Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Башкирское народное музыкально-поэтическое творчество: Вопросы классификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Творчество одного из основателей башкирской профессиональной музыки, народного артиста СССР, профессора З. Г. Исмагилова тесно связано с культурным наследием народа. По мотивам народной легенды З. Г. Исмагиловым и Л. Б. Степановым был создан первый национальный балет «Журавлиная песня» (либретто Ф.А. Гаскарова). Лирико-психологическая опера «Шаура» (либретто Б. Бикбая) повествует о драматической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теория жанровой классификации произведений фольклора
    • 1. 1. Определение понятия «жанр» и его признаков в фольклористике
    • 1. 2. Разновидности жанровой классификации музыкально-поэтического фольклора
      • 1. 2. 1. Объединение произведений фольклора по родам поэзии: эпос, лирика, драма
      • 1. 2. 2. Обрядовые и необрядовые жанры
      • 1. 2. 3. О роли народных терминов в жанровой классификации музыкально-поэтического фольклора
      • 1. 2. 4. Виды жанровой классификации, основанные на различных критериях
  • Глава II. Источники по жанровой классификации музыкально-поэтического наследия башкирского народа
    • 2. 1. Вопросы жанровой классификации в трудах исследователей башкирского фольклора последней четверти XIX в
    • 2. 2. Жанровая классификация башкирского устно-поэтического и музыкального творчества в трудах ученых первой половины XX в
    • 2. 3. Издания в области башкирской фольклористики второй половины XX — начала XXI вв
  • Глава III. Обрядовые жанры музыкально-поэтического наследия башкирского народа
    • 3. 1. Календарный обрядовый фольклор
    • 3. 3. Детский обрядовый фольклор
    • 3. 4. Башкирский свадебный фольклор
    • 3. 5. Похоронные причитания башкир
    • 3. 6. Рекрутские песни-причитания башкир
  • Глава IV. Необрядовые жанры музыкально-поэтического наследия башкирского народа
    • 4. 1. Трудовые песни
    • 4. 2. Колыбельные песни
    • 4. 3. Кубаиры
    • 4. 4. Мунажаты
    • 4. 5. Байты
    • 4. 6. Протяжные песни «озон кюй»
    • 4. 7. Скорые песни «кыска кюй»
    • 4. 8. Такмаки

Башкирское народное музыкально-поэтическое творчество: Вопросы классификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Народное творчество уходит своими корнями в незримое прошлое. Художественные традиции ранних общественных формаций исключительно устойчивы, живучи и на многие века вперед определили специфику фольклора. В каждую историческую эпоху сосуществовали произведения более или менее древние, трансформированные, а также вновь создаваемые. В совокупности они образовали так называемый традиционный фольклор, то есть музыкально-поэтическое творчество, творимое и передаваемое каждой этнической средой из поколения в поколение устным путем. Таким образом, народы сохраняли в памяти все, что отвечает их жизненным потребностям и настроениям. Присуще это было и башкирам. Их духовная и материальная культура, неразрывно связанная с природой, и богатая на события история отражены в традиционном фольклоре, в том числе песенном искусстве.

Любое историческое событие вызывало отклик в песенно-поэтическом творчестве башкир, превращаясь в легенду, предание, песню, г инструментальную мелодию. Запрет на исполнение какого-либо традиционного песенного жанра, связанного с именем национального героя, порождал новые музыкальные жанры. При этом могли быть изменены названия, функциональные и музыкально-стилевые признаки песен, но тема, взбудоражившая душу, оставалась источником народного вдохновения.

Башкирский устно-поэтический и музыкальный фольклор включает многообразные эпические памятники («Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылыу», «Кара-юрга» и др.), песни, легенды и предания, былички — хурафати хикая, поэтические состязания — айтыш, сказки (о животных, 1 волшебные, богатырские, бытовые, сатирические, новеллистические), кулямясы-анекдоты, загадки, пословицы, поговорки, приметы, харнау и другие.

Уникальное песенное наследие башкирского народа составляют кубаиры, трудовые песни и припевки, календарные песни годового земледельческого круга, причитания (свадебные, рекрутские, похоронные), колыбельные и свадебные песни, протяжные песни «озон кюй», скорые песни «кыска кюй», байты, мунажаты, такмаки, плясовые, шуточные, хороводные песни и т. д.

К национальному инструментарию башкир относятся своеобразные, популярные по сей день: курай (курай), кубыз (кумы?), струнный кумыз (кыл кумы?) и их разновидности [23]. Также в него входят «омузыкаленные» предметы домашнего и хозяйственного назначения: подносы, ведра, гребенки, косы, деревянные и металлические ложки, береста и т. д. Заимствованные музыкальные инструменты, и инструменты, распространенные среди тюркских народов: свистульки из глины и дерева, домбра, мандолина, скрипка, гармоника.

Более двух столетий музыкально-поэтический фольклор башкирского народа целенаправленно изучали представители различных научных направлений и интеллигенции. О богатом национальном искусстве писали В. И. Даль, Т. С. Беляев, Р. Г. Игнатьев, Д.Н. Мамин-Сибиряк, С. Г. Рыбаков, С. И. Руденко и др.

Восхищаясь самобытным музыкальным даром народа, краевед Р. Г. Игнатьев писал: «Башкир импровизирует свои песни и мотивы, когда одинок, всего более в дороге. Едет мимо леса — поет про лес, мимо горы — про гору, мимо реки — про реку и т. д. Дерево он сравнивает с красавицей, полевые цветы — с ее глазами, с цветом ее платья и т. д. Мотивы башкирских песен по большей части грустные, но мелодичныеу башкир много таких мотивов, что им позавидовал бы другой композитор» [96].

В области традиционного песенного фольклора башкир написано немало работ, посвященных отдельным жанрам [128- 99- 64], их региональным [192- 59] и музыкально-стилевым особенностям [129- 112−23- 109].

Актуальность исследования. Диссертация основывается на знаниях по фольклористики и этномузыкологии, что позволяет исследовать песенные жанры башкирского народного творчества во взаимосвязи музыки и слова. Отдельно рассматриваются напевно-речитируемые жанры — кубаиры, байты, мунажаты, сенляу, хыктау, песни-причитания рекрутов, а также песни с развитой мелодикой — «озон кюй», «кыска кюй», «такмаки» и другие жанры, что дает возможность рассматривать песенное творчество башкир в его разнообразии.

В современной науке есть общепринятые методы изучения народного творчества, при которых «в качестве основных детерминант выступают связи с определенной эпохой, определенной территорией и определенной функцией"1. В реферируемой работе использованы основные положения данной теории классификации песенного фольклора.

Цель исследования — комплексный системный анализ вокальных жанров башкирского фольклора, изучение их эволюции, поэтических и музыкально-стилевых особенностей в их обрядовой и необрядовой функциональности.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

— теоретическое обоснование изучения жанровой природы произведений устно-поэтического музыкального творчества на примере фольклора башкирского народа;

— выделение приоритетных направлений в области исследования жанровой основы башкирского музыкально-поэтического творчества;

— определение истоков формирования и развития жанров музыкально-поэтического фольклора башкир в4 контексте традиционной социальной культуры;

— исследование музыкально-стилевых особенностей отдельных песенных жанров башкирского народного творчества.

Методологической базой диссертации послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные жанровой природе произведений народного творчества: В. Я. Проппа, В. Е. Гусева, Б. Н. Путилова,

1 Чекановская А. И. Музыкальная этнография. Методология и методика. — М.: Сов. композитор, 1983. — С. 57.

Н.П. Колпаковой, В. П. Аникина, Ю. Г. Кругловаисследования теоретиков музыкознания: JI.A. Мазеля, В. А. Цуккермана, А. Н. Сохора, Ю. Н. Тюлина, Е. А. Ручьевской, Е. В. Гиппиуса, A.B. Рудневой, И. И. Земцовского, Т. В. Поповой, Н. М. Бачинской, В. М. Щурова, А. И. Чекановской и других.

В диссертации использованы достижения в исследовании фольклора разных народов. Труды по тюркской, финно-угорской культурам: Ф. М. Кароматова, К. Ш. Дюшалиева, Б. Г. Ерзаковича, А. И. Мухамбетовой, С. А. Елемановой, Я. М. Гиршмана, М. Н. Нигмедзянова, P.A. Исхакова-Вамбы, М. Г. Кондратьева, Н. И. Бояркина. В них жанровая классификация произведений фольклора осуществляется с применением народной терминологии и обрядовой и необрядовой функциональности.

Диссертация является логическим продолжением изучения музыкального фольклора башкир и опирается на труды по краеведению и этнографии (Р.Г. Игнатьева, С. Г. Рыбакова, С.И. Руденко), башкирской филологии (А.Н. Киреева, А. И. Харисова, Г. Б. Хусаинова, М. М. Сагитова, Р. Н. Баимова, С. А. Галина, Ф. А. Надршиной, P.A. Султангареевой, И. Г. Галяутдинова, М. Х. Идельбаева, М. А. Мамбетова и др.), башкирской народной музыки (М.Р. Баширова, JI.H. Лебединского, М. П. Фоменкова, Х. С. Ихтисамова, Ф. Х. Камаева, P.C. Сулейманова, Н. В. Ахметжановой, З. А. Имамутдиновой, JI.K. Сальмановой, Г. С. Галиной, Р. Т. Галимуллиной и др.).

Комплексный подход к разрабатываемой теме осуществляется на основе конкретно-исторического и сравнительно-типологического научных методов анализа.

Материалом для диссертации послужили:

1) сборники башкирских народных песен, опубликованные с 1897 по 2002 годы;

2) фольклорно-экспедиционные записи, осуществленные на территории Башкортостана, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Пермской областях в период с 1960 по 2003 годы;

3) архивные материалы, хранящиеся в Национальной библиотеке им. Ахмет-Заки Валиди, в фольклорных кабинетах Уфимской государственной академии искусств, Уфимского научного центра Российской академии наук и Союза композиторов Республики Башкортостан, личные архивы собирателей народной музыки К. Ю. Рахимова, Х. Ф. Ахметова, Ф. Х. Камаева, Н. В. Ахметжановой и других.

В соответствии с выдвинутыми задачами определена структура работы, включающая введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы.

Во введении обозначены цель и задачи исследования, методологическая база, научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первой главе раскрыты специфические признаки произведений устного песенно-поэтического творчества, их общественная значимость. Народные формы творчества (незакрепленные — хранимые не как материальные объекты, а в памяти носителей традиции) на определенном этапе развития сформировались в виды искусств (музыка, поэзия, танец).

На уровне вида отсутствуют конкретные определения понятия «жанр». В большинстве случаев ученые используют заимствованный из литературоведения термин «род», означающий «способ изображения действительности» [127], различая три крупных направления: эпос, лирика, драма.

Для понимания сущности жанра необходимо указать на основные признаки, позволяющие выявить координаты произведения музыкально-поэтического искусства. Эта проблема всесторонне изучалась как в теоретическом музыкознании (JI.A. Мазель, В. А. Цуккерман, А. И. Сохор, Ю. Н. Тюлин, Е.А. Ручьевская), так и в фольклористике (В.Я. Пропп, Б. Н. Путилов, Н. П. Колпакова, В. П. Аникин, В. Е. Гусев, И.И. Земцовский).

Взаимодействие ряда критериев (функциональное назначение, содержание, форма, условия бытования, строение поэтики, отношение к музыке, способы исполнения) образуют жанровое клише, на основе которого строится классификация народных песен.

В научном музыкознании и фольклористике сложились различные способы систематизации жанров.. В зависимости от главного обуславливающего фактора они могут быть построены:

1) по родам поэзии (эпос, лирика, драма);

2) по народной терминологии («озон кюй», «кыска кюй», «хамак юой», «халмак кюй»);

3) по функциональным особенностям (обрядовые и необрядовые жанры) народной музыки;

4) по различным критериям (тематический, хронологический, территориальный (ареальный), национальный и др.).

Второй раздел главы посвящен анализу жанровых классификаций, применяемых в исследованиях песенного фольклора тюркских, финно-угорских и славянских народов.

В этномузыкознании применяется деление жанров по родам поэзии, используемое в зависимости от иерархической соподчиненности общих и частных признаков, составляющих художественную форму песенных жанров.

В музыкально-поэтическом фольклоре жанры эпического рода отражают многовековую историю народа. Их объединяет повествовательный характер изложения поэтического текста, речитативное интонирование напева. Исполнительский процесс требует обязательного присутствия сэсэна (певца-сказителя) и слушателя.

Песенные жанры лирического рода отражают психо-эмоциональное состояние человека. Песни лирического рода несут в себе определенное жизненное обобщение и передают информацию не только о событии, но и о личности исполнителя, его отношении к окружающему миру, отражая тем самым все грани жизни (философию, чувства, гражданский долг, взаимовлияние человека и природы).

Драматический род музыкального фольклора представляет синтез видов искусств и вбирает песенные жанры, сопровождаемые театральным, обрядовым и хореографическим действием.

Интерес для фольклористики представляют классификации вокальных жанров, основанных на бытующих народных терминах. Например, «о$он квй»,

Kb/QKa кой" - у башкир и татар, «квй» и <�щь/р" - у казахов, инструментальный «/газ» и песенный «ыр» — у киргизов, «эйтеш» — у башкир, киргизов, казахов, «кобайыр,» — у башкир, «дастан» — у узбеков, казахов, татар.

Данная классификация сыграла значительную роль в становлении фольклористики как науки в национальных школах при изучении песенного наследия тюркских народов и не утратила своего практического значения в наше время.

Для практических целей фольклористами в разное время применялись жанровые классификации, основанные на тематическом (Т.В. Попова, Х. Х. Ярмухаметов, Дж. Файзи, Я.Ш. Шерфетдинов), хронологическом (A.C. Ключарев, М. А. Музафаров, P.A. Исхакова-Вамба), национальном (Г.Х. Еникеев, С.Г. Рыбаков), региональном или ареальном (Ф.Х. Камаев, P.C. Сулейманов, Р. Т. Галимуллина, E.H. Альмеева) критериях.

Во второй главе дается анализ рукописных и печатных изданий с конца XIX до начала XXI вв., посвященных вопросам жанровой классификации в области башкирского устного песенно-поэтического творчества. Хронологический принцип построения главы позволяет проследить в трудах краеведов, историков, филологов и музыкантов степень разработанности проблемы в сфере жанровой природы песенной культуры башкирского народа.

Третья и четвертая главы посвящены исследованию жанровой основы музыкально-поэтического творчества башкир, которое в зависимости от наличия или отсутствия социально-бытовой функции разделено на две крупные группы. В соответствии с этим рассмотрены отдельные обрядовые (календарные, детские, свадебные, похоронные, рекрутские) и необрядовые жанры (кубаиры, байты, мунажаты, протяжные и скорые песни, такмаки).

Данная классификация позволяет исследовать богатый песенный фольклор башкир в тесной связи с социально-бытовым укладом, выявить драматургию обрядов, обосновать бытующие народные термины («озон кюй», «кыска кюй», «хамак кюй», «халмак кюй», «такмак», «харнау», «хыктау» и др.), а также проанализировать музыкальный строй вокальных жанров.

В заключении диссертации сформулированы результаты исследования жанровой природы традиционного песенного искусства башкир.

Научная новизна диссертации заключается в том, что рассмотрены разнообразные виды классификаций в области башкирского фольклора (по родам поэзиипо народной терминологиипо функциональному, хронологическому, региональному, музыкально-стилевому признакам), и на их основе предпринята попытка самостоятельного исследования жанровой природы песенно-поэтического творчества башкирпроведенное исследование вносит определенный вклад в разработку жанровой классификации музыкального фольклора башкирского народа.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации могут быть применены для создания обобщающих трудов в области башкирского песенного фольклорадля исследования национальных музыкальных культур народов Урала, Поволжья и Средней Азии. Кроме того, материалы работы могут быть использованы в лекционные курсы («Музыкальная этнография», «Народное музыкальное творчество», «Фольклорно-экспедиционная практика», «История башкирской музыки» и др.), читаемые в системе среднего и высшего музыкального образования региона Поволжья и Приуралья.

Заключение

Исследуемая тема «Башкирское народное музыкально-поэтическое творчество (вопросы классификации)» актуальна, практически значима и представляет научный интерес для отечественной фольклористики. Вопрос классификации жанров народного творчества может быть разрешен при комплексном подходе к выдвигаемой проблеме.

Методологические принципы, применяемые при изучении систематизации жанров традиционной песенной культуры тюркских, финно-угорских, славянских народов, разнообразны и многоаспектны. Их различия строятся на выборе какого-либо одного или на сочетание нескольких признаков. Известны следующие виды жанровых классификаций песенного фольклора: разделение жанров по родам поэзии, внедрение терминологии носителей музыкальных традиций, опора на социально-бытовую функцию, использование хронологических, территориальных, жанрово-тематических, музыкально-стилевых свойств.

С конца XIX в. велась активная работа по сбору, а затем и классификации образцов устно-поэтического и музыкального творчества башкирского народа. При этом выводы ученых в вопросах жанровой природы музыкального фольклора башкир строились на объеме собранного материала, систематизированного по тематическому и хронологическому признакам. Благодаря кропотливому труду исследователей были записаны лирические, исторические, свадебные песнитакмаки, «религиозно-фольклорные» песни, плясовые мелодии и многие другие жанры.

Русский музыкант С. Г. Рыбаков впервые использовал народные термины «озон кюй» и «кыска кюй» в качестве определения жанровых характеристик башкирской народной музыки.

Анализ научных трудов XX в., посвященных самобытной песенной культуре башкирского народа, указывает на отсутствие стройной единой системы классификации жанров. Следует отметить, что многие исследователи не ставили перед собой такой цели. Часть авторов руководствуется тематическим и функциональным принципами, другая опирается на мелодическую структуру народных песен.

При жанровой классификации песенного наследия башкирского народа, как и в литературоведении, в качестве основного, применяется принцип родового деления.

Научную жизнестойкость демонстрирует систематизация произведений фольклора башкир, основанная на народных терминах «озон кюй», «кыска кюй», «халмак юой», «хамак кюй». При этом их значение трактуется двояко: как песенные жанры и как признаки, определяющие форму и строение мелодии.

Отечественные собиратели и исследователи башкирского песенного фольклора при составлении сборников часто использовали историко-хронологический принцип с дальнейшим тематическим делением: а) песни дооктябрьского периодаб) советские песни.

Последнее десятилетие XX в. характеризуется внедрением в отечественную фольклористику классификации традиционных музыкально-поэтических жанров, обусловленой социально-бытовой функцией и мелодико-стилевым строением. Данная система позволяет рассматривать песенный фольклор с точки зрения обрядовых (приуроченных) и необрядовых (не приуроченных) жанров.

Понятие «жанр» обладает морфологическим и эстетическим содержанием. Он определяется совокупностью и степенью воздействия разных критериев: а) функциональностьб) содержаниев) единство текста и мелодииг) композиционная структурад) формае) условия бытованияж) строение поэтикиз) время и место исполнения и т. д. При этом функциональность является одной из основополагающих характеристик.

Исходя из функциональных признаков, связи с различными ситуациями быта, традиционной культурой, а также музыкально-стилевыми особенностями произведений, песенное наследие башкир делится на обрядовые и необрядовые жанры.

К группе песенных жанров, обусловленных определенными обстоятельствами и временем, относятся древнейшие вокальные формы интонирования: «харнау» (речитации, входившие в магические ритуалы), «хыктау» (плачи по умершим), «сенляу» (причитания невесты), возгласы-кличи и заклички (песни-припевки, обращенные к стихийным силам природы), а также традиционные вокальные жанры: календарные, свадебные песни, рекрутские песни-причитания.

Группу песенных жанров, не обусловленных определенными обстоятельствами и временем, составляют эпические и лиро-эпические произведения (кубаиры, мунажаты, байты), протяжные лиро-эпические и лирические песни «озон кюй», короткие песни «кыска кюй», такмаки, трудовые и колыбельные песни.

Традиционная вокальная музыка башкир обладает специфическими свойствами. В ней сложились разнообразные типы мелоса — от речитативного (календарные заклички, причитания, кубаиры) до богато орнаментированного (протяжные лирические песни). Соблюдаются принципы эмоциональной, образной, жанровой типизации интонаций. Например, речитативно-декламационные вокальные жанры связаны с архаическими формами исполнительского искусства башкир «харнау» и «хыктау», для которых характерна особая манера звукоизвлечения, сопровождаемая сменой регистра и тембра голоса. В их напевах используются малообъемные ангемитонные (трихордовые), неполные диатонические (тетрахордовые) звукорядыпентатоника мажорного и минорного наклонения. Это подтверждает древность интонационной схемы звукоряда и мелодического движения.

Песенная культура башкир по своей природе монодийна. Сольное исполнительское искусство народа тесно связано с жанром протяжной песни. В ней раскрывается принцип вариантного прорастания интонационного зачина напева, широта вокализации слогов поэтического текста. Напевы протяжных песен «озон кюй» строятся на разновидностях ангемитонных звукорядов, объемы которых расширяются за счет слияния различных пентатонно-ладовых образований.

В связи со спецификой национального звучания, особое значение в «озон кюй» имеет поэтический текст. Фонетика башкирского языка играет важную роль в узорчатой орнаментации песен, ставших впоследствии своеобразной музыкальной классикой народа («Урал», «Зульхиза», «Буранбай» и мн. др.).

Ритмическое строение богато орнаментированных «озон кюй» характеризуется нерегулярностью метроритма, в них раскрываются принципы арузной, квантитативной метрики, опирающейся на соотношения долготы ритмических длительностей.

Противоположность башкирских протяжных песен составляют короткие песни «кыска кюй» с ясным рельефным мелодическим рисунком, строгой соразмерностью и симметричностью пропорций, четким акцентным ритмом и определенном соотношением слога-звука в напеве.

Формообразование определяется жанровыми и музыкально-стилевыми свойствами фольклорных произведений. В башкирской песенной культуре основу речитируемых напевов составляют однострочные тирадные формы, выполняющие функции композиционно организующей роли строф. В башкирских протяжных песнях напев соответствует одной полустрофе четырехстрочного стиха, а в байтах напев равен двухстрочной строфе.

Характерной чертой необрядовых жанров музыкально-поэтического творчества башкир является слияние песенного текста и предания или легенды («озон кюй»), стиха и напева (кубаир). Для поэтических текстов отдельных традиционных песенных жанров свойственна незакрепленность напева за определенным текстом (эпические песни, байты, мунажаты, такмаки).

Творческое осмысление профессиональными композиторами жанрового многообразия музыкального фольклора башкирского народа способствовало созданию произведений крупных форм.

Так, либретто ряда башкирских опер основаны на древних легендах и / преданиях. Например, либретто оперы A.A. Эйхенвальда «Мэрген» написано

М. Бурангуловым по мотивам эпоса «Мэрген и Маянхылу». Сюжетной основой для оперы «Акбузат» Х. Ш. Заимова и А. Спадавеккиа послужило либретто С. Мифтахова, созданное по мотивам одноименного эпоса.

Творчество одного из основателей башкирской профессиональной музыки, народного артиста СССР, профессора З. Г. Исмагилова тесно связано с культурным наследием народа. По мотивам народной легенды З. Г. Исмагиловым и Л. Б. Степановым был создан первый национальный балет «Журавлиная песня» (либретто Ф.А. Гаскарова). Лирико-психологическая опера «Шаура» (либретто Б. Бикбая) повествует о драматической судьбе башкирской девушки дореволюционного времени. Страницам истории народа посвящены героико-патриотические оперы «Салават Юлаев» (либретто Б. Бикбая), «Послы Урала» (либретто И. Дильмухаметова), «Кахым туря» (либретто И. Дильмухамтова, А. Дильмухаметовой).

Для выражения национального колорита композиторы часто обращаются к традиционному песенно-поэтическому творчеству башкир. Так A.A. Эйхенвальд в опере «Мэрген» для характеристики героев использует протяжную лирическую песню «Ашкадар», напевы кубаиров «Кара Юрга» и «Кунгур Буга». В мелодическую канву лирико-психологической оперы З. Г. Исмагилова «Шаура» вплетены варианты одноименной протяжной лирической песни. В операх З. Г. Исмагилова «Салават Юлаев», «Кахым туря» использованы, посвященные национальным героям башкирские народные песни «Салават» и «Кахым туря».

Надеемся, что в будущем решение проблемы жанровой системы башкирского музыкально-поэтического творчества будет содействовать созданию исследований связанных, прежде всего, с историей, социологией, диалектикой каждого песенного жанра, что позволит по-новому взглянуть на пути взаимообогащения фольклорных жанров, музыкально-стилевые особенности народных песен, а также определить их практическую значимость на современном этапе.

Настоящая диссертация выполнена в русле современного научного и практического направления. Ее результаты могут быть использованы для изучения культурного наследия тюркских народов, в частности при определении жанровых и музыкально-стилевых особенностей фольклорных произведений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Х. Тематика и жанры дореволюционной татарской народной песни // Вопросы татарской музыки. Сборник научных работ под ред. Я. М. Гиршмана. Казань: Татполиграф, 1967. — С. 3−80.
  2. Ф.Ш. Игры и развлечения башкир. Уфа: Гилем, 2000. 133 е.: 8 с. цв. вкл. 40 илл.
  3. С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. — М.: Наука, 1982.-С. 25.
  4. Э.Е. Ранне-фольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. М.: Сов. композитор, 1986. — 240 с.
  5. М.С. Башкирская песня. Вокальные жанры в фольклоре башкир, традиции их исполнения. Уфа: Китап, 2002. — 288 е.: на башк. яз.
  6. Н.Ю. К определению жанровой системы и стилевых пластов в песенной традиции татар-крящен // Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья. Казань: ИЯИЛ им. Г. Ибрагимова КФАН СССР, 1989. — С. 5−21.
  7. Г. С. Краткое пособие по сбору фольклорного материала // Башкорт аймщы, 1926: на башк. яз. араб, графикой.
  8. Д., Земцовский И. Диалог о лирике // Этнокультурные традиции в музыке: Матер, междунар. конф., поев, памяти Т. Бесхожиной / Сост.: А. И. Мухамбетова, Г. Н. Омарова. Алматы: Дайк-Пресс, 2000. — 326 с.
  9. И.Аникин В. П. Русский фольклор. Учебное пособие для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1987. — 266 с.
  10. В.П., Круглов В. П. Русское народное поэтическое творчество: Пособие для студентов нац. отд-ний пед. ин-тов. JL: Просвещение, 1983. -416 с.
  11. .В. Великие традиции русской музыки. Избранные труды. Т. IV. М.: Изд-во АН СССР, 1955. — С. 64−65.
  12. Н.Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс, кн.1. 2-е изд. JL, 1971.-376 с.
  13. Л.П. О башкирских эпических напевах. Образцы нотных записей // Башкирский народный эпос / Сост. A.C. Мирбадалева, М. М. Сагитов, А. И. Харисов. Ответ, ред. Н.В. Кидайш-Покровская. М.: Наука, 1977. — С. 493−494.
  14. Л.П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора. Уфа: Йешлек, 1992. — 190 с.
  15. Г. Б. Обрядовые жанры традиционной вокальной музыки башкир // Искусство Башкортостана: исполнительские школы, наука, образование / Уфимская государственная академия искусств- Отв. ред. В. А. Шуранов. Уфа, РИЦ УГАИ, 2004. — 1 п.л.
  16. Н.В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1996. 105 с.
  17. .С. Бери гармонь, пропой такмак (научно-популярные очерки о башкирских такмаках). Уфа: Китап, 1993. — 176 е.: на башк. яз.
  18. Байт «Сак-Сок» / Сост., авт. науч. комм, и таблиц композитор Ш. К. Шарифуллин. Казань: Татар, кн. изд-во, 1999. — 127 с.
  19. Д.М., Калмыкова Н. И., Марченко Ю. И. Русская свадьба. Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области). М.: Сов. композитор, 1985. — 390 е., ил.
  20. A.A. Трудовые артельные песни и припевки. М.: Сов. композитор, 1971.-320 с.
  21. М.М. Эстетика творчества. М., 1972.
  22. Н.М., Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. М.: Музыка, 1974. — 302 с.
  23. М.Р. Башкирская народная песня. Музыкально-исторический сборник. УГИИ, фольклорный кабинет, 1947. — Инв. № 97. 62 с. с нот. — на правах рукописи.
  24. Башкирские народные мелодии, песенно-плясовые игры / Сост., гл. ред., автор вст. ст. и комм. Ф. А. Надршина. Уфа, 1996. — 77 е.: на башк. яз.
  25. Башкирские народные песни / Сост.-ред. Х. Ф. Ахметов, Л. Н. Лебединский, А. И. Харисов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1954. — 326 е.: нот.
  26. Башкирский народный эпос / Сост. A.C. Мирбадалева, М. М. Сагитов, А. И. Харисов. Ответ, ред. Н.В. Кидайш-Покровская. -М.: Наука. 1977. 519 е.: нот.- портр.
  27. Башкирское народное творчество. Обрядовый фольклор / Сост. A.M. Сулейманов, P.A. Султангареева. Уфа: Китап, 1995. — 560 е.: на башк. яз.
  28. Башкирское народное творчество (советский период) / Сост. авт. вступ. статьи и комент. Б. С. Баимов, М. А. Мамбетов. Ответ, ред. С. А. Галин. -Уфа: Китап, 1996. Т.9. — 198 с.
  29. Башкирское народное творчество. Байты / Сост. М. М. Сагитов, Н. Д. Шункаров. Ответ ред. Г. Б. Хусаинов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1978. — 398 с.
  30. Башкирское народное творчество. Байты. Песни. Такмаки / Сост. М. М. Сагитов, М. А. Мамбетов. Уфа: Баш. кн. изд-во, 1981. — Т.З. — 392 с.
  31. Башкирское народное творчество. Исторический эпос / Сост., автор вступ. ст. и комм. Н. Т. Зарипов. Уфа: Китап, 1999. — Т. 10 — 392 с.
  32. Башкирское народное творчество. Песни (дооктябрьский период) / Сост., автор вступ. статьи и коммент. С. А. Галин. Ответ, ред. Ф. А. Надршина. -Уфа: Китап, 1995. Т.8. — 400 с.
  33. Башкирское народное творчество. Песни и наигрыши / Сост. Сулейманов P.C. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1983. — 310 е.: на башк. яз.
  34. Башкирское народное творчество. Песни и наигрыши / Сост., автор вступ. ст. и коммент. Сулейманов P.C. -Уфа: Башк. кн. изд-во, 1983. 312 е.: на башк. яз.
  35. Башкирское народное творчество. Песни. Книга вторая / Сост., автор вст. ст. и комм. С. А. Галин. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1977. — 295 е.: на башк. яз.
  36. Башкирское народное творчество. Советский период / Сост., ред., автор вступ. статьи и коммент. Кирей Мэргэн. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1955. — Т.3.-310 с.
  37. Башкирское народное творчество. Эпос / Сост. М. М. Сагитов. Уфа: Баш. кн. изд-во, 1987. -Т.1.-544 с.
  38. Башкирско-русский словарь. 32 000 слов / Российская академия наук. УНЦ АН РБ- под ред. З.Г. Ураксина- М.: Дигора, 1996. 884 с.
  39. Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. — 672 е., илл.
  40. Н.В., Фатыхова Ф. Ф. Семейные обычаи и обряды // Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. — 248 е.: ил.- 16 с. цв. вкл. — С. 188−203.
  41. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.:, 1971.544 с.
  42. Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 182 е.: нот.
  43. М.А. Свадебные обычаи башкир: Рукопись. Науч. архив УНЦ РАН. Ф. З, оп.12, ед. хр. 215, 216, 218.
  44. К. Работа и ритм / Пер. с нем. яз. М., 1923.
  45. Г. Ф. Исследования в области тюркских народов и их закономерности // Башкорт аймагы. 1926. № 2.: на башк. яз. араб, графикой.
  46. Г. С. Детский народный календарь // Сибирская живая старина. Иркутск, 1924. — Вып.2. — С. 55−96.
  47. Х.Г. О народной поэзии // Башкорт аймагы. 1925. № 1.: на башк. яз. араб, графикой.
  48. С. О татарской музыке // Султан Габяши. Материалы и исследования в двух частях. Ч. I. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1994. — С. 50.
  49. Р.Т. Башкирская протяжная песня (юго-восточная традиция): Автореф. дис.. канд. искусствоведения Магнитогорск, 2002. — 26 с.
  50. С.А. Башкирский фольклор. Учебное пособие для студентов вузов, педучилищ и учителей средних школ / Ответ, ред. Э. Ф. Ишбердин. — Пермь, 1975. —235 е.: на башк. яз.
  51. С.А. История и народная поэзия. Уфа: Китап, 1996. — 288 с. -на башк. яз.
  52. С.А. Народной мудрости источник. Толковый словарь по башкирскому фольклору. Уфа: Китап, 1999. — 328 е.: на башк. яз.
  53. С.А. Песенная поэзия башкирского народа. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1979. — 256 е.: на башк. яз.
  54. Г. С. Башкирские байты и мунажаты: тематика, поэтика, мелодика. Автореф. дис.. канд. филолог, наук Уфа, 1998. -24 с.
  55. Г. С. О башкирских мунажатах //Ядкяр. Уфа, 1998. № 1−2(6) -С. 85−91.
  56. И.Г. Башкирские народные детские игры (на русском и башкирском языках). Книга первая. Изд. 2-е, с изм. — Уфа: Китап, 2002. — 248 е.: илл.
  57. О.М. Жанр рекрутской песни в марийском фольклоре // Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья. Вопросы теории и искусства. Казань: изд-во ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФ АН СССР, 1989. -С.120−125.
  58. О.М. Народная песня в творчестве марийских композиторов. Йошкар-Ола: Марийс. кн. изд-во, 1979. — 91 с.
  59. Е.В. Программно-изобразительный комплекс в ритуальной инструментальной музыке «медвежьего праздника» у манси // Теоретические проблемы народной инструментальной музыки. М., 1974. — С.73−80.
  60. Я.М. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. — М.: Сов. композитор, 1960. 178 с.
  61. Г. Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX—XX вв.еков. Очерки. М.: Музыка, 1981. — 279 е.: нот.
  62. В.Е. Комплексное изучение фольклора // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы. — М.: Музыка, 1973.-С. 7−16.
  63. В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967.- 319 с.
  64. Детский фольклор / Сост. И. Г. Галяутдинов, М. А. Мамбетов, P.M. Ураксина. Уфа: Китап, 1995. — Т.2. — 176 с.
  65. Детский фольклор / Сост. И. Г. Галяутдинов, М. А. Мамбетов, P.M. Ураксина. Уфа: Китап, 1994. — Т. 1. — 160 с.
  66. Детский фольклор / Сост., автор разъяснительных статей Н. Исанбет. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1984. 488 е.: на татар, яз.
  67. Джаудат Файзи. Жемчужины народные. Струны моей души. Воспоминания. Казань: Татар, кн. изд-во, 1987. — 392 е.: нот.- нататар.яз.
  68. Дневные записки путешествия академика Ив. Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 г. Ч. II. СПб., 1773.
  69. К. Ш. Песенная культура кыргызского народа (жанрово-исторический аспект). Бишкек, 1993. — 300 с.
  70. С.А. Казахское традиционное песенное искусство. Генезис и семантика. — Алматы: Изд-во «Дайк-Пресс», 2000. — 186 с.
  71. Г. Х. Старинные башкирские и татарские песни (1883−1893 гг.) 96 с. Рукопись храниться в фондах фольклорного кабинета УГИИ под № 1.
  72. .Г. Песенная культура казахского народа: Музыкально-исторические исследования Алма-Ата: Наука, 1966. — 401 с.
  73. В.М. Тюркский героический эпос / Избр. Труды. JL: Наука, Ленинград, отд. 1974. — 727 с.
  74. Р.Ф. Композиционные закономерности башкирских программных кюев: Дис. канд. искусствоведения Л., 1977.-21 с.
  75. И.И. Жанр, функция, система // Советская музыка, 1971. № 1. С.24−32.
  76. И.И. К спорам о жанрах // Советская музыка, 1969. № 7. -С. 104−107.
  77. И.И. К теории жанра в фольклоре // Советская музыка, 1983. № 4. С.61−65.
  78. И.И. Народная песня как исторический феномен // Народная песня. Проблемы изучения. Л.: ЛГИТиК, 1983. С.40−21.
  79. И.И. Русская протяжная песня. Опыт исследования. — Л.: Музыка, 1967. 195 с.
  80. И.И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. — Л.: Сов. композитор, 1977. 176 с.
  81. Н.В. (Ахметжанова Н.В.) О некоторых особенностях бытования традиционных жанров башкирского музыкального фольклора // Вопросы музыковедения. Вып. 3. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1977. — С. 18−30.
  82. Н.В. К вопросу о многовариантности народной песни «Тевкелев» // Вопросы истории музыкального искусства Башкирии /Отв. ред., сост.: В. А. Башенев, Ф. Х. Камаев. Вып. 71. М.: Изд-е ГМПИ им. Гнесеных, 1984.--С. 53−59.
  83. Н.В. Опыт сравнительного анализа вариантов башкирских исторических песен в диахроническом аспекте // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. — 128 с. — С. 10−20.
  84. Р.Г. Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец, и импровизатор. «Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете», 1893, т. XI, вып. 2, с. 161.
  85. М.Х. Салават Юлаев поэт-импровизатор, мыслитель и героический образ: Автореф. дис.. канд. филолог, наук. Уфа, 1978. — 16 с.
  86. З.А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция («чтение» Корана, фольклор). М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. — 212 с.
  87. З.А. Музыкальные традиции в устной природе башкир. Опыт обобщения // Музыка. Исследовательский сборник. Сост. З. А. Имамутдинова. Ред. М. Г. Арановский. М.: Гос. инст. искусст., 1995. — 247 с.
  88. З.А. Развитие культуры башкирского народа и его устные музыкальные традиции: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1997.-22 с.
  89. Ю.Н. Две основные формы татарской народной песни // Народная песня. Проблемы изучения. Сборник научных трудов. Л., 1983. — С. 57−69.
  90. А.И. Трудовые припевки плотогонов. М.: Сов. композитор, 1979. — 183 с.
  91. История и анализ башкирских песен / Сост. С. Мирасов, Б. Уметбаев, И. Салтыков. Научный архив БНЦ АН СССР, ф. 3, оп. 54, ед. хр. 1.
  92. Исхакова-Вамба P.A. Народные песни казанских татар крестьянской традиции. Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. — 128 с.
  93. Исхакова-Вамба P.A. Татарские народные песни. М.: Сов. композитор, 1981.- 190 е.: нот.
  94. Исхакова-Вамба P.A. Татарское музыкальное творчество (Традиционный фольклор). Казань: Татар, кн. изд-во, 1997. — 264 е.: нот.
  95. М.С. Морфология искусства. Л., 1972. — 440 с.
  96. М.С. Об изучении музыки в контексте художественной культуры // Вопросы методологии и социологии искусства. Сб. научных трудов. Л., 1988. С. 111−120.
  97. С.Ю. Жанр байта в башкирской и татарской фольклористике // Вопросы истории музыкального искусства Башкирии. Вып. 71.-М., 1984.-С. 44−52.
  98. Ф.М. Узбекская инструментальная музыка. Наследие. — Ташкент: Изд-во лит. и искусства им. Г. Гуляма, 1972. 360 с.
  99. A.A. Социальные функции искусства и их изучение. М., 1980.-С. 5−12.
  100. К.В. Избранные труды. Т. 1. — М., 1971. — С. 87.
  101. А.Н. Байт как форма эпической поэзии башкирского народа // Фольклор народов РСФСР. Вып. 2. Уфа: БГУ, 1975. — С. 12−18.
  102. А.Н. Башкирский народный героический эпос / Отв. ред. М. Г. Рахимкулов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1970. — 304 с.
  103. А.Н. О своеобразии кубаирского стиха // Фольклор народов РСФСР. Межвузовский научный сборник. Уфа: БГУ, 1976. — С. 9 — 14.
  104. Кирей Мэргэн. Программа по башкирскому народному творчеству. -Уфа: Изд. БГУ, 1981. 15 е.: на башк. яз.
  105. A.C. Татарские народные песни. Казань: Татар, кн. изд-во, 1986. — 488 е.: нот.- на татар, яз.
  106. М.С. К современным спорам о сущности фольклора // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.И. JL: Музыка, 1972. — С. 109−130.
  107. Н.П. Русская народная бытовая песня. — М. — JL: Изд-во АН СССР, 1962.-284 с.
  108. Колыбельные песни / Сост. A.M. Кубагушев. Уфа: Китап, 1994. — 128 е.: на башк. яз.
  109. М.Г. О ритме чувашской народной песни. К проблеме квантитативности в народной музыке. М.: Сов. композитор, 1990. — 144 с.
  110. Х.Г. Трансформация жанра туйуг (к проблеме фольклорных связей тюркоязычных и ираноязычных народов) / Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М.: Наука, 1980.
  111. Н.И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. — М.: Высшая школа, 1977. 375 с.
  112. Г. С. Развитие жанровой системы в башкирской поэзии второй половины XIX начала XX веков: Автореф. Дис. .доктора фололог. наук / Башкирский государственный университет. — Уфа, 1998. — 50 с.
  113. Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши / Под ред. C.B. Аксюка. М.: Сов. композитор, 1962. — 250 е.: нот.
  114. И.И. Продолжение записок путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 году. 2-е изд. Спб., 1822.
  115. М.В. Былое Башкирии и башкир по легендам, преданиям и хроникам: Истор.-этногр. очерк. — Справоч. кн. Уфим. губ. Уфа, 1883, отд. 5. — С.268−285.
  116. М.В. Пугачевский бригадир Салават и Фариза. Рассказ. Газета «Волжско-Камское слово». — Казань, 1882. № 221.
  117. Л.А. Строение музыкальных произведений: Учебное пособие. Изд-е 3-е. М.: Музыка, 1986. — 528 е., нот.
  118. A.C. Башкирский народный эпос // Башкирский народный эпос / Сост. A.C. Мирбадалева, М. М. Сагитов, А. И, Харисов. Ответ, ред. Н.В. Кидайш-Покровская. М.: Наука, 1977. — С. 8−51.
  119. З.Я. Песни Белорусского Полесья. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1984.— 151 с.
  120. М.А. Татарские народные песни / Подгот. текстов З. Ш. Хайруллиной, коммент. Ю. В. Виноградова, ред. А. Х. Абдуллина. М.: Музыка, 1964. — 206 е.: нот.- на татар, и рус. яз.
  121. Музыкальная форма / Под общ. ред. проф. Ю. Н. Тюлина. Изд-е 2-е. -М.: Музыка, 1974. 359 с.
  122. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Сов. Энциклопедия, 1976. Т. 3. — 1102 с.
  123. А.И. Казахский юой (очерки истории, теории и эстетики). Алматы: Дайк-Пресс, 2002. — 208 с.
  124. JI.C. Белорусская народная песня. Историческое развитие (Очерки) / Ред. З. Я. Можейко. Мн.: Наука и техника, 1977. — 216 е.: нот.
  125. Л.И. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. — Уфа: Китап, 1999. 160 с.
  126. И.Н. Регионально-генетические связи татарской обрядовой поэзии // Вопросы советской тюркологии. Материалы IV Всесоюзной тюркологической конференции. 4.2. / Отв. ред. Б. Ч. Чарыянов. А.: Ылым, 1988.-236 с.-С. 81−85.
  127. Ф.А. Башкирская народная несказочная проза: Автореф. Дис. .доктора фололог. наук / ИИЯЛ УНЦ РАН. Уфа, 1998. — 55 с.
  128. Ф.А. Башкирские народные песни, песни-предания. — Уфа: Китап, 1997. с. 288: на башк., рус., англ. яз.- нот.
  129. Ф.А. Дух Салавата позвал в Балтас // Башкортостан. — Уфа, 2003. № 243: на башк. яз.
  130. Ф.А. Духовные сокровища. Фольклор аслыкульских, демских, уршакских башкир. Уфа: Изд-во «Башкортостан», 1992. — 76 е.: на баш.яз.
  131. Ф.А. Мунажаты // Башкирский фольклор: исследования и материалы. Сб. статей / УНЦ РАН. Уфа, 1993. — С. 174−178.
  132. Ф.А. Память народа. Уфа, 1986. — 192 с.
  133. Ф.А. Фольклор гайнинских башкир // Агидель. Уфа, 1999. № 3 — С. 157−169.: на башк. яз.
  134. М.Н. Народные песни волжских татар. М.: Сов. композитор, 1982.- 135 с.
  135. М.Н. Татарские народные песни / Ред. A.C. Юиочарев. -М., Сов. композитор, 1970. 184 с.
  136. М.Н. Татарские народные песни. Казань: Татар, кн. извт., 1984. — 240 е.: нот.
  137. М.Н. Татарские народные песни. Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. 216 е.: нот.- на татар, яз.
  138. Образцы башкирской разговорной речи / Под ред. Н. Х. Максютовой. -Уфа, 1988.-224 с.
  139. Песни моего народа. Башкирская народная песня / Сост. Ф. А. Кильдиярова, Ф.А. Надршина- Уфа: Изд-во «Песня», 1995. 184 е.: на башк., рус., англ. яз.- нот.
  140. Песни низовых чувашей. / Сост. М. Г. Кондратьев. — Чебоксары- Чуваш, кн. изд-во, 1981. Кн.1. — 144 е.: нот.
  141. Т.В. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1977. -224 с.
  142. В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Советская этнография. 1964. — № 4. С. 147−154.
  143. В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования). — JL: Изд-во ЛГУ, 1963.
  144. В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. — М.: Наука, 1976. 325 с.
  145. Вл.В. Вариационные процессы в музыкальной форме. -М.: Музыка, 1967. 151 с.
  146. .Н. Русская историческая песня // Народные исторические песни. -М. Л., 1962. — С. 6−34.
  147. .Н. Русская народная эпическая поэзия // Русская народная поэзия. Эпическая поэзия. Л.: Худ. лит., 1984. — С. 5−14.
  148. С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. — М.-Л. — Изд-во АН СССР, 1955. 393 с.
  149. С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Быт башкир. 4.2. — Л., 1925. — 330 с.
  150. A.B. Классификация народных песен. Рукопись каб. нар. муз. МГК им. П. И. Чайковского. Инв. № 20. 356 с.
  151. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия: Сборник / Сост., подготовка текста, предисл. к разделам, коммеит. Ал. Горелова. Л.: Худ. лит., 1984.-584 е., ил.
  152. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия: Сборник / Сост., подготовка текста, предисл. к разделам, коммент. Ал. Горелова. Л.: Худ. лит., 1984.-560 е., ил.
  153. Русское народное устно-поэтическое творчество / Под общ. ред. П. Г. Богатырева, В. Е. Гусева, И. М. Колесницкой, Э. В. Померанцевой Н.С. Полимчук, И. С. Правдиной, Ю. Н. Сидоровой, К. В. Чистова. М.: Высшая школа, 1966. — 358 с.
  154. Е.А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. СПб.: Композитор, 1998. — 268 с.
  155. С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., Б.И. 1897. — 294 с.
  156. М.М. Башкирские сказители и их эпический репертуар // Башкирский народный эпос / Сост. A.C. Мирбадалева, М. М. Сагитов, А. И. Харисов. Ответ, ред. Н.В. Кидайш-Покровская. -М.: Наука, 1977. — 519 е.: нот.- портр.
  157. С.С. Начальные формы театра в башкирском народном творчестве // Фольклористика в Советской Башкирии. Под ред. Н. П. Зарипова. Уфа: Изд-во БФ АН СССР, 1974. — С. 150−184.
  158. З.Н. Песенная культура татар Волго-Камья. Эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории. Казань: Изд-во «Матбугат йорто», 2002. — 166 с.
  159. Г. Р. Музыка священного Слова. Чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре. Казань.: Татполиграф, 1999. — 230 с.
  160. JT.K. Некоторые музыкально-стилевые особенности башкирских свадебных жанров // Башкирский фольклор: исследования и материалы: Сб. статей. Вып. III. Уфа: Гилем, 1999. — С. 151−169.
  161. JI.K. Свадебные причитания башкир (мелодико-композиционная структура) // Башкирский фольклор. Уфа: АН РБ, 1995. — С. 103−116.
  162. Г. Башкирские народные советские песни. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1939.
  163. А.Н. Избранные статьи / Под оСщ. ред. Г. Н. Хубова. M. — JL: Гослитиздат, 1950. — T.I. — С. 111.
  164. A.C. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. 230 е., нот.
  165. О.В. К проблеме типологии . аиров // Проблемы музыки XX века. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1977. — С. 12- 58.
  166. Ю.М. Очередные задачи .пучения русского фольклора // Художественный фольклор. М., 1926. — Вып.1. С. 6.
  167. А.Н. Теория музыкальных ма.ауов: Задачи и перспективы // Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования. М.: Музыка, 1983. — Т. 3.-С. 129−142.
  168. И.В. Музыкальная форма. М.-Л.: Музыка, 1947. 376 с.
  169. P.C. Башкирское иаро--. музыкальное искусство -Уфа: Китап, 2002.-Т.2. -236 е.: нот.- на бак-.-, г: ус. -п.
  170. P.C. Башкирское наролаое музыкальное искусство — Уфа: Китап, 2001.-Т.1.-240 е.: нот.- на башк. и рус. яз.
  171. P.C. Жемчужины народного творчества. Уфа: Китап, 1995.-248 е.: нот.
  172. P.A. Башкирский погребальный обряд в фольклорном сознании // Башкирский фольклор: исследования и материалы. Сб. статей. Вып. II / УНЦ РАН. Уфа, 1995. — С. 82−102.
  173. P.A. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. -Уфа: Изд-во УНЦ РАН, 1994. 191 с.
  174. P.A. Культ предков в башкирском обрядовом фольклоре // Башкирский фольклор: исследования и материалы. Сб. статей / УНЦ РАН. Уфа, 1993. — С. 83−94.
  175. P.A. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа: Гилем, 1998. — 243 с.
  176. A.C. Казахские народные песни (в музыкально-теоретическом освещении). Алма-Ата: Издательство «Жазуши», 1975. — 136 с.
  177. Ю.Н. Понятие жанра // Музыкальная форма / Под общ. ред. Ю. Н. Тюлина. М.: Музыка, 1974. — 359 с.
  178. М.И. Памятники. Стихи, публицистика, переводы, фольклорные и историко-этнографические записи / Сост. авт. вст. ст. и комм. Г. С. Кунафин. Отв. ред Г. Б. Хусаинов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1984. — 288 е.: на башк. яз
  179. Ф.И. Лиро-эпос татар Среднего Поволжья. Основные проблемы изучения байтов. Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. — 256 с.
  180. Ф.И. Героический эпос татарского народа. Исследование. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1984. — 312 с.
  181. Файзи Джаудат. Жемчужины народные. Современный музыкальный фольклор татарского народа. Казань: Татар, кн. изд-во, 1987. — 288 с.
  182. Ф.Ф. Народные праздники // Башкиры: этническая история и традиционная культура. — Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. 248 е.: ил.- 16 с. цв. вкл. — С. 203−210.
  183. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — М, 2001. -576 с.
  184. М.П. Башкирская народная песня / Под общ. ред. Л. П. Атановой. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1976. — 204 е.: нот.
  185. Г. Б. Духовный мир башкирского народа. Уфа: Китап, 2003.-480 с.
  186. Г. Б., Сагитов М. М. Башкирские байты (эволюция жанра в дооктябрьский период) / Вопросы башкирской фольклористики. Под ред. Л. Г. Барага и Н. Т. Зарипова. Уфа: АН СССР, БФ ИИЯЛ, 1978. — С. 28−36.
  187. В.А. Анализ музыкальных произведений. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. М: Музыка, 1980. 296 с.
  188. В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М.: Музыка, 1964. 159 с.
  189. А.И. Музыкальная этнография. Методология и методика. М.: Сов. композитор, 1983. — 190 с.
  190. В.И. Русское народное творчество. Под ред. Э. В. Померанцевой. Изд-во Московского университета, 1959. — 522 с.
  191. Л.Н. Семантический анализ музыкальной темы. -М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. 265 е.: нот.
  192. Н.Д. Байты 1905−1907 годов // Башкирский фольклор: исследования последних лет / под ред. Л. Г. Барага и Н. Т. Зарипова, ИИЯЛ БФ АН СССР Уфа, 1986. — С. 31−40.
  193. В.М. Принципы жанровой классификации русского музыкального фольклора // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке. Сборник трудов / Ред.-сост. А. И. Кандинский. М.: Издат. МГК, 1980.-С. 144−162.
  194. Эстетика: словарь / Под общ. ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат., 1989. — 447 с.
  195. В.Н. Ислам музыкальная культура и современное образование в России: Монография — М.: Хронограф- ИНПО- ИБП, 1997. — 152 с.
  196. Р.Ф. Мунаджаты / Татарское народное творчество: Байты. -Казань, 1983.: нататар.яз.
  197. Р.З. Дореволюционные земледельческие обряды башкир / Фольклор народов РСФСР. Уфа: БГУ, 1980. — С. 158−163.
  198. Х.Х. Татарское народное поэтическое творчество. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1951.: на татар, яз.
Заполнить форму текущей работой