Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование основ управленческой компетентности будущего руководителя муниципального учреждения социального обслуживания населения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Управленческая компетентность руководителя муниципального учреждения социального обслуживания населения включает в себя совокупность следующих компетенций: нормативно-правовая (реализация в различных сферах жизнедеятельности учреждения законодательных норм) — социально-экономическая (владение технологиями социального маркетинга, умения в сотрудничестве с экономистами-профессионалами разрабатывать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности руководителя социального учреждения муниципального уровня
    • 1. Основные требования к профессиональной компетентности руководителя социального учреждения муниципального уровня
    • 2. Профессиональная компетентность и профессиональные компетенции руководителя социального учреждения муниципального уровня
    • 3. Критерии и показатели подготовленности руководителя социального учреждения муниципального уровня к профессиональной деятельности
  • Выводы по первой главе

Глава II. Обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования системы практико-ориентированных проектов в процессе формирования основ профессиональной компетентности руководителя социального учреждения муниципального уровня в вузе

§ 1. Анализ опыта формирования профессиональной компетентности руководителя социального учреждения муниципального уровня в вузе.

§ 2. Обоснование системы практико-ориентированных проектов в процессе формирования основ профессиональной компетентности руководителя социального учреждения муниципального уровня в вузе.

§ 3. Экспериментальная проверка эффективности использования системы практико-ориентированных проектов в процессе формирования основ профессиональной компетентности руководителя социального учреждения муниципального уровня в вузе.

Выводы по второй главе.

Формирование основ управленческой компетентности будущего руководителя муниципального учреждения социального обслуживания населения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном российском обществе возрастает роль социальной работы как стабилизирующего и созидательного потенциала развития социального государства, что, в свою очередь, требует новых подходов к профессиональной ' подготовке специалистов социальной сферы. Эффективность деятельности учреждений социальной поддержки населения в значительной мере зависит от управленческой компетентности руководителей его структурных подразделений, профессионализма кадров, организационной культуры функционирования учреждений социального обслуживания и помощи.

Выпускник вуза по специальности «Социальная работа», специализация «Управление и администрирование в социальной сфере» должен владеть системой компетенций, связанных с многоуровневостью и вариативностью управленческих задач в социально-профессиональной области: от нормативно-правовых основ организации системы социальной поддержки населения в целом, технологий управления социальной службой и ее звеньями до приемов управления взаимодействием с различными категориями клиентов (пенсионерами, инвалидами, беженцами, несовершеннолетними и др.).

В науке имеются предпосылки для решения теоретико-прикладных задач, связанных с формированием основ управленческой компетентности руководителя социальной службы в период вузовской подготовки. Общие теоретико-методологические основы высшего профессионального образования специалистов по социальной работе представлены в трудах Н. Ф. Басова, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, В. И. Жукова, Р. М. Куличенко, Л. В. Мардахаева, В. А. Никитина, Б. Ю. Шапиро, Н. Б. Шмелевой и др. Теоретические основы профессиографического исследования деятельности руководителей социальных служб отражены в работах А. А. Козлова, П. Д. Павленка, А. М. Панова, Е. И. Холостовой и др. Вопросы подготовки студентов высшей школы к социально-управленческой деятельности изучались отечественными (В.С.Агапов, А. А. Деркач, Т. С. Кабаченко, К. Г. Кязимов, Р. Х. Шакуров и др.) и зарубежными (М.Доэл, Ф. Парслоу, М. Пейн, Ш. Рамон, Р. Сарри, Ш. Хиндука, Л. Хьюз и др.) учеными. В исследованиях Н. В. Гарашкиной, Т. А. Дубровской, Н. И. Никитиной, М. Н. Поволяевой, П. А. Позднякова и др. разработаны теоретико-методические подходы к формированию управленческой культуры будущих специалистов по социальной работе. Однако недостаточно исследований, раскрывающих специфику формирования в вузе основ управленческой компетентности руководителя муниципальной социальной службы (выпускников вуза по специальности «Социальная работа», специализация «Управление и администрирование в социальной сфере») с учетом современных квалификационных требований к их профессионализму и особенностей функционирования данных учреждений в современных: социально-экономических условиях.

Сложилось противоречие: между потребностями общества, государства, системы муниципальных социальных служб в специалистах социальной работы, способных компетентно решать социально-управленческие задачи, — и недостаточной разработанностью теоретико-методической базы целенаправленного формирования в условиях вуза основ управленческой компетентности будущего руководителя социального учреждения.

Изложенное противоречие определило проблему исследования: каковы содержание и технология формирования в условиях высшей школы основ управленческой компетентности будущего руководителя муниципального социального учреждения. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Формирование основ управленческой компетентности будущего руководителя муниципального учреждения социального обслуживания населения в вузе».

Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов по социальной работе в вузе.

Предмет исследования: процесс формирования основ управленческой компетентности будущего руководителя муниципального социального учреждения в высшей школе.

Цель исследования: разработать и обосновать модель формирования основ управленческой компетентности будущего руководителя муниципального учреждения социального обслуживания населения в вузе.

Гипотеза исследования. Управленческая компетентность руководителя муниципальной социальной службы является одним из важных условий успешной адаптации и самореализации специалиста в профессии, а также фактором высокой результативности его труда. Это определяет объективную необходимость формирования в вузе основ управленческой компетентности специалистов по социальной работе. Процесс формирования основ данной компетентности эффективен, если:

— базируется на общественно-государственных требованиях к уровню управленческой компетентности руководителя социальной службы и наиболее полно отражает специфику ее проявления на муниципальном уровне социальной работы;

— обеспечиваются включение студентов в реальные социально-управленческие проекты, исследования, а также интеграция правовой, социокультурной, экономической, психологической, социально-педагогической, специально-управленческой подготовки в вариативных формах учебной и внеучебной деятельности студентов;

— содерлсательное наполнение дисциплин специализации «Управление и администрирование в социальной сфере», вузовского компонента учебного плана формируется на основе профессионально-прикладного подхода, предполагающего выявление и научное осмысление специфики управленческой компетентности руководителя социальной службы, стимулирующего овладение студентами системой компетенций с учетом многоаспектности, полифункциональности профессиональной деятельности менеджера социальной сферы;

— реализуется интегративный потенциал теоретической и практической подготовки студентов к социально-управленческой деятельностиобеспечивается пооперационное овладение будущими руководителями системой компетенций, методов и технологий управления муниципальным социальным учреждением в периоды различных видов практики, волонтерской деятельности;

— созданы и реализуются необходимые условия, способствующие формированию основ управленческой компетентности будущих менеджеров социальной сферы.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

— выявить и раскрыть сущность и содержание основ управленческой компетентности руководителя муниципального социального учреждения;

— определить структурно-содержательные и критериально-оценочные характеристики сформированности основ управленческой компетентности у выпускника вуза по специальности «Социальная работа», специализация «Управление и администрирование в социальной сфере" — осуществить моделирование процесса формирования основ управленческой компетентности руководителя муниципального социального учреждения в период обучения в вузеэкспериментально подтвердить эффективность реализации разработанной модели в условиях социального университета.

Методологическую основу исследования составляют на философском уровне положения о социальной детерминированности управленческой деятельностифилософские положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности, о взаимосвязи социально-экономических изменений в обществе с обновлением системы социально-профессионального образованиядиалектические положения о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объектесистемный подход к изучению социокультурных и педагогических явленийличностный, деятельностный, контекстный, профессиографический, компетентностный подходы к профессиональной подготовке специалистовконцепции о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов профессионального образованияметодологические основы моделирования профессиональной подготовки специалиста (И.А.Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Дж. Равен).

Теоретическим фундаментом исследования послужили: концепции развития социальной работы как науки, практической деятельности и системы профессионального образования (В.Г.Бочарова, С. И. Григорьев, i >'.

Л.Г.Гуслякова, В. И. Жуков, И. А. Зимняя, Л. В. Топчии, В. А1Фокин и др.);

I I положения теории менеджмента в социальной сфере. (В.И.Жуков, j.

А.А.Козлов, П. Д. Павленок и др.) — теории системогенеза профессиональной деятельности и становления личности профессионала (Е.А.Климов, Ю. П. Поваренков, Е. Г. Силяева, В. А. Сластении, В^Д.Шадриков и др.)-, теории профессионального образования менеджеров организации в высшей школе (А.Л.Лесник, А. В. Чернышова, А. Д. Чудновский и др.). Принципиальное значение для исследования имели работы по проблемам управления (В.Г.Афанасьев, В. И. Ерошин, О. И. Воленко, Т. С. Кабаченко, Р. Х. Шакуров и др.) и формирования управленческой компетентности личности с позиции акмеологии (А.А.Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А.К.Маркова).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс методов: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов, моделирование) — констатирующие (анализ содержания учебных дисциплин и программ практики вузов, осуществляющих подготовку менеджеров социальной сферыизучение, анализ составляющих управленческой компетентности руководителей социальных учреждений) — экспериментальные (диагностические, формирующий педагогический экспериментстатистическая обработка диагностических данных).

Исследование проводилось на базе факультетов социальной работы филиалов ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» в г. Люберцы, г. Серпухов. На различных этапах эксперимента исследованием было охвачено 268 студентов специальности «Социальная работа», специализация «Управление и администрирование в социальной сфере», 29 преподавателей вуза, обеспечивающих подготовку по специальности- 55 руководителей учреждений социального обслуживания населения и их структурных подразделений (баз практики филиалов РГСУ в г. Люберцы, г. Серпухов).

Исследование проводилось в период с 2003 г. по 2008 г.

Первый этап (2003;2004 гг.) — теоретическое осмысление проблемы исследования, методологических подходов к ее решениюизучение и анализ отечественного опыта организации управленческой деятельности в различных типах социальных учреждений и требований к знаниям, умениям, уровню управленческой компетентности руководителя муниципальной социальной службыанализ отечественного и зарубежного опыта подготовки менеджеров социальной сферы в вузеопределение понятийного аппарата исследованияразработка модели формирования основ управленческой компетентности руководителя муниципального социального учреждения в условиях социального университета.

Второй этап (2004;2007 гг.) — экспериментальная проверка эффективности разработанной модели, проведение формирующего педагогического экспериментавнедрение авторских программ элективных курсов, производственной практики, дисциплин специализации «Управление и администрирование в социальной сфере" — уточнение критериев сформированности основ управленческой компетентности будущего менеджера социальной сферысистематизация полученных материалов, корректировка отдельных содержательно-технологических сторон реализации модели.

Третий этап (2007;2008 гг.) — обобщение, систематизация, анализ результатов исследования, их статистическая обработка, интерпретация полученных материалов, формулирование выводов исследованиявыявление теоретических и практических результатов исследования, разработка методических рекомендацийпроведение отсроченного контроля за профессиональной деятельностью выпускников в качестве руководителей структурных подразделений муниципальных социальных учрежденийоформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлена и обоснована структурно-содержательная характеристика управленческой компетентности руководителя муниципального социального учреждения, соответствующая современным тенденциям развития менеджмента в социальной сфере;

— обоснована и раскрыта система компетенций руководителя муниципального социального учреждения (нормативно-правовая, организационно-административная, социально-экономическая, аналитико-прогностическая, профессионально-коммуникативная, социально-геронто логическая, социально-педагогическая, мониторинговая), соответствующая квалификационным требованиям к уровню профессиональной компетентности специалиста;

— разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности основ управленческой компетентности у выпускника вуза по специальности «Социальная работа», специализация «Управление и администрирование в социальной сфере»;

— теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования основ управленческой компетентности руководителя муниципального социального учреждения в вузе.

Теоретическая значимость исследования: обогащена теория педагогики профессионального образования путем теоретико-методического обоснования подготовки специалистов по социальной работе по специализации «Управление и администрирование в социальной сфере" — пополнена концепция индивидуально-ориентированного социально-профессионального образования средствами разработки теоретико-научного и содержательно-технологического компонентов процесса формирования основ управленческой компетентности менеджера социальной сферы в условиях высшей школывнесен вклад в развитие общей теории социального образования путем обоснования сущностных характеристик управленческой компетентности руководителя муниципального социального учреждения.

Практическая значимость исследования: теоретические положения и методические материалы исследования обеспечивают необходимый уровень сформированности основ управленческой компетентности будущего руководителя муниципального социального учрежденияматериалы исследования могут быть использованы в ряде учебных дисциплин: менеджмент социальной сферы, управление социальными системами, экономика социального учреждения и др., а также студентами и преподавателями в учебной и практической деятельности. Результаты исследования могут быть учтены при разработке стандартов, программ социально-профессионального образования различного уровнядля совершенствования образовательного процесса учреждений (ссузов, вузов, институтов повышения квалификации), занятых профессиональной подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе.

На защиту выносятся следующие положения:

1) управленческая компетентность руководителя муниципального учреждения социального обслуживания населения — это системно-личностное образование специалиста, отражающее единство его теоретико-управленческой подготовленности и практической способности комплексно применять нормативно-правовые, социально-экономические, психолого-педагогические методы и технологии для решения вариативных задач его профессионального труда в специфических условиях жизнедеятельности организации социальной защиты населебния. Данная компетентность отражает единство мотивационной предрасположенности специалиста к социальной работе и владение практическими технологиями решения широкого спектра профессиональных задач в сфере личностно-делового взаимодействия в системе «клиент социальной службы — сотрудники социального учреждения — администрация учреждения — социальные партнеры учреждения». Структурными компонентами данной компетентности являются: ценностно-мотивационныйсодержательно-профессиональный, организационно-деятельностный, акмеологический;

2) управленческая компетентность руководителя муниципального учреждения социального обслуживания населения включает в себя совокупность следующих компетенций: нормативно-правовая (реализация в различных сферах жизнедеятельности учреждения законодательных норм) — социально-экономическая (владение технологиями социального маркетинга, умения в сотрудничестве с экономистами-профессионалами разрабатывать бизнес-планы развития учреждения, устанавливать продуктивные деловые контакты с социальными партнерами, благотворительными фондами и организациями, спонсорами) — аналитако-прогностическая (аналитические умения выявлять причины снижения эффективности деятельности социальных служб и разрабатывать научно-обоснованные проекты повышения результативности функционирования различных структурных подразделений учреждения) — профессионально-коммуникативная (навыки социальной перцепции в личностно-деловой коммуникацииумения аргументировано излагать свою точку зрения, убеждать, вести переговорыумения предупреждать и разрешать конфликтные ситуации) — организационно-административная (владение персонал-технологиями работы с сотрудниками различного уровня квалификацииумение разрабатывать и реализовывать индивидуальные стратегии карьерного роста сотрудниковумение работать в команде с представителями различных структурных подразделений) — социалъно-геронтологическая (владение прикладными технологиями социальной геронтологииумение организовать комплекс сервисных социокультурных и медико-оздоровительных услуг для лиц «зрелой мудрости» (Э.Эриксон) и др.) — социально-педагогическая (владение различными видами реабилитационных, рекреационных, этнопедагогических технологийсоциально-педагогическими технологиями взаимодействия с категориями клиентов различных возрастных и социальных групп, детским коллективом) — мониторинговая (умения осуществлять мониторинг качества предоставляемых социальным учреждением услуг, определять индекс удовлетворенности клиентов, служащих, социальных партнеров). Данные компетенции являются взаимодополняющими при выполнении вариативных функций профессиональной деятельности руководителя муниципального социального учреждения;

3) модель процесса формирования в вузе основ управленческой компетентности руководителя муниципального социального учреждения включает в себя взаимосвязь модулей: целевого (задачно-целевые и функционально-профессиональные ориентиры компетентностной управленческой подготовки менеджера социальной сферы), проблемно-познавательного (последовательное формирование системы управленческих компетенций менеджера социальной сферы в процессе освоения практико-ориентированного содержания дисциплин федерального и вузовского компонентов учебного плана, дисциплин специализации «Управление и администрирование в социальной сфере», элективных и факультативных курсов), процессуально-технологический (совокупность проектных, контекстных, имитационно-профессиональных образовательных технологийнакопление опыта проявлений различных компетенций менеджера социальной сферы в периоды волонтерской работы и производственной практикиразвитие форм научно-исследовательской деятельности по менеджменту в социальной сфере), интегративно-резулътативного (наличие у выпускника индивидуального кейс-комплекта руководителя муниципального социального учреждениядиагностический инструментарий мониторинга уровня сформированности основ управленческой компетентности руководителя, муниципального социального учреждения) — последовательность этапов ее реализации (ориентационно-пропедевтическийфункционально-технологическийпродуктивно-управленческийсистемно-менеджерский);

4) комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования основ управленческой компетентности руководителя муниципального социального учреждения в высшей школе включает следующие составляющие: административно-организационные условия (учет при организации образовательного процесса вуза требований современного рынка труда к уровню управленческой компетентности менеджера социальной сферыразвитость системы учебно-производственного и научно-исследовательского партнерства университета с различными учреждениями инфраструктуры социальной защиты населенияпедагогический мониторинг личностного продвижения студентов в процессе формирования у них основ управленческой компетентности) — дидактико-технологические условия (вариативность, регионализация содержательно-технологического базиса дисциплин специализации «Управление и администрирование в социальной сфере», программ практики, элективных курсов по социальному менеджментуинтеграция нормативно-правовой, социально-экономической, психолого-педагогической, специальнопредметной подготовки менеджера социальной сферыприоритетность проектных, проблемно-контекстных, эвристических технологий обучения) — индивидуально-профессиональные условия (мотивированность и активность студентов в овладении управленческими компетенциями менеджера социальной сферыпрактико-ориентированная и профессионально-прикладная менеджерская образованность преподавателей вуза, их готовность к профессиональной интеграции в процессе подготовки будущего специалиста — руководителя муниципального социального учрежденияреализация в период практики студенческих социально-маркетинговых проектовсамообразовательная деятельность студентов в сфере социального менеджмента).

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходной концепции исследования, базирующейся на системном, деятельностном, контекстном подходах к управленческой компетентности менеджеров социальной сферыприменением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его задачам и логикецеленаправленным сравнительным анализом результатов многолетней экспериментальной работы и массовой практики подготовки менеджеров социальной сферы в ряде вузоввоспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностьюстатистической достоверностью данных отсроченного контроля.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через опубликование учебных пособий, методических материалов, статей, докладов, тезисовразработку и реализацию программ учебных курсов дисциплин специализации «Управление и администрирование в социальной сфере», элективных курсов «Менеджмент муниципального социального учреждения», «Оценка качества социальных услуг», «Принятие решений в социальной службе», «Маркетинг муниципальной социальной службы" — пособий по учебно-производственной практике менеджеров социальной сферы. Основные идеи исследования внедрены в образовательный процесс факультета социальной работы филиала РГСУ в г. Люберцы. Материалы исследования получили одобрение на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях (Люберцы, 2005;2007; Руза, 2006;2007, Москва, 2005;2008).

Цель, задачи, логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его научно-методологический аппарат, формулируются научная новизна и теоретическая значимость, практическая ценность полученных результатов, основные положения, выносимые на защиту. В.

Выводы по второй главе.

Обеспечить качественную подготовку руководителей, способных эффективно решать задачи модернизации образования возможно лишь, имея полное представление о требованиях, предъявляемых к современному руководителю — основной движущей силе проводящихся реформ.

Следует отметить некоторые успехи, которых добились негосударственные образовательные структуры, занимающиеся проведением обучения персонала в форме тренингов, краткосрочных и долгосрочных курсов повышения квалификации и переподготовки. При необъятности спектра предоставляемых ими услуг, можно выделить и использовать общие наиболее сильные стороны для разработки собственных подходов к формированию профессиональных компетенций руководителя социального учреждения муниципального уровня.

В РГСУ также осуществляется образовательная подготовки в рамках дополнительного образования, которая дает возможность развития знаний, умений и навыков в области управления качеством организаций социальной сферы (социального обслуживания), которые позволяют специалистам эффективно работать в качестве менеджеров высшего и среднего звена и как уполномоченных по качеству на государственных предприятиях и учреждениях социальной направленности в соответствии с современными международными требованиями к данному виду деятельности. А так же обеспечивает, в режиме интенсивного личностно-ориентированного обучения, прироста эксклюзивной профессиональной компетентности менеджеров конкретных организаций в сфере социальной поддержки, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Опыт организации и проведения программ обучения практикам развития базовых компетенций для руководителей и предпринимателей в разных городах России и ближнего зарубежья выявил ряд особенностей овладения этими технологиями.

• Во-первых, это возможно только при наличии достаточной мотивации и волевых качеств, хотя использование практик для развития базовых компетенций доступно любому человеку. Процесс может быть прекращен, когда уровень трудностей в бизнесе ощутимо снизится.

• Во-вторых, обучающийся должен ясно представлять себе, что при выполнении любого серьезного проекта возможны трудности и испытания.

По этой причине традиционный, вузовский лекционно-семинарский тип обучения будет явно недостаточен, а специалист с дипломом и определенным объемом знаний и умений, не будет готов эффективно применить их на практике в рамках полученной специальности. Для преодоления противоречия между подготовкой специалиста и его подготовленностью необходимо изменить вузовскую подготовку, дополнив ее практико-ориентированным обучением.

Однако нужно иметь в виду, что у будущего руководителя существует определенная трудность в организации и прохождении практики. Если студенту, обучающемуся по любой другой специальности можно доверить некоторый участок работы, например будущему учителю провести уроки и классные часы, то будущему руководителю трудно обеспечить в ходе практики возможность руководить в полном объеме, самостоятельно и с полной ответственностью. Слишком велик риск. Это соображение учитывались при разработке практико-ориентированных подходов.

На основании вышеизложенного можно, наконец, перечислить конкретные подходы, которые могут быть использованы для формирования профессиональной компетентности будущего руководителя социального учреждения муниципального уровня в вузе.

В первую очередь это тренинг, то есть интенсивная форма обучения, нацеленная на практическое освоение приемов использования того или иного инструмента, технологии, продукта. Характерной особенностью тренингов является активность всех участников, а главная задачей — приобретение практических навыков, необходимых в работе.

Как правило, во время тренинга проходят деловые и ролевые игры. Игра — это разновидность непродуктивной деятельности, целью которой является не конечный результат, а сам процесс ее проведения.

К числу наиболее эффективных практико-ориентированных методов также можно отнести Case-study — метод обучения основанный на разборе практических ситуаций. Он эффективен, прежде всего, для формирования таких ключевых профессиональных компетенций, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации. В этом своем качестве Case study выступает как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике проведения занятий, которая является основным элементом обучения в классической системе высшего образования.

В основу методики формирования и развития базовой компетентности будущих руководителей социальных учреждений муниципального уровня предлагается положить подход, при котором учебные программы соответствующего направления должны подразумевать использование всего комплекса методических средств, способствующих формированию и развитию соответствующих компетенций слушателей. То есть предлагается разработать программы, которые подразумевают и проведение тренингов определенной направленности, и использование дистанционных форм обучения, а именно дистанционных курсов аналогичной направленности. Таким образом, одним из путей совершенствования системы профессионального образования является создание новых и переосмысление традиционных образовательных форм. При практическом применении программы обучения, могут быть использованы различные формы: лекции, практикумы, дискуссии, «круглые столы», дебаты, мини-тренинги, мастерские, ролевые игры, мини-конференции, позиционные обсуждения и т. д. Кроме того, этими же основаниями продиктовано многообразие принципов организации учебных групп при проведении групповой работы. Одним из способов самореализации студента — слушателя «Школы руководителя», являются интерактивные методы обучения, основанные на личностном взаимодействии-общении каждого из участников образовательного процесса. Кроме того, интерактивные методики могут выступать как стимулирующие творческую и образовательную инициативу слушателей, оказывая ненаправленное и резонансное воздействие на внутренние сферы личности. Кроме того, формирование компетентности руководителя может осуществляться не только через описанные выше формы, но и в конкретном профессиональном сообществе. Это управленческое профессиональные объединение, на базе которого могут разворачиваться процессы профессионального развития будущих руководителей и поиск новых механизмов изменения управленческой деятельности. Например, в РГСУ разработана перспективная программа «Концепция научной работы филиала РГСУ в г. Люберцы на 2006 — 2010 г.».

Подведение итогов программы происходило по известной схеме, когда перед началом обучения оценивался стартовый уровень развития компетенций, а после обучения помимо проверки знаний и умений измерялся итоговый уровень сформированности компетенций на основе разработанных ранее критериев. Сравнение результатов показало, что целом все показатели выросли, то есть участие в программе принесло студентам конкретную пользу.

Отметим, что сопоставительный анализ был необходим не только для оценки собственно слушателей-студентов, прошедших обучение, но также для оценки эффективности и качества учебных программ, на основе которых это обучение проводилось и использовавшихся при этом методик.

Заключение

.

В современных условиях развития инфраструктуры вариативных типов учреждений социальной защиты, поддержки, социального обслуживания различных категорий населения актуализируется необходимость овладения специалистами социальных учреждений управленческой культурой. Достижение специалистом по социальной работе высокого уровня управленческой компетентности — это не только базис для дальнейшего профессионального роста специалиста, но и обязательное условие развития системы социальной защиты населения в целом. Управленческую компетентность руководителя социального учреждения можно рассматривать как системообразующий фактор эффективности функционирования данного учреждения, обеспечивающий целостность его жизнедеятельности и развитие организации. Данная компетентность менеджера социальной сферы обеспечивает результативность стратегического управления предприятием по его саморазвитию в долгосрочной перспективе и предоставлению клиентам социальной службы качественных и высокопрофессиональных услуг.

Управленческая компетентность руководителя муниципального учреждения социального обслуживания населения отражает единство мотивационной предрасположенности специалиста к социальной работе и владение практическими технологиями решения широкого спектра профессиональных задач в сфере личностно-делового взаимодействия в системе «клиент социальной службы — сотрудники социального учрежденияадминистрация учреждения — социальные партнеры учреждения». Данная компетентность характеризуется совокупностью компетенций: нормативно-правовой, социально-экономической, аналитико-прогностической, профессионально-коммуникативной, организационно-административной, социально-геронтологической, социально-педагогической, мониторинговой.

Структурными компонентами управленческой компетентности руководителя муниципального социального учреждения являются: ценностно-мотивационныйсодержательно-профессиональный, организационнодеятельностный, акмео логический. В соответствии со структурными компонентами определены критерии (аксиологический, когнитивно-менеджерский, профессионально-технологический, профессионально-рефлексивный), позволяющие определить уровень сформированное&tradeоснов управленческой компетентности будущего руководителя муниципального учреждения социального обслуживания населения (адаптивно-базовыйорганизационно-дискретныйадминистративно-технологическийсистемно-профессиональный). Высокий уровень данной компетентности менеджера социальной сферы значительно повышает его конкурентоспособность на рынке труда, расширяет спектр его трудоустройства, способствует успешному карьерному росту.

Модель процесса формирования в вузе основ управленческой компетентности руководителя муниципального социального учреждения включает в себя взаимосвязь модулей: целевого, проблемно-познавательного, процессуально-технологический, интегративно-результативногопоследовательность этапов ее реализации (ориентационно-пропедевтическийфункционально-технологическийпродуктивно-управленческийсистемно-менеджерский).

В ходе экспериментальной проверки модели были выявлены группы необходимых условий, обеспечивающих эффективность реализации технологии поэтапного формирования системы управленческих компетенций менеджера социальной сферы: административно-организационныедидактикотехнологическиеиндивидуально-профессиональные условия.

Проведенное исследование не исчерпывает проблемы, перспективами дальнейшей ее разработки могут быть: развитие форм взаимодействия социального университета и работодателей с целью совершенствования управленческой компетентности менеджеров социальной сферыразвитие самообразовательной культуры студентов в процессе овладения технологиями социального менеджмента по управлению учреждениями социальной защиты, социальной поддержки и обслуживания различных групп населенияпрофессионально-управленческая подготовка преподавателей вуза к работе по формированию компетентности менеджеров социальной сферы регионального уровня.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные документы, акты и материалы:
  2. Государственные образовательные стандарты высшегопрофессионального образования. М.: Госкомитет РФ по ВО, 1995.
  3. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. -М.: МО РФ, 2000.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. -№ 32.-Ст. 3301.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета. 31 декабря 2001 г. -№ 256.
  6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
  7. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.03.2007 N 177мО ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2007/08 -2012/13 УЧЕБНЫХ ГОДАХ" //http://expert.consultant.ru/doc386429.html
  8. Профессиональный стандарт «Руководство (управление) организацией» //http://www.rspp.m/Attachment.aspx?Id=5978
  9. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
  10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. 31 декабря 2001 г. — № 256.
  11. У К A3 Президента РФ от 23.07.1997 N 774 «О ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» //http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=76 011
  12. Федеральная программа развития образования. М. МО РФ, 1999. — 42 с.
  13. О. А. Личность студента в процессе профессиональнойподготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3.
  14. Абульхановя-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М: Наука, 1980.-335 с.
  15. В.А. Понятие факторов психического развития // Психология человека от рождения до смерти/Под общ. ред. А. А. Реана. С. 16.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С.34 36
  16. Адизес Ицхак Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует (2-е издание) М.: Издательство Альпина Бизнес Букс, 2007. — 262с.
  17. В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография. Красноярск, 1998. 310с
  18. Е. М., Акопов Д. Р. Особенности правового регулирования труда руководителей государственных унитарных предприятий // Государство и право. — 1997. № 6.
  19. . Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — Пер. изд.: ЮНЕСКО, Париж, 1990, — 168 с.
  20. . Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1980. — 261с.
  21. . Г. Человек как предмет познания. JL, 1968. — 312с.
  22. А. Психологическое тестирование. Кн 1,2 М., 1982.
  23. А.А. Введение в дистанционное обучение. Ч. II. М.: МЭСИ, 1997.- 150с.
  24. А.А., Троян Г. М. Основы интернет-обучения. М., 2003. — 68 с.
  25. A.JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. № 4. — 2005. -С. 19−27.
  26. В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. -М.: Б.и., 1995. 127с.
  27. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 241с.
  28. А.С. Антиномичность целей научного образования и воспитания личности. Проблема их. взаимоотношения в педагогическомпроцессе/ Философско-психологические проблемы развития образования. -М., 1981.-С. 64−116.
  29. СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.-314с.
  30. СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 256с.
  31. К.Л. Управление государственной собственностью в РФ // Законодательство и экономика. -2002. № 212. — декабрь. — С. 15−22.
  32. Т.П., Ерошин В. И., Пуденко Т. И. Основы предпринимательской деятельности. М.: КОНСЭКО, 1998. 336с.
  33. Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.-416с.
  34. И. Д. Формирование у будущего учителя основ профессионализма педагогической деятельности / И. Д. Багаева.- Л., 1990.-211с
  35. Н.Г., Немцов А. А., Кансузян Л. В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // СоцИс: Социологические исследования. М., 2003. — № 6. — С. 113−119.
  36. В.И. выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72с.
  37. Г. А., Бургин М. С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое влияние // Вопросы психологии. -1994. № 4. — С.23−26.
  38. С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология вконтексте культуры мира. Москва, 2001. СС. 373−394
  39. В.П., Бодалев А. А., Вегерчук И. Э. Познание человека человеком: Возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты /под ред. Бодалева А. А., Васиной Н. В. М.: Речь, 2005 — 324с.
  40. О., Шибаева JI. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 1990. — № 10. — С.18−22.
  41. А.М., Кревский И. Г. Дистанционное образование на базе новых ИТ. Пенза, 1997. — 155с.
  42. Д.Р., Степанов А. Н. Субсидиарная ответственность руководителя предприятия-должника //Бухгалтерский учет. 2000 — № 17. — сентябрь — С.13−18.
  43. В.П. Основы теории педагогических систем Воронеж: Слово, 1977.-211с.
  44. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989 —246с.
  45. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системною подхода. -М., 1973.-211с.
  46. В.И. Кадровое обеспечение основного общего образования в условиях реструктуризации базисного учебного плана. М.: Институт Общего образования МО РФ, 2005. — 119с.
  47. В.А., Гилинский Я. И., Кваша Б. Ф. и др. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. М., 1994.
  48. .Н. Некоторые вопросы методология и практики развития системы психологической помощи населению.//Территориальные и социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995. -С.60−65.
  49. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  50. В.В. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты. -Л.: Знание, 1987.-241с.
  51. Болонский процесс: середина пути /Под науч. ред. В. И. Байденко М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов/ Российский Новый Университет, 2005. — 379 с.
  52. В. А. Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003 — № 10. — С.8.-15.
  53. Болыная Советская энциклопедия. Т.27. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1977.-578с.
  54. Большая советская энциклопедия/Под ред. Б. А. Введенского. М.: БСЭ, 1956 -Т.44.- 452с.
  55. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки парадигмы. Ростов н/Д, 1997. 284с.
  56. Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. -Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. 150 с.
  57. Т. Слагаемые профессионализма// Учитель, 2001. — № 2. — С.50−57.
  58. Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. Под ред. JI.H. Ковалик. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  59. Дж. Психология познания. М., 1977.
  60. В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов // Высшее образование в России. 1996. — № 8. — СЗЗ-Зб.
  61. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 544 с.
  62. Т.С. Менеджер образования: особенности управленческо-педагогической деятельности/ЯТрофессиональное образование.- 2002. -№ 10. С.4−5.
  63. О.И. К вопросу об управлении качеством в профессиональном образовании. Сб. научн. Трудов МГПИ. М.: Изд. МГПИ, 2005. С.19−27.
  64. Е. Трудовой кодекс: Что нового? // Экономика и жизнь. -2002. -№ 3. С.35−39.
  65. .З. Профессиональная карьера учителя //Мир образования.-1996.-№ 1. С.22−26.
  66. С., Демина JI. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия, Барнаул, 1995.-288 с.
  67. Д. Условия контракта с руководителями предприятий // Хозяйство и право. 1998. — № 8. — С.3−7.
  68. Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие. -Казань: Казан, гос. технол. ун-т, 2004. 212с.
  69. В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Просвещение 1986. — 312с.
  70. В.В. Психическое развитие и воспитание//Философско-психологические проблемы развития образования, М., 1981.-С. 4—15,
  71. В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды. /В. А. Демин //Стандарты и мониторинг в образовании 2000. -№ 4 — С. 34−42
  72. А.А., Зазыкин В. Г. Развитие профессионализма, Проблемы изучения/ Психология человека от рождения до смерти/ Под общ. ред. А. А. Реана. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 465−473.
  73. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989. 188 с.
  74. С.Б. К проблеме совершенствования подготовки учительских кадров в условиях университета // Вестник Кабардино-Балкарского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2001. — Вып. 6. — С. 57−58.
  75. Ю.Н. Активные методы психологической подготовки руководителей и специалистов. Л., Просвещение, 1984. — 226с.
  76. Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1 988 315с.
  77. И.А. Ключевые компетентности новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
  78. И.А. Компетентность человека новое качество результата образования /Проблемы качества образования. Книга 2//Материалы ХШ Всероссийского совещания. — М.-Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 72 с,
  79. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону:Феникс, 1997.-480с.
  80. Т.Ф. Модели управления и профессионализм кадров как основной потенциал социальной работы И Социальная политика и социология. 2004. — № 2(22). — С. 14−22.
  81. Иванов Д. А, Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2003. — 101 с.
  82. Л. Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя. /Л. Ф. Иванова //Инновации в образование.2003. -№ 4-с.69−80.
  83. Т. А. Развитие, воспитание и формирование личности/Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Под ред. Ю. К. Бабанского. М: Просвещение, 1983.—С. 36−53.
  84. Интеграция педагогических и информационных технологий в лицейском образовании. Екатеринбург, 2002. — 16 с.
  85. СВ. Валеологический аспект современного российского воспитания. //Вестник Новосибирского отделения ELAHH. 1998. — № 4. С.37−46.
  86. Е.Л., Маховикова Г. А., Дрогомирецкий И. И. Планирование на предприятии: Учебное пособие для вузов. — СПб.: Вектор, 2006 — 160с.
  87. А.А. Особенности заключения и расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации // Законодательство. 1997. — № 4. — С.19−33.
  88. Н.К. К проблеме оценки качества подготовки специалистов /Н.К. Кликунов// Альма-матер: Вест. высш. шк. 2002. -№ 4. — С.9−12.
  89. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996. -512 с.
  90. Е.А. Путь в профессионализм. Психологический взгляд: учебн. пособие М.: МПСУ, 2003 — 230с.
  91. М. Ассессмент-Центр. Современные технологии оценки персонала/ Пер. с нем. Харьков: Издательство Гуманитарный Центр, 2004- 135с.
  92. Н. Оплата труда руководителей государственных унитарных предприятий // Вестник АКДИ. 2002. — № 3. — С.134−138.
  93. И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская- Под ред. И. А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. —288 с.
  94. Коллинз Джим От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет. Good to Great: Why Some Companies Make the Leap. and Others Don’t СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006. — 304 с.
  95. .К. Методические рекомендации по комплексной оценке и анализу выпускных квалификационных работ студентов вузов / Б. К. Коломиец М.: ИЦПКПС, 2001. — 211с.
  96. В.Ф. Управленческие имитационные игры. -Новосибирск: Наука, 1989. 342с.
  97. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки /Т. Казарицкая, И. Голованова, JI. Канлич и др. // Директор школы 2002 г. №: с. 16−24.
  98. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 270 с.
  99. Т.И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов // Образование для устойчивого развития. Минск: Издательский центр БГУ, 2005. С. 438−440
  100. Г. Ф. Высшая школа России (проблемы сохранения интеллектуального потенциала). М.: Мысль, 1998. — 258 с
  101. Н. В. Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. 154с.
  102. Кузьмина Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Просвещение, 1990. -204с
  103. Е.В. Проекты по социальной работе в учебном процессе // Актуальные проблемы социальной работы: сборник научных статей / под ред. Л. В. Бадя. М.: Издательство РГСУ, 2008. — с.107−116
  104. А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. 2005. — С. 27−33
  105. М.Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. 2004. — N 3. — с.95−100.
  106. Н.М. Принципиально новый подход к обучению кадров / Левкина Н. М., Сапрьжин A.M. Краснодар: Ин-т междунар. бизнеса г. Краснодара, 2000. — 9с.
  107. B.C., Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. М.: Просвещение, 2002. — 356с.
  108. В. С. Содержание образования. М.: Просвещение, 1989. -211с.
  109. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  110. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981. — 312с.
  111. И. Я. Проблемное обучение. М.: АПН, 1974. — 134с.
  112. И. Я. Процесс обучения и его закономерности / Серия: педагогика и психология. М. Изд-во АПН РСФСР, 1980. — 287с.
  113. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1998.-464 с.
  114. А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.-235с.
  115. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998. — 176с.
  116. Макклелланд Дэвид Мотивация человека: Мастера психологии. -СПб.: Питер, 2007. 672с.
  117. М. К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. -205С.
  118. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. — М., Изд-во «Лабиринт», 1994 г 265с.
  119. М.К. О сознании // Необходимость себя (Лекции. Статьи. Философские заметки) /Под общей ред. Ю. П. Сенокосова. — М.: Лабиринт, 1996. — стр.214 — 229.
  120. А.К. Психология профессионализма. М. 1996. — 216с.
  121. Э., Бойченко Т. Правовое положение руководителя предприятия // Управление персоналом. 2000. -№ 4. — С.23−25.
  122. О., Берестнева О. Системный подход к оценке качества образования // Стандарты и качество. 2002 — № 4. — С. 82−88.
  123. В.Т., Мипахов В. И. и др. Информатизация дополнительного образования: концепция, перспективы, информационные системы как универсальный инструмент управления ресурсом Ингернет/Интранет/Экстранет-техпологий. М., 2002. -72 с.
  124. А. Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Просвещение, 1972. 374с.
  125. М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975. — 253с.
  126. Менеджер образования: государственные требования//Образование в документах. 2002. — № 5−6.
  127. Д., Эйриян А. Как уволить нерадивого руководителя // Российская юстиция. 1999. — № 12. — С 32−34.
  128. В. М. Тенденция развития содержания общего среднего образования / Педагогика, 1992. № 1 — 2.
  129. У. Познание и реальность. М., 1981. — 256с.
  130. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М., 1995. -253с.
  131. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. — 134 с.
  132. A.M. Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван? // Народное образование, № 1. 2001. — С. 89.
  133. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. Коллективная монография и двух книгах/Под общей редакцией профессора И. Л. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 356с.
  134. В. Основы проблемного обучения. М., 1968. -233с.
  135. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.- Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  136. , Ф. Ф. О компетенции руководителей /Ф. Ф. Оськин.
  137. Правоведение. -1990. № 1. — С. 7.6 — 80
  138. В. Виноват руководитель, а расходы несет предприятие // Российская юстиция. 2000. — № 7. — С 22−24.
  139. А.П. Игротехнический менеджмент. СПб, 2003.
  140. Е.А. О правовом положении руководителя организации и порядке прекращения его полномочий // СибЮрВестник. 2000. -№ 4. -С. 12−14.
  141. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  142. JI.A. Компетентность в общении. М., Б.и. 1989. -152с.
  143. М.Н. Социальные функции досуга учащейся молодежи. М.: ФИРО, 2007. -116 с.
  144. А. проблема качества образования в высшей школе/ А. Попова// Альма-матер: Вест. выш. шк. 2002. — № 8 — С. 19−22.
  145. М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах) /М.М. Поташник. М.: Пед. об-во России, 2002. — 423с.
  146. Ю. Обеспечение и оценка качества высшего образования/ Ю. Похолков, А. Чучалин, С. Могильницкий, О. Боев // Высш. образование в России. 2004. — № 2. — С. 12−28.
  147. JI. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПБ: Речь, 2000. — 231с.
  148. A.M. Законодательство о контрактах с руководителями государственных предприятий // Правоведение. 1995. — № 3.-11−13.
  149. Н.С. Соотношение понятий «личностноесамоопределение» и «профессиональноесамоопределение»//Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр./Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1.-Екатеринбург, 1995. с. 119 129.
  150. Психологическая помощь в меняющемся мире. Пермь, 1995. -138с.
  151. Психологическая экспертиза критических ситуаций. -Новосибирск, 1990.-46с.
  152. Психология и педагогика.- М.: РИУ РГТК «Тантал», 2000. — 104с.
  153. Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-центр, 2002 (англ. 1984) — 432с.
  154. А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕР СЭ, 2002 -336с.
  155. СЛ. Основы общей психологии. В 2 т. Т.2. М, 1989. -328с
  156. В.В., Фролов Ю. В. Проектирование критериев оценки качества подготовки и переподготовки специалиста М., 2006. — 22с.
  157. Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования / Н. А. Селезнева. М., 2001. — 287с.
  158. Н.А., Субетто А. И. Новое качество высшего образования в России. Концептуально-программный подход /Под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. М., 1995. — 145с.
  159. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. —272 с.
  160. В.А. Дидактика: Учебное пособие для пед. вузов. М.: Academia, 2004, — 368с.
  161. К. О последствиях совершения руководителем сделок вопреки интересам организации // Хозяйство и право. 1998. — № 5. -С.36−39.
  162. Г. Б. Как проанализировать собственную деятельность? /Г.Б. Скок. М, 2000.-159с.
  163. В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Педагогическое образование и наука 2002. — № 4. — С.4−10.
  164. Спенсер-мл. Лайл М. и Спенсер Сайн М. Компетенции на работе./ Пер с англ М: Hippo, 2005 384 с
  165. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы: В 4-х кн. Кн.4: Квалиметрия высшей школы как предметная квалиметрия / А.И.1. Субетто. М., 2001.-251с.
  166. Татур Ю, Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов//Высшее образование сегодня. М., 2004. № 6. — С.34−37.
  167. О.Б., Бритов А. В., Демкина С. И. Образовательные технологии формирования компетенций в системе высшего профессионального образования // Университетское управление. 2005. -№ 1(34).-С. 112−123.
  168. С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. /Пер с англ. М.- Hippo, 2003 — 186с.
  169. Управление проектами в переходной экономике: инвестиции, инновации, менеджмент. М.: Сборник материалов международного Симпозиума, 1997. — 728 с.
  170. С. Основания увольнения руководителя должны быть указаны в контракте // Российская юстиция. N 1. — январь 2001 г
  171. Л.И. Модели образовательного менеджмента: обзорный анализ/ЛПкольные технологии. 2000. — № 4. — С.115−120.
  172. Л.И. Современный директор: профессиональные ценности и стереотипы //Директор школы. 1999. — № 5. — С. 20−27., — № 6.-С. 8−14.
  173. Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — с. 341.
  174. Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995. — 176 с.
  175. Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования): Сб. статей под научной редакцией проф. И. А. Зимней. М.:
  176. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000 — 88 с.
  177. И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
  178. М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. -160 с, ил.- (Библиотечка журнала «Народное образование"№ 2,1996)
  179. П1адриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 8. — с.26−31.
  180. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. -М., 1999.
  181. С.Е. Понятие компетентности в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2. — С. 23−28.
  182. П. Е. Никитина н.Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов //Университетское управление. —2003. № 1 (24). — С.46−59.
  183. .Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.-286с.
  184. .Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002. С.25−36.
  185. Д.Б. Размышления над проектом // Коммунист. 1984. № 3. С. 58- 66.
  186. Диссертации и авторефераты
  187. , С. В. Профессиональная культура государственных имуниципальных служащих: состояние и условия инновационной трансформации (на материалах южного федерального округа): Автореф. дисс. докт. социолог, наук 22.00.08. Ростов н/Д, 2007. — 44с.
  188. , Ю.В. Взаимосвязь профессиональных и личностных качеств имиджа руководителя: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01. -Казань, 2002. 179 с.
  189. , Н.Ш. Теория и практика дополнительной профессиональной подготовки студентов в техническом вузе: Дисс. докт. пед. наук: 13.00.08. Казань, 1998. -168с.
  190. , JI.K. Интерактивное обучение общению: Автореф. дисс.. д.п.н.: 13.00.01.-Екатеринбург, 2003.-29 с.
  191. , Р.Х. Концептуальные основы, принципы, процесс, содержание и технологии формирования профессиональной компетентности учителем в системе последовательного образования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук: 13.00.01.-Казань, 1999.-22с.
  192. , Н.Н. Развитие профессионализма руководителя социальной сферы: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.13. М., 2001. — 154 с.
  193. , С. В. Формирование компетентности будущего специалиста в профессиональном взаимодействии: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2005. — 282с.
  194. , А.В. Формирование социально-психологической компетентности молодых руководителей: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.05.-М., 1998.-191с.
  195. , А.К. Непрерывное развитие профессиональнойкомпетентности государственных служащих: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. Челябинск, 2002. — 196с.
  196. , B.C. Формирование профессиональной компетентности руководителей в области стратегического управления развитием: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2004. — 214с.
  197. , М. С. Психологическая компетентность руководителя в условиях антикризисного управления: Дис.. канд. психол. наук: 119.00.13. Москва, 2002. — 170с.
  198. , B.C. Повышение психолого-педагогической компетентности учителя средствами методической работы в школе: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1999.- 120с.
  199. , Ю.В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения: На материале Германии: Дис.. канд. пед. наук (13.00.08). Москва, 1996.
  200. , О.В. Пути повышения качества подготовки специалистов в высшей школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08- Волгоград, 2001.- 19с.
  201. , А.Ю. Дистанционное обучение социальных работников в вузе как средство формирования профессиональной компетентности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Тамбов, 2004. — 247с.
  202. , О.И. Компетентность руководителя в оптимизации материальных условий деятельности персонала (Сущность, структура, условия и факторы развития): Дис.. канд. психол. наук: 19.00.13. Тамбов, 2003.-207с.
  203. , И. А. Управленческая культура личности руководителя современной России (Социально-философский анализ): Дис.. канд. филос. наук: 09.00.11. -М., 2005−181 с.
  204. , А.П. Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе: Автореф. дисс.. докт. пед. наук: 13.00.08. М., 2007. — 44с.
  205. , В.В. Политическая компетентность в системе государственного управления: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.02. -Ростов н/Д, 2003. 179с.
  206. , А.В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб, 2004. — 309с.
  207. , Т.И. Профессиональное становление Я-концепции руководителя системы образования: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01. -М., 2002.-222 с.
  208. , Н.М. Формирование профессиональной компетентности студентов вуза: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2005. — 167с.
  209. , Т. А. Управление дистанционной подготовкой руководителей образования по проблемам его модернизации: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2005 — 23с.
  210. , Е.А. Особенности профессиональной компетентности государственных служащих в разрешении межличностных конфликтов с учетом тендерных различий: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.13. М., 2002. — 226с.
  211. , В.Ю. Профессиональная компетентность как ресурс власти в организации: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.03: М, 2003. -208с.
  212. Анализ экспертных мнений работодателей по основнымпроблемам профессионального образованияhttp://www.edu.rspp.ru/site.xp/4 905 004 912 4 050 048 048.html
  213. В.И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения //http://www.firo.ru/index.php?option=comdocman&task=docview&gid=2 11
  214. Вещиков С, Пальчик М., Езерская К. Базовые компетенциируководителя «Люди дела», № 10, 2005//ihttp://www.bonsk.ru/articles.php?catid=28&id:=l 18
  215. Ю.И. Критерии оценки качества подготовки специалистов в вузе //http://conf.susu.ru/doc/menedg/zdanovih.shtml
  216. Инновационная образовательная программа АНХ //littp://www.ane.ru/nationalproject.html
  217. О. Пришло время наводить порядок с госсобственностью // Бюро правовой информации, http://www.bpi.ru/
  218. О. Удастся ли «построить» директорский корпус? // Бюроправовой информации. // http://www.bpi.ru/
  219. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А. В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. //www.eidos.ru/news/compet.html
  220. А.С. К вопросу о путях формирования пpoфeccиoнaлизмa.//http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage= 1 &mytip=l & word=&pagesize=l 5 &Nomer= 167
  221. Е. С., Фалалеева Ю. В. Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе как совокупность профессиональных и личностных компонентов //http://www.volsu.ru/rus/stiTicture/facult/ philos/spp/st2.doc
  222. A.M. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста //http://www.anovikov.ru/artikle/m-ov.htm
  223. Н.И. Аспекты воспитательной функции руководителя государственной службы //http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=365
  224. Е.В. Психофизиология человека Толковый русско-английский словарь Издание 12-е Санкт-Петербург, Россия, 1997−2008 h ttp ://www.tryphono v .ш/ttyphonov/ index. htm
  225. O.B. Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации http://www.relarn.ru/ conf/conf2006/section3/3 27. html
  226. Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию// Интернет-журнал «Эйдос». 2007. — 15 января. // http://www.eidos.ru/journal/2007/0115−2.htm.
Заполнить форму текущей работой