Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Публичный договор в финансовом праве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Публичные договоры подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные). Критериями деления выступают: а) интерес — публичный или имеющий публичное значение частный интересб) многократность или однократность применения договорных нормв) степень определенности адресатов договорных норм — определенные адресаты или неопределенный круг адресатовг) субъектный состав — субъектами нормативных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы публичного договора в финансовом праве
    • 1. Понятие и признаки публичного договора в финансовом праве
    • 2. Классификация публичных договоров
    • 3. Публичный договор как источник финансового права
  • Глава II. Содержание публичного договора в финансовом праве
    • 1. Условия публичного договора в финансовом праве
    • 2. Права и обязанности сторон публичного договора в финансовом праве
  • Глава III. Особенности внутригосударственных и международных договоров в финансовом праве
    • 1. Внутригосударственные публичные договоры
    • 2. Международные договоры в финансовом праве

Публичный договор в финансовом праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность научного исследования. Экономические преобразования, происходящие в России на протяжении последних двух десятилетий, глубоко затронули наряду с другими также и финансовые отношения. Развитие рыночной экономики явилось причиной появления в предмете правового регулирования финансового права новых отношений, основанных на частноправовых принципах диспозитивности, согласования воль и интересов.

В условиях динамичного развития и изменения общественных отношений в сфере финансового права, сопровождающихся медлительностью законодательного оформления данных отношений, стала очевидной недостаточность традиционных источников финансового права. На сегодняшний день единственным источником права, способным оперативно и эффективно регулировать публичные отношения с частноправовым элементом, является публичный договор.

В настоящее время степень научной разработанности публичного договора в финансовом праве несоразмерна масштабам его практического применения — публичные договоры охватывают межбюджетные и, налоговые 1 отношения, отношения в сфере публичного долга, кредита и в других социально-значимых областях. В публичных договорах участвует широкий круг публичных и частных субъектовкроме того, такие договоры затрагивают интересы многих субъектов права, не являющихся участниками договоров.

В то же время заключение и реализация публичных договоров осуществляется в условиях отсутствия комплексного правового регулирования публичных договорных отношений.

Частноправовые договоры, существующие в диспозитивной среде, располагают подробным и систематизированным «правовым фундаментом», в то время как для составления, заключения и реализации публичных договоров приходится порой заимствовать элементы частноправового регулирования за неимением другой правовой основы.

Данное заимствование не всегда является обоснованным, кроме того, недопустимость аналогии в публичном праве указывает на необходимость установления специальных норм, регулирующих публичные договоры.

Очевидно, что формированию нормативных основ публичного договора в финансовом праве должны предшествовать теоретические исследования в данной области, способные дать научное обоснование механизму применения таких договоров, определить основные понятия и категории, обобщить накопленные другими отраслями права знания.

В этой связи представляет особую актуальность исследование специфики правового регулирования публичного договора в финансовом праве с учетом современных тенденций, связанных с проникновением принципа диспозитивности в сферу публично-правовых отношений.

Финансовые отношения по-прежнему требуют прежде всего императивного регулированиятем не менее, привнесение элементов равенства, свободы усмотрения и согласования воль субъектов правоотношений способно столь же эффективно способствовать реализации публичных интересов, как и императивное решение вышестоящего органа власти.

Применение публичных договоров, основанных на сочетании принципов императивного и диспозитивного методов правового регулирования, позволяет согласовать интересы различных участников таких договоров независимо от их правового статуса. Это важно еще и потому, что нередко публичные интересы разных органов государственной власти при общей направленности к достижению публичных целей не согласуются друг с другом.

Кроме того, если речь идет о договорах между органами государственной власти разных уровней, публичный договор позволяет учесть конкретную обстановку в том или ином субъекте РФ, а также те социально-экономические особенности региона, которые по различным причинам не были учтены на федеральном уровне.

Для заключения и применения публичного договора необходимо выяснить его условия, круг отношений, которые им регулируются, возможных участников, его нормативную основу, юридическую силу и некоторые другие аспекты. Эти данные весьма разрозненны и не всегда согласуются друг с другом, они нуждаются в комплексном теоретическом осмыслении.

В настоящее время публичные договоры являются не только способом регулирования финансовых отношений, но и одним из источников финансового права. К сожалению, во многих учебных и научных изданиях по финансовому праву данные положения не нашли адекватного отражения. Представления о публичном договоре в науке финансового права, а также в других отраслях права являются фрагментарными и противоречивыми, что, в свою очередь, затрудняет реализацию публичных договоров.

В условиях, когда решение указанных проблем гораздо эффективнее и быстрее происходит путем заключения публичного договора, нежели путем издания нормативного акта, комплексное научное исследование проблем публичного договора в финансовом праве имеет особую актуальность.

Степень научной разработанности темы исследования. На современном этапе развития российской правовой науки вопросы публичного договора в финансовом праве изучены недостаточно. Вместе с тем, необходимо отметить, что общетеоретические вопросы договора в публичном праве рассматривались в дореволюционной юридической науке, в советской юридической науке, а также исследуются современными учеными-правоведами.

Изучение публичного договора в финансовом праве потребовало от автора обращения к трудам не только по финансовому праву, но и по теории государства и права, по административному, конституционному, гражданскому и международному праву, которые послужили теоретической основой исследования.

В дореволюционной России проблемами договора в публичной сфере занимались Ф. Кокошкин, Ф. Ф. Мартене, Ф. В. Тарановский и другие.

В советский период вопросы публичных договоров и их нормативный характер исследовали Н. Г. Александров, С. С. Алексеев, А. И. Елистратов, Я. М. Магазинер, Н. Н. Разумович, P.O. Халфина, Ц. А. Ямпольская и другие.

Современные ученые рассматривают публичный договор с позиций разных отраслей права.

Так, среди представителей теории государства и права проблемы публичных договоров изучали М. И. Байтин, М. Ф. Воронина, H.JI. Гранат, В. В. Иванов, Ш. В. Калабеков, А. Д. Корецкий, Ю. Ю. Кулакова, B.JI. Кулапов, В. В. Лазарев, М. Н. Марченко, JI.A. Морозова, А. А. Мясин, М. А. Нечитайло, Т. А. Парфенова, Е. А. Толкачев, Р. З. Ярмухаметов и другие.

Публичный договор с точки зрения административного права рассматривали Д. Н. Бахрах, А. В. Демин, В. А. Кикоть, С. В. Курчевская,.

B.Г. Розенфельд, А. С. Ротенберг, Ю. Н. Старилов, Ю. А. Тихомиров и другие.

Публичный договор в конституционном праве исследовали А. С. Автономов, Е. В. Гриценко, В. В. Иванов, И. В. Лексин, Е. В. Колесников, О. Е. Кутафин, А. В. Мадьярова, Б. С. Эбзеев и другие.

Существенный вклад в изучение вопросов публичных договоров внесли работы таких ученых-цивилистов как М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, А. Ю. Кабалкин, В. П. Мозолин, К. Осакве, Б. В. Покровский, М. К. Сулейменов и другие.

Вопросы международных публичных договоров рассматривали К. А. Бекяшев, П. Н. Бирюков, А. А. Васечко, В. И. Кузнецов, И. И. Лукашук,.

C.В. Черниченко и другие.

В финансовом праве проблему публичных договоров изучали следующие ученые: Н. М. Артемов, Е. М. Ашмарина, Д. В. Винницкий, О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева, С. Г. Еремин, М. Ф. Ивлиева, М. В. Карасева, Ю. А. Крохина, М. В. Кустова, В. А. Парыгина, С. Г. Пепеляев, И. В. Рукавишникова, Э. Д. Соколова, О. В. Солдатенко, Н. И. Химичева, А. И. Худяков и другие.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие на основании публичных договоров в финансовом праве, а также теоретические и практические вопросы правового регулирования указанных отношений.

Предметом диссертационного исследования является совокупность правовых норм, регулирующих публичные договорные отношения в финансовом праве, комплекс теоретических положений по теме исследования, а также проблемы, возникающие в процессе реализации публичных договоров, пути решения существующих противоречий и перспективы развития договорного способа регулирования финансовых отношений.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения законодательства, договорной и правоприменительной практики, а также теоретических источников в области договорного регулирования публичных отношений провести комплексное теоретическое исследование публичного договора в финансовом праве как сложной правовой категории, характеризующейся относительной обособленностью, большим видовым разнообразием и способностью выступать в качестве источника внутригосударственного и международного права, а также обладающей системой отличительных признаков, которые позволяют соотнести ее с другими категориями частного и публичного права.

Для реализации этой цели в диссертации поставлены следующие задачи:

— рассмотреть общетеоретические и отраслевые представления о публичном договоре, раскрыть его понятие и признаки;

— выяснить соотношение публичного договора с нормативным, административным и частноправовым договорами, а также с нормативным актом;

— обосновать нормативное содержание публичного договора и определить его место в системе источников финансового права;

— представить логически и теоретически обоснованную классификацию публичных договоров и исследовать отдельные виды договоров, применяемых в финансовом праве;

— проанализировать нормативные акты и публичные договоры с тем, чтобы выделить основные права и обязанности сторон договора и определить условия договоров;

— обосновать необходимость создания общей теории публичных договоров в публичных отраслях права.

Методологическую и методическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод и основанная на нем совокупность частнонаучных методов познания, включая: системно-структурный, конкретно-исторический, логический, структурно-функциональный и другие методы. Специально-юридические методы, примененные в ходе исследования: формально-юридический, метод сравнительного анализа.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных ученых-юристов в сфере финансового, конституционного, административного, гражданского и международного права, а также общей теории государства и праванаучные и учебные издания, посвященные публичным договорамматериалы правоприменительной практики.

Нормативную основу исследования составляют нормы финансового, конституционного и гражданского права, в том числе Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, прочие федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, акты иных министерств и ведомств, а также нормативные публичные договоры.

Эмпирической основой исследования послужили постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, постановления и определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также конкретные публичные договоры и их типовые формы.

Научная новизна работы заключается в том, что она является одним из первых в науке финансового права комплексным исследованием теоретических основ публичного договора и практики его применения, которые долгое время оставались за рамками научных трудов по финансовому праву.

В результате проведенного исследования публичного договора в финансовом праве автором разработаны следующие новые или содержащие элементы новизны положения, которые выносятся на защиту:

1. Договор как общетеоретическая конструкция имеет двоякую сущность. С одной стороны, в основе всех отраслевых договоров заложены общие начала, идеи и принципы, которые можно вполне оправданно объединить в рамках общей теории договора. С другой стороны, отраслевые договоры существенно отличаются друг от друга. Данный факт существенно затрудняет создание общей теории договора, приемлемой для всех отраслей права.

Категория договора в финансовом праве является относительно обособленной как от общетеоретической конструкции договора, так и от частноправовых договоров.

В связи с этим предлагается создать общую теорию публичных договоров в публичных отраслях права, содержащую общеотраслевые начала договорного регулирования, и в то же время позволяющую учитывать специфику договорных отношений в различных отраслях публичного права.

2. Под публичным договором в финансовом праве следует понимать заключенное в установленной форме в публичных целях соглашение двух или более субъектов, один из которых является органом публичной власти, направленное на реализацию публичного интереса и регулирующее финансовую деятельность государства и органов местного самоуправления.

3. Публичные договоры подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные). Критериями деления выступают: а) интерес — публичный или имеющий публичное значение частный интересб) многократность или однократность применения договорных нормв) степень определенности адресатов договорных норм — определенные адресаты или неопределенный круг адресатовг) субъектный состав — субъектами нормативных публичных договоров в большинстве случаев являются только органы публичной власти, в то время как одним из субъектов ненормативных публичных договоров, как правило, является физическое или юридическое лицо.

К источникам финансового права можно отнести только те публичные договоры, которые являются нормативными.

Нормативные публичные договоры являются разновидностью нормативных договоров, а ненормативные публичные договоры схожи по своему правовому режиму с частноправовыми договорами.

В то же время не все нормативные договоры по своему характеру являются публичными. Так, к нормативным непубличным договорам можно отнести коллективные трудовые договоры, которые принимаются непубличными субъектами и распространяют свое действие на ограниченное число лиц. Государственное санкционирование придает им нормативность, но не публичность.

Возможно существование смешанных публичных договоров, которые сочетают в себе элементы договоров обоих видов.

4. Публичные договоры отличаются от нормативных договоров по следующим признакам:

1) обязательным субъектом публичного договора является орган публичной власти. Некоторые нормативные договоры заключаются без участия публичных органов, например, коллективные трудовые договоры;

2) наличие органа публичной власти в качестве субъекта предполагает наличие публичной цели заключения договора. Некоторые нормативные договоры служат публичным целям лишь опосредованно;

3) публичный договор может быть не только актом правотворчества, но и актом правоприменения.

5. Отличия публичных договоров в гражданском праве от публичных договоров в публичном праве состоят в следующем:

— за исключением прямо установленных в законе требований гражданско-правовой публичный договор заключается и исполняется на основе норм гражданского права, предусматривающих равноправие и согласование воль сторон, свободу договора, возмездность и некоторые другие признаки, которыми публично-правовой публичный договор, как правило, не обладает в полном объеме.

— в публично-правовом публичном договоре обязательно участвует публичный субъект, наделенный государственно-властными полномочиямив гражданско-правовом публичном договоре публичный субъект участвует лишь опосредованно, законодательно устанавливая обязательные для сторон правила.

— стороны гражданско-правового публичного договора преследуют свои частные цели и интересы, в то время как стороны публично-правового публичного договора стремятся к реализации публичных, а также имеющих публичное значение частных интересов.

Указанные различия позволяют утверждать, что это два самостоятельных и не зависящих друг от друга вида договоров.

6. Существует взаимное влияние нормативных договоров и нормативных актов друг на друга. В связи с этим невозможно говорить о простом подчинении договора нормам законов.

Однозначно установить единую юридическую силу всех публичных договоров не представляется возможным. Юридическая сила таких договоров зависит от вида договора, субъектов, заключающих его, а также от предмета регулирования. Субъектами публичных договоров являются публичные институты всех уровней, следовательно, такие договоры могут быть федеральными, федерально-региональными, региональными, регионально-местными и местными. Фактическое соотношение того или иного договора с законом определяется отдельно в каждом конкретном случае и зависит не только от места субъектов данного договора в системе органов власти, но и от характера регулируемых данным договором отношений.

7. Среди условий публичного договора в финансовом праве можно выделить следующие: публичная цельпубличный интересимперативное регулированиепредмет договораего сторонысрокпорядок заключенияпорядок внесения изменений и дополненийпрекращение договораответственность сторониные условия.

В качестве условия в публичный договор, как правило, включается обязанность одной стороны договора отчитываться в своих действиях перед другой стороной или третьим лицом, которой корреспондирует право и обязанность другой стороны осуществлять контроль.

8. По сфере действия все публичные договоры в финансовом праве подразделяются на внутригосударственные и международные.

Существуют два основных вида внутригосударственных публичных договоров: финансово-правовые и конституционно-правовые договоры.

Анализ норм финансового и конституционного права позволяет выделить следующие основные виды внутригосударственных публичных договоров:

1) о распределении налоговых доходов;

2) о предоставлении средств из государственного бюджета;

3) об осуществлении государственных и муниципальных заимствований;

4) о предоставлении государственных и муниципальных гарантий;

5) о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов;

6) о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

7) иные договоры.

Значительное место среди внутригосударственных публичных договоров занимают также договоры, правовое регулирование которых осуществляется с использованием сочетания финансово-правовых и гражданско-правовых норм.

9. Международные договоры в финансовом праве подразделяются на следующие основные виды:

1) об осуществлении государственных заимствований;

2) о предоставлении государственных гарантий;

3) о предоставлении государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

4) об избежании двойного налогообложения;

5) иные международные договоры, регулирующие финансовые отношения.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что оно является одной из первых монографических работ, посвященных изучению публичного договора в финансовом правеполученные результаты углубляют теоретические представления о сущности и содержании публичных договоров, их видах, порядке реализации и роли в финансовом праве.

Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания учебных курсов «Финансовое право», «Налоговое право», а также использоваться при изучении публичного договора в рамках конституционного права, общей теории права и международного права.

Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в законотворческой деятельности по регулированию публичных договоров, а также в правоприменительной практике при составлении, заключении и исполнении публичных договоров.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждены и одобрены на заседании кафедры финансового права и бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, представлены в статьях автора в научных журналах, а также отражены в научных докладах на научно-практических конференциях.

Кроме того, основные положения и выводы диссертационного исследования использовались в ходе проведения семинарских занятий по финансовому праву в Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина.

Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Категория публичного договора является до конца не определенной в юридической науке вследствие своей относительной новизны и недостаточной изученности. Кроме того, современным исследователям данной проблемы приходится преодолевать устоявшееся мнение о том, что договор является категорией исключительно частного права и его существование в рамках публичного права невозможно.

В научной литературе публичный договор рассматривается и как отраслевая, и как общетеоретическая категория. Задачей настоящего исследования не являлось создание общей теории публичного договора, пригодной для всех публичных отраслей. Но, ввиду частичного отсутствия теоретических положений в данной сфере, в процессе исследования было сформулировано общее определение публичного договора, выделены его признаки, осуществлена классификация его видов. Полученные результаты свидетельствуют о тесной взаимосвязи и общности публичных договоров, применяемых в различных отраслях российского права.

В связи с этим при изучении публичного договора в финансовом праве обращение к правовому и научному материалу других отраслей права, а также к зарубежному опыту является вполне оправданным, поскольку, во-первых, финансово-правовая наука на сегодняшний день не располагает достаточно большим количеством исследований в данной области, а во-вторых, существующие на сегодняшний день публичные договоры зачастую носят комплексный характер, и содержат одновременно нормы нескольких отраслей права.

Тем не менее, изучение публичных договоров с позиций различных отраслей права не меняет их сущности, равно как и не исключает возможности существования «чисто отраслевых» публичных договоров — финансово-правовых, конституционно-правовых, административных, международных.

В то же время представление о публичном договоре в финансовом праве как о соглашении, регулирующем финансовую деятельность государства и органов местного самоуправления, заключенном в установленной форме в публичных целях двумя или более субъектами, один из которых является органом публичной власти, позволяет сделать вывод о том, что категория договора в финансовом праве является относительно обособленной как от общетеоретической конструкции договора, так и от частноправовых представлений о договоре.

Таким образом, договоры в публичных отраслях права существенно отличаются от частноправовых договоров, для их наиболее эффективного применения должна быть создана принципиально новая договорная теория, базирующаяся не на частноправовых договорах, а на особенностях публичных отраслей современного российского права. В числе данных особенностей можно указать проникновение принципа диспозитивности в публичные отношения.

При регулировании современных финансовых отношений используются два самостоятельных метода: императивный и диспозитивный. Диспозитивный метод испытывает влияние императивного метода, изменяется и «подстраивается» под него, а императивный метод остается неизменным. Элементы диспозитивности свойственны лишь отдельным группам отношений, регулируемых финансовым правом, использование диспозитивного метода в одной сфере вовсе не обязательно будет оказывать влияние на другие сферы отношений.

О наличии двух методов регулирования финансовых отношений свидетельствуют, в частности, договоры о предоставлении бюджетных кредитов и договоры о предоставлении государственных гарантий, которые регулируются как нормами гражданского, так и нормами финансового права.

Сочетание императивного и диспозитивного методов, по нашему мнению, не порождает отдельного метода, но позволяет по-разному воздействовать на одни и те же группы отношений.

Принцип диспозитивности нашел свое отражение в том числе и в системе признаков публичного договора. К признакам публичного договора в финансовом праве можно отнести:

— согласие сторон по всем существенным аспектам договора;

— добровольность заключения договора;

— формальное равенство сторон договора;

— обязательное участие органа государственной власти или органа местного самоуправления в качестве одной из сторон договора;

— публичная цель, достижение общественных интересов, лежащие в основе договора;

— особая процедура заключения договоров, включающая в себя определенную форму договора;

— государственно-властное принуждение, обеспечивающее исполнение договора.

Такие признаки, как свобода договора и равенство сторон не являются обязательными для публичного договора. Отсутствие свободы договора и равенства сторон в их привычном гражданско-правовом понимании отнюдь не умаляет сущности публичного договора как инструмента саморегулирования и согласования воль его сторон. А отсутствие у одной из сторон договора иной возможности достижения определенной цели, иначе как заключить договор, не следует понимать как исключение добровольности заключения договора, поскольку в данном случае заключить договор данного субъекта побуждает объективная необходимость, а не воля другой стороны или третьих лиц.

Определенными особенностями в публично-правовых отношениях обладает такой признак, как эквивалентность. Несмотря на то, что финансовые отношения носят денежный характер, понятие эквивалентности в них зачастую наполнено не имущественным, а обязательственным содержанием.

Кроме того, публичные субъекты, являясь сторонами публичных договоров, действуют для удовлетворения не собственных, а общегосударственных потребностей. Данные потребности во многих случаях не связаны с получением материальных благ или иной выгоды. Поэтому мы полагаем, что распространять признак эквивалентности, характерный для англо-американского общего права, на публичные договоры в российском праве — значит слишком расширительно толковать теорию англоамериканского договорного права.

Выделяемые признаки позволяют отграничить публичный договор от административного и гражданско-правового договоров. В то же время категории публичного и нормативного договора также необходимо отличать друг от друга. Несмотря на существенное сходство, они совпадают лишь частично, поскольку публичные договоры могут быть как нормативными, так и ненормативными, а нормативные договоры в свою очередь могут быть как публичными, так и непубличными. Поэтому при рассмотрении публичных договоров не следует ограничиваться только их нормативной составляющей.

Проведенный анализ действующего законодательства и правоприменительной практики позволил выделить основные виды внутригосударственных и международных публичных договоров, исследовать их природу, содержание и особенности правового регулирования. Множество классификаций публичных договоров является следствием многообразия общественных отношений, регулируемых данными договорами.

Современное российское законодательство устанавливает возможность регулирования посредством заключения публичных договоров бюджетных и налоговых отношений, отношений в сфере государственного кредита, государственного долга и предоставления государственных гарантий, отношений по управлению средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также отношений в сфере разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Отличительными элементами содержания публичных договоров в финансовом праве являются публичная цель, публичный интерес, императивное регулирование, а также особый субъектный состав. Данные условия подчеркивают публичный статус рассматриваемых договоров.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что правовое регулирование публичных договоров в финансовом праве характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, публичные договоры, применяемые в финансовом праве, могут одновременно основываться на нормах не только финансового, но также конституционного, административного, гражданского и международного права. Существует проблема разграничения правового регулирования данных смешанных договоров, которая обусловлена сложностью и взаимосвязанностью отношений, являющихся предметом публичных договоров в финансовом праве, а также взаимовлиянием различных отраслей российского права.

Во-вторых, зачастую публичным договорам отводится правоприменительная роль, хотя в ряде случаев они могут выступать в качестве актов правотворчества, конкретизируя или полностью замещая нормативные правовые акты. Так, нормативные публичные договоры являются самостоятельным источником финансового права и охватывают широкий круг финансовых отношений.

В-третьих, законодательство о публичных договорах весьма разрозненно и не затрагивает многие аспекты реализации данных договоров.

Решению указанных проблем могли бы послужить теоретические положения данного исследования.

В работе была предпринята попытка комплексно рассмотреть публичные договоры как один из полноправных источников финансового права и способ диспозитивного регулирования финансовых отношений. Современное финансовое законодательство и практика его применения подтверждают, что даже в рамках отношений власти и подчинения возможно согласование интересов нескольких субъектов на основах формального равенства сторон и добровольности заключения соглашения между ними.

Такой вид внутригосударственных публичных договоров, как нормативные публичные договоры, является источником финансового права, поскольку он характеризуется такими признаками как длительное действие и неоднократное применение, многочисленность и неопределенность адресатов договорных положений, а также направленность воли сторон на регулирование общественных отношений. Это сближает нормативный публичный договор с нормативным актом.

В то же время основными отличиями нормативных публичных договоров от нормативных правовых актов являются порядок их принятия и характер волеизъявления сторон — одностороннее при принятии нормативного правового акта и двустороннее (многостороннее) при заключении договора.

Нормативные публичные договоры занимают в системе источников финансового права место между федеральными законами и подзаконными актами. Ненормативные публичные договоры находятся на одном уровне с ненормативными подзаконными актами. Юридическая основа публичных договоров содержится в Конституции РФ и федеральных законах.

Что касается международных публичных договоров, то их место в системе источников финансового права на порядок выше — большую юридическую силу имеют только нормы Конституции РФ. Этим определяется значение международных договоров для финансового права. Международные договоры являются эффективным инструментом регулирования межгосударственных отношений в сфере финансовой деятельности.

Помимо международных договоров, источником финансового права могут являться так называемые «квазимеждународные» договоры, заключаемые субъектами РФ с зарубежными государствами, международными организациями или административно-территориальными единицами зарубежных государств.

В основе публичных договоров лежат публичные интересы и публичные цели, которые реализуются в договорных отношениях публичными субъектами, иногда при участии частных субъектов.

Участие в публичных договорах публичных субъектов с одной стороны ограничивает права и интересы частных субъектов, а с другой стороны гарантирует реализацию данных прав и интересов. Публичные договоры между публичными и частными субъектами равным образом способствуют реализации как публичных, так и частных интересов сторон данных договоров. Тем не менее, необходимо учитывать, что при заключении публичных договоров публичные цели будут иметь приоритет.

Отсутствие комплексного законодательного регулирования условий публичных договоров в финансовом праве и правового статуса сторон таких договоров, несогласованность правовых норм и серьезные пробелы в действующем законодательстве значительно затрудняют, а иногда полностью препятствуют применению публичных договоров для регулирования тех или иных финансовых отношений. В то же время теоретически обоснованное и законодательно закрепленное применение публичных договоров может способствовать формированию доходной базы бюджетов всех уровней, повышению эффективности осуществления государственных расходов и организации межбюджетных отношений.

Для решения указанных проблем необходимо в первую очередь осуществить ряд теоретических исследований в данной сфере, выработать общие положения договорного регулирования публичных отношений. Полученные результаты в последствии могут быть положены в основу нормативного регулирования публичных договоров в финансовом праве.

Проведенное исследование позволяет уверенно утверждать, что со временем роль и значение публичного договора в финансовом праве будут возрастать, а количество теоретических исследований по данному вопросу существенно увеличится. Развитию представлений о публичном договоре могли бы послужить сравнительные исследования публичных договоров в различных отраслях права, а также изучение зарубежного опыта договорного регулирования публичных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) / Российская газета. № 237. 25.12.1993.
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51. Ст. 5712.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32. Ст. 3301.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31. Ст. 3823.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31. Ст. 3824.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32. Ст. 3340.
  7. Федеральный закон от 15 июля 1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29. Ст. 2757.
  8. Федеральный закон от 04 января 1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, № 2, 11.01.1999. Ст. 231.
  9. Федеральный закон от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, № 42. Ст. 5005.
  10. Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» / Российская газета. № 262. 30.12.2003.
  11. Федеральный закон от 24 ноября 2008 № 204-ФЗ «О бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» // Собрание законодательства РФ, 01.12.2008, № 48. Ст. 5499.
  12. Федеральный закон от 02 декабря 2009 № 308 ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» // Собрание законодательства РФ, 07.12.2009, № 49. Ст. 5869.
  13. Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 № 352 «О заключении межправительственных Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  14. Постановление Правительства РФ от 16 октября 1993 г. № 1060 «Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов» // Собрание законодательства РФ, 25.10.1993, № 43, Ст. 4094.
  15. Постановление Правительства РФ от 23 мая 1994 № 507 «О привлечении внебюджетных инвестиций» // Собрание законодательства РФ, 30.05.1994, № 5. Ст. 491.
  16. Распоряжение Мэра Москвы от 21.02.1997 № 144-РМ «О реализации Соглашения о сотрудничестве с Федеральной пограничной службой России» //
  17. Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  18. Постановление Правительства Москвы от 11 июля 2000 № 531 «О предоставлении ЗАО „Пивоварня Москва Эфес“ инвестиционного налогового кредита» // Вестник Мэрии Москвы. — № 17. — Август 2000.
  19. Постановление Правительства Москвы от 13 мая 2008 № 385−1111 «О предоставлении в 2008 году субсидий из бюджета города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 26.05.08. — № 29.
  20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. — 2003.
  21. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. — № 8. — Август, 2006.
  22. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 ноября 2007 № 11 567/07 по делу № А05−9668/2006−23 // Справочная правовая система КонсультантПлюс.1. Ш. Договоры и соглашения
  23. Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 «Об избежании двойного налогообложения вотношении налогов на доходы и имущество» // Бюллетень международных договоров. 1998. — № 5.
  24. Соглашение Правительств государств участников стран СНГ от 04 июня 1999 «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере» // Бюллетень международных договоров. — 2001. — № 7.
  25. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения «О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле» (Заключено в г. Москве 20.10.2000) // Бюллетень международных договоров. 2001. — № 9. С. 77 — 79.
  26. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 29 мая 2001 «О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле» // Бюллетень международных договоров. 2004. — № 9.
  27. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15 сентября 2004 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» // Бюллетеньмеждународных договоров. 2005. — № 4.
  28. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба «О предоставлении Правительству Республики Куба государственного кредита» (Заключено в г. Москве 30.01.2009) // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  29. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии «О сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах» (Заключено в г. Токио 12.05.2009) // Бюллетень международных договоров. 2009. — № 11. С. 38 — 44.
  30. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Свердловской области от 12 января 1996 № 17 «О разграничении полномочий в вопросах бюджетных взаимоотношений» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  31. Договор от 16 июня 1998 «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы» / Тверская, 13. — № 36. 3−9 сентября, 1998.
  32. А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М.: ООО Фирма «Инфограф», 1999. — 384 с.
  33. Административное право России: учебник / JI.JI. Попов, Ю. И. Мигачев, С.В. Тихомиров- отв. ред. Л. Л. Попов. -М.: Проспект, 2008. 688 с.
  34. Н.М., Ашмарина Е. М. Правовые проблемы налогообложения в Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: ООО «Профобразование», 2003. 184 с.
  35. Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. М.: Издательство БЕК, 1993. — 301 с.
  36. Д.Н. Очерки теории российского права. М.: Норма, 2008. — 288 с.
  37. Бержель Ж.-JI. Общая теория права / Под общ. ред. В. И. Даниленко / Пер. сфр. М.: Nota bene, 2000. — 575 с.
  38. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 3-е изд., стер. М.: Статут, 2008. — 847 с.
  39. Д.В. Субъекты налогового права. М.: Издательство НОРМА, 2000. — 192 с.
  40. О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. -М.: ООО «Профобразование», 2003. 158 с.
  41. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин, А. И. Масляев. М.: Юристъ, 2003. — 719 с.
  42. Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 350 с. — (Scholae).
  43. Договор в народном хозяйстве: вопросы общей теории / Сулейменов М. К., Покровский Б. В., Жакенов В. А. и др. Алма-Ата: Наука, 1987. — 187 с.
  44. JI.H. Субъекты российского финансового права / Под ред. Е. Ю. Грачевой. М.: ИД «Юриспруденция, 2008. — 288 с.
  45. А.И. Очерк административного права. М.: Госиздат, 1922. — 236 с.
  46. С.Г. Договор в финансовом праве (монография). М.: Издатель И. В. Балабанов, 2008. — 156 с.
  47. С.Л. Источники права М.: Издательство «Наука», 1981. — 240 с.
  48. Н.Н. Налог как правовая категория: Монография. М.: РПА МЮ РФ, 2003.-170 с.
  49. В.В. Нормативный конституционно-правовой договор: теория и практика. К критике современной теории государства. М.: Территория будущего, 2008. — 352 с.
  50. В.В. Общие вопросы теории договора. М.: Эдиториал УРСС, 2000. -160 с.
  51. В.В. Российский федерализм и внутригосударственная договорная политика. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1997. — 120 с.
  52. Р. Цель в праве. T.I. СПб.: Издание И. В. Муравьева, 1881. — 412 с.
  53. История государственно-правовых учений: Хрестоматия / Авт.-сост. С.В. Липень- Под общ. ред. В. В. Лазарева. -М.: Спарк, 2006. 1071 с.
  54. М.В. Деньги в финансовом праве М.: Юристъ, 2008. — 53 с.
  55. М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 1999.-256 с.
  56. Д.А. Философские проблемы права. -М.: Мысль, 1972.-472 с.
  57. Ф. Лекции по общему государственному праву 2-е изд. — М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1912. — 306 с.
  58. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л. Л. Арзуманова, Н. М. Артемов, Е. М. Ашмарина и др.- под ред. Е. Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2009. — 576 с.
  59. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009. — 1056 с. — (Комментарии к российскому законодательству).
  60. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Сост. и авт. комментариев С. Д. Шаталов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, ИНФРА-М, 2003.-684 с.
  61. А.Д. Договорное право России. Основы теории и практика реализации. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 528 с. (Серия «Юридическое образование»).
  62. А.Д. Теоретико-правовые основы учения о договоре / Отв. ред. П. П. Баранов. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. 211 с.
  63. Ю.А. Финансовое право России: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — 688 с.
  64. М.В., Ногина О. А., Шевелева Н. А. Налоговое право России. Общая часть / Отв. ред. Е. А. Шевелева. М.: Юристъ, 2001. — 490 с.
  65. О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации.1. М.: Юристъ, 2002. 348 с.
  66. И.И. Налоговое право России: курс лекций М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2001. — 360 с.
  67. И.В. Договорное регулирование федеративных отношений в России. Конституционно-правовые аспекты / Предисл.: Колюшин Е. И. М.: УРСС, 1998.-280 с.
  68. И.И. Современное право международных договоров. В 2 т. Том I. Заключение международных договоров / Рос. Акад. наук, Ин-т государства и права. М.: Волтерс Клувер, 2004. — 672.
  69. Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2-х томах. Т. 1 / Под ред. докт. юрид. наук, профессора В. А. Томсинова. М.: Зерцало, 2008. — 332 с. — (Серия «Русское юридическое наследие»).
  70. М.Н. Источники права: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 760 с.
  71. Н.И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. — 541 с.
  72. Международное право: Учебник / Отв. ред. В. И. Кузнецов. М.: Юристъ, 2001.-672 с.
  73. Международное публичное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп / Под ред. К. А. Бекяшева. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003. — 640 с.
  74. В.П., Фарнсворт Е. А. Договорное право в США и СССР. История и общие концепции. М.: Наука, 1988. 312 с.
  75. Л.А. Теория государства и права: учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 480 с. — (Российское юридическое образование).
  76. Налоги и налоговое право: учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина М.: «Аналитика Пресс», 1997. — 600 с.
  77. Налоговое право России: учебник / Тосунян Г. А., Крохина Ю. А., Бондарь Н. С. и др.- Отв. ред. Ю. А. Крохина. М.: Норма, 2003. — 641 с.
  78. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Юристь, 2005. -591с.
  79. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2002. — 520 с.
  80. В.А. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики: Учебное пособие / Вступит, статья А. А. Тедеева. — М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2005. 336 с.
  81. Г. В. Международное финансовое право: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт- Высшее образование, 2009. — 457 с. — (Магистр права).
  82. Т.Н. Теория государства и права: учеб. 2-е изд. М.: Проспект, 2009. — 752 с.
  83. Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. -М.: Госюриздат, 1960. 193 с.
  84. Ю.Л. Финансово-правовой статус субъектов Российской Федерации. Монография / Под ред.: Крохина Ю. А. М.: РПА МЮ РФ, 2003. -149 с.
  85. Ф.В. Энциклопедия права. 3-е изд. СПб.: Издательство «Лань», 2001. — 560 с.
  86. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2001. — 776 с.
  87. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г. Н. Манова. М.: Издательство БЕК, 1995. — 336 с.
  88. Ю.А. Договоры в экономике. М.: Экономика, 1993. 144 с.
  89. Ю.А. Публичное право. Учебник. М.: Издательство БЕК, 1995. -496 с.
  90. Ю.А. Современное публичное право: монографический учебник.- М.: Эксмо, 2008. 448 с. — (Российское юридическое образование).
  91. Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. — М.: Издательство НОРМА, 2001. 336 с.
  92. Финансовое право России: Актуальные проблемы / Центр публично-правовых исследований- Под ред. проф. А. А. Ялбулганова. — М.: Academia, 2007. 288 с. (Монографические исследования: право).
  93. Финансовое право Российской Федерации: учебник / Отв. ред. М. В. Карасева М.: Юристъ, 2004. — 576 с.
  94. Финансовое право: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А. Б. Быля, О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева и др.- отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. — 528 с.
  95. Финансовое право: Учебник / Кол. авт.- отв. ред. Е. М. Ашмарина, С. О. Шохин. М.: «Издательство «Элит», 2009. — 752 с.
  96. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008. — 768 с.
  97. Финансовое право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. редактор О. Н. Горбунова. М.: Юристъ, 2005. — 587 с.
  98. Финансовое право: учебное пособие / Под ред. И. Ш. Килясханова, Н. Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. — 479 с.
  99. P.O. Значение и сущность договора в советском социалистическом гражданском праве. М.: Изд-во АН СССР, 1954. 240 с.
  100. Н.И. Субъекты советского бюджетного права. Саратов, 1979. -224 с.
  101. А.И. Основы теории финансового права. — Алматы: Жеты жаргы, 1995.-288 с.
  102. А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л., 1984. -134 с. 1. V. Статьи
  103. М.М. К вопросу о договорной ответственности // Вопросы советского гражданского права. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1945. С. 114−155.
  104. Н.Г. К вопросу о роли договора в правовом регулировании общественных отношений // Ученые записки ВИЮН. М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1946. Вып. 6. С. 60−83.
  105. С.С., Яковлев В. Ф. Правовое регулирование хозяйственных отношений // Советское государство и право. 1979. — № 3. С. 61−69.
  106. Ю.М. Особенности межбюджетных отношений в Москве и Санкт-Петербурге // Законодательство и экономика. 2007. — № 11. С. 14−22.
  107. Р.Е. Частно-правовые элементы в бюджетном праве // Интерес в публичном и частном праве. Материалы научной конференции. ГУ-ВШЭ, 21 ноября 2002 г. -М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 114−117.
  108. А.И. Баланс частных и публичных интересов в налоговых правоотношениях. Злоупотребление правом // Закон. 2005. — № 2. С. 14−18.
  109. П.Н. О международной договорной правоспособности субъектов Российской Федерации // Правоведение. 1998. — № 2. С. 35−38.
  110. А.В. Источники и формы права как научные категории // Право и государство: теория и практика. 2007. — № 11. С. 4−10.
  111. И.В., Самсонова А. Е. Государственная гарантия: соотношение частноправовых и публично- правовых начал // Финансовое право. — 2006. — № 9. С. 6−10.
  112. Е.В. Роль нормативных договоров во взаимоотношениях органов регионального и муниципального управления // Вестник ИГЭА. Иркутск. —1999.-№ 3. С. 7−13.
  113. И.Н. Налоговые льготы как институт налогового права РФ // Финансовое право. 2009. — № 4. С. 19−20.
  114. А.В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. -№ 2. С. 15−21.
  115. В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал российского права. 2000. — № 7. С. 85−97.
  116. В.В. К вопросу об общей теории договора // Государство и право. —2000. № 12. С. 73−79.
  117. А. Толкование и классификация договоров // Российская юстиция. -1996.-№ 7. С. 13−15.
  118. Ш. В. О понимании конструкции «договор» // Юрист. 2003. -№ 11. С. 13−17.
  119. М.В. Коллективные субъекты финансового права // Журнал российского права. 1997. — № 9. С. 95−99.
  120. М.В. Предмет и система финансового права / Доклад на международной научно-практической конференции по проблемам финансового права (бюджет-налоги-банки) // Государство и право. — 1998. — № 10. С. 5−14.
  121. Д.А. Категория цели в советском праве // Правоведение. 1964.3. С. 31−38.
  122. С.Ф. О понятии источника права // Ученые записки МГУ. Вып. 116. Кн. 2. М., 1946. С. 3−25.
  123. Т.Д. Оптимизация публичного и частного интереса в налоговой политике современного российского государства // Интерес в публичном и частном праве. Материалы научной конференции. ГУ-ВШЭ, 21 ноября 2002 г. — М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 135−140.
  124. Ю.А. Влияние публичных и частных интересов на методологию бюджетного права // Интерес в публичном и частном праве. Материалы научной конференции. ГУ-ВШЭ, 21 ноября 2002 г. -М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 108−114.
  125. М.В. Договоры о предоставлении средств бюджета: проблемы природы и правового регулирования // Договор в публичном праве: сборник научных статей / под ред. Е. В. Гриценко, Е. Г. Бабелюк. М.: Волтерс Клувер. — М., 2009. С. 245−256.
  126. М.В. К вопросу о правовой природе бюджетного кредита в России // Арбитражные споры. 2005. — № 3. С. 59−65.
  127. Я.М. Общая теория права на основе советского законодательства // Правоведение. 1998. — № 2. С. 64−81.
  128. А.В. Виды публично-правовых договоров в муниципальном праве // Договор в публичном праве: сборник научных статей / под ред. Е. В. Гриценко, Е. Г. Бабелюк. М.: Волтерс Клувер. — М., 2009. С. 60−73.
  129. В.В. Правовая форма бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации // Финансовое право. 2004. -№ 4. С. 38−41.
  130. С.В., Шрейдер Ю. А. Методологические аспекты теории классификации // Вопросы философии. 1976. -№ 12. С. 67−79.
  131. JI.А. Договор в публичном праве: юридическая природа, особенности, классификация // Государство и право. — 2009. № 1. С. 15−22.
  132. В.Н. О правовой природе и регулировании инвестиционного налогового кредита // Финансовое право. — 2007. № 12. С. 8−13.
  133. К. Свобода договора в англо-американском праве: понятие, сущность и ограничения // Журнал российского права. 2006. — № 8. С. 131−143.
  134. К. Экономико-философская интерпретация договора в англо-американском общем праве: либеральная теория договора // Журнал российского права. 2004. — № 9. С. 91−106.
  135. М.А. Понятие и особенности субъектов финансового права // Финансовое право. 2004. — № 6. С. 20−24.
  136. Т.К. Договоры в частном и публичном праве зарубежных стран // Закон и право. 2007. — № 7. С. 41−43.
  137. Н.Н. Источники и форма права // Государство и право. 1988. -№ 3. С. 20−27.
  138. С.В. Корреспондирование отдельных положений гражданского и финансового законодательства: методологические аспекты преподавания // Финансовое право. 2009. -№ 2. С. 21−23.
  139. А.О. О некоторых вопросах аренды публичного имущества // Договор в публичном праве: сборник научных статей / под ред. Е. В. Гриценко, Е. Г. Бабелюк. М.: Волтерс Клувер. — М., 2009. С. 94−104.
  140. Ю.Л. Соотношение частных и публичных интересов в финансовой деятельности // Интерес в публичном и частном праве. Материалы научной конференции. ГУ-ВШЭ, 21 ноября 2002 г. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 132−135.
  141. Д.А. К вопросу о налоговом суверенитете Российской Федерации //
  142. Актуальные проблемы финансового права: Сб. науч. ст. / Под ред. Е. В. Покачаловой. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. С. 152−155.
  143. О.В. Договоры в финансовом праве // Договор в публичном праве: сборник научных статей / под ред. Е. В. Гриценко, Е. Г. Бабелюк. — М.: Волтерс Клувер. М., 2009. С. 214−219.
  144. В.А. Вопросы баланса публичного и частного интересов в налоговом праве // Финансовое право. 2002. — № 4. С. 30−39.
  145. А.А. Роль и место соглашений о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства в системе международного права и правовой системе Российской Федерации // Юрист-международник. 2004. — № 2. С. 27−31.
  146. Ц.А. О теории административного договора // Советское государство и право. 1966. — № 10. С. 132−136.
  147. VI. Диссертации и авторефераты диссертаций
  148. Ш. В. Договор как универсальная правовая конструкция: Дис.. канд. юрид. наук. М. 03. 277 с.
  149. А.Н. 1еоретические концепции административного договора в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Тюмень, 2009. -26 с.
  150. Ю.Ю. Нормативный договор в системе форм российского права: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2005. 192 с.
  151. С.В. Административный договор: формирование современной теории и основные проблемы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Воронеж. 2002.-24 с.
  152. И.В. Договор между органами государственной власти как источник конституционного права: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2005. -263 с.
  153. H.JI. Договорные отношения в публично-правовой сфере: Автореф. дис.. канд. юрид. наук, М., 2006. 25 с.
  154. А.А. Нормативный договор как источник права: Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2003. 219 с.
  155. М.А. Нормативный договор как источник права: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. 188 с.
  156. Т.А. Нормативный договор как источник российского права: теория и современность: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Челябинск. 2006. -22 с.
  157. П.Н. Правовое положение коллективных публичных субъектов права: Дис.. канд. юрид. наук. Самара, 2003. — 177 с.
  158. И.В. Метод финансового права: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. Саратов, 2004 50 с.
  159. Е.А. Нормативный договор в российской правовой системе: Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 266 с.
  160. О.В. Нормативно-правовой договор как источник современного российского права: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2007. 18 с.
  161. Э.М. Проблемы соотношения налогового законодательства со смежными отраслями законодательства: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2001. — 195 с.
  162. Р.З. Договор как источник публичного права: Дис.. канд. юрид. наук. Уфа, 2002. 178 с.
Заполнить форму текущей работой