Организационно-экономический механизм разработки «дорожных карт» при стратегическом планировании развития угольной промышленности
При разработке: «дорожной: карты». развития угольной промышленности использован системный подход, в рамках которого отрасль рассматривалась как составная^ часть более крупной системы, устойчивое развитие которой определяется многими: факторами (рис. 4.1), создающими как возможности, так и угрозы для развития. Такой подход к рассмотрению отрасли позволил учесть множество сложных… Читать ещё >
Содержание
- 1. Состояние вопроса. Цель и задачи исследования
- 1. 1. Анализ современного состояния угольной промышленности
- 1. 2. Проблемы и перспективы стратегического развития угольной промышленности
- 1. 3. Роль и место стратегического планирования в процессе стратегического управления
- 1. 4. Цель и задачи исследования
- 2. Анализ современных подходов к стратегическому планированию
- 2. 1. Анализ методологической базы и практического опыта стратегического планирования
- 2. 2. Анализ мирового опыта разработки отраслевых дорожных карт"
- 2. 3. Разработка концептуальной модели «дорожной карты» развития угольной промышленности
- Выводы
- 3. Формирование организационно-экономического механизма разработки «дорожных карт» стратегического развития угольной промышленности
- 3. 1. Формирование структуры организационноэкономического механизма разработки «дорожных карт» развития угольной промышленности
- 3. 2. Разработка структуры «дорожной карты» развития угольной промышленности
- 3. 3. Формирование структуры и содержания процесса разработки «дорожной карты» развития угольной промышленности
- 3. 4. Формирование организационного обеспечения процесса разработки «дорожной карты» развития угольной промышленности
- 3. 5. Выбор и обоснование критериев оценки экономической эффективности реализации «дорожной карты» развития угольной промышленности
- Выводы
- 4. Разработка «дорожной карты» стратегического развития угольной промышленности
- 4. 1. Фокус и границы «дорожной карты» стратегического развития угольной промышленности
- 4. 2. Основные цели и стратегические направления развития угольной промышленности на период до 2030 года
- 4. 3. Декомпозиция «дорожной карты» стратегического развития угольной промышленности по направлению управление инновациями"
Организационно-экономический механизм разработки «дорожных карт» при стратегическом планировании развития угольной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С началом реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года (Стратегия) в угольной промышленности были достигнуты определенные положительные результаты. Вместе с тем эти результаты отличаются от ориентиров, заложенных в Стратегию, и являются нестабильными, так как во многом определяются внешнеэкономическими факторами — благоприятной ценовой конъюнктурой на рынке черных металлов и энергоносителей.
Складывающаяся в угольной промышленности ситуация, когда сохраняется тенденция нарастающего доминированияприродного газа в топливно-энергетическом балансе страны, а экспорт угля продолжает оставаться условием выживания отрасли, реально угрожает энергетической безопасности страны и способствует поддержанию сырьевой направленности сектора. Возникает угроза неустойчивости функционирования угольной промышленности в долгосрочной перспективе.
Подобная ситуация обусловливается тем, что в условиях рынка на перспективы развития угольной промышленности влияет многообразие и разнонаправленность интересов основных участников отношений в угольной промышленности: угольных компаний, государства, региональных администраций, потребителей угольной продукции, поставщиков оборудования, научных разработок и знаний, частных инвесторов и компаний из смежных отраслей.
В новых условиях функционирования преимущественно частные угольные компании, хотя и определяют стратегию своего развития, сообразуясь с общими для всех правилами поведения, но руководствуются прежде всего собственными интересами, целями и возможностями и теми позициями на рынке, которые предоставляет конкурентная борьба. Как следствие, каждая из угольных компаний разрабатывает и реализует свою уникальную стратегию, направленную в основном на максимизацию капитала ее акционеров, что во многих аспектах не согласуется с интересами государства и других заинтересованных участников отношений.
С учетом изложенного устойчивое и эффективное развитие угольной промышленности в долгосрочной перспективе может быть обеспечено только при интеграции интересов угольных компаний в поле стратегического развития топливно-энергетического комплекса страны и смежных отраслей экономики с учетом требований государства и формирования надежной основы для развития стратегических инициатив на принципах государственно-частного партнерства.
Формирование целостной перспективы стратегического развития угольной промышленности обеспечивается на этапе стратегического планирования и требует применения эффективных подходов, работоспособных в условиях многовариантности процессов социально-экономического развития.
Необходимость реализации этих требований обусловливает актуальность использования в процессе стратегического планирования > развития угольной промышленности современного метода «разработка дорожных карт» (Яоаскпаррн^), обеспечивающего согласование требований и целевых предпочтений бизнеса и государства.
Таким образом, формирование организационно-экономического механизма разработки «дорожных карт» при стратегическом планировании развития угольной промышленности является актуальной научной и практической задачей.
Научные положения, разработанные лично соискателем:
1. Комплексный характер и специфические проблемы стратегического развития угольной промышленности требуют согласования требований и целевых предпочтений угольного бизнеса и государства, что может быть реализовано посредством разработки «дорожной карты» развития отрасли.
2. Структура «дорожной карты» стратегического развития угольной промышленности должна включать следующие экспертно формируемые тематические уровни: тенденции и движущие силы, цели развития, приоритетные мероприятия, механизмы государственной политики, потребные ресурсы.
3. Разработку «дорожной карты» стратегического развития угольной промышленности следует осуществлять в соответствии с предложенным организационно-экономическим механизмом, включающим структуру и процесс разработки отраслевой «дорожной карты», организационное обеспечение процесса разработки и процедуру оценки экономической эффективности реализации «дорожной карты».
Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждаются:
— представительным объемом использованной экономической и статистической информации по развитию угольной промышленности,.
— использованием системного анализа, параметрического анализа внутренней и внешней среды,.
— корректным применением методов экспертных оценок,.
— положительной апробацией результатов при разработке проекта стратегии развития угольной промышленности в рамках Энергетической стратегии России на период до 2030 года.
Новизна исследований:
1. Разработаны структура и процесс формирования «дорожной карты» стратегического развития угольной промышленности и соответствующее организационное обеспечение процесса.
2. Предложен методический подход к согласованию интересов угольного бизнеса и государства при стратегическом планировании развития угольной промышленности.
3. Предложены модифицированный критерий и процедура оценки экономической эффективности реализации «дорожной карты» стратегического развития угольной промышленности.
Научное значение работы заключается в обосновании методических принципов формирования организационно-экономического механизма б разработки «дорожных карт» при стратегическом планировании развития угольной промышленности, позволяющего учесть специфику факторов внешней и внутренней среды и возможности управления ими.
Практическое значение работы заключается в разработке согласованных стратегических ориентиров и приоритетов развития угольной промышленности, позволяющих угольным компаниям выработать более обоснованные стратегии развития, а государству — выбрать адресные механизмы долгосрочной государственной политики в угольном секторе.
Реализация выводов и рекомендаций работы. Основные положения диссертационной работы использованы Минпромэнерго России при разработке проекта стратегии развития угольной промышленности в рамках Энергетической стратегии России на период до 2030 года, а также в МГТУ при обучении специалистов и магистров по направлению «Менеджмент».
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на симпозиумах, проведенных в рамках «Недели горняка» (2006, 2007, 2008 гг.), и научных семинарах кафедры ОУГП МГГУ (2007, 2008 гг.).
Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано пять работ, в том числе две статьи в журналах, рекомендованных ВАК.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 111 наименований, содержит 32 рисунка и 12 таблиц.
Выводы по третьей главе.
1. В соответствии с разработанной автором концептуальной моделью «дорожной карты» развития угольной промышленности определены требования к формируемому организационно-экономическому механизму и предложена его структура, состоящая из четырех функциональных блоков.
2. обоснована структура «дорожной карты» развития угольной промышленности, включающая стратегическое видение развития отрасли, пять тематических уровней и временную шкалу, на которой выделяются три качественно различающихся этапа перспективного развития отрасли.
3. Структурирован процесс разработки «дорожной карты» развития угольной промышленности, в котором выделено семь этапов.
4. Сформировано организационное обеспечение процесса разработки «дорожной карты» развития угольной промышленности, предусматривающее осуществление комплекса предварительных мероприятий и проведение пяти циклов экспертных семинаров.
5. Предложены модифицированный критерий и процедура оценки экономической эффективности реализации «дорожной карты» развития угольной промышленности, отражающие интересы бизнеса и государства.
4. Разработка «дорожной карты» стратегического развития угольной промышленности.
4.1. Фокус и границы «дорожной карты» стратегического развития угольной промышленности.
Сформированный организационно-экономический механизм апробирован Министерством промышленности и энергетики РФ при разработке проекта стратегии развития угольной промышленности в рамках Энергетической стратегии России на период до 2030 года [34].
В рамках подготовки к разработке «дорожной карты» развития угольной промышленности при Минпромэнерго России была создана Межведомственная рабочая группа, обеспечивающая весь процесс разработки, и сформированы тематические экспертные группы.
В соответствии с предложенными методическими подходами на первом этапе экспертами группы по угольной промышленности были определены фокус и границы «дорожной карты», которые включили в себя цель разработкиосновные факторы, которые должны учитываться в процессе разработки (рис. 6), и горизонт планирования.
Целью разработки «дорожной карты» развития угольной промышленности является обеспечение:
— соответствия динамики развития угольной промышленности возрастающим требованиям на перспективу до 2030 года на основе выявления актуальных проблем развития в течение будущих лет и выработки устойчивых общеотраслевых приоритетов долгосрочного развития;
— сотрудничества и координации действий угольных компаний, исследовательских и учебных центров, а также соответствующих органов государственной исполнительной власти в сфере планирования приоритетных мероприятий, программ НИОКР, разработки и внедрения инновационных технологий в угольную промышленность;
— формирования укрупненного плана развития угольной промышленности, содержащего приоритетные отраслевые мероприятия и адресные механизмы их.
107 реализации, отвечающие требованиям и> целевым предпочтениям: угольного бизнеса и государства.
При разработке: «дорожной: карты». развития угольной промышленности использован системный подход, в рамках которого отрасль рассматривалась как составная^ часть более крупной системы, устойчивое развитие которой определяется многими: факторами (рис. 4.1), создающими как возможности, так и угрозы для развития. Такой подход к рассмотрению отрасли позволил учесть множество сложных взаимозависимостейгмежду отраслью и ее средой:
Рис. 4.1. Факторы, рассматриваемые в «дорожной карте» стратегического развития угольной промышленности.
4.2. Основные цели и стратегические направления развития угольной.
На.втором этапе процесса разработки «дорожной карты» стратегического развития угольной промышленности сформулировано стратегическое видение развития угольной промышленности:
К 2030 году угольная промышленность должна стать безопасной для человека и окружающей среды, конкурентоспособной частью топливнопромышленности на период до 2030 года энергетического комплекса, обеспечивающей создание высокой добавленной стоимости и гарантирующей энергетическую безопасность страны".
Достижение стратегического видения развития угольной промышленности предусматривает три последовательных временных периода перспективного развития отрасли:
— Этап I (2008;2012″ гг.) — ресурсно-инвестиционное развитие;
— Этап II (2013;2020 гг.) — инвестиционно-инновационное развитие;
— Этап III (2021;2030 гг.) — инновационное развитие.
Этап «ресурсно-инвестиционное развитие» характеризуется учетом и при необходимости стимулированием развития существующих в настоящее время в угольной промышленности тенденций. Определяющими факторами на данном этапе являются уже произведенные компаниями угольной промышленности действия (в том числе инвестиционные вложения), направленные на развитие добычи, переработки и транспортировки угольной продукции.
Этап «инвестиционно-инновационное развитие» характеризуется необходимостью разработки новых угольных месторождений (Дальний Восток, Восточная Сибирь) и реализации комплексных программ развитияхоциальной, транспортной и промышленной инфраструктуры. Успешная реализация данного этапа позволит сформировать новую производственную структуру угольной продукции на территории страны.
Кроме того, в течение этого этапа должны быть реализованы решения по улучшению качественных характеристик угольной продукции, обеспечению условий безопасного ведения горных работ на основе промышленного внедрения научно-промышленного потенциала.
Этап «инновационное развитие» предполагает достижение стратегических целей развития угольной промышленности в^ части достижения мирового уровня обеспечения безопасности труда в угольной промышленности и охраны окружающей среды, эффективности и полноты использования всего потенциала угольного сырья путем его комплексной переработки на основе преимущественного использования инновационных технологий.
На третьем этапе процесса разработки «дорожной карты» экспертно были определены сильные и слабые стороны, возможности и угрозьг развития отрасли (табл.4.1.).
Заключение
.
В диссертационной работе дано новое решение актуальной научной и практической задачи — формирования организационно-экономического механизма разработки «дорожных карт» при стратегическом планировании развития угольной промышленности, имеющего существенное значение для обеспечения устойчивого и эффективного функционирования отрасли в долгосрочной перспективе.
Основные научные результаты, выводы и рекомендации диссертации, полученные лично автором, заключаются в следующем:
1. Комплексный характер и специфические проблемы стратегического развития угольной промышленности в условиях развития рыночных отношений требуют разработки организационно-экономического механизма стратегического планирования развития отрасли, обеспечивающего согласование требований и целевых предпочтений угольного бизнеса и государства.
2. Обоснована целесообразность использования метода «разработка дорожных карт» при стратегическом планировании развития-, угольной промышленности, позволяющего согласовать указанные требования.
3. Разработаны структура, процесс формирования и организационное обеспечение процесса разработки «дорожной карты» развития угольной промышленности, позволяющие учесть позиции государства и бизнеса при определении рыночных требований, разработке целей и задач развития отрасли, и выборе механизмов государственной долгосрочной политики в угольном секторе.
4. Предложены модифицированный критерий и процедура оценки экономической эффективности реализации «дорожной карты» развития угольной промышленности, отражающие интересы бизнеса и государства.
5. На основе использования метода «разработка дорожных карт» сформирован организационно-экономический механизм, позволяющий обеспечить устойчивое и эффективное функционирование угольной промышленности в долгосрочной перспективе.
6. Разработанные методические подходы приняты к реализации в Министерстве промышленности и энергетики РФ при разработке проекта стратегии развития угольной промышленности в рамках Энергетической стратегии России на период до 2030 года.
Список литературы
- Астахов А. С., Гольдман Е. Л. Экономика для геологов и горняков: Учебное пособие для вузов. М.: Издательский дом «Руда и металлы», 2007.-328 с.
- Ансофф И. Стратегический менеджмент. М.: Экономика. 1989 г.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Издательство «Питер», 1999.
- Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 2006. — 211 с.
- Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. 2-е издание переработанное и доп. — М.:АОЗТ «Интерэксперт», Инфра — М, 1995.
- Васильчук Е.С., Стратегическое планирование в бизнесе: Учеб. пособие/ Васильчук Е. С. Иваново: Иван гос. ун-т, 2006. — 238 с.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. 3-е изд. — М.: Гардарика, 1998.
- Виханский О.С. Стратегия управления: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доб. М.: Гардарики, 2000.
- Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.- М, 2003. ОАО РАО «ЕЭС России». М, 2007.
- Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.
- М, 2003. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. № 215-р. М, 2008.
- Горохов М.Ю., Малеев В. В. Бизнесс-планирование и инвестиционный анализ. М.:ЗАО «Россиана», 1998.
- Деятельность холдингов в угольной отрасли России в 2006 году. М.: «Росинформуголь», 2007. — 37 стр.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика СПб. Литер, 199 914.