Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Категория «Энергия» и ее современное понимание в научно-философской картине мира

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аристотелева трактовка пон-ятия «энергейя», развитая в «Метафизике» и отчасти в «Риторике», является прочной основой всех истолкований этого понятия. Наряду с понятием энтелехии оно ставилось Аристотелем в противоположность понятиям потенции, возможности и характеризовало актуальность, действительность, реальную осуществлённость предмета. Но если энтелехия понималась скорее как результат… Читать ещё >

Содержание

  • глава 1. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭНЕРГИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
  • глава 2. ПОНЯТИЕ ЭНЕРГИИ В АНТИЧНОСТИ И
  • СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
    • 2. 1. Семантика понятия «evgpysia»
    • 2. 2. Энергия в системе категорий Аристотеля
    • 2. 3. Развитие представлений об энергии в учении исихазма
    • 2. 4. Категория «энергия» и «сила» в средневековой науке
  • глава. з КОСМИЧЕСКОЕ, ПЛАНЕТАРНОЕ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЭНЕРГИИ
    • 3. 1. Принцип субстанциальности в энергетизме Оствальда
    • 3. 2. Энергетические аспекты в учении о ноосфере. юо
  • глава 4. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Категория «Энергия» и ее современное понимание в научно-философской картине мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Стремительные изменения, происходящие в настоящее время в различных областях научной, общественной и культурной жизни, требуют переоценки сложившихся взглядов на мир и роли философского знания в этой системе взглядов. В связи с величайшими научными открытиями и техническими изобретениями категория «энергия» в современную эпоху получает новое толкование и широко используется в научной литературе, при этом многие дисциплины: физика, химия, биология, психология, социология и др. используют это понятие в качестве ключевого концепта в ракурсе своей дисциплинарной специфики. Переосмысление и переоткрытие категории энергии, ведущее к возрастанию её места и роли, происходит и в современной философии. Путь интегративного определения этой категории в философии ещё не пройден. Он требует отказа от многих догм и стереотипов мышления. Возможны различные подходы к этой проблеме, углубляющие понимание этой сложнейшей категории, которая, как показала история философии, играла существенную роль в формировании собственно философского мировоззрения.

В работе предпринята попытка выявить роль категории энергии в формировании научно-философской картины мира. В интересах корректности текста диссертационной работы необходимо уточнение термина «научно-философская картина мира». Возможно, что этот термин вызывает желание представить её в виде огромного полотна, на котором художник-учёный нарисовал каждую вещь на своём месте, объединив детали общим сюжетом, или киноленту, проекция которой даёт не просто представление о движении, но об историческом развитии сюжета от начала к финалу. Отнюдь нет.

Речь идёт о результате, отражающем способность человека задуматься об уст.

I/ V. U роистве мира. В представлении о звездах и планетах, их связи со своей жизнью, состоящей из повседневных забот, в представлении об устройстве бескрайних просторов, которые называют теперь Вселенной, человек ищет смысл своего существования и его духовное развитие во многом определяется этими представлениями. Знания людей обо всём, что их окружает, концентрируются и обобщаются наукой. Она, в основном, определяет наши представления о мире и о действующих в нём законах, и совместно с философским знанием принципов развития даёт представление об единстве Вселенной и её составных частей, выстраивает цельную концепцию развития природы.

По мере накопления знаний меняется и научная картина мира. Со временем первоначальный примитивизм такой картины сменялся всё более сложной моделью и этот процесс, видимо, никогда не завершится. Вернадский писал: «Мы переживаем коренную ломку научного мировоззрения, происходящую в течении жизни ныне живущих поколений, переживаем создание огромных новых областей знания, расширяющее научно охватываемый космос конца прошлого века, и в его пространстве, и в его времени, до неузнаваемости, переживаем изменение научной методики, идущее с быстротой, какую мы напрасно стали бы искать в сохранившихся летописях и в записях мировой науки"1.

Итак, под научно-философской картиной мира в данной работе будет пониматься совокупность представлений о мире и происходящих в нём процессов на основе достигнутого уровня научного знания, степени его обобщения.

На современном этапе развития, когда единое знание ещё раздроблено на отдельные научные дисциплины, процесс ломки старого научного мировоззрения предстаёт как серия научных революций, совершающихся в каждой из таких дисциплин. Поэтому имеет место чувственно-пространственная картина мира, духовно-культурная, метафизическая, физическая, биологическая и т. д. картины мира.

На рубеже XIX—XX вв.еков началась революция в физике, вызванная новыми знаниями о строении вещества, необычными с точки зрения классической физики законами микромира, новыми представлениями о свойствах пространства и времени и многим другим, что составило содержание современной физики. Внедрение новых идей и представлений в науку и в сознание людей не закончилось и сегодня. Но революция в физике — лишь звено в преобразовании единого знания.

В начале 20-х годов произошли революционные изменения в космологических воззрениях. Открытие расширения Вселенной, конечного времени её существования и историчности развития вызвало необходимость замены казалось бы незыблимой модели стационарной Вселенной моделью развивающейся Вселен.

1 Вернадский В. И. Размышления натуралиста. М. 1977. кн. 2. С. 31. ной. Изменилось понимание наукой окружающего нас мира и нашего места в нём, а такие перемены имеют далеко идущие последствия.

В начале 30-х годов появились признаки наступления новых времён и в науках о Земле — геологии, геофизике, физике атмосферы, физике океанов и других. Кульминация решительного обновления научных представлений о Земле и её оболочках, включая внешнюю подвижную оболочку, называемую биосферой, наступила совсем недавно, в 60-х — 70-х годах. Новые данные о динамике развития недр планеты, её суши, гидросферы и атмосферы сформировали представления о нашей планете как о целостной системе, естественном теле, в своём развитии следующем как законам «внешней среды» — Космоса и Солнечной системы, так и своим внутренним, автономным законам.

Наконец, в последние десятилетия проявились революционные перемены в биологических науках. Они вызваны, с одной стороны, фундаментальными открытиями в области генетики, молекулярной биологии, новым пониманием законов развития организмов и их сообществ, а также сознанием того, что жизнь на Земле предстаёт, по словам Вернадского, как геологическое явление, тесно связанное с общим процессом развития планеты. В свою очередь, жизнь на Земле включена в системный объект, называемый биосферой.

Новая научная картина мира и вытекающие из неё представления о развитии природы вообще и нашего планетного мира вместе с жизнью и человеком в частности, складывается под влиянием всех перечисленных дисциплин, но особая роль принадлежит здесь понятию энергии, заявившему себя в последнее время во многих дисциплинах как фундаментальная онтологическая категория. В диссертации исследуется, как происходило развитие и наполнение новым содержанием категории энергии через историю разработки научных и философских концепций, через историю раскрытия качественных и атрибутивных аспектов энергии, как категории современной научно-философской онтологии. В работе проводится определение перспектив, потенциала, глубины содержания этой категории через выявление целостности, взаимодополнительности и многогранности этих качеств. При этом исследование выходит за рамки истории европейской научной мысли и включает в область исследования древнекитайскую философию, как пример доказательства универсальности категории энергии в мировой философии.

Избранный в ходе работы путь исследования — обращение к древнегреческой и древнекитайской философии, — отвечает классическому способу вхождения в проблему через возврат к истоку, к своему архетипу.

В истоке гносеологической разработки темы лежит метод актуализации изначального семантического потенциала категории «энергия», который был заложен в неё Аристотелем. Показывается перспективность этого метода для переосмысления содержания базовых философских и научных понятий, раскрытия их места и роли в научно-философской картине мира.

Степень разработанности проблемы. В современных философских трудах нет систематизированных и целостных представлений о категории энергии, хотя некоторые авторы в своих работах обращались к отдельным вопросам рассматриваемой темы. Необходимо определить, какой линии в исследовании категории «энергия» следует придерживаться и какого рода интерпретации этого понятия можно принять за наиболее адекватные.

Формирование целостного представления об энергии проходит ряд этапов в своём развитии. В качестве основных в работе выделяются и исследуются следующие этапы: 1) Античная эпоха в лице Аристотеля дала название этой категории, статус и место в научном аппарате философии. 2) Развиваемое в раннехристианской философии понимание энергии характеризовало самые тонкие слои духовной жизни человека и человечества в целом, формировало мировоззрение, ориентированное на идеал духовного и психического совершенствования человека. 3) В XVII—XIX вв.ека через закон сохранения энергии, открытие новых её видов, была раскрыта многоплановая значимость энергии в научно-технической области. 4) Современные разработки в области науки и философии ставят нас перед необходимостью обращения к древнему представлению об энергии, которое построено на интуиции целостного восприятия мира. Древнекитайская эпоха создала об энергии масштабное в гносеологическом, онтологическом и антропологическом аспекте представление, которое явилось отражением философского поиска универсального энергетического и движущего начала всех явлений.

По указанным узловым моментам разрабатываемой темы можно выделить тематические блоки работ, на которые опирался автор в своём исследовании:

1). Спектр представлений об энергии в естественнонаучных дисциплинах широко изучался в работах Овчинникова Н. Ф., Омельяновского М. Э., Мелюхина С. Т., Кравец Т. П., Панибратова В. Н., Пригожина И., Стенгерс И., Гейзенберга В., Кобозева Н. И., Джеммер М.

2).

Введение

понятия энергия в научный аппарат философии был рассмотрен в трудах Аристотеля, Лосева А. Ф., Асмуса В. Ф., Чанышева А. Н., Васильевой Т. В., Ахутина А. В., Литвиновой Е. О. Анализ трансформации аристотелевского представления об энергии в категорию силы в схоластике проводился Адо П, Гайденко П.П.

3). Недостаточная философская разработанность категории энергии, слабо выраженный категориальный статус, приводят к необходимости обращения к разработкам этой категории в раннехристианской философии Иоанна Дамаски-на, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Паламы, произведения которых исследовались Кривошеиным В., Лосским Н. О., Флоровским Г. В., Зень-ковским В.В., Экономцевым И., Хоружим С.С.

4). Критике механистического представления об энергии, доказательству необходимости нового представления о ней, на котором базировалась энергетическая картина мира, посвятил свои многочисленные разработки В. Оствальд. В критике энергетизма были учтены работы Ульянова В. И., Лопатина Л. М., Кас-сирера Э., Родного Н. И., Соловьёва Ю.И.

5). Философская разработка и обоснование ноосферно-мировоззренчеких аспектов категории энергии рассмотрены в трудах Вернадского В. И., Тейяра де Шардена, а также в работах современных учёных Тимофеева-Ресовского Н.В., Тюрюканова А. Н., Фёдорова В. М., Кузнецова П. Г., Смирнова Г. С., Кузнецова М.А.

6). Интерпретация древнекитайского иероглифа Ци и использование его трактовок в описании картины мира изложена в собрании текстов древнекитайской философии на русском языке, в частности, в текстах Лао-цзы и Чжуан-цзы. Космогоническая концепция, центральным местом которой является категория Ци, рассмотрена в работах Фэн Ю-Лань, отечественных синологов Лукьянова А. Е.,.

Кобзева А.И., Маслова, Бурова В. Г., Торчинова Е. А. Практическое приложение к учению о Ци изучалось Вейсинь У., Гаваа Лувсана, Куприенко В. Н. Сопоставление принципов и категорий в философии Востока и Запада, в частности «Ци» и «энергии», рассматривалось в трудах Ф. Капра и Григорьевой Т. П, Титаренко М. Л., Феоктистова В. Ф., Лю Шусяня, Лукьянова А. Е., Сухарчук Г. Д.

Цель диссертационного исследования. Провести всестороннее исследование различных философских подходов к трактовке категории энергия с целью обогащения её содержания, адекватного новым научным представлениям.

Задачи диссертационного исследования:

1. Показать, что при описании некоторых физических процессов, определённых в современной науке как «энергетические», в традиционном понимании энергии выявился целый ряд трудностей философского плана.

2. Провести анализ семантики понятия энергия на различных этапах развития философской мысли.

3. Наметить возможные пути разработки нового понимания категории энергии, адекватного современным научным представлениям, с учётом целостности, дополнительности и системности свойств этой категории, которые обнаруживаются при обращении к её изначальному философскому смыслу и современным ноосферным концепциям.

4. Доказать универсальность энергетических представлений в истории развития науки и философии через обоснование возможности установления изоморфного тождества категории «энергия» и представления о «Ци» в древнекитайской традиции.

Проблема диссератационного исследования. Каким образом можно расширить и углубить понимание категории энергия, чтобы оно отражало расширяющееся представление о ней в современной научно-философской картине мира?

Объектом настоящего исследования является категория энергия во всём многообразии её трактовок в философском, религиозном, научном и т. д. контексте.

Предметом исследования является возможность изменения классического представления об энергии с учётом требований современной науки.

Методологической основой диссертации служит концептуально-теоретический базис различных подходов и принципов отечественной и зарубежной философской мысли, открывающих возможность для всестороннего исследования категории «энергия». Среди них можно выделить следующие методологические принципы: историзм, целостность, дополнительность и системность в которых проявляется единство общенаучных и философских методов формирования мировоззрения. В анализе мировоззренческих концепций используется метод сопоставления, метод аналогийнаибольший интерес для настоящего исследования представляет историко-генетический подход, согласно которому изменение представления об энергии отражает смену научных парадигмдля решения поставленной проблемы используется методический приём возврата к истоку рассматриваемого понятия.

Практическая значимость полученных результатов. Материалы проведённого исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения философских вопросов естествознания, при подготовке спецкурсов, лекций, семинаров по онтологии, теории познания, дисциплин, образованных на стыке гуманитарных и естественных наук.

Апробация полученных результатов. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре онтологии и теории познания философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. t.

Основные положения диссертации отражены в опубликованных статьях, доложены и обсуждены на следующиех Всероссийских и международных научно-практических конференциях:

1. Ноосферная идея и будущее России (Иваново, 1998).

2. Фундаментальные проблемы антропологии и социальной философии (Пермь, 1998).

3. Социально-философские аспекты ноосферной динамики России (Иваново, 2000).

4. Научное и вненаучное знание: конфронтация или сотрудничество? (Санкт-Петербург, 2001).

Структура диссертации определена целью исследования и её основными задачами. Текст диссертации состоит из введения, основной части, состоящей из 4 глав, заключения, списка литературы (147 наименований на русском, немецком и китайском языках) и приложения к диссертационной работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследования, определённые в начале работы теоретическими предпосылками, подтвердили, что знания об энергии, рассматриваемые в физике, философии и теологии, перекликаются гармоничным образом. Важно осознать, насколько эти разработки дополняют и взаимообогащают друг друга, что будет весьма полезным для проработки современной научно-философской картины мира. На языке энергетики, соединение знаний означает единое, согласное действие обеих энергий, взаимную со-действенность, «со-энергетичность», соработничество.

— Категория энергии обнаружила редкостную, почти уникальную способность играть ведущую роль в самых различных мировоззренческих концепциях. В современной научной мысли происходит утверждение и закрепление понятия энергии в качестве ключевого концепта, вполне совершившегося уже в дисциплинах физического цикла и всё более распространяющееся в науках о человеке. Ряд известных науке энергий постоянно дополняется: тепловая, солнечная, электрическая, механическая, приливов, атомная, психическая и т. д.

Но определение энергии в классической науке, как способности производить работу, не может быть удовлетворительным, например, при использовании в квантовой теории, описании оператора Гамильтона, неравновесных термодинамических процессах, теории вакуума и т. д. Следствием этого является необходимость переосмысления и «переоткрытия» категории энергии, что является несомненным вкладом в формирование онтологических и гносеологических основ современных философских концепций. Исследования в этой области приводят к актуализации всего семантического потенциала аристотелевского представления об энергии.

— Аристотелева трактовка пон-ятия «энергейя», развитая в «Метафизике» и отчасти в «Риторике», является прочной основой всех истолкований этого понятия. Наряду с понятием энтелехии оно ставилось Аристотелем в противоположность понятиям потенции, возможности и характеризовало актуальность, действительность, реальную осуществлённость предмета. Но если энтелехия понималась скорее как результат, завершённость и данность осуществлённости, как осуществлённость достигнутая, то энергия — более как сам процесс, движение к осуществлённости, как осуществлённость достигаемая — не столько актуалыюсть, сколько актуализация. Поэтому она сближалась Аристотелем с понятием движения, и допустимо её рассматривать как категорию, до известной степени промежуточную между потенцией (чистой возможностью) и энтелехией (чистой осуществлённостью), хотя и более близкую к последней.

В определении энергии как категории можно выделить следующие моменты:

• энергия предваряет («первее» и «достойнее») потенцию, движение, материю;

• энергия есть способ жизни (проявления) растительного, животного челове-чекого и космического миров.

• движение-жизнь, используя заложенную в ней потенцию, энергией обретает форму (для человека — это его физическое тело, для «фюсис» — это космос), но в своём дальнейшем развитии энергия преобразуется в энтелехию, некий смысл, цель этого движения.

• Для человека двигателем такого движения, движущим как цель, является его разумная душа. Для «фюсис» — это Перводвигатель. Таким образом, всё сущее, реализованное в мире, не останавливая поступательного движения развития, стремится к своей полной осуществлённости, энтелехии, Перводви-гателю, который движет, как целевая причина.

Перво двигатель в концепции Аристотеля это: а) общекосмическая энергия, которая обладает причинно-целевой направленностью и облекает потенции (возможности) умного мира в формыб) трансформатор и генератор всех энергетических потоков, разнообразие которых даёт разнообразие реальных формв) источник и одновременно цель всех энергетических потоков, которая даёт циклическую завершённость динамически устроенного космоса.

Подробное рассмотрение вопроса о введения категории «энергия» в древнегреческий философский словарь, её включение в общее представление о «фюсис», является основанием утверждать, что философская семантика понятия энергия в настоящее время не соответствует первоначальной семантике этого понятия и имеет место некорректность его использования в корпусе философии и науке вообще. Именно правильное прочтение аристотелевской энергейи даёт возможность для приближения к пониманию дальнейшего развития энергетических концепций в философии, теологии, биологии, физике, социологии.

В средние века в связи с утверждением патристики и возникновением схоластики эволюционное развитие аристотелевского понятия энергия привело к некоторому гносеологическому дуализму. Во-первых, понятие энергия получило широкое и наиболее приближённое к аристотелевским дефинициям применение в раннехристианской философии, внеся новые аспекты в понимание человека и космоса, широко использовало и особым образом развило телеологию Аристотеля. Во-вторых, понятие энергии, изначальный смысл которого был трансформирован в схоластике, и заимствован из философии представителями зарождающейся в те времена классической науки. Аристотелевская «энергейя» была отделена от своего архетипа и стала представлять собой лишь одну из множества функций этого понятия, сведя целое на уровень части, средства, утрачивая изначальную полноту.

В теоретических положениях исихазма используется аристотелева трактовка понятия энергии, как промежуточного звена между потенцией и энтелехией, но несколько более смещает смысл энергии в сторону от энтелехии к потенции, усиливая элемент недовершённости, имеющейся в семантике этого понятия. Если у Аристотеля энергия — движение, то в православии это скорей — начальный толчок, начаток, почин движения, но всё же актуально свершившийся, произведённый, в отличие от потенции, остающейся только чистой возможностью движения. Энергия в исихазме это: а) актуальный почин движенияб) действенный импульс, в) порыв, устремление, вселение, действование.

Принадлежащие разным планам бытия, энергии образуют общую энергийную стихию, находясь между собой в сообразовании, согласовании, сотрудничестве, именуемом в православиисинергией.

Человек играет важнейшую роль в процессе синергии божественного и человеческого. Воля человека определяет, быть ли заложенной в человека потенции реализованной до энтелехии. Свобода выбора человека есть свобода его онтологического самоопределения.

В концепции энергетизма обнаруживается попытка возврата к аристотелевскому мировоззрению т. к.: а) энергия означает не что иное, как способность вызывать изменения, без которых эти тела перестали бы быть физическими явлениямиб) энергия является выражением количественных отношений между явлениями природыв) энергия может ввести порядок между всеми явлениями природыг) открывается общая логическая возможность преобразовать природу с помощью понятия энергия в целостную систему, дающую тенденцию к аристотелевскому восприятию «фюсис».

Рассмотрение энергетической концепции Оствальда с теоретико-познавательной точки зрения, дающее по Кассиреру восприятие энергии, как принципа, приводит к созданию высшего общего понятия о мере всех вещей, в отличие от традиционного подхода, опирающегося на метод абстрагирования, который приводит к субстанциалистскому пониманию энергии.

Между тем, рассматриваемая как принцип, она означает лишь чистое отношение взаимной зависимости, мысленную точку зрения, с которой все явления становятся измеримыми, и, несмотря на все свои чувственные различия, входят в один и тот же алгоритм рассмотрения.

По мнению Кассирера основная теоретико-познавательная идея энергетизма ведёт не к понятию о пространстве, как это делает догматический материализм, а к понятию о числе, ряде, системе отношений, которая может быть положена в основу измерения. «Всё, что можно сказать о ней с научной точки зрения, сводится к количественным отношениям эквивалентности, существующим между различными областями физики.

Энергия не есть некоторое вещественное нечто наряду с уже известными физическими содержаниями, как свет и теплота, электричество и магнетизм. Она означает лишь объективно закономерную корреляцию, в которой стоять друг к другу все эти содержания. Её настоящий смысл и функция заключается в уравнениях, которые с помощью её можно установить между различными группами процессов".334.

Ноосферные концепции Тейяра де Шардена и Вернадского В. И. дают принципиально новое освещение проблематике изучения энергии.

Развитием мира по Тейяру, движет прежде всего энергия в общепринятом её понимании, которую он называет тангенциальной. Эта энергия связывает данный элемент со всеми другими элементами того же порядка, т. е. той же сложности и той же «внутренней сосредоточенности». Она энтропинизируется, т. е. мо.

334 Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1912. С. 251. жет теряться в виде теплоты. Существование второго вида энергии — радиальной, противодействует наступлению тепловой смерти Вселенной. Радиальная энергия влечёт элементы «в направлении всё более сложного и внутренне сосредоточенного состояния».

Тангенциальная энергия — это энергия, обычно принимаемая наукой, и она соответствует движениям в пределах одного витка «вздымающейся спирали» или по Тейяру движениям по поверхности сферы. Радиальная энергия ведёт к переходу на новые витки спирали или к расширению сферы, к повышению уровня организации. Радиусами каждый элемент данной сферы (уровня организации) связан с центром её и всех сфер, с «солнцем бытия», с мистической точкой «Альфа», которая диаметрально противоположна удалённой наружу от поверхности сферы точке «Омега».

Вернадский В.И., учитывая, что запасы энергии, находящиеся в распоряжении разума, неистощимы: силы приливов и морских волн, радиоактивная, атомная энергия, теплота солнца могут дать нужную силу в любом количестве, а наши знания об энергии, доступной человечеству, можно сказать, зачаточны, предлагает следующие пути человека к своей геологичности: а) захват человеком «техникой своей жизни» всё новых форм энергии (от мускульной до атомной), ибо именно этим путём на протяжении истории он овладел планетой, не только в веществе, но и в её энергииб) создание науки и логико-методологического аппарата мысли. Это движение человеческого разума к статусу космической силы основывается, по мнению Вернадского, не только в науке, но и в духовной сфере.

Исследованием установлено, что комплексному представлению о Ци китайской философии и категории энергия в аристотелевском смысле. Основанием этого утверждения является трактовка Ци как: а) единой духовно-материальной энергетической субстанции, пронизывающей «Поднебесную" — б) волевого начала, само являющееся движущим началомв) наполнителя на трёх онтологических уровнях тела космоса, тела человека и сердца человекаг) причиной того, благодаря чему происходит мировой круговорот, один цикл развития сменяется другим на новом эволюционном виткед) основой для самовыражения, проявления, реализации возможностей «Единого».

Древнекитайское учение о ЦИ и учение об аристотелевской энергейи объединяет следующее:

• оба учения сосредоточены не на единичном, а на целостности, всеобщности, комплексности;

• концентрацией внимания в трактовке Ци не на состоянии покоя, а на процессе течения Ци (движении энергейи у Аристотеля);

• взгляд на вещи и явления, как на нечто непрерывно перетекающее из одного состояния в другое;

• отсутствует интерес к различным формам и путям движения вещей, внимание сосредоточено на тенденциях движения и развития идей, суждений главным образом по аналогии;

• оба учения телеологичны: категории ЦИ и ЭНЕРГЕЙЯ являются той общекосмической силой, благодаря причинно-целевой направленности которой, динамически устроенный космос имеет циклическую завершённость и в своём эволюционном развитии стремится к своей полной осуществлённости, к своему «лучшему» пределу.

Проведённое исследование представляет первичный подход к указанной проблематике. Важным выводом можно считать получение нового (как давно забытого старого) представления об энергии, переход от энергии как способности совершать работу, к энергии, как философской категории, являющейся системообразующей и основополагающей в современных концепциях естественных и гуманитарных наук. Научное знание далеко от выдумки. Оно исходит из опыта. Опыт — гарант и критерий того, что речь идёт об аналогии понятий, определённой форме связи чувственного и мыслимого. Китайцы не разделяли рациональное и ирррациональное (иня-ян), не одно и тоже, а две стороны единого познания, дополняющие одна другую. Действующее ян — логика, недейст-вущене инь — интуиция, но всё взаимопереходит. Ян — прямая, центростремительная сила, которая впоследствии названа у Шардена радиальными энергиями, инь — круг, обволакивающая, названная Шарденом тангенциальными энергиями.

Такого рода параллель между различными философскими школами естественна и очевидна, ибо обе произошли от пристального наблюдения человека, сознания и действия. Очевидно также, что этот факт выражает собой неизбежность совпадения открытий в науке о человеке — открытий, опережающих даже и сегодняшнюю философию и психологию, которые до сих пор не выработали видения и языка, столь прямо отражающих подвижную множественность здешней реальности, как энергийное видение европейской и древнекитайской философии. И наконец, очевидно, что подобные совпадения — собственно совпадения в констатации философско-психологических фактов — ещё не несут в себе никакого религиозного содержания. Напротив, один и тот же фундаментальный факт плюралистической энергийности человека и его мира открывается в двух традициях, движимым противоположным религиозным побуждением, и служит далее базой противоположных антропологических стратегий. Мудрость древнекитайских философов подсказывает, что человек, отдельно взятый, и человечество в целом стоит перед необходимостью осмысления целого спектра проблем взаимоотношения с организованным Макрокосмом, формирования целостного мировоззрения и его духовно-нравственных ориентиров.

Следует отметить, что гносеологические исследования понятия энергия неизбежно оказываются так или иначе связанными со многими философскими направлениями и учениями, многими классическими проблемами философии. При этом философский горизонт раздвигается от философии как науки до философии как трансцендирующего постижения объектов. И в этом многоспектральном ряду изучения понятия энергия, её свойств и функций каждое исследование занимает достойную нишу.

Как и древние мыслители, современные физики выходят за пределы чисто научных задач, ищут и находят общие закономерности, которым подвержены со-циоприродные процессы, элементы макро и микромира. Гармонично перекликаются идеи Тейяра де Шардена, Вернадского, Тимофеева-Ресовского и Оствальда, Пригожина, Курдюмова, Кобозева. В корне меняется отношение к миру через переосмысление Ничто, Вакуума, которые начинают воспринимать не как отсутствие чего бы то ни было, а как непроявленное состояние мира (в духе восточного небытия), и от уровня человеческого сознания зависит то, что будет вызвано из небытия. В этом процессе категория энергии играет первостепенную роль, перспективы её исследований в философии весьма велики и представляют большой интерес в прикладном значении.

Вспомним слова Гумбольдта: «Где достигается вершина и глубина исследования, прекращается механическое и логическое действие рассудка .и наступает.

335 процесс внутреннего восприятия и творчества". Вновь явленная структура действительности предполагает соответствующую методику познания, о которой Вернадский говорил: «Научная творческая мысль выходит за пределы логики (включая логику и диалектику в разных её пониманиях). Личность опирается в своих научных достижениях на явления, логикой не охватываемые. В этом основном явлении в истории научной мысли мы входим в область явлений, ещё наукой не захваченную, но мы не можем не считаться с ней, мы должны усилить.

336 к ней наше научное внимание".

Западная мысль через современные открытия физики, через учение о ноосфере только в XX веке подходит к постижению мудрости античной и древнекитайской философии. В наши дни становится яснее, чем это было прежде, что идеи сохранения культурно-цивилизационной идентичности в процессах модернизации и наследования содержания культуры прошлых веков не утратили своего практического и теоретического значения. Путь к истине лежит через взаимо-обогащающий диалог разных идей и школ. Этому отвечает принцип признания многообразия путей видения мира, многообразие культур.

335 Григорьева Т. П. Дао и логос. М., 1992. С. 328.

336 Вернадский В. И. Филосовские мысли натуралиста. М., 1988. С. 29−30.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адо П. Что такое античная философия. М., 1999.
  2. П.В., Панин А. В. Философия. М., 1998.
  3. Антология даосской философии. М., 1994.
  4. Антология мировой философии. М., 1970.
  5. Аристотель. Метафизика. // Сочинения в четырёх томах. М., 1975−1984. Т.1. М., 1975
  6. Аристотель. О душе. // Сочинения в четырёх томах. М., 1975−1984. // Т.1 М., 1975.
  7. Аристотель. Категории. // Сочинения в четырёх томах. М., 1975−1984. // Т.2. М&bdquo- 1978.
  8. Аристотель. Физика. // Сочинения в четырёх томах. М., 1975−1984. // Т.З. М., 1981.
  9. В.И. Теория катастроф. М., 1990.
  10. Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандтир Исайя (Белов). Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1998.
  11. В.Ф. Античная философия. М., 1999.
  12. А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.
  13. В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 1. М., 1999.
  14. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 80. СПб., 1904.
  15. В.Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII в. Вань Чуань Ша-ня. М., 1976.
  16. Вариационные принципы механики / Под ред. Полака Л. С. М., 1959.
  17. Т. Афинская школа философии. М., 1985.
  18. У. Энергия ци и способы её регулирования. СПб, 1994.
  19. В.И. Биогеохимические очерки. Проблемы биогеохимии. М., 1980.
  20. В.И. Живое вещество. М., 1978.
  21. В.И. Размышления натуралиста. М., 1977.
  22. В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
  23. Г. В. Энергия связи микро- и макрообъектов Вселенной. Самара, 1997.
  24. В. Тайны тибетской медицины. М., СПб., 2000.
  25. В.П. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989.
  26. П.П. Эволюция понятия науки (XVII XVIII вв.). М., 1987.
  27. П.П. Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
  28. В. Философские проблемы атомной физики. 1953
  29. Я.М. Законы сохранения. М., 1967.
  30. А.И. Письма об изучении природы. М., 1946.
  31. Т.П. Дао и логос. Встреча культур. М., 1992.
  32. Т.П. Человек и мир в системе традиционных китайских учений.// Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
  33. Т.П. Синергетика // Вопросы философии. 1997. № 3.
  34. Е.Г. Универсализм раннего даосизма // Дао и даосизм в Китае. М., 1982.
  35. Д.Д. Из истории учения о движении энергии // История и методология естественных наук. Выпуск 2. М., 1963.
  36. И. Диалектика или философские главы. Еклессия Пресс. М. 1999.
  37. И. Точное изложение православной веры. // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1913.
  38. М. Эволюция понятий квантовой механики. М., 1985.
  39. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. М., 1972.
  40. Древнекитайская философия: эпоха Хань. М., 1990.
  41. Г. Витализм. Его история и система. М., 1915.
  42. В.В. Основы христаинской философии. М., 1996.
  43. Знание за пределами науки. // Под редакцией И. Т. Касавина. М., 1996.
  44. В.П. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск, 1989.
  45. С. Размышления о движущей силе огня. М. 1923.
  46. Ф. Дао физики. СПб., 1994.
  47. Ф. Уроки мудрости. Киев., 1996.
  48. Э. Познание и действительность. СПб., 1912.
  49. Ф. Путь в современную физику. М., 1972.
  50. Китайско-русский словарь / Под ред. М. И. Ошанина. М., 1952.
  51. Китайская философия и современная цивилизация. Сборник статей. М., 1997.
  52. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
  53. А.И. Учение Ван Ян Мина и классическая китайская философия. М., 1983.
  54. Н.И. Избранные труды. В 2 т. М., 1978.
  55. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982.
  56. Т.П. От Ньютона до Вавилова. Л., 1967.
  57. Т.П. Эволюция учения об энергии (1897−1947).// Успехи физических наук. 1948. Т. 36. Вып. 3.
  58. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
  59. В. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. Нижний Новгород, 1996.
  60. В. Богословские труды. Нижний Новгород, 1996.
  61. .Г. Принципы классической физики. М., 1958.
  62. В. Фэншуй. Акупунктура Земли. СПб., 1999.
  63. О.Д. Идеи синергетики, синергии в ноосферном научном мировоззрении // Формирование научного мировоззрения студентов в ВУЗе. М., 1989.
  64. .А. Сборник статей к 200-летию со дня рождения. 1937.
  65. В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В. И. Собр. Соч. Т. 18. М., 1961.
  66. Л.М. Аксиомы философии. М., 1996.
  67. А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.
  68. А.Ф. История античной философии. М., 1998.
  69. А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
  70. Вл. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. // Богословские труды. Сборник восьмой, посвященный Владимиру Лосскому. М., 1972.
  71. Вл. Догматическое богословие.// Богословские труды. Сборник восьмой, посвященный Владимиру Лосскому. М., 1972.
  72. Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М., 1992.
  73. А.Е. Истоки дао. М., 1992.
  74. А.Е. Начало древнекитайской философии. М., 1994.
  75. А.Е. Становление философии на востоке. М., 1992.
  76. А.А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры. СПб., 2000. s
  77. А.А. Наука и религия. СПб., 2000.
  78. Р. Закон сохранения и превращения энергии. М. 1933.
  79. Е.А. Образ мира. М., 1998.
  80. С.Т. Философские проблемы естествознания. М., 1985.
  81. С. Т. О диалектике развития неорганической природы. М., 1960.
  82. Новейший философский словарь / Под ред. Грицанова А. А. Минск, 1999.
  83. Н.Ф. Понятие массы и энергии в их историческом развитии и философском значении. М., 1957.
  84. Н.Ф. Принципы сохранения. М., 1966.
  85. М.Э. Диалектика в современной физике. М., 1973.
  86. М.Э. Философские вопросы квантовой механики. М., 1956.
  87. В. Великий эликсир. Введение в науку. М., 1923.
  88. В. Колесо жизни. М., 1912.
  89. В. Мельница жизни. М., 1926.
  90. В. Насущная потребность. М., 1912.
  91. В. Натурфилософия. М., 1904.
  92. В. Несостоятельность научного материализма и его устранение. СПб., 1896.
  93. В. Энергетический императив. СПб., 1913.
  94. В. Энергия и её превращения. СПб., 1890.
  95. В. Философия природы. СПб., 1903.
  96. Д.М. Теория густот. М., 1993.
  97. И.Б. От Лагранжа к Эйнштейну. М., 1966.
  98. ПолакЛ. Вариационные принципы механики. М., 1959.
  99. Л.С., Михайлов А. С. Саморганизация в неравновесных физико-химических системах. М., 1983.
  100. B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. М., 1997.
  101. П.С. Первый китайский философ Мэн-цзы. СПб., 1904.
  102. И. Введение в термодинамику необратимых процессов. М., 1960.
  103. И. Время, хаос, квант. М., 1999.
  104. И. От существующего к возникающему. М., 1985.
  105. И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  106. А. О науке. М., 1990
  107. В.В. Движение // Человек. 1999. № 5.
  108. О.С. Вариационные принципы в естествознании и категория цели // Принципы детерминизма. Саратов, 1983.
  109. О.С. Современный детерминизм и вариационные принципы в физике. М., 1975.
  110. . Мудрость Запада. М., 1998.
  111. Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М., 1995.
  112. Н. И. Соловьёв Ю.И. Вильгельм Оствальд. М., 1969.
  113. Русская философия. Словарь. М., 1995.
  114. Русский космизм. М., 1993.
  115. К. Сущность жизни. М., 1994.
  116. Е. Уроки о покаянии. Добротолюбие. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.
  117. Словарь античности. М., 1998.
  118. Словарь древнекитайских иероглифов.
  119. Ф. Материя и энергия. М.-Л., 1913.
  120. В.В. Европейская философия XV—XVII вв.еков. М., 1996.
  121. Д.М. Руководство по рефлексотерапии. М., 1980.
  122. А.В. Китайский классический массаж. СПб., 2000.
  123. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
  124. Титаренко M. J1. Китайская философия и будущее китайской цивилизации // Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997.
  125. P.JI. Механистическая и немеханистическая наука. М., 1998.
  126. Е.А. Даосизм, дао-дэ цзин. СПб., 1999.
  127. А.Н., Фёдоров В. М. Н.В. Тимофеев-Ресовский: биосферные раздумья. М., 1996.
  128. В.И. Вернадского о переходе биосферы в нооосферу. Его философское и общенаучное значение. М., 1989.
  129. Философско-религиозные истоки науки / Под. ред Гайденко П. П. М., 1997.
  130. Ю.А. Энциклопедия аномальных явлений. М., 1993.
  131. Фэн Ю-Лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998.
  132. ХакенГ. Синергетика. М., 1985.
  133. С. К феноменологии аскезы. М., 1998.
  134. С. Остаром и новом. СПб., 2000.
  135. С.С. Диптих безмолвия. М., 1991.
  136. С.С. Исихазм и история // Человек. 1991. № 5.
  137. Христианство. Словарь / Под ред. Л. Н. Митрохина. М., 1994.
  138. А.Н. Аристотель. М., 1981.
  139. А.Н. Философия древнего мира М., 1999.
  140. Чжунъин Чэн. Теория конфуцианского «я» // Китайская философия и современная цивилизация. Сборник статей. М., 1997.
  141. Е.П. Философия силы. М., 1993.
  142. Чжунхуа гу ханьюй цзыдянь. Шанхай, 1997.
  143. Mayer J.R. Bemerkungen uber das mechanische Aequivalent der Warme. 1850.
  144. Ostwald W. Energetische Grundlagen der Kulturwissenschaft. Lpz., 1909.
Заполнить форму текущей работой