Формы и особенности использования мобильных сервисов в СМИ: российский и зарубежный опыт
Изменились требования к новостной информации. Новости будущего будут целевыми. Они будут представлять жизненно важный интерес для небольших групп людей, а не нести широкие сведения большой аудитории (таргетинг СМИ): превалирование значимости содержания новомедийного контента над его массовостью. Кроме того, потребители медиа получат возможность самостоятельно выбирать, что потреблять и когда. Они… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Информатизация общества и конвергенция СМИ
- 1. 1. Появление информационного общества
- 1. 2. Влияние информатизации на СМИ
- 1. 3. От информатизации к коммуникации
- 1. 4. Конвергенция СМИ
- 1. 4. 1. Телевидение
- 1. 4. 2. Радио
- 1. 4. 3. Печатные СМИ
- 1. 5. СМИ в информационном обществе
- Глава 2. Особенности применения новейших информационных и коммуникационных технологий в СМИ
- 2. 1. Определение мобильных СМИ и правомочность их выделения в отдельный вид СМИ с точки зрения теории журналистики
- 2. 2. История появления мобильных сервисов
- 2. 2. 1. Распространение мобильных телефонов: динамика и значение
- 2. 2. 2. Виды мобильных сервисов по содержанию и по способу реализации
- 2. 3. Достоинства и недостатки мобильных сервисов
- 2. 3. 1. Примеры и изучение внедрений мобильных сервисов в СМИ за рубежом (США и Европа). Сравнительный анализ с российскими СМИ
- 2. 3. 2. Примеры и изучение внедрений мобильных сервисов в СМИ России. Сравнительный анализ между собой
- 2. 4. Классификация СМИ, использующих мобильные сервисы: жизнеспособность мобильных СМИ, не имеющих «материнского» традиционного СМИ
- 2. 5. Мобильные СМИ с точки зрения журналиста
- 2. 5. 1. Изменение формата материала при использовании сервисов по сравнению с традиционными материалами (на промерах)
- 2. 5. 2. Изменение времени подготовки материала
- 2. 5. 3. Интерактивные возможности для журналиста: двусторонняя коммуникация с потребителем информации
- 2. 5. 4. Образ современного журналиста мобильных СМИ
- 2. 6. Мобильные сервисы с точки зрения потребителя информации
- 2. 6. 1. Выбор потребителем сюжета и содержания
- 2. 6. 2. Изменение системы построения рейтингов
- 2. 7. Мобильные сервисы с точки зрения редакции
- 2. 7. 1. Изменения в работе редакции, создание и развитие специализированного агентства
- 2. 7. 2. Таргетинг (узкая фокусировка) и фактор времени: изменение содержания и тематики издания -узконишевые СМИ
- 2. 7. 3. Рентабельность мобильного СМИ
- 2. 8. Мобильная журналистика как основное направление или мобильные сервисы как прикладной инструмент
- Глава 3. Создание и функционирование проекта Ехроmoblog.com: опыт практического внедрения сервисов
- 3. 1. Идея проекта Expo-moblog.com. Первый российский моблог
- 3. 2. Реализация проекта Expo-Moblog
- 3. 3. Анализ зарубежного опыта работы СМИ-моблогов
- 3. 4. Результаты проекта Expo-Moblog
- 3. 5. Систематизация вариантов использования мобильных сервисов (программные, технические и финансовые возможности)
Формы и особенности использования мобильных сервисов в СМИ: российский и зарубежный опыт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
.
Развитие новейших информационных и коммуникационных технологий на рубеже XX—XXI вв. оказало сильное влияние на все сферы жизнедеятельности современного общества. Если в науке человечество как вид классифицируется как «человек разумный» (Homo Sapiens), то теперь логично было бы внести дополнение: Человек разумный ИНФОРМАЦИОННЫЙ. Действительно, недавно появившийся термин «информационное общество» отражает новейшие тенденции времени, в корне отличающиеся от прошедших веков истории человечества. Процесс информатизации общества в первую очередь отразился именно на средствах массовой информации (СМИ) как систематизаторах, носителях и трансляторах информации. В данном исследовании мы обратимся именно к такой актуальной на сегодняшней день теме, как влияние новых технологий на развитие СМИ: будут проанализированы научно-технические процессы, которые произошли на рубеже веков, к каким последствиям они привели, что нового принесли в средства массовой информации и коммуникации. Также будет определено информационное общество, его проблемы и характеристики. Особое внимание уделено Интернету, его влиянию на традиционные СМИ, история развития которых также будет рассмотрена, и такому явлению, как конвергенция. Кроме того, будет выделена и охарактеризована новая группа так называемых мобильных СМИ (в сравнении с традиционными видами СМИ). Отдельно будут рассмотрены и определены их место и роль в качестве информационного средства нового поколения. Также немалое внимание будет уделено такой актуальной проблеме с точки зрения профессиональной специализации, как формирование кадров новой — мобильной журналистики.
Научная новизна исследования.
Поскольку информационное обновление активно продолжается, и чтобы все изменения, которые оно вносит в жизнь общества, укоренились в нем, необходимо еще несколько лет, пока о глубоких научных исследованиях в данной области говорить не приходится, ведь большое видится на расстоянии, и оценить масштабно происходящее сегодня как факт можно будет лишь спустя годы. На научной основе осмыслить процесс эволюции СМИ и журналистики с появлением новейших технологий сегодня пытаются сами участники процесса — журналисты, а также специалисты кафедр журналистики в ВУЗах, в контексте совершенствования программ подготовки профессиональных кадров. Новизной настоящей работы в рамках общего потока научных работ по данной тематике является попытка автора доказать, что мобильные СМИ являются новой, отдельной и самостоятельной группой СМИ наравне с традиционными СМИ: печатными, радиои телевидением, онлайн СМИ. И, как вывод из изложенного, лоббировать официальное научно-документальное оформление новой профессии — мобильного журналиста.
Степень научной проработки проблемы.
Тема исследования сочетает в себе два научных блока: блок информационных и коммуникационных технологий и блок журналистики. Информатика как наука сформировалась в середине XX века, начиная с основополагающих работ американского ученого Норберта Винера (Norbert Wiener)1. Но на начальном этапе эта часть научного знания рассматривалась как теоретическая основа математических алгоритмов машинной обработки информации. Это была.
1 Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. эпоха создания алгоритмических языков и пользовательских терминалов для программирования прикладных задач на ЭВМ. Эти и многие другие задачи, связанные с обработкой и преобразованием больших массивов информации объединялись в раздел науки под названием теоретическая л кибернетика (Э. Бауэр и др.). Наряду с развитием технологий обработки массивов данных активно разрабатывались методы получения сведений по этим данным, то есть фактически новой, но уже вторичной информации, которая применялась для автоматизации управления, принятия решений в сложных областях науки и техники и носило название «искусственный интеллект» (Д.А. Поспелов). С этим связано то, что, начиная с середины XX века, ученые употребляют в отношении меняющейся парадигмы общественного развития такие термины, как «информационное», «технотронное», «сверхиндустриальное» (Э. Тоффлер4), «информациональное» (М. Кастельс5) общество, «общество знания». Различные аспекты теории общества нового типа рассматриваются в трудах зарубежных ученых-футурологов: М. Маклюэна6, Н. Негропонте7 и др. Подробный обзор концепций информационного общества приводит Ф. Вебстер в книге «Теории о информационного общества». Франк Вебстер рассматривает теорию информационного общества как результирующую и включающую в себя как минимум две группы теорий. К первой группе он относит теории, которые считают современное информационное общество исторически 1.
Бауэр Э. Теоретические основы технической кибернетики. М., 2003.
3 Поспелов Д. А. История искусственного интеллекта до середины 80-х годов // Новости искусственного интеллекта, 1994, № 4- Поспелов Д. А. Новые информационные технологии — это те ключи, которые откроют нам путь в новое общество // Новости искусственного интеллекта, 1994, № 6.
4 Toffler A. The Third Wave. Bantam Books, 1981; Toffler A. Future Shock. New York, 1975.
5 Кастельс M. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. М., 2004; Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель. М., 2002.
6 Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. М., 2003.
7 Негропонте Н. «Being Digital» («Цифровое Бытие»). М., 2001.
8 Вебстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004. уникальным явлением, то есть качественно отличающимся от всех предыдущих форм существования общества: теории постиндустриального общества (Д. Белл9 и др.) — постмодернистские теории об обществе и культуре (Ж. Лиотар10, Ж. Бодрийяр11) — теории о гибкой (приспосабливающейся) специализации {flexible specialisation, JI. 12.
Хершхорн) — теории, подчеркивающие информациональный тип развития (М. Кастельс). Еще до возникновения Интернета М. Кастельс в работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» говорил о наличии тенденций, ведущих к появлению новой системы электронной коммуникации. Среди отличительных черт данной системы он выделял ее глобальный масштаб, интегрирование всех средств массовой информации и потенциальную интерактивность. Кроме того, М. Кастельс отмечал, что она «уже меняет нашу культуру и изменит ее необратимо».13 Вторая группа теорий хотя и признает, что информация имеет ключевое значение для современного мира, но считает, что утверждения о революционном отличии нынешнего этапа развития человечества от всех предшествующих, не имеют под собой оснований. Этот взгляд на современное общество объединяет пять направлений: неомарксизмтеория регулированиягибкое накоплениетеории, анализирующие национальное государствотеории, построенные на понятии «общественная сфера».
Среди ученых, занимающихся по второму научному блоку настоящей диссертации, можно отметить труды Я.Н. Засурского14,.
9 Белл Д. Социальные рамки информационного общества. М., 1980.
10 Лиотар Ж. Ф. Состояние Постмодерна. М., 1979.
11 Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.
12 Hirschhorn L. Reworking Authority: Leading and Following in the Post-Modern Organization. MIT Press: 1988.
13 Кастельс M. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. М., 2004, стр. 36.
14 Засурский Я. Н., Вартанова E.JI. Шкондин М. В. (ред.). Средства массовой информации России. М., 2005. который выделяет несколько аспектов, первичных для настоящего времени:
1. Глобальный медийный рынок, который создан новыми условиями развития массовой коммуникации в рамках околоземного информационного пространства;
2. Проблема качественно нового этапа развития человечества, который обозначают как информационное общество. Один из теоретиков постмодернизма Кришан Кумар во втором издании своей книги «От постиндустриального к постмодернистскому обществу"15 вставил новую главу — «Переосмысливая модернизм», где он пишет: «Мировая экономика еще остается капиталистической, но это капитализм, трансформированный информационализмом»;
3. Глобальное распространение информации создает возможности для широкого свободного общения на разных уровнях — вертикальном, горизонтальном, сетевом, массовом, групповом и индивидуальном. В любом случае это общение формирует новые глобальные публичные пространства, которые включают в себя национальные публичные пространства, создавая таким образом широкие возможности для развития глобального гражданского общества.
Анализ истории журналистики фокусируется, главным образом, на развитии средств передачи информации (начиная от устной передачи и заканчивая мобильными технологиями) и возникновении разных типов СМИ (печатные, радио, ТВ, онлайн). Особое внимание уделено изучению признаков СМИ в соответствии с теорией журналистики (работы Прохорова Е. П., Засурского Я.Н.) и права. При рассмотрении вопроса рентабельности СМИ использовался подход, предлагаемый в отдельных работах Вартановой Л. Е. (например, «Медиаэконимика зарубежных стран»). Также в работе из отечественных научных трудов в области.
15 Krishan Kumar. From Post-Industrial to Post-Modern Society. Oxford: 2005. теории журналистики были приведены отдельные точки зрения из работ Свитича Л. Г. и Ширяевой A.A. («Портрет российского журналиста в контексте времени»). Из зарубежных источников наибольшее влияние с точки зрения анализа журналистики оказала работа Д. Марка «Веб и журналистика: размышления о последствиях дифференциации типов новостных СМИ онлайн» (Deuze Mark, «The web and its journalism: considering the consequences of different types of newsmedia online»).
Важную группу источников информационной базы исследования составили данные действующих СМИ (примеры организационных структур, данные по структурированию прибыли в зависимости от внедрения мобильных сервисов, по ежегодному росту, по персоналу и т. д.), а также данные профильных организаций (IFRA, ГИПП, Gallup Media) по структуре отдельных видов СМИ и использованию мобильных сервисов в СМИ. Было проведено интервьюирование целевой аудитории СМИ (для анализа информационных запросов современных пользователей СМИ), журналистов, издателей и управляющих медиа-проектами (анализ изменений с точки зрения редакции).
Предмет исследования.
Таким образом, обобщим, что, в соответствии с современным научным подходом, предметом исследования являются новые (мобильные) СМИ информационного общества как глобальный экономико-политический, антропосоциальный и технологический проект, предполагающий управляемый цивилизационный переход к мировому общественному устройству, при котором доминирующую роль во всех областях жизни будет играть система массовых коммуникаций (СМК), реализованная с помощью компьютерных телекоммуникационных технологий, в частности технологий Интернета. Проектный, прогностический и сценарный характер самого информационного и общества проявляется в формулировке национальных программ и концепций перехода к информационному обществу и программ информатизации различных отраслей деятельности, прежде всего науки, образования, управления, политики и т. п.
Объект исследования.
Объектом настоящего исследования является деятельность мобильных и традиционных СМИ, формы и особенности использования мобильных сервисов в СМИ, мобильная журналистика, анализируемая на основе примеров зарубежного и отечественного опыта.
Хронологические рамки исследования охватывают современный период (с начала XXI века).
Научная проблема — определение форм и особенностей использования мобильных сервисов в СМИ для обоснования направлений в изменении работы редакций и подготовки журналистов для работы в данной медийной среде.
Практическая проблема — необходимость более активного внедрения технологических и организационных изменений в СМИ и процессах подготовки и распространения материалов с целью их полного соответствия запросам современной аудитории.
Гипотеза исследования: в ходе работы мы предположили и доказали, что мобильные СМИ могут выступать как отдельные самостоятельные СМИ, независимые от версий «материнских» традиционных СМИ.
Цели и задачи исследования.
Целью настоящего исследования является анализ информационного общества и влияния новейших информационных и коммуникационных технологий на СМИ как важнейший общественный сервис, а также, в частности, определение места мобильных СМИ как самостоятельного нового средства массовой информации, соответствующего потребностям информационного общества. Для достижения названных целей в работе были поставлены следующие задачи:
— Охарактеризовать современные информационные и коммуникационные технологии;
— Проанализировать требования информационного общества к информации и современным каналам ее передачи (СМИ);
— Рассмотреть особенности применения новейших информационных и коммуникационных технологий в СМИ на конкретных примерах.
Теоретическая, информационная и методологическая база исследования.
Тема и задачи исследования обусловили применение методов логики, обобщения, сравнительного и системного анализа. Теоретической базой для исследования послужат труды названных выше авторов. Информационная база исследования объединяет данные статистических агентств, аутентичную фактологическую информацию по традиционным и новейшим СМИ из первоисточников (пресс-релизы СМИ, конференции).
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретические выводы исследования позволят переосмыслить роль традиционных и место новых мобильных СМИ в информационном обществе. Практическая значимость исследования заключается, кроме прочего, в обозначении и характеристике общих требований к такой новой профессии как мобильный журналист. Общая значимость работы состоит в попытке систематизировать современное положение различных каналов СМИ, обозначить их функциональность, перспективы, достоинства и недостатки, в особенности, учитывая возможность практического приложения выводов к реалиям сегодняшней России и мира в целом.
Положения, выносимые на защиту:
1) Эффективность и популярность СМИ зависит от использования современных мобильных технологий.
2) Мобильные сервисы изменяют структуру и содержание материалов, время их создания. Появляются новые требования к подготовке (обучению) и работе журналистов.
3) Рост популярности мобильных сервисов заставляет традиционные СМИ активно создавать свои «мобильные» версии.
4) Мобильные СМИ могут выступать отдельными СМИ, не зависящими от традиционных СМИ. Популярность и количество мобильных СМИ в мире и в России растет.
5) Практическим доказательством теоретических выводов работы стала полная и успешная реализация проекта первого российского моблога Ехро-МоЫс^.
Апробация работы.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и рекомендована к защите. Автор имеет 12 публикаций по теме диссертации. Теоретические выводы работы были апробированы на практике в ходе создания проекта Ехро-МоЬ^ как первого в России полноценного мобильного СМИ. Автором под научным руководством профессора Вартановой E.JI. и профессора Засурского Я. Н. была разработана схема реализации проекта, а также отобрана группа студентов старших курсов для участия в проекте в качестве мобильных корреспондентов. Для подготовки и реализации проекта были привлечены организации IFRA16 (зарубежный опыт) и ГИПП17 (финансирование, техническая поддержка, при активном участии Абова Е.А.).
Целью моблога18, помимо основной задачи своевременного, оперативного и качественного предоставления информации заинтересованной аудитории, было определено достижение практического доказательства зарождения нового типа СМИмобильных СМИ. В моблоге применялся уникальный формат материалов, разработанный в соответствии с возможностями современных мобильных устройств и информационными запросами аудитории. Задачами Проекта явилось также исследование и формулировка наиболее эффективной схемы организации работы моблога, требований к журналистам и редакции.
Изначально было решено реализовать Моблог как разовый событийный проект. Таким специализированным событием была выбрана самая популярная издательская выставка — Publishing Expo 200 519, являющаяся одним из важнейших тематических событий для.
16 IFRA: International Association for Newspaper and Media TechnologyМеждународная ассоциация издательских и медиа-технологий.
17 ГИПП: Некоммерческое партнерство «Гильдия издателей периодической печати», созданное в сентябре 1998 года по инициативе ряда ведущих российских издателей и объединившее более 370 компаний, в том числе более 250 региональных.
18 От англ. blog и mobile blog, «сетевой журнал или мобильный журнал» с возможностью просматривать и добавлять информацию с помощью мобильных устройств (телефон, карманный компьютер и т. д.).
19 Время проведения: 27 — 29 сентября 2005 года. Выставка представляет собой площадку для общения российских и иностранных участников медийного рынка, обмена опытом и технологиями. Участниками выставки, кроме прочих, явились: ИД «Коммерсантъ», «Пронто-Москва», холдинг «Проф-медиа», ИД АФС, Independent Media, ИД «Бурда», «EDIPRESSE-KONLIGA», «Экстра M Медиа», «Здоровье», «Секрет фирмы», TNS Gallup Media и другие. профессионалов в области СМИ в России. Реакция специалистов на Моблог была наиболее важна для нас, т.к. помимо профессиональной оценки проекта данная аудитория представляла собой потенциальных участников и лиц, заинтересованных в организации и работе будущих российских моблогов.
Основным результатом работы нашего проекта стала полная и успешная его реализация, доказавшая конкурентоспособность мобильных СМИ как отдельного полноценного вида СМИ. Моблог получил самые живые отзывы и реакцию профессиональной аудитории. В диссертации приведены подробный анализ и результаты работы проекта.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, содержащего словарь специфических терминов, использованных в работе.
Введение
формулирует общую проблематику исследования. Глава 1 и Глава 2 носят теоретический характер, а также содержат анализ соответствующих примеров. Глава 3 представляет собой практическое исследование на основе реализации Проекта Ехро-МоЫо§ как первого в России мобильного СМИ-моблога. В Заключении представлены тезисные выводы по работе. Содержание работы изложено на 185 страницах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Последние мировые тенденции развития мобильной журналистики однозначно свидетельствуют о формировании новой культуры потребления информации. И это уже реальность, в которой приходится работать тем, кто определяет редакционную политику тех или иных СМИ. Рынок достиг максимальной степени насыщенности по распространенности мобильных телефонов. В условиях постоянных изменений руководителям СМИ жизненно важно предугадывать тенденции будущего, чтобы идти в ногу со временем и быть экономически эффективными. И в этом смысле мобильный телефонобязательный атрибут современного человека — сам подсказывает СМИ возможность установить со своими потребителями тесные и доверительные отношения.
2. Мобильные телефоны хорошо сочетаются с другими медиа-средствами. В последние годы они способствовали тому, что телевидение из вещательного СМИ превратилось в интерактивное. Кроме того, мобильные телефоны способны активизировать читателей газет, точно так же как они активизировали телезрителей. Это позволяет создавать более качественный и интересный контент, а газеты получают в свое распоряжение инструмент для собственного возрождения. Наиболее дальновидные издатели уже давно принимают в расчет данный фактор при освоении альтернативных цифровых медиаканалов.
3. Изменились требования к новостной информации. Новости будущего будут целевыми. Они будут представлять жизненно важный интерес для небольших групп людей, а не нести широкие сведения большой аудитории (таргетинг СМИ): превалирование значимости содержания новомедийного контента над его массовостью. Кроме того, потребители медиа получат возможность самостоятельно выбирать, что потреблять и когда. Они не будут покупать газету рано утром или смотреть новости именно тогда, когда их показывают по телевизору. Они смогут сами выбирать удобное для себя время для получения разных услуг. С другой стороны, местонахождение и занятие будут определять тип информации, который может потребоваться в каждый определенный момент. Информационные услуги должны учитывать эти требования. Помимо значимости и доступности в нужный момент, чертой обновленных традиционных и новых мобильных СМИ является интерактивность: медиа-потребители хотят быть причастными к событиям, стремятся к диалогу с журналистами и репортерами. Они с удовольствием участвуют в опросах и голосованиях. Новые телепередачи вроде Pop Idol и Big Brother популярны, потому что судьба их участников зависит от телезрителей. Успех этих передач был усилен за счет использования мобильных телефонов. С персонификацией материалов также была откорректирована основная задача ньюз-румов — обеспечение своевременной доставки нужного контента по наиболее эффективной сети до мобильных терминалов, обслуживающих целевую аудиторию.
4. Последние годы ведутся разработки, направленные на совершенствование способов взаимодействия с Интернетом, и это касается не только технических средств (мобильных устройств), но и программного обеспечения. Наблюдается процесс конвергенции отдельных технологических механизмов, развивающихся бурными темпами, что, в свою очередь, ведет к конвергенции («мобилизации») СМИ.
В числе технических аспектов конвергенции: всеобщая связанность, сетевая автоматическая обработка, программирование бизнес-моделей, сетевое взаимодействие, стандартные интерфейсы программирования, распределительные и множественные вычисления, открытая идентификация, платформы с семантическими приложениями и т. д. Так, например, специалисты компании Google выпустили новый вариант мобильной версии своей поисковой системы, предназначенной специально для использования в мобильных телефонах, смартфонах и КПК. Теперь пользователям Google Mobile предлагается возможность поиска обычных веб-сайтов, wap-сайтов и картинок. Кроме того, пользователям предлагается возможность персонализации стартовой страницы, а также использования дополнительных сервисов (получения метеосводок, словаря, новостного сервиса Google News, а также почтового сервиса Google Mail).
В числе последствий конвергенции: наступление эры коллективных средств информации. Различия между профессионалами, любителями и пользователями постепенно размываются, что создает условия для появления сети различных программ и приложений. Следующее поколение Интернет-услуг, с его общественными сетевыми сайтами, виками81, мобильными устройствами и фолксономией82, развивает тенденцию к тесному сотрудничеству и взаимосвязи пользователей. Потребители воспринимают медиа и коммуникации как звенья одной ценностной цепочки, одной отрасли. Им не важно, где происходит взаимодействие. Им нужно, чтобы, включив телевизор, они увидели совмещенный продукт, способный скрасить их досуг. Большинство воспринимает медиа и телекоммуникации как разные отрасли. Однако если мы хотим добиться успеха на потребительских рынках, мы должны сделать так, чтобы этот успех пришел к отрасли медиа и телекоммуникаций одновременно.
81 Гипертекстовая среда, или веб-сайт с множеством авторов.
82 Социальное отражение реальности.
5. Разрабатываются новые варианты увеличения прибыльности. Важным аспектом для цифровых стратегий издателей является проблема оплаты контента. Большинство издателей не раз выражали свое раздражение нежеланием потребителей новых медиа платить за информацию. Однако эта проблема, как правило, воспринимается в искаженном виде. На большинстве рынков газетам всегда приходилось бороться за то, чтобы оправдать свои отпускные цены. Уже больше века издатели пытаются привлечь покупателей дополнительным содержанием. Во многих случаях доходов от продажи тиража недостаточно, чтобы покрыть затраты на распространение и маркетинг, не говоря о стоимости бумаги и работе редакции. Эти статьи расходов покрываются за счет рекламы. Читателей заманивают приложениями, рекламными секциями, журналами, конкурсами и промо-акциями, а также обилием прочей увлекательной информации. Однако на примере практики функционирования Expo-Moblog было наглядно продемонстрировано, что доход может приносить не только реклама: пользователи готовы платить за возможность скачивания интересующих их материалов.
5. Что касается традиционных СМИ, для повышения эффективности «мобилизации», издатель должен располагать всеми или хотя бы некоторыми из перечисленных ниже элементов.
Система управления содержанием (редакционным и рекламным).
Принимая во внимание, что многие из новых услуг будут представлять собой перепрофилированные версии услуг, уже предусмотренных печатными и онлайновыми стратегиями, возникнет необходимость переформатирования контента для использования его в разных медиа-каналах. Многие современные редакционные и рекламные системы предусматривают возможность многоканального приема и распространения информации, для этого они используют язык XML, позволяющий автоматически сохранять, переформатировать и распространять содержание в соответствии с заранее заданными правилами. В качестве альтернативы издатели могут объединить разные системы при помощи программного обеспечения, собирающего, переформатирующего и распространяющего содержание из разных используемых в организации систем в формате XML.
Способность обслуживать мобильный рынок.
Одним из значительных препятствий на пути предоставления мобильных услуг является поразительное многообразие мобильных устройств и операционных стандартов. У мобильных телефонов разные экраны и клавиатуры. Сегодня существует несколько тысяч разных мобильных устройств — у всех разные требования и разные принципы экранного отображения. До сих пор операторам не удавалось договориться о едином стандарте для всех сетей и всех параметрах сети, действующих хотя бы в одной странесохраняются существенные различия и по регионам мира. Операторы проявили себя крайне негибкими при согласовании стандартов национального уровня и поиске компромиссов даже с крупнейшими поставщиками контента, требующими выработки единообразных правил. Хотя вполне вероятно, что на национальных уровнях будут в конечном итоге согласованы единые стандарты, а UMTS (см. рис. 4) позволит пользователям мобильных телефонов переходить с одного стандарта на другой без замены устройства, поставщикам контента еще придется какое-то время мириться и справляться со значительными системными различиями.
Рис. 4. Прогноз использования мобильных технологий.
GSM GPRS UMTS.
2002 58% 9% 0%.
2003 50% 19% 0%.
2004 40% 33% 1%.
2005 28% 45% 2%.
2006 19% 53% 5%.
2007 12% 56% 10%.
2008 7% 55% 16%.
6. Что касается мобильных СМИ как нового вида СМИ, сегодня можно говорить о новой мобильной журналистике не только как об обособленном и полноценном СМИ, но и в целом как о подвиде гражданской журналистики, когда мобильные репортажи делают не только профессиональные журналисты, но и сами потребители информации. При этом потребители информации не всегда играют «вторую скрипку», предоставляя подчас самый оперативный и актуальный материал с места важного события. При этом возникает растущая потребность в разработке особых программ высшего образования для будущих «мобильных» журналистов, разработке новых должностных инструкций для таких специалистов, а также в целом, в разработке и масштабном научном освещении функционирования редакций новых мобильных СМИ.
Список литературы
- Бауэр Э. Теоретические основы технической кибернетики. М., 2003.
- Белл Д. Социальные рамки информационного общества. М., 1980.
- Бек У. «Что такое глобализация? Ошибки глобализма -ответы на глобализацию». М.: Прогресс-традиция, 2001. 4.1, гл. 1 «Виртуальные налогоплательщики», также см.)
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.
- Вартанова Е.Л. Медиаэконимика зарубежных стран. М., 2003.
- Вебстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
- Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
- Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.
- Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М., 2004.
- Дзялошинский И. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.
- Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е. М.: МГУ, 2001.
- Зенькович Н. Тайны ушедшего века. М., 2004.
- Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-жерналистика. М., 2005. (Серия «Медиаобразование»),
- Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. М., 2004.
- Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995.
- Лиотар Ж.Ф. Состояние Постмодерна. М., 1979.
- Лукина М.М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: МГУ, 2005.
- Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. М., 2003.
- Перевалов В. В. Начало hi-tech журналистики. М., 2004.
- Прохоров Е.П. Журналистика в режиме диалога. М., 1995.
- Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Российский журналист и журналистское образование (социологические исследования) под ред. Я. Н. Засурского. М.: МГУ, 2006.
- Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов /Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др.- Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2003.
- Фомичева И.Д. Социология Интернет-СМИ. М.: МГУ, 2005.
- Монографии на иностранных языках:
- Castells М. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol.1 The Rise of the Network Society. Blackwell Publishers. Maiden, Massachusetts, USA. Oxford, UK, 1996.
- Deuze Mark. The web and its journalism: considering the consequences of different types of newsmedia online. New media&Society, Sage: 2003.
- Hirschhorn L. Reworking Authority: Leading and Following in the Post-Modern Organization. MIT Press: 1988.
- Krishan Kumar. From Post-Industrial to Post-Modern Society. Oxford: 2005.
- Negroponte N. «Being Digital». Oxford: 2001.
- Stake R. The Art of Case Study Research. London, Sage Publications: 1995.
- Toffler A. The Third Wave. Bantam Books, 1981- Toffler A. Future Shock. New York, 1975.
- Webster Frank. The Information Society Revisited//Hand Book Of New Media. Sage Publications: 2002.
- What is a cases: Exploring the foundations of social inquiry / Ed. by Ch. Ragin and H. Becker. Cambridge, Cambridge University Press: 1992.1. Периодические издания:
- Городников А. СМИ в XXI веке: от интерактивности к мобильной культуре // Курьер печать, 2006.
- Залесский П. Интернет-аудитория России. Штрихи к портрету // «Инфо-бизнес», № 40, 2000.
- Засурский Я. Н. Глобальное информационное пространство в условиях мобильной коммуникацииhttp://www.mediascope.ru/index.php?option=com content&task=vie w&id=107&Itemid=51>
- Засурский Я.Н. Интернет как основа развития информационного общества в России // Глобальная информационная среда и российские СМИ, 20.09.2006.
- Землянова JI.M. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник Московского университета, Сер. 10. «Журналистика», № 2,1999.
- Интервью с Майком Паттеном (Mike Patten) // New York Times, 12.02.2005.
- Поспелов Д. А. История искусственного интеллекта до середины 80-х годов // Новости искусственного интеллекта, 1994.
- Поспелов Д.А. Новые информационные технологии — это те ключи, которые откроют нам путь в новое общество // Новости искусственного интеллекта, 1994.
- Свитич Л.Г., Ширяева A.A. Портрет российского журналиста в контексте времени // Теория и социология СМИ, 2006.
- Скрипников С. Жадная паутина // Эксперт, № 19 (560), 21 -27 мая 2007.
- Стечкин И.В. Памяти массовой информации // НГ, 21.01.2005.
- Стечкин И.В. Учимся слышать // Информационное поле современной России: практики и эффекты. Материалы III международной научно-практической конференции в Казани. КГУ, 2006.
- Стечкин И. В. Эволюция репертуара ролей журналиста под влиянием новых информационно-коммуникационных технологий
- Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи. Тезисы VI межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов в Санкт-Петербурге 1 3 марта 2007 г, СПбГУ, 2007.
- Журнал «Хакер», архив за 2002−2007 гг.
- Журнал «Connect! Мир связи», архив за 2003−2007 гг.
- Журнал «Computerworld», архив за 2005−2007 гг.
- Беар H.3. (Bear N. Z). Экосистема блогов.
- Бек У. Авторский проект
- Бюро международных информационных программ Государственного департамента США., http://usinfo.state.gov/xarchives/display.html?p=washfile-russian&y=2006&m=April&x^2 006 042 109 0005eaifas0.9 469 264 >
- ВЦИОМ.
- Глоссарий.ру.
- Издание India Times,
- Материалы IFRA.
- Материалы ГИПП.
- Программа курса «Современная зарубежная журналистика». СПбГУ, Кафедра международной журналистики.
- Ю.Рамблер Медиагрупп.
- Результаты исследований Gallup Media,
- Результаты исследований компании ROMIR Monitoring.
- Тим О’Рейли. Что такое Веб 2.0?