Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование затрат на обеспечение качества на предприятиях машиностроения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процесс управления затратами в СК, в соответствии с разработанной классификацией, осуществляется в рамках «вертикальной» зависимости управляемых затрат от управляющих. При этом, для адекватной оценки эффекта управляющих воздействий необходимо кроме «вертикальной» зависимости рассматривать параллельные" взаимосвязи между элементами управляемых затрат. Основным механизмом внутренней взаимосвязи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономическое управление в системе качества машиностроительного предприятия
    • 1. 1. Принципы экономики качества
    • 1. 2. Модель управления затратами, связанными с качеством
    • 1. 3. Определение и классификация затрат, связанных с качеством
  • Глава 2. Методические основы управления затратами в системе качества
    • 2. 1. Общее и финансовое управление затратами, связанными с качеством
    • 2. 2. Организационная структура и информационное обеспечение системы управления затратами
    • 2. 3. Анализ и управление эффективностью затрат в системе качества
  • Глава 3. Анализ элементов управления затратами в системе качества ОАО «ГАЗ»
    • 3. 1. Апробация элементов управления затратами в системе качества ОАО «ГАЗ»
    • 3. 2. Анализ затрат и формирование эффективных решений в системе качества ОАО «ГАЗ»

Формирование затрат на обеспечение качества на предприятиях машиностроения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во введении обосновывается актуальность и значимость темы диссертационного исследования, определяются цели и задачи работы.

В первой главе рассматриваются основные принципы управления затратами на предприятии, а также их специфика с точки зрения системы качества. Определяется понятие затрат, связанных с качеством (ЗК), как части затрат предприятия, возникающих вследствие несоответствия процессов формирования качества их наиболее эффективному протеканию и являющихся объектом управления системы качества. Предлагается классификация затрат, связанных с качеством, принципиальные модели оптимизации затрат статического и динамического характера. Рассматривается специфика процессов формирования качества в различных типах производства и соответствующий им классификационный состав затрат.

Во второй главе разрабатываются вопросы методологии управления затратами в системе качества. Определяются принципы построения организационной структуры системы управления ЗК и ее связи с организационной структурой системы качества и структуры предприятия в целом. Разрабатываются методы учета и планирования ЗК на основе принципов управленческого учета. Разрабатываются принципы и процедуры стратегического и оперативного анализа эффективности системы качества в области управления затратами, предлагаются модели оптимизации программы управляющих воздействий.

В третьей главе изложены основные задачи, решенные в процессе апробации изложенных в предыдущих главах принципов и методов управления затратами на одном из структурных подразделений ОАО «Горьковский автомобильный завод» и описаны результаты апробации.

В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, обладающие признаками научной новизны, формируются основные выводы и характеризуется практическая значимость работы.

заключение

.

В результате диссертационной работы сформулированы основные экономические принципы управления затратами при формировании качества продукции, определено основное понятие, используемое для экономического описания процесса управления качеством — затраты, связанные с качеством. Данные затраты представляют собой часть затрат предприятия, возникающих вследствие несоответствия процессов формирования качества их наиболее эффективному протеканию и являющихся объектом управления системы качества. Данное понятие является ключевым для экономического описания процессов обеспечения качества на предприятии и анализа их эффективности.

Необходимым условием обеспечения эффективности управления затратами в системе качества является наличие экономических инструментов, обеспечивающих измерение затрат, связанных с управлением и эффектов управления. Исходя из анализа механизма экономического управления ЗК была обоснована необходимость их разделения на 2 классификационные группы по отношению к механизму управления — управляемые, т. е. текущие затраты, являющиеся объектом управления СК и управляющие затраты, т. е. предельные затраты на осуществление управляющих воздействий, направленных на изменение управляемых затрат. Данное деление является необходимым для адекватной оценки затрат на управление и эффекта управления и принятия экономически обоснованных управленческих решений в СК.

Управление процессами и присущими им несоответствиями может осуществляться напрямую через общую систему управления предприятием и создаваемую на предприятии систему качества, в соответствии со сформулированным в диссертации принципом двойственности управления качеством. Таким образом, затраты, связанные с качеством, как объект управления, могут быть разделены на системные (в рамках системных процессов СК) и внесистемные (в рамках внесистемных процессов). При этом системные затраты, формально не являются признаком несоответствия процессов, поскольку отражают нормативное функционирование СК, однако, причиной, порождающей необходимость реализации системных процессов является несоответствие внесистемных процессов.

В зависимости от параметров управляемых процессов, определяемых, прежде всего, организационным типом производства, изменяется состав статей затрат, описывающих процесс управления качеством. В частности, единичному производству присуще выражение несоответствий процессов в виде дополнительных компенсационных затрат факторов производства, которые осуществляются параллельно основному течению процесса, в то время как для крупносерийного производства характерно выражение несоответствий в виде конечного брака, а также в виде затрат на исправление брака, то есть затрат на повторное прохождение процесса.

Причиной возникновения в единичном производстве дополнительных компенсационных затрат факторов производства является его «низкая» организованность, выражающаяся в низком качестве не столько производственных факторов, сколько самих процессов.

В процесс управления затратами в СК, в соответствии с разработанной классификацией, осуществляется в рамках «вертикальной» зависимости управляемых затрат от управляющих. При этом, для адекватной оценки эффекта управляющих воздействий необходимо кроме «вертикальной» зависимости рассматривать параллельные" взаимосвязи между элементами управляемых затрат. Основным механизмом внутренней взаимосвязи управляемых затрат, определяющим их взаимовлияние в процессе естественного формирования и под влиянием управляющих воздействий является повышение степени целенаправленности затрат, выражающееся в повышении доли целевых затрат, то есть имеющих непосредственно идентифицируемый объект управления, и снижении нецелевых затрат, которые выполняют страховую функцию, но не имеют четкого целевого назначения.

Для эффективного управления качеством на предприятии необходимо создание специального экономического механизма: системы управления затратами, связанными с качеством.

Система должна обеспечивать в отношении данных затрат выполнение всех функций управления, находящихся в рамках полномочий системы качества как субъекта управления, включая учет, анализ, выработку управляющих воздействий. В качестве основного методического подхода к управлению затратами, связанными с качеством, выбран финансовый подход, позволяющий осуществить комплексное решение задач управления, включая текущую и инвестиционную деятельность СК.

Структурно, система управления затратами должна включать организационное, информационное и методическое обеспечение.

Организационное обеспечение состоит в создании в рамках СК соответствующей функциональной подсистемы для выполнения задач экономического управления затратами.

Информационное обеспечение представляет собой механизм сбора, анализа информации, и распределения информации между центрами ответственности на основе разработанных и описанных в гл. 2 диссертации подходов к управленческому учету, планированию и анализу затрат, связанных с качеством.

Методическое обеспечение в области выработки управляющих воздействий реализовано в виде процедур и критериев оценки эффективности функционирования СК в целом, а также отдельных управляющих воздействий и программ управляющих воздействий.

Разработанная методика оценки эффективности СК в области управления затратами включает 3 этапа анализа: стратегический, оперативный статический и оперативный динамический.

Стратегический анализ эффективности проводится на этапе принятия решения о целесообразности внедрения на предприятии специализированной подсистемы управления качеством. Данный анализ рассматривает влияние деятельности в области качества в стратегическом аспекте и затрагивает все факторы формирования финансовых результатов, включая затраты и выручку предприятия.

Оперативный статический анализ является важным элементом функции контроля СК. Элемент статичности данного уровня анализа состоит в том, что предметом оценки является эффективность функционирования СК в конкретный момент (период) времени без рассмотрения эффективности возможных управляющих воздействий, способных изменить параметры функционирования СК. Результатом анализа является констатация факта статической эффективности СК в определенный момент времени или ее неэффективности с выявлением области затрат, требующих осуществления управляющих воздействий и формулирование альтернативных вариантов управляющих воздействий на качественном уровне.

Оперативный динамический анализ предполагает обработку альтернативных вариантов управляющих воздействий, оценку их эффективности и построение оптимальной программы управляющих воздействий и включает три этапа:

— оценку управляющих воздействий в соответствии с индивидуальным критерием эффективности;

— оптимизацию программы управляющих воздействий в соответствии с внутренними критериями эффективности СК;

— оптимизацию программы управляющих воздействий в соответствии с общесистемными критериями эффективности.

В качестве индивидуального критерия эффективности предлагается применять коэффициент эластичности управляемых затрат по отношению к управляющим, который по экономическому смыслу соответствует индексу прибыльности, используемому в инвестиционном анализе, что делает данный показатель сопоставимым с параметрами инвестиционной программы предприятия и обеспечивает возможность синхронного планирования деятельности в области качества и общей инвестиционной программы предприятия.

Оптимизация программы управляющих воздействий с точки зрения внутренних критериев эффективности СК состоит в формировании набора не исключающих друг друга альтернатив, обеспечивающих максимизацию чистого приведенного эффекта реализации мероприятий. При этом не учитываются ограничения ликвидности (объемы свободных ресурсов предприятия) и общесистемные альтернативы использования ресурсов. Данные допущения делаются вследствие того, что СК не контролирует финансовые потоки предприятия, планирование ликвидности и осуществление инвестиционной активности производится на общесистемном уровне.

Оптимизация программы управляющих воздействий в соответствии с общесистемными критериями эффективности обеспечивает учет общесистемных альтернатив вложений и ограничения по ликвидности программы.

Оптимизация программы управляющих воздействий производится на основе оригинальной модели синхронного финансового планирования. Реализация описанных процедур анализа эффективности обеспечивает согласование деятельности в области качества с общим управлением предприятием и достижение цели максимизации оперативного экономического эффекта в области качества.

В итоге можно отметить признаки научной новизны разработки. К ним относятся следующие:

— разработаны теоретические и методические основы управления затратами в форме классификации затрат, ориентированной на управление;

— определены специфические свойства экономической модели формирования качества в различных организационных типах машиностроительного производства. Определен специфический состав затрат на качество в различных типах производства;

— разработаны принципы управления затратами в системе качества с применением управленческого и финансового учета;

— разработана методология трехступенчатой процедуры анализа эффективности системы качества предприятия;

— предложена система индивидуальных показателей эффективности управляющих воздействий и групповых критериев эффективности программ воздействий;

— разработаны модели оптимизации управляющих воздействий на основе критериев эффективности, обеспечивающие синхронное (параллельное) планирование управляющих воздействий в области качества и общепроизводственных мероприятий.

Разработанные методические принципы могут быть использованы в процессе управления качеством машиностроительного предприятия, о чем говорят результаты апробации, описанные в гл. 3.

В качестве практического завершения работы следует рассматривать создание на основе предложенных методов стандартов предприятий, регламентирующих процесс анализа и управления затратами. В данных стандартах должны быть описаны все этапы и элементы управленческого учета затрат. В частности, должна быть разработана система учета затрат, связанных с качеством, которая станет в дальнейшем неотъемлемым элементом СК и предоставит необходимую информационную базу для разработки нормативов затрат, используемых при их планировании. Поскольку неотъемлемой частью системы управления затратами является анализ и планирование, в дальнейшем должны быть разработаны:

1. Система экономических и финансовых показателей для анализа затрат как таковых и для анализа влияния результатов управления качеством на финансовое и экономическое положение предприятия.

2. Методика планирования затрат в системе качества, опирающаяся на сформированную нормативную базу.

3. Методы и модели оптимального планирования затрат и результатов в системе качества с использованием предложенных в диссертации моделей, а также другие модели принятия решений, что позволит говорить о создании системы оптимального управления затратами на предприятии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.H. Премии Правительства Российской Федерации в области качества: цели, критерии и организации конкурса//Стандарты и качество, 1997, № 1, с. 23.
  2. Ф.А. Плюсы и минусы отечественных систем управления качеством продукции//Стандарты и качество, 1990, № 8.
  3. Ю.Д. Квалиметрия и сертификация продукции: Методическое пособие. М.: Изд-во стандартов, 1996, 101 с.
  4. Г. А. Основы стандартизации и управления качеством. Части 1,2,3.: учебник.-СПб.:Изд-во СПБУЭФ. 1995.
  5. О.В. и др. Управление качеством: классификация затрат. // Радиоэлектроника, информатика, управление. 1999. — N 2. — С.63−64
  6. С.Ф. Управление качеством на современном этапе // Стандарты и качество, 1997, № 1.
  7. В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка. -М.: Изд-во стандартов, 1993.
  8. А.А. Самооценка важный инструмент в управлении качеством// Стандарты и качество, 1996, № 2.
  9. В.В. Конкурентоспособность промышленной продукции // Проблемы функционирования предприятий в условиях переходной экономики. -Харьков, 1997.
  10. В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. М., ВНИИС, 1994, -218с.
  11. В.Г. Правильно ли выбран путь развития российскойсертификации? // Стандарты и качество, 1997, № 3.
  12. В.Г., Гамеев В. И., Акинериев Л. П. Учреждение в России премии по качеству на базе мирового опыта шаг к повышению конкурентоспособности и совершенствованию деятельности отечественных предприятий // Стандарты и качество, 1995, № 10.
  13. Н.В. Управление качеством продукции в условиях перехода к рынку. СПб: Изд-во СПБУЭФ, 1994, -156 с.
  14. В.Н., Окрепилов В. В. Управление качеством и сертификация в промышленном производстве. Учебное пособие. -СПб, Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  15. А.В. Очерки по экономике и управлению качеством продукции // Стандарты и качество, 1990 № 8, 10, 1992 — № 9−11, 1993 — № 1 и 2, 1994 — № 10,12, 1995 — № 1,3−6,10.
  16. А.В. Обзор комплекта документов, входящих в систему QS-9000 // Стандарты и качество, 1997, № 6.
  17. Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  18. Г. А., Коровкин И. А., Макаров М. И. Технология повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг путем построения системы приоритетов инвестиций // Стандарты и качество, 1997, № 2, с.45−47.
  19. Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции: // СПб.:Изд-во СПбГТУ, 1995.
  20. Д. С., Жимиров В. Н. Инвестиции в качество продукции. /Под ред. д.э.н., профессора Карлика А. Е. СПб, 1996, 32 с.
  21. А.К. Система информационного обеспечения качества стандартизации, метрологии и сертификации // Стандартыи качество, 1995, № 2.
  22. Дж.М. Качество и прибыль. В Сб. Качество, торговля, экономика. -М.: Изд-во стандартов, 1970.
  23. Единый Европейский рынок и новые тенденции в управлении качеством. Роль и задачи международных и европейских организации ИСО, МЭК, ИЛАК, ЕСИС, ЕОК, ЕФУК (Аналитический обзор). М.: Изд-во ВНИИС, 1995.
  24. П.Н., Васильев А. В. Кноль А.И. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов (современные подходы). -СПб.: Наука, 1995,-167 с.
  25. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года // Стандарты и качество. -1992, № 7, с.7−17.(изменения и дополнения от 5 декабря 1995 г.).
  26. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 1 июля 1993 года // Стандарты и качество, 1993, № 6, с.32−35.
  27. Закон РФ «О стандартизации» от 1 июля 1993 года // Стандарты и качество, 1993, № 6, с.25−31.
  28. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 1 июля 1993 года // Стандарты и качество. -1993, № 6, с.36−43.
  29. К. Японские методы управления качеством. -М.: Экономика, 1998, -215 с.
  30. Е.М., Демиденко Д. С. Опыт определения затрат на обеспечение и повышения качества продукции в машиностроении. Л.: Знание, 1982.
  31. А.Е. Материалоемкость продукции. Резервы и пути снижения. -Л.: Судостроение. 1991.
  32. Г. Б. Факторы производства и производственные функции: моделирование в условиях качественных изменений //
  33. Моделирование механизмов функционирования экономики России на современном этапе. -М., 1997, -с. 115−143.
  34. JI.A. Низкое качество управления угроза безопасности нашей экономики// США, 1991, № 7.
  35. Т. Эволюция международных стандартов по качеству и эволюция TQM // Стандарты и качество, 1997, № 4.
  36. В.И., Першин А. И. Управление качеством рыночной деятельности предприятий. Саратов, 1997, -101 с.
  37. В.М. К вопросу о критерии эффективности «повышения» качества (потребительских свойств) продукции// Экономические проблемы улучшения качества продукции. Сборник. М: Изд-во Академии наук СССР. Институт экономики, 1980, — 150 с.
  38. В.А. Анализ и оценка эффективности выпускаемой и перспективной продукции. -Тула: Изд-во Тульского го с. университета, 1997.
  39. В.А. Звезды качества//Стандарты и качество, 1997, № 7.
  40. И.М. Японский экономический феномен: роль государства// Проблемы теории и практики управления, 1995, № 1.
  41. А. Сертификация систем качества в России завтрашний день, наступление которого необходимо ускорить // Стандарты и качество, 1997, № 2.
  42. Международный стандарт ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь. Версия 1994 г., -М.: Изд-во стандартов, 1995.
  43. Международный стандарт ИСО 9004−1. Управление качеством и обеспечение качества. Руководящие указания, Версия 1994 г., -М.: Изд-во стандартов, 1995.
  44. Международные стандарты ИСО серии 9000 на системы качества:
  45. Версия 1994 г., -М: Изд-во стандартов, 1995.
  46. Международные и региональные организации по стандартизации и качеству продукции: Справочник. М.: Изд-во стандартов, 1991.
  47. С. Проблемы совершенствования законодательства и нормативной базы сертификации // Стандарты и качество, 1996, № 2.
  48. .С. Государственный контроль и надзор в механизме обеспечения качества // Стандарты и качество, 1996, № 2.
  49. Э. Стратегия стандартов и качества. Структурный эффект стандартизации // Стандарты и качество, 1997, № 7.
  50. Я. Тойота, Методы эффективного управления. М.: Экономика, 1989, 288 с.
  51. А.И. Теория экономического анализа. Проблемы и решения, М.: Финансы и статистика, 1988.
  52. М.А. Сертификация потребительских товаров. -М.: Экономика, 1995.
  53. С.Г. Типы предприятий и их экономическое объединение в условиях рынка. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  54. В.В. Всеобщее управление качеством. Учебник в 4-х книгах. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  55. В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью. Учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
  56. В.В. Территориальный орган Госстандарта России в рыночных условиях // Стандарты и качество, 1995, № 3.
  57. С.В. Оценка качества услуг при обязательной сертификации // Стандарты и качество, 1996, № 7.
  58. Оценка соответствия в Европейском союзе // Стандарты и качество, 1997, № 1.
  59. Я. «Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» (Постатейный комментарий) // Хозяйство и право, 1994, № 11 и 12.
  60. Я. «Закон РФ «О стандартизации» (Постатейный комментарий) // Хозяйство и право, 1995, № 1−4.
  61. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  62. В.И. Регистр систем качества и его нормативно-методическая основа// Стандарты и качество, 1996, № 10.
  63. В.В. Управление качеством. -Новосибирск, 1996.
  64. В. А. Математическая модель воздействия методики анализа на экономический эффект контролируемого производства.// Заводская лаборатория, 1995, № 8.
  65. К.М. Методология классификации затрат на качество // Стандарты и качество, 1997, № 3.
  66. Рекомендации. Система управления производственным объединением и промышленным предприятием. Разработка, внедрение и совершенствование на основе стандартизации. -М.: Изд-во стандартов, 1986.
  67. Система стандартизации ГОСТ Р. Основные положения. Порядок проведения сертификации продукции. -М.: Изд-во стандартов, 1996.
  68. Управление затратами на предприятии: Учебник / В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова, В. П. Кустарев и др.- Под общ. ред. Г. А. Краюхина. -СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. 277 с.
  69. А. Контроль качества продукции, сокр.пер. с англ. -М.: Экономика, 1986. -471с.
  70. Дж. Управление качеством в американских корпорациях, сокр.пер. с англ. -М.: Экономика, 1990. -272с.
  71. И.И. Конкурентная борьба предприятий это соревнование систем управления качеством // Стандарты и качество, 1996, № 12.
  72. В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента // Стандарты и качество, 1997, № 6.
  73. A.M. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Машиностроитель, 1996, № 9.
  74. К. Шанк, Виджей Говиндараджан. Стратегическое управление затратами/ Пер. с англ. СПб.: ЗАО «Бизнес микро», 1999.-288 с.
  75. Инвестиционные расчеты /Ю. Блех, У. Гетце: Пер. с нем./ Под ред. к.э.н. А. М. Чуйкина, JI. А. Галютина 1-е изд., стереотип.-Калининград: Янтар. сказ, 1997.-450 с.
  76. Anderson, S.W., J. Daly, Marilyn F. Johnson, The value of management control systems: Evidence on the Market Reaction to ISO 9000 Quality Assurance Certification, working paper, University of michigan Business School? 1995
  77. Black, S.A. L.J. Porter, Identification of the critical Factors of TQM, Decision Sciences, 27, No. l
  78. Cristensen, J.S., W.Y. lee Total Quality Management and corporate performance: an Empirical investigation, working paper, college of Business Administration, Kent State University, 1994
  79. Crosby, P. B. Quality is Free: The Art of Making Quality Certain, McGraw Hill Book Company, New York, USA, 1979
  80. Flinn, B.B., S. Sakakibara, A Framework for Quality Management Research and an Associated Measurement Instrument, Journal of operations Management, 11, pp. 339−366
  81. ВС 7850. Total Quality Management, Part 2, Guide to Quality1. provement Methods (1992), London, British Standards Institution.
  82. Dale Barrie G., Oacland John R. Quality improvement through standards/-2nd ed.-London: Stanley thorns, 1994.
  83. Daughetly A.F., Reinganum J.F. Product safety: Liability, R&D, and signaling// American Economic Rev., 1995, № 5. -p.1187−1206.
  84. Gabel, Landis. Product standardization and competitive strategy. -Holland, 1987.
  85. Garvin David A. Managing Quality- The strategic and Competitive Edge. -New-York, 1988. -p.320.
  86. Quality WORLD for Technical supplement. 1994. — September, -p.98.
  87. Slater J.A., United Kingdom. Certification Trade // EQO. Quality -1993, №> 4, -p.12−16.
  88. Taguchi G., Muy I. Introduction to off-line Quality Control Systems. -central Japan QCA, Nagoya, 1980.
Заполнить форму текущей работой