Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфика административно-правового статуса гражданина состоит в многообразии нормативных правовых актов, на основе которых он формируется. Это обусловлено широким кругом регулируемых административно-правовыми нормами отношений, возникающих между гражданами и органами исполнительной власти (их должностными лицами). Особенности российского законодательства об административно-правовом статусе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Сущность административно-правового статуса гражданина
  • Российской Федерации
  • Параграф 1. Административно-правовой статус гражданина
  • Российской Федерации — составная часть правового статуса личности
    • 1. 1. Правовой статус личности и административно-правовой статус личности как общее и особенное
    • 1. 2. Гражданин Российской Федерации как субъект административного права
    • 1. 3. Виды административно-правового статуса гражданина
  • Российской Федерации
  • Параграф 2. Структура административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
  • Параграф 3. Правовые основы административного статуса гражданина Российской Федерации
    • 3. 1. Значение международных актов в формировании административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
    • 3. 2. Законодательство Российской Федерации об административно-правовом статусе гражданина
  • Глава II. Гражданин и исполнительная власть (механизм взаимоотношений)
  • Параграф 1. Административно-правовые отношения с участием граждан
  • Параграф 2. Особенности реализации гражданами прав и свобод, выполнения обязанностей в сфере государственного управления, а также несения гражданами административной ответственности
  • Параграф 3. Гарантии реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления

Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Необходимость научной разработки проблемы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации обусловлена происшедшими за последнее десятилетие радикальными преобразованиями в государственной и общественной жизни страны.

Становление новой российской государственности повлекло за собой процесс формирования совершенно иной правовой системы Российской Федерации, начало которому было положено принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Основной закон страны провозгласил Россию демократическим правовым государством, высшей ценностью в котором признается человек, его права и свободы, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства (статья 2). На смену традиционному приоритету интересов государства и общества над частными, существовавшему долгое время в нашей стране, приходит концепция приоритета личности. Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех государственных органов и их должностных лиц.

Фундаментальные положения Конституции РФ не могли не отразиться на формировании административного законодательства, нормы которого охватывают разнообразный круг общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления и связанных с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Как показывает практика, значительную часть таких отношений составляют административно-правовые отношения с участием граждан. Повседневно во взаимоотношения с органами исполнительной власти и их должностными лицами вступают миллионы граждан. В этой связи государственное управление является одной из сфер государственно-публичной деятельности, где права, свободы и обязанности граждан затрагиваются наиболее часто1.

1 По этому поводу в свое время достаточно точно высказалась Ц. А. Ямпольская: «Гражданин за всю свою жизнь может ни разу не иметь дела с судом, не избираться депутатом, но избежать многочисленных и разнообразных контактов с органами управления он никак не может». См.: Ямпольская Ц. А. Вступит, статья в кн. С. Попович. Административное право. Общая часть. Пер. с сербо-хорват. Ю. С. Гиренко. М., 1968. С. 5.

Прежде всего, на органы исполнительной власти и их должностных лиц возложены обязанности по обеспечению и содействию в реализации прав и свобод граждан. От активной деятельности органов исполнительной власти зависит надлежащее и эффективное осуществление предоставленных гражданину возможностей. Без этого претворение прав и свобод граждан в жизнь было бы невозможно. Вместе с тем, обеспечивая осуществление прав и свобод граждан, государство реализует и задачу, направленную на то, чтобы каждый гражданин выполнял возложенные на него обязанности, а также нес ответственность за свои противоправные действия, наделяя в этих целях органы исполнительной власти необходимыми средствами принудительного воздействия.

Таким образом, государство предоставляет органам исполнительной власти и их должностным лицам большие полномочия в сфере взаимоотношений с гражданами. Их применение нередко связано с ограничением прав и свобод личности. Поэтому, чтобы практика отношений граждан с органами исполнительной власти и их должностными лицами складывалась в соответствии с законом, необходима определенность, которая достигается путем регламентации административно-правового статуса граждан.

В настоящее время проблема административно-правового статуса граждан требует особого внимания. Несовершенство российского законодательства служит одним из существенных препятствий в деле реализации гражданами своих прав и свобод в сфере государственного управления, порождает их нарушение. Негативное воздействие на взаимоотношения граждан с органами исполнительной власти и их должностными лицами оказывают непрофессионализм и некомпетентность многих чиновников, их, зачастую, равнодушное отношение к проблемам граждан. Кроме того, плохая осведомленность граждан о своих законных возможностях, отсутствие у них основ правовой культуры способствует злоупотреблениям администрации в данной сфере.

В такой обстановке весьма своевременным будет определить основные подходы к обеспечению административно-правового статуса личности, изыскать возможности для реального его воплощения на практике. В этой связи исследование вопросов административно-правового статуса граждан в России, а также значимость административного законодательства как средства защиты прав и свобод граждан от произвола органов исполнительной власти и их должностных лиц имеет важное теоретическое и практическое значение.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, которые складываются между органами исполнительной власти (их должностными лицами) и гражданами в процессе реализации последними своих прав и свобод, выполнения возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления, а также претерпевания ими лишений и ограничений административно-правового характера в связи с нарушением порядка реализации прав и свобод либо неисполнением обязанностей.

Предмет диссертационного исследования составляют содержание административно-правового статуса граждан Российской Федерации, его основные компоненты, а также механизм взаимоотношений граждан с органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является комплексное, системное исследование теоретических вопросов взаимоотношений граждан с органами исполнительной власти (их должностными лицами), сравнительный анализ федерального и регионального законодательства о правовом положении граждан в сфере реализации исполнительной власти и выработка практических рекомендаций по его совершенствованию.

В соответствии с указанной целью в процессе настоящего исследования предполагалось решить следующие задачи:

— выявить специфику правового статуса личности в рамках предмета административного права;

— дать определение гражданина Российской Федерации как субъекта административного права;

— рассмотреть структуру административно-правового статуса гражданина посредством анализа основных элементов ее составляющих;

— исследовать виды административно-правового статуса гражданина;

— изучить административное законодательство о правовом положении гражданина в сфере реализации исполнительной власти, очертить круг проблем, связанных с его становлением и формированием в России, предложить меры по его совершенствованию;

— раскрыть специфику административно-правовых отношений с участием граждан, определить их место в административном праве, а также выявить многообразие такого рода административных правоотношений посредством проведения их классификации;

— проанализировать особенности реализации гражданами своих прав и свобод, выполнения возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления, а также претерпевания ими лишений и ограничений административно-правового характера в связи с нарушением порядка реализации прав и свобод либо неисполнением обязанностей.

— рассмотреть гарантии защиты и восстановления прав и свобод граждан в случае их нарушения со стороны органов исполнительной власти или их должностных лиц.

Методологическая. научная и нормативно-правовая база диссертационного исследования. Работа выполнена на основе системного подхода с применением различных методов научного познания. В диссертации использовались приемы формально-логического метода (анализ, синтез, классификация и др.). Для изучения отдельных вопросов темы применялись следующие методы: сравнительно-правовой (например, при исследовании сходства и различия таких правовых явлений как «права» и «свободы» граждан), социологический (например, анкетирование граждан), а также статистический (например, обработка данных о количестве обращений граждан в суд на неправомерные действия органов исполнительной власти и их должностных лиц). С этих позиций изучен весь комплекс проблем и каждый в отдельности вопрос, представленный в диссертации. Использование широкого спектра методов познания позволило диссертанту исследовать объекты целостно и всесторонне в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Научно-теоретическую базу диссертационного исследования составляют, прежде всего, труды отечественных и зарубежных ученых-административистов: А. П. Алехина, В. Н. Артамонова, Д. Н. Бахраха, К. С. Вельского, Г. Брэбана, Ж. Веделя, И. А. Галагана, А. И. Елистратова, М. И. Еропкина, А. И. Иерусалимова, Ю. М. Козлова, А. П. Коренева, И. Ш. Килясханова, В. М. Лазарева, В. В. Малькова, В. М. Манохина, Г. И. Никерова, В. И. Новоселова, Д. М. Овсянко, Г. И. Петрова, J1. J1. Попова, Н. Г. Салищевой, В. Д. Сорокина, М. С. Студеникиной, Ю. А. Тихомирова, Н. Ю. Хаманевой, А. П. Шергина, В. А. Юсупова, Ц. А. Ямпольской, А. Ю. Якимова и др.

Важнейшим источником исследования явились научные положения о правовом статусе гражданина в области теории государства и права и конституционного права, содержащиеся в работах: Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, А. Г. Бережнова, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, В. М. Горшенева, С. Ф. Кечекьяна, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина, В. А. Кучинского, Е. А. Лукашевой, А. В. Малькова, Г. В. Мальцева, Н. И. Матузова, А. В. Мицкевича, В. А. Патюлина, P.O. Халфиной, Д. М. Чечота, Л. С. Явича и др.

Выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, основаны на исследовании норм действующего административного законодательства. В процессе работы над темой диссертации изучено большое количество нормативных актов как федерального, так и регионального значения. Особое внимание диссертанта уделено международно-правовым актам и их значению в формировании административно-правового статуса гражданина.

Автор также ознакомился с проектами федеральных законов, представляющих интерес для изучения темы диссертационного исследования. Кроме того, в работе широко использованы акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, имеющие важное значение для правоприменительной деятельности органов исполнительной власти (их должностных лиц) в сфере обеспечения прав и свобод граждан.

Научная новизна диссертационного исследования. Проблема правового положения гражданина в сфере государственного управления всегда привлекала внимание административистов. Однако научные разработки в этой области не связаны с исследованиями административно-правового статуса гражданина как целостного института административного права. В виде исключения следует назвать работу В. И. Новоселова «Правовое положение граждан в советском государственном управлении» 1976 г., которая внесла значительный вклад в изучение данной проблемы.

Работы ученых в этой области в основном посвящены различным аспектам реализации административно-правового статуса граждан. Правовое положение гра>кданина в рамках административного права рассматривалось и рассматривается либо только применительно к субъективным правам и юридическим обязанностям граждан в государственном управлении (A.M. Абесадзе, В. В. Мальков, Ц.А. Ямпольская), либо только применительно к административной ответственности граждан (И.А. Галаган, Л. Л. Попов, А. П. Шергин, М. С. Студеникина и др.), либо только применительно к гарантиям обеспечения и защиты прав и свобод граждан (В.И. Ремнев, Н. Г. Салищева, Н. Ю. Хаманева и др.).

Анализ работ отечественных ученых позволяет сделать вывод о том, что административно-правовой статус гражданина как самостоятельный правовой институт до сих пор не стал предметом комплексного юридического исследования. В науке административного права практически отсутствуют современные научные разработки, исследующие сущность административно-правового статуса гражданина. Кроме того, до настоящего времени в административном законодательстве отсутствует четкая и исчерпывающая система норм, посвященных вопросам правового положения гражданина в сфере государственного управления.

Отмеченные обстоятельства свидетельствуют о научной новизне настоящего диссертационного исследования, в котором основное внимание уделено всестороннему и комплексному анализу всех аспектов административно-правового статуса гражданина, включая механизм его реализации.

С учетом этого в работе сформулированы следующие основные положения, выносимые на защиту:

— теоретические положения о соотношении административно-правового статуса личности с правовым статусом личности;

— определение понятия «гражданин Российской Федерации» как субъект административного права;

— обоснование классификации различных видов административно-правового статуса гражданина Российской Федерации;

— юридическая характеристика элементов, из которых складывается административно-правовой статус гражданина Российской Федерации;

— определение роли международно-правовых актов в формировании административно-правового статуса гражданина Российской Федерации;

— обоснование положения о том, что административно-правовые отношения с участием граждан составляют доминирующую группу правоотношений в административном праве, их характеристика;

— выделение специального критерия классификации административно-правовых отношений с участием граждан, способствующего выявлению особенностей их содержания;

— исследование специфики реализации гражданами своих прав и свобод, выполнения возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления, а также претерпевания ими лишений и ограничений административно-правового характера в связи с нарушением порядка реализации прав и свобод либо неисполнением обязанностей;

— определение места и роли гарантий защиты прав и свобод граждан от произвола органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическое значение работы состоит, прежде всего, в том, что ее результаты обобщают, развивают и дополняют научные знания об административно-правовом статусе гражданина Российской Федерации. Сформулированные диссертантом выводы могут быть использованы для дальнейшей теоретической разработки концепции административно-правового статуса гражданина Российской Федерации, а также для дополнения соответствующих разделов учебных курсов по административному праву.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в обосновании автором рекомендаций и предложений по совершенствованию российского административного законодательства о правовом положении гражданина Российской Федерации. Рассмотренные в диссертации проблемы, выводы и суждения автора могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти как федерального, так и регионального значения, в процессе функционирования органов местного самоуправления. Материалы диссертационного исследования могут быть полезны для преподавания курсов «Административное право» и «Административная юрисдикция», для подготовки учебных и учебно-методических пособий по соответствующим дисциплинам.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в работах, опубликованных автором. По данной проблематике диссертант выступала с докладами на межкафедральных научно-практических семинарах, проходивших в 2001 году в Вологодском институте права и экономики Министерства юстиции России.

Положения диссертации внедрены в учебный процесс Вологодского филиала Московской государственной юридической академии при проведении лекционных и семинарских занятий по курсам «Административное право», «Административная ответственность», «Административная юрисдикция».

Структура диссертации определяется целью и задачами диссертационного исследования и состоит из ёведения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Многие выводы и сформулированные на их основе предложения диссертационного исследования далеко не бесспорны и носят дискуссионный характер. Диссертант, разумеется, не претендует на исчерпывающее освещение всех аспектов проблемы административно-правового статуса гражданина. Думается, каждый из них заслуживает отдельного теоретического исследования.

Заключение

Исследование сущности административно-правового статуса гражданина Российской Федерации, а также механизма его реализации, позволяет сделать ряд выводов и предложений. Они нашли свое отражение в соответствующих главах и параграфах диссертации и в обобщенном изложении выглядят следующим образом.

1. Особенности административно-правового статуса гражданина обусловлены предметом отрасли административного права, спецификой общественных отношений, участником которых становится гражданин, попадая в сферу действия административно-правовых норм. Административно-правовой статус характеризует гражданина в определенном круге общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере практической реализации исполнительной власти (в широком смысле — в сфере государственного управления). Он отражает наиболее важные и существенные связи гражданина с органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Базу для формирования административно-правового статуса гражданина составляют конституционные нормы, которые закрепляют основы правового статуса личности во всех областях жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере государственного управления.

2. Под гражданином как субъектом административного права можно рассматривать обладающую российским гражданством личность, которую административно-правовые нормы наделили возможностью вступать в административно-правовые отношения, закрепляя за ней комплекс прав, свобод и обязанностей для реализации в сфере государственного управления.

В административно-правовых отношениях гражданин выступает от своего имени — как частное лицо, а не от имени какой-либо организации (государственного или муниципального органа, коммерческой или некоммерческой организации) — как ее представитель. Поэтому, реализуя принадлежащие ему права и свободы и выполняя возложенные на него обязанности во взаимоотношениях с органами исполнительной власти (их должностными лицами), он не находится с последними в государственно-служебных связях.

3. Административно-правовой статус, будучи, в принципе, равным для всех граждан, совпадает не полностью. С позиции теоретического исследования возможно выделение трех его видов: общего, специального и индивидуального.

Общий административно-правовой статус гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которые предоставлены и гарантированы каждому гражданину Конституцией РФ и текущим административным законодательством для реализации их в сфере государственного управления.

Специальные административно-правовые статусы отражают особенности правового положения определенных групп граждан (например, водителей транспортного средства, владельцев огнестрельного оружия, вынужденных переселенцев и др.). Граждане, обладающие такого рода статусом, наделяются специальными правами, льготами, либо на них возлагаются специальные обязанности, которые дополняют и существенно развивают содержание общего административно-правового статуса гражданина.

Индивидуальный административно-правовой статус гражданина включает совокупность персонифицированных прав и обязанностей конкретного гражданина. Если общий и специальные административно-правовые статусы гражданина отличаются стабильностью, они изменяются лишь в нормативном порядке, то индивидуальный административно-правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни гражданина, то есть по его воле.

4. В структурном плане административно-правовой статус гражданина представляет собой систему прав, свобод и обязанностей гражданина, а также административной ответственности, обеспечение реализации которых возложено на органы исполнительной власти и их должностных лиц.

Центральным звеном административно-правового статуса гражданина являются его права, свободы и обязанности. Их специфика состоит в том, что они реализуется гражданином в административных правоотношениях, в которых другой стороной выступает орган исполнительной власти (должностное лицо). Поэтому правам, свободам и обязанностям граждан всегда корреспондируют соответствующие права и обязанности органов исполнительной власти (их должностных лиц).

Одной из особенностей административно-правового статуса гражданина является выделение в нем в качестве самостоятельного структурного элемента административной ответственности гражданина. Административная ответственность гражданина — это ретроспективная ответственность. В структуре административно-правового статуса гражданина административная ответственность представляет собой необходимость принудительного претерпевания гражданином лишений и ограничений личного, морального или материального характера в случае совершения им административного правонарушения.

Определяющее влияние на формирование административно-правового статуса гражданина оказывают и такие правовые явления как гражданство, административная правосубъектность и гарантии. Гражданство является необходимым условием для отграничения административно-правового статуса гражданина от административно-правового статуса других индивидуальных субъектов, находящихся на территории соответствующего государства и подпадающих под его юрисдикцию (иностранных граждан и лиц без гражданства). Административная правосубъектность служит необходимой предпосылкой, условием реализации гражданами своих прав, свобод и обязанностей в сфере государственного управления. Без нее невозможно определить, кто является субъектом административного права, пользуется правами, свободами и обязанностями, а также несет административную ответственность. Гарантии призваны создать благоприятные условия для реализации гражданами своих прав и свобод, а также обеспечить надежные средства защиты в случае их нарушения.

5. Свое юридическое оформление административно-правовой статус гражданина находит в нормативных правовых актах, которые: 1) устанавливают круг прав, свобод и обязанностей гражданина- 2) регламентируют порядок их реализации в сфере государственного управления- 3) закрепляют способы и средства охраны и защиты, а также восстановления нарушенных прав и свобод- 4) устанавливают административную ответственность гражданина, а также порядок ее реализации.

Специфика административно-правового статуса гражданина состоит в многообразии нормативных правовых актов, на основе которых он формируется. Это обусловлено широким кругом регулируемых административно-правовыми нормами отношений, возникающих между гражданами и органами исполнительной власти (их должностными лицами). Особенности российского законодательства об административно-правовом статусе гражданина заключаются в следующем: 1) строится как на федеральном, так и на региональном уровне- 2) состоит не только из законодательных, но и подзаконных актов, издаваемых органами исполнительной власти (их должностными лицами) — 3) включает материальные и процессуальные нормы. При этом, значительную роль в формировании административно-правового статуса гражданина оказывают нормы международного права.

6. Реализация гражданином прав, свобод и обязанностей, составляющих его административно-правовой статус, осуществляется через административно-правовые отношения.

Административно-правовые отношения с участием граждан представляют доминирующую группу правоотношений в административном праве. Посредством вступления в отношения с органами исполнительной власти (их должностными лицами) граждане реализуют принадлежащие им права и свободы и выполняют возложенные на них обязанности. Органы исполнительной власти (их должностные лица), содействуя реализации прав, свобод и обязанностей граждан, осуществляют возложенные на них государством задачи и функции. В процессе деятельности органов исполнительной власти (их должностных лиц) права и свободы граждан становятся реальными и гарантированными, обеспечивается их охрана и защита.

7. Многообразие сферы государственного управления, в рамках которой складываются административно-правовые отношения с участием граждан, обусловливает их классификацию, которую можно строить по самым различным критериям, выработанным в науке административного права. Однако главным в классификации административно-правовых отношений с участием граждан является выделение специального (наиболее существенного) критерия. Таковым служит объект административно-правовых отношений с участием граждан — то, по поводу чего (в связи с чем) возникают правоотношения между гражданами и органами исполнительной власти (их должностными лицами).

В зависимости от объекта административно-правовые отношения с участием граждан подразделяются на следующие основные группы: а) административно-правовые отношения, складывающиеся по поводу реализации гражданами принадлежащих им прав и свободб) административно-правовые отношения, возникающие в связи с выполнением гражданами возложенных на них обязанностейв) административно-правовые отношения, складывающиеся по поводу несения гражданами административной ответственности.

8. Реализация гражданами прав и свобод, выполнение возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления, а также несение гражданами административной ответственности, представляют собой определенные юридические процессы, в результате которых происходит претворение предписаний административно-правовых норм в поведение граждан. Особенность данных процессов заключается в том, что в них, наряду с гражданами, активное участие принимают органы исполнительной власти (их должностные лица).

Реализация многих прав граждан в сфере государственного управления опосредуется такими административно-правовыми институтами как разрешение, регистрация и уведомление. Они связаны с осуществлением гражданами ненарушенных прав и свобод. Особая форма реализации прав гражданвосстановление. Эта форма предполагает защиту нарушенных прав и свобод граждан в административном порядке.

Выполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления также связано с деятельностью органов исполнительной власти (их должностных лиц). В зависимости от содержания возложенных на граждан обязанностей, деятельность органов исполнительной власти (их должностных лиц) заключается либо в содействии гражданам в исполнении их обязанностей, либо в осуществлении контроля (надзора) за надлежащим выполнением ими своих обязанностей.

Неисполнение гражданами обязанностей есть либо правонарушение, либо объективно противоправное деяние, которое влечет за собой возникновение административно-правовых отношений по пресечению неправомерных действий (бездействия) граждан, а также привлечению виновных к административной ответственности.

Процесс реализации административной ответственности гражданина включает совокупность различного рода последовательных действий уполномоченных на то органов исполнительной власти (их должностных лиц), связанных с: а) привлечением гражданина к административной ответственностиб) установлением административной ответственности гражданинав) возложением административной ответственности на гражданина.

9. Реализация прав и свобод граждан в сфере государственного управления нуждается в надлежащем обеспечении, то есть гарантировании.

Система гарантий прав и свобод граждан представляет собой сложный механизм, который объединяет различные средства и способы, обеспечивающие наиболее благоприятные условия для претворения прав и свобод граждан в жизнь.

Гарантии подразделяются на общие и специальные (юридические). Общие гарантии (экономические, политические, духовные, социальные) имеют важное значение в обеспечении административно-правового статуса гражданина. Однако они выступают лишь в качестве условий (предпосылок), способствующих эффективной реализации гражданами своих прав и свобод.

Юридические гарантии находят свое непосредственное выражение в законодательстве посредством установления и закрепления специальных средств и способов осуществления прав и свобод граждан. Реализация юридических гарантий является обязанностью государства. Это следует из статьи 45 Конституции РФ, которая гарантирует государственную защиту прав и свобод граждан. В соответствии с данным положением государство обязано создавать для этого эффективные правовые механизмы устранения любых их нарушений, в том числе допущенных органами исполнительной власти и их должностными лицами.

К юридическим гарантиям защиты прав и свобод граждан в сфере государственного управления можно отнести: судебные, внесудебные и международно-правовые гарантии.

10. Реализация прав и свобод, обязанностей, административной ответственности граждан, зачастую, сопровождается нарушениями, допускаемыми органами исполнительной власти (их должностными лицами). Многие из этих нарушений являются результатом несовершенства административного законодательства в данной сфере.

В этой связи в самое ближайшее время следует: во-первых, провести работу по приведению административного законодательства в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина в соответствие с нормами международного прававо-вторых, привести в соответствие с федеральным законодательством нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие вопросы административно-правового статуса гражданина.

Для решения этой группы проблем необходимо принять целый пакет федеральных законов: «Об альтернативной гражданской службе», «Об обращениях граждан», «О праве граждан Российской Федерации на проведение митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования», «О порядке возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственных власти или их должностных лиц», «Об административных судах в Российской Федерации» и др.

Не менее актуальной в настоящее время является проблема соотнесения отдельных полномочий органов исполнительной власти (их должностных лиц) с личными и иными правами и свободами граждан. Нередко, в законодательных актах регулирование правового статуса гражданина дается в отрыве от правового положения органов исполнительной власти (их должностных лиц), обеспечивающих его реализацию. При этом, если права, свободы и обязанности граждан в нормативных актах закреплены достаточно обстоятельно, то корреспондирующие им права и обязанности органов исполнительной власти (их должностных лиц) практически не обозначены или урегулированы в недостаточной мере. Нормы об ответственности должностных лиц за нарушения прав и свобод граждан носят декларативный характер. В такой ситуации гражданам сложно добиваться эффективной реализации своих прав и свобод, а органам легко их игнорировать.

Кроме того, права органов исполнительной власти (их должностных лиц), нередко, имеют «законодательный приоритет» над личными и иными правами и свободами граждан (особенно в правоохранительной сфере). Государство, создавая систему принуждения и ограничения прав и свобод граждан, зачастую, не предоставляет им равноценной правовой помощи и защиты. Как положительную тенденцию в этой области следует отметить закрепление в проекте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязательного судебного решения для назначения таких видов административных взысканий как возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного гражданину.

Таким образом, в процессе становления административного законодательства акцент регулирующей роли его норм должен быть перенесен с прав государственных органов, должностных лиц на их обязанности по отношению к гражданам, направленные на защиту прав и свобод последних.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные правовые акты:
  2. Устав ООН. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 26 июня 1945 г. Международное публичное право. Сборник документов. Под редакцией К. А. Бекяшева, А. Г. Ходакова. Том 1. М.: «БЕК», 1996.
  3. Всеобщая декларация прав человека. Провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Российская газета, 1998, 10 декабря.
  4. Устав Совета Европы. Принят Советом Европы 5 мая 1949 г. Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы». Собрание законодательства РФ, 1996, № 9, ст. 774−1997, № 12, ст. 1390.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. Ратифицированф Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.
  6. Международное публичное право. Сборник документов. Под редакцией К. А. Бекяшева, А. Г. Ходакова. Том 1. М.: «БЕК», 1996.
  7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Принята Советом ф Европы 4 ноября 1950 г. Ратифицирована Федеральным законом от 30 марта1998. Собрание законодательства РФ, 1998, № 14, ст. 1514- 1998, № 20, ст. 2143- № 44, ст. 5400.
  8. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI, 1993.
  9. Ф 11. Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. Ратифицирован
  10. Федеральным законом от 10 июня 1997 г. Собрание законодательства РФ, 1997, № 24, ст. 2732- № 30, ст. 3596.
  11. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. Ратифицирован Федеральным законом от 1 мая 1999 г. Собрание законодательства РФ, 1999, № 18, ст. 2215- № 47, ст. 5625.
  12. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М.: «Издательство ПРИОР», 1999.
  13. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 52, ст. 1865.
  14. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 1994, № 13, ст. 1447.
  15. Федеральный конституционный закон от 26 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 1995, № 18, ст. 1589.
  16. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 1997, № 1, ст. 1.
  17. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 1997, № 9, ст. 1011.
  18. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г., с последующими изменениями и дополнениями. Первоначальная редакция: Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, № 24, ст. 407.
  19. Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР». Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, № 26- Собрание законодательства РФ, 1995, № 21, ст. 1930- 1996, № 34, ст. 4029.
  20. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Первоначальная редакция: Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, № 27, ст. 909.
  21. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации». Ведомости Верховного Совета РФ, 1992, № 6, ст. 243- Собрание законодательства РФ, 1995, № 7, ст. 496.
  22. Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г.). Ведомости Съезда народных депутатов РФ и
  23. Верховного Совета РФ, 1992, № 30, ст. 1797- Собрание законодательства РФ, 1996, № 3, ст. 150- 1997, № 47,ст.5341.
  24. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» (в редакции Федерального закона от 20 декабря 1995 г.). Собрание законодательства РФ, 1995, № 52, ст. 5110- 2000, № 33, ст. 3348.
  25. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 19, ст. 685- Собрание законодательства РФ, 1995, № 51, ст. 4970.
  26. Таможенный кодекс Российской Федерации. Закон РФ от 18 июня 1993 г. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 31, ст. 1224.
  27. Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Ведомости Верховного Совета РФ, 1993, № 32, ст. 1227.
  28. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. Ведомости Верховного Совета РФ, 1993, № 33, ст.1318- Собрание законодательства РФ, 1998, № 10, ст. 1143.
  29. Федеральный закон от 25 ноября 1994 г. «О ратификации соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства». Собрание законодательства РФ, 1994, № 31, ст. 3192.
  30. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301- 1996, № 9, ст. 773- № 34, ст. 4026.
  31. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире». Собрание законодательства РФ, 1995, № 17, ст. 1462.
  32. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 5 мая 1995 г. Собрание законодательства РФ, 1995, № 19, ст. 1709.
  33. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 1995, № 31, ст.2990- 1999, № 8, ст. 974.
  34. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Собрание законодательства РФ, 1995, № 9, ст. 3648.
  35. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения». Собрание законодательства РФ, 1995, № 50, ст. 4873.
  36. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Собрание законодательства РФ, 1995, № 50,ст.4872.
  37. Семейный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. Собрание законодательства РФ, 1996, № 1, ст. 16- 1997, № 46, ст. 5243- 1998, № 26, ст. 3014.
  38. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне». Собрание законодательства РФ, 1996, № 23, ст.2750- 2000, № 1, ст. 6.
  39. Уголовный кодекс РФ. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. Собрание законодательства РФ, 1996, № 25, ст. 2954.
  40. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Собрание законодательства РФ, 1996, № 34, ст.4029- 1998, № 30, ст. 3606- 1999, № 26, ст. 3175.
  41. Федеральный закон от 26 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике». Собрание законодательства РФ, 1996, № 35, ст.4137- 1998, № 30, ст.3607- 2000, № 2, ст. 162.
  42. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. «Об оружии». Собрание законодательства РФ, 1996, № 51, ст. 5681- 1998, № 30, ст. 3613- № 31, ст. 3834- № 51, ст. 6269- 1999, № 47, ст. 5612- 2000, № 16, ст. 1640.
  43. Федеральный закон от 15 декабря 1996 г. «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства». Собрание законодательства РФ, 1996, № 51, ст. 5683.
  44. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Собрание законодательства РФ, 1997, № 30, ст. 3954.
  45. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния». Собрание законодательства РФ, 1997, № 47, ст. 5340.
  46. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О статусе военнослужащих РФ». Собрание законодательства РФ, 1998, № 13, ст. 1475.
  47. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». Собрание законодательства РФ, 1998, № 18, ст. 1464- № 30, ст. 3613.
  48. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. Собрание законодательства РФ, 1998, № 9, ст. 2069.
  49. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3802.
  50. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3824.
  51. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 1998, № 51, ст. 6270.
  52. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Собрание законодательства РФ, 1999, № 14, ст. 1650.
  53. Федеральный закон от 20 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод». Российская газета, 2001, 23 марта.
  54. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Собрание законодательства РФ, 2001, № 33 (часть 1), ст. 3432.
  55. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Собрание законодательства РФ, 2001, № 33 (часть 1), ст. 3436.
  56. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий идемонстраций в СССР». Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, № 31, ст. 504.
  57. Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». Ведомости Верховного Совета РФ, 1992, № 22, ст. 1216.
  58. Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию». Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, 1994, № 2, ст. 74.
  59. Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 1994, № 11, ст. 1194.
  60. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы». Собрание законодательства РФ, 1996, № 18, ст. 2115.
  61. Указ Президента РФ от 18 октября 1996 г. «Об утверждении Положения о Комиссии по правам человека при Президенте РФ». Собрание законодательства РФ, 1996, № 43, ст. 4886.
  62. Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 1997, № 11, ст. 1301.
  63. Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. «Об утверждении Положения об Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан». Собрание законодательства РФ, 1997, № 14, ст. 1612.
  64. Указ Президента РФ от 29 марта 1998 г. «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека». Собрание законодательства РФ, 1998, № 14, ст. 1540.
  65. Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г. «О мерах по обеспечению права граждан на свободный выезд из Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 1998, № 18, ст. 2021.
  66. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Собрание законодательства РФ, 1998, № 25, ст. 2897.
  67. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Собрание законодательства РФ, 2000, № 20, ст. 2112- № 26, ст. 2748- № 38, ст. 3781- 2001, № 6, ст. 551.
  68. Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 2000, № 33, ст. 3356.
  69. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 г. «О Правилах дорожного движения Российской Федерации». Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, 1993, № 47, ст. 4531.
  70. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Собрание законодательства РФ, 1998, № 8, ст. 963- 1999, № 52, ст. 6416.
  71. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 1998, № 32, ст. 3878.
  72. Постановление Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи». Собрание законодательства РФ, 1998, № 38, ст. 4811.
  73. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. «Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения». Собрание законодательства РФ, 1999, № 49, ст. 6006.
  74. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Собрание законодательства РФ, 1999, № 52, ст. 6396.
  75. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 2000, № 49, ст. 4826.
  76. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 2001, № 3, ст. 235.
  77. Конституция Кабардино-Балкарской Республики. Принята Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 1 сентября 1997 г. Конституции республикв составе Российской Федерации. Сб. документов. Выпуск 3. М.: Издание Государственной Думы РФ, 2000. С. 71 116.
  78. Устав Вологодской области. Принят Законодательным Собранием Вологодской области 3 октября 2001 г. Красный Север, 2001, 23 октября.
  79. Кодекс Свердловской области об административной ответственности от 5 декабря 1997 г. Общероссийская справочная правовая система «Законодательство России. Региональный выпуск».
  80. Закон Свердловской области от 9 января 1998 г. «Об обращениях граждан». Общероссийская справочная правовая система «Законодательство России. Региональный выпуск».
  81. Закон Вологодской области от 7 декабря 1998 г. «Об обращениях граждан». Красный Север, 1998, 16 декабря.
  82. Закон Краснодарского края от 25 февраля 1999 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан в Краснодарском крае». Общероссийская справочная правовая система «Законодательство России. Региональный выпуск».
  83. Закон Хабаровского края от 31 марта 1999 г. «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства на территории Хабаровского края». Общероссийская справочная правовая система «Законодательство России. Региональный выпуск».
  84. Закон Московской области от 2 ноября 1999 г. «Об обращениях граждан». Общероссийская справочная правовая система «Законодательство России. Региональный выпуск».
  85. Закон Вологодской области от 17 января 2001 г. «Об областных нормативных правовых актах». Красный Север, 2001, 13 февраля.
  86. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. «По делу о проверке конституционности частей 1 и 2 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой». Собрание законодательства РФ, 1995, № 18, ст. 1708.
  87. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан». Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, № 3- 1997, № 1- 2000, № 7.
  88. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, № 3.
  89. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ». Бюллетень Верховного Суда РФ, 1996, № 9.
  90. Решение Верховного Суда от 13 марта 1998 г. «О признании недействительным пункт 41 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г., № 831″. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1998, № 7.
  91. Проект Федерального закона „Об обращениях граждан“. Федеральный закон „Об обращениях граждан“ принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 3 декабря 1999 г. Отклонен Президентом РФ 21 декабря 1999 г.
  92. Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс об административных правонарушениях принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 8 декабря 2000 г. Отклонен Президентом РФ 22 декабря 2000 г.
  93. Монографии, учебные пособия, статьи
  94. А.Б. Административная ответственность. Учебник. М.: „Статут“, 2000.
  95. Административное право зарубежных стран. Учеб. пособие. Под ред. А. Н. Козырина. М.: „Спарк“, 1996.
  96. Административное право. Учебник. Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М.: „Юристъ“, 1999.
  97. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: „Юрид. лит.“, 1966.
  98. С.С. Общая теория права. Курс в 2-х томах. Том 2. М.: „Юрид. лит.“, 1982.
  99. Е.А. Социальный статус и активность личности: личность как объект и субъект социалистических отношений. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  100. Н.В. Правовой статус военнослужащих в СССР. Советскоегосударство и право, 1983, № 5. С. 19 27.
  101. Н.В. Правовой статус военнослужащих и его обеспечение. Учеб.пособие. М.: Изд-во Военного Краснознаменного ин-та, 1984.
  102. Д.Н. Система субъектов советского административного права. Советскоегосударство и право, 1986, № 2. С. 41 48.
  103. Д.Н. Административное право. Учебник. М.: „БЕК“, 1993.
  104. Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права. Государство иправо. 1994. № 3. С. 16−24.
  105. Д.Н. Административная ответственность. Учеб. пособие. М.:1. Юриспруденция», 1999.
  106. Д.Н. Административное право России. Учеб. для вузов. М.: «НОРМА1. ИНФРА М», 2000.
  107. К.С. Феноменология административного права. Смоленск: Изд-во Смоленск, ун-та, 1995.
  108. А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  109. С.Н. Субъекты гражданского права. М.: «Госюриздат», 1950.
  110. С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). М.: «Юрид. лит.», 1976. .
  111. ВедельЖ. Административное право Франции. М.: «Прогресс», 1973.
  112. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическомобществе. М.: «Наука», 1979.
  113. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М.: «Юрид. лит.», 1985.
  114. Н.В. Доступ граждан к судебной власти. В кн.: Граждане и органыгосударственной власти. Доступ, информирование и обжалование. М.: «Юристь», 2001. С. 28 37.
  115. Л.Д. Юридический статус личности в России. Учеб. пособие. М.: Изд-во
  116. Московск. ун-та, «ИНФРА М — НОРМА», 1997.
  117. И.А. Административная ответственность в СССР. Государственное и материально-правовое исследование. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1970.
  118. И.А. Административная ответственность в СССР. Процессуальное регулирование. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1976.
  119. В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: «Юрид. лит.», 1972.
  120. Гражданин и аппарат управления. Под редакцией Б. М. Лазарева. Т. 1. М.:1. Наука", 1982.
  121. Гражданин и аппарат управления. Под редакцией Б. М. Лазарева. Т. 2. М.:1. Наука", 1984.
  122. Гражданско-правовое положение личности в СССР. Отв. ред. Н. С. Малеин. М.: «Наука», 1975.
  123. Действующие конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Российская юстиция, 2001, № 5. С. 69.
  124. Е.В. Доказательства в административном процессе. М.: «Юрид. лит.», 1973.
  125. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году. М.: «Юрид. лит.», 2001.
  126. Ел истратов А. И. Должностное лицо и гражданин. В сб.: Вопросыадминистративного права. М., 1916.
  127. М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М.: «Юрид.лит.», 1965.
  128. А.И. К вопросу о понятии административной правоспособностисоветских граждан. Вестник Московского Университета, 1973, № 6. С. 50 56.
  129. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. Под редакцией И. Л. Бачило. М.: «Юристь», 1998.
  130. В.А. Как подать жалобу в Европейский Суд по правам человека. Комментарий к правилам обращения в Суд. М.: «НОРМА», 2000.
  131. В.А. Права человека или претензии к властям? Российская газета, 2001, 27 января.
  132. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958.
  133. И.Ш. Права и свободы граждан в учетно-регистрационной илицензионно-разрешительной деятельности милиции. Омск, 1997.
  134. Ю.М. Предмет советского административного права. М.: «Юрид. лит.», 1967.
  135. Ю.М. Административные правоотношения. М.: «Юрид. лит.», 1976.
  136. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Учебник. М.:1. Юристь", 1999.
  137. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под редакцией Ю.В.
  138. Кудрявцева. М.: «БЕК», 1996.
  139. Конституционный статус личности в СССР. Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: «Юрид.лит.», 1980.
  140. В.В. Реализация субъективных прав граждан. Советское государство и право, 1984, № 3. С. 13 18.
  141. Коренев А. П= Кодификация советского административного права (теоретическиепроблемы). М.: «Юрид. лит.», 1970.
  142. А.П. Нормы административного права и их применение. М.: «Юрид.лит.», 1978.
  143. А.П. Административное право России. Учебник. Часть 1. М.: МЮИ МВД1. России, 1996.
  144. В. Уставные суды во все регионы. Российская юстиция, 2001, № 4. С. 12−14.бО.Кряжков В., Старилов Ю. Административные суды: какими им быть? Российская юстиция, 2001, № 1. С. 18 20.
  145. Г. А., Калинина Л. А. Административная ответственность. Учебное пособие. Нормативные акты. М.: «Юриспруденция», 2000.
  146. А.В. Уголовное право и личность. М.: «Юрид. лит.», 1977.
  147. В.А. Личность, свобода, право. М.: «Юрид. лит.», 1978.
  148. В. От идеи судебного нормоконтроля к административномусудопроизводству. Российская юстиция, 2000, № 9. С. 2 -4.
  149. Н.А. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. М.: Юрид. ин-т МВД РФ, «Книжный мир», 2001.
  150. В.В. Административное законодательство о правах и обязанностяхсоветских граждан. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1968.
  151. Г. В. Социалистическое право и свобода личности. (Теоретические вопросы). М.: «Юрид. лит.», 1968.
  152. В.М. Служба и служащие в Российской Федерации. Правовоерегулирование. М.: «Юристь», 1997.
  153. Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемысубъективного права. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1972.
  154. Н.И., Семенеко Б. М. Исследование проблемы юридическихобязанностей граждан СССР. Советское государство и право, 1980, № 12. С. 28−36.
  155. Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1987.
  156. А.А. Правовое положение личности в советском гражданскомпроцессе. М.: «Наука», 1969.
  157. Т.Ф. Правовое положение осужденных. М.: Права человека, 2000.
  158. М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека иосновных свобод: право и практика. М.: «Юрид. лит.», 2001.
  159. А.В. Субъекты советского права. М.: «Госюриздат», 1962.
  160. Г. И. Административное право США. М.: «Наука», 1977.
  161. В.И. Правовое положение граждан в советском государственномуправлении. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1976.
  162. Юристъ", 1996. 71.0рзих М. Ф. Личность и право. М.: «Юрид. лит.», 1975.
  163. В.А. Государство и личность в СССР (Правовые аспекты взаимоотношений). М.: «Наука», 1974.
  164. Г. И. Советские административно-правовые отношения. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1972.
  165. Г. И. Административная правосубъектность граждан СССР.
  166. Правоведение, 1975, № 1. С. 24 31.
  167. Л.Л., Шергин А. П. Управление. Гражданин. Ответственность. Л.: «Наука», 1975.
  168. Права человека. Учебник для вузов. Под редакцией Е. А. Лукашевой. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  169. В. Компетенция административных судов нам понятна. Российскаяюстиция, 2001, № 6. С. 9- 11.
  170. В.В. О категории «правовой модус» и ее содержании. Государство иправо, 1998, № 4. С. 86 88.
  171. Российское административное право. Учебник. Под ред. В. М. Манохина, В.М.
  172. , Ю.С. Багишаева. М.: «Юристъ», 1996.
  173. Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964.
  174. Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М.: «Наука», 1970.
  175. И.С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М.: «Юрид. лит.», 1971.
  176. Словарь русского языка. Под редакцией А. П. Евгеньева. В 4-х томах. Том 1. М.:1. Русский язык", 1987.
  177. Советское административное право. Харьков, 1929.
  178. В.Д. Административно-процессуальные отношения. Л.: Изд-во1. Ленинград, ун-та, 1968.
  179. В.Д. Административно-процессуальное право. М.: «Юрид. лит.», 1972.
  180. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской
  181. Федерации «О конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации». М.: «Юрид. лит.», 2001. С. 174−208.
  182. Ю.Н. Служебное право. Учебник. М.: «БЕК», 1996.
  183. Ю.Н. Административная юстиция. Проблемы теории. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.
  184. М.С. Конституция общенародного государства. Правоведение. 1979. № 8.
  185. А. Практика подсказывает. Законность, 2000, № 7. С. 23 24. ЭЗ. Студеникина М. С. Административная юстиция: какой путь избрать России?
  186. Российская юстиция, 1996, № 5. С. 35 37. 94. Теория государства и права. Курс лекций. Под редакцией Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: «Юристъ», 1997.
  187. Ю.А. Публичное право. Учеб. для вузов. М.: «БЕК», 1995.
  188. Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: «Юринформцентр», 1998.
  189. Ю.А. Административное судопроизводство в России: перспективы развития. Российская юстиция, 1998, № 8. С. 35 37.
  190. В.А. Права человека и исполнительная власть. Советское государство и право, 1990, № 2. С. 44 52.
  191. Управленческие процедуры. Под редакцией Б. М. Лазарева. М.: «Наука», 1988.
  192. А. Административные суды повысят доступность правосудия. Российская юстиция, 2001, № 6. С. 7 8.
  193. P.O. Общее учение о правоотношении. М.: «Юрид. лит.», 1974.
  194. Н.Ю. Роль омбудсмена в охране прав граждан в сфере государственного управления. Советское государство и право, 1990, № 9. С. 138−148.
  195. Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений. Государство и право, 1996, № 11. С. 10 18.
  196. Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М.: Институт государства и права РАН, 1997.
  197. Н.Ю. Теоретические проблемы административно-правового спора. Государство и право, 1998, № 12. С. 29 36.
  198. Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М.: Академический правовой ун-т при Институте государства и права РАН, 1999.
  199. Н.Ю. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации. М.: Институт государства и права РАН, 2000.
  200. Н.Ю., Салищева Н. Г. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. М.: Академический правовой ун-т при Институте государства и права РАН, 2001.
  201. Н.Ю. Реформа судебной власти: нужны ли административные суды в России? Гражданин и право, 2001, № 5. С. 14 22.
  202. С.В. Личность и международное право. М.: «Международные отношения», 1974.
  203. Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Л.: Изд-во Ленинград, унта, 1968.
  204. А.В., Гущин В. З. Правозащитные функции прокуратуры в постсоциалистическом государстве. Государство и право, 1998, № 5. С. 59−67.
  205. B.C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М.: «Юрлитинформ», 2000.
  206. М. Судебный контроль и прокурорский надзор: не междоусобица, а взаимодействие. Российская юстиция, 2001, № 4. С. 15- 16.
  207. А.П. Административная юрисдикция. М.: «Юрид. лит.», 1979.
  208. А.П. Административная политика в правовом государстве. Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы. (По материалам «Лазаревских чтений»). Государство и право, 1998, № 8. С. 7.
  209. Юридические термины и выражения. Краткий латинско-русский, русско-латинский словарь. Составитель Г. В. Петрова. М.: Изд-во УРАО, 1997.
  210. В.А. Теория административного права. М.: «Юрид. лит.», 1985.
  211. Л.С. Сущность права: Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
  212. А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции. Государство и право, 1996, № 8. С. 100−112.
  213. А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М.: «Проспект», 1999.
  214. Ц.А. О субъективных правах граждан и их гарантиях. В сб.: Вопросы советского государственного права. М., 1959. С. 145−226.
  215. Ц.А. О месте административного права в системе социалистического права. Советское государство и право, 1956, № 9. С. 92 -102.
  216. Ц.А. Вступит, статья в кн. С. Попович. Административное право. Общая часть. Перевод с сербо-хорват. Ю. С. Гиренко. М.: «Прогресс», 1968.1. Авторефераты
  217. Ю.А. Теоретические проблемы административной правосубъектности гражданина. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2000.
  218. И.Ш. Проблемы обеспечения прав и свобод граждан в сфере административной деятельности милиции. Автореф. дисс.. д-ра юрид наук. М., 1997.
  219. Корсик К. А Теория, практика и проблемы правового регулирования статуса иностранных граждан в Российской Федерации (опыт сравнительно-правового исследования). Автореф. дисс. .д-ра юрид. наук. М., 1999.
  220. А.В. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в его обеспечении. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 2000.
  221. А.И. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан в сфере охраны общественного порядка. Дисс. .канд. юрид. наук. М., 1998.
  222. В.Е. Институт административной юстиции в системе административного права. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 1999.
  223. О.М. Административно-правовой статус государственного служащего. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 1999.
  224. Ц.А. Субъекты советского административного права. Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. М., 1958.
Заполнить форму текущей работой