Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие пространственных представлений о формообразовании предметов у учащихся 7 классов на уроках черчения общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В связи с преобразованиями социально-экономической системы подвергается корректировке социальный заказ, предъявляемый обществом к образованию, задачей которого становится непрерывное развитие личности. Изменяются приоритеты и требования к личностным качествам выпускников школ. В число особо приоритетных включаются такие качества, как инновационный стиль мышления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМООБРАЗОВАНИИ ПРЕДМЕТОВ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. И
    • 1. 1. Формообразование предметов как объект исследования
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты развития пространственных, представлений о формообразовании предметов у учащихся общеобразовательной школы
    • 1. 3. Методические аспекты развития пространственных представлений о формообразовании предметов на уроках черчения в общеобразовательной школе
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМООБРАЗОВАНИИ ПРЕДМЕТОВ У УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
    • 2. 1. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению исход -ного уровня развитая пространственных представлений о форме и формообразовании
    • 2. 2. Описание экспериментальной методики обучения
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы по развитию пространственных представлений о формообразовании

Развитие пространственных представлений о формообразовании предметов у учащихся 7 классов на уроках черчения общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В связи с преобразованиями социально-экономической системы подвергается корректировке социальный заказ, предъявляемый обществом к образованию, задачей которого становится непрерывное развитие личности. Изменяются приоритеты и требования к личностным качествам выпускников школ. В число особо приоритетных включаются такие качества, как инновационный стиль мышления, готовность к творчеству, к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности, осознанность необходимости профессиональной переподготовки и переквалификации в будущем. В связи с этим возрастает значение политехнического образования учащихся, которое призвано обеспечить глубокое знание основ техники и технологии, и может бьггь реализовано в процессе изучения технологии и технической графики на уроках черчения в общеобразовательной школе.

Успех работы ученика на уроках черчения во многом зависит от развитости его пространственного мышления, от умения создавать, сохранять в памяти образы предметов и изображений, от способностей оперировать имеющимися образами, преобразовывать их, фиксировать пространственные образы, технические и конструкторские идеи различными графическими способами. Специфика образного мышления заключается в установлении соответствия между предметом и его изображением, между образом предмета и его изображением, между образом предмета и предметом, а так же умением осуществлять мыслительные операции с перечисленными объектами и отображать их графическим языком.

Образ предмета применительно к черчению понимается как образ формы изделия, и ее пространственного положения. Форма предмета является основной доминантой при изучении способов ее графического отображения. Методика преподавания курса черчения недостаточно реализует это положение, что не создает условий для более глубокого усвоения учащимися учебного материала по предмету черчения, а в дальнейшем — более успешного решения производственно-технических и научно-творческих задач.

Данное исследование посвящено решению противоречия между объективной необходимостью развития представлений о форме и формообразовании предметов на уроках черчения в общеобразовательной школе и недостатками в формировании названных представлений в процессе графической подготовки школьников.

Значимость вопроса развития представлений о формообразовании в процессе изучения черчения учащимися общеобразовательной школы, наличие условий для ее разрешения подтверждают целесообразность, своевременность и актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы.

В специальной литературе проблемы формообразования рассматриваются различными авторами: Волкотрубом И. Т. [38], Лопотухиным М. С. [123], Минервиным Г. Б. [132, 133], Михайленко В. Е. [135], Сидоренко В. Ф. [ 168], Сомовым Ю. С. [177], Хиллом П. [207] и другими.

Изучение работ психологов Ананьева Б. Г. [3, 4], Выгодского Л. С. [42], Гальперина П. Я. [45,46], Грановской Р. М. [55, 56, 57], Джемса У. [15], Зинченко В. П. [77, 78], Игнатьева Е. И. [85, 86], Кудрявцева Т. В. [110], Леонтьева А. Н. [116], Ломова Б. Ф. [119, 120, 121, 122], Рубинштейна С. Л. [163], Талызиной Н. Ф. [176,187, 188], Якиманской И. С. [223, 224, 225, 226] и другихпедагогов, Данилова М. А. [64], Есипова Б. П. [68], Салминой Н. Г. [164 ], Скаткина М. Н. [169, 170], Щукиной Г. И. [220] и других раскрыли процессы создания образа предмета, его запоминания и преобразования статических пространственных образов в динамические.

Значительный вклад в понимание процесса восприятия зрительных образов внесли физиологи Павлов И. П., Сеченов И. М.

Изучение работ психологов убедило нас в необходимости разработки методики обучения школьников на основе использования концепции поэтапного формирования умственных действий Гальперина П. Я. и Талызиной Н. Ф. и исследований ученых Грановской Р. М., Якиманской И. С. об изменениях структуры образа объекта в процессе учебной деятельности.

В области методики преподавания черчения различные аспекты формообразования рассматривались Ботвинниковым А. Д. [17, 19, 22], Коваленко Л. Н. [102], Василенко Е. А., Жуковой Е. Т. [30], Хакимовым Г. Ф. [203], Хасеновым М. М. [207], Гервером В. А. [49, 50], Беланом П. И. [11], Бурнец-кене И.Э. [27,28].

Совершенствованию содержания учебного предмета черчения посвятили свои исследования Анисимова Л. Н., Катханова Ю. Ф., Степакова В. В., создавшие программы, в которых введены понятия «форма» и «формообразование» [153, 155].

Не смотря на значительное число научных исследований и положительный опыт работы, накопленный в методике преподавания черчения, вопрос развития представлений о формообразовании предметов недостаточно изучен.

Цель исследования заключается в обосновании научно-методических основ и методики развития представлений о формообразовании у семиклассников общеобразовательной школы.

Объект исследования: — процесс обучения черчению учащихся в 7 классе.

Предмет исследования: — развитие представлений о формообразовании предметов у учащихся 7 класса.

Необходимость развития представлений учащихся о форме и формообразовании на уроках черчения и отсутствие специальных исследований, раскрывающих условия их развития определили выбор темы работы, проблема которой заключается в необходимости научно-педагогического обоснования, разработки и экспериментальной проверки процесса обучения, обеспечивающего развитие представлений о форме и формообразовании у учащихся 7 класса общеобразовательной школы.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой успешность развития представлений о формообразовании у учащихся 7 класса может быть достигнута, если:

— содержание курса черчения будет направлено на расширение представлений школьников о форме предметов и способах ее образования;

— обучение будет вестись по специально разработанной программе и методике, предусматривающих развитие представлений о формообразовании в тесном единстве с формированием графических понятий и умений, направленных на изучение, анализ, графическое отображение и создание формы по заданным условиям;

— школьники будут вовлечены в учебную и творческую деятельность по формообразованию предметов посредством решения различных графических задач.

Выше перечисленные условия позволят учащимся активно применять в практике графической деятельности комплексный подход к изучению формы и ее графического отображения по установленным ГОСТом правилам.

Задачи исследования:

1. На основе анализа специальной, учебной и методической литературы выявить значение понятий «форма» и «формообразование» ;

2. Изучить психолого-педагогические исследования, посвященные вопросам восприятия формы предмета и создания ее образа;

3. Обосновать необходимость комплексного развития представлений о формообразовании при взаимодействии зрительного, кинестетического и слухового органов чувств для обеспечения успешного формирования графических знаний и умений;

4. Разработать экспериментальную методику обучения черчению в 7 классе на основе развития представлений о формообразовании предметов;

5. Разработать комплект задач на предметное и графическое формообразование;

6. Проверить эффективность разработанной экспериментальной методики, комплекса наглядных средств обучения для развития представлений о формообразовании и комплекта графических задач на формообразование.

Методологической основой исследования стали: теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина П. Я. и Талызиной Н. Ф., труды Ананьева Б. Г., Вергилеса Н. Ю., Грановской P.M., Зинченко В. П., Ломова Б. Ф., Рубинштейна С. Л., Сеченова И. М. и других, в которых выявляются закономерности зрительного восприятия предметов, показывается динамика зрительного образаотмечается общность процессов осязания, зрения при восприятии формы предмета и создании его образа, раскрывается механизм воспринимающих и хранящих систем при переходе от восприятия к представлению.

Для решения задач, поставленных в диссертации, применялись следующие методы исследования:

— изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

— наблюдение за процессом учебной деятельности школьников на уроке;

— педагогический эксперимент, предназначенный для выявления эффективности разработанной методики обучения;

— анализ и обобщение результатов эксперимента с целью выработки рекомендаций по развитию представлений о формообразовании;

— экспериментально — психологический метод (тестирование);

— метод математической статистики.

Периоды исследования:

Исследование проводилось поэтапно и продолжалось непрерывно около 10 лет.

На первом этапе (1988 — 1992 г. г.) изучалась психолого — педагогическая и специальная литература с целью определения основных направлений теории и практики, связанных с вопросами восприятия предмета и воспроизведения его образа. Устанавливались взаимосвязи между предметной, образной и графической формами действия с объектами. Проводились наблюдения за работой учащихся на уроках черчения. Разрабатывалась и апробировалась методика обучения черчению, ориентированная на развитие у учащихся представлений о формообразовании.

На втором этапе (1992 — 1995 г. г.) проводился учебный формирующий эксперимент, направленный на разработку методики развития представлений учащихся о формообразовании. На основе полученных данных было определено значение каждого из видов действий с объектами: предметного, образного и графического на уроках черчения для развития представлений о формообразовании.

На третьем этапе (1995 — 1999 г. г.) отрабатывалась экспериментальная методика обучения. Проводилась корректировка и уточнение дидактических материалов, средств наглядности, разработанных для формирующего эксперимента, определялось их влияние на качество развития представлений о формообразовании.

Проводился формирующий эксперимент, разрабатывались методические рекомендации для учителей черчения.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились школы № 2, 5, 9, 11, 14 г. Каменска — Шахтинского Ростовской области. В обучающем эксперименте приняли участие 1032 учащихся 7 класса. На всех этапах экспериментального исследования были подвергнуты анализу и обобщению результаты решения школьниками более 4368 задач и упражнений.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— изучен и обобщен материал о форме и формообразовании предметов и показано своеобразие использования этих терминов в методике преподавания черчения;

— обобщен и систематизирован материал по развитию представлений о формообразовании у школьников в процессе изучения черчения в 7 классе;

— разработана и экспериментально проверена методика, способствующая развитию представлений о формообразовании предметов на уроках черчения в 7 классе;

— разработан и апробирован комплект графических задач для развития представлений о форме, формообразовании предметов.

Достоверность проведенного исследования обеспечена использованием комплекса методов исследования, подтверждена объективным анализом полученных результатов с использованием современных методов их обработки, личным участием автора в опытно — экспериментальной работе, в ко- 4 торой приняло участие 1032 учащихся.

Научно — прикладное значение состоит в том, что:

— разработана программа по черчению для общеобразовательной школы, в основу которой положена идея развития представлений школьников о форме и формообразовании предметов;

— разработаны средства наглядности, позволяющие успешно развивать представления школьников о формообразовании;

— разработан комплект графических задач, позволяющих развивать представления школьников об образовании формы предметов;

— разработаны методические рекомендации для учителя черчения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе преподавания черчения в шк. № 2, 5, 9, 11, 14 г. Каменска-Шахтинского Ростовской области. Результаты исследований обсуждались на семинарах учителей черчения г. Каменска-Шахтинского, Каменского и Та-расовского районов Ростовской области, на заседании предметной региональной комиссии преподавателей черчения и методики черчения педагогических училищна Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы преподавания графических дисциплин» в г. Курскена курсах повышения квалификации учителей черчения в ИПК и ПРОМО. Результаты исследования представлены в виде публикаций.

Результаты исследования полностью подтвердили гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ научной, специальной, учебной и методической литературы показал, что нет единства в понимании сущности «формы» и «формообразования». Понятие «форма» определяется как внешний вид, образ, очертание предмета, объект деятельности художника-конструктора, пространственное строение изделия и т. д. Этот факт свидетельствует об объективной сложности понятия.

При выявлении значения понятия «формообразование» нами установлено, что в художественно-проектной деятельности архитектора и дизайнера формообразование определяется как поиск художественных решений. В промышленном производстве под «формообразованием» понимается создание (изготовление) формы посредством использования различных технологических операций.

Понятие «формообразование» следует ограничить изучением геометрических аспектов образования формы посредством вовлечения учащихся в деятельность моделирования и преобразования формы реальных предметов, графического моделирования и конструирования.

Теоретический анализ научно-методической литературы позволил нам доказать необходимость введения понятий «форма» и «формообразование» в курс черчения общеобразовательной школы. Мы пришли к убеждению, что в школьном курсе черчения «форма» должна пониматься как совокупность материальных отношений точек, линий, граней, поверхностей, фигур, объемов, имеющих определенную величину. Понятия «форма» и «формообразование» следует ограничить изучением геометрических аспектов образования формы посредством вовлечения учащихся в деятельность моделирования и преобразования формы реальных предметов, графического моделирования и конструирования.

Нами доказано, что формообразование на уроках черчения следует рассматривать, во-первых, как учебную деятельность, направленную на создание новой формы по заданным условиям, а во-вторых, как условие эффективной графической подготовки.

Нами доказано, что методика развития пространственных представлений о формообразовании должна осуществляться на основе раскрытия общности построения образа воспринимаемого объекта и способа его вычерчиваниязапаса пространственных представлений о форме и формообразовании, имеющихся в памятиактивизации моторных процессовпоэтапного изменения механизма воспринимающих и хранящих систем школьника, обеспечивающих переход от перцептивного восприятия локальных признаков формы предмета к все более обобщенным.

Нами доказано, что развивать представления о формообразовании предметов на уроках черчения целесообразно поэтапно:

— в начале обучения необходимо расширять пространственные представления о форме геометрических тел, о геометрических элементах формы;

— затем необходимо знакомить школьников со способами образования формы «плоских» деталей симметричной и асимметричной формы и отображения их на чертежах;

— после этого осуществлять переход к организации совместной исследовательской деятельности учителя и учащихся по выявлению взаимосвязей между способом образования формы и особенностями ее графического отображения с использованием правил ГОСТов ЕСКД.

Доказано, что для развития пространственных представлений о форме и формообразовании значительную роль играет предметное моделирование, которое служит основой для формирования пространственных представлений об анализе геометрической формы предмета и усвоения последовательности выполнения изображений чертежа.

Теоретически и экспериментально доказано, что развитие представлений о формообразовании предметов способствует качественному усвоению графических знаний и умений.

Доказана необходимость введения в учебный процесс новых разработанных нами графических задач на «предметное» и «графическое» формообразование.

Экспериментально подтверждено, что развитие пространственных представлений о формообразовании осуществляется успешно при введении комплексных средств наглядности, состоящих из разъемных моделей, динамических плакатов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.И. Развитие пространственных представлений у школьников // Школа и производство.- 1997.- № 2.- С. 90−91.
  2. Т.Х. Формирование пространственных представлений методом моделирования при изучении проекционного черчения: Дис. канд.пед.наук.- М., 1991.- 134 е.: ил.
  3. .Г. Пространственное различение.- Л., 1955.-188 е.: ил.
  4. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия у детей.- М., 1964.304 е.: черт.
  5. H.H. Экспериментальное исследование формирования пространственных представлений школьников средствами технического рисования: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1,970.- 15 с.
  6. H.H. Развитие навыков технического рисования у младших школьников // Пространственные представления как средство познания объективной действительности.- М., 1973.- С. 60−71.
  7. Л. Восприятие как вероятностный процесс // Вопросы психологии. -1961.-№ 5.- С. 47−62.
  8. Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент.- Душанбе, 1771.- С. 21−30.
  9. O.A. Разметочное дело. Геометрические основы построений пространственной разметки.- Пенза, 1963.-148 е.: ил.
  10. A.A. Основы художественного конструирования,— Минск.: Вышейшая школа, 1984.- 223 с.
  11. П.И. Моделирование формы деталей по общей развертке // Школа и производство.- 1990.- № 6.- С. 78−79.
  12. П. И. Преобразование пространственных форм относительно плоскостей симметрии // Школа и производство.-1989.-№ 4.- С. 78−79.
  13. Э.С. К вопросу о константности воспринимаемой величины // Исследования по психологии восприятия.- М.-Л., 1948.-С. 166−200.
  14. А.Я. Система обучения графическим дисциплинам: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- М., 1974.- 41 с.
  15. JI.A. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений у учащихся 9−10 классов в процессе трудового обучения (на примере машиностроительного черчения): Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М., 1977.-24 с.
  16. М.М. Проблема узнавания.- М., 1967.- 320 е.: ил.
  17. А.Д. Методы исследования в частных дидактиках (на примере черчения).- М: Просвещение, 1964.- 112 с.
  18. А.Д. Восприятие оригинала (натуры) при выполнении чертежа // Вопросы психологии.- 1965.- № 3.- с. 21−38.
  19. А.Д. Графическая деятельность. (Дидактическое исследование процесса формирования графических знаний, умений и навыков у учащихся средней общеобразовательной школы): Автореф дис.. д-ра пед.наук.- М., 1968.- 55 с.
  20. А.Д. Экспериментальное исследование эффективности формирования графических знаний и навыков у учащихся. Особенности решения разных видов задач // Обучение основам проецирования: Сб. статей / Сост. А. Д. Ботвинников.- М., 1975.- С. 58−75.
  21. А.Д. Исследование эффективности формирования графических знаний и умений у учащихся 7−9 классов.- М., 1976.- 78 с.
  22. А.Д. Об актуальных вопросах методики обучения черчению: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1977.-191 е.: ил.
  23. А.Д. Дидактические требования к научно-методическим исследованиям. Материал для ученого совета.- М., 1978.-24 с.
  24. А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников // АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения.- М.: Педагогика, 1979.- 255 е.: ил.
  25. У. Графическое представление информации.- М.: Мир, 1971.225 е.: ил.
  26. Е.Е. О некоторых закономерностях формирования зрительных представлений // Вопросы психологии.- 1965.- № 1.- С. 113−123.
  27. И.Э. Творческие задачи по черчению в школе // Вопросы теории и методики преподавания черчения и начертательной геометрии в пединституте и средней школе.- М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987.- С. 113−121.
  28. В.В., Тутушкина М. К. К вопросу о восприятии и опознании знаковой индикации // Проблемы общей и инженерной психологии.- М.: Изд-во Ленингр. Ун-та. 1964.- С. 71−79.
  29. Е. А. Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 6 класса: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 208 е.: ил.
  30. .В., Гузева М. А. Зависимость пространственных порогов видения от информационного содержания контура плоской фигуры // Вопросы психологии. 1962,-№ 2.-С. 101−115.
  31. Введение в психологию / Под общей ред. проф. А. В. Петровского.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.- 496 с.
  32. В.Н. Исследование графической деятельности учащихся в процессе решения задач на построение изображений (на примере черчения): Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1968, — 25 с.
  33. Г. А., Макарова М. Н. Развитие пространственных представлений важная задача в курсе черчения средней школы // Пространственные представления как средство опознания объективной действительности.- М., 1973.-С. 19−23.
  34. E.H. Методика развития пространственных представлений в процессе преподавания проекционного черчения в средней школе: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1952.- 276 с.
  35. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. / Под ред. И. С. Якиманской.- М .: Педагогика, 1989. 224 с.
  36. H.H. Восприятие предмета и рисунка.- М.: АПН РСФСР, 1950.508 е.: ил.
  37. И.Т. Основы художественного конструирования: Учебник для худож. учеб. заведений. 2-е изд. Перераб. и доп.- К.: Выща шк. Головное издательство, 1988, — 191 с.
  38. Волошинов А. В, Матаматика и искусство.- М.: Просвещение, 1992,-335 е.: ил.
  39. И.А. Занимательное черчение: Кн. для учащихся сред. шк. -4-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1990.-223 с.
  40. В поисках оптимального варианта / Под ред. Ю. К. Бабанского.- М., Просвещение, 1982.- 150с.
  41. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.
  42. О.И. Развитие пространственных представлений у детей в процессе начального обучения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений.- М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1961.-С. 118−125.
  43. П.Я. Психология и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии.- М., 1966,-С. 236−277.
  44. П.Я., Запорожец A.B. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии.- 1963.-№ 5.- С. 61−82.
  45. П.Я., Нечаев H.H. Предисловие / Лернер Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям).- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.- 256 е.: ил.
  46. Р.Ф. Графическое изображение как форма отображения объективной реальности: Дис. канд.пед.наук.- М., 1969.- 158 с.
  47. В.А. Некоторые вопросы связи преподавания черчения с трудовым обучением: Дис. канд.пед.наук.- М., 1971.- 276 е.: ил.
  48. В.А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя.- М., Просвещение, 1991.-126 е.: ил.
  49. В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя.- М.: Гу-манит. изд. центр В ЛАД ОС, 1998.- 144 е.: ил.
  50. Ю.З., Верещак Е. П. Психологические особенности формирования чертежно-графических навыков в трудовом обучении // Школа и производство.- 1996. № 1.- С. 84−87.
  51. В.Д., Цукерман Й. И. Информация и зрение.- М.-Л., 1961.-183 е.: ил.
  52. Л.М. Формирование понятий о геометрических телах и поверхностях // Вопросы теории и методики преподавания черчения в подготовке учителя средней школы.- М., 1981.- С. 60−68.
  53. М., Краснянская К. Применение математической статистики в педагогических исследованиях.- М.: Педагогика, 1977.-134 е.: ил.
  54. P.M. Восприятие и модели памяти.- Л.: Наука, 1974.- 362 с.
  55. P.M. Березная И. Я. Запоминание и узнавание фигур.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-95 с.
  56. P.M. Элементы практической психологии.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 560 с.
  57. P.M., Березная И. Я. Григорьева А.Н. Восприятие и признаки формы. -М.: Наука, 1981.- 203 с.
  58. P.M. Ганзен В. А. О роли моторного звена зрительной системы при опознании объекта по внешнему контуру // Вопросы психологии.-1965.-№ 1.-С. 66−82.
  59. Л.К. Общие основы композиции промышленных изделий.- Л., 1970.- 129 с.
  60. В.В. Психологические закономерности формирования геометрических понятий (на материале разделов ортогональных проекций): Ав-тореф. дис. канд.пед.наук, — Киев, 1982.- 24 с.
  61. Г. К. Глаз и зрение.- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959.- 95 е.: ил. •
  62. В.В. Виды обобщений в обучении.- М.: Педагогика, 1972, — 424 с.
  63. М. А. Есипов Б.П. Педагогика / Под общ. ред. Есипова Б.П.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- 518 с.
  64. У. Психология. / Под ред. П. А. Петровской.- М.: Педагогика, 1971.- 368 с.
  65. М.Р. Проявление индивидуальных различий в развитии пространственных представлений у учащихся при усвоении геометрических знаний: Дис. канд.психол.наук.- Ташкент, 1972.- 167 с.
  66. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Практическая психология.- Псков.: Изд-во Псковского обл. ин-та усовер. учителей, 1994, — 277 с.
  67. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках,— М.: Учпедгиз, 1961.-239 с.
  68. Н.С., Жданов А. А. Индивидуализация самостоятельной работы учащихся по черчению // Школа и производство.- 1996, — № 1.- С. 87−90.
  69. Н. В. Мучник И.Б. Модели зрительного восприятия и алгоритмы анализа изображений.- М.: Наука, 1974.- 344 е.: ил.
  70. ЗагвязинскиЙ В. И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Педагогика, 1982.- 160 с.
  71. Л.В. Психологические вопросы слова и наглядности.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-207 с.
  72. А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие.- М., 1967.- 323 е.: ил.
  73. А.В. Восприятие и действие.- М.: Просвещение, 1967.- 323 е.: ил.
  74. Е.А. Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения их решению задач (на материале изучения черчения в 7−8 классах): Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1971, — 26 с.
  75. В.П. Движения глаз и формирование образа. // Вопросы психологии.- 1958.- № 5 с. 63−76.
  76. В.П. Кодирование зрительной информации. // Техническая эстетика.- 1972.- № 9.- С. 17−20.
  77. В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа.- М.: Изд-во МГУ, 1969.-106 с.
  78. П.В., Ломов Б. Ф. О функциях движения руки и глаза в процессе восприятия // Вопросы психологии.- 1960.-№ 1.- С. 29−41.
  79. В.И. Формирование у школьников системы наглядно-образных представлений о средствах и методах изображения.- М., 1987.- 169 с.
  80. М.Е. Геометрические фигуры в технических формах: Пособие для учащихся средней школы.- М.: Учпедгиз, i960.- 156 е.: ил.
  81. Д.Д. Школьный учебник.- М.: Педагогика, 1983.- 240 е.: ил.
  82. В.И. Формирование практических знаний на уроках геометрии / Под ред. Менчинской.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.- 200 е.: черт.
  83. Е.И. Теоретические вопросы исследования процесса рисования по представлению // Психология рисунка и живописи.- М.: АПН РСФСР, 1954.-С. 185−191.
  84. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей, изд. 2.-М.: Учпедгиз, 1961.- 223 с.
  85. Изучение развития и поведения детей.- М.: Просвещение, 1966.- 324 с.
  86. Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента.-М., 1975.- 158 с.
  87. Г. Б., Лебедев П. А., Стреляев B.C. Прикладная механика,— М.: Машиностроение, 1985, — 574 с.
  88. Кабанова-Меллер E.H. Психологические особенности пространственных представлений // Основы методики обучения черчению / Под ред. А. Д. Ботвинникова,-М.: Просвещение, 1966.-С. 146−164.
  89. Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников.- М>: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- 376 с.
  90. Кабанова-Меллер E.H. Роль образа в решении задачи // Вопросы психологии.-1970.-№ 5.-С. 122−130.
  91. М. С. Коськов М.А. Опыт системного анализа процессов формообразования // Техническая эстетика.- 1973.- № 8.- С. 31−33.
  92. В. Г. Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр. -пед. техникумов.- М.: Высшая шк., 1989.-383 с.
  93. В.Ф. Развитие познавательного интереса школьников средствами чертежной графики: Автореф. дис.. канд.пед.наук.- М., 1984, — 15 с.
  94. Г. Н. Реакции младенцев и детей старшего возраста на сложные и новые раздражения // Изучение развития и поведения детей.- М: Просвещение, 1966.-С. 65−100.
  95. Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Дис. .докт.пед.наук.- М., 1994.- 502 с.
  96. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского.- М.: Педагогика, 1978.- 208 е.: ил.
  97. Ким Г. Р. Исследование способов преобразования изображений в курсе черчения.: Дис. канд.пед.наук.- М., 1973.- 154 е.: ил.
  98. В.А. Задачи на сравнение изображений как средство повышения эффективности обучения черчению в школе.- М.: Просвещение, 1983.-143 с.
  99. Л.Н. Содержание и особенности решения задач на сложные преобразования // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней школе. Межвузовский сб. научн.трудов.- М., 1989.-С. 129−142.
  100. Л.С. Изучение кинематических схем // Школа и производство.- 1972.-№ 2.-С. 67−72.
  101. Композиция и стандарт / Под ред. Минервина Г. Б. ВНИИТЭ.- М., 1871, 152 с.
  102. Л.И. Познание предмета при пассивном восприятии // Вопросы психологии.-1958.-№ 5.-С. 18−29.
  103. А.М. Чертежные диктанты в 7 классе // Пространственные представления как средство познания объективной действительности. Сб. науч. трудов МГПИ.- М., 1973.- С. 70−76.
  104. А.М. Экспериментальное исследование развития пространственных представлений у учащихся 7−8 классов средней школы в процессе решения задач по описанию объекта (на примере черчения): Ав-тореф. дис.. канд.пед.наук.- М., 1974, — 219 с.
  105. В.А. Психология.- М.: Просвещение, 1986.- 336 с.
  106. В.А. К типологии школьников, малоспособных к математике // Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В.А. Крутец-кого.- М., 1964.- С. 5−62.
  107. Т.В. Психология технического мышления.- М.: Педагогика, 1975.-304 с.
  108. B.C. Психологический анализ набросков с натуры Микельанджело и Рембрандта // Вопросы психологии.- 1965.- № 4.-С. 119−129.
  109. B.C. Психология: Учебник.- М.: Высш. школа, 1974, — 280 с.
  110. Г. И. Рисунок и основы композиции: Учебник для средн. проф. техн. училищ. -2 -е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 1983.-127 е.: ил.
  111. А. Основы архитектурного формообразования / Пер. с нем. Д. Г. Копелянского.- М.: Стройиздат, 1984.-224 е.: ил.
  112. Т.В. Развитие пространственных представлений у учащихся при решении задач на описание формы детали по чертежу // Материалыпо теории и методике преподавания графических дисциплин в подготовке учителя.- Смоленск, 1985.-С. 45−55.
  113. А.Н. О механизмах чувственного отражения // Хрестоматия по ощущению и восприятию.- М.: МГУ, 1975.- С. 205−216.
  114. Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям).- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.- 136 с.
  115. В.Ю. Два подхода к обучению анализу формы предметов // Актуальные вопросы совершенствования графической подготовки учащихся. Сб. науч. трудов / Под ред. А. Д. Ботвинникова.- М, 1980.- с. 37−50.
  116. .Ф. Особенности развития представлений о пространстве в процессе первоначального обучения черчению.- М, 1956.- 125 с.
  117. .Ф. Об измерительной функции анализаторов // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Ананьева Б. Г. и Ломова Б.Ф.- М., 1961.- С. 34−42.
  118. .Ф. К вопросу о методике изучения пространственных представлений // Проблемы восприятия пространства и времени.- Л., 1961.-С. 89−92.
  119. .Ф. Человек и техника.- М.: Сов. Радио, 1966, — 464 е.: черт.
  120. М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М. С. Лопотухин, Е. В. Скормуновская, Г. П. Сне-това- Под ред. Ф. П. Филина.- М.: Просвещение, 1981.- 463 с.
  121. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. / Отв. ред А. Ф. Кудряшов.- Петрозаводск, — Изд-во «Петроком», 1994.- 316 с.
  122. М.Н. Система обучения чтению чертежей в начальном периоде изучения курса черчения в общеобразовательной школе.- М., 1966.168 с.
  123. И.И. О классификации и рациональном сочетании видов самостоятельных работ учащихся на уроке // Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников, — Казань, 1966.- С. 122 125.
  124. Н.П. Исследование процесса усвоения учащимися средней школы способов построения аксонометрических изображений: Автореф. дис. канд. пед. наук, — М., 1871.- 20 с.
  125. С.М. Краткий словарь-справочник по черчению.- Л.: Машиностроение, 1970.- 159 е.: ил.
  126. М.Н. Развитие художественно-конструкторских способностей студентов педвузов в процессе изучения изображений на чертежах: Автореф. канд.пед.наук.- М., 1966.- 17 с.
  127. Е.А. Методические указания по решению задач на опрбеделение и развитие пространственных представлений.- М.: Просвещение, 1969.- 186 с.
  128. Методика обучения черчению: Учеб. Пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко, A.A. Альхименок и др.: Под ред. Е: А. Василенко.- М.: Просвещение, 1990.-176 е.: ил.
  129. Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Вып. 2. Принципы образования промышленных форм. ВНИИТЭ.- М, 1974,-180 с.
  130. Г. Б., Мупинов В. М. О красоте машин и вещей : Кн. Для учащихся. -2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1981,-143 с.:ил.
  131. В.В. Некоторые особенности восприятия и понимания школьниками проекционных рисунков. М-лы совещания по психологии.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- С. 368.
  132. В.Е., Кащенко A.B. Природа геометрия — архитектура. -Киев.: Будивельник, 1981, — 184 с.
  133. Н.Г. Курс черчения с элементами художественного конструирования.- Архангельск.: Изд-во Поморского международного пед. универс., 1994.-120 с.
  134. Е.П. Формирование основ инженерного мышления школьников в начале графической подготовки: Дис.. канд.пен.наук.- М., 1989.131 с.
  135. Г. Г. Технология производства как компонент художественного конструирования // Техническая эстетика. Труды ВНИИ ТЭ.- 1973.- № 4,-С. 81−92.
  136. М. Формирование пространственных представлений учащихся в курсе геометрии старших классов средней школы: Автореф.. канд.пед.наук.- Ташкент, 1979.- 16 с.
  137. Ю.М. Исследование движений руки и глаза при решении простейших изобразительных задач // Вопросы психологии.-1968.-№ 5.-С. 128−134.
  138. P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. уччеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение, 1994.576 с.
  139. О.И. Краткая энциклопедия дизайна.- М.: Молодая гвардия, 1994, — 334 с.
  140. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр.- М.: Рус. яз., 1884,797 с.
  141. М.И. Анализ деятельности школьников в процессе решения задач на связь чертежа с разметкой //Актуальные вопросы совершенствования графической подготовки учащихся. / Под ред. А. Д. Ботвинникова.-М., 1980.-С. 75−87.
  142. Основы методики обучения черчению / Под ред. А. Д. Ботвинникова.-М., Просвещение, 1966.- 510 е.: ил.
  143. И.П. Избранные труды / Под ред. Э. А. Астратяна.- М.: АПН РСФСР, 1951.-616 с.
  144. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /Под ред. Огородникова И.Т.- М.: Просвещение, 1978.- 319 с.
  145. П.И. Основы классификации самостоятельных работ учащихся в процессе обучения // Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении.- М., 1971.-С. 5−154.
  146. Ю.В. Развитие подвижного пространственного мышления при обучении основам проецирования // Повышение научного уровня преподавания черчения в свете задач школьной реформы: межвуз. сб. научи. трудов.- Ростов-на-Дону, 1989.-С. 126−137.
  147. Н.Г. Экспериментальное исследование вопросов методики формирования умений и навыков чтения чертежа у учащихся средней школы на первоначальном этапе обучения черчению: Дис.. канд.пед.наук.- М., 1972.- 213 с.
  148. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова.- М., 1961.- 200 с.
  149. Программа по черчению Для средней школы / Ботвинников А. Д., Выш-непольский И.С., Гервер В. А., Селиверстов М.М.- М.: Просвещение, 1993.- 15 с.
  150. Программа по черчению для средней школы/ Степакова В. В., Аниси-мова Л.Н.- М.: Просвещение, 1995, — 16 с.
  151. Программа по черчению для средней школы / Воробьев Т. А., Литвинова Г. Н., Шевелев Ю. П., Яхонтова Н.В.- М.: Просвещение, 1995, — 12 с.
  152. Программа «Техническая графика и основы дизайна. 8−9 классы «/ Катханова Ю.Ф.- М.: Просвещение, 1995, — 13 с.
  153. Программа экспериментальная образовательной области «Технология», — М.: ВНИК «Технология», 1994.- 145 с.
  154. Пространственные представления как средство познания объективной действительности. Сб. трудов МГПИ им. В. И. Ленина / Отв. ред. М. Н. Макарова.- М., 1973.- 205 с.
  155. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. -2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  156. Психология решения учащимися производственно-технических задач. / Под ред. H.A. Менчинской.- М.: Просвещение, 1965.- 255 с.
  157. И.А. Применение методов графического моделирования в педагогике // Дидактика и теория воспитания.- Днепропетровск, 1975.- С 38.
  158. В.Ф. Психологические основы обработки первичной информации.- Л.: Наука, 1974.-296 е.: ил.
  159. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга 2- Пер. с англ. / Под ред. Б. М. Величковского, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1980.- 280 е.: ил.
  160. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1.- М.: Педагогика, 1989.- 488 с.
  161. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении.- М.: Изд-воМГУ, 1981.- 133 с.
  162. А.Н. Конструктор для моделирования при обучении чтению машиностроительных чертежей: Учебное пособие для проф.-техн. училищ. Изд. 4-е.- М.: Высшая школа, 1978.-167 е.: Ил.
  163. И.С. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения.» M.: В. О. Агропром издат, 1987, — 366 с.
  164. И.М. Избранные произведения, изд. 2.- М., 1958.-413 с.
  165. В.Ф. Проблемы формы художественного конструирования // Техническая эстетика. Труды ВНИИ ТЭ.- 1973.- № 4, — С. 40−45.
  166. М.Н. Вопросы теории построения программ в советской школе. Изв. АПН РСФСР, вып 20.-С. 5−36.
  167. М.Н. Проблемы современной дидактики. -2-е изд.- М.: Педагсн гика, 1984.-128 с.
  168. Словарь-справочник по черчению: Кн. для учащихся / В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко, A.A. Альхименок и др.- М.: Просвещение, 1993.- 159 е.: ил.
  169. O.A. Исследование процесса создания объекта по изображению // Пространственные представления как средство познания объективной действительности. Сб. научн. трудов МГПИ им. В. И. Ленина.- М., 1973.-С. 24−39.
  170. С.А. Исследование особенностей и способов решения графических задач на создание объекта по изображению. Дис. .канд.пед.наук-М, 1978.-276 с.
  171. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения.- М.: МГУ, 1985.-230 с.
  172. А.Н. Внутренняя речь и мышление.- М., 1968.- 246 с.
  173. E.H. Вероятностная модель восприятия // Вопросы психологии.- 1960.-№ 2.-С. 61−73.
  174. Ю.С. Композиция в технике.- М.: Машиностроение, 1877, — 269 с.
  175. П.А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- JL, 1968.- 42 с.
  176. В.В. Совершенствование процесса формирования графических знаний по черчению у учащихся 7 класса: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1987.-203 с.
  177. B.B. Совершенствование процесса формирования графических знаний по черчению у учащихся 7 класса: Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М., 1987, — 15 с.
  178. В.В. О логике изложения учебного материала по черчению в 7 классе.// Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. Межвузовский сб. научн. трудов. МГПУ.- M., 1989.-С. 113−123.
  179. Э. Психо-педагогика и практика обучения- Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной, — М.: Педагогика, 1984.-472 е.: ил.
  180. В.И. Активизация формирования пространственных представлений студентов педагогического института // Пространственные представления как средство познания объективной действительности. Сб. науч. трудов МГПИ, — M., 1973.-С. 3−11.
  181. Л.Т. Решение задач по конструированию на уроках черчения // Развитие пространственного и художественно-образного восприятия.- Хабаровск, 1978.-С. 74−86.
  182. Л.Т. Роль элементов конструирования в развитии представлений на уроках черчения // Пространственные представления как средство познания объективной действительности. Сб. научн. трудов МГПИ им. В. И. Ленина.-M., 1973.-С. 49−63.
  183. Н. Ф. Николаева В.В. Зависимость формирования геометрических понятий от исходной формы действия // Доклады АПН РСФСР.-1961. № 6.-С. 27−30.
  184. Н.Ф. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека.- М.: МГУ, 1978.- 246 с.
  185. Н.Ф. Методика составления обучающей программы.- М.: МГУ, 1980.-46 с.
  186. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека.- М., 1975.- 128 с.
  187. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пис-кунова, Г. В. Воробьева. -М.: Педагогика, 1979.- 207 с.
  188. М.П. Исследование формирования пространственных представлений о форме предмета на примере решения некоторых графических задач: Автореф. дис.. канд.пед.наук.- М., 1980, — 17 с.
  189. М.П. Некоторые особенности восприятия и представления технической формы // Пространственные представления как средство познания объективной действительности: сб. трудов.- M., 1973.-C.33−40.
  190. O.K. Психология мышления: Учебное пособие.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, — 272 с.
  191. Трофимов Ю Л. Об оценке перцептивной эффективности чертежей // Дидактика и теория воспитания.- Днепропетровск, 1975.- С. 99−102.
  192. А.И. Логические основы метода моделирования.- М.: Мысль, 1971.-311 с.
  193. А.А. Очерки физиологии нервной системы. Собр. соч., Т IY/ Отв. ред. М. И. Виноградов.- Л.: Изд-во Ленингр. Университета, 19 451 952.- 222 е.: ил.
  194. Н.П. К характеристике осязательно-двигательной ориентировки. // Вопросы психологии.- 1958.-№ 4.-С. 53−57.
  195. Формирование динамического пространственного воображения на уроках черчения: Методические рекомендации в помощь учителям средней школы.- М., 1986.- 89 с.
  196. Философский словарь / Под ред. М Розенталя и П Юдина. Изд.четв.доп. и испр.- М.: Гос. Изд. Полит. Литерат., 1954- 703 с.
  197. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова, — М.: Изд. полит, литерат., 1987.-588 с.
  198. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.-М: Просвещение, 1991.- 288 е.: ил.
  199. Л.М., Пушкина Г. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М.: Просвещение, 1988. -207 с.
  200. Г. Ф. Формирование и развитие динамических пространственных представлений: Дис. канд.пед.наук.- М., 1982.- 240 с.
  201. Г. Ф. Задачи на преобразование формы предметов // Школа и производство.- 1997.-№ 5.-С. 82−85.
  202. Ф. Основы общей методики конструирования. Пер. с нем. Шитова.- Л.: Машиностроение, 1969.-165 с.
  203. И.Ф. Как активизировать учение школьников. (Дидактические очерки) Изд. 2-е, доп. И перераб.- Мн., Нар. асвета, 1975. -208 с.
  204. М.М. Задачи на мысленные преобразования предметов // Школа и производство.-1990.- № 9.- С. 65−66.
  205. А.М. Черчение. -5-е стер.- К.: Вища шк. Головное изд-во, 1986,447 с.
  206. П. Наука и искусство проектирования. Пер. С англ. Коваленко Е.С.- М.: Мир, 1973, — 262 с.
  207. Худик В А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования.- К.: Освета, 1992.- 220 с.
  208. Г. С., Сиреканян С. А. Использования моделирования при обучении чтению чертежей // Школа и производство, — 1990.- № 5.- С. 62−63.
  209. Черчение: Учеб. для 7−8 кл. сред, общеобразоват. шк. / А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский.- 4-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1992.- 222 е.: ил.
  210. Г. Д. Формирование предметного кода как основы понимания текста // Вопросы психологии.- 1981.- № 4.-С. 50−59.
  211. О.П. Эмоциональная активация в процессе решения графических задач по черчению // Повышение эффективности методов обучения на заочном отделении художественно-графических факультетов.-Уфа, 1993*.-С. 143−145.
  212. О.П. Исследование графической задачи как объекта мыслительной деятельности студентов педвузов // Проблемы преподавания графических дисциплин.- Курск, 1996.- С. 94−95.
  213. Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике.- Ростов-на-Дону, 1993.- 84 с.
  214. Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Вопросы психологии.-1968.-№ 4.- С. 18−28.
  215. М.С. Психологические проблемы узнавания.- М., 1967.- 220 е.: черт.
  216. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике.- М.: Педагогика, 1975.-304 с.
  217. Энциклопедический словарь.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998.- 1456 е.: ил.
  218. А.Ф. Психология постановки и решения конструктивно-тех-ических задач: Автореф. дис. д-ра психол.наук.- Л.: ЛГУ, 1974, — 38 с.
  219. И.С. Знания и мышление школьника М.: Знание, 1985.78 с.
  220. И.С. Развивающее обучение,— М.: Педагогика, 1979.- 143 с.
  221. И.О. Особенности оперирования пространственными образами при решении технологических задач // Психология решения учащимися производственно-технических задач / Под ред. Н.А. Менчин-ской.- М.: Просвещение, 1965.-С 164−231.
  222. И.О. Психологические проблемы обучения.- М., 1989, — 146 с.
  223. И.С. Основные направления исследований образного мышления в психологии // Вопросы психологии 1985.-Х®- З.-С. 21−32.
  224. И.О., Кудрявцев Т. В. Развитие технического мышления учащихся.- М.: Высшая школа, 1964.- 96 с.
  225. Allmannsberger-Klauk, Marianne Peschel, Peter Reineke, Hans-Joachim. Technices Zeichnen Grunlagen Veriag Europa — Lehrmittel, 1995. -126 s.
  226. Attneave F. Summetru information and memoru for pattern.-Amer. Iourn. Psuchol., 1957, 53.
  227. Elements de geometrie leskriptive. G. Iannv Editeur, 1946.
Заполнить форму текущей работой