Оценка формирования и использования прибыли на предприятии ОАО «Акконд»
Чебоксарская кондитерская фабрика была основана в 1943 году. Под фабрику было отдано помещение склада. С первых дней фабрика вырабатывала около 600 тонн мучных изделий в год. В 1955 — 56 гг. была проведена реконструкция и на фабрике стали вырабатывать карамель, ирис, конфеты помадные, печенье. Годовой выпуск кондитерских изделий достиг 1200 тонн в год. В 1981 году было завершено строительство… Читать ещё >
Оценка формирования и использования прибыли на предприятии ОАО «Акконд» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы формирования и использования прибыли на предприятии
1.1 Понятие прибыли
1.2 Виды прибыли
1.3 Источники формирования прибыли Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Акконд»
Глава 3. Оценка формирования и использования прибыли на предприятии ОАО «Акконд»
3.1 Формирование прибыли на предприятии Глава 4. Направления совершенствования формирования и использования прибыли на предприятии ОАО «Акконд»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сколько существует экономическая наука, столько существуют и рождаются новые экономические теории о прибыли. Это не случайно. Ведь именно от того, будет ли деятельность предприятия прибыльной, найдёт ли его руководство тот путь развития, который приведёт к постоянному росту этой самой прибыли, зависит в конечном итоге успешность предприятия, бизнеса и доходы персонала. Несмотря на многообразие экономических течений и предложений по организации производственного процесса, гарантированно приносящего прибыль, одни предприятия развиваются и процветают, другие становятся банкротами. Именно поэтому тема формирования и использования прибыли на предприятии остаётся сегодня актуальной.
Основной целью данной работы мы считаем, определение направления и путей формирования и использования прибыли на предприятии на основе изучения и анализа её теоретических основ.
Для достижения цели данной работы необходимо последовательно решить следующие задачи:
— изучить теоретическую базу вопроса «Основы понятия „прибыль“», определить источники формирования прибыли и направления её использования;
— овладеть основными методами оценки отдельных элементов прибыли;
— провести исследование состояния и эффективности использования прибыли на предприятии ОАО «АККОНД» .
Проблемой данной темы является необходимость нахождения путей планомерного увеличения прибыли в условиях жёсткой конкуренции на современном экономическом рынке. Проблема подтверждается ещё и тем, что тема является достаточно разработанной и глубоко изученной. Мировые и отечественные исследования определяют и порядок формирования, и пути увеличения прибыли, но не снимают актуальности темы и необходимости её дальнейшей разработки.
Объектом исследования является ОАО «АККОНД» и комплекс социально-экономических процессов, влияющих на формирование и использование прибыли.
Предметом исследования является прибыль с точки зрения механизмов её формирования, распределения и эффективности использования.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили законодательство Российской Федерации по данному направлению, исследования зарубежных и российских экономистов по управлению прибылью, финансовому анализу и менеджменту.
Информационной базой послужили исследования российских и зарубежных авторов по вопросам планирования и управления прибылью на предприятиях, законодательные акты государственных органов управления, материалы статистической и бухгалтерской отчетности предприятия.
Структура работы определена введением, четырьмя главами и заключением.
Глава 1. Теоретические основы формирования и использования прибыли на предприятии
1.1 Понятие прибыли Прибыль — это и часть добавочной стоимости продукта, который реализуется предприятием, которая остается после покрытия затрат производства. Обособления части стоимости продукции в виде затрат выступает в денежном выражении как себестоимость продукции. Дополнительная стоимость — это стоимость, создаваемая производителями свыше стоимости необходимого продукта. Дополнительная стоимость присуща всем общественно-экономическим формациям и является одной из важных условий их успешного развития. Прибыль, с точки зрения экономической теории — это часть добавочной стоимости, выработанной и реализованной, готовой к распределению. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость будет реализована и приобретет денежную форму. Объективная основа существования прибыли связанна с необходимостью первичного распределения дополнительного продукта. Прибыль — это форма проявления стоимости дополнительного продукта. На формирование прибыли влияют объективные процессы, которые происходят в обществе, в сфере производства и распределения валового внутреннего продукта [16, с. 119].
Прибыль одна из наиболее сложных экономических категорий. В общем виде прибыль представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости и выступает как денежное выражение стоимости прибавочного и той части необходимого продукта, которая не включается в себестоимость и распределяется через общественные фонды потребления.
Прибыль есть превышение доходов над расходами. Прибыль является целью любой предпринимательской деятельности.
Развитие рыночных отношений сопровождается повышением роли прибыли, которая выступает не только в качестве главного результата деятельности предприятия, но и позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.
Прибыль, как одна из наиболее сложных экономических категорий, обусловлена созданием прибавочного продукта и товарно-денежной формы расширенного воспроизводства и выступает как одна из форм реализации стоимости прибавочного продукта. Другими словами, прибыль — есть превращенная форма прибавочной стоимости, выступающая как излишек выручки от продажи товаров и услуг над затратами, как превышение доходов предприятия над расходами.
1.2 Виды прибыли Существует около десяти видов прибыли. В данной курсовой работе мы выделим следующие её виды:
1) Балансовая прибыль (убыток) — конечный финансовый результат, выявленный в отчетный период на основании бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.
2) Валовая (банковская) прибыль — выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она представляет собой разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).
3) Чистая экономическая прибыль — это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации.
4) Маржинальная прибыль — это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.
5) Номинальная прибыль — это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли.
6) Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен.
7) Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли.
8) Капитализированная прибыль — это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства.
9) Нормальная прибыль — это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.
В таблице 1 приведена классификация прибыли по восьми основным признакам.
Таблица 1. Виды форм прибыли организации (предприятия) по основным классификационным признакам[33]
Признаки классификации прибыли | Виды прибыли по соответствующим признакам классификации | |
Источники формирования прибыли, отражаемые в бухгалтерском учете | Прибыль от реализации продукции Прибыль от прочих операций, в том числе реализации имущества Балансовая прибыль | |
Метод расчета | Валовая (банковская) прибыль Чистая прибыль Маржинальная прибыль | |
Источники формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия | Прибыль от операционной деятельности Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности | |
Характер налогообложения прибыли | Налогооблагаемая прибыль Прибыль, не подлежащая налогообложению | |
Характер инфляционной «очистки» прибыли | Прибыль номинальная Прибыль реальная | |
Временной период формирования прибыли | Прибыль прошлых лет Прибыль отчетного периода (нераспределенная прибыль) Прибыль планового периода (планируемая прибыль) | |
Характер использования прибыли | Капитализированная прибыль Потребленная (распределенная) прибыль | |
Значение итогового результата хозяйствования | Положительная прибыль Отрицательная прибыль (убыток) Нормальная прибыль | |
1.3 Источники формирования прибыли Существует три основных источника получения прибыли:
Первый источник образуется за счёт монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;
Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно метающуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга.
Величина прибыли в данном случае зависит:
§ во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
§ во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т. д.);
§ в-третьих, от объёмов производства (чем больше объём производства, тем больше масса прибыли);
§ в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;
Третий источник вытекает из инновационной деятельности предприятия, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение её конкурентоспособности, рост объёмов реализации и увеличение массы прибыли. 33]
1.4 Направления использования прибыли Из общей прибыли уплачивается налог в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством о налогообложении прибыли предприятия. Прибыль, оставшаяся после налогообложения (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение предприятия и используется в порядке, предусмотренном его уставом и решениями его собственников.
Принципиальные (главные) направления использования предполагают деление прибыли на две части:
1) прибыль, направляемая за пределы предприятия (распределённая прибыль — выплаты собственникам корпоративных прав, персоналу предприятия по результатам работы, на социальную поддержку);
2) прибыль, остающаяся на предприятии и используемая как финансовый источник его развития (нераспределенная прибыль). Последняя направляется на создание резервного и инвестиционного фондов. Резервный фонд является финансовым компенсатором возможных отклонений от нормального оборота. Его формирование является обязательным для хозяйственных обществ, арендных предприятий, кооперативов.
Эту общую схему распределения прибыли нужно конкретизировать на предприятиях с различными организационно-правовыми формами, что касается, прежде всего, акционерных обществ (предприятий). Как известно, собственники акций получают часть корпоративной прибыли в виде дивидендов (дохода инвесторов на вложенный капитал). На акционерном предприятии дивиденды можно рассматривать как плату за привлечённый от продажи акций капитал.
Распределение прибыли на выплату дивидендов, и инвестирование является сложной финансовой проблемой, которая существенно и неоднозначно влияет на финансовую стабильность и перспективы предприятия. Направление достаточной суммы прибыли на выплату дивидендов, и высокий уровень таковых увеличивают спрос на акции и повышают их рыночный курс. Однако это ограничивает собственный источник финансирования, усложняет решение задач перспективного развития предприятия.
Понятно, что низкие дивиденды приводят к противоположным результатам. С учётом этих обстоятельств акционерное общество (предприятие) вынуждено выбрать такую дивидендную политику, которая соответствовала бы конкретным условиям его деятельности.
Каждый из названных вариантов имеет свои преимущества и недостатки и применяется, как правило, не постоянно, а в пределах определённого временного периода с учётом экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятия. 34]
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Акконд»
Чебоксарская кондитерская фабрика была основана в 1943 году. Под фабрику было отдано помещение склада. С первых дней фабрика вырабатывала около 600 тонн мучных изделий в год. В 1955 — 56 гг. была проведена реконструкция и на фабрике стали вырабатывать карамель, ирис, конфеты помадные, печенье. Годовой выпуск кондитерских изделий достиг 1200 тонн в год. В 1981 году было завершено строительство новой фабрики, которая сразу же стала выпускать свою продукцию. Начиная с 1984 года была проведена большая работа по внедрению новой и передовой технологии, т. е. механизированы участки основных производств. В 1986 г. по механизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортных операций, были установлены транспортеры на складе сырья, сборные транспортеры в цехах, реконструирована паточная станция по сливу и приёму патоки в производстве. Механизирована подача шоколадной глазури в производственный цех, сгущенного молока и жира. В этот же год была построена ветка железной дороги и запущена в эксплуатацию.
В декабре 1992 года кондитерская фабрика была преобразована в открытое акционерное общество «Акконд». Учредителем общества является учредительный комитет Чувашской республики по управлению имуществом. Общество является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием, фирменный знак (символику), расчётный счёт и другие счета в рублях и в иностранной валюте в учреждениях банков. Общество действует на основании Устава, принятого на общем собрании акционеров. Требования устава обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Один раз в год общество проводит годовое собрание акционеров в сроки установленные Законодательством. Помимо годового могут созываться внеочередные (чрезвычайные) собрания.
Вторыми по степени значимости управления акционерным обществом являются: совет директоров и ревизионная комиссия. В совет директоров входят: председатель фонда имущества, представитель трудового коллектива, представители органов власти, акционеры владеющие 17% и более обыкновенных акций.
В полномочия совета директоров входят задачи по выработке стратегической политики по распределению капитала общества и обеспечения прав акционеров общества, а также решение общего руководства деятельностью Общества. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества избирается ревизионная комиссия из 5 человек, компетенция и порядок работы ревизионной комиссии общества определены Уставом общества, утверждённым общим собранием.
Исполнительным же органом Общества является правление, во главе которого стоит генеральный директор. К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, связанных с текущей деятельностью предприятия, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законодательством или Уставом общества.
К исполнительным органам относятся:
— заместители директора;
— экономический отдел;
— бухгалтерия и т. д.
На рисунке отображена организационная структура ОАО «Акконд»
Любое предприятие, фирма, организация состоит из внутренних элементов. К основным элементам внутренней среды относятся:
— Цели, миссия организации;
— Деловая стратегия;
— Люди;
— Структура;
— Ресурсы;
— Технологии;
Рис 1. Организационная структура управления ОАО «Акконд»
Ниже представлена схема взаимодействия этих элементов:
Рис. 2
Схема показывает, что все эти элементы взаимосвязаны и если произойдёт изменение одного из этих, то это повлияет и изменение других.
ОАО «АККОНД» одно из динамично развивающихся предприятий, входящее в десятку лучших предприятий кондитерской промышленности России. 35]
Глава 3. Оценка формирования и использования прибыли на предприятии ОАО «Акконд»
3.1 Формирование прибыли на предприятии Таблица 2. Анализ финансовых результатов деятельности за 2012;2014 годы, тыс. руб.
Наименование показателя | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Темп роста, % | ||
2013 г. к 2012 г. | 2014 г. к 2013 г. | |||||
Выручка от реализации товаров, работ, услуг | 121,3 | 109,3 | ||||
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг | 123,3 | 111,8 | ||||
Валовая прибыль | 116,6 | 102,9 | ||||
Прибыль (убыток) от реализации | 107,1 | |||||
Прочие доходы | 103,9 | 716,5 | ||||
Прочие расходы | 127,5 | 149,6 | ||||
Прибыль (убыток) отчётного года | 101,4 | 120,2 | ||||
Налог на прибыль и иные аналогичные платежи | 100,3 | |||||
Нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода | 100,9 | 120,8 | ||||
Финансовые результаты ОАО «Акконд» в виде прибыли из разных источников представлены в таблице 2. Как видно из таблицы, основным составляющим балансовой прибыли предприятия, на протяжении рассматриваемых трёх лет, являлась прибыль от реализации.
Из данных таблицы 2 также видно, что балансовая прибыль в 2013 г. осталась практически на том же уровне, что и в 2012 г. 1256,5 тыс. руб. или выросла на 0,9%. Увеличению балансовой прибыли в 2014 г. (на 263,8 тыс. руб. или 20,8%) способствовал резкий рост прочих доходов и относительное снижение на фоне этого прочих расходов. Нераспределённая прибыль предприятия увеличилась в 2014 г. в 1,2 раза по сравнению с уровнем 2013 г. и составила 1521,9 тыс. руб. Чистая прибыль 2014 г. составила 1521,9 тыс. руб., что выше уровня прибыли 2013 г. на 263,8 тыс. руб.
Таким образом, несмотря на рост налога на прибыль по итогам 2014 г. чистая прибыль ОАО «Акконд» возросла до 12 251,4 тыс. руб. с 10 191,3 тыс. руб. в 2013 г. (рост на 20,2%).
Мы наблюдаем улучшение финансовых результатов деятельности предприятия в 2014 г., что говорит о прекрасной устойчивости предприятия на рынке.
Таблица 3. Структура прибыли ОАО «Акконд», тыс. руб.
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Темп роста, % | ||
2013 г. к 2012 г. | 2014 г. к 2013 г. | |||||
Прибыль от реализации | 107,1 | |||||
Прибыль (убыток) от внереализационных операций | 103,9 | 716,5 | ||||
Прибыль отчётного года | 101,4 | 120,2 | ||||
Прибыль от обычной деятельности | 100,9 | 120,8 | ||||
Нераспределённая прибыль | 100,9 | 120,8 | ||||
3.2 Оценка факторов, влияющих на формирование прибыли Таблица 4. Анализ прибыли по факторам за 2012;2014 гг., тыс. руб.
Слагаемые прибыли | По базису (2012 год) | По базису на фактически реализованную продукцию 2013 года | Фактические данные по отчету (2013 год) | Фактические данные с корректировкой на изменение цен и пр. | |
Реализация продукции в продажных ценах | |||||
Полная себестоимость продукции | |||||
Прибыль | |||||
1. Расчёт общего изменения прибыли (?Р) от реализации продукции:
?Р = Р1 — Р0,
где: Р1, Р0, — прибыль отчетного и базисного года.
?Р =1 225 140−1 005 102= +220 038 тыс. руб.
2. Расчёт влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (?Р1):
?Р1 = Nр1 — Nр1,0,
где: Nр1 — реализация в отчетном году в ценах отчетного года;
Nр1,0 — реализация в отчетном году в ценах базисного года.
?Р1 = 7 426 224−5 604 485= +1 821 739 тыс. руб.
3. Расчёт влияния на прибыль изменений в объёме продукции (?Р2) (собственно объёма продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
?Р2 = Р0К1- Р0 = Р0 (К1 — 1),
где: Р0 — прибыль базисного года;
К1 — коэффициент роста объема реализации продукции;
К1 =1,325
?Р2 = 1 005 102*1,325−1 005 102 = +326 658,15 тыс. руб.
Результаты расчета заносятся в сводку влияния факторов на прибыль от реализации продукции (табл.5).
Таблица 5. Сводка влияния факторов на прибыль от реализации работ в 2012;2014 гг.
Показатели | Сумма, тыс. р. | |
Отклонение прибыли — всего | +220 038 | |
В том числе за счет факторов: | ||
а) изменения цен на продукцию | ||
б) изменения объема продукции | 326 658,15 | |
Анализ факторов, влияющих на формирование прибыли показывает, что в период с 2012 по 2014 гг. основное влияние на изменение прибыли оказали два фактора — изменение цен на реализуемую продукцию и изменение объёма выпускаемой продукции.
Изменение цен на реализованную продукцию привело к увеличению прибыли на 1 821 739 тыс. руб., а изменение объёма выпускаемой продукции способствовало увеличению прибыли на 326 658,15 тыс. руб.
Рассмотрим распределение прибыли в ОАО «Акконд» .
Финансовый результат деятельности предприятия, окончательно сформированный к концу года, подвергается распределению.
В первоочередном порядке производятся окончательные расчёты причитающейся бюджету суммы налога на прибыль по действующей ставке. При этом из налогооблагаемой базы ОАО «Акконд» исключается льготируемая прибыль — часть прибыли, направленная на осуществление НИОКР, на приобретение нематериальных активов.
Сумма оставшейся прибыли, с отчисленным из неё налогом, называется чистой прибылью отчётного года, этой прибылью и распоряжается предприятие. ОАО «Акконд» за счёт чистой прибыли возмещает платежи по санкциям соответствующих органов. Сумма бухгалтерской прибыли, полученная после вычета текущих расходов, поступает в распоряжение учредителей предприятия.
В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
3.3 Оценка практики планирования прибыли предприятия При планировании следует отметить, что прибыль в ОАО «Акконд» формируется за счёт двух составных частей финансового результата:
— результат от реализации продукции, материалов, основных фондов, услуг;
— внереализационный финансовый результат;
Доходами предприятия ОАО «Акконд» является выручка, поступившая в результате оптовой и розничной торговли.
К доходам от обычных видов деятельности ОАО «Акконд» относят также поступления, связанные с арендной платой за пользование основными средствами организации.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с производством и продажей товаров народного потребления. Операционными доходами предприятия являются поступления от продаж основных средств.
Конечный финансовый результат предприятия слагается из финансовых результатов по реализации и доходов от внереализационных результатов в уменьшение на сумму расходов по этим операциям.
Метод прямого счёта не применяется при планировании показателей прибыли, так как фирма реализует большую номенклатурную группу продовольственных товаров и товаров народного потребления.
Плановые расчёты показателей прибыли на 2015 год аналитическим методом представлены ниже.
Используя способ расчёта на основе показателя затрат на рубль произведенной продукции, планируемый рост объёмов продаж на 2015 год составит 10% (планируемый объём реализации продукции за 2015 год составит 1 836 411,5 тыс. руб.
Плановая валовая прибыль составит 2217, 5 тыс. руб.
При планируемом росте затрат на реализацию продукции, прибыль от реализации 2015 года составит 1 836 411,5 тыс. руб.
Таким образом, мы наблюдаем увеличение плановых показателей прибыли в 2015 году.
В соответствии с принятой учётной политикой на предприятии выручка от реализации продукции определяется по мере её выплаты — по поступлению денежных средств за товары на счета в учреждение банка, а при расчетах наличными — по поступлению средств в кассу предприятия. Поэтому для целей налогообложения отчетный финансовый результат регулируется до уровня, определяемого оплаченным объектом реализации.
Однако это — не единственный корректив, которому подвергается реализационная прибыль для целей налогообложения. В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 15 июня 2002 года № 62 «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» реализационная прибыль предприятия подлежит увеличению на сумму разницы между рыночной ценой и фактической ценой реализации продукции, услуг на основании специальных расчетов, представленных в налоговый орган.
Пути резерва роста прибыли предприятия Под резервом роста производства понимаются неиспользованные и постоянно возникающие возможности роста и совершенствования производства, улучшения его конечных результатов. Резервы производства характеризуются разрывом между достигнутым состоянием использования ресурсов производства и возможно более полным их использованием. Значительные резервы производства связаны с экономическими факторами — порядком ценообразования, системой нормативов, т. к финансовое состояние предприятия зависит от обоснованности нормативов отчислений от прибыли и предельного уровня запасов.
Резервы производства классифицируют также по направлениям воздействия на различные стороны хозяйственной деятельности. Одним из важнейших резервов организации является рост прибыли предприятия.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными из них являются увеличение объема реализации, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т. д.
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (Р Пvрп) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции (Р VРП) умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида (П едф):
Р Пvрп = Р VРПi * П едф
Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг (РПс) подсчитывается следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости продукции (Р С) умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста (VРПф + Р VРП):
Р Пс = ?(Р С (VРПф + Р VРП))
Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет улучшения качества товарной продукции и изменения рынков сбыта. В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли.
Для определения резервов роста прибыли предприятия используем методику подсчета резервов роста рентабельности по Савицкой Г. В. Данная методика предполагает определение величины резерва — прибыли, как явного фактора увеличения рентабельности.
Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг подсчитывается следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.
В результате экспресс — диагностики мы определили систему показателей, которая позволила выявить уровень финансового состояния предприятия. Объект исследования находиться в фазе — абсолютной финансовой устойчивости.
Выявление и последующее ранжирование наиболее значимых факторов экономической состоятельности предприятия является базой для разработки антикризисной программы и создания конкурентных преимуществ предприятия.
Для дальнейшего развития и улучшения деятельности предприятия необходимо реализовать следующие стратегии конкурентных отношений между предприятиями:
1. Снижение себестоимости. Предприятие, придерживающееся стратегии снижения себестоимости, ориентируется на изготовление недорогих, но высококачественных изделий массового потребления. Это требует оптимальных размеров производства и сетей реализации продукции, захвата большой доли рынка, использования ресурсосберегающих технологий, осуществления четкого контроля за накладными расходами и другими видами постоянных издержек.
2. Внедрение новшеств основано на поиске принципиально новых, эффективных технологий проектировании неизвестных до сих пор видов продукции, методов организации производства, стимулирования сбыта и т. п.
3. Немедленное реагирование на потребности рынка требует готовности к немедленной переориентации производства, изменения его масштабов с целью получения максимальной прибыли в короткий промежуток времени.
Таблица 4. Коэффициенты финансового состояния предприятия ОАО «Акконд» за отчётный 2014 год
Наименование коэффициента | Порядок расчета с указанием строк баланса | Значение коэффициента | ||
на начало периода | на конец периода | |||
Автономии | стр.1300: стр.1700 | 0,885 | 0,898 | |
Соотношения заемных и собственных средств | стр.1300:стр.1600 | 0,885 | 0,898 | |
Маневренности | (стр. 1300 — стр. 1100) / стр. 1300 | 0,514 | 0,468 | |
Обеспеченности запасными источниками | (стр. 1300 — стр. 1100) / стр. 1200 | 0,798 | 0,805 | |
Абсолютной ликвидности | (стр. 1240 + стр. 1250) / (стр. 1520 + стр. 1510 + стр. 1550) | 3,816 | 3,120 | |
Ликвидности | стр. 1200 / (стр. 1520 + стр. 1510 + стр. 1550) | 5,683 | 5,938 | |
Покрытия | (стр. 1230 + стр. 1240 + стр. 1250) / (стр. 1520 + стр. 1510 + стр. 1550) | 4,678 | 4,214 | |
Прогноза банкротства | Стр.1200-(стр.1450+стр.1550)/стр.1600+стр.1700 | |||
Глава 4. Направления совершенствования формирования и использования прибыли на предприятии ОАО «Акконд»
Руководство предприятия должно чётко представлять, за счёт каких источников ресурсов организация будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет вкладываться капитал. Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого предприятия.
Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в деятельности предприятия. Необходимо осуществлять крутой поворот в интенсификации производства, переориентировать предприятие на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста.
Важнейшим фактором повышения эффективности производства был и остается научно-технический прогресс (НТП). Коллектив предприятия, его руководители главное внимание уделяют целевому финансированию производства. Большая часть прибыли после уплаты налогов направляется в накопительный фонд. Предприятие уделяет должное внимание развитию производства на перспективу и направляет необходимые средства на новую технику, обновление производства, на освоение и выпуск новой продукции (работ, услуг).
Помимо этого оно создаёт организационные предпосылки, экономические и социальные мотивации для творческого труда работников. Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создали предпосылки для значительного повышения производительности труда. Широко применяются на производстве прогрессивные формы научной организации труда, усовершенствованы его нормирование, произошёл рост культуры производства, укрепления порядка, дисциплины, стабильности трудовых коллективов.
Специалисты по менеджменту полагают, что наиболее эффективным моментом работы организации является продуманное действие его руководителей. Квалифицированное действие руководства даёт возможность направить в нужное русло поведение работников, создать необходимую производственную ориентацию и возбудить мотивацию их действий, содействовать эффективной работе. В результате производственная деятельность коллектива приобретает нужную целеустремленность, организованность и продуктивность. Таким образом, успех приходит тогда, когда качественное руководство порождает активное поведение работников, а их взаимодействие проявляется в эффективной производственной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо направлять денежные средства в:
1) фонд развития материально-технической базы, с целью освоения выпуска новых видов продукции, и снижения;
2) фонд материального поощрения, в который следует отчислять денежные средства в размере не менее 120 тысяч рублей в год, т.к., в управленческой деятельности успех достигается, в основном, умением получать результат за счет усилий подчиненных.
Данные меры в перспективе позволят значительно улучшить конкурентоспособность предприятия за счёт использования достижений научно-технического прогресса и увеличения производительности труда.
По своей природе инвестиции делятся на производственные, коммерческие, финансовые, социальные, интеллектуальные и т. д. По целевому назначению их можно подразделить на следующие виды:
а) обновление имеющейся материально-технической базы предприятия;
б) наращивание производственной мощности предприятия;
в) затраты, не связанные с изменением финансовых результатов деятельности (строительство жилья, объектов соцкультбыта, расходы на экологию и т. п.);
г) долгосрочные финансовые вложения в акции других предприятий, корпоративные совместные предприятия, обеспечивающие гарантированные источники доходов или поставок сырья, сбыта продукции и т. д.;
д) нематериальные активы.
Инвестиции имеют большое значение не только для будущего положения предприятия, но и для экономики страны в целом. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств, как производственного так и не производственного характера, укрепляется материально-техническая база субъекта хозяйствования. Это позволяет предприятиям увеличивать объемы производства продукции, улучшать условия труда и быта работников. От них зависят себестоимость, ассортимент, качество, новизна продукции (работ, услуг), ее конкурентоспособность.
В инвестиционном процессе важен не только экстенсивный метод развития, т. е. количественный рост инвестиций, но и их качественный рост, что особенно важно. Высокий технический состав капитала или наукоемкие высокотехнологические инвестиции как раз отражают их качественные стороны. Количественный рост инвестиций обеспечивается на предприятии мобилизацией средств за счет сокращения непроизводственных расходов.
Таким образом, следует отметить, что на предприятии можно применить следующий механизм совершенствования использования прибыли — создание инвестиционного фонда. Фонд создается путём приобретения физическими или юридическими лицами инвестиционных паев таких фондов — за исключением государственных органов.
В процессе осуществления инвестиционной деятельности предприятие должно самостоятельно определить объём, направления, размеры и эффективности инвестиций и по своему усмотрению привлекают на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.
экономический прибыль финансовый
Заключение
Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальных потребностей трудовых коллективов.
В практике хозяйственной деятельности применяются различные показатели прибыли (балансовая, прибыль от реализации, чистая).
Объектом анализа в работе является финансовая деятельность открытого акционерного общества «Акконд», сферой действия которого является торговля продуктами питания.
В течение анализируемого периода ОАО «Акконд» обеспечивает ежегодный рост реализованной продукции. Так в 2013 г. объём продаж возрос на процента к уровню 2012 г., а в 2014 г. — на процента к уровню 2013 г. В 2013 г. несколько возросла прибыль от реализации продукции — на тыс. руб. по сравнению с 2012 г.
Уменьшение затрат на 1 рубль реализованной продукции предприятия в 2014 г. связано со снижением стоимости материальных затрат, заработной платы и суммы амортизации ОАО «Акконд» .
Превышение темпов роста реализованной продукции над темпами роста затрат в 2013;2014 гг. связано с эффективной политикой предприятия по сокращению издержек обращения. Вместе с тем, во-первых, ОАО «Акконд» быстро наращивает объёмы продаж продукции, осуществляя продажу своей продукции по всей стране и даже экспортируя небольшую её часть. Предприятие имеет соответствующие ресурсы, как материальные, так и финансовые, для наращивания выручки от продаж. Во-вторых, предприятие получает незначительные убытки от прочих операций. Они в 2014 г. составляют 929,9 тыс. руб., или на 308,3 тыс. руб. больше к уровню 2013 г. На изменение суммы прибыли по сравнению с прошлым годом оказывает влияние отклонение цен на потребляемое сырье и материалы, комплектующие изделия, топливо и другие материально-технические ресурсы, оптовые цены на реализованную продукцию, а также коррективы, связанные с изменением в отчетном году методологии учета показателя прибыли.
Наибольший удельный вес в балансовой прибыли предприятий приходится на прибыль от реализации продукции. В процессе анализа все многочисленные факторы, влияющие на сумму прибыли от реализации, сводятся к минимальному количеству следующих основных факторов:
изменение цен на реализуемую продукцию;
изменение производственной себестоимости и внепроизводственных расходов;
изменение объема реализованной продукции.
Факторный анализ прибыли от реализации продукции свидетельствует о том, что решающим фактором, влияющим на сумму прибыли, является объём реализованной продукции предприятия. Рост затрат на реализацию продукции и оказание услуг происходит за счёт увеличения цен на сырье и материалы. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию нужно найти резервы снижения себестоимости затрат за счёт детального анализа их технологий.
Таким образом, рассматривая общие тенденции для всего рассматриваемого периода времени работы торгового предприятия, следует заметить, что в течение 2012;2014 гг. происходил уверенный рост прибыли, несмотря на изменение цен и усложнившуюся ситуацию на рынке.
Анализ планирования показателей предприятия показывает, что оно в состоянии увеличить объёмы продаж в течение года не менее чем на 10 процентов. Это позволило бы снизить затраты на рубль продаж, что позволило бы дополнительно получить в совокупности прибыль от продаж 1836,4 тыс. руб.
Анализ резервов прибыли показал, что у предприятия имеется запас резерва прибыли за счёт увеличения объёмов реализации и снижения себестоимости продукции, который составляет 61 тыс. руб.
Для отрасли деятельности ОАО «Акконд», ориентированной на конечного потребителя, решающее значение имеют объёмы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.
На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчётного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.
В соответствии с результатами анализа необходимо применить следующие мероприятия по поддержанию устойчивого положения предприятия на рынке:
1) внедрение новых технологий производства продукции;
2) снижение себестоимости (затрат на реализацию продукции).
Предприятие ОАО «Акконд» должно и в дальнейшем стремится увеличивать масштабы своей деятельности для получения максимальной величины прибыли, что позволит ему улучшить свое финансово-хозяйственное положение и повысить общую прибыльность фирмы.
Проведённая работа представляет собой комплексную оценку показателей планирования, формирования и использования показателей прибыли предприятия ОАО «Акконд» .
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 29 ноября 2004 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (с изменениями от 29 июня 2006 г.)
2. Приказ Минфина РФ от 29 июля 2003 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 марта 2000 г.)
3. Приказ Минфина РФ от 6 июля 2003 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ ПБУ 4/99»
4. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2004 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
5. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов (вторая редакция, исправленная и дополненная). Утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ от 29 июня 2003 г. № ВК 477;
6. О порядке представления деклараций по налогу на прибыль организаций в связи с принятием Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ: письмо от 6 июля 2005 г. № 03−03−02/18 // Собрание Законодательства РФ. — 2005;
7. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2. Утвержден Федеральным законом от 19.07.2000 N 171-ФЗ — С. 224;
8. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.05 N 106-ФЗ // Финансовая газета, № 32, 2005;
9. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 2010 — 449 с.
10. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2011 — 345 с.
11. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и статистика, 2010 — 524 с.
12. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. — М.: Финансы и статистика, 2010 — 632 с.
13. Барногльц С. Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений, М.: Финансы и статистика, 2011 — 427 с.
14. Волков А. А., Боткин И. О. Рыночная модель методики расчета экономической эффективности инвестиционных проектов. // Проблемы региональной экономики. — 2013. — № ½. — С. 213−230.
15. Грачев А. В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. Учебно-практическое пособие. — М. ИНФРА-М, 2013. — 208 с.
16. Ефимова О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия. — М.: ВЛАДОС, 2014 — 194 с.
17. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. — М.: Зеркало, 2010 — 529 с.
18. Квалификационный экзамен /Финансовая газета. Региональный выпуск. — N 45 — ноябрь 2013 г. — СПС «Гарант»
19. Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. — М.: Финансы, 2011 г. — 289 с.
20. Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия / Под. ред. А. И. Бужинского, А. Д. Шеремета — М.: Финансы и статистика, 2010 — 457 с.
21. Новодворский В. Д., Хорин А. Н. Балансовое обобщение как метод бухгалтерского учета /Бухгалтерский учет — № 3 — 2013 г.- с.15−21.
22. Палий В. Ф. Новая бухгалтерская отчетность. Содержание. Методика анализа-М.: Библиотека журнала «Контроллинг», 2013 — 193 с.
23. Павлова Л. Н. Финансы предприятий. — М.: Финансы, «ЮНИТИ», 2010 — 437 с.
24. Пласкова Н., Тойкер Д. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа /Финансовая газета. Региональный выпуск, N 35, август 2012 г. — СПС «Гарант»
25. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е издание. — Минск: ЗАО «Новое знание», 2013 — 688 с.
26. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: теория и практика. -М.: Перспектива, 2010 — 263 с.
27. Уткин Э. А. Финансовый менеджмент. — М.: Зеркало, 2011 — 437 с.
28. Хотинская Г. И., Харитонова Т. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятий сферы услуг). Учебное пособие. — М., ЮНИТИ, 2013. 240 с.
29. Четыркин Е. М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. -М.: Финансы, 2012 — 148 с.
30. Финансы / Под ред. Дробозиной Л. А. -М.: Финансы, 2010 — 427 с.
31. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. Градова А. П. — СПб.: Специальная литература, 2011 — 428 с.
32. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. — Минск.: ООО «Новое знание», 2013. — 688с.
33. Электронный ресурс: «Энциклопедия экономиста»
34. Электронный ресурс: «Студопедия»
35. Электронный ресурс: «Википедия»