Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие достижения педагогической практики связаны с педагогикой искусства, которая играет все большую роль в процессе перехода от педагогики ЗУНов к педагогике развития. Именно искусство учит ребенка главному — умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека — художника, композитора, писателя. Искусство учит и знать, и переживать. Знание, пропущенное через… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе
    • 1. 1. Эмоционально-ценностное отношение как научная категория и предмет педагогического исследования
    • 1. 2. Структура эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности и специфика этой деятельности в начальной школе
    • 1. 3. Модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе
    • 2. 1. Анализ результатов констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности
  • Выводы по второй главе

Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема формирования системы ценностей личности приобретает особую актуальность в контексте утверждающейся в педагогической науке и практике гуманистической и социокультурной образовательных парадигм, существенными характеристиками которых выступают приоритеты цели над средством, смысла над целью, человека над вещьюценностные человеческие установки и смыслыинтуиция и творчество. Образование при таком подходе ориентировано на создание среды, «питающей и растящей» личность, развитие которой не сводится к формированию когнитивно-операционного опыта, а предполагает обогащение содержания человеческой субъективности: воли, чувств, эмоций, ценностей.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», государственные, региональные и локальные целевые программы модернизации образования отводят значительное место задачам формирования духовно-нравственных качеств личности, что актуализирует значение художественно-эстетической деятельности, средствами которой можно достичь гармонизации личности. Аксиологическая составляющая определяет цели и задачи преподавания предметов гуманитарно-эстетического цикла в целом, учебного предмета «Музыка» в частности. Музыка возвышает человека, порождает оптимизм, социальную активность, направляет силы и способности на достижение высших духовных ценностей общества. Уроки музыки как уроки искусства обладают мощным воспитательным потенциалом, формируя у детей эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству.

Анализ научных исследований, а также педагогической практики позволяет заключить, что проблема формирования эмоционально-ценностной сферы учащихся общеобразовательной школы не является в педагогической науке принципиально новой. Так, классификация и характеристика приоритетных ценностей учащихся представлена в трудах.

E.B. Бондаревской, H.A. Журавлевой, И. А. Зимней, В. А. Караковского, С. А. Куликовой, Б. Т. Лихачева, Н. Д. Никандрова, И. П. Пидкасистого, Н. С. Розова, М. И. Шиловой, Н. Е. Щурковой и др.

Однако анализ педагогической теории (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Т. И. Бакланова, Т. И. Науменко, Е. В. Николаева, О. П. Радынова, Г. М. Цыпин и др.) и практики показывает, что в школьном музыкальном образовании акцент делается преимущественно на интеллектуальной сфере учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяющей успешно формировать знаниевые и операциональные компоненты музыкальной культуры. Анализ литературы по проблеме исследования позволяет заключить, что процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в условиях общеобразовательной школы предметом специального научного исследования не являлся. Так, например, в учебнике «Психология музыкальной деятельности» приводятся примеры того, что «современные дети и подростки сегодня не выносят из стен общеобразовательных школ необходимые представления о музыкальной культуре. Речь идет не о сумме тех или иных теоретических и практических знаний, а о целостной системе художественно-эстетических ценностей» [177]. Следовательно, знания о музыке без знания самой музыки, эмоционально воспринятой, пережитой и осмысленной ребенком, фактически теряют свою личностно-ценностную значимость, оставаясь формальным показателем эрудиции учащегося [1, с.76]. Начальная ступень обучения детей является основополагающей в формировании у учащихся эмоционально-ценностной сферы. Это подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях П. П. Блонского, Д. Н. Богоявленского, Л. С. Выготского, A.B. Запорожца, H.A. Менчинской и других. Особое значение приобретает проблема интеграции процессов развития эмоциональной, когнитивной и волевой сфер личности.

Теория и практика эстетического воспитания младших школьников, частью которого является формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности, показывают, что для решения данной задачи требуется интегративный подход к преподаванию предметов художественного цикла. Идеи целостного воспитания' личности на основе органичной связи музыки, литературы и живописи заложены в концепциях Д.Б. Кабалевского^ Б. М. Неменского, Н. А. Терентьевой, Б. П. Юсова и др. В работах этих учёных отражены единые законы, восприятия искусства детьми: ребенок изначально «полихудожественен» и способен ко всем видам художественной деятельности. Различные аспекты развития ценностного отношения детей и подростков к художественно-эстетической деятельности освещаются в работах А. И. Бурова, Е. Б. Журовой, А. Н. Малюкова, Л. П. Печко, В. И. Самохваловой и др.

Анализ теории и практики музыкального образования в общеобразовательной школе подтвердил актуальность и целесообразность проведения теоретического и экспериментального исследования проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности, которая определяется существующими противоречиями между:

— необходимостью формирования эмоционально-ценностного1 отношения младших школьников к музыкальной деятельности на уроках музыки и внеурочных занятиях и фактическим отсутствием научно обоснованной модели реализации этого процесса в условиях общеобразовательной школы;

— высоким потенциалом уроков музыки и внеурочных комплексных занятий по искусству в формировании эмоционально-ценностного отношения, к музыкальной деятельности и недостаточностью разработки практических методических рекомендаций по реализации этого потенциала в процессе музыкального образованияв начальной, школе. Эти противоречия легли в основу постановки проблемы исследования, требующей своего разрешения на современном этапе — каким образом может быть сформировано эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыкальной деятельности в общеобразовательной школе.

Сущность проблемы определила тему исследования — «Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе».

Цель исследования — разработка модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности и выявление условий эффективности ее реализации.

Объект исследования — музыкальное образование младших школьников в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе.

Гипотеза исследования' — формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности будет осуществляться эффективно, если:

— выявлена специфика музыкальной деятельности младших школьников в процессе музыкального образования в начальной школе;

— раскрыты сущность и структура эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности;

— разработана, научно обоснована и экспериментально проверена модель формирования эмоционально-ценностного отношения, младших школьников к музыкальной деятельности;

— выявлены и охарактеризованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации разработанной модели.

Задачи исследования:

— выявить специфику музыкальной деятельности младших школьников в процессе музыкального образования в начальной школераскрыть и конкретизировать сущность и структуру эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельностиразработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших. школьниковг к музыкальной деятельностиопределить и обосновать критерии? и показатели сформированное™-эмоционально-ценностного отношения^ младших школьниковк музыкальной' деятельностипозволяющие определить уровни его сформированное&trade— — выявить. и охарактеризовать педагогические условияобеспечивающие эффективность реализации модели- .

Методологическую? основу исследования составили социокультурный, личностно-деятельностный-. аксиологический (С.Ф. Анисимов, М. С. Каган, И. С. Кон, В.П. Тугаринов-, В. А. Ядов и др.): и интегративный подходы к организации? целостного педагогического процесса? (М.(2. КаганГ.А. Монахова, Б. П: Юсов и др.).

Теоретическую основу исследования составили: психолого-• педагогические исследования? проблем/ формированияличности. детей младшего школьного^ возрастаБЖ. АнаньевЛ.И. Божович, Л. С. Выготский, ЖВ1Дубровина-,-ВШ-:СлободчиковБ-Т.:Теплов, Д! БЭльконин н др:) — теорияцелостного педагогическогопроцесса (В:И=, ЗагвязинскийЛ-Я! Зорина, В! А. Сластенин, Н. М. Шахмаев и дрОг теории личности и .ее развития, в: целостном, педагогическом процессе- (К.А.. Абульханова-Славская, Л: С. Выготский, А. Н: Леонтьев- €. Л{ Рубинштейн, В-А. Сластенин и др.) — концепции? целостного, продуктивно-творческого воспитания? личности в процессе изучения искусств в начальной школе и музыкального образования (Б-М Неменский-, Н-А. ТерентьеваБ.П. Юсов и др.) — теории современного музыковедения (В'.В. Мёдушевский, Е.В. Назайкинск’ий, М. Ш. Бонфельд и др.) — исследованияпо теории и методике музыкального образования (Э-Б. АбдуллинО-А. Апраксина^ Ю-Б. Алиев и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение результатов психолого-педагогических исследований по теме исследования, педагогическое моделирование) — эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов учебной и творческой деятельности учащихся, учебных программ по предмету «Музыка») — экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты) — математические и статистические методы обработки данных, полученных в результате эксперимента.

Экспериментальная база исследования: муниципальные образовательные учреждения средние общеобразовательные школы № 11, ' № 17, № 42 города Пензы. В исследовании на разных этапах приняли участие 300 учащихся начальных классов.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2010 г. в три этапа.

Первый этап (2004—2005 гг.) — поисково-теоретический. В соответствии с задачами исследования:

— определялись методологическая и теоретическая основы исследования;

— разрабатывались и формулировались гипотеза и исследовательские задачи;

— выяснялись основные направления исследования и содержание экспериментальной работы;

— с помощью констатирующих методик разрабатывались критерии, показатели и определялись уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности;

— теоретически обосновывалась и разрабатывались модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности;

Второй этап (2005—2006 гг.) — опытно-экспериментальный. Он включал в себя опытно-экспериментальную реализацию модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

Третий этап (2006—2010 гг.) — заключительно-обобщающий.

Выявлялись педагогические условия реализации моделиобрабатывались и анализировались полученные результаты, оформлялся текст диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальная деятельность — это активный процесс освоения детьми музыкальной культуры. Специфика музыкальной деятельности младших школьников проявляется в том, что музыкальная деятельность осознается и воспринимается ими в единстве всех составляющих ее элементов: восприятие музыки, вокально-хоровое исполнительство, инструментальное исполнительство, импровизация и творчество. Объединение различных видов музыкальной деятельности на основе музыкально ориентированной полихудожественной деятельности мотивирует эмоционально-ценностное отношение к музыке.

2. Эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыкальной деятельности представляет собой мотивированные личностные ориентиры, основанные на:

— знаниях в области. музыкально ориентированной полихудожественной деятельности, проявляющейся в познавательном интересе к музыке;

— устойчивых эмоционально окрашенных музыкальных предпочтениях, способности ярко и образно переживать музыкальные произведения;

— умении характеризовать музыкальные произведения с привлечением других видов искусства;

— готовности к исполнительской деятельности;

— способности осознавать и оценивать собственные результаты в данной деятельности.

Структура эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности как личностно-смыслового образования включает компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный и продуктивно-рефлексивный. Особенностями эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности являются: непосредственность, интуитивность, целостность, активность, эстетизированность, преобладание эмоционально-чувственного характера переживаний над рационально-логическим осмыслением.

3. Модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности основывается на социокультурном, личностно-деятельностном, аксиологическом, интегративном подходах к организации целостного педагогического процесса и включает концептуально-целевой, содержательный, процессуально-технологический и критериально-результирующий компонентыимеет блочно-модульную структуру в форме смысловых дидактических блоков «Мы — композиторы», «Мы — исполнители», «Мы — слушатели», «Мы — поэты», «Мы — писатели», «Мы — художники».

4. Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности являются:

— применение интегративного полихудожественного подхода к содержанию и организации музыкальной деятельности на уроках музыки и внеурочных комплексных занятиях;

— использование в организации музыкальной деятельности традиционных и инвариантных методов, в частности методов «литературного прочтения музыкальных произведений» и «живописной подтекстовки музыкальных образов»;

— обеспечение субъектнойпозиции младшего школьника в процессе музыкальной деятельности, что способствует постижению личностного смысла музыкальных произведений.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— раскрыты и конкретизированы сущность и структура эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности;

— разработана модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе, основывающаяся на социокультурном, личностно-деятельностном, аксиологическом и интегративном подходах к организации целостного педагогического процесса, включающая в себя концептуально-целевой, содержательный, процессуально-технологический и критериально-результирующий компоненты;

— выявлены и охарактеризованы педагогические условия эффективной реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты:

— расширяют круг научных представлений о специфике музыкальной деятельности младших школьников и ее возможностях в формировании эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности в1 процессе музыкального образования в начальной школе;

— являются основой для дальнейшей разработки проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в образовательных учреждениях.

Практическая значимость исследования. Разработанная и внедренная в практику начальной школы модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности может явиться надёжной предпосылкой совершенствования целостной (методолого-методической) подготовки студентов и повышения квалификации учителей музыки общеобразовательной школы.

Разработаны и внедрены в практику работы школ г. Пензы и Пензенской области программа и учебно-методические рекомендации по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью методологических позиций и исходных теоретических положенийприменением комплекса методов исследования, адекватных его цели, задачам и логикеповторяемостью полученных данных и использованием результатов исследования в практике музыкального образования младших школьниковколичественным и качественным анализом полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе педагогической и научно-исследовательской деятельности автора на кафедре музыки и методики преподавания музыки Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, в МОУ СОШ № 11, № 17, № 42- докладывались, обсуждались и получили одобрение на всероссийских (Пенза, 2006 — 2009), международных (Пенза, 2002; Санкт-Петербург, 2003) и региональных (Заречный, 2004; Пенза, 2005) научно-практических конференцияхопубликованы в межвузовских сборниках научных трудов (Пенза, 2005 — 2011; Саранск, 2008) и научно-методических и теоретических журналах.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и пяти приложений.

Список литературы

содержит 254 источника. В текст диссертации включены 22 таблицы, два рисунка.

Выводы по второй главе.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы подтвердили положения выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

1. Эмоционально-ценностное отношение к музыкальной деятельности у младших школьников имеет недостаточный уровень сформированности в силу того, что учебные программы, музыкальный материал и методы обучения, используемые на уроках и внеурочных занятиях, имеют преимущественно узкопредметный характер и ориентированы на освоение теоретических знаний. Как следствие, учащиеся имеют ограниченный слуховой опыт, не способны осуществлять эмоционально и ценностно-ориентированный художественный анализ музыкальных произведений, не имеют навыков создания собственных творческих продуктов.1 Невысокие результаты музыкальной деятельности учащихся подавляют мотивацию, даже интерес к ней.

2. Вне зависимости от специфики общеобразовательной школы, необходимым условием обеспечения эффективного формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности является научно обоснованное педагогическое моделирование этого процесса и его результатов.

3. Эффективное формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся начальных классов общеобразовательной школы к музыкальной деятельности в целостном образовательном процессе возможно лишь при создании определенных педагогических условий:

— применение интегративного полихудожественного подхода к содержанию и организации музыкальной деятельности на уроках музыки и внеурочных комплексных занятиях;

— использование в организации музыкальной деятельности традиционных и инвариантных методов, в частности методов «литературного прочтения музыкальных произведений» и «живописной подтекстовки музыкальных образов" — обеспечение субъектной позиции младшего школьника в процессе музыкальной деятельности, что способствует постижению личностного смысла музыкальных произведений.

4. Формы и методы работы с учащимися на интегрированных уроках и комплексных внеурочных занятиях по искусству в структуре целостного образовательного процесса начальной общеобразовательной школы должны обеспечивать оптимальное формирование эмоционально-ценностного отношения детей к музыкальной деятельности через освоение духовно-нравственных ценностей музыки, развитие устойчивой потребности и интереса к различным видаммузыкальной деятельности, стимулирование активности, творчества и инициативы.

5. Реализация разработанной нами теоретической модели, программы по развитию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности позволила: повысить уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности по ценностно-смысловому, когнитивному, оценочно-рефлексивному и продуктивно-технологическому критериямобеспечить учащимся возможность эффективного освоения различных видов музыкальной деятельности и дальнейшего их нравственно-эстетического развития.

6. Структура эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности как устойчивого личностно-смыслового. образовании включает компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный и продуктивно-рефлексивный. Основными особенностями эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности являются: непосредственность, интуитивность, целостность, активность, эстетизированность, преобладание эмоциональночувственного характера переживаний над рационально-логическим осмыслением.

7. Совершенствование процесса формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности представляет собой важную научную и практическую проблему, решение которой способно дать большой учебно-воспитательный эффект.

8.Приоритетной для младших школьников на этапе начального музыкального образования являются:

— эмоционально-ценностная деятельность как личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя;

— рефлексивная деятельность — оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкально-творческой деятельностиосознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей.

Заключение

.

Многие достижения педагогической практики связаны с педагогикой искусства, которая играет все большую роль в процессе перехода от педагогики ЗУНов к педагогике развития. Именно искусство учит ребенка главному — умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека — художника, композитора, писателя. Искусство учит и знать, и переживать. Знание, пропущенное через чувство, -более многомерное и целостное. В. А. Сухомлинский считал, что, если после слова педагога не следует более тонкое прикосновение — музыка, воспитание нельзя признать полным. В диссертационной работе поставлена и решена актуальная научно-педагогическая проблема по выявлению организационно-педагогических условий формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности. В результате теоретического и экспериментального исследований, достижения поставленных цели и задач сформулированы следующие выводы:

1. Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности в структуре ценностных отношений школьника представляет как собственно личностную, так и общественную ценность.

2. Сложная интегрированная природа эмоционально-ценностного отношения школьников к музыкальной деятельности детерминирует необходимость комплексного, интегративного подхода к освоению искусства.

3. В основе интегративного преподавания различных видов искусства лежит переориентация учебно-воспитательного процесса на личность ученика, ее созидательные параметры во взаимодействии с нравственно-эстетическим совершенствованием, глубоким эмоциональным, переживанием детьми исполняемого и воспринимаемого, напряжением душевных сил, причастностью к жизненным проблемам и ценностям, отраженным в искусстве.

4. Теоретическая модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности имеет концептуальный, содержательный и инструментально-технологический компоненты. Концептуальный компонент теоретической модели представляет собой совокупность научно-теоретических парадигм, концепций и подходов, детерминирующих цели, задачи и содержание экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

5. В ходе экспериментального исследования по внедрению созданной теоретической модели были выявлены, теоретически обоснованы и апробированы содержание и формы проведения интегрированных уроков музыки и внеурочных комплексных занятий по искусству, успешно формирующих эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыкальной деятельностиосуществлена диагностика динамики формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся начальных классов к музыкальной деятельностиадаптированы и разработаны методы организации различных видов музыкальной деятельности, оптимизированные для поэтапного непрерывного формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к нимобеспечены методическое сопровождение и педагогический мониторинг этого процесса.

6. Экспериментальная работа показала ведущую роль творческих заданий в формировании эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности. Система этих заданий, объединенных в смысловые блоки «Мы — музыканты», «Мы — слушатели», «Мы — писатели», «Мы — художники», проецируется в двух плоскостях: обязательность постоянного обращения к субъектному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, а с другой — к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления.

7. Апробация разработанных содержания, форм и методов ценностно-ориентированной учебной, творческой, исполнительской музыкальной деятельности учащихся на интегрированных уроках музыки и внеурочных комплексных занятиях по искусству подтвердила эффективность созданной теоретической модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности, построенной на основе социокультурного, аксиологического, личностно-деятельностного и интегративного подходов.

8. В ходе теоретического и экспериментального исследования были выявлены и апробированы педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности: общепедагогические (личностно и эстетически развивающая образовательная среда школы, система психолого-педагогической диагностики и мониторинга, инновационные педагогические технологии, личность педагога, нормативное и учебно-методическое обеспечение интегрированных уроков музыки и внеурочных комплексных занятий по искусству) и специфические:

— применение интегративного полихудожественного подхода к содержанию и организации музыкальной деятельности на уроках музыки и внеурочных комплексных занятиях;

— использование в организации музыкальной деятельности традиционных и инвариантных методов, в частности методов «литературного прочтения музыкальных произведений» и «живописной подтекстовки музыкальных образов»;

— обеспечение субъектной позиции младшего школьника в процессе музыкальной деятельности, что способствует постижению личностного-смысла музыкальных произведений.

9. Экспериментальное исследование показало, что уроки музыки как средство формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности должны отвечать следующим основным требованиям: опора на проблемные ситуации, требующие проявления эмоций, высказывания ценностных суждений и творческих действий учащихсятворческая атмосфера урока, которая ориентирует детей на поиск необходимых для решения проблемы средств и способов деятельности, а также стимулирует эмоционально-ценностное, творческое отношение к самой задаче и процессу ее решенияиндивидуальный подход, обеспечивающий возможность развития способностей каждого ребёнка.

10. В результате формирующего этапа эксперимента было обеспечено достижение большинством учащихся экспериментальных групп высокого и среднего уровней эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности, которые оценивались по критериям: когнитивному, эмоционально-оценочному и продуктивно-рефлексивному.

И. Анализ экспериментальных данных по уровням сформированности исследуемых компонентов и их статистическая обработка показали достоверность полученных эмпирических данных на формирующем и контрольном этапах эксперимента. Благодаря созданной теоретической модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности, внедрению современных форм и методов в процесс организации восприятия музыки, исполнительской деятельности, музыкально-эстетического творчества, учебной работы на интегрированных уроках музыки и внеурочных комплексных занятиях по искусству произошел значительный рост изучаемых нами компонентов в сравнении с констатирующим этапом.

12. Результаты проведенноготеоретического и экспериментального исследований позволяют заключить, что гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, подтверждается и формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной" деятельности в процессе музыкального образования является возможным и управляемым процессом.

Перспективы данного направления работы.

В рамках одного исследования невозможно было решить все проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности. Следует особое внимание уделить более глубокому изучению влияния музыкальной деятельности на мотивационную готовность школьников заниматься различными видами музыкальной и художественной деятельности.

С изучением этих и других проблем связаны перспективы дальнейших поисков научно обоснованных путей совершенствования процесса формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе Текст. / Э. Б. Абдуллин. — М., 1983. — 112 с.
  2. Абдуллин, Э-Б, Николаева, Е. В. Теория музыкального образования: Текст. / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М., 2004. — 336 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философского, методологического и конкретно* научного подходов к проблеме индивида) Текст. / К. А- Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1977. — 224 с.
  4. , И.В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в< современном^ российском обществе: теоретико-методологический аспект социологического анализа^ Текст.: дис.. канд. социол. наук/ Авдеева И-В. М-, 1995- - 16lie:
  5. , Г. В. Формирование- эмоционально-ценностного- отношения учащихся к музыке как психолого-педагогическая проблема. Текст.: автореф- дис.канд. пед. наук / Агадилова F. Bi Mi, 2009- - 19 с.
  6. , H.F., Юдин Э. Г. Исследование творчества в- науке и обучение творчеству в школе: научное творчество Текст. / Н.Г. Алексеев-, Э.Г. Юдин- под. ред. М. С. Микулинского, М. Г. Яро! невского. М.: Наука, 1969:
  7. , Б. F. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  8. П.Ананьев, Ю. В. Культура как интегратор социума Текст.: монография / Ю. В. Ананьев. Н. Новгород, 1996. — 368 с.
  9. , O.A. Методика музыкального- воспитания в школе Текст. / O.A. Апраксина: М-, 1983. — 224 с.
  10. , Е.В. Место и роль категории: духовности в иерархии человеческих ценностей Текст. / Е. В. Аралова. М.: МПГУ, 1992. — 38 с.
  11. , JI.M. Ценностные ориентации и нравственное: развитие личности Текст.'/ Л.М. Архангельский- — Mi: Знание, 1978- 64с.
  12. , JI. 1'. Профессия учитель музыки Текст.- / Л: Г. Арчажникова. —М.: Просвещение, 1984. — 111с. .
  13. , Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении Текст. / Б. В. Асафьев // Антология русской- и- зарубежной музыки-XIX-XX вв.-М, 1973.-264 с.
  14. , Г. Б. Этико-педагогические основы социально-нравственной: ориентации подростков Текст.: монография7 Г. Б. Аскарова. -Казань: Изд-во КГУ, 2003. 168 с.
  15. , A.F. Психология, искусство, образование Текст. / А. Г. Асмолов // Искусство в школе. 1993. — № 6. — С.3−5.
  16. , H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии Текст.:/ HiA. Асташова /7 Педагогика: №^8- - 2002. — С.8−13
  17. , С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации-подростка в условиях быстрых социальных изменений Текст.: автореф. дисканд. психол. наук / Баклушинский С. А. М., 1996- - 19*с.,
  18. , H.A. Формирование социально-культурных ценностей Текст.-/H.A. Баранов. СПб, 1996. — 246 с.-
  19. , JI. А. Музыкальная- педагогика и исполнительство. Текст. / JI. А. Боренбойм. Л. — М., 1974. — 272 с.
  20. , М. М.Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986.-445 с.
  21. , Е.И. Трансформация ценностей российского общества Текст. /Е.И. Башкирова У/ Полис. 2000. — № 6. — С. 51 — 65.
  22. , Р. Я концепция и- Я — образы. Самосознание и защитные механизмы личности Текст. / Р. Берне. — Самара: Изд. дом «Бахрах», 2003. — 656 с.
  23. , Т.И. Подготовка будущих учителей к художественному анализу музыкальных произведений Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Благинина Т. И. М., 1995. — 19 с.
  24. , М. Музыкальное творчество й закономерности высшей нервной деятельности Текст. / М. Блинова. Л., 1974. — 144 с.
  25. Блюмкин, В: А. Мир моральных ценностей Текст. /В.А. Блюмкин. — М.: Знание, 1981.-64 с:
  26. , A.A. Психология о личности Текст. / A.A. Бодалёв. М.: МГУ, 1988.- 168с.
  27. , Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка Текст. / Л. И. Божович // Изучение мотивации детей и* подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972. — 265 с.
  28. , Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская. М., 1995. — 301с.
  29. , М.Ш. Введение в музыкознание Текст. / М: Ш. Бонфельд. -М., 2001.-224 с.
  30. , Н.В. Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Боркина Н. В. Улан-Удэ, 2008. -22 с.
  31. , JI. С. Психология музыкальной деятельности. Текст. / Л. С. Бочкарёв.-М., 1997. 352 с.
  32. , М.В. Философский анализ научного статуса аксиологии Текст. / М. В. Бронский. —Hi Новгород, 2001. 140: с.
  33. , Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике: Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов: СПб-: Питер, 2002. — 528 с.
  34. , А.И. Методологические основы теории эстетического развития личности Текст. / А. И. Буров. — М., 1980.
  35. , E.G. Формирование ценностных- ориентаций подростков: в-системе общего- музыкального образования. Текст.: автореф. дис.— канд. пед. наук/ВанинаЕ.С.-Уфа, 2004. -24 с.
  36. , В. В. Изобразительное искусство и музыка Текст.: Очерки. / В. В. Ванслов. Изд. 2. Л., 1983. — 400 с.
  37. , И.Л. Опыт экспериментального', исследования эстетического? отношения- к произведениям: искусства Текст. / И. Л. Вахнянская //Основные проблемы общей- возрастной и педагогической психологии. — М-, 1978. — С.88−93.
  38. , М. Избранные произведения Текст. / М. Вёбер. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  39. , Т. Е. Художественно-педагогический анализ на- уроке музыки Текст. / Т. Е. Вендрова // Музыка в школе. 1989. — № 3. — С. 10—16.
  40. , H.A., Дзержинская, И.Л., Комиссарова, Л.II. Методика музыкального воспитания в детском саду Текст.: учебник для учащихсяпедучилищ / H.A. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, JI.H. Комиссарова. М., 1982.
  41. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников Текст. Луганск, 1990. — 294 с.
  42. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Междунар. науч.-практ.конф. 25−29 авг. 1997 г. Текст.-Астрахань, 1997.
  43. , Х.С., Фрайзуллин, Ф.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ Текст. / Х. С. Вильданов, Ф. С. Фрайзуллин / Издание Башкирского госуниверситета. Уфа, 2002. — 178 с.
  44. Возрастная и педагогическая психология Текст. / под ред. М. В. Гамезо.-М., 1984.-256 с.
  45. Возрастная и педагогическая психология Текст.: хрестоматия для студентов вузов. М., 2001. — 624 с.
  46. , Б.С., Волкова, Н.В. Методы исследований в психологии Текст.: учебно-практическое пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 208 с.
  47. , И. Е. Психотерапия Текст. / И. Е. Вольперт. Л., 1972. -230 с.
  48. , Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк Текст.: книга для учителя / Л. С. Выготский. — М., 1991.-96 с.
  49. , Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. -М., 1968.-318 с.56: Галеев, Б. М. Содружество чувств и синтез искусств Текст. / Б. М. Галеев. М., 1982. — 64 с.
  50. , П.Я., Запорожец, А.Л., Карпова, С. И. Актуальные проблемы возрастной психологии Текст. / П. Я. Гальперин, А. Л. Запорожец, С. И. Карпова. -М., 1978. 138 с.
  51. , О.Н. Ценность и ее методологические аспекты Текст. / О. Н. Герасина. -М.: Изд-во торговая корпорация «Дашков и К0″, 2004. 141 с.
  52. , Б.С., Шейерман, Р.И. Общечеловеческие ценности в образовании Текст. / Б. С. Гершунский, Р.И.' Шейерман // Педагогика. — 1992. -№ 5.-С. 3−13.
  53. , Г. К., Иванова, О.Г. Проблема ценностей в теории культуры //Социальное знание: формирование и интерпретации Текст. / Г. К. Гизатова, О. Г. Иванова.-Казань, 1996. -4.1.-С. 57−65.
  54. , Г. С. Формирование ценностных ориентаций школьников средствами современного искусства в сельском социуме Текст. / Г. С. Голошумова // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. М.: ИХО РАО, 2007. — С. 30−36.
  55. , JI. На пути к педагогике искусства Текст. / JI. Горюнова // Музыка в школе. 1988. — № 2. — С. 7−16:
  56. , А. Музыкальная психология Текст. / А. Готсдинер. М.: Межд. акад. пед. наук, 1983. — 411 с.
  57. , B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений Текст. / B.C. Грехнев. — М.: Изд-во МГУ, 1985. -184 с.
  58. , Г. А. Психология деятельности Текст.: учебное пособие для студентов психологических и педвузов / Г. А. Гурова. — М.: ПЕРСЭ, 2003. -176 с.
  59. В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / В. Даль. Т.4. P-V. М.: Рус. яз., 1980. — 683с.
  60. , В.В., Дымченко, Л.Д. Основы философии Текст.: учебно-методическое пособие / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. М.: АНМИ, 2001. -379 с.
  61. , Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки Текст. / Л. Г. Дмитриева // Музыкальное воспитание школьников. Вып. 15. -М., 1982.
  62. , Б. И. Эмоция как ценность Текст. / Б. И. Додонов. М-: Политиздат, .1978. — 272 с.
  63. , О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей Текст. / О.Г. Дробницкий//Проблема ценности в философии. -М. Л., 1966. -243 с.
  64. , Н.В., Фарбер, Д.А., Безруких, М. М. Психофизиология ребёнка Текст. / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М., 2000.- 144 с.
  65. Заславская- O.B. Формирование гуманистических ценностей учебного процесса как фактор воспитания личности Текст. / О. В. Заславская // Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже XXI"века. Тула: Изд-во ТГПУ, 1997. — С.186−189.
  66. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности Текст. / А. Г. Здравомыслов. — М.: Политиздат, 1986. — 223с.
  67. , А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста Текст.: учебник для вузов / А. Н. Зимина. М.: Владос, 2000. — 304 с.
  68. , И.А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. -М.: Логос, 2000.-384с.
  69. , И.А., Боденко, Б.Н., Морозова, H.A. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения) Текст. / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, H.A. Морозова. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. .
  70. , М.В. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX — 90-е гг. XX вв.) Текст. /М.В. Зыков- под ред. З. И. Равкина. М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 1977. — 410 с.
  71. , О.В. Формирование ценностных ориентаций 6−8 классов в процессе комплексного освоения различных видов искусств Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ибрагимова О. В. М., 2002. — 22 с.
  72. , A.A. Аксиология: научное издание Текст.7 A.A. Ивин. М.: Высш. шк., 2006. — 390 с.
  73. , К. Эмоции человека Текст. / К. Изард. М., 1980. — 267 с.
  74. , В.В. Аксиология Текст. / В. В. Ильин. М.: Изд-во МГУ, 2005.-216 с.
  75. Инновационный потенциал современного гуманитарно-эстетического образования Текст. -М.: Образование, 2009. 141 с.
  76. , И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения Текст. / И. Ю. Истошин // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — С. 252 — 267.
  77. , Д.Б. Педагогические размышления Текст. / Д. Б. Кабалевский. — М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  78. , Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы Текст. / Д. Б. Кабалевский // Программы общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2004. -223 с.
  79. , М.С. Историческая динамика музыки в мире искусств Текст. / М. С. Каган // Музыка. Культура. Человек. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988.-С. 65−80.
  80. , М.С. Философская теория ценности Текст. / М. С. Каган. -СПб.: ТОО ТК „Петрополис“, 1997. 205с.
  81. , И. Лекции по этике Текст. / И. Кант. М.: Республика, 2000. -431 с.
  82. , П.Ф. Педагогический процесс Текст. / П. Ф. Каптерев // Избр. пед соч. М., 1982. — С. 163 — 231.
  83. , В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство Текст. / В. Н. Карандышев. СПб.: Речь, 2004. — 70 с.
  84. , В.И. Восприятие малых высотных разностей Текст. / В. И. Кауфман // Труды Гос. института по изучению мозга им. Бехтерева. Т. 13.-Л, 1940.
  85. , И. Единое интегрированное пространство школы и пути его создания Текст. / И. Кашенкова // Искусство в школе. 2001. — № 4.
  86. , М.С. Человеческая деятельность: сущность, структуры, типы Текст. / М. С. Кветной. Саратов, 1974. — 224 с.
  87. , A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей Текст.: монография / A.B. Кирьякова. Оренбург, 1996. — 188 с.
  88. , A.C. Поэзия на уроках музыки в начальных классах Текст. / A.C. Клюев // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: межвузовский сб. науч. тр. — JL, 1989. С. 38−45.
  89. , А.К. Энциклопедия педагогических технологий Текст.: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.
  90. , Н.Г. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании» Текст. / Н. Г. Коморова. М., 1995.
  91. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии Текст. / И. С. Кон // Психол. журнал. 1981. — Т. 2. — № 3. — С. 25−38.
  92. Кон, Ю.Г. К вопросу о понятии «музыкальный язык» Текст. / Ю. Г. Кон // От Люлли до наших дней: К шестидесятилетию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР, д-ра искусствоведения проф. Л. А. Мазеля: сборник статей: -М., 1967. С. 93−104.
  93. , И.А. К вопросу о сущности эстетического Текст. / И. А. Коников // Эстетическое сознание личности. М., 1994.
  94. , Н.И. Воспитание ценностного отношения, подростков в системе общего музыкального образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. И. Коростелева. Екатеринбург, 2004. — 22 с.
  95. , B.C. В мире человеческих ценностей Текст. / B.C. Костелов. М.: Изд-во МЭИ, 1997. — 74 с.
  96. , К.Н. Формирование эстетической культуры как направление комплексного воспитания молодежи Текст. / К. Н. Кострикова // Среднее профессиональное образование. 2006. — № 12. — С.7 — 9.
  97. , В.А. Становление ценностных ориентации личности в процессе овладения гуманитарным знанием Текст.: дис.. канд. пед. наук / Котельников В. А. Орёл, 2001. — 203 с.
  98. , Е.В. Формирование эстетической культуры младших школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Кошарская Е. В. -Самара, 2005.-22 с.
  99. , И. В. Межпредметные связи в начальной школе Текст.: учеб. пособие / И. В. Кошмина. М., 2003.
  100. , JI.B. Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на< основе синтеза искусств Текст.: автореф- дис.. канд. пед. наук / Кравчук JI.B. М., 2006. — 22 с.
  101. , Ю.А. О роли разума в восприятии' произведений искусства Текст. / Ю. А. Кремлев. М: Музыка, 1970.
  102. , Е.Д., Сергеева, Г.П., Шмагина, Т. С. Программа «Музыка. 1−4 классы» Текст. / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2007. — 21 с.
  103. , Е.П. Современные теоретические подходы к художественно-эстетическому сознанию человека Текст. / Е. П. Крупник // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика /под ред. Г. М. Цыпина. -М., 2003. С. 284.
  104. Кузьмичев, — JI.А. Формирование. ценностных ориентации школьников в процессе музыкально-художественного воспитания Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Кузьмичев Л. А. — Ярославль, 2004. -22 с.
  105. , Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников Текст. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. — М.: Знание, 1987. — 37с. .
  106. , И.А. Психология человека и человеческого общества Текст.:' методическое пособие /. И. А. Кухаренко, Н. Ф. Логинова, П-А- Сергамонов.-СПб: СМИО Пресс, 2006. 104 с.
  107. , П. В. Программа курса «Слушание музыки» для учащихся 1−9 классов развивающего: обучения и гуманитарных классов Текст. / Н. В. Кучапина // Информационно-методический сборник (Пенза). -1996--С. 53−66.
  108. Леиашвили, Г1.Р. Ценность как категория аксиологии Текст. / П.Р. Леиашвили-- Тбилиси:. Изд-во Тбил. ун-та, 1990. 81? с.130: Леонтьев, А. Н. Категория деятельности в современной психологии Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1979. — № 3.
  109. , А.Н. Философия психологии: Из научного наследия Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1994. — 228 с.
  110. , Д.А. Методы исследования ценностных ориентаций Текст. /Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1982. — 87 с.
  111. , И.Я. Дидактическая система методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  112. , Л.Н. Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Лёхина Л. Н. М., 2002.
  113. , Б.Т. Законы формирования и действия воспитательных ценностей в общественном и индивидуальном сознании Текст. / Б. Т. Лихачев // Профессиональное образование. — 2000. — № 4. — С. 36 — 52.
  114. , Г. А. Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования: на материале курса «Природоведение» в начальной школе Текст.: дис.. канд. пед. наук / Лобанова Г. А. Владимир, 2002. — 227 с.
  115. Лук, А. Н. Эмоции и личность Текст. / А. Н. Лук. -М.: Знание, 1982.80 с. 138.'Мальцева, К. П. Особенности памяти младшего школьника Текст. / К. П. Мальцева // Психология младшего школьника / под ред. Е. И. Игнатьева. — М., 1960.—336 с.
  116. , В.А. Философское мировоззрение и семантизация ценности в науке Текст. / В. А. Мальчуков // Мировоззрение, наука, практика: сб. науч. тр. Иркутск: ИГУ, 1988. — С. 147−154.
  117. , С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников Текст. / С. И. Маслов. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999.
  118. , М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст. / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  119. , В.В. Интонационно-смысловой анализ на уроке музыки Текст. / В. В. Медушевский // Теория и методика музыкального образования детей. М., 1999.
  120. , B.B. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе Текст. / В. В. Медушевский. М., 1981.
  121. , А. И. Психология развития музыкальных способностей детей и взрослых Текст. / А. И. Медянников. М., 2002.
  122. , P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения Текст. / P.M. Микельсон. М., 1940. — 96 с.
  123. , Г. Образование как рабочее поле интеграции Текст. / Г. Монахова // Педагогика. 1997. — № 5.
  124. Моральные ценности и личность Текст. / под ред. А. И". Титаренко, Б. О. Николаевича. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 175 с.
  125. Музыка. 1−8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений Текст. / под ред. Ю. Б. Алиева. М., 1993.
  126. , В.И. Формирование профессонально значимых качеств личности будущего учителя* музыки Текст. / В. И. Муцмахер. М.: МГПИ, 1988.
  127. , В.Н. Психология отношений Текст. / В.Н. Мясищев- под. ред. A.A. Бодалева. — М.: Институт практической психологии, 1995.
  128. , В.Н. Психология отношений Текст. / В.Н. Мясищев- под ред. A.A. Бодалева. М.: Издательство-МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.-400 с.
  129. , Т. В. Подготовка будущих педагогов к игровому моделированию интегративных уроков музыки Текст.: монография / Т. В. Надолинская. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. — 268 с.
  130. , Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания Текст. / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки. М., 1980. -256 с.
  131. , Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки /Восприятие музыки Текст., / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1980.
  132. , А.Б., Потехин, В.Н., Худякова, H.JI. Ценностное бытие человека Текст. / А. Б. Невелев, В. Н. Потехин, H.JI. Худякова. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. — 135 с.
  133. , Б.М. Искусство как опыт человеческих • отношений Текст. / Б. М. Неменский //Искусство в школе. -1991. № 3. — С.14.
  134. , Н.И. О ценности и ее роли в структуре личности Текст. / Н. И. Непомнящая // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.-С. 124−127.
  135. , О.С. Программа «Музыка» Текст.: интегративный курс для младших школьников / О. С. Нечаева. Серпухов, 1996. — 64 с.
  136. , Н.Д. Ценности как- основа целей воспитания Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 3 — 10.
  137. , Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения Текст.-/ Ф. Ницше. -М.: Изд-во Эксмо- Харьков: Изд-во Фолио, 2002. 848с.
  138. , Г. П- Музыкальное воспитание дошкольников Текст.: пособие для практических работников дошкольных образовательных-учреждений / Г. П. Новикова. М., 2000.
  139. , P.M., Нугаев, М.А. Мадияров, А. Б: Знание, ценности, идеология в модернизирующемся обществе (Междисциплинарный подход) Текст. / P.M. Нугаев, М.А. Нугаев, А. Б. Мадияров. Казань: Дом печати, 2002.-157 с.
  140. , М.С. Музыка в интегративном процессе комплексного взаимодействия искусств Текст. // Осеннева М. С., Безбородова JI.A. Методика музыкального воспитания младших школьников. М., 2001. — 368 с.
  141. , И.М. Дидактика Текст., учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  142. , Bf. П. Письма об эстетическом воспитании Текст. / В. П. Острогорский. М., 1986.
  143. , О.М. Ценностные отношения: Природа и генезис Текст.: дис. доктора фил. наук / Панфилов О. М. СПб., 1995 — 358 с.
  144. Педагогический энциклопедический словарь Текст. М.: Российское энциклопедическое изд-во, 2002. — 315 с.
  145. , В.И. Музыкальная психология Текст. / В. И. Петрушин. -М.: Владос, 1997. 384 с.
  146. , Л.П. Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза Текст. / Л. П. Печко II Эстетический и художественный опыт личности: структура, компоненты, возможности развития. М.: ГУ ИХО РАО. ВПГУ, 2003.
  147. , Ж. Суждение и рассуждение ребёнка Текст. / Ж. Пиаже. -СПб.: СОЮЗ, 1997. 283 с.
  148. , П.И., Портнов, М.Л. Искусство преподавания Текст. П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. М.: Педагогическое общество России, 1999.-212 с.
  149. , А. Познание музыки как педагогическая проблема^ Текст. / А. Пиличяускас // Музыка в школе. СПб, 2001. — 368 с.
  150. Программы внеурочных занятий с учащимися начальных классов. Текст. -М., 1988. С. 95−104.
  151. , И.И. Ценностные ориентации подростков Текст.: книга для учителя / И. И. Прокопьев. Минск: Народная асвета, 1990. — 95 с.
  152. Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2004.
  153. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика Текст.: учеб. пособие / под ред. Г. М. Цыпина. М., 2003. — 368 с.
  154. Психология отношений: Текст. /под ред. A.A. Бодалева- вступительная статья A.A. Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с.
  155. , О.П., Катинене, А.И., Паландашвили, M.JI. Музыкальное воспитание дошкольников Текст. / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Паландашвили. М., 1994. — 223 с.
  156. , В. Г. Импровизация как эстетическая доминанта развивающего интегрированного обучения Текст. / В. Г. Ражников // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании. -М.: Секрет фирмы, 2006. 134 с.
  157. , Т.Е. Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-игровой деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Райцева Т. Е. Владикавказ, 2005. — 23 с.
  158. , Д.М. Тренинг личностного роста Текст.: учебное пособие / Д. М. Рамедник. М.: ФОРУМ: ИНФА. — М., 2007. — 176 с.
  159. , JI. Взаимодействие искусств и практика художественного воспитания Текст. / JI. Рапацкая //Абдуллин Э.Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. -М., 2004. С. 303−336.
  160. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1946.
  161. , В.И. Пути формирования эстетического сознания личности Текст. / В. И. Самохвалова // Эстетическое сознание личности. -М., 1994.
  162. , B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания Текст. / B.C. Селеванов- под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
  163. , П.А. Формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Сергеева П. А. -Майкоп, 2004. 22 с.
  164. , В.П., Подымова, JI.C. Инновации в образовательном процессе Текст. / В. П. Сергеева, JI.C. Подымова. М.: АПКиППРО, 2010. -192 с.
  165. , Г. П. Программа и методические рекомендации по предмету «Музыка» для 1−4 классов Текст. / Г. П. Сергеева. М., 1997.
  166. , В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, E.H. Педагогика Текст.: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М., 2002. — 576 с.
  167. , В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  168. Современный толковый словарь русского языка Текст. / С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2007. — 960 с.
  169. , Ю.Е. Воспитание у детей младшего школьного возраста эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе в процессе игровой деятельности. Текст. / Ю. Е. Сорокина. М., 2000. — 27 с.
  170. , А. Н. Воспитательная роль музыки Текст. / А. Н. Сохор. — Л., 1975.-63 с.
  171. Сохор, А.Н.1 Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия Текст. / А. Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления. — М., 1974.
  172. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста Текст. / под ред. С. Ю. Циркина. СПб., 2001. — 750 с.
  173. , М.И. Навык как ценность Текст. / М. И. Станкин // Специалист. 2001. — № 7. — С. 30−32.
  174. , Б.А. Ценности и ценностный мир Текст.: учебн. пособие по аксиологии / Б. А. Старостин. М.: Компания Спутник, 2002. — 153 с.
  175. , В.В. Самосознание личности. Текст. / В. В. Столин. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. — 284 с.
  176. , Н.В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников Текст. / Н. В. Суслова //Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2001.
  177. , Е.В. Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников. Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Сыпко Е. В. — Карачаевск, 2004. 24 с.
  178. , С.Б. Содержательные типологии ценностных ориентаций Текст. С. Б. Тайсаева // Человек и Вселенная. 2002. — № 2. — С. 17—20.
  179. , Г. С. Проблема духовной потребности (на материале духовного восприятия) Текст. / Г. С. Тарасов. М., 1979. — 218 с.
  180. , Р. А. Музыка и культура Текст. / P.A. Тельчарова. -М., 1986.- 34 с.
  181. Теоретические основы содержания общего среднего образования Текст. / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — С. 44−57.
  182. , Б.М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов // Избр. труды: В 2 т. М., 1985. — Т. 1.
  183. H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства Текст. / H.A. Терентьева. М.: Прометей, 1990, — 184 с.
  184. , E.H. Художественно-эстетическая' деятельность как средство формирования- ценностных ориентаций младших школьников Текст.: (на примере дет. шк. иск.): автореф. дис. .канд. пед. наук / Тимофеева E.H. Чебоксары, 2009. — 22 с.
  185. , О. К. Структура мыслительной деятельности человека Текст. / O.K. Тихомиров. М., 1969.
  186. , Е.И. Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального, фанатизма^ в подростковой: среде. Текст.: автореф- дис.. канд. пед. наук / Е. И Толокнсева. Ставрополь, 2007. — 22 с.
  187. , ГЛ. Нормативно-ценностные системы Текст.- / ГЛ. Турчинский. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. -124,с. «
  188. , К.Д. Избранные труды. В^ 4 кн. Кн. Р. Проблемы педагогики Текст. / К.Д. Ушинский- сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. -М.: Дрофа, 2005. 638 с.
  189. Фетискин, Н'.П, Козлов, В.В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых: групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В- Козлов, Г. М. Мануйлов. Mi, Изд-во* Института, психотерапии, 2002. — 490 с.
  190. Философская- энциклопедия- Текст. / Гл. ред. Ф. В- Константинов- -1962. Т. 1. — С. 30.
  191. Философский энциклопедический словарь Текст. / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, ГШ. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.:-Сов. энциклопедия, 1983. — С. 763−765.
  192. , Э. Психоанализ и этика Текст. / Э. Фромм. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. — 568 с.
  193. , П.В., Попов, В.С. Теория и методика музыкального воспитания- Текст. / П-В. Халабузарь, В. С. Попов. СПб-, 2000. — 224 с.
  194. , О.А. Методические рекомендации Текст. / О. А. Ханжина. Челябинск: НИУМЦ «Образование», 1998. — 36 с.
  195. , Ю.П. Проблема формирования- музыкального- интереса у детей- Текст. / Ю. П. Хаустова // Начальная школа плюс до и после. — М.: Баласс, 20.02. С. 46−49.
  196. Ценностные. основания психологической- науки и психология ценностей Текст. /отв-. ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — 344 с.
  197. , Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения Текст. / Г. М. Цыгшн. — М., 1994. — 384 с.228: Чавчавадзе- Н. З. Культура и- ценности Текст. / Н. З. Чавчавадзе. -Тбилиси, 1984. 171 с.
  198. , В.Д. Психология деятельности и способности^ человека. Текст. / В-Д. Шадриков: М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. — 320 с.
  199. , В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей- и юношества Текст. / В. Н. Шацкая. М., 1975. — 109 с.
  200. , Н.П. Формирование мировосприятия у младших школьников на интегрированных занятиях искусством Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Шишлянникова Н. П. Абакан, 2005. — 24 с.
  201. , В. Практические «алгоритмы» содержательного анализа Текст. / В. Школяр // Музыкальное образование в школе. М., 2001. — С. 188−190.
  202. , А.Н. Формирование ценностного отношения подростков к музыкальной деятельности в условиях дополнительного образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Н. Шорохова. Волгоград, 2009. -23 с.
  203. , В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль Текст.: монография / В. К. Шохин. М.: Изд-во РУДН, 2006. — 457 с.
  204. , Ю.А. Ценности, которые мы выбираем Текст. / Ю. А. Шрейдор. М.: Мысль, 1999. — 206 с.
  205. , В. А. Роль моделей в познании Текст. / В. А. Штоф. Л.: ЛГУ, 1963.
  206. Т.Т. Духовно-ценностная ориентация как процесс и результат профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе Текст.: автореф. дис.. доктора пед. наук / Щелина Т. Т. Пенза, 2006. — 38 с.
  207. , Н.Е. Ценностные отношения Текст. / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. 1999. — № 3. — С. 17 — 22.
  208. , Д. Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д. Б. Эльконин // Избр. психологические труды. М., 1989. — 304 с.
  209. , Д. Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1978.-410 с.
  210. , У.Р. Введение в кибернетику Текст. / У. Р. Эшби. М., 1959. -216с.
  211. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. М., 1978.-391 с.
  212. , В.А. Социологическое исследование (методология, программа, методы) Текст. / В. А. Ядов. М., 1972. — 239 с.
  213. , И.С. Разработка технологий личностно ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — Т. 21. — № 4. — С. 31−45.
  214. , П. М. Психология художественного восприятия Текст. / П. М. Якобсон. М., 1964. — 87 с.
  215. , H.H. Система' социальных ценностей. Человеческая жизнь как высшая социальная ценность Текст. / H.H. Ямко. — Киев: «СИАЦ», 2006. -15 с.
  216. , Е.Ф. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у учащихся Текст. / Е. Ф. Ященко. Челябинск, 1999. — 265 с.
  217. Clarke, N.D. Conversations in context: the (measurement of value change in advanced industrial societies Text. / N.D. Clarke // Political behavior. — 1997. Vol.19. № 1.- P. 19−39.
  218. Emmons, B.A. Motives and' life goals Text. / B.A. Emmons // Handbook of personality psychology / Eds. R. Hogan, J. Johnson, S. Briggs. San Diego, CA: Academic Press, 1997. — P. 199−235.
  219. Klukhohn, C. Culture and Behaviour Text. / C. Klukhohn. N.Y., 1962.-P.289.
  220. Leary, T. F. Interpersonal diagnosis of Personality Text. / T. F. Leary. -N. Y., 1957.
  221. Parsons, T. The Social System Text. / T. Parsons. Glencoe, 1951.1. P.12.
  222. Rokeach, M. The Nature of Attitudes Text. / M. Rokeach // International Encyclopedia of the Social Sciences. New York: The Macmillan Company & The Free Press, 1968. — Vol.1. — P. 449-^158.
  223. Super, D.E. Self-realization through the work and leisure roles Text. / D.E. Super // Educational and vocational guidance. 1985. — N 943. — P. 1−8.
Заполнить форму текущей работой