Организационно-педагогические условия патриотического воспитания студентов колледжей
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что высокая эффективность и. результативность деятельности по патриотическому воспитанию студентов в колледже могут быть обеспечены, если: в колледже будет организована педагогическая среда, соответствующая требованиям воспитания патриотизма в современных условияхпатриотическое воспитание будет организовано как целенаправленный динамический… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма
- 1. 2. Сущность патриотизма и его влияние на формирование нравственных качеств личности
- 1. 3. Состояние и направления развития патриотического воспитания в современных условиях
- 1. 4. Педагогические условия, особенности и состояние воспитания патриотизма у студентов колледжей
Организационно-педагогические условия патриотического воспитания студентов колледжей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Общественное развитие России за последнее десятилетие привело к снижению регулирующей роли общечеловеческих и духовных ценностей. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов, влияющих на формирование патриотического сознания.
По данным различных исследований, в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям как Отечество, патриотизм, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, верность героическим традициям. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется тенденция падения престижа государственной, в том числе военной службы. Как показывают данные массовых опросов населения нашей страны в «социальных эмоциях» людей, и особенно молодежи, на рубеже XX — XXI веков преобладают негативные характеристики (усталость, безразличие, отчаяние и проч.). Лишь от 3 до 5% опрошенных отметили, что у них лично за последние годы появились, окрепли гордость за свой народ и ответственность за все происходящее в стране. В мегаполисах от 30 до 55% выпускников учебных заведений связывают свое будущее с работой за рубежом и отъездом из Россиив агропромышленных районах России эта цифра составляет 20−25%. По данным социологических исследований, в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям как Отечество, патриотизм, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, верность героическим и трудовым традициям. Эти данные рисуют, в целом, неблагоприятную картину психологического состояния российского общества. И, в частности, показывают, что конструктивные элементы мировоззрения и мироощущения у значительной части населения России, и, прежде всего у молодого поколения, являются слабо выраженными.
Одним из характерных проявлений кризиса в воспитании является свертывание роли и значения патриотического воспитания.
Деятельность, направленная на формирование и развитие патриотизма у детей и молодежи потеряла былую актуальность. В последние годы все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации и утраты чувства патриотизма. Понимание необходимости патриотического воспитания приходит во все сферы жизни нашего общества, в том числе и в образование.
Проблеме патриотического воспитания в различные периоды развития отечественной педагогики уделялось значительное внимание. В комплексном рассмотрении проблем воспитания различные аспекты формирования патриотических качеств нашли отражение в работах таких педагогов и психологов, как JI.C. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, К. К. Платонов, Ю. К. Бабанский, О. С. Богданова, Н. И. Болдырев, Д. И. Водзинский, Б. З. Вульфов, А. Н. Вырщиков, Д. М. Гришин, Р. Г. Гурова, В. И. Журавлев, Т. А. Ильина, Н. М. Конжиев, А. Т. Куракин, В. В. Лебединский, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, Н. И. Монахов, Н. А. Печеня, З. И. Равкин, Л. А. Рувинский, В. А. Сластенин, Ю. Л. Сокольников, Г. Н. Филонов, Н. Е. Хворов, А. Г. Ковалев, П. А. Корчемный, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.
Вопросы воспитания патриотизма (в большей степени военно-патриотического воспитания) получили широкое освещение и глубокую проработку в трудах таких видных отечественных ученых, как Ю. Н. Арзамаскин, А. В. Барабанщиков, Г. П. Белоконев, А. А. Бублик, О. А. Бельков,.
A.Д. Глоточкин, В. М. Горбунов, В. В. Горюнов, В. П. Давыдов, М. И. Дьяченко, В. Н. Иванов, Н. Н. Ключкарев, В, И. Ковалев, М. П. Коробейников.
B.П. Лушников, В. В. Марущенко, В. В. Прозоровский, А. Н. Размазнин, В. А. Родин, В. Я. Слепов и др.
Различные аспекты воспитания патриотизма рассмотрены в работах современных ученых Г. В. Агаповой, С. Н. Винниковой, В. П. Гавва, А. М. Сычева, В. Н. Иванова, С. А. Кокутина, С. А. Константинова, И. М. Лавриненко, А. И. Скулова, В. И. Стрижнева и др.
Несмотря на широкий спектр исследований, необходимо признать, что в современной российской действительности чувство патриотизма зачастую формируется стихийно, в соответствии с законами социальной самоорганизации людей в их совместной жизнедеятельности. В этой связи возникает необходимость теоретической и методической разработки проблемы воспитания патриотизма, ее рассмотрение с учетом новых условий. Это относится и к образовательным учреждениям среднего профессионального образования, в рамках которых происходит духовно-нравственное и личностное становление подростков и молодежи, подготовка I их к самостоятельной жизни, активно развиваются мировоззрение и система социальных ценностей молодых людей.
Проблема патриотического воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений в современных условиях не рассматривалась.
Актуальность проблемы патриотического воспитания молодежи, ее теоретическая и практическая значимость и недостаточная разработанность в современных условиях обусловили выбор темы диссертации.
Цель исследования — поиск оптимальных условий повышения эффективности и качества патриотического воспитания в учебном заведении среднего профессионального образования.
В качестве объекта исследования рассматривается образовательный процесс в колледже.
Предмет исследования — пути и условия эффективного патриотического воспитания студентов колледжа.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что высокая эффективность и. результативность деятельности по патриотическому воспитанию студентов в колледже могут быть обеспечены, если: в колледже будет организована педагогическая среда, соответствующая требованиям воспитания патриотизма в современных условияхпатриотическое воспитание будет организовано как целенаправленный динамический управляемый процесс, этапы которого связаны с формированием основных компонентов, характеризующих сформированность у студентов качеств гражданина-патриотаформирование патриотических качеств будет осуществляться в процессе социально-значимой деятельности, позволяющей эффективно формировать когнитивную, эмоциональную, мотивационную и деятельностную сферы личности студентов;
— мероприятия по патриотическому воспитанию будут осуществляться комплексно и системно в учебное и внеучебное время.
Исходя из цели и гипотезы исследования, в диссертации решались следующие задачи:
1. Осуществить педагогический анализ содержания патриотизма как личностного качества патриотизма.
2. Раскрыть состояние и направления развития патриотического воспитания в современных условиях.
3. Разработать и экспериментально проверить педагогическую программу патриотического воспитания в учебном заведении среднего профессионального образования.
4. Определить педагогические и организационные условия эффективности патриотического воспитания студентов в колледже.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: нормативные документы федерального и ведомственного уровня в области среднего профессионального образованияфундаментальные положения философии, психологии и педагогики в области теории познания и развития личности, о единстве деятельности и сознания личности, о взаимосвязи обучения и воспитания целостной личности, взаимосвязи личности и коллективатеоретические взгляды видных представителей отечественной и мировой педагогической, психологической, исторической и философской мысли о воспитании, патриотизме.
В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования t использовались разнообразные методы, которые в совокупности представляли собой комплексную исследовательскую методику. Из теоретических методов применялись анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Среди эмпирических методов центральное место отводилось педагогическому эксперименту в его констатирующем и формирующем вариантах. Кроме того, в данную группу методов входили наблюдение, опросы (анкетирование, беседы), анализ результатов деятельности, экспертное оценивание, изучение и обобщение опыта, статистическая обработка результатов.
Задачи исследовательской работы решались в ходе трех взаимосвязанных этапов.
На первом этапе (февраль — май 2002 года): разработана программа и методика опытно-экспериментальной работыподготовлены необходимые материалы и документы для ее осуществленияпроведены специальные занятия с педагогами, принявшими участие в опытно-экспериментальной работе.
На втором этапе (июнь 2002 — декабрь 2004 года) проводился формирующий эксперимент. Его основу составляла практическая реализация педагогической программы патриотического воспитания студентов колледжа. В ходе работы изучались основные условия, повышающие эффективность данной деятельности, формулировались предварительные выводы и рекомендации, которые нашли применение в учебно-воспитательном процессе в колледже и его филиалах.
Третий этап (декабрь 2004 — февраль 2005 года) включал в себя обобщение накопленного фактического материала, анализ результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента, формулирование теоретических выводов, практических рекомендаций, их апробацию и I оформление диссертационного исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование осуществлено на базе Петровского колледжа (г. Санкт-Петербург) и его филиалов в городах Новгород, Нижний Новгород, Петрозаводск в 2002 — 2005 годах. На этапе констатирующего эксперимента в исследовательской работе приняли участие 400 студентов, 60 преподавателей, методистов по воспитательной работе, педагогов-организаторов. Формирующий этап исследования охватывал 120 студентов Петровского колледжа, которые составили контрольную и экспериментальную группы по 60 учащихся в каждой.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Структура и содержание патриотизма как качества личности, характеризующего отношение человека к своему Отечеству, а также критерии уровня его сформированности. Среди них выделены: когнитивный компонент (знание отечественной историиосновных этапов, достижений и кризисов социально-экономического развития страны, ратных и трудовых традиций нашего народа) — эмоционально-ценностный компонент (уважение к своему Отечеству, гордость за него и его достижения в мире, уважение к людям, прославившим Россию) — мотивационный компонент (мотивы социально-значимой учебной и трудовой деятельности, связанной со служением Отечеству и народу) — деятельностный компонент (действия и поступки, направленные на развитие Отечества, его экономики и государственности, на самосовершенствование качеств гражданина-патриота).
2. Педагогическая программа патриотического воспитания студентов колледжа, представляющая собой комплекс взаимосвязанных организационных и педагогических мероприятий проводимых в учебное и внеучебное время и включающая: организацию в колледже педагогической среды, обеспечивающей эффективное патриотическое воспитаниерасширение объема информации исторического, аналитического, дискуссионного и проблемного характера в ходе учебных занятий по истории, русскому языку и культуре речи, литературе, основам безопасности жизнедеятельностимероприятия патриотического воспитания, проводимые во внеучебное времяорганизацию деятельности студенческих клубов.
3. Педагогические условия патриотического воспитания в колледже, включающие: содержательные и нормативные требования руководящих документов вышестоящих органов управления образованием к содержанию и организации воспитательной деятельности в средних профессиональных учебных заведенияхуровень обеспеченности квалифицированными воспитателями и. подготовленность педагогических кадров к ведению воспитательной деятельностиматериально-педагогические условия и уровень информационной обеспеченности патриотического воспитания в колледжеприоритетность решаемых колледжем образовательных задач.
4. Организационные условия эффективности. патриотического воспитания в колледже: управление системой патриотического воспитания в колледжепсихологическая помощь в адаптации студентов к образовательному процессу в колледжеорганизация повышения квалификации педагогов колледжаформирование единства подходов в вопросах воспитания патриотизмаформирование коллективов в учебных группах и повышение роли студенческого самоуправления.
Научная новизна и личный вклад автора исследования заключается в том, что в нем:
— обоснована значимость воспитания патриотизма как основы нравственного становления личности студента колледжа;
— раскрыты состояние и направления развития патриотического воспитания I в современных условияхразработана и экспериментально проверена педагогическая программа патриотического воспитания студентов колледжаопределены организационные и педагогические условия, обусловливающие высокую эффективность патриотического воспитания в колледже.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют оптимизировать воспитательный процесс по формированию у студентов средних специальных учебных заведений качеств гражданина-патриота России, организовывать его с учетом современных социальных условий и особенностей воспитательной работы. Это в свою очередь повысит качество выполнения социального заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов с развитыми гражданскими и патриотическими качествами для удовлетворения потребностей рынка труда нашего общества.
Материалы исследования могут быть использованы в интересах организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях среднего профессионального образования с учетом специфики учебных заведений.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью при рассмотрении состояния проблемыкомплексным характером методики исследования, адекватностью выбора теоретических и эмпирических методов целям и задачам исследованиясочетанием качественного и количественного анализа эмпирических данных, полученных в ходе исследованиявсесторонней апробацией результатов диссертацииличным многолетним опытом воспитательной деятельности автора диссертационного исследования. t.
Апробация результатов исследовательской работы осуществлялась на заседаниях Совета руководства, педагогического и методического Советов Петровского колледжа, заседаниях кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России в 2003 — 2004 годах, в ходе международной научно-практической конференции «История и гражданственность» (Санкт-Петербург, 1996), первой всероссийской научнометодической конференции «Филиалы государственных вузов в развитии системы качества высшего экономического образования» (Великий Новгород, 2004).
Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в ходе опытно-экспериментальной работы в Петровском колледже. Материалы исследования были учтены при организации образовательного процесса в колледже и его филиалах, использовались преподавателями в ходе учебных занятий и методистами по воспитательной работе, педагогами-организаторами, классными руководителями в воспитательной деятельности.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она включает введение, две главы, объединяющие восемь параграфов, заключение, библиографию и три приложения.
Выводы по главе.
Представленные в данной главе результаты проведенного экспериментального исследования процесса патриотического воспитания студентов в колледже, позволяют сформулировать основные выводы:
1. Патриотическое воспитание студентов колледжа рассматривается как совместная деятельность субъектов и объектов данного процесса, проводимая на всех его этапах, направленная на решение задач формирования у учащихся качеств гражданина-патриота Российской Федерации.
Педагогическая программа патриотического воспитания студентов колледжа представляет собой единство и совокупность цели и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение студентов с целью формирования у них качеств гражданина-патриота России. Она реализует социальный заказ российского общества и осуществляет три основные функции: воспитательную (формирование ценностных ориентаций гражданина-патриота), дидактическую (формирование знаний, умений и навыков), развивающую (формирование гражданских и патриотических качеств). Реализуемые функции определяют структуру программы. В организационном плане ее компонентами являются: педагогическая среда, учебный процесс и внеучебная воспитательная работа.
2. Педагогическая программа патриотического воспитания студентов колледжа представляет собой совокупность следующих направлений деятельности:
1) Организация в колледже педагогической среды, обеспечивающей эффективное патриотическое воспитание. Содержательно данное направление включает в себя: оформление в помещениях колледжа комнат, уголков, стендов, посвященных государственной символике Российской Федерации, истории государства, воинским и трудовым подвигам нашего народа, включая выпускников колледжа, истории Санкт-Петербурга и подвигам жителей городасовершенствование информационной среды патриотического воспитанияформирование высокой культуры общения и поведения в колледже, как в процессе учебных занятий, так и во внеучебное время.
2) Расширение объема информации историческогоаналитического, дискуссионного и проблемного характера в ходе учебных занятий по истории, русскому языку и культуре речи, литературе и основам безопасности жизнедеятельности. Реализация данного направления предполагала внедрение в учебный процесс современных активных и интерактивных методов обучения, в том числе с использованием компьютерной техники.
3) Мероприятия патриотического воспитания, проводимые во внеучебное время. Патриотическое воспитание во внеучебное время осуществляется через: участие студентов в различных мероприятиях гражданского и патриотического характера: всероссийские и городские программысмотры-конкурсывстречи с ветеранами войны и труда, выпускниками колледжауход за памятниками воинской славыпосещение памятных местигры «Зарница» и соревнований «Школа безопасности" — занятия студентов на факультативах по истории и литературе.
4) Организация деятельности студенческих клубов. Данное направление предполагает создание и активное функционирование в колледже студенческих клубов «Патриот», «Политика», «Правовед».
3. Эффективность использования методов, форм и средств патриотического воспитания студентов в колледже предопределяется последовательностью, комплексностью и систематичностью их реализации в воспитательной практике. Только в этом случае они будут оказывать действенное влияние на формирование всех компонентов, обусловливающих развитие патриотических качеств у студентов.
4. Разработанная и реализованная в ходе опытно-экспериментальной работы педагогическая программа патриотического воспитания студентов колледжа показала свою достаточно высокую эффективность. Она является содержательной, характеризуется высокой эмоциональностью и имеет внутреннюю логику, что позволяет в оптимальные сроки сформировать у учащихся средних профессиональных учебных заведений основные качества гражданина-патриота России.
5. Эффективность и результативность функционирования педагогической программы патриотического воспитания студентов колледжа обеспечивается при соблюдении ряда организационных условий. Основными из них являются: управление системой патриотического воспитания в колледжеу психологическая помощь в адаптации студентов к образовательному процессу в колледжеорганизация повышения квалификации педагогов колледжаформирование единства подходов в вопросах воспитания патриотизмаформирование коллективов в учебных группах и повышение роли студенческого самоуправления.
Практические рекомендации.
В интересах повышения эффективности и результативности формирования у современной молодежи гражданских и патриотических качеств предложить разработанную автором диссертационного исследования педагогическую программу патриотического воспитания студентов колледжа для внедрения в учебных заведениях среднего профессионального образования.
Рекомендовать педагогическим коллективам средних профессиональных учебных заведений использование апробированных автором методов и форм работы по воспитанию у учащихся качеств гражданина-патриота Отечества в учебно-воспитательном процессе.
Предложить руководителям учебных заведений среднего профессионального образования активизировать работу по созданию’эффективной системы управления процессом патриотического воспитания студентов.
Список литературы
- Агапова Г. В. Концептуальная модель процесса патриотического воспитания как основа формирования гражданина-защитника Отечества. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Воронеж, 2002.
- Азаров В.М. Патриотическое воспитание: вчера, сегодня, завтра //Военно-исторический журнал. 1998. № 4. С. 19−24.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Андреев В.И. Педагогика. М., 2000.
- Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И. А. Соловков. М., 1985.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / до реформ 60-х гг. // Сост. П. А. Лебедев. М., 1987.
- Антология чешской и словацкой философии. М. 1982.
- Багишаев З.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его развития / Педагогика. 2003. № 9. С. 10−15.
- Безносов С.П., Иваницкий А. Т., Кикоть В. Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность. СПб., 1996.
- Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 4.
- Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
- Бердяев Н. А Философия Свободы. Смысл творчества. М., 1989."
- Берталанфи Л. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М., 1969.
- Богданова О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988.
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.16.