Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях в Старом Осколе (2008г.), Мелитополе (Запорожская обл., Украина) (2008, 2010 гг.), Минске (2009 г.), Таганроге (2010 г.) — на международных педагогических чтениях в Белгороде (2010 г.), на всероссийских научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования готовности 17 будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики
    • 1. 1. Музейная педагогика в современном образовательном 17 процессе
    • 1. 2. Готовность будущего учителя начальных классов к 44 использованию средств музейной педагогики: сущность, содержание, структура
    • 1. 3. Модель формирования готовности будущего учителя 57 начальных классов к использованию средств музейной педагогики
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики
    • 2. 1. Изучение состояния готовности будущего учителя начальных 72-классов к использованию средств музейной педагогики
    • 2. 2. Экспериментальное обоснование и реализация педагогических 82 условий формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики
    • 2. 3. Динамика формирования готовности будущего учителя 97 начальных классов к использованию средств музейной педагогики
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях модернизации социально-экономической жизни России возрастает спрос на компетентного, конкурентоспособноговысокопрофессионального? специалистаготового к эффективной* работе на уровне мировых стандартов. Исходя из этого, одной из приоритетных задач системы/ высшего профессионального: образованияявляется подготовка инициативного, творческого педагога, сочетающегов себе высокий уровенькультуры, образованностиинтеллигентности, профессиональной компетентности, которые: способствуют, успешному осуществлению" профессиональной деятельности и являются компонентами профессионально-педагогической культуры, формирующейся" не только в процессе профессиональной" подготовки, но и при взаимодействии с социальными институтами, одним из которых является музей.

Музей- - это' исторически" сложившийся социокультурный институт-, сохраняющий в подлинныхматериальных предметах культурные общечеловеческие ценностисвидетельства, общественно-исторического развитияразличные способыпознания" бытия, и именно п среде музеячерез. экспозиционные материалы,. осуществляется! передача и трансляция? духовного и культурного опыта, накопленного человечеством-,

В настоящее время роль, музея в социокультурном? пространстве: связана с расширением и углублением его образовательной функции: Степень востребованности: обществоминформационного, потенциала-музея: совпадает с присущими ему функциями" - быть хранителем и транслятором: подлинных свидетельств культуры. Основнаяцель образовательного процесса в музее — включение* индивида в единоеисторико-культурное: пространство;

Усиление роли: музеяв образовании подрастающего поколенияспособствует развитию? музейной педагогики как отрасли педагогической? наукирассматривающей обучение, воспитание и развитие учащихся1 на музейном материале. Процесс взаимодействия музея и школы выражается в активизации деятельности, направленной на создание интерактивных мероприятий, разработку музейно-педагогических программ, проведение экскурсий. Решая образовательные задачи, музейная педагогика способствует возникновению новых форм экспонирования, внедрению оригинальных технологий и методов музейного дела, способовработы с аудиторией. Возникновение такого явления как виртуальный музей вызывает необходимость определения и решения новых задач в деятельности работников музея и педагогов.

Таким образом, выполняя одну из своих важнейших функций, образовательную, музей стремится с помощью специфических средств развивать у подрастающего поколения познавательный интерес, потребностьв обращении к культурно-историческому наследию, стремление к обогащению духовнойсферы. Залогом успешности этого процесса является не только активная деятельность сотрудников музея, но и овладение педагогом богатым арсеналом музейно-педагогических средств.

Вместе с тем в настоящее время педагогам не хватает знаний, умений и навыков в использовании и" включении музейно-педагогического материала в учебно-воспитательный процесс начальной школы, поэтому возникает необходимость включения в профессионально-педагогическую подготовку учителя начальных классов музейно-педагогического компонента. Исходя из вышесказанного, актуальной задачей стоящей перед специалистом системы высшего профессионального образования, является формирование готовности будущего учителя к использованию средств музейной педагогики, что подчеркивает необходимость теоретического и практического осмысления формирования готовности учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

В современной психолого-педагогической науке уделяется достаточно ^ внимания различным аспектам формирования личности будущего педагога.

Этой проблеме были посвящены научные труды: Е. И. Артамоновой, Е. П. Белозерцева, В. А. Бодрова, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Д. Гонеева, М. И. Дьяченко, И. Ф. Исаева, Н. И. Исаевой, H B. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, С. ЛРубинштейна,. Н. Ф. Талызиной, В. Д. Шадрикова, Н. Л. Шеховской и др.

Проблему совершенствования процесса профессиональной подготовки исследовали Б. Г. Ананьев, С. И. Архангельский, H.A. Асташова, А. А. Бодалев, Л. К. Гребенкина, Т. М. Давыденко, А. К. Маркова, A. И. Мищенко, М. И. Ситникова, В. А. Сластенин. и др.

М.М. Бахтин, В. С. Библер, Н. Ф. Федоров раскрывали философские аспекты музея как социокультурного феномена, рассматривая музей как «подобие всего мироздания», как попытку «собирания и воспитания в единстве», как способ осуществления преемственности' поколений. Философско-культурологическую направленность музея анализировали С. И. Гессен, М. С. Каган, Л. Н. Когащ Д: С. Лихачев и.др.

Основы отечественного музееведения были заложены в теоретических работах и, отражены в. практике музееведов 1920гх годов А. У. Зеленко, И. Э. Грабаря, Н. И. Романова, Ф. И. Шмита.

Возникновению и становлению музейной педагогики в России способствовала практическая деятельность экскурсионной школы и её теоретическое обобщение в трудах Н. И. Анциферова, H.A. Гейнйке, И. М. Гревса, А. Я. Закса, БЕ. Райкова. Изучению образовательного и воспитательного потенциала детских и педагогических музеев были посвящены исследования А. В. Бакушинского, Н. Д. Бартрама, М. G. Страхова, Ф. И. Шмита.

Современное состояние музейной педагогики раскрывается в исследованиях Е. Г. Вансловой, И. М. Коссовой, Б. А. Столярова, Л. В. Шиловой, М. Ю. Юхневич и др- .

Роли и месту музея в образовательной деятельности^ поиску новых форм взаимодействияс посетителями посвящены работы А. Г. Бойко,

3. Н. Бонами, Т. И. Галич, Е. Н. Конуховой, Н. Г. Макаровой,. М. В. Соколовой, Т. ВЧумаловой.

В работах М. Б. 1 ведовского, В. Ю. Дукельского, Н. А. Никишина проанализированы проблемы специфики музейного предмета.

Различные аспекты, использования средств музейной педагогики в педагогической практике исследовали Н. Ф. Ломова, А. С. Огоновская: Л. И. Ордуханян, Д. В. Скоробогатов, С. Л. Троянская, М. Г. Чесняк и др. Взаимодействиюмузеяи школы посвящены труды, М. С. Жирова, Т. А. Приставкиной, С. И. Тарасовой, Т. В. Хорхординой и др.

Таким образом, отдельные аспекты взаимодействия музея и школы, а такжеиспользованиясредствмузейной. педагогикиотражены в педагогической наукено вместе стем проблема готовности-: будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики в начальном звене отечественной системы образования^изучена: недостаточно., Анализ психолого-педагогических исследований и педагогической практики свидетельствует о наличии' противоречия?- между потребностью системыобразования., в учителе начальных классовобладающем теоретическойи практической подготовкойк- использованию средств музейной педагогики и несформированной готовностью будущегоспециалистак. осуществлению такого 1зида деятельности;

Отмеченное противоречие определилопроблему, исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности будущего учителя начальных классову к использованию средств музейной педагогики.

Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования. Объект исследования. готовность будущего учителя начальных классов к. использованию средств музейной педагогики.

Предмет исследования- - педагогические условияформированиям готовности будущего учителяначальных классов к использованию средствмузейной педагогики.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, содержание и структуру готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики.

2. Разработать и апробировать модель формирования готовности будущего учителя к использованию средств музейной педагогики в образовательном процессе начальной школы.

3. Выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики.

4. Разработать программу и методические рекомендации по формированию готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики будет эффективным, если:

• определены сущность, содержание и структура готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики;

• выявлены педагогические условия формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики: введение музейно-педагогического компонента в содержание теоретической подготовки будущих педагоговвключение музейно-педагогических проблем в научно-исследовательскую деятельность студентоввыполнение в ходе педагогической практики системы музейно-педагогических заданийпогружение будущих учителей начальных классов в музейно-педагогическую среду в процессе внеаудиторной работы;

• реализована модель, обеспечивающая эффективность формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики, структурными элементами которой являются целевой, содержательный, технологический и результативный блоки.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философской и педагогической антропологии о человеке как социальном существе и субъекте деятельности, о единстве теории и практики, соотношении части и целого, отдельного, особенного и общего, а также концепции культурологического, системного и личностно-деятельностного подходов к проблеме профессиональной подготовки будущего педагога и философские аспекты развития музейно-образовательной деятельности.

Теоретическую основу исследования составили современные концептуальные положения формирования и развития личности Л. И. Божович, Л. С. Выготского, К. К. Платонова, методологии системного подхода Э. В. Ильенкова, Н. В. Кузьминой, Л. И. Новиковой, В. А. Сластенина, Ю. П. Сокольникова, Н. Ф. Талызиной, высшего педагогического образования О. А. Абдуллиной, Е. П. Белозерцева, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, В. А. Сластенина, А. И. Умана и др., современных педагогических технологий В. П. Беспалько, А. Б. Воронцова, Г. К. Селевко и др., эстетического развития личности в процессе использования художественных ценностей и музейной педагогики Е. Г. Вансловой, И. М. Коссовой, Е. Б. Медведевой, Б. А. Столярова, М. Ю. Юхневич и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений в исследовании использовалась совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, музееведческой, психолого-• педагогической литературысравнительный анализ педагогических, методических и музееведческих исследованийобобщение и систематизацияанкетирование, интервьюирование, наблюдениеанализ продуктов творческой деятельности учителей и студентовэкспертная оценка и самооценкапедагогический экспериментмоделированиеметоды математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Федеральное государственное автономное образовательное учреждение-высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, МОУ «Лицей № 10 г. Белгорода», «Лицей № 32 г. Белгорода», МОУ «Гимназия № 2», МОУ СОШ №№ 7,47.

В эксперименте участвовали 233 студента педагогического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета (специальность 50 708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью, направление подготовки 50 700.62 Педагогика, профессионально-образовательный профильНачальное образование), 54 учителяначальных классов и 258 слушателей курсов повышения квалификации.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе (2005 — 2006 гг.) — изучалась и анализировалась философская, музееведческая, психолого-педагогическая литератураисследовались различные аспекты музееведения и музейной педагогики, возможности использования средств музейной" педагогики вучебно-воспитательном процессе начальной школыуточнялась гипотеза исследованияразрабатывался курс «Музейная педагогика» и методические рекомендации к нему.

На втором^ этапе (2006;2010 гг.) — изучалось актуальное состояние готовности к использованию средств музейной педагогики у будущих-учителей начальных классов и учителей-практиков, определялась методика' проведения* опытно-экспериментальной работы, разрабатывалась модель-формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики. Проводился формирующий эксперимент, в ходе которого реализовывалась модельпроверялась выдвинутая гипотеза, апробировались разработанный курс и система музейно-педагогических заданий.

Третий этап (2010;2011 гг.) — завершался формирующий экспериментанализировались, обобщались и систематизировались данные опытно-экспериментальной работырезультаты исследования оформлялись в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Обоснована необходимость подготовки будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе начальной школы, дана характеристика средств музейной педагогики как дидактических.

2. Выявлена и конкретизирована сущность, определены содержание и структура готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики.

3. Разработана и апробирована модель формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики в образовательном процессе.

4. Выявлена и экспериментально обоснована совокупность педагогических условий, способствующих эффективному процессу формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики: введение музейно-педагогического компонента в содержание теоретической подготовки будущих педагоговвключение музейно-педагогических проблем в научно-исследовательскую деятельность студентоввыполнение в ходе педагогической практики системы музейно-педагогических заданийпогружение будущих учителей начальных классов в музейно-педагогическую среду в процессе внеаудиторной работы.

Теоретическая значимость состоит в том, что расширено содержание понятия «педагогические средства», рассматривая использование средств музейной педагогики в качестве дидактических, внесен вклад в теорию готовности будущего учителянаучно обоснованы совокупность педагогических условий, критерии и показатели эффективности формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогикирасширено научно-педагогическое представление о взаимодействии учителя начальных классов, музейного педагога и сотрудника музея.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложена и апробирована модель формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики в образовании младших школьников, разработан оценочный инструментарий* позволяющий определить эффективность формирования готовности будущего учителя начальных классов/ к использованию средств музейной педагогики, разработаны курс «Музейная^ педагогика», методические рекомендации* к нему и система музейно-педагогических заданий для исследовательской и творческой работы, а также педагогической практики студентов, позволяющих включить музейно-педагогический компонент в профессиональную подготовку будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики. Предложенные материалы способствуют обогащению содержания профессионального1 образования с учетом регионального компонента, что позволяет расширить образовательное пространство младшего школьника. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке будущих учителей, системе повышения квалификациии профессиональной переподготовки специалистов начального образования.

Личный вклад автора в получение научных результатов был обусловлен изучением теоретического и практического состояния проблемы, разработкой учебно-методического курса и методических рекомендаций к нему, планированием и проведением экспериментальной работы по теме исследования, анализом и интерпретацией ее результатов.

Достоверность результатов обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, использованиемкомплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, внедрением авторских разработок, личным участием автора в опытно-экспериментальной: работе, репрезентативностью объема выборки респондентов, продолжительностью опытно-экспериментальной работы-. сочетанием^ количественного и качественного анализа результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:.. 1. Готовность будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики — интегративнаяхарактеристика личностидетерминированная профессионально значимыми личностными' качествами, направленностью на музейно-педагогическую работу, специальными знаниями, умениями и навыками,. способствующими осуществлению, деятельности по передаче младшим школьникам учебного' материала с использованием средства музейной педагогики в качестведидактическихДидактическими? специфическими, средствами5 музейной, педагогикикак отрасли, педагогической науки являются: музейный: предмет, фонд научно-вспомогательных материаловмузейная экспозиция-, музейнаясреда: Использование средств музейной' педагогики в учебно-воспитательном: процессе начальной школы позволяет подготовить учащихся к восприятию' музейной, информации, способствуя обогащению школьниковнаучными? знаниями,, раскрывающими природные иобщественные явления, воспитывает уважение к. культурным традициямсвоего народа-, предоставляет возможность овладеть практическими навыкамипоисковойи исследовательской работы, развивать познавательный интерес, прививать навыки наблюдательностиа также способствует развитию1 ассоциативногомышления и формированию общественных стремлений, моральных и эстетических чувств.

2. Готовность-будущего учителя начальных классов-к использованию средств музейной педагогики является целью и результатом процесса подготовки специалиста, представляя собой синтез взаимосвязанных компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного, где каждый компонент направлен на решение определенной задачи, и только их взаимодействие делает этот процесс эффективным. Мотивационный компонент выражает ценностно-смысловое отношение будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики. Когнитивный компонент предполагает сформированность знаний, необходимых для использования средств музейной педагогики. Деятелъностный компонент отражает овладение специальными умениями и навыками в использовании средств музейной педагогики. Рефлексивный компонент свидетельствует о наличии у студентов адекватной’самооценки и" умения корректировать собственную деятельность по использованию средств музейной педагогики. Готовность будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики носит уровневый характер.

3. Модель формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики является, отражением существенных свойств, связей и отношений исследуемого процесса и включает в, себя следующие блоки: целевой раскрывает цели* изадачи формирования готовности будущего учителя к использованию средств музейной педагогикисодержательный отражает содержание формирования готовности будущего учителя к использованию средств музейной педагогики и включает мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компонентытехнологический представлен направлениями, а также формами и методами аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов, и средствами музейной педагогикирезультативный показывает критерии и уровни сформированности компонентов готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики.

4. Эффективность формирования готовности будущего учителя-начальных классов к использованию средств музейной педагогики обеспечивается реализацией совокупности следующих педагогических условий:

• введением музейно-педагогического компонента в содержание теоретической подготовки будущих педагогов;

• включением музейно-педагогических проблем в научно-исследовательскую деятельность студентов;

• выполнением в ходе педагогической практики системы музейно-" педагогических заданий;

• погружением будущих учителей начальных классов в музейно-педагогическую среду в процессе внеаудиторной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях в Старом Осколе (2008г.), Мелитополе (Запорожская обл., Украина) (2008, 2010 гг.), Минске (2009 г.), Таганроге (2010 г.) — на международных педагогических чтениях в Белгороде (2010 г.), на всероссийских научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге (2008г.), Белгороде (2008, 2009 гг.), Орле (2009 г.), Саранске (2009 г.) — на Ш всероссийском научно-методическом семинаре в Белгороде (2009 г.) — на региональной научно-практической конференции в Белгороде (2008 г.) — на интернет-конференциях в Белгороде (2009 г.), Чебоксарах (2009 г.), Красноярске (2009 г.) Основные теоретические положения и практические результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и кафедры педагогики и методики начального образования, на конференциях студентов и аспирантов Белгородского государственного национального исследовательского университета по итогам НИР (2008, 2009 гг.).

Материалы исследования были отмечены сертификатом участника (2009 г.) и. Дипломом I степени (2010 г.) Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации» (г. Москва, 2009, 2010 гг.). По итогам исследования опубликовано более 15 работ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, первой главы

Результаты исследования показывают, что процесс формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики не заканчивается в вузе. Использование средств музейной педагогики в практической деятельности учителя должно1 постоянно совершенствоваться на основе самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Выполненная работа не исчерпывает всех проблем формирования готовности будущего * учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики. Дальнейшими направлениями исследовательской работы могут быть совершенствование и реализация преемственных связей между общепрофессиональными дисциплинами и предметными технологиями обучения в формировании готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогикиподготовка будущего учителя начальных классов к организации взаимодействия музея и школы на основе принципа социального партнерства.

Заключение

Основная цель российского образования это — воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития творческого, инициативного, высоконравственного, ответственного, компетентного i гражданина России, обладающего общечеловеческой * культурой, которая" формируется в процессе познания отечественной культуры [45].

Изучению отечественной культуры, обращению^ исторической памятш народа способствует музей как социокультурный, институт. Включение музеев в образовательный процесс развивает не только общечеловеческую культуру, нои профессионально-педагогическую культуру студента — будущего специалиста. Включение музейно-педагогического компонента в учебно-воспитательный процесс в школе требует более глубоких теоретических и практических знаний и умений у будущих учителей начальных классов. Вышесказанное диктует необходимость подготовки учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики в образовании младших школьников на региональном компоненте.

Музейная^ педагогика зародилась на рубеже XIX — XX веков в

Германии, в этот же период времени нашла свое развитие и в России. Однако

111 пути становления музейной педагогики как отрасли педагогической науки в названных странах проходили самостоятельно, что привело к различию в трактовке термина музейная педагогика. В современной российской науке под музейной педагогикой понимают «Музейная педагогика — отрасль педагогической науки и построенная на её основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды» [183, 211].

Анализ психолого-педагогической и музееведческой литературы, позволил выделить такие средства музейной педагогики, как формы, методы и специфические средства (музейный предмет, фонд научно-вспомогательных материалов, музейная экспозиция и. музейная среда), отражающие специфику восприятия музейной информации и способствующие включению музея в образовательный процесс, реализации его возможностей в обучении, воспитании и развитии личности.

Готовность к использованию средств музейной педагогики в образовании младших школьников рассматривается нами как интегративная характеристика личности, детерминированная профессионально значимыми личностными качествами, направленностью на музейно-педагогическую работу, специальными знаниями, умениями и навыками, способствующими осуществлению деятельности по передаче младшим школьникам учебного материала с использованием средств музейной педагогики в качестве дидактических.

Готовность будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики, являясь интегративным качеством личности, состоит из следующих компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного и носит уровневый характер (высокий, средний, низкий).

Модель формирования готовности студентов к использованию средств музейной педагогики состояла из целевого, содержательного, технологического и результативного блоков. На основе разработанной модели проводился формирующий эксперимент.

В процессе экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования, в соответствии с которой формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

• введении музейно-педагогического компонента в содержание теоретической подготовки будущих педагогов;

• включении музейно-педагогических проблем в научно-исследовательскую деятельность студентов;

• выполнении в ходе педагогической' практики системы. музейно-педагогических заданий;

• погружении будущих учителей начальных классов. в музейно-педагогическую среду в процессе внеаудиторной работы.

В ходе экспериментальной, работы (студенты изучали теоретический курс «Музейная педагогика», выполняли исследовательские и творческие задания, включали компонентымузейно-педагогической деятельности1 в практическую и педагогическуюсамостоятельную работу, активно^ использовали возможности региональных музеев во внеаудиторной работе.

Диагностика пс результатам формирующего эксперимента показала положительную динамику, что свидетельствует о подтверждении гипотезы исследования" в соответствии, с которой процесс формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики будет эффективным если:

• определены сущность, содержание и структура формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики;

• выявлены педагогические условия формирования готовности будущего учителяначальных классов к использованию средств музейной педагогики: введение музейно-педагогического компонента в содержание теоретической подготовки будущих педагоговвключение музейно-педагогических проблем в научно-исследовательскую деятельность студентоввыполнение в ходе педагогической практики системы музейно-педагогических заданийпогружение будущих учителей начальных классов в музейно-педагогическую среду в процессе внеаудиторной работы;

• разработана и апробирована модель формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики, включающая целевой, содержательный, технологический и результативный блоки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования / О. А. Абдулина. -М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. E.H. Формирование готовности студентов педагогических вузов к физкультурно-спортивной деятельности: Монография / E.H. Авксентьев. -Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет имени И .Я. Яковлева, 2003. — 126 с.
  3. Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма — Кафедра музейного дела / Режим доступа: http://vvrvvw.aprik.ru/mus/default.htm
  4. Актуальные проблемы музейной педагогики // Ориентиры личности в условиях изменяющейся социальной среды / Под ред. Н. В. Соловьевой. -Воронеж, 1996. 85 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. Т.1. 230 е., Т.2. 288 с.
  6. .Г. Психология и проблемы человекознания. / Б. Г. Ананьев. -М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.-384 с.
  7. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  8. М.С. Музейно-педагогическое издание как средство формирования культурного поля младшего школьника: автореф. к-та пед. наук: 13.00.02 / М. С. Баданина. Санкт-Петербург, 2009. — 24 с.
  9. В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. -М., 2002. С. 22 46.
  10. О.В. Учебная программа дисциплины „История Белгородчины“ / О. В. Бакунина, Е. В. Дворецкий, Т. М. Пенская. — Белгород, 2008. -Юс.
  11. A.B. Художественные экскурсии систематического типа / A.B. Бакушинский // Методы и практика экскурсионного дела. — М., 1925.— 130 с.
  12. Н.Д. Музей игрушки: об игрушках, кукольном театре, начатках труда и знаний о книге для ребенка / Н. Д. Бартрам. Л., 1928. — 56 с.
  13. В.А. Подготовка студентов педагогического вуза к общению с учащимися: дис. .к-та пед. наук 13.00.08. / В. А. Батурина. СПб, 1994.
  14. С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта: монография / С. Н. Бегидова. Майкоп, 2001.
  15. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред.В. А. Шаповалова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.' - 410 с.
  16. Белгородская энциклопедия / отв. ред. В. В. Овчинников. Белгород, 2000.-210 с.
  17. A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / A.C. Белкин. Челябинск: Южно-Урал. книжн. изд-во, 2004. — 171 с.
  18. Е.П. Образование: историко-культурный феномен: курс лекций / Е. П. Белозерцев. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. — 752 с.
  19. Е.П. Педагогика профессионального образования: Учебное пособие для вузов (под ред. Сластенина В.А.) / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев,
  20. A.Г. Пашков. М.: Академия, 2007. — 368 с.
  21. JI.T. Воспитательная система сельской школы как основа для формирования социально-экологического опыта школьников на Белгородчине (из опыта работы) / Т. А. Белькова, В. В. Остапенко. — Белгород, Изд-во БелГУ, 2007. 160 с.
  22. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /
  23. B.П. Беспалько. -М., 1995. 336 с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  25. М.Ю. Социализация личности средствами музейной педагогики: автореф. к-та пед. наук: 13.00.01 / М. Ю. Билалов. Казань, 2003. — 16 с.
  26. О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. / О. С. Богданова, В. И. Петрова. М.: Просвещение, 1975. — 208 с.
  27. Е.В. Педагогика / Е. В: Бондаревская, С. В. Кульневич. — Ростов-наДону, 1999.-С. 101.
  28. Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2000. — 354 с.
  29. Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко- под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр „Академия“, 2006. 288 с.
  30. С.И. Рукотворная краса земли Белгородской: учеб.-метод. пособие Ч. П. / С. И. Ботова, Т. А. Приставкина, A.B. Рябчиков. Белгород, 2000. -176 с.
  31. В.К. Формирование готовности студентов педвузов к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в общеобразовательной школе: автореф. к-та пед.'наук: 13.00.08 / В. К. Валиева. -Чебоксары, 2006. 23 с.
  32. Е.Г. Динамика социальных функций советских музеев (по материалам экспертного опроса) / Е. Г. Ванслова // Музееведение. Вопросы теории и методики. С б научн. тр. НИИК. М., 1987. — С. 25 — 41.
  33. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие/ A.A. Вербицкий. -М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
  34. A.A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / A.A. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М.: Логос, 2009.-336 с.
  35. Г. В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: дис. к-та пед. наук: 13.00.01 / Г. В. Вишина. -Липецк, 1999.-203 с.
  36. А.М. Педагогические теории, системы, технологии / A.M. Воронин, В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГПУ, 1996. — 133 с.
  37. .З. Основы педагогики / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 569 с.
  38. Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.- 479 с.
  39. О.С. Содержание и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): метод, рекомендации / О. С. Газман, A.B. Иванов.-М., 1992.
  40. В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система / В. Д. Гатальский // Педагогика. 2009.- № 3. -С. 52−57.
  41. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов. Изд 7-е, стер. / В. Е. Гмурман. М.: Высш. шк., 2000. — 479 с.118
  42. Е.Я. Методы обучения в советской школе / Е. Я. Голант. — М., Изд-во АПН РСФСР, 1957. 152 с.
  43. О.В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности: дис. к-та пед. наук: 13. 00. 08. / О. В. Госсе. — Волгоград, 1996.
  44. В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев: дис. .к-та пед. наук: 13.00.05. / В. М. Грусман. СПб, 2001. -186 с.
  45. Э.Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2000. — 224 с.
  46. В.В. Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов,
  47. A.У. Варданян. Ереван, 1981. -213 с.
  48. М.А. Процесс обучения в советской школе / М. А. Данилов. — М.!, Учпедгиз, 1960. 299 с.
  49. Т.В. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов к школьному краеведению: автореф. к-та пед. наук: 13.00.08. / Т. В. Данилова. Брянск, 2005. — 17 с.
  50. А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Даншпок, А. М. Кондаков,
  51. B.А. Тишков. — М.: Просвещение. 2009. — 24 с.
  52. Е.В. Учебная программа дисциплины „Отечественная история“ / Е. В. Дворецкий. Белгород, 2008. -15 с.
  53. Декада белгородоведения в начальных классах: материалы для учителей начальной школы и воспитателей групп продленного дня / Под ред. Т. М. Стручаевой. Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010. — 104 е.: с приложением на DVD диске.
  54. A.A. Методология и стратегия акмеологического исследования: монография / A.A. Деркач, Г. С. Михайлов. М.: МПА, 1998.-148 с.55: Деятельность: теории, методология, проблемы. — М-: Политиздат, 1990: — 365 с.
  55. Г. Л. Формирование готовности учителя физической: культуры к профессиональной творческой- деятельности: Монография / Г. Л. Драндов: — Чебоксары: Чавушгоспедуниверситет имени И. Я. Яковлева, 2001.-355 с. .
  56. В.Ю. Музейные коллекции и предметный мир культуры / В. Ю. Дукельский // Некоторые проблемы исследования современной культуры.1. М., 1987. —С. 26−34.
  57. В.Ю. Терминологические проблемы теории музейного предмета / В. Ю) Дукельский // Терминологические проблемы музееведения. — М., 1986. —С.27−35.
  58. Дурай-Новакова М. И. Формирование профессиональной- готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. д-ра пед. наук/Mí- И. Дурай-Новакова. М., 1983. — 32 с.
  59. Дьяченко М. И: Психология высшей школы- / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
  60. Е.Г. Личность в образовательном* пространстве / Е. Г. Евдокимова, Г. Н. Петрова // Личность в пространстве России. Саратов, 2000.-167 с.
  61. Ерошенкова Е. И Формирование профессионально-ценностной-установки будущего учителя в деятельности куратора студенческой ipyniibi: автореф. к-тапед. наук: 13:00.08. /Е.И. Ерошенкова. -Белгород, 2008 -26 е.,
  62. М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М. С. Жиров. Белгород, — 2000. — 268 с.
  63. М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной^ культуры: Учеб. пособие / М. С. Жиров. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. — 312 с.
  64. В.И. О постановке и разрешении познавательных задач в учебном процессе / В. И. Загвязинский. Тюмень, 1973. — 82 с.
  65. Здравствуй, БелГУ!: Путеводитель. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. — 320 е.- ил.
  66. А.У. Детский музей / А. У. Зеленко // Педагогическая энциклопедия / под ред. А. Г. Калашникова. Т. 2. — М., 1928. — 526 с.
  67. JI.A. Художественная культура Белгородского края: учебное пособие для студентов средних специальных и высших учебных заведений. / JI.A. Зубарева, В. В. Добровольская, JI.A. Мищенко. Белгород: Политерра, 2006. -288 с.
  68. JI.C. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика: автореф. к-та пед. наук: 13.00.01 / JI.C. Именнова. Москва, 2004. — 25 с.
  69. И.Ф. Куратору студенческой группы от теории к практике: учеб. пособие / И. Ф. Исаев, Е. И. Ерошенкова, E.H. Кролевецкая. Белгород: Изд-во БелГУ, 2009.-350 с.
  70. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: учебное пособие / И. Ф. Исаев. — Москва -Белгород: Везелица, 1992. 102 с.
  71. И.Ф. Региональный музей и школа: формы совместной деятельности: учеб.-метод. пособие / И. Ф. Исаев, С. И. Тарасова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. — 188 с.
  72. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. Москва-Белгород, 1993.-219 с.
  73. Источниковедение отечественной истории: метод, указания для студентов днев. формы обучения по специальности Музейное дело и охрана* памятников культуры / сост. Н. Г. Самарина. — М., 1997. 16 с.
  74. М.С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  75. В.А. Воспитание — важнейшая социально-педагогическая ценность / В. А. Караковский // Народное образование. — 2002. — № 4. — С. 165−167.
  76. В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем» / В. А. Караковский, Л.И. Новикова- Н. Л. Селиванова М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  77. Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы: учеб. пособие для студ. пед. училищ И' колледжей. / Г. М: Коджаспирова. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с.
  78. Г. М. Формирование готовности учителя? начальных-классов к профессиональному самообразованию: автореф. док. пед. наук / Г. М. Коджаспирова. М., 1995. — 36 с.
  79. Л.И. Подготовка учителя начальных классов к обучению младших школьников чтению: автореф. к-та пед. наук: 13.00.08 / Л. И. Козлова. -М., 1989. 14 с.
  80. И.А. О феномене музейной педагогики / И. А. Колесников // Художественный музей в образовательном пространстве. -СПб., 1998.-318 с.
  81. Е.П. Музейная педагогика: методические рекомендации для студентов" по направлению подготовки 50 100 Педагогическое образование (Начальное образование) / сост.: Е. П. Кондакова. Белгород: ИПК НИУ «БелРУ», 2011. — 64 с.
  82. В.Н. Основы дидактики: учеб. пособие / В.Н. Кормакова- под общ. ред. И. Ф. Исаева. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.- 152 с.
  83. В.М. Развитие воспитательных функций коллектива / В. М. Коротов. М.: Педагогика, 1984. — 280 с.
  84. В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. / В. В. Краевский. — М.: Академия, 2005. — 256 с.
  85. Краткий словарь музейных терминов // Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе. М., 1983.- С. 129 (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
  86. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности / Н. В. Кузьмина. Л.: Издательство Ленинградского института, 1967. — 183 с.
  87. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие / Под ред. Е. Г. Вансловой. -М.: МИРОС, 1995. С. 16 — 17.
  88. Лаборатория музейного проектирования / Режим доступа: http://vmw.future.museum.ru/lmp/mission/default.htm
  89. М.А. Музей как социальный институт (социально-философский анализ): автореф. к-та фил. наук: 09.00.11 / М. А. Лаптева. -Красноярск, 2006. 24 с.
  90. O.E. Компетентностный подход в образовании / O.E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 5−12.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. -М., 1977.-С. 102.
  92. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  93. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. • пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. -М.: Юрайт, 1999.-464 с.
  94. А. Музеи как образовательные и воспитательные1 учреждения / А. Лихтварк // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / Под ред. Ольшанского Л. Г. СПб., 1914. — С. 3−9.
  95. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  96. Н.Ф. Музейная педагогика! как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства: дис. к-та пед. наук: 13.00.01 / Н. Ф. Ломова. Москва, 2002. — 188 с.
  97. А.Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. СПб: Питер, 2001.-582 с.
  98. Е.П. (Кондакова Е.П.) Модель формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики / Е. П. Мандебура, Т. М. Стручаева // Вестник ТГПУ. Выпуск 7 (85). 2009. — С. 10−14.
  99. Е.П. (Кондакова Е.П.) Музейная педагогика: историко-педагогический анализ / Е. П. Мандебура, H.JI. Шеховская // Научные ведомости БелГУ. Выпуск № 9. № 6 (101). 2011. — С. 343−350.
  100. Е.П. (Кондакова Е.П.) Педагогические условия формирования готовности учителя к использованию средств музейной педагогики / Е. П. Мандебура, H.JI. Шеховская // Начальная школа 2011, № 11,-С. 54−58.
  101. Е.П. (Кондакова Е.П.) Песни Великой Отечественной войны в патриотическом воспитании младших школьников / Е. П. Мандебура, И. П. Мандебура // Начальное образование. 2011. — № 3. — С. 32−37.
  102. Е.П. (Кондакова Е.П.) Расширение образовательного пространства предмета «Окружающий мир» музейными средствами / Е. П. Мандебура // Начальное образование. 2008. — № 6. — С. 15−20.
  103. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М., 1996.-308 с.
  104. Е.Б. Музейная педагогика в Германии и России: История и современность. Учебное пособие / Е. Б. Медведева. — М.: АПРИКТ, 2003.-92 с.
  105. Медведева Е. Б. Становление музейной педагогики в Германии и
  106. России 24.00.03: дисс.канд. ист. наук / Е. М. Медведева. -М., 1999. 193 с.125
  107. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / JI.A. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др. // Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 144 с.
  108. И.Н. Школьный музей как средство формирования патриотизма учащихся: автореф. к-та пед. наук: 13.00.01 / И. Н. Микулан. -Ставрополь, 2006. 22 с.
  109. С.Л. Формирование профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к использованию информационных технологий в обучении младших школьников: автореф. к-та пед. наук: 13.00.08 / С. Л. Мищенко. Курск, 2003. — 21 с.
  110. A.B. Учитель: Мастерство и вдохновение / A.B. Мудрик. -М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  111. Музей и новые технологии // На пути к музею XXI века / Сост. и науч. ред. H.A. Никишин. М.: Прогресс-Традиция, 1999. — 216 с.
  112. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. -М.: ТЦ Сфера, 2006. 416 с.
  113. Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте: автореф. к-та пед. наук: 13.00.01 / Т. П. Мышева. Таганрог, 2007. — 24 с.
  114. Н.В. Музей как открытая социально-педагогическая система: автореф. док. пед. наук: 13.00.05. / Н. В. Нагорский. СПб, 2005. -40 с.
  115. Научно-методические основы патриотического, гражданского воспитания школьников в сельском социуме на краеведческом материале. — Белгород: Изд-во ООО «ГиК», 2008. 76 с.
  116. Н. А. Музейные средства- знаки и символы / H.A. Никишин // Музейная экспозиция. М., 1997. — 216 с.
  117. H.A. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности / H.A. Никишин // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб. научн. тр. НИИК. -М., 1989. С. 8 — 9.
  118. Новикова Л. И: Воспитание как педагогическая: категория / Л. И. Новикова // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 28−33.125. • Новое образовательное пространство. Выпуск 2 «Школа и музей: новое образовательное пространство». —СПб., 2001. 56 с.
  119. Образование культурой. Образовательные программы музея-заповедника «Кижи». Детский: музейный центр музея-заповедника, «Кижи» ДМЦ / Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru/education/rdmc/ •
  120. Общая и профессиональная педагогика: уч. пособ. для студентов пед. вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. — 368 с.
  121. A.C. Актуализация: личности- учащегося средствами музейной педагогики: автореф. к-та пед. наук: 13.00.01 / A.C. Огоновская. -Екатеринбург, 2007. — 22 с.
  122. С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов: М.: Русский язык, 1990.-921 с. • - '
  123. Ожегов С. И- Словарь русского языка. 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- Российская Академия Наук. Институт русского языка- Российский фонд культуры- М.: АЗЪ, 1993.-960 с.
  124. Ожегов С. И:. Толковый словарь русского языка- 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю: Шведов, А. Н: Российсская / Российский фонд культуры-'2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ. 1994.- 928 с.. '
  125. С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. -М., 1964.-900 с.
  126. Л.И. Формирование патриотизма у студентовсредствами музейнош педагогики: автореф. .к-та пед. наук: 13.00.01 /-. ¦. 127
  127. JI.И. Ордуханян. Владикавказ, 2004. — 21 с.
  128. В.В. Формирование экологической культуры младших школьников / В. В. Остапенко, И. В. Остапенко // Начальная школа. 2010. — № 2. — С. 52−55.
  129. Т.Н. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учебно-методическое пособие. / Т. Н. Панкратова, Т. В. Чумалова. — М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2000. 160 с.
  130. Педагогика / Под ред. В. Г. Максимова. — Чебоксары, 1999.254 с.
  131. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Роспедагентство, 1966.-604 с.
  132. Петрикова-Агафонова С. О. Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания: На материале выставочных проектов в музеях Германии и России 13.00.02.: автореф. к-та пед. наук / С.О. Петрикова-Агафонова. Москва, 2005. — 24 с.
  133. Ю.П. Основы экскурсионного дела в музеях / Ю. П. Пищулин. М., 1976. — 163 с.
  134. Подготовка школьников к самообразованию: сб. ст. Волгогр. пед. ин т им. А. С. Серафимовича / Отв. ред. Б. Ф. Райский. — Волгоград: Волгогр. ГПИ, 1980. — 160 с.
  135. И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. / И. П. Подласый. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-400 с.
  136. . Д.А. Социальные функции и типология музеев / Д. А. Равикович // Музееведение. Вопросы теории и методики. Сб научи. тр. НИИ культуры.-М., 1987.-С. 11,. ' -
  137. A.A. Психология личности. Социализация, поведение,, общение / A.A. Реан. М.: Изд-во ACT, 2007. — 407 с.
  138. A.A. Характеристика деятельности преподавателя высшей школы через параметры вербального взаимодействия / A.A. Реан // Совершенствование научно-педагогической работы преподавателя высшей школы. Казань, 1982. — С. 22—23.
  139. Ю. Методы и средства музейной работы: Педагогика обслуживания отдельного посетителя / Ю. Родемер // Музееведение и охрана памятников: Научн.-реферат. Сб. Вып. 2. -М., 1980.
  140. Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству / Н. И. Романов // Экскурсионный вестник. -М., 1916. № 1 — 2. — С.8.
  141. Российская музейная энциклопедия / Режим доступа: http://vvww.museum.ru/rme/dictionary.asp
  142. Российская педагогическая' энциклопедия: В. 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 1: А-М. М., 1993. — С. 89.
  143. Российская педагогическая. энциклопедия: В 2 т. Т.2. М-Я- / гл. ред. А.П. Горкин- Редкол.: В. В. Давыдов, Э. Д. Днепров и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — С. 565.
  144. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / Режим доступа: http://www.muzped.net/
  145. Л.Ф. Сельский музей как средство патриотического воспитания детей: автореф. к-та пед. наук: 13.00.01 / Л. Ф. Русаков. Москва, 2004.-23 с.
  146. Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя / H Л. Сашущев. М.: Магнитогорск: МПГУ- МаГУ, 2002. — 274 с.
  147. Г. К. Современные • образовательные технологии / Г. К. Селевко М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  148. B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / B.C. Селиванов // Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд. испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
  149. H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве / H.JI. Селиванова // Педагогика. — 2000. № 6. — С. 35.
  150. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  151. В.Д. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / В: Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Н. В. Матяш // Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГПУ, НМЦ «Технология», 1999. — 230 с.
  152. В.Л. Подготовка студентов педвуза к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов: дис.. к-та. пед. наук / В. Л. Синебрюхова. Сургут, гос. пед. ин-т. — Сургут, 2000. — 152с.
  153. Д.В. Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре 13.00.01: автореф: дис.. канд. пед. наук / ДВ. Скоробогатов. Махачкала, 2003. — 23 с.
  154. В.А. Введение в педагогическую- аксиологию: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова -М.: Академия, 2003. 192 с.
  155. В.А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов // Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 4.2. — 265 с.
  156. В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр Акакдемия, 2004. — 576 с.
  157. В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 79−84.
  158. М.В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: автореф- дис.. к-та пед. наук: 13.00.01. / М. В. Соколова. Ярославль, 2000. — 18 с.
  159. Ю.П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности / Ю. П. Сокольников. Москва — Белгород: Изд-во БелГУ, 1997. — 32 с.
  160. .А. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования / Б. А. Столяров, А. Г. Бойко // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. — 318 с.
  161. .А. Музейная педагогика. История, теория, практика.: учеб. пособие / Б. А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004. — 216 с.
  162. .А. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» / Б. А. Столяров, А. Г. Бойко // Художественный музей4 в образовательном процессе. — СПб., 1998. — 318 с.
  163. .А. Основы экскурсионного дела: учебное пособие для студентов педагогических вузов-- / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, H.A. Алексеева.—СПб., 2001. 144 с.
  164. .А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности: учеб. пособие для студентов гуманит.-худож. факультетов. / Б. А. Столяров.— СПб., 1999. 237 с.
  165. .А. Современные аспекты педагогической деятельности художественных музеев / Б. А. Столяров // Музей и подрастающее поколение / Рос. науч.-практ. центр по проблемам’музейной педагогики. СПб., 1993. Вып. 3'. — 213 с.
  166. Т.М. Профессиональная подготовка учителя к реализации технологий развивающего обучения младших школьников: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Т.М. Стручаева- Московский пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. Москва, 1997. — 230 с.
  167. В.А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1969. 400 с.
  168. С.И. Духовное воспитание детей в русской народной педагогике: автореф. дис.. к-та пед. наук: 13.00.01. / С. И. Тарасова. -Белгород, 2003.-21 с.
  169. Е.В. Педагогика образования: учеб. пособие- 3-е изд., перераб. и доп. / Е. В. Тонков. Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. — 452 с.
  170. С.JI. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики 13.00.01.: автореф. к-та пед. наук / С. Л. Троянская. Ижевск, 2004. — 20 с.
  171. Тэн И. Философия искусства / И. Тен. М.: Республика, 1996. —351 с.
  172. Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе / Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл- СПб.: Питер, 2004. — 413 с:
  173. А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы / А. И. Уман. МГПУ им. В. И. Ленина, ОГУ — Москва — Орел, 1997. -208 с.
  174. К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский- Сост. H.A. Сундуков. — М.: Просвещение, 1968. 558 с.
  175. Н.Ф. Сочинения./Н.Ф. Федоров.-М.: Мысль. 1982. -711с. (Философское наследие).
  176. A.B. Педагогическая система формирования i готовности студентов к вокально-педагогической деятельности: автореф. дис. к-та пед. наук: 13.00.02. / A.B. Филиппов. -М., 2005.-23 с.
  177. К. Опыт сравнительного изучения картин / К. Фолль. М.: Изд-во Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916. — С. 207
  178. Т.В. Индивидуальная поддержка школьников / Т. В. Фролова // Воспитательная система школы: проблемы управления. / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Сентябрь, 1997.-С. 43−52.
  179. И.Ф. Педагогика: учеб. / И. Ф. Харламов. 7-е изд. -Мн.: Университетское, 2002. — 560 с.
  180. Т.В. Профессионально-ориентированное краеведение в системе подготовки студентов медицинского колледжа: дис.. к-та пед. наук: 13.00.08. / Т. В. Хорхордина. Белгород, 2005. — 253 с.
  181. Хуторской = A.B. Ключевые компетентности как. компонент личностно ориентированного образования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — G.58−64.
  182. A.B. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2004. — 541 с.206- Хуторской A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов / A.B. Хуторской. СПб.: Питер- 2001. — 502 с.
  183. М.Г. Гражданское воспитание старшеклассников средствами:музейной педагогики: автореф. дис.. кгта: пед^наук: 13-O0−01v./ М. Г. Чесняк. — Ставрополь, 2006. .-23 с.
  184. Шеховская НШ: Духовность нравственногошоспитанияш^русской- философско-педагогической мысли (вторая половина XIX — первая половина XX вв.): Монография / Н: Л. Шеховская. Белгород: БелГУ, 2006. — 352 с. .
  185. Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие / Л. М. Шляхтина. М: Высш. шк., 2005--- 183 с.
  186. Э.А. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 504 с.
  187. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры Г Н.Е. Щуркова- М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1998. —77с.
  188. Н.Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. М^-Педагогическое общество России, 2005. — 256: c. ¦
  189. Ю.В. Экспериментальное исследование- самостоятельности трудовой деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Яноватская. М., 1973. — 18 с.
  190. Alexander Е.Р. Museums in Motion:. An Introduction to the History and Function of Museums. Nashville, Tenn.: American Association &r State and Local History: 1979: '.': ¦
  191. Boele U. Kurzfuhrer. Das Neue Koln 1945−1995 / U. Bock. -Museumsdienst Koln, 1995. — 52 p.
  192. Hudson K. A Social History of Museums. What the Visitors Thought. London and Besinglone: The Macmillan Press LTD, 1975.225- Kerschensteiner R. Theorie der Bildung / R. Kerschensteiner. -Leipzig Berlin, 1926.
  193. Knowles M.S. The Modern Practice of Audit Education- From Pedagogy to Andragogy. Chicago, 1980. • .
  194. Lichtwark A. Ubungen in der Betrachtung von Kunswerken. Berlin:. Verlag-von Binno Cassire, 1909.228: Museums Imagination and Education / Museums and monumente. XY UNESCO. 1973.
Заполнить форму текущей работой