Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические аспекты формирования системы бюджетирования как инструмента совершенствования управления государственными финансами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Более 15 лет построения рыночной экономики показало ошибочность утверждения, что при рынке план не нужен (1). Наоборот, чем больше рынка, тем большую роль приобретает планирование. В последнее время наряду с термином планирование часто употребляются термины «бюджетирование» и «бюджетное управление», которые в первую очередь подразумевают технологии эффективного финансово-хозяйственного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ: ТЕХНОЛОГИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
    • 1. 1. Теория формирования новой концепции управления государственными финансами
    • 1. 2. Концептуальные подходы к бюджетированию как инструменту управления финансированием бюджетной сети
    • 1. 3. Методологические подходы к характеристике системы бюджетирования: определение круга задач, функций и возможностей
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. Л.Организационно-экономический механизм управления государственными финансами Российской Федерации
      • 2. 2. Характеристика внедряемых механизмов программно-целевого бюджетирования ориентированного на результаты
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЕМ БЮДЖЕТНОЙ СЕТИ
    • 3. 1. Анализ состояния и тенденций развития бюджетирования как инструмента управления финансированием бюджетной сети
    • 3. 2. Формирование среды постановки бюджетирования ориентированного на результаты

Организационно-экономические аспекты формирования системы бюджетирования как инструмента совершенствования управления государственными финансами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Планирование в дореформенный период всегда было сильно развито в России, ему уделялось большое внимание: разрабатывались методики, нормировались затраты, контролировалось выполнение плана. Однако, с распадом СССР, прежнее планирование оказалось никому не нужно. Методики были позабыты, плановики переквалифицировались в бухгалтеров и финансистов.

Более 15 лет построения рыночной экономики показало ошибочность утверждения, что при рынке план не нужен (1). Наоборот, чем больше рынка, тем большую роль приобретает планирование. В последнее время наряду с термином планирование часто употребляются термины «бюджетирование» и «бюджетное управление», которые в первую очередь подразумевают технологии эффективного финансово-хозяйственного планирования и управления на предприятии. Цель этих технологий — увеличение стоимости предприятия и получения информации о том, насколько близко возможности организации совпадают с ее стратегическими целями. Внедрение бюджетного управления на предприятии связано с определенными методологическими трудностями, заключающимися в организации верной последовательности действий от определения финансовой и бюджетной структуры предприятия до автоматизации бюджетного процесса.

Возможности управленческого планирования, предоставляемые бюджетированием, привлекают сегодня не только финансовых менеджеров предприятий, но и государственных финансистов. На высшем государственном уровне была озвучена идея внедрения и адаптации методик комплексного управленческого планирования (бюджетирования) в сфере государственных финансов. В 2004 г. был дан старт этому процессу.

В связи с этим, особую актуальность приобретает анализ взаимосвязей и взаимозависимостей возникающих между структурными элементами системы государственных финансов в условиях ее адаптации к новым методикам управленческого планирования. Это объясняется тем, что важной задачей российского государства является построение в стране эффективной системы регулирования финансовых отношений.

Поэтому научный аспект проблемы исследуемой в настоящей работе заключается в изучении механизма функционирования государственных финансов в условиях его трансформации. Иными словами, мы должны найти ответ на вопрос: какой внутренний механизм регулирует финансовую систему нашего общества? На сколько он эффективен? Способствует ли он достижению целей социально-экономического развития страны?

Но, изучение системы государственных финансов Российской Федерации, ее структуры и роли в. регулировании финансовых отношений и социально-экономического развития страны важно не только в научном, но и в практическом отношениис точки зрения как настоящего, так и будущегов связи с выбором стратегии и тактики преобразований проводимых в России.

Что представляет собой такая система? Кто является ее главными действующими лицами? Сколько типов и уровней действующих лиц включает в себя рассматриваемая система финансов? Какова сила их взаимодействия и кем оно формируется? Соответствует ли формируемая система государственных финансов требованиям ускоренного экономического развития, которые актуализируются в ежегодных Бюджетных посланиях Федеральному Собранию Президента Российской Федерации В. В. Путина на протяжении последних 6 лет? Ответы на эти вопросы, с позиции главного требования, формулируемого президентом России как обеспечение динамичного социального и экономического развития России, затруднительны и в принципе невозможны без рассмотрения также и подходов к оценке эффективности управления бюджетной системой.

Актуальность научного и практического аспекта разрабатываемой проблемы обусловлена необходимостью разработки адекватных методологических подходов к развитию инструментария управления государственными финансами.

Бюджетирование относится к традиционным инструментам управления развитием предприятия. В течение многих лет бюджетирование 4 рассматривалось как финансовая управленческая технология именно предприятия, переживая своеобразную трансформацию взглядов: от инструмента оценки предстоящих доходов и затрат, до инструмента анализа будущего в условиях динамично изменяющейся внешней среды. Сегодня подобный взгляд на бюджетирование меняется.

Успешное применение этого инструмента управления финансами в практике различных по масштабам предприятий разных отраслей, позволившее им повысить точность своих прогнозов относительно будущих операций и связанных с ними потребностей в ресурсах, привлекло обоснованное внимание и у специалистов в области управления государственными финансами. С 2004;2005 гг. в ряде федеральных органов начата «экспериментальная апробация механизмов программно-целевого бюджетирования, ориентированного на достижение конкретных результатов"*.

В связи с этим, функция современной российской финансовой науки заключается в консолидации теоретических и практических основ использования системы бюджетирования в целях совершенствования управления государственными финансами в современных условиях. В исследовании отдельных сторон обозначенной проблемы можно выделить следующие аспекты, которые привлекают внимание ученых.

Теоретико-методологические основы современных концепций государственных финансов во взаимосвязи с проблемами бюджетной реформы России. Большой вклад в рассмотрение проблем содержания, сущности и значения финансовой и бюджетной политики Российской Федерациивопросов совершенствования бюджетного процесса, финансирования бюджетных расходов по их экономической и функциональной классификациям обеспечили труды: Александрова И. М., Архипова А. И., Барулина С. В., Белоглазовой Г. Н., Врублевской О. В., Година A.M., Горегляд В. П., Грицюк Т. В., Грязновой А. Г., Ермасовой Н. Б., Занадворова B.C., Ишиной И. В., Кесельбренер Л. Я., Ковалевой Т. М., Бюджетное послание Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2006 году». Президент России. -24 мая 2005 года. — http://www.kremlin.ru.

Колосницина М.Г., Литовченко В. П., Мамсурова Т. Д., Нешитого А. С., Перламутрова B. JL, Пикулькина А. В., Погосова И. А., Подпориной И. В., Поляка Г. Б., Романовского М. В., Сенчагова В. К., Сычева Н. Г., Улюкаева А. В., Христенко В. Б. и др.

Учеными описана логика функционирования государственных финансов. Анализируются проблемы, связанные с основными направлениями институционального реформирования России — реформой межбюджетных отношений, административной реформой, а также реформой системы бюджетных учреждений.

Распространению подхода к бюджетированию как управленческой технологии базирующейся на знаниях по составлению бюджетов разного типа, по объединению бюджетов в систему, по отслеэшванию фактических данных и прогнозированию финансово-экономической ситуации применительно к предприятиям способствовали исследования: Адамова Н. А., Бобылевой А. З., Виткалова А. П., Волковой О. Н., Гамаюнова В. В., Горбунова А. Р., Дугельного А. П., Карпова А. Е., Комарова В. Ф., Масленченкова Ю. С., Миллера Д. П., Немировского И. Б., Роговой Е. М., Старожукловой И. А., Тронина Ю. Н., Тулова А. А., Хруцкого В. Е., Щиборщ К. В. и др.

Внесению ясности в актуальные проблемы российской практики постановки бюджетирования способствовали работы зарубежных авторов: Антос Дж., Бримсон Джеймс, Мигел Д. Г., Рэчлин Р., Секрет М, Шим Дж. и др.

Следует принимать во внимание и критическую оценку практики бюджетирования представленную в исследованиях Фрейзер Р. И., Хоуп Дж. и др. Анализируя итоги долгого существования бюджетирования в практике финансового менеджмента крупных компаний мира, ученые излагают альтернативную концепцию управления, которая преодолевает многие ограничения традиционного бюджетирования.

С сожалением следует признать тот факт, что сегодня, на уровне российских предприятий бюджетирование применяется для того, чтобы контролировать отдельные показатели, или для того, чтобы устанавливать 6 уровни затрат в отдельных структурных подразделениях. Это указывает на отсутствие у руководства своевременной полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии предприятия или организации. Подобное развитие событий происходит потому, что бюджетирование носит сугубо фрагментарный характер, что не позволяет эффективно управлять финансами. На уровне государственного управления сегодня совершаются первые шаги по внедрению бюджетирования.

С учетом сказанного выше, объектом исследования в настоящей работе являются взаимосвязи и взаимозависимости возникающие между формирующимися структурными элементами системы государственных финансов, при внедрении бюджетирования как инструмента планируемого развития, и оказывающие воздействие на систему управления финансами государства.

Предмет исследования включает в себя характеристики методологических основ организации и управления финансами государства во взаимосвязи с провозглашенной Президентом Российской Федерации политикой совершенствования управлением государственными финансами.

В связи с этим целью настоящего исследования является развитие теоретико-методологических основ постановки бюджетирования в организациях и учреждениях бюджетной сети.

Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

1) исследуются теоретические аспекты управления государственными финансами;

2) исследуются концептуальные подходы к бюджетированию как инструменту управления финансированием бюджетной сети;

3) анализируется современное состояние и тенденции развития управления государственными финансами Российской Федерации.

4) производится формулирование концепции совершенствования управления государственными финансами.

5) разрабатывается эффективная методика постановки бюджетирования организаций и учреждений бюджетной сети.

Рабочая гипотеза настоящего исследования базируется на предположении, что эффективный механизм бюджетного планирования, исполнения бюджетов, учета и контроля является инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей. Для этого необходимо овладеть современными методами управления государственными финансами.

Методология исследования основывается на качественном и количественном анализе, предполагающем выявление структуры системы государственных финансов Российской Федерации и ее реакции на реализуемую исполнительными органами государственной власти политику управления государственными финансами. Рассматриваемый временной интервал охватывает различные периоды времени с 2000 года по 2006 год в зависимости от конкретных аспектов исследования. Работа выполнена на основе статистического и фактологического материала российской экономики с учетом материалов мировой финансовой статистики (отчеты и обзоры международных организаций: ОЭСР, ООН, МВФ, Всемирный банк и др.).

В настоящей работе основное внимание уделено оценке влияния внедряемых, в рамках реализуемой федеральными властями политики совершенствования управления государственными финансами, инструментов управления, на продуктивность финансово-бюджетной политики государства. Настоящая оценка осуществляется в ходе анализа влияния взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих между звеньями финансового механизма и распределения последних на формирование новых и трансформацию существующих институтов и инструментов финансовой политики.

Первая глава исследования «Теоретические аспекты управления государственными финансами: технология бюджетирования», посвящена анализу теоретических положений, объясняющих подходы к управлению финансами государства в части, необходимой для анализа в рамках настоящей работы.

В данной главе рассмотрены, в частности, ключевые идеи государственной финансовой политики, внутренние проблемы организации государством процесса финансирования и факторы, воздействующие на формирование финансовой политики современного государства. Здесь же рассмотрены теоретические основы построения системы государственных финансов с позиции теории формирования новой концепции управления финансами. Также в настоящей главе осуществлен теоретический анализ подходов к оценке эффективности системы управления финансами государства с учетом возможностей предоставляемых системой бюджетирования. На основании проведенного анализа будут сделаны выводы о возможности построения модели управления финансированием бюджетной сети в зависимости от располагаемого объема финансовых ресурсов, сочетающей в себе как государственные приоритеты социально-экономического развития, так и специфические черты административного поведения властей.

Вторая глава настоящего исследования «Исследование современного состояния и тенденций развития системы управления государственными финансами Российской Федерации», посвящена разработке реально существующего механизма управления государственными финансами и выявлению взаимосвязей и взаимозависимостей возникающих между его структурными элементами в части, необходимой для анализа в рамках настоящей работы.

В данной главе осуществлен анализ целей, задач, стратегии и тактики финансовой политики, декларируемых государственной властью, и выявлена степень их воздействия на институциональное строение финансовой системы. Данный анализ включает в себя изучение реакции системы государственных финансов на внедряемые, в рамках реализуемой федеральными властями политики, инструменты управления государственными финансами.

Производится оценка характера воздействия имеющегося финансового инструментария на эффективность управления финансированием бюджетной сети.

В третьей главе настоящей работы «Разработка инструментов и методов управления финансированием бюджетной сети», на основании осуществленных выше теоретических разработок, качественного и количественного анализа характеристик современного состояния и тенденций развития системы управления государственными финансами Российской Федерации будут подведены итоги современного состояния управления финансами государства.

Здесь формулируются рекомендации по совершенствованию государственной финансовой политики. В предложениях и рекомендациях по совершенствованию государственной финансовой политики России формулируются выводы, следующие из построенных теоретических моделей и результатов произведенного экономико-математического анализа и рекомендации по повышению эффективности управления финансированием бюджетной сети с позиции: конкретизации предмета, цели и задач при определении государственных приоритетовнаправлений методики совершенствования управления финансовым механизмом государства.

В заключении формулируются обобщенные выводы и результаты, полученные в ходе исследования, демонстрируется личный вклад в разработку проблемы и раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость достигнутых результатов научной работы.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического описания включающего 112 наименований, включает в себя 161 страницу текста, 4 таблицы, 20 рисунков. Ряд положений исследования демонстрируется в аналитическом материале, помещенном в 4 приложениях к настоящему исследованию.

Таковы основные выводы, которые позволяет сделать анализ проблем формирования системы бюджетирования ориентированного на результаты, как инструмента совершенствования управления государственными финансами.

Настоящие вывод указывают на необходимость смены концепции, цели и задач развития образовательных учреждений в области финансово-экономического образования, как структурного элемента системы высшего.

НОВАЯ ЦЕЛЬ.

Развитие системы подготовки высокопрофессиональных кадров для различных секторов финансово-бюджетной сферы.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ (ЗАДАЧА).

Повышение профессионализма выпускаемых специалистов.

Рисунок 3.2.1. Концепция подготовки специалистов в области государственного финансового менеджмента: постановка новых целей и задач профессионального образования и основы решения проблемы методологического обеспечения реформы системы управления общественными финансами. Именно их формулировка была обоснована выше. В концептуальном плане новая цель, задача и пути их решения представлены на рис. 3.2.1 выше.

Целью настоящей Концепции подготовки специалистов в области государственного финансового менеджмента является дальнейшее развитие опыта и созидательных традиций, принципов демократии и открытости, атмосферы солидарности и взаимоуважения, стремление к творчеству и инновациям. Системная реализация Концепции требует разработки Программ подготовки специалистов в области государственного финансового менеджмента в целом на каждый учебный год, а также Сводных планов по различным ВУЗам, системы Графиков исполнения видов работ и документов.

Основные концептуальные идеи подготовки специалистов в области государственного финансового менеджмента включают в себя стратегию и тактику, ясное целеполагание и задачи, необходимые решить для достижения поставленных целей.

Рисунок 3.2.2. Основные блоки организации методологического обеспечения заданных бюджетных преобразований.

Таким образом, можно сформулировать основные блоки мероприятий направленных на подготовку специалистов в области государственного финансового менеджмента и способствующих разработке методологических аспектов управления процессами заданных бюджетных преобразований (см. рис.3.2.2 выше).

Необходимо акцентировать внимание на следующем обстоятельстве: оценку эффективности внедряемой системы бюджетирования ориентированного на результаты следует проводить с применением инструментов, адекватных текущей ситуации и поставленным задачам. Только такой подход позволяет избежать неоправданного риска и расходования общественных ресурсов наиболее рациональным образом. Все это требует разработки алгоритма выбора метода исследования при оценке результатов внедрения бюджетирования ориентированного на результаты. Это необходимо и для корректировки мероприятий в области обеспечения бюджетной сферы профессиональными кадрами и научными методологическими разработками.

Рисунок 3.2.3. Последовательность выбора метода оценки результатов внедрения программно-целевого бюджетирования с целью разработки мероприятий корректировки бюджетных реформ.

Можно предложить следующую последовательность действий (см. рис.3.2.3), на каждом этапе оценки исследователь должен определиться с ответом на тот или иной вопрос.

Рассмотренные аспекты формирования методологических основ обеспечивающих эффективность внедряемой системы бюджетирования ориентированного на результаты позволяют сформировать концепцию методологического обеспечения процесса бюджетирования как инструмента государственного финансового менеджмента, основанную на комплексном подходе к решению проблемы методологического обеспечения бюджетной реформы (см. рис. 3.2.4).

Рисунок 3.2.4. Модель концепции методологического обеспечения процесса бюджетирования как инструмента государственного финансового менеджмента.

В соответствии с данной концепцией бюджетирование ориентированное на результаты рассматривается как самостоятельная технология управления общественными финансами, как целостная система.

Согласно первому аспекту {образовательный) для успешного внедрения системы бюджетирования в систему управления государственными финансами необходимо наличие достаточного количества высокопрофессиональных специалистов, работающая система переподготовки практикующих специалистов, научно-обоснованные образовательные технологии.

Второй аспект (психологический) отражает специфику процесса бюджетирования и особенности профессиональной деятельности экономиста-финансиста в бюджетной сфере, когда результаты трудовой деятельности конкретного специалиста оказывают прямое воздействие на успех экономического развития страны и благосостояние сограждан.

Третий аспект (информационный) предполагает формирование системы взаимосвязанных показателей позволяющих оценивать результативность осуществляемого этапа бюджетирования, адекватность целей этого этапа условиям общественного развития, направления и мероприятия позволяющие, в случае необходимости, осуществлять корректировку системы бюджетирования ориентированного на результаты.

Четвертый аспект (организационный) предлагает рассматривать процесс бюджетирования как с одной стороны самостоятельную планово-финансовую деятельность по управлению развитием общества, а, с другой стороны, как элемент системы управления общественными финансами. Основным звеном этой системы является достигаемый общественно-значимый результат.

Таким образом, разработка плана мероприятий в рамках предлагаемой концепции создаст реальную основу решения проблемы методологического обеспечения формирования системы бюдэ/сетирования ориентированного на результаты, как инструмента совершенствования управления государственными финансами.

Заключение

.

Результаты проведенного научного исследования позволяют сформулировать научные положения, являющиеся предметом защиты:

1. Теоретические основы формирования новой концепции управления государственными финансами;

2. Обоснование роли современного этапа становления и развития бюджетирования ориентированного на результаты для управления развитием государства и экономики страны;

3. основные характеристики организационно-экономического механизма управления государственными финансами Российской Федерации;

4. Результаты комплексного анализа современного состояния и тенденций развития бюджетирования ориентированного на результаты в целях управления развитием государства и экономики страны;

5. Методологические подходы к формированию благоприятной среды способствующей эффективному внедрению бюджетирования ориентированного на результаты с целью повышения эффективности управления общественными финансами.

Научная новизна исследования заключается в разработке концепции развития методологии управления процессами заданных бюджетных преобразований, обеспечивающей повышение эффективности и качества управления общественными финансами.

К наиболее значимым результатам исследования, составляющим научную новизну настоящего диссертационного исследования относятся следующие:

1) определена сущность новой концепции управления государственными финансами.

Доказано, что основной экономической целью правительства признается разработка мероприятий способствующих социально приемлемому размещению ресурсов государства. Достижение этой цели предполагается через реализацию основных функций правительства: повышение экономической эффективности размещения национальных ресурсовуменьшение неравенства в распределении доходастабилизация экономики с помощью макроэкономической политикипредставление экономических интересов страны за рубежом.

Финансовым обеспечение реализации указанных выше функций является государственный бюджет. Главными требованиями к бюджетной политики признаются: эффективность и обоснованность, которые во многом зависят от политической стабильности в стране, уровня профессионализма работников бюджетной сферы и научного подхода к разработке бюджетной политики, учитывающего реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны.

Особенность бюджетирования — ориентация на процесс — обогащает существующее бюджетное планирование методами, направленными на создание доходной базы бюджета и предоставляет информацию о том, насколько близко возможности государства совпадают с его стратегическими целями.

2) выявлены и раскрыты концептуальные подходы к бюджетированию как инструменту управления финансирования бюджетной сети.

Роль, которой наделяются технологии бюджетирования, заключается в установлении тесной связи с глобальными целями развития экономики государства и ориентации на достижение определенного результата.

Традиционная практика, когда тяжесть принятия финансовых решений приходилась на годовой бюджет продемонстрировала ограниченность в достижении главных целей управления финансами общества.

Идеи расширения временного горизонта финансового планирования и повышения финансовых полномочий и ответственности на операционном уровне, стали сегодня основой формирования финансовой и бюджетной политики современного государства. Служить этим целям призвано внедрение технологии программно-целевого бюджетирования ориентированного на результаты.

3) выявлены и раскрыты методологические подходы к характеристике системы бюджетирования.

Основная его цель — повышение результативности работы. Бюджетирование помогает в условиях неопределенности принимать правильные управленческие решения и может быть эффективным управленческим инструментом. Для получения экономического эффекта от бюджетирования недостаточно только разработки и внедрения, также очень важным вопросом является грамотное управление процессом.

Постановка системы бюджетирования требует от организаторов его внедрения решения: системных, организационных, психологических, временных и технических проблем, что требует развития методологии в данных направлениях.

Накопленный за последние годы коллективный опыт в области управления общественными финансами, включая результаты бюджетных реформ, позволяет сформулировать методологические подходы по развитию и применению общепризнанных принципов, стандартов и критериев эффективности и ответственного управления общественными финансами.

Выделить следующие базовые принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами: Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачностьСтабильность и долгосрочная устойчивость бюджетовЭффективная и справедливая система межбюджетных отношенийКонсолидация бюджета и бюджетного процессаСреднесрочное финансовое планированиеБюджетирование, ориентированное на результаты', Эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг.

Эти принципы рассматриваются в рамках единой системы управления общественными финансами, требующей постоянного развития и адаптации к меняющимся условиям и возникающим новым задачам. Для внедрения бюджетирования, ориентированного на результаты, прежде всего, необходимо:

— установление для каждого ведомства системы целей, задач и результатов деятельности, обеспечивающих реализацию приоритетов целей государственной политики;

— наличие и применение формализованных методов оценки полной стоимости расходных обязательств (бюджетных ассигнований);

— обеспечение самостоятельности, мотивации и ответственности ведомств, их структурных подразделений и учреждений при планировании достижении результатов использования бюджетных ассигнований в рамках установленных финансовых ограничений;

— использование конкурентных принципов распределения бюджетных средств, в том числе — с учетом достигнутых и планируемых результатов использования бюджетных ассигнований;

— наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств ведомствами и учреждениями в отчетном периоде (аудита эффективности бюджетных расходов).

Система бюджетирования ориентированного на результаты базируется на следующих методологических подходах:

1. Установление связи между результатами и выделением ресурсов.

2. Ответственность за результаты.

3. Измерение достигнутых результатов.

4) на основе метода содержательно-функционального моделирования (содержательный признак финансовой политики государства, временной критерий, критерий определяющий объект воздействия и результативность финансовой политики государства) выявлены основные структурные элементы организационно-экономического механизма управления государственными финансами.

Продемонстрировано, что внедрение системы бюджетирования, ориентированной на результаты (представляемого в виде формы организации финансовых отношений: внешний порядок их организации и условия его реализации на практике) будет способствовать повышению эффективности используемого финансового механизма.

5) произведена оценка современного состояния финансового механизма с целью выявления воздействий внедряемых методов программно-целевого бюдэюетирования.

Внедрение модели программно-целевого бюджетирования базируется на идее организации бюджетного процесса на основе расходных обязательств. Современные особенности формирования бюджетных ассигнований базируются на общей характеристике: когда учреждению предоставляется право на принятие бюджетных обязательств, «взамен» ожидается предоставление государственных (муниципальных) услуг, которые должны быть описаны по возможности количественными характеристиками. Предполагается, что по каждому ассигнованию, обеспечивающему оказание государственных (муниципальных) услуг, должно стоять государственное или муниципальное задание.

Таким образом, каждое бюджетное ассигнование, с одной стороны, выражает расходные обязательства, выражает полномочия, нормативно-правовую базу деятельности органов власти. С другой стороны, для каждого бюджетного ассигнования сформулировано государственное (муниципальное) задание. Это и есть бюджетирование, ориентированное на результаты.

Следующая особенность внедряемых механизмов бюджетированиярезкое повышение роли среднесрочного финансового планирования, в том числе — переход к утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на трехлетний период.

Для субъектов Российской Федерации создаются стимулы не только для удлинения горизонта планирования, но наращивания налоговых доходов, поскольку объем межбюджетных трансферта во втором и третьем году не может быть ниже утвержденного в предыдущем бюджетном цикле.

Утверждение бюджета на 3 года не означает предопределенности структуры и объема доходов. Внедряется широко применяемый в международной практике принцип «скользящей трехлетки», когда проектировки второго и третьего года становятся основой для формирования показателей первого и второго года в следующем бюджетном цикле. Таким образом, всегда есть возможность для реструктуризации действующих обязательств или принятия, при наличии ресурсов, новых обязательств — как минимум, за счет зарезервированных (не распределенных) условно-утверждаемых расходов второго и третьего года.

Программно-целевое бюджетирование — это одна из форм бюджетирования, ориентированного на результаты. Программы, как правило, связаны с внесением изменений в действующую систему, развитием, реструктуризацией, проведением реформ. Это меры, которые по определению носят временный характер. Они не охватывают всей сферы деятельности органов власти, большая часть которых строится на регулярной, постоянной основе. Но это вовсе не значит, что только программы должны быть описаны количественными результатами. В планах предлагаемых реформ предполагается распространение программно-целевого бюджетирования на все ассигнования по оказанию государственных (муниципальных) услуг независимо от того, являются ли они программами или нет.

Изменение логики бюджетного планирования требует поэтапного расширения полномочий и ответственности главных распорядителей бюджетных средств при исполнении бюджета. Стимул для более эффективного использования средств создается только в том случае, если они достигаются в тех сферах, за которые непосредственно несет ответственность главный распорядитель (бюджетное учреждение), которые заложены в его смету.

Еще одно новшество, которое предстоит развивать по мере внедрения бюджетирования, заключается во введении внутреннего финансового контроля или аудита. Внешний контроль должен постепенно переориентироваться на то, чтобы проверять, есть ли такие подразделении, как они работают, насколько эффективна их деятельность.

Таким образом, предполагается, что будут созданы правила финансового управления, распределения бюджетных ресурсов, отчетности, чтобы каждый администратор имел внутреннюю мотивацию к постоянному поиску резервов и повышению их эффективности деятельности.

В совокупности предлагаемая к внедрению система бюджетирования создает правовую основу для новой организации бюджетного процесса всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, внедрения современных принципов и методов финансового менеджмента, повышения самостоятельности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления и в конечном счете — повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

6) произведен анализ проблем внедрения бюджетирования в финансовую практику управления развитием экономики и общества.

Современный этап развития системы государственных финансов характеризуется как период, когда происходит завершение формирования системы среднесрочного планирования. Главная проблема в управлении развитием общества через осуществления государственных расходов (федеральный бюджет) существовавшая в недавнем прошлом, заключалась в том, что, связь бюджетной росписи на следующий год с концепцией государственного развития, которая была утверждена год или два года назад, была разорвана.

В настоящий момент выстраивается достаточно понятная и прозрачная логика бюджетного планирования. Утверждается стратегия. На её основе формулируются цели и задачи на ближайшие три года. Исходя из них, формулируются те конечные результаты, показатели конечных результатов и их целевые значения, которые должно достичь. Эти цели и задачи в показателях формулируются в первой части докладов об обосновании бюджетных ассигнований, а дальше под них выстраивается система программ, федеральных, либо ведомственных, либо иные расходные обязательства, которые должны обеспечить достижение вот этих целей, которые изначально были утверждены в стратегии Российской Федерации.

Выявлен ряд проблем управления общественными финансами вскрывающихся благодаря внедрению системы бюджетирования. Дальнейшее внедрение и развитие системы бюджетирования ориентированного на результаты предполагает расширение временного горизонта бюджетного планирования, повышению его эффективности и результативности все это требует улучшения организации бюджетного процесса, повышения эффективности взаимодействия его участников. С этой целью в настоящий момент, внедряется технология обоснования бюджетных ассигнований, что является развитием методологических аспектов бюджетирования в России.

7) разработаны меры по формированию и развитию среды постановки бюджетирования ориентированного на результаты, направленные на институциональное развитие реформы системы управления общественными финансами.

В настоящий момент система среднесрочного бюджетирования ориентированного на результаты завершает стадию анализа возникших при ее разработке проблем и начинает переход к осмыслению и формулировки конкретных задач своего дальнейшего функционирования и развития.

Отсутствие единства и адекватности методологического обеспечения реформы системы управления общественными финансами, нормативно-правового регулирования и контроля за ее осуществлением не способствует:

1)усилению ответственность субъектов бюджетного планирования за качество бюджетных проектировок и планируемых показателей результатов;

2)упрощению процедуры взаимодействия главных распорядителей бюджетных средств с вышестоящими органами;

3)повышению степени координации итеративного процесса согласования бюджетных проектировок.

Современный этап институционального развития российской системы управления общественными финансами требует разработки Концепции подготовки специалистов в области государственного финансового менеджмента. Именно это и явилось бы основой научно-обоснованного методологического обеспечения реформы системы управления общественными финансами.

Формирование на этой основе современного образовательного процесса позволяет достичь главного результата — подготовки специалистов, обладающих профессиональной компетентностью в решении конкретных практических задач.

Здесь можно предложить основные критерии перспективной Концепции подготовки специалистов в области государственного финансового менеджмента (развития отраслевой системы кадрового ресурса). К числу таких критериев относятся:

1) формирование содержательной части образовательных программ в полном соответствии со спецификой профессиональной деятельности специалиста, причем с учетом особенностей динамики развития этой деятельностипостоянный контроль и обновление учебных программ (особенно в части повышения квалификации и переподготовки кадров);

2) организация и ведение образовательного процесса с учетом требований работодателя, как по содержанию, так и по форме реализации учебных программ;

3) постоянное взаимодействие с руководителями и специалистами отрасли, как по вопросам организации, так и непосредственного участия в учебном процессе консультантов — практиков (чтение лекций, проведение семинаров, организация практики и т. д.).

Нормальное функционирование и перспективы развития финансово-бюджетной сферы во многом определяются уровнем профессионализма и компетентности тех специалистов, которые работают в ней. Обладая глубокими знаниями, они должны быть способны принимать обоснованные решения даже в кризисных и экстремальных ситуациях.

Настоящие вывод указывают на необходимость смены концепции, цели и задач развития образовательных учреждений в области финансово-экономического образования, как структурного элемента системы высшего профессионального образования и основы решения проблемы методологического обеспечения реформы системы управления общественными финансами. Системная реализация Концепции требует разработки Программ подготовки специалистов в области государственного финансового менеджмента в целом на каждый учебный год, а также Сводных планов по различным ВУЗам, системы Графиков исполнения видов работ и документов.

Таким образом, можно сформулировать основные блоки мероприятий направленных на подготовку специалистов в области государственного финансового менеджмента и способствующих разработке методологических аспектов управления процессами заданных бюджетных преобразований.

Рассмотренные аспекты формирования методологических основ обеспечивающих эффективность внедряемой системы бюджетирования ориентированного на результаты позволяют сформировать концепцию методологического обеспечения процесса бюджетирования как инструмента государственного финансового менеджмента, основанную на комплексном подходе к решению проблемы методологического обеспечения бюджетной реформы.

В соответствии с данной концепцией бюджетирование ориентированное на результаты рассматривается как самостоятельная технология управления общественными финансами, как целостная система. Таким образом, разработка плана мероприятий в рамках предлагаемой концепции создаст реальную основу решения проблемы методологического обеспечения формирования системы бюджетирования ориентированного на результаты, как инструмента совершенствования управления государственными финансами.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке подходов, составляющих в совокупности методологию формирования среды постановки бюджетирования ориентированного на результаты, позволяющую: исследовать методы и методики осуществления бюджетирования и определения эффективности управления общественными финансамиразработать концепцию методологического обеспечения процесса бюджетирования как инструмента государственного финансового менеджмента и концепцию подготовки специалистов в области государственного финансового менеджмента, как основу формирования и развития среды постановки бюджетирования.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе системного и комплексного подходов к решению поставленной научно-практической проблемы и разработанных автором положений, сформулированы практические рекомендации направленные на повышение эффективности управления системой государственных финансов.

В частности практическое значение имеют:

— результаты нового теоретического видения эффективности системы бюджетирования ориентированного на результаты как инструмента управления развитием государства и экономики, которые могут служить основой совершенствования методологии формирования финансово-бюджетной политики;

— разработанные концептуальные положения по формированию методологического обеспечения процесса бюджетирования ориентированного на результаты;

— разработанные концептуальные положения по подготовке специалистов в области государственного финансового менеджмента;

— основные блоки мероприятий позволяющих обеспечить систему государственных финансов профессиональными кадрами.

Таким образом, произведенный в исследовании анализ и разработанные предложения создает теоретическую основу для решения практической проблемы совершенствования государственного финансового менеджмента и повышения эффективности управления общественными финансами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Вызовы нового века — М.: Институт экономики РАН, 2001
  2. Н.А., Тулов А. А. Бюджетирование в коммерческой организации -СПб.: Питер.-2007.-144с.
  3. И.Г., Головач С. П., Коноплева И. А. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации М.: Финансы и статистика. -2007.-352с.
  4. И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник -М.: Дашков и К. 2006. — 486с.
  5. Р., Томмаси Д. Управление государственными расходами: Справочник для стран с переходной экономикой. -http://www.oecd.org/dataoecd/46/35/35 066 562.pdf
  6. А. И., Погосов И. А. Финансы. М.: Проспект. — 2007
  7. А. 3. Финансовые управленческие технологии. М.: Инфра-М. -2007.-492с.
  8. П. Роль финансового менеджмента во внедрении среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат /Проект «Административная реформа И: Совершенствование управления государственными расходами». ECORIS (Нидерланды)
  9. Ю.Бусарова А. В. Оценка качества финансового менеджмента в федеральных органах исполнительной власти/Проект «Административная реформа И: Совершенствование управления государственными расходами». ECORIS (Нидерланды)
  10. Бюджетная политика в 2007 году. Доклад Министерства финансов России / Официальный сайт Министерства финансов РФ. wwwl.minfin.ru
  11. Бюджетная реформа в действии/ Доклад Министерства финансов России об основных направлениях бюджетной политики в 2006—2008 гг.—http:// www.minfinl.ru
  12. Бюджетная система России М.: ЮНИТИ. — 2007. — 703с. М. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 540с.
  13. Бюджетное право: Учеб. пособие для вузов/ Н. Д. Эриашвили, О. В. Староверова, Д. А. Ремиханова и др.- под ред. проф. А. М. Никитина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. — 463 с.
  14. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 145-ФЗ от 31 июля 1998 г. (в ред. изм. и доп.)
  15. А.П., Миллер Д. П. Бюджетирование и контроль затрат в организации М.: Альфа-Пресс. — 2006. -104с.
  16. О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях М.: Финансы и статистика. — 2005 — 272с.
  17. В. В., Хруцкий В. Е. Внутрифирменное бюджетирование. М.: Финансы и статистика. — 2007 — 464 с.
  18. А. М., Горегляд В. П., Литовченко В. П., Подпорина И. В., Ишина И. В. Финансы: Учебник. М.: Дашков и К. 2007. 588с.
  19. A.M., Максимова Н. С., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 568 с.
  20. A.M., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. — 340 с.
  21. A.JI. Проект «Совершенствование управления государственными расходами» (Доклад). Министерство финансов
  22. Российской Федерации Развитие бюджетного законодательства и новации бюджетного цикла 2007−2009 годов. -16 марта 2006 года
  23. О.В., Гутцайт Е. М. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис. М.: Бухгалтерский чет, 2005. — 512 с.
  24. А.Р. Управление финансовыми потоками. М.: Издательство «Глобус», 2003. — 224с.
  25. А.В. Обоснование бюджетных ассигнований ГРБС /Проект «Административная реформа II: Совершенствование управления государственными расходами» (Доклад). ECORIS (Нидерланды) — 16 марта 2006 года
  26. Государственные и муниципальные финансы: Учебник/ Под общ.ред. И. Д. Мацкуляка. М.:Изд-во РАГС, 2004. — 680с.
  27. Т.В. Фискальный федерализм и межбюджетные отношения. М.: Финансы и статистика, 2004. — 320 с.
  28. Е.М. Возможности и методические аспекты оценки контрольными органами эффективности расходования бюджетных средств (тезисы к заседанию Ученого совета). М.: НИФИ Академии бюджета и казначейства Минфина России, 2005.- 15с.
  29. Джеймс Бримсон, Антос Джон. Процессно-ориентированное бюджетирование. -М.: Вершина. 2007. — 336 с.
  30. Джереми Хоуп, Робин Фрейзер. Бюджетирование, каким мы его не знаем. Управление за рамками бюджетов М.: Вершина, 2005. 256 с.
  31. Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е. Бюджетирование: шаг за шагом СПб.: Питер. — 2006. — 448с.
  32. JI.A. Основные проблемы постановки бюджетирования на предприятии // Вестник Финансовой академии при Правительстве РФ.
  33. А. П., Комаров В. Ф. Бюджетное управление предприятием. -М.: Дело.-2007.-432с.
  34. Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации М.: Высшее образование. — 2007. — 118с.
  35. Н.Г., Маковник Т. Д. Казначейская система исполнения бюджетов. СПб.: Питер, 2001. — 208с.
  36. А. Е. 100% практического бюджетирования. Регламент системы бюджетирования М.: Результат и качество. — 2005. — 464с.
  37. А. Е. 100% практического бюджетирования. Роль финансовой дирекции в бюджетирорвании. М. — Результат и качество. — 2007 — 256с.
  38. В.В. Финансы. М.: Проспект. 2007. -510с.
  39. Т. М., Барулин С. В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учебное пособие М.: КноРус. — 2006. — 208с.
  40. Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006. — 496с.
  41. A.M., Пири А. К., Брук П.Дж. Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами (Аналитические материалы Министерства финансов России к встрече министров финансов «Группы восьми») г. Санкт-Петербург, 9−10 июня 2006 г.
  42. С.И., Слепова В.А.Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М.: Экономист. — 2006. — 763с.
  43. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-ч т. Т. 1./ Пер. с англ. М.: Республика, 1992
  44. Г. Н., Мальцева И. Г. Финансы: Проблемы управления и прогнозирования. М.: Дело. — 2005. — 344с.
  45. Т. Д., Кесельбренер Л. Я. Бюджетный федерализм: Экономика и политика -М.: ЮНИТИ.-2004.-383с.
  46. Ю. С., Тронин Ю. Н. Практика бюджетирования на предприятиях России М.: БДЦ-Пресс. — 2004. — 392с.
  47. Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств (Принята решением Коллегии Счетной палаты РФ от 23.04.2004 п. протокол № 13(383)
  48. Методика распределения бюджетных средств между участниками эксперимента по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты в 2006 году /Официальный сайт Министерства финансов РФ. wwwl.minfin.ru
  49. Методические указания по формированию бюджетных проектировок на 2007−2009 годы /Официальный сайт Министерства финансов РФ. -wwwl.minfin.ru
  50. В.В. Государственные и рыночные механизмы активизации инвестиционной деятельности в региональных системах // с. 104−124
  51. И.Б., Старожукова И. А. Бюджетирование М.: Вильяме. -2006.-512с.
  52. Т.Г. Совершенствование управления общественными финансами (Доклад). Министерство финансов Российской Федерации. Развитие бюджетного законодательства и новации бюджетного цикла 20 072 009 годов — 16 марта 2006 года
  53. А.С. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Издательский дом Дашков и К. — 2005. — 307с
  54. Оптимальная практика ОЭСР по обеспечению прозрачности бюджета. -www.oecd.org/dataoecd/33/13/1 905 258.pdf
  55. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 год /Официальный сайт Министерства финансов РФ. www 1.minfin.ru
  56. ОЭСР/ВБ: Обзор бюджетной практики и процедур-www.oecd.org/dataoecd/14/18/33 620 564.pdf-http://www.oecd.dyndns.org
  57. В. А., Браун К., Стиглиц Дж. Э., Тедеев А. А. Бюджетная система России М.: Эксмо. -2006. — 752с.
  58. Перламутров В. J1. Финансово-денежная политика и рыночные реформы в России М.: Экономика. — 2007. — 281 с.
  59. А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 543с.
  60. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д.Нордхаус. Экономика: Пер с англ. М.: «Издательство БИНОМ», 1997. — с. ЗОЗ — 608
  61. Положение «Об обоснованиях бюджетных ассигнований на 2007 2009 гг.» (Проект) /Официальный сайт Министерства финансов РФ. -wwwl.minfin.ru
  62. Г. Б. Территориальные финансы М.: Вузовский учебник, 2003. -479с.
  63. Г. Б. Финансы. М.: ЮНИТИ. — 2003. — 607с.
  64. Порядок проведения в 2006 году эксперимента по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результат /Официальный сайт Министерства финансов РФ. wwwl.minfin.ru
  65. Постановление Правительства РФ от 2.03.2005 г. №Ю0 «О правительственной комиссии по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу» /Официальный сайт Министерства финансов РФ. wwwl.minfin.ru
  66. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»
  67. Постановление Правительства РФ от 23.12.2004 г. № 838 «О внесении изменений в Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования»
  68. Постановление Правительства РФ от 6.03.2005 г. № 118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год»
  69. Приказ Министерства финансов РФ от 19.12.2003 г. № 399 «О порядке проведения мониторинга бюджетного сектора»
  70. Приказ Министерства финансов РФ от 24.02.2005 г. № 25н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ от 19.12.2003 г. № 399 «О порядке проведения мониторинга бюджетного сектора»
  71. В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики. М.: Финансы и статистика, 2003 — 272 с.
  72. Е.М. Основы управления финансами и финансовое планирование: Учеб. пособие. М.: Вернера Регена Издательство. — 2006. — 256с.
  73. М.В., Белоглазова Г. Н. Финансы и кредит. М.: Высшее образование. — 2007. — 575с.
  74. М.В., Врублевская О. В. Финансы, денежное обращение и кредит СПб.: Юрайт-Издат. — 2006. — 544с.
  75. Руководство МВФ по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере. www.imf.org/external/np/fad/trans/manual/index.html
  76. Руководство по управлению государственными расходами. Всемирный Банк. wwwl.worldbank.org/publicsector/pe/handbook/pem98.pdf
  77. Р. Эффективное бюджетирование бизнеса: Пер. с англ. М.: Интернет-трейдинг. -2005. — 269с.
  78. М. Бюджеты и прогнозы в электронных таблицах: Пер. с англ. -М.: Баланс-Клуб. 2003. — 264с.
  79. Семь нот менеджмента / ЗАО «Издательский дом журнала «Эксперт»». -М.: ЗАО «Издательский дом журнала «Эксперт»», 1998 474 с.
  80. Скьяво-Кампо С., Томмаси Д. Управление государственными расходами. -http://www.abd.org/documents/manuals/govtexpenditure/
  81. Дж. Государственные финансы Канады / Пер. с англ.- Сев. Осет. науч. центр- Владикавказский ин-т упр.- Общ. ред. А. Л. Кудрина, В. Д. Дзгоева. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. — 217с.
  82. Н.Г. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований. М.: Финансы и статистика. — 2007 — 704 с.
  83. А.В. Проблемы государственной бюджетной политики. М.: Дело.-2004.-544с.
  84. Федеральный бюджет и регионы: структура финансовых потоков / под. ред. А. М. Лаврова. Институт «Восток-Запад». — М.: МАКС Пресс, 2001.
  85. Финансирование роста: Выбор методов в изменненом мире: Перевод с английского. М.: Весь Мир. 2002. — 256с.
  86. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов- Под общ. Ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 1168 с.
  87. Финансовые аспекты реформирования отраслей социальной сферы./Колл. авторов. М.: Ин-т экономики переходного периода, 2003. -с.261
  88. Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. М.: Проспект, 2001
  89. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистик, 2006. — 416с.
  90. Финансы: Учебник / Под. ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной.-М.: Финансы и статистика, 2006.-504с.
  91. Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию/Под. ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2004. — 416с.
  92. Р., Хоуп Дж. За гранью бюджетирования М.: Вершина. -2007.-272с.
  93. В. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело, 2002 — 417с.
  94. Ф.И. Теория государственного управления. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. 638с.
  95. Шим Д. К., Мигел Д. Г. Основы бюджетирования и больше: справочник по составлению бюджетов: Перевод с английского. М.: Вершина. — 2007. -361с.
  96. П.Н. и др. Финансы. М.: Издательский дом Дашков и К. — 2002. -452с
  97. К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. М.: ДиС. — 2001
  98. O.K. Современные методы расчета затрат (костинг) /Пособие Проект «Административная реформа II: Совершенствование управления государственными расходами» (Доклад). — ECORIS (Нидерланды)
Заполнить форму текущей работой