Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественная жизнь Павлодарского Прииртышья второй половины XIX — первой трети XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источниковая база исследования разнообразна и включает письменные и изобразительные материалы из фондов историко-краеведческого музея им. Г. Н. Потанина в Павлодареиспользовались документы и публикации общественного фонда Историко Географического общества им. К. И. Сатпаевапроизведения традиционных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства казахского народа из фондов… Читать ещё >

Содержание

  • I. Основные этапы становления и развития художественной жизни Павлодарского Прииртышья во второй половине XIX — первой трети XX вв
    • 1. 1. Ключевые понятия исследования
    • 1. 2. Особенности национального мировосприятия казахского народа
    • 1. 3. Развитие культуры Павлодарского Прииртышья в контексте влияния просветительской деятельности членов Российского Географического общества
  • II. Становление и развитие многообразия форм художественной жизни Павлодарского Прииртышья на рубеже XIX — XX столетий
    • 2. 1. Музейное строительство в Павлодарском Прииртышье
    • 2. 2. Развитие образования в регионе в рассматриваемый период
    • 2. 3. Художественное наследие Павлодарского Прииртышья и выдающиеся деятели культуры и искусства, оказавшие значительное влияние на художественную жизнь региона в конце XIX — начале XX столетий

Художественная жизнь Павлодарского Прииртышья второй половины XIX — первой трети XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Обращение к историко-культурному прошлому закономерно на современном этапе развития Республики Казахстан. Президент Республики Казахстан H.A. Назарбаев в указе о программе «Культурное наследие» отметил, что вопрос развития культуры, сохранения, приумножения культурного и художественного наследия казахского народа имеет в настоящее время огромное значение и тесно связано с определением пути цивилизованного развития Казахстана. В условиях глобализации и растущей вовлечённости в мировую экономическую, информационную среду искусство и культура становятся необходимым условием сохранения идентичности народа Казахстана. В современных условиях тема взаимоотношений народов России и Казахстана стала одной из актуальных задач науки о культурной и духовной интеграции. Данное исследование направлено на формирование уважения к историческому прошлому, к истокам национальной культуры, на реализацию задачи, поставленной программой «Культурное наследие», принятой в Республике Казахстан. Тема исследования видится нам актуальной и в контексте углубления гуманитарного знания в сфере культуры и искусства России и Казахстана.

Степень изученности проблемы. Автор изучил литературу, касающуюся становления и развития культуры и искусства Казахстана, в частности, в Павлодарском Прииртышье, и представил в хронологическом порядке исследованные статьи, монографии, общие труды. Вопросы теории и истории разных видов народного искусства рассматривали в своих трудах известные ученые России Е. М. Мелетинский, В. Я. Пропп,.

П.Г. Богатырев, M.K. Азадовский. Богатство материальной и духовной культуры казахского народа представлено в трудах «Россия. Полное географическое описание нашего отечества — т. XVIII. — Киргизский край» (Спб, 1913), Ш. Ш. Валиханова «Собрание сочинений в 5-ти томах» (Алма-Ата, 1985). Историко — культурные связи Казахстана и России прослежены в работах Э. А. Масанова «Домашние промыслы и ремесла Казахов» (М., 1960), Е. Ж. Валиханова «Деятельность РГО» (1989), С. П. Шевченко «Очерки истории Павлодарского Прииртышья» (Павлодар, 2000). Большую помощь при написании диссертации оказали труды авторов: Т. М. Киященко «Виды культур и их взаимодействие» (М., 2005), А. Х. Маргулана «Казахское народное прикладное искусство» (Алма-Ата, 1986), Мусы Шормапулы «Традиции казахского народа» (Караганда, 2000). Фундаментальным сборником является собрание трудов ученых Казахстана «Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством» (1993).Серьезные исследования по изучению казахской традиционной культуры проведены учеными Е. Турсуновым, Н. Турекуловой, Ш. Елеукеновой, Г. Шалабаевой, М. Ауэзовым. Казахскому эпосу посвящены монографии С. А. Каскабасова: «Казахская волшебная сказка» (1972), «Казахская несказочная проза» (1990), «Золотая жила» (1990), «Колыбель искусства» (1992). Особенности и основные функции бытования казахского музыкального фольклора рассмотрены в монографии Е. О. Балабекова. Распространение и взаимовлияние орнаментальных систем разных народов рассматривалось в трудах казахстанских ученыхисториков, этнографов: А. Х. Маргулана, М. С. Муканова, У. Джанибекова, H.A. Уразбаевой, Р. Хаджаевой и др. Специфику орнаментального языка, семантику, использование в искусстве изучали русские и советские ученые — в том числе С. М. Дудин, В. Н. Чепелев, Б. П. Деннике, Т. А. Жданко, Л. И. Ремпель и другие. В последние годы перечень литературы по теме исследования пополнился серьезными глубокими трудами. Среди них трехтомное издание «История искусства казахов» — обощающий труд, связующий разнообразные звенья художественной культуры Казахстана с древнейших времен до наших дней и совокупность результатов развития этноискусства казахов. Основой данного труда является концепция преемственного развития искусства Казахстана. Особо отметим труды доктора искусствоведения Р. Ергалиевой. Ее книга «Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана. Живопись. Скульптура» (2002) посвящена анализу преемственных связей профессионального изобразительного искусства Казахстана XX века с национальной духовной и мировоззренческой традицией. Самобытность мировидения, отражающаяся в национальной художественной школе Казахстана как части мирового культурного процесса, осмыслена на материале творчества мастеров казахской живописи и скульптуры с позиций их реальной взаимосвязи с традиционными духовными ценностями казахского народа. Особый вклад в изучение проблемы интеграции культур, взаимовлияния профессионального и национального народного искусства внесла Е. Ю. Личман исследованием «Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы» (2010). Актуальную для современного гуманитарного знания проблему сущьности и развития этнической традиции в контексте современного направления этноискусствозниния исследует Л. И. Нехвядович в монографии «Этническая традиция в современном гуманитарном знании» (2010). В этом труде автор рассматривает ценностный аспект этнической традиции, понятия «приемственность», «этническая традиция», а также уровни художественного взаимодействия с этнической традицией в искусстве. Свой вклад в развитие сибирского этноискусствознания трудами «Очерки истории искусства Алтая» (2009), «Архитектура Алтая XVIII —.

XX вв." (2006) внесла Т. М. Степанская. Идея этноискусствоведческой концепции Т. М. Степанской состоит в том, что этнические традиции как целостные формально-содержательные структуры несут в себе ценные художественные достижения этноса, определяют индивидуальность творческого метода и стиля художника. Следует отметить публикации современного казахского исследователя, кандидата искусствоведения Д. М. Мергалиева, в статьях которого подчеркивается приоритетное значение казахского музыкального и изобразительного фольклора в формировании национального художественного стиля в современном изобразительном искусстве республики Казахстан.

Таким образом, сформировался обширный круг литературы, в котором рассмотрены многие аспекты художественной культуры казахского народа, но слабо отражены черты и особенности региональной художественной культуры, в частности такой важный ее компонент, как художественная жизнь. Это обстоятельство определяет актуальность данного исследования, посвященного изучению художественной жизни Павлодарского Прииртышья во второй половине XIX века и в 1920;х годах XX века.

Объект исследования: Художественная жизнь Казахстана конца XIXнач. XX вв.

Предмет исследования: Формы художественной жизни Павлодарского Прииртышья в условиях трансформации историко-культурной ситуации в Казахстане и России во второй пол. XIX — и первой трети XX столетия.

Цель исследования: определить основные этапы формирования художественной жизни Павлодарского Прииртышья, показать процесс развития форм художественной жизни в регионе, выявить особенности, рассмотреть их в контексте интеграции культур казахского и русского народа.

Задачи исследования: проанализировать особенности национального мировосприятия казахского народаизучить историю развития культуры Павлодарского Прииртышья в контексте влияния культурно-просветительской деятельности членов Российского Географического общества;

• определить этапы развития художественной жизни в регионе;

• рассмотреть изменения в культурной и художественной жизни Казахстана в связи с образованием СССРизучить формы художественной жизни региона: типология казахских художественных ремесел, развитие музейного дела, развитие художественного образования;

• выявить круг деятелей культуры и искусства, оказавших значительное влияние на художественную жизнь региона.

Хронологические рамки: Вторая пол. XIX — первая треть XX столетия.

Территориальные рамки: Казахстан, Россия.

Методология и методика исследования обусловлены целью и задачами диссертации. В качестве главной теоретической парадигмы избран системный подход, основанный на эмпирико-логическом мировосприятии. Были применены следующие исследовательские методы: сравнительно-исторический, позволивший выявить общее и особенное в историческом развитии культурной и художественной жизни Павлодарского Прииртышья и Казахстанаисторико-типологический метод дал возможность определить место Павлодара в общеказахстанском культурно-историческом процессеперсонологический метод позволил выявить и охарактеризовать деятельность лиц, внесших наиболее весомый вклад в культуру и искусство Казахстана рассматриваемого периодана основе конкретно-исторического метода исследовались и выявились особенности развития культуры и искусства Павлодарского Прииртышьяприменялись методы стилистического анализа конкретных художественных произведений.

Источниковая база исследования разнообразна и включает письменные и изобразительные материалы из фондов историко-краеведческого музея им. Г. Н. Потанина в Павлодареиспользовались документы и публикации общественного фонда Историко Географического общества им. К. И. Сатпаевапроизведения традиционных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства казахского народа из фондов и экспозиций Павлодарского художественного музея, мемориальных и краеведческих музеев, а также произведения профессиональных русских и казахских художников, представленных в экспозициях профильных музеевпривлекались материалы периодической печати. В основу работы легли также материалы Алтайской краевой универсальной научной библиотеки имени В. Я. Шишкова: альбомы, каталоги, опубликованные документы. Широко использовались материалы фонда Национальной государственной библиотеки им. A.C. Пушкина (с 1991 года Национальная библиотека Казахстана), в том числе экспозиции декоративно-прикладного и изобразительного искусства, изучались фонды библиотеки президентского центра культуры г. Астана, научной библиотеки Алтайского государственного университета, областной библиотеки им. С. Торайгырова, а так же фонд редкой книги городской библиотеки г. Павлодара.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что впервые в казахстанской историографии на основе регионального подхода комплексно рассматриваются формы культурной и художественной жизни Павлодарского Прииртышья на материале развития различных отраслей художественной культуры — музейного дела, художественного образования, изобразительного искусстваопределен круг творческих личностей, участвующих в формировании художественной жизни Павлодарского Прииртышья, показан их вклад в развитие культуры и искусства Казахстанапоказана роль русских деятелей культуры членов Русского Географического общества в изучении культурных и художественных традиций казахского народа, в создании коллекций и организации музеевопределено значение русских художников в становлении художественного образования и изобразительного искусства Павлодарапоказаны роль и значение сохранения и развития культурного наследия Казахстана в современных условияхподчеркнута необходимость тесного культурного собружества Казахстана и Алтая, сопредельных территорий, объединенных такими признаками, как полиэтничность, наличие общих исторических событий и факторов развития.

Теоретическая значимость диссертации заключается в актуализации проблем культурной и художественной жизни Павлодара в контексте истории республики Казахстан.

Практическая значимость диссертации. Материалы исследования могут быть использованы в научной и практической деятельности искусствоведов, музейных работников, историков культуры, а также найти применение при организации выставок, подготовке монографий, учебных программ, специальных семинаров и лекционных курсов в учебных заведениях и учреждениях культуры и искусстварезультаты исследования способствуют укреплению творческого и научного сотрудничества в сфере культуры и образования сопредельных территорий Павлодарского Прииртышья и Алтая.

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественная жизнь входит в систему культуры общества, фрагмент культурной жизни, предусматривающий развитие различных видов искусства и творческой деятельности в сфере культуры.

2. Масштаб тех или иных форм художественной жизни зависит от потребностей общества, которые в свою очередь влияют на его развитие. Художественная жизнь определенного периода характеризуется совокупностью процессов создания не только художественных ценностей, но и художественных образовательных учреждений, особыми формами популяризации, использования и сохранения объектов художественного и культурного наследия.

3. В регионе Прииртышья первые проявления художестенной жизни зарождаются на основе развития краеведения, начиная с освоения этой обширной территории в XVIII векеособую роль в этом процессе сыграли экспедиции Российской Академии наукособую ценность представляют сведения о Павлодарской области в трудах П. Палласа, П. Фалька, Г. Миллера и других ученых.

4. Развитие краеведения и в его рамках художественной жизни связано с деятельностью Западно — Сибирского отдела Русского географического Общества и «Общества Изучению Казахстана», во многом способствовавших строительству музейного дела в Павлодарском Прииртышье и собиранию коллекций народного национального традиционного творчества.

5. Основными формами художественной жизни в Павлодарском Прииртышье в конце XIX — в первой трети XX века явились начальное художественное образование в форме студий, первые художественные выставки, создание произведений изобразительного искусства европейского направления, освоение творческого опыта русской художественной школы, развитие музейного дела, освоение опыта российской художественной практики, сотрудничество с деятелями культуры и искусства России.

6. Все формы художественной жизни и творчество мастеров изобразительного искусства Павлодарского Прииртышья начиная с 20-х годов XX века были подчинены национальному художественному стилю, сформировавшемуся на основе преемственности мифопоэтических фольклорных традиций казахского народа, на воспритии традиций как фундаментальной универсальной ценности.

Апробация результатов исследования. Положения диссертации нашли отражение в докладах на международных, всероссийских и межрегиональных конференциях: «Четвертые Сатпаевские чтения» (Павлодар, 2004) — «История, культура и личности Баянаула» (Караганда, 2006) — «Проблемы сохранения и изучения культурного и природного наследия Прииртышья» (Павлодар, 2008) — «Казахи России история и современность» (Омск, 2009) — «Картина мира в художественной жизни народов Алтая, Казахстана, Монголии» (Барнаул, 2008) — «Валихановские чтения — 14» (Казахстан, 2009), международная научная конференция «Независимый Казахстан: история, современность и перспективы» (Павлодар, 2011). Положения диссертации отражены в публикациях автора в различных сборниках научных трудов России и Казахстана.

Основные выводы исследования можно сформулировать следующим образом:

Художественная жизнь входит в систему культуры общества, является фрагментом культурной жизни, предусматривающим развитие различных видов искусства и творческой деятельности в сфере культуры.

Масштаб тех или иных форм художественной жизни зависит от потребностей общества, которые в свою очередь влияют на его развитие. Художественная жизнь определенного периода характеризуется совокупностью процессов создания не только художественных ценностей, но и художественных образовательных учреждений, особыми формами популяризации, использования и сохранения объектов художественного и культурного наследия.

В регионе Прииртышья первые проявления художестенной жизни зарождаются на основе развития краеведения, начиная с освоения этой обширной территории в XVIII векеособую роль в этом процессе сыграли экспедиции Российской Академии наукособую ценность представляют сведения о Павлодарской области в трудах П. Палласа, П. Фалька, Г. Миллера и других ученых.

Развитие краеведения и в его рамках художественной жизни связано с деятельностью Западно — Сибирского отдела Русского географического Общества и «Общества Изучения Казахстана», во многом способствовавших строительству музейного дела в Павлодарском Прииртышье и собиранию коллекций народного национального традиционного творчества.

Основными формами художественной жизни в Павлодарском Прииртышье в конце XIX — в первой трети XX века явились начальное художественное образование в форме студий, первые художественные выставки, создание произведений изобразительного искусства европейского направления, освоение творческого опыта русской художественной школы развитие музейного дела, освоение опыта российской художественной практики, сотрудничество с деятелями культуры и искусства России.

Все формы художественной жизни и творчество мастеров изобразительного искусства Павлодарского Прииртышья начиная с 20-х годов XX века были подчинены национальному художественному стилю, сформировавшемуся на основе преемственности мифопоэтических фольклорных традиций казахского народа, на восприятии традиций как фундаментальной универсальной ценности.

Автор диссертации не считает тему исчерпанной, ее изучение можно расширить и углублять в направлении выявления стилистических приоритетов и особенностей творческого метода художников, развитие приоритетных современных форм художественной жизни республики Казахстан. В 20−30- годах искусство Казахстана стремительно вошло и стало адаптироваться в контекст европейской художественной системы. Изобразительное искусство Казахстана стало тем способом осмысления народной культуры, который сохранил ее своеобразие не изолировано, а в контексте общемирового искусства. На всех этапах развития станковой живописи прослеживалась связь с народной традицией. Традиции русской художественной школы, воплощаясь в произведениях казахских живописцев, обогащались элементами казахского народного искусства. В этом процессе синтеза и модернизации существенное значение имело взаимодействие народной и профессиональной культур России и Казахстана.

Заключение

.

Художественная жизнь рассматривается как составляющая культурной жизни общества. Художественная жизнь определенного периода характеризуется совокупностью процессов создания не только художественных ценностей, но и художественных образовательных учреждений, особыми формами популяризации, использования и сохранения объектов культурного наследия.

На протяжении многовековой истории казахский народ создал богатейшую художественную культуру, особенность которой обусловлена синкретизмом различных сторон кочевой традиции. Особенности кочевого образа жизни определили характер, содержание и форму всех видов народного творчества. Специфика национальной культуры заключалась в синкретичности и устности, которая отразилась в многообразии фольклорных жанров. Устное поэтическое и декоративно-прикладное творчество, в котором доминировало орнаментальное изображение, были постоянными спутниками казахского народа, отражая сложные процессы его духовной жизни, понимания и осмысления окружающего мира. Глубокие традиции народного искусства во многом определили характер и пути развития различных видов профессионального искусства, в том числе станковой живописи.

Этнические истоки определяют особенности не только традиционного народного искусства, но и особенности профессионального искусства. Концепция этнической традиции строится на определении традиции как составной части этнической культуры, которя обеспечивает ее устойчивость и выполнение этноинтегрирующей и этнодифференцирующей функций, выступая механизмом сохранения, передачи этиокульурных ценностей, смыслов, символики, идентичности этнической общности.

Этническая традиция представляет собой амбивалентную структуру, в которой одновременно сосуществуют аккумуляция опыта прошлого и потенциал к рождению нового. Основные стадии ее развития: зарождение, аккумуляция (накопление, обобщение и стереотипизация), пространственно-временная трансляция и актуализация. Под влиянием социально-культурных и природных факторов этническая традиция может изменяться в процессе адаптации, ассимиляции, аккомодации.

Методология исследования этнических традиций в искусстве базируется на этноискусствоведческом подходе, сочетающем достижения отечественной искусствоведческой школы, культурно-исторической школы и этнологии. Базовым принципом изучения этнических традиций является рассмотрение художественной картины мира во взаимосвязи общего, особенного и частичного. При этом в качестве общего выступает межнациональное (оно состоит из единства этнического, межэтнического и иноэтнического), особенно — национальное (может быть и moho-, и полиэтичным), частичного — этнорегиональное.

Среди ряда научных дефиниций и словарных толкований, относящихся к этнической художественной традиции, важнейшими являются следующие: наследование художественного опыта этнической культурыисторически сложившиеся художественно — эстетические принципы отражения этнической картины мира в искусствеизобразительно — выразительные средства, стилизующие формы этнического искусства.

Основными формами художественной жизни в Казахстане в первой трети XX века явились начальное художественное образования в форме студий, первые художественные выставки, создание произведений изобразительного искусства европейского направления, развитие традиционных ремесел, развитие музейного дела, освоение опыта российской художественной практики, сотрудничество с деятелями культуры и искусства России.

В связи с образованием СССР были приняты важные документы, внесшие изменения в культурную и художественную жизнь Казахстана. Принятие нового строя содействовало заимствованию у России государственно-политического устройства, социально-общественных институтов, науки, техники, культуры, искусства. Приоритетными направлениями культурной политики СССР были ликвидация неграмотности у населения России и бывших окраин, повышение уровня образованности, реформирование системы образования, повышение уровня культуры. Мероприятия, проведенные Советским государством, оказали серьезное воздействие на развитие культуры и искусства в национальных республиках. В культуре многих республик появлялись новые художественные тенденции, которые в процессе ассимиляции приобретали самобытность и неповторимость под воздействием культуры РСФСР.

Реализация задач культурной революции сыграла важную роль в просвещении населения республики Казахстан. Мероприятия, проведенные Советским государством в сфере музейного дела, в создании творческих союзов, в сфере художественного образования, оказали значительное воздействие на развитие искусства в республике и способствовали приобщению населения к лучшим образцам мирового и русского искусства.

После Октябрьской социалистической революции 1917 г. были приняты меры по централизации управления культурой и искусством., организационно оформился Союз пролетарских культурно — просветительских организаций — «Пролеткульт» [82, С. 156] В ноябре 1917 г. был образован Отдел искусств, функцией которого была организация художественной работы и оказание помощи художникам и поэтам. В 1918 -1919 годах в России состоялось свыше 140 выставок [82, С. 157] Положительной тенденцией являлось слияние местных и переселенческих культурных сил.

К началу XX века в русской художественной школе сложились устойчивые традиции, отличающиеся многообразием: духовность и гуманизм, высокая живописная культура, художественный реализм, доминирование пейзажа как национального жанра России, высокий статус жанра исторической картины. Традиции русской художественной школы были настолько сильны, что стали почвой для развития национальных школ живописи во вновь образованных республиках Советского государства. Глубокие традиции русской школы живописи утвердились в педагогической системе художественного воспитания. Академическая школа профессионального обучения живописцев России получила развитие в системе художественного образования советских республик, также в Казахстане.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. Гроссмейстер ломаных линий / Н. Аверьянова // Звезда Прииртышья, 19.11.1998.
  2. , Н. История фотографии: от фотографе нашего города Д. П. Багаева / Н. Аверьянова // Звезда Прииртышья. 25.01.1986
  3. , А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции. /А.Г. Агаев. Махачкала: Агу, 1992. — С. 134−135.
  4. , Е.И., Максимова А. Г. Отчет Павлодарской экспедиции 1955г. // Труды ИИАЭ АН КазССР А-А, 1959. С. 54−55.
  5. Азиатская Россия. СПб.: Изд-во Переселенческого Управления Землеустройства и Земледелия, 1914. Т. 1.
  6. , С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. -М., 1989.
  7. , Н.Г. Натурфилософия тенгрианства// Н. Г. Аюпов // Евразия, № 6, 2004 С. 35.
  8. , А.З. и др. Основные проблемы духовных ценностей в философии и культуре / А. З. Баглиева. Новосибирск, 2008.
  9. А.З., Бастрова Д. Р., Воденко К. В. И др.Проблемы духовных ценностей в философии и культуре. Монография / Под общей ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2010.
  10. , Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. М.: Высшая школа, 2002.
  11. , Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей М.: Наука, 1983.
  12. , Ю.В. Современные проблемы этнографии / Ю. В. Бромлей. М., 1981.
  13. , O.A. Земельная политика царского правительства в Казахстане (1907 -1914 гг.) / O.A. Ваганов // Исторические записки.
  14. Вып. № 31. М., 1950. С. 66.
  15. , Е.А. Национально-региональный компонент в образовании/ Философия образования. Спец. вып. № 1, Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. С. 92−96
  16. , Е.А. Развитие художественной жизни Сибири в контексте влияния сибирского областничеста: автореф. канд. дисс. на соиск. степени кандид. искусствоведения. Барнаул, 2008. — 26 с.
  17. , С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917−1925): Монография. М.: Высшая школа, 1990.
  18. , О. 110 лет Багаеву / О. Григорьева // Звезда Прииртышья. -01.09.1994.
  19. , О. Батурин на фоне павлодарского пейзажа / О. Григорьева // Звезда Прииртышья. 1998. — 31 янв.
  20. , О. Дом Багаева будет сохранен / О. Григорьева //Звезда Прииртышья. 11.03.1999.
  21. , О. Дыхание времени: открытие выставки фотографий Д. ПБагаева / О. Григорьева //Звезда Прииртышья. 5.10.1996
  22. , И.Г. Художественная жизнь Омска XIX перв. чет. XX. — Омск, 2000.
  23. , Ю. Художник Калмыков / Ю. Домбровский // Простор. № 9, 1970.
  24. , Е. Щедрость разностороннего таланта /Е. Дубовая // Нива.-2000.-№ 6. С. 170−172.
  25. , В.С., Молодин В. И. «Бараба в начале I тысячелетия нашей эры». Новосибирск, 1991.
  26. , Л. Сергей Калмыков- «самый элегантный мужчиназемного шара»// Аргументы и факты Казахстана. № 12, 1997.
  27. Захаренко А. Л, Косаяков Б. К, Мерц В. К. История Павлодарского Прииртышья /Учебное пособие. 79 с.
  28. , С.А. Золотая жила. Истоки духовной культуры / С. А. Каскабасов. Астана: Елорда, 2000. — ч. 1.-С.220.
  29. , Т.М. Виды культур и их взаимодействие / Т. М. Киященко. -М.: Просвещение, 2005.
  30. , Б.Д. Введение в Культурологию: Учебное пособие по курсу «теория и история мировой и отечественной культуры.-Павлодар: ПТУ им. С. Торайгырова, 2000.
  31. , В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие / В. А. Кондрашов Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  32. , O.A. Эстетика / O.A. Кривцун. М.: Аспект Пресс, 2000.
  33. Культурология XX век. Энциклопедия в 2-х томах/ гл. ред. и сост. С. Я. Левит. СПб.: университетская книга, 1998.
  34. , В. Виктор Батурин в художественной культуре своего времени / В. Куприн // Нива. 1998. — № 1. — С.84−87.
  35. , А.Ф. Философия. Мифология. Культура. / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991.
  36. , А. Пржевальский в Зайсане: Путешествие русского ученого по ВКО / А. Лухтанов. // Рудный Алтай.- 1999.-24 апр.
  37. , A.C. Генезис художественного образования в области изобразительного искусства Урала / A.C. Максяшин. Екатеринбург, 2006.
  38. Материалы Международной научно-теоретической конференции, посвященной 1500 летию эпоса «Козы Корпеш и Баян Сулу». -Алматы, «Интерпринт», 2003.
  39. , М. Художник Калмыков / М. Меллер // Простор, 1968. № 12, с.88−91.
  40. , В.А. Сперановское городище / В. А. Могильников // Памятники железного века на территории СССР. КСИА. № 128, М., 1971.-С. 48
  41. , В.А. Угры и самодийцы Урала и Западной Сибири / В. А. Могильников // Финно -угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР. М., 1987. — С. 184.
  42. , Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел: лекция / Ю. П. Николаев. М.: МВШМ МВД России, 1993.
  43. Николай Михайлович Пржевальский: (1839- 1888 гг.) // Географы и путешественники.-М., 2000.- С.376 389.
  44. О Тарковском / Составитель и автор предисловия М. А. Тарковская. -М.: Прогресс, 1989.
  45. , М.Б. Казахи. Вып. 1. Стэнфорд, Калифорния, 1987. С. 57.
  46. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР конец XIX — начало XX века./ Б. К. Тебиев, Ф. Ф. Шамахов, Р. Ф. Усачева и др. М., 1991. — 268 с.
  47. Пропп, В. Я «Русский героический эпос» / В. Я. Пропп. JL: изд-во Лен. ун-та, 1986.
  48. , В.Я. Морфология волшебной сказки / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2005.
  49. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / авт. кол.: В. А
  50. , Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев, Н. М. Морозова, В. С Остапенко, В. Н. Пристенский. Воронеж: ВВШ МВД России, 1998.
  51. , A.B. Самодержавие и Сибирь. Административная политика вт. пол. XIX — начала XX века/ A.B. Ремнов, Омск, 1997. — 252 с.
  52. , H.H. История метов обучения рисования. М., 1981.
  53. Русская художественная культура вт. пол. XIX века: диалог с эпохой / Г. Ю. Стернин, JI.3. Коробейникова, Н. Г. Литвиненко и др. М., 1996. -334 с.
  54. , В.А. Мигранты из центрально-черноземного района в сотаве городского населения Западной Сибири (по данным переписи 1897 г.)/ / процессы урбанизации в центральной России и Сибири: сб. ст./ под ред. В. А. Скубневского. Барнаул, 2005. — С. 91
  55. , В.А. Общая и профессиональная педагогика / в.А. Сластенин. М.: ACT — Пресс, 2008.
  56. Советская культура в реконструктивный период 1928—1941 гг. М.: Наука. 1988. — С. 489−523
  57. , Э. Затон / Э. Соколкин // Звезда Приртышья. 1 янв. 1998.
  58. , Э. Судьба, яркая как пламя: К 110-летию фотографа Д. П. Багаева / Э. Соколкин // Звезда Приртышья.-17.09.1994.
  59. , Л. О доме Багаева / Л. Соколова // Павлодарская неделя. -21.06.2000.
  60. , Л. О памяти и беспамятстве: династия Багаевых / Л. Соколова // Павлодарская неделя. 21.06.2001.
  61. Р.Б., Бисенов Х. И. Соц. Путь культурного прогресса отсталых народов / Р. Б. Сулейменов, Х. И. Бисенов. изд-во Наука, Казахская ССР, А-Ата, 1967.
  62. , М.С. Павлодар это нашей истории строки / М. С. Тереник -Павлодар: «ЭКО». — 2000. — 370 с.
  63. , С. Наш Павлодар / С. Шевченко // Звезда Прииртышья-23.09.2000.
  64. , С. Неповторимые мгновения истории: О фотографе Д. П. Багаеве / С. Шевченко. Алма-ата: Искусство Казахстана.-1979.-150 с.
  65. , О. Переселенцы и аграрный вопрос в Семиреченской области / О. Шкапский // Вопросы колонизации: сборник статей. -Вып. 1.-СП6, 1907. С. 19.
  66. Энциклопедический музыкальный словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.
  67. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Спб, 1890−1907.
  68. Эстетика: учебник для вузов / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Высшая школа, 1983.
  69. Д. Школьное дело в Сибири: статистический очерк. -Томск, 1905. С. 1.
  70. Из истории культурного строительства тюменской области: сборник документов. 1918−1975 гг. Свердловск, 1980.
  71. Каталог выставки С.Калмыкова. Составитель М.Меллер. А-Ата, 1971
  72. В. На земле казахстанской: воспоминания о посещении Н. М. Пржевальским Восточного Казахстана // Рудный Алтай.- 1978.28 июня.
  73. Сергей Калмыков. Альбом. Составитель В. С. Бучинская. А-Ата. Онер. 1991.
  74. Социалистическое строительство Казахской ССР за 20 лет. / Стат. сб. Алма-Ата, 1940.
  75. Хрестоматия. Россия IX — начала XX века / сост. Т. И. Балакина. -М., 2004.
  76. ЦГАРК, ф. 1376, оп. 1, д. 16, л.л. 1−20
  77. ЦГЛ РК, ф. 64, оп. 1, д. 4736, л. 5об.- д. 4739, л. 10.
  78. ЦХАФ АК, ф. 141, оп.1, ед.хр. 31, л. 3 об.
  79. Энциклопедический справочник: Мир русской культуры. 1997.
  80. Этническая традиция в современном гуманитарном знании / сост. Л. И. Нехвядович. Барнаул: изд-во Алтю ун-та, 2010. — 96 с.
  81. ЦГА РК. Ф.769. Оп. 1. Д. 57.85. 15 съезд ВКП (б), декабрь 1927 г.: Стенографический отчет М., 1961. — Т.1. — С.53.1. Иллюстрации:
  82. Туырлыккас украшение свода юрты. Войлок, ткань, вышивка. ГМЭ2. Юрта и ее убранство
  83. Ларь. Дерево, резьба, роспись. МАЭ
  84. Кисе мужской наборный пояс, принадлежавший Кунанбаю МАЭ
  85. Кумис бас. Мутовка. Навершие. Дерево, металл, кожа. Павлодарская область ГМЭ
  86. Ер токым. Седло Дерево, кожа, тиснение, накладки, Баянульский район Павлодарский области.
  87. Кемер белдик. Пояс. Фрагмент. Кожа, металлические накладки, штамп, ГМИК имени А. Кастеева
  88. Эйел белдк. Женский пояс. Ткань, металлические накладки, насечка серебром, гранировка. ГИМ
  89. Поясные накладки и пряжки. Металл сердолик, штамп, гравировка. ЦГМК
  90. Баскур декоративная лента. Фрагмент. Шелка, аппликатция ЦГМК
  91. В. П. «Нарышкинские камни», нач. XX в.
  92. В. П. «Рубка леса. 1888». X., м. Государственная Третьяковская галерея
  93. В. П. «Цветущий луг», нач. XX в.
  94. Туырлыккас украшение свода юрты. Войлок, ткань, вышивка. ГМЭ2. Юрта и ее убранствоaessi
  95. Ларъ. Дерево, резьба, роспись. МАЭ
  96. Кисе мужской наборный пояс, принадлежавший Кунанбаю. МАЭ
  97. Кумис бас. Мутовка. Навершие. Дерево, металл, кожа. Павлодарская область ГМЭ
  98. Ер токым. Седло Дерево, кожа, тиснение, накладки, Баянульский район Павлодарский области.
  99. Кемер белдик. Пояс. Фрагмент. Кожа, металлические накладки, штамп, ГМИК имени А. Кастеева
  100. Эйел белдк. Женский пояс. Ткань, металлические накладки, насечка серебром, гранировка.1. ГИМ
  101. Поясные накладки и пряжки. Металл сердолик, штамп, гравировка. ЦГМК
  102. Баскур декоративная лента. Фрагмент. Шелк, аппликатция. ЦГМК
  103. В. П. «Нарышкинские камни», нач. XX в.
  104. В. П. «Рубка леса. 1888». X., м. Государственная Третьяковская галерея1. Sgfe ~rtW
  105. В. П. «Цветущий луг», нач. XX в
Заполнить форму текущей работой