Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инфраструктура рынка труда: Региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ современного состояния инфраструктуры рынка труда Тюменской области позволил выделить следующие особенности ее современного состояния: 1) различная степень развития отдельных подсистем- 2) практическое отсутствие некоторых звеньев инфраструктуры рынка труда: подсистемы маркетинга рынка труда, некоторых элементов в составе подсистемы трудового посредничества (отделы распределения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические принципы исследования инфраструктуры рынка труда
    • 1. 1. Рынок труда: понятие, элементы, типы
    • 1. 2. Инфраструктура рынка труда как инструмент его микрорегулирования
  • Глава 2. Региональная инфраструктура рынка труда: вопросы теории и практики
    • 2. 1. Процессы становления и развития инфраструктуры рынка труда в регионе
    • 2. 2. Анализ современного состояния инфраструктуры рынка труда в регионе
    • 2. 3. Ценностные ориентации молодежи с высшим и средним профессиональным образованием и учащихся вузов на рынке труда
  • Глава 3. Социально-экономическая эффективность функционирования региональной инфраструктуры рынка труда
    • 3. 1. Методологические подходы к оценке социально-экономической эффективности функционирования региональной инфраструктуры рынка труда
    • 3. 2. Оценка эффективности функционирования инфраструктуры рынка труда Тюменской области
    • 3. 3. Основные направления совершенствования инфраструктуры регионального рынка труда

Инфраструктура рынка труда: Региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретические исследования механизма функционирования рынка труда базируются на условии совершенной конкуренции. Однако статистические данные о масштабах безработицы в различных странах, в том числе и России, а также слабая зависимость динамики уровня безработицы и заработной платы подтверждают присутствие на рынке труда внеконкурентных факторов, которые могут быть разделены на две группы: факторы макрои микрорегулирования. Поскольку влияние государства на рынок труда через систему макрорегуляторов недостаточно, то главное внимание в данной работе уделяется факторам микрорегулирования, одним из которых является инфраструктура рынка труда.

До периода либерализации трудовой сферы в России не поднимался вопрос об инфраструктуре рынка труда, и тем более о ее развитии, поскольку не было и соответствующего рынка. С началом экономических реформ в стране, которые неизбежно повлекли возникновение социальных проблем, объективно назрела необходимость в становлении рыночной системы хозяйствования и соответствующей ей инфраструктуры. Что касается рынка труда, то до недавнего времени все проблемы сводились к ликвидации последствий массовых увольнений с предприятий кризисных отраслей и снижению социальной напряженности в обществе. С этой задачей более или менее успешно справились государственные службы занятости.

В настоящее время, когда в стране и регионах отмечается начало выхода из экономического кризиса и рост некоторых важных показателей состояния общества и экономики, появилась необходимость в обеспечении условий для эффективной занятости населения. С развитием рыночной системы хозяйствования в России работодатели стали более «разборчивы» при подборе персонала, а наемные работники — более требовательны к условиям и уровню оплаты труда. В этой связи возрастает роль организаций и институтов, действующих на локальных рынках труда и призванных обеспечивать условия для наиболее эффективного согласования интересов контрагентов рынка труда.

Рынок труда в России прошел период становления и находится на завершающей стадии развития. Однако он не приобрел еще черты цивилизованности, характерные для стран с развитой рыночной экономикой. В частности это выражается в неравномерности развития и несовершенстве существующей инфраструктуры рынка труда в России и ее регионах.

В последнее время в научных исследованиях и в деятельности центральных социально-экономических ведомств переносится акцент с пассивных путей решения проблем на рынке труда на активные, а децентрализация рынка труда усиливает значение региональной системы занятости. Соответственно и система управления рынком труда формируется и нуждается в укреплении, прежде всего, на региональном уровне. Это предполагает наличие на локальных (региональных) рынках труда совокупности соответствующих учреждений и институтов, которые призваны создавать нормативно-правовые и организационно-экономические условия для проведения активных мер содействия занятости и трудоустройству населения, т. е. инфраструктуры рынка труда.

Степень научной разработанности проблемы.

Классические теоретические концепции функционирования рынка труда рассматриваются в трудах А. Маршалла, Д. Рикардо, А. Смита и базируются на условии совершенной конкуренции. В отличие от представителей классической теории Дж.М.Кейнс предполагал возможность государственного регулирования экономики и выделил факторы, определяющие уровень занятости.

Исследованию проблем становления и функционирования рынка труда в России и факторам его регулирования посвящены работы таких отечественных ученых, как И. Безгребельная, В. Бушмарин, В. Был ков, Л. Вальнева, А. Зайцева, Л. Костин, А. Котляр, Г. Куцев, Б. Лисовик, И. Маркевич, А. Никифорова, И. Поварич, М. Поварич, В. Радаев, А. Сафонов, Б. Сейфуллаев, В. Секретарюк, С. Симонов, Г. Слезингер, Б.Токарский. Отдельные вопросы определения понятия инфраструктуры рынка труда, ее уровней, функций, состава элементов рассмотрены в работах С. Бейсенова, В. Гаги, Т. Киселевой, Л. Киян, Т. Мухамбетова, О. Пустовойт, Е. ПопыльковоЙ, Н. Рыловой, Е. Тимерхановой, Н. Тюленевой, Т. Тумарова, Д. Хлебович,.

Вместе с тем необходимо отметить, что в научной литературе по проблематике рынка труда недостаточно рассмотрен понятийный аппарат в отношении инфраструктуры рынка труда, как инструмента его микрорегулирования, ее составляющих, механизма функционирования, а также оценки социально-экономической эффективности функционирования.

Кроме того, сложившаяся инфраструктура неадекватна ситуации на локальных рынках труда, объективно меняющейся под воздействием таких новых для него явлений как трудовая миграция и, в частности, иностранная.

Все это предопределило цель диссертационного исследования, которая состоит в выяснении сущности и состава элементов инфраструктуры регионального рынка труда, определении приоритетов рыночных субъектов при выборе каналов взаимодействия, оценке эффективности функционирования инфраструктуры регионального рынка труда и определении путей ее развития.

Цель работы обусловила следующие задачи исследования:

1 — выявление роли инфраструктуры регионального рынка труда в качестве инструмента его микрорегулирования;

2 — анализ процессов становления, функционирования и перспектив развития инфраструктуры рынка труда в регионе;

3 — выявление ценностных ориентаций молодежи на региональном рынке труда;

4 — разработка системы показателей социально-экономической эффективности функционирования региональной инфраструктуры рынка труда;

5 — определение возможных направлений развития региональной инфраструктуры рынка труда.

Объектом исследования выступает рынок труда.

Предметом исследования является состав элементов инфраструктуры рынка труда, региональные аспекты процессов ее становления, развития и эффективности функционирования.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученыхзаконодательные и нормативные акты по вопросам регулирования рынка труда, материалы научных и научно-практических конференций.

Для решения поставленных в исследовании задач использованы общенаучные методы системного анализа, социологический и экспертный опросы, методы логического и статистического анализа.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

Инфраструктура рынка труда является инструментом его организационно-правового и структурно-информационного микрорегулирования.

В дополнение к имеющимся определены критерии для отнесения тех или иных институтов в состав инфраструктуры рынка труда, к которым относятся: 1) создание юридических и организационных норм для функционирования инфраструктурных составляющих рынка труда- 2) финансовое и информационное обеспечение реализации механизма согласования спроса и предложения на рынке труда- 3) обеспечение системы социальной защиты от безработицы наименее конкурентоспособных на рынке труда групп населения.

На основании анализа существующих подходов к изучению инфраструктуры рынка труда автором выделен высший уровень инфраструктуры рынка труда — международный — и предлагается три варианта декомпозиции ее как системы.

Во-первых, по признаку функционального назначения для целей деятельности инфраструктуры рынка труда выделены следующие подсистемы:

1) нормативно-правовая основа,.

2) подсистема трудового посредничества, профессиональной ориентации и подготовки,.

3) подсистема социально-психологической поддержки незанятого населения,.

4) информационная подсистема содействия трудоустройству населения и подбору персонала,.

5) финансовая подсистема,.

6) подсистема маркетинга рынка труда,.

7) подсистема управления инфраструктурой рынка труда.

Во-вторых, по признаку результата для участников рынка труда все составляющие инфраструктуры рынка труда делятся на две группы: элементы-посредники и элементы-кентрибъютеры (термин предложен автором).

В-третьих, по форме собственности: государственные и негосударственные.

Выявлены ценностные ориентации молодежи с высшим и средним профессиональным образованием и учащихся вузов на рынке труда,.

Проведен комплексный социально-экономический анализ современного состояния инфраструктуры рынка труда Тюменской области.

Разработана система показателей социально-экономической эффективности функционирования региональной инфраструктуры рынка труда, включающая частные, обобщающие и интегрированный показатели.

Дана комплексная оценка эффективности функционирования инфраструктуры рынка труда Тюменской области.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в оценке современного состояния инфраструктуры рынка труда Тюменского региона, разработке системы показателей эффективности функционирования региональной инфраструктуры рынка труда и рекомендаций по ее развитию.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке региональных и местных программ содействия занятости населения, при формировании нормативно-правовой среды деятельности государственных и негосударственных объектов инфраструктуры рынка труда. Изложенные в работе методические положения оценки эффективности функционирования региональной инфраструктуры рынка труда могут быть применены при анализе эффективности деятельности различных организационных структур на рынке труда региона. Некоторые методологические подходы и выводы диссертационного исследования могут быть применены в преподавании и изучении курсов «Экономическая теория», «Экономика и социология труда», а также в спецкурсах по актуальным проблемам развития рыночных отношений в трудовой сфере.

Апробация работы.

Результаты исследования докладывались на: научно-технической конференции «Новые технологии нефтегазовому региону», Тюмень, 1998; научно-технической конференции «Научные проблемы Западно-Сибирского нефтегазового региона: гуманитарные, естественные и технические аспекты», Тюмень, 1999; межрегиональной научно-практической конференции «Россия на пороге третьего тысячелетия», Тюмень, 2000.

По материалам диссертационного исследования подготовлена монография «Рынок труда Тюменской области: проблемы управления».

Выводы.

1. Под эффективностью деятельности инфраструктуры рынка труда понимается результативность, или качество ее функционирования при заданном уровне издержек, которое определяется совокупностью характеристик данной инфраструктуры, относящихся к ее способности удовлетворять потребности рынка труда.

2. Основополагающий принцип теории систем позволил сделать вывод, что эффективность функционирования региональной инфраструктуры рынка труда, как системы, являющейся частью более общей системы — регионального рынка труда — можно оценить только с точки зрения целей последнего. С этой точки зрения показателями эффективности функционирования инфраструктуры рынка труда можно считать показатели состояния этого рынка: 1) уровень безработицы в регионе- 2) напряженность на рынке труда- 3) удельный вес длительно безработных в общей их численности- 4) среднее время поиска работы с точки зрения собственника рабочей силы, иначе это называется средним временем пребывания в состоянии безработицы- 5) среднее время поиска кандидата на вакантное рабочее место- 6) число нашедших работу после завершения профессионального обучения по направлению службы занятости в процентах к общей численности безработных,.

3. Анализ отдельных методологических подходов, которые лишь частично могли бы быть применены для оценки результативности деятельности некоторых подсистем (и их представителей) региональной инфраструктуры рынка труда, позволил разработать систему показателей для оценки эффективности функционирования объекта диссертационного исследования, которая включает обобщающие и частные показатели.

4. В качестве интегрированного показателя эффективности функционирования рассматриваемой инфраструктуры предлагается использовать показатель степени достижения оптимальной эффективности инфраструктуры рынка труда.

5. В целях получения разносторонней количественной характеристики эффективности деятельности инфраструктуры рынка труда Тюменского региона проведена оценка всеми рассмотренными методами. Наибольший интерес представляют результаты расчета интегрированного показателя эффективности в разрезе подсистем и инфраструктуры рынка труда в целом.

6. Анализ динамики показателей позволил сделать вывод о повышении эффективности деятельности инфраструктуры рынка труда Тюменской области и вместе с тем выявить факторы, ее понижающие. На этой основе намечены возможные направления совершенствования отдельных инфраструктурных составляющих с целью повышения результативности деятельности всей инфраструктуры рынка труда региона.

7. Экспертный опрос позволил обосновать возможные направления развития инфраструктуры рынка труда Тюменской области, которые состоят в следующем:

• повышение степени взаимодействия служб занятости с работодателями, предполагающее горизонтальную и вертикальную интеграцию элементов-подсистем регионального и первичного уровней инфраструктуры рынка труда;

• совершенствование технологий работы государственных служб занятости;

• создание специализированных структур содействия трудоустройству наименее защищенных на рынке труда групп населения (в частности, молодежных бирж труда при учебных заведениях профессионального образованияагентств, специализирующихся на работе с трудовыми мигрантами и другими специфическими секторами рынка труда);

• совершенствование трудового законодательства;

• развитие сети альтернативных (негосударственных) служб трудоустройства;

• развитие подсистемы маркетинга рынка труда в составе региональной инфраструктуры этого рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач использован один из принципов системного анализа — изучение объекта, как системы, на макроуровне, т. е. в отношениях и связях с внешней средой, а затемна микроуровне, т. е. внутри своей структуры. С этой целью в первой главе диссертационной работы приведена сравнительная характеристика понятий рынка труда, его элементов и сегментовраскрыты факторы его макрои микрорегулирования.

В работе принято следующее определение рынка труда.

Рынок труда — это система отношений в экономических процессах, социальных условиях и политических решениях, обеспечивающих вовлечение населения посредством найма в сферу оплачиваемой занятости, в результате чего удовлетворяется потребность в заполнении рабочих мест и формируются доходы.

Рынок труда является частью общего рынка и его функционирование может быть описано общими закономерностями функционирования системы рыночного типа. Вместе с тем, он имеет ряд важных особенностей, отличающих его от других рынков и накладывающих отпечаток на механизм его функционирования.

Рынку труда органически принадлежит способность достижения баланса спроса и предложения. Однако, статистические сведения о масштабах безработицы в различных странах, в том числе и в России, свидетельствуют о наличии устойчивой безработицы и о том, что в последние десятилетия ее рост не приводил к снижению заработной платы и установлению полной занятости. Это говорит о присутствии на рынке труда внеконкурентных факторов. К таким факторам относятся: прежде всего, государствопрофсоюзыкрупные корпорации.

Указанные внеконкурентные факторы рынка труда названы факторами макрорегулирования, т. е. возникающими за пределами рынка труда, направленными на другие элементы общего рынка и оказывающими косвенное влияние на сферу трудовых отношений.

Кроме этого, государство для воздействия на рынок труда может применять микрорегуляторы (т.е. непосредственно оказывающие влияние на функционирование данного рынка), такие как:

— правовые — это законодательные акты, обеспечивающие правовую основу отношений между работодателями и наемными работниками, устанавливающие государственные гарантии на труд, основные принципы государственной политики в области занятости населения, компенсации при потере работы и др.;

— организационные — обеспечиваются созданием государственных служб занятости и иных звеньев инфраструктуры рынка труда, призванных осуществлять согласование действий различных его субъектов с целью поддержания равновесия между спросом и предложением рабочей силы.

Поскольку государственное влияние на процессы балансирования спроса и предложения рабочей силы через систему макрорегуляторов недостаточно, то актуальными в настоящее время являются вопросы развития и расширения услуг инфраструктуры этого рынка, как элемента микрорегулирования.

Анализ различных трактовок понятия «инфраструктура рынка труда» показал, что в большинстве случаев оно базируется на определении состава ее элементов и указании их функций. По нашему мнению, инфраструктура рынка труда, являясь частью более общей системы — рынка труда, сама представляет собой гармоничную, адаптивную систему учреждений, организаций и институтов в совокупности с юридическими, организационно-экономическими и информационными условиями, обеспечивающая эффективное взаимодействие субъектов рынка труда с их представителями, способствующая реализации главных функций рынка труда.

На основе анализа методологических подходов к исследованию инфраструктуры рынка труда в дополнение к выделенным трем уровням изучаемой инфраструктуры — государственному, региональному и первичному — автором обосновывается выделение высшего уровня — международного. Кроме того, определены элементы и функции каждого уровня.

Выделенная совокупность инфраструктурных элементов, действующих на рынке труда, не является исчерпывающей. Сюда могут быть отнесены и другие институты, удовлетворяющие критериям отнесения к элементам инфраструктуры рынка труда. Такие критерии, в дополнение к имеющимся в научной литературе, уточнены автором и включают:

1 — создание юридических и организационных норм для функционирования инфраструктурных составляющих;

2 — финансовое и информационное обеспечение реализации механизма согласования спроса и предложения на рынке труда;

3 — обеспечение системы социальной защиты от безработицы наименее конкурентоспособных на рынке труда групп населения.

В соответствии с логикой системного анализа проведено исследование инфраструктуры рынка труда на микроуровне, т. е. внутри своей структуры. В этом аспекте автором работы предлагается три варианта декомпозиции инфраструктуры рынка труда как системы на составляющие элементы: 1) по признаку функционального назначения для целей деятельности данной инфраструктуры- 2) по признаку результата для контрагентов рынка труда- 3) по форме собственности.

По первому признаку выделены следующие подсистемы: 1) нормативно-правовая основа, 2) подсистема трудового посредничества, профессиональной ориентации и подготовки, 3) подсистема социально-психологической поддержки незанятого населения, 4) информационная подсистема содействия трудоустройству и подбору персонала, 5) финансовая подсистема, 6) подсистема маркетинга рынка труда, 7) подсистема управления инфраструктурой рынка труда. Согласованное функционирование выделенных подсистем должно быть направлено на качественное и количественное достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, т. е. на обеспечение реализации главной функции рынка труда.

По второму признаку выделенные подсистемы делятся на две группы: элементы-посредники (их деятельность связана с оказанием услуги трудового посредничества для контрагентов рынка труда) и элементы-кентрибъютеры (их функционирование направлено на обеспечение условий для наиболее эффективного процесса оказания этих услуг).

По форме собственности все элементы инфраструктуры рынка труда делятся на две группы: государственные и негосударственные. Причем, одни выделенные ранее подсистемы представлены только государственными организациями, другие являются смешанными.

Во второй главе диссертационной работы рассмотрены этапы формирования и процессы развития региональной инфраструктуры рынка труда, выявлены ценностные ориентации молодежи на рынке труда и дана оценка современного состояния инфраструктуры рынка труда Тюменской области.

В процессе анализа установлено, что создание региональной инфраструктуры рынка труда осуществляется в следующей последовательности.

• Разработка концепции формирования и регулирования рынка труда на государственном уровне.

• Анализ государственных целей, определение стратегических целей региональной инфраструктуры рынка труда и на этой основе выработка системы ее тактических целей.

• Выделение круга функций региональной инфраструктуры рынка труда.

• Определение структуры и функциональной зависимости элементов инфраструктуры, реализующих государственную политику на региональном рынке труда.

• Определение источников финансирования региональной инфраструктуры.

• Формирование функций персонала отдельных элементов региональной инфраструктуры рынка труда. Построение соответствующих организационно-функциональных моделей функционирования инфраструктуры.

В соответствии с концепцией формирования и регулирования рынка труда на государственном уровне определяются стратегические и тактические цели, состав элементов региональной инфраструктуры рынка труда и их функции.

При изучении подсистемы трудового посредничества, профориентации и подготовки в составе региональной инфраструктуры рынка труда выявлено, что основными организационными структурами, выступающими в качестве посредников между контрагентами рынка труда, являются: 1) все уровни регионального отделения ГСЗН- 2) молодежные биржи труда- 3) отделы распределения выпускников при учебных заведениях начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования- 4) профконсультацион-ные службы и учебные центры- 5) альтернативные службы занятости- 6) региональное отделение Федеральной миграционной службы.

Наряду с государственными службами занятости в составе подсистемы трудового посредничества региональной инфраструктуры рынка труда существуют платные коммерческие организации по трудоустройству и частные бюро по найму, не преследующие коммерческих целей. Несмотря на небольшой период развития подобных фирм, уже обозначилось несколько их типов, среди которых относительно новой для России формой трудового посредничества являются фирмы, оказывающие рекруитерские услуги — подбор и обучение высококлассных специалистов. Среди таких агентств также обозначились специфические типы.

Сферы деятельности различных организационных структур на рынке труда достаточно определены. При этом государственные учреждения оказывают наиболее широкий спектр бесплатных услуг практических для всех категорий населения, а также осуществляют социальную защиту и поддержку тех категорий граждан, которые наиболее уязвимы на рынке труда. Государственные и негосударственные организации в составе подсистемы посредничества региональной инфраструктуры рынка труда развиваются одновременно и занимают совершенно разные, часто непересекающиеся ниши.

В развитии государственных и негосударственных структур на рынке труда отмечается ряд принципиальных отличий: 1) различная степень программного, нормативно-правового и организационно-экономического обеспечения развития- 2) различия в ресурсном и методологическом обеспечении деятельности. Это в свою очередь предопределило существенные различия в эффективности функционирования государственных и негосударственных элементов инфраструктуры рынка труда.

Поскольку новым объектом регулирования в сфере трудовых отношений в последнее время становится территориальная мобильность трудовых ресурсов, то особое внимание с точки зрения задач диссертационного исследования уделено трудовой миграции. Под трудовой миграцией понимается пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемой изменениями в развитии размещении производства, в условиях существования рабочей силы, с целью осуществления трудовой деятельности.

Усиление миграционных процессов в российских регионах обусловливает необходимость их регулирования инфраструктурой рынка труда. Данному аспекту деятельности исследуемой инфраструктуры в научной литературе практически не уделяется внимания.

Функции инфраструктуры рынка труда в отношении регулирования указанных процессов частично выполняют органы Государственной службы занятости населения и Государственной миграционной службы. Вопрос отнесения последней к элементам подсистемы трудового посредничества в составе инфраструктуры рынка труда является спорным, так как данной службе более свойственны разрешительные и контрольные функции, нежели посреднические. Однако с точки зрения одного из критериев отнесения объектов к инфраструктуре рынка труда (обеспечение условий для обслуживания фазы распределения и перераспределения рабочей силы) миграционная служба обеспечивает условия для действия механизма заключения трудовых контрактов между работодателями и специфическим сегментом рынка труда — трудовыми мигрантами.

Исходя из анализа влияния миграционных процессов на состояние регионального рынка труда определены возможные направления развития его инфраструктуры в отношении регулирования процессов трудовой миграции, которые состоят в закреплении:

• за информационной подсистемой инфраструктуры рынка трудафункций сбора информации о динамике и структуре внешних и внутренних миграционных потоков в регионе, а также функции горизонтального и вертикального обмена информацией с другими подсистемами и уровнями инфраструктуры.

• за подсистемой маркетинга — функции анализа влияния миграционных процессов на развитие регионального рынка труда.

• за существующими элементами инфраструктуры рынка труда (рекруитерские агентства, региональные отделения ГМС, государственные ЦЗН) -функций трудового посредничества в работе с данным сегментом рынка труда, либо выделение для этой цели специальных структур.

Проведенный анализ показал, что в настоящее время на рынке труда идут активные процессы формирования соответствующей его современному состоянию инфраструктуры, однако развитая система инфраструктурных элементов пока не сложилась. Об этом свидетельствует то, что по сравнению с подсистемой трудового посредничества, профориентации и подготовки остальные подсистемы в составе региональной инфраструктуры рынка труда либо менее развиты, либо требуют серьезного совершенствования.

В инфраструктуре рынка труда Тюменского региона представлены все выделенные подсистемы. Однако процессы их становления и степень развития, как и в других регионах России, неодинаковы.

Механизм становления подсистемы трудового посредничества в составе инфраструктуры рынка труда Тюменской области был и остается типичным для регионов России и представлен государственными и негосударственными организациями. Сравнительная характеристика состояния элементов подсистемы трудового посредничества инфраструктуры рынка труда Тюменской области показала, что большинство организаций осуществляют свою деятельность преимущественно в крупных городах области и специализируются на оказании услуг для ограниченных сегментов рынка труда (исключение составляют органы ГСЗН). При этом проявляется неравнозначная роль и активность различных организаций на региональном рынке труда.

Анализ состояния рынка труда Тюменской области позволил выдвинуть гипотезу о недостаточной степени развития его инфраструктуры. Выявленный с помощью экспертного опроса ряд наиболее актуальных проблем на рынке труда региона, в частности, безработицы выпускников учебных заведений предопределил необходимость проведения анкетного опроса среди студентов высших учебных заведений г. Тюмени и молодежи с высшим и средним профессиональным образованием. Анализа результатов опроса позволил выявить следующее.

1. На момент проведения опроса только 16,7% имели работу, в том числе почти половина работала по специальности, приобретаемой в учебном заведении. Степень занятости среди студентов разных специальностей неодинакова. Из числа неработающих студентов 82,1% отметили желание работать.

2. В среднем около половины молодежи с высшим и средним профессиональным образованием работает по специальности, приобретенной в учебном заведении. Среди причин работы не по специальности в большинстве случаев отмечался уровень заработной платы, отсутствие вакансий, отношения в коллективе, транспортная недоступность и др.

3. Среди молодежи имеет место неформальная занятость (в среднем около 50%).

4. Главным мотивом поиска работы у студентов вузов является желание приобрести практические навыки по специальности, приобретаемой в учебном заведении (42,2% ответов), вместе с тем 12,9% неработающих студентов, но желающих найти работу, до сих пор ее не имеют, поскольку не устраивает уровень заработной платы. На первое место среди требований к работе студенты выдвинули хорошую зарплату (58,5%) и социальные льготы (48,9%).

5, Совокупность каналов поиска работы, как учащейся, так и дипломированной молодежи, не отличается большим разнообразием. 56,9% студентов и 41,4% квалифицированной молодежи использовали личные связи для поиска работы, и время поиска в половине случаев составило менее месяца. Наименее популярным и эффективным каналом является посредничество органов содействия трудоустройству. Этот канал использовали 9−11% респондентов, а время поиска в большинстве случаев заняло более года.

Анализ современного состояния инфраструктуры рынка труда Тюменской области позволил выделить следующие особенности ее современного состояния: 1) различная степень развития отдельных подсистем- 2) практическое отсутствие некоторых звеньев инфраструктуры рынка труда: подсистемы маркетинга рынка труда, некоторых элементов в составе подсистемы трудового посредничества (отделы распределения выпускников учебных заведений высшего и среднего профессионального образованияорганизации, занимающиеся специфическими секторами рынка труда — трудовыми мигрантами) — 3) невысокая степень разнообразия каналов найма и абсолютное преимущество отдельных каналов- 4) практическое отсутствие взаимодействия между отдельными подсистемами рыночной инфраструктуры и их элементами- 5) различная обеспеченность территории Тюменской области услугами инфраструктурных элементов.

С целью разработки возможных направлений развития региональной инфраструктуры рынка труда в третьей главе диссертационного были изучены методологические подходы к оценке эффективности ее функционирования, разработана система показателей эффективности функционирования региональной инфраструктуры рынка труда и проанализирована динамика социально-экономической эффективности ее деятельности на территории Тюменской области.

Под эффективностью деятельности инфраструктуры рынка труда понимается результативность, или качество, ее функционирования при заданном уровне издержек. Поскольку качество — понятие комплексное, объединяющее совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять те или иные потребности, то эффективность функционирования инфраструктуры рынка труда определяется совокупностью ее характеристик, относящихся к ее способности удовлетворять потребности рынка труда.

Основываясь на принципе теории систем, заключающемся в том, что о качестве функционирования какой-либо системы можно судить только с точки зрения системы более высокого порядка, эффективность функционирования региональной инфраструктуры рынка труда может быть оценена с точки зрения целей последнего. Так как главной целью рынка труда является достижение приближения к количественному и качественному равновесию спроса и предложения, то степень достижения этой цели характеризуется системой показателей рынка труда, которые, следуя принятой логике, можно считать и показателями эффективности функционирования инфраструктуры данного рынка.

С этой точки зрения система показателей эффективности функционирования региональной инфраструктуры рынка труда включает: 1) уровень безработицы в регионе- 2) напряженность на рынке труда- 3) удельный вес длительно безработных в общей их численности- 4) среднее время поиска работы (или среднее время пребывания в состоянии безработицы) — 5) среднее время поиска кандидата на вакантное рабочее место- 6) число нашедших работу после завершения профессионального обучения по направлению службы занятости в процентах к общей численности безработных.

Так как эти показатели носят несколько общий характер и не позволяют отслеживать свойства непосредственно инфраструктуры рынка руда и составляющих ее элементов, то была предложена система обобщающих и частных показателей эффективности инфраструктуры рынка труда. Обобщающими показателями являются: показатель социальной эффективности и два показателя экономической эффективности.

Поскольку функционирование инфраструктуры в целом является следствием согласованной деятельности составляющих ее подсистем, вклад каждой из которых в общий результат неодинаков, то для характеристики какого-либо свойства инфраструктуры рынка труда, отдачи ее составляющих, выделения в ней сильных и слабых звеньев, и разработки на этой основе перспективных направлений развития, разработана система частных показателей в разрезе подсистем.

Существующая практика решения подобных задач требует использования какого-либо одного интегрированного показателя, поскольку часть частных показателей может улучшаться при одновременном ухудшении другой части. Для решения этой задачи было предлождено использовать показатель степени достижения оптимальной эффективности инфраструктуры рынка труда, который представляет собой минимум квадратического отклонения частных показателей ее эффективности от предпочтительного их значения.

Смысловая характеристика предлагаемого показателя состоит в том, что чем меньше его значение, тем меньше отклонение фактических уровней частных показателей от их предпочтительного уровня, следовательно, тем выше эффективность функционирования исследуемой инфраструктуры.

В целях получения разносторонней количественной характеристики эффективности деятельности инфраструктуры рынка труда Тюменской области проведена оценка всеми рассмотренными методами. Наибольший интерес представляют результаты расчета интегрированного показателя.

Анализ основной тенденции показателей степени приближения к оптимальной эффективности инфраструктуры рынка труда Тюменской области показал, что они имеют тенденцию к снижению для подсистемы трудового посредничества и подсистемы финансов, а также инфраструктуры в целом. Это свидетельствует о повышении эффективности деятельности инфраструктуры рынка труда Тюменской области.

Вместе с тем эффективность деятельности подсистемы социально-психологической поддержки несколько снижается во времени. Однако в конечном итоге это не сказывается на динамике показателя эффективности функционирования всей инфраструктуры, т.к. связь между интегрированными показателями указанной подсистемы и инфраструктуры в целом практически отсутствует, что подтверждается расчетом линейных коэффициентов корреляции.

Вычисление линейных коэффициентов корреляции позволило выявить отсутствие связи и между показателями эффективности подсистемы социально-психологической поддержки и финансовой подсистемы в составе инфраструктуры рынка труда.

Между эффективностью деятельности подсистемы трудового посредничества, профориентации и подготовки и финансовой подсистемы выявлена умеренная прямая зависимость. Это означает, что с увеличением расходов ГФЗН на активные направления повышается и результативность деятельности элементов-посредников в составе инфраструктуры рынка труда.

Коэффициенты корреляции, вычисленные для рядов показателей эффективности деятельности основного элемента-посредника (подсистемы трудового посредничества), подсистемы финансов и инфраструктуры рынка труда в целом, показывают тесную связь между ними. Отсюда следует, что чем меньше отклонение частных показателей эффективности указанных подсистем от предпочтительных их значений, тем выше эффективность функционирования системы — инфраструктуры рынка труда — в целом.

В процессе анализа выявлены частные показатели, «понижающие» эффективность функционирования региональной инфраструктуры рынка труда Тюменской области: средняя продолжительность ожидания подходящей работыуровень предотвращенной безработицыскорость оказания услугсоотношение расходов ГФЗН на активные и пассивные направления.

Исходя из этого намечены возможные направления совершенствования отдельных инфраструктурных составляющих с целью повышения результативности деятельности всей инфраструктуры рынка труда региона.

Для обоснования этих направлений проведен экспертный опрос. В первый экспертный блок были выделены представители основного управленческого уровня в регионе — ряда комитетов Администрации Тюменской области: по труду, занятости и миграции населения, по делам молодежи и туризму, образования. Второй блок сформирован из специалистов Государственного учреждения Тюменской области «Молодежная биржа труда», выступающего главным организационным механизмом в решении проблем молодежной занятости.

В качестве основных направлений развития региональной инфраструктуры рынка труда эксперты отметили следующие:

1 — повышение степени взаимодействия служб занятости с работодателями — 68,3% ответов к числу экспертов;

2 — совершенствование технологий работы государственных служб занятости-56,1%;

3 — создание специализированных структур содействия трудоустройству наименее защищенных на рынке труда групп населения (женщин, выпускников учебных заведений, инвалидов, беженцев, мигрантов и т. п.) — 43,9%;

4 — совершенствование трудового законодательства — 31,7%;

5 — развитие сети альтернативных (негосударственных) служб трудоустройства- 29,3%.

Исходя из анализа результатов экспертного опроса и по итогам исследования процессов становления и функционирования региональной инфраструктуры рынка труда разработаны направления совершенствования инфраструктуры рынка труда Тюменской области, которые состоят в следующем:

• повышение степени взаимодействия служб занятости с работодателями, предполагающее горизонтальную и вертикальную интеграцию элементов-подсистем регионального и первичного уровней инфраструктуры рынка труда;

• совершенствование технологий работы государственных служб занятости;

• создание специализированных структур содействия трудоустройству наименее защищенных на рынке труда групп населения (в частности, молодежных бирж труда при учебных заведениях профессионального образованияагентств, специализирующихся на работе с трудовыми мигрантами и другими специфическими секторами рынка труда);

• совершенствование трудового законодательства;

• развитие сети альтернативных (негосударственных) служб трудоустройства;

• развитие подсистемы маркетинга рынка труда в составе региональной инфраструктуры этого рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон «О занятости населения в Российской Федерации (текущая редакция по состоянию на 18 мая 1999 г.) 2. Постановление Правительства РФ 22 июня 1999 г. № 659 «О мерах по поддержанию занятости населения»
  2. Постановление Государственного комитета РФ по статистике 28 мая 1999 г. № 35 «Об утверждении положения о проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы)»
  3. Постановление Правительства РФ 24 июля 1998 г. № 828 «О федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 — 2000 годы»
  4. Постановление Министерства труда и социального развития РФ 21 июля 1997 г. № 41 «Об утверждении положения о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности»
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1046 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан»
  6. Постановление Администрации Тюменской области от 15 февраля 1995 г. № 10 «О совершенствовании лицензирования отдельных видов деятельности на территории области»
  7. Приказ «Об утверждении положения о Департаменте федеральной государственной службы занятости» от 30 ноября 2000 г. № 274 Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
  8. Соглашение «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов», Правительство РФ, 15 апреля 1994, № ИК248/23
  9. Указ Президента РФ 23 мая 1996 года № 768 «О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996−2000 годы»
  10. Закон Тюменской области «О квотировании рабочих мест в Тюменской области» от 21 марта 2000 г.
  11. В.В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 407 с.
  12. Е.М., Вашенцев К. С. Потребности московских предпринимателей в специалистах экономического профиля // СОЦИС, — № 3, — 1997. — с. 113−120
  13. Алексеев Ю. С, Лапин А. Е. Вложенная система индикаторов рынка труда и прогнозирование занятости в регионе / http://www.marketmg.spb.ru
  14. СВ. Зафаница Вам поможет …Если Вы молоды и образованны // ЭКО, — № 3, — 1998. — с. 61 — 68
  15. Н. Рынок труда со многими неизвестными // Человек и труд, — № 1, — 1993. -с. 3 0 — 3 4
  16. В. Экономический потенциал России // Экономист, — № 3, — 1997.-с. 138−140
  17. Е., Петров О. Мониторинг социально-трудовой сферы // Экономист, — № 4, — 1998. — с. 34 — 45
  18. И.М. Биржи труда в 20-е годы: опыт государственного трудового посредничества // СОЦИС, — № 4, — 2000. — с. 117 — 121
  19. Е. Гибкость рынка труда: опыт макроэкономической оценки // Мировая экономика и международные отношения, — № 2, — 1998. — с. 80 —
  20. О.М. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук «Система управления регионом: детерминанты, информационные технологии, модели». — Тюмень, 1999. — 40 с.
  21. И., Кузьминова И., Матрозова И. Занятость в России: региональный аспект // Человек и труд, — № 2, — 1993. — с. 58 — 63
  22. Без проведения активной политики служба занятости превратится в собес // Человек и труд, — № 1, — 1999. — с. 32 — 36
  23. В.Н. Маркетинговые исследования рынка труда // Маркетинг. — 1997.-№ 3.
  24. М. Функционирование маркетинговых информационных систем// Маркетинг. — 2000. — № 4. — ЗЗ.
  25. И. Аномалии российского рынка труда // Мировая экономика и международные отношения, — № 2, — 1998. — с. 91 — 100
  26. В.И. Рынок труда в современной экономике // Общество и эко- номика,-№ 1, — 1994.-с114−131. (с. 119)
  27. В.Г. Система регионального рынка труда. Социально- экономические методы регулирования. -СПб., 1997.
  28. Бейсенов С, Мухамбетов Т. Инфраструктура рынка труда // Человек и труд, -№ 1, -1993. -с. 2 5 — 2 8
  29. К., Солоничева В., Котов В. Модели организационных структур службы занятости // Человек и труд. — № б, — 1995. — с. 4 — 7
  30. Л.В., Маркевич И. В. Становление российского рынка труда // Социально-политический журнал. — № 5, — 1997. — с. 138 — 142
  31. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: Справочник. — 2-е изд., иере-раб. и доп. — М.: Статистика, 1979. — 447 с.
  32. Ю. Региональные аспекты мобильности трудовых ресурсов // Российский экономический журнал, — № 10, — 1997. — с. 57 — 65
  33. Н. Рынок рабочей силы — новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения, — № 8, — 1999. — с. 20 — 25
  34. В. Практика требует обновления закона о занятости // Человек и труд, — № 4, — 1999. — с. 38 — 41
  35. В. Профсоюзы и проблемы занятости // Человек и труд, — № 2, — 1999.-с. 3 7 — 3 8
  36. Внешнеэкономический бизнес в России: Справочник / Под ред. И.П. Фа- минского. — М.: Республика, 1997. — 591 с. (с. 255)
  37. Т.В. Государственное регулирование рынка труда: классификация мер и опыт развитых стран // Вестник МГУ, — № 3, — 1994. — с. 54
  38. В., Холодняк И., Балян Г. Хорош ли работник из студента? // ЭКО,-№ 10,-1998.-с. 129−137.
  39. Н.В. О рынке труда выпускников вузов // СОЦИС, — № 3, — 1997.-с. 105−112
  40. Дановский Социальная типология безработных // Человек и труд, № 5- 6, 1993.-с. 2 2 — 2 4
  41. Дзе Тецуя. Политика занятости в Японии // Человек и труд, — № 3, — 1999. — с .62−65
  42. А.В. Экономическая социология: Учебное пособие. — Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. — 254 с.
  43. А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. — М.: СП «Вся Москва». — 1994.
  44. А.Л. Регулирование заработной платы на российском рынке труда // Общество и экономика, № 7 — 8, 1997. — с. 209 — 220
  45. Занятость и рынок труда: Новые реалии, национальные приоритеты и перспективы. — М.: Наука, 1998. — 254 с.
  46. Г. П. Маркетинг в сфере переподготовки и повышения квалификации// Финансы СССР. — 1999. — № 7.
  47. М., Фуколова Ю. Охотники за головной болью // Коммерсантъ Деньги, — № 43 (149), 19 ноября 1997 г.
  48. В. Заводская биржа труда // Человек и труд, — № 1, — 1993. — с. 37 —
  49. Л. Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук «Рынок труда: методология исследования и особенности формирования в современной России». — Воронеж, 1998. — 32 с.
  50. Л.П. Маркетинг рынка труда. — Центр информ. и соц.-эконом. исследований. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та. — 1995. — 432 с.
  51. И.М., Бизюков П. В., Веденеева В. Т., Ярошенко С. Ищу работу // ЭКО, — № 7, — 1998, с. 143 — 155
  52. И.М. Поведение на рынке труда: анализ трудовых биографий // СОЦИС, — № 4, — 1997. — с. 55 — 64
  53. О. О совершенствовании правовой базы обеспечения занятости населения // Человек и труд, — № 2, — 1999. — с. 44 — 47
  54. А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. — 1998. — № 1. — с. 33
  55. Л. По поводу некоторых понятий теории рынка труда. // Человек и труд. — 1998. — № 12. — с. 33 — 36
  56. Л. Занятость, заработная плата и инфляция // Человек и труд, — № 3 , — 1999.-С.ЗЗ-36
  57. В.И. Роль статистики в управлении процессами занятости // Вопросы статистики, — № 6, — 1999. — с. 26 — 30
  58. КульбеЙ О.А., Наумова Л. И. Некоторые аспекты прогнозирования безработицы и уровня занятости на региональном уровне/ http://www.marketing.spb.ru
  59. Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой, — Киров: МГИМО, 1993. — 475 с.
  60. Ю. Молодежь: какую работу выбрать? // Человек и труд, — № 1, — 1993.-с. 3 3 — 3 6
  61. Г. Молодежный рынок труда // Экономист, — № 8, — 1996. — с. 63 — 70.
  62. . Труд и рынок / СПб. гос. Морской тех. ин-т. — СПб., 1991. — 175 с.
  63. И.Б. Предпринимательство как форма занятости женщин. — Тюмень, 2000.-137 с.
  64. Е.А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. — М.: «Российская политическая энциклопедия», 1997.-360 с.
  65. И.С. Российский рынок труда на современном этапе- тенденции, специфика условий формирования, противоречия, принципы регулирования: докл. конференции Сектор рынка труда и мотивации занятости. — М.: ин-тРАН.-1992.-С. 56.
  66. Н. Локальные рынки труда // Человек и труд. — № 10, — 1993, — с. 13 -17
  67. А. Проектирование маркетинговой информационной системы // Маркетинг. — 2000. — № 2.
  68. Л.И. Маркетинг внутрифирменного рынка труда /http ://www. marketing, sp b. ru
  69. E.M., Симонов Г. Общество-человек и рынок труда: Учебное пособие. — Тюмень: ТюмГНГУ. — 2000. — 148 с.
  70. Д.С. Частные агентства по трудоустройству на рынке труда // Труд за рубежом. — № 1, — 1999.
  71. А., Дегтярь Л., Лыкова Л. Погребинская В., Бунчук М. Возможности и методы социального регулирования // Экономист, — № 7, -1998.-с. 5 7 — 6 6
  72. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. — М.: Международные отношения, 1991. — 180 с.
  73. СИ., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.- Российский фонд культуры- - 2-е изд., испр. и доп. -М.: АЗЪ, 1994. — 928с.
  74. Н.В. Занятость молодежи в тюменском регионе: обзор тенденций XX века, современная ситуация и проблемы // Налоги, инвестиции, капитал: Издание администрации Тюменской области, — № 5−6 (20), -2000, с. 71 — 7 6
  75. И.П., Поварич М. Д. Региональный рынок труда: проблемы функционирования и управления: Учебное пособие. — Кемерово: Кузбас-свузиздат, 1998. — 244 с.
  76. П. Формирование организационных структур на рынке труда // Экономист, — № 3, -1998. — с. 91 — 94.
  77. Н. Незанятая молодежь: социально-экономический портрет и поведение // Человек и труд, — № 4, — 1999. — с.42−43.
  78. Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике // Человек и труд, — № 2, — 1999. — с. 28−30
  79. Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике // Человек и труд, — № 3, — 1999. — с. 48−51
  80. Ф. Эффективная организация услуг службы занятости: современные подходы // Человек и труд, — № 8, — 1999, с. 73 — 76
  81. Профконсультационная служба: пора становления // Человек и труд, — № 1,-1993.-с. 6 4 — 6 6
  82. О. Занятость в регионе при переходе к рынку: Социально- экономические и управленческие аспекты. — М.: 1994. 23.
  83. В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 368 с.
  84. А.А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Центр, 1997. — 160 с.
  85. Резник С, Резник Г. Школьники и студенты в рыночной среде // ЭКО, — № 10, 1998.-с. 15−26.
  86. О.В. Социология труда: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 1999. — 320 с.
  87. Ю., Разумова Т. О. Теория рынка труда: Учеб.-методич. пособие — М.: Эк. факультет МГУ, ТЕИС. — 1998. — 192 с.
  88. Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии, — № 5, — 1998. — с.63 — 72
  89. Н.И. Рынок труда: региональный аспект (на примере Удмуртской республики) М., 1998. -124 с.
  90. Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. Б. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. — М.: «Экзамен», 2000. — 448 с.
  91. Рыночная экономика: Словарь./ Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. — М.: Республика, 1993. — 524 с.
  92. Э.Э., Сотникова СИ. Маркетинг рабочей силы: социально- экономический анализ. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ. — 1995. — 238 с.
  93. А.Л. Новые инструменты государственной политики занятости // Общество и экономика, -№ 7 — 8, — 1997. — с. 15 -32
  94. А.П., Срыпник Н. В., Чередниченко В. А. О коллективно- договорном регулировании трудовых отношений // Общество и экономика,-№ 7 — 8 , — 1997. — с. 187−194
  95. .М. Особенности формирования российской модели рынка труда в переходный период // Общество и экономика, — № 7−8, — 1997, — с. 109−119
  96. В.Б. Социально-экономические аспекты формирование рынка труда в условиях становления рыночной экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. — М., 1997.-с. 7 — 9 .
  97. Л.Н. Маркетинговые исследования и прогнозирование как основа профессиональной деятельности на рынке труда. /http://www.marketing.spb.ru
  98. Л.Н. Роль маркетинга в системе управления воспроизводством рабочей силы / http://www.marketing.spb.ru
  99. А.В., Попов Г. Ю., Матвеева В. М. Статистика: Учебник. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000. — 464 с ,
  100. А.Н., Хайруллина Н. Г. Управление персоналом. — Учебник по кадровому менеджменту, Изд-е третье, испр. и дополи. — Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 1999. — 276 с.
  101. В. Занятость в неформальном секторе экономики // Экономист, -№ 6, — 1998.-с. 5 1 — 5 8
  102. О. Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда // Человек и труд, — № 2, — 1999, — с. 39 — 43
  103. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учеб. Пособие. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 336 с.
  104. Служба занятости — служба государственная // Человек и труд, — № 6, — 1995,-с. 9 — 1 6
  105. А.Б. Маркетинг — основа сбалансированного рынка труда / http://www.kadri.chel.com.ru
  106. Смирнов Рынки труда регионов в условиях финансово-экономического кризиса // Человек и труд, — № 3, — 1999, — с. 56 — 59
  107. Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 271 с.
  108. Советский энциклопедически словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1639 с.
  109. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под общ. ред. Акимова А. К., Волгина Н. А. — М.: Молодая гвардия. 1996
  110. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д. В. Валового — М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», Академия труда и социальных отношений, 2000.-392 с.
  111. Е.В. Регулирование регионального рынка труда переходной экономики. — Саратов, 1997, с. 58 — 60.
  112. Теория статистики: Учебник / Под ред. Р. А. Шмойловой. — М.: Финансы и статистика, 1986. — 464 с.
  113. Е. Актуальные проблемы социального развития и пути их решения // Экономист, — № 4, — 1997, — с. 22 — 28
  114. Толковый словарь рыночной экономики. — М., 1993. — 299 с.
  115. А. Общий рынок труда в СНГ // Мировая экономика и международные отношения, — № 12, — 1998. — с. 104 — 113
  116. .Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. — 511 с.
  117. В.Н., Шафранов-Куцев Г.Ф. Россия: от экстремальности к устойчивости (Методология устойчивого развития): Монография. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2000. -204 с.
  118. И.О. Российский рынок рекруитерских услуг: вчера и сегодня // СОЦИС, — № 5, — 1997, — с. 54 — 66
  119. Формирование рынка труда в России // Человек и труд, — № 11, — 1996. — с. 4 2 — 4 6
  120. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. 2-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1997.-360 с.
  121. И.В. Рынок труда в смешанной экономике. — Ростов-на-Дону, 1997.
  122. Д.И. Формирование и совершенствование инфраструктуры трудового посредничества в регионе. — Иркутск, 1996. — 217 с.
  123. В.Т. Математико-статистические основы социологических исследований. — М.: Финансы и статистик, 1981. -255 с.
  124. В.Н. Руководителю — о принятии решений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 272 с.
  125. П. Комплексный подход к регулированию регионального рынка труда // Человек и труд. — 1997. — № 10.
  126. В. Реформа службы занятости: первые результаты, первые трудности // Человек и труд. — № 2, — 2001. — с. 49.
  127. Е.И. Социально-экономическое прогнозирование рынка труда региона: Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. / Тюменский государственный университет, — Тюмень, 1996.-24 с.
  128. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. — М.: изд-во БЕК, 1996. — 632 с.
  129. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебник для вузов. — СПб.: СПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг», 1997. -480 с.
  130. А.В., Зотов А. А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // СОЦИС, № 3, 1997, с. 84 — 92
  131. Миграция населения Тюменской области за 1995 — 1999 годы (Статистический сборник) Тюменский областной комитет государственной статистики. — Тюмень, 2000. — 72 с.
  132. Отчет о деятельности службы занятости Тюменской области за 1999 г. — Тюмень, 2000.-102 с.
  133. Рынок труда Тюменской области в 1996 году: Статистический сборник /Тюменский областной Комитет гос. статистики. — Тюмень. — 1997. — 34 с.
  134. Рынок труда Тюменской области в 1999 году: Статистический сборник /Тюменский областной Комитет гос. статистики. — Тюмень. — 2000. — 38 с.
  135. Рынок труда Тюменской области в первом полугодии 2000 года: Статистический сборник /Тюменский областной Комитет гос. статистики. -Тюмень. — 2000. — 32 с.
  136. Статистический сборник «Молодежь Тюменской области». — Тюмень: ООП Облкомстат, Тюменский областной комитет государственной статистики, январь 1999 г. — 139 с.
  137. Статистический сборник «Начальные, средние специальные и высшие профессиональные учебные заведения Тюменской области (1995/96 -1999/2000 учебный год)» — Тюмень: ООП Облкомстат, Тюменский областной комитет государственной статистики, 2000 г. — 72 с.
  138. Тюменская область в цифрах: Статистический сборник / Тюменский областной Комитет гос. статистики. — Тюмень. — 2000. — 258 с.
  139. Тюменский выпуск газеты «Работа для Вас», — № 28, — 31 июля — 6 августа 2000.
  140. Armstrong М.А. Handbook of personnel management practice, Clays Ltd, 1995, — 225 p.
  141. Cushway B. Human resource management, Clays Ltd, 1996, — 433 p.
  142. Godin S. Permission marketing, Simon & Schuster, 1999. — 225 p.
  143. D. Akai K. (Eds.). Global Interdependence. Simulation and Gaming Perspections. Tokio, 1992.
  144. Labour market policies for the 1990s. OECD. Paris, 1990. — 131 p.
  145. Peterson R. Marketing Research. Dallas, 1982.
  146. Regional labor markets. Analitical contributions and cross-national comparisons. Ed. by. M. Fischer and P.Nijkamp. — Elsevier Science Publishing Co, 1987.-500 p.
  147. Recruitment. European management guides. Gen. ed. P.Burgess. Institute of Personnel Management. London, Short Run Press Ltd, 1990. — 178 p.
  148. R.Layard, S. Nickel, R. Jakman Unemployment. Macroeconomic Performance and the Labor Market. Oxford University Press, 1991. -618p.
  149. Stanting G. Unemploument and labor market flexibility- The United Kingdom -Geneva. 1986.-p. 19
  150. The publik employment service in a changing labour market. OECD. Paris, 1984.-56 p.
  151. The publik employment service in Japa, Norway, Spain and the United Kingdom. — OECD, 1993. -- 142 p.
Заполнить форму текущей работой