Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические факторы адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и практической психологииСанкт-Петербургского университета МВД России в 2007 — 2010 годах. Результаты исследования апробированы в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях: Международнойнаучно—практической конференции «Проблемы естествознания и безопасности человека» (СПб, 2008… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Определение понятия адаптации в современной психологии
    • 1. 2. Основные направления в исследовании адаптации личности.-191.3. Личностные факторы адаптации и профессионально-релевантное поведение.
    • 1. 4. Социально-психологические факторы адаптации и социализации в профессиональной среде
    • 1. 5. Нормативные и организационно-психологические проблемы адаптации и профессионального роста сотрудников органов внутренних дел
    • 1. 6. Обзор технологий повышения адаптированности личности к профессиональной деятельности
    • 1. 7. Психологический анализ профессиональной деятельности личного состава подразделений ГИБДД
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ПРОГРАММА И ПРОЦЕДУРА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация эмпирического исследования.-912.2. Описание методов исследования
    • 2. 3. Процедура математико-статистической обработки данных
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ НА АДАПТАЦИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ СОТРУДНИКОВ ГИБДД
    • 3. 1. Исследование психологических переменных адаптации сотрудников ГИБДД
    • 3. 2. Комплексная оценка успешности профессиональной деятельности, психологической пригодности и сформированности профессионально важных качеств (ПВК)
    • 3. 3. Программа психологического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников ГИБДД
  • Выводы по 3 главе

Психологические факторы адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблемы профессиональной адаптации и профессионального роста в сфере правоотношений являются одной из актуальных областей исследования в юридической психологии. Они рассматриваются как важнейшие детерминанты профессиональной деятельности и профессионального развития. Психологические факторы профессиональной адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД МВД России — новый, значимый и практически неизученный аспект этой объемной проблемы.

Необходимость в исследовании проблемы обусловлена, прежде всего, потребностями практики. В последние годы в Российской Федерации происходит значительное усложнение и качественное изменение автодорожной обстановки. Наблюдается стремительный рост автомобильного транспорта, количество которого увеличивается с каждым годом. Характерной особенностью структуры автопарка городов России является большой удельный вес транспортных средств, не отвечающих в полном объеме международным требованиям (по техническому состоянию, имеющих длительные сроки эксплуатации, в том числе за пределами установленного ресурса, и низкую техническую надежность). В стране слабо развита дорожная инфраструктура, несоответствующая современному уровню автомобилизации, несовершенное законодательство по регулированию взаимоотношений участников дорожного движения, многие водители имеют низкий уровень водительской подготовки и культуру вождения. Все это приводит к росту правонарушений, высокой аварийности, травматизму и смертности на дорогах страны. Поэтому безопасность дорожного движения занимает одно из важных мест в сфере общепрофилактических мероприятий МВД России. В основу национальной стратегии безопасности дорожного движения положена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006;2012 годах». В рамках реализации комплекса мероприятий Федеральной целевой программы особое место отводится повышению эффективности служебно-профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД, которая, в свою очередь, обусловлена успешностью их профессиональной адаптации.

Как известно, не все поступившие на службу в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения сотрудники успешно проходят начальный этап профессиональной деятельности. Часть из них не выдерживает специфических трудностей и противоречий адаптационного периода, что приводит к значительным кадровым и экономическим потерям, нарушению преемственности передачи профессиональных знаний и опыта, негативному влиянию на общий уровень профессионализма и компетентности сотрудников ГИБДД.

Важным фактором эффективности служебно-профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД является успешность их профессиональной адаптации, которая рассматривается как целостный процесс освоения новых ролей и функций, связанных с особенностями выполнения служебных задач, поставленных перед Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.

Успешность профессиональной адаптации определяет служебную эффективность, перспективу дальнейшего личностного развития и профессионального становления сотрудника.

Анализ психологических факторов профессиональной адаптации сотрудников ГИБДД является важной основой для обоснования рекомендаций по оптимизации их адаптации, разработки методов прогнозирования успешности профессиональной адаптации сотрудников на основе их индивидуально-психологических качеств.

Таким образом, потребность Министерства внутренних делРоссии в совершенствовании работы с личным составом ГИБДД и в научном обеспечении, прогнозировании и повышении эффективности процесса профессиональной адаптации сотрудников, недостаточная разработанность данной проблемы в современной психологической науке позволяют рассматривать избранную для диссертационного исследования тему «Психологические факторы адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД» как актуальную и значимую в научном, теоретическом и прикладном отношении.

Цель исследования: выявление психологических факторов профессиональной адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД и разработка программы профессиональной адаптации сотрудников ГИБДД.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.

Задачи исследования:

1. Выделить и измерить количественные показатели: успешной адаптации: ценностные ориентации, мотивация достижения, интеллект, ответственность, общительность, открытость для нового опыта и др.

2. Выяснить личностные качества, затрудняющие адаптацию сотрудников ГИБДД в современных условиях.

3. Выяснить связь адаптации и нейротизма, экстраверсии, психо-тизма, лжи, а также сензитивности к вознаграждению и наказанию.

4. Выяснить связь адаптации со стилем поведения в конфликтной ситуации.

5. Выяснить тендерные различия в показателях адаптации у сотрудников ГИБДД.

— 76. Выделить и провести сравнительное изучение психологических факторов профессионального роста сотрудников ГИБДД.

Объект исследования: сотрудники подразделений ГИБДД города Кемерово и Кемеровской области, слушатели учебных групп ГИБДД Центра профессиональной подготовки № 1 ГУВД по Кемеровской области в количестве 324 человек.

Предмет исследования: личностные и социально-психологические переменные профессиональной адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД.

Гипотеза исследования.

Предполагается, что основными факторами адаптации сотрудников ГИБДД служат личностные переменные (интеллект, ответственность, самостоятельность, нейротизм, экстраверсия, психотизм, тревожность, агрессивность), а основным условием профессионального роста является успешная профессиональная адаптация.

Методы исследования. Для исследования профессиональной адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД использовались научные методы: наблюдение, опрос, контент-анализ, метод экспертных оценок, комплексное психологическое тестирование с использованием следующих психодиагностическихметодик: стандартизованного метода исследования личности (СМИЛ) Л. Н. Собчик, шкалы «Реактивной тревожности» и «Личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера, личностного опросника Р. Кеттела (16 — РР), методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, методики изучения характерологических свойств личности «Акцент2−90» Шмишека-Мюллера, методики Г. Айзенка (ЕРС)), методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда, краткого ориентировочного теста интеллекта (КОТ), методики изучения стилей поведения в конфликтных ситуациях К. Томаса).

Для обработки результатов применялись методы математической сшшш/сгшт/:сравнительный и факторный анализ. Использовался пакет прикладных программ SPSS 13.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблема адаптации сотрудников ГИБДД к деятельностивпервые рассмотрена в контексте профессионального развития сотрудников органов внутренних дел. По результатам исследования обоснована структура профессионально важных психологических качеств личного состава подразделений ГИБДД МВД России. С помощью методов математической статистики определена значимость и вклад основных личностных переменных (интеллект, ответственность, самостоятельность, нейротизм, экстраверсия, психотизм, тревожность, агрессивность, лживость), оцениваемых при отборе сотрудников на службу в органы внутренних дел на переменные адаптации профессионально-релевантного поведения, успешность профессиональной адаптации и профессионального роста сотрудников подразделений ГИБДД МВД России. Изучена структура этих индивидуально-психологических качеств и определены особенности их оценки у сотрудников строевых и специализированных подразделений ГИБДД. Выявлены значимые различия личностных и социально психологических переменных у сотрудников в группах, выделенных по признакам пола и стажа службы. На основе полученных результатов исследования разработаны алгоритмы организационно-психологических стратегий профессиональной адаптации сотрудников и корректировки и совершенствования их профессионально-важных качеств, являющиеся основой персональной программы профессиональной адаптации сотрудника ГИБДД.

Практическая значимость диссертационного исследования. Обоснована структура ведущих профессионально важных психологических факторов профессиональной адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД, обусловливающих успешность их оперативнослужебной деятельности. Раскрыты психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД и изучены некоторые параметры профессионально-релевантного поведения сотрудников ГИБДД (удовлетворенность службой, переносимость монотонного и однообразного режима службы, склонность к аварийности в работе (участие в ДТП), коммуникативность, исполнительность, сензитивность к вознаграждению и наказанию).

На основе результатов исследования разработана персональная программа профессиональной адаптации сотрудников ГИБДД путем коррекции личности и служебных отношений. Проведена экспериментальная апробация разработанной программы профессиональной адаптации и обоснованы рекомендации по ее использованию практическими психологами на этапах поступления новых сотрудников в служебный коллектив, оценки психологического статуса и коррекции личности сотрудников. Апробированные в ходе исследования методики и полученные результаты, могут быть использованы для решения практических задач психологического сопровождения сотрудников в ходе их служебноI профессиональной деятельности, а также при проведении консультативной, коррекционной, развивающей, управленческой и воспитательной работыпри разработке программ тренингов и учебно-методических комплексов по «Психологии развития», «Педагогической психологии», «Социальной психологии», «Психодиагностике», «Общему психологическому практикуму», «Юридической психологии» в учебных заведениях МВД России.

Научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты:

1. Психологические факторы адаптации сотрудников ГИБДД к профессиональной деятельности: интеллект, ответственность, самостоятельность, агрессивность, стрессоустойчивость, активность позиции, уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая мотивация достижения, уверенность и быстрота в принятии решений, коммуникативная компетентность, экстраверсия и нейротизм.

2. Факторная структура личностных и индивидных свойств успешно адаптирующейся личности сотрудника ГИБДД, включающая: эмоциональную устойчивость, социально-психологическую адаптацию, типологический и коммуникативно-когнитивный компоненты, регуляцию поведения.

3. Личностный профиль и факторная структура свойств и состояний сотрудников ГИБДД, затрудняющих адаптацию и профессиональный рост: нейротизм, эмоциональная лабильность, ригидность, индивиду алистичность.

4. Авторская программа психологического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников ГИБДД к условиям служебной деятельности, включающая блок организационно-психологических стратегий и блок корректировки и совершенствования профессионально-важных качеств. Методологическая основа диссертационного исследования. Методологическая база исследования основана на личностнодеятельностном подходе, принципах объективности, системности и детерминизма. Эмпирическая часть исследования базируется на принципе комплексной диагностики психологических особенностей личности.

Методология исследования включает базовые положения личностного подхода (К.К.Платонов), теории адаптации (Ю.А.Александровский, Ф. Б. Березин, А. А. Налчаджян, С. Т. Посохова, Г. Селье), принципы психо-диагностики (К.М.Гуревич, В. А. Бодров, Л. Ф. Бурлачук, Б. В. Кулагин, Л.Н.Собчик), теоретические основы юридической психологии (В.Л.Васильев, А. Т. Иваницкий, А. И. Китов, Н. И. Мягких, А. М. Столяренко, Ю. А. Шаранов, А.Г.Шестаков), основные положения акмеологии (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. А. Реан, С.Л.Рубинштейн).

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечены:

— фопорой на основные положения общей и юридической психологии;

•фрепрезентативностью выборки объекта исследованияф" использованием системно-структурного подхода к изучению и анализу предмета исследования;

— фвыбором валидных и надежных методов эмпирического иссле—дованияф- использованием многомерных методов статистического анализаф- обсуждением на научно-практических семинарах, научных конференциях.

Апробация работы. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и практической психологииСанкт-Петербургского университета МВД России в 2007 — 2010 годах. Результаты исследования апробированы в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях: Международнойнаучно—практической конференции «Проблемы естествознания и безопасности человека» (СПб, 2008), Международной научно-практической конференции «Социально-правовая, политическая природа экстремизма и терроризма: проблемы интерпретации и противодействия» (СПб, 2009), научно-теоретической конференции адъюнктов и соискателей «Правоохранительная деятельность органов внутренних дел и зарубежных государств в контексте современных научных исследований» (СПб, 2010). Результаты исследования отражены в7 печатных работах.

Структура и объем работы. По своей структуре диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Внутри глав имеется индексационная нумерация рубрик. Объем основного текста составляет204страницы. В работе имеется 31 таблица и 16 рисунков в виде схем, гистограмм или графиков. Имеется 2 приложения, содержащих бланки методик исследования. Список использованной литературы включает270наименований, из них 16 источников на иностранных языках.

2. Результаты исследования сензитивности сотрудников к вознаграждению и наказанию расширяют возможности дифференцированного подхода при организации управления и воспитательной работы. Чтобы добиться от сотрудников максимально возможного уровня выполнения служебных заданий, необходимо учитывать выявленные взаимосвязи личностных переменных и параметров профессионально-релевантного поведения.

3. Сотрудников, характеризующихся комплексной личностной чертой — негативной эффективностью (сочетанием тревожности, раздражительности, нейротизма и низкой самооценки) не рекомендуется использовать на ответственных и напряженных участках служеб-но-профессиональной деятельности.

4. При формировании служебного наряда ГИБДД, осуществляющего несение службы путем патрулирования на автомобиле или на стационарном посту, рекомендуется применять дифференцированный подход. При подборе сотрудников следует учитывать уровень их экстра-интровертированности и нейротизма, включать в состав бригады как экстравертов так и интровертов. При таком подходе обеспечивается взаимная «компенсация» психологических качеств: экстраверт — коммуникативен с участниками дорожного движения, импульсивен, вспыльчив, конфликтен, может иметь повышенную склонность к аварийности в работе, интроверт — малокоммуникативен, сложен в общении, но хорошо переносит монотонный и однообразный режим службы, рассудителен, неконфликтен, имеет меньшую склонность к аварийности в работе. При этом, принимая во внимание различную сензитивность к поощрению и наказанию у экстравертов и интровертов, можно прогнозировать снижение нарушений дисциплины и законности среди сотрудников-экстравертов, поскольку на них будет оказываться «тормозящее» влияние личностных качеств интровертов, имеющих повышенную сензитивность к наказанию. Все это должно привести к повышению эффективности несения службы нарядом ГИБДД.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Для повышения успешности профессиональной адаптации сотрудников ГИБДД и с целью обеспечения эффективности их служебно-профессиональной деятельности и профессионального роста целесообразно реализовать следующие научно-обоснованные в диссертационной работе рекомендации:

1. Психологам подразделений ГИБДД, с целью повышения эффективности адаптационного процесса у сотрудников, при взаимодействии с руководителями и наставниками руководствоваться положениями разработанной программы психологического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников ГИБДД к условиям служебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А., Бодалев A.A., Деркач A.A. и др. Акмеология вчера, сегодня, завтра // Практическая психология и психоанализ. — 1997. —№ 1.
  2. Абульханова-С л авская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.
  3. Абульханова-Славская К. А. Психология личности и деятельности. М., 1980. —335 с.
  4. В.В. Психология профессионального общения юриста: Учебно-методическое пособие. 2-е издание. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. — 88 с.
  5. О. И. Оценка обаяния телеведущего телезрителями с разными личностными качествами: Автореф. дис.. канд. психо-лог.наук. — М., 2007.
  6. М., Брайант П., Куликэн X., и др. Психология: комплексный подход /Под ред. М. Айзенка- Пер. с англ. С. Б. Бенедиктова. — Мн.: Новое знание, 2002. —832 с.
  7. З.С. Развитие психологического соответствия человека и профессии в поликультурной образовательной среде вуза: Автореферат дисс. докт. психол. наук. — М., 2009.
  8. З.С. Психология карьеры и профессионально-релевантное поведение специалиста: монография / З. С. Акбиева, О. П. Терновская, Л. Б. Шнейдер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 328 с.
  9. Ю.А. Состояния психическойдезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). — М., 1976.
  10. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.-280 с.
  12. А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении/ Пер. с анг. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. 752 с.
  13. Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996. -376 с.
  14. Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3−18.
  15. В.Г. Теоретические аспектыпроблемы адаптации // Адапта-цияучащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. — Иркутск, 1986. — С.3−17.
  16. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  17. . Ц. Методика преподавания психологии. — М.: Изд-во «Владос», 2001.-304 с.
  18. А., Уолтере Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 55−60
  19. A.B. Психология личности и общения. — М.: Владос, 2004. —248 с.
  20. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988. 325 с.
  21. Э. Игры, в которые играют люди/ Психология человеческих-взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. — М.: Прогресс. 1988. 346 с.
  22. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.
  23. В.П. Педагогика и прогрессивные педагогические технологии обучения. —М., 1995.
  24. .Г., Мягких Н. И., Сафронов А. Д. (ред.) Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. — М.: НИЦ проблем медицинского обеспечения, 1997. 342 с.
  25. И.И., Котлярова А. Г., Бутырин Г. Н., Юшкова С. А. Социально-психологический практикум для управленческого персонала органов внутренних дел: Учеб.пособие. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. — 62 с.
  26. A.A. Психология общения. — М., 1996. —256 с.
  27. В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб.пособие. — М.: «ПЕР СЭ», 2001.
  28. В.А., Орлов В. Я. Психология и надежность человека в системах управления техникой. — М.: ИПД998. — 285с.
  29. ., Хуань Дж. Многомерные статистические методы для эргономики. — М.: Статистика, 1979. — 317 с.
  30. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 1997. -1456 с. 32,33,34
Заполнить форму текущей работой