Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культура быта — фактор формирования личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с.90−98. ности людей, что дало возможность ученым предусмотреть общетеоретические вопросы быта и его отдельных периодов в их связи с единым процессом исторического развития. Преобладающая часть этих исследований послужит основой дальнейшего, более углубленного исследования. В этих работах рассматриваются обычно вопросы городского быта, жизни рабочего класса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая
  • Культура быта, как социальный феномен
  • Глава вторая.
  • Культура быта — источник предметного формирования сознания
  • Глава третья.
  • Культура быта — фактор воспитания

Культура быта — фактор формирования личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза выдвинул на передний план важнейшие задачи дальнейшего совершенствования социалистического образа жизни советского народа, общественной и политической активности широких масс, повышения сознательности, просвещения, культуры, формирования нового человека. Съезд еще раз подчеркнул актуальность тех социальных проблем, которые последовательно отражались в материалах и документах ХХ1У и ХХУ съездов КПСС. Невозможно дать исчерпывающую характеристику социалистического образа жизниодной из важнейших проблем современности — без предварительного изучения теоретических и практических вопросов производственной, общественно-политической, бытовой деятельности людей. Вместе с тем следует отметить и то, что до последнего времени по целому ряду объективных и субъективных причин не уделялось должного внимания социальному, практическому изучению и теоретическому обобщению бытовых проблем. Это имело свое историческое оправдание.

На первом этапе социалистического строительства материальные и духовные ресурсы советского общества были оконцентрированы на решении главнейшей задачи — строительства материально-технической базы социализмав то же время необходимо было преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость страны. «В годы индустриализации и послевоенного восстановления хозяйства двигаться вперед, развивать эконот мику мы могли только мобилизовав все силы и средства» .

В последующий период ситуация коренным образом изменилась. Сейчас «мы можем и должны решать одновременно более широкий круг задач. Мы уже не можем, вырываясь вперед на тех или иных участках — пусть даже весьма важных, допускать р длительное отставание других» .

Одним из значительных моментов данного курса ХХ1У, ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС на ликвидацию диспропорции было и остается преодоление относительного отставания быта. В этом направлении немало было сделано за годы восьмой, девятой и десятой пятилеток. Однако еще более отчетливо проблема быта предстала в одиннадцатой пятилетке, когда ученые с особым вниманием отнеслись к изучению ее философской и социологической сторон.

В настоящее время в сфере быта как в городах, так и на селе происходят прогрессивные качественные, существенные изменения. В структуре повседневной, непроизводственной деятельности людей все большее значение приобретает деятельность, направленная на выявление и повышение культурного потенциала трудящихся масс, развитие личности социалистического общества. Создаются благоприятные условия для улучшения воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем нельзя не заметить и наличие в бытовой сфере некоторых нерешенных воп.

1 Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., 1971, с.42−43.

2 Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., 1971, с. 39. росов, препятствующих осуществлению намеченной партией программы общественного развития, тем более что именно бытовая сфера является одним из серьезных источников порождения антиобщественных явлений. Неправильно также думать, будто проблемы могут решаться сами по себе, в то время как постепенно повышается материальное благосостояние людей, уровень их информации, когда ширится круг их интересов и содержательней становится видеопросветительная функция телевидения, а материально-технические средства, предназначенные обслуживать человека, вызывают слишком быстрые изменения в его психике, когда преобразуется старый быт и возрастает уровень приобщения к духовной культуре. Такая постановка вопроса может показаться парадоксальной, но именно в этих условиях особо необходимо управлять порожденными бытом новыми процессами, их воздействием на личность. Б противном случае, невмешательство и самоуспокоение могут вызвать возникновение на новой почве антиобщественных явлений: приспособленчества, вещизма, мещанства, потребленческой психологии.

В соответствии с развитием экономики следует достигнуть такого уровня общественного прогресса, при котором общество само осуществляло бы это управление, способствуя тем самым превращению быта в мощный фактор истинного воспитания индивида, коммунистического становления личности.

В бытовой сфере имеются неограниченные возможности для этогоименно здесь формируются материальные и духовные потребности людей и происходит интериоризация принципов социалистического образа жизни.

Как видно, постановка задачи весьма ясна и принципиальна: с одной стороны полное и свободное раскрытие возможноетей творческих сил человека подразумевает неуклонное повышение материальных условий жизнис другой стороны необходимо, чтобы этому подъему материальных возможностей постоянно соответствовал идеино-нравственныи и культурный уровень людейв противном случае могут вновь возникнуть рецидивы мещанекой, мелкобуржуазной психологии. В этом отношении сфера быта, можно сказать, особенно опасна, так как коммунистическое воспитание трудящихся чем дальше, тем более зависит от характера и темпов, от степени его совершенствования, развития социалистического быта. Вот почему данной стороне жизни трудящихся Коммунистическая партия Советского Союза уделяет так много внимания.

Не следует забывать: быт — специфическая сфера человеческой деятельности, что определяет и специфику его трудностей. Одна группа трудностей обусловлена тем, что достижение успехов в повышении благосостояния людей требует вложения все более значительных материальных средств в развитие материально-технической базы быта с учетом непрерывного повышения вкуса и потребностей населениявторая группа трудноетей связана с самой природой быта, с его существенной неоднородностью, что, в свою очередь, обусловлено, во-первых, многообразием непроизводственной деятельности людей, иногда противоположностью их функций и, во-вторых, «неоднородной связью» ^ повседневного бытового поведения с внешними факторами.

Неформализуемость бытовой функции служит условием осуществления непроизводственной деятельности людей, являясь в то же время источником трудностей, встречающихся в бытовой сфере. В связи с этим большое значение придается научному анализу процессов, происходящих в сфере быта. Подобное изучение быта выявит множество проблем и кроме того, наметит возможные пути и методы воздействия на повседневную бытовую деятельность людей.

В материалах и документах ХХУ1 съезда КПСС и последующих Пленумов принципиально ставится вопрос согласованного действия науки, теории и практики в деле решения задач социалистического быта советского народа и совершенствования всего образа жизни. В них указаны также пути развития неппроизводственной сферы, совершенствования условий быта, дальнейшего повышения жизненного уровня людей.

В условиях развитого социализма практическое значение совершенствования быта, естественно, еще более повышает роль научных исследований в этой области. Как отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС, изучение социалистического быта и социалиетической культуры относятся к ряду тех проблем, глубокий анализ которых представляет собой важнейший способ выявле т.

Гордон А., Клопов Э., Оников Л. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. М., 1977, с. 7. т ния тенденции развития нашего общества. Изучение быта составляет одну из предпосылок марксистско-ленинского анализа современной действительности. Практически, политическая направленность этого исследования требует не только изучения текущих явлений быта, но также анализа перспективы последующего его развития, что в свою очередь обуславливает диалектическое познание бытовых явлений в их целостности.

Теория научного коммунизма дает нам возможность сделать выводы о связи социалистического и коммунистического строительства с закономерностями быта.

На сегодняшний день изучение функционирования социального механизма творческой непроизводственной бытовой деятельности народных масс в развитом социалистическом обществе главным образом опирается на статистический анализ, одновременное исследование, на моментальное фотографирование действительности. Каждый из этих факторов, взятый в отдельности, несомненно, имеет большое значениеоднако они не могут дать обобщенной картины динамики быта, хотя этот же материал необходим для изучения и предусмотрения факторов социального движения и исторического развития бытовых сторон жизни.

За последний период собран и изучен значительный фактический материал о развитии непроизводственной деятель.

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с.90−98. ности людей, что дало возможность ученым предусмотреть общетеоретические вопросы быта и его отдельных периодов в их связи с единым процессом исторического развития. Преобладающая часть этих исследований послужит основой дальнейшего, более углубленного исследования. В этих работах рассматриваются обычно вопросы городского быта, жизни рабочего класса, проблемы свободного времени, семьи, нерабочего времени. Несомненно, рабочий класс образует большую часть советского населения и поэтому изучение основных тенденций его быта дает существенную характеристику социалистического образа жизни вообще, определяет надежность и направление исследования данной сферытем не менее, только этого недостаточно. Необходимо, чтобы в подобном социологическом исследовании было уделено место и социалистической деревне, тем более что за последние годы в ее бытовой и культурной жизни произошли значительные сдвиги. Это особо касается сельского хозяйства Грузинской ССР, в котором успешно осуществлен эксперимент по кооперированию, по созданию сельскохозяйственных, агропромышленных объединений. Бесспорно, в социальном отношении этот новый экономический фактор найдет положительное, своеобразное отражение в индивидуальных, личных, семейных, общественных отношениях, даст нам возможность с большей конкретностью подойти к изучению проблемных вопросов развития личности, формирования сознания. Проникновение в сущность новшеств, происходящих в экономическом развитии, служит верной гарантией точного предусмотрения силы возденетвия субъективных факторов на развитие быта, наиболее полного выявления субъективных моментов.

Изучение нового быта людей является сегодня одним из актуальнейших вопросов. Литературы достаточно, но, к сожалению, до сих пор нет единого, законченного, систематизированного взгляда на быт, на эту столь важную сферу социальной жизни. Более того, не установлены и не уточнены многие нужные термины, не определено также, объектом какой науки является сам быт. Причина тому — наиболее частое идентифицированное употребление сферы бытового обслуживания и культуры быта, что вульгаризирует научное представление о быте. Следуя подобным взглядам, можно прийти к выводу, что если, например, в культуре быта существуют какие-либо недостатки, то исправить их можно за счет изменения укоренившегося способа обелуживания. На деле же — это явление общественного развития, едва ли подчиняющееся официальным постановлениям, требующее довольно длительного времени для своего преобразования.

Это, однако, не означает, что соответствующий санкцион-ный метод воздействия на быт вовсе исключен. Мы имеем в виду лишь тот случай, когда, какой-либо допустимый момент, предназначенный для санкции быта, является, в сущности, простейшим действием, уродливость которого не поддается сомнению.

В действительности быт имеет свои закономерности, которые, подобно любым другим закономерностям, не лежат на поверхности, и поиски его параметров нередко требуют не только учета уровня развития производительных сил и производственных отношений, но и изучения характера развития эпохи.

Дело осложняется и тем, что быт как общественное явление, созданное непроизводственными отношениями, якобы ничего общего не должен иметь с явлениями подобного экономического рода и каждый отдельный его момент обособлен. Но это только на поверхности. По своему существу это такая сфера, которую можно объяснить в первую очередь посредством экономики.

Определению сущности быта иногда мешает упрощенное отношение вообще к проблематике быта, т. е. представление в том виде, которое подходило бы заранее изготовленной простой формуле. Так, например, мы не вправе говорить будто в социалистическом быту, бытовой жизни, культуре быта нет никаких проблем, так как человек, личность у нас свободны от эксплуатации и поэтому все вопросы, в том числе и сложнейшие, якобы урегулируются сами собой, естественным путем, без посторонних усилий. Мы также не вправе думать, будто несоциалистический быт основан только на насилии и волчьей морали и «там» никто не заботится об организации быта людей, его использовании для развития личности.

Необходимо подробно, объективно изучить отношение человека к им же созданной действительности и уже на базе этого научно установить те подлинные факторы воздействия на сознание людей, которые служат основой становления личности. Все это не только не исключает, но, напротив, подразумевает основательную критику всякой неприемлемой для нас концепции и решительную защиту нашей классовой позиции.

В настоящее время быт, бытовая жизнь, культура быта изучаются во многих аспектах, например, социологами, этнографами, демографами, экономистами, педагогами, юристами, но почти нигде быт, бытовая жизнь, культура быта не рассматриваются как существенный фактор формирования личности, становления его мировоззрения. Такая постановка вопроса требует изучения диалектики внутренней закономерности, взаимосвязи и изменчивости быта.

Мы не собираемся утверждать, что настоящим трудом исчерпывается изучение быта как определяющего фактора формирования личностинаоборот, быт здесь расчленен, и в данном случае мы коснемся лишь влияния культуры быта на сознание человека, в частности одного из конкретных его проявлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Хотя культура быта включает в себя важнейшие сферы межличностных отношений, но с точки зрения институционализма она не неформализована, менее организована. Вследствие этого культура быта с гораздо большей эффективностью воздействует на формирование личности.

Указывая на эту сторону народной деятельности, Ф. Энгельс писал об английском рабочем классе 40-х годов прошлого века: «К счастью, сами условия жизни этого класса таковы, что они дают ему своего рода практическое образование, которое не только заменяет весь школьный хлам, но и обезвреживает связанные с ним вздорные религиозные представления и даже ставит рабочих во главе национального движения Англии». *.

Социалистическая культура быта имеет большие возможности рано или поздно освободиться от всяких недостатков и выявить прогрессивную, очистительную силу народной деятельности. С этого объективного, закономерного действия социалистическая культура быта всегда начинает общественное преобразование сознания индивида, являя собой важнейший фактор стереотипного формирования массового сознания, становления личности. т.

Маркс К., Энгельс §. Соч., т.2, с. 346.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е, т.2, с.231−259- 263−310.
  2. К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е, т.6, с.428−459.
  3. К. Рабочий вопрос. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е, т.9, с.479−488.
  4. Маркс"К.К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.13, с.1−167.
  5. К. Заработная плата, цена и прибыль.¦ Стоимость труда. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е, т.16, c. IOI-155.
  6. Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е, т.20, с.486−500.
  7. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е, т.21, с.25−178.
  8. К. О критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинении. Изд. 2-е, т.46, с.51−104.
  9. В.И. Проблемы строительства социализма. Л., 1970.1. Ленин В. И. О молодежи. М.- Молодая гвардия, 1954.
  10. В.И. О научных основах руководства социалистическим обществом. М.- Мысль, 1970.
  11. В.И. О производительности труда. М.- Госполитиздат, 1956.
  12. Материалы ноябрьского Пленума ЦК КПСС. М., 1982, с.3−25.
  13. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня. М., 1983.
  14. И.И. От камня до мозга. М., 1968.
  15. Т.И. Изучение человеческих расс в советской антропологии. Сб.- Расы и народы, JM, 1974.
  16. .А., Славин М. М. Культура развитого социализма и новый человек. Вопросы философии, № 8, 1980.
  17. . Человек как предмет познания. Л., 1968.
  18. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, ВЗ, 1983.
  19. И.И. Современная философская антропология. Шнек, 1970.
  20. Аюсьев Сэв. Марксизм и теория личности. М., 1972.
  21. Е. Научно-техническая революция и культура труда. Вопросы теории и практики. Сборник. М., 1980, с. 200.
  22. Н. Сочинения. Тбилиси, 1968.
  23. С.И. Этика взаимных отношений. М., 1972.
  24. Э.В. Тайна бытия человеческого. М., 1969.
  25. Г. Б. Если бы знать. М., 1977.
  26. М.Б. Социалистическая идеология. М., 1978.
  27. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском воз -расте. М., 1968.
  29. Г. И. Марксистская теория оценки. М., 1982.
  30. Ю.В. К характеристике понятия «этнос». (Ежегодник Расы и народы. 1971, щ.
  31. В.И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968.
  32. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
  33. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  34. М. Интуиция и наука. М., 1964.
  35. Э.Л. Культурная революция закономерность социалис-тическрго и коммунистического строительства. М., 1973.
  36. А.И., Герман Ш. М. Особенности социального познания. М., 1973.
  37. Взаимоотношение поколений в семье. М., 1977.
  38. Г. Н. Человек и научно-техническая революция. М., 1972.
  39. Вопросы философии и психологии. Л., 1968.
  40. Вопросы философской антропологии. Часть У. Тбилиси, 1978. На груз.яз.
  41. Л.С. Психология искусства. М., 1965.
  42. А.Г. Воспроизводство населения и общество. История современности, взгляды в будущее. М., 1982.
  43. Г. Эстетика, т.4. М., 1973.
  44. Г. Соч., т.4, М., 1957.
  45. А. Соч., т.2, М., 1954.
  46. Глазами этнографа. М., 1982.
  47. Г. Е. Ленин и формирование социалистического образа жизни. Коммунист, № 1, 1974.
  48. Г. Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности. Вопросы философии, М, 1976.
  49. А.Д. О формировании психологии первичного коллектива. М., 1972.
  50. Л.Г. Культура и личность. Вестник Ереванского университета, ЖЕ.
  51. .Т. Проблема человека в марксистско-ленинской философии. Коммунист, № 3, 1975.
  52. .Т. Философия и сущность человека. М., 1973.
  53. Л.А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта внерабочего времени. М., 1978.
  54. Л.А., Клопов Э. В., Оников Л. А. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. М., 1977.
  55. Л.А., Ромашевская Н. М. Пятидневная рабочая неделя в свободное время трудящихся. М., 1972.
  56. Гудолл Дж. Ван Лавик. В тени человека. М., 1974.
  57. К. Культура и общественный прогресс. Вопросы теории и практики. Сборник. М., 1980, с. 358.
  58. Л.М. Этносоциологическое изучение современности.. Ежегодник. Расы и народы. № 6, 1976, с. 64.
  59. Н. Наследование биологическое и социальное. Коммунист, № 11, 1980.
  60. Д.И. О природе идеального. Вопросы философии, Mt 1971.
  61. Е. О душевной деятельности животных. ГЛ., 1922.
  62. .С. Массовое сознание в развивающихся странах: содержание и динамика. Вопросы философии, № 9, 1981, с. 75.
  63. За здравый быт. Сборник. Л., 1957.
  64. В.В. Комиссия по культурно-массовой работе. Опыт, М., 1972.
  65. А.Т., Ядов В. А. Опыт конкретного исследования отношения к труду. Вопросы философии, м, 1964.
  66. А.Д. Проблемы психологии и патопсихологии личности. Тбилиси, 1969. На груз.яз.
  67. И. Права и быт. М., 1925.
  68. Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968.
  69. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.
  70. М.И. О коммунистическом воспитании. М., 1946.
  71. М.И. О коммунистическом воспитании. Тбилиси, 1970. На груз.яз.
  72. М.И. О молодежи. М., 1969.
  73. Д.А. Система факторов действия и развития личности. Тбилиси, 1982.
  74. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности ребенка. М., 1966.
  75. Р.И. О самом главном. Быть или не быть лич -ностьго. М., 1983.
  76. КПСС и культурное преобразование села. М., 1982.
  77. КПСС о формировании нового человека (Сборник документов и материалов"). М., 1976.
  78. Культура в свете философии. Сборник. Тбилиси, 1979.
  79. Культура, наука, искусство. М., 1965.
  80. Культура чувства. М., 1968.
  81. Культуры, Ювеско, М, 1982.
  82. В.Н. Социально-психологические аспекты антиобщественного поведения. Вопросы философии, № 1, 1974.
  83. Кэтзлин Замфир. Удовлетворенность трудом. М., 1983.
  84. М.В. Эволюция этнического самосознания и проблемы этногенезиса. Ежегодник, Расы и народы, № 6, 1976, с. 42.
  85. М. О структуре быта. Сб.: Вопросы философии и психологии, JL, 1968.
  86. Ф. Миф, религия и философия. Вопросы философии, № 3,
  87. З.Н. Философская проблематика человека. Известия АН ГССР. Серия философии, психологии, экономики и права. Тбилиси, ЖЕ, 1978.
  88. В.Л. Искусство быть другим. М., 1980.
  89. И.Т., Фридзе Т. М., Орлова Э. А., Рейзема Я. В. Теоретико-методологические основы комплексного исследования социалистического образа жизни. Вопросы философии, I&II, 1981, с. 51.
  90. Ленинское учение о социалистической культуре и идеологическая борьба. Сборник, Тбилиси, 1980.
  91. А.А. Деятельность и общение. Вопросы философии, Щ, 1979.
  92. А.В. Личность как историко-этническая категория. Советская этнография, № 3, 1981.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  94. М. Борьба за укрепление социалистического быта. Сборник, За здоровый быт, 1966.
  95. М. Критические заметки к современной теории мифа. Вопросы философии, $ 10, 1973.
  96. Личность преступника. М., 1971.
  97. .Д. Категории общения и деятельности в психологии. Вопросы философии, №-8, 1979.
  98. .Д. Сознание, мозг и внешний мир. Вопросы философии, № 3, 1979.
  99. А.В. О быте. М., 1927.
  100. А.В. О воспитании и образовании. М., 1976.
  101. Э. Дикари живут на Западе. М., 1958.
  102. А.Л. Очерки психологии развития ребенка. М., 1959.
  103. ПО. Макаренко А. С. Соч. в 7 томах, т.1, 1958.
  104. А.С. О коммунистическом воспитании. М., 1952.
  105. Г. Е. Этнос, этнические процессы и проблема образа жизни. Ежегодник, Расы и народы, № 7, 1977.
  106. Мастерство воспитания. Сборник. М., 1970.
  107. В. Проблема культуры в демократической философии. Вопросы философии, Жэ, 1956.
  108. B.C. Очерки психологии личности. Пермь, 1959.
  109. А.В. Способности и потребности личности. М., 1983.
  110. Ш. А. Психология пропаганды. Тбилиси, 1978.
  111. Ш. А. Социальная психология личности. Тбилиси, 1975. На груз.яз.
  112. Научно-техническая революция: социализм, культура, человек. М., 1981.
  113. П.А. Развитие социалистической личности и роль права повышения социальной активности. Вопросы филосо -фии, ЖЗ, 1982.
  114. Основы психологии и педагогики в партийной работе. М., 1978.
  115. Очерки истории социалистической культуры и интеллигенции. Сборник. Тбилиси, 1980. На груз.яз.
  116. Педагогические основы деятельности. М., 1979.
  117. О.П. Нравственная целостность личности. М., 1983.
  118. А.П. Разговор о культурном человеке. М., 1959.
  119. А.В., Петровбкий В. А. Индивид и его потреб -ность быть личностью. Вопросы философии, № 3, 1982.
  120. К.К. Черты личности и черты характера. Среднее специальное образование, № 2, 1973.
  121. В.Д. Традиции и общество. Опыт филосо&ско-социоло-гического исследования. М., 1982.
  122. Г. М. Избранные философские произведения. Т.5, с. 295.
  123. И.Г. Государство и личность. Вопросы теории и практики. Сборник, м., 1980, с. 319.
  124. Праздники, обряды, традиции. М., 1976.
  125. Проблемы социологии и демографии. Тбилиси, 1980. На груз.яз.
  126. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978.
  127. . Т.ХУ. Тбилиси, 1980.
  128. Расселение и демографические процессы. М., 1983.
  129. И. Московские встречи. М., 1962.
  130. К.А. Социология на путях познания. М., 1981.
  131. М. Стремление к благополучию и разумные потребности. Молодой коммунист, Ж, 1983.
  132. Рождаемость: известное и неизвестное. М., 1983.
  133. В.М. Городская культура. Человек, окружающая среда. Вопросы философии, ЖЕ, 1980.
  134. В.А., Елисеева И. И., Кадибур Т. О. Структура и функции семейных групп. М., 1983.
  135. В.А. Теория самовоспитания. М., 1973.
  136. Л.И., Соловьева А. Е. Психология сомовоспитания. М., 1982.
  137. A.M. Культура развитого социализма и воспитание нового человека. Вопросы философии, Щ2, 1981, с. 37.145.- Сафронов Б. В., Дорогова Л. Н. Мир человека. М., 1975.
  138. B.C. Культура и развитие человека. Вопросы философии, М, 1982.
  139. Семья и общество. М., 1982.
  140. И.Н. Человек и труд: условия гармонии и разви -тия. М., 1981.
  141. П.И. Новые процессы в социальной жизни советского села. Вопросы философии, 157, 1981, с.З.
  142. В. Формирование коммунистического быта. Коммунист, Ш, 1963.
  143. Г. А. Советский человек: формирование социалисти -ческого типа личности. М., 1980.
  144. Советская интеллигенция. М., 1974.
  145. Современное национальное движение и наши задачи. М., 1973.
  146. Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М., 1983.
  147. В.М. Нравственный мир советского человека. М., 1981.
  148. Социальная психология. М., 1975.
  149. Современные проблемы образования и воспитания (круглый стол). Вопросы философии, № 11, № 12, 1973.
  150. Социализм и личность. М., 1979.
  151. Социально-экономическое планирование и идеологическая работа. М., 1976.
  152. Социологическое исследование, И, 1980.
  153. С чего начинается личность. М., 1979.
  154. А.Г., Ефимов В. Т. Новое общество новый человек. М., 1976.
  155. А.Г. Курс марксистской философии. М., 1964.
  156. B.C. Социальное обновление: схемы и реальность.1. М., 1981.
  157. С.Г., Шсаренко Э. С. Социалистический образ жизни. Вопросы философии, № 2, 1974.
  158. С.В. Детство в условиях разных культур. Вопросы психологии, № 6, 1979.
  159. В.А. О воспитании. М., 1973.
  160. С чего начинается личность. М., 1984.
  161. США глазами американских социологов. М., 1982.
  162. Ю.Б. Микросреда и личность. М., 1974.
  163. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972.
  164. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  165. М.И. Культура и рабочий класс. Гемельский рабочий, I9S4 •
  166. С.А. Проблема типов этнических общностей. Вопросы философии, № 11, 1964.
  167. Н. О категориях общественного бытия и общественного сознания. Вопросы философии, № 1, 1958.
  168. А.К. Общественное мнение советского человека. М., 1963.
  169. З.М. Люди и вещи. М., 1963.
  170. Н., Денисов М. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения др одного года. М., 1949.
  171. Философская энциклопедия. T. I, М., I960.
  172. Философский словарь. М., 1980.
  173. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  174. В. Жизнь вне земли. М., 1966.
  175. Г. П. Философия и социология. М., 1971.
  176. А.А. Культура и личность. Проблема идеологической борьбы. Ленинское учение о социалистической культуре и идеологическая борьба. Тбилиси, 1980.
  177. И.Т. 0 жизни, смерти и бессмертии. Вопросы философии, № 2, №, 1982.
  178. И.Т. Перспективы человека (Критика социал-биологизма- социально-этнические проблемы теоретической инженерии). Вопросы философии, № 7, 1975.
  179. И.Т. Человек и человечество в условиях глобальных проблем. Вопросы философии, J&9, 1981, с. 32.
  180. В.И. Политическая культура строителя коммунизма. Вопросы теории и практики. Сборник. М., 1980.
  181. Г. 0 возникновении материального производства. Вопросы философии, J63, I960.
  182. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. В 2-х томах. М., 1981.
  183. А.С. Некоторые методологические аспекты исследования социалистического образа жизни. Вопросы философии, № 4, 1976.
  184. Ценностные ориентации социалистического образа жизни. Л., 1974.
  185. Н.З. Человек культура ценности. Вопросы философии, Jf6, 1981.
  186. Человек в современном мире. Вопросы философии, F7, 1980.
  187. В.И. Марксистский гуманизм и проблема смысла человеческого бытия. Вопросы философии, № 6, 1969.
  188. А.Ф. Социализм и моральные ценности человека. Вопросы философии, № 10, 1967, с. 64.
  189. Эстетика поведения. М., 1965.
  190. Этикет, воспитанность, личность. Алма-Ата, 1975.
  191. О.Н. Урбанизация, город, человек. М., 1974.
  192. З.А., Радзинская. Проблемы большого города (Опыт социологического исследования). М., 1982.
  193. Е. Мораль и быт пролетариата в переходной период. Л., 1926.
  194. Т.М. Личность и общество. М., 1973.
  195. Т.М. Философские проблемы антропогенеза. Вопросы философии, № 7, 1975.
Заполнить форму текущей работой