Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технология преподавания искусства как целостная система совершенствования педагогического мастерства учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если исходить из значения слова «техне» (греч. «искусство, мастерство, формирующееся под руководством наставника, благодаря усердию и природным данным»), то педагогическая технология — это плод науки об искусстве педагогического мастерства. При этом, как результат выхода «педагогической технологии» на более высокий уровень, «образовательная технология» характеризуется уже мировоззренческим… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр

Глава 1. Теоретические предпосылки разработки концепции урока искусства и адекватной ей педагогической технологии. $ 1. Методологическая база образовательной области «Искусство» на современном этапе^ стр. 1 3 $ 2. Становление технологии современного урока искусства общеобразовательной школыстр. 27 $ 3. Основные тенденции современной системы профессионального совершенствования учителей искусствастр. 41

Глава 2. Логика организации освоения новых педагогических технологий в процессе совершенствования профессионального мастерства учителей музыки и мировой художественной культуры. $ 1. Система принципов (алгоритм) перерастания обучающей деятельности учителя искусства в воспитательно-личностный образовательный процесс образования современного школьникастр. 55 $ 2. Содержание и формы педагогических инноваций в процессе совершенствования педагогического мастерства учителей образовательной области «Искусство" — стр. 79 $ 3. Диагностические методики (критерии, уровни и пр.), анализ и интерпретация полученных результатовстр. 99

Выводыстр. 1 13

Технология преподавания искусства как целостная система совершенствования педагогического мастерства учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сама формулировка темы данного диссертационного исследования может вызвать ряд вопросов о целесообразности соотношения понятий «технология» и «искусство» в образовательном процессе, той мере формализации, которая возможна в работе со школьными учителями (как правило, профессиональными музыкантами, художниками, искусствоведами) в условиях образовательной области «Искусство».

Анализ предыстории современного понятия «педагогическая и образовательная технология» (В.И.Боголюбов) выявляет ряд его трансформаций — от использования технических средств обучения (ТСО), через программированное обучение, аудиовизуальные и компьютерные средства обучения, далеечерез понимание процесса обучения как совокупности средств и методов, обеспечивающих результат — к проектированию технических, социальных и культурных комплексов. В результате такие, своего рода алгоритмы способа деятельности как целостного, всеобъемлющего явления, стали давать преподавателю возможности, не доступные отдельному техническому средству, каким бы совершенным оно ни было.

В настоящий момент понятие педагогической, и шире — образовательной, технологии, интенсивно входящее в арсенал современных средств педагогического мастерства, является одним из важных свидетельств происходящих перемен, как в образовательной практике, так и в педагогическом менталитете в целом. Перемены эти отразили слом тоталитарного мышления (где, в силу «стандартизации» педагогического сознания мог существовать только один, единственный, подход к образованию) и переход к действительной демократизации образования, дающей возможность вариативности форм и методов обучения. Результатом явилось осознание того, что любой, традиционный или новый, подход должен представлять собой тщательно разработанную технологию — систему целенаправленной деятельности по воплощению концепцию в ее единстве. Таким образом, технология представляет собой форму развития любой изучаемой системы как процесса и раскрывает себя как логически определенная совокупность действий по раскрытию процессуального содержания.

Если исходить из значения слова «техне» (греч. «искусство, мастерство, формирующееся под руководством наставника, благодаря усердию и природным данным»), то педагогическая технология — это плод науки об искусстве педагогического мастерства. При этом, как результат выхода «педагогической технологии» на более высокий уровень, «образовательная технология» характеризуется уже мировоззренческим, философским уровнем концепции, связанной с развитием системного мышления в подлинном смысле этого понятия как диалектического единства содержательных и собственно технологических моментов (форм). Например: «природосообразные», личностно ориентированные технологии, технология развивающего обучения и т. д. Следовательно, везде, где осуществляется целенаправленная и целостная образовательная деятельность, уместно говорить о технологии как необходимой ее форме.

Не исключение здесь и образовательная область «Искусство». Исследование показывает, что, с одной стороны, в данной области приходится констатировать недостаточную разработанность технологии урока искусства как целостной системы. Нужно отметить как положительное: те ее элементы, которые начали кристаллизоваться с 20-х годов и после продолжительного периода «застоя, воплотились в подходах Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского и Л. М. Предтеченской, оказались родственными одной из самых передовых теорий образования сегодняшнего дня — развивающему обучению. Это естественно, поскольку в нем, как и в искусстве, формирование и развитие Человека выступает высшей ценностью. Однако, как отмечает В. П. Зинченко, на сегодняшний день «.мы хорошо знаем о возможностях искусства в формировании современного человека, но нам еще далеко до умения реализовать эти возможности., мы плохо умеем читать искусство». В силу этого мы до сих пор еще имеем в большой мере только общее представление о том, какой должна быть педагогическая технология искусства как технология познания человеком мира и самого себя посредством искусства.

Отсюда и другая сторона проблемы: в такой же мере не разработана и технология подготовки, переподготовки и повышения квалификации (ПК) специалистов, призванных воплощать в практике все то, что нарабатывает современ ная теория урока музыки как урока искусства. О важности этой стороны проблемы свидетельствует уже сам факт наличия института ПК и значительный круг ученых, занимавшихся и занимающихся ключевыми вопросами в этой области: Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. В. Горюнова, В. Г. Горяев, Л. П. Дуганова, Г. П. Сергеева, Т. В. Челышева и др.

Однако можно констатировать: мы до сих пор не имеем системы логически выстроенного и научно обоснованного целостного процесса воплощения принципов педагогики искусства от ВУЗа к общеобразовательной школе. В свете чего приходится говорить о разнонаправленности содержания образова тельных подходов в тех областях, где учитель воспитывается, и где он потом работает. Этот негатив характерен и для сферы повышения квалификации, где дело ограничивается проекцией некоторых, выборочных, упрощенных моментов профессионального образования, в пространстве которого воспитывался музыкант, художник и т. д., избравший затем профессию учителя искусства в общеобразовательной школе.

В настоящем исследовании проблемы организации и планирования целостной образовательной системы непрерывного художественно-воспитательного процесса на всех его этапах не являются главным предметом рассмотрения.

Наше обращение к понятию «целостная система» вызвано его философским смыслом — как выход мышления учителя на особый, методологический уровень. Ряд исследователей определяют этот путь как способ выхода из ситуации, охарактеризованной выше, но что подразумевается под методологией — каждый из авторов понимает по-своему. Одни понимают этот уровень как своего рода «системный порядок», как приведение в соответствие всех элементов сквозного учительского образования. Другие — как выведение всей системы подготовки и переподготовки учителя искусства на уровень, который в теории развивающего обучения обозначен как научно-теоретический (философский).

Принципиально являясь сторонниками второй точки зрения, мы считаем, что, во-первых, объективно возникла необходимость выстраивания «двойной» технологии с единой целью. Это, с одной стороны, педагогическое мастерство учителя, способного организовать подлинно учебную (творческую, поисковую) деятельность детей, с другой — сама система подготовки такого учителя. Во> вторых, единый методологический подход должен отражать новую ситуацию социального, психологического и культурного развития общества и, вырастая на основе изучения быстро меняющегося мира, нацеливать на формирование новых, активных, форм творчества учителя в преподавании искусства на основе современных прогрессивных педагогических взглядов. Именно это в нашем понимании составляет содержание процесса совершенствования его педагогического мастерства.

Все сказанное, с учетом условий снижения духовного потенциала общества, обусловило выбор проблемы данного исследования — «Современная технология преподавания искусства как целостная система совершенствования педагогического мастерства учителя» и определило ее актуальность для сферы повышения квалификации учителей искусства.

Проблема исследования рассматривается многоаспектно.

Определяющим становится философско-эстетический аспект.

В.Ф.Асмус, Ю. Б. Борев, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, В. П. Кузьмин, В. А. Лекторский, Г. В. Плеханов, С. Х. Раппопорт, Л. Н. Столович, и др.), который обеспечивает методологическую базу исследования, позволяет обосновать содержание и формы урока искусства в свете законов эстетики и теории поI знания. На этой базе выстраивается концепция преподавания искусства как системный процесс овладения общечеловеческими ценностями.

Большое место занимает в иследовании культурологический аспект (А.И.Арнольдов, Э. А. Баллер, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Н. С. Злобин, В. Ж. Келле, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев, Э. С. Маркарян и др.). Рассмотрение процесса познания различных видов искусства с позиций культурологии, как необходимой базы преподавания курса «Мировой художественной культуры» и различных видов искусства, помогло осмыслить и выстроить преподавание искусства в школе в единый систематизированный процесс эстетического освоения мира школьниками.

Искусствоведческий аспект дал возможность не только методологически обосновать пути превращения уроков музыки и мировой художественной культуры в уроки искусства, но и глубже понять саму их технологию с точки зрения единства содержания и формы. При разработке технологии воспитания мышления учащихся анализ трудов виднейших представителей музыкознания и художественного творчества (Б.В.Асафьев, В. В. Алексеева, В. В. Медушевский, А.А.Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, А. Н. Сохор и др.) помог сделать в ней акцент на единстве эмоционально-образного и абстрактно-логического начал.

Психолого-педагогический и дидактический аспекты рассмотрения проблемы (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, В. Т. Кудрявцев,.

A.Н.Леонтьев, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин, и др.) дали возможность представить процесс преподавания искусства в школе как процесс становления человеческой личности в единстве обучения и воспитания. Особое место занимают современные прогрессивные, педагогические теории. В нашем исследовании именно они явились тем методологическим основанием, на котором разрабатывались конкретные педагогические технологии как в сфере повышения квалификации учителей искусства, так и собственно школьного образования.

Большую роль в этом сыграли работы современных теоретиков и практиков в области создания педагогических технологий (В.П.Беспалько,.

B.И.Боголюбов, Г. Л. Ильин, М. В. Кларин, Г. К. Селевко и др.). Благодаря им удалось получить представление о конкретных путях нахождения единства теории и практики, что, в совокупности с попыткой содержательно-методических и структурных преобразований в организации процесса повышения квалификации учителей искусства, позволило решить одну из центральных задач исследования.

Нельзя не отметить важности педагогического творчества деятелей высшей школы, теоретиков и практиков преподавания искусства в школе.

В.Н.Шацкая, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев,.

0.А.Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, Н. А. Терентьева, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр, Б. П. Юсов и др.) Сравнительный анализ подходов к преподаванию искусства по-новому осветил проблему разработки педагогической технологии преподавания искусства в школе и в концептуальном плане, и в плане ее практической конкретизации.

Отсюда:

Объект исследования — система совершенствования педагогического мастерства учителя музыки и мировой художественной культуры.

Предмет исследования — процесс формирования (выращивания) педагогической технологии современного урока искусства в школе.

Цель исследования — теоретически обосновать современную педагогическую технологию преподавания искусства в школе и определить пути ее реализации в процессе совершенствования педагогического мастерства учителей искусства.

Задачи исследования:

1. Анализ методологических основ существующих концепций урока искусства и соответствующей им методики.

2. Обоснование содержания современного урока искусства как уровня соотношения методологии и методики с позиций теории развивающего обучения.

3. Определение путей реализации нового подхода к педагогической технологии урока искусства в сфере повышения квалификации и совершенствования педагогического мастерства учителя искусства.

4. Разработка диагностических методик результативности представленной в итоге данного исследования технологии совершенствования педагогического мастерства учителей искусства в системе повышения квалификации.

Методологической основой исследования явились: материалистическая теория познаниятеория развивающего обучения В. В. Давыдова > -Д.Б.Эльконинакультурологическая концепция искусства и его роли в совершенствовании духовной сущности человекаинтонационная теория Б. В. Асафьеватеория двойственности музыкальной формы В. В. Медушевскогоконцепции художественного воспитания и образования Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского, Л. М. Предтеченской.

Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, искусствоведческой и психологической литературыаналитическая обработка и синтез эмпирических данных, полученных в ходе исследовательской работы с учащимися средних общеобразовательных и музыкальных школ, студентами музыкально-педагогического училища и института, а также слушателями окружных и городских курсов повышения квалификацииретроспективный анализ собственной экспериментальной работы на уроках, в системе вузовской педагогической практики, научно-практических семинарахизучение и обобщение передового и массового педагогического опыта в области преподавания предметов эстетического циклацеленаправленное наблюдение, анкетирование, анализ творческих работ преподавателей искусства и др. Гипотеза исследования: необходимый, современный уровень развития школьников и учителя может быть обеспечен, если:

— мышление учителя будет осуществляться на адекватном природе искусства теоретическом (философском) уровне;

— определяющим положением единой технологии, воплощаемой в соответствующих формах на школьном уроке искусства и в системе совершенствования педагогического мастерства учителя искусства, выступит идея о реализации человеком в искусстве своей родовой природы, где искусство есть способ 'существования человека как Человека;

— разработка конкретных форм, методов и приемов в процессе повышения профессионального уровня учителя будет осуществляться с позиций теории развивающего обучения в направлении формирования у школьников общих способов художественного мышления и организации их деятельности на уроках искусства как учебной деятельности;

— педагогическая технология искусства будет разработана как процесс движения от содержания искусства (общечеловеческих ценностей) к его воплощению в единстве методологии, методики и педагогической техники. «.

Научная новизна исследования заключается в методологическом обеспечении гуманистически ориентированной педагогической технологии искусства как целостной системы совершенствования педагогического мастерства учителя искусства. Выявлены новые существенные признаки научных понятий «оценка» и «мотивация», а именно — их связь с глубинными процессами становления Личности в противовес формально-авторитарному подходу. Раскрыто содержание новых понятий «педагогическая технология» и «образовательная технология» как конкретного механизма воплощения целей и задач эстетического образования в их системности и целостности. Обоснован концептуальный подход, создающий теоретическую основу для решения важной практической задачи перевода учебно-эстетической деятельности образовательной области «Искусство» в русло современных требований к развитию личности.

Установлены новые закономерности, причинно-следственные связи, разрабо таны новые способы педагогической деятельности, получившие воплощение в технологических (художественно-дидактических) моделях нового типа, основанных на создании урока искусства средствами самого искусства и воспроизводящих единство художественного и научно-теоретического мышления.

Практическая значимость исследования. Разработаны научно обоснованные формы более высокого уровня организации деятельности, в частности такие формы, как жанры урока искусства, художественно-дидактическое моделирование. Представлены конкретные рекомендации в области мотивации деятельности, в системе диагностических и творческих заданий, позволяющих отрефлексировать формирующуюся в мышлении учителя искусства логику теоретического поиска и практических действий.

Апробация и внедрение теоретических и практических результатов проводились с 1994 года: на курсах повышения квалификации лаборатории искусства и масс-медиа МИПКРОна научных и научно-практических конференциях, проводимых в рамках г. Москвы и ее округовна творческих фестивалях и конкурсах учителей искусства столицыв рамках созданной на базе Московского института открытого образования творческой площадкина курсах-семинарах в и гг. Красногорске и Зеленограде Московской областив виде методических разработок «Планирование уроков мировой художественной культуры». На защиту выносятся следующие положения:

1. На современном этапе модернизации образования процесс совершенствования педагогического мастерства должен быть организован на методологических основаниях, формирующих философско-эстетическое, постигающее мышление учителя искусства, суть которого — понимание вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития. Такая цель реализуется в единстве методологии, методики и собственно педагогической технологии, рассматриваемых в диалектической взаимосвязи содержания и формы.

2. В качестве методологической основы выступает диалектическая логика, проявляющая себя в процессе погружении в природу искусства как форму существования человека в мире в движении от нравственно-эстетического содержания искусства к художественным средствам его воплощения.

3. Методика, являясь формой конкретизации методологии, выступает как творчество учителя в развитии художественного мышления учащихся на основе организации их деятельности как учебной.

4. Педагогическая технология как совокупность педагогических действий, конкретных способов, приемов выступает в качестве формы, воплощающей и конкретизирующей систему целенаправленной деятельности, которая определяется методологическим смыслом и спецификой образовательного процесса (методикой). '.

5. Изложенные выше методологические основания обеспечивают единство современной технологии преподавания искусства в школе и процесса совершенствования педагогического мастерства учителя искусства.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение более чем двадцати лет в три этапа.

Первый этап (1980;1988). В течение этого периода велось изучение состояния теории музыкального образования в общеобразовательной школе и специфики подготовки педагогических кадров на базе музыкального отделения астраханского педагогического училища имени Н. К. Крупской. Был собран, теоретически осмыслен обширный эмпирический материал, который составил основу курсов повышения квалификации учителей музыки при областном методическом кабинете, где автор вел курс методики. Одновременно автором осваивалась программа по мировой художественной культуре.

Второй этап (1988;1997). В эти годы велась практическая работа по воплощению и совершенствованию выработанных подходов к преподаванию искусства в процессе как учителя музыки и МХК общеобразовательной французской спецшколы № 1216 Центрального округа г. Москвы. Была разработана и успешно реализована программа по мировой художественной культуре, проводились музыкальные фестивали, концерты учащихся, был организован «Клуб современной музыки», на базе которого осуществлялся обмен опытом с колледжами Парижа и Бордо (Франция), где автор курировал процесс внедрения идей исследования.

Третий этап (1997;2002) — в результате осмысления опыта на основе изучения трудов теоретиков и практиков музыкально-педагогического образования, отразивших специфику современного развития, осуществлялось формирование системы курсов повышения квалификации учителей на базе лаборатории искусства и масс-медиа Московского института повышения квалификации работников образования, а также создание творческого пространства для общения и обмена опытом столичных учителей музыки и мировой художественной культуры. Одновременно велась литературная обработка результатов исследования.

выводы.

1. В настоящий момент образовательная область «Искусство» уже не может ограничиваться развитием отдельных ее аспектов. Необходим целостный подход к теории и практике художественной педагогики. История ее развития свидетельствует: методологическое мышление учителя искусства может быть только философским. Именно философское мышление учителя, выступающее как всеобщее системообразующее основание, обеспечивает:

— адекватное природе искусства понимание законов его существования (как и почему человек создал искусство как продолжение самого себя), что воплощается в алгоритме мышления учителя и учащихся, а также в организации учебной деятельности, где в процессе реального и мысленного экспериментирования осуществляется «самооткрытие истины» и складываются условия подлинной педагогики сотрудничества;

— приобщение ребенка к искусству, отвечающее природе самого ребенка — генетически заложенная в нем готовность к опережению уровня своего развития, понимание учащимися сущностного смысла своей деятельности;

— выход за пределы обыденного в область возвышенного в духовной культуре, а также проблематизацию содержания при рассмотрении его с позиций общечеловеческих ценностей.

2. Исследование показало необходимость осуществления процесса совершенствования педагогического мастерства учителей музыки и мировой художественной культуры в опоре на современную технологию преподавания искусства в школе, разработаннную на уровне научно-теоретического мышления. Именно такое мышление обеспечивает формирование и развитие человека, способного мобильно реагировать на стремительно изменяющиеся темпы и условия жизни.

3. Единство учебной деятельности педагогов и учащихся опирается на понимание взаимоотношений методологии, методики и собственно педагогической технологии как целостного процесса, осуществляющегося как движение от общего к частному, от содержания к форме.

4. Разработанная в данном исследовании технологическая система доказала свою эффективность тем, что она одновременно выступает и как система организации творческой деятельности учителя, и как диагностическая система, позволяющая выявить основные черты музыкально-педагогического портрета современного учителя искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  2. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Изд. «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. — 186 с.
  3. Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. М.: МИ-РОС, 1992. — 72 с.
  4. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе /Научн. ред. Л. В. Горюнова. М.: Изд. «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1991.-98 с.
  5. В.В. Что такое искусство. М.: Просвещение, 1998. — 208 с. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя — музыканта. М/. Владос, 2000. — 336 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания.. М.: Наука, 1977.- 218 с.
  7. O.A. Методика музыкального воспитания в школе.М.: Просвещение, 1983. 222 с.
  8. Аристотель. Соч. в 4 х т. Т.4. — М.: 1993. 402 с.
  9. А.И. Культура и современность. М.: Наука, 1987. — 193 с. Ю. Арсеньев Л. С., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. -М.: Наука, 1967. (Сер. Диалектика — теория познания). 485 с.
  10. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 111 с. «
  11. .В. Музыкальная форма как процесс. Л: Музыка, 1971.- 267 с.
  12. З.Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. -654 с.
  13. Э.А. Преемственность в развитии культуры. -М.: 1969. 195 с.
  14. JI.A. За полвека /Очерки, статьи, материалы. Л.: Сов. композитор, 1989. 368 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 145 с.
  16. B.C. Мышление как творчество. М.: Наука, 1975, — 106 с.
  17. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. Советская педагогика, 1991. № 9. 128с.. '
  18. Ю.Б. Эстетика. М.: Просвещение, 1981. — 378с.
  19. В.М. Педагогические таинства дидактических игр. Учебное пособие. Библиотека педагога-практиканта. М.: Московский психолого-социальный институт. Издательство „Флинта“, 1997. — 96 с.
  20. В.М. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя. М.: „Первое сентября“, 2001. 220 с.
  21. В.В. Проблема прекрасного. М.: Сов. Композитор. 1957.-78 с.
  22. Воспитание музыкой: Из опыта работы /Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. М.: Просвещение, 1991. — 205 с. '
  23. Л.С. Психология искусства. М.:"Искусство», Изд. 2-е, 1968.-576 с.
  24. Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991.- 498 с.
  25. Л.С. Собр.соч.Т.2. М.: Просвещение, 1991. С. 174.
  26. П.Я., Запорожец A.B., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Наука, 1978. — 284 с.
  27. Гегель. Сочинения. Т. 6. М.: 1939.
  28. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М.: 1974.
  29. Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество. М.: «Музьща в школе» — 1992-N4.
  30. Л.В. Говорить языком самого предмета. Теоретические основы учебника «Музыка». Пособие для учителя. М.: 1989.- 108 с.
  31. Л.В., Маслова Л. П. Урок музыки урок искусства. Книга для учителя (Учебное пособие). — М.: Прометей, 1989. — 104 с.
  32. В.В. Виды обобщения в обучении /логико-психологические проблемы построения учебных предметов/. -М.: Педагогика, 1972. ¦- 424 с.
  33. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1996. 542с.
  34. В.В. Проблемы развивающего обучения /Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  35. В.В. О теориях развивающего обучения. М.: «Магистр» -1996 — N 1. Давыдов В. В. Что такое учебная деятельность./ В кн.: О понятии развивающего обучения. — Томск, Изд. «Пеленг», 1995.- 98 с.
  36. В.В. О деятельностном подходе к определению содержания образования //Тезисы. Томск, Изд-во «Пеленг», 1995. — 105 с.
  37. Л.П. О подходах к проблеме профессионального совершенствования педагога-музыканта. Сб: Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. Москва, Флинта, 1999. 296 с.
  38. В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Санкт-Петербург: Лань, 2000.- 190 с.
  39. Ершова А. П, Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Библиотека педагога-практика. М.: Издательство «Флинта», 1998. 228 с.
  40. А.П.Ершова, В. М. Букатов. «Театральные подмостки школьной педагогики», с. 206. Сб: Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы, Ежегодник ИХО РАО, М., 2001 г.- 387 с.
  41. В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. — 102 с.
  42. В.П. «Психология XXI века: пророчества и прогнозы», «Вопросы психологии» № 2, 2000 год. С. 76.
  43. Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология. М., Исследовательский центр проблем подготовки специалистов. 1999. С. 8.
  44. Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. — 300с.
  45. Э.В.Ильенков. Проблема идеального. Вопросы философии. 197−9. № 7. 16 с
  46. Э.В. Идеальное. Философская энциклопедия, М.: 1962, т. 2. -с.156.
  47. Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974. — 269 с.
  48. Э.В. Философия и культура /Мыслители XX века/. М.: Политиздат, 1991.-464 с.
  49. Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. Рис. Р.Вольского. М.: Дет. лит., 1972. — 224 с.
  50. Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. -336 с.
  51. Д.Б. Дорогие мои друзья. М.: Молодая гвардия. 1977. — 192 с.
  52. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977.-256 с.
  53. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя /Сост. В. И. Викторов. М.: Просвещение, 1981. — 120 с.
  54. Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  55. М.С. Социальные функции искусства. Л.: 1978. 276 с.
  56. М.С. Человеческая деятельность. М.- Изд. Полит, лит., 1974. — 345 с.
  57. М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига. Педагогический центр «Эксперимент». 1999. 180 с.
  58. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига. Педагогический центр «Эксперимент». 1998. 176 с.
  59. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихсяразличных возрастных групп. Пособие для учителя. /Под ' общ. ред. Б.П.Юсова/. Москва-Мурманск, 1995. — 108 с.
  60. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  61. Е.Д. «Активные формы музицирования в развитии восприятия музыки детьми». Сб: Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. М., Флинта, 1999, с. 67 89.
  62. В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова. М: — «Вопросы психологии» — 1998 — N 5 — с. 59−65. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. — М.: 1980. — 136 с.
  63. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980.304 с.
  64. А.Н. Избр. психолог, произв. Т. 1.
  65. А.Н. Избр. психолог, произв. Т. 2.
  66. А.Н. и современная психология /Сб. статей памяти Леонтьева. -Под ред. А. В. Запорожца и др. -М.: Изд. Моск. Ун-та, 1983. 288 с. ,
  67. И.Я. Проблемное обучение. -М.: Знание, 1974.- 198с.
  68. Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л.: 1983. — 198 с.
  69. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Наука, 1976. — 305 С.
  70. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973. — 145 с.
  71. К., Энгельс Ф. Об искусстве: в 2-х Т. М.: Искусство, 1976.
  72. Л.П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства у подростков на уроках музыки. Автореферат диссертации. М.: Исследовательский центр эстетического воспитания. 1994. 18 с.
  73. Материалы по образовательной работе в школе: Эстетическое развитие в школе. Вып. 4. М: 1919. — 301 с.
  74. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.- 285 с.
  75. В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор 1993. — 262 с.
  76. Мелик-Пашаев А. А. Сб: Традиции и новаторство в музыкално-эстетическом образовании. М., Флинта, 1999, с.32−36.
  77. Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. 1-Х1 классы. М.: Музыка, 1971. — 288 с.
  78. Музыка в школе. /Материалы по общему музыкальному образованию в школе //Под общей редакцией Музыкальной секции Отдела Единой Трудовой Школы. Государственное издательство, 1921 .С.46 — 78.
  79. Музыка в начальной школе. М., 1935. С.45−48.
  80. Музыка. Начальная школа. Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 2001.-286 с.
  81. Музыкальное образование в школе. Под редакцией Л. В. Школяр, М.: Академия, 2001.- 232 с.
  82. Музыкальные жанры /Общ. ред. Т. В. Поповой. М.: Музыка, 1968. — 328 с.
  83. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  84. .М. Мудрость красоты /О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. Изд. 2-е, перер. и доп. — М.: Просвещение, 1987. -255 с.
  85. Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: 1972. — 315 с.
  86. С.И. Словарь Русского языка. М.: 1978. — 846 с.
  87. Программы для общеобразовательных учреждений. Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения. У1-У111 классы. Солдовников Ю. А. Мировая художественная культура 1Х-Х1 классы. Предте-ченская Л.М. М,'.Просвещение, 1994. 176 с.
  88. Л.А. Русская культура. Учебник по мировой художественной культуре для 8 класса. М.: Владос, 2001. 385 с.
  89. С.X. Искусство и эмоции. 2-е изд., доп. М.: Музыка, 1972.-168 с.
  90. Г. С. Уроки музыки в начальных классах: Иэ опыта работы в пер вом и втором классах /Под ред. Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  91. С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: 1973. 334 с.
  92. Г. К. «Современные образовательные технологии». Учебное пособие. М.: Народное образование. 1998. 256 с.
  93. Г. П. «Идеи Д.Б.Кабалевского и повышение квалификации учителей музыки: прошлое, настоящее и будущее». Сб: Традиции и новаторство в музыкално-эстетическом образовании. М., Флинта, 1999. С.67−69.
  94. Г. П. Программа повышения квалификации учителей-специалистов по предмету «Музыка» (с методическими материалами), Москва, МИРОС, 1995, 69 с.
  95. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа /Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. — 160 с.
  96. А.Н. Музыка как вид искусства //Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1981. — Вып. 2. — с. 111−230.
  97. Л.Н. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. — 415с. (Над чем работают, о чем спорят философы). «
  98. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие /Л.В.Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. -М.: Флинта: Наука, 1998. 336 с.
  99. .М. Психология музыкальных способностей. М.:-Л.: АПН РСФСР, 1947. — 335 с.
  100. H.A. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию. Педагогика. 1992. — № 1−2. — с.55−56.
  101. Толковый словарь русского языка. М., ГИИИНС, 1939.
  102. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. Материалы международной конференции. М.:Флинта, 1999. 296 с.
  103. В.О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Музыкальное искусство. 2 класс (программа и методика). М.: Изд. Магистр, 1996. — 92 с.
  104. Философский словарь. М.: Просвещение, 1992, 689 с.
  105. Ю7.ФрейдЗ. Психология бессознательного /Сост., научн. ред. М. Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1990. — 485 с.
  106. В.А. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. — 208 с.
  107. В.А. Музыкальные жанры и основа музыкальных форм. -М.: Музыка, 1964, 160 с.
  108. Г. А. Виды общения в обучении. Томск, Пеленг, 1993, — 269 с.
  109. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200с.
  110. В.А. «Музыкальное образование в школе», М., Академия, 2001, Глава 2: «Сущность методики музыкального образования», с. 42 74. 1
  111. В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (опыт исследования проблемы). М.: «Толк», 1997 — 89 с.
  112. JI.B. «Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения)». Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Москва, 1999 г 42с.
  113. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения //Возрастные возможности усвоения знаний: младшие классы школы/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. 248 с.
  114. Д.Б. Психология игры. М.: 1978. — 502 с.
  115. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  116. Эстетические очерки. Вып. 4./С6. статей. Ред.-сост. С. Х. Раппопорт.-М., Музыка, 1977. 224 с.
  117. Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Ежегодник Института художественного образования РАО. М., 2001. 280 с. В. А. Школяр. Каким быть предмету МХК в школе? С.64−65.
Заполнить форму текущей работой