Экономический анализ потерь и ресурсных рисков в хозяйственной деятельности предприятий водного транспорта Сибири
Важным при рассмотрении рисков на транспорте является последовательность их установления. Первостепенным является определение причин риска (любая финансово-хозяйственная^ деятельность влечет собой возможность рисков при работе с клиентами, кредиторами и поставщиками), на основании этого проводится идентификация риска, т. е. что может послужить источником риска, и на каком участке он отразится… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы экономического анализа потерь и рисков в деятельности предприятий
- 1. 1. Сущность риска как экономической категории
- 1. 2. Взаимосвязь неопределненности информации, рисков и потерь
- 1. 3. Анализ существующих подходов к группировке рисков
- 1. 4. Современные методы оценки и учета экономических рисков в управленческих решениях — российская и зарубежная теория и практика
- Глава 2. Экономические потери и риски в транспортном комплексе
- 2. 1. Характеристика рисков на рынке транспортных услуг
- 2. 2. Классификация рисков и потерь на транспорте
- 2. 3. Ресурсный риск как фактор экономических потерь
- Глава 3. Оценка и учет ресурсных рисков на водном транспорте
- 3. 1. Причинно-следственные связи ресурсных рисков
- 3. 2. Методика оценки влияния ресурсных рисков на результаты деятельности транспортных предприятий
- 3. 3. Учет экономических потерь в управленческих решениях
- Глава 4. Анализ экономических потерь в деятельности ОАО «Енисейское речное пароходство»
- 4. 1. Характеристика, особенности функционирования и роль Енисейского речного пароходства в транспортном обеспечении Красноярского края. ЛОЗ
- 4. 2. Факторы риска в деятельности Енисейского речного пароходства
- 4. 3. Оценка экономических потерь Енисейского речного пароходства на перевозках
Экономический анализ потерь и ресурсных рисков в хозяйственной деятельности предприятий водного транспорта Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реформирование организации и управления транспортным комплексом на федеральном и региональном уровнях стало одной из насущных проблем в условиях сложившейся макроэкономической ситуации и должно быть направлено на развитие отрасли и создание необходимых условий для качественной и полномасштабной реализации транспортных услуг. В связи со снижением роли государственного управления и развитием частного предпринимательства в транспортной отрасли происходят изменения в хозяйственной и инвестиционной деятельности, как крупных транспортных образований, так и отдельных предприятий. На современном этапе транспортные предприятия столкнулись со многими системными проблемами, препятствующими их эффективной деятельности. Усиливается неопределенность факторов внешней среды, их влияние на функционирование хозяйствующих субъектов, и следовательно, возрастает вероятность риска — одного из важнейших элементов, оказывающего существенное влияние на систему в целом. Процессы, происходящие в настоящее время в российской экономике, предопределяют необходимость изменения форм и методов контроля и управления рисками на уровне первостепенного хозяйствующего звена, т. е. предприятия. Оценка риска зависит от того, насколько верно понимается его характер, размер и опасность возможных последствий. Решение проблемы управления рисками на транспорте возможно только на основе исследования факторов риска, разработки методов оценки потерь и способов воздействия на исходные параметры, формирующие рисковые ситуации, что и определяет актуальность данной диссертационной работы.
На протяжении большей части истории единственными инструментами, которыми пользовались люди в ситуациях неопределенности, были интуиция и суеверие. Первой вехой в истории оценки риска стал математический анализ игры в кости, выполненный в 1654 году Блезом Паскалем и Пьером де Ферма и послуживший толчком к разработке теории вероятностей. За этим открытием последовали разработки частных случаев теории, такие как методы выборки, теория полезности, регрессия к среднему значению и диверсификация, которые подвели прочную научную основу под создание практических инструментов защиты от риска и стали катализатором общего экономического роста.
Проблемы управления рисками сегодня приобрели особо широкое значение в мировой практике. Вопросы учета экономических рисков находятся в сфере пристального внимания как российских, так и ученых зарубежных стран. В России это прежде всего исследования Бочарова В. В., Балабанова И. Т., Рогова М. А., Хохлова П. В., Черкасова В. В., Клейнера Г. Б., Лапусты М. Г., Скамай Л. Г, Ковалева В. В., Шаршуковой Л. Г., Сергеева А. Г., Бурдина В. Е. и многих других, в трудах которых разрабатываются теоретические и методологические подходы к решению вопроса минимизации рисков. Учеными зарубежных стран Маккримон К. Р., Мур А., Рэдхэд К., Хьюс С. решаются проблемы, касающиеся стратегии устойчивого развития корпорации в условиях интеграции рисков.
В последнее время в современной экономической литературе стало уделяться значительное внимание оценке разнообразных рисков деятельности предприятий. В научный оборот введено понятие риск-менеджмента и различные определения этого понятия, а также методов и функций управления рисками. Непосредственно категория «риск» присутствует на всех фазах производственного процесса — от приобретения ресурсов производства до изготовления и реализации продукции или предоставления услуг. В связи с этим в течение многих лет риск рассматривался в основном как прикладная категория и лишь сравнительно недавно стал объектом теоретических исследований. Однако, войдя в научный и практический оборот, он не приобрел четкого смыслового содержания, несмотря на наличие фундаментальных работ, посвященных исследованию экономического риска применительно к деятельности отдельных отраслей и в частности предприятий транспортного комплекса. На транспорте проблемы оценки и управления рисками нашли в трудах Бу-неева В.М., Горячевой Н. А., Миротина Л. Б., Путиловой Н. Н., Кайгородовой М. А., Катрушевой Л. А., Савченко-Бельского В.Ю. и др.
Мировой опыт развития риск-менеджмента свидетельствует о том, что в целом проблема эффективного управления рисками на предприятиях становится актуальной в практическом использовании и требует серьезного исследования в методологическом плане. В период перехода экономики от государственного регулирования к рыночным взаимоотношениям эта проблема в России стала практически первостепенной, определяющей круг задач, первоочередная реализация которых необходима для полноценного функционирования сектора экономики. В исследованиях, посвященных анализу деятельности предприятий, принципы и методы управления рисками рассматриваются применительно главным образом к промышленности, а транспортные предприятия остаются вне поля интереса специалистов в этой области. Практика свидетельствует о том, что и в этой сфере масштабы рисков весьма значительны. В условиях проводимых реформ проблема рисков в управлении предприятиями различных видов транспорта приобретает особое значение. Анализ распре- • деления экономических рисков между различными структурными элементами транспортного комплекса становится одним из ключевых факторов реформирования, поскольку затрагивает интересы отрасли в целом, позволяет системно оценить значение отдельных хозяйствующих субъектов. Это дает возможность выработать и реализовать необходимые и достаточные меры, направленные на минимизацию возможных потерь и их негативного воздействия на транспортную систему в целом.
Для анализа и управления рисками, прежде всего необходимо их идентифицировать с учетом вида деятельности хозяйствующего субъекта и интересов всех участников транспортного процесса.
Одним из параметров неопределенности в деятельности хозяйствующего субъекта, можно охарактеризовать «экономический риск», который радикальным образом влияет на результаты деятельности предприятия.
Уместность введения в практику хозяйствования категории «экономический риск» продиктована необходимостью ее использования в качестве инструмента регулирования хозяйственных отношений на микроэкономическом уровне. В свою очередь экономические риски предлагается дифференцировать на организационные и ресурсные. Ресурсные риски транспортного предприятия обусловлены проблемами ресурсного обеспечения транспортного процесса: основными и оборотными фондами, финансовыми и трудовыми ресурсами.
Таким образом, объективно существует необходимость нового подхода к научной задаче, заключающейся в разработке теоретических обоснований и методологических инструментов управления имущественными ресурсными рисками и выработке рекомендаций по их минимизации в транспортно-экономических отношениях на базе обобщения зарубежного опыта и учета современных подходов к данной проблеме.
Актуальность исследования теоретических и практических проблем, возникающих в деятельности предприятий водного транспорта в связи с ресурсными рисками, необходимость обобщения и систематизации накопленного опыта, обусловили цель и задачи диссертационного исследования.
Целью данного исследования является научная разработка методов оценки и управления ресурсными рисками транспортных предприятий с учетом минимизации причин их возникновения и последствий.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач: исследование сущности риска как экономической категории и анализ современных методов оценки и учета рисков в отечественной и зарубежной теории и практикеуточнение классификации рисков в деятельности предприятий внутреннего водного транспорта с целью выявления ресурсных рисков на перевозках и их взаимосвязей с другими рискамиразработка частных методик оценки экономических потерь для практического применения в анализе деятельности предприятий водного транспортасистематизация функций риск-менеджмента транспортного предприятия.
Объект исследования — транспортный процесс и факторы риска в деятельности предприятий водного транспорта.
Предметом диссертационного исследования являются закономерности функционирования транспортных предприятий, научные подходы и методы оценки и учета ресурсных рисков и потерь на водном транспорте.
Методологической и методической основой диссертационного исследования являются системный подход, общая теория риска, теория вероятностей. К использованным в диссертации методам исследования относятся предметно-экономический и эмпирический анализ, статистические и аналитические методы расчета основных параметров, экономико-математическое моделирование. Проводимый анализ исследования базируется на материалах нормативного и инструктивно-правового характера, статистических материалах Росстата, Минтранса РФ, зарубежной статистики, собственных научных разработках, научных трудах российских ученых и практиков, плановых и отчетных данных транспортных предприятий.
Научная новизна исследования состоит в следующем: разработан научный подход к исследованию категории «ресурсный риск» и уточнена классификация экономических рисков на водном транспорте с выделением ресурсных рисковразработаны частные методики оценки потерь участников транспортного процесса и предложена модель планирования перевозок на водном транспорте с учетом минимума суммарных потерь перевозчика клиентуры и бюджетауточнены, систематизированы и распределены по этапам процесса управления функции риск-менеджмента на транспортных предприятиях и выявлена новая функция — функция сбалансированности доходности и риска.
Практическая значимость, реализация и апробация результатов: методический подход и инструментарий могут применяться для анализа и планирования деятельности транспортного предприятия, формирования условий взаимоотношений участников транспортного процессаматериал диссертации может быть использован в учебных заведениях в преподавании дисциплин: Экономика транспорта, Менеджмент, Хозяйственный механизм и маркетинг на предприятии транспорта, Логистика.
Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях и семинарах в ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» и в ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций», а также применялись в учебном процессе Новосибирской государственной академии водного транспорта и на курсах повышения квалификации работников речного флота.
По теме диссертации опубликованы 6 работ общим объемом 4,75 п.л. (в т.ч. авторские — 3,75 п.л.), из них 3 статьи в журнале, рекомендованном ВАК.
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 146 страницы, включая таблицы и рисунки. Вспомогательный материал вынесен в приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Повышение экономической самостоятельности и усиление роли регионов в формировании эффективной деятельности транспортной системы России требует наличия гибкой общегосударственной экономики, поиска и поддержания рационального компромисса между задачами региона и страны в целом. Поэтому, рассматривая процесс обеспечения транспортными услугами, существует необходимость учитывать интересы всех участников транспортного процесса.
В диссертационном исследовании было рассмотрено влияние факторов ресурсных рисков в деятельности транспортного предприятия с целью разработки методов оценки и управления ресурсными рисками транспортных предприятий с учетом минимизации причин и последствий их возникновения.
Для выполнения поставленной цели было проведено исследование сущности риска и рассмотрены современные методы управления риском. В первой главе в процессе обзора подходов к группировке рисков дана сравнительная характеристика классификаций рисков различных авторов, а во второй главе представлена авторская классификация экономических рисков на транспорте. Основным принципом обобщения классификации являлось выявление факторов риска в разрезе внешних и внутренних с точки зрения их зависимости от деятельности предприятия или невозможности управления вследствие их непредсказуемости. В группу внешних рисков автором работы отнесены законодательно-политический, финансово-экономический и при-родно-физический в соответствии с причинами, действующими на эти риски, а к внутренним рискам — организационно-управленческий, контрактный, ресурсный и страховой. В связи с возможностью управления внутренними рисками назрела проблема их анализа и разработки методики учета в деятельности предприятия. С учетом факторов влияющих на функционирование судоходной компании были выявлены взаимосвязи внутренних рисков, их причин и следствий, которые необходимо учитывать при определении источников риска и планировании результатов деятельности.
Наиболее существенным среди внутренних рисков для предприятия водного транспорта автор выделяет обеспечение ресурсами. К основным ресурсным рискам относятся неотлаженная система и сбои в обеспечении материальными ресурсами, неудовлетворительное состояние материально-технической базы, моральный и физический износ основных средств, дефицит финансов, неопределенность и неполнота информации и обеспечение трудовыми ресурсами, в том числе уровень их квалификации. Предложенной классификацией следует пользоваться для учета и организации мониторинга рисков транспортного предприятия.
Анализ составленных схем причин и последствий ресурсных рисков, а также их взаимосвязей позволил в дальнейшем разработать частные методики оценки ресурсных рисков. Для принятия оптимального решения относительно направлений деятельности транспортного предприятия, сталкивающегося с ресурсными рисками, необходимо соизмерить ожидаемый результат с возможными потерями, которые понесет собственник в случае наступления рискового события. Оценка риска заключается в нахождении зависимости потерь предприятия от вероятности их возникновения. Судоходные компании сталкиваются с разнообразными рисками, препятствующими их эффективному функционированию и в некоторых случаях приводящими к банкротству. Это обусловливает необходимость вырабатывать особые управленческие подходы. Игнорирование может привести к весьма негативным последствиям. Неверное установление целей и выбор стратегии развития предприятия при осуществлении хозяйственной деятельности может привести к катастрофическим последствиям, вплоть до ликвидации предприятия, ошибки в планировании хозяйственной деятельности и формировании бюджетов — к финансовым потерям за счет недополучения доходов и непредусмотренных затрат, а неудачный подбор управляющего персонала — к замедлению развития и непроизводительным затратам и т. д.
В третьей главе представлена экономико-математическая модель, отражающая производственно-экономические отношения и возможные риски всех участников транспортного процесса. Основные составляющие целевой функции модели — это риски потерь: судоходной компании, потребителей транспортных услуг и бюджета. В свою очередь в рассмотренной модели влияющими факторами ресурсного риска для судоходной компании являются: рост себестоимости и снижение объема перевозок, штрафные санкции за несоблюдение договорных обязательств и уплата процентов по кредитудля грузовладельца: непринятие к перевозке груза водным транспортом и невыполнение договорных обязательств по принятому к перевозке грузуи для бюджета уменьшение налоговых поступлений от транспортных предприятий водного транспорта и от предприятий-клиентов водного транспорта.
Выявленные в ходе диссертационного исследования особенности рисков на транспорте, позволили автору определить наиболее подходящие методы управления для" соответствующих видов риска. На этапе анализа были задействованы такие инструменты как, мониторинг социально-экономической и законодательной средыпрогнозирование экономической обстановки в стране и в отраслирассмотрение показателей динамики работы предприятия и другие профилактические меры по минимизации риска.
Применение различных методов анализа и оценки риска позволяет выбрать оптимальную^ стратегию управления транспортной" компанией. Такая стратегия обеспечивает минимальный размер упущеннойвыгоды, достижение наиболее высоких результатов при изменяющихся внешних и внутренних условиях. Правильно подобранный пакет конкретных предупредительных мероприятий позволит обеспечить финансовую устойчивость, стабильную деятельность и защиту имущественных интересов при возникновении непредвиденных ситуаций.
Важным при рассмотрении рисков на транспорте является последовательность их установления. Первостепенным является определение причин риска (любая финансово-хозяйственная^ деятельность влечет собой возможность рисков при работе с клиентами, кредиторами и поставщиками), на основании этого проводится идентификация риска, т. е. что может послужить источником риска, и на каком участке он отразится. Зная риск, можно оценить его опасность и последствия, а затем предложить меры по снижению или полному избежанию риска. Главное при этом — умение специалистов заранее выявить все виды рисков, с которыми они могут столкнуться, источники этих рисков и период их проявления. По результатам анализа разрабатываются меры по сокращению рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать. Чем глубже будет проработана данная проблема, тем выше доверие потенциальных партнеров.
Оценка потерь по методикам, предложенным автором, учитывает имущественные интересы всех участников транспортного процесса. Подход, описанный автором в третьей главе можно назвать комплексным подходом к учету риска в целом по предприятию. Данный подход рекомендуется применять при планировании, а также оценке управленческих решений, направленных на снижение риска. Предприятию рекомендуется разрабатывать сбалансированные планы с точки зрения доходности и риска. Также существует необходимость постоянного мониторинга выполнения плана, разработки и реализации мероприятий по управлению рисками.
Процесс риск-менеджмента связан с принятием решений и требует соблюдения определенных принципов. В диссертационном исследовании систематизированы принципы управления рисками, такие как информативность, моделируемость и сопоставимость. На рассмотренных принципах базируются функции, и с учетом цикла управления рисками в деятельности предприятия составляется алгоритм учета риска и обеспечения сбалансированности доходности и риска. Риск-менеджмент должен использовать следующие функции: аналитическую, планирующую, инновационную, оценочную, регулятивную, защитную, контрольную. К ранее существующим функциям риск-менеджмента, распределенным по элементам и этапам управления, автором добавлена новая функция — сбалансированности.
В четвертой главе представлены результаты анализа деятельности транспортного предприятия — ОАО «Енисейское речное пароходство». Выявлены факторы ресурсных рисков с учетом особенностей функционирования пароходства и проведена оценка рисков по методике, предложенной в п. 3.2.
Согласно принятой Концепции развития ОАО «Енисейское речное пароходство» к 2010 году планируется достичь уровня грузоперевозок 5 млн. 300 тыс. тонн (3200 млн. ткм), а к 2015 году грузооборот судоходной компании должен составить около 5 млн. 670 тыс. тонн (3245 млн. ткм).
Для реализации принятой концепции необходимо создать эффективную систему управления рисками на предприятии. Система должна базироваться на следующих основных положениях:
1. Первостепенным при управлении рисками является выявление (идентификация) рисков соответствующих определенному виду деятельности.
2. Оценка рисков является центральным звеном системы управления рисками, которая в свою очередь является составной и неотъемлемой часть системы управления организацией.
3. Управление рисками — одна из обязательных функцией каждого структурного подразделения предприятия в его области деятельности.
4. Информация обо всех рисках предприятия должна консолидироваться, анализироваться и представляться руководству.
Для предотвращения последствий ресурсного риска Енисейскому речному пароходству" рекомендуются следующие практические меры по профилактике неблагоприятных событий: создание эффективной системы контроля, в том числе контроль транспортным процессом и управления дебиторской задолженностью, а также создание систем контроля качества материалов и сырьясвоевременное обновление флотаповышение квалификации персоналазакупка и установка специализированного оборудования по обслуживанию флотаформирование резервных фондов.
Создание систем контроля подразумевает, в том числе прогнозирование внешней экономической обстановки, социально-экономической и правовой среды. Полученные данные позволяют осознать новые тенденции во взаимоотношении хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам. Формирование резервов позволяет создать страховые запасы сырья, материалов, резервные фонды денежных средств и обновление основных производственных фондов.
В результате проделанной работы автором предлагаются следующие выводы и рекомендации по оценке и управлению рисками в ОАО «Енисейское речное пароходство»:
1. На функционирование предприятия внутреннего водного транспорта влияют внешние и внутренние риски. К факторам внешних рисков относятся факторы, обусловленные причинами, не связанными непосредственно с деятельностью транспортной организации. Факторы внутренних рисков порождаются деятельностью хозяйствующего субъекта. К основным внутренним рискам относятся организационно-управленческий и ресурсный риски.
2. Необходимость учета рисков обусловлена стремлением минимизировать экономические потери предприятий водного транспорта. Для этого в управленческом аппарате требуется действенный риск-менеджмент, в основу которого положены рекомендуемые автором принципы и функции.
3. Предпосылкой для организации системного учета рисков на предприятии и исполнение функций риск-менеджмента является предложенная в диссертации классификация, отражающая ресурсные риски на внутреннем водном транспорте.
4. Разработанный автором методический подход к оценке риска с использованием экономико-математического моделирования предполагает учет потерь всех участников транспортного процесса и дает возможность комплексно решать проблему управления риском с учетом минимизации интегральных потерь перевозчика, клиентуры и бюджета.
5. Рекомендуемые авторские методики дают возможность количественно оценивать риск с учетом внутренних потерь (размера упущенной выгоды) перевозчика и клиентуры и разрабатывать мероприятия по уменьшению потерь.
6. Систематизация функций риск-менеджмента и реализация сформулированной автором функции сбалансированности доходности и риска позволят специалистам предприятия повысить обоснованность планов по перевозкам и своевременно разрабатывать мероприятия по снижению риска.
По заключению ОАО «ЕРП» годовой эффект от использования разработок автора для оценки и учета рисков в деятельности предприятия составит более 10 млн руб.
Таким образом, разработки автора являются необходимой предпосылкой формирования эффективной системы оценки и управления рисками на предприятиях водного транспорта, опирающейся на концепции экономической целесообразности и приемлемого риска. Реализация концепций обеспечивается функциями риск-менеджмента и, в первую очередь функцией сбалансированности доходности и риска.
Список литературы
- Абчук В.А. Риски в бизнесе, менеджменте и маркетинге. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. 476 с.
- Балабанов И.Т. Риск-менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2006.-189 с.
- Балдин К.В., Воробьев С. Н., Управление рисками в предпринимательстве. СПб.: Дашков и К0, — 2007. — 374 с.
- Бартон Т., Шенкир У., Уокер П. Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься. Практика ведущих компаний. М.: Вильяме, 2003.-208 с.
- Басовский J1.E. Финансовый менеджмент. М.: Инфра-М, 2003.-240 с.
- Бертонеш М., Найт Р. Управление денежными потоками. СПб.: Питер, 2004.-238 с.
- Богданов А. Операционный риск и его влияние на устойчивую работу финансовой организации // Банковские технологии. Анализ и прогноз. — 2003-№ 1.- С.7−9.
- Боумоль У. Экономическая теория и исследование операций. — М.: Прогресс, 1965.-496 с.
- Бочаров В.В. Финансовый инжиниринг.— СПб.: Питер, 2004. — 394 с.
- Бочаров В.В., Леонтьев В. Е. Корпоративные финансы: Управление капиталом. Планирование инвестиций. Бюджетирование. — СПб.: Питер, 2004. 592 с.
- Бурдин В.Е. Риски в управлении: Учебное пособие. М.: РИО РТА, 2007.- 190 с.
- Буянов В.П., Кирсанов К. А., Михайлов Л. М. Рискология. Управление рисками. -М.: Экзамен, 2003. 382 с.
- Быков Г. С. Вопросы экономики речного транспорта в условиях перехода к рынку. Новосибирск, НГАВТ, 1996. — 190с.
- Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: пер. с англ. / под редакцией И. И. Елисеевой М., Финансы и статистика. 1997. — 800 с.
- Вишняков Я.Д., Радаев Н. Н. Общая теория рисков: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2008. — 420 с. — («Высшее профессиональное образование — Экономика и управление»)
- Владимирова Т.А., Соколов В. Г. Риски в сложных системах: расчет затрат // Сибирская финансовая школа. № 1. — 1997. — С. 19.
- Водянов А. Новые инструменты государственного регулирования инвестиций // Проблемы теории и практики управления 2005. — № 5. — С.28−29.
- Воронов К. Основные понятия теории инвестиционного анализа Электронный ресурс. Режим доступа: http: www.bportal.ru.
- Воропаев Ю.Н. Риски, присущие бизнесу // Бухгалтерский учет. — 1995.-№ 4.-С. 29−31.
- Вяткин В.П., Вяткин И. В., Гамза В. А. Риск-менеджмент. М.: Дашков и К, 2003.-493 с.
- Гардинер Б. Природа риска. // Страховое дело. № 6. — 1994. — С.4144.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. — М.: Высшая школа, 1998. 479 с.
- Годовой отчет Открытого акционерного общества «Енисейское речное пароходство» по итогам работы за 2007 год: Решение Совета директоров ОАО «ЕРП». Протокол № 8 от «16» мая 2008 года.
- Гольдштейн Г. Я., Гуц А.Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений. Таганрог: ТРТУ, 1999. — 154 с.
- Гончаров Д. Комплексный подход к управлению рисками для российских компаний. М.: Вершина, 2007. — 224 с.
- Горячева Н.А. Риски в финансово-логистической модели. Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. Труды 6-й Международной научно-практической конференции. Ч.З. СПб.: Нестор, 2004. — С. 109−111.
- Гранатуров В.М. Экономический риск. Сущность, методы измерения, пути снижения. — М.: Дело и сервис, 2002. — 112 с.
- Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М: Дело и Сервис, 2002.-154 с.
- Гриндберг А.С. Информационные технологии моделирования процессов управления экономикой. М.: Юнити-Дана, 2003. — 400 с.
- Гуковская А.А. Финансовый риск-менеджмент (риски в деятельности хозяйствующих субъектов): учебно-методические материалы к семинару. — М.: изд-во АмиР, 2000. 23 с.
- Гуковская А.А. Финансовый риск-менеджмент (риски в деятельности хозяйствующих субъектов): учебно-методические материалы к семинару. — М.: Изд-во АмиР, 2000. 23 с.
- Гусаков Б. Решение под прессом неопределенности // РИСК. — 1998 — № 2 С.60−64.
- Денисов А.Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Дело и сервис, 2002. — 416 с.
- Дихтель Е., Хергешен X. Практический менеджмент. М.: Высшая школа: Инфра-М, 1995.-255 с.
- Дубров A.M., Лагоша Б. А., Хрусталев Е. Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе / Под.ред. Б. А. Лагоши. М.: Финансы и статистика, 1999. — 176 с.
- Евланов Л. Г, Теория и практика принятия решений. — М.: Экономика, 1984.-175 с.
- Емцов Р.Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 2007. — 320 с.
- Завадовский В.В., Фютик И. Г. Инновационные подходы к учету неопределенности риска // Национальные инновационные системы. Международный сборник научных статей / НОУ ВПО Сибирская академия финансов и банковского дела. 2007. — С. 286 — 296.
- Иванова Л.Н. Управление проектами. Учеб. пособие / Каф. прикл. экономики и упр. // СПб.: Институт доп. проф. образования службы занятости, 2004. Электронный ресурс. Режим доступа: http: www.rsl.ru.
- Ивашкевич В.Б., Семенова И. М. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности. М.: Бухгалтерский учет, 2003. — 193 с.
- Кайгородова М.А. Эволюция категории риска в экономической теории. Проблемы рыночной адаптации промышленных предприятий: Сб. статей под ред. В. Н. Толстова / Рубцовский индустриальный институт. — Рубцовск: РИО, 2000. — С. 86−91.
- Карышев М.Ю. Социальная безопасность России: региональный аспект статистической оценки // Вопросы статистики. 2003. — № 2. — С.41−46.
- Качалов Р. Парадокс риска (противоречивое отношение к учету риска в принятии хозяйственных решений в деятельности производственных предприятий) // Управление риском. 1998. — № 2. — С.50−55.
- Клейнер Г. Б. Риски промышленных предприятий (как их уменьшить и компенсировать) //РЭЖ. 1994. -№ 5−6. — С.85−92.
- Клейнер Г. Б., Тамбовцева B.JL, Качалов P.M. Предприятие в нестабильной среде: риски, стратегии, безопасность. — М.: Экономика, 1997.-288 с.
- Ковалев В.В. Управление финансами: Учебное пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 2006.-268 с.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ — М.: Финансы и статистика, 1997. -512 с.
- Кошечкин С.А. Развитие экономического инструментария учета риска в инвестиционном проектировании. Дис.. канд. экон. наук. 08.00.05 -Нижний Новгород: Международный институт экономики, права и менеджмента (МИЭПМ ННГАСУ), 2000. 189 с.
- Кудрявцев А.А., Чернова Г. В. Управление рисками. М.: Проспект, Велби. — 2008. — 158 с.
- Кукин П.П., Шлыков В. Н., Пономарева H.JL, Сердюк Н. И. Анализ и оценка риска производственной деятельности. — М.: Высшая школа, 2007. — 328 с.
- Лазарев А.В. Проблемы риска в переходной экономике Электронный ресурс. Режим доступа: http: business.polbu.ru.
- Лапуста М.Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: Инфра-М, 1998. — 224 с.
- Лапченко Д.А. Оценка и управление экономическим риском: теория и практика. Минск: Амалфея, — 2007. — 147 с.
- Лепешкина М.Н. Методологические аспекты оценки рисков // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 6. — С.88−98.
- Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. -М.: ДеКА, 1998. -231 с.
- Лобанов А., Филин С., Чугунов А. Риск-менеджмент: системно-целевое исследование мирового опыта, его осмысление применительно к российским реалиям- анализ важнейших достижений и тенденций развития на пороге XXI века // РИСК.- 1999. № 4. — С.43−52.
- Макаревич Л.М. Управление предпринимательскими рисками. М.: Дело и Сервис, 2006. — 448 с.
- Маккримон К.Р., Вехрунг Д. А. Принимая риск: менеджмент неопределенности //ЭКО. 1991. — № 10. — С. 203−213.
- Мельников А.В. Риск-менеджмент. Стохастический анализ рисков в экономике финансов и страхования. М.: Анкил, 2003. — 159 с.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999 г. № ВК 477.
- Менеджмент на транспорте в условиях рынка / Миротин Л. Б., Быков A.M., Мещеряков В. О. и др. -М.: ЭКМИ, 1995. 151с.
- Морозов Д.С. Проектное финансирование: управление рисками — М.: Анкил, 1999.- 119 с.
- Мур Алек, Хиарнден Кейт Руководство по безопасности бизнеса: практическое пособие по управлению рисками. М.: Филинъ, 1998. — 328 с.
- Мэри Пэт Маккарти, Тимоти П. Флинн Риск. Управление риском на уровне топ-менеджеров и советов директоров. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 240 с.
- Нефтепродукты Октантрейдуфа. Электронный ресурс. Режим доступа: http://otu.ru.
- Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 24.08.2007 г. № 74н (в ред. от 09.10.2008 г.).
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. 1200 с.
- Официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство». Электронный ресурс. Режим доступа: www. e-river.ru.
- Панова Г. С Риск-менеджмент: мировой опыт и практика: Научный альманах: Проблемы управления банковскими и корпоративными рисками / Г. С. Панова. М.: Финансы и статистика, 2005. — 289 с.
- Портер М.Э. Конкуренция. Пер. с англ.: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 320 с.
- План законопроектной деятельности Министерства транспорта РФ на 2008 год: Распоряжение Минтранса России от 19.01.2008 г. № ИЛ-1-р.
- Проблемы управления рисками и безопасностью. СПб.: ЛКИ, 2007. -278 с.
- Прямые иностранные инвестиции в России в 2006 году: начало экономического чуда? Информационно-аналитический бюллетень № 81 // Акси-онБКГ (в составе ЦентрИнвестГруп), 12.03.2007 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://aksionbkg.com.
- Развитие речного транспорта в Сибири. Электронный ресурс. Режим доступа: http: www. e-river.ru.
- Рогов М.А. Алгебра риска // Риск-менеджмент. № 7−8. — 2008. — С. 5.
- Рогов М.А. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001. — 321с.
- Рогов М.А. Управление риском. Разбор зарубежных теорий с прицелом на их применение в условиях российского рынка. // РИСК. — № 24 — 1995. -С. 54−56.
- Российский статистический ежегодник. М.: Роскомстат РФ, 2006−2007.
- Рыхтикова Н.А. Анализ и управление рисками организации. — М.: Инфра-М, 2009. 240 с. — (Высшее образование).
- Рэдхэд К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками М.:Инфра-М, 1996.-288 с.
- Савченко-Бельский В. Ю. Теория и методология управления экономическими рисками транспортных предприятий. Автореф. М.: Государственный университет управления, 2007. — 40 с.
- Седов А.И. Управление рисками // Электронный ресурс. Режим доступа: http:/publish.cis2000.ru.
- Седов И.А. Формализация финансового управления рисками предприятия. Электронный ресурс. Режим доступа: http: publish. cis2000.ru.
- Сергеев А.Г. Экономические механизмы управления внешними инвестиционными рисками в промышленности России: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М. 2003. Электронный ресурс. Режим доступа: http://dis.rsl.ru/.
- Скамай Л.Г. От идеи к расчету (виды и подвиды рисков в производственном предпринимательстве) // Риск. 1997. — № 6. — С.62−68.
- Скамай Л.Г. Системность на поле неопределенности // Риск. — 1999. -№ 2−3.-С.62−68.
- Смольков В. Риск как фактор общественной жизни // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 1 — С.108−112.
- Смоляк С.А. Учет специфики инвестиционных проектов при оценке их эффективности // Аудит и финансовый анализ. — 1999. № 3. — С. 21.
- Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года.
- Тарифы на перевозки грузов и буксировку плотов. Прейскурант № 14−01. Постановление Госкомцен СССР от 27.03.1989 г. № 273.
- Томас JI. Бартон, Уильям Г. Шенкир, Пол JI. Уокер Риск-менедмент. Практика ведущих компаний. — М.: Вильяме, 2007. 264 с.
- Трифонов Ю.В., Плеханова А. Ф., Юрлов Ф. Ф. Выбор эффективных решений в экономике в условиях неопределённости. Монография. Н. Новгород: Издательство ННГУ, 1998. — 140 с.
- Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 2010 годы)».
- Филина Ф.Н. Риск-менеджмент. М.: ГроссМедиа, 2008. — 232 с.
- Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. 6-е изд. — М.: Изд-во «Перспектива», 2006. — 656 с.
- Фютик И.Г., Путилова Н. Н. Анализ обеспечения предприятия основными и оборотными средствами на примере ОАО «Енисейское речное пароходство» // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока./ Сб.науч.тр. № 2. — 2008. — 120 с. — С.44−49.
- Фютик И.Г., Путилова Н. Н. Необходимость учета неопределенности рисков — требования современной системы хозяйствования // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока./ Сб.науч.тр. № 2. — 2007. — 203 с. — С.42−53.
- Фютик И.Г., Путилова Н. Н. Ресурсные риски на внутреннем водном транспорте. Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока // Сб.науч.тр. № 1. — 2008. — 316 с. — С.42−46.
- Чекулаев М.В. Риск-менеджмент: управление финансовыми рисками на основе анализа волатильности. М.: Альпина, 2002. — 344 с.
- Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности. — М: Рефл-бук, 1999.-288 с.
- Чернова Г. В., Кудрявцев А. А. Управление рисками: Учебное пособие. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 160 с.
- Шапиро В.Д. Управление проектами. СПб.: ДваТрИ, 1996. — 610 с.
- Шоломицкий А.Г. Теория риска: выбор при неопределенности и моделировании риска. М.: ГУ ВШЭ, 2005. — 399 с.
- ПО.Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). -М.: Прогресс, 1982. 383 с.
- Причины и последствия неопределенности и неполноты информационных ресурсов на транспорте
- Причины и последствия риска обеспечения кадровыми ресурсамитранспортного предприятия
- Источники формирования ресурсной базы ОАО «Енисейское речное пароходство» за период 2004—2008 гг., %
- Наименование показателя 01.01.04 г. 01.01.05 г. 01.01.06 г. 01.01.07 г. 30.06.08 г1 2 3 4 5 6
- СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА 82,88 92,97 92,31 93,22 64,70
- Уставный капитал 2,51 2,51 2,48 2,09 2,10
- Добавочный капитал 87,44 86,86 84,83 71,10 71,32
- Резервный капитал 1,26 1,26 1,24 1,05 1,05
- Нераспределенная прибыль 8,79 9,38 11,45 25,76 25,53
- Доходы будущих периодов 0,01 0,01 0,00 0,03 0,03
- Резервы предстоящих расходов 0,60 0,00 0,00 0,00 1Д9
- ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА 17,12 7,03 7,69 6,79 35,3
- Долгосрочные обязательства 0,84 1Д1 1,01 1,05 0,69
- Займы и кредиты 0,20 0,00 0,00 0,00 0,00
- Отложенные налоговые обязательства 99,80 100,00 100,00 100,00 100,00
- Краткосрочные обязательства 16,28 5,92 6,68 5,74 34,61
- Займы и кредиты 24,88 0,00 1,15 0,00 43,09
- Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов 2,49 7,62 7,57 8,17 0,94
- Пассивы всего 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
- Возрастная характеристика транспортного флота ОАО «Енисейского речного пароходства»