Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования: На примере Республики Башкортостан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, выдвинутая нами в данном исследовании гипотеза получила свое подтверждение. Однако, диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов совершенствования системы дополнительного образования детей и молодежи в условиях конкретного региона. Исследования и изыскания в этой области должны быть продолжены и углублены. Так актуальными представляются вопросы, посвященные специфике… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы реализации образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования
    • 1. 1. Становление и развитие системы дополнительного образования детей и молодежи
    • 1. 2. Сущность и особенности системы дополнительного образования детей и молодежи
    • 1. 3. Модель реализации образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования
  • Выводы по первой главе 7
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования
    • 2. 1. Содержание опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Педагогические условия реализации образователь- 96−137 ных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования
  • Выводы по второй главе 1

Реализация образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования: На примере Республики Башкортостан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В связи с глубокими изменениями в сфере законодательного, социально-экономического и идеологического пространства Российской Федерации возникла необходимость реформирования системы образования. В настоящее время образовательная сфера переживает кардинальные изменения в процессуальной и содержательной областях, которые связаны с современными общественными процессами децентрализации и гуманизации.

Реорганизация произошла и в сфере внешкольного образования, которое было реформировано в систему дополнительного образования, что нашло отражение в Законе «Об образовании» Российской Федерации 1992 года.

С изменением статуса дополнительное образование стало рассматриваться как равноценное по отношению к основному образованию.

Социально-педагогическая ценность дополнительного образования заключается в его многогранном влиянии на развитие творческих сил личности в достижении ближних и дальних перспектив профессионального развития личности, своевременном выявлении индивидуальных возможностей и потенций человека, формировании опыта мобильности при включении в разнообразные новые виды деятельности, варьировании и изменении сложившихся способов деятельности при необходимости переориентации.

Реформирование системы образования привело к повышению роли и значимости регионального фактора, что является естественным следствием повышения социально-экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации и необходимостью последовательной ориентации деятельности учреждений дополнительного образования на нужды и запросы населения региона, на территории которого они находятся.

Проблема регионализации системы образования рассматривается в трудах П. Р. Атутова, М. М. Бадаева, Ю. Н. Петрова, В. М. Петровичева, Л. Г. Старкова, В. В. Тарасова и др.

Изучение возможностей деятельности учреждений дополнительного образования обусловило обращение к педагогическому наследию таких педагогов-классиков как: П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий и др. Изучению истории возникновения и развития системы дополнительного образования посвящены работы А. Бруднова, И. А. Вербы, В. П. Вахтерова, В. А. Горского и др.

В исследованиях В. В. Абрауховой, Л. Н. Буйловой, Б. З. Вульфова, Н. П. Гнатюк, Н. Корнеевой, И. Н. Михайловой, М. М. Поташника, Е.В. Сердин-цевой, Т. И. Сущенко, О. Толченова, Л. Б. Фоминой, И. В. Шинкевич рассматриваются педагогические факторы, влияющие на систему дополнительного образования.

В работах JI.M. Андрюхиной, В. А. Березиной, В. Г. Бочаровой, А.Я. Жур-кина, М. Б. Коваль, Е. В. Леоновой, Л. В. Цветковой рассматриваются возможности учреждений дополнительного образования в развитии творческого потенциала учащихся.

Проблемы интеграции общего и дополнительного образования освещены в научных работах Л. К. Балясной, В. В. Беловой, Е. Б. Евладовой, В-С. А. Мико-люнене, Т. И. Назаренко, М. О. Чекова, А. И. Щетинской.

Вопросы профессионального самоопределения учащихся в системе дополнительного образования изучаются Л. П. Буевой, Л. И. Кочуковой, С.В. Сальце-вой, Г. И. Сафаровой, М. А. Углицкой и др.

Анализ философской, психологической и педагогической литературы, а также практика убеждают нас в том, что в настоящее время накоплен значительный материал по изучаемой проблеме. Вместе с тем вопросы реализации дополнительного образования детей и молодежи в условиях определенного региона остались вне сферы исследований.

Таким образом, существует противоречие между объективной необходимостью расширения дополнительного образования детей и молодежи с учетом регионального компонента и недостаточным осмыслением педагогических условий эффективной организации данного процесса.

С учетом этого противоречия нами была сформулирована проблема исследования: при каких условиях процесс реализации образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования будет наиболее эффективным. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объектом исследования является система дополнительного образования детей и молодежи.

Предметом исследования выступает процесс реализации образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования.

Анализ научной литературы и изучение педагогической реальности позволили положить в основу исследования следующую гипотезу: процесс реализации образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования будет эффективным, если: содержание деятельности учреждения дополнительного образования организуется с учетом потребностей региона и субъектов образовательного процессаразработан и реализуется комплекс дополнительных образовательных программ для детей и молодеживедется работа по совершенствованию системы управления учреждением дополнительного образования детей и молодежисоздается комфортная психолого-педагогическая среда для учащихсяв учреждении дополнительного образования существуют различные объединения учащихся.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить становление и развитие системы дополнительного образования детей и молодежи.

2. Раскрыть сущность и уточнить особенности функционирования системы дополнительного образования детей и молодежи.

3. Разработать модель реализации образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования.

4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, наиболее эффективно обеспечивающие реализацию образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования.

Методологическую основу исследования составляют основные положения теорий системного подхода (В .Г. Афанасьев, JI. Берталанфи, Г. П. Щедровицкий и др.), системно-целостного подхода к организации педагогического процесса на основе его моделирования (В.П. Беспалько, Б. С. Гершунекий, Н. Н. Нечаев и др.), деятельностного подхода, основу которого составляет теория деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), личностно-ориентированного подхода в системе дополнительного образования (В.И. Андреев, О. С. Газман, В. А. Горский, В. В. Сериков, Ю. В. Сенько и др.), технологического подхода как способа реализации содержания обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей (В.П. Беспалько, Т. В. Ляшко и др.).

Для решения поставленных задач, проверки высказанной гипотезы нами использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение состояния педагогической практики, наблюдение, анкетирование, опрос, моделирование процессов, эксперимент, анализ опыта профессиональной деятельности диссертанта и др.

Базой исследования послужили Центр непрерывного образования Стерли-тамакского государственного педагогического института, Стерлитамакский филиал Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова, а также учреждения дополнительного образования г. Стерлитамака. Было охвачено 860 человек: учащиеся, их родители, педагоги и сотрудники.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1999 — 2000) происходило изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме. Были определены методологические и теоретические основы исследования, методы его проведения, цель, объект и предмет, разработана гипотеза, составлена программа опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2000 — 2001) посвящен теоретическому анализу, уточнению и корректировке гипотезы и понятийного аппарата, обоснованию комплекса организационно-педагогических условий, проведению констатирующего этапа эксперимента.

На третьем этапе (2001 — 2004) был организован формирующий этап эксперимента, определился комплекс организационно-педагогических условий. Были отработаны и уточнены теоретико-экспериментальные выводы, обобщены и систематизированы материалы исследования, проанализированы полученные данные, оформлен эксперимент.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: разработана модель реализации образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образованияразработаны критерии эффективной реализации дополнительных образовательных программ — личностный, деятельностный, организационно-управленческий, профессионально-методическийвыявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит вклад в разработку теории и методики дополнительного образования детей и молодежи. В нем дается обоснование основных этапов становления и развития дополнительного образования детей и молодежи в Республике Башкортостан. Полученные результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблем, направленных на совершенствование содержания дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса в учреждениях основного и дополнительного образования, для оказания научно-методической помощи педагогам и руководителям учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Разработанная модель реализации образовательных программ и критерии определения эффективности процесса дополнительного образования могут быть успешно использованы для построения региональных моделей дополнительного образования детей и молодежи в других регионах России.

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов исследования обеспечиваются использованием адекватных его задачам и логике методовприменением современной методологии исследованиярепрезентативностью выборки количества испытуемыхстатистической значимостью экспериментальных данныхличным участием автора в экспериментальной и практической деятельности, анализом опыта работы автора в качестве методиста и преподавателя Центра непрерывного образования Стерлитамакского государственного педагогического института, длительностью эксперимента, воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы в аналогичных условиях.

На защиту выносятся:

1. Модель реализации образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования, включающая в себя цель, задачи, содержание, принципы, этапы, формы, методы, средства и результат.

2. Комплекс педагогических условий, создание которых способствует эффективной реализации образовательных программ для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования: организация содержания деятельности учреждения дополнительного образования с учетом потребностей региона и субъектов образовательного процессаналичие и реализация комплекса дополнительных образовательных программ для детей и молодежисовершенствование системы управления учреждением дополнительного образования детей и молодежисоздание комфортной психолого-педагогической среды для учащихсяналичие в учреждении дополнительного образования различных объединений учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений на научно-практических конференциях: международных (Пенза, 2003 — 2004), всероссийских (Москва, Барнаул, Уфа, Бирск, Пенза, Тверь, 2000 — 2003), региональных (Стерлитамак, 2003). Также по материалам исследования диссертант выступал в учреждениях дополнительного образования г. Стерлитамака, Башкирском институте развития образования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Анализ полученного теоретического материала и изучение опыта работы УДО детей и молодежи позволили нам спроектировать модель реализации дополнительных образовательных программ для детей и молодежи.

Внедрение данной модели осуществлялось в режиме становления, функционирования и развития реально действующей системы дополнительного образования детей и молодежи в условиях Республики Башкортостан, в частности, города Стерлитамака, что и доказывает состоятельность спроектированной модели.

Результаты среза констатирующего эксперимента показали необходимость создания специальных условий для успешной реализации образовательных программ для детей и молодежи в условиях Центра СГПИ и УДО города. В связи с этим были разработаны первоочередные меры и Программа развития учреждений дополнительного образования детей и молодежи г. Стерлитамака на 2000 — 2003 годы. В Программу вошли разделы: введениецели, задачи и содержание Программыосновные направления реализации Программыожидаемые результаты реализации Программыкоординация и контроль за реализацией Программы.

В раздел «Основные направления реализации программы» представлен блоками: нормативно-правовое обеспечение, работа с руководящими и педагогическими кадрами, научное обеспечение, программно-методическое и информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение, финансовое обеспечение.

Реализация предложенной модели в системе дополнительного образования детей и молодежи осуществлялась в процессе работы по Программе. В процессе реализации Программы мы выделили несколько основных этапов: подготовительный, организационно-информационный, практический и заключительный.

С учетом выделенного комплекса педагогических условий были разработаны критерии эффективности образовательного процесса в УДО: личностный критерийдеятельностный критерийорганизационно-управленческий критерийпрофессионально-методический критерий.

Выделенные критерии и показатели были положены в основу определения коэффициента эффективности процесса дополнительного образования при апробировании структурно-функциональной модели в условиях Центра СГПИ и УДО детей и молодежи города.

В работе использовались четыре уровня показателей эффективности процесса дополнительного образования: эффективно-творческий, эффективный, минимально эффективный и неэффективный. За единицу измерения принят коэффициент эффективности (КЭ), который определялся соотношением фактического количества баллов и максимально возможного количества баллов умноженного на 100%.

При эффективно-творческом уровне эффективности процесса дополнительного образования КЭ имеет значение 0, 91−1, при эффективном уровне КЭ равен 0, 81−0, 9, при минимально эффективном уровне КЭ — 0, 71−0, 8, наконец, при неэффективном уровне КЭ менее 0,7.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность предложенной модели реализации образовательных программ для детей и молодежи в УДО с учетом выделенных педагогических условий.

— 140 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Становление системы дополнительного образования началось еще в Древней Руси и активно продолжалось до 1992 года, когда в Российской Федерации осуществился процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования. Трансформация традиционного внешкольного воспитания в систему дополнительного образования вызвано современными потребностями российского общества.

2. Система дополнительного образования — своеобразный феномен. В основе системы дополнительного образования детей и молодежи лежит принцип дополнительности, открытый физиком Нильсом Бором как всеобщий закон природы. Этот принцип трактуется им как постоянное обновление, приращение содержания образования, новых форм и методов в работе, что приводит к достижению нового качества.

На протяжении истории отношение к дополнительному образованию менялось от полного непризнания до отведения главной роли. Передовые мыслители в философии и педагогике (Л.Д. Азаревич, С. И. Гессен, А. У. Зеленко, П. Ф. Лесгафт, А. А. Фортунатов, С. Т. Шацкий, К. Шлегер) называли дополнительное образование ступенью, на которой человек определяет самого себя в процессе постоянного творчества, обретает свое призвание, индивидуальность, место в жизни.

3. Система дополнительного образования детей и молодежи имеет свои цели, задачи, функции, а также основывается на определенных принципах.

Дополнительное образование детей и молодежи понимается нами как целостная, разноуровневая, многоступенчатая система, логично выстроенное образовательное пространство, обеспечивающее сквозное решение педагогических задач на всех ее этапах и индивидуализирующее образовательный путь личности в условиях свободного выбора.

Дополнительное образование — это не механическая достройка базового образования, призванная для усиления прагматической функции образовательной деятельности. Это создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников, обеспечивающих развитие личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

4. К особенностям системы дополнительного образования мы относим: создание педагогических условий для свободного выбора каждым учащимся образовательной области, профиля, программы и времени ее освоения (построение индивидуальной образовательной траектории) — использование многообразия видов деятельности, удовлетворяющие самые разнообразные интересы и потребности детей и молодежиориентация на личностно-деятельностный характер образовательного процессаосуществление профориентационной работы, возможность получения до-профессионального и начального профессионального образованияпризнание за учащимся права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределениипроведение контроля за результативностью и качеством продвижения учащимся в границах избранной им образовательной программы.

5. Состояние проблемы в педагогической науке и практике вызывает необходимость ее совершенствования путем построения региональных систем дополнительного образования детей и молодежи.

Реализации дополнительного образования детей и молодежи с учетом регионального компонента является актуальной проблемой.

При построении региональных систем дополнительного образования детей и молодежи необходимо учитывать национально-региональный компонент. При анализе данного компонента, включающего в себя культурнообразовательный, социально-экономический, территориально-географический, экологический факторы, нами были уточнены особенности системы дополнительного образования детей и молодежи в Республике Башкортостан. Это культурологическая основа в формировании и интеграции знаний, использование интегративных программ, форм и методов в образовательном процессевключение учащихся в полиэтническую среду, а значит в диалог культур, как парадигму нового мышлениятолерантное взаимоотношение учащихся, педагогов, родителейопора на идею коэволюции, предполагающую единение Природы и Разуманеразвитая сеть учреждений дополнительного образования в сельской местности. Перечисленные особенности применимы к большинству регионов России и, наряду со специфическими особенностями каждого региона, должны быть учтены при организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

4. В исследовании с учетом современных требования нами была разработана и проверена модель реализации образовательных программ для детей и молодежи в УДО.

Модель понимается нами как средство познания, основанное на аналогии. Модель воспроизводит и упрощает структуру оригинала, служит обобщенным отражением явления и является результатом абстрактного обобщения практического опыта, а не посредственным результатом эксперимента.

Обобщенная модель реализации образовательных программ для детей и молодежи в УДО включает в себя цель, задачи, принципы, на которые необходимо опираться при реализации образовательных программ. Нами были определены этапы, функции, организационные формы, методы и средства, используемые для решения поставленных целей и задач, определен конечный результат педагогического процесса.

5. Опытно-экспериментальная работа показала, что основными педагогическими условиями, способствующими эффективной реализации образовательных программ для детей и молодежи в УДО являются следующие: организация содержания деятельности учреждения дополнительного образования с учетом потребностей региона и субъектов образовательного процессаналичие и реализация комплекса дополнительных образовательных программ для детей и молодежисовершенствование системы управления учреждением дополнительного образования детей и молодежисоздание комфортной психолого-педагогической среды для учащихсяналичие в учреждении дополнительного образования различных объединений учащихся.

Таким образом, выдвинутая нами в данном исследовании гипотеза получила свое подтверждение. Однако, диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов совершенствования системы дополнительного образования детей и молодежи в условиях конкретного региона. Исследования и изыскания в этой области должны быть продолжены и углублены. Так актуальными представляются вопросы, посвященные специфике управления процессом дополнительного образования в условиях конкретного региона, совершенствованию содержания и технологий дополнительного образования детей и молодежи, формированию независимой системы аттестационного контроля качества дополнительного образования и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Об опыте по формированию у детей этнической толерантности // Дополнительное образование, № 2,2002. — С.49 — 54.
  2. В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 21с.
  3. В.Н. Организационно-педагогические условия осуществления региональной программы развития образования. СПб., 1994. — 157 с.
  4. В.Н., Циркульников A.M. Управление вариативными образовательными системами. Вел. Новгород, 1999. — 105 с.
  5. Актуальные проблемы современного образования: Научное издание / Под ред. академика М. И. Махмутова. Казань: Центр инновационных технологий, 2001.-390 с.
  6. С.Ю. Непрерывное образование: Опыт развития стран // Советская педагогика. № 8, 1990. — С. 131 — 136.
  7. .Г. О преемственности обучения // Советская педагогика. № 2, 1953.-С. 23−35.
  8. В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
  9. JI.M. Дополнительное образование: развитие личности // Дополнительное образование. № 9, 2000. — С. 60 — 64.
  10. Н.Л. Дополнительное образование как социологическая проблема: Автореф. дис. канд. социолог, наук. Екатеринбург, 1998. — 19 с.
  11. Н.Е., Вершинин В. Н. Дополнительное образование детей: вчера, сегодня, завтра // Внешкольник. № 6, 1998. — С. 30 — 32.
  12. Аттестация педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования детей // Серия «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве». Вып. 2. Отв. ред. Кузнецов Г. Д. — М.: Центр инновация в педагогике, 1997. 75 с.
  13. П.Р., Бадаева М. М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика. № 2, 2001. — С. 25−32.
  14. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  15. В. Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии, 1973. № 6. с. 99−101.
  16. К.Ш. Народная педагогика и современная школа / МО РФ, Юж. -Урал. Науч. Центр РАО: БГПУ АН РБ. Уфа, 2000. — 326 с.
  17. К.Ш., Амиров А. Ф., Валиев Г. Х. Методологические основы педагогических исследований. Уфа: БГПУ, 2000. — 64 с.
  18. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 216 с.
  19. В.В. Взаимодействие внешкольных учреждений и школы в воспитании творческой индивидуальности подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 23 с.
  20. Бестужев-Лада И.В., Горский В. А. Восьмая подсистема образования. А может быть, первая? // Внешкольник, № 3, 1997. С. 11−16.
  21. В.А. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях // Внешкольник, № 7−8, 2000. С. 12 — 15.
  22. В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 22 е., 2 диаграммы.
  23. Л. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. — М., 1969.-С. 29.
  24. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во профобразования Минобразования России, 1995. — 336 с.
  25. А.П. Проектирование программ дополнительного образования на основе их классификации // Внешкольник, № 1, 1999. С. 30 — 32.
  26. Большая Советская Энциклопедия: 30 т. Гл. ред. A.M. Трохоров. Изд. 3-е. -М.: Сов. энциклопедия, 1975.
  27. JI.A. Воспитание в детских и молодежных общественных организациях. Чебоксары, 1998. — 148 с.
  28. Н.С. Наш опыт непрерывного образования // Вестник высшей школы. № 8,1987. — С.15 — 22.
  29. В. Занятие игра как форма обучения и воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования // Внешкольник, № 10, 1997.-С. 4−5.
  30. А. Внешкольное дополнительное образование насущное явление времени (проблемы, поиски, решения) // Воспитание школьников. — № 3 -4, 1992.-С. 10−14.
  31. Л.И. Дополнительное образование гибкая и мобильная система, способствующая разностороннему развитию детей // Дополнительное образование, № 9, 2000. — С. 53 — 58.
  32. Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. М., 1999. — 24 с.
  33. С.М. Формирование готовности работников внешкольных учреждений к педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Киев, 1989.-24 с.
  34. В.П. Внешкольное образование народа. М., 1896. С. 204.
  35. И.А. Внешкольное образование // Дополнительное образование, № 10,2000.-С. 11−13.
  36. М.А., Оганянц Б. Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе. Липецк, 1990. — 96 с.- 14 738. Верба И. А. Внешкольная работа // Дополнительное образование, № 7 8, 2000.-С. 29−32.
  37. А. П., Камалдинова Э. Ш. О развитии концепции непрерывного образования в СССР. М., 1987. — 136с.
  38. Внешкольные учреждения / Под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1978.-256 с.
  39. Г. Н. Этнопедагогическая концепция современного национального образования и воспитания // Вестн. ун-та РАО, 1999. № 1. — С. 13−24.
  40. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. — Чебоксары, 1993. -85 с.
  41. Г. А. и др. Центр дополнительного образования детей как новая модель дополнительного образования // Дополнительное образование, № 4, 2000.-С. 17−18.
  42. Г. И. Система дополнительного педагогического образования: новые ориентиры // Иностр. яз. в шк., № 3,2000. С. 56 — 59.
  43. Ворохова 3. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование, № 6,2000. С. 67.
  44. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. — М.: Мирос, 1997.-208 с.
  45. Воспитательная работа с учащимися вне школы / Под ред. Л. М. Николаевой. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  46. Второй Всемирный курултай башкир (14 15 июня 2002 г.). документальные материалы. Стенографический отчет. — Уфа.: Китап, 2002. — 840 с.
  47. .Л. Развитие образования в современном мире: Программа курса. -М.:РОУ, 1993.- 12 с.
  48. .З. Воспитание толерантности: сущность и средства. // Внешкольник, № 6,2002. С. 12−16.
  49. .З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной работы: содержание и методика деятельности. М.: Просвещение, 1983. -207 с.
  50. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960.-500 с.
  51. Л.Г. Сущность новой парадигмы образования: Концептуальные основы. Саратов, 1995. — 184 с.
  52. А.С. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования. Уфа, 2000.
  53. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. -М.: Школа Пресс, 1995. — 448 с.
  54. . С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432с.
  55. . С. Педагогические аспекты непрерывного образования // Вестник высшей школы., 1987, № 8. 15−22с.
  56. .С. Перспективы развития системы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1990. — 413 с.
  57. Ю.З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989.
  58. В.А. О некоторых принципах дополнительного образования и формирования примерных программ // Принципы обновления программного обеспечения в УДО: тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1995. С.109−113.
  59. В.А. Дополнительное образование. М.: Новая школа, 2000. -400с.
  60. В.А. Семинары по проблемам развития дополнительного образования и формирование примерных программ // Принципы обновления программного обеспечения в УДО: тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1995. С. 109−113.
  61. В.А. Пути совершенствования содержания дополнительного образования детей. // Дополнительное образование. № 2,2000 г. С. 14 — 15.- 14 964. Горский В. А. Духовное наследие // Дополнительное образование, № 3, 2000. -С. 45−50.
  62. В.А. и др. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование, № 1,2000. С. 6 — 11.
  63. В.А. Становление самодеятельных объединений в России // Дополнительное образование, № 10,2000. С. 47 — 61.
  64. В.А. Семинары по проблемам развития дополнительного образования детей // Внешкольник, № 6,1997. С. 38 — 39.
  65. В.А. Региональные особенности организации дополнительного образования детей // Внешкольник, № 1, 1998. с. 24 — 28.
  66. В.Е. Уточнение и систематизация понятий и терминов в педагогике // Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. М.: АПН СССР, 1983.
  67. Н.П. Мир увлеченных людей. Об организации свободного времени школьников. М.: Педагогика, 1989. — 158 с.
  68. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Вос-произв. изд. 1955. — М.: Русский язык, 1989.
  69. Н.С. Педагогический коллектив в школе. — М.: Знание, 1984. -80 с.
  70. Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика,№ 10, 2002.-С. 3−11.
  71. Г. Д. Многокультурное образование. -М.: Народное образование, 1999.-208 с.
  72. Дополнительное образование детей. Сборник нормативных документов 1991—1993 гг. Часть 1.-М., 1995.
  73. Дополнительное образование специалистов. Аннотированный указатель авторефератов диссертаций. Вып.2. Педагогика и психология. М.: Советский спорт, 2001. — 210 с.
  74. М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: Чел. ГУ, 1996. — 70 с.
  75. Е.Б. Образование основное и дополнительное: проблема взаимосвязи // Внешкольник, № 3, 2000. С. 14−16.
  76. А.И. Педагогика ненасилия основа деятельности в системе дополнительного образования // Дополнительное образование, № 12, 2000. -С. 30−31.
  77. П.А. Ориентация молодежи на педагогические профессии // Советская педагогика. № 1, 1981. — С. 71 — 77.
  78. А .Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования // Дополнительное образование. № 9, 2000. — С. 6 — 9.
  79. В.И. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика. № 5, 1999. — С. 12 -23.
  80. В. И. Методология и методика диагностических исследований. М., 1982.
  81. Закон Российской Федерации об образовании. М.: ИНФРА, 2000. — 52 с. — (Федеральный закон).
  82. Закон Республики Башкортостан «Об образовании». — Уфа, 1997. 24 с.
  83. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа, 1992. — 115 с.
  84. Г. П. Предпосылки становления непрерывного образования // Советская педагогика. № 1,1991. — С. 81.
  85. И. Семь вопросов и семь дней свободы: О досуге школьников. // Семья и школа. -№ 6, 1989. С. 23 — 25.
  86. Г. Об основных понятиях современной педагогики // Новые знанияжурнал по проблемам образования взрослых). № 4, 2000. -С. 7−10.
  87. JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
  88. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974. С. 21−22.
  89. Е.К. Начинаем разговор // Внешкольник. № 4, 1998. — С. 21−22.
  90. Е.Г., Смирнов Д. В. Роль взрослых в самодеятельных общественных объединениях детей и подростков // Дополнительное образование. № 12,2000.-С. 18−20.
  91. В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебн. Для вузов 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Логос, 1998. — 351 с.
  92. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1995. — 31 с.
  93. В.Г. Примерные требования к образовательным учреждениям дополнительного образования детей и критерии соотнесения их к соответствующим категориям // Внешкольник. № 7 — 8,1997. — С. 8 — 11.
  94. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ за-рубеж. опыта) -М.: Знание, 1989. 75с.
  95. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
  96. М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург, 1993. — 62 с.
  97. ЮО.Коваль М. Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольного объединения: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1991. — 34 с.
  98. П.П. Сущность и развитие принципа природосообразности в формировании духовного мира ребенка: Учеб. пособие. — Казань Стерлита-мак, 1998. — 74 с.
  99. Н.Ю. Социально-педагогические проблемы учреждений дополнительного образования: Методический практикум / Под ред. О. Е. Лебедева. СПб.: Санкт-петербургский ДТЮ, 1997. — 28 с.
  100. Концепция развития образования Кемеровской области (Сост. Касаткина Н. Э, Ложникова Н. А., Руденский Е.А.). Кемерово, 1992. — 84 с.
  101. Н., Буева А. Модель образовательной деятельности учреждения дополнительного образования инновационного типа // Внешкольник. № 1, 1999.-С. 26−27.
  102. JI.И. Формирование интереса к профессии у учащихся в деятельности внешкольных учреждений (на материале городских Домов пионеров и школьников): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
  103. Юб.Краевский В. В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996. — 86 с.
  104. В.В. Образование и идеология / Гуманистические аспекты учебно-воспитательной работы. М., 1995.
  105. Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 23 е., 1 табл.
  106. Н.К. О вожатом и его работе с пионерами. — М.: Молодая гвардия, 1961.-224 с.
  107. Ю.Кузина Р. И. Воспитание толерантности дошкольников в процессе общения // Дополнительное образование. № 12, 2000. — С. 30 — 31.
  108. Н.М. Организационно-педагогические условия управления качеством образования на муниципальном уровне: Дис. канд. пед. наук. -Уфа, 2002.-239 с.
  109. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. М.: Изд-во АПН СССР, 1998. — 424 с.
  110. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
  111. Н.Логинова Л. Г. Послесловие к конференции. // Внешкольник. № 11−12, 1997.-С. 24.
  112. В.М. Региональная система непрерывного образования в воспитании молодого поколения // Специалист. № 8, 1996.
  113. В.Ф., Кленова Н. В. Нравственно-эстетическое развитие детей на базе учреждения дополнительного образования // Внешкольник — № 1112, 1997.-С. 16−18.
  114. В.Ф. О приоритетных направлениях деятельности учреждения дополнительного образования в условиях формирования единого образовательного комплекса // Внешкольник. № 3, 1997. — С. 5 — 6.
  115. Е.В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 22 е., 2 диаграммы, 2 таблицы.
  116. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -302 с.
  117. Т.В. Развивающие технологии в дополнительном образовании // Дополнительное образование, 2000, № 2 С. 49.
  118. О.Г. Система профессиональной ориентации учащейся молодежи. Чебоксары: ЧГПИ, 1995. — 234 с.
  119. В.Б. Век образования // Человечество на рубеже XXI века. М., 1990.-96 с.
  120. О.И. Актуальные ориентиры в развитии дополнительного образования и содержании современных педагогических программ // Дополнительное образование. № 3,2000. — С. 11−17.
  121. Т.И. Организация воспитательной работы внешкольных учреждений РСФСР на основе укрепления их взаимодействия со школой и общественностью (1961 1984 гг.): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1988. -20 с.
  122. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. — М., 1996. 258
  123. Н.Н. Современная образовательная ситуация в России: тенденции развития // Вестн. Ун-та РАО. 1999. — № 7. — С. 13.
  124. А.В. Реализация социально-педагогического потенциала досуга в Центрах детского и юношеского творчества: Автореф. дис.. канд пед. наук.-СПб., 1995.-21 с.
  125. Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М: Магистр, 1996.-147 с.
  126. Н.Д. Педагогика для будущего учителя // Педагогика. 1996. -№ 4. — С. 110−113.
  127. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: (Деловые советы). М., 1996. — 130 с.
  128. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. -190 с.
  129. М.П., Турченко В. Н., Копытов А. Д. Стратегия развития образовательного пространства региона // Педагогика. № 2, 2000. — С. 16 — 23.
  130. С. Муниципальные учреждения дополнительного образования // Мир образования. № 2,1997. — С. 74 — 75.
  131. Педагогика дополнительного образования: приоритеты духовности, здоровья и творчества / Учебное пособие под ред. В. И. Андреева, А.И. Щетин-ской. Казань — Оренбург: Центр инновационных технологий, 2001. — 328
  132. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский Центр «Академия», 1999. — 512 с.
  133. Педагогический словарь: В 2-х т. М.: АПН РСФСР, 1960 — 776 с.
  134. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. М.: Советская энциклопедия, 1968.-911 с.
  135. В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула: Приок. кн. изд-во, 1994. — 288 с.
  136. Г. Н., Гайнуллина В. М. О смысле развития дополнительного образования // Дополнительное образование. № 1, 2000. — С. 54 — 56.
  137. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под научн. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994. — С.55.
  138. Программа развития образования Республики Башкортостан на 2004 — 2008 гг.-Уфа, 2003.-38 с.
  139. Психолого-педагогический словарь: Для учит, и рук. общеобразоват. учреждений / Авт. сост. В. А. Мижериков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -540с.151 .Рахимов М. Г. В руках учителя — будущее Башкортостана // Народное образование, № 6,2000. С. 12 — 15.
  140. Т.Г. Определение целей и задач формирования культуры межнационального общения / Методология и методика преподавания основ наук в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Бирск, БирГПИ, 2002. — 235 с.
  141. Ром Т. А. Становление и развитие социальной педагогики в России начала XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук: -М., 1995. 22 с.
  142. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.:БРЭ, 1993. -Т.1.А-М.- 608с.
  143. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя: Моногр. М.: Пед. вестн., 1997. — 244с.
  144. С.В. Теория и практика самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — М., 1996.-35 с.
  145. С.А., Голованов JI.B. Прогнозирование развития больших систем. -М., 1975.
  146. Г. И. и др. От увлечения к мастерству // Внешкольник. — № 3,1997.-С. 28−30.
  147. Е.В. О приоритетности дополнительного образования // Внешкольник, 1997, № 4. С.29−31.
  148. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монограф. ВШУ. — Волгоград: Перемена, 1994. — 150с.
  149. Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен // Педагогика № 1,2002 — С. 11−17.
  150. А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. -24с., 1 схема.
  151. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 100 с.
  152. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  153. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП: Изд-во «Магистр», 1997. — 224с.
  154. Словарь-справочник для работников учреждений дополнительного образования детей / Сост. Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. М.: Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования РФ, 1999. — 44 с.
  155. М.Е. Педагогические условия совершенствования системы управления деятельностью городских образовательных учреждений по воспитанию учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2002.-21с.
  156. Т.И. Педагогический процесс во внешкольных учреждениях: Учебно-методическое пособие. — Киев: Рад. Школа, 1986. — 118 с.
  157. Н.М. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения. — Казань: Дом печати, 1998. — 135 с.
  158. В.В. Теория и практика развития региональной системы педагогического образования учителя: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1997. -35 с. 173 .Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онушки-на. М.: Педагогика, 1987.
  159. О., Винтовкина А. Дополнительное образование новый импульс // Внешкольник. — № 9, 1999. — С. 13.175 .Требования к образовательным программам дополнительного образования детей. М.: ЦРСДОД, 1999. — 8 с.
  160. М.А. Формирование профессиональной направленности учащихся в деятельности внешкольных учреждений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989.-17 с.
  161. В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учеб. пособие. Рязань: Изд-во РГПУ, 1993. — 140 с.
  162. И.М. Видеть предвидеть — действовать. — М. 1986.
  163. Д.Е. Социально-педагогические условия функционирования системы довузовского образования: Автореф. дис.. канд пед. наук. Челябинск, 1999. — 19 с.
  164. Философская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1970. — 740 с.
  165. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1991.-560 с.
  166. А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель: Учебно-методическое пособие. Части 1, 2. М., 1996, 4.1 — 70 е., Ч. 2 — 82 с.
  167. Л.Ф. Парламентские слушания «О проекте Федерального закона «О дополнительном образовании» // Внешкольник. № 10−11, 1999 — С. 6.
  168. Л.Б., Кочнева С. В. Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. М.: ЦРСДОД Минобразования России, 1999.-24 с.
  169. Хабибуллина J1.K. Реализация воспитательных функций свободного времени школьников в современных социально-педагогических условиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1995. — 15 с.
  170. Э.Ш. Педагогическая профориентация в школе и вузе. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1988. — 140 с.
  171. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.-544 с.
  172. JI.B. Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся: Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М., 1999. -21с.
  173. М.О. Общее и дополнительное образование: проблема корреляции // Внешкольник. № 10, 2000. — С. 8 — 9.
  174. Е.Е. Реализация социально-педагогических функций детских организаций: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1997. — 18 с.
  175. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -М., 1993.-181 с.
  176. В. Этнокультурная направленность российского образования. -М., 1997.
  177. И.В. О некоторых современных тенденциях и проблемах развития сферы внешкольного дополнительного образования детей // Внешкольник. Ярославль, 1996. — № 3. — С. 5 — 8.
  178. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Пед. сообщество России, 1999.
  179. Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М.: Знание, 1964.-489 с.
  180. А.И. Педагогические основы управления деятельностью учреждений дополнительного образования детей. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997.-158 с.
  181. А.И. Проблемы интеграции общего и дополнительного образования, развития воспитания в системе образования // Внешкольник. № 3, 2000.-С. 6−8.
  182. А.И. развитие творческого потенциала педагога в условиях мониторинга качества дополнительного образования детей. — Оренбург: Агентство Пресса, 1998. 262 с.
  183. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х тт./ Под ред. С.Я. Ба-тышева. М., АПО, 1999 — 440с.
  184. В.В. Современный словарь по психологии. Минск, 1998. — 767 с.
  185. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель. М.: Новая школа, 1996. -352 с.
  186. Е.А. Демократическая педагогика перемен // Сов. Педагогика. -190. -№ 10. -С.6−14.205 .Левин В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование, № 2,2000. С. 16−22.
  187. Allport G.W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston. — 290 p.
  188. Coobs P.H., Prosser R.C., Ahmmed M. New Paths to Learning for Rural Children and Youth: Non formal Education for Rural Development. — New York: International Council for Educational Development, 1973. — 360 p.
  189. Dave R.N. Learning Strategies For Post-Literacy and Continuing Education. -Hamburg, 1988.-378 p.
  190. Youth of Europe / Bulletin of EAICY. Prague, 1996. — № 11 — 12.
Заполнить форму текущей работой