Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактическая игра как средство обучения детей с ЗПР

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реальное (прямое) обучение осуществляется в форме специально — организованной познавательной деятельности. При этом формирование элементарных математических представлений происходит на основе эвристических методов (известные теоретические понятия и зависимости «открываются» дошкольникам самостоятельно, важнейшие закономерности устанавливаются «самим» ребенком). Использование проблемно-поисковых… Читать ещё >

Дидактическая игра как средство обучения детей с ЗПР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост младших школьников, страдающих задержкой психического развития по данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Проблема неуспеваемости в начальной школе является одной из острых. Учебные нагрузки и напряженный школьный режим часто приводят к резкому ухудшению психического здоровья таких детей. В нашей школе-интернате растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении со стороны медицинского персонала, психологов, дефектологов, логопедов.

Для детей данной категории характерны нарушения произвольности и целенаправленности познавательной деятельности, трудности планирования заданной психической операции, нестойкость произвольного внимания и контроля.

У большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) отсутствует учебная мотивация или она выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одно из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР. На мой взгляд, главная задача учителя начальных классов на уроке — это обеспечение собственной деятельности обучающихся. Для этого учитель должен создавать условия для активного включения учащихся в познавательный процесс и обеспечивать их эмоциональной поддержкой. Коррекционная направленность уроков в школе-интернате VII вида обеспечивается системой и методами изучения учебного материала, учитывающие индивидуальные особенности развития учащихся. Учебный процесс выстраивается от ученика. Организуется совместная деятельность учителя и ученика в атмосфере делового сотрудничества. Комфортное пребывание учащихся в школе-интернате необходимое условие для реализации его внутреннего потенциала.

Целесообразно использовать дидактические игры, коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать. Т.к. особенности познавательной деятельности детей с ЗПР проявляются в виде несформированности этих важнейших мыслительных операций.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста с ЗПР, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Применение игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных задач, но сохранить работоспособность и повышать познавательную активность детей, кроме того дает возможность даже самым слабым учащимся принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно.

Практическое применение игровых технологий.

Несмотря на всю важность и знание игры в учебном процессе, она не самоцель, не средство развлечения учеников. Это обычное упражнение, облеченное в занимательную форму. Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным. Умение включаться в детскую игру — тоже один их показателей педагогического мастерства учителя. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.

Одним из главных рычагов познавательного интереса в учебной деятельности — это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. На всех уроках используются игры и различные развивающие задания. Учащиеся легко вовлекаются в игровую деятельность. «Игра для них учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают». Проводить игру можно на разных этапах урока.

Большое внимание уделяется работе с пословицами. Например, при изучении темы «Части речи», «Словосочетания ча-ща, жиши» и др.

На картинках изображены, хаотично расположенные «елочки» со словами, из которых учащиеся собирают пословицы. Можно усложнить задания, если на доске прикреплены картинки с елочками из 2-х пословиц.

При изучении темы «Предложение» работаюn на уроке с деформированными предложениями. Например, на «шариках», вырезанных из цветной бумаги, написаны слова, из которых учащиеся составляют предложения. Можно усложнить задание, увеличив количество шариков со словами, чтобы можно было составить 2−3 предложения.

Так, например, при изучении темы «Дикие животные» (ОЗОМ) мною используются следующее пособие. Каждому учащемуся раздаются карточки (в виде сигнальных) со словами и он составляет предложение. Если оно составлено правильно, то на другой стороне ученик сможет прочитать слово — верно. Например «Волк живет в логове», «У белки тонкое обоняние» [17, c. 54].

Для развития логического мышления, я использую игру «Кто быстрее». Задание — из букв данного слова составить другие слова, например — ХРАБРОСТЬ: ОСА, СОР, СТО, БРАТ, ТРОС, ХОР.

  • — Собрать слова из слогов. На геометрических фигурах — слоги, например, при изучении темы «Словосочетание чу-щу» .
  • — Игра «Буква потерялась» (при изучении звука Ф)

Задание — вставить пропущенные буквы в слова: абрика, шо. ер,. лаг.

Занимательные задания, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, используемые мною на разных уроках, способствуют активизации мыслительной деятельности.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические вычисления и т. д. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Следовательно, дети стремятся быть находчивыми, чётко выполнять учебные задания, выполнять правила игры [17, c. 55].

Дошкольный возраст — уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника — обследовательской, предметно-манипулятивной, познавательной.

Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон действительности. Если у ребенка отсутствуют образы представлений, то включается механическое запоминание, позволяющее удерживать в памяти те или иные понятия, но на не продолжительное время. А главное — механическое, формальное запоминание имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос их в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартной — становится вообще невозможным.

В процессе познавательной работы дети овладевают содержанием первоначальных представлений и понятий в соответствии с важнейшими категориями, составляющими действительность и доступными для усвоения в дошкольном детстве (формировании представлений о числе и количестве, отношениях, величине, пространстве и способах их познания, измерении и оперировании ими). На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности. И то, и другое служит фундаментом дальнейшего образования детей.

Ключом педагогической технологии при реализации программы является организация целенаправленной интеллектуальной познавательной деятельности. Она включает в себя: латентное, реальное, опосредованное обучение, которое должно осуществляться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

Латентное (скрытое) обучение обеспечивает спонтанность чувственного и информационного опыта, благодаря которому создается база «ясных и неясных знаний» (Н.Н. Поддьяков) [9, c. 35]. Накоплению спонтанного опыта способствуют:

  • — обогащенная предметная среда;
  • — специально придуманная и мотивированная самостоятельная деятельность (бытовая, трудовая, конструктивная, учебно-математическая);
  • — созидательная продуктивная деятельность;
  • — познавательное общение с взрослыми, обсуждение вопросов, появляющиеся у ребенка;
  • — наблюдение и обсуждение с ребенком процесса и результатов познавательной деятельности.

Реальное (прямое) обучение осуществляется в форме специально — организованной познавательной деятельности. При этом формирование элементарных математических представлений происходит на основе эвристических методов (известные теоретические понятия и зависимости «открываются» дошкольникам самостоятельно, важнейшие закономерности устанавливаются «самим» ребенком). Использование проблемно-поисковых ситуаций позволяет конкретизировать и расширять представления, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять эффективность их применения и, главное — активизировать интерес ребенка к познанию.

Опосредованное обучение предполагает использование педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля и взаимообучения в игротеке для детей, родителей. Опосредованное обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию педагогически эффективных методов познавательного развития дошкольников.

Познавательная деятельность организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка, она направлена не только на формирование у дошкольников понятийных представлений, но и на их развитие в целом.

При изучении многих понятий дети опираются на чувственный опыт, на «память рук и глаз», которые они приобрели в раннем детстве, когда, действуя с предметами и преобразовывая их, они опытно-практическим путем познавали свойства, строение, назначение предметов и явлений ближайшей и отдаленной окружающей действительности. В дошкольные годы сфера деятельности постепенно расширяется, информационный багаж пополняется. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями, происходят их систематизация и обобщение.

Партнерство с взрослыми, общение со сверстниками во время обучения, совместное решение проблемно-познавательных задач — вот, основной путь организации обучения детей с ЗПР.

Необходимо и в группе детского сада, и дома создать такую обстановку, чтобы ребенок посредством практических действий (иногда многократных) мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо понятий.

Знания, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой