Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая поддержка детских общностей в мультикультурной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данном диссертационном исследовании решалась задача подробного осмысления и адекватного описания педагогической поддержки детских общностей в мультикультурной среде. В контексте решения данной задачи был проведен анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияобсуждалось педагогическое содержание понятия детская общность" — определялись возможности… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. социально-педагогическая характеристика детских общностей
    • 1. 1. Социально-педагогическая природа детских общностей
    • 1. 2. Развитие детской общности в условиях педагогической поддержки
    • 1. 3. Влияние мулътикулътурной среды на детские общности
  • Глава II. педагогическая поддержка развития детских общностей в республике бурятия
    • 2. 1. Диагностика развития детских общностей на примере опыта Республики Бурятия)
    • 2. 2. Особенности организации детских общностей в мулътикулътурной среде
    • 2. 3. Подготовка кадров для реализации педагогической поддержки развития ребенка в детской общности

Педагогическая поддержка детских общностей в мультикультурной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Процесс реформирования образования выдвинул на первый план задачи укрепления позиций личностно ориентированного подхода в педагогике, предполагающего создание благоприятных условий для саморазвития школьника. Происходит формирование новых взглядов на роль различных социальных и государственных институтов в воспитании. Распад единственной детской организации привел к возникновению большого числа различных детских объединений, которые стремятся участвовать в развитии социального опыта детей, их творческого «Я», реализации их интересов и потребностей, создании условий и возможностей для самореализации. Речь идет уже не о простой адаптации школьников к жизни в быстроменяющемся обществе, а о необходимости создания новых педагогических и социокультурных условий для активного включения детей в сферу социальной деятельности, накопления ими нравственного и гражданского опыта в рамках детских общностей. Природная активность детей, их стремление к объединению и потребность к самореализации является основой того, что детские общности становятся реальными и полноправными участниками социальных отношений, субъектами социокультурной деятельности.

Происходит изменение традиционного коллективистского подхода к построению системы взаимоотношений «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», появляются личностно ориентированные технологии, направленные на помощь и поддержку ребенка в его индивидуальном развитии и саморазвитии. Особого внимания, в связи с этим, требует разработка содержания, форм, методов и функций педагогической поддержки как технологии педагогики сотрудничества и партнерства, как практической реализации субьекг-субьектных отношений взрослого и ребенка.

Между тем, изучение детских общностей и роли взрослых в них свидетельствует о том, что педагоги оказались во многом не готовы к данному (более сложному) самоорганизующемуся процессу возникновения детских общностей, не опираются в своей деятельности на положения личностно-ориентированной педагогики, не владеют методами педагогической поддержки саморазвития ребенка, испытывают затруднения в технологическом обеспечении развития детской общности, не учитывают особенностей мультикулыурной среды. Это связано со сложностью ломки педагогических стереотипов значительной части учителей, их привычностью к использованию традиционных методов руководства детьми, недостаточной распространенностью инновационных моделей образования .

Потребность общественной практики в организации педагогической поддержки детских общностей в мультикультурной среде с одной стороны и неподготовленность педагогов к ее осуществлению — с другой, определяет актуальность исследования и представляет собой серьезную научную проблему и важную практическую задачу. Проблемы становления и развития новых типов детских общностей, адекватных современному этапу реформирования образования и их педагогическая поддержка являются актуальными и в педагогическом и в социальных планах.

Анализ работ М. Бубера, М. Вебера, Э. Дюргкгейма, П. Сорокина, а также современных исследователей Г. М. Андреевой, В. И. Слободчикова, предметом которых являются общности, дает нам основание выделить общность как формальную структуру (группа, коллектив, корпорация, объединение и др.) и как неструктурированное образование, определяемое конкретным образом жизни и имеющее единые ценностные основания для всех, входящих в нее. Предложенная В. И. Слободчиковым трактовка «со=бытийной общности» как объединения людей, где осуществляется совместная деятельность, позволяет и объединение детей рассматривать как детскую общность.

Важным, на наш взгляд, является процесс становления общности, который рассматривается в работах Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, Р. С. Неелова, А. В. Петровского, В. В. Шпалинского, Ю. В. Янтовской. Исследователи считают, что главной детерминантой образования общности выступает совместная деятельность.

Анализ диссертационных исследований (JI.A. Бондарь, JI.A. Борисовой, И. А. Валгаевой, И. Г. Доценко, М. Р. Мирошкиной, Э. С. Соколовой, Е.А. Тереховой) показал, что интерес исследователей в основном направлен на изучение воспитательных функций детских объединений, внимание уделяется вопросам организации деятельности, роли взрослых.

Исследования деятельности детских объединений и проблем их организации (И.В. Валгаев, Г. М. Иващенко, В. В. Ковров, М. Е. Кульпединова, Е. JI. Рутковская, Е. В. Титова, Т.В. Трухачева) раскрывают сущность понятия детская общность, ее социально-педагогическую природу.

Достаточно активно в последние годы ведется разработка проблемы педагогической поддержки. Идеи личностно ориентированного подхода и педагогической поддержки имеют исторические корни (К.Н Вентцель, Ф. Дистервег, М. Монтессори, Ж. Ж. Руссо, JI.H. Толстой, С.Т. Шацкий) и находят свое продолжение в современных концепциях воспитания и обучения в России (Е.В. Бондаревская, Л. И. Новикова, С. Д. Поляков, В. И. Слободчиков, И.С. Якиманская) и в зарубежных исследованиях (К. Валстром, К. Мак Лафлин, П. Зваал). В работах педагогов-практиков Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского, В. А. Сухомлинского, М. А. Щетинина рассмотрены педагогические основы сотрудничества педагога и ребенка, что нашло отражение в идеях педагогической поддержки.

Общетеоретические подходы к организации педагогической поддержки раскрыты в работах О. С. Газмана. В диссертационных исследованиях Е. А. Александровой, Т. В. Анохиной, В. П. Бедерхановой, Е. И. Горячевой, Н. В. Ивановой, Т. А. Мерцаловой, Н. Н. Михайловой, В. П. Полякова, С. М. Юсфина педагогическая поддержка ребенка рассматривается с позиций гуманистической педагогики.

Заслуживают пристального внимания, появившиеся в последнее время обзоры гуманистических концепций воспитания (Е.В. Бондаревская, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Н.М. Таланчук), так как в них раскрыты принципы, содержание и формы личностно ориентированной педагогикивкладывается более широкий гуманистический смысл в категорию «взаимодействие» детей и педагогов.

Для исследования психологических аспектов рассматриваемой нами проблемы развития детской общности, особую ценность представляют идеи о развитии личности и формировании творческого отношения к действительности^ К. А. Абульхановой-Славской, Р. Бернса, JI. И. Божович, Л. С. Выготского, В. А Крутецкого, А. И. Леонтьева, А.-Н. Перре-Клермо, Ж. Пиаже) Согласно их выводам социальное взаимодействие играет существенную роль в интеллектуальном развитии ребенка. А процессы развития ребенка могут ускоряться или замедляться в зависимости от культурного и образовательного окружения ребенка. В исследованиях западных психологов о среде и ее роли в развитии личности ребенка (К. Левин, Д. Мид, М. Мид, Р. Бенедикт, К Хорни) отмечается, что внутренний мир личности зарождается в групповом действии.

Значимость и многообразие влияний социальной среды на состояние индивида, а также взаимодействие влияний среды и педагогического искусства рассматривали Д. Дидро, Ф. А. Дистервег, Р. Оуэн, К. Д. Ушинский, А. Б. Залкинд, А. С. Залужный, С. Т. Щацкий .

В работах Н. Г. Алексеева, Н. Б. Крыловой, Л. И. Новиковой, И. С. Павлова, В. А. Петровского социокультурная среда обосновывается как более сложная и многообразная, в сравнении с прежней парадигмой, более противоречивая и пространственно-объемная по характеру взаимосвязей ребенка.

Интересными представляются исследования, характеризующие культурное пространство развития личности ребенка (Н.Б. Крылова, М.М. Князева). Авторы обосновывают направления развития культурологии образования, что дает возможность расширить культурологический анализ педагогических проблем.

В то же время следует отметить, что указанные исследования рассматривают лишь отдельные аспекты проблемы, отсутствуют специальные исследования, посвященные проблеме педагогической поддержки детских общностей с учетом влияния мулътикулътурной среды. Исходя из вышеизложенного, нами сформулирована тема: «Педагогическая поддержка детских общностей в мулътикулътурной среде.» .

ЦЕЛЬ исследования заключается в определении и анализе содержания и функций педагогической поддержки детских общностей в мулътикулътурной среде.

ОБЪЕКТОМ исследования являются детские общности в мулътикулътурной среде.

ПРЕДМЕТОМ исследования выступает педагогическая поддержка детских общностей в мулътикулътурной среде.

ГИПОТЕЗОЙ исследования является следующее предположение: педагогическая поддержка детских общностей, как особая деятельность, основанная на принципах гуманистической педагогики, будет успешной, если:

— педагог будет исходить во взаимоотношениях с детьми из понимания сущности детской общности как места, как сложной микросреды, где происходит саморазвитие ребенка;

— будут созданы реальные условия для формирования устойчивой потребности и интереса детей к детской общности;

— педагог будет учитывать влияние мультикультурной среды на развитие ребенка и создавать условия для ее расширения;

— будет сформирована высокая степень готовности к технологиям педагогической поддержки со стороны взрослых, основанным на собственной профессиональной и нравственной позиции, на понимании и принятии субъект-субъектных отношений детей и взрослых .

Цель и гипотеза исследования обусловили выдвижение и решение следующих задач исследования:

1.Выявить социально-педагогическую природу современных детских общностей.

2. Проанализировать сущность и разработать содержание и функции педагогической поддержки детской общности.

3.Определить влияние мультикультурной среды на детские общности.

4.Разработать и экспериментально проверить учебную программу курса по выбору «Обеспечение деятельности детских общностей: гуманистическая педагогика в действии.» .

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются личностно-ориентированный подход (В.А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, И. С. Якиманская и др.) — положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) — теория гуманистического воспитания и педагогической поддержки (К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, О. С. Газман, И. П. Иванов, ЛИ. Новикова и др.) — культурно-исторический (JLC. Выготский) и культурологический подход (Е.В. Бондаревская, М. Мид, Н. Б. Крылова,.

И.М. Таланчук) — психологические аспекты развития личности ребенка в сложной среде (К.А. Абульханова-Славская, А. И. Леонтьев, Ж. Пиаже, А.-Н. Перре-Клермо), методологические принципы педагогического исследования (В .В. Краевский).

МЕТОДАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ явились: анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы по проблеме исследованияобобщение педагогического опытамоделирование педагогических ситуацийанкетирование, интервьюирование, беседы и опросыопытно-экспериментальная работа, включающая анализ деятельности взрослых и детей на разных этапах исследования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается:

— в разработке содержания и функций педагогической поддержки как условия развития ребенка в детской общности;

— в обосновании развития и саморазвития каждого ребенка как основы развития общности;

— в выявлении влияния мультикультурной среды на особенности развития и саморазвития детских общностей;

— в обосновании связей развития и саморазвития детских общностей, педагогической поддержки и культурно-средовых факторов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в разработке рекомендаций по организации педагогической поддержки детских общностей нового типа, в обосновании и описании этапов, функций педагогической поддержки детских общностей, а также в разработке методики подготовки студентов госуниверситета по организации данной деятельности .

ДОСТОВЕРНОСТЬ исследования обеспечена использованием педагогических и психологических методов, адекватных предмету, целям, задачам исследованиярациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследованиярезультатами опытно-экспериментальной работы, проведенной автором на базе детской общности «Права ребенка» .

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ 1. Детская общность, основанная на принципах самоорганизации, суверенности и добровольности, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации каждого ребенка.

2. Педагогическая поддержка детской общности направлена на саморазвитие и самореализацию каждого ребенка и общности в целом. Сущностью педагогической поддержки детской общности является включение ребенка в совместную деятельность на основе его собственных интересов, с учетом особенностей его саморазвития и выбора поля собственной деятельности, что создает условия для творческого развития. 3. Процесс становления детских общностей осуществляется в мультикультурной среде, поэтому сотрудничество взрослых и детей должно строиться на понимании особенностей среды.

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ. Основные результаты исследования внедрены в практику работы детских объединений Республики Бурятия, Ассоциации организаторов детского движения «Улаалзай». Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе (1991;1994 гг.) изучалась литература по проблеме исследования, опыт организации детских общностей, определялись и уточнялись гипотеза, основные цели и задачи исследования.

На втором этапе (1995;1996 гг.) проводилась диагностическая работа, определялись показатели, составляющие основу развития детских общностей, проводилась опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе (1996;1997 гг.) применялась усовершенствованная методика, выявлялись результаты ее использования, прослеживалась динамика развития детских общностей, разрабатывались методические рекомендации для учителей, руководителей детских объединений.

Опытная работа проводилась в детских общностях, учреждениях дополнительного образования Республики Бурятия, на республиканском и региональном сборах детских общественных организаций и объединений Сибири и Дальнего Востока, во Всероссийском детском центре «Океан». Всего исследованием охвачено 35 различных детских общностей. Среди них: школьные, внешкольные, региональные. Проверка основных положений данной работы осуществлялась на базе Ассоциации организаторов детского движения Республики Бурятия «Улаалзай"(г. Улан-Удэ) .

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ и внедрение разработанных методических рекомендаций осуществлялось в практической работе детских объединений, школ и внешкольных учреждений. Результаты и материалы исследования были представлены на семинарах руководителей детских и молодежных общественных объединений Республики Бурятия, Всероссийском Детском Центре «Океан», на курсах Бурятского института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования. Основные идеи и научные результаты отражены в 5 публикациях и в выступлениях на конференциях (Москва, Томск, Улан-Удэ). Диссертант участвует в работе международной программы «Дети Земли» США, является грантополучателем фонда Евразия «Поддержка деятельности детских, молодежных организаций и объединений Республики Бурятия «.

СТРУКТУРА РАБОТЫ Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы по 2 главе:

Проведенная диагностическая работа свидетельствует, что развитие детских общностей в Республике Бурятия имеет свои особенности: -низкий уровень,.

— основная направленность на практические виды деятельности (экология, туризм, права ребенка, свободное время), т. е. включение в социально-значимую практику детей и взрослых, развитие личности,.

— характерная особенность — полное отсутствие детской общности политического и национального характера, религиозных организаций для детей т. е., общностей с определенной системой ценностей, -среди условий, влияющих на культурное развитие детских общностей, влияние национальной культуры составляет 25,5%, что является положительным фактором, однако влияние межкультурного общения — всего 9%.

Низкий уровень развития детского движения в республике объясняется рядом причин:

— отсутствие специалистов, готовых проводить работу в детских общностях с позиций личностно-ориентированной педагогики.

— незнание педагогами приемов педагогической поддержки, способов выявления и осознания трудностей и проблем как своих, так и ребенка.

— неумение педагогов определить фактическое содержание социокультурной среды для развития общности и ребенка, и непонимание целей и задач ее моделирования.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила теоретическое предположение, что создание реальных условий для содействия ребенку в определении и корректировке отношения к самому себе, окружающему миру, другим людям, деятельность педагога, основанная на понимании сущности детской общности, где происходит саморазвитие ребенка и учет влияния мультикультурной среды, позволило успешно осуществлять педагогическую поддержку детской общности. Этому способствовала и готовность со стороны взрослых, основанная на собственной личностной и нравственной позиции.

В ходе практической работы экспериментально проверен содержание и функции педагогической поддержки развития детской общности, разработана и опробирована программа специального курса по подготовке студентов к деятельности в детских общностях.

Заключение

:

Понятия «детская общность», «педагогическая поддержка «мультикультурная среда» возникли в процессе переориентации образования на гуманистические ценности, такие как свобода каждой личности и уважение к ней, индивидуальное развитие. Новые ориентации и ценности образования подводят к пониманию воспитания как особой деятельности, связанной с педагогической поддержкой.

В данном диссертационном исследовании решалась задача подробного осмысления и адекватного описания педагогической поддержки детских общностей в мультикультурной среде. В контексте решения данной задачи был проведен анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияобсуждалось педагогическое содержание понятия детская общность" - определялись возможности педагогической поддержки как особой педагогической деятельностирассматривались теоретические и экспериментальные подходы различных авторов к понятиям социокультурная" и «мультикулыурная» среда. Проводилась опытно-экспериментальная работа по диагностическому исследованию развития детских общностей, по целенаправленной организации педагогической поддержки, способствующей развитию детской общности. Проблемы создания детских общностей, независимых от различных структур — школы, организации, взрослых, приобретают в современных условиях особую актуальность и значимость, т.к. в них происходит развитие личности ребенка. Новый подход к детской общности, как социально-педагогическому явлению заключается в том, что в ней создается ситуация подлинного развития субъективности, происходит процесс взаимовлияния, взаимообогащения общности и ребенка.

Основные принципы формирования современной детской общности самоорганизация, добровольность, самоуправляемость, суверенность дают возможность создать условия для удовлетворения детьми индивидуальных потребностей в общении, самовыражении, самоутверждении, саморазвитии. Для современных детских общностей характерно: разнообразие во всем (структура, программы), динамичность, вариативность, не навязанный характер отношений, стихийное возникновение, что требует особой педагогической деятельности. Детская общность представляет микросреду, в которой осуществляется, результируется процесс развития, она же задает и общее направление самому этому процессу, развиваясь сама.

В данном исследовании под особой педагогической деятельностью понимается педагогическая поддержка детских общностей, которая рассматривается как совместная деятельность взрослых и детей, характеризующаяся сотрудничеством и направленная на сохранение «самости» детей и оказание им помощи. Определение содержания педагогической поддержки (целифункции — технологииконечный результат) позволяет обеспечить высокий уровень достижения целей и задач организации детской общности, проявления творческой активности детей. Организация педагогической поддержки требует учета наличия социокультурной и мультикультурной среды, что предполагает широкое использование разнообразных культурных ценностей, учет национальных традиций. Характеристика основных свойств социальной среды (включая социокультурную и мультикультурную среду) — пространство общения и взаимодействия отдельных людей и социальных групп, их совместной деятельности.

Обоснование теории педагогической поддержки детских общностей в мультикультурной среде позволили провести опытноэкспериментальную работу по созданию детской общности и включению ее членов в разнообразную деятельность. Результаты исследования показали изменения в развитии детей, которое проявилось в раскрытии творческого потенциала личности ребенка, формирование активного и созидательного отношения к миру и себе, рост его самосознания, развитие «самости» ребенка, его самореализация. Эти процессы развития и саморазвития ребенка, происходившие на основе социально-значимой деятельности, способствовали развитию детской общности. Происходил процесс взаимообогащения: общность благотворно влияла на развитие ребенка и ребенок своей деятельностью способствовал развитию детской общности, которая в конце эксперимента характеризовалась большой социальной активностью инициативой. Ход эксперимента показал, что целенаправленное использование при педагогической поддержке ее функций и этапов, позволило создать поле общения, повысить интерес к мнению других, подготовить почву для дальнейшей работы.

Проведенный эксперимент позволяет утверждать, что на развитие общности оказывает влияние мультикультурная среда. Моделирование разнообразной и разносодержательной мультикультурной среды позволило детям расширить круг общения, сознавать причастность к социально-значимой деятельности и ее результатам, у них появилась уверенность в самореализации. Бурятия как мультикультурный регион представляет открытую культурную систему и межкультурную среду общения, в котором проектирование нового совместно образованного культурного пространства требует учета наличия многообразия культурных ценностей: национальных и религиозных традиций .

Обобщая изложенные в диссертационном исследовании материалы, можно сделать следующие выводы:

1 .Педагогическая поддержка детских общностей рассматривается как особым образом организуемые общение и совместная деятельность детей и взрослых, основанные на принципах гуманистической педагогики и направленные на помощь ребенку, на создание реальных условий для его ос саморазвития, самосовершенствования и самореализации. Она является значительно более эффективной в сравнении с однонаправленными авторитарными отношениями типа «взрослый-ребенок», что обеспечивает свободное развитие ребенка и высокий уровень достижения целей и задач детской общности. При этом саморазвитие каждого ребенка является основой развития и саморазвития общности, которая в свою очередь становится источником самосовершенствования детей.

2. Деятельность педагога, основанная на понимании социально-педагогической природы и сущности детской общности не как субъекта воспитания, а как субъекта индивидуальной поддержки и помощи ребенку, где он строит свое «Я», создает условия для проявления творческой активности детей, их участия в созидательной деятельности по саморазвитию и развитию общности.

3. Педагогическая поддержка детской общности, осуществляемая по схеме (целифункциитехнологии — конечный результат), обеспечивает формирование устойчивой потребности и интереса детей к общности, включение ребенка в совместную деятельность в условиях самоопределения каждым своего поля деятельности. учитывать необходимость проектирования разнообразной среды как мультикультурного пространства совместной деятельности и общения, адекватного современным потребностям детей и соответствующего тенденциям развития современного общества. Успешность развития детских общностей во многом зависит от понимания педагогами ряда принципов: диалога и взаимодействия разнообразных культур, учета многообразия культурных ценностей: национальных и религиозных традиций. Особую значимость для педагога имеет выделение двух уровней мультикультурного пространства: как реальное жизненное пространство обитания и развития ребенка и как организуемое в совместной межкультурной и международной деятельности.

5.Педагогическая поддержка как новая форма отношений между взрослым и ребенком, опирается на знания педагогической антропологии, на принятии гуманистических принципов педагогического общения и собственную личностную и нравственную позицию педагога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. выс. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141с.
  2. Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития. Вопросы психологии. 1995 -N2
  3. В. Школьный общественно политический клуб -центр идеологической работы // Воспитание школьников. 1989. N5-с.63−72
  4. Актуальные проблемы современного детства (сбор. Науч. Трудов) Под ред. Е. М. Рыбинского, вып.2. М., 1993. -120с.
  5. Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре. \ Новые ценности образования: Забота-поддержка- консультирование. Вып.6-М: Инноватор.1996.
  6. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни.-М.:Мысль, 1991. -299с.
  7. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.- 333с.
  8. Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества: кн. для учителя. -Киев: Освита, 1991. -110с.
  9. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.-М: Дом Шалвы Амонашвили, 1995.-496с.
  10. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология. -М. Издательство Московского универитета, 1980.-416 с.
  11. П.Анохина Т. М. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. \Новые ценности образования: Забота -поддержка- консультирование. Вып. 6-М.: Инноватор.1996.
  12. Е.А. Социальная роль и активность личности,— М.: И изд-во Моск. ун-та, 1971. 152с.
  13. А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. -М.:Издательство МГИК, 1992.-240с.
  14. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.
  15. Э. Ш. Формирование ценностных ориентации- учащихся на основе бурятских народных традиций. У-У.: Издательство БГУ, 1997.-86с.
  16. И.Н. Педагогический поиск. 3-е изд., с испр. И доп. М.: Педагогика, 1989. — 560с. ил.
  17. Т.С. Воспитание старшеклассника как субъекта социального творчества. Автореф. дис.. канд. пед. наук.М. 1992,-16с .
  18. Г. С. Творчество и новое педагогическое мышление. \ Творчество и педагогика, тезисы конф., ч.1.М., 1988.
  19. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: «Прогресс», 1986. Перевод с английского. 420с.
  20. P.M., Виноградова М. Д., Макаренко сегодня. М.: Знание, 1988.- 80 с.
  21. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышление о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984.- 207с. ил.
  22. П.П. Избранные педагогические произведения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 695с.
  23. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. -206 с.
  24. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.- «Знание», 1979. — 40с. (В помощь лектору).
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исследование. АПН. СССР. М.: Просвещение, 1968. -464с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
  27. Ф.Ф. Семейские: Историко-этнографические очерки. У-У. Бурят, кн. из-во. 1992. 224с. ил.
  28. Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие. Ростов -на -Дону. 1995.
  29. Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Педагогика. 1995. -N4.
  30. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина -человека культуры и нравственности. (Основные положения и концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях): Научно-методическая разработка. Ростов-на-Дону РГПУД995. 32с.
  31. Л.А. Историко педагогический анализ концепции детского движения в России: Дисс. .канд. пед. наук.- 1993. -230с.
  32. B.C. Политическая активность современной молодежи (состояние и проблемы).-М.: Институт молодежи, 1990. 16 с.
  33. Л.П. Социальная среда и формирование гармоничной личности. -М.: Педагогика, 1971. 48с.
  34. JI.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 214с.
  35. И.Л. Процесс формирования нравственной зрелости старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987
  36. И.А. Становление и развитие взаимоотношений взрослых и детей в общественных объединениях. Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1996.
  37. Л.С. Технология воспитания школьников на народных традициях (бурятких и русских). У-У. БГУ, 1996, — 55с.
  38. Л. Л. Школа социальных педагогов культурного центра «Гармония» М.: Фирма «Социнновация», 1991.
  39. И.П. Много ли в школе талантов. М.: Знание, 1989. -87с.
  40. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
  41. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объединений /сост. В. Е. Триодин. М.: Политиздат, 1987, — 144с.
  42. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Материалы Всероссийской конференции. М.: УВЦ «Инноватор», 1996.-75с.
  43. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. — 78с.
  44. Л.С. История развития высших психических функций. Психологическая наука и образование. -N2−1996.
  45. Л. С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. -М.: 1956.
  46. Л.С. Соч.: В 6 т.- М.: Педагогика, 1984. Т.4.-448 с.
  47. А.И. Ориентиры молодежи в социальном мире.// Педагогика 1991 -N7.
  48. О.С. Социально-педагогические аспекты // Советская педагогика. 1988. -N5.
  49. О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности.-М., 1989.-с.67−89.
  50. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема \ Новые ценности образования: десять концепций и эссе.-М., 1995.-Вып.3.-с.58−64.
  51. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века\ Новые ценности образования: забота-поддержка-консультирование. Вып.6.М., 1996.
  52. О.С. Потери и обретения: воспитание в школе после десяти лет перестройки «Первое сентября».-21 ноября 1995 .
  53. О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя).-М.: Новая школа, 1992.-114с.
  54. Ган Ю. В. Проблема социальной адаптации личности (философско социологический аспект): Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Свердловск, 1982. — 18с.
  55. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995.
  56. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: 1989.- 160с.
  57. Т. Маленький принц в Вальдорфской школе. Народное образование. /Спец. выпуск/ 1994. -N1- с.105 108.
  58. В.В. и Грибанова Г.И. Инициативные, самодеятельные движения. JL: Знание, 1991. — 32с.
  59. Г. Л. Представление старшеклассников о ценностях.//Педагогика 1995. -N4.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения.-М., 1986, — 362 с.
  61. В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление.\ «Перспективы»,№ 12, 1992.
  62. В.В. Исследования советских психологов в области взаимосвязи обучения и психического развития детей. М.: Мин. Прос. СССР, 1978.
  63. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240с.
  64. А.И. Проблемы групповой сплоченности. -М.: Изд- во МГУ, 1987.
  65. А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования .(Учебн. пособ. для вузов по спец. «Психология») М.: Изд-во МГУ, 1984.
  66. И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982, — 80с.
  67. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 208с.
  68. И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1990. — 144с.
  69. Игры обучение, тренинг, досуг. Под ред. В. В. Петрусинского. -М.: Новая школа, 1994.-368 с.
  70. Иконникова С. Н Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: ЛГУ, 1974. -166с
  71. С.Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости. (Об активной жизненной позиции современного молодого человека), Л.: Лениздат, 1982. — 166с.
  72. Э.Ш. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности // Советская педагогика, 1988. N9
  73. Кон И. С. Какими они себя видят. -М.: Знание, 1975. 96с.
  74. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 192с.
  75. Кон И. С. Социология личности. Политиздат, 1967. — 383с.
  76. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 36
  77. КонниковаТ.Е. Формирование общественной направленности личности школьника как педагогическая проблема. // В кн.: О нравственном воспитании школьников, уч. зап. ЛГПН им. Герцена, 1968. 11с.
  78. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -Л., 1970.57 с.
  79. Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. Обобщение опыта работы школы 210 г. Ленинграда. М.: из- во Акад. пед. наук, 1957. — 400с.
  80. Т.Е. Проблемы воспитания подростков. -М.: «Знание», 1972.- 32 с.
  81. В.М. Развитие социальной инициативы молодежи в условиях совершенствования социализма: Автореф. дис.. канд. филос. наук М., 1989. — 25с.
  82. В.М. Самоуправление школьников- М: Просвещение, 1981. 208с.
  83. В.М. Введение в общую теорию личности. Лекции: НИИ Т и MB АПН СССР. М.: 1991. — 135с.
  84. С.И. Дети граждане будущего (Детские клубы и площадки). 2-е изд. М. Моск. союз потребител. обществ1917, — 20с.
  85. В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога исследователя. Самара: изд-во Сам. ГПИ, 1994. 165 с.
  86. Н.К. О вожатом и его работе с пионерами./ Сост. и вступ. статья Н. И. Монахова. 4-е изд. М.: Мол. гвардия, 1981.- 191с
  87. В.А. Психология обучения и воспитания школьников: кн. Для учителей и классных руководителей. -М.: Просвещение, 1976. 303с.
  88. В.А. Основы педагогической психологии. М., «Просвещение», 1972, — 255с.
  89. Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. ИПИ РАО М.: 1994.- 96с.
  90. Н.Б. Социокультурный контекст образования. \Новые ценности образования.Вып.2- М.: Инноватор, 1995.
  91. Н.Б. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики. \ Новые ценности образования.Вып.7-М.: Инноватор, 1997.
  92. М.Е. Деятельность школьной комсомольской организации по развитию познавательных интересов старшеклассников: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1973.- 21с.
  93. Культурно-просветительская работа. Любительская деятельность в сфере досуга. Обзор информации -выпуск 1,-Самодеятельные неформальные объединения молодежи. .-М., 1989.-32с.
  94. Культурная политика в современном обществе. Российский институт искусствознания. М., 1992.- 254с.
  95. B.C. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей. М.: Просвещение, 1983. -223с.
  96. ЮО.Леванова Е. Готовясь работать с подростками.-М.: МПГУ, 1993.-151 с.
  97. НН.Леви В. Нестандартный ребенок. Знание, -М., 1988. -99с.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  99. Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.- 43с.
  100. В.Т. О чем спорят старшеклассники. -М.: Педагогика, 1990. -191с.
  101. .Т. Неформальные молодежные объединения. // Воспитание школьников. 1987., N5.
  102. .Т. Социально-педагогические противоречия воспитания. //Советская педагогика, 1990. -N5. -с.27−77.
  103. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.-М.: Прометей, 1992. 528с.
  104. Д.М. О национальном характере русских // Вопросы философии, 1990. -N4.
  105. А.В. О воспитании и образовании. -М.: Педагогика, 1976. 284с.
  106. Ю.Магомедов Н. М. Методологические и социально-педагогические основы теории и практики свободного воспитания. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 1994. 40с.
  107. А.С. Избр. пед. соч.: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1978. 400с
  108. А. С. Книга для родителей- Лекции о воспитании детей М.: Правда, 1985.- 448с., ил.
  109. З.Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. // Пед. соч.: В 8-ми т. М.: Педагогика, 1983. — т.1. — с.267−329.
  110. Н.Мальцев А. П. Молодежь: философские проблемы становления субъекта культуры: Автореф. дис. .канд. филос. наук.- Уфа. 1988. 19с.
  111. Мелик-Пашаев А. Вальдорфская педагогика. Взгляд извне. \ Искусство в школе. 1994. — N3 — с.34−41.
  112. Т.А. Педагогическое обеспечениесамопознания подростков в условия общеобразовательной школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 21с.
  113. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. Под. ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского .-М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО, 1996.-240 с.
  114. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. -М.: Наука, 1988.-429 с. 119 .Мирошкина М. Р. Условия эффективного применения педагогических технологий детской организации «4-ЭЙЧ». Автореф .дис.. канд.пед.наук. М., 1995.-21с.
  115. Н.Н. Педагогическое общение: как стать профессионалом. Учебно-воспитательный центр «Инноватор». М.: 1994. — 94с.
  116. М. Я -это Я, или как стать счастливым. -СПб.: Лениздат, 1992.-192с.
  117. А.В. О воспитании старшеклассников: Кн. для класс, руководителей. -М.: Просвещение, 1981. -176с.
  118. А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1990. — 135с
  119. А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М.: Знание, 1990. — 40с.
  120. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. — 80с.
  121. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. 112с.
  122. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. — 160с.
  123. А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие.-ч2.-Пенза: ИПК и ПРО, 1994.-172с.
  124. С.Д., Молонов Г. Ц. Развитие регионально-национальной системы образования в Бурятии. М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. — 128с.
  125. В.Я. Социология образования.- М.: из-во МГУ, 1992. 200с.
  126. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. -М.: Знание, 1988.-80с, — (новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — N7).
  127. Образовательные учреждения и детские общественные организации: стратегия сотрудничества. Документы, — Кострома, 1993.-84 с.
  128. Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Из- во Моск. ун-та, 1981. — 191с.134.0сухова Н. Г. Современные учителя о воспитании, или прошлое в настоящем. Педагогика. 1995. -N3- с.60−65.
  129. И.С. Общность как единица проектирования региональной программы развития образования. Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1996. — 24с.
  130. Э. Штайнеровские идеи не только безопасны, но и прогрессивны. Частная школа — 1995. -N5- с.118−128.
  131. А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. \ Тезисы доклада к 20 международному психологическому конгрессу. М., 1972.-с.67−68.
  132. А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе ?- .: Педагогика, 1990.-160 с. 13 9. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. М. .Просвещение, 1969.-659с.
  133. Пиаже Жан Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., «Просвещение», 1969. 659с.
  134. В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение. М., Знание, 1988. — 80с.- (новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — N11).
  135. В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся. Автореф. дис.. канд. пед. наук -М., 1994. — 31с.
  136. С.Д. Школа: поиск в пути: Кн. для учителя. Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1989. 175с.
  137. С.Д., Ясницкая В. Р., Зимин Э .С. Цели современного воспитания. Личностно-ориентированное коллективное творческое дело. Ульяновск. 1996.
  138. Проблемы эстетического воспитание подростков: Сборник научно-методических статей под ред. Л. В. Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. — 96с
  139. Ю. Б. Будаева Ц.Г. Социальная инфраструктура региона: проблемы развития (на примере Бурятской АССР). Новосибирск: наука, Сибирское отд-ие 1989. 72с.
  140. З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990.-208с.
  141. В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, -1994.
  142. К. Эмпатия ,\ Психология эмоций : Тексты.-с.117 131.
  143. Н. Творчество как усиление себя. \ Вопр. психологии.-1990.-№ 1.-с. 164−168 .
  144. Развитие личности в детском общественном объединении. (Концепция).- М.: 1995.-24 с.
  145. Российская педагогическая энциклопедия. -М.: Науч. из-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.
  146. В. В. Социально психологическая концепция интеллектуального развития ребенка А. Н. Перре-Клермо. /Психологическая наука и образование. -1996. -N2.
  147. Роль и место «Орленка» в развитии личности современного подростка.- ВДЦ «Орленок», 1995.-120с.
  148. Г. В. Психолого-педагогические аспекты деятельности детских общественных организаций в современных условиях.: Дисс.. канд.пед.наук. -М., 1992. -228с.
  149. Н.И. Усвоение социального опыта подростками в процессе их общественно-политической деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1973.-19с.
  150. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. дис. док-pa псих. наук, — М., 1994.-31с.
  151. В. И. Исаев В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.- 384с.
  152. В.И. Основания и смысл инновационной деятельности в образовании \ Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения.-М., с.5−11
  153. B.C. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. -М., -1992.
  154. А.Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток // Педагогика 1993. -N1- с. 38−42.
  155. Социокультурное исследование: Учеб. пособие (МГУ им. Ломоносова под ред. Милюшева. -М.: из-во МГУ- 1994. 94(2)с.
  156. Социология культуры: Методология и практика культурно- просветительской деятельности. Сб. науч. тр. (ЛГИК им. Крупской). Л., 1982. — 171с.
  157. Социология общественных движений, концептуальные модели исследования. -1989−1990. (Рос.акад.наук Ин-т социологии Санкт-Петербург фил. М. ин-т социологии) РАН, 1992. -148с
  158. Социология: Словарь справочник. Т. З. Междисциплинарные исследования. -М.: Наука, 1991. — 247с.
  159. В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Педагогика, 1980. 384с., ил.
  160. В.А. Потребность человека в человеке. -М.: Сов. Россия, 1978.-96с.
  161. И.М. Системно социальная концепция школьного воспитания. -Казань, -1991.
  162. Е.А. Воспитание познавательной активности старшеклассников в клубных объединениях внешкольных учреждений . Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989 .
  163. А.В. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991. -80с. — (новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» -N2).
  164. Т.М. Подготовка педагогов к сотрудничеству во временном ученическом коллективе: Методические рекомендации. -М., АПН СССР, 1991. 46с.
  165. А.Н. Школа самоопределения: первый шаг. -В 2ч.-М.:НМО «Творческая педагогика», 1991.-ч.1 .-156с.
  166. А.Н. Школа самоопределения: первый шаг.-В2ч.-М.:НМО «Творческая педагогика», 1991.-ч.2.-184с.
  167. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии.-СПб., 1913.-405с.
  168. Философский словарь Под. ред. И. Т. Фролова.-М.:Политиздат, 1991.-560 с.
  169. И.А. Методика социально-педагогического исследования. Челябинск, 1989.
  170. Ф. А. Плохова М.Г. Осовский Е. Г. Лекции по историй отечественной педагогики: пособиие для студентов высших и средних учебных заведений. -М.:ТЦ СФЕРА, 1995.-160с.
  171. И.Д. Самоопределение старшеклассника в летней школе: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Рига, 1990.-23с.
  172. Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя. /Психологическая наука и образование. 1996, — N2.
  173. С.В. Возрастной подход к воспитанию общественной активности старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1978. 21с.
  174. М. Психология жизненной среды. М., 1989.47с.
  175. С.Г. работа для будущего: Докум. повествование: Кн. для учителя / Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989. — 223с.
  176. Р. Путь к самопознанию человека. Порог духовного мира. Ереван:"НОЙ», 1991.-172 с.
  177. X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? -М.: Просвещение, 1986. 80с.18 5. Щепан екая Т. Б. Символика молодежной субкультуры. -Санкт-Петербург., «Наука», 1993. 343с.
  178. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. Новые технологии воспитательного процесса. -М., 1994., 111с.
  179. Н.Е. Собранье пестрых дел: Метод, материал для школьного педагога.-Владимир, 1993.-72с.
  180. Д.Б. Избранные психологические труды.-М.:Педагогика, 1989.-480с.
  181. С.М. Договор как средство гуманизации отношений в процессе педагогической поддержки ребенка: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1996.-19 с.
  182. В.А. Социально структурные общности как субъекты жизнедеятельности. / Социс. 1989. -N6.191 .Якиманская И. С. Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985. — 78с.
  183. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996. 96с.
  184. М.И., Плоткин М. М. Формирование личности старшеклассника. -М.: Знание, 1978. 40с.
Заполнить форму текущей работой