Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование организационно-экономического механизма государственного регулирования экономического и социального развития региона на этапе рыночных преобразований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее заметной по отношению к другим формам публичной собственности является доля собственности субъектов Федерации. Однако, ход осуществляемых преобразований доказывает, что само по себе наличие подобного имущественного массива, не приводит к подлинному экономическому суверенитету, финансово-бюджетной стабильности и самостоятельности территорий. Ведь собственность предполагает не только… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА СТРАНЫ
    • 1. 1. Регион как объект государственного регулирования
    • 1. 2. Сущность организационно-экономического механизма государственного регулирования социально-экономического развития региона России
    • 1. 3. Границы и сферы государственного воздействия на социально-экономическое развитие региона РФ
  • ГЛАВА II. ОЦЕНКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА РФ
    • 2. 1. Факторы становления организационно-экономического механизма государственного регулирования социально-экономического развития региона в условиях современной России
    • 2. 2. Современное состояние организационной составляющей механизма государственного регулирования социально-экономического развития российского региона (на примере РД)
    • 2. 3. Оценка текущего состояния экономической составляющей организационно-экономического механизма государственного регулирования социально-экономического развития российского региона (на примере РД)
  • ГЛАВА I. I1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
    • 3. 1. Пути совершенствования организационных форм государственного регулирования социально-экономического развития Республики Дагестан
    • 3. 2. Направления усиления воздействия экономических методов государственного воздействия на процессы социально-экономического развития Республики Дагестан
    • 3. 3. Использование зарубежного опыта государственного регулирования социально-экономического развития регионов в условиях РД

Совершенствование организационно-экономического механизма государственного регулирования экономического и социального развития региона на этапе рыночных преобразований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность, цель и задачи исследования. Сложный и болезненный переход нашей страны к рыночным отношениям сопровождается глубоким экономическим кризисом и развалом социальной сферы, что особенно ярко проявляется на уровне отдельных регионов. Важнейшая роль в преодолении этих негативных явлений принадлежит государству как институту, выражающему интересы всех слоев общества и каждого гражданина. Именно поэтому формирование и совершенствование механизма государственного регулирования процессами развития Российской Федераций и ее субъектов является непременным условием укрепления рынка, решения острейших экономических и социальных проблем.

Происходящие изменения во всех сферах жизни территориально-административных образований страны предопределяют необходимость преобразования системы управления развитием регионов, и прежде всего, создания качественно нового организационно-экономического механизма воздействия государства на их социально-экономическое развитие. Указанный механизм, с одной стороны, должен соответствовать требованиям, предъявляемым меняющейся практикой хозяйствования, а с другой, эффективно воздействовать на процессы проводимых преобразований. Вместе с тем при его формировании важно не только учитывать, но и обеспечивать условия становления в стране реального федерализма и местного самоуправления, превращения региональных и муниципальных органов власти в субъекты управления и владельцев собственности, укрепления их властных полномочий и функций, усиления ответственности за состояние дел «на местах» .

Теории и практике государственного управления, вообще, и механизмам управления, в частности, посвящено значительное количество работ, охватывающих широкий круг проблем: от исследования общих положений до современных теорий системного подхода, социальных систем, разного рода концепций и др. Внимание при этом сосредотачивалось на общетеоретических и методологических вопросах, изучении мирового опыта без удаления должного внимания глубокой конкретике функционирования организационно-экономического механизма государственного регулирования на уровне отдельных регионов. Решение поставленной проблемы не может быть достигнуто без теоретического и методического обеспечения, что предопределило выбор темы и обусловило ее актуальность.

Степень научной разработанности проблемы. Многие теоретические и методологические вопросы, связанные с созданием и функционированием организационно-экономического механизма государственного регулирования развития регионов, нашли отражение в работах Л. Абалкина, А. Аганбегяна, П. Алампиева, А. Алиева, А. Гранберга, Н. Добрынина, В. Жиделевой, В. Кистанова, В. Лексина, Н. Некрасова, Л. Романовой, А. Тарханова, А. Швецова, В. Шульги и др. В зарубежной литературе проблемам государственного регулирования экономики посвящены труды Г. Дж.Блея, Дж. Кейнса, Г. Колинза, Х. Лампера, В. Леонтьева, Ч. Макмиллана, Ю. Мюллера, Х. Томанна, П. Хейне и др. авторов.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методологических положений, адаптирующих организационно-экономический механизм государственного регулирования к специфическим условиям развития конкретного региона, а также комплекса практических мер его дальнейшего совершенствования в процессе углубления экономических и социальных реформ на всей территории страны.

Реализация данной цели потребовала решения следующих задач, определивших логику исследования:

— проведение анализа особенностей современного этапа функционирования региона как объекта государственного регулированияуточнение сущности, принципов и методов формирования организационно-экономического механизма государственного регулирования социально-экономического развития регионов;

— определение границ и сфер государственного вмешательства в развитие региона;

— изучение факторов формирования организационно-экономического механизма государственного регулирования развития региона в условиях современной России;

— проведение анализа текущего состояния организационно-экономического механизма государственного регулирования социально-экономического развития российских регионов;

— определение направлений усиления воздействия экономических методов государственного регулирования всестороннего развития субъекта Российской Федерацииобоснование наиболее приемлемых организационных форм государственного регулирования развития региона на основе ФПГ;

— аналитическое обобщение зарубежного опыта государственного регулирования развития территорий с целью его использования в условиях Республики Дагестан (далее РД).

Предметом диссертационного исследования является процесс формирования и совершенствования организационно-экономического механизма государственного регулирования развития регионов, протекающий в условиях расширения и углубления рыночных отношений.

Объектом диссертационного исследования выступает хозяйственный комплекс Республики Дагестан и входящих в ее состав муниципальных образований.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования социально-экономического развития территорий. При раскрытии темы использовались законодательные и нормативные акты РФ и РД, материалы финансовых органов, Минэкономики РФ, РД, Госкомстата РФ, РД, а также публикации в периодической печати.

Применялись принципы и положения системного подхода, а также методы экономического и функционального анализа.

Научная новизна проведенного диссертационного исследования заключается в обосновании теоретических и методических положений, раскрывающих содержание региона как объекта государственного регулирования, а также формирования и неуклонного развития организационно-экономического механизма государственного регулирования субъектов РФ с позиции современной науки, особенностей переходного периода и мировой практики.

К основным результатам, составляющим новизну исследования, можно отнести следующие: проведено теоретическое обоснование региона как объекта государственного регулирования с позиции места и роли отдельных территориально-административных образований в системе развития сущностных представлений о государстве и национальной экономике в целом;

— уточнены принципы функционирования и задачи формирования организационно-экономического механизма государственного регулирования экономического и социального развития региона в условиях современной рыночной экономики;

— определены сферы и границы государственного вмешательства в процессы развития регионов с конкретизацией условий Дагестана;

— систематизированы факторы формирования и функционирования организационно-экономического механизма государственного регулирования всестороннего развития субъектов Российской Федерации с учетом сложившейся геополитической и социально-экономической ситуации;

— проведена оценка состояния и установлены тенденции развития организационно-экономического механизма государственного регулирования регионального развития;

— разработаны рекомендации по совершенствованию организационных форм государственного регулирования социально-экономического развития Республики Дагестан;

— определены направления усиления воздействия экономических методов государственного регулирования экономики РД и хозяйств муниципальных образований, входящих в состав республикиустановлены возможности использования зарубежного опыта государственного регулирования в практике управления экономикой регионов России на современном этапе развития.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в качестве теоретической и методической базы при совершенствовании организационно-экономического механизма воздействия государства на социально-экономическое развитие регионов РФ, а также по применению в этой области достижений отечественного и зарубежного опыта, способствующих повышению эффективности хозяйствования на отдельно взятой территории.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и получили одобрение на Одиннадцатых (20−24 апреля 1998 г.), Двенадцатых (1821 апреля 1999 г.) и Тринадцатых (18−21 апреля 2000 г.) Международных Плехановских чтениях (г.Москва, РЭА им. Г.В.Плеханова). Материалы диссертационного исследования были использованы при подготовке курса лекций по дисциплине «Национальная экономика» Даггосуниверситета.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ общим объемом 1 п. л.

Логика и структура диссертации. Логика диссертации обусловлена целью и задачами исследования и определяет структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа изложена на 158 страницах машинописного текста, включает 16 таблиц, 5 схем.

Список литературы

включает 160 наименований, в т. ч. 3 источника на английском языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное в диссертационной работе исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Регион как субъект Российской Федерации и объект государственного регулирования представляет собой сложное организационно-хозяйственное образование, развивающееся под воздействием системы исторических, политических, национальных, природно-климатических и других факторов.

Совокупное влияние этих факторов в конечном счете определяет то, что каждый из регионов РФ имеет не только общие черты, но и специфические особенности, отражающие его «лицо», и, следовательно, разработку и реализацию мер государственного воздействия на социально-экономическое развитие субъекта Федерации в целом, его отраслей и отдельных территорий.

2. Исследование проблем государственного воздействия на всестороннее территориальное развитие, невозможно без четкого определения понятия «регион».

Под оптимально соответствующим современным условиям понятием региона как объекта государственного регулирования понимается территориальная единица среднего уровня, достаточно четко фиксируемая в качестве единства экономического и административного деления страны и отвечающая основным регионообразующим признакам: наличие природных ресурсов, однородные природно-климатические условия, относительная экономическая и пространственная обособленность, относительно замкнутый воспроизводственный цикл, определенные пропорции производства и распределения совокупного продукта, национального дохода, источники капитальных вложений, размещение и квалификация трудовых ресурсов, социальная, культурная и национальная общность людей, обладание соответствующим правовым статусом, единство государственноадминистративной власти, опирающиеся на традиции территориального деления и т. д.

3. Механизм государственного регулирования социально-экономического развития региона можно понимать как систему взаимосвязанных методов, критериев, параметров, принципов, функций управления, организационных структур и экономических условий воздействия государства на субъекты хозяйствования, побуждающую последних к осуществлению такой хозяйственной политики, которая способствует устойчивому и сбалансированному функционированию всех региональных сфер жизнедеятельности (социальной, хозяйственной, экологической и др.) с целью достижения гарантированных Конституцией целей и задач социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения региона.

4. Основные задачи существования указанного механизма государственного воздействия определяются целями стратегического управления развитием региона и содержанием концепции региональной политики государства. При этом достижение целей стратегического управления требует от механизма государственного регулирования социально-экономического развития регионов решения задачи умелого построения долгосрочного прогнозирования, а реализация содержания региональной политики государства на практике зависит от того, насколько эффективно решены управленческие задачи среднесрочного планирования и оперативного регулирования.

5. Из необходимости учета большой сложности и изменчивости внутреннего состояния управляемой социально-экономической системы региона РФ вытекает требование формирования механизма управления на основе реализации следующих основных принципов:

— необходимости комплексного всестороннего анализа текущего состояния, перспектив и направлений развития всего набора взаимосвязей и отношений, составляющего понятие субъекта РФ;

— обеспечения организационных основ для осуществления непрерывного процесса стратегического планирования в сочетании с постоянными процедурами корректировки перспективных направлений и программ социально-экономического развития регионамаксимально возможного и всестороннего учета специфики формирования и функционирования хозяйства субъекта Федерации в условиях осуществления радикальных преобразований в различных сторонах жизнедеятельности российского общества и государства;

— научно обоснованного подхода к разработке и реализации стратегических планов, программ, сценариев и вариантов социально-экономического развития субъектов Федерации;

— обеспечения организационно-структурного разграничения функций стратегического планирования и управления от функций текущего планирования и управления социально-экономическим развитием субъекта РФ;

— обязательности достижения непрерывности в процессах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового потенциала администрации регионов;

— всевозможного привлечения различных категорий и групп населения регионов к разработке, обсуждению и реализации стратегических планов и программ развития территорий, создания условий действенного социального контроля со стороны населения за процессами социально-экономических преобразований в субъекте РФ.

6. Федеральное устройство РФ основывается на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий, ответственности и функций управления между органами государственной власти РФ. Границы федерального воздействия на все сферы жизнедеятельности регионовсубъектов РФ устанавливаются так, что центральные органы власти вырабатывают концепцию, стратегию, общие требования и цели общественного развития и механизмы их реализации на практике, а субъекты Федерации, исходя их имеющихся у них полномочий формируют конкретное содержание требований и претворяют их в жизнь.

7. Определение границ и механизмов регулирующего воздействия органов государственной власти на региональное развитие должно исходить из степени организационно-экономической самостоятельности субъектов РФ. Непременным определяющим условием ее является наличие массива разнообразных форм собственности, функционирующей на территории региона в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством. Следовательно, реформирование в сфере отношений собственности должны быть в центре внимания при формировании целостной экономической модели российского федерализма.

8. Современное состояние и содержание механизма государственного регулирования регионального развития определяется совокупным действием следующих факторов:

— процессами распада СССР и соответствующими трансформациями в общественно-политическом и административном-территориальном устройстве страны;

— особенностями содержания целей и задач функционирования национальной экономики и социально ориентированного рыночного типа;

— особенностями функционирования организационно-правовых форм хозяйствования различных типов, действующих в составе национальной экономики, ее отраслей и регионов;

— содержанием и характером целей и задач функционирования отраслевых и территориальных составляющих экономики страны;

— спецификой формирования и функционирования отдельных сегментов единого общенационального рынка РФ;

— повышением степени развитости внешнеэкономических связей национальной хозяйственной системы России с хозяйственными системами других стран;

— необходимостью учета социальных факторов экономического роста, без которых невозможно нормальное функционирование национальной хозяйственной системы современного социально ориентированного рыночного типа;

— историческими тенденциями и ментальными особенностями формирования и функционирования самого механизма государственного регулирования прошлых лет, определяющими содержание делового оборота в стране в целом, в ее отраслях и регионах.

9. Совокупное действие рассмотренных факторов, как показал проведенный в ходе исследования анализ, привело к серьезному сужению сфер действия механизма государственного регулирования социально-экономического развития страны в целом, ее отраслей и регионов. Оценка его организационной составляющей подтверждает, что деятельность органов исполнительной власти все больше сводится к выполнению фискальных функций и функций по управлению государственной собственностью. При этом среди последних, по мере расширения и углубления рыночных отношений в регионах усиливается проявление функции регулирования и координации деятельности субъектов и объектов негосударственного сектора экономики В отличии от прямого государственного воздействия, она опирается на косвенные методы, что позволяет достигать цели государственного управления без нарушения условий и принципов функционирования рынка.

Влияние структурных преобразований в экономике на изменения в организационной составляющей механизма государственного регулирования территориального развития возникает, прежде всего, в результате преобразований в формах собственности. Указанные сдвиги, создающие определенную среду для функционирования системы государственного управления экономикой региона, определены на основе анализа структуры промышленности РД за последние 5 лет следующим образом:

— Очевидное сужение масштабов использования государством методов прямого воздействия на реальный сектор экономики региона. Это означает, что существующий ныне механизм управления деятельности предприятий публичной, казенной собственности должен быть значительно обогащен и расширен дабы вовлечь в сферу законодательно отрегулированного и эффективного управления все предприятия смешанной формы собственности: корпорации, холдинги, акционерные общества с закрепленной долей государственного капитала и иные хозяйственные формы гибкого государственного участия в активах предприятий.

— Неуклонное увеличение количества предприятий частной собственности практически во всех отраслях хозяйства региона не повлекло за собой увеличение реальной доли выпускаемой ими продукции в общем объеме промышленного производства. Из этого следует вывод о необходимости более активного задействования таких государственных рычагов управления экономикой, которые способствовали бы созданию максимально благоприятных условий для развития частного предпринимательства в Дагестане.

— Практически полное отсутствие сколько-нибудь заметных институтов муниципальной собственности, что говорит о чрезвычайной слабости местного самоуправления в регионе. Понадобится еще не мало усилий, в том числе со стороны органов государственной власти, для достижения такого уровня развития местного самоуправления, который сможет обеспечить адекватное содержание и управление института муниципальной собственности как независимого правового и экономического института.

— Наиболее заметной по отношению к другим формам публичной собственности является доля собственности субъектов Федерации. Однако, ход осуществляемых преобразований доказывает, что само по себе наличие подобного имущественного массива, не приводит к подлинному экономическому суверенитету, финансово-бюджетной стабильности и самостоятельности территорий. Ведь собственность предполагает не только права, но и дополнительную ответственность, а зачастую и просто обузу. Все это обуславливает настоятельную необходимость разработки более оптимальных подходов к определению границ и статуса собственности субъектов Федерации, единой нормативно-правовой базы регулирования системы экономических отношений собственности.

10. Рассматривая экономическую составляющую механизма государственного регулирования социально-экономического развития РФ, следует отметить, что:

— основу экономической составляющей механизма государственного регулирования составляет система бюджетного федерализма, строящаяся на законодательно закрепленных принципах и имеющая сложившуюся организационную структуру межбюджетных взаимоотношений;

— каждый из элементов бюджетной системы РФ, составляющих и реализующих единый процесс бюджетного федерализма в нашей стране выступает формой образования и использования фондов денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти соответствующего уровня;

— практика создания и функционирования системы бюджетного федерализма в РФ прошла в своем развитии ряд этапов, постоянно совершенствуясь под воздействием факторов экономического, социального и правового характера, что в конечном итоге определило содержание и особенности формирования и функционирования экономической составляющей механизма государственного регулирования социально-экономического развития страны и ее регионов, входящих в их состав муниципальных образований.

11. Совершенствование экономических методов государственного регулирования процессов развития РД должно осуществляться в рамках двух основных направлений: а) разработка и отладка новых технологий бюджетного федерализма со стороны центральных органов власти, оказывающих воздействие на бюджетную систему страны в целом и каждого региона в отдельностиб) деятельность органов власти субъектов Федерации по практической реализации решений федерального центра, адаптация их к реальной хозяйственной ситуации на местах, а также проявление собственной бюджетной инициативы местных хозяйственных и финансовых органов, направленной на укрепление территориальных бюджетов, отработка слаженной схемы воздействия всех звеньев бюджетной системы РФ.

Первое направление совершенствования механизма государственного регулирования развития регионов РФ, может осуществляться в рамках системы финансовой поддержки российских регионов, что нашло свое выражение в «Методике распределения средств финансовой поддержки субъектов РФ на 2000 г.» Ее главным преимуществом выступает возможность создания экономических и организационных предпосылок для расширения и углубления процессов бюджетного выравнивания с последующим доведением этой практики до уровня муниципальных образований, входящих в состав субъектов Федерации.

В рамках второго направления совершенствования экономических методов государственного регулирования развития регионов РФ речь должна идти, на наш взгляд, о реализации тех возможностей, которые заложены эволюцией практики бюджетного федерализма в нашей стране. При этом применительно к условиям РД, где имеются значительные социально-экономические, природно-географические и другие отличия отдельных муниципальных образований, речь должна идти не об универсальном подходе к распределения финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, а об индивидуальном подходе с учетом системы специальных критериев.

При этом совершенствование механизма государственного регулирования социально-экономического развития РД на региональном и местном уровне должно сводиться к проблемам сбалансированности объемной и структурной составляющих доходной и расходной частей регионального (РД) и местных бюджетов, вопросам регулирования всех форм межбюджетных отношений между ними.

12. Совершенствуя организационную составляющую механизма государственного регулирования социально-экономического развития РД следует, прежде всего, идти по пути создания промежуточных структур управления, чтобы заполнить «нишу» в звене управления расположенном между федеральными (РФ) органами управления и низовыми звеньями хозяйствования, включая деятельность органов хозяйственного управления субъектов Федерации.

Наиболее приемлемой формой организации управления, способной восстановить требуемый уровень управляемости экономикой РД и восполнить имеющийся здесь пробел, являются ФПГ.

13. Так как в условиях РД практически отсутствует какой-либо опыт создания и функционирования ФПГ, то при их создании можно использовать один из 3-х возможных способов их создания, получивших проверку в отечественной и мировой практике:

— путем добровольной консолидации или приобретения участником (как правило самым крупным и авторитетным) ФПГ, «пакетов» акций других участников группы;

— на основе решения Правительства страны;

— на основе межправительственных (федеральных) или межрегиональных соглашений и договоров.

14. Реальный сектор экономики РД накопил, на наш взгляд, определенный опыт в создании организационно-экономических предпосылок для развития процессов финансово-промышленной интеграции:

— усиление за последние 3−4 года тенденции переориентации предприятий региона на удовлетворение спроса местного рынка за счет использования в производстве местного же сырья (ОАО «АДАМ-Интернешнл»);

— постепенное налаживание межкорпорационных связей в республике;

— укрепление партнерства между научно-исследовательскими организациями и промышленностью, внедрение достижений дагестанских ученых в производстве (создание производства электроусилителя рулевого управления на АО «Авиаагрегат»);

— особое геополитическое положение РД, предопределяющее пристальное внимание Центральных органов власти к поддержанию социально-экономической стабильности в регионе.

15. Совершенствуя механизм государственного регулирования социально-экономического развития РД, из мирового опыта государственного регулирования экономики регионов, на наш взгляд, следует использовать следующее:

— снижение налогового бремени субъектов хозяйствования прежде всего в реальном секторе экономики путем сокращения числа налогов и снижения их ставок;

— реализацию многоступенчатой практики снижения ставок налогообложения на прибыль предприятий, учреждений, организаций реального и социального сектора экономики РД;

— повышение задающей роли бюджетной системы РД за счет перераспределения функций управления (а значит и финансовых средств) и ответственности в пользу местных органов власти, с соответствующими изменениями в нормативно-правовой базе, регулирующей бюджетные отношения в субъектах РФ;

— максимально возможное снижение ставок поимущественного налога с граждан, что должно способствовать активизации деятельности подразделений мелкого и среднего бизнеса и росту числа вновь создаваемых рабочих мест, а, следовательно, повысит покупательные возможности населения и даст толчок к дальнейшему развитию производства в регионе;

— использование циклов деловой активности в процессах определения и установления перечня налогов и ставок налогообложения;

— введение практики дополнительного увеличения ставок федеральных и региональных налогов с целью увеличения доходной базы местных бюджетов для использования их по сугубо целевому назначению;

— повышение уровня диверсификации налогооблагаемой базы регионов, в частности, за счет расширения доходной базы местных бюджетов за счет развития системы акцизов, введения налогов на привилегированные профессии, на должностное право, право заниматься предпринимательской и фермерской деятельностью;

— предоставление региональным властям права регулировать ставки налогов, включая налоги федерального, регионального и местного уровня;

— введение обязательной налоговой территориальной ставки на строительство объектов социальной и вспомогательной инфраструктуры общерегионального назначения.

16. Совершенствуя развитие сферы внешнеэкономической деятельности региона РД, на наш взгляд, целесообразно использовать следующие методы и механизмы государственного регулирования этой деятельности, доказавшие свою эффективность и используемые за рубежом:

— опыт информационно-методического обеспечения государственными специализированными организациями ВЭД региона и автономных субъектов хозяйствования независимо от их принадлежности и форм собственности;

— систему регулирования ВЭД регионов, принятой в КНР;

— создание свободных экономических зон с учетом условий РД и распространения принятого в них механизма хозяйствования на другие регионы и территории республики;

— всемерную государственную поддержку экспортеров на региональном уровне по типу, принятому в США;

— создание единого республиканского Центра, координирующего и направляющего деятельность автономных субъектов хозяйствования, расположенных на территории РД;

— создание республиканского органа финансирования экспорта по типу агентства штата Минессота (США);

— создание межрегиональных служб, обеспечивающих информацией различные регионы страны в области цен на экспортируемые и импортируемые товары и услуги посредников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
  2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации: часть первая. 1994 г.
  4. Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти РД. Проект.
  5. Закон РФ от 10 октября 1991 г. № 1734−1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».
  6. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118−1 «Об основах налоговой системы в РФ».
  7. Закон РФ от 15 июля 1992 г. № 3303−1 «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу».
  8. Закон РФ от 30 ноября 1995 г. № 190- ФЗ «О финансово-промышленных группах».
  9. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08. 95 г., № 154-ФЗ.
  10. Закон РФ от 10 сентября 1997 г. № 126-КЗ «О финансовых основах местного самоуправления».
  11. Европейская хартия местного самоуправления. //Собрание законодательства РФ. 1998, № 36. С. 8271.
  12. Налоговый Кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.
  13. Основные положения региональной политики в Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803.
  14. Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 48 «О программе содействия финансово-промышленным группам».
  15. Постановление Правительства РФ от 22 мая 1996 г. № 621 «О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп РФ».
  16. Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 191 «Об уполномоченном Федеральном государственном органе по государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации ФПГ».
  17. Распоряжение ПСИ РФ от 28 февраля 1996 г. № 106-р «О порядке регистрации финансово-промышленных групп».
  18. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп».
  19. Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации».
  20. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
  21. Указ Президента РФ от 30 апреля 1998 г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
  22. JI. Радикальная реформа: от конкуренции к практическим действиям //Вопросы экономики. 1990, № 1. С. 14.
  23. JI. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики. 1997, № 6. С. 4.
  24. А.М. Организационно-экономический механизм налогового регулирования доходов предприятий //автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. эконом, наук. Махачкала, ДГУ, 1997.
  25. А.В. Совершенствование механизма управления таможенной системой РФ автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., Российская таможенная академия, 1997.
  26. Л.Т. Территориально-производственное комплексообразование в условиях развитого социализма. Ленинград, 1983. — С.87.
  27. И.М., Панцировский В. В. Непроизводственная инфраструктура регионального центра. Социологические исследования. 1984, № 3. С.75−81.
  28. П.М. Экономическое районирование СССР. М., 1959.
  29. А.И. Экономика- собственность управление. — М., 1995. — 248 С.
  30. В.Г., Варфоломеев В. П. Теория организации. Махачкала, ИПЦ ДГУ, 1998.
  31. А.М. Государство в экономике переходного периода. М., 1995.
  32. В. Современная концепция государственного управления //Государственное управление: проблемы теории, истории, практики, преподавания. Ростов-на-Дону: СККУ, 1993.
  33. А., Данков М., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления. //Вопросы экономики. 1999, № 3. С. 33.
  34. Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М.: Мысль, 1987. — 429 С.
  35. З.В. Государственное регулирование денежно-кредитных отношений в национальной экономике //автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата эконом, наук. М.: РЭА им. В. Плеханова, 1997.
  36. .М. Организация управления народным хозяйством в регионе. -Киев: Наукова думка, 1989.
  37. БНКИ 1997, № 120−121,7 окт., С. 4.
  38. Е.М. Институты публичной собственности. //Федерализм. № 3, 1996.-С. 3.
  39. Бянь Ли Минь. Налоговая реформа в Китае // Проблемы теории и практики управления. 1995, № 3. С. 11−15,14.
  40. В. May. Бюрократизм и плановое хозяйствование: исследования первого послереволюционного десятилетия //Вопросы экономики. 1989, № 2. С. 75.
  41. Л.А. Совершенствование экономических методов управления народным хозяйством. //Доклад по совокупности опубликованных и выполненных работ на соискание степени доктора экономических наук. -М.: изд-во МГУ, 1967.
  42. И.М. Экономические основы активизации финансовых ресурсов в обеспечении комплексности развития хозяйства региона. Калуга, 1994.
  43. О.С. Проблемы развития управления общественным производством. М.: изд-во МГУ, 1991. -140 С.
  44. Л.В. Фермерские хозяйства в механизме реформирования аграрной экономики. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., Российская академия предпринимательства, 1998.
  45. М. Хозрасчетные отношения на уровне автономной республики: методологические и теоретические аспекты //сборник статей «Реализацияпринципов регионального хозрасчета на уровне автономной республики». Махачкала, ДНЦ АН СССР, 1990.
  46. Н.М. Регулирование развития инвестиционной деятельности региона (на примере Краснодарского края) //автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. М.: РЭА им. В. Плеханова, 1996.
  47. Горланов Совершенствование организационной структуры управления как фактор ускорения //Вопросы экономики. 1987, № 1. С. 23.
  48. Д. Механизм торможения и его социально-экономическая основа // Вопросы экономики. 1988, № 12. С. 42.
  49. МЛ., Кузнецова И. А. Промышленность России и инновационная деятельность: отраслевые и региональные аспекты. Центр исследований и статистики науки. М., 1997. — 158 с.
  50. А. Региональный аспект экономической реформы. //Экономика и жизнь, 1992. С. 39,6,40,14−15.
  51. С. Макроэкономическое регулирование: за какой моделью будущее //Экономист. 1992, № 10. С.56−70.
  52. А., Максимов В., Шишков А. Вопросы разграничения полномочий в регулировании внешнеэкономических связей (опыт зарубежных федераций) //Внешняя торговля 1995, № 2−3. С. 29−34.
  53. Д. Развитие экономики и культуры Дагестана. 1945−1965 гг. М.: Наука 1966. — 145 С.
  54. Н.В. Социалистическая реконструкция народного хозяйства Дагестана 1926−1932 гг. Махачкала, Дагфилиал АНСССРД962.
  55. С.С. Экономические методы управления. М.: изд-во МГУ, 1969.
  56. А.И. Региональные пропорции воспроизводства. JL, 1997. -С.5.
  57. А. Плановые гарантии развития рынка //Вопросы экономики. 1990, № 1. -С.81.
  58. В.В. Формирование рыночного механизма социально-устойчивого развития северных регионов // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., Российская академия предпринимательства, 1998.
  59. А.И., Котилко В. В. Региональная политика и реформы в России. -М.: ЗАО «Полистар», 1998.
  60. М. Концепция механизма государственного регулирования переходной экономики //Российский экономический журнал. 1994, № 12. -С.34.
  61. Законодательство о трестах и синдикатах. (Редакция, вводные очерки, комментарии А.М. Гинзбурга). М.-Л., 1926. — C. LIY-LY, С. ХП-ХП1.
  62. . Государственное регулирование агропромышленного сектора в национальной экономике (на примере Республики Казахстан) //автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., РЭА им В. Плеханова, 1998.
  63. В.М., Тарханов В. А. Организационно-экономический механизм создания и функционирования свободных экономических зон. Учебное пособие. М.: РЭА им. В. Плеханова, 1998.
  64. В. План, рынок и формы собственности. //Вопросы экономики. 1990, № 12. С. 74.
  65. А. Модели экономического развития и Россия //Вопросы экономики. 1996, № 7. С.4−9.
  66. С.М. Состояние экономики и проблемы функционирования банковской системы в Дагестане. Махачкала: изд-во Дагпресс, 1997.
  67. Инвестиционная политика КНР //БНКИ, 1998, № 68,11 июня 1998. С. 4−5, 16.
  68. Д.М. Экономические методы в плановом управлении. Отв. ред. Аганбегян А. Новосибирск, Наук. Сиб. отд., 1985.
  69. А. Очерки по организации народного хозяйства. М., 1922. — С.14, 22,29,21.
  70. А. Муниципальные ценные бумаги в России. //Финансы 1997, № 2.-С. 11−14.
  71. Дж. М. Общая теория занятости, процента и дене. М., 1949.
  72. В.В. Территориальная организация производства. М., 1981. -С.75.
  73. И.А. Организационный механизм мотивации персонала //автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. эконом, наук. М.: РЭА им. В. Плеханова, 1998.
  74. , Дж. Блей. Структурные методы разработки систем. От стратегического планирования до тестирования. М.: Финансы и статистика, 1991. — С. 266.
  75. И.И. Экономические рычаги планового руководства народным хозяйством. М.: изд-во «Знание», 1973.
  76. Т.М. Управление обновлением производственного потенциала в регионе (на примере Тамбовской области) //автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: РЭА им. В. Плеханова, 1997.
  77. В.А. Организационно-экономические основы эффективного функционирования финансово-промышленных групп //автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: ИМЭИ при Министерстве Экономики РФ, 1998.
  78. В.М. Система органов управления народным хозяйством СССР. -М.: Мысль, 1966.
  79. Т.Б. Выбор партнера: анализ отчетности капиталистического предприятия. М.: Финансы и статистика, 1991. — С. 14.
  80. В.М. Советская экономика в ретроспективе. Опыт переосмысления. М.: Наука, 1997. — С.8−9.
  81. С.В. Экономические методы государственного и регионального управления. Саратов, Поволжский кадровый Центр, 1993.
  82. А.В. Механизм формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации //автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: РЭА им. Плеханова, 1996.
  83. .А. Экономико-организационные основы отраслевого управления. -М.: Наука, 1981.
  84. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело. 1993.-С. 220.
  85. С.В., Тарханов А. В. Экономика зон свободного предпринимательства. Учебно-методическое пособие. М.: изд-во Российской таможенной академии, 1999.
  86. В., Швецов А. Региональная политика России: Концепции, проблемы, решения. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития. //Российский экономический журнал. 1997, № 3. С. 32.
  87. В., Швецов А. Региональная политика России: Концепции, проблемы, решения. Смысл и механизмы государственного регулированиятерриториального развития. //Российский экономический журнал. 1997, № 4. С. 25.
  88. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья первая. Постановка проблемы. //Российский экономический журнал. 1999, № 4. С. 53.
  89. В. Договорное регулирование федеративных отношений в России. Новые решения и новые проблемы. //Российский экономический журнал. 1999,№ 8.-С. 60.
  90. В. Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики. 1998, № 3. С. 18.
  91. В. Экономические эссе. М., 1990.
  92. Д., Глазьев С. Централизованное управление Hi 11 в новых условиях хозяйствования //Вопросы экономики. 1990, № 1. С. 99.
  93. Л. Идея государственного управления экономикой: уроки истории // Вопросы экономики. 1997, № 6. С. 91.
  94. А.А. Экономические и организационные механизмы управления заработной платой в промышленности. Саратов, Саратовский гостехуниверситет, 1995. — 215 с.
  95. Л. Организация финансово-промышленных групп. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.
  96. Ч. Японская промышленная система. М., 1998.
  97. П., Нит И. Номинальные цели и реальная эффективность административного управления. //Вопросы экономики, 1988, № 12. С. 46.
  98. Межрегиональные экономические связи (анализ и прогнозирование). Сборник научных трудов. М., 1992.
  99. Менеджмент и рынок: Германская модель. Учебное пособие под ред. проф. У. Рора и проф. С. Домовой. М., Век. 1995. — С. 18.
  100. М. Проблемы организационных структур управления российским рынком. //Вопросы экономики, 1997, № 6. С. 48.
  101. . Управление: пути преодоления кризиса //Вопросы экономики.1997. № 6. С. 36.
  102. . Собственность и управление //Вопросы экономики. 1991, № 5. -С.28.
  103. . Проблемы перехода к новым формам организации управления //Вопросы экономики. 1989, № 10. С.З.
  104. Н.Н. Региональная экономика. М., 1975. — С. 12.
  105. О. Гуманный, демократический социализм: контуры современной концепции //Вопросы экономики. 1990, № 5.
  106. A.M. Организационная структура управления хозяйством. М.: Экономика, 1981.
  107. Организация управления общественным производством /Под ред. Попова, Ю. Краснопояса. М.: изд-во МГУ, 1984. — 353 С.
  108. М.А. Основные направления совершенствования бюджетной политики государства на уровне региона. //Экономика России: теория и практика возрождения. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. М.- Рос. экон. академия. 1999.
  109. М.А. Организационно-экономические предпосылки создания и функционирования ФПГ в РД. // Вестник ДГУ. Сборник статей. Выпуск 5. Махачкала. ДГУ. 1999.
  110. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: изд-во Московского университета, 1994. — С.228−249, С. 223.
  111. Ю.И. Экономические методы управления. Киев: изд-во «Знание» УССР, 1988.
  112. А.С. Научно-методические основы комплексного планирования в масштабе района. //В книге «Комплексное планирование экономического и социального развития Ленинграда и Ленинградской области». Л.: Лениздат, 1974. — С.33−57.
  113. В. Совершенствование товарно-денежных отношений. // Вопросы экономики. 1989, № 10. С. 131.
  114. И.Ф. Экономические методы управления. Кишинев: КИСИ, 1978.
  115. Планирование экономического и социального развития в РСФСР. М: Советская Россия, 1982.
  116. X. Эффективное управление. М.: Экономика, 1985. — 336 С.
  117. А. Национальные рыночные модели экономического развития. //Российский экономический журнал. 1997, № 11−12. С. 85.
  118. Проект «Муниципальные финансы и управление». Руководство по доходам для местного правительства. М., 1996, № 14. — С. 14.
  119. В.М. Проблемы совершенствования бюджетного законодательства РФ //Финансы 1997, № 4. С. 3−8.
  120. В. Принципы и направления перестройки организации отраслевого управления //Вопросы экономики. 1989, № 10. С. 14.
  121. В.Н. Формирование механизма нетарифного регулирования внешней торговли в России //автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., Российская таможенная Академия, 1998.
  122. Региональное воспроизводство в системе социалистических производственных отношений. Л., 1984. — С. 13.
  123. Л.А. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование //автореферат диссертации на соискание степени доктора экономических наук. М., 1994.
  124. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. Госком. стат. РФ. М., 2000.
  125. Ф.М. Основы государственного управления смешанной рыночной экономикой (учебно-методическое пособие). М.: Издательство РЭА, 1996. — 128 С.
  126. А. Ю. Финансово-промышленные группы в России. М.: Финстатинформ, 1998.
  127. В. Основные проблемы нэпа: план, регулирование, стихия. -М-Л.: Московский рабочий, 1926. С. 192−194.
  128. В.А. Экономические методы управления регионом //автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук РАУ. М., 1992.
  129. И.И. Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование. Кн. 3, Спб., 1994. С. 40.
  130. Т.В. Формирование экономического механизма управления свободными экономическими зонами //автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. эконом, наук. М., Российская таможенная Академия, 1998.
  131. Социально-экономическое положение РД, 1999 год. //доклад Комитета РД по госстатистике. Махачкала, 2000.
  132. Е.К. Российский федерализм: нужно идти дальше общих формул. //Федерализм, 1996, № 3. С. 3.
  133. Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование. Книга 3, СПб., 1994. С. 40.
  134. В. Промышленное развитие Западного Урала. Пермь, 1958. -С.335,292.
  135. X. Мюллер Ю. Опыт дерегулирования в Западной Германии. Вопросы экономики. 1991, № 7. С. 111−114.
  136. Т.Р. Региональная экономическая политика в условиях федерализма //автореферат диссертации на соискание степени кандидата экономических наук, СПб., 1996. С. 87−91.
  137. А. Государственные финансы и региональное развитие //Вопросы экономики. 1998, № 3. С. 4.
  138. А .Я. Закономерности и факторы развития экономических районов СССР.-М., 1965.-С.13.
  139. Философский энциклопедический словарь, 2-е изд-ею Москва: изд-во «Советская Энциклопедия», 1989. — С.719.
  140. П. Экономический образ мышления. М., 1992.
  141. С. О некоторых условиях результативности реформы межбюджетных отношений. //Вопросы экономики. 1998, № 10. С. 127.
  142. В.И. Управление социально-экономическим развитием крупного региона (на примере Краснодарского края), // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1999.
  143. А.А. Управление производством региона. М., Советская Россия, 1979.
  144. Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство в России. Регионально-отраслевой аспект. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1997. -С. 369.
  145. Е.Е. Организационно-экономические основы формирования и управления фармацевтическим рынком России //автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., РЭА им. Плеханова, 1996.
  146. В. Государство и экономика в контексте реформационного процесса//Российский экономический журнал. 1995, № 10. С.З.
  147. Экономические методы управления. Отв. Ред. Н. Чумаченко, Д.Данашов. -Киев: Наукова думка, София: Партиздат, 1988.
  148. Е. Функции государства в рыночной экономике //Вопросы экономики. 1997, № 6. С. 13.
  149. Export Finance Programm California Word Trade Commission, 1993. C. 17.
  150. Mattick Paul «Marx and Keynes. The limits of the mixed economy». Merly Press. London, 1971.
  151. NASDA State development Programm Database. 1992. C. 6.
Заполнить форму текущей работой