Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения правовых основ государственной безопасности Российской Федерации
Необходимо установить законом в обязанности правоохранительных органов, в том числе и органов ФСБ России, по вопросам их ведения, реагировать на критические и разоблачительные материалы средств массовой информации о нарушениях закона, о коррупции, особенно на журналистские расследования, принимать на их основе соответствующие меры, проводить проверку фактов и, если потребуется возбуждать… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Правовые основы государственной безопасности Российской Федерации и система управления в сфере ее обеспечения
- 1. 1. Понятие безопасности Российской Федерации, ее виды, функции и принципы
- 1. 2. Правовые основы государственной безопасности Российской Федерации
- 1. 3. Система управления в сфере обеспечения государственной безопасности Российской Федерации
- ГЛАВА 2. Правовое положение, компетенция и структура Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения правовых основ, государственной безопасности Российской Федерации
- 2. 1. Правовое положение и организационно-правовая структура Федеральной службы безопасности Российской Федерации
- 2. 2. Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения правовых основ государственной безопасности Российской Федерации
2.3. Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере взаимодействия с российскими и иностранными органами и учреждениями, а также с российскими общественными объединениями и гражданами
ГЛАВА 3. Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сферах обеспечения правовых основ контрразведывательной деятельности, противодействия экстремизму и терроризму, борьбы с преступностью и коррупцией, пограничной деятельности, информационной безопасности.
3.1 Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере контрразведывательной деятельности.
3.2 Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и терроризму.
3.3 Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией.
3.4 Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере пограничной деятельности.
3.5 Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности.
Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения правовых основ государственной безопасности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования определяется современной жизне-важностыо обеспечения национальной и государственной безопасности России путем минимизации и устранения внутренних и внешних угроз и их источников в целях осуществления национальных интересов на основе реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N537*, Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446−1 «О безопасности» 2, и целого ряда иных федеральных законов и основополагающих нормативных правовых актов в данной сфере.
В диссертации сделан вывод, что ведущее место в системе федеральных органов исполнительной власти в деле обеспечения национальной и государственной безопасности Российской Федерации принадлежит динамично и эффективно развивающей и укрепляющей свой профессиональный потенциал Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее — ФСБ России), которая представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, осуществляющую в пределах своей компетенции государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации путем осуществления своих основных функций, к которым относятся: контрразведывательная деятельность, противодействие экстремизму и терроризму, разведывательная деятельность, борьба с преступностью и коррупцией, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.
Разработке научных основ и совершенствованию правового регулирова.
1 СЗРФ, 2009, № 20, ст. 2444.
2 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, N15, ст. 769- СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3033- 2005, № 10, ст. 763−2006, № 31, ст. 3427- 2007, № Ю, ст.' 1151- 2008, № 26, сг. 3022. ния национальной и государственной безопасности Российской Федерации уделяется в нашей стране все больше внимания, в том числе правовому статусу и компетенции ФСБ России и ее органов.
Вместе с тем, в законодательстве и научной литературе России по ряду направлений пока полностью не выработан единый понятийный аппарат в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации. Это обстоятельство нередко приводит к неоднозначному пониманию содержания различных дефиниций в теории и создает проблемы в правоприменительной практике. Требует уточнения перечень внутренних и внешних угроз, содержащихся в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Нуждается в дальнейшем совершенствовании компетенция ФСБ России и ее органов безопасности. Необходимо улучшение взаимодействия между ФСБ России и федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами в противодействии экстремизму, терроризму, коррупции, организованной преступности, в обеспечении пограничной деятельности и информационной безопасности, что требует системного их научного осмысления.
Отмеченные и иные проблемы теории, законодательства и правоприменительной практике нуждаются в их дальнейшем научно-теоретическом изучении и оценке с новых современных позиций обеспечения достижений стратегических национальных приоритетов, минимизации и устранения внутренних и внешних угроз, динамичной трансформацией системы международных отношений для выработки соответствующих предложений по совершенствованию правового регулирования компетенции ФСБ России, являющейся основополагающим институтом организации и деятельности органов ФСБ России в сфере обеспечения национальной и государственной безопасности Российской Федерации.
Степень разработанности темы исследования. Юридическая наука уделяет значительное внимание изучению проблем национальной безопасности, безопасности личности, общества и государства, правового статуса и компетенции органов ФСБ России в сфере обеспечения правовых основ государственной безопасности Российской Федерации. В последние годы заметно возросло количество научных трудов в виде отдельных монографий, диссертаций, научных статей, посвященных указанным вопросам.
Изучением основ правового регулирования и правоприменения в сфере обеспечения национальной и государственной безопасности, разработкой их понятий, исследованием внутренних и внешних угроз безопасности и мер по их противодействию, а также деятельности органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации занимались в российской правовой науке такие ученые как: JI.K. Айвар, Р. Н. Байгузин, С. С. Байманов, В. В. Бараненков, М. И. Байтин, В.ГГ. Божьев, A.B. Возжеников, В. Г. Вишняков, JI.B. Воронцова, А. Ф. Галузин, Б. В. Ганюшкин, А. Б. Гвоздев, Ю. С Горбунов, К. Ф. Гуценко, П. С. Дмитриев, А. И. Долгова, И. Л. Дьяченко, М. В. Ильин, Г. В. Емельянов, В. П. Кириленко, Г. Г. Копылов, В. В. Лапаева, В. Н. Лопатин, И. И. Лукашук, В. Я. Насонов, A.B. Опалев, Н. П. Патрушев, А. Ю. Пиджаков, В. И. Попов, A.A. Про-хожев, A.C. Прудников, М. В. Рац, Ю. С. Ромашов, Б. Г. Слепцов, Э. И. Скакунов, C.B. Степашин, A.A. Стрельцов, A.A. Тер-Акопов, A.A. Толкаченко, И. Л. Трунов, И. Н. Харечкин, В. Е. Чеканов, В. Г. Шевченко, К. В. Шундиков и другие.
Вместе с тем, диалектика современных общественных вызовов и потребностей, национальных интересов, внутренних и внешних угроз государственной безопасности и мер по их противодействию выдвигают задачи проведения дальнейшего научного осмысления и выработки адекватных мер по совершенствованию в частности правового регулирования и правоприменительной практике компетенции ФСБ России и ее органов безопасности, как ключевого звена национальной и государственной безопасности страны.
Объектом исследования является система общественных отношений, возникающих в процессе реализации компетенции ФСБ России в сфере осуществления правовых основ национальной и государственной безопасности.
Российской Федерации в части обеспечения контрразведывательной деятельности, противодействия экстремизму и терроризму, борьбы с преступностью и коррупцией, пограничной деятельности, информационной безопасности.
Предметом исследования являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающие как административно-правовое регулирование основ компетенции ФСБ России, так и их применение в сфере осуществления контрразведывательной деятельности, противодействия экстремизму и терроризму, борьбы с преступностью и коррупцией, пограничной деятельности, информационной безопасности, а также научные взгляды и идеи по этим вопросам, изложенные в трудах ученых-юристов.
Цель диссертационного исследования. Целью исследования является выявление, анализ и научное осмысление теоретических и практических проблем в правовом регулировании основ компетенции ФСБ России в сфере обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, разработка путей и способов решения данных проблем.
Для достижения этой цели в диссертации поставлены и разрешаются следующие основные задачи:
— проведение комплексного системного научного анализа федеральных нормативных правовых актов и международных актов в сфере осуществления национальной безопасности? безопасности личности, общества и государства, а также участия в их обеспечении ФСБ России;
— исследовать понятия «национальная безопасность» и «государственная безопасность», их соотношение, в том числе роль и место в их осуществлении ФСБ России и ее органов безопасности;
— проанализировать административно-правовое регулирование основ компетенции ФСБ России, так и их применение в сфере осуществления контрразведывательной деятельности, противодействия экстремизму и терроризму, борьбы с преступностью и коррупцией, пограничной деятельности, информационной безопасности;
— исследовать правовые основы компетенции ФСБ России по взаимодействию и координации с федеральными органами исполнительной власти в сфере осуществления контрразведывательной деятельности, противодействия экстремизму и терроризму, борьбы с преступностью и коррупцией, пограничной деятельности, информационной безопасности, их проблемы и пути возможного совершенствования;
— рассмотреть правовое регулирование компетенции ФСБ России в сфере взаимодействия' с российскими и иностранными органами и организациями, с российскими общественными объединениями и гражданами в сфере осуществления основных направлений по обеспечению правовых основ государственной безопасности Российской Федерации;
— разработать, и предложить конкретные научно-практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования основ компетенции ФСБ России, ее составляющих прав, обязанностей, функций и предметов ведения! ФСБ России в сфере основных направлений по обеспечению государст- -венной безопасности Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили диалектический подход к анализу соотношения общего, особенного и отдельного, общенаучные и частно-научные методы исследования: диалектический, формальнологический, структурно-функциональный, историко-аналитический, системный подход, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический и другие методы. Методология исследования предполагает использование достижений теории национальной и государственной безопасности, науки административного права, теории компетенции, теории федеральных органов исполнительной власти и их взаимодействия.
Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция.
I I.
Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные документы, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, определения Президента Российской Федерации основных направлений внутренней и внешней политики государства, постановления Правительства Российской Федерации, приказы ФСБ России, в том числе совместные приказы" ФСБ России: с другимифедеральнымиорганами: исполнительной власти, принятые по исследуемым вопросам.
Научная новизна? диссертационной" работысостоит в том: что< в ней осуществлено комплексное: системное исследование теоретических и практических проблем в контексте нового характера ряда! современных реальных и потенциальных: внутренних и внешних угроз национальной и государственной безопасности, Российской Федерации, действующей компетенции ФСБ России, как одного из ведущих федеральных органов? исполнительной власти в сфере обеспечения" государственной безопасности Российской Федерации, при осуществлении контрразведывательной деятельности, противодействия" экстремизму ш терроризму,, борьбы с преступностью и коррупцией, пограничной деятельности, информационной безопасности, в результате исследования которых по лучен, ряд теоретических положений и практических выводов, предложений и рекомендацийкоторые, являются новыми или содержат элементы научной новизны, и представляют теоретический и практический интерес.
Предложены авторские определения понятий «административно-правовые основы обеспечения* государственной безопасности Российской Федерации», «компетенции ФСБ России», «экстремизма», «взаимодействия в сфере обеспечения государственной безопасности». Уточнены и дополнены принципы: йформы деятельностиФСБ России. Обоснован ряд предложений? по обновлению нормативных правовых: актов, регулирующих компетенцию ФСБ России.
На защиту выносятся следующие основные выводы и предложения диссертационного исследования:
1. Несмотря на то, что в некоторых научных работах понятие «национальная безопасность Российской Федерации» пока еще продолжает-вызывать сомнения 1 тем не менее, указанный термин отражает сложившиеся реалии,.
1 Андриченко Л. В., Боголюбов С. А., Васильева Л. И., Вишняков В. Г., Гравина А. Л., 9 прочно вошел в научный оборот, что представляется вполне логичным и обоснованным. Будучи объективной реальностьюнациональную безопасность следует признать интегратором безопасности личности, общества и государства Российской Федерации и закрепить ее понятие, систему, принципы, функции, формы в новом Федеральном законе «О национальной безопасности», который должен заменить во многом устаревший Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446−1 «О безопасности» .
2. В связи с тем, что характер реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз информационной безопасности Российской Федерацией постоянно меняется либо видоизменяется как под воздействием политических и социально-экономических, научных и культурных изменений в стране, так и изменений в сфере геополитических и международных отношений^ представляется целесообразным по аналогии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года провести обновление Доктрины информационной безопасности Российской Федерации в которой целый ряд обозначенных внешних и: внутренних угроз с учетом изменившихся условий в стране и в мире, а также возникших новых угроз, в неполной мере адекватны современным реалиям и уже требует уточнения.
На основе обновленной Доктрины информационной безопасности Российской Федерации следует разработать федеральный закон об информационной безопасности Российской Федерации, в котором должна быть определена рассчитанная на длительную перспективу государственная политика в этой сфере.
3. Предложено авторское определение понятия «административно-правовые основы обеспечения государственной безопасности Российской Федерации», которое можно определить как совокупность правовых норм.
Казанцев Н.М., Конюхова Т. В., Минина E. JL, Трикоз E.H., Чертков А. Н. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации //Журнал российского права, 2005, N 2.
1 «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» утверждена Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета, 2000,28 сентября, № 187. принципов, норм-целей, норм-дефиниций, установленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также определенных Президентом Российской Федерации основных направлений внутренней и внешней политики государства, регулирующих наиболее основополагающие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственной безопасности, в соответствии с которыми должны находиться все другие правовые нормы нормативных правовых актов, регулирующих государственную безопасность на всей территории Российской Федерации.
4. Закрепленный в статье 5 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» перечень принципов, исходя из фактического правового регулирования деятельности ФСБ России, следует дополнить принципами: взаимодействия и взаимосвязи с другими федеральными органами исполнительной власти, участвующими в обеспечении безопасностивзаимодействия с общественными объединениями и гражданамиподконтрольности и поднадзорное&tradeорганам федеральной государственной власти, Генеральному прокурору Российской Федерации и уполномоченным им прокурорам.
5. Компетенцию ФСБ России следует определить как совокупность ее прав, обязанностей и предметов ведения, обладающей внутренним единством и взаимосвязью, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
6. В настоящее время, когда Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 15Э-ФЗ 1 в перечень вопросов местного значения всех видов муниципальных образований включено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а.
1 СЗ РФ, 2006, № 31, ст. 3452. также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования, которых в стране действует свыше 24 тысяч, территориальным органам ФСБ России следует обеспечить депутатов представительных органов и должностных лиц муниципальных образований соответствующими методическими материалами по указанным вопросам. Данную проблематику следует включить в программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
7. Необходимо установить законом в обязанности правоохранительных органов, в том числе и органов ФСБ России, по вопросам их ведения, реагировать на критические и разоблачительные материалы средств массовой информации о нарушениях закона, о коррупции, особенно на журналистские расследования, принимать на их основе соответствующие меры, проводить проверку фактов и, если потребуется возбуждать уголовные дела. Это целесообразно закрепить в федеральном законе, чтобы реагирование на критические и разоблачительные материалы средств массовой информации стало системным и действенным рычагом в борьбе с причинами и условиями организованной преступности, терроризма, экстремизма, коррупции, а также причинами и условиями, способствующими реализации реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз безопасности Российской Федерации, исходящим от внутренних и внешних источников опасности.
8. Институт «внесения представлений» органами ФСБ России и пограничными войсками в связи, выявленными ими в процессе оперативно-служебной деятельности причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, следует дополнить правом «внесения официального предостережения» по аналогии с оправдавшейся практикой применения предостережений в деятельности прокуратуры. Эти важные меры предупредительного характера, направленные на предотвращение противоправных деяний, необходимо закрепить в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности» с установлением механизма их осуществления.
9. Предложено авторское определение экстремизма. Экстремизм — запрещенная Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экстремистская деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, совершение и публичное оправдание терроризма, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организацию, финансирование и подготовку указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению.
10. Для того чтобы органы местного самоуправления были не только вправе, но и обязаны в соответствии со статьей 37 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации «осуществлять установленные полномочия органов местного самоуправления в сфере защиты Государственной границы, необходимо ФСБ России инициировать включение указанных полномочий в статьи 14, 15, ^ .Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопросов местного значения либо наделить федеральным законом органы местного самоуправления на приграничных территориях указанными полномочиями в качестве отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования административно-правовых основ компетенции ФСБ России в сфере обеспечении государственной безопасности Российской Федерации вносят определенный вклад в науку административного и информационного права России и могут быть использованы в дальнейших научных разработках.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемые в нем выводы и рекомендации могут быть использованы в правовом регулировании компетенции, организации и деятельности ФСБ России в сфере осуществления контрразведывательной деятельности, противодействия экстремизму и терроризму, борьбы с преступностью и коррупцией, пограничной деятельности, информационной безопасности, также в сфере обеспечения в целом национальной и государственной безопасности Российской Федерации. Результаты исследования также могут быть использованы в учебном процессе — при преподавании учебных дисциплин «Административное право», «Информационное право», «Государственное управление», «Правоохранительные органы».
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена, обсуждена на заседании кафедры государственного и административного права факультета права и экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета и рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
Основные научно-практические положения, выводы и рекомендации диссертации получили отражение в 13 научных публикациях автора, а также в выступлениях на международных и межвузовских научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Международные правовые механизмы защиты прав человека», Санкт-Петербург, 28 мая 2008 года, Российский государственный педагогический университет им. А.И.ГерценаМежвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки: теория и практика», Санкт-Петербург, 27 ноября 2008 года, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университетIX Международной научно-практической конференции «Право на защите прав и свобод человека и гражданина», Москва, 4−5 декабря 2008 года, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Российская академия юридических наукМеждународной научно-практической конференции «Проблемы дальнейшего совершенствования механизма управления правозащитной деятельностью», Санкт-Петербург, 11−12 декабря 2008 года, Санкт-Петербургская академия управления и экономикиМежвузовской научно-практической конференции «Правовые аспекты свободы личности», Санкт-Петербург, 26 января 2009 года, Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзовМеждународной межвузовской научно-практической конференции «Проблемы права в современной России», жданского общества".
A.Д. Градовский утверждал, что «государство, не дающее гражданам ' ничего, даже безопасности, несомненно, вызовет сначала равнодушие, потом вражду народаоно разложится и погибнет или от внешнего врага, поддерживаемого апатией масс, или от внутренних раздоров» 2.
B.В. Путин будучи Президентом Российской Федерации постоянно уделял и теперь уделяет как Председатель Правительства Российской Федерации большое внимание вопросам национальной и государственной безопасности. В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года он отмечал, что «наша внешняя политика направлена на совместную прагматичную и неидеологизированную работу по решению насущных для нас проблем. В более широком плане речь идет об основанной на международном праве, культуре международных отношений — без навязывания моделей развития и форсирования естественного хода исторического процесса. И здесь особую роль приобретают вопросы демократизации международной жизни, новой этики общения государств и народов. А также расширения экономического и гуманитарного взаимодействия между странами.
Современная Россия, восстанавливая свой экономический потенциал и осознавая свои возможности, стремится к равноправным отношениям со всеми странами и не ведет себя высокомерно. Мы лишь отстаиваем свои экономические интересы и используем свои конкурентные преимущества, как это делают все без исключения страны мира. Россия и дальше намерена играть инициативную роль в процессах экономической интеграции на пространстве СНГ. А в более широком плане — и на всем евразийском пространстве. Надо укреплять интеграционные процессы и в ЕврАзЭС, и в Шанхайской организации сотрудничества. Подчеркну: это как раз тот случай, когда экономика является синонимом безопасности, в том числе безопасности наших границ" 3.
1 Маркс К. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. С. 401.
2 Градовский А. Национальный вопрос в истории и литературе // Собр. соч. СПб., 1901. Т. б. С. 31.
3 Российская газета, 2007, 27 апреля, № 90.
Санкт-Петербург, 16−17 апреля 2009 года, Санкт-Петербургский государственный политехнический университетНаучно-практической конференции: «Проблемы юридической науки и образования в современной России», Санкт-Петербург, 5 ноября 2009 года, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет.
Положения и выводы диссертационного исследования использовались автором при проведении занятий по курсу «Административное право».
Структура диссертационной работы. Структура диссертации обусловлена содержанием объекта, предмета и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 11 параграфов, заключения и списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.
1. Антонян Ю. М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998.
2. Барнашов А. М. Некоторые проблемы информационной безопасности и информационного противоборства // Правовые проблемы укрепления Российской государственности. Томск, 2005.
3. Бачило И. Л. Ответственность органов исполнительной власти в условиях информатизации// Административная ответственность. М., 2001.
4. Башкатов Л. Н., Беляев А. Е., Игнатьев A.A., Изоитко С. И., Устинков A.B. Основные проблемы уголовно-правовой оценки проявлений экстремизма и терроризма // Право и безопасность, 2007, № 3−4.
5. Бирюков В. В. Еще раз об экстремизме // Адвокат, 2006, N 12.
6. Бондарь Н. С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете конституционного правосудия, обеспечения социальной справедливости, равенства и прав человека //Законодательство и экономика, 2004, N 4.
7. Вагин O.A., Исиченко А. П., Чечетин А. Е. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). М., «Деловой двор», 2008.
8. Вишняков В. Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005'. № 9.
9. Bye М.А., Гусев B.C., Долгирев Д. В, Молдовян A.A. Информатика: Введение в информационную безопасность. /Под общ. ред. Ml А. Вуса, пре-дисл. Р. М. Юсупова и А. В. Федотова. СПб., 2004.
10. Голик Ю. В. Реинтеграция каю основа национальной безопасности // Журнал российского права. 1998. N 2. C.56?
11. Государственная безопасность России: история и современность / Под общ. ред: Р. Н. Байгузина. Москва: РОССПЭН, 2004.
12. Уголовно-правовая квалификация терроризма: история, теория, и практика. //Журнал российского права, 2006, N 12.
13. Горбунов K) lC. К вопросу о правовом регулировании-противодействия терроризму .//Журнал российского права, 2007, N 2.
14. Горбунов Ю. С. Совершенствование сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом // ВестникМежпарламентской ас- • самблеи государств-участников СНГ, 2007, № Г.
15. Градовский А. Национальный^ вопрос в историии литературе // Собр. соч. СПб., 1901. Т. 6.
16. Долгова А. И. Системные аспекты терроризма и борьбы с ним//Терроризм в Россин и проблемы системного реагирования. М., 2004.
17. Жарова А. К. Сущность и* структура информационного противоборства // Государство и право, 2009, № 2, С. 48−54.
18. Забарчук E.JI. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права, 2008, N 6.
19. Захаренко В. И. Правовое регулирование деятельности Пограничных войск Федеральной пограничной службы России по охране Государственной границы Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 1998.
20. Золотарев В. А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы: Дисс. докт. юрид наук. М.: ВУ, 1999.
21. Игнатюк H.A. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации: Монография М.: Юстицинформ, 2003.
22. Ильгова Е. В. Административно-правовое регулирование информационного взаимодействия органов исполнительной власти с гражданами. Ав-тореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
23. Калмыков Д. А. Информационная безопасность: Понятие, место в системе уголовного законодательства РФ, проблемы правовой охраны: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук. Казань, 2005.
24. Кисляковский A.B. Административно-правовое обеспеченности информационной безопасности: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук. М., 2003.
25. Кириленко.В.П., Пиджаков А. Ю. Современный терроризм — глобальная угроза человечеству. СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2008.
26. Козлов С. С., Тимошенко В. А. Комментарий к федеральному закону от 21 июля 1993 г. N 5485−1 «О государственной тайне». -М., Система Гарант, 2006.'.
27. Косарев М. Н. Новое законодательство о противодействии терроризму //Российская юстиция, 2006, N 10.
28. Кубышкин A.B. Международно-правовые проблемы обеспечения информационной безопасности государства: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук. М., 2002. ;
29. Кочои С. М. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовая характеристика. М., 2005.
30. Лазарев, А. Ю. Проблемы формирования информационного общества в России//Информационное-право, 2005, № 3.
31. Лапаева В. В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства // Законодательство и экономика, 2001, № 10.
32. Лопатин В. И. Информационная безопасность государства и личности// Актуальные проблемы становления правового государства, — СПб, 2003.
33. Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: ЧеловекОбществоГосударство / МВД России. Санкт-Петербургский университет. -СПб, 2000:
34. Медведев Д. А. Выступление на пятом Экономическом форуме в Красноярске 15 февраля 2008 года//Российская газета, 2008, 16 февраля.
35. Меньших A.A. Предупреждение террористических актов по законодательству Франции, Италии и Испании // Журнал российского права. 2003. N 9. ' '. •¦¦••¦••¦¦'• -. ,. «.
36. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права, 2005, N2.
37. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М.^ 2000.
38. Общая теория национальной безопасности / Под ред. A.A. Прохо-жева. М., 2002.
39. Патрушев Н. П. Особенности современных вызов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права, 2007, № 7.
40. Патрушев Н. П. Итоги работы органов федеральной службы безопасности и приоритеты их деятельности // Право и безопасность, 2002, N 1(2).
41. Петренко А. И., Манойло А. В. Информационное противоборство и государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны // Право и политика, 2003, № 9.
42. Пешков М. С. Принципы антитеррористических мер безопасности // Сибирский криминологический журнал. 2006. N 2 (2).
43. Пиджаков А. Ю. Борьба с политическим терроризмом и экстремизмом. СПб., 2003.
44. Пиджаков А. Ю. Государственно-правовое регулирование противодействия коррупции. СПб., 2009.
45. Попов JI. JL, Мигачев Ю. И., Тихомиров C.B. Административное право России: Учебник. М., 2008.
46. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российt 1ской Федерации: Монография / Под ред. проф. А В. Опалева .- М., ЮНИТИ-ДАНА. 2004.
47. Правовое обеспечение безопасности человека: Материалы научной конференции // Государство и право, 1999, N 7.
48. Противодействие политическому экстремизму: теория и судебно-следственная практика // Российская юстиция, 2000, N 1.
49. Прудников A.C. Теоретико-правовые и организационные основы обеспечения безопасности личности. М., 1999.
50. Расторгуев C.B. Информационная война. Проблемы и модели. Экзистенциальная математика. М., 2006.
51. PaTHHOBtAJP., Кроз М. В., Ратинова H.A. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. М., 2005.
52. Рац М. В., Слепцов Б. Г., Копылов Г. Г. Концепция обеспечения безопасности. -М., Касталь. 1995.
53. Рекомендации семинара, проведенного Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности Федерального Собрания Российской Федерации по теме «Научные основы национальной безопасности Российской Федерации». Москва, 24 мая 2005 г.
54. Родачин В. М. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве // Право и безопасность, 2003, № 3.ч.
55. Рыжак Н. И. Правовое регулирование деятельности спецслужб в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Монография, 2-е изд. — М., ЭДАС-ПАК. 2000.
56. Саидов А. Х., Кашинская Л. Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа) // Журнал российского права, 2005, № 12.
57. Сапрыкин С. Ю. Новый закон о противодействии терроризму: комментарий к Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 «ГроссМедиа», 2006.
58. Солодченко B.C., Алексеев Г. В. Информационная безопасность в системе международной безопасности: Анализ норм международного права и российского законодательства // Российская академия юридических наук. Научные труды. Выпуск 3, Том 1. М., 2003.
59. Степашин C.B. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. -СПб., 1994.
60. Тамодлин A.A. Государственно-правовой механизм обеспечения. информационной безопасности личности: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
61. Тенденции преступности, ее организованности, закон и опыт борьбы с терроризмом. Под общей редакцией профессора А. И. Долговой. М., 2006.
62. Терроризм. Правовые аспекты противодействия: Нормативные имеждународные правовые акты с комментариями, научные статьи. / Под ред.iИ.Л. Трунова и Ю. С. Горбунова. Изд. 2-е. М.: Эксмо, 2007. ;
63. Трунов И. Л. Актуальные правовые проблемы борьбы с терроризмом // Право и политика, 2003, № 1.
64. Устинов В. В. Правовое регулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и перспективы ее совершенствования // Государство и право, 2002, N 7.
65. Устинов В. В. Создать общегосударственную систему предупреждения и пресечения экстремизма // Российская юстиция, 2003, N 1.
66. Федотова O.A. Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук. М., 2003.
67. ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: научно-практический комментарий / под ред. В. Н. Ушакова, И. Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006.
68. Хутинаев И. Д. Институционализация органов государственнойвласти Российской Федерации: Автореф. дисс.. д-раюрид. наук. М., 2006.
69. Швецова Т. В. Информационная безопасность, безопасность информации, защита информации: Соотношение понятий// Вестник Московского университета МВД России, 2007, № 2.
70. Шуберт Т. Э. Конституционная безопасность России // Журнал российского права, 1998, N 4−5.
71. Шумилов Н. И. Криминалистические аспекты информационной безопасности: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук. СПб., 1997.
72. Янгал В. Н. Оперативно-розыскное противодействие политическому терроризму. Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2006.
73. Ярочкин В. И., Бузанова Я. В. Теория безопасности М., 2005.