Финансово-правовые институты в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования
Одна из важнейших задач реформирования нормативно-правовой базы финансовой деятельности в сфере высшего и послевузовского образования состоит в четком разграничении отраслевой принадлежности соответствующих правовых норм. Ранее применявшаяся практика, в соответствии с которой финансово-правовые нормы включались в структуру актов законодательства об образовании, приводила к многочисленным… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Основы правового регулирования финансовых отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования
- 1. Роль и место финансово-правовых институтов в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования
- 2. Совершенствование механизма правового регулирования финансовых отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образовния
- Глава 2. Финансово-правовые аспекты развития законодательства Российской Федерации о высшем и послевузовском образовании
- 1. Правовая основа финансирования высших учебных заведений
- 2. Основные направления налоговой политики в сфере высшего и послевузовского профессионального образования и их реализация
- 3. Финансовый контроль в сфере высшего и послевузовского профессионального образования
Финансово-правовые институты в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования. Высшее профессиональное образование в Российской Федерации носит массовый характер. Его роль в социальном и экономическом развитии государства является общепризнанной. Более того, успехи практически всех крупномасштабных начинаний в нашей стране, в том числе и политических, не в последнюю очередь, зависят от того, насколько успешно будет развиваться отечественное высшее образование.
От состояния образовательной системы во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое благополучие, уровень благосостояния в обществе.
Образование в целом, и высшее образование в частности, всегда находились и продолжают оставаться в центре первоочередных государственных интересов.
Что касается высшего и послевузовского образования, то его значение играет особую роль для формирования экономической политики Российской Федерации. С ним связываются надежды на модернизацию российской экономики и увеличение темпов экономического роста.
Образовательная реформа, развернувшаяся в Российской Федерации, происходит одновременно с другими крупномасштабными системными преобразованиями — административной, налоговой и бюджетной реформами, реформой местного самоуправления и т. д. Однако, пожалуй, ни одна из перечисленных реформ не вызывает столько критики, сколько приходится ее на долю реформы образования. Не вдаваясь в суть острой полемики, охватившей в последние годы научные круги, университетское сообщество и средства массовой информации в связи с планами преобразований российской системы образования, отметим, что обязательным требованием к их проведению должны стать, во-первых, сохранение всего лучшего, что накопилось в отечественном образовании за столетия его существования, — того, что позволило советскому, а затем и российскому образованию занимать лидирующие позиции в мирево-вторых, незыблемость конституционного права граждан на получение образованияв-третьих, нацеленность реформы образования на улучшение качества жизни и подъем российской экономикив-четвертых, интеграция российского образования в единое европейское образовательное пространство.
Добиться реализации тех целей, которые поставлены сегодня перед российским образованием, можно только при условии надлежащего финансирования. Финансирование образования — важнейшая материальная гарантия реализации конституционного права на образование.
Расходы на высшее и послевузовское образование — весомая часть государственных расходов федерального бюджета. Если еще несколько лет назад на повестке дня в качестве первоочередной, одной из самых острых и животрепещущих проблем стояла проблема хронического недофинансирования, то сейчас акцент переносится на проблемы эффективности государственных расходов на высшее образование, обеспечения прозрачности механизма финансирования и осуществления аудита эффективности государственных расходов на образование. В этой связи особое звучание приобретает позиция министра образования и науки Российской Федерации, который считает, что «искусство ради искусства, удовлетворение своего любопытства за государственный счет, без достижения востребованного обществом результата — это в современных условиях неэффективная и малоперспективная стратегия», «необходимо, с одной стороны, сохранить эту „самоценность“ высшего образования, это конкурентное преимущество, определившее наше уникальное позиционирование на мировом рынке знаний как страны с сильным фундаментальным образованием, но, с другой стороны, нашему высшему образованию как системе необходимо добавить прагматическую, прикладную составляющую, что сделает его максимально конкурентоспособным».
1 Фурсенко А. А. От состояния высшего образования зависит будущее страны //Библиотечка Российской газеты. 2005. Выпуск № 20. С. 4.
Новые задачи, стоящие перед системой высшего образования в части совершенствования механизма его финансирования, требуют их скорейшего осмысления, отражения в правовой доктрине, а также в действующем законодательстве Российской Федерации — как финансовом, так и образовательном.
Все это в конечном итоге и предопределяет актуальность темы настоящего диссертационного исследования.
Объектом исследования выступают финансово-правовые институты, используемые в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования.
Предметом исследования в данной работе являются правоотношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, осуществляемой в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью настоящей работы являются изучение того места, которое финансово-правовые институты занимают в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования, а также использование таких знаний для совершенствования системы управления высшим и послевузовским образованием, механизма его финансирования и соответствующей нормативно-правовой базы.
Для достижения этой цели диссертантом были поставлены следующие задачи:
— определить понятия «государственное регулирование высшего и послевузовского профессионального образования», «механизм государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования»;
— изучить особенности финансово-правовых институтов, используемых для регулирования отношений, возникающих в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;
— выявить основные направления совершенствования правового регулирования финансовых отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;
— проанализировать правовую основу финансирования высших учебных заведений;
— исследовать основные направления налоговой политики в сфере высшего и послевузовского профессионального образования и особенности их реализации в современных условиях;
— изучить механизм правового регулирования кредитования, оказания материальной поддержки и предоставления грантов в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;
— выявить правовое содержание финансового контроля в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;
— выработать предложения по устранению недостатков в нормативно-правовом регулировании финансовой деятельности высших учебных заведений.
Методология исследования. Система методов, применяемых для раскрытия темы диссертации, определена целями и задачами диссертационного исследования, его объектом и предметом. Методология основывается на системе общенаучных и правовых знаний, на использовании комплекса методов познания. При исследовании ряда аспектов темы диссертационного исследования был использован диалектический метод, а также такие общенаучные методы, как системный подход, сравнительный и нормативно-логический метод, исторический метод и др., специально-юридические методы познания: формально-юридический метод, метод правового прогнозирования и моделирования.
Положения и выводы диссертационного исследования основываются на изучении норм законодательства об образовании, международно-правовых договорах Российской Федерации, затрагивающих сферу высшего и послевузовского профессионального образования, на обобщении соответствующей административной и судебно-арбитражной практики.
Теоретическую базу исследования составляют фундаментальные положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории финансового права (Вороновой JI.K., Грачевой Е. Ю., Карасевой М. В., Козырина А. Н., Кучерова И. И., Пискотина М. И., Ровинского Е. А., Химиче-вой Н.И., Цыпкина С. Д., Ялбулганова А. А. и др.), вопросам организации и финансирования высшего образования (Балыхина Г. А., Ерошина В. И., Кузь-минова Я.И., Шукшунова В. Е. и др.), теоретическим проблемам образовательного права (Кваниной В.В., Насонкина В. В., Сырых В. М., Федоровой М. Ю., Шкатуллы В. И., Ягофарова Д. А. и др.).
Информационную базу диссертационного исследования составили официальные документы Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, аналитические обзоры, отчеты и исследования, подготовленные рядом международных организаций (ОЭСР, ЮНЕСКО, Всемирным банком и др.), российскими научно-исследовательскими центрами (Государственным университетом — Высшей школой экономики, Федеральным центром образовательного законодательства Рособразования и др.), обширный периодический материал и др.
Источниками статистических данных послужили сайт Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университетаВысшая школа экономики (далее — ГУ-ВШЭ) (http://isek.hse.ru/index.html), а также издаваемый ГУ-ВШЭ Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования», информационно-статистические сборники Росстата и др.
Современное состояние исследований по данной теме. Проблема совершенствования системы финансирования высшего и послевузовского профессионального образования активно обсуждается в отечественной научной литературе в связи с реформированием российского образования в целом. В большинстве исследований, посвященных данному вопросу, затрагиваются лишь отдельные аспекты, конкретные практические вопросы, связанные с правовым обеспечением финансирования высшего и послевузовского образования.
Источники, содержащие теоретические разработки, выходящие на проблематику диссертационного исследования, могут быть объединены в несколько групп:
1) теоретические исследования по проблемам реформирования образования:
Балыхин Г. А. Управление развитием образования. Организационно-экономический аспект. — М.: Экономика, 2003;
Вильчек М. И. Российское образование и образование России (К концепции реформирования системы образования: ключевые проблемы и вопрос). -М.: ГУ-ВШЭ, 2001;
Кузьминов ЯМ. Образование и реформа // Отечественные записки. 2002.
2.
Правовое регулирование российского образования в период проведения модернизации: организационно-правовые формы, трудовые правоотношения, управление / Под ред. А. И. Вавилова. — М.: ГУ-ВШЭ, 2003;
Шаммазов A.M., Родионова Л. Н., Ванчухина Л. Л. Экономика высшей школы: опыт, проблемы, пути обновления. — Уфа: Полиграфкомбинат, 1998;
2) теоретические исследования по образовательному праву (включающие, как правило, вопросы правового регулирования экономики и финансирования образования):
Волохова Е. Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. —М.: Готика, 2004;
Кванина В. В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права. —Челябинск, 2004;
Сырых В. М. Образовательное право как отрасль российского права. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000;
Сырых В.М.
Введение
в теорию образовательного права. — М.: Готика, 2002;
Федорова М. Ю. Образовательное право: Учебное пособие для вузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003;
Шкатулла В. И. Образовательное право. — М.: Норма, 2001;
3) научно-практические комментарии законодательство об образовании: Высшее образование — интеллектуальный потенциал страны. Постатейный комментарий Федерального закона о высшем образовании / Под ред.
A.Н. Козырина, В. В. Насонкина. — М.: Библиотечка «Российской газеты», 2005. Выпуск № 20.
Комментарий к Закону РФ «Об образовании» / Под ред. А. Н. Козырина,.
B.В.Насонкина // Справочная правовая система Консультант Плюс. Комментарии законодательства, 2005;
Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Под ред. В. М. Сырых, Е. В. Буслова. — М.: Юстицинформ, 1998;
Комментарий к Закону РФ «Об образовании» / Под ред. В. И. Шкатуллы. — М.: Юристъ, 1998;
4) теоретические исследования по вопросам финансирования образования и правового регулирования финансовых отношений в образовательной сфере:
Балашов Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996;
Васильев Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. — СПб.: Изд-во «Лань», 2001;
Ерошин В. И. Экономика образования: проблемы и перспективы. — М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997;
Козырин А. Н. Финансовые гарантии прав граждан на образование // Гражданин и право. 2001, № 2, № 3;
Козырин А.Н. Финансово-правовая проблематика регионального законодательства об образовании // Правоведение, 2001, № 2;
Писарева Е. Г. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных высших учебных заведений / Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук. — Саратов, 1998;
Предложения по совершенствованию общего и отраслевого законодательства в сфере налогообложения образовательных учреждений. — М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003;
Финансирование образования: организационно-правовые проблемы / Под ред. А. Н. Козырина. — М.: Центр образовательного законодательства Минобразования России, 2002.
Новизна исследования. Реформа российского образования не подкреплена соответствующими доктринальными разработками в области правового регулирования финансирования высшего и послевузовского профессионального образования. Отмеченный недостаток и призвано компенсировать настоящее диссертационное исследование, обнаруживающее преимущества междисциплинарного подхода. Диссертант исследует пограничные зоны, области, находящиеся на стыке права и экономики (финансов), финансового и административного права, финансового и образовательного права и т. д.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем на основе действующих нормативных правовых актов и с учетом сформировавшейся административной и судебно-арбитражной практики впервые предпринята попытка комплексного анализа места и роли финансово-правовых институтов в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского образования.
В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Раскрывается понятие механизма государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования, в которое включаются следующие основные элементы:
1) институты, осуществляющие государственное регулирование в сфере высшего и послевузовского профессионального образования {институциональная составляющая);
2) нормативные и иные правовые акты, регулирующие сферу высшего и послевузовского профессионального образования (нормативная составляющая) ;
3) формы, методы и инструменты государственного регулирования в сфере высшего и послевузовского профессионального образования (функциональная составляющая).
Суть данного понятия раскрывается через сравнение его с такими понятиями, как «государственная политика», «государственное вмешательство», «государственное управление» высшим и послевузовским профессиональным образованием.
2. Обосновывается тезис о том, что проводимая в настоящее время в Российской Федерации образовательная реформа не может быть сведена исключительно к реформированию самой системы образования и государственного управления образованием. Реформа должна идти параллельно и в организационно-правовом, и в финансово-бюджетном направлении.
3. Определяется одна из важнейших задач реформирования нормативно-правовой базы финансовой деятельности в сфере высшего и послевузовского образования, состоящая в четком разграничении отраслевой принадлежности соответствующих правовых норм. Ранее применявшаяся практика, в соответствии с которой финансово-правовые нормы включались в структуру актов законодательства об образовании, приводила к многочисленным столкновениям норм образовательного права и финансово-правовых норм, содержащихся в различных актах бюджетного и налогового законодательства. Формируемая в настоящее время концепция финансового закона исходит из того, что финансово-правовые нормы должны содержаться исключительно в актах финансового законодательства. Акты законодательства об образовании могут содержать нормы-целеполагания, отражающие общие направления финансовой и налоговой политики государства в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, а также нормы, воспроизводящие (повторяющие) нормы, уже содержащиеся в актах финансового законодательства.
4. Диссертантом определяется понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований в сфере высшего и послевузовского образования как объект финансово-правового регулирования. Такая деятельность представляет собой процесс планового собирания, распределения и использования денежных фондов с целью практической реализации образовательной функции государства. Основополагающими принципами такой деятельности являются законность, обоснованность, целенаправленность и эффективность движения денежных средств. Реализация вышеназванных принципов предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины — обязательного для всех организаций, учреждений, должностных лиц порядка осуществления финансовой деятельности.
5. Диссертантом выделены основные финансово-правовые институты, используемые государством при регулировании отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, исследованы особенности их применения в образовательной сфере:
• правовое регулирование финансирования высших учебных заведений, а также иных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования;
• правовое регулирование налогообложения высших учебных заведений, а также иных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования;
• правовое регулирование кредитования в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;
• правовое регулирование оказания материальной поддержки и предоставления грантов в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;
• правовое регулирование платной образовательной деятельности и иной деятельности, приносящей доходы;
• финансовый контроль в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.
6. Определена структура механизма финансового обеспечения высшего профессионального образования, которая должна включать в себя:
• финансирование текущих расходов вузов на основе дифференцированных нормативов с использованием государственных именных финансовых обязательств или иных схожих по своей природе инструментов;
• финансирование стипендий и иных социальных выплат в сфере высшего профессионального образования;
• финансирование подготовки специалистов для государственных и муниципальных нужд на основе субсидий и субвенций;
• финансирование развития вузов на основе среднесрочных (3−5 лет) программ;
• финансирование проводимых вузами научных исследований;
• финансирование специального пакета для ведущих вузов;
• государственную поддержку образовательных кредитов на получение высшего профессионального образования;
• предоставление налоговых льгот вузам, а также физическим и юридическим лицам, вкладывающим средства в подготовку специалистов, оказывающим высшему профессиональному образованию материальную поддержку.
7. Выявлены недостатки тактики организационно-правовых преобразований в сфере финансирования высшего и послевузовского профессионального образования. Вместо комплексного подхода к данному вопросу, Правительство Российской Федерации ограничилось разработкой предложений по организации бюджетного финансирования, на долю которого приходится, по разным оценкам, всего лишь 30−45% выделяемых обществом ресурсов.
Более полнокровная в финансовом отношении система ресурсного обеспечения высшего профессионального образования предполагает создание дополнительных источников и каналов финансовой поддержки и вуза, и студента. Государственная поддержка не сводится только к прямому бюджетному финансированию, что возможны и другие формы (каналы) — субсидии, налоговые льготы и освобождения, замещение части налогов трансфертами предприятий, направляемых вузам, предоставление гарантий и т. д. Автономия вузов, в т. ч. и в финансовой сфере, позволяет им получать доходы от научной, экспертной, инновационной, непрофильной деятельности, от использования активов и, конечно, от все более разнообразных образовательных услуг. Источниками пополнения средств могут стать попечители и спонсоры, различного рода ассоциации выпускников, агентства, фонды и т. д. Значительным резервом пополнения средств является кредитование (бюджетное, банковское).
8. Обосновывается необходимость при формировании законодательства, регулирующего вопросы финансового обеспечения высшей школы, исходить из требования диверсификации моделей финансирования высшего и послевузовского профессионального образования, что в свою очередь предполагает:
— персонификацию бюджетных ресурсов путем введения подушного финансирования;
— переход к административной и финансово-экономической автономии образовательных учреждений;
— введение «двухсекторного» бюджета, который включает нормативное бюджетное финансирование согласно подушному принципуа также бюджет для развития образовательных учреждений на основе выставляемых на тендер проектов, финансируемых совместно с государством.
9. Проанализированы особенности правового регулирования нормативного бюджетного финансирования образовательной деятельности вузов, формой которого являются ГИФО. Исследованы особенности правового регулирования нормативного финансирования в зависимости от вида ГИФО (ГИФО, категории которых устанавливаются по результатам ЕГЭГИФО для победителей предметных олимпиад и творческих конкурсовГИФО для военнослужащих, отслуживших в Вооруженных силах Российской Федерации положенный срок по контракту, и т. д.). Представлены финансовые инструменты, способные стать альтернативой введению ГИФО — использование образовательных кредитов в сочетании с различными формами финансовой помощи, оказываемой высшим учебным заведениям, их работникам и обучающимся.
10. Обосновывается положение о том, что необходимым условием эффективности правового регулирования финансовых отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования выступает финансовый контроль, являющийся частью единого механизма государственного контроля. Являясь самостоятельной функцией управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, финансовый контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений. Важным направлением развития правовой базы финансового контроля в сфере высшего и послевузовского образования является переход к практике аудита эффективности, предполагающего анализ эффективности бюджетных расходов в связи с определением результативности исполнения государственных программ в сфере образования.
Практическая значимость результатов исследования определяется актуальностью поднятых в диссертации проблем, ориентированностью всей работы на совершенствование финансово-правовых институтов, применяемых в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования. Решение выявленных в работе проблем должно содействовать повышению эффективности финансовой деятельности государства в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.
Полученные результаты исследования могут послужить дальнейшему развертыванию теоретических исследований, посвященных оптимизации правового регулирования финансово-экономических отношений, возникающих в сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Выводы диссертации могут быть использованы при выработке новых подходов к механизму государственного регулирования образовательных отношений в Российской Федерации в связи с принятым курсом на вхождение России в единое европейское образовательное пространство (присоединение России к Болонскому процессу).
Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в законопроектной работе, а также при чтении курсов «Финансовое право», «Бюджетное право», «Образовательное право», при подготовке учебных и учебно-методических пособий по указанной проблематике.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы диссертации получили апробацию в различных формах: опубликование основных тезисов диссертации в научных и учебно-методических работах: комментариях, научных и научно-практических статьях в журналах «Налоговый вестник», «Аудитор», «Налоги и налогообложение», «Внешнеторговое право», «Закон», учебном пособии «Налоговое право» (М.: Ось-89, 2006, 11 п.л.), монографии «Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития» (М.: Ось-89, 2006, 9,0 п.л.) и др. (общим объемом 27,7 п.л.) — чтение лекций и проведение семинарских занятий по курсам «Финансовое право», «Налоговое право» на правовом и экономическом факультетах Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ).
з) выводы и предложения.
Отчет по итогам проверки подписывается аудитором Счетной палаты Российской Федерации.
Так, в Отчете по итогам совместной проверки финансово-хозяйственной деятельности Российско-Таджикского (Славянского) Университета (г. Душанбе)1 в качестве цели проверки зафиксировано: «проверить финансово-хозяйственную деятельность Российско-Таджикского (Славянского) Университета за период 2002;2003 годов». В качестве предмета проверки определены документы по полноте поступления и использованию средств бюджетов Российской Федерации и Республики Таджикистан, выделенных в рамках.
1 Бюллетень Счетной палаты РФ. 2004. № 9. С. 157−166. межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области образования, а также документы по организации учета, использования и распоряжения объектами недвижимости данного Университета.
Результаты контрольного мероприятия по проверке Российско-Таджикского (Славянского) Университета касаются следующих вопросов:
— финансирование Университета;
— внебюджетная деятельность Университета;
— учебная деятельность Университета;
— аспирантура и научная деятельность Университета;
— социальная защита студентов;
— материально-техническая база Университета;
— состояние бухгалтерского учета;
— дебиторская и кредиторская задолженность.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата Российской Федерации направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений.
Так, в уже упомянутом Отчете о проверке Российско-Таджикского (Славянского) Университета аудитор Счетной палаты Российской Федерации В. П. Горегляд в качестве предложения сформулировал: «В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков в работе представляется целесообразным направить информационные письма с приложением отчета о результатах проверки в Правительство РФ, Российско-Таджикского (Славянского) Университета, Комитет государственного финансового контроля Республики Таджикистан, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ"1.
В случаях выявления в ходе проверки и ревизии фактов хищения государственных средств и иных злоупотреблений Счетная палата Российской.
1 Бюллетень Счетной палаты РФ. 2004. № 9. С. 166.
Федерации передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы. При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности, наносящих ущерб Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации имеет право давать руководству проверяемых предприятий, организаций и учреждений обязательные для исполнения предписания. Такое предписание может быть обжаловано в судебном порядке. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты Российской Федерации по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых лиц. Таким образом, Счетная палата Российской Федерации на федеральном уровне осуществляет внешний государственный финансовый контроль за использованием федеральных бюджетных средств, выделенных на высшее и послевузовское образование. Иными словами, это контроль за исполнением финансового законодательства Министерством образования и науки Российской Федерации. Так, Счетная палата Российской Федерации в настоящее время уделяет первостепенное внимание реализации обозначенных Президентом Российской Федерации национальных проектов в сфере образования. Прежде всего, планируется, что финансовый контроль будет проводиться с точки зрения аудита эффективности, а по некоторым параметрам и под углом стратегического аудита.
Аудит эффективности позволяет определять эффективность деятельности органов государственной власти, результативность действующих правил, норм или программ управления финансами в государственном секторе с позиции достижения конечных результатов в социальной, экономической или иных сферах. Он не исключает, а наоборот, предполагает контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, состоянием учета и отчетности, за сохранностью государственного имущества, целевым использованием бюджетных средств.
В России в настоящее время аудит эффективности, с учетом российских реалий, представлен: аудитом эффективности использования государственных средстваудитом эффективности использования государственной собственностиаудитом эффективности налогового администрирования. Последний определяется в статье 2 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», предусматривающей контроль за обоснованностью доходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и своевременным их исполнением. Такая же норма существует и в региональных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.
Дальнейшее внедрение аудита эффективности в России требует проведения комплекса контрольных мероприятий для оценки деятельности исполнительной власти и в отношении мобилизации денежных средств и накоплений в централизованные и децентрализованные фонды, и в отношении их эффективного использования, а также изменения процедуры планирования бюджета, которое должно начинаться не с определения смет отдельных бюджетных организаций, а с анализа общественных потребностей, определения национальных приоритетов, четко фиксировать результат и пути его достижения. В области образования в России установлены следующие стратегические цели:
— обеспечение доступности качественного образования всем слоям населения и во всех регионах России как фактор социальной мобильности и снижения уровня социально-экономической дифференциации в обществе;
— обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в современных профессиональных кадрах;
— создание условий как для повышения уровня фундаментальности образовательных программ, так и для развития непрерывного образования;
— создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
Возрастание роли аудита эффективности как новой формы государственного финансового контроля обусловлено также тем, что он обеспечивает информацию законодательным органам о качестве управления государственными финансовыми ресурсами и возможность осуществления действенного парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Результаты аудита эффективности помогают и руководителям государственных образовательных организаций внедрять в их деятельность современные методы работы, повышающие качество управления образованием, позволяющие достичь более высокой социальной результативности использования получаемых ими средств и более эффективно решать значимые для общества социально-экономические проблемы.1.
К июню 2006 года планируется завершение проверки использования средств федерального бюджета в целях интеграции науки и образования. Результаты такой проверки повысят эффективность использования финансовых ресурсов, выделяемых высшему образованию. Необходимо отметить, что в последнее десятилетие системе образования настойчиво предлагалось «кусачим» эффектом решать вопросы по приведению фактических расходов в соответствие с выделенными бюджетными ассигнованиями. При этом задача осложнялась тем, что приоритетные направления развития системы не были подкреплены финансовыми ресурсами. Стало очевидным, что безупречное с правовой точки зрения отраслевое законодательство придется выполнять в пределах той доли бюджета, которая предназначена на предоставление бесплатных образовательных услуг населению. И это на фоне того, что в сфере образования по прежнему остаются велики материальные потери, непроизводительные затраты, мало внимания уделяется изысканию внутренних резервов для обеспечения режима экономии.
1 Степашин С. В., Двуреченских В. А., Чегринец Е. А., Черпавин ЮЛ. Власть-Демократия-Контроль. М.: Финансовый контроль, 2005. С. 85−87. См. об этом также: Жуков В. Что такое аудит «эффективности» // Президентский контроль. 2004. № 7- Саунин А. Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Вопросы теории и практики. М.: «Высшая школа», 2005.
Очевидно, что сохранение и развитие образовательной отрасли невозможно без определения приоритетных направлений деятельности и их финансового обеспечения. Среди наиболее важных условий функционирования можно выделить и такие, как выявление и использование новых источников финансированиясоздание организационных и экономических механизмов рационального использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов. При планировании средств необходимо совершенствовать механизмы определения затрат на нужды системы: при финансировании — определить наиболее рациональные схемы финансовых потоковпри использовании бюджета требуется рационализация затрат, определение основных направлений их экономиифинансовый контроль должен способствовать соблюдению установленного порядка расходования средств.1.
Особое место в системе органов общего государственного финансового контроля занимает Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая фактически также осуществляет внешний финансовый контроль, хотя она также как и Минобрнауки России относится к органам исполнительной власти.
Проводимая в России административная реформа, внесла существенные коррективы в организационно-правовую структуру финансового контроля (создан специализированный орган финансового контроля — Росфиннадзор и его территориальные органы, коренным образом изменена система органов и агентов валютного контроля и т. д.). Росфиннадзор наделен широкими контрольными полномочиями.
Он осуществляет контроль и надзор:
— за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
1 См. об этом подробнее: Попова М. И., Михайлова Е. Н. Экономия и эффективность, главные элементы финансовой политики в сфере образования.//Университетское управление: практика и анализ. 1999. № 2 (9). С. 117−119.
— за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
— за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Основной задачей этих органов является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля, в том числе на территории субъектов Российской Федерации. В качестве одной из важнейших функций территориальных органов закрепляется осуществление последующего контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:
— проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета (в том числе в образовательных), средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
— проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);
— направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;
— осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств и т. д.1.
Одним из основных органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих текущий и последующий финансовый контроль, является Федеральное казначейство.2.
На Федеральное казначейство возложена организация и осуществление оперативного (текущего) контроля за исполнением федерального бюджета Российской Федерации, а также контроль за внебюджетными федеральными средствами. В целях укрепления бюджетной дисциплины Федеральное казначейство при осуществлении финансового контроля наделено следующими правами:
• проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, связанные с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета;
1 См. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2561.
2 См.: Нестеренко Т. Г. О развитии Федерального казначейства. Финансы 2005, № 12- Комягин ДЛ. Федеральное казначейство — из прошлого в будущее // Финансы. 1998. № 5- Комягин ДЛ. Органы, осуществляющие контроль за перечислением доходов бюджетов //Право и экономика. 2000. № 3.
• получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства республиканского бюджета, федеральных внебюджетных фондов;
• требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов устранения выявленных нарушений порядка исполнения бюджета;
• приостанавливать операции по счетам подконтрольных предприятий и учреждений в случае непредставления органам казначейства бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием средств бюджета и внебюджетных фондов;
• изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях бюджетной дисциплины;
• взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
Казначейские ревизии могут проводиться в министерствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, образованных на основе любых организационно-правовых форм, включая совместные предприятия, которые являются главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.
По мнению руководителя Федерального казначейства Т. Г. Нестеренко, за прошедшие годы была проведена большая работа по развитию казначейской системы с целью повышения эффективности управления государственными финансами и контроля за целевым использованием средств федерального бюджета. Целью этой работы является создание условий для: полного и обособленного учета государственных бюджетных и внебюджетных средствэффективного контроля за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доходы бюджетов и целевым характером расходов федерального бюджета, субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетамэффективного управления средствами федерального бюджета на едином счете Федерального казначейства.
Достижение этой цели обеспечивается совершенствованием механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсовупорядочением правовой основы деятельности органов Федерального казначействасовершенствованием их материально-технического обеспечениясозданием и эффективным использованием единой информационной, телекоммуникационной системы Федерального казначейства, с учетом обеспечения безопасности информации.
Большая работа была проведена по созданию современной системы исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Анализ состояния и направлений деятельности органов Федерального казначейства выявил необходимость совершенствования законодательной базы, регулирующей деятельность Федерального казначейства, определения места Федерального казначейства в финансовой системе государства, его задач, структуры, функций, характера взаимоотношений с государственными органами, кредитными организациями, получателями средств федерального бюджета и т. д.1.
В конце 1991 г. была образована одна из наиболее мощных служб финансового контроля — налоговая служба, призванная обеспечить эффективный контроль за полнотой и своевременностью перечисления налогов и сборов в бюджет всеми организациями и физическими лицами. В настоящее время налоговые органы, проверяя за год каждого третьего налогоплательщика, доначисляют значительные суммы причитающихся бюджету средств .
Система налоговых органов, сформировавшаяся после проведения административной реформы, включает в себя Федеральную налоговую службу,.
1 Нестеренко Т. Г. О развитии Федерального казначейства. Финансы 2005, № 12. (Сайт Федерального казначейства).
2 См.: Зерщиков Ю. С., Макрушина О. Ю. Модернизация налоговых органов области — шаг к налогоплательщику // Налоговый вестник. 2001. № 10. С. 48. а также ее территориальные и местные органы (управления и инспекции). Сейчас налоговые органы, задачами которых являются контроль за соблюдением налогового законодательства и проверка полноты и своевременности налоговых платежей, находятся в ведении Минфина России.
Для осуществления своих функций налоговые органы организуют проверку необходимых документов, наделяются правом обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов. В случае непредставления документов налоговый орган имеет право приостанавливать все операции проверяемых организаций и граждан. Документы, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства, могут быть изъяты должностными лицами налоговых органов.
В проведении государственного финансового контроля в сфере высшего и послевузовского профессионального образования участвуют министерства, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющие ведомственный контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В этой области свои контрольные полномочия сохранило Минобрнауки России.
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Кроме того, Минобрнауки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам,.
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
Минобрнауки Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации»).
Вместе с тем необходимо отметить, что Минобрнауки России осуществляет ведомственный финансовый контроль только как главный распорядитель и получатель средств федерального бюджета. Так в Положении о Минобрнауки России установлено, что оно не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Ограничения такого же характера предусмотрены и для федеральных служб и агентств, которые находятся в ведении Минобрнауки России.
Другим органом, осуществляющим ведомственный финансовый контроль в области высшего и послевузовского профессионального образования, является Федеральное агентство по образованию, являющееся главным распорядителем средств федерального бюджета в рассматриваемой сфере.
В отличие от общегосударственного, ведомственный контроль проводится в организациях и учреждениях, находящихся в административной (ведомственной) подчиненности от контролирующего органа. В министерствах существуют финансовые и контрольные подразделения, осуществляющие в отношении подчиненных им предприятий и организаций систематический финансовый контроль и периодические документальные ревизии, как правило, не реже одного раза в год.
Внутриведомственный контроль в системе Минобрнауки России представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности учреждений в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Устаревшая нормативная правовая база являлась одним из наиболее серьезных препятствий на пути развития ведомственного контроля, приведших к его ликвидации в целом ряде министерств и других органах управления. В отдельных случаях ведомственный контрольно-ревизионный аппарат переходит на хозрасчетные отношения, создаются контрольные службы типа внутреннего аудита. В системе Минобрнауки России ведомственный финансовый контроль приобретает новые качественные черты, чему способствует и четкая регламентация этой деятельности.
В центральном аппарате Минобрнауки России подразделением, выполняющим функции внутриведомственного финансового контроля, является Департамент экономики и финансов.
В соответствии с Положением о Департаменте экономики и финансов Министерства образования и науки Российской Федерации оно обладает существенными полномочиями, реализуя которые:
— участвует в формировании разделов, подразделов проекта федерального бюджета по федеральным органам исполнительной власти, в отношении которых Министерство является главным распорядителем бюджетных средств;
— согласовывает в установленном порядке с Минфином России материалы, расчеты, обоснования, нормативные документы, формы, предусмотренные методикой по определению направлений бюджетных средств;
— координирует работу по формированию докладов о результатах и основных направлениях деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования;
— доводит годовые и квартальные уведомления о бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета и объемы финансирования расходов до структурных подразделений Министерства и подведомственных бюджетных учреждений;
— регулирует объемы бюджетных обязательств по направлениям расходования средств в пределах лимитов, выделенных Минфином России;
— открывает в установленном порядке счета Министерства, а также осуществляет ведение операций по открытым Министерству счетам, комплекс работ по составлению и ведению реестров бюджетополучателей и регулярному представлению их в Минфин России;
— осуществляет комплекс работ по выдаче генерального разрешения на открытие счетов подведомственным бюджетным организациям для получения средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
— участвует в выработке и реализации государственной экономической и финансовой политики в сфере образования и науки.
Департамент экономики и финансов Министерства образования и науки Российской Федерации разрабатывает предложения и методические рекомендации по вопросам экономики образования, научной и инновационной деятельности, в том числе по совершенствованию механизма финансово-хозяйственной деятельности образовательных и научных учреждений и организацийготовит предложения по вопросам оплаты и нормирования труда работников образования и науки, установления квалификационных характеристик и требований по должностям педагогических работников.
Важным направлением деятельности Департамента экономики и финансов Минобрнауки России является мониторинг бюджетной сети Министерства, подведомственных ему федеральных служб и агентств. Департамент представляет отчеты по мониторингу в Минфин России и проводит мониторинг результативности бюджетных расходов подведомственных Министерству федеральных служб и агентств, учреждений и организаций, а также отдельных наиболее значимых бюджетных учреждений образования и науки. На него возлагается обязанность по ведению оперативного учета и составление финансовой отчетности о поступлении и перечислении бюджетных средств для ежемесячного представления в Счетную палату Российской Федерации и руководству Минобрнауки России.
Анализ финансово-контрольных полномочий Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных служб и агентств позволяет нам утверждать, что их достаточно для того, чтобы контролировать финансовую деятельность всех образовательных учреждений, включая негосударственные. В то же время через организацию финансового и административного контроля они могут способствовать финансовому оздоровлению и привлечению дополнительных средств в образовательные учреждения системы Минобрнауки России. Одним из направлений качественного изменения над-ведомственного и ведомственного финансового контроля в сфере высшего и послевузовского профессионального образования должно стать активное развитие и внедрение аудита эффективности.
Заключение
.
Высшее образование представляет собой один из национальных приоритетов Российской Федерации. Реализуя политику поддержки высшего и послевузовского профессионального образования, государство осуществляет комплекс мероприятий, направленных на регулирование образовательных отношений в целях повышения эффективности и результативности образовательной деятельности.
Проводимая в настоящее время в Российской Федерации образовательная реформа не может быть сведена исключительно к реформированию самой системы образования и государственного управления образованием. Реформа должна идти параллельно и в организационно-правовом, и в финансово-бюджетном направлении.
Административная и образовательная реформы коснулись и объекта финансово-правового регулирования — финансовой деятельности государства и муниципальных образований в сфере высшего и послевузовского образования, под которой понимается деятельность, представляющая собой процесс планового аккумулирования, распределения и использования денежных фондов в целях практической реализации образовательной функции государства. Финансовая деятельность государства и муниципального образования строится в строгом соответствии с принципами законности, обоснованности и эффективности движения денежных средств. При этом реализация вышеназванных принципов предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины — обязательного для всех организаций, учреждений, должностных лиц порядка осуществления финансовой деятельности.
Правовое регулирование финансовой деятельности в сфере высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется посредством финансово-правовых институтов, в которых объединены нормы, регулирующие финансирование, налогообложение высших учебных заведений, а также иных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образованиякредитование, финансовый контроль в сфере высшего и послевузовского профессионального образованияоказание материальной поддержки и предоставления грантов в сфере высшего и послевузовского профессионального образованияплатной образовательной деятельности и иной деятельности, приносящей доходы, и др.
Механизм финансового обеспечения высшего профессионального образования включает в себя финансирование: текущих расходов вузов на основе дифференцированных нормативов с использованием государственных именных финансовых обязательств или иных схожих по своей природе инструментовстипендий и иных социальных выплат в сфере высшего профессионального образованияподготовки специалистов для государственных и муниципальных нужд на основе субсидий и субвенцийразвития вузов на основе среднесрочных программпроводимых вузами научных исследований. Кроме того, в него должны быть включены и разнообразные мероприятия, направленные на государственную поддержку образовательных кредитов на получение высшего профессионального образованияпредоставление налоговых льгот вузам, а также физическим и юридическим лицам, вкладывающим средства в подготовку специалистов, оказывающим высшему профессиональному образованию материальную поддержку.
Уделяя особое внимание совершенствованию финансового механизма в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, Правительство Российской Федерации ограничивается на данный момент разработкой предложений по организации бюджетного финансирования. Более полнокровная в финансовом отношении система ресурсного обеспечения высшего профессионального образования предполагает создание дополнительных источников и каналов финансовой поддержки и вуза, и студента. Государственная поддержка не сводится только к прямому бюджетному финансированию, возможны и другие формы — субсидии, налоговые льготы и освобождения, замещение части налогов трансфертами предприятий, направляемых вузам, предоставление гарантий и т. д. Автономия вузов, в том числе и в финансовой сфере, позволяет им получать доходы от научной, экспертной, инновационной, непрофильной деятельности, от использования активов и, конечно, от разнообразных образовательных услуг. Источниками пополнения средств могут стать попечители и спонсоры, различного рода ассоциации выпускников, агентства, фонды и т. д. Значительным резервом пополнения средств является кредитование (бюджетное, банковское).
Реформирование финансового механизма высшего и послевузовского профессионального образования должно сопровождаться соответствующими изменениями нормативно-правовой базы.
Одна из важнейших задач реформирования нормативно-правовой базы финансовой деятельности в сфере высшего и послевузовского образования состоит в четком разграничении отраслевой принадлежности соответствующих правовых норм. Ранее применявшаяся практика, в соответствии с которой финансово-правовые нормы включались в структуру актов законодательства об образовании, приводила к многочисленным столкновениям норм образовательного права и финансово-правовых норм, содержащихся в различных актах бюджетного и налогового законодательства. Формируемая в настоящее время концепция финансового закона исходит из того, что финансово-правовые нормы должны содержаться исключительно в актах финансового законодательства. Акты законодательства об образовании могут содержать нормы-целеполагания, отражающие общие направления финансовой и налоговой политики государства в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, а также нормы, воспроизводящие (повторяющие) нормы, уже содержащиеся в актах финансового законодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ.
АКТОВ, ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. -№ 51. Ст. 4987.
3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 51. — Ст. 4987.
4. Федеральный закон от 22 мая 2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 20. — Ст. 2584.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации.-2002.-№ 32.-Ст. 3662.
6. Федеральный закон от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 18. — Ст. 2649.
7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 18. — Ст. 2629.
8. Федеральный закон от 10 июля 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 17. — Ст. 2489.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
10.Федеральный закон от 08 августа 2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 22. — Ст. 2278.
11 .Федеральный закон от 07 августа 2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001.-№ 22.-Ст. 2269.
12.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 № 117-ФЗ // ред. по состоянию на 31 декабря 2004.
13.Федеральный закон от 09 июля 1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 24. — Ст. 3176.
Н.Федеральный закон от 23 июня 1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 20. — Ст. 3049.
15.Федеральный закон от 25 февраля 1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 7. — Ст. 1028.
16.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -1998.-№ 31.-Ст. 3824.
17.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. -Ст. 3823.
18.Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 1997. — Ст. 5032.
19.Федеральный закон от 21 июля 1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. -№ 31.-Ст. 3217.
20.Федеральный закон от 15 августа 1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 33. — Ст. 3481.
21.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. -Ст. 2954.
22.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№ 3.-Ст. 238.
23.Федеральный закон от 11 января 1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 1. — Ст. 4.
24.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994.-№ 48.-Ст. 4957.
25.Указ Президента РФ от 09 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 11 (часть I). — Ст. 945.
26.Указ Президента РФ от 20 мая 2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 21 (часть I). — Ст. 2023.
27.Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в российской федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. -№ 32.-Ст. 3438.
28.Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 № 199 «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. -№ 4.-Ст. 438.
29.Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 № 317 «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовым рынкам» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 32. -Ст. 3402.
30.Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 № 307 «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовому мониторингу» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. -№ 31.-Ст. 3098.
31 .Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 № 278 «Об утверждении Положения о федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. -№ 31.-Ст. 3026.
32.Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 8. — Ст. 374.
Список литературы
- Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6.
- Аераменко С. Новые формы инвестиций в условиях переходной экономики // Экономист. 1999. № 3.
- Антипин В.В. Законодательные проблемы формирования рынка интеллектуальной собственности и вопросы стоимостной оценки этой собственности. СПб. С.-Петербургский филиал Высшей школы экономики, 1999.
- Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.1. Свердловск, 1971.
- Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования. М., 1999.
- Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
- Балашов Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный ме-. ханизм. М., 1989.
- Балыхин Г. А. Управление развитием образования. Организационно-экономический аспект. — М.: Экономика, 2003.
- Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. — М., 1998. № 3.
- Берг К. if новой концепции образования // Международное сотрудничество. 1996. № 2.
- Бермус А.Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии // Общественные науки и современность. 1998. № 5.
- Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. М., 1989.
- Беляков С.А. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975.
- Викторов А.Д. Организация научно-исследовательской деятельности в вузе в переходный период. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
- Воронова JI.K. Правовые основы расходов государственного бюджета в СССР. (На материалах союзной республики). — Киев: Вища школа, 1983.
- Вильчек М.И. Российское образование и образование России. (К концепции реформирования системы образования: ключевые проблемы и вопрос). — М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
- Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. — М.: ИД «Финансовый контроль», 2005.
- Власова С.В. Образование XXI века. Каким ему быть? // Общественные науки и современность. 1999. № 2.
- Высшее образование интеллектуальный потенциал нации / Под ред. А. Н. Козырина и В. В. Насонкина. — М.: Библиотечка «Российской газеты», 2005.
- Ермакова Т. С. О системе советского финансового права.// Правоведение. 1975. № 2.
- Гачко В.А. Методологические и методические основы стратегического планирования региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
- Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. — М.: Юриспруденция, 2000
- Балашов Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- БаевЛ.М., Никитин А. И. Проблемы создания и самоорганизации территориальных венчурных инновационных комплексов. — Челябинск, 1991.
- Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. — М.: Финансы и статистика, 1993.
- Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. — М.: Финансы и статистика, 1998.
- Бухвалъд Е.М., Павлов И. Т. Инвестиционная политика в регионе. — М.: Наука, 1994.
- Васильев Ю.С., Глухое В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. — СПб.: Изд-во «Лань», 2001.
- Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. — М.: Готика, 2004.
- Высшее образование интеллектуальный потенциал страны. Постатейный комментарий Федерального закона о высшем образовании /
- Под ред. А. Н. Козырина, В. В. Насонкина. — М.: Библиотечка Российской газеты, 2005. Выпуск № 20.
- Ерошин В.И. Экономика образования: проблемы и перспективы. — М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.
- Государственные приоритеты Hill и механизм их реализации. Учеб. пособие. РАГС. Каф. теории и практики гос. регулирования рыноч. Экономики /Кушлин В.И., Лебедев В. Г., Фоломьев А. Н., Спицын А. Т. — М., 1995.
- Государство и инвестиции: актуальные проблемы макроэкономический политики. Сборник работ / Под ред. д. э. н. Архипова А. И. — М.: Институт экономики РАН, 1998.
- Гражданское право / Под ред. М. М. Агаркова и Д. М. Генкина. Т. 1. — М.: Юриздат, 1944.
- Гражданское право / Под ред. Е. А. Суханова. Т. 1. — М.: Бек, 1993.
- Дмитриев В. Венчурный бизнес в программах НТП // Международное экономическое сотрудничество. М., 1991. № 3.
- Ефремов Л.Г. Стратегия развития в системе управления высшей школой. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
- Ефремов Л.Г. Стратегия развития высшего образования в республиках Российской Федерации / И. Я. Яковлев и др. Духовный мир современного многонационального общества: Тезисы докладов научной конференции. — Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1998.
- Ефремов Л.Г. Формирование стратегии развития высшего образования в республиках // Вестник Чувашского университета. 1998. — № 1−2. Ефремов Л. Г. Формирование стратегий управления развитием высшего образования. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
- Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы / СПб. гос. ун-т пед. мастерства и др.- Авт.-сост. Алексашина И. Ю. — СПб., 1995.
- Иванов Б.Н. О системе советского финансового права. Труды ВЮЗИ. T.IX.
- Игнатов В.Г., Батурин Л. А., Бутов В. И., Мащенко Ю. А., Уварова Г. Г., Ходарев С. В., Ходарев А. С., Эланский Ю. Г. Экономика социальной сферы. — М.: Издательский центр «МарТ», 2005.
- Иоффе О.С. Спорные вопросы учения о правоотношении. Л., 1963.
- Зерщиков Ю.С., Макрушина О. Ю. Модернизация налоговых органов области шаг к налогоплательщику // Налоговый вестник. 2001. № 10.
- Кванина В.В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права. Челябинск, 2004.
- Креймер Г. А. Государственное регулирование инвестиционного климата в условиях рыночных преобразований: Автореф. дис. канд. экон. наук /РАГС при Президенте РФ. Каф. теории и практики госрегулирования рыноч. экономики. М., 1997.
- Козырин А.Н. Финансовые гарантии прав граждан на образование // Гражданин и право. 2001, № 2, № 3.
- Козырин А.Н. Финансово-правовая проблематика регионального законодательства об образовании // Правоведение, 2001, № 2.
- Корф Д.В., Васильева Н. М. Правовое регулирования образования в США/ Под ред. А. Н. Козырина. — М.: Готика, 2005.
- Кузьминов Я.И. Образование и реформа // Отечественные записки. 2002. № 2.
- Кучеров И.И., Судков О. Ю., Ореилкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. — М.: АО «Центр ЮрИнфор», 2001.
- Комментарий к Закону РФ «Об образовании» / Под ред. А. Н. Козырина, В. В. Насонкина II Справочная правовая система Консультант Плюс. Комментарии законодательства, 2005.
- Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Под ред. В. М. Сырых, Е. В. Буслова. — М.: Юстицинформ, 1998.
- Комментарий к Закону РФ «Об образовании» / Под ред. В. И. Шкатуллы. —М.: Юристъ, 1998.
- Наука России в цифрах: 1997. Стат. сб. / ЦИСН. М., 1997.
- Наука России в цифрах: 1998. Стат. сб. / ЦИСН. М., 1998.
- Наука России в цифрах: 2000. Стат. сб. / ЦИСН. М., 2000.
- Наука России в цифрах: 2001. Стат. сб. / ЦИСН. М., 2001.
- Наука России в цифрах: 2002. Стат. сб. / ЦИСН. М., 2002.
- Наука России в цифрах: 2003. Стат. сб. / ЦИСН. М., 2003.
- Наука России в цифрах: 2004. Стат. сб. / ЦИСН. М., 2004.
- Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. — М.: Госюр-издат, 1960.
- Интеграция региональных систем образования: Тезисы всероссийской научно-практической конференции 16−18 мая 1995 года / Отв. ред. Н. П. Макаркин. —Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1995.
- Образование прорыв в XXI век: Монография / Бессонов Б. Н. и др.- Мое. гос. ун-т коммерции. — М., 1998.
- Забелин П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. — М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 1998.
- Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М., 1999.
- Кураков Л.П., Ефремов Л. Г., Лебедев Е. К., Сидоркина И. Г. Информационные ресурсы в высшей школе. — Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1998.
- Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1972.
- Кураков Л.П., Сергеенков В. Н., Кашурникова ГГ., Ефремов Л. Г. Экономика и государство. — Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1998.
- Лукин Г. И. Научно-методические основы разработки региональных программ развития образования. — В сб.: Финансирование образования как гарантия реализации прав граждан на образование. — СПб., 1997.
- Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год (Отчетный доклад министра образования) // Вестник образования. 1996. № 3.
- Малъко А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. № 3.
- Малъко А.В. Льготы и поощрения как важнейшие правовые средства регионального законодательства//Правоведение. 1999. № 1.
- Малъко А.В. Льготы: политико-правовой анализ// Общественные науки и современность. 1996. № 3.
- Милтон Фридман. Капитализм и свобода / Пер. с англ. — М.: Новое издательство, 2005.
- Пансков В.Г. О роли Счетной палаты РФ в системе органов государственного финансового контроля страны // Финансы. 2001. № 9.
- Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. 2002. № 5.
- Петричев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. — Тула: Приокское кн. изд-во, 1994.
- Петров А.Н., Демидова Л. Г. и др. Основы стратегического планирования. — СПб.: Общество Знание, 1998.
- Писарева Е.Г. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных высших учебных заведений / Диссертация на соискание учен, степени канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
- Предложения по совершенствованию общего и отраслевого законодательства в сфере налогообложения образовательных учреждений. — М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.
- Подшибекина Е.Н. Диверсификация источников финансирования в системе образования. / В сб.: Финансирование образования как гарантия реализации прав граждан на образование. — СПб., 1997.
- Правовое регулирование российского образования в период проведения модернизации: организационно-правовые формы, трудовые правоотношения, управление /Под ред. А. И. Вавилова. — М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
- Садовничий В. Заключение // Общеевропейский процесс и Гуманитарная Европа. Роль университетов. — М., 1995.
- Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Вопросы теории и практики. — М.: «Высшая школа», 2005
- Смирнов Е., Щесняк Е. Источники финансирования воспроизводства основных фондов высших учебных заведений: опыт развитых стран// Российский экономический журнал. 2003. № 2.
- Сырых В.М. Образовательное право как отрасль права. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
- Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. — М.: Готика, 2002.
- Тангян С. А. Неолиберальная глобализация. Кризис капитализма или американизация планеты? — М.: Современная экономика и право, 2004.
- Теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М., 2001.
- Проблемы теории права и государства / под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2001.
- Турченко В.Н. Основы стратегии образования / Новая парадигма — императив устойчивого развития: Материалы международного конгресса «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия», 4−9 сентября 1995. — Новосибирск: Институт философии и пр., 1995.
- Толстой Ю.К. К теории правоотношения. JL, 1972.
- Магазинер Я.М. Объект права. Очерки по гражданскому праву. — JL: Издательство ЛГУ, 1957.
- Родионова В.М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: Учебник. — М.: ИД «ФБК ПРЕСС», 2002.
- Рукавишникова И.В. Метод финансового права. — М.: «ОЛМА-ГТРЕСС», 2004.
- Шаммазов A.M., Родионова Л. Н., Ванчухина Л. Л. Экономика высшей школы: опыт, проблемы, пути обновления. — Уфа: Полиграф-комбинат, 1998.
- Шлёнов Ю.В. Планирование и организация научных исследований в высшей школе. — СПб.: Изд-во СПбУЗ 1995.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.
- Шохин С. О. Правовое обеспечение деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ (проблемы и перспективы): Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1999.
- Шохин С.О. Вопросы финансового контроля в Бюджетном кодексе РФ//Финансы. 1997.№ 10.
- Российская правовая политика: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Ма-тузова и А. В. Малько. — М.: НОРМА, 2003.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб.: Офиц. изд. 1997 / Госкомстат России- Редкол.: Соколин В. JL (пред.) и др. М., 1998.
- Рыночное хозяйствование и риски. — СПб.: Наука, 2000.
- Савельева З.А. Венчурные фирмы и их роль в ускорении научно-технического прогресса // Вести. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 1994. Выпуск № 2.
- Федорович В.А., Патрон А. П. США: государство и экономика. — М.: Международные отношения, 2005.
- Фоломъев А.Н. Качественное развитие интеграции науки и производства в условиях современного этапа НТП. М., 1989.
- Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. / под ред. М. А. Поукока, А. Х. Тейлора. М., 1996.
- Финансовое право / под ред. А. А. Ялбулганова. М., 2001.
- Финансовое право / под ред. Н. И. Химечевой. М., 2001.
- Финансовое право / под ред. О. Н. Горбуновой. М., 2002.
- Финансирование образования: организационно-правовые проблемы / Под ред. А. Н. Козырина. — М.: Центр образовательного законодательства России, 2002.
- Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. / Под ред. М. А. Поукока, А. Х. Тейлора. М., 1996.
- Фурсенко А.А. От состояния высшего образования зависит будущее страны //Библиотечка Российской газеты". 2005. Выпуск № 20.
- Федорова М.Ю. Образовательное право: Учебное пособие для вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Халфина P.O. К вопросу о предмете и системе советского финансового права. / Вопросы советского административного и финансового права. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1952.
- Хнмичева Н.И. Субъекты советского бюджетного права. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979.
- Цыпкин С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. — М.: Изд во Московского университета, 1983.
- Чичилев М.Е. О роли Счетных палат в бюджетном процессе //Финансы. 1999. № 8.
- Федоров КБ., Волченко В. Н. Проблемы образования и научные парадигмы XXI века // Философия образования. М., 1996.
- Шкатулла В.И. Образовательное право. — М.: Норма, 2001.
- Экономика образования в зеркале статистики: новые данные. Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования», № 6 (14). —М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
- Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. 1997. № 6.
- Янковская Н.А. Некоторые общие закономерности развития российского образования // Magister = Магистр. —М., 1998. № 4.
- Ялбулганов А.А. Государственный финансовый контроль // Материалы научно-практической конференции «Пять лет региональному законодательству». Тюмень, Тюменская областная Дума, 1999.
- Ялбулганов А.А. Финансовый контроль как правовой институт: основные этапы развития // Правоведение. 2000. № 3.