Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертационного исследования определяется выбором диссертантом малоисследованной проблемы, отсутствием в имеющихся научных разработках комплексного рассмотрения вопроса о правовых аспектах оборота и применения оружия нелетального действия. Диссертация является первым монографическим исследованием, в котором с позиции административного права исследованы проблемы формирования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОРУЖИЯ НЕ ЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
    • 1. Понятие и виды оружия нелетального действия
    • 2. Теоретические основы и проблемы формирования административно-правового режима оружия нелетального действия
  • ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОРУЖИЯ НЕЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
    • 1. Международно-правовые основы применения оружия нелетального действия и особенности зарубежного законодательства, регулирующего применение оружия нелетального действия правоохранительными органами
    • 2. Субъекты права на применение оружия нелетального действия
    • 3. Организационные и тактические основы применения оружия нелетального действия сотрудниками органов внутренних дел

Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. С целью защиты общественного порядка и общественной безопасности и предотвращения правонарушений и преступлений государство вынуждено использовать широкий диапазон правовых методов и средств. Значительное место в их системе занимают меры административного пресечения, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. «Генезис пресечения — потребность защитить законные интересы, прекратить противоправное деяние, ликвидировать угрозу. При этом характер мер пресечения, их масштаб, интенсивность должны быть достаточными для выполнения этой цели"1. К данным мерам относятся применение государственными военизированными организациями физической силы, оружия и специальных средств. При этом важными аспектами применения указанных мер пресечения являются минимизация причинения физического вреда правонарушителям и снижение ущерба, производимого действиями толпы.

Однако независимо от целей, преследуемых субъектами различных видов правонарушений, и способов их совершения пресечение сотрудниками государственных военизированных организаций противоправных действий, особенно с применением огнестрельного оружия, зачастую влечет потери как среди людей, удерживаемых в качестве заложников, так и среди сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, а также третьих лиц по обстоятельствам вовлеченных в ситуацию правонарушения. Это обусловлено в первую очередь тем, что огнестрельное оружие, состоящее на вооружении правоохранительных органов, имеет колоссальные поражающие свойства,.

1 Калмыков Г. И. Правовые, организационные и тактические основы применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел: Дис. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 39. а некоторые виды автоматического огнестрельного оружия вообще изначально разрабатывались для ведения крупномасштабных боевых действий Вооруженными Силами Российской Федерации.

В связи с чем, для пресечения правонарушений правоохранительным органам следует стремиться применять средства, воздействие которых не приводит к необратимым последствиям, каковыми являются, прежде всего, смертельные исходы.

Указанное обстоятельство следует относить как к отвечающим принципам демократического общества операциям по пресечению административных правонарушений, так и к пресечению преступлений террористического характера, отличающихся особой агрессивностью, жестокостью, объектом которых являются права человека на его жизнь, здоровье и свободу, и сопровождающихся захватом заложников.

В настоящей работе предпринята попытка исследования меры пресечения посредством применения сотрудниками государственных военизированных организаций такой разновидности оружия, образцы которой оказывают нейтрализующее и иммобилизующее воздействие на правонарушителя, но в то же время не приводящее к смерти и полностью обратимое, т. е. позволяющее организму правонарушителя с течением времени за счет собственных ресурсов полностью восстановиться.

Данная разновидность оружия концептуально сформирована, но пока юридически не оформлена. При исследовании аспектов разработки, оборота и применения образцов такой разновидности оружия, их принято определять как оружие нелетального действия.

Данная мера пресечения имеет непосредственное сходство с применением сотрудниками государственных военизированных организаций огнестрельного оружия и некоторых видов специальных средств, состоящих на их вооружении, которая осуществляется в соответствии с действующим российским законодательством и не требует предварительного вынесения индивидуального правоприменительного акта.

Следует обратить внимание на формулировку ст. 2 Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка1: «Правительства и правоохранительные органы разрабатывают как можно более широкий арсенал средств и обеспечивают должностных лиц по поддержанию правопорядка различными видами оружия и боеприпасов, позволяющими дифференцированно применять силу и огнестрельное оружие. В их число входит разработка не приводящих к смерти, но нейтрализующих видов оружия, применяемого в надлежащих ситуациях, в целях все большего сужения сферы использования средств, способных убить или ранить». В этой связи представляется, что в некоторых ситуациях для пресечения различных видов правонарушений необходимы средства, не причиняющие людям и окружающей среде невосполнимого и долговременного ущерба.

К таким средствам относятся различные виды оружия нелетального действия. Вследствие чего можно констатировать, что исследование юридических и технических аспектов оборота и применения такого оружия представляются своевременными и актуальными.

В настоящее время помимо сотрудников государственных военизированных организаций отдельные образцы оружия, технически не предназначенного для причинения тяжкого вреда здоровью, могут применять и граждане в качестве оружия самообороны.

Применение как гражданами, так и должностными лицами государственных военизированных организаций изделий, соответствующих по своим тактико-техническим характеристикам оружию нелетального действия, а также неуклонное расширение номенклатуры данного вида оружия и его количества требуют научного.

1 Приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями. Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г. осмысления и изучения теоретических и организационно-правовых основ его применения.

Представляется, что отсутствие со стороны государства жесткого контроля за оборотом и применением оружия нелетального действия может создать угрозу безопасности личности, общества и государства, привести к уничтожению и повреждению имущества, как при умышленных действиях, так и в случае неосторожного обращения. Вследствие чего необходимо систематизировать административно-правовое регулирование отношений, возникающих в сфере оборота и применения устройств и предметов, относящихся по своим тактико-техническим характеристикам к оружию нелетального действия, имеющих весьма специфическое назначение, обладающих потенциально опасными свойствами и, при определенных обстоятельствах, способных представлять угрозу правоохраняемым интересам. На наш взгляд, систематизированное административно-правовое регулирование указанных отношений выражается в формировании административно-правового режима оружия нелетального действия, обеспечивающего защиту жизни, здоровья, имущественных и прочих неимущественных интересов членов общества и государства.

Формирование административно-правового режима оружия нелетального действия отражает современные потребности нашего общества и государства. Вследствие чего актуальность комплексного научного исследования теоретических и прикладных проблем формирования и реализации административно-правового режима такой разновидности оружия, как оружие нелетального действия, сомнений не вызывает.

Вопросы применения оружия нелетального действия в разрезе административного права ранее в научных работах практически не рассматривались.

Между тем следует констатировать, что с каждым годом перечень изделий, состоящих на вооружении МВД России, которые в авторском понимании относятся к оружию нелетального действия, расширяется. Так, в 2007 году на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации уже состоят 60 образцов оружия нелетального действия, а внутренних войск МВД России -57.

В настоящее время по причине отсутствия законодательно закрепленных определений понятий «оружие нелетального действия» и «специальное средство», размытости административно-правового режима специальных средств из-за отнесения к данной категории абсолютно разноплановых по многим критериям изделий, создается большое количество проблем в правоприменительной практике. В частности, образцы оружия нелетального действия принимаются на вооружение государственных военизированных организаций в качестве специальных средств, хотя многие из них, исходя из положений Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии"1 практически схожи с гражданским оружием самообороны: газовое оружие, электрошоковые устройства и т. д.

Степень теоретической и научной разработки темы исследования.

Вопросы формирования и реализации административно-правового режима оружия в различных аспектах рассмотрены в работах С. Н. Бочарова, И. В. Делягина, А. А. Долгополова, В. В. Иванова, Г. И. Калмыкова, А. И. Каплунова, В. П. Мак-Мака, С. Ф. Милюкова, Б. В. Российского, М. Ф. Савелия, С. М. Скворцова, Ю. Ю. Соковых, О. Ю. Торопыгина, Ю. П. Тимашева, В. А. Тюрина, В. В. Черникова, В. И. Шалашева, Е. Д. Шелковниковой и др.

1 См.: СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681- СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3029- СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 167.

Попытка изучения правового режима различных видов оружия нелетального действия предпринята также Д. А. Корецким в рамках разрабатываемого им междисциплинарного учения «криминальная армалогия». Но основой его исследования являлся в первую очередь криминологический аспект гражданского оружия нелетального действия.

Вместе с тем, научных исследований по изучению вопросов формирования и реализации административно-правового режима оружия нелетального действия до настоящего времени не проводилось.

Указанные обстоятельства определили выбор и основные направления диссертационного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при формировании института оружия нелетального действия и его административно-правового режима в Российской Федерации.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие режим оборота и применения оружия нелетального действия и специальных средств, а также практика деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по их реализации.

Цели и задачи исследования заключаются в комплексном изучении формирования системы оружия нелетального действия для решения оперативно-служебных задач органами внутренних дел Российской Федерации, и разработке ее правового режима.

Прикладной целью исследования являются комплексный анализ формирования института оружия нелетального действия в Российской Федерации, определение его юридического понятия, отграничение его от понятия «специальное средство», и выработка научно обоснованных предложений по созданию норм, регулирующих административно-правовой режим оружия нелетального действия, а также изучение правовых, организационных и тактических основ применения данной разновидности боевого оружия сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с этими целями диссертантом решались следующие задачи: формулирование авторских определений понятий «оружие нелетального действия», «специальное средство», а также выявление степени их соотнесенияформирование организационно-правовых основ применения оружия нелетального действияклассификация оружия нелетального действияисследование сущности права на применение оружия нелетального действияопределение субъектов права на применение оружия нелетального действия, а также субъектов, участвующих в обороте оружия нелетального действиясравнительно-правовой анализ международно-правовых норм отечественного законодательства, регулирующих оборот и применение средств, соответствующих по своим тактико-техническим характеристикам оружию нелетального действияразработка предложений по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью формирования административно-правового режима оружия нелетального действияизучение зарубежного опыта по контролю за оборотом и применением оружия нелетального действия, возможности и целесообразности его использования в России.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования стал диалектический метод познания и системный подход к изучению правовых явлений. В процессе исследования применялись общенаучные (анализ, синтез, системный и функциональный подходы), частнонаучные (исторический, статистический, математический, логический) методы познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, форму и содержание предмета настоящего исследования. Среди частноправовых методов одним из основных стал метод сравнительного правоведения, использованный автором при исследовании нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оборота и применения устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели.

Теоретическая и эмпирическая основа исследования. В процессе работы над диссертацией была изучена обширная правовая научная литература, проведен подробный сравнительно-правовой анализ источников международного публичного права и отечественного законодательства по данной проблеме. Были изучены научные труды, в которых исследовались проблемы общей теории права.

Эмпирическую базу исследования составили акты Правительства Российской Федерации, определяющие номенклатуру вооружения органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России (10) — отчеты сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск по применению специальных средств за 2002;2007 годы (23) — техническая документация, содержащая рекомендации по особенностям применения конкретных образцов специальных средств (20). В ходе подготовки диссертации использовано 155 научных источников, из них свыше 80 законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регламентирующие применение правоохранительными органами мер административного пресечения. Выводы диссертационного исследования основываются на анализе положений международно-правовых актов, Конституции Российской Федерации, федеральных нормативных правовых актов, а также обобщении и анализе правоприменительной практики. В основу выводов исследования положены данные научного анализа результатов опроса 50 сотрудников отрядов милиции специального назначения и отрядов милиции особого назначения, статистических материалов, относящихся к теме диссертационного исследования, а также собственные исследования автора по данной проблеме в процессе прохождения службы в органах внутренних дел.

Научная новизна диссертационного исследования определяется выбором диссертантом малоисследованной проблемы, отсутствием в имеющихся научных разработках комплексного рассмотрения вопроса о правовых аспектах оборота и применения оружия нелетального действия. Диссертация является первым монографическим исследованием, в котором с позиции административного права исследованы проблемы формирования и реализации административно-правового режима оружия, которое конструктивно предназначено для нейтрализации и иммобилизации правонарушителя, но не причиняющее повреждение иное, чем легкий вред здоровью, впервые раскрыта сущность права применения такой меры пресечения противоправных действий, как средства не смертельного воздействия на правонарушителя, во взаимодействии с международно-правовыми стандартами. В работе сформированы организационно-правовые основы применения оружия нелетального действия, впервые проведено исследование по выявлению общего и особенного в сформулированных автором понятиях «оружие нелетального действия» и «специальное средство».

Формирование административно-правового режима оружия нелетального действия предполагается рассматривать в качестве неотъемлемой части проблемы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации. В этой связи разработаны предложения по совершенствованию законодательства с целью формирования данного режима.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение понятия «оружие нелетального действия» как устройства и предметов, конструктивно предназначенных для несмертельного обратимого поражения живой цели, ее иммобилизации, а также вывода из строя техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму их значительного физического разрушения, а также сформулированные автором классификации по нескольким основаниям оружия нелетального действия.

2. Показана абстрактность и недостаточная четкость содержащегося в законодательных актах понятия «специальное средство».

Специальными средствами могут быть совершенно различные по своим техническим, конструктивным, эксплуатационным характеристикам и параметрам устройства, предметы, приспособления, применяемые или используемые не только сотрудниками органов государственной власти в правоохранительных целях, но и используемые в различных сферах деятельности человека, коммерческой или некоммерческой организации, государственного образования.

Содержащийся в ст. 14 Закона РФ «О милиции» перечень изделий, которые можно применять в качестве специальных средств, фактически не является исчерпывающим.

Автором делается вывод о недостаточной проработанности административно-правового режима изделий, применяемых правоохранительными органами в качестве специальных средств.

3. Показана целесообразность формирования административно-правового режима оружия нелетального действия. С этой целью предлагается внести изменения в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» .

Статью 1 указанного Федерального закона целесообразно дополнить абзацем следующего содержания: «оружие нелетального действияоружие, конструктивно предназначенное для не смертельного обратимого поражения живой цели, ее иммобилизации, а также вывода из строя техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму значительного физического разрушения материальных средств». Подобное определение понятия «оружие нелетального действия» повлечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в прочие статьи рассматриваемого закона.

Абзац 8 статьи 1, определяющий термин «газовое оружие», представляется целесообразным исключить.

Для универсализации классификации оружия, содержащейся в статье 2 ФЗ «Об оружии», возможности ее распространения на оружие нелетального действия данную статью закона целесообразно изложить в следующей редакции: «Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется: на гражданское, служебное, боевое».

4. Показана целесообразность внесения изменений в федеральные законы, определяющие назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия государственных военизированных организаций, порядок выполнения их сотрудниками возложенных задач. Данные изменения должны быть направлены на формирование положений, разрешающих сотрудникам и служащим соответствующих государственных военизированных организаций применять оружие не летального действия.

5. Образцы оружия нелетального действия целесообразно выделить из свода изделий, объединяемых термином «специальные средства». Административно-правовой режим оружия нелетального действия не следует объединять с прочими изделиями, состоящими на вооружении правоохранительных органов в качестве специальных средств, но не предназначенных конструктивно для поражения живой или иной цели.

6. Предложения о порядке применения оружия не летального действия сотрудниками правоохранительных органов.

Применение сотрудником правоохранительного органа боевого оружия нелетального действия, повлекшего причинение вреда здоровью, превышающего вред здоровью средней тяжести, является исключительным обстоятельством, свидетельствующим, как правило, о нарушении правил применения оружия нелетального действия.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит, прежде всего, в том, что его выводы, предложения и рекомендации обобщают и дополняют научные знания о праве применения сотрудниками правоохранительных органов отдельных изделий, специально разработанных для применения в качестве мер специального или исключительного назначения1, как вида мер административного пресечения, а также его специфике, роли и месте данного права в системе мер административного принуждения.

Результаты проведенного исследования могут иметь значение для повышения качества практической деятельности по реализации права на применение мер пресечения уполномоченными на то лицами, совершенствования законодательства, регулирующего эту деятельность. Они могут быть использованы в нормотворчестве и правоприменительной практике.

Результаты данного исследования могут использоваться в учебном процессе образовательных учреждений МВД России и при дальнейшем исследовании данной проблемы.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях научного центра № 7 ВНИИ МВД России.

Диссертантом прочитана лекция по теме диссертационного исследования в Саратовском юридическом институте МВД России (ноябрь, 2005 г.), принято участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности» (апрель, 2005 г.), а также в работе Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы международно-правового и национального регулирования оборота оружия» (Москва, Манеж, сентябрь 2007 г.).

1 См.: Попов Л. Л. Административное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 168.

Материалы, полученные в результате диссертационного исследования использованы при разработке положения о базовом научно-исследовательском учреждении в области разработки специальных средств (оружия нелетального действия) для правоохранительных органов государств — участников СНГ, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 года, и внедрены в практическую деятельность ГУ НПО «СТиС» МВД России при реализации функций в качестве базового научно-исследовательского учреждения в области разработки специальных средств (оружия нелетального действия) для правоохранительных органов государств — участников СНГ.

Одновременно диссертант участвовал в подготовке серии плакатов «Гражданское оружие и специальные средства, используемые в охране», лекции «Оружие нелетального действия», методических рекомендаций «Применение норм административного законодательства при выявлении правонарушений в деятельности предприятий, осуществляющих торговлю оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему».

Основные теоретические и практические выводы и предложения изложены в 7 научных статьях.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографии.

Заключение

.

Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы и предложения:

1. Под оружием нелетального действия следует понимать устройства и предметы, конструктивно предназначенные для несмертельного обратимого поражения живой цели, ее иммобилизации, а также вывода из строя техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму их значительного физического разрушения.

2. Оружие нелетального действия, как разновидность оружия, уже в настоящее время занимает значительную часть в системе вооружения государственных военизированных организаций, в первую очередь правоохранительных органов. Данная разновидность оружия представлена устройствами и предметами, состоящими на вооружении государственных военизированных организаций, как в качестве специальных средств, так и отдельных образцов огнестрельного оружия.

Значение и роль образцов оружия нелетального действия как предметов вооружения со временем будут только увеличиваться.

3. Органы государственной власти обязаны обеспечить неотвратимость правомерного поведения субъектов правоотношений в сфере оборота и применения оружия нелетального действия, поэтому правовая регуляция таких отношений может осуществляться только посредством административно-правовых режимов.

Образцы оружия нелетального действия путем формирования административно-правового режима их оборота и применения целесообразно выделить из свода изделий, объединяемых юридически неопределенной категорией «специальные средства». Административно-правовой режим оружия нелетального действия не следует объединять с прочими изделиями, состоящими на вооружении правоохранительных органов в качестве специальных средств, но не предназначенных конструктивно для поражения живой или иной цели.

4. Применение сотрудником правоохранительного органа боевого оружия нелетального действия, повлекшего причинение вреда здоровью, превышающего вред здоровью средней тяжести, является исключительным обстоятельством, свидетельствующим, как правило, о нарушении правил применения оружия нелетального действия.

5. Осуществляемую субъектом права на применение оружия нелетального действия совокупность действий по инициированию заложенных в образце оружия нелетального действия физических, химических, физико-химических и прочих процессов с целью производства оказания на объект запланированного поражающего воздействия, основанного на различных факторах, предусмотренных конструктивными особенностями конкретного образца оружия нелетального действия, не целесообразно разделять на «использование» и «применение».

В отношении указанной совокупности действий целесообразно употреблять только термин «применение».

6. Формирование административно-правового режима оружия нелетального действия в правовом смысле представляется целесообразным начать с законодательного закрепления понятия «оружие нелетального действия» путем внесения изменений в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии». Тем самым правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируемые нормами данного закона, соблюдение которых обеспечивается правоохранительными органами, распространятся на изделия, являющиеся по своим тактико-техническим характеристикам оружием нелетального действия.

Статью 1 указанного Федерального закона целесообразно дополнить абзацем следующего содержания: «оружие нелетального действия оружие, конструктивно предназначенное для несмертельного обратимого поражения живой цели, ее иммобилизации, а также вывода из строя техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму значительного физического разрушения материальных средств».

Абзац 8 статьи 1, определяющий термин «газовое оружие», представляется целесообразным исключить.

Внесение в статью 1 Федерального закона «Об оружии» указанных изменений, касающихся законодательного закрепления понятия «оружие нелетального действия», повлечет необходимость внесения соответствующих изменений в прочие статьи рассматриваемого закона.

Для универсализации классификации оружия, содержащейся в статье 2 ФЗ «Об оружии», интеграции термина «оружие нелетального действия» в действующее законодательство, данную статью закона целесообразно изложить в следующей редакции:

Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:

1) гражданское;

2) служебное;

3) боевое.".

7. По внесению указанных изменений в Федеральный закон «Об оружии» целесообразно внести соответствующие изменения в федеральные законы, определяющие назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия государственных военизированных организаций, порядок выполнения их сотрудников возложенных задач. Данные изменения должны быть направлены на формирование положений, разрешающих сотрудникам и служащим соответствующих государственных военизированных организаций применять оружие нелетального действия.

При условии изложенного нами ранее положения о том, что правовые аспекты оборота и применения наручников, бронемашин, специальных окрашивающих средств, служебных собак следует отнести к ведению ведомств, должностные лица которых применяют указанные средства в целях выполнения служебных задач, наименование ст. 12 Закона РФ «О милиции» следует изложить следующим образом: «Условия и пределы применения физической силы, оружия нелетального действия и огнестрельного оружия».

Наименование статьи 14 Закона РФ «О милиции» целесообразно изложить в следующей редакции: «Применение оружия нелетального действия».

Указанную статью целесообразно изложить следующим образом:

Сотрудники милиции имеют право применять оружие нелетального действия, имеющееся на вооружении милиции, в следующих случаях:

— для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции, нападений на жилища граждан, здания, сооружения и объекты инфраструктуры, транспортные средства, прочие объекты;

— для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику милиции;

— для задержания лиц, застигнутых при совершении преступления, пытающихся скрыться или оказать сопротивление, лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление или воспрепятствовать исполнению сотруднику милиции служебных обязанностей;

— для пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, для задержания совершивших побег из учреждений исполнения наказаний осужденных и заключенных, а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц;

— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

— для пресечения массовых беспорядков и действий, нарушающих работу транспортных средств, средств связи, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственностидля пресечения попыток лиц противоправным способом проникнуть в жилища граждан, здания, сооружения, помещения, объекты инфраструктуры, транспортные средства, на территории охраняемых объектов, постов или покинуть их;

— для остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников и/или служащих государственных военизированных организаций остановиться.

Образцы оружия нелетального действия, кроме того, могут применяться в случаях, предусмотренных частью I статьи 15 настоящего Закона.

Сотрудники милиции имеют право применять образцы оружия нелетального действия, поражающее действие которых основано на кинетических, акустических, электромагнитных, электрошоковых, а также воздействии раздражающих и слезоточивых физико-химических композиций.

Запрещается применять оружие нелетального действия в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.

Перечень образцов оружия нелетального действия, состоящих на вооружении милиции, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Целесообразно внести изменения в источники международного публичного права, содержащие нормы, ограничивающие или запрещающие отдельные виды оружия. Изменения должны быть направлены на установление возможности применения в международных вооруженных конфликтах образцов оружия нелетального действия, запрещенных к применению в настоящее время, но являющихся более гуманными, чем традиционные средства вооружения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Принята Советом Европы в Риме 4 ноября 1950 года.
  2. Устав Организации Объединенных Наций от 26.06.1945.
  3. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека // Принята в Минске 26 мая 1995 года.
  4. Всеобщая декларация прав человека // Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Резолюция 217А (III).
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах // Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. Резолюция 2200А (XXI).
  6. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // Принят Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН 17.12.1979.
  7. Основные принципы применения огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка // Приняты 8 Конгрессом ООН по предупреждению преступности с правонарушителями состоявшимся с 27 августа по 7 сентября 1990 года в Гаване.
  8. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме // Утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9.12.1998.
  9. Декларация о полиции // Принята Парламентской Ассамблеей Совета Европы в Страсбурге 8 мая 1979 года.
  10. Женевская конвенция от 12.08.1949 «О защите гражданского населения во время войны».
  11. Женевская конвенция от 12.08.1949 «Об обращении с военноплеменными».
  12. Женевская конвенция от 12.08.1949 «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состававооруженных сил на море».
  13. Женевская конвенция от 12.08.1949 «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях».
  14. Дополнительный протокол от 08.06.1977 к женевским конвенциям от 12.08.1949, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I).
  15. Дополнительный протокол от 08.06.1977 к женевским конвенциям от 12.08.1949, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).
  16. Конвенция от 13.01.1993 «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении».
  17. Конвенция от 16.12.1971 «О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении».
  18. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие от 02.12.1983.
  19. Международная конвенция по телекоммуникациям от 10.01.1986.
  20. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой от 16.09.1987.
  21. Закон Республики Беларусь от 13.11.2001 № 161−3 «Об оружии».
  22. Закон Республики Беларусь от 26.02.1991 № 637-XII «О милиции».
  23. Закон Республики Беларусь от 03.06.1993 № 2341-XII «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь».
  24. Указ Президента Республики Казахстан от 21.12.1995 № 2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан».
  25. Закон Республики Казахстан от 23.06.1992 «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан».
  26. Закон Республики Казахстан от 03.10.1995 №> 2483 «О Службе охраны Президента Республики Казахстан».
  27. Закон Республики Казахстан от 05.12.1995 № 2671 «О Республиканской гвардии».
  28. Закон Республики Казахстан от 21.02.2005 № 32−3 «Об органах военной полиции».
  29. Закон Республики Казахстан от 04.07.2002 № 336−2 «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан».
  30. Закон Чешского Национального Совета № 283/1991 «О полиции Чешской Республики».
  31. Приказ Президента США № 11 850 от 08.04.75.
  32. Инструкция Министерства обороны США № 5500.15 «Обзор оружия по условиям международного права».
  33. Инструкция Министерства обороны США № 5711.8.А «Обзор оружия согласно международному праву».
  34. Инструкция Министерства обороны США № 5000.2.В «Осуществление политики, процедур, составления документации и отчетности по руководству закупками военной техники».
  35. Наставление Армии США от 1998 г. FM 90−40 «Общевойсковой порядок тактического использования нелетальных средств поражения».
  36. Наставление Армии США от 1996 г. FM 3−11 «Применение зажигательных средств, средств борьбы с беспорядками и гербицидов».
  37. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  38. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 «Очрезвычайном положении"//СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277
  39. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. ФЗ от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  40. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. ФЗ от 13.06.1996 № 63-Ф3) // СЗ РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  41. Таможенный кодекс Российской Федерации (в ред. ФЗ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ) // СЗ РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2066.
  42. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ) // СЗ РФ, 16.12.1996, № 51, ст. 5681- СЗ РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3029- СЗ РФ, 13.01.2003, № 2, ст. 167.
  43. Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ: «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"// СЗ РФ, 06.04.1998, № 14, ст. 1514.
  44. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // СЗ РФ, 13.03.2006, № 11, ст. 1146.
  45. Федеральный закон от 05.11.1997 № 138-Ф3 «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» // «Бюллетень международных договоров» № 4, 1998.
  46. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. 10.08.2001.
  47. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ, 24.04.1995, № 17, ст. 1462.
  48. Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ, 20.03.1995, № 12, ст. 1024.
  49. Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» // СЗ РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3697.
  50. Федеральный закон от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» // СЗ РФ, 19.04.1999, № 16, ст. 1935.
  51. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // СЗ РФ, 10.04.1995, № 15, ст. 1269.
  52. Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» // СЗ РФ, 27.05.1996, № 22, ст. 2594.
  53. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3586.
  54. Федеральный закон от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» // СЗ РФ, 19.12.2004, № 34з ст. 3547.
  55. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» // СЗ РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3590.
  56. Федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ, 10.02.1997, № 6, ст. 711.
  57. Закон РФ от 18.04.1991 N 1026−1 «О милиции» // Ведомости СНДиВСРСФСР, 18.04.1991, № 16, ст. 503.
  58. Закон РФ от 11.03.1992 № 2487−1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 23.04.1992, ст. 888.
  59. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473−1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ, 18.08.1993, № 33, ст. 1316.
  60. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.1999 № 665 «О комиссии Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам» // СЗ РФ, 1999, № 27, Ст. 3366.
  61. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» // СЗ РФ, 11.06.2007, № 24, Ст. 2921.
  62. Постановление Правительства РФ от 04.04.2005 № 179 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 и от 21.07.1998 № 814» // СЗ РФ, 11.04.2005 № 15 ст. 1343.
  63. Постановление Правительства РФ от 05.05.1999 № 490 «Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации» // СЗ РФ, 17.05.1999 № 20 ст. 2433.
  64. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 № 455 «Об утверждении положения о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия» // СЗ РФ, 01.07.2002, № 26, ст. 2598.
  65. Постановление Правительства Российской Федерации от2107.1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» // СЗ РФ, 10.08.1998, № 32, ст. 3878.
  66. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 № 514 «Об организации ведомственной охраны» // СЗ РФ, 17.07.2000, № 29, ст. 3100.
  67. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 № 38 «Об обеспечении служебным и гражданским оружием, патронами к нему и специальными средствами работников организаций федеральной почтовой связи» // СЗ РФ, 31.01.2005, № 5, ст. 388.
  68. Постановление Правительства Российской Федерации от3012.1999 № 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной» // СЗ РФ, 10.01.2000, № 2, ст. 221.
  69. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 № 352 «Об утверждении Положения о применении Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции».
  70. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2007 № 624 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
  71. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.09.2007 № 1310-р.
  72. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 261-р.
  73. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.04.2000 № А14−6678−99/59/6.
  74. ГОСТ Р 50 940−96 «Устройства электрошоковые. Общие технические условия».
  75. ОСТ 78.01.0009−2002 «Устройства электрошоковые специальные носимые. Технические требования и методы испытаний».
  76. Приказ Минздрава от 20.07.1998 № 221 «О продлении срока действия Временных норм воздействия на человека оружия самообороны» // Сборник «Приказы: Минздрав России / Сборник. 1998 год Часть 3», М.: «Интерсэн», 1999.
  77. Приказ МВД России от 05.11.2003 № 865 «Об утверждении Инструкции о порядке применения органами внутренних дел специальных средств».
  78. Приказ МВД России, ФСБ России и Минздрава России от 10 декабря 1996 года № 647/541/406 «О создании межведомственной экспертной комиссии по образцам вооружения и специальным средствам».
  79. А.Б. Административное право. М. 2004.
  80. Ю.Ф., Баландина Г. В. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М. «Норма». 2004 г.
  81. В.Н., Емельянов В. И. Отравляющие вещества. Учебное пособие. -2 изд., переработанное и дополненное. М. 1990.
  82. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.2002.
  83. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. М. 1966.
  84. С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М. 1989.
  85. С.С. Правовые запреты в структуре советского права // Правоведение. № 5. 1973.
  86. С.С. Структура советского права. М. 1975.
  87. Ю. Военные нанотехнологии. Возможности применения и превентивного контроля вооружений. -М. Техносфера. 2006.
  88. А.В., Калмыков Г. И. Оборот гражданского оружия в Российской Федерации: Лекция. -М. 2007.
  89. О.Р. Классификация способов совершения преступления. Актуальные вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях. М. 2004.
  90. Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. М. 1993.
  91. Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. М. «Норма». 2004.
  92. Д.Н. Административное право России. Норма-Инфра-М. 2000
  93. Д.Н. Важные вопросы науки административного права. «Государство и право» № 2 1993 г. РАН.
  94. Д.Н. Виды административного принуждения. М. «Ученые записки». Выпуск 5. 1965.
  95. Г. А. Комплекс «Оса» оружие самообороны XXI века//Ружье. 2000. № 1.
  96. А.Г. Запреты в советском праве. Издательство Саратовского университета. 1979.
  97. А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). М. «Юрид. лит.». 1991.
  98. Ю.А. Геноцидные войны уже готовятся. Биотехнологии: военные, международные и геополитические проблемы/ТВоенно-промышленный курьер. 2006. 19−25 апреля. № 15.
  99. П.Т. Советское административное право: Учебник. М. 1990.
  100. В.А. Учебник административного права. Ростов н-Д.1916.
  101. Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М. 1998.
  102. Гражданское и служебное оружие. Сборник законодательных и нормативных актов Российской Федерации. М. 1997.
  103. И.Я. Гражданин и закон. М. Юрид. лит. 1991.
  104. В.И. Полиция Чешской Республики: Правовой статус. Функции. Организация. Монография. М.: «МАКС Пресс». 2003.
  105. М.И. О классификации мер административного принуждения // Сборник. Вопросы Советского административного права на современном этапе. М. 1963.
  106. М. И. Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Лениздат. 1973.
  107. В.Л. Вопросы теории и практики применения милицией мер административного пресечения правонарушений: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Киев: КВШ МВД СССР. 1975.
  108. Г. И. Правовые, организационные и тактические . основы применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел. М. 2003.
  109. А.И., Милюков С. Ф. Применение и использование боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского огнестрельного оружия. С.-Пб. 2003.
  110. Н.Н. Логический словарь-справочник. М. 1975.
  111. Д.А. Нелетальное оружие: правовой режим.- М.2005.
  112. В.Е. Энциклопедический юридический словарь. -М. ИНФРА-М. 1999.
  113. В.В. Общая теория права и государства. М. 1994.
  114. И.В., Петров Ф. Н. Словарь иностранных слов. М. ЮНВЕС. 1995.
  115. В.Г. Правосознание работников органов внутренних дел и его значение для укрепления социалистической законности // Труды Киевской высшей школы. Выпуск 10. 1976.
  116. В.П. Торговля оружием: маркетинг, лизинговые операции, офсетные сделки, лицензионные соглашения, оружие нелетального действия. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.
  117. Лыоэр Н. Will nonlethal weapons offer kinder, gentler warfare or expand the options for armed forces to inflict pain and suffering?. 1999 r. www.forum.ra.utk.edu/1999summer/nonlethal.htm
  118. C.C. Административно-правовые режимы в теории административного права.
  119. В.Л. Словарь основных понятий и определений «Геополитика и национальная безопасность». М. 1998.
  120. Н.И., Малъко А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики. Правоведение, 1996, № 1
  121. А.Е., Петровской Л. И., Смолкин В. М., Шолле В. Д. Новый энциклопедический словарь. М. 2004.
  122. И. Почтальон не донес пенсии // Комсомольская правда на Дону. 2002. 18 января.
  123. В.А. Руководство для врачей скорой помощи. Л. Медицина. 1989.
  124. Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М.1985.
  125. В.Ф. Энциклопедия МВД России. М.: Объединенная редакция МВД России. 2002.
  126. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1998.
  127. А.С. Юридическая терминология и пути ее совершенствования // «Ученые записки». ВНИИСЗ. Вып. 24. М. 1971.
  128. B.C. Стратегия выживания социума. Системный подход в исследовании проблем геополитики и безопасности. М. 2003.
  129. JI.JI. Убеждение и принуждение. М. «Московский рабочий». 1968.
  130. А.А. Комментарий к Закону РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции». Система ГАРАНТ. 2007.
  131. И.С. Административно-правовые режимы по законодательству РФ, их назначение и структура. «Государство и право» № 9 1996 г. РАН.
  132. В.Б. Административно-правовые режимы. М. 2000.
  133. А.А. Административно-правовой метод и смежные правовые категории: М.:2005. ВНИИ МВД России.
  134. В.В. Оружие нелетального действия как средство борьбы с терроризмом, обеспечения миротворческих операций и операций по правопринуждению // Вестник РАЕН. т.5. № 4. 2005.
  135. Словарь русского языка. Т.2. К-О/Академия наук СССР: Институт русского языка. М.: Изд-во «Русский язык», 1983.
  136. Ю.П., Черников В. В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». Издание второе, переработанное и дополненное. М.: «Проспект». 2001.
  137. В.Д. О предмете российского административно-процессуального права. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы международной научно-практической конференции. М., 2003.
  138. С.М., Шелковникова Е. Д. Федеральный закон «Об оружии»: Комментарий. М. ВНИИ МВД России. 2001.
  139. Тактика. Книга I. М. Военное издательство. 1985.
  140. В.А. Применение мер пресечения в административном праве России. Монография. М. «Щит-М». 2002.
  141. М. «ОСА» свинье не товарищ//Калашников. Оружие, боеприпасы, снаряжение. 2000. № 2.
  142. В.И. Организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на воздушном и водном транспорте. М. Академия МВД РФ. 1992.
  143. А. Инкассаторы не оплошали//Российская газета. 2001. 17 ноября.
  144. Е.Д., Леванов В. Если вы хотите купить оружие. М.: Инфра-М. 1998.
  145. А.П. О концепции административной политики. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы международной научно-практической конференции. М., 2003.
Заполнить форму текущей работой