Национальное своеобразие искусства Удмуртии, 1975-1995 г. г
В комплексе с общим анализом изменений, происходящих в изобразительном искусстве республики, в нашем исследовании впервые, предпринята попытка определения особенности национальной художественной школы, сложившейся из взаимообогащения и взаимопроникновения двух художественных культур, выступающих в изобразительном искусстве равными партнерами. В изучении этого вопроса в исследовании отдельной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Живопись
- 1. 1. Тематическая картина
- 1. 2. Портрет
- 1. 3. Пейзаж
- 1. 4. Натюрморт
- 1. 5. Творческие объединения
- 1. 6. Особенности творчества художников коренной национальности
- Глава 2. Графика
- 2. 1. Станковая графика
- 2. 2. Книжная графика
- 2. 3. Плакат
- Глава 3. Скульптура
Национальное своеобразие искусства Удмуртии, 1975-1995 г. г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
В настоящее время в нашей стране, несмотря на серьезные трудности во всех сферах жизни происходят глубокие изменения: возникают новые формы и механизмы управления в области экономики, политики, появляются новые структуры, процессы, явления в духовной сфере, в частности, происходят значительные изменения и в сфере искусства. Поэтому актуальная задача искусствознания обусловлена насущной потребностью в научном анализе жизненно важных и объективных закономерностей своевременного развития изобразительного искусства народов Российской Федерации.
На современном этапе усиливается необходимость выявления ведущих тенденций развития искусства каждой национальной республики, его национального своеобразия.
В этом плане важное значение приобретает практическое исследование и теоретическое осмысление современного профессионального изобразительного искусства Удмуртии, с присущим ему многообразием художественных явлений, которое характеризуется новыми чертами и особенностями, не имевшими места прежде.
Это связано с усилившимся влиянием народного художественного творчества, а также с тем, что профессиональное искусство аккумулирует поток этнического самосознания, вырабатывает символы и визуальные концепции, адекватные этническому менталитету. В профессиональном искусстве Удмуртии на современном этапе особенно ощутимо преломляются особенности национального характера, мировосприятия удмуртского народа.
В связи с этим представляется актуальным рассмотрение национального своеобразия изобразительного искусства Удмуртии 1975;95гг.
Степень разработанности вопроса.
Творчество художников Удмуртии получило отражение в ряде диссертаций, монографий, книг, периодических изданий.
Определенный материал для осмысления процессов современного состояния изобразительного искусства содержат каталоги выставок, буклеты об отдельных художниках, подборки репродукций, газетные статьи и рецензии на выставки.
Из всего многообразия источников выделим следующие:
Диссертации.
Выполнена в 1972 г. диссертация Поляк А. И «Становление и развитие изобразительного искусства Советской Удмуртии» .
Это первая попытка сбора, обобщения, научной систематизации материала по изобразительному искусству Удмуртии 1917;70 гг. В ней прослеживаются процессы зарождения, формирования, развития профессионального творчества художников вплоть до 1970 г.
Диссертация Розенберг Н. А. «Становление и развитие книжной графики в автономных республиках Поволжья и Приуралья» выполненная в 1986 году, лишь частично касается творчества художников Удмуртии, в частности, М. Г. Гарипова, Г. Г. Верещагина, В. В. Окуня, Р. К. Тагирова, И. Н. Нурмухаметова, А. Р. Балтина.
Думается, что локальное исследование данной работы ограничило автора в выявлении проблем и общей характеристики изобразительного искусства Удмуртии. Кроме того, трудно согласиться с автором и в оценке некоторых принципиальных моментов, в частности, с утверждением о имевшем место в графике Удмуртии «сурового стиля» .
Монографии.
Поляк А. И. Художники Удмуртии. — Ижевск, Удмуртия, 1970 г.
В работе впервые дается периодизация изобразительного искусства Удмуртии, анализируется творчество ведущих мастеров (1917;1970гг.), выявлена роль художественных учреждений республики, показано развитие искусства в непосредственной связи с национальным и культурным строительством в республике.
Поляк А. И. Художники Удмуртии. — Художник РСФСР, 1976 г.
В контексте основных социальных и культурных этапов истории Удмуртии, автором характеризуются черты изобразительного искусства республики, вплоть до середины 1970;х годов. Монография насыщена богатым фактическим материалом, дан глубокий анализ лучших произведений художников.
Розенберг H.A. Развитие удмуртской графики. — Ижевск, Удмуртия, 1977 г.
Как положительную сторону данного издания, можно отметить предпринятую впервые попытку автора, проследить пути развития удмуртской графики, с момента зарождения до середины 1970;х годов. Автором обширно проанализировано разнообразное и разнохарактерное творчество художников на всех этапах его развития, вместе с тем, в исследовании не сохранено равновесие между разными областями графики, уделяя много внимания прикладной графике, автор недостаточно анализирует искусство станковой графики.
Монографии об отдельных художниках.
Матвеева Т. А. Художник Н.А.Косолапов — Ижевск, Удмуртия, 1982 г.
Автор реконструирует события прошлого, знакомит с жизнью одного из первых профессиональных художников республики, чье творчество формировалось в первые годы советской власти. Выявляет и анализирует работы художника, в которых наиболее ярко и полно раскрылось дарование живописца, внесшего своеобразный вклад в развитие искусства живописи Удмуртии.
Поляк А. И. Скульпторы Удмуртии. Очерки о творчестве А. Аникина и В.Цибульника. — Ижевск, Удмуртия, 1982 г.
В книге, в живой и образной форме рассматриваются истоки творчества ведущих скульпторов республики. Автор выявляет особенности их пластического языка, намечает перспективные пути развития искусства скульптуры. Один из разделов книги посвящен творчеству А. Аникина — первого профессионального национального скульптора Удмуртии.
Поляк А. И. Творчество П.С. Семенова — Ижевск, Удмуртия, 1984 г.
На обширном, познавательном материале, служащим своеобразным фоном монографии, автор прослеживает творческий путь П. С. Семенова — одного из ведущих мастеров живописи Удмуртии.
Структура книги, выстроенная из нескольких разделов, дает возможность не только проследить основные этапы творчества художника, но и увидеть в целом пути художественного развития многих жанров искусства живописи периода 1960;х, начала 1980;х годов.
Поляк А. И. Петр Елкин. — Л, Художник РСФСР, 1990 г.
Монографический очерк знакомит с творчеством П. В. Елкина, искусство которого, вписало яркую страницу в культуру Удмуртии. В контексте анализа основных работ художника, автор стремится показать связь профессионального искусства с традиционными национальными формами.
Шумилов Е.Ф. А. П. Холмогоров, Л., Художник РСФСР, 1988 г.
Структура монографии выстроена из многих разделов, позволяющих автору дать полную характеристику творчества художника. В тексте книги акцентируется внимание на том, что полотна художника вошли в число лучших произведений советской живописи периода 70−80-х годов, с чем трудно не согласиться. Вместе с тем, в основательном издании, с хорошим зрительным рядом как нам кажется, присутствует оттенок субъективности автора, чрезмерно уделяющего внимание работам, о которых можно было не упоминать. Кроме того, можно отметить и невнимание автора к датам, что не допустимо для издания такого уровня.
Справочники.
Поляк А. И. Изобразительное искусство Удмуртии. — Ижевск, Удмуртия, 1974 г.
В нем дана краткая биография, перечень работ, список литературы о художниках. Впервые систематизированы и обработаны сведения о выставках, в которых участвовали художники Удмуртии.
Шумилов Е. Ф. Художники Удмуртии. В кн.: Писатели, художники, композиторы Удмуртии. Краткий справочник. — Ижевск, Удмуртия, 1981 г.
Справочное издание дает краткие сведения о художниках республики с указанием их тематической направленности творчества и с перечислением основных работ. Вместе с тем, беглая и скупая информация не способствует емкости содержания, что утрачивает ценность данного издания.
Шумилов Е. Ф. История искусства Удмуртии. События. Мастера. Памятники. Справочник. — Устинов, Удмуртия, 1986 г.
В справочнике в сжатой форме дана краткая характеристика изобразительного искусства Удмуртии, рассмотренная автором в контексте основных исторических этапов развития республики. Материал издания, состоящий из нескольких разделов, отличается четкостью и логикой построения. Вместе с тем, своевольное обращение автора в отношении справок о художниках, где допущена бездна неточностей, портит общее впечатление издания.
Научные статьи.
Познавательны и разнообразны по своему характеру, выступления местных искусствоведов, внесенные ими в разные периоды времени на страницы журналов и научных сборников, являвшиеся своего рода, подготовительным материалом для последующих монографических изданий.
Среди этих статей выделим следующие:
Поляк А. И. Некоторые тенденции современной живописи Удмуртии. — В сб.: Вопросы искусства Удмуртии. — Ижевск, 1976 г.
Поляк А. И. Современность в творчестве молодых художников Удмуртии. — В сб.: Вопросы искусства Удмуртии. — Ижевск, 1976 г.
Шумилов Е. Ф. Образ Удмуртии в живописи А. П. Холмогорова. — В сб.: Проблемы развития профессионального и народного искусства Удмуртии. — Ижевск, 1979 г.
Шумилов Е.Ф. О людях земли удмуртской. Искусство, 1982 г. N 5.
Розенберг Н.А. МенсадыкГарипов. В сб.: Советская графика, 1985 г, N 9.
По теме нашего исследования, в рассмотренной выше литературе об изобразительном искусстве Удмуртии, можно встретить лишь отдельные высказывания. Кроме того, вопросы, поставленные в этих исследованиях, безусловно не могли быть окончательными без анализа творчества художников двух последних десятилетий, предмета нашего исследования. Наконец, в комплексе не рассматривалось и творчество художников коренной национальности. По этой причине авторы не позволяли себе высказываний о становлении и развитии художественной школы, равно как и о своеобразии изобразительного искусства Удмуртии. Все это говорит о том, что эти вопросы, связанные с освоением традиций и наследия, их отражением в современном творчестве мастеров и, особенно в творчестве художников удмуртской национальности, до настоящего времени не привлекали должного внимания исследователей изобразительного искусства Удмуртии.
Безусловно, этот вопрос очень сложный и, в силу своей специфики, долгое время находился вне поля зрения. Между тем, вопросы близкие к предмету нашего исследования, уже давно нашли свое разрешение в этнографии и литературоведении Удмуртии.
Настоящая работа является первым опытом осмысления в искусствоведческом аспекте преемственности традиций, национального художественного мышления в творчестве художников Удмуртии на основе большого культорологического материала.
Цели и задачи исследования.
Целью диссертации является изучение и обобщение ведущих тенденций развития изобразительного искусства Удмуртии последних двадцати лет. В ходе изучения материала, автора интересовали в первую очередь следующие проблемы: преемственность художественных традицийдинамика развития структуры художественного образа в изобразительном искусстве Удмуртии названного периодапути преломления особенностей национального характера, мировосприятия удмуртского народа в изобразительном искусстве.
Исследование строится на материалах художественного собрания Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств, Удмуртского республиканского краеведческого музея. Кроме того, изучались произведения мастеров искусства Удмуртии, экспонировавшиеся на выставках последних лет, хранящиеся в Союзе художников Удмуртии, в частных собраниях, являющиеся собственностью художников.
В качестве источников послужила имеющаяся литература, перечень которой приведен в библиографии, а также личные архивы некоторых художников, записи бесед автора со многими из них.
В настоящей работе пристальному рассмотрению подвергается профессиональное станковое искусство художников коренной национальности, обогативших своим самобытным творчеством и новыми художественными находками изобразительное искусство республики.
Ретроспективный взгляд на творчество этой группы художников позволяет обнаружить, что художественный опыт предшественников был весьма незначительным, а еледовательно, не было той надежной базы, которая бы дала толчок и послужила дальнейшим ориентиром для вновь формирующегося профессионального национального искусства. Вместе с тем, сегодняшнее общее состояние изобразительного искусства Удмуртии убеждает в том, что на каждой новой ступени своего развития творчество художников удмуртской национальности обретало не только профессиональный опыт, но и углубляясь к истокам народной жизни, накапливало и осмысливало ее самобытные традиции.
Национальная направленность творчества, заложенная первыми художниками удмуртской национальности, в дальнейшем получила свое развитие в творчестве художников следующих поколений, каждый раз вбирая в свою орбиту новые темы и жанры, отражающие современную жизнь и историю своего народа. В целом, творчество художников коренной национальности рассматриваемого нами периода, пожалуй, впервые в истории изобразительного искусства Удмуртии стремится со всей полнотой и силой обрести и освоить богатые культурные и национальные традиции.
Современная художественная жизнь Удмуртии, — не простое, но, в то же время, очень выразительное явление. В своем исследовании мы попытались показать и проанализировать многообразие общих и специфических явлений двух последних десятилетий, что в итоге, определяет сегодняшнее состояние изобразительного искусства республики и позволяет предопределить дальнейший процесс его движения, выявив при этом и главные составляющие. Это, — прежде всего, прочность реалистического развития изобразительного искусства и взаимодействие и взаимообогащение двух национальных культур со своеобразными особенностями и чертами каждой из них.
Научная новизна работы.
Данная работа является первой попыткой сбора, обобщения и научной систематизации материала об изобразительном искусстве Удмуртии 1975;95 гг.
Автор впервые обращается к изучению ведущих тенденций развития трех важнейших видов изобразительного искусства Удмуртии: живописи (станковой), скульптуры (станковой, монументальной, мемориальной), графики (включая основные разновидности станковой — рисунок, акварель, эстамп, а также книжное оформление и плакат). Каждый из этих видов искусства рассматривается во всей его специфике в его основных жанрах, в свойственных ему традициях.
За пределами рассматриваемого в диссертации материала остались другие области художественной культуры Удмуртии 1975;95гг., а также смежные виды искусства, требующие специальных исследований: декоративно-прикладное (как профессиональное, так и народное), дизайн, сценография.
Лишь частично отдельные факты и некоторые вопросы творчества мастеров смежных искусств затрагиваются в диссертации в связи с необходимостью показать генезис ряда явлений живописи, скульптуры, графики или чтобы показать многогранность творчества того или иного художника.
В исследовании на передний план выдвинут углубленный анализ структуры видов и жанров изобразительного искусства. Автор стремится рассмотреть и выяснить не только тематическую направленность творчества художников, богатство их художественного языка, индивидуальных пристрастий и систему подготовки, но и ряд вопросов, непосредственно касающихся искусства художников удмуртской национальности, творчество которых, в целом базируется на особой эстетической платформе, связанной с национальной психологией их творчества, с освоением и изучением исторических традиций, с национальной направленностью творчества, сформировалось сегодня в изобразительном искусстве Удмуртии, как самобытное художественное явление.
Многие страницы настоящей работы построены автором как очерки об отдельных художниках, творчество которых еще не подвергалось детальному изучению, но, вместе с тем, представляет для нас определенный интерес.
Практическая ценность работы.
Практическая ценность диссертации определяется тем, что выявление и определение особенностей национального своеобразия изобразительного искусства Удмуртии 1975;95 гг. позволяет по-новому взглянуть на пути дальнейшего развития профессионального творчества, его ведущих видов и жанров. В работе сделана попытка выявить отживающие явления, не оправдавшие себя в художественном процессев контексте анализа творчества даны практические советы и рекомендации отдельным художникам. Автор акцентирует внимание на тех чертах, особенностях, принципах художественной практики, которые, по его мнению, следует сохранить, развить дальше (об этом подробнее в главах).
На основе выявленных тенденций появляется возможность прогнозировать дальнейшее развитие искусства, наметить ближайшую перспективу, его завтрашнее лицо.
Анализ художественных произведений доказывает, что в рассматриваемый нами период, в основе творчества мастеров лежит изобразительное начало. Образы, как и вся художественная идея произведений, построены на реальных событиях и впечатлениях жизни. Это главная и объединяющая тенденция, существующая в творческой практике мастеров разных поколений.
Вместе с тем, современное состояние изобразительного искусства свидетельствует о том, что сохранение неразрывного движения реалистического пути развития отнюдь не является препятствием для, выражаясь философским языком, «изменчивости постоянства». Это особенно отчетливо проявилось в период деполитизации искусства как в творчестве мастеров старшего, так и младшего поколений, что обнаружило не только существенную разницу их эстетических платформ, но и вскрыло их стремление с новой точки зрения посмотреть на задачи реализма: попытки новыми изобразительными приемами, средствами цвета, новыми композиционными решениями, выразить и передать свои мысли и чувства.
В комплексе с общим анализом изменений, происходящих в изобразительном искусстве республики, в нашем исследовании впервые, предпринята попытка определения особенности национальной художественной школы, сложившейся из взаимообогащения и взаимопроникновения двух художественных культур, выступающих в изобразительном искусстве равными партнерами. В изучении этого вопроса в исследовании отдельной строкой выделяется и впервые в комплексе анализируется искусство художников удмуртской национальности. Влияние на их творчество и, в этом смысле, выявление роли и места национального фактора, включающего в себя традиции и наследие удмуртского народа.
По сути дела, этот вопрос до настоящего времени не находил должного отражения в научных работах, сопряженных с изучением изобразительного искусства Удмуртии. Поэтому сегодня, выяснение происходящих изменений в творческом процессе художников коренной национальности, обусловленных специфическими изменениями в обществе, требуют своего осмысления в искусствоведческом аспекте.
В исследовании этого непростого вопроса мы апеллируем непосредственно к «живому материалу», включающему в себя, прежде всего, анализ работ художников, а также, наши личные беседы с ними. Это позволило более объективно подойти к выяснению природы творчества художников удмуртской национальности и принять во внимание то, что, в целом, их искусство во многом определяется спецификой художественного мышления и выделяется среди других мастеров изобразительного искусства. Это особенно проявилось в 1980;е- 1990;е годы, когда искусство художников в целом направлено к главному руслу — попытке отыскать в своем творчестве новую грань, связанную с представлением о национальной форме искусства.
В определенных случаях, к художникам удмуртской национальности переходит роль лидеров в художественном процессе республики. Если в прошлые годы наблюдалась определенная политизированность в выборе тем, стремление к созданию исторических портретов национальных героев и политических деятелей, связанных со строительством удмуртской государственности, то сегодня на первый план выходит привязанность к фольклорным источникам, романтическим пластам языческого мировосприятия.
В контексте с анализом общего состояния изобразительного искусства, автор исследования стремится дать и творческие портреты наиболее интересных художников, искусство которых ранее не было раскрыто и не подвергалось изучению.
Кроме того, собранный в диссертации обширный фактологический материал может послужить основой для осмысления проблемы взаимовлияния художественных культур Удмуртии и других финно-угорских народов, а также проблемы преемственности народного художественного творчества и профессионального искусства.
Апробация работы.
Основные положения диссертационной работы докладывались на Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы гуманитарного образования в высшей профессиональной школе» г. Ижевск, 1997 г.- на третьей Российской университетско-академической научно-практической конференции г. Ижевск, 1997 г.- на международной научной конференции «Гуманитарное знание на пороге XXI века» Ижевск, 1997 г.
Объем и структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В современной культуре Удмуртии изобразительное искусство занимает важное место. Весь путь его развития, хотя и протекал не только по восходящей, тем не менее был достаточно ровным. Процесс формирования, дальнейший рост и становление удмуртского изобразительного искусства на всех этапах времени был сопряжен с закономерностями развития общества — экономической, социальной и культурной жизни автономии.
Еще сравнительно недавно вряд ли можно было вполне уверенно говорить о наличии национального своеобразия в изобразительном искусстве Удмуртии (в полном объеме этого понятия). В рассмотренный нами период эта ситуация решительно изменилась. Об этом свидетельствуют два момента: во-первых, происходит бурный приток новых художников с сильной профессиональной подготовкой, работающих во всех видах и жанрах изобразительного искусстваво-вторых, наблюдается значительное увеличение числа художников — представителей коренной национальности, творчество которых несет в себе мировосприятие и мироощущение удмуртского народа.
Вместе с тем, было бы ошибочным обособлять национальных художников, рассматривая их творчество только по локальным признакам, а их самих как основных «виновников» придания изобразительному искусству Удмуртии национального своеобразия.
Это понятие должно рассматриваться в неразрывной связи разных творческих поколений и индивидуальностей, единство которых и определяет национальное своеобразие искусства.
На разных этапах изобразительное искусство Удмуртии не миновало пути (характерного, впрочем, для многих творческих коллективов), увлечения непосредственным отражением в искусстве типичных образцов этнографических особенностей. В основном, этот этап преодолен.
Современное состояние изобразительного искусства и накопленный опыт всех предшествующих лет, позволяют говорить о сложении в Удмуртии художественной школы, со своими традициями и особенностями.
1. Характерной стороной изобразительного искусства Удмуртии, является разнообразие методов, стилей форм образно — пластических решений, открывающих пути выявления индивидуальности художника.
2. Особое значение принадлежит творческой атмосфере развития удмуртского изобразительного искусства, дающей художникам свободу тематического выбора и индивидуальных художественных пристрастий.
3. Существенным моментом представляется система художественного образования в республике. Большая часть художников во всех областях станкового искусства — представители местной художественной школы.
4. Велика роль русской художественной культуры в изобразительном искусстве Удмуртии, которая явилась не только базой для профессионального мастерства художников, представителей коренной национальности, но и постепенно обусловило формирование национальной художественной школы, с ее яркой художественной самобытностью.
5. Характерной особенностью современного изобразительного искусства Удмуртии, является единство творческих задач художников всех национальностей, живущих на удмуртской земле.
6. В изобразительном искусстве республики был задан ритм освоению национальных художественных традиций и сближению их с реалиями жизни. Творчество большинства художников удмуртской национальности формировалось и развивалось по локальному признаку. Образно-философское мышление этой группы мастеров изобразительного искусства, основанное на национальной духовной культуре, естественным образом наложило отпечаток на их творчество.
Наглядным доказательством этого тезиса служит обращение художников не к темам привнесенным извне, а к исконно народной теме, к фольклорному материалу сопровождаемое богатством стилистических направлений и обновлением выразительных возможностей живописи, скульптуры, графики, что вовсе не означает их национальной замкнутости.
7. Вместе с тем, творчество национальных художников в целом, неоднородно и отличается по своему мироощущению. Это объяснятся тем, что для произведений другой группы национальных художников характерно воздействие русского реалистического искусства — более классические композиционные приемы, упор на психологическую разработку модели, иное колористическое построение работы. Однако различие в манерах и почерках художников, не мешает им в понимании и разрешении одной творческой задачи — попытке отыскать в своем творчестве новую грань, связанную с возрождением культуры, традиций своего народа.
8. Стремление художников к правдивому отображению действительности, сопровождаются индивидуальными художественно-выразительными средствами, из совокупности которых складываются главные составляющие, что определяет своеобразие изобразительного искусства: расширение тематического диапазона и попытка художников ответить на вопросы современности с нравственных позиций, в богатстве пластических приемов и особенностей стилистических решений. В этом и заключается главная особенность и новизна изобразительного искусства Удмуртии двух последних десятилетий.
9. В искусстве живописи поиск национальной формы, осуществляемый художниками, дал немало образцов самобытного искусства. Сходят на нет унифицированные приемы использования традиций живописи. Явно обозначилось стремление художников к более глубокому и серьезному изучению и отражению в работах поэтики народного быта.
— Особая поэтика национальной самобытности характерна для произведений художников коренной национальности, использующих сюжеты и образную систему удмуртского эпоса.
— Национальное мироощущение, связь с народными традициями, глубокое знание фольклора и обычаев, образное и мифологическое мышление удмуртского народа — все это наложило отпечаток на творчество живописцев.
Художники обращаются к национальным истокам, фольклору, религиозно — мифологическому восприятию мира древними удмуртами, — темам, через которые выявляются характерные национальные признаки жизни и культуры удмуртского народа.
— Расширение тематического диапазона творчества художников коренной национальности выявило в области пластическо — выразительных средств две тенденции: примитив и стилизация. Для многих характерны открытые чистые цвета, стремление к разработке принципов «наива», архаической стилизации.
— Черты национального своеобразия проявились и в творчестве художников авангардистского направления, умеющих современным языком, — интерпретируя народные образы, сказать о подлинно духовном.
— Определились черты местной национальной живописной пейзажной школы: а) связь творчества художников с живыми фольклорными традициямиб) пантеизм в понимании изображения природыв) связь с языческим мироощущением.
10. Заметные изменеия произошли в искусстве графики. При всем разнообразии почерков и манер в удмуртской графике выражены и ее общие черты: лиричность, мягкость, особая поэтическая созерцательность. Большую роль играет изображение природы, растительного и животного мира, несущих в себе познавательное начало и являющихся как бы, неким общим «духом» удмуртского графического искусства. «Скупой» цвет графических листов воссоздает своеобразие их общего строя, связанного с особенностями удмуртского края.
— Характерным для искусства графики является широкий диапазон графических техник и мастерства исполнения.
— Натурные впечатления, а также ассоциативное мышление художников при создании композиций и образов — это еще одна отличительная особенность удмуртской графики, дающая возможность наполнить работы многозначностью содержания.
— Самостоятельным видом, и в этом смысле, своеобразным знаком удмуртской станковой графики, явилось интенсивное развитие акварели, отмеченной общим камерным характером.
— Самобытностью, с присущим оттенком национального своеобразия, выраженного через тематику работ, отмечено развитие искусства книжного знака.
— Существенные позитивные изменения произошли в искусстве книжной графики, своеобразие которой проявилось на новой основе, когда художественное видение через традиционные формы техники, отражают самобытный фольклор удмуртского народа.
— Новые грани творчества, — сюжеты, народное цветосочетание, образная система удмуртского эпоса, характеризующие мировосприятие художников, отличает искусство плаката, окрашенного национальным колоритом.
— В целом, в современной удмуртской графике сочетаются два направления, — использование фольклорно — бытовой тематики со своеобразными стилизаторскими приемами, а также точность и строгость классического изобразительного языка в оформлении сюжетной основы произведения.
11. Говоря о своеобразии удмуртской скульптуры, выделим, в первую очередь, ее лирико — драматический строй. Безусловно, подобную оценку, можно встретить и в искусстве пластики других регионов. Однако в Удмуртии эта характеристика имеет свои особенности.
— Ярче всего черты национального своеобразия проявились в передаче собирательного типа красоты человека, не лишенного, однако, внутренней психологической характеристики, в понимании и трактовке скульптурных форм, стилистике языка, способствующего общей выразительности пластики.
— Для современной скульптуры Удмуртии особенно характерны малые формы, в основном, исполненные в дереве и отличающиеся современной интерпретацией национальных художественных традиций, близостью стилистического языка художников, а также хорошим ощущением материала. Эта общность, придающая особенность деревянной пластике, заключена и в применении легкой декоративной раскраски, как бы говорящей о цельности мировосприятия скульпторов и поисках национальной самобытности.
12. К настоящему времени профессиональное станковое изобразительное искусство республики пристально изучается. Выявлены его основные этапы развития в конкретный период, определена специфика его видов и жанров, собран большой фактический материал, в научный оборот введены многие имена художников. В совокупности, вся литература об изобразительном искусстве, думается, дает возможность составить представление о его месте и роли в культурной жизни республики.
13. Вместе с тем, к настоящему времени нет серьезных научных исследований, касающихся взаимосвязи и влияния народного художественного творчества на профессиональное искусство. Взгляды исследователей могли бы быть обращены на то, какое влияние оказывают народные образы и представления, условная символика, специфика изобразительного языка и цветовая система на творчество профессиональных художников. Сопоставление современных художественных произведений с данными этнографии, народного творчества и археологии, позволило бы выявить корни и истоки формирования удмуртского изобразительного искусства в системе художественной культуры финно-угорских народов.
14. Другим вопросом, который заслуживает внимания будущих исследований, является творчество самодеятельных художников, в котором национальное начало обнаруживается с большей четкостью и ясностью, нежели в работах профессиональных художников. Точки соприкосновения и отличительные особенности, взаимовлияние и пути взаимодействия самодеятельного и профессионального искусства — вот те аспекты, которые могли бы быть рассмотрены в последующих научных трудах.
Список литературы
- Лебедев В.В. Вятские записки. Киров, 1957. — с.78−79.
- Поляк А.И. Живопись Советской Удмуртии // Искусство. -1970.-Ы 12. с. 12−16.
- Поляк А.И. Художники Удмуртии, — Ижевск: Удмуртия, 1970- 78 с.
- Поляк А.И. Искусство Удмуртского края Дружба народов. 1971.-К 8- с.193−195.
- ВансловВ.В. Единое многонациональное // Художник.-1971.-Ы 10. с.2−15.
- Язынин И. Слово о выставке // Художник, — 1971.-К 10.-с. 19−21.
- Ванслов В.В. Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1973, — с. 13.
- Крюкова Т А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск-Ленинград, 1973, — 159 с.
- Павлов П. Выставка произведений художников автономных республик РСФСР // Прогресс художественных культур Российской Федерации.-М.:Советский художник, -1974.с. 154−171.
- Виноградов С.Н. Удмуртская одежда.-Ижевск, 1974.-с.З.
- Поляк А.И. Изобразительное искусство Удмуртии // Биобиблиографический справочник Ижевск. Удмуртия, 1974 — 176 с.
- Шумилов Е.Ф. Военно- патриотическая тема в творчестве удмуртских художников //Искусство Удмуртии.-Ижевск, 1975.-с.71−85.
- Поляк А.И. Зарождение профессионального изобразительного искусства Удмуртии // Искусство Удмуртии. Ижевск, 1975.-c.5−18.
- Поляк А.И. Художники Удмуртии Л.: Художник РСФСР, 1976, — 211 с.
- Поляк А.И. Современность в творчестве молодых художников Удмуртии // Вопросы искусства Удмуртии.-Ижевск, 1976.-с.68−81.
- Поляк А.И. Образ современника в творчестве удмуртских художников // Искус-ctbo.-1976.-N 12.-с.23−28.
- Поляк А.И. Исследования изобразительного искусства Удмуртии // Изучение искусства Удмуртии.-Ижевск, 1977.-с.21−35.
- Лебедева Т А. Молодые на зональных смотрах. В. Олюшин // Художник.-1976,-N 1.-е.33.
- Лебедева Т.А. Молодые на зональных смотрах. П. Елкин // Художник,-1976^ 1.-С.ЗЗ-34.
- Лебедева Т.А. Поиски своего пути. Б. Постников / Художник.-1976.-N6.-0.30−31.
- Карпов В. Встреча на проселке М.: Молодая гвардия, 1976.-с.79−82.
- Розенберг Н.А. Развитие удмуртской графики.-Ижевск, 1977.-с.35.
- Червонная С.М. Живопись автономных республик РСФСР (1917−1977). -М. Искусство, 1978.-с. 64−72.
- Королева Н.С. Удмуртская вышивка Х1Х-ХХ вв. // Проблемы развития профессионального и народного искусства Удмуртии. Ижевск, 1979. — с.28,36.
- Шумилов Е.Ф. Образ Удмуртии в живописи А.П.Холмогорова // Проблемы развития профессионального и народного искусства Удмуртии. Ижевск, 1979.-с.3−27.
- Тимашевич, А С. Выставка произведений художников РСФСР. 60 лет Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1979. -с.7−10.
- Ткачев А.П. П.В.Елкин // Каталог. М., 1980.-.22 с.
- Шумилов Е.Ф. Живопись родникового края. Судьба республики-судьба народа // Статьи и очерки, посвященные 60-летию Удмуртской АССР. Ижевск, 1980.-С.268−274.
- Куликов К.И. Напутствие. Судьба республики судьба народа // Статьи и очерки, посвященные 60-летию Удмуртской АССР.-Ижевск, 1980.-с.275−287.
- Шумилов Е.Ф. Художники Удмуртии // Писатели, художники, композиторы Удмуртии. -Ижевск, 1981. -с. 107−175.
- Акимова Л. Шестая выставка. «Советская Россия» //Искусство-1981.-N3−0.10−11.
- Матвеева Т.А. Художник Н. А.Косолапов, — Ижевск, 1982, — 64 с.
- Шумилов Е.Ф. О людях земли удмуртской. // Искусство.-1982.-N5.-с.28−32.
- Червонная С.М. Единое многонациональное // Художник.-1982-!Ч 1.-е.2−15.
- Поляк А.И. Скульпторы Удмуртии. Ижевск, 1982, — 63 с.
- Сысоев В.П. Молодые советские художники. М.: Изобразительное искусство, 1982. -с.13.
- Филковская В.С. Очерк жизни и творчества заслуженного деятеля искусств УАССР художника И.М.Ходырева // Каталог выставки.-Ижевск, 1982, — 30 с.
- Костина Е. Искусство автономных республик и областей. М., 1977 (история искусства народов СССР) т.8, — с.149−150.
- Червонная С.М. Искусство автономных республик, областей и округов РСФСР. М., 1982 (история искусства народов СССР) т.9. кн.1. — с.186−189.
- Ермолова Н.Ю. Художники братья Сведомские // Поиски, исследования, открытия. -Ижевск, 1984. -с. 128−132.
- Филковская B.C. Чтобы ."строить большое искусство Удмуртии" // Поиски, исследования, открытия, Ижевск, 1984 — с. 122−127.
- Поляк А.И. Творчество П.С.Семенова. Ижевск, 1984. — 76 с.
- Розенберг H.A. Менсадык Гарипов // Советская графика. М.: Советский художник, 1985.-С.85−89.
- Шумилов Е.Ф. История искусства Удмуртии // События, мастера, памятники. -Устинов, 1986, — 142 с.
- Популярная художественная энциклопедия, т.2. М.: Советская энциклопедия, 1986.-c.315.
- Искусство Советской Удмуртии. -Киев: издательство «Реклама», 1987, — 40 с.
- Елкин П.В. Портреты друзей // Очерки. Ижевск, 1987. — с.303−307.
- Емшанова H.A. Скульпторы Удмуртии // Каталог. Ижевск, 1988. — 24 с.
- Лебедева Т.А. Творчество, отданное людям//Художник. 1988. -N 1.-е.7−14.
- Поляк А.И. История остается с нами // Альбом репродукций произведений художников Удмуртии. Ижевск, 1988. — 116 с.
- Шумилов Е. Ф. Алексей Павлович Холмогоров.-Л.Художник РСФСР, 1988−144 с.
- Карпов В.Ф. Алексей Павлович Холмогоров (1925−1987). М.: Советский художник, 1988. — 43 с.
- «author»>Червонная С.М. ". Там вековая тишина ?" О современном искусстве Российской Федерации // Искусство. 1988. — N 7. — с.6−14,
- Поляк А.И. Петр Васильевич Елкин. Л.: Художник РСФСР, 1990 — 71 с.
- Мнения и споры // Художник. 1990. — N1. с.27−47.
- Червонная С.М. Искусство российских автономий//Искусство.-1990-Ш-с. 11−16.
- Перфильев В. Размышление о скульптуре России //Искусство.-1990-N2. с. 17−21.
- Союз художников Удмуртии // Каталог. Ижевск, 1990, — 67 с.
- ВладыкинВ.Е. ХристолюбоваЛ.С. Этнография удмуртов-Ижевск, 1991с121−127.
- Калашников В. О критериях современности // Художник. -1991. N12. с.6−13.
- Гартиг В.О. Историко-революционная тема в произведениях художников Удмуртии // Удмуртия: новые исследования. Ижевск, 1991. — с. 105−111.
- Наймушина Е.И. История создания памятника И.Д.Пастухову скульптором ИС. Ефимовым//Удмуртия: новые исследования. Ижевск, 1991.-е. 112−123.
- Емшанова H.A. Экспозиционно-выставочная работа музея изобразительных искусств УАССР // Удмуртия: новые исследования. Ижевск, 1991. — с. 21.25.
- Бакулевский А. Графика волгарей // Художник. 1993. — N2. — с. 18−20.
- Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994. -с.34.63.
- Емшанова H.A. Выпускники худграфа художники — станковисты // Вестник удмуртского университета.- Ижевск, 1994.-N5. — с. 175−180.