Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В осуществленном исследовании была предпринята попытка разработки технологии регулирования и корректирования профессионализма правленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения, которая отмечается целенаправленностью взаимодействия внешнего регулирующего воздействия и саморегулирования в общей системе непрерывного образования. При этом устранение отклонений от заданных норм… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Глава 2.
  • Теоретические основы регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы регулирования и корректирования в теории и практике
    • 1. 2. Понятие профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения
    • 1. 3. Обоснование и технологии регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразователь ного учреждения
  • Опытно-экспериментальная проверка регулирования и корректирования профессионализма деятельности директора общеобразовательного учреждения
    • 2. 1. Изучение затруднений директоров общеобразовательных учреждений и описание системы средств регулирования и корректирования профессионализма
    • 2. 2. Характеристика опытно-экспериментальной работы и анализ ее результатов, методические рекомендации

Педагогические основы регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения в образовательной политике, связанные с авто-номизацией образовательных учреждений, демократизацией, гуманитаризацией, дифференциацией, гуманизацией образования, поворотом школы к ребенку, уважением его личности, принятием его личностных целей, запросов, интересов невозможно без активного участия управленческих кадров и, в первую очередь, директоров общеобразовательных учреждений. От их образовательного уровня, квалификации, качеств личности, профессионализма зависит решение поставленных задач.

Нередко это недооценивается, что приводит к сдерживанию процесса развития образования, обновления школы. Уровень профессионализма директора во многом зависит от системы повышения его управленческой квалификации.

Существующая система повышения квалификации руководителей в настоящее время с этой проблемой не справляется, так как в значительной мере оторвана от запросов практики, науки, недостаточно направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей слушателей.

Изучение опыта повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений на курсах и в межкурсовой период показывает, что процесс этот краткосрочен, нередко прерывается из-за слабых связей между практической деятельностью, обучением и самообразованием директора, отсутствием регулирования и корректирования со стороны институтов повышения квалификации и органов управления, тогда как система повышения квалификации в новых условиях должна быть ориентирована на человека, на его дело, в большей степени опираться на результаты монографических изучений опыта руководителей, проводимых как на уровне районного (городского) управления образования, так и осуществляемого самим руководителем путем самоанализа. В этой ситуации значительно возрастает роль функции регулирования и корректирования, наиболее способствующей выявлению причин, затрудняющих продвижение вперед в целях совершенствования профессионализма деятельности.

Роль регулирования и корректирования заключается в предупреждении сбоев и кризисов в профессиональном развитии.

На основании проведенного анализа затруднений 92 директоров общеобразовательных учреждений нами было выявлено, что умеют наладить информационное обеспечение 26,4%, осуществить педагогический анализ 19,7%, обладают организационно-побудительными умениями 18,4%, контрольно-диагностическими 22,8%, регулятивно-корректировочными 7,3%, исследовательскими умениями 3,9%, умениями общения 28,6%, умениями самосовершенствования 16, 4%. Около 20% директоров четко представляют цели профессионального развития и развития управляемого учреждения. Только 11% знают о необходимых и возможных средствах их достижения.

Регулирование и корректирование осуществляются в пассивном режиме. Большинство руководителей испытывают потребности в оценке и организационно-педагогической помощи со стороны региональных, муниципальных органов управления образованием, методических служб в реализации профессиональных целей и планов.

Налицо ряд противоречий:

— между растущими требованиями к профессиональным и личностным качествам руководителя и невысоким уровнем их теоретических и практических знаний и умений, особенно в осуществлении самоанализа и самоконтроля;

— между возросшими требованиями к системе непрерывного повышения квалификации руководителей и недостаточной реализацией на практике принципа непрерывности в этой системе;

— между необходимостью целенаправленного совершенствования профессионализма управленческой деятельности и отсутствием системы действий органов управления образованием, методических служб, самого директора в его регулировании и корректировании.

Анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, касающихся повышения квалификации педагогических и руководящих кадров показывает, что проблема регулирования и корректирвания профессионального мастерства директоров школ на курсах и в межкурсовой период изучена недостаточно и не являлась предметом самостоятельного исследования, хотя уже накоплены данные для ее изучения в работах ученых, так теоретические основы концепции непрерывного образования рассмотрены в работах С. Г. Вершловского, А. В. Даринского, Е. И. Огарева, В. Г. Онушкина, В. А. Сластенина, Л. А. Кохановой,.

Н.Б.Рухадзе и др., проблемы педагогического профессионализма и мастерства представлены в исследованиях Ю. П. Азарова, И.Д. Ба-гаевой, Т. М. Бармашовой, Г. В. Воеводской, А. А. Деркача, Г. А. Засобиной, З. Ф. Леоновой, А. К. Марковой, И. П. Раченко и др.

Вопросы повышения квалификации директоров школ освещены в работах В. И. Бондаря, С. Г. Вершловского, Г. П. Габдуллина, М. Г. Захарова, В. И. Зверевой, В. Ю. Кричевского, В. Г. Куценко, Ю. А. Конаржевского, В. Г. Королева, В. И. Маслова, К. А. Нефедовой,.

A.А.Орлова, О. Д. Полонской, М. Л. Портнова, М. М. Поташника,.

B.П.Риттера, В. А. Сухомлинского, Н. Н. Сунцова, Е. П. Тонконогой, П. И. Третьякова, С. Е. Хозе, П. В. Худоминского, Т. И. Шамовой, Н. А. Шубина и других.

Отдельные аспекты регулирующей деятельности директора школы исследовались Ю. А. Конаржевским, Н. И. Сунцовым, П. И. Третьяковым, П. В. Худоминским. Проблема регулирования в системе внутришкольного управления стала предметом исследования Н. А. Рогачевой. Всесторонне исследована регулятивно-коррекционная деятельность руководителя школы в управлении инновационными процессами Т. К. Родионовой. Однако они не ставили своей задачей специально исследовать вопрос регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения.

Таким образом, проблема технологии регулирования и корректирования профессионализма деятельности руководителя как непрерывного и строго индивидуализированного процесса не разработана. Это определяло выбор нами темы исследования: «Педагогические основы регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения».

Цель исследования состоит в разработке содержания и организационных форм регулирования и корректирования управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения.

Объект исследования: процесс непрерывного повышения квалификации директоров общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования: процесс регулирования и корректирования профессиональной деятельности директоров общеобразовательных учреждений в общей системе непрерывного повышения их квалификации.

Теоретико-методической основой исследования являются объективные законы диалектики, положения теории познания о взаимной связи и взаимообусловленности явлений, ведущий принцип психологии о единстве развития сознания, деятельности, самосознания личности, системный подход к анализу непрерывного повышения квалификации как социально-педагогической категории. Разработка исходных позиций опиралась также на принципы единства эмпирического и теоретического в исследовании, теории ценностных ориентаций, человеческой деятельности, социального управления, концепции непрерывного развития личности.

Конкретная методология исследования опирается на системный подход, деятельностный подход, мотивационный подход, ситуативный подход, оптимизационный подход, рефлексивный подход, личностно-ориентированный подход, исследовательский подход.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвинута гипотеза;

— регулирование и корректирование осуществляются на основе комплексного изучения профессиональных знаний и умений руководителя, результативности его труда;

— результативность системы работы с директором общеобразовательного учреждения обеспечивается при условии совпадения внешнего регулирующего и корректирующего воздействия органов управления с внутренним осознанием потребности осуществления регулирования и корректирования самим руководителем;

— технология регулирования и корректирования профессиональной деятельности директора проводится в следующей последовательности: экспертная оценка сочетается с оценкой педагогического коллектива и самооценкой директора —> анализ результатов (сравнение с эталонной моделью) —> регулирование —" составление индивидуальной программы совершенствования профессионализма деятельности —> корректирование и самокоррекция;

— регулирование и корректирование профессионализма деятельности осуществляется на основе координации усилий самого руководителя, органов управления образования и института повышения квалификации работников образования;

— повышение уровня профессионализма директора обеспечивается за счет системы средств регулирования и корректирования.

Реализация данной гипотезы позволит научно обосновать рекомендации каждому руководителю для выстраивания собственной траектории образования, позволяющей подбирать содержание и формы обучения адекватные его индивидуальным личностным особенностям и практическому опыту.

Проверка данной гипотезы требует решения следующих задач:

1. Выявить затруднения руководителей в осуществлении управленческой деятельности и их причины.

2. Обосновать технологию регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения.

3. Выявить условия успешной реализации технологии регулирования и коррекции профессионализма деятельности директора школы.

4. Разработать методические рекомендации по теме исследования.

Методы исследования: анализ научной литературы и периодических изданийцеленаправленное включенное наблюдениемонографическое изучение профессиональной деятельности директоров школфиксированное самонаблюдение руководителейбеседы, интервьюанкетированиеэкспериментальная проверка гипотезыстатистическая обработка данных, выявленных в процессе исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Великолукский, Дедовичский, Новоржевский, Опочецкий, Псковский, Пыталовский районы Псковской области.

Организация и этапы исследования:

1 этап — 1992 — 1994 гг. — Анализ научно-педагогической литературы, теоретическое осмысление проблемы. Изучение конкретного опыта профессиональной деятельности директоров общеобразовательных учреждений, системы их подготовки и повышения квалификации. Разработка и проведение констатирующего эксперимента.

2 этап — 1994 — 1996 гг. — Научное обоснование системы регулирования и корректирования профессиональной деятельности директора общеобразовательного учреждения, осмысление взаимосвязи профессиональной деятельности, профессионального образования, самообразования. Организация и проведение формирующего эксперимента с целью проверки гипотезы. Обработка данных.

3 этап — 1996 — 1998 гг. — Уточнение результатов формирующего эксперимента. Составление рекомендаций по регулированию и корректированию профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения. Оформление диссертации.

Положения, выносимые на защиту: 1. Деятельность региональных, муниципальных органов управления образованием, методических служб по регулированию и корректированию, саморегулирование и самокорректирование, осуществляемое самим руководителем, обеспечивают рост профессионализма за счет систематического поддержания его на установленном программой профессионального совершенствования уровне и современного внесения корректив.

2. Результативность работы с директорами общеобразовательных учреждений по повышению их профессионализма в управленческой деятельности обеспечивается адекватностью внешнего регулирующего воздействия органов управления и института повышения квалификации работников образования с внутренне осознанными потребностями осуществления регулирования и корректирования самим руководителем.

3. Успешная реализация технологии регулирования и корректирования управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения обеспечивается следующими условиями: наличием информационного обеспечения, мотивационной на-првленностью, взаимосвязью регулирующих и корректирующих действий на всех уровнях иерархической системы управления и самоуправления.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Определены особенности содержания деятельности по регулированию и корректированию на государственном, региональном, муниципальных уровнях управления образованием.

2. Обоснована технология регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения.

3. Выявлены условия успешной реализации технологии регулирования и корректирования профессионализма директора общеобразовательного учреждения.

4. Разработаны методические рекомендации для органов управления образованием и руководителей по регулированию и корректированию профессионализма управленческой деятельности.

Практическая значимость исследования. Разработанные научно-методические рекомендации используются и могут быть использованы органами управления, директорами общеобразовательных учреждений для совершенствования профессионализма управленческой деятельности, так как учитывают индивидуальные запросы и на этой основе, способствуют целенаправленному программированию развития каждого, позволяют согласовывать задачи, содержание, методы обучения директоров школ на всех уровнях.

Достоверность полученных результатов. Достоверность полученных результатов, а также содержащихся в диссертации положений и выводов, подтверждается системным и междисциплинарным подходом к изучению проблемы, адекватностью используемых методов предмету и задачам исследования, претворением научно-методических рекомендаций по регулированию и корректирования профессионализма деятельности руководителей общеобразовательных учреждений в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждены на областной научно-практической конференции (Псков, 1992 г.), на конференции Московского педагогического государственного университета (Москва, 1994 г.), на 1-ой Всероссийской конференции (Смоленск, 1995 г.), на областной научно-практической конференции (Псков, 1995 г.), на 2-ой Всероссийской научно-практической конференции (Брянск, 1996 г.), на областной научно-практической конференции (Псков, 1997 г.), на IV Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 1998 г.).

Выводы и рекомендации сформулированы в исследовании, отражены в семи публикациях диссертанта.

Основные выводы исследования внедрены в систему непрерывного образования руководящих кадров региона.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Выводы по второй главе 1. Проведенное изучение затруднений директоров общеобразовательных учреждений выявило, что.

— степень удовлетворенности профессией у большинства директоров невысокая;

— развитость профессиональных умений неодинакова: наиболее низкие показатели по умениям осуществлять педагогический анализ, планово-прогностическим, организационно-побудительным, контрольно-диагностическим, исследовательским умениямчуть выше по умениям самосовершенствования и общения;

— в разных районах выделяются общие и специфические затруднения групп директоров общеобразовательных учреждений;

— большая группа директоров (более 60%) недооценивают себя как профессионалы);

— регулирование и корректирование осуществляется в пассивном режиме.

2. Активный механизм предполагает постоянный характер педагогических воздействий. Уровни внешнего регулирования и корректирования представлены государственным, региональным, муниципальным органами управления образованием, внутреннего регулирования и корректирования — самим директором общеобразовательного учреждения.

3. Определена система средств регулирования и корректирования, саморегулирования и самокорректирования, обеспечивающая «динамическую трансформацию» управленческой деятельности руководителя в соответствии с установленными целями и задачами профессионального совершенствования.

4. Педагогические воздействия должны быть интенсифицирующими, резонансными, субъективно значимыми (по Т.М.Давыденко) для директора общеобразовательного учреждения и осуществляемыми на информационном, мотивационном, операциональном уровнях.

5. Важное место в регулировании и корректировании занимает стимулирование труда руководителей.

6. Построение модели профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения позволило осуществить в системе диагностирование руководителей по единым критериям и параметрам.

7. Соотнесение результатов внешних и внутренних средств педагогического воздействия скоординировало общий процесс регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности.

8. Опытно-экспериментальная работа, проверка разработанной технологии регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности проведена успешно. Полученные положительные результаты развития группы умений доказывают, что система применяемых методов педагогического воздействия и технологии является действенным средством в управлении профессиональным развитием руководителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обновление образования выдвигает новые требования к профессионально важным качествам, свойствам, отношениям руководителя, профессионализма его управленческой деятельности.

Проведенный констатирующий эксперимент выявил недостаточную сформированность умений и навыков по осуществлению управленческой деятельности, общению и самосовершенствованию.

Монографическое изучение опыта работы директора общеобразовательного учреждения, помимо затруднений, выявило неадекватность оценки своей деятельности большинства директоров.

Выполненное исследование направлено на выявление условий эффективности управления профессиональным развитием директоров общеобразовательных учреждений.

Изучение специальной литературы, опытно-экспериментальная работа дают основания сделать вывод о том, что регулирование и корректирование профессионализма управленческой деятельности стало важным источником обновления сложной саморазвивающейся системы — директора.

Внешнее педагогическое воздействие осуществляется со стороны субъектов вертикали управления образованием (Государственного, регионального, муниципального органов управления), внутреннее — самим руководителем посредством саморегулирования и самокорректирования.

В исследовании уточнены и конкретизированы понятия «регулирование», «корректирование», «саморегулирование», «самокорректирование», «профессионализм», «компетентность», «мастерство», «квалификация» и т. д.

В ходе исследования выявлено:

— регулирование — процесс обеспечивающий достижение стратегической цели, направленной на поддержание состояния упорядоченности в системе на заданном программой самосовершенствования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения;

— корректирование — процесс, обеспечивающий исправление отдельных качеств, свойств и отношений руководителя;

— понятие профессионализма директора общеобразовательного учреждения достаточно емкое, так как включает общую характеристику требований, сформулированных в профессиограмме — специфичной эталонной модели.

Мы принимаем следующую позицию: профессионализм деятельности руководителя состоит из 4 основных блоков: знания по психологии, педагогике, теорий управления (квалификация) — управленческие умения (специальная компетенция): информационно-аналитические, планово-прогностические, организационно-побудительные, контрольно-диагностические, регулятивно-коррекционные, исследовательскиеумения обучения (социальная компетенция) — умения самосовершенствования (индивидуальная компетенция). Данный подход основан на понимании сущности управленческой деятельности.

В связи с тем, что каждый директор общеобразовательного учреждения становится профессионалом не сразу, он проходит определенные этапы: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм или псевдопрофессионализм, послепрофессионализм.

Уровни профессионализма директора общеобразовательного учреждения следующие: репродуктивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий, экстраполяционный. Траектория у каждого руководителя индивидуальна. Восхождение к профессионализму — целостный непрерывный процесс становления профессионала — управленца. Центральной идеей является постоянное профессиональное развитие конкретного директора как субъекта деятельности и общения на всем протяжении его трудовой деятельности.

Профессиональная карьера каждого руководителя индивидуальна, в следствие чего этапы, ориентирующиеся на возрастные границы весьма условны в связи с тем, что основная позиция, поведение, трудовой опыт у каждого директора имеет свои особенности.

Важная роль в становлении директора как профессионала принадлежит ослаблению или ликвидации противоречий, выраженных в несовпадении в ряде случаев предметных и социальных эталонов с индивидуальными нормами и критериями, несогласованностью становления разных видов компетентности (специальной, социальной, личностной), рассогласовании темпов развития у отдельных руководителей мотивационной и операционной сферы профессиональной деятельности, разной степенью выраженности процессов развития и компенсации, несогласованности целостного отношения к себе и к труду в себе, неквалифицированном использовании способов профессиональной деятельности, идущим в разрез с запросами общества.

В осуществленном исследовании была предпринята попытка разработки технологии регулирования и корректирования профессионализма правленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения, которая отмечается целенаправленностью взаимодействия внешнего регулирующего воздействия и саморегулирования в общей системе непрерывного образования. При этом устранение отклонений от заданных норм (нормативно-правовых актов, этнокультурных, социальных, моральных норм и традиций) или от естественного хода процесса возможно при условии осуществления комплексного изучения профессиональных знаний и умений и результативности его труда, самоанализа затруднений выявляемого при помощи тестирования, оценки, самооценки, консультирования и программирования, образования и самообразования, аттестации, самоконтроля, отчета и самоотчета. Применяемая технология регулирования и коррекции позволяет скоординировать при наличии необходимой информации усилия самого руководителя и органов управления образования и регионального повышения квалификации работников образования региона. При этом ведущая роль принадлежит саморегулированию и самокоррекции.

Система средств позволяет качественно осуществить процесс регулирования и корректирования, саморегулирования и самокорректирования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения.

Система средств внешнего регулирования и корректирования профессионализма деятельности директора общеобразовательного учреждения включает: диагностику (срезовое исследование профессионально значимых качеств и свойств), оценку (установление степени или уровня профессионализма деятельности), консультирование (оказание помощи совета в профессиональном развитии), непрерывное профессиональное образование (получение и углубление в системе знаний по теории управления, педагогики, психологии, социологии, культурологии и т. д.), аттестацию (итоговое оценивание пригодности и соответствие занимаемой должности) — отчет (анализ достижения целей профессионального развития и управлявмого объекта за отчетный период в ходе аттестации образовательного учреждения).

Саморегулирование профессионализма директора общеобразовательного учреждения представляет сложный процесс самоизучения посредством самоанализа (позволяет вскрыть причинно-следственные связи собственного поведения, поступков, мотивов деятельности, направленной на формирование профессионально значимых качеств и умений) — самооценки (оценки руководителем самого себя, своих возможностей, места среди других людей) — целе-полагания и составления программы саморазвития (выбор стратегии, содержания, этапов и т. д.) — самообразования (связующие звено между различными формами и этапами организованного обучения, приобретение вне учебного заведения в процессе самостоятельной работы) — самоконтроля (контроль самого руководителя за выполнением принятых самообязательств) — самоотчета (отчет перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности).

Полученные в ходе исследования результаты доказывают, что технология является действенным средством регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. -Екатеринбург: «Деловая книга», М.: Изд. центр «АСАДЕМ 1А», 1995.-224 с.
  2. С.Г. Психология в управлении и для управления (Руководителям и подчиненным). Библиотека журнала «Директор школы». Вып. № 5. — 1998. — 159 с.
  3. В.А. Директорский «хлеб»: Занимательно об управлении. -Л.: Лениздат, 1991.-208 с.
  4. А.Г. Управление социалистическим предприятием. М.: Экономика, 1979.
  5. Ю.П. Мастерство воспитателя. М., 1991. — 126 с.
  6. А. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. Новосибирск: «Экор», 1995.-96 с.
  7. Актуальные проблемы повышения квалификации руководителей школ: Методические рекомендации. М.: Прометей, 1993. — 137 с.
  8. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991.
  9. Анализ некоторых аспектов деятельности общеобразовательной школы: Методические рекомендации. Киев, 1987. — 147 с.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  11. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  12. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути реформирования. М.: Экономика, 1991.
  13. Л .И. Личность в динамике- Некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 5. -С. 12−26.
  14. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — Вып. 2. — 198 с.
  15. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  16. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1973. — 392 с.
  17. В.Г. Общество: Системность, познание и управление. М., 1981.-432 с.
  18. В.Г. Человек в системе управления обществом. М.: Политиздат, 1977. — 332 с.
  19. В.Г., Урсул Д. Об эффективности социального управления // Вопросы философии. 1982. — № 11.
  20. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  21. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  22. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе. М., 1982.
  23. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя. Дис. На соискание ученой степени д.п.н.
  24. A.M., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. — 464 с.
  25. Я.М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: Автотс, 1989.-304 с.
  26. А.И. Кибернетика, мышление, жизнь. М.: «Мысль», 1964. -511с.
  27. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., «Прогресс», 1986.-420 с.
  28. Е.С. Директор школы и реформы. Киев: Общество «Знание» УССР, 1988. — 45 с.
  29. Беркин-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб: Питер Пресс, 1997.-286 с.
  30. В. Как добиться успеха в жизни. М., 1992.
  31. М. Молитвенник для шефа. М., 1993.
  32. И.В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  33. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. М.: АО ИНТРА-МАОЗТ, Премьер, 1995. — 204 с.
  34. Большая советская энциклопедия / Под ред. Б. А. Введенского,. 2-ое изд. Изд-во «БСЭ». — Т. 20.
  35. В.И. Управленческая деятельность директора школы: Дидактический аспект. Киев, 1987. — 156 с.
  36. М.К. Наука управления: Новый подход (точка зрения ученого). М.: Знание, 1990. — 64 с. (Новое в жизни, науке технике. Серия «Наука и техника управления, № 3).
  37. Ю.В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория и практика. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  38. С.Г. Учитель о себе и профессии. JL: Знание, 1988.- 32 с.
  39. О.С., Наумов А. И. Менеджемент: Учебник для экономических специальных вузов. М.: Высшая школа, 1994. -224 с.
  40. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
  41. Внутришкольное управление учебно-воспитательным процессом: Методические рекомендации. Л., 1987. — 38 с.
  42. Вопросы внутришкольного управления: Сб. статей. Вып. 1 / Под ред. Н. С. Сунцова. — М.: 1975. — 164 с.
  43. Вопросы теории и практики внутришкольного управления / Под ред. П. В. Худоминского. М., 1984. — 91с.
  44. Т.П. Воспитание и развитие профессиональной саморегуляции учителя в учебном процессе педвуза. Автореферат дис. На соиск. уч. степ, к.п.н. М., 1992.
  45. Г., Малин В. Измерения и оценки педагогических явлений и процессов // Советская педагогика. 1973. — № 12.
  46. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. М.: «Дело», 1994. — 320 с.
  47. Г. Г. Перестройка школы: Проблемы управления. -Казань: Татарское книжное издательство, 1990. 206 с.
  48. Г. Г. Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школой. Казань, 1985. — 106 с.
  49. Г. Г. Совершенствование функций управления общеобразовательной школой в условиях ее реформы. М., 1987. -172 с.
  50. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. -536 с.
  51. Где и как учат управленцев. М.: Знание, 1990. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Наука и техника управления).
  52. Ф. Психология управления: Основные проблемы. М.:. Прогресс, 1982. — 422 с.
  53. И.И. Менеджемент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
  54. А.А., Емшин П. С. Методика оценки деловых и морально-политических качеств руководителя и специалиста социалистического производства. Изд-во Ленинградского университета, 1971 — 37 с.
  55. Н.К., Битинас Г. П. Введение в диагностику воспитания.- М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  56. Л.В. Личностно-ориентированный подход в повышении квалификации работников образования области:. Сб. тезисов докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции работников образования. М., 1993.
  57. Гроув, Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент: Перевод с агл. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. -280 с.
  58. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Организация личностно-ориентированного обучения в системе повышения квалификации: Сб. тезисов докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции. М., 1993.
  59. В.В. Менеджмент: Системные основы. М.: ТОО НПУ «Крылья», 1996. — 216 с.
  60. В. Взвешено, измерено, подсчитано // Директор школы. -1993.-№ 5.-С. 33−39.
  61. Т.М. Рефлексивное управление школой: Теория и практика. М., Белгород, 1995. — 251 с.
  62. Десслер Гари. Управление персоналом: Пер. с англ. М.: «Издательство БИНОМ», 1997. — 423 с.
  63. Егорова-Гантман Е., Минтусов И. Портрет делового человека // Проблемы теории и практики управления. -1992. № 6. -С. 112−115
  64. Ю.Ю. Управленческие ситуации: Анализ и решения. М.: Экономика, 1988. — 191 с.
  65. Женщина начальник. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. -512 с.
  66. Журавлев A. J1. Стиль руководства по управлению социально-психологическим климатом производственного коллектива //Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. М., 1979.
  67. A.JI. Социально-психологические основы опосредованных методов руководства // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
  68. Ю.Л. Пути демократизации внутришкольного управления. Авт. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. М., 1988 -16.
  69. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: МП «Новая школа», 1992.
  70. М.Г. Организация труда директора школы. М.: Просвещение, 1971. — 176 с.
  71. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1992. — 114 с.
  72. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 6. -С. 35−45.
  73. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
  74. Изучение управленческой деятельности руководителей современной школы: Методические рекомендации для слушателей ФППК ОНО. М., 1985. — 64 с.
  75. Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал 1995. — Т. 16. — № 2. — С. 27−41.
  76. Инспектирование управленческой деятельности руководителей школы: Методические рекомендации. М., 1987. — 77 с.
  77. Проблемы непрерывного образования взрослых: Информационный бюллетень. СПб — Новгород — Псков. — 1994. — № 1. -42 с.
  78. Как добиться успеха: Практ. советы деловым людям / Под общей ред. В. Е. Хруцкого. М.: Республика, 1992. — 510 с.
  79. В., Новак Т. Сам себе авторитет: Пер. с чеш. СПб: Питер, 1995.- 160 с.
  80. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В. П. Зинченко и Ю. М. Жукова. Л.: Лениздат, 1991.-708 с.
  81. В.А. Управление малокомплектной школой: опыт, проблемы, поиск, рекомендации: Пособие для руководителей школ, инспекторов и методистов. Калуга: ИУУ, 1993. — 108 с.
  82. Е.А. Психология профессионализма. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  83. Книга директора школы: Методические рекомендации по организации управленческой деятельности руководителя школы /В.Н.Селюкова, Ю. С. Нишегородцев, В. И. Никулина и др. 3-е изд., испр. и доп. — Белгород: Изд-во БОИУУ, 1994. — 128 с.
  84. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий /Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. -Л.: Лениздат, 1987. 144 с.
  85. Е.И. Женщина руководитель. — М., 1985.
  86. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
  87. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Челябинск, 1986.
  88. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М., 1986.
  89. Ю.А. Концепция проблемно-функционального управления. Управление школой: проблемы, опыт, перспективы. -. Екатеринбург, 1992.
  90. Ю.А. Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления. М., 1983.
  91. Ю.А. Проблема внутришкольного управления. -Челябинск, 1989.
  92. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1992. -135 с.
  93. Ю.А. Интенсификация управления общеобразовательной школой: Психолого-педагогический аспект. Челябинск, 1988.- 140 с.
  94. Ю.А. О некоторых проблемах управления школой // Советская педагогика. 1985. — № 2. — С. 50−53.
  95. Ю.А. Совершенствование функций внутри-школьного управления. Челябинск, 1988. — 133 с.
  96. И.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. — № 5.
  97. О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 5−13.
  98. Концепция непрерывного образования // Народное образование. -1989. -№ 10.
  99. В.Г. Система работы роно по повышению профессионально-педагогического мастерства директора школы. Дис. на соиск. уч. степ. к. п. н., 1987 287.
  100. Ю. Формирование личности руководителя нового типа // Проблемы теории и практики управления. 1992. — № 6. -С. 120−124.
  101. Критерии оценки качества и эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1987. — 44 с.
  102. В.Ю. Совершенствование управленческих знаний как фактор повышения эффективности работы директора общеобразовательной школы: Автор. JL, 1980. — 23 с.
  103. В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования. Авт-т дисс. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. Спб, 1993.-36 с.
  104. В.Ю. Совершенствование управленческих знаний как фактор повышения эффективности работы директора общеобразовательной школы. Автореферат, дисс. на соискание ученой степени к. п. н. JL, 1980. — 23 с.
  105. Кричевский P. J1. Если вы руководитель. М.: Дело, 1996. -384 с.
  106. Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL: ЛГУ, 1967.- 183 с.
  107. Т.А., Мамедов В. Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  108. В. Ваш психологический портрет. СПб: Питер Пресс, 1996. — 144 с.
  109. Г., О’Даннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. ВГт. М.: Прогресс, 1981.
  110. Т.М. Управление школой: Задачи и деловые игры. -. Минск: Нар. Асвета, 1988. 172 с.
  111. Н.В. Директор учится: Обратная связь в пед. системе. -Минск.: Университетское, 1989. 159 с.
  112. ПЗ.Куценко В. Г. О сущности профессионального мастерства педагога: Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки. Полтава, 1985. — 174 с.
  113. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М., 1993.
  114. О.Т., Канаковская А. Р. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. директора экон. наук, проф. О. Т. Лебедева. 2-е изд., доп. — Дизайн обл. А. С. Андреев. — СПб: «МиМ», 1997. — 192 с.
  115. В .И. Полн. собр. соч. Т. 40. — 215 е., т. 45. — 406 е., т. 54. — 447 с.
  116. А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  117. Леннарт Ваара, Ларс-Эрик Линдхольм. Менеджмент для руководителей в странах с экономикой переходного типа. Рига, 1996.-240 с.
  118. Личность. Карьера. Успех. СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996. — 608 с.
  119. А.Л. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989. — 172 с.
  120. А.С. Соч. Т. 5. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -С. 251−276.
  121. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. -307 с.
  122. К. Собр. Соч. Т. 4., ч. 1. — 484 с.
  123. С.Ф. Профессионалы в управлении. Л., 1990. -144 с.
  124. И.П. Какой руководитель нам нужен? М., 1993. -175 с.
  125. В.И. Содержание и структура функции директора школы // Вопросы теории и практики внутришкольного управления: Сб. научных трудов. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1984. -С. 61−67.
  126. В.И. Система функциональных знаний и умений директора общеобразовательной школы: Дис. на соиск. уч. степ, к.п.н.-Киев, 1979.-206 с.
  127. В.И. Теория и методика педагогического руководства непрерывным повышением компетентности директора школы: Автореферат дис. на соиск. уч. степ, доктора пед. наук. Киев, 1991.-48 с.
  128. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Личностно-ориентированное обучение в системе повышения квалификации работников образования». Л.: МО РФ, РИПКРО, 1993.
  129. Менеджмент в управлении школой /Под ред. Т. И. Шамовой. -М., 1992.-231 с.
  130. Менеджмент организации: Учебное пособие / З. П. Румянцева, И. А. Соломатин, Р. З. Акбердин и др. М.: ИНФРА, 1996. — 432 с.
  131. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1992.-702 с.
  132. Модульно-уровневая подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих кадров образования / Научные редакторы Т. И. Шамова, П. К. Одинцов: Учебное пособие. -Москва-Барнаул: Изд-во. БГПУ, 1997. 120 с.
  133. Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 85−91.
  134. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  135. Й., Воутилайнен Э. Время руководителя: Эффективность использования: сокр. пер. с фин. М., 1988. -192 с.
  136. A.M. Профессиональное образование в регионе // Профессионал. 1993. — № 7−8.
  137. Новое в подготовке руководителей. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  138. С.И. Словарь русского языка.
  139. Ю. Личность руководителя и стиль управления // Человек и труд. -1992. № 8−12. — С. 90−92.
  140. A.M. Руководитель: Размышления о стиле управления. -М.: Политиздат, 1987.
  141. Организация и методика производственно-экономической учебы: Методическое пособие для организаторов и преподавателей производственно-экономического обучения кадров / Рук. авт. кол. В. Н. Суслов. М.: Высшая школа, 1991. -192 с.
  142. А.А. Опыт исследования затруднений и в управленческой деятельности директора школы П Советская педагогика. -1982. № 10. — С. 66−69.
  143. А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5−19.
  144. Основы внутришкольного управления / Под ред. П.В. Худо-минского. М.: Педагогика, 1987. — 168 с.
  145. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом: Пособие для работников органов управления образованием и образовательных учреждений / Под ред. канд. пед. наук Ю. С. Алферова и чл.-корр. РАО, доктор психолог, наук В. С. Лазарева. М.: 1997. — 144 с.
  146. Оценка работников управления / Под ред. Г. Х. Попова. М., 1976.-С. 185−221.
  147. А.Ю. Управленческое общение: Практические советы. М.: Экономика, 1990. — 112 с.
  148. Паркинсон С. Норкот, Рустомджи М. К. Искусство управления: Пер. с англ. СПб: Лениздат, 1992. — 143 с.
  149. С.Н. Законы Паркинсона. М., 1990.
  150. .Д. Социально-психологический климат коллектива. -Л., 1981.
  151. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. -Минск, 1978.
  152. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1966.-Т. 3.-287 с.
  153. В.М. Региональное образование: Организация, управление развитием. Тула: Приокское книжное изд-во, 1994. -286 с.
  154. Д.С., Фаткин J1.B. Трудовой коллектив в условиях самоуправления. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  155. B.C. Теоретические основы управления: Школоведческий аспект. М.: Высшая школа, 1990. — 175 с.
  156. С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. — № 2. -С. 3−10.
  157. Питер Э.Лэнд. Менеджмент искусство управлять: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1995.- 144 с.
  158. В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991. — 192 с.
  159. Л.Е. Обучение учителей самоанализу педагогической деятельности как составная часть системы внутришкольного управления. Автореферат, дис. канд.пед.наук. М., 1983. — 17 с.
  160. Познай себя и других: Сборник методик. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО, «МОДЭК», 1995.- 128 с.
  161. О.Д. Взаимосвязь курсовой подготовки и самообразования директоров общеобразовательных школ в системе повышения квалификации. Дис. канд. пед. наук. Л., 1990.-211 с.
  162. Г. Х. Эффективное управление. М.: Экономика, 1985. -336 с.
  163. М.Л., Худоминский П. В. Об оценке деятельности директора школы // Народное образование. 1990. — 122 с.
  164. М.Л. Труд руководителя школы. М., 1983. — 143 с.
  165. М.Л., Худоминский П. В. Об оценке деятельности директора школы // Народное образование. 1979. — № 4. -С. 45−51.
  166. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / Под ред. Е. П. Тонконогой. М.: Педагогика, 1987.- 168 с.
  167. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996. — 400 с.
  168. Региональная актеологическая служба в системе образования:. Материалы для работников образования. СПб, 1995. — 141 с.
  169. В.П. Особенности работы районо с руководящими кадрами сельских школ в условиях реализации школьной реформы. Автореферат на соискание ученой степени канд.пед.наук, АПН СССР НИИ общ .пед. М., 1987. — 18 с.
  170. Н.А. Регулирование в системе внутришкольного управления. Дис. На соиск. уч. степ, к.п.н. М.
  171. Т.К. Регулятивно-коррекционная деятельность руководителя школы в управлении инновационными процессами. Дис. на соискание ученой степени канд.пед.наук. — М., 1998. -224 с.
  172. Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.
  173. Руководство вечерней школой и контроль / Е. П. Тонконогая, С. Г. Вершловский, В. Ю. Кричевский и др.- Под ред. Е. П. Тонконогой. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  174. Т., Вонтилайнен Э., Поренне, Ниссинен И. Управление по результатам. М., 1988, 1993.
  175. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. 48 с.
  176. Г. Взгляд на проблему // Народное образование. 1998, № 9. — С. 27−32.
  177. Г. Типы директоров школ в современном российском социуме // Народное образование. 1998. — № 4. — С. 90−93.
  178. Г. Б. Основы технологии коррекции педагогической деятельности преподавателя: Автореф. дис.. д.п.н. Л., 1988. -32 с.
  179. В.А., Подымова Д. Л. Педагогика: Инновационная деятельность. М., ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 308 с.
  180. В.А. Доминанта деятельности // Народное образование. 1998. — № 9. — С. 41−42.
  181. В.А. Подготовка педагогических кадров: Опыт, проблемы, перспективы // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1981. — 11 с.
  182. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с.
  183. Словарь русского языка. М., 1958.
  184. Совершенствование управленческой деятельности руководителя школы. М.: МГПИ, 1983. — 118 с.
  185. А.Г. Теория и практика управления средним профтехучилищем. М., 1988. — 153 с.
  186. .А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М., 1993.
  187. Социально-педагогические проблемы диагностики повышения квалификации и переподготовки специалистов: Сборник научных трудов / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб, 1993. — 148 с.
  188. Стиль работы и образ жизни руководителя: Анализ, проблемы, рекомендации. Сокр. пер. с нем. / Рук. авт. колл. К.Ладензак. М.: Экономика, 1985. — 280 с.
  189. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. -284 с.
  190. Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
  191. В.А. Разговор с молодым директором школы. -М.: Просвещение, 1973. 204 с.
  192. П.С. Управление без тайн. Симферополь: «Таврида», 1993.-480 с.
  193. Теория и практика управления учреждениями просвещения: Сб. научных трудов. 1987. — 82 с.
  194. С.П., Алферов Ю. С. Управление школой в федеративном государстве. М.: АПП ЦИТП, 1992. (Библиотечка «Современная школа: проблемы руководства»), — 56 с.
  195. Толковый словарь по управлению / Сост. С. Н. Петрова. М.: «Алане», 1994. — 252 с.
  196. Е.П. Моделирование содержания образования руководящих педагогических кадров общеобразовательной школы в системе повышения квалификации: Методические рекомендации. (Серия «Управление образованием». Вып. 4. — Псков, 1996.
  197. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика, 1991. — 188 с.
  198. Три вида вознаграждения за труд // Директор школы. 1993. -№ 5. — С. 8, 9.
  199. Г. М. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя общеобразовательной школы. Автореф. Дис. .к.п.н. М., 1986. — 16 с.
  200. Тюрнуу J1.A. Проблемные задачи для руководителей школ. -Таллин, 1979.
  201. Управление народным образованием в районе (городе). М., 1981.- 192 с.
  202. Управленческое консультирование: В 2-х т: Пер. с англ. М.: «СП Интерэскперт», 1992. — 350 с.
  203. Управление в образовании: проблемы и подходы: Практическое руководство. М.: Сентябрь, 1995. — 336 с.
  204. Управление развитием школы: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  205. Управление современной школой / Под ред. М. М. Поташника. -М., 1992.- 167 с.
  206. Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М.: АКАЛИС, 1996. — 206 с.
  207. К. Техника организации командной работы // Директор школы. 1995. — № 3.
  208. К. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М.: Сентябрь, 1995. -128 с.
  209. З.К. От отрицания до вовлеченности. Модель поведения администратора, внедряющего инновации // Директор школы. 1996.-№ 5.-С. 3−7.
  210. Философский словарь // Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. — М., 1991.
  211. П. Новичок в кресле шефа: Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1995. — 192 с.
  212. Нестандартные ситуации: практикум для руководителей. М.: Экономика, 1992. — 206 с.
  213. И.Ф. Саморазвитие личности и воспитания // Сов. Педагогика. 1990. — № 12. — С. 30.
  214. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Сов. Педагогика. 1992. — № 7−8. — С.11−15.
  215. С.Е. Директор школы. М., 1979.
  216. Хрестоматия по инженерной психологии / Сост.: Б. А. Дутков,
  217. B.Ф.Ломов, Б.А.Смирнов- под ред. Б. А. Дуткова: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 287 с.
  218. Т. Начнем с познания себя. К вопросу о саморегуляции педагогов и руководителей школ // Директор школы. 1997. -№ 6.-С. 11−19.
  219. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. — № 3.1. C. 116−133.
  220. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990.-208 с.
  221. И.К. Программно-целевая психология управления: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Барнаул: БГПУ. — 1998. -185 с.
  222. Т.И., Нефедова К. А. Совершенствование методов и форм внутришкольного управления // Сов. педагогика. 1998. -№ 2.
  223. Т.Н. Актуальные проблемы совершенствования управления народным образованием // Советская педагогика. -1985. -№ 3. С. 72−79.
  224. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПН ЦИТН, 1992. — 65 с.
  225. Т.И., Ахлестин К. Н. Профессиограмма директора общеобразовательной школы. М., 1988. — 66 с.
  226. Т.И., Загуменов Ю. М. Развитие демократических основ в управлении школой // Сов. педагогика. 1986. — № 12.
  227. Т.И., Чекмарева Т. К. Инспектирование управленческой деятельности руководителей школы: Методические рекомендации. М.: МГПИ, 1987. — 78 с.
  228. В.Д. Системный подход к изучению деятельности // Хрестоматия по инженерной психологии / Сост. Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, Б.А.Смирнов- под ред. Б. А. Душкова. Учеб. пособие. -М.: Высшая школа, 1991. — 287 с.
  229. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. -М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Прогресс Интер», 1993.-240 с.
  230. А.Е. Работа отделов народного образования по управлению школами: Организационно-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1981.-208 с.
  231. А.И. Тесты для делового человека и для всех. -Пермь: Алгос-Пресс, 1995. 197 с.
  232. В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. -Минск: Амалфея, 1996. — 288 с.
  233. В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: (Искусство менеджера) 2-е изд., доп. — Минск: Амалфея, 1996. -368 с.
  234. В.М. Стимулирование труда (психологический аспект). М.: Экономика, 1969. — 88 с.
  235. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967. — 197 с.
  236. Г. Руководить сообразно ситуации. М.: АА «Интерэскперт», 1994. — 160 с.
  237. Н.А., Сосновский А. И., Кулиев С. Н. Критерии оценки деятельности учителя. Красноярск: Кн. изд-во, 1991. — 80 с.
  238. Н.Н. Преуспевать с радостью / Н.Энкельманн. Молитвенник для шефа: Пер. с нем. / М. Биркенбим М.: СП «Интерэксперт" — Экономика, 1993. — 395 с.
  239. Р.К. и др. Управленческое консультирование: Теория и практика. М.: Экономика, 1986. — 239 с.
  240. Л. Карьера менеджера: (Деловой бестселлер): Пер. с англ. Р. И. Столпер. Минск: «Парадокс», 1996. — 432 с.
  241. Е.А. Эта «скучная» наука управления. М., 1992. — 60 с.
  242. Я, ты, мы в зеркале познания: Сборник методик. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.-96 с.
  243. В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В. И. Папова. М.: Мол. Гвардия, 1997. — 176 с.
  244. Mitchell T.R. People in Organizations: Undestanding Their Berhavior. Mac Gravw-Hill, 1978.
  245. Maslow A.N. Motivation and Personality. Harper and Row, 1970.
  246. Mersey P., Blanchard K. Management of Organizational Behavior: Prentice Hall, 1988.
  247. Mintzberg H. The manager’s job folklore and fact // Harvard business zeview. 1975. V. 53.
  248. Shaw M.E. Group dynamics the psychology of small group behavior. N.Y., 1971.
  249. Stogdlill R.M. Handbook of leadershikN.Y., 1974.
  250. Calawe J. de, Petry M.W. Schooldevelopment: Models and Change. Acco Jewen / Amersfoort. 1988.
  251. Drucker P. People and Performance: The Best of Peter Drucker on Management. New York: Harper and Row, 1997.1. АНКЕТАобследования степени удовлетворенности профессией и результатами своего труда
  252. Оцените, пожалуйста, в 4-х балльной шкале степень удовлетворенности профессией и результатами своего труда. «4» удовлетворен полностью «3» — скорее удовлетворен, чем нет «2» — скорее не удовлетворен, чем удовлетворен «1» — не удовлетворенп/п Баллы
  253. Удовлетворенность профессией.
  254. Удовлетворенность положением в обществе.
  255. Удовлетворенность условиями труда.
  256. Удовлетворенность организацией труда в коллективе.
  257. Удовлетворенность организацией своего труда.
  258. Удовлетворенность оплатой труда, решением социальных проблем.
  259. Удовлетворенность социально-психологическимиотношениями в коллективе.
  260. Удовлетворенность режимом работы.
  261. Удовлетворенность возможностями повышенияквалификации.
  262. Удовлетворенность профессиональным ростом, продвижением по службе.
  263. И Удовлетворенность результатами работы.1. АНКЕТАпо выявлению наиболее значимых потребностей директора общеобразовательного учреждения
  264. Поставьте в таблице ранг (от 1 до 4), соответствующий характеристики по ее важности. Наиболее значимой потребности присвойте наивысший балл (4), а наименее важной наименьший балл (1).п/п Потребности Балл
  265. Приобретение новых знаний.2 Признание окружающих.
  266. Стремление к участию в совместных действиях.4 Достижение цели.
  267. Более полное использование знаний, способностей.
  268. Стремление контролировать других, оказыватьвлияние.
  269. Желание брать ответственность за действия и поведение.
  270. Продвижение по служебной лестнице. Возможность профессионального роста.
  271. Улучшение материального положения (более высокая заработная плата).
  272. Комфортность условий работы.
  273. Желание самосовершенствования и саморазвития.
  274. Возможность проявить свободу действий.13 Широта деловых контактов.
  275. АНКЕТА факторы, помогающие процессу самосовершенствования*
  276. Обведите соответствующую цифру против каждого пункта.
  277. Искренность и честность при решении проблем, вызывающих различное 5 4 3 2 1 0 мнение
  278. Определенность обязанностей 5 4 3 2 1 0
  279. Атмосфера дружелюбия в вашем от- 5 4 3 2 1 0 деле
  280. Реакция вашего руководства на сделанную вами ошибку 5 4 3 2 1 0
  281. Степень открытости и доверия междувами и подчиненными 5 4 3 2 1 0
  282. Степень откровенности выражениявами своих идей 5 4 3 2 1 0
  283. Атмосфера дружелюбия во всей орга- 5 4 3 2 1 0низации
  284. Степень открытости выражения вамисвоих чувств 5 4 3 2 1 0
  285. Степень открытости и доверия междувами и вашим начальником 5 4 3 2 1 0
  286. Реакция ваших подчиненных на сделанную вами ошибку 5 4 3 2 1 0
  287. Степень свободы принятия вами ре- 5 4 3 2 1 0 шений
  288. Степень возможности действовать вопреки существующим обычаям 5 4 3 2 1 0
  289. Отношение руководства к вашим идеям, взглядам и мнениям 5 4 3 2 1 0
  290. Степень использования вашим руководством своего положения для при- 5 4 3 2 1 0 нятия решений
  291. Реакция вашего начальства на возникновение у вас трудностей или 5 4 3 2 1 0 проблем
  292. Реакция лиц, занимающих одинаковое с вами служебное положение, наошибку, совершенную вами 5 4 3 2 1 0
  293. Степень открытости и доверия между вами и лицами, занимающими одинаковое с вами служебное положение 5 4 3 2 1 0
  294. Реакция ваших подчиненных на сообщение о ваших трудностях или 5 4 3 2 1 0проблемах
  295. Степень вашей способности обращаться за помощью к другим людям 5 4 3 2 1 0
  296. Реакция лиц, занимающих одинаковое с вами служебное положение, на сообщение о ваших трудностях или 5 4 3 2 1 0 проблемах
  297. Метод распределения заданий 5 4 3 2 1 0
  298. Метод поощрения или порицания, применяемый к вам 5 4 3 2 1 0
  299. Обстановка, в которой происходятиспытания новых методов работы 5 4 3 2 1 0
  300. Способность вашего руководства поддерживать дружеские и плодотворные отношения с людьми 5 4 3 2 1 0
  301. Качество информации, которую выполучаете от руководства 5 4 3 2 1 0
  302. Степень соответствия принятых решений текущим нуждам 5 4 3 2 1 0
  303. Степень принятия решений в соответствии с пожеланиями влиятельных 5 4 3 2 1 0 лиц
  304. Степень принятия решений в соответствии с принятыми правилами, процедурами, графиками 5 4 3 2 10
  305. Степень принятия решений в соответствии с потребностями самосовершенствования большого числа людей 5 4 3 2 1 0
  306. Степень информированности об эффективности деятельности вашей ор- 5 4 3 2 1 0 ганизации
  307. Качество неформальных встреч, в которых вы участвуете 5 4 3 2 1 0
  308. Качество формальных встреч, в которых вы участвовали 5 4 3 2 1 0
  309. Степень понимания вашим руководством вашей значимости для органи- 5 4 3 2 1 0 зации
  310. Степень понимания вашими подчиненными вашей значимости для орга- 5 4 3 2 1 0 низации
  311. Степень понимания лицами, занимающими одинаковое с вами служебное положение, вашей значимости для 5 4 3 2 1 0 организации1. Подсчет очков в анкетах
  312. Вы можете либо суммировать очки различных респондентов, относящиеся к каждому вопросу, либо произвести следующие расчеты:
  313. Индекс факторов, способствующих развитию личности
  314. Число респондентов, отметивших цифры 5 или 4
  315. Число респондентов, отметивших цифры 5, 4, 3, 2 или 1
  316. Индекс факторов, затрудняющих развитие личности
  317. Число респондентов, отметивших цифры 1 или 2
  318. Число респондентов, отметивших цифры 5, 4, 3, 2 или 1
  319. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. Москва, ИНФРА-М-ПРЕМЬЕР, 1995.
  320. АНКЕТА обследования профессионализма директора общеобразовательного учреждения
  321. Уровень здоровья учащихся.
  322. Уровень содержания образования.
  323. Уровень состояния воспитательной работы.
  324. Результативность обучения.
  325. Уровень воспитанности учащихся.
  326. Уровень готовности учащихся к продолжению образования и труду
  327. Уровень готовности к жизни в семье и обществе.
  328. Удовлетворение образовательных потребностей учащихся.
  329. Уровень обеспеченности педкадрами.
  330. Уровень профессионального мастерства педагогического коллектива.
  331. Удовлетворенность аттестацией педагогических кадров.
  332. Уровень состояния материальной базы.
  333. Уровень информационного обеспечения.
  334. Уровень педагогического анализа.
  335. Уровень планирования работы школы.
  336. Уровень принятия управленческих решений.
  337. Уровень организации выполнения намеченного.1. уровень внутришкольного контроля.2. уровень методической работы.
  338. Уровень работы Совета школы (если Совет не создан, поставить прочерк).
Заполнить форму текущей работой