Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-философские аспекты формирования образа государственного деятеля Монголии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К античному периоду относятся составления биографий ханов, царей, королей, великих и знатных людей, зачастую легендарных. Здесь в основном преобладают мифологические и религиозные представления, рисующие обобщенный, идеальный образ правителя. В средневековый период отношение к образу государственного деятеля носило личностный и ценностно-ориентационный характер, поэтому большое внимание уделялось… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально-философские аспекты понятия «государственный деятель»
  • Глава II. Социально-философские и исторические особенности формирования традиционного образа монгольского государственного деятеля
    • 2. 1. Героический тип государственного деятеля в период формирования монгольской государственности
    • 2. 2. Образ государственного деятеля чиновничьего типа
  • Глава III. Формирование современного образа государственного деятеля Монголии
    • 3. 1. Формирование образа государственного деятеля в революционный период истории Монголии
    • 3. 2. Особенности образа государственного деятеля при тоталитарном режиме
    • 3. 3. К проблеме формирования образа государственного деятеля при гражданском обществе

Социально-философские аспекты формирования образа государственного деятеля Монголии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы формирования образа государственного деятеля Монголии определяется ее исключительной важностью, обусловленной демократическими преобразованиями, охватившими современное монгольское общество.

В конце 80-х годов в Монголии произошел кризис авторитарной, и и и и и однопартийной бюрократической системы, централизованной плановой экономики, коммунистического мировоззрения. Вскрылось противоречие между производительными силами и реальными, а не декларируемыми производственными отношениями, затронувшее все стороны общественной жизни. Все это вызвало рост политической активности масс и политических движений, образование новых партий, что в конечном итоге, привело к всеобщим альтернативным выборам, в результате которых были выдвинуты новые политические лидеры. С выдвижением новых политических лидеров, готовых взвалить на свои плечи бремя государственных забот, началось формирование нового облика государственного деятеля, соответствующего новым демократическим требованиям нынешнего монгольского общества.

Вместе с тем, необходимо отметить, что каждый исторический этап развития общества рождает свой тип государственного деятеля. И в этом отношений многовековая традиция Монголии, восходящая к временам хунну, на разных этапах своего развития не раз выдвигала имена государственных деятелей оставивших заметный след в истории. Образ этих деятелей, вобравших в себя лучшие черты национального характера, всегда был примером для последующих поколений, в том числе и для современного. Поэтому проблема формирования образа государственного деятеля в контексте национальных традиций представляет собой исключительный интерес со стороны представителей разных наукполитологов, социологов, историков и философов.

Одним из существенных компонентов этой многогранной проблемы является социально-философский анализ, рассматривающий формирование образа государственного деятеля в широком контексте закономерностей общественного развития. Без учета этого контекста невозможно обеспечить полноту и всесторонность, понимания проблемы, а также объективность решения исследовательских задач.

Поэтому философский аспект исследования формирования образа государственного деятеля Монголии представляет собой исключительную актуальность и научную важность.

Состояние и степень изученности темы.

В современной науке существуют два уровня исследования проблемы формирования образа государственного деятеля — теоретико-методологический и эмпирический. Первый связан с поисками методологических ориентиров решения проблемы и разработкой теоретических моделей образа государственного деятелявторой — с практическими аспектами проблемы, посвященными изучению жизнедеятельности, общественно — политической среде, эпохе конкретных государственных деятелей. В количественном отношении явно доминируют исследования второго уровня.

Хронологически исследования образа государственного деятеля можно разделить на три периода: античный, средневековый и современный.

К античному периоду относятся составления биографий ханов, царей, королей, великих и знатных людей, зачастую легендарных. Здесь в основном преобладают мифологические и религиозные представления, рисующие обобщенный, идеальный образ правителя. В средневековый период отношение к образу государственного деятеля носило личностный и ценностно-ориентационный характер, поэтому большое внимание уделялось оценке личных качеств, деятелей их родословной, их положению в обществе и особенностям в управлении государством. (Л. Пурэвдорж. Улс торийн лидерийн асуудал. — Шинэ толь, Улан-Батор, 1996, № 6). Современные исследования образа государственного деятеля развиваются на стыке разных наук. Здесь можно выделить четыре основных направления.

Первое — это традиционное историческое направление, которое опирается на традиционные методы и принципы оценки государственных деятелей по родословным признакам.

Разработанная М. Вебером концепция о трех классических типах власти: харизматическом, традиционном и рациональном — является основой второго политологического направления в исследовании типов государственных деятелей, которое представлено развивающейся теорией элит, лидерологией, концепцией о харизматическом типе руководителя. (М. Вебер. Харизматическое господство. — Социологические исследования, 1988, № 5).

Третьим направлением является анализ общего порядка. Он представлен комплексным подходом к изучению проблемы государственного деятеля в рамках структуры публичной власти в контексте институционалазации власти.

Четвертым направлением исследования политических деятелей является биографическая тенденция, которая предполагает объективное изучение биографий исторических личностей (Л. Пурэвдорж. Указ. соч.).

В настоящее время существует достаточное количество разработок теоретико-методологических проблем формирования образа государственного деятеля, представленных в основном западной литературой. Ряд этих разработок стал уже хрестоматийным. К ним можно отнести определение авторитарных и демократических качеств Ф. Фрейдлера, упомянутую выше концепцию М. Вебера о трех классических типах власти, а также модель взаимосвязи между теорией лидерства и практикой управления В. Фромма и Ф. Эйгона. Весьма популярны выводы.

Э. Богурдса, Р. Согдила и К. Бэрда о феноменальном характере личных качеств государственных деятелей. Широко известна методика изучения способа государственного управления, разработанная Левеном К., Байтом Р. и Липпитом Р. в контексте проблемы изучения образа государственного деятеля. Следует упомянуть также Мейера У., Дайя Р. Т., Зиглера Х. Л., Милле Р., Паренти М., Глонделя Ж., Басса В., Германа М., Бар дера Д., Шварценберга Р. внесших значительный вклад в разработку теоретико-методологических проблем формирования образа государственного деятеля. Из числа российских исследователей необходимо отметить Авцинова Г. Н., Ашина Г. К., Соколова И. В., Мануйского М. А., Сахарова H.A.

Теоретические проблемы, посвященные государственному деятелю, стали предметом бурного обсуждения в периодической печати Монголии в 90-х годах, главным образом, на страницах журнала «Шинэ толь» («Новое зерцало»). Особое внимание здесь заслуживают статьи Пурэвдоржа Л, Эрдэнэбаатора Р., Лхагважава Ч., Наранцэцэга П.

Практический аспект проблемы государственного деятеля в контексте монгольской истории весьма широко представлен российской и монгольской наукой. Достаточно назвать имена лишь классиков востоковедной науки Бичурина Н. Я., Владимирцева Б. Я., Бартольда В. В., Гумилева Л. Н., Козина CA., Позднева A.M., Васильева В. П., Бира Ш., Жугдэра Ч., Дамдинсурэна Ц., Нацагдоржа Ш., Пэрлэ X., Ширендыба Б., внесших огромный вклад в исследование монгольской истории, в том числе и социально-политической, отразившей деятельность выдающихся личностей Монголии в контексте ее общественного и государственного развития.

Вместе с тем, перечисленные выше работы касаются, главным образом, исторических, политологических и социологических аспектов исследуемой проблемы. Социально-философский аспект, имеющий непосредственное отношение к проблеме государственного деятеля, практический отсутствует.

Цели и задачи исследования.

Целью данной диссертации является анализ социально-философских аспектов формирования образа государственного деятеля Монголии в контексте его исторической эволюции.

В соответствии с этой целью в работе ставятся следующие задачи:

— определить теоретико-методологическую основу исследования, дать анализ ее базовым понятиям;

— рассмотреть процесс формирования образа государственного деятеля в период ранних государственных образований в Монголии, выявить его социальные, экономические и политические предпосылки.

— рассмотреть процесс формирования образа государственного деятеля в период маньчжурского завоевания Монголии, выявить его социальные условия.

— рассмотреть процесс формирования образа государственного деятеля в период тоталитарного режима.

— выявить социальные, политические и экономические тенденции формирования современного образа государственного деятеля.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Теоретической базой настоящего исследования явились наиболее значимые труды российских, монгольских и западноевропейских ученых по проблемам государства, общества и личности, а также исторические хроники и исследования жизнедеятельности государственных деятелей Монголии с древних времен до наших дней.

Методологической основой диссертации явился диалектический анализ общественного развития, включающий в себя принципы всесторонности, объективности и конкретно-исторического подхода.

Новизна научного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации впервые в современной научной литературе выявляются социально-философские аспекты формирования образа государственного деятеля Монголии с древних времен до настоящих, анализируются социальные, политические, общественные факторы, влияющие на становление сегодняшнего облика государственного деятеля Монголии.

В результате исследовательской работы:

— проанализированы социально-философские аспекты понятия «государственный деятель».

— рассмотрен процесс формирования образа государственного деятеля в период ранних государственных образований в Монголии, определен героический тип государственного деятеля.

— рассмотрен процесс формирования образа государственного деятеля в период маньчжурского завоевания Монголии, определен чиновничий тип государственного деятеля.

— рассмотрен процесс формирования образа государственного деятеля в период тоталитарного режима, выявлены героический и чиновничий типы государственного деятеля этого периода.

— выявлены социальные, политические и экономические тенденции формирования современного образа государственного деятеля.

Научно-практическая значимость.

Научно-практическое значение данной диссертации состоит в том, что ее теоретические положения и выводы могут быть использованы при изучении общественно-политических процессов кочевых народов, их государственных образований и роли личности в этих образованиях. Положения диссертации также могут быть использованы при разработке базовых или специальных курсов лекций по философии, политологии, истории и социологии. 9.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертации были представлены в докладах и в выступлениях на научно-практической конференции преподавателей и студентов Технологического института (г. Дархан, 2002 г.), на философском симпозиуме (г. Улан-Батор, 2002 г.), а также в четырех научных публикациях.

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и экспертной группы диссертационного совета Д 113.36.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Бурятском государственном университете.

Заключение

.

Проблемы исследования образа монгольского государственного деятеля постоянно находятся в поле зрения ученых. Данная работа посвящена одному из аспектов этой проблемы — социально-философскому. Результатами этого исследования являются обобщение теоретических проблем по этой теме, определение традиционно-исторического и современного типов Монгольских государственных деятелей, их особенностей, а также социальных факторов, влияющих на формирование их образа.

Содержание работы отражает общую картину положительных и отрицательных черт государственных деятелей на основе обобщения данных мировойРаскрывает теоретико-методологическое определение образа современного государственного деятеля и внешней среды его формирования.

В методологической части диссертации дано определение понятию «государственный деятель», а также соответствующих ему других понятий. Особое внимание уделяется политической сфере. Участвуя в политической жизни и приобретая облик государственного деятеля, личность проходит следующие три стадии формирования своих убеждений:

1. познавательный уровень.

2. эмоциональный уровень.

3. уровень убеждений.

Кроме того, в формировании государственного деятеля важную роль играют общественное развитие, образование и кругозор личности, ее индивидуальные качества темперамент, навыки, умения работать и др.

В диссертации также были проанализированы результаты исследований различных концепций по определению образа государственного деятеля и сделан вывод о том, что важнейшим фактором формирования образа государственного деятеля являются социальная среда, конкретно-исторические условия. Каждая эпоха формирует свой тип государственного деятеля.

Изучение концептуальных направлений приводит нас к выводу о том, что образ носит процессуальный и комплексный характер.

В исторической части диссертации показано, как Монголы, начиная с времен Хунну, стали накапливать свой опыт и правила, по которым оценивались великие и малые ханы, государственные чиновники, главы буддийской религии и т. д. На основе исследований было показано, как влияли внешние и внутренние факторы на определение исторического типа Монгольского государственного деятеля, и как каждая конкретно-историческая цивилизация рождала своего специфического государственного деятеля.

Одной из характерных особенностей начала Монгольской государственности был принцип преемственности наследия родословной великих ханов, что являлось характерным показателем перехода от родо-племенных отношений к государственным.

Первые государственные дяетели Монголии, такие как, Модун шаньюй, Хабул хан, Батмунх даян хан, Тумэтийн-Алтан хан, Чингис-хан, были историческими личностями, которые сформировались согласно закону общественного развития. Важной особенностью Модун Шаньюя как государственного деятеля были его действия по утверждению земли как главного достояния государства. Государственные деятели первых государственных образований относятся к героическому типу, так как сам факт образования государств во многом зависит от личных качеств этих деятелей. Они необходимо должны быть незаурядными, героическими, выдающимися, на несколько голов возвышающимися над своими современниками. В противном случае была велика роль личности в тот исторический период становления монгольской государственности.

Второй этап становления образа государственного деятеля Монголии характеризуется формированием чиновнического типа. Он связан с маньчжурским завоеванием.

Потеряв самостоятельность в решении проблем государственного строительства, монгольские деятели вынуждены были исполнять чужую волю в качестве чиновников бюрократического аппарата маньжчуров.

Буддийская церковь, используемая маньчжурами для усмирения монголов, в то же время сила гарантом их относительной свободы. Главы буддийской церкви были одновременно и главами монгольского государства. Поэтому, начиная с Занабазара, ставшего первой главой Монгольского буддизма в 1639 г, образ государственного деятеля становится образом религиозного деятеля. Поэтому Богдо ханы признавались священными правителями, ниспосланными небом заслуживали уважения наравне с ханами из «золотой родословной» .

Образ современного монгольского государственного деятеля рассмотрен в контексте тоталитарного режима и гражданского общества.

Характерной особенностью формирования образа современного государственного деятеля является тот факт, что здесь вновь повторяется эволюция образа от героического к чиновническому типу. Революционная борьба монгольского народа за освобождение выдвинула героический образ, ярким представителем которого был Сухэ-Батор

Однако деформация в общественном развитии при тоталитарном режиме, которая продолжалась с 1930;х гг. по конец 1980;х гг., оказала влияние на формирование чиновнического облика государственных и партийных деятелей.

То обстоятельство, что государственные деятели Монголии теоретически были не подготовлены к принятию сталинского варианта социализма, привело к безоговорочному применению готовой политической теории. Поэтому стали возникать противоречия в сфере.

102 политики, экономики и социального развития, была репрессирована национальная интеллигенция, государственная власть сконцентрировалась в руках меньшинства и партийных чиновников.

Формирование образа государственного деятеля гражданского общества в настоящее время находится на стадии становления. Учитывается опыт передовых демократических стран. В предвыборной борьбе, в условиях многопартийной системы, демократизации общества выдвигаются новые лидеры с новым мышлением, новыми ценностными ориентациями.

Но при этом ни в коем случае нельзя забывать исторический опыт государственного строительства в Монголии, многовековые традиции формирования образа государственного деятеля, вобравшего в себя лучшие качества, выдающейся личности, основанных на принципах патриотизма, ума и героизма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой