Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие художественно-речевых способностей пятиклассников на основе интегративного подхода к изучению русского языка и дисциплин эстетического цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Технология включает в себя формы, принципы, методы и приемы обучения. В интегративном уроке выделяются две составляющие: подготовка (восприятие и анализ художественного текста, в том числе и несловесного) и создание текста (написание текста и его редактирование). Роль подготовки, первой составляющей урока, состоит в обогащении речевого опыта ребенка, формировании мотива будущего высказывания… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Проблемы формирования художественно-речевых13−82особностей пятиклассников
    • 1. 1. Язык в знаковом пространстве
    • 1. 2. Психологические механизмы развития художественно-29−39 речевыхособностей
    • 1. 3. Художественный текст встеме интегративного40−57 обучения
    • 1. 4. Лингводидактические проблемы интеграции русского58−67 языка и дисциплин эстетического цикла
    • 1. 5. Анализ программ и учебных пособий по русскому68−79 языку для 5 классаточки зрения развития художественно-речевыхособностей школьников
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Развитие художественно-речевыхособностей83−128 пятиклассников
    • 2. 1. Уровень развития художественно-речевых83−105особностей учащихся (на материале констатирующего эксперимента)
      • 2. 1. 1. Особенностициокультурного пространства84−93 пятиклассников
      • 2. 1. 2. Особенности восприятия пятиклассниками93−100 пейзажной живописи
      • 2. 1. 3. Особенности восприятия анималистической 100−102ульптуры пятиклассниками
      • 2. 1. 4. Особенности восприятия музыки102−105 пятиклассниками
    • 2. 2. Влияние различных видов искусств на развитие 105−125 художественно-речевыхособностей пятиклассников
      • 2. 2. 1. Особенности реализации темы и замысла в108−114 тексте
      • 2. 2. 2. Адекватность жанровой и композиционно-115−119 жанровой обусловленности языковыхедств текста его теме и замыслу
      • 2. 2. 3. Самостоятельность учащихся в построении119−122 образного ряда
      • 2. 2. 4. Способ выражения эмоции в тексте
      • 2. 2. 5. Широта ассоциаций
  • Выводы по 2 главе 1
  • Глава 3. Интеграция русского языка и дисциплин эстетического129−180 цикла как условие развития художественно-речевыхособностей пятиклассников
    • 3. 1. Задачи и организация педагогического эксперимента
    • 3. 2. Принципы, методы и формы организации работы по 130−168 развитию художественно-речевыхособностей пятиклассников
    • 3. 3. Анализ результатов контрольного эксперимента и169−179 проверка эффективности методики
  • Выводы по 3 главе

Развитие художественно-речевых способностей пятиклассников на основе интегративного подхода к изучению русского языка и дисциплин эстетического цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной педагогической науке существуют различные подходы к интеграции как к дидактической проблеме, но исследователи едины в том, что приоритет интеграционных процессов в образовании обеспечивает интенсивный путь развития школьника за счет целостности его мировосприятия, формирующегося в результате взаимодействия наук. Это касается и школьного курса русского языка, так как язык — это не только система знаков, но и форма мысли, творчества, самовыражения. Между тем, в большинстве программ по русскому языку, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, слово «интеграция» не упоминается. Тем не менее, магистральный курс обновления содержания гуманитарных дисциплин связан с интеграцией как ведущей идеей и формой организации образования, направленного на развитие личности ребенка, его речевых способностей (Е.С.Антонова, М. Р. Львов, С. И. Львова, Е. В. Любичева и др.). «Родной язык, — писал Ф. И. Буслаев, — так сросся с личностью каждого, что учить языку значит вместе и развивать духовные способности учащегося» и реализация этой идеи возможна лишь при условии тесного взаимодействия гуманитарных и эстетических дисциплин. Построение единого гуманитарно-эстетического цикла представляется при этом актуальным направлением.

Отметим, что большинство методических работ, посвященных интеграции русского (родного) языка и дисциплин эстетического цикла, рассматривает данную проблему на уровне координации двух учебных предметов (русский язык и литература — А. И. Власенков, А. И. Горшков, М. Н. Машенко, С. И. Львова и др.- русский язык и изобразительное искусство — Л. А. Ходякова, Л. М. Зельманова, Е. Н. Колокольцев и др., русский язык и музыка — С. И. Иванова, Г. Б. Вершинина и др.), однако, существует необходимость в комплексном решении проблемы речевого и эстетического развития учащихся.

Обратим внимание также на то, что интегрированные курсы русского языка (словесности) рассчитаны, преимущественно, на продвинутый этап обучения (например, программы А. И. Горшкова, Н.М. Шанского). Этот факт объясняется тем, что методисты рассматривают курс словесности как обобщение знаний по русскому языку и литературе, приобретенных учащимися в 5−9 классах средней школы. Перспективным направлением представляется разработка интегративного подхода к изучению русского языка именно в 5 классе, что объясняется рядом факторов:

• во-первых, пятиклассник после начальной школы оказывается в ситуации резкого изменения характера изучаемых предметов: появляется значительное число дисциплин, имеющих аналитическую направленность, воздействующих на левое полушарие головного мозга, в то время как мышление младшего подростка характеризуется преимущественно как образное, предметно-чувственное. Интегративный подход к изучению русского языка на основе дисциплин эстетического цикла дает возможность гармонизировать развитие пятиклассников, помогает оптимально сочетать средства обучения, рассчитанные на развитие как левого, так и правого полушария;

• во-вторых, возрастной период от 10 до 15 лет характеризуется повышенным стремлением к изобразительному, музыкальному и литературному творчеству, при этом сопоставление и сравнение выразительных средств различных видов искусств дает возможность школьнику найти свой «язык»;

• в-третьих, в 5 классе начинается системное изучение разделов речеведческой теории, что позволяет показать универсальный характер коммуникативной текстовой деятельности, обслуживающей все сферы человеческой жизни, все области знаний.

Сказанным выше определяется актуальность и цель исследования.

Цель исследования заключается в создании технологии развития художественно-речевых способностей пятиклассников на основе интегративного подхода к изучению русского языка и дисциплин эстетического цикла (литературы, изобразительного искусства, музыки).

Объектом исследования является процесс развития художественно-речевых способностей пятиклассников, предметом — методическая система развития художественно-речевых способностей.

Исследование строилось на основе гипотезы:

Развитие художественно-речевых способностей пятиклассников становится возможным при условии:

• соблюдения целостности личности в совокупности всех сторон ее развития (психических, психофизиологических, чувственно-эмоциональных и др.), а также воздействия на оба информационных кода человека (изобразительный и словесно-дискретный), связанных с функционированием разных полушарий головного мозга;

• учета психологических механизмов процессов восприятия и порождения речи, их взаимосвязанности и взаимообусловленности в речевой деятельности;

• рассмотрения языковой системы и различных видов искусств как взаимопроникающих и обогащающих друг друга семиотических систем;

• признания художественного текста интегративной единицей обучения, обладающей бесчисленными семантическими, ассоциативными связями, диалогической природой и являющейся эстетическим, культурным, языковым, психологическим и семиотическим феноменом;

• построения технологии художественно-речевого развития школьников на основе интеграции курса русского языка и дисциплин эстетического цикла на уровне учета интересов и психолого-возрастных особенностей школьников, содержания обучения и способов деятельности учащихся.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

• проанализировать научную литературу по проблемам семиотики, теории речевой деятельности, специфике художественного текста, современным педагогическим технологиям;

• дать определение и методическую интерпретацию понятиям «художественно-речевые способности» и «интегративный подход к изучению русского языка и дисциплин эстетического цикла»;

• определить уровни и функции интеграции курса русского языка и дисциплин эстетического цикла;

• провести анализ действующих программ по дисциплинам эстетического цикла (литературе, изобразительному искусству, музыке) и русскому языку с целью выявления общих и специфичных тем в содержании предметов, а также универсальных и специфичных для данных дисциплин способов деятельности учащихся при восприятии и интерпретации произведений искусства;

• проанализировать действующие учебники по русскому языку для 5 класса с точки зрения развития художественно-речевых способностей учащихся;

• провести констатирующий эксперимент с целью выявления уровней развития художественно-речевых способностей пятиклассников и выделения критериев отбора художественных текстов различных видов искусств для уроков русского языка, направленных на художественно-речевое развитие;

• предложить технологию развития художественно-речевых способностей на основе интегративного подхода к изучению русского языка и дисциплин эстетического цикла;

• проверить эффективность методики развития художественно-речевых способностей.

Методы исследования: метод теоретических построений (выдвижение гипотезы, определение теоретических основ и исходных положений исследования), эксперимент (поисковый, констатирующий, обучающий, контрольный эксперименты), социально-педагогический метод (наблюдение за процессом речевого развития пятиклассников, обобщение опыта учителей, анкетирование, индивидуальная беседа), метод вероятностного прогнозирования, статистический метод.

Научную базу исследования составили: семиотические исследования Р. Барта, М. М. Бахтина, Э. Бенвениста, В. В. Иванова, Ю. М. Лотмана, Н. Б. Мечковской, Ч. Морриса, Ч. С. Пирса, Ф. де Соссюра, Ю. С. Степанова, Р. О. Якобсонатеория функциональной системы П. К. Анохинаисследования по проблемам языковой личности и речевым способностям Г. И. Богина, Ю. Н. Карауловаисследования по теории речевой деятельности Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, И. Н. Горелова, К. Ф. Седова, Н. И. Жинкина, А. А. Залевской, И. А. Зимней, Л. Н. Мурзина,.

A.С.Штерн, С. Д. Кацнельсонаработы по теории установки Д. Н. Узнадзеисследования по природе художественного текста И. В. Арнольд, Н. Д. Арутюновой, Л. Г. Бабенко, В. П. Белянина, Н. С. Болотновой,.

B.В.Виноградова, Г. О. Винокура, И. Р. Гальперина, М. Я. Дымарского, В. М. Жирмунского, Н. А. Ипполитовой, Н. Н. Кожина, Л. М. Лосевой, О. И. Москальской, А. А. Потебни, В. В. Степановой, Н. Е. Сулименкоработы по проблемам художественного восприятия и развития творческих способностей ребенка П. М. Якобсона, Б. М. Тепловаметодические подходы к проблеме интеграции Е. С. Антоновой, Ю. К. Бабанского, Т. Г. Браже, А. И. Горшкова, А. И. Гурьева, В. А. Доманского, Т. А. Калгановой, С. И. Львовой, Е. В. Любичевой, В. Н. Максимовой, В. Г. Маранцмана, А. В. Усовой, Ф. Шариповаисследования в области методики речевого развития школьников Е. С. Антоновой, Е. В. Архиповой, Н. А. Ипполитовой, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова,.

С.И.Львовой, Е. В. Любичевой, Н. А. Пленкина, Л. Д. Пономаревой, Е. И. Суворовой, Л. П. Федоренко.

Исследование выполнялось поэтапно в период с 1999 по 2006 год. Первый этап — 1999;2000 год — изучение научной и методической литературы, ее анализ, проведение поискового эксперимента с целью описания социокультурного пространства учащихся, наблюдения за процессом их речевого развития. Второй этап — 2000;2001 год — проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных в ходе исследования данных с целью определения уровней развития художественно-речевых способностей и характера влияния на речевое развитие пятиклассников произведений различных видов искусств. Третий этап — 2001;2006 год — разработка методики интегративного подхода как средства развития художественно-речевых способностей пятиклассников, проведение обучающего и контрольных экспериментов.

Апробация материалов исследования осуществлялась на Всероссийской научно-методической конференции (РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2001), научно-практической конференции в рамках Масловских чтений (МГПУ, Мурманск, 2004, 2005), на курсах повышения квалификации учителей г. Мурманска (2005, 2006), на семинарах аспирантов кафедры методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. А. И. Герцена.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе опытного обучения в гимназии № 2 г. Мурманска и лицея № 1 г. Североморска.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются опорой на достижения современной лингвистики, психолингвистики, семиотики, педагогики и методики преподавания русского языкаиспользованием методов, адекватных цели и задачам исследованияподтверждается экспериментальной проверкой гипотезы и результатами внедрения материалов исследования в практике преподавания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественно-речевые способности школьников представляют собой готовность к восприятию и продуцированию художественного текста как вида искусства и включают в себя речевую ассоциативность, речевую эмоциональность, речевую образность, речевую рефлексию и языковую игру;

2. Ведущим принципом технологии художественно-речевого развития пятиклассников является принцип интегративности, осуществляющийся на уровне:

• личности школьника в совокупности всех сторон ее развития, воздействия на оба информационных кода человека (изобразительный и словесно-дискретный) в процессе речевой и художественной деятельности;

• содержания предметов «русский язык», «литература», «изобразительное искусство» и «музыка»;

• выделения отдельных аспектов языка (фонетического, лексического, грамматического, культурологического и др.) и овладения ими с учетом их взаимодействия в художественно-речевой деятельности учащихся;

• рассмотрения художественного текста как основной единицы обучения, являющейся семиотическим, эстетическим, культурным, языковым феноменом;

• совместного усвоения всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма);

• способов творческой деятельности учащихся.

Научная новизна исследования:

• выделено и методически интерпретировано понятие «художественно-речевые способности», трактуемое как готовность к восприятию и продуцированию художественного текста;

• определена структура художественно-речевых способностей (речевая ассоциативность, речевая эмоциональность, речевая образность, речевая рефлексия, языковая игра);

• обоснован интегративный подход к изучению русского языка как принцип художественно-речевого развития пятиклассников;

• создана технология развития художественно-речевых способностей, основанная на интеграции курса русского языка и дисциплин эстетического цикла.

Теоретическая значимость исследования состоит в выделении художественно-речевых способностей и критериев их развитияуточнении понятия «интегративный подход» применительно к курсам русского языка и дисциплин эстетического циклаопределении критериев отбора произведений различных видов искусств для уроков русского языка с учетом психофизиологических особенностей и интересов учащихся 5 классавыделении и обосновании принципов, а также оптимальных методов и приемов работы с художественным текстом с учетом природы смежных видов искусств (живописи, музыки и анималистической скульптуры).

Практическая значимость: разработанная технология художественно-речевого развития пятиклассников может быть использована в рамках реализации любой общеобразовательной программы по русскому языку в 5 классепри создании элективных курсов, спецкурсов и факультативов по русскому языку для пятиклассников, направленных на их речевое и эстетическое развитиев работе методического объединения учителей-словесниковв ходе подготовки студентов к педагогической практике по русскому языку.

Структура работы определена междисциплинарным подходом к исследуемой проблеме. Диссертация общим объемом 209 страниц состоит из трех глав, введения, заключения и приложений.

Список литературы

включает 219 источников.

Выводы по третьей главе:

Теоретические предпосылки семиотики, теории речевой деятельности, лингвистической поэтики, дидактики, методики развития речи позволили разработать технологию развития художественно-речевых способностей на ^ основе интегративного подхода к изучению русского языка и дисциплин эстетического цикла. В основу технологии положены личностно-ориентированный, функционально-семантический подходы к обучению. Использование их в качестве основы обучения дало возможность: 1) признать художественную деятельность стержнем процесса обучения- 2) изменить операционно-деятельностный компонент обучения, позволяющий воздействовать на предметно-чувственную, эмоциональную, образную и рациональную сферы восприятия, способствующую комплексному развитию творческих способностей, в целом, и художественно-речевых способностей, в частности.

Технология включает в себя формы, принципы, методы и приемы обучения. В интегративном уроке выделяются две составляющие: подготовка (восприятие и анализ художественного текста, в том числе и несловесного) и создание текста (написание текста и его редактирование). Роль подготовки, первой составляющей урока, состоит в обогащении речевого опыта ребенка, формировании мотива будущего высказывания. В ходе восприятия и анализа художественного текста школьник актуализирует свой собственный речевой опыт, учится строить проекцию текста, осознает логику отбора средств выразительности, приближается к замыслу автора. При этом постижение замысла, переживание идеи, образов текста мотивируют собственную речевую деятельность ребенка, провоцируют учащегося на ответную «реплику» в диалоге с художественным произведением.

С точки зрения характера деятельности учащихся, были отобраны методы и приемы, направленные на восприятие (восприятие произведения литературы, музыки, картины, скульптуры), интерпретацию (выразительное чтение, чтение по ролям, мелодекламация, иллюстрирование, анализ художественного текста, инсценирование), создание (сочинение, рисование на тему, устное словесное рисование) и преобразование текста (изложение, пересказ, редактирование, продолжение текста).

В работе по восприятию и созданию текста были выделены словарные и текстовые упражнения, нацеленные на формирование художественно-речевых способностей.

В качестве ведущих принципов предлагаемой технологии были выделены принципы диалогичности и интегративности.

В ходе диссертационного исследования, на основе анализа лингвистической, психолингвистической, педагогической и методической литературы, обобщения опыта развития речи учеников, была создана технология развития художественно-речевых способностей с использованием интегративного подхода к преподаванию русского языка и дисциплин эстетического цикла (литературы, изобразительного искусства, музыки) в 5 классе, включающая принципы, методы, формы организации учебного процесса.

Общие результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили правомерность гипотезы о том, что развитие художественно-речевых способностей пятиклассников может быть осуществлено при условии:

• соблюдения целостности личности в совокупности всех сторон ее развития (психических, психофизиологических, чувственно-эмоциональных и др.), а также воздействия на оба информационных кода человека (изобразительный и словесно-дискретный), связанных с функционированием разных полушарий головного мозга;

• учета психологических механизмов процессов восприятия и порождения речи, их взаимосвязанности и взаимообусловленности в речевой деятельности;

• рассмотрения языковой системы и различных видов искусств как взаимопроникающих и обогащающих друг друга семиотических систем;

• признания художественного текста интегративной единицей обучения, обладающей бесчисленными семантическими, ассоциативными связями, диалогической природой и являющейся эстетическим, культурным, языковым, психологическим, семиотическим феноменом;

• построения технологии художественно-речевого развития школьников на основе интеграции курса русского языка и дисциплин эстетического цикла на уровне учета интересов и психолого-возрастных особенностей школьников, содержания обучения и способов деятельности учащихся.

В ходе исследования на основе анализа проблем речевосприятия и речепорождения были определены художественно-речевые способности, под которыми понимается готовность к восприятию и продуцированию текста, а именно: готовность к речевой ассоциативности, речевой эмоциональности, речевой образности, речевой рефлексии, языковой игре.

Средством развития художественно-речевых способностей был признан интегративный подход к изучению русского языка и дисциплин эстетического цикла, основными предпосылками которого явились: единство и непрерывность семиотического пространства, художественная природа речевых способностей, взаимообусловленность процессов восприятия и порождения речи, диалогичность художественного текста и речевого мышления. При этом интеграция рассматривается как ведущий принцип художественно-речевого развития учащихся, осуществляющийся на уровне:

• личности школьника в совокупности всех сторон ее развития, воздействия на оба информационных кода человека (изобразительный и словесно-дискретный) в процессе речевой и художественной деятельности;

• содержания курса русского языка и дисциплин эстетического цикла;

• выделения отдельных аспектов языка (лексического, культурологического и др.) и овладения ими с учетом их взаимодействия в речевой деятельности;

• рассмотрения художественного текста как основной единицы обучения;

• совместного усвоения всех видов речевой деятельности;

• способов творческой деятельности учащихся.

Художественный текст, будучи семиотическим, эстетическим, языковым, психологическим феноменом, был определен как объект изучения, средство и результат обучения в технологии развития художественно-речевых способностей пятиклассников.

Анализ программ и учебников по русскому языку и дисциплинам эстетического цикла позволил констатировать, что интеграция данных предметов в современной школе осуществляется преимущественно на уровне содержания (системы научных понятий) курсов и тематики дидактического материала и не получает реализации на уровне способов деятельности учащихся.

Необходимость построения технологии развития художественно-речевых способностей на основе интегративного подхода к изучению русского языка и дисциплин эстетического цикла была подтверждена в ходе поискового и констатирующего экспериментов. Так, подавляющее большинство учащихся отдает предпочтение дисциплинам гуманитарного и эстетического циклов, что связано с потребностью ребенка в активной творческой деятельности. Уровень развития художественно-речевых способностей пятиклассников был продиагностирован по следующим критериям: степень реализации авторского замысла, адекватность жанровой и композиционно-жанровой формы текста теме и замыслу сочинения, самостоятельность учащихся в построении образного ряда, способ выражения эмоции в тексте, широта ассоциаций. Анализ текстов сочинений по произведения искусства позволил констатировать благотворное влияние живописи, скульптуры, музыки и литературы на речь учащихся и отметить их значительный обучающий потенциал.

На основании теоретических положений лингвистики, семиотики, психолингвистики, дидактики и методики речевого развития, а также результатов поискового и констатирующего экспериментов была разработана технология развития художественно-речевых способностей пятиклассников, базирующаяся на личностно-ориентированном и функционально-семантическом подходах к обучению. Технология основывается на модели художественно-речевой деятельности учащихся и включает в себя формы, принципы, методы и приемы обучения. Представляется перспективным направлением создание программы и технологии художественно-речевого развития учащихся 5−9 и 10−11 классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, 1980.-197 с.
  2. Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе: Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора пед. наук. — М., 2001. — 40 с.
  3. И.В. Стилистика декодирования: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М., 1990. 300 с.
  4. Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.-896 с.
  5. Е.В. Теория принципов речевого развития учащихся и обучения культуре речи. // Русская словесность. 2004. — № 4. — с. 50−55.
  6. Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников. // Русский язык в школе. — 2005. — № 4.-с. 3−11.
  7. А.Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М: Педагогика, 1977. 256 с.
  9. Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 464 с.
  10. Ю.Басина Н., Суслова О. Занятия по курсу «Введение в язык искусства» // Искусство в школе. 1996. — № 4. — с. 53−58.
  11. П.Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс-Универс, 1994.-616 с.
  12. Р. Нулевая степень письма // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. — М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001.-с. 327−372.
  13. Р. Лингвистика текста // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики. М.: Едиториал УРСС, 2001. — с. 168−175.
  14. Т.А. Диагностика эстетического развития личности. — СПб., 1999.- 140 с.
  15. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Советская Россия, 1979.-318 с.
  16. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 424 с.
  17. Г. И. О сущности и видах межпредметных связей // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. — М., 1982. -С. 3−22.
  18. Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности: Автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата пед. наук. СПб., 2000. — 22 с.
  19. В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. — М.: Изд-во МГУ, 1988. 121 с.
  20. Э. Общая лингвистика. -М.: «Прогресс», 1974. -447 с.
  21. Н.А. Самопознание. — М.: «Книга», 1991. — 446 с.
  22. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. — 607 с.
  23. М.Н. Интеграция содержания образования. — М.: Педагогика, Бийск, 1993.-172 с.
  24. Н.К. Ассоциативные рисунки на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2000 — № 5. — с.40−42.
  25. B.C. Школа диалога культур. Идеи, опыт, перспективы. — Кемерово: АЛЕФ, 1993. -416 с.
  26. Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. -Калинин: Калининский государственный университет, 1975. 106 с.
  27. Г. И. Противоречия в процессе формирования речевых способностей. Калинин, Калининский государственный университет, 1977.-84 с.
  28. JT.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  29. Н.С. Лексические средства художественного текста в ассоциативном аспекте. — Томск: Изд-во ТГПУ, 1994. — 210 с.
  30. Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск: Изд-во ТГПУ, 1992.-310 с.
  31. Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992.-511 с.
  32. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -195с.
  33. Г. Б. Детское слово о музыке. Теория и практика обучения на уроке развития речи. — Новокузнецк: НГТТИ, 1995. 230 с.
  34. В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971.-240 с.
  35. В.В. О языке художественной прозы: Избр. труды. — М: Наука, 1980.-360 с.
  36. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.: Изд-во АНСССР, 1963. 255 с.
  37. А.И. О школьных курсах русского языка и практической русской словесности // Русский язык в школе. — 1995. № 6. — С. 3−11.
  38. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
  39. Л.С. Психология искусства. — СПб.: Азбука, 2000. 416 с.
  40. Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 1. — М., 1982. — 487с.
  41. Л.С. Проблемы развития психики // Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. — М., 1983. — 367 с.
  42. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — 416 с.
  43. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М: Наука, 1981.- 138 с.
  44. Г. А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990.-251 с.
  45. И.Н. Избранные труды по психолингвистике. — М.: Лабиринт, 2003.-230 с.
  46. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвитики. — М.: Лабиринт, 2004. 320 с.
  47. А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Уч. пособие для учащихся X-XI кл. М.: Просвещение, 1996. — 335 с.
  48. А.И. Межпредметные связи в системе современного образования. — Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002 — 212 с.
  49. В.В. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. — Т. 1. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 607 с.
  50. А.Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя 5−6 классы. — М.: Флинта: Наука, 2000. — 142 с.
  51. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 240 с.
  52. Т.К. Краткие очерки по истории методики русского языка. — М.: «Сударыня», 2001. — 116 с.
  53. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. — 268 с.
  54. М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (На материале русской прозы XIX—XX вв.). — М.: Эдиториал УРСС, 2001. -328с.
  55. М.Я. Текстовая компетенция и языковая личность школьника //Языковое образование и воспитание языковой личности (в школе и в вузе). — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. — С. 33−35.
  56. С.М., Праслова Г. А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. Методическое пособие для учителей музыки. — СПб., 2001.- 140с.
  57. Н.И. Психологические основы развития речи. // В защиту живого слова: Сб. статей. М., 1966. — с. 5 — 25.
  58. Н.И. Язык. Речь. Творчество. — М.: Лабиринт, 1998. 368 с.
  59. А.К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты Тема — Приемы — Текст. — М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
  60. А.П. Звук и смысл: Книга для внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1991. — 160 с. 69.3алевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. — М.: Гнозис, 2005. 543 с.
  61. Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. — М.: Русский язык, 1981. — 112 с.
  62. И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. — М.: Знание, 1977. 64 с.
  63. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. — 159 с.
  64. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. // Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. — с. 5 — 33.
  65. И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка. // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. — с. 85−99.
  66. В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. — М.: Советское радио, 1978. 184 с.
  67. С.Ф. О возможностях объединения усилий учителей-словесников и преподавателей музыки в борьбе за речевую культуру и грамотность // Межпредметные связи в преподавании русского языка / Сост. Н. Н. Ушаков. -М.: Просвещение, 1977. — с. 56−67.
  68. Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. Уч. пособие для студентов пед. вузов. М.: Флинта, Наука, 1998. — 176 с.
  69. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  70. С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста // Русская словесность. 2003. — № 1. — С. 20−28.
  71. В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл. — М.: Просвещение, 1991. — 342 с.
  72. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Едиториал УРСС, 2004. 264 с.
  73. С.Д. Типология языка и речевое мышление. — М.: Едиториал УРСС, 2004. 244 с.
  74. М.С. Формирование лингвокультурологической компетенции иностранных студентов на материале текстов этнокультурологического содержания. Автореферат диссертации на соискание уч. степени к. пед. н. -СПб., 2004. -22с.
  75. Н.А. О соотношении тропа и реалии в художественном тексте. // Поэтика и стилистика: 1988−1990. М.: Наука, 1991. — с. 37−64.
  76. Я.А. Пампедия. // Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1988. -416 с. с. 106−138.
  77. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 312 с.
  78. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.
  79. Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5−6 класс. — М.: Московский лицей, Брянск: Курсив, 1997. 212с.
  80. А.Ф. Языковая структура. Учеб. пособие. М.: МГПИ, 1983. -374с.
  81. Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 86 с.
  82. Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.
  83. Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство — СПб., 1996. — 848 с.
  84. Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство — СПб., 2000. — 704 с.
  85. Е.В. Куда пойдет педагогическая наука в XXI веке // Историческая психология и ментальность: Детство. Семья. Быт. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. — с. 15 — 33.
  86. Е.В. Посредством Слова творю я Мир. Книга 2. «Возьмите Слово за основу.». Уроки развития речи. 5 кл. — СПб.: ДНК, 2002 — 160 с.
  87. Е.В., Ольховик Н. Г. Посредством Слова творю я Мир. Книга 3. Диалог с художественным текстом. 5−11 кл. — СПб.: ДНК, 2002. -288с.
  88. Е.В., Болдырева Л. И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5—7 классы. Пособие для учителей-словесников. — СПб.: Паритет, 2005. 272с.
  89. Е.В., Болдырева Л. И. «Родным войти в родной язык». Учебное пособие. 10—11 классы. — СПб.: САГА- Азбука-классика, 2005. — 308с.
  90. М.Р. Основы теории речи. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 248 с.
  91. С.И. Уроки словесности (5—9 кл.). М.: Дрофа, 1996. — 416 с.
  92. С.И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания // Русская словесность. — 2004. — № 3. — С. 46−50.
  93. С.И., Александрова О. М., Рыбченкова Л. М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения. // Русский язык в школе. -2003.-№ 4.-С. 3−8.
  94. Лях Н. Ю. Особенности восприятия слов в шуме и функциональная асимметрия мозга: роль лингвистического факторов. Автореферат диссертации на соискание уч. степени к. филолог, наук. — СПб., 1996. — 18 с.
  95. М.М. Образ мира и миры образов // М. М. Маковский. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. — М.: ВЛАДОС, 1996. — С.13−30.
  96. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М.: Просвещение, 1987. — 157 с.
  97. С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. Часть I (А-Л) и II (М-Я). СПб., 2000. — 552 с.
  98. С.И., Сергеева Н. М. Текст на уроках русского языка в средней школе. Учебное пособие. Тверь: ТГУ, 1999. — 82 с.
  99. Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 432 с.
  100. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Кукпалова и др. Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
  101. В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Уч.-метод. пособие для учителей-словесников. — М.: Флинта: Наука, 1999.-254с.
  102. Е.В. Методика речевого развития школьников 7−9 классов при работе над словесным портретом. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. — СПб., 2005. — 24с.
  103. Ч.У. Основания теории знаков. // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. — М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. с. 45−97.
  104. О.И. Грамматика текста. — М.: Высшая школа, 1981. — 183 с.
  105. Л.Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. — Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. 180 с.
  106. Л.А. Творческие мастерские. // Русский язык в школе. — 2003.-№ 6.-с. 19−22.
  107. Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5−7 классов общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1998. — 191с.
  108. Н.Н. Мозг и творчество. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. — 344 с.
  109. Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. // Русский язык в школе. — 2003. — № 4. — с. 8−16.
  110. Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: МИРОС-МАИК «Наука / Интерпериодика», 2000. 144с.
  111. Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 5 класс. — М.: Московский Лицей, 2002. — 152 с.
  112. . Схемы действия и усвоение языка. // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — с. 144−148.
  113. Ч.С. Из работы «Элементы логики. Grammatika speculativa» // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — с. 165−226.
  114. В.А. Проблема смысла художественного текста. Психолингвистический аспект Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992.- 131с.
  115. В.А. Проблемы лингвоэстетического анализа художественного текста. — Барнаул: АГУ, 1984. — 59 с.
  116. Н.А. Уроки развития речи: 5−9 кл. Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1995. — 224 с.
  117. Л.Д. «Со струнами души созвучья согласуя.» (Художественное речетворчество учащихся старших классов): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 176 с.
  118. Л.Д. Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности. Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора пед. наук. — СПб., 2004.
  119. А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
  120. А.А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. — 300 с.
  121. Поэтика и стилистика: 1988−1990. М.: Наука, 1991. — 240 с.
  122. Речь. Речь. Речь: Кн. для учителя/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1990.-335 с.
  123. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. -М.: АГАР, 1998.-256 с.
  124. Н.А. Психология читателя и книги. М.: Книга, 1977. — 264с.
  125. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2000. — 303 с.
  126. Русский язык: Уч. комплекс для общеобразовательных учреждений. Практика / Под ред. В. В. Бабайцевой. М., 1998. — с.
  127. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М.: Дрофа, 1998. 384 с.
  128. М.А. Избранные труды. — М.: Педагогика, 1985. — 248 с.
  129. Н.Г. Знак и символ в обучении. — М.: Изд-во МГУ, 1988. 286 с.
  130. Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников // Вопросы психологии. — 1992.-№ 5−6.-С. 26−30.
  131. Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. — Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 184 с.
  132. Н.М. Современный школьник и художественная культура // Историческая психология и ментальность: Детство. Семья. Быт. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. — с.34−54.
  133. К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвист, аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. -179 с.
  134. Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 702 с.
  135. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М.: Прогресс, Изд-во «Универс», 1993. 654 с.
  136. В.А. Восприятие текста на основе системных связей лексических единиц // Актуальные проблемы функциональной лексикологии: Сб. статей / Под ред. В. Д. Черняк. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. — 214 с. — с. 119−124.
  137. В.А. Антропоцентрический аспект углубленного изучения русского (родного) языка. Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 199. -149 с.
  138. В.А. Углубленное изучение русского языка. Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1996. 271 с.
  139. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV-VIII кл.). Пособие для учителей. / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1978.-286 с.
  140. Н.Г. Метафора в системе языка. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. 166с.
  141. Слово. Семантика. Текст: Сб. научных трудов, посвященный юбилею проф. В. В. Степановой / Отв. ред. В. Д. Черняк. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 213с.
  142. Г. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. — М.: Флинта: Наука, 2002.-252с.
  143. Ю.А. Психолингвистические аспекта изучения текста: Автореф. дис. на соискание степени д-ра филол. наук. — М., 1988. — 52 с.
  144. Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
  145. И.А. Формирование речевого самоконтроля. // Русский язык в школе. 2003.-№ 1.-с. 3−11.
  146. И.И. Русское слово: Избр. труды: Уч. пособие для пед. институтов / Сост. Н. А. Кондратов. — М: Просвещение, 1986. — 173 с.
  147. Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. — М.: Наука, 1985. — 335 с.
  148. Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. — 145 с.
  149. Ю.С. Язык и метод: к современной философии языка. М.: Языки русской культуры, 1998.
  150. Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академия. Проект, 2004. — 992 с.
  151. В.В. Лексическая структура художественного текста в коммуникативном аспекте // Актуальные проблемы функциональной лексикологии: Сб. статей / Под ред. В. Д. Черняк. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.-214 с. — с.98−102.
  152. Е.А. Развитие речи учащихся в процессе игры. — Русский язык в школе. 1995. — № 4. — с. 7−12.
  153. А.И. Лингвистический анализ художественного текста. Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1983.-88 с.
  154. Е.П. Периоды речевого развития школьников (5−9 классы). -СПб., Издательство РГПУ им. А. И Герцена, 2000. 104с.
  155. Н.Е. Семантические примитивы в ассоциативно-вербальной сети: этнокультурный аспект // Актуальные проблемы функциональной лексикологии: Сб. статей / Под ред. В. Д. Черняк. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.-214 с.-с. 57−62.
  156. Н.Е. Субъективный план лексической структуры текста // Слово. Семантика. Текст: Сб. научных трудов, посвященный юбилею проф. В. В. Степановой / Отв. ред. В. Д. Черняк. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — с. 132−136.
  157. Л.П. Речь начинается с образов (Психолингвистические подсказки учителю). // Русский язык в школе. — 2004. — № 4. — С. 3−7.
  158. .М. Избранные труды: В 2 Т. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
  159. .М. Способности и одарённость // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 31−35.
  160. А.В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж. -М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  161. Н.Н. Семантическая связность и нормативность поэтического текста // Структура и функционирование поэтического текста. Очерки лингвистической поэтики. М.: Наука, 1985. — С. 115−158.
  162. З.Я. Лингвистика текста и категория модальности. // Вопросы языкознания. 1994. -№ 3. — С. 105−114.
  163. С.А. Речевое развитие девятиклассников. Автореферат диссертации на соискание уч. степени к. пед. н. — СПб., 2002. 24 с.
  164. А.В. Формирование у школьников обобщенных умений и навыков при осуществлении межпредметных связей // Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Пособие для учителей / Под ред. В. Н. Федоровой. М., 1980. — 207 с.
  165. Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001.-414 с.
  166. К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии. М.: Фаир-Пресс, 2004. — 574с.
  167. К.Д. Родное слово: Кн. для детей и родителей. М.: Лествица, 2003. — 494с.
  168. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
  169. П.А. Избранные труды по искусству. М.: «Изобразительное искусство», 1996. — 335 с.
  170. В.К. Функции метафоры. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1992.-86с.
  171. Л.А., Михайлова И. М. Детский рисунок как средство формирования коммуникативных умений учащихся. // Русский язык в школе.-2000.-№ 3.-С. 13−20.
  172. Л.А. Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков: Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2000.-352 с.
  173. Л.А. Пейзажная живопись на уроках русского языка. // Русский язык в школе. — № 2 1993. — с. 12−19.
  174. Л.А. Подготовка к сочинению описанию внешности (Детские портреты кисти В.А. Серова). // Русский язык в школе. — № 5, 1993, с. 16−20.
  175. Л.А. Подготовка к сочинению сравнительного характера по картине. // Русский язык в школе. — 1994. № 2. — с. 14−18.
  176. Л.А. Соединение типов речи при описании портрета. // Русский язык в школе. № 6, 1993. — с. 18−22.
  177. Т.В. Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты. Автореферат на соискание степени д. биол. н. — СПб., 1993. 40 с.
  178. И.Я. Поэтическое речевое мышление. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993.-c.178.
  179. Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X-XI классы) // Русский язык в школе. 1994. — № 5. — С. 35−39.
  180. Ф. Теория и практика интеграции обучения на начальном этапе средней школе. Автореферат диссертации на соискание уч. степени д. пед. наук. — Душанбе, 1997. 49 с.
  181. JT.B. Языковая система и речевая деятельность. — М.: Едиториал УРСС, 2004.-432 с.
  182. Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. М., 1964. — 243с.
  183. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 432 с.
  184. М.Н. «Природа, мир, тайник Вселенной .». Система пейзажных образов в русской поэзии. — М.: Высшая школа, 1990. — 302 с.
  185. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. / Под ред. М. Д. Таборидзе. М.: Педагогика, 1988. — 104 с.
  186. И.С. Технология личностно-ориентированного образования в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  187. П.М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  188. P.O. Избр. работы. М.: Прогресс, 1985. — 455 с.
  189. P.O. Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996. — 245 с.
  190. P.O. В поисках сущности языка. // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. — М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001.-е. 111−127.
  191. Учебные интересы пятиклассников
  192. Предпочтения пятиклассников в области литетатуры
Заполнить форму текущей работой