Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Холдинговые структуры в российской промышленности

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что многие холдинги в мире являются чистыми, т. е. занимающимися только управлением дочерними обществами, в то время как в России значительное распространение получили смешанные холдинги. Российское законодательство в отличие от многих стран не содержит положений, которые были бы привлекательны для осуществления бизнеса с использованием схемы чистого холдинга. Отсутствие особенностей… Читать ещё >

Холдинговые структуры в российской промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

[Введите текст]

Содержание

1. Понятие и признаки холдингов

2. Классификация холдингов и порядок создания холдинговых компаний в российской промышленности

3. Тенденции развития холдинговых структур Заключение Библиографический список

В условиях концентрации финансового капитала и его интеграции с промышленным потенциалом российского общества заметно возросла роль холдинговых компаний в реальном секторе экономики. Самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике являются холдинги.

Необходимость исследования данной темы обусловлена ее актуальностью. Тем, что не так много работ специалистов в области предпринимательского права, где проводится серьезный анализ правовой природы предпринимательских объединений, их правового статуса. Цель контрольной работы — на основе теоретического анализа действующего гражданского законодательства и юридической практики рассмотреть холдинговые структуры в российской промышленности, их классификацию и основные тенденции развития.

Реализация данной цели предполагала решение следующих задач:

— определение понятия холдинга;

— анализ структуры и видов холдинговых объединений;

— тенденции развития холдинговых структур в промышленности;

Объект исследования — холдинговые системы в промышленности.

Предметом контрольной работы являются нормативно-правовые акты, правовое положение холдингов как специфических предпринимательских объединений, организация и функционирование холдинговых объединений. Информационная база работы включает: труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам правового положения холдингов в Российской Федерации, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы, нормативно-правовые акты, судебная практика, статистические материалы.

Контрольная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложения.

1. Понятие и признаки холдингов

Первое упоминание о предпринимательских объединениях в законодательстве зарубежных стран обусловлено необходимостью государственного регулирования экономики, поддержания конкурентной среды и ограничения монополистической деятельности.

В России понятие «холдинг» в настоящее время законодательно нигде не закреплено. Исходя из анализа российского законодательства и научной доктрины, можно предложить следующее определение холдинга.

Холдинг — форма предпринимательского объединения, представляющая собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономического контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы — холдинговой компании (головной организации), которая, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающей долей участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками объединения.

С учетом изложенного, а также положений ст. 105 и ст. 106 Гражданского кодекса РФ можно дать следующее определение понятия холдинговой (материнской, головной, основной) компании.

Холдинговая компания — это компания, имеющая возможность определять решения, принимаемые дочерними обществами, в силу преобладающего участия в уставных капиталах дочерних обществ или в силу договора либо иным образом.

Определение холдинга позволяет выделить два его основных признака:

1) контроль и управление холдинговой компанией за дочерними и зависимыми компаниями;

2) наличие хозяйственной самостоятельности, не связанной с деятельностью холдинга, у участников холдинга.

Помимо указанных признаков холдинга, К. Я. Портной выделяет третий — проведение единой экономической политики в сфере хозяйственного оборота.

Первый признак указывает на контролирующий характер деятельности холдинговой компании в холдинге. Второй признак должен толковаться исключительно узко и лишь в том смысле, что все участники холдинга зарегистрированы и обладают правовым статусом юридического лица. И будет ошибочно полагать, что между ними отсутствует юридическая связь, ведь материнская компания, держа акции другой дочерней компании, юридически имеет право определять решения, принимаемые последней.

Российское законодательство о холдингах находится в стадии своего формирования, многие понятия эволюционируют, получают свое развитие в правоприменительной практике. Холдинги в России — еще молодое явление в сравнении с мировой практикой, где опыт исчисляется более чем вековой историей. Поэтому несовершенство законодательства о холдингах объяснимо, но такое положение дел не может существовать сколько-нибудь значительное время. В условиях стремительной интеграции России в мировое сообщество для обеспечения развития отечественного предпринимательства, защиты публичных интересов государства, всех участников гражданского оборота, включая не только сами интегрированные структуры, но также и акционеров, кредиторов экономически зависимых участников объединения, необходимо адекватное требованиям времени правовое регулирование холдингов и концептуальное осмысление этого правового и экономического явления в научной доктрине.

2. Классификация холдингов и порядок создания холдинговых компаний в российской промышленности

Классификация холдинговых компаний — сложный вопрос, особенно на фоне крайне слабого правового регулирования. В литературе встречаются попытки ряда ученых, используя те или иные критерии, подразделить холдинги на отдельные виды. Классификация холдингов представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Классификация холдингов

Исходя из типов зависимости

Имущественный

Договорный

Организационный

преобладающее участие в уставном капитале или наличии контрольного пакета акций

в рамках и на срок заключенного договора

холдинговые отношения складываются в связи с иными обстоятельствами

Исходя из содержания деятельности основного общества

Чистый

Смешанный

основное общество владеет контрольными пакетами акций и выполняет только контрольно-управленческие функции по руководству дочерними обществами

основное общество осуществляет также самостоятельную предпринимательскую деятельность.

В зависимости от формы собственности

Государственный

Частный

участие государства в уставном капитале основного общества

уставный капитал основного общества сформирован из вкладов частных лиц

По формам производственной интеграции

Горизонтальный

Вертикальный

Диверсифицированный

участники интегрируются в одной сфере деятельности, в одном секторе рынка

Участники осуществляют разнопрофильную деятельность в единой технологической цепочке производства

участники, принадлежащие к различным отраслям производства и сферам деятельности, технологически между собой не связанным.

С точки зрения функций основного общества

Финансовый

Управляющий

формирование портфеля долевого участия основного общества в дочерних.

основное общество осуществляет единое экономическое руководство дочерними

С точки зрения наличия «системы участия»

Основной

Промежуточный

Холдинг

выступает как юридическое лицо — участник холдинга, находящееся под непосредственным или опосредованным контролем основной компании

С точки зрения территории деятельности

Национальный

Транснациональный

располагаются на территории одного государства и подчиняются единому правовому режиму

ведут согласованную предпринимательскую деятельность на территории нескольких стран

С позиции отраслевой принадлежности

Отраслевые

Межотраслевые

Банковский холдинг

Одна отрасль

Несколько отраслей

Банковская сфера деятельности

Наиболее распространенными в российском и мировом бизнесе и, соответственно, изученными в научной доктрине являются имущественные холдинги. При этом, имеет место не одна, а несколько типов зависимости. Наличие организационного типа зависимости, как правило, дополняет имущественную и договорную зависимость и вытекает из владения контрольным пакетом акций (долями участия) или договора. Договорная зависимость зачастую формируется в развитие имеющегося контроля в уставном капитале.

В зависимости от того, являются ли холдинговые компании исключительно держателями акций других организаций или же наряду с этим сами располагают предпринимательским капиталом, холдинги подразделяются на чистые и смешанные.

Чистые холдинги, не осуществляя прямо производственно-хозяйственных функций, координируют и направляют деятельность участников холдинга из единого административного центра. Такой вид холдинговой компании более предпочтительный, чем смешанный, он в большей степени соответствует природе и основным целям холдинга.

В смешанном холдинге (наряду с контролем за деятельностью дочерних и зависимых обществ) основное (преобладающее) общество осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Известно, что многие холдинги в мире являются чистыми, т. е. занимающимися только управлением дочерними обществами, в то время как в России значительное распространение получили смешанные холдинги. Российское законодательство в отличие от многих стран не содержит положений, которые были бы привлекательны для осуществления бизнеса с использованием схемы чистого холдинга. Отсутствие особенностей налогообложения денежных средств и иного имущества, передаваемых в системе холдинга, приводит к тому, что многие холдинги для оптимизации финансовых потоков осуществляют наряду с управлением дочерними также и самостоятельную коммерческую деятельность. Преобладание в России смешанных холдингов также обусловлено схемой приватизации и последующего разукрупнения акционерных обществ.

Целью горизонтальной интеграции являются уменьшение издержек производства, мобильность в использовании ресурсов, установление ценового или сбытового контроля на рынке. Горизонтальный холдинг является объектом пристального внимания антимонопольных органов, ведь в данном случае хозяйствующие субъекты, которые должны конкурировать между собой на рынке, согласовывают внутри компании свое поведение и фактически выступают на рынке как один поставщик или покупатель, или исполнитель услуги.

В состав вертикального холдинга (Рисунок 1) входят поставщики сырья, материалов, комплектующих, производители готового продукта, сервисные центры, т. е. субъекты хозяйствования, находящиеся на разных уровнях производства и распределения.

[Введите текст]

Рисунок 1 — Схема вертикального холдинга Вертикально интегрированный холдинг, по сути, является производственно-хозяйственным комплексом с разветвленными связями между производителями и потребителями продукции (услуг) внутри холдингового объединения.

Диверсифицированные холдинги, или конгломераты. Ярким примером диверсифицированного бизнеса являются российские холдинги АФК «Система», «Интеррос». Многопрофильность производства снижает производственные риски, позволяет целенаправленно распоряжаться финансовыми потоками, направляя их в сферу деятельности, которая принесет наибольшую прибыль.

В финансовом холдинге основное общество не осуществляет управленческой деятельности по руководству объединением. Этот вид холдинга, с нашей точки зрения, можно классифицировать как инвестиционный холдинг. Законодательство не содержит запретов финансовому холдингу преобразовываться в управляющий и наоборот. Какая-либо специфика правового режима управляющего холдинга отсутствует, поскольку мы имеем дело действительно с классическим холдингом, правовому регулированию которого посвящено подавляющее количество норм российского законодательства.

Промежуточные холдинги существуют во многоуровневых холдинговых объединениях, когда дочерние общества основного холдинга составляют промежуточный холдинг, являясь материнскими обществами в отношении «своих» дочерних обществ, выступающих по отношению к основному холдингу как «внучатые» .

Транснациональным холдингом является объединение юридических лиц, отвечающих сущностным признакам холдингового объединения, которые ведут согласованную предпринимательскую деятельность на территории нескольких стран. Подавляющее большинство крупных российских холдингов сегодня — это транснациональные холдинги. Одним из преимуществ транснациональных холдингов является возможность регистрации отдельных участников объединения в странах с выгодным режимом налогообложения, с развитыми инструментами финансовых рынков, доступным кредитованием.

С позиции отраслевой принадлежности различают отраслевые и межотраслевые холдинги. Так, например, вертикально интегрированные нефтяные компании являются отраслевыми холдингами. Можно назвать промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, энергетические и другие холдинги. Не каждый из этих видов холдингов имеет специфическое правовое регулирование, отдельные даже не упомянуты в законах и иных правовых актах. Сказанное не относится к банковскому холдингу, в отношении которого действующим законодательством установлен особый правовой режим.

По системе участия (контроля) холдинги можно подразделить на перекрестные и круговые. Данная классификация холдингов используется в экономической литературе. С учетом сферы применения холдинговые компании представляется возможным классифицировать на холдинги в промышленности, капитальном строительстве и т. д. Важнейшим звеном в структуре холдинга является холдинговая компания. Она может обозначаться «головной», «материнской» или «основной» компанией.

В Российской Федерации существуют следующие способы создания холдинговых компаний: в процессе приватизации государственных предприятий; в ходе реорганизации юридических лиц в форме выделения и разделения; путем приобретения контрольного пакета голосующих акций в акционерном обществе; в силу преобладающего участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью; посредством заключения между материнской компанией и зависимыми (дочерними) обществами договора; иные способы, дающие возможность принимать обязательные решения для зависимых и дочерних обществ.

В последнее время и в нашей стране стал использоваться популярный на западе агрессивный способ получения контроля над компаниями через процедуры банкротства. Кстати, процедура банкротства широко используется для преобразований и разделения частей холдинговых структур, отчуждения части какой — либо группы с последующим включением в свой холдинг. Следует отметить еще один способ образований холдингов — объединение производителей и финансовых структур. Например, скупка, каким либо банком пакетов акций предприятий привела к тому, что банки стали владеть разными по объему пакетами предприятий из разных отраслей.

Процесс формирования холдинга связан с решением целого ряда задач правового, управленческого и политического характера.

3. Тенденции развития холдинговых структур

Самой распространенной формой корпоративных объединений в современной России являются холдинги. Холдинги как способ интеграции характерны не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса. Средний и даже малый бизнес в настоящее время также представлен, как правило, не автономными хозяйствующими субъектами, а созданными на основе системы участия и экономического контроля группами хозяйственных обществ.

Холдинги являются эффективной формой организации предпринимательской деятельности, поскольку они позволяют сочетать гибкость и мобильность небольших формально самостоятельных организаций и масштаб деятельности крупных корпораций.

Преимущества организации бизнеса в холдинговой форме условно можно разделить на две группы. Первая группа связана с эффектом интеграции, поскольку понятно, что в период всеобщей экономической глобализации осуществлять деятельность в автономной, некооперированной структуре, как правило, менее выгодно, чем в интегрированной. Вторая группа преимуществ холдинга связана со спецификой именно этой формы предпринимательского объединения.

Холдинги как разновидность предпринимательских объединений в сравнении с неинтегрированными коммерческими организациями обладают следующими преимуществами:

реализацией масштаба используемых ресурсов (производственных фондов, инвестиционных средств, трудовых ресурсов), в том числе возможностью привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала;

минимизацией отрицательного воздействия конкуренции;

возможностью производства конкурентоспособной продукции (работ, услуг) вследствие создания вертикально интегрированной системы от добычи сырья до выпуска законченной продукции высокой степени переработки;

значительной централизацией капитала, который в зависимости от экономической конъюнктуры может «перетекать» из одной сферы предпринимательской деятельности в другую;

возможностью диверсификации производства для снижения предпринимательских рисков и обеспечения специализации отдельных видов деятельности как условия их конкурентоспособности;

возможностью интеграции науки и производства;

возможностью осуществлять согласованную финансовую, инвестиционную, кредитную политику;

имиджем крупной и влиятельной интегрированной структуры;

возможностью лоббирования в законодательных и правительственных органах.

гибкостью и мобильностью в выборе организационно-правовых форм участников холдинга, в распределении между ними функций;

облегченностью процедур создания и реструктуризации холдингов (отсутствие регистрационных процедур, приобретение бизнеса через покупку акций);

устойчивостью и стабильностью (нельзя добровольно выйти из состава холдинга);

ограниченным риском ответственности (основное общество несет ответственность по долгам дочернего только в случаях, установленных федеральными законами);

распределением коммерческих рисков (особенно для диверсифицированных холдингов);

возможностью спекуляций на акциях дочерних обществ;

эффективностью финансового и налогового планирования;

конфиденциальностью контроля для владельцев бизнеса, находящихся на верхушке холдинговой пирамиды.

Не каждое холдинговое объединение обеспечивает единовременно реализацию всех перечисленных преимуществ.

Перспективы совершенствования законодательства о холдингах лежат в области конкретизации и детализации: четких оснований (критериев) установления зависимости одного юридического лица (дочернего общества) от другого юридического лица (основного хозяйственного общества (товарищества)); последствий возникновения конструкции основного и дочернего (зависимого) обществ, в частности ответственности основного общества (товарищества) по обязательствам дочернего. Реализация данных выводов может быть осуществлена, прежде всего, путем внесения изменений и дополнений в ст. 105 ГК РФ, а впоследствии также в Законы об АО и ООО.

С 2012 г. в налоговом законодательстве появилась новая категория лиц — консолидированная группа налогоплательщиков. В часть первую НК РФ введены гл. 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков», ст. 89.1 «Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, ст. 122.1 «Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником». Изменения, связанные с консолидированной группой налогоплательщиков (КГН) внесены в первую часть НК РФ.

Как известно, существует несколько путей оптимизации налогов. Один из законных способов минимизации заключается в использовании холдинговых структур.

Сэкономить на налогах можно, в частности, введя в состав холдинга фирмы с разными системами налогообложения (компании, работающие по УСН, ЕНВД, оффшорные компании).

Однако следует помнить, что все операции, проводимые внутри холдинговых компаний, должны быть реальными, экономически обоснованными и подтверждаться первичными документами. Кроме того, есть несколько видов операций, которые у налоговых органов подпадают под пристальное внимание.

Прежде всего, если компании являются взаимозависимыми. Имеется в виду совершение сделок между организациями холдинга по «внутренним» ценам, отличающимся от рыночных. Трансфертное ценообразование является наиболее мощным и универсальным методом перераспределения средств между элементами холдинга. Методом трансфертного ценообразования, однако, следует пользоваться с большой осторожностью. Налоговый кодекс накладывает некоторые ограничения на такие сделки.

А именно, при выполнении некоторых условий налоговый орган вправе проверить правильность применения цен по сделкам.

Правила контроля цен, применяемых налогоплательщиками по сделкам, доходы и расходы по которым признаются для целей налогообложения, начиная с 1 января 2012 г. определены новым разд. V.1 части первой НК, он включает в себя шесть глав и 25 статей. С нового года контролируют только внешнеэкономические сделки и сделки между взаимозависимыми лицами.

Потенциал негативных основ развития холдинговых групп можно ликвидировать с помощью создания правовой основы их функционирования. Холдинги могут создать вокруг себя структуры малого инновационного и производственного бизнеса, для которого они становятся источником платежеспособного спроса.

По мере развития крупных отечественных компаний в форме холдингов их роль в модернизации страны будет возрастать, поскольку именно в холдингах концентрируются ресурсы общенационального развития: профессиональные кадры, управленческая компетенция, передовые технологии и финансовые ресурсы.

Именно путем создания крупных производственно-хозяйственных комплексов, организации крупных предприятий может быть обеспечено становление высокотехнологичного реального сектора, развитие экономики знаний, основанной на соединении науки и производства.

Кроме того, именно холдинги реально и достаточно успешно включаются в процессы глобализации, приобретая опыт достижения национальной конкурентоспособности на мировых рынках.

Кроме того, сегодня в России они выполняют исключительную миссию, увеличивающую их экономическую власть, — данные организационные объединения юридических лиц являются одновременно альтернативой банкам и фондовому рынку, т. е. выполняют функции, которые в развитых странах относятся к функциям, выполняемым инфраструктурой рынка.

Заключение

холдинг промышленность экономический политика Экономика России нуждается в появлении, существовании и развитии таких перспективнейших участников рыночных отношений, как предпринимательские объединения.

Холдинг представляет собой группу предприятий во главе с холдинговой компанией, а холдинговая компания — это головная организация данного производственно-хозяйственного комплекса.

Под холдингом в широком смысле понимают совокупность материнской (головной) и дочерних и зависимых обществ. В узком смысле определяют холдинговую компанию как юридическое лицо преимущественно в форме хозяйственного общества, обладающее правом контроля над другими участниками объединения.

Холдинг является формой предпринимательского объединения, представляющей собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы — холдинговой компании (головной организации), которая, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающей долей участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы.

По ключевому механизму обеспечения доминирования выделяют следующие холдинговые структуры: имущественный (механизм — отношения собственности); формально-договорный (доминирование явно вытекает из соответствующего договора); хозяйственно-договорный (доминирование неявно вытекает из соответствующего хозяйственного договора или нескольких договоров).

По типу объединения компаний, входящих в состав холдинга, холдинги классифицируются: на вертикально интегрированные, горизонтально интегрированные, комбинированные и конгломерат.

По сути инвестиционной миссии головного звена различают финансовые и смешанные холдинги. По доминирующей форме собственности головного звена холдинга: частные (негосударственный); государственные; частно-государственные.

По мере (масштабам) интеграции компаний холдинга различают международные, отраслевые и региональные холдинговые структуры.

По мере развития крупных отечественных компаний в форме холдингов их роль в модернизации страны будет возрастать, поскольку именно в холдингах концентрируются ресурсы общенационального развития: профессиональные кадры, управленческая компетенция, передовые технологии и финансовые ресурсы. Кроме того, именно холдинги реально и достаточно успешно включаются в процессы глобализации, приобретая опыт достижения национальной конкурентоспособности на мировых рынках. Кроме того, сегодня в России они выполняют исключительную миссию, увеличивающую их экономическую власть, — данные организационные объединения юридических лиц являются одновременно альтернативой банкам и фондовому рынку, т. е. выполняют функции, которые в развитых странах относятся к функциям, выполняемым инфраструктурой рынка. Функциональность этих структур превращает их в системы, функционирующие в зоне минимального риска, вызванного противоречиями внешней среды.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. // ИПС «Консультант Плюс».

2. Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» // Ведомости ВС СССР. 1987. N 26. Ст. 385.

3. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445−1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.

4. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 30.11.2011).

5. «Об акционерных обществах» «// ИПС «Консультант Плюс».

6. Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» // ИПС «Консультант Плюс».

7. Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: Проспект, 2009. 432 с.

8. Буянова Е. Э. Ответственность участников холдинга по законодательству Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2010. N 2. С. 4−6.

9. Горбунов А. Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Методические рекомендации. Организационные структуры. Консалтинг. М., 2002.

10. Куликов Л. А Статья: Преимущества и недостатки холдинговой модели организации бизнеса. «Безопасность бизнеса», 2008, N 2.

11. Лаптев В. А. Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышленные группы, простые товарищества. М.: Волтерс Клувер, 2008. 192 с.

12. Лознев Т. Г., Савкин Е. А. Статья: Холдинговые структуры в современной экономике (правовые проблемы) «Юридический мир», 2007, № 2.

13. Осипенко О. В. Российские холдинги. Экспертные проблемы формирования и обеспечения развития. М.: Статут, 2008. 368 с.

14. Портной К. Я. Правовое положение холдингов в России: Научно-практическое пособие. М., 2004. С. 12.

15. Спиридонова А. В. Понятие и правовая природа холдинга по российскому законодательству // Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия: Сборник статей / Отв. ред. В. В. Ершов, Н. А. Тузов. М.: Статут, 2008. С. 312−322.

16. Шиткина И. С. Объединения предпринимателей: ассоциации, холдинги, финансово-промышленные группы, простое товарищество: Науч.-практ. пособие. М., 2001.

17. Чистяков И. В. Статья: Проблема правосубъектности холдинга «Предпринимательское право», 2008, Специальный выпуск.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой