Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Финансово-правовые институты в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одна из важнейших задач реформирования нормативно-правовой базы финансовой деятельности в сфере высшего и послевузовского образования состоит в четком разграничении отраслевой принадлежности соответствующих правовых норм. Ранее применявшаяся практика, в соответствии с которой финансово-правовые нормы включались в структуру актов законодательства об образовании, приводила к многочисленным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основы правового регулирования финансовых отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования
    • 1. Роль и место финансово-правовых институтов в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования
    • 2. Совершенствование механизма правового регулирования финансовых отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образовния
  • Глава 2. Финансово-правовые аспекты развития законодательства Российской Федерации о высшем и послевузовском образовании
    • 1. Правовая основа финансирования высших учебных заведений
    • 2. Основные направления налоговой политики в сфере высшего и послевузовского профессионального образования и их реализация
    • 3. Финансовый контроль в сфере высшего и послевузовского профессионального образования

Финансово-правовые институты в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Высшее профессиональное образование в Российской Федерации носит массовый характер. Его роль в социальном и экономическом развитии государства является общепризнанной. Более того, успехи практически всех крупномасштабных начинаний в нашей стране, в том числе и политических, не в последнюю очередь, зависят от того, насколько успешно будет развиваться отечественное высшее образование.

От состояния образовательной системы во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое благополучие, уровень благосостояния в обществе.

Образование в целом, и высшее образование в частности, всегда находились и продолжают оставаться в центре первоочередных государственных интересов.

Что касается высшего и послевузовского образования, то его значение играет особую роль для формирования экономической политики Российской Федерации. С ним связываются надежды на модернизацию российской экономики и увеличение темпов экономического роста.

Образовательная реформа, развернувшаяся в Российской Федерации, происходит одновременно с другими крупномасштабными системными преобразованиями — административной, налоговой и бюджетной реформами, реформой местного самоуправления и т. д. Однако, пожалуй, ни одна из перечисленных реформ не вызывает столько критики, сколько приходится ее на долю реформы образования. Не вдаваясь в суть острой полемики, охватившей в последние годы научные круги, университетское сообщество и средства массовой информации в связи с планами преобразований российской системы образования, отметим, что обязательным требованием к их проведению должны стать, во-первых, сохранение всего лучшего, что накопилось в отечественном образовании за столетия его существования, — того, что позволило советскому, а затем и российскому образованию занимать лидирующие позиции в мирево-вторых, незыблемость конституционного права граждан на получение образованияв-третьих, нацеленность реформы образования на улучшение качества жизни и подъем российской экономикив-четвертых, интеграция российского образования в единое европейское образовательное пространство.

Добиться реализации тех целей, которые поставлены сегодня перед российским образованием, можно только при условии надлежащего финансирования. Финансирование образования — важнейшая материальная гарантия реализации конституционного права на образование.

Расходы на высшее и послевузовское образование — весомая часть государственных расходов федерального бюджета. Если еще несколько лет назад на повестке дня в качестве первоочередной, одной из самых острых и животрепещущих проблем стояла проблема хронического недофинансирования, то сейчас акцент переносится на проблемы эффективности государственных расходов на высшее образование, обеспечения прозрачности механизма финансирования и осуществления аудита эффективности государственных расходов на образование. В этой связи особое звучание приобретает позиция министра образования и науки Российской Федерации, который считает, что «искусство ради искусства, удовлетворение своего любопытства за государственный счет, без достижения востребованного обществом результата — это в современных условиях неэффективная и малоперспективная стратегия», «необходимо, с одной стороны, сохранить эту „самоценность“ высшего образования, это конкурентное преимущество, определившее наше уникальное позиционирование на мировом рынке знаний как страны с сильным фундаментальным образованием, но, с другой стороны, нашему высшему образованию как системе необходимо добавить прагматическую, прикладную составляющую, что сделает его максимально конкурентоспособным».

1 Фурсенко А. А. От состояния высшего образования зависит будущее страны //Библиотечка Российской газеты. 2005. Выпуск № 20. С. 4.

Новые задачи, стоящие перед системой высшего образования в части совершенствования механизма его финансирования, требуют их скорейшего осмысления, отражения в правовой доктрине, а также в действующем законодательстве Российской Федерации — как финансовом, так и образовательном.

Все это в конечном итоге и предопределяет актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования выступают финансово-правовые институты, используемые в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования.

Предметом исследования в данной работе являются правоотношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, осуществляемой в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью настоящей работы являются изучение того места, которое финансово-правовые институты занимают в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования, а также использование таких знаний для совершенствования системы управления высшим и послевузовским образованием, механизма его финансирования и соответствующей нормативно-правовой базы.

Для достижения этой цели диссертантом были поставлены следующие задачи:

— определить понятия «государственное регулирование высшего и послевузовского профессионального образования», «механизм государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования»;

— изучить особенности финансово-правовых институтов, используемых для регулирования отношений, возникающих в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;

— выявить основные направления совершенствования правового регулирования финансовых отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;

— проанализировать правовую основу финансирования высших учебных заведений;

— исследовать основные направления налоговой политики в сфере высшего и послевузовского профессионального образования и особенности их реализации в современных условиях;

— изучить механизм правового регулирования кредитования, оказания материальной поддержки и предоставления грантов в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;

— выявить правовое содержание финансового контроля в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;

— выработать предложения по устранению недостатков в нормативно-правовом регулировании финансовой деятельности высших учебных заведений.

Методология исследования. Система методов, применяемых для раскрытия темы диссертации, определена целями и задачами диссертационного исследования, его объектом и предметом. Методология основывается на системе общенаучных и правовых знаний, на использовании комплекса методов познания. При исследовании ряда аспектов темы диссертационного исследования был использован диалектический метод, а также такие общенаучные методы, как системный подход, сравнительный и нормативно-логический метод, исторический метод и др., специально-юридические методы познания: формально-юридический метод, метод правового прогнозирования и моделирования.

Положения и выводы диссертационного исследования основываются на изучении норм законодательства об образовании, международно-правовых договорах Российской Федерации, затрагивающих сферу высшего и послевузовского профессионального образования, на обобщении соответствующей административной и судебно-арбитражной практики.

Теоретическую базу исследования составляют фундаментальные положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории финансового права (Вороновой JI.K., Грачевой Е. Ю., Карасевой М. В., Козырина А. Н., Кучерова И. И., Пискотина М. И., Ровинского Е. А., Химиче-вой Н.И., Цыпкина С. Д., Ялбулганова А. А. и др.), вопросам организации и финансирования высшего образования (Балыхина Г. А., Ерошина В. И., Кузь-минова Я.И., Шукшунова В. Е. и др.), теоретическим проблемам образовательного права (Кваниной В.В., Насонкина В. В., Сырых В. М., Федоровой М. Ю., Шкатуллы В. И., Ягофарова Д. А. и др.).

Информационную базу диссертационного исследования составили официальные документы Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, аналитические обзоры, отчеты и исследования, подготовленные рядом международных организаций (ОЭСР, ЮНЕСКО, Всемирным банком и др.), российскими научно-исследовательскими центрами (Государственным университетом — Высшей школой экономики, Федеральным центром образовательного законодательства Рособразования и др.), обширный периодический материал и др.

Источниками статистических данных послужили сайт Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университетаВысшая школа экономики (далее — ГУ-ВШЭ) (http://isek.hse.ru/index.html), а также издаваемый ГУ-ВШЭ Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования», информационно-статистические сборники Росстата и др.

Современное состояние исследований по данной теме. Проблема совершенствования системы финансирования высшего и послевузовского профессионального образования активно обсуждается в отечественной научной литературе в связи с реформированием российского образования в целом. В большинстве исследований, посвященных данному вопросу, затрагиваются лишь отдельные аспекты, конкретные практические вопросы, связанные с правовым обеспечением финансирования высшего и послевузовского образования.

Источники, содержащие теоретические разработки, выходящие на проблематику диссертационного исследования, могут быть объединены в несколько групп:

1) теоретические исследования по проблемам реформирования образования:

Балыхин Г. А. Управление развитием образования. Организационно-экономический аспект. — М.: Экономика, 2003;

Вильчек М. И. Российское образование и образование России (К концепции реформирования системы образования: ключевые проблемы и вопрос). -М.: ГУ-ВШЭ, 2001;

Кузьминов ЯМ. Образование и реформа // Отечественные записки. 2002.

2.

Правовое регулирование российского образования в период проведения модернизации: организационно-правовые формы, трудовые правоотношения, управление / Под ред. А. И. Вавилова. — М.: ГУ-ВШЭ, 2003;

Шаммазов A.M., Родионова Л. Н., Ванчухина Л. Л. Экономика высшей школы: опыт, проблемы, пути обновления. — Уфа: Полиграфкомбинат, 1998;

2) теоретические исследования по образовательному праву (включающие, как правило, вопросы правового регулирования экономики и финансирования образования):

Волохова Е. Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. —М.: Готика, 2004;

Кванина В. В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права. —Челябинск, 2004;

Сырых В. М. Образовательное право как отрасль российского права. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000;

Сырых В.М.

Введение

в теорию образовательного права. — М.: Готика, 2002;

Федорова М. Ю. Образовательное право: Учебное пособие для вузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003;

Шкатулла В. И. Образовательное право. — М.: Норма, 2001;

3) научно-практические комментарии законодательство об образовании: Высшее образование — интеллектуальный потенциал страны. Постатейный комментарий Федерального закона о высшем образовании / Под ред.

A.Н. Козырина, В. В. Насонкина. — М.: Библиотечка «Российской газеты», 2005. Выпуск № 20.

Комментарий к Закону РФ «Об образовании» / Под ред. А. Н. Козырина,.

B.В.Насонкина // Справочная правовая система Консультант Плюс. Комментарии законодательства, 2005;

Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Под ред. В. М. Сырых, Е. В. Буслова. — М.: Юстицинформ, 1998;

Комментарий к Закону РФ «Об образовании» / Под ред. В. И. Шкатуллы. — М.: Юристъ, 1998;

4) теоретические исследования по вопросам финансирования образования и правового регулирования финансовых отношений в образовательной сфере:

Балашов Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996;

Васильев Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. — СПб.: Изд-во «Лань», 2001;

Ерошин В. И. Экономика образования: проблемы и перспективы. — М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997;

Козырин А. Н. Финансовые гарантии прав граждан на образование // Гражданин и право. 2001, № 2, № 3;

Козырин А.Н. Финансово-правовая проблематика регионального законодательства об образовании // Правоведение, 2001, № 2;

Писарева Е. Г. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных высших учебных заведений / Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук. — Саратов, 1998;

Предложения по совершенствованию общего и отраслевого законодательства в сфере налогообложения образовательных учреждений. — М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003;

Финансирование образования: организационно-правовые проблемы / Под ред. А. Н. Козырина. — М.: Центр образовательного законодательства Минобразования России, 2002.

Новизна исследования. Реформа российского образования не подкреплена соответствующими доктринальными разработками в области правового регулирования финансирования высшего и послевузовского профессионального образования. Отмеченный недостаток и призвано компенсировать настоящее диссертационное исследование, обнаруживающее преимущества междисциплинарного подхода. Диссертант исследует пограничные зоны, области, находящиеся на стыке права и экономики (финансов), финансового и административного права, финансового и образовательного права и т. д.

Новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем на основе действующих нормативных правовых актов и с учетом сформировавшейся административной и судебно-арбитражной практики впервые предпринята попытка комплексного анализа места и роли финансово-правовых институтов в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского образования.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Раскрывается понятие механизма государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования, в которое включаются следующие основные элементы:

1) институты, осуществляющие государственное регулирование в сфере высшего и послевузовского профессионального образования {институциональная составляющая);

2) нормативные и иные правовые акты, регулирующие сферу высшего и послевузовского профессионального образования (нормативная составляющая) ;

3) формы, методы и инструменты государственного регулирования в сфере высшего и послевузовского профессионального образования (функциональная составляющая).

Суть данного понятия раскрывается через сравнение его с такими понятиями, как «государственная политика», «государственное вмешательство», «государственное управление» высшим и послевузовским профессиональным образованием.

2. Обосновывается тезис о том, что проводимая в настоящее время в Российской Федерации образовательная реформа не может быть сведена исключительно к реформированию самой системы образования и государственного управления образованием. Реформа должна идти параллельно и в организационно-правовом, и в финансово-бюджетном направлении.

3. Определяется одна из важнейших задач реформирования нормативно-правовой базы финансовой деятельности в сфере высшего и послевузовского образования, состоящая в четком разграничении отраслевой принадлежности соответствующих правовых норм. Ранее применявшаяся практика, в соответствии с которой финансово-правовые нормы включались в структуру актов законодательства об образовании, приводила к многочисленным столкновениям норм образовательного права и финансово-правовых норм, содержащихся в различных актах бюджетного и налогового законодательства. Формируемая в настоящее время концепция финансового закона исходит из того, что финансово-правовые нормы должны содержаться исключительно в актах финансового законодательства. Акты законодательства об образовании могут содержать нормы-целеполагания, отражающие общие направления финансовой и налоговой политики государства в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, а также нормы, воспроизводящие (повторяющие) нормы, уже содержащиеся в актах финансового законодательства.

4. Диссертантом определяется понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований в сфере высшего и послевузовского образования как объект финансово-правового регулирования. Такая деятельность представляет собой процесс планового собирания, распределения и использования денежных фондов с целью практической реализации образовательной функции государства. Основополагающими принципами такой деятельности являются законность, обоснованность, целенаправленность и эффективность движения денежных средств. Реализация вышеназванных принципов предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины — обязательного для всех организаций, учреждений, должностных лиц порядка осуществления финансовой деятельности.

5. Диссертантом выделены основные финансово-правовые институты, используемые государством при регулировании отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, исследованы особенности их применения в образовательной сфере:

• правовое регулирование финансирования высших учебных заведений, а также иных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования;

• правовое регулирование налогообложения высших учебных заведений, а также иных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования;

• правовое регулирование кредитования в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;

• правовое регулирование оказания материальной поддержки и предоставления грантов в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;

• правовое регулирование платной образовательной деятельности и иной деятельности, приносящей доходы;

• финансовый контроль в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.

6. Определена структура механизма финансового обеспечения высшего профессионального образования, которая должна включать в себя:

• финансирование текущих расходов вузов на основе дифференцированных нормативов с использованием государственных именных финансовых обязательств или иных схожих по своей природе инструментов;

• финансирование стипендий и иных социальных выплат в сфере высшего профессионального образования;

• финансирование подготовки специалистов для государственных и муниципальных нужд на основе субсидий и субвенций;

• финансирование развития вузов на основе среднесрочных (3−5 лет) программ;

• финансирование проводимых вузами научных исследований;

• финансирование специального пакета для ведущих вузов;

• государственную поддержку образовательных кредитов на получение высшего профессионального образования;

• предоставление налоговых льгот вузам, а также физическим и юридическим лицам, вкладывающим средства в подготовку специалистов, оказывающим высшему профессиональному образованию материальную поддержку.

7. Выявлены недостатки тактики организационно-правовых преобразований в сфере финансирования высшего и послевузовского профессионального образования. Вместо комплексного подхода к данному вопросу, Правительство Российской Федерации ограничилось разработкой предложений по организации бюджетного финансирования, на долю которого приходится, по разным оценкам, всего лишь 30−45% выделяемых обществом ресурсов.

Более полнокровная в финансовом отношении система ресурсного обеспечения высшего профессионального образования предполагает создание дополнительных источников и каналов финансовой поддержки и вуза, и студента. Государственная поддержка не сводится только к прямому бюджетному финансированию, что возможны и другие формы (каналы) — субсидии, налоговые льготы и освобождения, замещение части налогов трансфертами предприятий, направляемых вузам, предоставление гарантий и т. д. Автономия вузов, в т. ч. и в финансовой сфере, позволяет им получать доходы от научной, экспертной, инновационной, непрофильной деятельности, от использования активов и, конечно, от все более разнообразных образовательных услуг. Источниками пополнения средств могут стать попечители и спонсоры, различного рода ассоциации выпускников, агентства, фонды и т. д. Значительным резервом пополнения средств является кредитование (бюджетное, банковское).

8. Обосновывается необходимость при формировании законодательства, регулирующего вопросы финансового обеспечения высшей школы, исходить из требования диверсификации моделей финансирования высшего и послевузовского профессионального образования, что в свою очередь предполагает:

— персонификацию бюджетных ресурсов путем введения подушного финансирования;

— переход к административной и финансово-экономической автономии образовательных учреждений;

— введение «двухсекторного» бюджета, который включает нормативное бюджетное финансирование согласно подушному принципуа также бюджет для развития образовательных учреждений на основе выставляемых на тендер проектов, финансируемых совместно с государством.

9. Проанализированы особенности правового регулирования нормативного бюджетного финансирования образовательной деятельности вузов, формой которого являются ГИФО. Исследованы особенности правового регулирования нормативного финансирования в зависимости от вида ГИФО (ГИФО, категории которых устанавливаются по результатам ЕГЭГИФО для победителей предметных олимпиад и творческих конкурсовГИФО для военнослужащих, отслуживших в Вооруженных силах Российской Федерации положенный срок по контракту, и т. д.). Представлены финансовые инструменты, способные стать альтернативой введению ГИФО — использование образовательных кредитов в сочетании с различными формами финансовой помощи, оказываемой высшим учебным заведениям, их работникам и обучающимся.

10. Обосновывается положение о том, что необходимым условием эффективности правового регулирования финансовых отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования выступает финансовый контроль, являющийся частью единого механизма государственного контроля. Являясь самостоятельной функцией управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, финансовый контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений. Важным направлением развития правовой базы финансового контроля в сфере высшего и послевузовского образования является переход к практике аудита эффективности, предполагающего анализ эффективности бюджетных расходов в связи с определением результативности исполнения государственных программ в сфере образования.

Практическая значимость результатов исследования определяется актуальностью поднятых в диссертации проблем, ориентированностью всей работы на совершенствование финансово-правовых институтов, применяемых в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования. Решение выявленных в работе проблем должно содействовать повышению эффективности финансовой деятельности государства в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.

Полученные результаты исследования могут послужить дальнейшему развертыванию теоретических исследований, посвященных оптимизации правового регулирования финансово-экономических отношений, возникающих в сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Выводы диссертации могут быть использованы при выработке новых подходов к механизму государственного регулирования образовательных отношений в Российской Федерации в связи с принятым курсом на вхождение России в единое европейское образовательное пространство (присоединение России к Болонскому процессу).

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в законопроектной работе, а также при чтении курсов «Финансовое право», «Бюджетное право», «Образовательное право», при подготовке учебных и учебно-методических пособий по указанной проблематике.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации получили апробацию в различных формах: опубликование основных тезисов диссертации в научных и учебно-методических работах: комментариях, научных и научно-практических статьях в журналах «Налоговый вестник», «Аудитор», «Налоги и налогообложение», «Внешнеторговое право», «Закон», учебном пособии «Налоговое право» (М.: Ось-89, 2006, 11 п.л.), монографии «Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития» (М.: Ось-89, 2006, 9,0 п.л.) и др. (общим объемом 27,7 п.л.) — чтение лекций и проведение семинарских занятий по курсам «Финансовое право», «Налоговое право» на правовом и экономическом факультетах Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ).

з) выводы и предложения.

Отчет по итогам проверки подписывается аудитором Счетной палаты Российской Федерации.

Так, в Отчете по итогам совместной проверки финансово-хозяйственной деятельности Российско-Таджикского (Славянского) Университета (г. Душанбе)1 в качестве цели проверки зафиксировано: «проверить финансово-хозяйственную деятельность Российско-Таджикского (Славянского) Университета за период 2002;2003 годов». В качестве предмета проверки определены документы по полноте поступления и использованию средств бюджетов Российской Федерации и Республики Таджикистан, выделенных в рамках.

1 Бюллетень Счетной палаты РФ. 2004. № 9. С. 157−166. межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области образования, а также документы по организации учета, использования и распоряжения объектами недвижимости данного Университета.

Результаты контрольного мероприятия по проверке Российско-Таджикского (Славянского) Университета касаются следующих вопросов:

— финансирование Университета;

— внебюджетная деятельность Университета;

— учебная деятельность Университета;

— аспирантура и научная деятельность Университета;

— социальная защита студентов;

— материально-техническая база Университета;

— состояние бухгалтерского учета;

— дебиторская и кредиторская задолженность.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата Российской Федерации направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений.

Так, в уже упомянутом Отчете о проверке Российско-Таджикского (Славянского) Университета аудитор Счетной палаты Российской Федерации В. П. Горегляд в качестве предложения сформулировал: «В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков в работе представляется целесообразным направить информационные письма с приложением отчета о результатах проверки в Правительство РФ, Российско-Таджикского (Славянского) Университета, Комитет государственного финансового контроля Республики Таджикистан, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ"1.

В случаях выявления в ходе проверки и ревизии фактов хищения государственных средств и иных злоупотреблений Счетная палата Российской.

1 Бюллетень Счетной палаты РФ. 2004. № 9. С. 166.

Федерации передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы. При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности, наносящих ущерб Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации имеет право давать руководству проверяемых предприятий, организаций и учреждений обязательные для исполнения предписания. Такое предписание может быть обжаловано в судебном порядке. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты Российской Федерации по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых лиц. Таким образом, Счетная палата Российской Федерации на федеральном уровне осуществляет внешний государственный финансовый контроль за использованием федеральных бюджетных средств, выделенных на высшее и послевузовское образование. Иными словами, это контроль за исполнением финансового законодательства Министерством образования и науки Российской Федерации. Так, Счетная палата Российской Федерации в настоящее время уделяет первостепенное внимание реализации обозначенных Президентом Российской Федерации национальных проектов в сфере образования. Прежде всего, планируется, что финансовый контроль будет проводиться с точки зрения аудита эффективности, а по некоторым параметрам и под углом стратегического аудита.

Аудит эффективности позволяет определять эффективность деятельности органов государственной власти, результативность действующих правил, норм или программ управления финансами в государственном секторе с позиции достижения конечных результатов в социальной, экономической или иных сферах. Он не исключает, а наоборот, предполагает контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, состоянием учета и отчетности, за сохранностью государственного имущества, целевым использованием бюджетных средств.

В России в настоящее время аудит эффективности, с учетом российских реалий, представлен: аудитом эффективности использования государственных средстваудитом эффективности использования государственной собственностиаудитом эффективности налогового администрирования. Последний определяется в статье 2 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», предусматривающей контроль за обоснованностью доходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и своевременным их исполнением. Такая же норма существует и в региональных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

Дальнейшее внедрение аудита эффективности в России требует проведения комплекса контрольных мероприятий для оценки деятельности исполнительной власти и в отношении мобилизации денежных средств и накоплений в централизованные и децентрализованные фонды, и в отношении их эффективного использования, а также изменения процедуры планирования бюджета, которое должно начинаться не с определения смет отдельных бюджетных организаций, а с анализа общественных потребностей, определения национальных приоритетов, четко фиксировать результат и пути его достижения. В области образования в России установлены следующие стратегические цели:

— обеспечение доступности качественного образования всем слоям населения и во всех регионах России как фактор социальной мобильности и снижения уровня социально-экономической дифференциации в обществе;

— обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в современных профессиональных кадрах;

— создание условий как для повышения уровня фундаментальности образовательных программ, так и для развития непрерывного образования;

— создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Возрастание роли аудита эффективности как новой формы государственного финансового контроля обусловлено также тем, что он обеспечивает информацию законодательным органам о качестве управления государственными финансовыми ресурсами и возможность осуществления действенного парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Результаты аудита эффективности помогают и руководителям государственных образовательных организаций внедрять в их деятельность современные методы работы, повышающие качество управления образованием, позволяющие достичь более высокой социальной результативности использования получаемых ими средств и более эффективно решать значимые для общества социально-экономические проблемы.1.

К июню 2006 года планируется завершение проверки использования средств федерального бюджета в целях интеграции науки и образования. Результаты такой проверки повысят эффективность использования финансовых ресурсов, выделяемых высшему образованию. Необходимо отметить, что в последнее десятилетие системе образования настойчиво предлагалось «кусачим» эффектом решать вопросы по приведению фактических расходов в соответствие с выделенными бюджетными ассигнованиями. При этом задача осложнялась тем, что приоритетные направления развития системы не были подкреплены финансовыми ресурсами. Стало очевидным, что безупречное с правовой точки зрения отраслевое законодательство придется выполнять в пределах той доли бюджета, которая предназначена на предоставление бесплатных образовательных услуг населению. И это на фоне того, что в сфере образования по прежнему остаются велики материальные потери, непроизводительные затраты, мало внимания уделяется изысканию внутренних резервов для обеспечения режима экономии.

1 Степашин С. В., Двуреченских В. А., Чегринец Е. А., Черпавин ЮЛ. Власть-Демократия-Контроль. М.: Финансовый контроль, 2005. С. 85−87. См. об этом также: Жуков В. Что такое аудит «эффективности» // Президентский контроль. 2004. № 7- Саунин А. Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Вопросы теории и практики. М.: «Высшая школа», 2005.

Очевидно, что сохранение и развитие образовательной отрасли невозможно без определения приоритетных направлений деятельности и их финансового обеспечения. Среди наиболее важных условий функционирования можно выделить и такие, как выявление и использование новых источников финансированиясоздание организационных и экономических механизмов рационального использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов. При планировании средств необходимо совершенствовать механизмы определения затрат на нужды системы: при финансировании — определить наиболее рациональные схемы финансовых потоковпри использовании бюджета требуется рационализация затрат, определение основных направлений их экономиифинансовый контроль должен способствовать соблюдению установленного порядка расходования средств.1.

Особое место в системе органов общего государственного финансового контроля занимает Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая фактически также осуществляет внешний финансовый контроль, хотя она также как и Минобрнауки России относится к органам исполнительной власти.

Проводимая в России административная реформа, внесла существенные коррективы в организационно-правовую структуру финансового контроля (создан специализированный орган финансового контроля — Росфиннадзор и его территориальные органы, коренным образом изменена система органов и агентов валютного контроля и т. д.). Росфиннадзор наделен широкими контрольными полномочиями.

Он осуществляет контроль и надзор:

— за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

1 См. об этом подробнее: Попова М. И., Михайлова Е. Н. Экономия и эффективность, главные элементы финансовой политики в сфере образования.//Университетское управление: практика и анализ. 1999. № 2 (9). С. 117−119.

— за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

— за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Основной задачей этих органов является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля, в том числе на территории субъектов Российской Федерации. В качестве одной из важнейших функций территориальных органов закрепляется осуществление последующего контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

— проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета (в том числе в образовательных), средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

— проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

— направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;

— осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств и т. д.1.

Одним из основных органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих текущий и последующий финансовый контроль, является Федеральное казначейство.2.

На Федеральное казначейство возложена организация и осуществление оперативного (текущего) контроля за исполнением федерального бюджета Российской Федерации, а также контроль за внебюджетными федеральными средствами. В целях укрепления бюджетной дисциплины Федеральное казначейство при осуществлении финансового контроля наделено следующими правами:

• проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, связанные с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета;

1 См. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2561.

2 См.: Нестеренко Т. Г. О развитии Федерального казначейства. Финансы 2005, № 12- Комягин ДЛ. Федеральное казначейство — из прошлого в будущее // Финансы. 1998. № 5- Комягин ДЛ. Органы, осуществляющие контроль за перечислением доходов бюджетов //Право и экономика. 2000. № 3.

• получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства республиканского бюджета, федеральных внебюджетных фондов;

• требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов устранения выявленных нарушений порядка исполнения бюджета;

• приостанавливать операции по счетам подконтрольных предприятий и учреждений в случае непредставления органам казначейства бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием средств бюджета и внебюджетных фондов;

• изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях бюджетной дисциплины;

• взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

Казначейские ревизии могут проводиться в министерствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, образованных на основе любых организационно-правовых форм, включая совместные предприятия, которые являются главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.

По мнению руководителя Федерального казначейства Т. Г. Нестеренко, за прошедшие годы была проведена большая работа по развитию казначейской системы с целью повышения эффективности управления государственными финансами и контроля за целевым использованием средств федерального бюджета. Целью этой работы является создание условий для: полного и обособленного учета государственных бюджетных и внебюджетных средствэффективного контроля за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доходы бюджетов и целевым характером расходов федерального бюджета, субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетамэффективного управления средствами федерального бюджета на едином счете Федерального казначейства.

Достижение этой цели обеспечивается совершенствованием механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсовупорядочением правовой основы деятельности органов Федерального казначействасовершенствованием их материально-технического обеспечениясозданием и эффективным использованием единой информационной, телекоммуникационной системы Федерального казначейства, с учетом обеспечения безопасности информации.

Большая работа была проведена по созданию современной системы исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Анализ состояния и направлений деятельности органов Федерального казначейства выявил необходимость совершенствования законодательной базы, регулирующей деятельность Федерального казначейства, определения места Федерального казначейства в финансовой системе государства, его задач, структуры, функций, характера взаимоотношений с государственными органами, кредитными организациями, получателями средств федерального бюджета и т. д.1.

В конце 1991 г. была образована одна из наиболее мощных служб финансового контроля — налоговая служба, призванная обеспечить эффективный контроль за полнотой и своевременностью перечисления налогов и сборов в бюджет всеми организациями и физическими лицами. В настоящее время налоговые органы, проверяя за год каждого третьего налогоплательщика, доначисляют значительные суммы причитающихся бюджету средств .

Система налоговых органов, сформировавшаяся после проведения административной реформы, включает в себя Федеральную налоговую службу,.

1 Нестеренко Т. Г. О развитии Федерального казначейства. Финансы 2005, № 12. (Сайт Федерального казначейства).

2 См.: Зерщиков Ю. С., Макрушина О. Ю. Модернизация налоговых органов области — шаг к налогоплательщику // Налоговый вестник. 2001. № 10. С. 48. а также ее территориальные и местные органы (управления и инспекции). Сейчас налоговые органы, задачами которых являются контроль за соблюдением налогового законодательства и проверка полноты и своевременности налоговых платежей, находятся в ведении Минфина России.

Для осуществления своих функций налоговые органы организуют проверку необходимых документов, наделяются правом обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов. В случае непредставления документов налоговый орган имеет право приостанавливать все операции проверяемых организаций и граждан. Документы, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства, могут быть изъяты должностными лицами налоговых органов.

В проведении государственного финансового контроля в сфере высшего и послевузовского профессионального образования участвуют министерства, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющие ведомственный контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В этой области свои контрольные полномочия сохранило Минобрнауки России.

Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Кроме того, Минобрнауки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам,.

Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

Минобрнауки Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации»).

Вместе с тем необходимо отметить, что Минобрнауки России осуществляет ведомственный финансовый контроль только как главный распорядитель и получатель средств федерального бюджета. Так в Положении о Минобрнауки России установлено, что оно не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Ограничения такого же характера предусмотрены и для федеральных служб и агентств, которые находятся в ведении Минобрнауки России.

Другим органом, осуществляющим ведомственный финансовый контроль в области высшего и послевузовского профессионального образования, является Федеральное агентство по образованию, являющееся главным распорядителем средств федерального бюджета в рассматриваемой сфере.

В отличие от общегосударственного, ведомственный контроль проводится в организациях и учреждениях, находящихся в административной (ведомственной) подчиненности от контролирующего органа. В министерствах существуют финансовые и контрольные подразделения, осуществляющие в отношении подчиненных им предприятий и организаций систематический финансовый контроль и периодические документальные ревизии, как правило, не реже одного раза в год.

Внутриведомственный контроль в системе Минобрнауки России представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности учреждений в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Устаревшая нормативная правовая база являлась одним из наиболее серьезных препятствий на пути развития ведомственного контроля, приведших к его ликвидации в целом ряде министерств и других органах управления. В отдельных случаях ведомственный контрольно-ревизионный аппарат переходит на хозрасчетные отношения, создаются контрольные службы типа внутреннего аудита. В системе Минобрнауки России ведомственный финансовый контроль приобретает новые качественные черты, чему способствует и четкая регламентация этой деятельности.

В центральном аппарате Минобрнауки России подразделением, выполняющим функции внутриведомственного финансового контроля, является Департамент экономики и финансов.

В соответствии с Положением о Департаменте экономики и финансов Министерства образования и науки Российской Федерации оно обладает существенными полномочиями, реализуя которые:

— участвует в формировании разделов, подразделов проекта федерального бюджета по федеральным органам исполнительной власти, в отношении которых Министерство является главным распорядителем бюджетных средств;

— согласовывает в установленном порядке с Минфином России материалы, расчеты, обоснования, нормативные документы, формы, предусмотренные методикой по определению направлений бюджетных средств;

— координирует работу по формированию докладов о результатах и основных направлениях деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования;

— доводит годовые и квартальные уведомления о бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета и объемы финансирования расходов до структурных подразделений Министерства и подведомственных бюджетных учреждений;

— регулирует объемы бюджетных обязательств по направлениям расходования средств в пределах лимитов, выделенных Минфином России;

— открывает в установленном порядке счета Министерства, а также осуществляет ведение операций по открытым Министерству счетам, комплекс работ по составлению и ведению реестров бюджетополучателей и регулярному представлению их в Минфин России;

— осуществляет комплекс работ по выдаче генерального разрешения на открытие счетов подведомственным бюджетным организациям для получения средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

— участвует в выработке и реализации государственной экономической и финансовой политики в сфере образования и науки.

Департамент экономики и финансов Министерства образования и науки Российской Федерации разрабатывает предложения и методические рекомендации по вопросам экономики образования, научной и инновационной деятельности, в том числе по совершенствованию механизма финансово-хозяйственной деятельности образовательных и научных учреждений и организацийготовит предложения по вопросам оплаты и нормирования труда работников образования и науки, установления квалификационных характеристик и требований по должностям педагогических работников.

Важным направлением деятельности Департамента экономики и финансов Минобрнауки России является мониторинг бюджетной сети Министерства, подведомственных ему федеральных служб и агентств. Департамент представляет отчеты по мониторингу в Минфин России и проводит мониторинг результативности бюджетных расходов подведомственных Министерству федеральных служб и агентств, учреждений и организаций, а также отдельных наиболее значимых бюджетных учреждений образования и науки. На него возлагается обязанность по ведению оперативного учета и составление финансовой отчетности о поступлении и перечислении бюджетных средств для ежемесячного представления в Счетную палату Российской Федерации и руководству Минобрнауки России.

Анализ финансово-контрольных полномочий Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных служб и агентств позволяет нам утверждать, что их достаточно для того, чтобы контролировать финансовую деятельность всех образовательных учреждений, включая негосударственные. В то же время через организацию финансового и административного контроля они могут способствовать финансовому оздоровлению и привлечению дополнительных средств в образовательные учреждения системы Минобрнауки России. Одним из направлений качественного изменения над-ведомственного и ведомственного финансового контроля в сфере высшего и послевузовского профессионального образования должно стать активное развитие и внедрение аудита эффективности.

Заключение

.

Высшее образование представляет собой один из национальных приоритетов Российской Федерации. Реализуя политику поддержки высшего и послевузовского профессионального образования, государство осуществляет комплекс мероприятий, направленных на регулирование образовательных отношений в целях повышения эффективности и результативности образовательной деятельности.

Проводимая в настоящее время в Российской Федерации образовательная реформа не может быть сведена исключительно к реформированию самой системы образования и государственного управления образованием. Реформа должна идти параллельно и в организационно-правовом, и в финансово-бюджетном направлении.

Административная и образовательная реформы коснулись и объекта финансово-правового регулирования — финансовой деятельности государства и муниципальных образований в сфере высшего и послевузовского образования, под которой понимается деятельность, представляющая собой процесс планового аккумулирования, распределения и использования денежных фондов в целях практической реализации образовательной функции государства. Финансовая деятельность государства и муниципального образования строится в строгом соответствии с принципами законности, обоснованности и эффективности движения денежных средств. При этом реализация вышеназванных принципов предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины — обязательного для всех организаций, учреждений, должностных лиц порядка осуществления финансовой деятельности.

Правовое регулирование финансовой деятельности в сфере высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется посредством финансово-правовых институтов, в которых объединены нормы, регулирующие финансирование, налогообложение высших учебных заведений, а также иных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образованиякредитование, финансовый контроль в сфере высшего и послевузовского профессионального образованияоказание материальной поддержки и предоставления грантов в сфере высшего и послевузовского профессионального образованияплатной образовательной деятельности и иной деятельности, приносящей доходы, и др.

Механизм финансового обеспечения высшего профессионального образования включает в себя финансирование: текущих расходов вузов на основе дифференцированных нормативов с использованием государственных именных финансовых обязательств или иных схожих по своей природе инструментовстипендий и иных социальных выплат в сфере высшего профессионального образованияподготовки специалистов для государственных и муниципальных нужд на основе субсидий и субвенцийразвития вузов на основе среднесрочных программпроводимых вузами научных исследований. Кроме того, в него должны быть включены и разнообразные мероприятия, направленные на государственную поддержку образовательных кредитов на получение высшего профессионального образованияпредоставление налоговых льгот вузам, а также физическим и юридическим лицам, вкладывающим средства в подготовку специалистов, оказывающим высшему профессиональному образованию материальную поддержку.

Уделяя особое внимание совершенствованию финансового механизма в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, Правительство Российской Федерации ограничивается на данный момент разработкой предложений по организации бюджетного финансирования. Более полнокровная в финансовом отношении система ресурсного обеспечения высшего профессионального образования предполагает создание дополнительных источников и каналов финансовой поддержки и вуза, и студента. Государственная поддержка не сводится только к прямому бюджетному финансированию, возможны и другие формы — субсидии, налоговые льготы и освобождения, замещение части налогов трансфертами предприятий, направляемых вузам, предоставление гарантий и т. д. Автономия вузов, в том числе и в финансовой сфере, позволяет им получать доходы от научной, экспертной, инновационной, непрофильной деятельности, от использования активов и, конечно, от разнообразных образовательных услуг. Источниками пополнения средств могут стать попечители и спонсоры, различного рода ассоциации выпускников, агентства, фонды и т. д. Значительным резервом пополнения средств является кредитование (бюджетное, банковское).

Реформирование финансового механизма высшего и послевузовского профессионального образования должно сопровождаться соответствующими изменениями нормативно-правовой базы.

Одна из важнейших задач реформирования нормативно-правовой базы финансовой деятельности в сфере высшего и послевузовского образования состоит в четком разграничении отраслевой принадлежности соответствующих правовых норм. Ранее применявшаяся практика, в соответствии с которой финансово-правовые нормы включались в структуру актов законодательства об образовании, приводила к многочисленным столкновениям норм образовательного права и финансово-правовых норм, содержащихся в различных актах бюджетного и налогового законодательства. Формируемая в настоящее время концепция финансового закона исходит из того, что финансово-правовые нормы должны содержаться исключительно в актах финансового законодательства. Акты законодательства об образовании могут содержать нормы-целеполагания, отражающие общие направления финансовой и налоговой политики государства в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, а также нормы, воспроизводящие (повторяющие) нормы, уже содержащиеся в актах финансового законодательства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ.

АКТОВ, ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. -№ 51. Ст. 4987.

3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 51. — Ст. 4987.

4. Федеральный закон от 22 мая 2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 20. — Ст. 2584.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации.-2002.-№ 32.-Ст. 3662.

6. Федеральный закон от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 18. — Ст. 2649.

7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 18. — Ст. 2629.

8. Федеральный закон от 10 июля 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 17. — Ст. 2489.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1. — Ст. 1.

10.Федеральный закон от 08 августа 2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 22. — Ст. 2278.

11 .Федеральный закон от 07 августа 2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001.-№ 22.-Ст. 2269.

12.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 № 117-ФЗ // ред. по состоянию на 31 декабря 2004.

13.Федеральный закон от 09 июля 1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 24. — Ст. 3176.

Н.Федеральный закон от 23 июня 1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 20. — Ст. 3049.

15.Федеральный закон от 25 февраля 1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 7. — Ст. 1028.

16.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -1998.-№ 31.-Ст. 3824.

17.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. -Ст. 3823.

18.Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 1997. — Ст. 5032.

19.Федеральный закон от 21 июля 1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. -№ 31.-Ст. 3217.

20.Федеральный закон от 15 августа 1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 33. — Ст. 3481.

21.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. -Ст. 2954.

22.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№ 3.-Ст. 238.

23.Федеральный закон от 11 января 1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 1. — Ст. 4.

24.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994.-№ 48.-Ст. 4957.

25.Указ Президента РФ от 09 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 11 (часть I). — Ст. 945.

26.Указ Президента РФ от 20 мая 2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 21 (часть I). — Ст. 2023.

27.Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в российской федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. -№ 32.-Ст. 3438.

28.Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 № 199 «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. -№ 4.-Ст. 438.

29.Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 № 317 «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовым рынкам» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 32. -Ст. 3402.

30.Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 № 307 «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовому мониторингу» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. -№ 31.-Ст. 3098.

31 .Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 № 278 «Об утверждении Положения о федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. -№ 31.-Ст. 3026.

32.Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 8. — Ст. 374.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6.
  2. С. Новые формы инвестиций в условиях переходной экономики // Экономист. 1999. № 3.
  3. В.В. Законодательные проблемы формирования рынка интеллектуальной собственности и вопросы стоимостной оценки этой собственности. СПб. С.-Петербургский филиал Высшей школы экономики, 1999.
  4. С.С. Проблемы теории права. Т.1. Свердловск, 1971.
  5. С.С. Право: опыт комплексного исследования. М., 1999.
  6. И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
  7. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  8. И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный ме-. ханизм. М., 1989.
  9. Г. А. Управление развитием образования. Организационно-экономический аспект. — М.: Экономика, 2003.
  10. Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. — М., 1998. № 3.
  11. Берг К. if новой концепции образования // Международное сотрудничество. 1996. № 2.
  12. А.Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии // Общественные науки и современность. 1998. № 5.
  13. И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. М., 1989.
  14. С.А. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  15. В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975.
  16. А.Д. Организация научно-исследовательской деятельности в вузе в переходный период. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
  17. JI.K. Правовые основы расходов государственного бюджета в СССР. (На материалах союзной республики). — Киев: Вища школа, 1983.
  18. М.И. Российское образование и образование России. (К концепции реформирования системы образования: ключевые проблемы и вопрос). — М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
  19. Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. — М.: ИД «Финансовый контроль», 2005.
  20. С.В. Образование XXI века. Каким ему быть? // Общественные науки и современность. 1999. № 2.
  21. Высшее образование интеллектуальный потенциал нации / Под ред. А. Н. Козырина и В. В. Насонкина. — М.: Библиотечка «Российской газеты», 2005.
  22. Т. С. О системе советского финансового права.// Правоведение. 1975. № 2.
  23. В.А. Методологические и методические основы стратегического планирования региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
  24. Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. — М.: Юриспруденция, 2000
  25. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  26. БаевЛ.М., Никитин А. И. Проблемы создания и самоорганизации территориальных венчурных инновационных комплексов. — Челябинск, 1991.
  27. В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. — М.: Финансы и статистика, 1993.
  28. В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. — М.: Финансы и статистика, 1998.
  29. Е.М., Павлов И. Т. Инвестиционная политика в регионе. — М.: Наука, 1994.
  30. Ю.С., Глухое В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. — СПб.: Изд-во «Лань», 2001.
  31. Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. — М.: Готика, 2004.
  32. Высшее образование интеллектуальный потенциал страны. Постатейный комментарий Федерального закона о высшем образовании /
  33. Под ред. А. Н. Козырина, В. В. Насонкина. — М.: Библиотечка Российской газеты, 2005. Выпуск № 20.
  34. В.И. Экономика образования: проблемы и перспективы. — М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.
  35. Государственные приоритеты Hill и механизм их реализации. Учеб. пособие. РАГС. Каф. теории и практики гос. регулирования рыноч. Экономики /Кушлин В.И., Лебедев В. Г., Фоломьев А. Н., Спицын А. Т. — М., 1995.
  36. Государство и инвестиции: актуальные проблемы макроэкономический политики. Сборник работ / Под ред. д. э. н. Архипова А. И. — М.: Институт экономики РАН, 1998.
  37. Гражданское право / Под ред. М. М. Агаркова и Д. М. Генкина. Т. 1. — М.: Юриздат, 1944.
  38. Гражданское право / Под ред. Е. А. Суханова. Т. 1. — М.: Бек, 1993.
  39. В. Венчурный бизнес в программах НТП // Международное экономическое сотрудничество. М., 1991. № 3.
  40. Л.Г. Стратегия развития в системе управления высшей школой. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  41. Л.Г. Стратегия развития высшего образования в республиках Российской Федерации / И. Я. Яковлев и др. Духовный мир современного многонационального общества: Тезисы докладов научной конференции. — Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1998.
  42. Л.Г. Формирование стратегии развития высшего образования в республиках // Вестник Чувашского университета. 1998. — № 1−2. Ефремов Л. Г. Формирование стратегий управления развитием высшего образования. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  43. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы / СПб. гос. ун-т пед. мастерства и др.- Авт.-сост. Алексашина И. Ю. — СПб., 1995.
  44. .Н. О системе советского финансового права. Труды ВЮЗИ. T.IX.
  45. В.Г., Батурин Л. А., Бутов В. И., Мащенко Ю. А., Уварова Г. Г., Ходарев С. В., Ходарев А. С., Эланский Ю. Г. Экономика социальной сферы. — М.: Издательский центр «МарТ», 2005.
  46. О.С. Спорные вопросы учения о правоотношении. Л., 1963.
  47. Ю.С., Макрушина О. Ю. Модернизация налоговых органов области шаг к налогоплательщику // Налоговый вестник. 2001. № 10.
  48. В.В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права. Челябинск, 2004.
  49. Г. А. Государственное регулирование инвестиционного климата в условиях рыночных преобразований: Автореф. дис. канд. экон. наук /РАГС при Президенте РФ. Каф. теории и практики госрегулирования рыноч. экономики. М., 1997.
  50. А.Н. Финансовые гарантии прав граждан на образование // Гражданин и право. 2001, № 2, № 3.
  51. А.Н. Финансово-правовая проблематика регионального законодательства об образовании // Правоведение, 2001, № 2.
  52. Д.В., Васильева Н. М. Правовое регулирования образования в США/ Под ред. А. Н. Козырина. — М.: Готика, 2005.
  53. Я.И. Образование и реформа // Отечественные записки. 2002. № 2.
  54. И.И., Судков О. Ю., Ореилкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. — М.: АО «Центр ЮрИнфор», 2001.
  55. Комментарий к Закону РФ «Об образовании» / Под ред. А. Н. Козырина, В. В. Насонкина II Справочная правовая система Консультант Плюс. Комментарии законодательства, 2005.
  56. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Под ред. В. М. Сырых, Е. В. Буслова. — М.: Юстицинформ, 1998.
  57. Комментарий к Закону РФ «Об образовании» / Под ред. В. И. Шкатуллы. —М.: Юристъ, 1998.
  58. Наука России в цифрах: 1997. Стат. сб. / ЦИСН. М., 1997.
  59. Наука России в цифрах: 1998. Стат. сб. / ЦИСН. М., 1998.
  60. Наука России в цифрах: 2000. Стат. сб. / ЦИСН. М., 2000.
  61. Наука России в цифрах: 2001. Стат. сб. / ЦИСН. М., 2001.
  62. Наука России в цифрах: 2002. Стат. сб. / ЦИСН. М., 2002.
  63. Наука России в цифрах: 2003. Стат. сб. / ЦИСН. М., 2003.
  64. Наука России в цифрах: 2004. Стат. сб. / ЦИСН. М., 2004.
  65. П.Е. Применение советских правовых норм. — М.: Госюр-издат, 1960.
  66. Интеграция региональных систем образования: Тезисы всероссийской научно-практической конференции 16−18 мая 1995 года / Отв. ред. Н. П. Макаркин. —Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1995.
  67. Образование прорыв в XXI век: Монография / Бессонов Б. Н. и др.- Мое. гос. ун-т коммерции. — М., 1998.
  68. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. — М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 1998.
  69. М.В. Финансовое право. Общая часть. М., 1999.
  70. Л.П., Ефремов Л. Г., Лебедев Е. К., Сидоркина И. Г. Информационные ресурсы в высшей школе. — Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1998.
  71. В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1972.
  72. Л.П., Сергеенков В. Н., Кашурникова ГГ., Ефремов Л. Г. Экономика и государство. — Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1998.
  73. Г. И. Научно-методические основы разработки региональных программ развития образования. — В сб.: Финансирование образования как гарантия реализации прав граждан на образование. — СПб., 1997.
  74. Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год (Отчетный доклад министра образования) // Вестник образования. 1996. № 3.
  75. А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. № 3.
  76. А.В. Льготы и поощрения как важнейшие правовые средства регионального законодательства//Правоведение. 1999. № 1.
  77. А.В. Льготы: политико-правовой анализ// Общественные науки и современность. 1996. № 3.
  78. Милтон Фридман. Капитализм и свобода / Пер. с англ. — М.: Новое издательство, 2005.
  79. В.Г. О роли Счетной палаты РФ в системе органов государственного финансового контроля страны // Финансы. 2001. № 9.
  80. В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. 2002. № 5.
  81. В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. — Тула: Приокское кн. изд-во, 1994.
  82. А.Н., Демидова Л. Г. и др. Основы стратегического планирования. — СПб.: Общество Знание, 1998.
  83. Е.Г. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных высших учебных заведений / Диссертация на соискание учен, степени канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
  84. Предложения по совершенствованию общего и отраслевого законодательства в сфере налогообложения образовательных учреждений. — М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.
  85. Е.Н. Диверсификация источников финансирования в системе образования. / В сб.: Финансирование образования как гарантия реализации прав граждан на образование. — СПб., 1997.
  86. Правовое регулирование российского образования в период проведения модернизации: организационно-правовые формы, трудовые правоотношения, управление /Под ред. А. И. Вавилова. — М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
  87. В. Заключение // Общеевропейский процесс и Гуманитарная Европа. Роль университетов. — М., 1995.
  88. А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Вопросы теории и практики. — М.: «Высшая школа», 2005
  89. Е., Щесняк Е. Источники финансирования воспроизводства основных фондов высших учебных заведений: опыт развитых стран// Российский экономический журнал. 2003. № 2.
  90. В.М. Образовательное право как отрасль права. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
  91. В.М. Введение в теорию образовательного права. — М.: Готика, 2002.
  92. С. А. Неолиберальная глобализация. Кризис капитализма или американизация планеты? — М.: Современная экономика и право, 2004.
  93. Теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М., 2001.
  94. Проблемы теории права и государства / под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2001.
  95. В.Н. Основы стратегии образования / Новая парадигма — императив устойчивого развития: Материалы международного конгресса «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия», 4−9 сентября 1995. — Новосибирск: Институт философии и пр., 1995.
  96. Ю.К. К теории правоотношения. JL, 1972.
  97. Я.М. Объект права. Очерки по гражданскому праву. — JL: Издательство ЛГУ, 1957.
  98. В.М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: Учебник. — М.: ИД «ФБК ПРЕСС», 2002.
  99. И.В. Метод финансового права. — М.: «ОЛМА-ГТРЕСС», 2004.
  100. A.M., Родионова Л. Н., Ванчухина Л. Л. Экономика высшей школы: опыт, проблемы, пути обновления. — Уфа: Полиграф-комбинат, 1998.
  101. Ю.В. Планирование и организация научных исследований в высшей школе. — СПб.: Изд-во СПбУЗ 1995.
  102. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.
  103. С. О. Правовое обеспечение деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ (проблемы и перспективы): Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1999.
  104. С.О. Вопросы финансового контроля в Бюджетном кодексе РФ//Финансы. 1997.№ 10.
  105. Российская правовая политика: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Ма-тузова и А. В. Малько. — М.: НОРМА, 2003.
  106. Российский статистический ежегодник: Стат. сб.: Офиц. изд. 1997 / Госкомстат России- Редкол.: Соколин В. JL (пред.) и др. М., 1998.
  107. Рыночное хозяйствование и риски. — СПб.: Наука, 2000.
  108. З.А. Венчурные фирмы и их роль в ускорении научно-технического прогресса // Вести. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 1994. Выпуск № 2.
  109. В.А., Патрон А. П. США: государство и экономика. — М.: Международные отношения, 2005.
  110. А.Н. Качественное развитие интеграции науки и производства в условиях современного этапа НТП. М., 1989.
  111. Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. / под ред. М. А. Поукока, А. Х. Тейлора. М., 1996.
  112. Финансовое право / под ред. А. А. Ялбулганова. М., 2001.
  113. Финансовое право / под ред. Н. И. Химечевой. М., 2001.
  114. Финансовое право / под ред. О. Н. Горбуновой. М., 2002.
  115. Финансирование образования: организационно-правовые проблемы / Под ред. А. Н. Козырина. — М.: Центр образовательного законодательства России, 2002.
  116. Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. / Под ред. М. А. Поукока, А. Х. Тейлора. М., 1996.
  117. А.А. От состояния высшего образования зависит будущее страны //Библиотечка Российской газеты". 2005. Выпуск № 20.
  118. М.Ю. Образовательное право: Учебное пособие для вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  119. P.O. К вопросу о предмете и системе советского финансового права. / Вопросы советского административного и финансового права. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1952.
  120. Н.И. Субъекты советского бюджетного права. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979.
  121. С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. — М.: Изд во Московского университета, 1983.
  122. М.Е. О роли Счетных палат в бюджетном процессе //Финансы. 1999. № 8.
  123. КБ., Волченко В. Н. Проблемы образования и научные парадигмы XXI века // Философия образования. М., 1996.
  124. В.И. Образовательное право. — М.: Норма, 2001.
  125. Экономика образования в зеркале статистики: новые данные. Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования», № 6 (14). —М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
  126. Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. 1997. № 6.
  127. Н.А. Некоторые общие закономерности развития российского образования // Magister = Магистр. —М., 1998. № 4.
  128. А.А. Государственный финансовый контроль // Материалы научно-практической конференции «Пять лет региональному законодательству». Тюмень, Тюменская областная Дума, 1999.
  129. А.А. Финансовый контроль как правовой институт: основные этапы развития // Правоведение. 2000. № 3.
Заполнить форму текущей работой