Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Возрастные периоды и стадии становления личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Периоды делятся на стадии становления — относительно самостоятельные ступени развития личности. Стадии отличаются личностно-образующими потребностями и ведущей деятельностью. Переход от одной стадии к другой сопровождается изменениями в структуре потребностей, сменой или перестройкой ведущей деятельности, что порождает нормативные кризисы становления личности. Онтогенез личности целесообразно… Читать ещё >

Возрастные периоды и стадии становления личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все виды периодизации соотносятся с различными возрастами — годами жизни человека. Анализ работ по проблеме периодизации становления личности Б. Г. Ананьева, Б. С. Братуся, Л. С. Выготского, М. В. Гамезо, В. С. Герасимовой, Гиппократа, Г. Г. Гореловой, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой, В. Ф. Моргуна, Л. М. Орловой, А. В. Петровского, Пифагора, Ю. П. Поваренкова, Л. Д. Столяренко, Дж. Сьюпера, Н. Ю. Ткачевой, 3. Фрейда, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона и других позволяет сделать выводы.

  • 1. Попытки найти единый критерий для периодизации всего онтогенеза человека пока не увенчались успехом. Классификация осуществляется по разным критериям: педагогическим, психофизиологическим, психосексуальным, психологическим и социально-психологическим.
  • 2. Разнообразие траекторий индивидуального развития личности (особенно во взрослом периоде жизни) исключает выделение универсальных критериев периодизации: для одной группы людей определяющим фактором является социальная ситуация развития (система общественных, семейных и профессиональных отношений), для другой — профессиональная деятельность и уровни интеграции в профессиональные сообщества, для третьей — психолого-педагогические новообразования. В течение жизни эти факторы могут меняться, порождая огромное количество вариантов становления личности.
  • 3. Онтогенез личности целесообразно дифференцировать в зависимости от общественной организации жизнедеятельности людей в конкретных социально-экономических условиях. Периоды становления личности определяются системой доминирующих социальных отношений, связей в относительно стабильной социальной среде.
  • 4. В онтогенезе можно выделить пять таких периодов, объединенных общей социальной ситуацией развития (см. табл. 4).
  • 5. Периоды делятся на стадии становления — относительно самостоятельные ступени развития личности. Стадии отличаются личностно-образующими потребностями и ведущей деятельностью. Переход от одной стадии к другой сопровождается изменениями в структуре потребностей, сменой или перестройкой ведущей деятельности, что порождает нормативные кризисы становления личности.

Таблица 4

Возрастные периоды и стадии становления личности.

Период

Стадии

Дошкольное детство (0—6 лет).

Младенчество (0—1 год).

Ранее детство (1—3 года).

Дошкольный возраст (3—6 лет).

Школьный возраст (7—17 лет).

Младший школьный возраст (7—10 лет).

Подростковый возраст (11—14 лет).

Ранняя юность (15—17 лет).

Ранняя взрослость.

Юность (18—23 года).

Взрослость (24—60 лет).

Молодость (24—27 лет).

Зрелость (28—60 лет).

Старость (60 лет и более).

Пожилой возраст (60—75 лет).

Старчество (76—90 лет).

Долгожительство (более 90 лет).

Стадии становления креативной личности

Результаты исследований Р. Альберта, К. Бери, С. Д. Бирюкова, Д. Б. Богоявленской, Дж. Гилфорда, Н. М. Гнатко, Е. Л. Григоренко, В. Д. Дружинина, Л. Колберга, Е. А. Корсунского, Б. И. Кочубея, Д. Манфилда, А. М. Матюшкина, М. Рунко, Д. Саймонтона, Е. В. Субботского, Э. П. Торренса, В. И. Тютюнника, Н. В. Хазратовой, Д. Б. Эльконина и других позволяют выявить три основные стадии становления креативной личности: потенциальную, первичную, общую и специализированную креативность (табл. 5).

Таблица 5

Стадии становления креативной личности.

Стадии

Потенциальная креативность.

Креативность додеятельностная, характеризующая врожденные предпосылки креативности индивида с точки зрения его готовности к приобретению актуальной креативности, к проявлению творческой активности.

«Первичная».

(«общая»).

креативность.

Общая способность к творчеству, развивающаяся у детей до 6—7 лет. Развитие «первичной» креативности осуществляется как развитие общей творческой способности, не специализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период этого этапа наступает в 3—5 лет.

Окончание табл. 5

Стадии

«Специализированная».

креативность.

Способность к творчеству в определенной сфере человеческой деятельности, развивается на основе общей креативности под влиянием опыта профессионально-творческой деятельности.

В нашем случае дифференциация онтогенеза человека детерминирована условиями становления его креативной личности в процессе непрерывного образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой