Национальная идея в социокультурном пространстве России
В эпоху глобализации национальная идея становится значимым механизмом для сохранения культурно-цивилизационной самобытности. В условиях глобальных трансформаций жизнедеятельности государств не правомерно говорить об однополярном мире, о единой системе мирового управления, способного регулировать глобальные процессы. Для реализации такой системы необходима единая для всех наций система ценностей… Читать ещё >
Содержание
- НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
- 1. 1. Основные подходы к исследованию феномена национальной идеи
- 1. 2. Факторы становления и функционирования национальной идеи
- 1. 3. Национальная идея как идеологическое основание формирования государства
- ГЛАВА 2. РУССКАЯ ИДЕЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
- 2. 1. Место русской идеи в системе трансформируемого российского общества
- 2. 2. Национальная идея как консолидирующий фактор российского общества в условиях глобализации
Национальная идея в социокультурном пространстве России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность диссертационного исследования обусловлена сложностью и противоречивостью феномена национальной идеи. Она относится к тем проблемам, которые на протяжении столетий сопровождают эволюцию государств, наций, нередко выступая фактором государственного строительства, условием консолидации общества. Обращение к национальной идее, как правило, происходило и происходит в кризисные периоды развития государств, обществ, духовной культуры. В России пристальное внимание к этой проблеме вызвано ее недостаточным теоретическим осмыслением, хотя в настоящее время роль национальной идеи в социально-политических процессах возрастает. Не случайно становятся востребованными идеи мыслителей прошлого, в том числе русских философов, социологов, историков и др., которые обращались к анализу этого явления.
Необходимость теоретического исследования национальной идеи в современной России связана с кризисом национально-цивилизационной идентичности российского общества. В связи с этим представляется актуальным в контексте социокультурного развития страны формулирование принципов становления российской нации в условиях формирования новой государственности. Тем более что Россия в настоящее время оказалась государством со значительно преобладающим по численности русским населением. Одновременно с этим у народов автономных республик нередко активно продуцируются негативные стереотипы поведения к представителям другихнациональных сообществ, растет число межнациональных конфликтов, сепаратистских настроений. Нередко такие же тенденции наблюдаются в суверенных государствах — бывших республиках СССР.
Вопрос о регулировании национальных отношений на постсоветском пространстве актуализируется не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Русская идея становится реальным фактором, к которому обращаются различные общественно-политические движения. Проблемы межнациональных отношений отражаются в дискуссиях представителей различных религиозных конфессий, в частности в выступлениях Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Национальный вопрос, в том числе русский, является важным элементом идеологии многих политических партий и объединений («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и др.). Постепенно происходит осмысление социокультурной и национальной специфики страны в процессе ее экономической и социально-политической модернизации. Закономерно, что в переходный период национальная идея в России, и сформулированная на ее основании идеология, может выступить решающим условием сохранения цивилизационной самобытности. Научно выверенная и соотнесенная с историческим опытом страны национальная идеология — один из действенных способов управления развитием общества, мощный ресурс, умело используя который, возможно получить положительный социокультурный эффект.
Интерес к национальной идее обусловлен не только внутренними проблемами российского общества, но и общемировыми процессами, вызванными глобализацией. Они создают объективные предпосылки для экономической, информационной, политической и культурной универсализации! В мировом сообществе начинают доминировать транснациональные организации и институты (МВФ, НАТО, ВТО), международное законодательство, складывается мировой финансовый рынок. Процессы глобализации далеко неоднозначно принимаются многими странами, общественно-политическими течениями, что порождает антиглобалистские настроения.
В условиях глобального и внутреннего кризиса для России проблема осознания собственной национальной самобытности по отношению к другим цивилизациям становится чрезвычайно значимой. Национальная принадлежность играет первостепенную роль для социокультурного и цивилизационного самоутверждения.
Степень научной разработанности проблемы. Феномен национальной идеи предполагает обращение к исследованиям современных философов, а также к работам по различным направлениям в области социально-гуманитарных наук. Постановка проблемы национальной идеи стала возможной на основе анализа философских, социологических, культурологических, исторических трудов, которые создают теоретическую базу для ее изучения.
Предпосылкой для осмысления национальной идеи явилась категория «идея», первоначально обоснованная в философии Платона. По его мнению, идеи являются образцами, прообразами, благодаря которым из бесформенной материи возникают реальные предметы.
В Средние века всеобщий характер идеи Платона наполнился конкретным социально-политическим содержанием. В теократической доктрине Августина Блаженного категория «идея» — исходное понятие для обоснования основ светского государства.
В работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо теологический аспект идеи заменяется теорией договорного государства, создается теоретическая платформа для формирования западной национальной идеи, которая начинает соотноситься с идеей государственности.
В немецкой классической философии сложился социокультурный подход к осмыслению национальной идеи, утвердивший приоритет национально-духовных аспектов бытия.
Во второй половине XIX века в Европе национальная идея трансформируется в расистские теории. Такие теории сочетались с биологическим и социальным дарвинизмом, согласно которому закономерное развитие общества связано с законами биологической эволюции и принципами естественного отбора. Позднее это выразилось в идеологии и практике фашизма.
Необходимо выделить работы немецких ученых Э. Гуссерля «Кризис европейской культуры и философии» и К. Хюбнера «Нации», в которых выявлены и обоснованы сущностные компоненты, субсистемы национальной идеи. Основатель феноменологии Гуссерль разрабатывает понятие «национальное» в соотношении с принадлежностью к определенной цивилизации. К. Хюбнер глубоко раскрывает диалектическую взаимосвязь национальных идей с содержанием различных этапов исторического развития.
Вклад в разработку русской национальной идеи был осуществлен П. Я. Чаадаевым, A.C. Хомяковым, И. В. Киреевским, Ф. М. Достоевским, К. Н. Леонтьевым, Н. Я. Данилевским, B.C. Соловьевым, H.A. Бердяевым, П. Н. Савицким и др. Основные положения национальной идеи связаны с трактовкой комплекса проблем, касающихся цивилизационно-культурной самобытности России. Русская национальная идея определялась такими понятиями, как соборность (единство во множестве), всеединство, солидарность, эсхатология, социальная справедливость, приоритет духовно-нравственных ценностей над материальными (нестяжательство).
На географические и исторические факторы цивилизационно-культурного развития российской нации указывали К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, евразийцы (П.Н. Савицкий, Г. Флоровский), И. А. Ильин. В исследованиях евразийцев обосновывается цивилизационная специфика России на основе теософии (комплекс идей, который базируется на доминировании географических факторов, исторических, этнических и социальных процессах). Евразийцы утверждали, что существенным аспектом русской национальной идеи является туранский элемент, под воздействием которого сформировался своеобразный тип русской державы.
В конце XX века в России развернулась активная дискуссия о сущности русской национальной идеи. В результате научных обсуждений выявились противоположные точки зрения на содержание этого феномена. Представители национально-патриотического направления выступают за возрождение русской идеи, сторонники либеральной идеологии оценивают ее как архаичную, утратившую свой потенциал в современных условиях.
В постсоветский период изучение русской идеи опирается в большей степени на исследования отечественных религиозных философов, что приводит к ограниченности теоретической базы по данному вопросу. В значительной степени это приводит некоторых ученых (A.C. Ахиезер, А. Валицкий, Дж. Скэнлан) к выводу, что соборная ментальность является основным препятствием для модернизации российского общества.
Проявляющееся скептическое отношение к феномену русской идеи обусловлено тем, что при ее анализе обнаруживается отсутствие строгой архитектоники, однозначного толкования понятий. Другой причиной такого отношения к русской идее выступает идеологическая заданность некоторых отечественных и зарубежных исследований.
В России разрабатываются различные подходы к объяснению сущности национальной идеи. За возрождение государственно-национального устройства по типу Российской империи или СССР без ассимиляции и апартеида выступают С. Н. Бабурин, С. Ю. Глазьев, А. Г. Дугин, С.Г. Кара-Мурза, С. Лурье, М. Назаров, O.A. Платонов, А. Проханов, Д. О. Рогозин и др.
Сравнительно-исторический анализ русской и западной цивилизации проводят М. Назаров, O.A. Платонов, A.C. Панарин, И. Р. Шафаревич.
М.С. Каган, H.H. Моисеев, В. Н. Сагатовский соотносят современное понимание русской идеи с такими понятиями, как софийность, соборность, антропокосмизм, на основании которых можно сформировать экологический императив.
В работах A.B. Гулыги и Е. С. Троицкого аргументируются идеи возрождения соборности как альтернативы глобализму.
Рассмотрение национальной идеи на основе структурно-функционального анализа проводит A.C. Саидов.
Принципы становления новой российской нации в контексте российского общества выявляют Р. Г. Абдулатипов, К. С. Гаджиев, К. Касьянова.
В.В. Барис, O.A. Жукова, М. С. Каган, В. А. Корецкий, В. Т. Пуляев, И. Н. Сиземская, О. Н. Смолин, В. Чарушников, А. Ю. Шадже и др. предлагают сформировать единое социокультурное (образовательное) пространство для сохранения своей цивилизационной идентификации в условиях глобализации.
Таким образом, несмотря на значительные достижения в разработке вопросов национальной идеи, в современной отечественной социально-философской литературе осмысление национальной идеи носит ' концептуально разрозненный характер, отсутствует целостный социально-философский подход, конкретно не определена ее роль в возрождении российского общества, в частности, в преодолении идентификационного кризиса. В связи с этим необходим общий методологический и социально-философский анализ, который позволил бы обобщить достижения и создать новые предпосылки для выявления созидательного, интегративного аспекта идеи в процессе укрепления государственности в России.
Объектом исследования является национальная идея как фактор общественного развития.
Предмет исследования — функционирование русской национальной идеи в условиях современного российского социума.
Цель исследования — анализ феномена национальной идеи как мобилизационного потенциала для успешной модернизации российского общества.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что в условиях национально-цивилизационного кризиса идентичности национальная идея в России представляет собой консолидирующий и мобилизационный фактор для интеграции российского общества, формирования новых принципов российской государственности.
В связи с поставленной целью в диссертационной работе решаются следующие задачи:
1. Осуществить социально-философский анализ категории «национальная идея».
2. Исследовать социокультурные и научные предпосылки, исторические условия становления национальной идеи.
3. Изучить особенности, условия, объективные и субъективные факторы возрождения национальной идеи в контексте социокультурных реалий современного российского общества.
4. Раскрыть процесс формирования национальной идеи как фактора успешного социально-политического и экономического реформирования российского общества в процессе формирования новой государственности.
Теоретико-методологическая основа исследования. В основе настоящего исследования лежат фундаментальные разработки отечественных и зарубежных философов, культурологов, историков, геополитиков по проблеме национальной идеи. Основными теоретико-методологическими источникам диссертации послужили классические труды Ж. Бодена, Т. Гоббса,-Ж.-Ж. Руссо, В.Г. Ф. Гегеля, И. Г. Фихте, К. Хюбнера, П. Я. Чаадаева, B.C. Соловьева.
Принципы системности, единства логического и исторического, диалектический определяют в значительной степени содержание и логику диссертационной работы. Диалектический принцип способствует выявлению закономерности ее развития. Принцип системности позволяет исследовать внутреннюю структуру национальной идеи как единую, органическую, связанную между собой целостность, систему. На основании системного г принципа можно поместить национальную идею в конкретную социокультурную среду и тем самым представить ее в качестве элемента социальной системы. В результате этого возникает единство исследуемого объекта и формирование целостной теоретической картины. Принцип историзма делает возможным проанализировать феномен национальной идеи в его развитии.
Решение проблем данного диссертационного исследования видится в реализации комплексного подхода, который бы позволил рассмотреть отдельные аспекты изучаемого явления как части единого целого.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Осуществлен комплексный подход к исследованию национальной идеи с позиции социальной философии, что может послужить методологическим ориентиром для более глубокого осмысления процессов реформирования российской государственности, формулирования принципов становления российской нации, формирования национального самосознания.
2. Утверждается положение о том, что становление российской наций может быть успешным при сохранении исторически сложившейся полиэтничности: иные варианты становление российской нации являются концептуально несостоятельными, поскольку противоречат историческому и культурному своеобразию развития российского общества.
3. Обосновано положение, что консолидирующий потенциал национальной идеи полноценно реализуется при формировании единого социокультурного пространства, которое позволит создать общенациональные универсальные ценности и сохранить российскую полиэтничность.
4. Раскрыты и обоснованы факторы становления и функционирования национальной идеи в контексте: а) социально-политических отношенийб) глобальных реалий изменения традиционных сфер жизнедеятельности.
5. Переосмыслено и расширено содержание традиционного понятия «соборность», которое в современном российском обществе выступает в качестве основополагающего принципа укрепления и становления российской нации, базируется на сохранении и гармоничном взаимодействии национальных культур, языков, конфессионального взаимопонимания и сотрудничества, политической толерантности. В условиях глобализации принцип соборности может послужить импульсом для более конструктивного диалога цивилизаций, формирования нового экологического и нравственного сознания населения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для анализа феномена национальной идеи, выявления ее генезиса, раскрытия особенностей ее функционирования в контексте глобализации, процессов становления российской нации, модернизации общества и формирования новой российской государственности обоснован комплексный подход.
2. Становление и функционирование национальной идеи определяет совокупность таких факторов, как природно-географические условия, культура, менталитет, религия, язык, исторические доминанты.
3. Стабильное и долговременное социально-политическое, экономическое функционирование государств обусловлено наличием четко разработанной национальной идеологии, основание которой составляет национальная идея.
4. В современном российском социуме национальная идея может выступить консолидирующим фактором в становлении новой российской государственности. Единое социокультурное пространство, основанное на универсальных принципах русской национальной культуры и русского языка, обеспечит общероссийскую интеграцию, независящую от национальной принадлежности. Это обстоятельство является решающим в такой многонациональной стране, как Россия, интегрирующей в себе этнические, культурные, языковые, конфессиональные многообразия. Закономерно, что Россия не может существовать исключительно как государство только для русских.
5. В условиях глобализации русская национальная идея представляет эффективный механизм сохранения цивилизационной идентичности. Для России наиболее эффективной и приемлемой является стратегия сохранения и воспроизводства социокультурного и геоэкономического потенциала.
Теоретическая и практическая значимость. Представленные теоретические положения дополняют и развивают теоретико-методологическую базу изучения национальной идеи в условиях функционирования современного российского общества.
Выводы диссертации могут стать методологическим ориентиром для общественно-политических организаций, которые разрабатывают оптимальные варианты национального строительства в российском социуме. Основные выводы исследования могут быть применены в деятельности органов регионального управления при разработке программ по патриотическому воспитанию молодежи.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов при разработке и прочтении лекционных курсах и семинарских занятиях по философии, культурологии, социологии, политологии.
Апробация работы. Основные положения работы изложены на заседании кафедры философии и социальных наук ИрГУПС. Выводы исследования обсуждались на Девятой региональной конференции «Российское общество в диалектике социальных антиномий» (Иркутск, 2008 г.) — на научно-практической конференции с региональным участием:
Проблемы и перспективы формирования образовательного пространства в условиях становления информационного общества" (Иркутск, 2008) — на IV Всероссийской научно-технической конференции «Молодежь и наука»: начало XXI века (Красноярск, 2008) — на научно-практической конференции студентов и аспирантов «Формирование личности молодого специалиста в техническом вузе» (Иркутск, 2009).
Результаты исследований были опубликованы в 6 научных работах общим объемом 2,3 п.л.
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка, содержащего 189 источников. Объем основной работы составляет 155 страниц.
Выводы диссертации могут стать методологическим ориентиром для общественно-политических организаций, которые разрабатывают оптимальные варианты национального строительства в российском социуме. Основные выводы исследования могут быть применены в деятельности органов регионального управления при разработке программ по патриотическому воспитанию молодежи.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов при разработке и прочтении лекционных курсах и семинарских занятиях по философии, культурологии, социологии, политологии.
Заключение
.
1 Возникновение наций неразрывно связано с образованием национального государства, экономического единства общества и светской культуры. Процесс формирования наций создает объективные предпосылки для возникновения такого феномена как «национализм». Гражданский (государственный) и этнический национализм представляют собой противоположные явления. Государственный национализм направлен на интеграцию гражданской нации в условиях национального государства, а этнонационализм ориентирован на достижение преимуществ для представителей одной этнической группы в сфере власти и управления, государственной идеологии и символики.
Идея нации представляет собой важнейший механизм консолидации общества, выступая основой формирования национального самосознания. Для анализа национальной идеи в мировой науке применяются различные 4 подходы.
Во Франции сложилось политико-правовое понимание исследуемой категории. Идея нации концептуально оформилась в либеральную идеологию, посредством которой утверждались принципы формирования гражданского общества. Политико-правовые ценности воспринимаются как универсальные и общезначимые, подходящие для всех национальных сообществ. В связи с этим либеральный подход представляется нам односторонним, поскольку игнорирует социокультурные и этнокультурные аспекты бытия, не позволяет исследовать категорию «национальная идея» как целостный и многомерный феномен.
В немецкой классической философии политико-правовой характер национальной идеи наполнился социокультурным содержанием. Подобный подход к интерпретации национальной идеи позволяет провести сравнительный анализ культурного и исторического своеобразия различных народов и наций, выявить специфические особенности национального мышления, обосновать цивилизационную специфику развития различных национальных сообществ в мировой истории. Социокультурный подход целесообразно учитывать при рассмотрении национальной идеи, чтобы выделить наиболее значимые, универсальные ценности из всеобщего культурного и исторического развития народов и наций.
В русской классической философии концептуальное осмысление национальной идеи базировалось преимущественно на историософской точке зрения (П.Я. Чаадаев,' A.C. Хомяков), поэтому ее смысл раскрывался на основе православной этики (B.C. Соловьев, Н. А. Бердяев и др.). Другие аспекты, обосновывающие цивилизационно-культурное развитие русского народа, особо не рассматривались, хотя некоторые ученые указывали на особенности природно-географического фактора и исторических условий развития России (Н.Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, П. Н. Савицкий, И.А. Ильин). Отсутствие схоластики как этапа в развитии русской культуры предопределило в русской философии доминирование интуитивизма, который заключается в признании высшей формы познания интуицию как опыта непосредственного чувства действительности. Многообразие определений феномена «русской идеи», отсутствие их соподчиненности обусловлено применением интуитивно-умозрительного метода. На наш взгляд, для целостного, социально-философского исследования русской идеи важно учитывать не только религиозные, но и природно-географические, культурные, социально-политические факторы, а также геополитические особенности исторического развития России.
2. Национальная идея выступает основополагающим фактором в процессе становления и развития национальной государственности. Государственная идеология разрабатывается посредством четко оформленной идеи, которая отражает мировоззренческие ориентиры национальной общности. На основании идеологии осуществляется легитимация общественно-политического строя государствсоздаются универсальные принципы государственности, которые способствуют общенациональной интеграции в контексте национального государства. В связи с этим национальная идея заключает в себе консолидирующий и созидательный потенциал в исторически значимые, как правило, кризисные периоды развития государств и общества. Национальная идея представляет собой сложный и многомерный феномен, связанный с историческим развитием «государства, обществ, формированием национального самосознания. Идея нации определяет социокультурную динамику развития общества, выражая основные духовные и материальные принципы народов и наций. Вполне логично, что эта категория выступает значимым механизмом национального самоопределения, посредством которого происходит осмысление культурно-цивилизационной идентичности в мировой истории. < Национальную идею невозможно изобрести ради экономической или политической целесообразности, поскольку она связана с культурно-исторической спецификой развития общества. В науке национальная идея представляет собой такую категорию, посредством которой осуществляется познание и объяснение различных социальных явлений. Ученые исследуют и анализируют ее с различных философских, религиозных, культурных и социально-политических позиций. Противоположные подходы к осмыслению национальной идеи обусловлены тем, что она не является неизменной, статичной категорией, может преобразовываться при определенных исторических обстоятельствах (смена общественного строя). Противоречивый характер национальной идеи выражается в том, что этот феномен в определенные исторические периоды становится консолидирующим фактором, посредством которого осуществляются национальные движения и интеграционные процессы. Одновременно с этим национальная идея может способствовать разъединению национальной общности, принимая ярко выраженную политико-идеологическую направленность.
Для определения национальной идеи мыслители, общественно-политические деятели выявляют в истории, менталитете, культуре, религии общие и значимые ценности, укорененные в структурах общественного сознания. Очевидно, что эти ценности у каждой нации является уникальными и неповторимыми. Национальная идея — это концентрируемое выражение самосознания, в котором отражаются национальные ментальные структуры, интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал общества. В ней синтезируются природно-географические, культурные, социально-экономические, языковые, религиозные факторы. Национальная идея интегрирует важнейшие явления духовной и материальной жизнедеятельности общества, которые осмысляются и оформляются в языке, в общественных и культурных сферах, науке, искусстве. Они отражают специфику национального быта в политических, социально-экономических, духовных, творческих проявлениях. Через подобное взаимодействие происходит, процесс самопознания и-самовыражения народов и наций.
3. В современной России в условиях национально-цивилизационного кризиса национальная идея выступает идентификационным ориентиром, на основании которого возможно разработать государственную идеологию. Для преодоления кризиса в России происходит интенсивный поиск перспектив возрождения России. Проанализировав несколько проектов, связанных с историческим развитием страны, в диссертации делаются следующие выводы.
В поисках выхода из кризиса западная модель развития не может быть признана оптимальной для России. Либеральные ценности не соответствуют культурно-цивилизационному своеобразию России. Ценности являются продуктивными факторами социального развития, лишь тогда, когда они отражают глубинные духовные потребности людей данного общества.
Либеральная трактовка русской национальной идеи представляется нам несколько односторонней, поскольку основывается преимущественно на прагматической и экономической точке зрения;
Националистическая модель развития, обосновывающая этнический фактор в качестве главного принципа идентичности, также неприемлемы для России. Такие подходы к пониманию национальной идеи в условиях полиэтничности неизбежно приведут к межэтническим конфликтам. Подобного рода проекты не смогут осуществиться в России, поскольку противоречат особенностям российского национального менталитета. Национализм в России всегда оформлялся в идею всемирности, обретал черты культурной плюралистичности (Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев);
В современной России лучшим из возможных вариантов общественного развития, на наш взгляд, является сохранение исторически сложившегося типа нации, который ориентирован на сохранение национального многообразия. Исходя из этого, диссертант полагает, что страна не может функционировать как государство для русских, потому что Россия представляет собой оригинальную цивилизацию, которая огромна не только по географическому положению, но и потому, что интегрирует в себе этнические, языковые, конфессиональные, культурные ценности различных народов, которые проживают на территории российского государства. Представители национальных групп, вошедшие в состав Российского государства, в течение длительного времени составляют органичную часть общего социокультурного и политико-экономического пространства. Россия выступает как связующее звено между Востоком и Западом, синтезирует в себе европейские и азиатские начала, соединяет славянское единство с тюркскими, угро-финскими и другими общностями;
4. Сегодня в условиях формирования новой российской государственности вопрос о регулировании национальных отношений становится очень значимым. Вполне очевидно, что национальная идея выступает консолидирующим и мобилизирующим фактором, на основании которого возможно сформулировать принципы становления российской нации и сформировать новую государственность. Разработать единые ценности для общероссийской консолидации в рамках российского государства возможно на основании общего социокультурного пространства. Русская национальная культура и русский язык будут способствовать интеграции российского общества, потому что в стране исторически образовалось двуязычие. Принадлежность к русскоязычной культуре способствует созданию общероссийской идентичности, которая не будет отождествляться с национальной принадлежностью, что особо значимо в условиях многонационального государства.
Идея сильной государственной власти является основополагающим. элементом современной национальной идеи в России. Исторически сложилось .так, .что централизованное государство служило в течение многих, столетий консолидирующим и мобилизационным началом, вокруг которого происходило объединение русского народа с представителями национальных меньшинств. Тем самым обеспечивалась целостность, стабильность, жизнеспособность российского общества. По нашему мнению, бесперспективными являются стремления разрешить общенациональные проблемы, не учитывая роль государственной власти. В связи с этим мы солидарны с Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым, который в своих последних выступлениях высказывал мнение, что в условиях мирового и общероссийского кризиса актуализируется роль сильного национального государства.
5. В связи с этим некоторые национально духовные ценности и традиции, который сложились в течение прошлых веков, в XX столетии деформировались, а некоторые из них утратили основы, па которые опирались (монархия, крестьянская община). Коммунистические идеи и ценности или дискредитированы, или не приемлемы в том виде, в каком они выражались в течение десятилетий. Особое значение в общественной жизни России приобретает развитие одного из основополагающих элементов, составляющих русскую идею — соборность (взаимодействие с другими народами). Сущностное содержание русской идеи заключается не в изоляции и автономности, а во «всечеловечности», открытости влиянием извне, способности через призму национальной ментальности органически интегрировать в себя носителей различных влияний.
При оценке современного состояния России и, особенно при создании проектов ее развития, правомерно использовать исторический подход, учитывать духовные и этнокультурные особенности многонационального населения России.
6. В диссертации переосмыслено и расширено содержание традиционного понятия «соборность», которое в современном российском обществе выступает в качестве основополагающего принципа становления и укрепления российской нации, базируется на сохранении и гармоничном взаимодействии национальных культур, языков, конфессионального, взаимопонимания, политической толерантности. В условиях глобализации принцип соборности может послужить импульсом для более конструктивного диалога цивилизаций, формирования нового экологического и нравственного сознания населения.
7. В эпоху глобализации национальная идея становится значимым механизмом для сохранения культурно-цивилизационной самобытности. В условиях глобальных трансформаций жизнедеятельности государств не правомерно говорить об однополярном мире, о единой системе мирового управления, способного регулировать глобальные процессы. Для реализации такой системы необходима единая для всех наций система ценностей, единый менталитет, универсальная идеология. Но мир очень многолик, обширен, сложен, чтобы им можно было управлять из какого-либо единого центра. По нашему мнению, в современных условиях ни одна иистанция пока не имеет возможности реализовать такие всемирные проекты. В условиях мирового кризиса человечества необходимы совместные усилия для преодоления сложившихся глобальных проблем. Только такое осознание нелинейности социального и психологического развития, открытости внешнего и внутреннего мира, неоднородности как естественного состояния любой живой системы приведет к новой парадигме мышления. Важно учитывать желание народов соблюдать свои обычаи, традиции, законы, религиозные и иные ценности, а также выбирать государственное устройство и политический режим, которые соответствуют национальным интересам. В противоположном случае неизбежно произойдет процесс навязывания другим общностям своего образа жизни и ценностно-мировоззренческих представлений той культуры, которая доминирует в современном глобальном мире. Культурная, социальная и этническая разнородность населения неизбежно вызовет экономические, политшсо-правовые, религиозные столкновения, ставит под сомнение способность стран стать интегральными элементами в мировой глобальной системе. Гармонизация межнационального мира предполагает осуществления диалога культур, солидарности, интеграции, сотворчества к представителям иной национальности, благодаря чему разрешатся этнические и национальные противоречия.
8. Представленные теоретические положения дополняют и развивают теоретико-методологическую базу изучения национальной идеи в условиях функционирования современного российского общества.
Список литературы
- Абдулатипов, Р. Г. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность в современных условиях Текст. / Р. Г. Абдулатипов. -М.: ACT, 2005. 500 с.
- Абдулатипов, Р. Г. Русский народ и российская этнополитология Текст. / Р. Г. Абдулатипов. М.: Наука, 2004. — 345с.
- Августин Аврелий (Блаженный). «О граде Божием» Текст. / Августин Аврелий (Блаженный). М.: ACT, 2000. — 1205 с.
- Акопян, К. 3. Человек и общество в условиях глобализации Текст. / К. 3. Акопян // Личность. Культура. Общество. 2004. — № 4 (24). С. 121−135.
- Андерсон, Б. Воображаемые сообщества Текст. / Б. Андерсон. -М.: Канон пресс — Ц, 2001. — 212 с.
- Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта: (социокультурная динамика России) Текст.: в 2 т. / А. С. Ахиезер. -Новосибирск: Сиб. хронограф, 1997.
- Бабурин, С. Н. Современный русский консерватизм это национальная власть и социальная справедливость Текст. / С. Н. Бабурин // Наш современник. — 2002. — № 7. — С. 209−214.
- Барабанов, Е. В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе Текст. / Е. В. Барабанов // Вопросы философии. 1990. — № 8. — С. 62−74.
- Барис, В. В. Национальная идея в контексте геополитических перспектив российской модернизации Текст. / В. В. Барис // Труд и социальные отношения. 2008. — № 4. — С. 61−67.
- Бауман, 3. Глобализация: последствия для человека и общества Текст. / 3. Бауман. М., 2004. — 234 с.
- Бауэр, О. Национальный вопрос и социал-демократия Текст. / О. Бауэр. -М.: Наука, 1989. 123 с.
- Бахтин, М. М. Этика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 445 с.
- Бек, У. Трансформация политики и государства в эпоху глобализации Текст. / У. Бек // Сводная мысль. — 2004. — № 7. С. 12—23.
- Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Наука, 1990. — 224 с.
- Бердяев, Н. А. Россия Текст. / Бердяев Н. А. // Смысл творчества. М., 2004. — С. 482−502.
- Бердяев, Н. А. Русская идея Текст. / Н. А. Бердяев // О России и русской философии. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. — С. 52−78.
- Бердяев, Н. А. Судьба России Текст. / Н. А. Бердяев. М.: АСТ, 2004.-278 с.
- Бессонов, Б. Н. Фашизм: идеология, политика Текст. / Б. Н. Бессонов. М.: Высш. шк., 1985. — 279 с.
- Бжезинский, 3. Великая шахматная доска Текст. / 3. Бжезинский. М.: Междунар. отношения, 1999. — 256 с.
- Библер, В. С. Мышление как творчество (введение в логику мыслительного диалога) Текст. / В. С. Библер. М.: Худ. лит., 1978. — 99 с.
- Благова, Т. И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский Текст. / Т. И. Благова. М.: Наука, 1995. -324 с.
- Ж.-Ж. Боден основоположник концепции государственного суверенитета Текст. — М.: ИНИОН. — 434 с.
- Булгаков, С. Н. Героизм и подвижничество Текст. / С. Н. Булгаков. — М.: Рус. кн., 1992. 123 с.
- Булкин, А. П. Социокультурная динамика образования Текст. // А. П. Булкин. М.: АСТ 2001. — 123 с.
- Валицкий, А. Нужна ли России русская философия? Текст. / А. Валицкий // Вопр. философии. 1994. — № 1. — С. 12−19.
- Валлерстайн, И. Миросистемный анализ: введение Текст. / И. Валлерстайн. М.: Территория будущего, 2006. — 248 с.
- Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма Текст. / М. Вебер. М.: Наука, 2002. — 439 с.
- Вехи Текст.: сб. ст. о рус. интеллигенции / сост. и авт. предисл. М. О. Гершензон. — М.: Грифон, 2007. — 272 с.
- Вико, Ж. Б. Основание новой науке об общей природе наций Текст. / Ж. Б. Вико. М.: REFL book, 1994. — 656 с.
- Виллар, Ж. К. Формирование французской нации Текст. / Ж. К. Виллар. М., 1957. — 123 с.
- Гаджиев, К. С. Заметки о перспективах российской государственности (национально-территориальный аспект) Текст. / К. С. Гаджиев // Вопр. философии. 2001. — № 9. — С. 2−22.
- Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа. Философия истории Текст. / Г. В. Ф. Гегель. М.: ACT, 2006. — 1234 с.
- Геллнер, Э. Нации и национализм Текст. / Э. Геллнер. М.: Прогресс, 1991.-320 с.
- Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества Текст. / И. Г. Гердер. М.: Худ. лит, 1998. — 234 с.
- Гессен, И. Основы педагогики Текст. / И. Гессен. М.: Худ. лит.-1987.-678 с.
- Гоббс, Т. Левиафан Текст. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 2001. — 478с.
- Гранин, Ю. Д. «Глобализация» или «вестернизация» / Текст. / Ю. Д. Гранин // Вопр. философии. 2008. — № 2. — С. 2−15.
- Гулыга, А. В. Русская идея и ее творцы Текст. / А. В. Гулыга. — М.: Наука.-1995.-218 с.
- Гумбольдт, В. Языки и философия культуры Текст. / В. Гумбольдт. М.: 1998. — 312 с.
- Гуревич, А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов» Текст. / А. Я. Гуревич. -М., 1993. 334 с.
- Гуссерль, Э. Кризис европейской культуры и философия Текст. / Э. Гуссерль. М.: Наука, 2004. — 700 с.
- Данилевский, Н. Я. Россия и Европа Текст. / Н. Я. Данилевский. М.: Известия, 2003. — 606 с.
- Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты Текст. // отв. ред.: В. С. Степин, А. Н. Гусейнов. М.: Наука, 2005. — 428 с.
- Добреньков, В. Время героев — придет Текст. / В. Добреньков // Завтра. 2008. — Март (№ 13).
- Долгов, К. М. Встреча с Папой Римским Иоанном Павлом II Текст. // Вопр. философии. 2008. — № 2. — С. 178−182.
- Долгушин, М. И. Модернизация России: альтернатива будущего Текст. // Личность. Культура. Общество. — 2006. Т. VIII, вып. 2 (30). — С. 259−267.
- Достоевский, Ф. М. Дневник писателя за 1877 год. Январь. Глава II Текст. / Ф. М. Достоевский // Рус. идея. 2004. — С. 154−162.
- Дугин, А. Г. Эволюция национальной идеи Руси (России) Текст. / А. Г. Дугин // Отечественные записки. 2002. — № 3. — С. 125— 139.
- Ерыгин, А. Н. Восток, Запад, Россия Текст. / А. Н. Ерыгин. -Ростов- на-Дону: РГУ, 1993.-120 с.
- Жириновский, В. В. Геополитика и русский вопрос Текст. / В. В. Жириновский. М.: Галерея, 1998. — 496 с.
- Жукова, О. А. История русской культуры в вузе: исторические знание и духовная традиция Текст. / О. А. Жукова // Вопр. истории. -2007.-№ 8.-С. 3−9.
- Зюганов, Г. А. Глобализация и судьба человечества Текст. / Г. А. Зюганов. М.: Мол. гвардия, 2002. — 400 с.
- Игнатов, А. Русская философия истории: романтический консерватизм Текст. // Вопр. философии, 1999. № 11. — С. 102−121.
- Из-под глыб Текст.: сб. ст. М.: Рус. кн., 1992. — 288 с.
- Ильин, В. В. Философия истории Текст. //В. В. Ильин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 380 с.
- Ильин, И.А. Путь духовного обновления Текст. // И. А. Ильин. -М.: ACT, 2006.-356с.
- Ильин, И. А. Что сулит миру расчленение России? Текст. // И. А. Ильин. М.: Пересвет, 1992. — 63 с.
- Историческое наследие А. де Гобино и XX век Электронный ресурс. Электрон. дан. — Режим доступа: http:/histfac.narod.ru/kuznekov/gobino.htm.
- Каган, М. С. Глобализация как закономерность процесса развития человечества в XXI веке Текст. / М. С. Каган // Личность. Культура, Общество. 2004. — Вып. 4 (24). — С. 152−170.
- Кара-Мурза, С. Демонтаж народа Текст. / С. Кара-Мурза. М.: Алгоритм, 2007. — 704 с.
- Кара-Мурза, С. Революции на экспорт Текст. / С. Кара-Мурза. М.: Алгоритм, 2006. — 528 с.
- Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура Текст. / М. Кастельс. — М., 2000. 134 с.
- Касьянова, К. О русском национальном характере Текст. / К. Касьянова. М.: Академ, проект, 2003. — 560 с.
- Киреевский, И. А. Критика и эстетики Текст. // И. А. Киреевский. М.: Наука, 1998. — 234 с.
- Киселева, Т. Г. Глобализация общества и культура мира Текст. / Т. Г. Киселева // Библиотековедение. 2002. — № 5. — С. 8−19.
- Колхун, К. Национализм Текст. / Колхун. К. — М.: Территория будущего, 2006. 288 с.
- Кольев, А. Н. Нации и государство Текст. / А. Н. Кольев. М.: ACT, 2004.-500 с.
- Корецкий, В. А. Национальная идентичность в условиях глобализации и задачи культурной политики Текст. / В. А. Корецкий // Труд и социальные отношения. 2008. — № 2. — С. 88−95.
- Костюк, К. Н. Русская Православная Церковь и общество: нравственное сотрудничество и этический конфликт? Текст. // К. Н. Костюк // Полис. 2002. — № 1. — С. 105−117.
- Кравченко, И. И. Государство и общество Текст. / И. И. Кравченко // Вопр. философии. 2007. — № 7. — С. 19−35.
- Лебедев, С. В. Панславизм второй половины XIX века: люди и идеи Текст. / C.B. Лебедев // Социально-гуманитарные знания. — 2004. — № 1.- С. 329−327. .
- Локк, Дж. Сочинения Текст.: в 3 т. / Дж. Локк. М.: Наука, 1985.-Т. 2.-560 с.
- Лосский, Н. О. История русской философии Текст. / Н. О. Лосский. -М.: Прогресс, 1994.-402 с.
- Леонтьев, К. Н. Византизм и. славянство Текст. / К. Н. Леонтьев // Цветущая сложность. 1992. — С. 67−127.
- Леонтьев, К. Н. О всемирной любви Текст. / К. Н. Леонтьев // Цветущая сложность. М.: Мол. гвардия, 1992. — С. 127−161.
- Лосев, А. Ф. Платон и его эпоха. Текст. / А. Ф. Лосев. М., 1979.-224 с.
- Лурье, С. Размышление над притчей о слоне. Теоретические подходы к исследованию национализма Электронный ресурс. / С. Лурье. Электрон, дан. — Режим доступа: http://svlourie.narod.ru/.
- Майлс, Р. Расизм Текст. / Р. Майлс, М. Браун. М.: Рос. полит, энцикл. — 2008. — 246 с.
- Макаров, В. Г. География П. Н. Савицкого Текст. / В. Г. Макаров // Вопр. философии. 2007. — № 2. — С. 123.
- Маккиндер, X. Географическая ось истории Текст. / X. Маккиндер // Геополитика. Антология. М.: Акад. Проект: Культура, 2006.-С. 244−255.
- Малахов, В. С. Национализм как политическая идеология Текст. / В. С. Малахов. М.: Айрис-Пресс, 2006. — 198 с.
- Малашенко, А. Исламская альтернатива ы исламский проект Текст. // А. Малашенко. 2006. — М.: Весь мир. — 221с.
- Мариносян, X. Э. Роль системы образования в формировании российской нации Текст. / X. Э. Мариносян // Философские науки. -2008.-№ 9.-С. 5−22.
- Маркс, К. Манифест коммунистической партии Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. -М.: Вагриус, 1999. Т. 3. — 175 с.
- Матц, У. Идеологии как детерминанта политики в эпоху модерна / У. Матц // Полис. 1992. — № 1. — С. 130−142.
- Межуев, В. М. О русской национальной идее Текст. / В. М. Межуев // Вопр. философии. 1997. -№ 12. — С. 3−14.
- Милюков, П. Н. Национальный вопрос Текст. / П. Н. Милюков. М.: Худ. лит, 2001. — 278 с.
- Мильдон, В. И. Русская идея в конце XX века Текст. / В. И. Мильдон // Вопр. философии. 1996. — № 3. — С. 23−30.
- Миронов В. В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Текст. / В. В. Миронов // Вопр. философии. 2006. — № 2. — С. 23−34.
- Митягина, В. А. Унификация и спецификация в коммуникативной программе социума Текст. / В. А. Митягина // Личность. Культура. Общество. 2004. — Вып. 4 (24) — С. 192−201.
- Мнацаканян, М. О. Национализм. Идеальный тип и формы проявления / М. О. Мнацаканян // Полис. 2007. — № 4. — С. 24−34.
- Можайскова, И. В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России Текст.: в 4 т. / И. В. Можайскова. М.: Вече, 2001. — 4 т.
- Моисеев, H. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ Текст. / H. Н. Моисеев // Вопр. философии. 1995. — № 1. — С. 3−30.
- Моисеев, Н. Укрепление российской государственности: экономика, ресурсы и геополитика Текст. / Н. Моисеев, Д. С. Львов, А. А. Петров. М., 2006. — 78 с.
- Монархия в России возможна, необходима и неизбежна Электронный ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.pravaya.ru/dailynews/15 648.
- Морозова, Л. А. Влияние глобализации на функции государства Текст. / Л. А. Морозова // Государство и право. 2006. — № 6. — С. 101— 107.
- Мотрошилова, Н. В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность Текст. / Н. В. Мотрошилова // Вопр. философии. 2004. — № 11. — С. 3−12.
- Мюллер, М. Религия как предмет сравнительного изучения Текст. /-М. Мюллер. Харьков: Тип. Адольфа Дарре, 1887. — 66 с.
- Назаров, М. Тайна России Текст. / М. Назаров. М., 2005.654 с.
- Нации и этносы в современном мире Текст.: словарь-справ. / отв. ред. М. Н. Росенко. СПб.: Петрополис, 1999. — 132 с.
- Национальная идея: страна, народы, социумы Текст.: сб. / отв. ред. Ю. С. Оганисьян. М.: Наука, 2007. — 421 с.
- Немцов, Б. Е. Запрос на свободу будет расти Текст. / Б. Н. Немцов // Новое время. 2005. — № 10. — С. 2−11.
- Ницше, Ф. Полное собрание сочинений Текст.: в 3 т. М.: Наука, 2002.-Т. 1.
- Новая философская энциклопедия Текст.: в 4. т. / науч. ред. В. В. Степин. -М.: Мысль, 2001. Т. 4.1050 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья Текст. / сост. М. А. Маслин. М.: Наука, 1990.-528 с.
- Юб.Панарин, А. С. Между Атлантизмом и Евразийством Текст. / А. С. Панарин // Свободная мысль. 1993. — № 11. — С. 3−15.
- Панарин, А. С. Народ без элиты Текст. / А. С. Панарин. М.: Алгоритм, 2006. — 352 с.
- Панарин, А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива ХХГвека. М., 1998. — 322 с.
- Пантин, В. И. Трансформация национально-цивилизованной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы Текст. / В. И. Пантин, В. В. Лапкин // Обществ, науки и современность, 2004. -№ 1. С. 52−60.
- ИО.Пачини, Д. О философии Достоевского Текст.: эссе / Д. О. Пачини. М.: Прометей, 1992. — 80 с.
- План Путина достойное будущее великой страны // Рос. газ. 2007. — 9 ноябр.
- Платон. Полное собрание сочинений Текст.: в 4 т. / под. ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1990. — Т. 3. — 564 с.
- Платонов, О. А. Русская цивилизация Текст. / О. А. Платонов. М.: Роман-газ. — 1995. — 224 с.
- Поляков, Л. В. Логика «русской идеи» Текст. / Л. В. Поляков // Новый мир. 1992. — № 1. — Ч. 1. — С. 70−84.
- Права и свобода человека в программных документах основных политических партий и объединений России XX века Текст. / сост. А. Н. Арйнина. М.: Росспэн. — 2002. — 234 с.
- Пржевальская, О. Противоречия глобализации и интересы России Текст. / О. Пржевальская // Власть. — 2003. № 3. — С. 54−59.
- Проект Россия / под. ред. Л. Незвинская. М.: Олма-пресс. — 2007. — 382 с.
- Пуляев, В. Т. Российская культура и реформирования общества // Текст. / В. Т Пуляев // Социально-полит, журм. 1998. — № 2. — С. 3−17.
- Пуляев, В. Т. Этносы и национальные интересы народов России Текст. / В. Т. Пуляев // Социально-гуманит. знания. 2002. — № 1. — С. 12−24.
- Работяжев, Н. В. От Ленина к Данилевскому: метаморфозы геополитических воззрений КПРФ Текст. / Н. В. Работяжев, Э. Г. Соловьев // Полис. 2007. — № 2. — С. 124−136.
- Ремизов, М. Консерватизм сегодня: аналитический обзор Электронный ресурс. / М. Ремизов. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.apn.ru/publications/articlel748.
- Ратцель, Ф. Народоведение Текст. / Ф. Ратцель. Спб.: Просвещение, 1896. — 89 с.
- Рогозин, Д. О. Основы национальной пропаганды Электронный ресурс. / Д. О. Рогозин. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.apn.ru/publications/articlel0286.htm. Дата обращения 25.10.2009.
- Российская модернизация: проблемы и перспективы Текст. // Вопр. философии. 1993. — № 7. — С. 3−23.
- Россия и Запад: взаимодействие культур Текст. // Вопр. философии. 1992. — № 6. — С. 12−32.
- Руденко, В. Н. Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования Текст. / В. Н. Руденко, О. В. Гукаленко // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 32−40.
- Русская доктрина Текст. / под. ред. А. Б. Кобякова, В. В. Аверьянова. М.: Яуза-пресс, 2008. — 864 с.
- Русская идея Текст.: сб. произведений рус. мыслителей / сост. Е. А. Васильев. М.: Айрис-пресс, 2004. — 512 с.
- Русская мысль Электронный ресурс.: исторпко-методолог. семинар в РХГА, (28 янв., 2009). Электрон, дан. — Режим доступа: http://bogalub.ya.ru/replies.xml7item по=1747&псгпё=4991. — Дата обращения 25.10.2009.
- Руссо, Ж-Ж. Об общественном договоре Текст.: Трактаты/Ж. Ж. Руссо. М: Терра-кн.клуб, 2003. — 544 с.
- Руткевич, М. Н. Теория нации Текст.: философ, вопр. //Вопр. философии. 1999. — № 5. — С. 19−32.
- Рябых, Г. Русская православная церковь в системе современных международных отношений Текст. / Г. Рябых // Полис. 2007. — № 3. — С. 32−45.
- Савицкий, П. Н. Степь и оседлость Текст. / П. Н. Савицкий. — М.: Худ. лит. 2003. — 234 с.
- Саидов, А. С. Нации как субъект социального действия Текст. / А. С. Саидов. Душанбе: Дониш. — 1999. — 227 с.
- Сендеров, В. А. Консервативная революция в послесоветском изводе. Краткий очерк основных идей Текст. / В. А. Сендеров // Вопр. философии. 2007. — № 10. — С. 23−32.
- Сиземская, И. Н. Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным Текст. / И. 11. Сеземская, С. И. Гессен // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 44−50.
- Скэнлан, Дж. Нужна ли России русская философия Текст. / Дж. Скэнлан // Вопр. философии. 1994. — № 1. — С. 61 -72.
- Смит, Э. Нации и национализм Текст. / Э. Смит. М.: ACT, 2007.-234 с.
- Смолин, О. Н. Социально-философские основания стратегии модернизации России: роль образования и науки Текст. / О. Н. Смолин // Философские науки. 2006. — № 1. — С. 5−20.
- Соловьев, В. С. Национальный вопрос в России Текст. / В. С. Соловьев. М.: ACT, 2007. — 234 с.
- Соловьев, В. С.Оправдание добра Текст. / B.C. Соловьев. — М.: Худ. лит, 1999. 145 с.
- Соловьев, В. С. Русская идея Текст. / В. С. Соловьев // Русская идея / предисл. А. В. Гулыга. М.: Айрис-Пресс, 2004. — С. 227−257.
- Сорокин, П. А. Человек, цивилизация, общество Текст. / П. А. Сорокин. М., 2002. — 234 с.
- Сорос, Дж. Тезисы о глобализации Текст. / Дж. Сорос // Вестн. Европы. 2001. — Т. II. — С. 30−39.
- Социальная концепция Русской Православной церкви Текст. — М.: Данилов, благовестник, 2001. 192 с.
- Социальная регионология Текст.: межвуз. сб. / науч. ред. Ю. Ф. Абрамов. Иркутск: ИГУ. — 2006. — Вып. 3. — 188 с.
- Сталин, И. В. Марксизм и вопросы языкознания Текст. / И. В. Сталин. М.: Полит, лит, 1988. — 34 с.
- Сурков, В. Национализация будущего: параграфы pro суверенную демократию. [Текст] / В. Сурков // Суверенная демократии от идеи к доктрине: сб. ст. М.: Европа, 2007. — С. 27−44.
- Сущность и перспективы судьбы «русской идеи» Текст. // Вопр. философии. 1994. — № 1. — С. 54−72.
- Татаренко, M. JI. Россия, Китай, Индия п глобальном мире Текст. / M. JI. Титаренко // Междунар. жизнь. 2002. — № 6. — С. 54−64.
- Тишков, В. А. Забыть о нации.' Посч националистическое понимание национализма Текст. / В. А. Тишков // Вопр. философии. — 1998.-№ 5.-С. 24−34.
- Тишков, В. А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе / В. А. Тишков // Вопр. философии. — 1990.-№ 12.-С. 7−14.
- Троицкий, Е. С. О русской идее. Очерк теории возрождения нации Текст. / Е. С. Троицкий. М., 1994. — 307 с.
- Троицкий, Е. С. // Русская национальная идея Текст. / Е. С. Троицкий // Жизнь национальностей. 2005. — № 1. — С. 23−34.
- Уткин, А. И. Векторы глобальных перемен: анализ и оценка основных факторов мирового политического развития Текст. / А. И. Уткин // Полис. 2000. — № 1. — С. 38−55.
- Федорова, H. Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность Текст. / H. Н. Федорова // Философ, науки. — 2004.-№ 4.-С. 5−27.
- Федчин, В. С. Проблема человека в русской общественной мысли (XIX — начало XX в) Текст. / В. С. Федчин. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993.-208 с.
- Фихте, И. Г. Собрание сочинений Текст.: с 2 т. / И. Г. Фихте. — М.: Наука, 1986.-Т. 1.
- Флоровский Г. Пути русского богословия Текст. / Г. Флоровский. Вильнюс, 1991. — 600 с.
- Фукуяма, Ф. Конец истории Текст. / Ф. Фукуяма // Вопр. философии. 1990. — № 3. — С. 134−147.
- Хантингтон, С. Столкновение цивилизации Текст. / С. Хантингтон. М.: ACT, 2006. — 571 с.
- Хаусхофер, К. О геополитике. Работы рашых лет Текст. / К. Хаусхофер // Геопролитика. Онтология. — М.: Академ. Проект: Культура, 2006. С. 244−255.
- Хобсбаум, Э. Нации и национализм Текст. / Э. Хобсбаум. — М.: ACT, 2004. 233 с.
- Холмогоров, Е. Самодержавие Электронный ресурс. / Е. Холмогоров. Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.pravaya.ru/leftright/472/5091. — Дата обращения 27.10.2009.
- Хомский, Н. Прибыль на людях Текст. / Н. Хомски. М., 2002. — 323 с .
- Хомяков, А. С. О старом и новом Текст. / A.C. Хомяков. М., 1988.-234 с.
- Хорос, В. Русская идея на историческом перекрестке Текст. / В. Хорос // Свобод, мысль. 1992. — № 6. — С. 36−47.
- Хоружий, С. С. О старом и новом Текст. / С. С. Хоружий. М., 2004.-234 с.
- Хюбнер, К. Нация Текст. / К. Хюбиер. М.: Канон, 2001.334 с.
- Цыганков, А. П. Национальная идентичность и политико-экономические стратегии в постсоветском пространстве / А. П. Цыганков // Вопр. философии. 2001. — № 11. — С. 15−28.
- Чаадаев, П. Я. Философские письма Текст. / П. Я. Чаадаев. — М.: ACT, 2006. 254 с.
- Чанышев, А. А. «Град земной» в эсхатологической перспективе: переосмысления опыта античной истории и гражданской культуры и историософии Августина Текст. / Л. Л. Чанышев // Вопр. философии. 1999. -№ 1. — С. 124−133.
- Чарушников, В. Способствует ли глобализация образования восприятию русской культуры? Текст. / В. Чарушин ков // Мол. гвардия. — 2002.-№ 4.-С. 157−165.
- Чубайс А. Б. Приватизация по-российски Текст. / А. Б. Чубайс. -М., 1995.-233 с.
- Чубайс, И. Б. Как закончить спор о русской идее, или какая Россия нам нужна? Текст. / И. Б. Чубайс // Вопр. философии. 2007. — № 10.-С. 23−35.
- Чубайс, И. Б. Россия и Европа: идеиио-идснтификационный анализ Текст. / И. Б. Чубайс // Вопр. философии. 2002. — Лг" 10. — С. 2944.
- Чугров, С. В. Япония: гибридизация и гармонизация Текст. / С. В. Чугров // Полис. 2008. — № 3. — С. 59−67.
- Шадже, А. Ю. Русский язык в условиях формирования российской нации Текст. / А. Ю. Шадже // Соцп ально-гу манит. знания. — 2009.-№ 2.-С 68−77.
- Шпенглер, О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер. М.: Худ. лит., 2003. — 1078 с.
- Эриксон, Э. Идентичность и неукорененность в наше время Текст. / Э. Эриксон // Философ, науки. 1995. — № 5. — С. 17−26.
- Явлинский, Г. А. Перспективы России Текст. / Г. А. Явлинский. М.: Галлея Принт, 2006. — 65 с.
- Янов, А. Русская идея и 2000 год Текст. / /V. Янов // Родина. -1990.-№ 1.-С. 78−86.
- Яновский, Р. Г. Современный мир: глобализация и культура Текст. / Р. Г. Яновский, Т. Г. Богатырева // История и обществознание в школе. 2001. — № 9. — С. 2−11.
- Die Welt sucht nach neuer Ordnung Ein Interview mit Bundesau? enminister Frank-Walter Steinmeier Text. / chefred. P. Hintereder// Deutschland. 2008. — № 4. — P. 40−48.
- Kuhlhorn, G. Die umweltbewusst sind die Deutschen Text. / G. Kuhlhorn // Markt. 2001. — Vol. 22. — Juni.
- Mirtschuk, J. Geschichte der ukrainischen Kultur Text. / J. Mirtschuk. Verlag Ukrainich Technich Wirtschaft Inst., 1994. — 286 p.
- Schayan von J. Kulterdialog und Wisscn^chaAsaustausch «Die Auswartige Kultur- und Bildungspolitik» Text. / von J. Schayan // Deutschland. 2008. — № 4. — P. 54−57.