Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информационно-издательский комплекс К.В. Трубникова в условиях капитализации журналистики второй половины XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бочаров А. Г. Основные принципы типологии современных журналов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1973. № 3. С. 25−38- Западов А. В., Соколова Е. В. Тип издания как научная проблема и практическое понятие // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Журналистика. 1976. № 2. С. 49−59- Методика типологического анализа периодической печати / под ред. О. А. Вартановой, Л. Л. Реснянской, И. А. Руденко… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ К. В. ТРУБНИКОВА
    • 1. Основные этапы становления Трубникова-издателя и публициста
    • 2. «Русский Вильмессан»: Трубников в воспоминаниях современников
  • Глава 2. «БИРЖЕВЫЕ ВЕДОМОСТИ» КАК ИЗДАНИЕ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ
    • 1. Социально-экономические предпосылки возникновения
  • Биржевых «ведомостей»
    • 2. «Биржевые ведомости»: история создания и проблематика
    • 3. Направление «Биржевых ведомостей»
    • 4. Цензурная история «Биржевых ведомостей»
    • 5. Второе издание «Биржевых ведомостей» и «Вечерняя газета»
  • Глава 3. РУССКОЕ ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО

Информационно-издательский комплекс К.В. Трубникова в условиях капитализации журналистики второй половины XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В журналистике, как и в любой другой области профессиональной и творческой деятельности человека, есть множество имен, с которыми связаны значительные события нашей истории. К числу таких выдающихся исторических фигур, несомненно, относится Константин Васильевич Трубников, чья деятельность развивалась во многих направлениях: бизнес, журналистика, организация информационных служб, переводы, публицистика. Значительная часть его деловой и творческой активности была связана с экономической и финансовой сферами. Этому посвящены его научные и публицистические работы, для этого нарождающегося в России капиталистического мира он организует целый ряд изданий. Он принял заметное участие в развитии деловой прессы. Но чаще всего имя К. В.

Трубникова упоминается в исследовательской и учебной литературе в связи с.

1 2 «Биржевыми ведомостями» и первыми телеграфными агентствами России .

Современная деловая журналистика является в настоящее время одним из наиболее активно развивающихся сегментов информационного рынка. Существование множества изданий, отражающих различные сферы деятельности, служит ярким тому подтверждением. Но специализация деловой прессы начала складываться не сегодня и не вчера, она имеет полуторавековой опыт развития. С самого своего зарождения журналистика служила инструментом передачи информации, в том числе, и экономического, торгового характера.

1 Биржевые ведомости // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь, т. V. СПб., 1892- Лисовский Н. М. Библиография русской периодической печати. 1703 — 1900 г. (Материалы для истории русской журналистики). Пг., 1915. В 2 тВертинский Н. С. Газета в России и СССР. М., 1931; Козьмин Б. П. Журналистика 70-х — 80-х гг. XIX века. М., 1948; Русская периодическая печать (1702 — 1894). Справочник/ Под ред. А. Г. Дементьева, А. В. Западова, М. С. Черепахова. М., 1959; Алексеев В. А. История русской журналистики (1860 — 80 гг.). Л., 1963; Очерки по истории русской журналистики и критики. Т. II. Л., 1965; Есин Б. И. Русская дореволюционная газета. 1702 — 1917 гг. Краткий очерк. М., 1971; Есин Б. И. Из истории русской журналистики к. XIX — н. XX вв. М., МГУ, 1973; Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России. Задачи и теоретико-методологические принципы изучения. М., 1988; Есин Б. И. История русской журналистики XIX в. М., 1989; Киселев А. П. История оформления русской газеты (1702−1917 гг.). М., 1990; Сонина Е. С. Петербургская универсальная газета конца XIX века. СПб., 2004.

2 Папьгунов Н. Г. Основы информации в газете. ТАСС и его роль. М., 1955; Пальгунов Н. Г. Заметки об информации. М., 1967; Проблемы информации в печати. М., 1971; Брыляков Н. А. Российское телеграфное. М., 1976.

Прошло много лет, прежде чем деловая журналистика в России сформировалась как самостоятельное типологическое явление. В значительной степени этому способствовала деятельность издателя-коммерсанта К. В. Трубникова.

Опыт, накопленный русской журналистикой прошлого, позволяет посмотреть на современные процессы в контексте исторического развития, что дает возможность более глубокого осмысления текущих тенденций.

Актуальность исследования издательской практики Трубникова, его взглядов на процессы капитализации России и место журналистики в этих процессах обусловлена современным развитием медиарынка, взаимообусловленностью экономических факторов и трансформацией СМИ, неизученностью механизмов превращения СМИ в субъект потребительского рынка, когда само издание «становится рыночным предложением, обусловленным рыночным же спросом"1. В этом отношении издательская практика в России конца XIX — начала XX вв. представляет собой богатейший, недостаточно изученный опыт. Особенно это относится к деловым изданиям, в значительной степени отразившим своеобразие типологического развития журналистики этого времени.

К типологии журналистики обращались многие исследователи. Базовыми для нас стали работы ростовских, московских, петербургских2 ученых.

1 Рябов С. Д. Характер типологической трансформации российских СМИ в условиях развития потребительского рынка: Автореф. канд. дисс. М., 2008. С. 4.

2 Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985; Акопов А. И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет). Ростов-на-Дону. 2002; Типология журналистики. Вопросы методологии и истории / под ред. Е. А. Корнилова. Ростов-на-Дону, 1987; Типологическое развитие журналистики: сб. науч. тр. / под ред. А. И. Станько. Ростов-на-Дону, 1993.

Бочаров А. Г. Основные принципы типологии современных журналов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1973. № 3. С. 25−38- Западов А. В., Соколова Е. В. Тип издания как научная проблема и практическое понятие // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Журналистика. 1976. № 2. С. 49−59- Методика типологического анализа периодической печати / под ред. О. А. Вартановой, Л. Л. Реснянской, И. А. Руденко. М., 1995; Овсепян Р. П. Периодическая печать России. Система, типология. М., 1995; Типология периодической печати. Проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики: учеб. пособие / под ред. Я. Н. Засурского. М., 1995; Шкондин М. В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2003. № 2. С. 12−32- Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др. / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2007.

Значительное число работ посвящено различным аспектам деловой журналистики. Типология деловой прессы (на основании разных критериев) рассмотрена в исследованиях М. А. Толстуновой, Д. Н. Нечаева и В. В. Тулупова. Комплексно исторический аспект на основе обширного эмпирического материала изучен А. В. Еременко. Он рассматривает деловую прессу «как целостную систему, обладающую единством целей и функций, а также как масштабную подсистему общественных отношений и всей системы социальных институтов в целом"1.

Рождение и начало функционирования деловой прессы новой России начали подробно изучаться В. С. Кулевым, который почти 20 лет назад уже отмечал ее особую значимость: «Деловая пресса заняла прочные, устойчивые позиции на газетном рынке. Она энергично содействует становлению класса предпринимателей, коммерсантов, финансистов, укреплению его социальных позиций, выходу на мировую экономическую сцену. Деловая пресса стимулирует предпринимательскую активность в массовой аудитории, формирует рыночное сознание. В этом и состоит позитивный социальный результат ее деятельности"2.

В последнее десятилетие деловая журналистика изучается особенно активно как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Однако при этом в научной литературе существует разноголосица определений делового издания и пониманий природы деловой журналистики. Исследователи признают важность изучения этого спектра прессы, но по-разному подходят к определению изучаемого понятия и дифференциации его отличительных характеристик.

Исследователь В. Я. Сергачев определяет деловую прессу как «тип печатных СМИ, призванный в первую очередь обеспечивать.

Мисонжников Б. Я. Деловое издание в лабиринте медиарынка // Журналистика: исследованияметодология — практика: Сб. статей / Отв. ред. Г. В. Жирков. СПб., 2004; Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / ф-т журн. С.-Петерб. гос. ун-та / Под общ. ред. М. А. Шишкинойнауч. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2009. Еременко А. В. Деловая пресса в России: история типология, моделирование издания: Автореф. канд. дисс. Ростов-на-Дону, 2006. С. 8.

2 Кулев В. С. Деловая пресса России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994. № 5. С. 8. информационные потребности предпринимательства посредством публикации тех или иных материалов (как журналистских, так и статистических, рекламно-информационных, законодательных и пр.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса"1.

По словам А. А. Грабельникова, цель прессы этого отряда в формировании информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности предпринимателей, пропаганду идей и принципов рыночной экономики, распространение законодательной и нормативной информации, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена, широкое информирование читателей о мире бизнеса .

В свою очередь Е. И. Мордовская отмечает позитивную роль деловой прессы в формировании общественного мнения, рыночного сознания у аудиториив становлении нормальных, развитых рыночных отношений3. Исследователь расширяет ее целевую аудиторию и связывает с экономическими изменениями в обществе.

Наиболее полно сущность деловой прессы рассматривает Д. И. Мурзин. Он говорит о том, что она «присутствует во всех классах СМИ», то есть во всех составляющих системы СМИ, а социальная функция ее состоит в обеспечении бизнес-коммуникаций, которые не ограничиваются только бизнес-сообществом. «Содержательная палитра деловой прессы шире политэкономической, экономической или собственно бизнес-информации. В самом общем виде деловая пресса оперирует любой информацией, могущей оказать влияние на поведение агентов рынка или отражающая это поведение"4.

По мнению Мурзина, деловая информация отнюдь не ограничивается только вопросами экономики и политики. Любая информация, способная.

1 Сергачев В. Я. Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития. СПб., 2000. С. 5.

2 Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: Итоги и перспективы. М., 2001. С. 79−80.

3 Мордовская Е. И. Перспективы развития деловой прессы в России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. № 5. С. 51.

4 Мурзин Д. А. Очерк типологии деловой прессы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2003. № 2. С. 64−75. прямо или опосредованно повлиять на движение рынков труда, капитала и товаров, является деловой. Последнее утверждение представляется особенно актуальным в современную эпоху информационного общества.

Подобное же мнение высказывает и М. В. Шкондин: «Деловая прессане только особая или специальная информация, но и в еще большей степени особый, специальный взгляд на информацию вообще"1.

В других исследованиях в дефиниции деловой прессы акцент делается на качество информации и характер подачи материалов (взвешенность, объективность и компетентность), чем объясняется высокий эффект деловой печати и репутация бизнес-издания, которая сравнима с солидным социальным и политическим капиталом2.

А. В. Вырковский определяет деловую прессу как тип качественной прессы, представляющий информацию, критически необходимую читателю для принятия наиболее эффективных решений в финансовой, корпоративной (управленческой) либо профессиональной сфере деятельности: «/./ деловая пресса — уникальный тип масс-медиа, который включает как узкоспециализированные издания, предназначенные исключительно для экспертов, так и СМИ с относительно широким кругом тем, которые могут быть интересны и для людей, не включенных в бизнес-отношений (такие СМИ близки к универсальным)» .

Значимость деловой прессы трудно переоценить, в числе ее важнейших функций исследователи выделяют «анализ главных событий в стране и их влияния на деловую жизньинформирование о международных экономических новостяханализ социальных проблем, связанных с изменениями в сфере экономикираспространение делового опыта, расширение делового кругозора читателейобеспечение аудитории.

1 Типология периодической печати. Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2009. С. 106.

2 Нечаев Д. Н., Тулупов В. В. Деловые печатные издания России: Становление, специфика, тенденции развития. Воронеж. 2006. С 4−5.

3 Вырковский А. В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России (на примере журналов «Форчун», «Форбс», «Бизнес уик», «Эксперт», «Деньги», «Смарт Мани»): Автореф. канд. дисс. М., 2007. С. 16. оперативной коммерческой информациейанализ влияния оперативной коммерческой информации на экономикуформирование идеологии бизнеса"1.

По мнению М. А. Толстуновой, деловая пресса — это качественная пресса, основное содержание которой — экономическая информация.2.

Таким образом, всесторонне изучение деловой прессы России как специфического сегмента социально-экономической жизни, особой разновидности журналистики и необходимого средства становления, существования и развития рыночной экономики весьма актуально3. А значит актуально и исследование прошлого деловой прессы, позволяющего лучше понять современные тенденции ее развития и становления.

Рассматривая значение бизнес-изданий сегодня и ту ключевую роль, которую они играют, исследователи отмечают, что деловые издания современности являются, в том числе, «правопреемниками лучших традиций деловой печати Российской империи"4, у истоков которой стояли первые российские издания XVIII столетия, заложившие основы освещения деловой информации5, что типологически «российская деловая пресса имеет глубокие 6 исторические корни» .

К концу XIX столетия русская деловая печать оформляется. Еременко замечает, что «в этот период в российской газетной периодике активно формируется и развивается особый тип специализированной прессы, в рамках которого все более отчетливо проступают видовые признаки изданий, подпадающих под характеристику деловых"7.

1 Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Теория и практика деловой журналистики (периодическая печать). СПб., 2007. С. 9−10. 2.

Толстунова М. А. Нижегородская деловая пресса на современном этапе (начало XXI в.): Автореф. канд. дисс. Воронеж, 2009. С. 19.

3 Нечаев Д. Н., Тулупов В. В. Деловые печатные издания России: Становление, специфика, тенденции развития. Воронеж. 2006. С 5.

4 Там же. С 3.

5 См. об этом: Громова Л. П., Исайчев Е. Ю. Из прошлого деловой журналистики России (историко-типологический обзор) // Былое и мы. Воронеж, 2009. С. 147−166.

6 Еременко А. В. Деловая пресса в России: история типология, моделирование издания: Автореф. канд. дисс. Ростов-на-Дону, 2006. С. 11.

7 Там же. С. 12.

Авторы учебного пособия «Деловая журналистика» справедливо отмечают, что «особенно активно развивалась деловая пресса России в конце XIX — начале XX вв. — в это время в Санкт-Петербурге выходило несколько десятков газет и журналов, посвященных акционерному делу, в том числе «Биржевые ведомости», «Биржа», «Биржевая спекуляция и акционерное дело"1.

Однако богатый опыт формирования деловой журналистики до середины XIX века в основном остается вне поля зрения исследователей. Ранний период становления деловых изданий XVIII века рассмотрен в статье А. В. Предтеченского. Летоисчисление деловой прессы современные исследователи начинают, как правило, с упоминания газеты «Биржевые ведомости». Так, Д. Н. Нечаев и В. В. Тулупов, представившие типологию деловой прессы, называют «Биржевые ведомости» среди газет, которые «можно отнести к категории деловой прессы». В то же время они отмечают универсальный характер газеты, что, несмотря на название, издание не было исключительно финансовой газетой, а являлось одним из самых популярных в дореволюционном Петербурге источников информации о событиях в столице, в стране и мире3.

Б. Я. Мисонжников относит «Биржевые ведомости» к безусловно 4 деловым изданиям .

Историк П. В. Лизунов, разделяя периодическую печать второй половины XIX века по критерию внимания к биржевым операциям и ценным бумагам на общеполитическую (солидные издания, имевшие постоянные разделы биржевой хроники), экономическую (печатавшие время от времени статьи на биржевые темы и биржевые обзоры) и биржевую прессу (специальную, которая отводила большую часть своих страниц фондовой.

1 Деловая журналистика / Отв. ред. А. В. Вырковский. М., 2012. С. 44.

2 Предтеченский А. В. Экономические журналы первой четверти XIX в. // Общественная мысль в России XIX в. Труды ЛОИИ АН СССР, вып. 16. Л., 1986. 248 с.

3 Нечаев Д. Н., Тулупов В. В. Деловые печатные издания России: Становление, специфика, тенденции развития. Воронеж. 2006. С 21−22.

4 Мисонжников Б. Я. Деловое издание в лабиринте медиарынка // Журналистика: исследованияметодология — практика: Сб. статей / Отв. ред. Г. В. Жирков. СПб., 2004. С. 122. бирже и связанным с ней темам), относит «Биржевые ведомости» к первой категории1. И это вполне оправдано, так как материалы «Биржевых ведомостей» — ценный источник, в том числе и по различным вопросам истории финансовых рынков России .

Мнения исследователей сходятся в том, что «Биржевые ведомости» -заметное политико-экономическое издание второй половины XIX века, которое, несомненно, можно назвать деловым3 (по тематике, по качеству информации, по назначению и по целевой аудитории). Однако история этой газеты, как справедливо замечал Б. И. Есин, почти не изучена4.

К. В. Трубников, основатель «Биржевых ведомостей», известен в истории русской журналистики также благодаря созданию первого в стране телеграфного агентства. Кроме того, с его именем связывают и такой вид российской периодической печати, как вторые издания газет (вечерние и дополнительные выпуски).

Трубников стоял у истоков структурных преобразований отечественной печати по созданию первых пресс-холдингов и организации разного рода приложений к периодическим изданиям. Он был одним из немногих представителей делового мира того времени, занимавшихся издательской деятельностью и ставших значительной фигурой в мире отечественной журналистики XIX века. Однако, несмотря на масштабность его деятельности, она, к сожалению, до сих пор не удостоилась специального исследования. Лизунов П. В. Санкт-Петербургская биржа и российский рынок ценных бумаг (1703−1917). СПб., 2004. С. 16−17.

2 Нечаев Д. Н., Тулупов В. В. Деловые печатные издания России: Становление, специфика, тенденции развития. Воронеж. 2006. С 22.

3 Лисовский Н. М. Библиография русской периодической печати. 1703 — 1900 г. (Материалы для истории русской журналистики). Пг., 1915. В 2 тВертинский Н. С. Газета в России и СССР. М., 1931; Козьмин Б. П. Журналистика 70-х — 80-х гг. XIX века. М., 1948; Русская периодическая печать (1702 — 1894). Справочник/ Под ред. А. Г. Дементьева, А. В. Западова, М. С. Черепахова. М., 1959; Алексеев В. А. История русской журналистики (1860 — 80 гг.). Л., 1963; Очерки по истории русской журналистики и критики. Т. II. Л., 1965; Есин Б. И. Русская дореволюционная газета. 1702 — 1917 гг. Краткий очерк. М., 1971; Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России. Задачи и теоретико-методологические принципы изучения. М., 1988; Есин Б. И. История русской журналистики XIX в. М., 1989; Киселев А. П. История оформления русской газеты (1702−1917 гг.). М., 1990; Сонина Е. С. Петербургская универсальная газета конца XIX века. СПб., 2004.

4 Есин Б. И. Путешествие в прошлое (газетный мир XIX века). М., 1983. С. 114.

0 Трубникове (по сравнению с другими газетными издателями XIX века) осталось крайне мало сведений, его имя редко фигурирует не только в литературе по истории российской журналистики, но и в воспоминаниях современников1. Из числа мемуарных источников необходимо прежде всего отметить семейные воспоминания о Трубникове его дочери Ольги Булановой, впоследствии принимавшей активное участие в революционно-демократическом движении и ставшей, благодаря этому, известной в общественно-политических кругах. Подробные воспоминания о деятельности Трубникова на посту газетного издателя оставил лишь один из его сотрудников Ростислав Сементковский. Немаловажные подробности творческой биографии Трубникова открывают также фрагменты воспоминаний литературного критика А. М. Скабичевского, мемуары В. Г. Короленко.

Наиболее полно газетную судьбу К. В. Трубникова и его участие в создании первых телеграфных агентств России проследил Б. И. Есин2.

Трубников оказался тем человеком, который не только аккумулировал предыдущий опыт деловых изданий и многое сделал для развития этого типа прессы. Главное, чем примечательна эта фигура в истории отечественной журналистики, — это то, что он произвел своего рода революцию в прессе того времени, создав на основе одной ежедневной газеты целый информационно-издательский комплекс: организовал собственное телеграфное бюро (затем агентство), типографию и выпускал одну газету (в разных вариантах) в трех форматах.

Новаторский опыт Трубникова интересен сегодня, когда во времена пресс-холдингов разного рода приложения к изданиям периодической печати для тиражирования собственного имени в рекламных целях, чтобы охватить большее число групп и улучшить статьи дохода, — уже не новость. В этом.

1 См., напр.: Сементковский Р. И. Среди отошедших (из моих воспоминаний) // Исторический вестник. 1917. № 4. С. 137−143- Буланова-Трубникова О. К. Три поколения. М.- Л., 1928; Короленко В. Г. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1954. С. 288 -291- Короленко В. Г. История моего современника. Собр. соч.: В 5 т. Т. 4. Л., 1990. С. 281−288- Скабичевский А. М. Литературные воспоминания. М., 2001.

2 Есин Б. И. Путешествие в прошлое (газетный мир XIX века). М., 1983. контексте особенно интересно проследить, как начинались эти процессы, и кто стоял у истоков структурных преобразований отечественной печати.

Издательский опыт Трубникова является уникальным, так как время его деятельности выпало на период, когда в России активно проходил процесс коммерциализации печати. Газета становится доступной, необходимой для массового читателя. Ее активному развитию способствуют многие благоприятные обстоятельства: увеличение аудитории, ее вовлеченность в общественные процессы, заинтересованность в том, что происходит, распространение грамотности, и, конечно же, вливание финансовых средств со стороны нарождающегося частного капитала.

Кроме того, подготовка и проведение правительством реформ приводит к ослаблению цензурных репрессий. Дух реформ, сказывавшийся во всех сторонах жизни, привел к изменениям общественно-политической ситуации, к переменам в сознании общества. Общая либерализация политического курса изменила цензурные условия. Печатное слово получило относительную свободу, что и было закреплено во «Временных правилах о печати» 1865 года, которые стали итогом цензурной реформы.

Постепенно формирующийся рынок прессы вызвал жесткую конкуренцию среди изданий. Начало новой эпохи в развитии газеты знаменует вступление в силу борьбы за читателя, ряды которого значительно увеличились. Эту борьбу ведут газетные издатели-предприниматели. В их ряду Трубников являлся одной из ключевых фигур в формировании деловой прессы во второй половине XIX столетия.

Развитие газетной периодики XIX века специально рассмотрено в ряде исследований, которые стали базовыми при разработке данной темы.

Б. И. Есин в работе «Русская дореволюционная газета. 1702 — 1917 гг. Краткий очерк"1 дает сжатое изложение истории газеты в России со времен петровских «Ведомостей» до начала XX века, раскрывает общие тенденции и закономерности развития газетного дела в России, выявляет некоторые Есин Б. И. Русская дореволюционная газета. 1702 — 1917 гг. Краткий очерк. М., 1971. типологические особенности русской дореволюционной печати. Однако развитие отечественной газеты XIX века рассматривается в ней с точки зрения политической борьбы и через негативное отношение к капитализму, который напротив, активизировал процесс становления газетной периодики во второй половине XIX века.

В другой работе Есина «Русская газета и газетное дело в России. Задачи и теоретико-методологические принципы изучения"1 больше внимания уделяется предпосылкам изучения отечественной печати. История газет и их содержание рассматриваются в связи с общим развитием газетного производства. Развитие печати на протяжении XIX века правомерно анализируется под углом экономического и социального преобразования государства, газета рассматривается в тесной связи с состоянием издательского дела. Однако идеологический подход не позволяет автору в достаточной мере полно и объективно проанализировать те новшества, которые с середины XIX века привнес в журналистику капитал.

В поле зрения исследования А. И. Станько «Русские газеты первой половины XIX века» попали столичные и провинциальные издания более раннего периода. На фоне общего развития печати и журналистики того времени преимущественное внимание в книге уделено литературным газетам и их жанровой палитре.

Одним из наиболее комплексных исследований последнего времени, посвященных газетной периодике XIX века, является монография Е. С. Сониной «Петербургская универсальная газета конца XIX века"3. В ней подробно рассматриваются такие вопросы, как зарождение и развитие типа универсальной газеты (на примере наиболее крупных из них), взаимоотношения изданий с цензурой и с читательской аудиторией, а также газетное производство во всем его многообразии. Хотя эта работа посвящена в основном концу XIX века, ее главы представляют интерес для понимания.

1 Есин Б И Русская газета и газетное дело в России Задачи и теоретико-методологические принципы изучения М, 1988.

2 Станько, А И Русские газеты первой половины XIX века Ростов н/Д, 1969.

3 Сонина Е С. Петербургская универсальная газета конца XIX века СПб, 2004 общих процессов развития печати того времени и дают ценный фактический и статистический материал.

Эти исследования дополняет литература, отражающая взаимоотношения печати и капитала. Так, отдельные аспекты капитализирующейся прессы рассмотрены в работе А. Н. Боханова «Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец Х1Х-1914 г"1. Однако в этой книге речь идет уже о более зрелом рыночном этапе, когда капитализм полноправно вошел в издательское дело.

В. Я. Лаверычев в книге «Крупная буржуазия в пореформенной России (1861 — 1900)» (в.

разделе «Капиталисты и периодическая печать») также основное внимание уделяет последней четверти XIX века, затрагивая вопрос создания капиталистами органов периодической печати для продвижения собственных взглядов, но практически не касаясь личности К. В. Трубникова, деятельность которого к тому времени уже пошла на спад.

Еще одной работой, посвященной влиянию капитала на журналистику, является монография Э. В. Летенкова ««Литературная промышленность» России конца XIX — начала XX в"3. В ней основное внимание уделяется технической стороне вопроса и пристально рассматриваются проблемы вмешательства предпринимательства в журналистское творчество и зависимость сотрудников газет от интересов собственников изданий. Исследование выполнено на материале рубежа XIX и XX веков.

Специальных работ, посвященных истории деловой журналистики России, пока не написано. Существует лишь брошюра Б. И. Есина «История деловой прессы 1702 — 1917"4, которая является учебно-методической разработкой к спецкурсу. Это небольшой по объему, но очень важный по содержанию и ценности фактов экскурс в прошлое именно деловой журналистики, который рассматривает основные вехи ее развития и останавливается на некоторых изданиях подробнее. Однако ввиду.

1 Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX—1914 г. М., 1984.

2 Лаверычев В. Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (1861−1900). М., 1974.

3 Летенков Э. В. «Литературная промышленность» России конца XIX — начала XX в. Л., 1988.

4 Есин Б. И. История деловой прессы 1702- 1917. М., 2005. ограниченного функционального назначения (общее ознакомление) в нем не ставилась цель представить подробный анализ становления деловой журналистики. Поэтому не затронуты многие черты ее развития. Не рассматривалась, в частности, и цензурная история деловой прессы. И хотя цензура периодических изданий XIX в. изучена достаточно полно1, исследователи не затрагивают вопрос эволюции контроля со стороны государства по отношению к материалам и изданиям именно делового сегмента в XIX веке.

Очень ценной для данного исследования оказалась работа И. А. Сурниной «Аскетическое служение промышленному миру.» (Ф. В. Чижовредактор «Вестника промышленности» и «Акционера»), в частности, таблица «Экономические издания 1857−1865 гг.», в которой представлен контекст деловых печатных изданий конца 1850-х — начала 1860-х годов. В этой работе проанализированы причины роста специализированных периодических изданий в конце 1850-х годов, среди которых особняком стояли промышленные, сельскохозяйственные, торговые газеты и журналы. Именно они, по мнению автора, представляют наибольший интерес, поскольку ставили перед собой четкие задачи — отстаивание политических и экономических интересов торгово-промышленной буржуазии, освещение нужд промышленности. Автор отмечает, что особенно много подобных печатных органов появилось в период с 1857 по 1863 год.

Новизна работы заключается в том, что в ней впервые комплексно и системно рассматривается история газеты «Биржевые ведомости» (1861.

1 См., напр.: Щебальский П. К. Исторические сведения о цензуре в России. СПб., 1862- Скабичевский А. М. Очерки истории русской цензуры (1700 — 1863). СПб., 1892- Арсеньев К. К. Законодательство о печати. СПб., 1903; Лемке М. К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. СПб., 1904; Лемке М. К. Эпоха цензурных реформ 1850 — 1865 гг. СПб., 1904; Энгельгардт Н. Очерки истории русской цензуры в связи с развитием печати (1703−1903). СПб., 1904; Розенберг Вл., Якушкин В. Русская печать в прошлом и настоящем. М., 1905; Чернуха В. Г. Правительственная политика в отношении печати: 60−70-е годы XIX века. Л., 1989; Жирков Г. В. История цензуры в России XIX — XX вв. М., 2001; Патрушева Н. Г. Цензор в государственной системе дореволюционной России (вторая половина XIX — начало XX века). СПб., 2011; и др.

2 Сурнина И. А. «Аскетическое служение промышленному миру.» (Ф. В. Чижов — редактор «Вестника промышленности» и «Акционера»), М., 2011. С. 217.

3 Сурнина И. А. Ф. В. Чижов — журналист (журнал «Вестник промышленности», газета «Акционер»): Автореф. канд. дисс. М., 2010. С. 17.

1874) и других проектов К. В. Трубникова как значимых явлений делового мира России того времени. Личность К. В. Трубникова представлена во всем многообразии его творческой деятельности. В научный оборот вводятся новые архивные документы и неисследованные материалы.

Объектом данного исследования стала информационно-издательская деятельность К. В. Трубникова по созданию органов периодической печати деловой направленности и телеграфного агентства. Предметом исследования является становление деловых изданий в условиях капитализации журналистики.

Цель данной работы — исследовать создание К. В. Трубниковым во второй половине XIX века информационно-издательского комплекса в аспекте коммерциализации журналистики и проанализировать на примере этого комплекса формирование и функционирование деловой журналистики.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

— показать особенность творческой биографии Трубникова, его пути в журналистику;

— рассмотреть становление Трубникова как журналиста и формирование его интереса к деловой сфере;

— проследить развитие деловой журналистики в XIX веке в контексте процессов коммерциализации во второй половине XIX века;

— комплексно изучить газету «Биржевые ведомости» как типологическое явление деловой прессы XIX века;

— изучить спутники «Биржевых ведомостей» — второе издание и «Вечернюю газету»;

— рассмотреть историю создания первого в стране телеграфного агентства и участие в этом предприятии Трубникова;

— изучить публицистическое наследие издателя, которое тесно связано с его практической деятельностью.

Методологической основой работы являются традиционные методы исторических исследований. Использованы сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы, применяется системный подходизучение предмета как части целого, позволяющий показать место и роль издательской деятельности Трубникова в процессе развития российской журналистики. В работе используются также биографический, описательный методы, контент-анализ, метод типологизации.

Хронологические рамки исследования: вторая половина XIX — начало XX вв. — период активной журналистской деятельности Трубникова по созданию информационно-издательского комплекса.

В исследовании представлена объемная эмпирическая база, в которую входят государственные постановления, правительственные распоряжения, другие официальные документы, мемуары и периодика того времени.

Основным источником периодической печати стала газета «Биржевые ведомости». Для выявления особенностей издания также привлекались материалы из газет «Северная почта», «Современное слово», «Московские ведомости».

При разработке темы автором были изучены «Биржевые ведомости» и «Вечерняя газета» за годы их существования под руководством Трубникова (1861−1874).

Существенную роль для раскрытия вопросов, связанных не только с самой газетой «Биржевые ведомости», но и в целом с развитием деловой прессы в XIX веке, сыграло обращение к Полному собранию законов Российской империи, а также сборникам постановлений и распоряжений по делам печати и по цензуре.

В исследовании представлены и анализируются также документы сборников правительственных распоряжений по управлению питейно-акцизными сборами (выпуски I, II, III, V). Эти материалы дают возможность проследить историю взаимоотношений издания с правительством, а также полнее выявить и проиллюстрировать особенности типологии «Биржевых ведомостей».

Существенное значение для анализа издания имеет и мемуарная литература: дневники, воспоминания лиц, так или иначе связанных с «Биржевыми ведомостями» и их издателем.

В процессе работы над диссертацией, изучения истории создания изданий и их цензурной истории автор обращался к документам, хранящимся в РГИА (фонды Санкт-Петербургского цензурного комитета, Главного управления по делам печати, Министерства финансов, Министерства почт и телеграфов и др.):

— Дело об издании газеты «Биржевые ведомости» 1865−1880;

— Дело об издании «Вечерней газеты»;

— Дело об учреждении в Петербурге телеграфного агентства Трубникова и о разрешении передачи депеш политического содержания;

— Дело об издании в Петербурге бюллетеней «Телеграммы РТА» и др.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что опыт издателя Трубникова в русле развития деловой журналистики и капитализации прессы не утратил значения и для современной издательской практики.

Полученные результаты исследования могут найти применение как в разработке базовых и специальных курсов по истории журналистики, так и в практической журналистской деятельности.

В качестве научно-практического значения результаты исследования могут быть использованы при разработке общего курса по истории русской журналистики XIX в., а также при подготовке специального курса по формированию деловой журналистики России.

Апробация исследования. Основное содержание работы было апробировано на научно-практических конференциях СПбГУ («Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи»), в Музее-квартире Н. А. Некрасова, докладах на кафедре, а также в лекциях и семинарских занятиях по курсу «История русской журналистики XIX в.». По теме исследования опубликовано 12 научных статей, в том числе 3 в журналах из списка ВАК («Вестник Санкт-Петербургского Университета" — «Известия Южного Федерального университета. Филологические науки" — «Медиальманах»).

Структура диссертации определяется целью исследования и поставленными задачами и основывается на системно-хронологическом принципе. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также 7-ми приложений, в которые включены полные тексты некоторых особенно ценных документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Деловая журналистика в условиях капитализма — один из наиболее востребованных сегментов медиа.

Развитие в России второй половины XIX века деловой сферы, ставшее следствием комплекса политических, экономических, социальных причин, обусловило и более активное формирование деловой журналистики. Она стала естественным ответом на вызовы нового времени капитализации России. Зародившись в универсальных изданиях, она постепенно самоопределялась как одно из направлений специализированной прессы, представляя ее разновидности: финансово-политические, финансово-экономические, статистические. Появление в издательской сфере людей делового мира — коммерсантов, владельцев предприятий, банкиров в значительной степени способствовало укреплению статуса деловой журналистики и стимулировало ее развитие.

В числе пришедших в журналистику деловых людей особое место принадлежит К. В. Трубникову, который стал не только последователем первых деловых изданий, но и зачинателем многих новых явлений, предопределивших развитие отечественной периодической печати и продолжающих сохранять актуальность для современной практики.

Творческий путь К. В. Трубникова был сложен и неоднозначен. Неистощимый на инициативу, он в полной мере сумел реализовать лишь часть своих издательских замыслов. Несомненно, что личность и творческая биография Трубникова наложила отпечаток на оценку его деятельности в глазах современников, поэтому в их скупых воспоминаниях он предстает как противоречивая фигура, масштабная в своих замыслах, но не всегда способная их реализовать.

Трубников был издателем и редактором периодических изданий, которые в основе своей носили финансово-экономический характер. Наиболее успешная его газета «Биржевые ведомости» (1861−1874) стала не только первопроходцем в формировании типа деловой прессы капитализирующейся России, но и своего рода площадкой для издательского эксперимента по выпуску разноформатных прибавлений и организации информационной службы.

Деловая сфера и деловая пресса пореформенной России являлись взаимосвязанными и взаимообусловленными явлениями, определявшими направления их развития и породившими целую серию изданий, среди которых заметное место занимали издания Трубникова.

Созданием «Биржевых ведомостей» Трубников принял участие в развитии и становлении специализированной деловой прессы, появление которой, в свою очередь, стало логичным, обусловленным временем и закономерным откликом на запросы аудитории и следствием набиравших обороты процессов, связанных со сферой экономики, финансов и торговли.

История «Биржевых ведомостей» в полной мере отразила потребность капитализирующейся России в специализированном издании и трудности его становления и выживания. В первый период это было тесное взаимодействие с правительственными структурами, что позволило газете «встать на ноги». Конструктивное, взаимовыгодное сотрудничество с властью заложило основу экономической «устойчивости» газеты. Это позволило Трубникову заручиться поддержкой и выпускать издание, хоть и в определенных рамках, но «под крылом» Министерства финансов. В дальнейшем «Биржевые ведомости» отправились в собственный самостоятельный путь по обретению содержательной наполненности и экономической сбалансированности в рамках нарастающей газетной конкуренции.

После нескольких выпусков «Биржевых ведомостей» Трубников инициировал развитие приложений к изданию. Серия разных по формату, содержанию, читательскому адресату и другим признакам газет (утреннее издание «Биржевых ведомостей», вечернее издание «Биржевых ведомостей», «Вечерняя газета») являлась откликом на запросы формирующегося газетного рынка, стремлением предугадать его конъюнктуру, стала новшеством в издательском деле того времени. Практика изданий разного формата, примененная Трубниковым во время руководства «Биржевыми ведомостями», с успехом используется и сегодня, когда одно издание может иметь несколько прибавлений и приложений (разного назначения) или выходить в свет в нескольких вариантах, удовлетворяя разный спрос читателя.

Создание «Биржевых ведомостей» как газетного объединения стало значительным явлением деловой прессы XIX века: сопутствующие «Биржевым ведомостям» второе издание и «Вечерняя газета», являющиеся спутниками основного издания, знаменуют начало новой практики, которая была заложена тогда и продолжает успешно применяться сегодня. Подтверждением тому является современный опыт разноформатных изданий под одной вывеской от «Коммерсанта» или «РБК».

Организация Трубниковым первого в стране телеграфного агентства (Русское Телеграфное Агентство 1866 года) стала логическим итогом развития информационных технологий тех лет и внедрения их в газетное производство. Централизованные органы газетной информации в силу технических, политических, экономических, социальных и других причин стали возникать в России после 1860-х годов. Факт создания первого из них свидетельствовал о начале нового этапа в развитии отечественной прессы. Таким образом, Трубников явился родоначальником первых в стране телеграфных агентств, без которых сложно представить сегодняшнюю информационную среду.

Эти и другие проекты Трубникова, его многочисленные продолжительные и кратковременные издания являются богатым опытом отечественной журналистики, представляющим интерес и для современной издательской практики.

Его информационно-издательский комплекс, объединивший издания разных форматов и успешно развивавшееся телеграфное агентство, позволили ему выйти в лидеры поставщика деловой информации. В ряду других крупных издателей второй половины XIX века, сумевших с размахом организовать издательские предприятия и фирмы (А. А. Краевский, А. С. Суворин, И. Д. Сытин), деятельность Трубникова занимает достойное место.

Накопленный им за долгие годы практический опыт в журналистике получил отражение в публицистике издателя. Осмыслив современные ему процессы, Трубников представил свои воззрения в серии книг и брошюр, в которых выступил как аналитик с глубокими исследованиями по многим вопросам, касающимся экономической жизни России, места журналистики в этих процессах. Эта сторона его деятельности и его воззрения еще нуждаются в более детальном изучении.

Понимая природу журналистики и осознавая ее общественный статус, Трубников в XIX веке практически и теоретически поставил на повестку дня ряд актуальных, общественно-значимых вопросов, которые и поныне волнуют профессиональное журналистское сообщество.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Полное собрание законов Российской империи. 2 собр. Т. I. С 12декабря 1825 по 1827. СПб., 1830. С. 550−571.
  2. Полное собрание законов Российской империи. 2 собр. Т. XXXIII.
  3. Отделение первое. 1858. СПб., 1860. С. 64−65.
  4. Полное собрание законов Российской империи. 2 собр. Т. XXXVII.
  5. Отделение первое. 1862. СПб., 1865. С. 430−431. (Временные правилапо Цензуре 1862 г.)
  6. Полное собрание законов Российской империи. 2 собр. Т. ХЬ. Отделение первое. 1865. СПб., 1867. С. 396−406. Сборник постановлений и распоряжений по делам печати 1865 года. СПб, 1866.
  7. Сборник постановлений и распоряжений по делам печати с 5 апреля 1865 г. по 1 августа 1868 г. СПб, 1868.
  8. Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862 год. СПб, 1862.
  9. Сборник правительственных распоряжений по управлению питейно-акцизными сборами. Выпуск I. СПб, 1866.
  10. Сборник правительственных распоряжений по управлению питейно-акцизными сборами. Выпуск II. СПб, 1863.
  11. Сборник правительственных распоряжений по управлению питейно-акцизными сборами. Выпуск III (с 1 января по 1 сентября 1863). СПб., 1864.
  12. Сборник правительственных распоряжений по управлению питейно-акцизными сборами. Выпуск V (с 1 марта по 1 сентября 1864). СПб., 1864.
  13. Сборник распоряжений по делам печати (С 1863 по 1-е Сент. 1865 года). СПб., 1865.
  14. Собрание материалов о направлении различных отраслей русской словесности за последнее десятилетие и отечественной журналистики за 1863 и 1864 г. СПб., 1865.
  15. Статьи для руководства и исполнения почтовых мест, помещенные в официальном отделе Биржевых ведомостей. СПб., 1865−1866. 2. Архивные материалы:
  16. ОР РНБ. Ф. 391. № 779. Архив А. А. Краевского. Письмо П. С. Усова (28 декабря 1873).
  17. РГИА. Ф. 274. Оп. 2. Ед. хр. 295. О составленном К. В. Трубниковым и К. И. Гуцевичем проекте метрополитена в г. Москве. 1901 г. РГИА. Ф. 560. Оп. 21. Ед. хр. 533. 17 л. Дело об учреждении Российского Телеграфного Агентства. 1889−1890.
  18. РГИА. Ф. 560. Оп. 21. Ед. хр. 541. 171 л. Дело по ходатайствам К. В. Трубникова о вознаграждении за убытки от издания «Биржевых ведомостей» и субсидии на издание «Экономических ведомостей». 18 901 900 гг.
  19. РГИА. Ф. 560. Оп. 38. Ед. хр. 174. Всеподданнейшее прошение К. В. Трубникова о возмещении средств, затраченных им на услуги ведомству Министерства финансов.
  20. РГИА. Ф. 565. Оп. 1. Ед. хр. 4592. 2 л. Дело об отпуске средств издателю газеты «Биржевые ведомости» К. В. Трубникову за печатание в газетераспоряжений Министерства Финансов. Департамент казначейства Министерства Финансов. 1864 г.
  21. РГИА. Ф. 574. Оп. 6. Ед. хр. 129. 14 л. О пособии редактору газеты «Биржевые ведомости». 1863 г.
  22. РГИА. Ф. 776. Оп. 11. Ед. хр. 154 4.1. JI. 211. Характеристика газеты «Биржевые ведомости». 1871 г.
  23. РГИА. Ф. 776. Оп. 12. Ед. хр. 103. Записка К. В. Трубникова о состоянии провинциальной печати.
  24. РГИА. Ф. 776. Оп. 3. Ед. хр. 497. Лл. 11−14. Дело об издании в Петербурге бюллетеней «Телеграммы РТА».
  25. РГИА. Ф. 777. Оп. 2. Ед. хр. 28. Характеристика направления газеты «Биржевые ведомости». Л. 17. 1870.
  26. РГИА. Ф. 777. Оп. 2. Ед. хр. 85. Дело об издании бюллетеня «Телеграммы РТА».
  27. РГИА. Ф. 777. Оп. 2. Ед. хр. 80. Дело об издании газеты «Биржевые ведомости» 1865−1880.
  28. РГИА. Ф. 777. Оп. 2. Ед. хр. 83. 44 л. Дело об издании «Вечерней газеты». 1865 г.
  29. РГИА. Ф. 777. Оп. 2. Ед. хр. 125. 31 л. Дело о соединении «Русской коммерческой газеты» с «Журналом для акционеров» в одно издание последних.
  30. РГИА. Ф. 1289. Оп. 1. Ед. хр. 2385. Лл. 26. Дело об учреждении в Петербурге Телеграфного агентства Трубникова и о разрешении передачи депеш политического содержания.
  31. РГИА. Ф. 1289. Оп. 1. Ед. хр. 2807. Об открытии в России телеграфных контор и агентств. 1868 г. 3. Периодическая печать:
  32. Биржевые ведомости. 1861, 1862, 1863, 1865, 1866, 1867, 1870, 1871, 1874. Вечерняя газета. 1866, 1867, 1869, 1870, 1874. Киевская газета. 1904. Декабрь. Московские ведомости. 1863.
  33. Новгородские губернские ведомости. 1866. 30 декабря. № 52.1. Новое время. 1877. № 404.
  34. Новости и биржевая газета. 1904. Декабрь.
  35. Правительственный вестник. 1874. Сентябрь.
  36. Русская старина. 1912. № 11.
  37. Северная почта. 1862. Июнь. № 120.1. Современник. 1860. № 12.
  38. Современное слово. 1863. Март. № 51.4. Мемуары:
  39. Буланова-Трубникова О. Странички воспоминаний // Былое. 1924. № 24. С. 47−94.
  40. Буланова-Трубникова О. К. Три поколения. М.- Д., 1928. 86 с.
  41. А. И. Собр. соч.: В 30 т. Т. 20. Кн.1. М., 1960.
  42. В. Г. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1954. С. 288 291.
  43. В. Г. История моего современника. Собр. соч.: В 5 т. Т. 4. Л., 1990. С. 281−288.
  44. А. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям. В 2 т. М., 1984. Лесков Н. С. Собр. Соч.: В 11 т. Тт. 10, U.M., 1958.
  45. Р. И. Среди отошедших (из моих воспоминаний) // Исторический вестник. 1917. № 4. С. 137−143.
  46. Р. И. Среди отошедших (из моих воспоминаний) //
  47. Исторический вестник. 1917. № 5−6. С. 382−397.
  48. П. С. Из моих воспоминаний // Исторический вестник. 1882. № 3. С. 645.651.
  49. П. С. Из моих воспоминаний // Исторический вестник. 1882. № 7. С. 625−651. 5. Книги:
  50. К. В. Об издании новой ежедневной газеты «Русский голос». СПб., 1901. 4 с.
  51. К. В. Очерки внешней торговли России. Наши барыши наши убытки. СПб., 1864. 16 с.
  52. К. В. Печать как власть настоящего над будущим. СПб., 1899. 26 с.
  53. А. И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985. 96 с.
  54. А. И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика. Ростов-на-Дону. 2002. 368 с.
  55. . П. Политическая реакция 80-х годов XIX века и русская журналистика. М., 1971. 315 с.
  56. А. Д. Министерство финансов. 1802 1902. Исторический очерк. Киев, 1903. 106 с.
  57. А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX-1914 г. М., 1984. 151 с.
  58. Н. А. Российское телеграфное. М., 1976. 120 с.
  59. И. Ф. Банки и промышленность в России до 1917 г. М., 1927. 330с.
  60. А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: Итогии перспективы. М., 2001. 362 с.
  61. Д. Д. Наши бумажные ценности. СПб., 1870. 42 с.
  62. . Е. А. А. С. Суворин: человек, сделавший карьеру. М., 1998. Есин Б. И. Путешествие в прошлое (газетный мир XIX века). М., 1983. 160 с.
  63. . И. Русская газета и газетное дело в России. Задачи и теоретико-методологические принципы изучения. М., 1988. 132 с. Есин Б. И. Русская дореволюционная газета. 1702 1917 гг. Краткий очерк. М., 1971. 88 с.
  64. Книга в России. 1861 1881. Тт.: 2, 3/ Под ред. Фролова. М., 1990.
  65. В. Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (18 611 900). М, 1974. 300 с.
  66. П. В. Санкт-Петербургская биржа и российский рынок ценных бумаг (1703−1917). СПб, 2004. 576 с.
  67. Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / ф-т журн. С.-Петерб. гос. ун-та / Под общ. ред. М. А. Шишкиной- науч. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб, 2009. 324 с.
  68. Новое время" (1876−1916 гг.). Исторический очерк. Пг. 1916. Пальгунов Н. Г. Основы информации в газете. ТАСС и его роль. М, 1955. 572 с.
  69. Н. Г. Заметки об информации. М, 1967. 104 с. Периодические издания Министерства Финансов. 1865 1915. Пг, 1915. 115 с.
  70. Ю. А. Информационное агентство: стиль оперативныхсообщений. М, 2000. http://evartist.narod.ru/textl9/018.htm.
  71. Ю. В. Публицисты Великой французской революции. М, 1989. 175с.
  72. Предпринимательство и предприниматели России. СПб. 1997. 352 с.
  73. Проблемы информации в печати. М., 1971. 310 с.
  74. В. А., Якушкин В. Е. Русская печать и цензура в прошлом и настоящем. М., 1905. 251 с.
  75. Рууд Чарльз. Русский предприниматель московский издатель Иван Сытин. М., 1996.
  76. В. И. Зарубежные информационные агентства. СПб., 2006. 387 с. Сергачев В. Я. Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития. СПб., 2000.
  77. К. А. Наши государственные и общественные деятели. СПб., 1890.
  78. Е. С. Петербургская универсальная газета конца XIX века. СПб., 2004. 375 с.
  79. В. Биржа и биржевые операции. СПб., 1892. 102 с. Сурнина И. А. «Аскетическое служение промышленному миру.» (Ф. В. Чижов редактор «Вестника промышленности» и «Акционера»). М., 2011.456 с.
  80. Типологическое развитие журналистики: сб. науч. тр. / под ред. А. И. Станько. Ростов-на-Дону, 1993. 176 с.
  81. Типология журналистики. Вопросы методологии и истории / под ред. Е. А. Корнилова. Ростов-на-Дону, 1987. 160 с.
  82. Типология периодической печати. Проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики: учеб. пособие / под ред. Я. Н. Засурского. М., 1995. 144 с.
  83. Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др. / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2007. 236 с.
  84. Типология периодической печати. Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2009. 236 с.
  85. Р. П. Экономическая история. М., 2007. 464 с. Шепелев Л. Е. Акционерные компании в России. Л., 1973. 347 с.
  86. Rantanen Т. Foreign news in Imperial Russia: The relationship between International and Russian News Agencies (1856−1914). Helsinki. 1990. Rantanen T. When news was new. Oxford. 2009. 2. Статьи:
  87. A. H. Русские газеты и крупный капитал // Вопросы истории. 1977. № 3. С. 113−120.
  88. А. Н. Биржевая пресса России // История СССР. 1980. № 2 (март-апрель). С. 134−145.
  89. . И. Запрещение розничной продажи газет как средство ограничения свободы печати // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1967. № 6. С. 70−71.
  90. . И. Государственные меры поощрения прессы в России конца XIX начала XX в. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1995. № 4. С. 23−27.
  91. JI. А. Русский журналист деловой партнер Ю. Рейтера (К истории издания газеты «Посредник промышленности и торговли» П. С. Усова), http://www.mediascope.ru/node/214
  92. С. Н. Газетное дело и газетные люди // Русская мысль. 1906. № 10. С. 1−16.
  93. В. С. Деловая пресса России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994. № 5. С. 3−8.
  94. И. Газетная жизнь // Современный мир. 1908. № 11. С. 83−98.
  95. В. Я. Русские капиталисты и периодическая печать // История СССР. 1972. № 1. С. 26−47.
  96. . Я. Деловое издание в лабиринте медиарынка // Журналистика: исследования методология — практика: Сб. статей / Отв. ред. Г. В. Жирков. СПб., 2004. С. 120−135.
  97. Е. И. Перспективы развития деловой прессы в России //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. № 5. С. 44−51. Мурзин Д. А. Очерк типологии деловой прессы // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2003. № 2. С. 64−75.
  98. А. В. Экономические журналы первой четверти XIX в. // Общественная мысль в России XIX в. Труды ЛОИИ АН СССР, вып. 16. Л., 1986. 248 с.
  99. И. Печать и капитал // Журнал журналов. 1916. № 27. С. 3−4. Слонимский Л. 3. Периодическая печать и капитализм // Вестник Европы. 1910. № 7. С. 286−296.
  100. П. К. Ведомственная цензура в России при Николае I // Вопросы истории. 2004. № 7. С. 139−145.
  101. И. В. Н. С. Лесков в «Биржевых ведомостях» и «Вечерней газете» (1869 1871) // Уч. Зап. Ленингр. Ун-та. 1960. № 295. Вып. 58. С. 87- 120.
  102. М. В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2003. № 2. С. 12−32.
  103. В. Е. Кризисы финансовой системы Российской империи // Вопросы истории. 2001. № 2. С. 32−45.3. Авторефераты диссертаций:
  104. К. Е. Социальная ответственность деловых СМИ: опыт взаимодействия с властью и бизнесом в условиях экономического кризиса: Автореф. канд. дисс. СПб., 2010. 22 с.
  105. Лим А. В. Специализированные издания как фактор развития бизнес-коммуникаций: Автореф. канд. дисс. М., 2006. 26 с.
  106. Е. И. Деловое издание в системе периодической печати: Типообразующие факторы, характер становления и развития: Автореф. канд. дисс. М., 1998.
  107. И. А. Ф. В. Чижов журналист (журнал «Вестник промышленности», газета «Акционер»): Автореф. канд. дисс. М., 2010. 30 с.
  108. М. А. Нижегородская деловая пресса на современном этапе (начало XXI в.): Автореф. канд. дисс. Воронеж, 2009. 22 с. III. Справочники. Энциклопедии. Словари.
  109. Биржевые ведомости // Большая Советская Энциклопедия, т. 3. М., 1977. Биржевые ведомости // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь, т. V. СПб., 1892.
  110. Вечерние газеты // Большая Советская Энциклопедия, т. 4. М., 1977. Вечерняя газета // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь, т. VI. СПб., 1892.
  111. Русская периодическая печать (1702 1894). Справочник/ Под ред. А. Г. Дементьева, А. В. Западова, М. С. Черепахова. М., 1959. 835 с. Русское телеграфное агентство // Большая Советская Энциклопедия, т. 22. М., 1977.
  112. Сборник сведений о повременных изданиях (по 1 ноября 1870 г.). СПб., 1870. 296 с.
  113. Сборник сведений о частных повременных изданиях, выходящих в Санкт-Петербурге и Москве. СПб., 1865. 102 с.
  114. Трубников // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь, т. XV. СПб., 1901.
Заполнить форму текущей работой