Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое положение органов внутренних дел как участников финансово-правовых отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Постепенно, по мере накопления правоприменительной практики, стало ясным, что существенные сдвиги в экономической сфере, обусловленные прежде всего появлением в производственном секторе доминирующего числа субъектов частного права, должны были привести к существенным изменениям в системе государственного управления им, а также в целом к изменению системы воззрений на роль государства в управлении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы участия органов внутренних дел в финансово — правовых отношениях
    • 1. 1. Финансовая система Российской Федерации: становление и современная структура
    • 1. 2. Бюджет как центральное звено финансовой системы. Бюджетное устройство Российской Федерации
    • 1. 3. Особенности правового положения органов внутренних дел как участников финансово-правовых отношений
  • Глава II. Органы внутренних дел как участники бюджетных правоотношений
    • 2. 1. Участие органов внутренних дел в стадии исполнения бюджета
    • 2. 2. Правовая природа участия органов внутренних дел в формировании доходной части бюджета
    • 2. 3. Проблемы финансово-правового статуса вневедомственной охраны при органах внутренних дел

Правовое положение органов внутренних дел как участников финансово-правовых отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход нашей страны к построению государства, основанного на принципах демократии и экономической свободы, повлек за собой изменения во всех без исключения сферах государственной и общественной жизни. Одной из первых сфер, в которой появились законодательные новеллы, стала финансовая. Изменилась налоговая система, определенным трансформациям подверглась бюджетная система, правовое регулирование в них стало осуществляться на основе кодифицированных актов. С введением в действие Гражданского кодекса Российской Федерации началась масштабная перестройка организационно-правовой формы многих субъектов экономических отношений, в том числе и находящихся в системе органов внутренних дел.

Постепенно, по мере накопления правоприменительной практики, стало ясным, что существенные сдвиги в экономической сфере, обусловленные прежде всего появлением в производственном секторе доминирующего числа субъектов частного права, должны были привести к существенным изменениям в системе государственного управления им, а также в целом к изменению системы воззрений на роль государства в управлении экономикой страны. Все это стало стимулом к подготовке и проведению административной реформы, имеющей целью сделать государственное и муниципальное управление адекватными потребностям демократии и рыночной экономики. Естественно, реформа не может не затронуть систему органов внутренних дел, что повлечет за собой в том числе изменения в финансово-правовом статусе многих субъектов, являющихся ее элементами, так как несмотря на почти пятнадцатилетний срок реальных перестроечных процессов данная система в целом выглядит точно также как и в социалистический период.

Немаловажным аспектом, влияющим на положение органов внутренних дел в системе финансовых отношений, стала модификация вертикали бюджетных отношений, являющаяся логическим продолжением определенного на конституционном уровне разграничения полномочий между разными уровнями публичной власти.

В настоящее время существенное влияние на участие органов внутренних дел в финансовых и гражданско-правовых отношениях оказывает также то, что в результате невозможности со стороны государства обеспечить полноценное финансирование их деятельности (равно как и многих иных государственных структур), органам внутренних дел предоставлено право изыскания дополнительных источников финансового и другого ресурсного обеспечения. При этом, однако, постоянно возрастает уровень финансового контроля со стороны уполномоченных государственных органов, что порождает различные коллизии в правоприменительной практике, являющиеся следствием недоработок как в доктринальном понимании ряда проблем, так и в нормативном регулировании соответствующих отношений. К числу таких факторов, в частности, можно отнести очевидную несопряженность между собой ряда категорий гражданского и налогового права как подотрасли финансового права.

Все указанные выше факторы, по мнению автора, обусловили актуальность рассмотрения основ участия органов внутренних дел в финансово-правовых отношениях в современный период, восполнения пробельности, а также устранения противоречий в доктринальном осмыслении и правовом регулировании данных отношений.

Степень разработанности проблемы. Изучением общих проблем финансового права, финансовой и бюджетной систем в России в разные периоды времени занимался целый ряд ученых. Основными представителями науки финансового права дореволюционного периода были такие ученые как В. А. Лебедев, И. Х. Озеров, М. Ф. Орлов, Н. И. Тургенев, И. И. Янжул.

Существенный вклад в разработку отдельных вопросов финансового права советского периода, послуживший основой настоящего исследования, внесли следующие авторы: В. В. Бесчеревных, JI.K. Воронова, И. С. Гуревич, М. И. Пискотин, Е. А. Ровинский, P.O. Халфина, H.H. Химичева, С.Д. Цып-кин.

Проблемы финансового права на современном этапе рассматриваются в работах таких авторов как: Е. М. Ашмарина, К. С. Вельский, И.И. Веремеен-ко, О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева, В. П. Грузинов, М. Ф. Ивлиева, М.В. Кара-сева, А. Н. Козырин, Е. В. Красникова, Н. Г. Крылова, И. И. Кучеров, С.Г. Пе-пеляев, В. Е. Савченко, Г. П. Толстопятенко, Н. И. Химичева, A.A. Ялбулганов, Л. И. Якобсон и ряд других.

Среди ученых, изучающих проблемы финансирования и финансовой деятельности органов внутренних дел, необходимо отметить таких ученых как Ю. И. Аболенцева, В. П. Волошина, В. Ф. Гапоненко, В. В. Казакова, А. П. Козлову, A.A. Крылова, Р. Н. Марченко, А. К. Микеева, В. В. Мотина, А. Х. Миндагулова, А. П. Опальского, С. М. Петрова, Е. М. Полякову, A.M. Сокола, В. Л. Соколова, Э. Д. Соколову, Е. В. Титова, Е. Ф. Яськова, В. Н. Фалину.

Вместе с тем, в работах приведенных выше авторов в силу объективных причин, прежде всего того факта, что исследования ими проводились в разные годы, не достаточно четко просматривается целостный взгляд на совокупность проблем, влияющих на финансово-правовой статус органов внутренних дел в условиях трансформации государственной системы Российской Федерации, усиления степени участия в публичном управлении муниципальных образований и проводимой административной реформы.

Все указанное в совокупности приводит к необходимости рассмотрения правового положения органов внутренних дел как участников финансово-правовых отношений на современном этапе в рамках отдельного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе участия органов внутренних дел в финансово-правовых отношениях.

Предмет исследования — нормы финансового, административного и гражданского права и доктринальные положения соответствующих отраслевых наук, в совокупности определяющие правовое положение органов внутренних дел как участников финансово-правовых отношений.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является изучение теоретических основ, определяющих правовое положение органов внутренних дел как участников финансово-правовых отношений в современных условиях, создание и совершенствование теоретических юридических конструкций, позволяющих его объективировать и определить необходимые направления финансово-правового регулирования деятельности органов внутренних дел с учетом особенностей их структуры и деятельности.

В рамках достижения указанной цели в исследовании решались следующие задачи:

1) исследование теоретических аспектов становления и современной структуры финансовой системы Российской Федерации, оказывающих влияние на финансово-правовой статус органов внутренних дел;

2) исследование основных элементов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетного устройства Российской Федерации в целом;

3) выявление особенностей правового положения органов внутренних дел как участников финансово-правовых отношений;

4) исследование теоретических и прикладных проблем участия органов внутренних дел в стадии исполнения бюджета;

5) изучение правовой природы участия органов внутренних дел в формировании доходной части бюджета;

6) исследование проблем финансово-правового статуса подразделений вневедомственной охраны.

Методология и методы исследования. Общую методологическую основу диссертационного исследования составили диалектический метод познания, исторический, системный, целевой подходы к изучаемой проблеме. В основу конкретной методологии положены принципы единства исторического и логического в познании, а также специальные методы познания: формально-логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также методы абстрагирования, аналогии и моделирования.

В процессе работы над диссертационным исследованием автором изучено значительное количество нормативного материала, общетеоретической и специальной литературы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем одним из первых в науке финансового права проведено комплексное исследование теоретических проблем определения правового положения органов внутренних дел как участников финансово-правовых отношений в современных условиях, даны авторские определения ряда основных категорий финансового права, предложен авторский метод определения правового статуса органов государственной власти, образуемых ими организаций и учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторские определения следующих категорий: финансовая система Российской Федерации — совокупность финансовых ресурсов, а также система органов государственной власти, органов местного самоуправления и создаваемых ими специализированных организаций, осуществляющих образование, распределение и использование финансовых ресурсов" - финансовые ресурсы — выраженные в денежном эквиваленте материальные средства, которыми органы государственной власти, органы местного самоуправления и создаваемые ими организации вправе распоряжаться для обеспечения своей деятельности" - государственная обязанность — установление правопорядка и обеспечение безопасности жизнедеятельности социума в рамках государственно-организованного общества, а также обеспечение достойной жизни и свободного развития человека" - государственная поддержка — дополнительные безвозмездные государственные затраты на осуществление социально-значимых целей" - государственные услуги — деятельность органов исполнительной власти, образуемых ими организаций, по предоставлению гражданам и их организациям на установленных законодательными актами условиях благ на безвозмездной и возмездной основе для удовлетворения социально-значимых потребностей" .

2. Научное обоснование положения о том, что из принципов и системы финансирования деятельности органов внутренних дел должна быть полностью исключена зависимость уровня финансирования от результатов применения ими административных санкций, т.к. постановка денежного содержания публичной власти в зависимость от применяемых ею карательных мер хотя бы в малейшей степени представляет большую опасность во взаимоотношениях между государством и обществом.

3. Положение о том, что используемая в нормах бюджетного права категория «бюджетное учреждение» не в полной мере отвечает потребностям определения правового положения органов внутренних дел как участников финансово-правовых отношений, в связи с чем для потребностей финансового, а равно административного права необходима разработка и введение в нормативный оборот категории «юридическое лицо публичного права» и в связи с этим вынесение на защиту авторского определения данного понятия: «юридическое лицо публичного права — организацию, созданную публичными образованиями для выполнения задач и функций в публичных целях, имеющую установленный нормативным правовым актом статус юридического лица и вступающую в правоотношения в различных сферах от своего имени» .

4. Для наиболее точного определения общего правового статуса органов внутренних дел, необходимо одновременное определение их административно-правового, финансово-правового и гражданско-правового статусов. А также то, что органы внутренних дел должны приобретать гражданско-правовой статус юридического лица в порядке административного правона-деления. Такое правонаделение осуществляется вышестоящим органом государственной власти в рамках его компетенции.

5. Вывод о том, что систематическое получение организациями, в том числе и рядом структур органов внутренних дел, осуществляющими свою деятельность на возмездной основе, бюджетных средств для финансирования выполняемых ими основных задач и функций, выводит их из совокупности субъектов, самостоятельно осуществляющих деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли (предпринимательскую деятельность), ставя их в рамки иерархии, установленной бюджетным законодательством. А также вывод о том, что дополнительным критерием, позволяющим отграничить приносящую доход деятельность органов внутренних дел от предпринимательской служит оценка степени императивности определения структуры цены предоставляемых услуг (применительно к деятельности органов внутренних дел административная предопределенность структуры цены всегда высока).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что выводы и обобщения, полученные в результате анализа доктринальных положений и норм права, позволяют развивать ряд направлений в науке финансового и науке административного права.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его анализы и выводы могут быть использованы при совершенствовании нормативной правовой базы, а также в учебном процессе в системе высшего профессионального образования юридического профиля при изучении курса.

Финансовое право", при переподготовке и повышении квалификации работников органов внутренних дел.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методологией проведенного исследования, базирующейся на системном и комплексном подходах к предмету исследования. Положения и выводы диссертационного исследования опираются на анализ финансового, административного, гражданского законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих данную область общественных отношений. В работе использованы Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, и др. В диссертационном исследовании использовались положения, содержащиеся в ведомственных нормативных актах МВД России.

Автором также проводились опросы должностных лиц служб тыла ряда органов внутренних дел субъектов Российской Федерации в целях установления совокупности источников финансирования оперативно-служебной деятельности указанных органов.

Апробация результатов исследования и внедрение. Основные теоретические положения и выводы проведенного диссертационного исследования отражены в четырех публикациях. Результаты внедрены и используются в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности Воронежского института МВД России, а также практической деятельности ГУВД Московской области. Основные результаты проведенного исследования докладывались на заседании кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России, Региональной научно-практической конференции «Органы внутренних дел в современной России: проблемы и перспективы» (г. Орел, 2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы борьбы с преступностью» (г. Воронеж, 2004 г.), а также Межвузовской научно-практической конференции «Современные тенденции развития экономической науки и их отражение в учебном процессе» (г.Москва, 2004 г.).

Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из двух глав, поделенных на шесть параграфов, введения, заключения и библиографии. Общий объем работы 191 страница.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Завершая исследование затронутых в работе проблем, автор считает необходимым в обобщенном виде остановиться на ее результатах.

Рассмотрев становление и современную структуру финансовой системы Российской Федерации, автор обозначил основные этапы ее развития, выявил ряд доктринальных несоответствий в трактовке ключевых понятий и в результате пришел к следующим выводам.

1. В доктринальном понимании предмета финансового права, понятий «финансы», «финансовая система», структуры финансовой системы и ряда других основополагающих категорий науки финансового права присутствует много неясностей, доктринальной непроработанности и т. п. По мнению автора, это обусловлено тем, что многие из этих категорий трактуются в современной научной литературе примерно также, как представлялись в социалистический период, хотя социально-экономические, политические, законодательные и организационно-административные реалии существенно изменились, а юридическая наука продвинулась далеко вперед.

2. Важным резервом для современной науки финансового права является использование сравнительно-исторического методов и обращение к трудам ученых дореволюционного периода, так как в текущий период мы в определенной мере повторяем те общественные процессы, которые проходила Россия на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Рассмотрев бюджет как центральное звено бюджетной системы, автор пришел к следующим выводам.

1. Анализ бюджетного законодательства, в центре которого находится Бюджетный кодекс Российской Федерации, показывает, что в настоящее время оно является в целом систематизированным, отражает принципы федерализма, заложенные в Конституции Российской Федерации. Правовое регулирование бюджетной системы осуществляется на основе принципов, сформулированных в Бюджетном кодексе Российской Федерации и находящих отражение в регулятивных нормах законодательства.

2. В настоящее время бюджетная система в Российской Федерации построена таким образом, что бюджеты всех уровней являются в достаточной мере обособленными образованиями, имеющими законодательно закрепленные сферы образования доходов и номенклатуру расходов. В основу построения бюджетной системы положен принцип единства бюджетной системы, реализацию которого однако не следует истолковывать как концентрацию прав по распределению средств в руках федерального центра — он реализуется за счет единства правовой базы, форм бюджетной документации, а также единства порядка финансирования расходов бюджетов на всех уровнях. Взаимодействие между бюджетами осуществляется путем дотаций, субвенций и субсидий. При этом дотации и субвенции, как правило, осуществляются из бюджетов более высокого уровня, а субсидии как долевое участие в определенных расходах осуществляются из бюджетов всех уровней.

3. Финансирование органов внутренних дел, являющихся элементом системы исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, осуществляется федеральным центром и субъектами Российской Федерации кооперировано. Деятельность органов внутренних дел финансируется и за счет бюджетов муниципальных образований.

4. Финансирование деятельности органов внутренних дел осуществляется на федеральном уровне за счет выделения определенного объема ассигнований на их содержание по целевым статьям расходов, отражаемым в соответствующих бюджетных росписях. На региональном уровне финансирование органов внутренних дел, помимо вышеуказанного, осуществляется также за счет образования целевых бюджетных фондов, а также путем выделения ассигнований на конкретные цели из общих резервов бюджетов.

5. Органы внутренних дел являются не только получателями бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы, но и участвуют в формировании доходной части бюджетов как налогового, так и неналогового характера. Доходы, образуемые за счет деятельности органов внутренних дел, приоритетно поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований. Часть этих доходов затем аккумулируется в целевых бюджетных фондах.

Рассмотрев особенности статуса органов внутренних дел как субъекта финансово-правовых отношений, автор пришел к следующим выводам.

1. Финансирование органов внутренних дел в Российской Федерации в настоящее время не имеет единой нормативно закрепленной и логически вытекающий из их структуры и статуса системы.

2. Существующая система органов внутренних дел сохраняет основные черты аналогичной системы, имевшей место в социалистический период, что отрицательно сказывается на попытках определения их статуса, в том числе как субъектов финансовых правоотношений и в особенности как субъектов бюджетных отношений, так как не вписывается в конституционно закрепленную схему «федеральная государственная власть — государственная власть субъекта Российской Федерации — муниципальная власть» и соответствующее ей распределение финансовых потоков.

Дополнительные сложности в построении системы органов внутренних дел возникли с появлением управляющих структур на уровне федеральных округов.

3. Существенным образом на действующую систему финансирования органов внутренних дел и, как следствие этого, особенности их финансово-правового статуса, влияет их деление на два крупных блока — криминальную милицию и милицию общественной безопасности, однако данная схема также является устаревшей для вновь формирующейся вертикали исполнительной власти.

4. Предполагаемая в соответствии с проектом федерального закона «Об органах охраны общественного порядка в Российской Федерации» модель построения системы МВД России с точки зрения финансово-правового статуса органов внутренних дел представляется автору более логичной.

5. Предложенная в нормах БК РФ юридическая конструкция «бюджетное учреждение» не в полном объеме отвечает потребностям определения статуса органов внутренних дел как субъекта финансово-правовых отношений.

6. Для потребностей как финансового, так и административного, а также гражданского права необходима активная доктринальная разработка и введение в нормативный оборот категории «юридическое лицо публичного права», существующее в доктринах и законодательстве других стран с развитым правопорядком.

Рассмотрев проблемы бюджетного финансирования органов внутренних дел, автор пришел к следующим выводам.

1. В определении системы субъектов, принимающих участие в бюджетном процессе, прослеживается дуализм, так как категория субъектов, обладающая бюджетными полномочиями, одновременно является и получателями бюджетных средств. При этом также искажена конституционно определенная сущность органов исполнительной власти, так как они в нормах БК РФ представлены только их частью, причем в число органов исполнительной власти безосновательно включены главы местного самоуправления. Такой подход затрудняет соотнесение норм БК РФ с нормами иных федеральных законов.

Включение в число главных распорядителей средств федерального бюджета иных субъектов, помимо органов государственной власти, искажает сущность бюджетного процесса как исключительно деятельности государственной власти.

2. Предложенная БК РФ иерархическая структура, объединяющая субъектов, именуемых как «главный распорядитель бюджетных средств», «распорядитель бюджетных средств», «получатель бюджетных средств» и «бюджетное учреждение» в целом соответствует существующей структуре органов внутренних дел и имеющимся у них бюджетным полномочиям.

В случае изменения структуры органов внутренних дел (разделения ее на органы федеральной полиции и муниципальной милиции) участие первой категории в бюджетном процессе останется без изменений, участие второй категории как получателя средств федерального бюджета может претерпеть существенные изменения. Получение средств федерального бюджета в данном случае, как полагает автор, можно осуществить посредством формирования долгосрочных целевых программ.

3. Финансирование органов внутренних дел в настоящее время, равно как и иных систем исполнительной власти, осуществляется в соответствии с принципами казначейского исполнения бюджета и единства кассы, реализация которых существенным образом упорядочивает бюджетные отношения, позволяет увеличить уровень бесперебойности финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств. Переход от существовавшей в начале 90-х гг. смешанной системы исполнения федерального бюджета увеличил в данных отношениях долю административно-правовых начал, что, по мнению автора, позитивно сказалось на реализации бюджетного процесса в целом.

4. Автором обоснован вывод о том, что лицевые счета получателей бюджетных средств, правовая природа которых в юридической доктрине до сего времени не была четко определена, являются внутренней учетной формой органов Федерального казначейства, с помощью которой осуществляется управление движением денежных средств с единого счета. Одновременно лицевые счета несут в себе элементы юридической конструкции банковского счета, т.к. при отражении в них лимита бюджетных средств, которыми правомерно располагает получатель, у последнего возникает право их использования на определенные сметами цели, а у органов Федерального казначейства возникает обязанность осуществлять от имени данных субъектов платежи с единого счета Федерального казначейства, который открыт в ЦБ РФ. Выявление правовой природы лицевых счетов должно способствовать более четкому пониманию должностными лицами органов внутренних дел комплекса своих правомочий.

5. В целях обеспечения бесперебойности финансирования получателей бюджетных средств, а также упорядочения использования органами и организациями государственной собственности, БК РФ установлена совокупность правил, в соответствии с которыми все полученные данными субъектами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности средства зачисляются на единые счета федерального и иных бюджетов. Данную меру, несмотря на нестыковки в нормативном регулировании, увеличение доли административных начал в регулировании данных отношений, следует рассматривать как позитивную для реализации публичных интересов.

Рассмотрев проблемы правового статуса подразделений и учреждений органов внутренних дел, осуществляющих свою деятельность на условиях самофинансирования, автор пришел к следующим выводам.

1. В административно-правовом смысле они должны по-прежнему оставаться одной из служб милиции общественной безопасности. В связи с предполагаемым реформированием системы органов внутренних дел их деятельность будет замкнута на органы внутренних дел муниципальных образований (муниципальную милицию). Определяя административно-правовой статус подразделений вневедомственной охраны, следует сделать особый акцент на том, что они имеют предназначение предоставлять определенную разновидность государственных услуг. Отсюда следует, что они должны быть субъектами административной деятельности милиции, но не могут быть субъектами административной юстиции, а также то, что их права по применению административного принуждения должны быть существенно сужены по отношению к иным подразделениям милиции общественной безопасности.

2. Для функционального руководства и контроля за деятельностью подразделений вневедомственной охраны МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации должны иметь специализированные подразделения, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов.

3. С позиций финансового права подразделениям вневедомственной охраны следует придать статус бюджетных учреждений, так как получаемые ими средства должны зачисляться в соответствующие бюджеты и оттуда направляться обратно в том объеме, в котором это предусмотрено нормативными правовыми актами на осуществление их служебной деятельности. По мнению автора, распространение на подразделения вневедомственной охраны статуса бюджетных учреждений не исключает существующей материальной основы их деятельности, т. е. осуществления деятельности за счет средств, поступающих от реализации услуг охраны, хотя, видимо, полностью в такую зависимость их ставить не следует, т.к. государственные услуги в ряде случаев должны осуществляться за счет бюджетных средств.

4. В гражданско-правовом смысле подразделениям вневедомственной охраны целесообразно придать статус учреждений, осуществляющего свои функции за счет имущества, обособленного за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества должны быть субъекты Российской Федерации, либо муниципальные образования в зависимости от того, в структуру каких органов внутренних дел данные подразделения входят.

Рассмотрев проблемы выявления правовой природы участия органов внутренних дел в формировании доходной части бюджета, автор пришел к следующим выводам.

1. Деятельность органов и учреждений внутренних дел, имеющая результатом пополнение доходной части бюджета, осуществляется либо в рамках выполнения их прямых оперативно-служебных задач, либо в результате рационального хозяйствования, имеющего целью повышение эффективности использования находящейся в их распоряжении государственной собственности и не может быть классифицирована ни в качестве предпринимательской, ни в качестве государственных услуг (за исключением деятельности подразделений вневедомственной охраны).

2. Автором в качестве доктринальных критериев отграничения предпринимательской деятельности от иной деятельности органов государственной власти и их учреждений, имеющей результатом пополнение доходной части бюджета, предлагаются дополнительной два критерия: 1) критерий отграничения по основной цели деятельности- 2) критерий выявления доли императивных начал в определении цены результатов деятельности, приносящей доход (наличие императивных начал лишает субъекта, ее осуществляющего, возможности быть полноценным участником рыночных экономических отношений в конкурентной среде и, таким образом, лишает саму деятельность признаков предпринимательской).

3. Нормативное регулирование деятельности органов и учреждений внутренних дел в части регламентации их участия в формировании доходной части бюджета требует совершенствования, т.к. во многих случаях обнаруживается недопонимание правовой природы возникающих отношений, в особенности в определении статуса подразделений органов внутренних дел и учреждений, которым предоставляются соответствующие комплексы прав.

В качестве общего итога проведенного исследования автор хотел бы отметить, что в Российской Федерации продолжаются активные трансформации в сферах государственной и общественной жизни, имеющие целью построение современного демократического государства, соответствующего по своему уровню, структуре и задачам наиболее развитым государствам. Решение данной масштабной задачи не может не затронуть один из важнейших государственных институтов — систему охраны правопорядка, одними из ключевых элементов которой являются органы внутренних дел. Проведенное исследование дало ответ лишь на небольшую часть вопросов, касающихся локальной, но важной части общеправового статуса органов внутренних делих финансово-правового статуса на сегодняшнем этапе. По мере дальнейших трансформаций данные проблемы могут возникнуть вновь, однако автор выражает надежду в том, что его теоретические и практические выводы послужат фундаментом для дальнейших исследований в данном направлении юридической науки и помогут в разрешении доктринальпых и нормативных несоответствий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 24.12.2002 № 176-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 8823.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 09.05.2004 № 37-Ф3) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
  4. О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 (в ред. от 25.07.2002 № 116-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
  5. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487−1 (в ред. от 10.01.2003 № 15-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
  6. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015−1 (в ред. от 10.12.2003 № 172-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56.
  7. Конституция РСФСР 1978 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407. (утратила силу)
  8. В.А. О правовой природе договора об охране объекта вневедомственной охраной // Деятельность органов внутренних дел по укреплению правопорядка и общественной безопасности. М., 2000.
  9. Андреев В. К Правовые проблемы распоряжения и управления федеральной собственностью // Государство и право. 1999. № 4.
  10. М.И., Ярошеико КБ. Граждане (физические лица). Юридические лица: Комментарий ГК РФ // Хозяйство и право. 1995. № 2.
  11. A.B. Государственная социалистическая собственность. М., 1948.
  12. И.И. К вопросу о финансовой ответственности в российском праве // Актуальные вопросы административного и финансового права: Сборник научных трудов. М.: МГИМО (У) МИД России, 2002.
  13. И.И. Еще раз о предмете финансового права //Финансовый механизм и его правовое регулирование. Саратов. 2003.
  14. Э.А. Дискуссионные вопросы социалистических финансов. Л. 1969.
  15. О.Н. Проблемы правового регулирования финансовой деятельности государства в условиях перехода к рынку // Хозяйство и право. 1995. № 3.
  16. О.Н. Совершенствование финансово-правовых институтов в современных условиях перестройки управления народным хозяйством. М., 1998.
  17. О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг. М., 2003.
  18. И.П. Субъекты гражданского права. СПб., 2002.
  19. Е.Ю. Правовые основы государственного финансового контроля (Монография). М., 2000.
  20. Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000.
  21. Е.Ю. Некоторые вопросы классификации государственного финансового контроля // Актуальные вопросы административного и финансового права: Сборник научных трудов. М.: МГИМО (У) МИД России, 2002.
  22. О.В. Некоторые вопросы ответственности подразделений вневедомственной охраны // Охрана-97: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж: ВВШ МВД России, 1997.
  23. Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2003. № 3.
  24. С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб., 2001.
  25. H.A. О нетрадиционных источниках финансирования // Современные проблемы финансово-экономической деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России: Труды Академии управления МВД России. М., 2000.
  26. А.Г. Национальный доход и финансы СССР. М. 1970.
  27. С.А. Финансово-хозяйственная деятельность вневедомственной охраны // Вестник МВД России. 1998. № 4.
  28. В.В. Органы внутренних дел как участники налоговых правоотношений // Вестник МВД России. 2002. № 2.
  29. М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997.
  30. А.Н. Публичные финансы: взаимодействие государства и общества. М., 2002.
  31. М.В. Правовой режим доходов бюджетного учреждения от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (бюджет-но-правовой аспект) // Сборник статей «Бюджетное право: вопросы теории и практики». С-Пб., 2002.
  32. В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Государство и право. 1999. № 11.
  33. Г. Б. Учреждение как субъект гражданского права // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1998. № 1.
  34. Е.А. Возникновение термина «Юридическое лицо» // Вестник МВД России. 1998. № 2−3.
  35. А.В. Вопросы юридической ответственности и деятельность органов внутренних дел // Материалы научной конференции. Волгоград, 1978.
  36. Э.Г. Право оперативного управления государственным имуществом. М., 1980.
  37. А.П. Стратегия реорганизации службы вневедомственной охраны // Стратегическое управление в органах внутренних дел. М., 2000.
  38. А.П. Деятельность вневедомственной охраны: направления совершенствования правовой базы // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности в России: Сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 2000.
  39. Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960.
  40. C.B. Вопросы использования органами внутренних дел средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности // Вестник МВД России. 2001. № 5−6.
  41. К.И. Собственность в гражданском праве. М., 2000.
  42. . Избранные произведения. Т. 2. M., 1957.
  43. Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000.
  44. Е.А. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления (Комментарий Гражданского кодекса Российской Федерации) // Хозяйство и право. 1995. № 7.
  45. P.O. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952.
  46. Н.И. Субъекты советского бюджетного права. Саратов, 1979.
  47. Н.И. Правовые основы бюджетного процесса в СССР. Саратов, 1966.
  48. С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. М. 1983.
  49. С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений. М., 1975.
  50. М.В. О вещных правах по Гражданскому кодексу Российской Федерации // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 2000.
  51. JI.B. Вещные права в гражданском праве России. М., 1996.
  52. Учебники, учебне пособия, лекции, диссертации, авторефераты:
  53. B.C., Серегин А. И. Договорно-правовая работа в подразделениях вневедомственной охраны при органах внутренних дел: Учеб. пособие. Воронеж: Воронежская высшая школа МВД России, 1996.
  54. A.M. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студентов вузов. М., 2001.
  55. Д.Н. Административное право России. М., 2001.
  56. Д.А. Правовое регулирование специальных (внебюджетных) средств бюджетных учреждений. Дисс. канд.юрид.наук. Одесса, 1974.
  57. В.А. Гражданское право: Общая часть: Учебник. М.: АО «Цен-трЮрИнфоР», 2002.
  58. С.Я. Правовое регулирование неналоговых доходов государственных и местных бюджетов. Дисс. канд.юрид.наук. М. 2004.
  59. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт, 1999.
  60. Е.С. Правовое регулирование арендных отношений и участие в них органов внутренних дел (финансово-правовой и гражданско-правовой аспекты). Дисс. канд. юрид. наук. М., 2003.
  61. П.М. Финансовое право. М, 1972.
  62. О.Н., Селюков А. Д., Другова Ю. В. Бюджетное право России: Учебное пособие. М., 2002.
  63. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Под ред. Т. Е. Абовой, АЛО. Кабалкина, В. П. Мозолина. М., 1996.
  64. Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М., 1996.
  65. Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 1998. T. I.
  66. Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. М., 1999.
  67. В.Ю. Юридическая личность МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и РУОП МВД России. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1997.
  68. А.Э., Жалинская-Рерюст A.A. Введение в немецкое право. М., 2001.
  69. C.B. Правовые вопросы самофинансирования предприятий в условиях полного хозяйственного расчета (финансово-правовой аспект). Автореферат Дисс. доктора юрид. наук. М., 1989.
  70. В.Я. Экономическая теория: Учебник. М., 2000.
  71. В.О. Сочинения. М., 1956. Том II. Часть 1.
  72. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. П. Козырина. М.: ЭКАР, 2002.
  73. Р.В. Финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел. Дисс. канд. экон. наук. М., 1999.
  74. С.О. Юридическая природа права хозяйственного ведения. Дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2000.
  75. A.A., Титов Е. В. Роспись расходов и финансовая смета органов внутренних дел. / Пособие. М.: Академия управления. 2001.
  76. И.И. Бюджетное право России. Курс лекций. М., 2002.
  77. В.А. Финансовое право / Под ред. А. Н. Козырина. М.: Статут (в серии «Золотые страницы российского финансового права России»), 2000.
  78. Малая советская энциклопедия. М., 1947. Т. 11.
  79. П.В. Организационно-экономические проблемы материально-технического обеспечения в системе МВД России в условиях дефицита финансирования. Дисс. канд. экон. наук. М., 2001.
  80. И.Б. Римское право. М., 1993.
  81. Общая теория права и государства / Под ред. Лазарева В. В. М., 1994.
  82. С.И. Словарь русского языка. М., 1953.
  83. ИХ. Основы финансовой науки: Вып. 1. Учение об обыкновенных доходах. М., 1909.
  84. A.A. Административно-правовое регулирование деятельности промышленных хозяйствующих субъектов в современных условиях. Дисс.. доктора юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2003.
  85. Е.М. Организационно-экономические аспекты внебюджетного финансирования органов внутренних дел. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1998.
  86. С.М. Сочинения. История России с древнейших времен. Кн. II. Т. 3. М.: Мысль, 1988.
  87. Ю.В. Система правового регулирования отношений в России в XVIII XX вв. Дисс. доктора юрид. наук. Н. Новгород, 2001.
  88. У.М. Органы внутренних дел как юридические лица. Лекция. Караганда: Карагандинская высшая школа, 1986.
  89. Советское финансовое право: Учебник / Под ред. В. В. Бесчеревных, С. Д. Цыпкина. М., 1982.
  90. Советское финансовое право: Учебник / Под ред. Е. А. Ровинского. М., 1978.
  91. A.A., Парыгина В. А. Финансовое право : Учебник. М. 2004.
  92. Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 1996.
  93. Финансовое и банковское право. Словарь-справочник. М., 1997.
  94. Финансовое обеспечение в МВД России: Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 1999.
  95. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е. Ю. Грачевой и Г. П. Тол-стопятенко. М., 2003.
  96. Финансовое право. Учебник / Под ред. Карасевой M.B. М., 2002.
  97. Финансовое право. Учебник / Под ред. Горбуновой О. Н. М., 2001.
  98. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. H.H. Химичева. 2-е изд., пе-рераб. и доп.- М.: Юристъ, 2001.
  99. Финансовое право России: Учебное пособие. Под ред. A.A. Ялбул-ганова. М.: Статут, 2001.
  100. Финансы / Под ред. Родионовой В. М. М., 1993.
  101. Хозяйственное право: Учебник. Т.2 / Под ред. B.C. Мартемьянова. М., 1994.
  102. Янэ/сул И. И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. М.: «Статут» (в серии «Золотые страницы российского финансового права»), 2002.
Заполнить форму текущей работой