 85,7% и 14,3%- в карачаевской — 80,4% и 19,6%. Средняя степень общности равна 84,5%, уникальности — 15,5%. Отсюда следует, что характеристика этнических структур интегральной индивидуальности по отдельным мерилам приводит к утрате национального своеобразия^ психологический портрет каждого этноса «размывается» и нивелируется. Причем это чаще встречается у городских школьников любого изучаемого этноса, чем у сельских.

3. Путём внутриуровневого корреляционного анализа этнических структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников обнаружено, что:

— в русской выборке по максимальной величине плотности попарных корреляций налицо интраэтническая уникальность в зависимости от социума: у городских школьников выделяется социально-психологический уровень, у сельских — нейродинамический;

— в карачаевской и черкесской выборках по тому же самому критерию имеет место интерэтническая общность: их независимо от социума объединяет нейродинамический уровень интегральной индивидуальности;

— в русской и карачаевской выборках по изложенному выше критерию сельские школьники опережают городских, а в черкесской выборке, наоборот, городские школьники — сельских;

— в каждом этносе и на разных уровнях интегральной индивидуальности выявлены как общие (независимо от социума), так и уникальные (в зависимости от социума) либо однозначные, либо одно-многозначные, либо много-однозначные математические зависимости. Все они выражают, сущность разноуровневых основ интегральной индивидуальности.

4. Из межуровневого корреляционного анализа этнических структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников следует, что:

— между разноуровневыми свойствами этнических структур интегральной индивидуальности установлена много-многозначная зависимость, описывающая условия их существования;

— в этнических структурах интегральной индивидуальности по критерию объемности много-многозначных зависимостей выявляется как общее, так и особенное. Общее заключается в том, что независимо от социума и этноса близлежащие уровни интегральной индивидуальности имеют значительный объем много-многозначных зависимостей в сравнении с уровнями, удаленными друг от другаособенное — в том, что в русской выборке по объему много-многозначных зависимостей выделяется городской социум, а в карачаевской и черкесской выборках — сельский социум;

— корреляционный анализ, проведенный как по «горизонтали» (внутриуровневый), так, и по «вертикали» (межуровневый), сохраняет преимущество общего над уникальным во всех отношениях.

5. Факторный анализ выдал информацию о том, что в условиях образовательной среды:

— все этнические структуры интегральной индивидуальности уникальны по взаимосвязи множества показателей разноуровневых свойств;

— в факторных структурах интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп функцию интегратора выполняет личностный уровень;

— становление этнических структур интегральной индивидуальности определяется диалектическим единством гибких облических и жестких ортогональных зависимостей: в русской выборке количество облических связей преобладает у школьников городского социума, в карачаевской и черкесской выборках — у школьников сельского социума.

6. Познание этнических структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников на интегративной основе предоставляет возможность реализовать путь от уникального к общему. Это положение, несмотря на явную и объективную рассогласованность с тем, что выражает суть поэлементного или попарного корреляционного анализа, не исключает последнее утверждение. Напротив, считает его необходимым, ибо без исходного материала и матриц интеркорреляций не может состояться факторное отображение этнической уникальности.

Из полученного фактического материала вытекает ряд практических рекомендаций:

— используемый в диссертации банк психологических методик позволяет диагностировать разноуровневые свойства интегральной индивидуальности у школьников различных этносов и социумов;

— установление единства общего и уникального в структурах интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп требует дифференцированного подхода к исследуемым субъектам деятельности и общения в организации педагогической деятельности;

— становление этнических структур интегральной индивидуальности определяется диалектическим единством гибких облических и жестких ортогональных зависимостей. Отсюда — необходимость тонкого учета педагогами и воспитателями своеобразия проявления гибких облических и жестких ортогональных связей в приспособительной деятельности у старших школьников различных этнических групп в зависимости от их принадлежности к социумунаучное обоснование путей становления интегральной индивидуальности следует использовать для предупреждения и разрешения деструктивных межэтнических конфликтов, а также в плане управления развитием интегральной индивидуальности школьников на разных ступенях обучения и воспитания в различных учебных заведениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в этнических структурах интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников порознь отмечается как общее, так и уникальное.

Идя по традиционному пути, т. е. по пути поэлементной характеристики структур интегральной индивидуальности, мы установили, что во всех этнических выборках и независимо от социума общее в структурах интегральной индивидуальности перекрывает уникальное. Так, в русской выборке общее составляет 87,5%, уникальное — 12,5%- в черкесской выборке соответственно 85,7% и 14,3%- в карачаевской — 80,4% и 19,6%. Средняя степень общности равна 84,5%, уникальности — 15,5%. Иначе говоря, характеристика различных этнических групп по отдельным мерилам неизбежно приводит к утрате национального своеобразия, психологический портрет каждого этноса «размывается» и нивелируется. Причем это чаще встречается у городских школьников любого изучаемого этноса, чем у сельских (из 26 выявленных значимых различий между городскими и сельскими школьниками различных этнических групп 18 показателей относятся ксельскому социуму). Таков непреложный закон поэлементной характеристики любого сложноорганизованного объекта действительности вообще и интегральной индивидуальности в частности. Этот способ познания интегральной индивидуальности в нашем исследовании именуется как путь от общего к уникальному.

Совершенно к иным структурам интегральной индивидуальности мы приходим на основе взаимосвязей свойств изучаемого явления. С целью выявления взаимосвязей диагностируемых свойств интегральной индивидуачьности был проведен внутриуровневый и межуровневый корреляционный анализ городских и сельских старших школьников во всех этнических выборках. Внутриуровневый корреляционный анализ дал возможность вычислить плотность взаимосвязей свойств на каждом уровне интегральной индивидуальности и определить в них характер математической зависимости. В обоих случаях нас интересовало проявление общего и уникального в структурах интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп. Проведенная процедура показала, что только русская выборка дифференцируется по максимальной величине плотности попарных корреляций в зависимости от принадлежности к тому или иному социуму. Так, оказывается, что у городских русских наибольшей приспособительной значимостью обладает социально-психологический уровень интегральной индивидуальности, а у сельских русских — нейродинамический уровень интегральной индивидуальности (интраэтническая уникальность). Что касается карачаевского и черкесского этносов, то у них максимальная плотность попарных корреляций приходится на нейродинамический уровень интегральной индивидуальности независимо от принадлежности к социуму (интерэтническая общность). Причем у карачаевцев по плотности попарных корреляций и, следовательно, по приспособительному эффекту выделяются, как и у русских, сельские школьники (100%), а у черкесов по тем же самым параметрам — городские школьники (100%). У первых налицо интерэтническая общность, а у вторых — этническая уникальность.

В каждом этносе и на разных уровнях интегральной индивидуальности выявлены как общие (независимо от. социума), так и уникальные (в зависимости от социума) либо однозначные, либо одно-многозначные, либо много-однозначные математические зависимости. Так, в русской и карачаевской выборках на нейродинамическом, психодинамическом и социально-психологическом уровнях интегральной индивидуальности преобладают однозначные математические зависимостина личностном уровне — синтез однозначных и одно-многозначных математических зависимостей. В черкесской выборке на нейродинамическом уровне зафиксирована много-однозначная зависимость и на психодинамическом и личностном уровнях — одно-многозначная и однозначная математические зависимости независимо от социумана социально-психологическом уровнетолько уникальные математические зависимости у городских (одно-многозначные) и сельских (однозначные) школьников, т. е. в зависимости от социума. Все установленные типы математической зависимости выражают сущность разноуровневых основ интегральной индивидуальности по критерию попарных корреляций и рассматриваются нами в контексте необходимого анализа психической реальности (B.C. Мерлин, 1986; В. В. Белоус, 1997).

Главная линия межуровневого корреляционного анализа заключается в выяснении общего и уникального в характере зависимости разноуровневых свойств интегральной индивидуальности у городских и сельских старших школьников различных этнических групп. Как известно, B.C. Мерлин предложил использовать для обоснования относительной автономности или независимости различных подсистем в структуре интегральной индивидуальности критерий много-многозначной или полиморфной зависимости. По этому поводу он писал, что «критерий такой относительной независимости — много-многозначная связь данной подсистемы с подсистемами другого иерархического уровня, которая выражается в том, что одни и те же явления данной подсистемы могут возникнуть при определенных условиях с одной и той же вероятностью в результате взаимодействия разных явлений другой подсистемы и, наоборот, разные явления данной подсистемы могут возникнуть в результате одних и тех же явлений другой подсистемы и при определенных условиях с одной и той же степенью вероятности» (B.C. Мерлин, 1976, с.5). Более того, B.C. Мерлин считал много-многозначную связь важнейшим аргументом в противодействии редукционистскому пониманию интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин, 1986). Рассмотрим применение принципа много-многозначной зависимости во взаимоотношениях разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в каждом этносе в отдельности. Во всех трёх этносах — русском, карачаевском и черкесском — межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников производился в шести комбинациях разноуровневых свойств: НД-ПДНД-ЛУНД-СПУПД-ЛУПД-СПУЛУ-СГГУ. В русской выборке установлено, что близко стоящие друг к другу уровни (НД-ПДПД-ЛУЛУ-СПУ) чаще подчиняются законам многомногозначной зависимости, чем далеко стоящие друг от друга уровни интегральной индивидуальности (НД-СПУПД-СПУНД-ЛУ) исключением в первом случае является связка «НД-ПД» в сельской выборке, во второмсвязка «НД-ЛУ» в городской и сельской выборках. Этот факт подтверждается вычислением межуровневой корреляционной плотности в структуре интегральной индивидуальности городского и сельского социумов русской выборки. И действительно, самая высокая плотность попарных корреляций зафиксирована в связках «НД-ПД» (в городском социуме 46%, в сельском — 13%) и «ПД-ЛУ» (в городском социуме 18%, в сельском — 11%) — самая низкая плотность попарных корреляций отмечается в связках «НД-СПУ» (в городском социуме 13%, в сельском — 0) и «ПД-СПУ» (в городском социуме 5%, в сельском — 7%). Более того, городской социум опережает сельский по плотности попарных корреляций в русской выборке.

В карачаевской выборке в общем и целом повторилась закономерность, наблюдаемая в русской выборке: чем ближе уровни друг к другу, тем ярче проявляется межуровневая много-многозначная зависимость (НД-ПДПД-ЛУЛУ-СПУ), и наоборот, чем дальше уровни друг от друга, тем в меньшей степени прослеживается факт много-многозначной зависимости (ПД-СПУ) или она вообще отсутствует (НД-СПУ). Отличие от русской выборки заключается лишь в том, что в карачаевской выборке количество значимых много-многозначных зависимостей больше в сельском социуме (НД-ПДНД.

ЛУПД-ЛУ), чем в городском социуме (исключение составляет лишь сочетание «ЛУ-СПУ»). В русской выборке, напротив, количество значимых много-многозначных зависимостей больше в городском социуме, чем в сельском без всяких исключений. Оба описанных случая в карачаевской выборке в значительной степени подтверждаются вычислением межуровневой корреляционной плотности у городских и сельских школьников в отдельности. Оказалось, что более высокая межуровневая плотность имеет место в сочетаниях близлежащих уровней интегральной индивидуальности, причем наибольшая межуровневая плотность чаще всего проявляется у сельских карачаевцев (НД-ПДНД-ЛУПД-ЛУ), чем у городских карачаевцев (у них выше плотность по линии «ПД-СП», «ЛУ-СПУ». Сочетание «НД-СП» занимает нейтральную позицию).

В черкесской выборке структуры интегральной индивидуальности школьников городского и сельского социумов по некоторым параметрам идентичны русским и карачаевским структурам интегральной индивидуальности. Прежде всего это касается объема много-многозначных зависимостей по критерию близости и удаленности сочетаемых разноуровневых свойств друг с другом. Установлено, что чем ближе в черкесской интегральной индивидуальности уровни друг к другу, тем выше объем много-многозначных зависимостей. В городской группе этот факт демонстрируется связками «ПД-ЛУ», «ЛУ-СПУ» (исключение составляет сочетание «НД-ПД»). В сельском социуме высказанное выше положение подтверждается связкой «НД-ПД» и особенно связкой «ПД-ЛУ» (исключением является связка «ЛУ-СПУ»). Во-вторых, по критерию доминирования количества много-многозначных связей установлено, что черкесские сельские школьники очень сходны с карачаевскими сельскими школьниками. Об этом свидетельствуют такие сочетания, как: НД-ПДНД-СПУПД-ЛУПД-СПУЛУ-СПУ. Как первый, так и второй тезисы частично подкрепляются данными межуровневой корреляционной плотности, отражающей уникальность структур интегральной индивидуальности в черкесской выборке в зависимости от социума. Установлено, что самая высокая плотность падает на сочетание уровней, стоящих близко друг к другу — «НД-ПД». Это проявляется независимо от социума. Более того, сельские черкесы значительно опережают городских черкесов по межуровневой корреляционной плотности в пяти из шести сочетаниях разноуровневых свойств интегральной индивидуальности (исключение затрагивает лишь сочетание «ЛУ-СПУ»).

В заключение межуровневого анализа этнических структур интегральной индивидуальности необходимо сделать вывод о том, что в их характеристиках имеется как общее, так и особенное по критерию наличия много-многозначных зависимостей. Общее в структурах интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических ipyrai проявляется в том, что независимо от социума близлежащие уровни интегральной индивидуальности имеют значительный объем много-многозначных зависимостей в сравнении с уровнями, удаленными друг от другаособенное в структурах интегральной индивидуальности старших школьников различных этнических групп заключается в том, что в русской выборке по количеству много-многозначных, зависимостей выделяется городской социум, а в карачаевской и черкесской выборках — сельский социум. Говоря в целом о соотношении общего и уникального в структурах интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп, выделенных путем корреляционного анализа, мы должны признать, что общее перетягивает уникальное во всех отношениях.

Диаметрально противоположные результаты выдает факторный анализ, позволяющий извлечь из матриц интеркорреляций уникальную взаимосвязь всех использованных в исследовании показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп.

Так, факторизация матриц интеркорреляций у городских и сельских старших школьников русской выборки позволила выделить в каждом социуме по 4 информационных фактора. Фактор I у городских школьников является целостным, у сельских — частичным, представленным связкой «НД-ЛУ-СПУ». Факторы П, П1 и IV, будучи частичными, у городских и сельских школьников совпадают. Фактор П независимо от социума развивается по линии «НД-ПД-ЛУ» — фактор Ш — по линии — «ПД-ЛУ-СПУ» — фактор IV — по линии «НД-ЛУ-СПУ». Не смотря на это совпадение, качественное содержание каждого фактора варьирует в зависимости от социума: в факторе П у городских школьников доминируют психодинамический и личностный уровни, у сельских — психодинамический уровеньв факторе III в городском социуме превалирует личностный уровень, в сельском — социально-психологическийв факторе IV у городских школьников преобладает личностный уровень, у сельских — нейродинамический уровень. Более того, один-единственный личностный уровень независимо от социума имеет значимые факторные веса во всех четырех факторных структурах интегральной индивидуальности. Наконец, в факторных структурах интегральной индивидуальности городских старших школьников выделено 13 облических зависимостей, сельских старших школьников — 6 облических зависимостей. Это говорит о том, что городские русские более приспособлены к меняющейся внешней среде, чем сельские русские в тех же самых условиях.

Результатом факторизации матриц интеркорреляций 56 показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников карачаевской выборки стало извлечение 4 факторных образований в каждом социуме в отдельности. В городском социуме фактор I является целостным, а в сельском социуме — частичным, представленным связкой «НД-ПД-ЛУ». В городской выборке организатором фактора I выступает СПУ, в сельской выборке — НД уровень интегральной индивидуальности. Фактор П в городской выборке наполнен связкой «ПД-ЛУ-СПУ», в сельской выборке — связкой «ЛУ-СПУ» .У городских школьников выделяется психодинамический уровень, а у сельских — личностный. Фактор Ш в городском и сельском социумах по количеству и качеству входящих в него уровней совпадает и представлен связкой «НД-ПД-ЛУ». В обеих выборках доминирует нейродинамический уровень. Фактор IV наиболее ярко выражен в городской группе школьников связкой «ПД-ЛУ-СПУ» — в сельской группе этот фактор представлен только личностным уровнем. Более того, личностный уровень, как и в русской выборке, прослеживается во всех четырёх факторах городского и сельского социумов. В факторных образованиях городских карачаевцев зафиксировано II облических зависимостей, сельских карачаевцев — 14 облических зависимостей. В связи с этим фактом следует признать, что сельские школьники более эффективны в приспособительной деятельности, нежели городские школьники того же самого возраста и в тех же самых внешних условиях.

На основе факторизации матриц интеркорреляций в черкесской выборке выделено три целостных и пять частичных факторных образований. Два целостных фактора принадлежат городским черкесам (факторы I и II), один — сельским черкесам (фактор III). Это означает, что структуры интегральной индивидуальности городских черкесов обладают большей приспособительной значимостью, чем структуры интегральной индивидуальности сельских черкесовустановлено, что все четыре извлеченных факторных образований в каждом социуме являются уникальными по наполняемости их значимыми факторными весамиустановлено, что личностный и нейродинамический уровни выполняют функцию интеграторов структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников черкесской выборкиобнаружено, что в городском черкесском социуме имеется 10 облических зависимостей, в сельском черкесском социуме — 18 облических зависимостей. Остальные показатели городской и сельской групп школьников образуют ортогональные структуры интегральной индивидуальности.

Следовательно, сельские школьники черкесской выборки более эффективны в приспособительной деятельности в процессе обучения, чем городские школьники того же самого возраста и в тех же самых условиях.

Подводя итоги факторному анализу структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп, следует отметить, что у русских и карачаевцев больше сходства, чем различия, т. е. несмотря на уникальность каждого этноса, в них существует определенный процент общего (путь от уникального к общему) — у черкесов с русскими и карачаевцами, наоборот, больше различия, чем сходства. И действительно, у русских и карачаевцев извлекается по одному целостному фактору, у черкесов — три. Причем у первых целостный фактор существует в городской выборке, у черкесов — охватывает городской и сельский социум. Во-вторых, у русских и карачаевцев в интеграции свойств субъекта деятельности участвует только личностный уровень, у черкесоввзаимосвязь нейродинамического и личностного уровней и т. д. Другая линия общего прослеживается между карачаевцами и черкесами, с одной стороны, и между русскими и черкесами, с другой. У сельских карачаевцев и черкесов больше облических зависимостей, чем у городских того же самого этноса. И, наоборот, у городских русских больше облических зависимостей, чем у сельских русских. Сельские русские и черкесы по первым двум факторам развиваются по одному и тому же сценарию: их объединяет связка «организм — темперамент — личность». В конечном счете, представители трёх изученных этносов, несмотря на уникальность их факторных структур интегральной индивидуальности, взаимосвязаны и образуют единую этническую относительно открытую систему, в которой преобладают личностные свойства субъекта деятельности и общения, а также диалектическое единство облических и ортогональных зависимостей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Нация, её сущность и самосознание //Вопросы истории. 1967. Ж7-С.85−104.
  2. B.C. Перспективы развития этнопсихологических исследований //Психологический журнал. 1988. Т.9. № 3,-С.36−41.
  3. Ш. Б. Этнопсихологические особенности самооценки в младшем школьном возрасте. Ajbtoреф. дис. .канд. психолог, наук. М, 1998.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания.М: Наука, 1977.
  6. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. T.I. М.: Педагогика, 1980.
  7. О .Я. Стиль саморегуляции деятельности студента в структуре интегральной индивидуальности //Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. -С.104−122.
  8. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971.
  9. С.М. Вопросы национальной психологии. Черкесск. 1972.
  10. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: МГУ, 1986.
  11. Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». Доклад на IX МКАЖ в Чикаго. М.: Наука, 1973.
  12. З.С. Национально-психологические особенности калмыков. Автореф. дис. .канд. психолог, наук. М. 1997.
  13. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психологический журнал.1983. № 3. -C.I52-I62.
  14. .О. О природе интернациональных чувств. Фрунзе, 1975
  15. Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М.: ИПРАН. 1998.
  16. А.К. Этнические стереотипы поведения. М., 1986
  17. .Х. Адыгский этикет. Нальчик. 1978.
  18. В.В. Темперамент и деятельность: Учебн. пособие /Пятигорский гос. ин-т ин. языков. Пятигорск. 1990.
  19. В.В. Характеристика интегральной индивидуальности и критерии распознавания //Вопросы психологии. 1991. № 2. -С.102−107.
  20. В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности //Вопросы психологии. 2001. № 2.-С. 100−109.
  21. Белоус В. В, Введение в психологию полиморфной индивидуальности. -Пятигорск. 2000.
  22. В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы //Психологический журнал. 1996. Т.17. № 1-С.44−51.
  23. В.В., Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальности. Пятигорск. 1995.
  24. В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. -Пятигорск, 1996.
  25. Берталанфи фон JI. Общая теория систем критический обзор //Исследования по общей теории систем / Ред. В. Н. Садовский и Э. Г. Юдин. М.:Прогресс, 1969-.23−82.
  26. Берталанфи фон Л. История и статус общей теории систем //системные исследования. Ежегодник. М.: Наука. 1973.
  27. И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе //Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4-С.27−40.
  28. Г. Что такое национальное чувство? Н. Новгород. 1913.
  29. БромлейЮ.В. Этнос и этнография. М. 1973.
  30. Ю.В. К вопросу об особенностях этнографического изучения современности //Советская этнография. 1977, № 1.
  31. Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику //Советская этнография. 1983. № 3-С.67−75.
  32. Ю.В. Очерки теории этноса. М. 1987.
  33. Ю.В. Этнографические аспекты изучения человека //Человек в системе наук. М. 1989.-C.I90−202.
  34. Дж. Психология познания. М. 1986.
  35. А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья вторая)//Психологический журнал. 1992. T. I3.№ 6-C.3-I2.
  36. Т.Ю. Советский характер, 0 социальной психологии нашего многонационального общества. Нева. 1972. № 8-С. 155−160.
  37. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-воМГУ. 1982-С.5−7.
  38. ВундтВ. Проблемы психологии народов. М.: Космос. 1912
  39. .А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь. 2000.
  40. .А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности //Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общения / Перм. гос. пед. ин-т- Отв. ред. Б. А. Вяткинт Пермь. 1992-С.36−55.
  41. .А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности //Психологический журнал. 1993.Т. 14.№ 2-С.73−83.
  42. .А., Исмагилова А.Г. Структура индивидуального стиля педагогического общения воспитателя и его системообразующая функция
  43. Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь. I988-C.3I-4I.
  44. Т.П. Личность в системе коллективных отношений. М.1980.
  45. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: «Прометей», 1993.
  46. Ю.Я. Различия в структуре воли у юношей и девушек старших классов //Актуальные проблемы физического воспитания и спорта. -Пермь. 1989-С. 46−48.
  47. П.И. Национальный характер. Мифы и реальность. Киев.1984.
  48. А.М. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков (на материале исследования старшеклассников русской и еврейской национальностей). Автореф. дис. .канд. психолог, наук. М. 1996.
  49. А.Ф. Нация и личность. Баку. 1976.
  50. А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности //Советская этнография. 1977. № 3.-С.3−13.
  51. А.Ф. Проблемы личности в марксистско-ленинской теории нации и национальных отношений. М. 1984.
  52. Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата.1971.
  53. М.С. Теория и практика национальных отношений. Алма-Ата, 1969.
  54. Л.Я. Метай н д ив иду ал ь н ы й мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993.
  55. Л.М. Духовная общность народов СССР (историко-социологический очерк межнациональных отношений). М. 1981.
  56. Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения //социальная психология и общественная практика. М. 1985-С.153−162.
  57. Л.М., Кузнецов И. М., Кцоева Г. У. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований //Психологический журнал. 1988. Т.9. № 3-С.26−34,
  58. Д.Д. К вопросу об этнопсихологическом анализе проблемы индивидуальности//Системное исследование индивидуальности. -Пермь. 1991-С.56−57.
  59. В.А. Актуальные проблемы этнической психологии //Психологический журнал 1981. Т.2. № 5-С.45−52,
  60. В.А. География и психология (подход к проблеме). М.1987.
  61. Д.М., Веракса Н. Е. Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребенка-дошкольника//Вопросы психологии. 1994. № 2.-С.77−87.
  62. Знаков В. В, Критерии правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания//Вопросы психологии. 1994. № 2.-С.55−63.
  63. И.И. Возрастание роли субъективного фактора в развитии национальных отношений зрелого социализма. Автореф. .канд. психол. наук. Л. 1975.
  64. В.М. О процессах формирования новых социально-психологических качеств личности узбечки //Психологический журнал, 1987, Т. 8. № 4-С.25−30.
  65. Ким. А. Диалектика объективного и субъективного в сближении наций, народностей социалистического общества. Автореф. канд. дис. М., 1981,
  66. К итогам дискуссии по некоторым проблемам теории нации //Вопросы истории. 1970. № 8-С.86−98.
  67. С.А. Развитие интегральной индивидуальности школьников 14−15 лет в условиях специально организованного обучения. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
  68. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань: ЮГУ, 1969.
  69. А.Г. Психология личности. М., 1965,
  70. В.И. Некоторые проблемы теории нации//Вопросы истории. 1967.№ 1 -С .88−99.и 73. Козлов В. И., Шелепов Г. В. «Национальный характер» и проблемы его исследования //Советская этнография, 1973.№ 2-С.69−82.
  71. Я. Л. Осознание человеком своих личных взаимоотношений с другими членами группы//Вопросы психологии. 1967. № 3-С. 110−119.
  72. Кон И. С. Социология личности. М. 1967.
  73. Кон И. С. Диалектика развития наций//Новый мир. 1969. № 4.
  74. Кон И.С. К проблеме национального характера /В сб.: История и психология. М.: Наука, 1971 -С. 122−158.
  75. Кон И. С. Нужна помощь психологов //Советская этнография.1983. ЖЗ-С.75−78,
  76. Т.В. Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха. Автореф.. канд. психолог, наук. Ростов-на-Дону, 1996.
  77. С.И. Элементы духовной культуры в этнической психологии. В сб.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975,
  78. Ю.Ф. Эволюция этнопсихологических воззрений в русской домарксовской общественной мысли. Автореф. канд. дис. Л., 1974.
  79. В.Н., Сушков И. Р., Ципцюк В. Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений //Психологический журнал. 1991. Т.2.№ 1-С.31−39.
  80. М. Диалектика национального и интернационального в зрелом социалистическом обществе //Общественные науки.1960, № 2. -С.55−68.
  81. Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Автореф. .канд. психолог, наук. М., 1985.
  82. В.П., Панкова Н. Г. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания //Психологический журнал. 1983. Т.4. М-С.64−74.
  83. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1981.
  84. .Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии. 1975.№ 2-С.31−45.
  85. .Ф. Личность в системе общественных отношений //Психологический журнал. 1981. № 1-С .3−17.
  86. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  87. Мак Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М.: Космос, 1916.
  88. К.В. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности. Автореф. дис. .канд. психолог, наук. Ростов-на-Дону, 1992.
  89. К.К. Национальная психология и ее место в духовной жизни социалистических наций. Автореф. канд. дис. М.1975.
  90. К.А. Психологические особенности межэтнических отношений и пути их оптимизации. Автореф. дис. .канд. психолог, наук. М. 1998.
  91. Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван. 1978.С.6−16,
  92. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
  93. B.C. Взаимодействие иерархических уровней в системе взаимосвязей «человек-общество'У/Вопросы психологии. 1975. № 5-С.З-12,
  94. B.C. Об интегральном исследовании индивидуальности //Проблемы интегрального исследования индивидуальности: Республ. сб. научн. трудов /Перм.гос.пед.ин-т-Науч.ред.В. С. Мерлин.Вермь, 1977. -С.7−23.
  95. B.C. Деятельность как опосредующее звено в связи разно-, уровневых свойств индивидуальности //Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь. 1978-С. 15−40»
  96. B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека // Психологический журнал. 1980. Т.1. № 1-С.58−71.
  97. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика. 1986.
  98. B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь .1988.
  99. B.C. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / Под ред. Е. А. Климова. Москва-Воронеж. 1996.
  100. Р. Структура личности // Экспериментальная психология. М.: Прогресс, I975-C.196−279.
  101. Л.В. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности. Автореф. дис. .канд. психолог, наук. Ростов-на-Дону. 1993.
  102. B.C. Психология межнациональных отношений и воздействие на неё средствами массовой информации //Роль средств массовой информации в совершенствовании межнациональных отношений. М., 1989. чЛ-С.36−55.
  103. B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее //Психологический журнал. 1994. T. I5. № 3-С.42−49.
  104. А.Т. Экспериментальное исследование проблемы распознавания разноуровневых основ индивидуальности студентов педвуза. Автореф. дис. .канд. психолог, наук. Ростов-на-Дону, 1991.
  105. В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности //Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. М., 1978-С.295−336.
  106. В. Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. М: Наука, 1976.
  107. Никулина. С. А. Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников в процессе специально организованного обучения. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
  108. С.А. К проблеме соотношения сознания национальной принадлежности, национального и этнического самосознания /В сб.: Вопросы культуры и народного образования Узбекистана. Ташкент, 1977. Т. 171. -С.22−28.
  109. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Автореф. дис. .докт. психолог, наук. М., 1988.
  110. Н.В. Тип темперамента и стиль совместной учебной деятельности. Автореф. дис. .канд. психолог, наук. Тбилиси, 1988.
  111. В.В. Материя, развитие-человек / Перм. гос. ун-т им. A.M. Горького. -Пермь, 1974.
  112. А.А. Особенности взаимоотношений разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в раннем юношеском возрасте. Дис. .канд. психолог, наук. Ростов-на-Дону, 1991.
  113. Павленко В. Н, Таглин С. А. Теория поэтапного формирования умственных действий: проблемы этнопсихогенеза //Актуальные проблемы современной психологии. Харьков. 1993-С. 85−88.
  114. В.Н. Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий //Вопросы психологии. 1995.№ 1-С.53−60.
  115. Ю.В. Возрастная структура интегральной индивидуальности у студентов различных этнических групп в многонациональном вузе. Автореф. дис. .канд. психолог, наук. -Ростов-на-Дону, 1995.
  116. Пан В.В., Третьяков А. П. Тенденция интернационализации и изменения национальных черт характера в процессе строительства социализма и коммунизма // Научный коммунизм. 1974.№ 1 .-С.29−38.
  117. . Д. Основы социально-психологической теории. М. 1971-C.I90-I92.
  118. А.В. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981 ,№ 8-С .40−47.
  119. . Избранные психологические труды: Пер. с франц. М.: Просвещение, 1969.
  120. И.Х. Зависимость связи между направленностью личности, общительностью и межличностными отношениями старших школьников от индивидуальной организации деятельности. Автореф. дис. .канд. психолог, наук. Л., 1977.
  121. Ю.П. Проблема этнической социальной психологии //Вестник С.-Петербург, университета. Сер.6. 1993. № 1-С.57−64.
  122. К.К. Система психологии и теории отражения. М., 1982.
  123. А. Мысль и язык. Харьков, 1913.
  124. Поршнев Б. Ф, Социальная психология и история. М., 1968.
  125. .Ф. Принципы социально-этнической психологии. М., 1969.
  126. .Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания / IX Междунар. конгресс антропологических и этнографических наук / Чикаго, сент., 1973. М., 1973.
  127. Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и её развитие в современном человекознании: коллективная монография. Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск. 1998.
  128. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М.: ИД «Красная площадь», 1996. -С.272−277.
  129. Е.Н. К вопросу о развитии исследований по этнопсихологии в России //Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее. М. I992-C.86−89.
  130. М.Н. Методологические аспекты исследования национальных отношений//Вопросы философии. 1980. № 10-С. 67−73.
  131. С.Л. Бытие и сознание- 0 месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957.
  132. СЛ. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности //Вопросы психологии. 1957 а.№ 3.
  133. СЛ. Проблемы общей психологии. М. :Педагогика, 1973.
  134. С.Л. Человек и мир //Проблемы общей психологии. М. 1973-С.285−385.
  135. Рубинштейн С. Л, Основы общей психологии. В 2 t.T.I.M.: Педагогика, 1989.
  136. П. Культура и интеллект: кросскультурное изучение имплицитных теорий интеллекта //Вопросы психологии, 1994. № 1-С. 142−146.
  137. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
  138. В.М. Дифференциально-психофизиологический подход к изучению интегральной индивидуальности человека //Проблема интегрального исследования индивидуальности и её педагогические аспекты.
  139. . сб. научн. трудов /ТТерм. гос. пед. ин-т- Отв. ред. В. В. Белоус. -Пермь.1984-С.З-12.
  140. В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека //Интегральное исследование индивидуальности: Теоретические и педагогические аспекты /Перм. гос. пед. ин-т- Отв. ред. Б. А. Вяткин. Пермь, 1988-С.З-10.
  141. Р.Ш. Этнические стереотипы и особенности их влияния в процессе воинской деятельности военнослужащих срочной службы: Автореф.дис. .канд. психолог, наук. М., 1998.
  142. Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
  143. Синетика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы/Сб. материалов республиканского симпозиума с международным участием. Уфа, 1994
  144. М.И. Личность человека и её индивидуальность: связь между ними, условия их проявления и развития. Пермь, 1988.
  145. Г. В. О предметной области этнопсихологии //Советская этнография. 1983. № 3.
  146. Г. В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии //Социальная психология и общественная практика. М., 1985-С.127−138.
  147. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  148. Е.М. Как воспринимают эстетическую гармонию русские, американские и японские дети //Психологический журнал. 1993. T. I4. № 2-С.54−61.
  149. В.П. Личность и общество. М., 1965.
  150. Фалах Расми А-Р.М. Этнопсихологические особенности ответственности у арабских и российских студентов. Автореф. дис. .канд. психолог, наук. М., 1997.
  151. А. Психология французского народа. М., 1899.
  152. А. Факторы национального характера. Одесса, 1906.
  153. Ю.Л., Буланова Г. В. Статус и эмоциональное состояние личности в группах разного уровня развития//Вопросы психологии. 1981. -С.124−129.
  154. В.Д. Этническое самосознание в структуре интегральной индивидуальности. Автореф. дис. .канд. психолог, наук. Пермь, 1995.
  155. Н.Н., Арутюнов С. А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества//Расы и народы. М., 1972-С. 19−23.
  156. Ф.М. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения. Автореф. дис. .канд. психолог.наук. Ростов-на-Дону, 1991.
  157. П.Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений //Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3-С.15−23.
  158. Е.В. Тенденции исследования личности в современной психологии//Психологический журнал. 1980. № 1-С.45−47.
  159. Г. Введение в этническую психологию. М., 1927-С. 15−23.
  160. М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы //Психологический журнал. 1995 .Т. 16. № 2.-С.ЮЗ-ПЗ.
  161. И.И. Из психологии народов. Одесса, 1895.
  162. М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1974.
  163. Н.Н. Проблемы формирования нормативного сознания российской молодежи //Российское сознание: Психология, феноменология, куль тура-- Самара, 1994-С .277−468.
  164. О. Barret, P. A cross-cultural study of personality Russia and England / Haum Jury Eysenck Silil 8G, Eysenck H.// Pers. and indiv. Duff. 1991. 12 n3.
  165. Markus H.R., Kitayama S. Culture and the Self: Implications for cognition, emotion and motivation // Psychol. Rev. 1991. -98. № 2. P. 224 253.
  166. Cattell, R.B. Personality and Motivation: Structure and Measurement. N.Y., 1957. 948 p.
  167. , R.B. /Ed./. Handbook of Multivariable Experimental Psychology. Chicago, 1966, 959 p.
  168. Cattell, R.B., Warburton, J.W. with the assistance of Damarin, J.L. and •Sweney, A.B. Objective Personality and motivation tests. Urbana, 1967. 840 p.
  169. Cottle, T. J., Klineberg, S.L. The present of things future. N. Y., 1974.
  170. Cusumano, J., Robinson, Sh., Morooka, F. Physical self-efficacy levels in Japanese and American University Students // Percept and Mot. Shills. 1988. 3.
  171. Eysenck, H.J., The Structure of Human Personality. London, 1971.476p.
  172. Eysenck, H.J., Human Memori: Theory, Research and Individual Differences. N.Y., 1977. 367 p.
  173. Fleming, D. Intercultural education. Albani. Hew-York, 1991. 182. Leiting toward an intergation of cultural diversity on the basis of psychologicaluniversal // 2-nd Eur. Congr. Psychol., Budapest, 8−12 Juli, 1991: Abstr. Vol.1. Budapest. Р.225″
  174. Baron R., Byrre D. Social psychology: Understending human interaction. Boston, 1981
  175. Shadrik, B. lntercultural education: a bridge to teaching cultural-ethical eseence of pupils. Albani. New-York, 1991.
  176. Strelau, J. Temperament- tup ukladu nerwewego. Wydannie II. Warszawa, 1974.
  177. Strelau, J. Temperament, Personality, Activity. L., N.Y. 1983.
  178. Тесты ! i 1 i -! M f 1 ! MM! !i !! !< i! Ml1. Ш — M Ш i: mm liii 1: i! i 0,15 320 a 1. !! i! i! ii D? i! i it Пii «ц j) —) | ij d i ij (-i й! щ ц ч „I it я hi- я j) у j jjitJt|lt i 0,03 0,01 -0,11 IMN! i № 12!адам |a4ji“
  179. BU.T i-055 -!M!2 щ-tk со. эмоцi OflJ. i 0,15 I| 1,02 Ой 123 011 320 a 0,20 0,0S -0,05 -0,W Q.051″ j 1,11 Й 0,05 J, И 0,!» l, 3Sf l|1. ШШШ0Я -0,15 -0.111Й
  180. W № 0,311,!! 1 — 3,14 0,1! 0,33 «Wlf1
  181. Qta-xp i-ОШМ -0,11- 0,01 w 0,0! i 1,15 Ijtjgjgiы ш
Заполнить форму текущей работой