Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственные корпорации как субъекты финансовых правоотношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственные корпорации как субъекты права образованы, прежде всего, для реализации публичных интересов, т. е. для выполнения общественно значимых, по существу публичных функций. Поскольку государственные корпорации осуществляют публичные функции, то можно говорить об оказании ими публичных услуг за счет публичных фондов денежных средств. Представляется, что речь идет о децентрализованных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Публичный характер деятельности государственных корпораций
    • 1. Публичный интерес как основа деятельности государственных корпораций
    • 2. Государственные корпорации как юридические лица публичного права
  • Глава 2. Правовой статус государственных корпораций: понятие и признаки
    • 1. Общие признаки государственных корпораций
    • 2. Особенности правового статуса отдельных государственных корпораций
  • Глава 3. Финансово-правовые аспекты регулирования деятельности государственных корпораций
    • 1. Правовой режим имущества государственных корпораций
    • 2. Правовое регулирование финансов государственных корпораций
    • 3. Финансовый контроль за деятельностью государственных корпораций

Государственные корпорации как субъекты финансовых правоотношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из главных направлений деятельности любого государства является формирование, распределение и использование публичных финансовых ресурсов. Важно отметить, что финансовая деятельность государства всегда осуществлялась в двух традиционных формах, а именно:

1) через централизованные государственные денежные фонды, т. е. бюджеты (федеральный, региональные) и государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования);

2) через децентрализованные государственные денежные фонды, т. е. денежные фонды государственных предприятий, учреждений и организаций.

Однако рассматриваемые организационно-правовые формы юридических лиц оказались не столь эффективными для государства как для цели его участия в гражданском обороте, так и для решения управленческих задач. Поскольку их полномочия по распоряжению имуществом сильно ограничены, подобные юридические лица не в состоянии оперативно реагировать на проблемы, возникающие при осуществлении их деятельности. В современных условиях стало возможным говорить о новых субъектах финансовой деятельностигосударственных корпорациях, формирование и функционирование которых осуществляется за счет государственных финансовых ресурсов.

Обращение к зарубежному опыту формирования и функционирования государственных корпораций позволяет сделать следующие выводы. В Великобритании, например, государственная корпорация была выбрана в качестве организационно-правовой формы для отраслей промышленности, подвергшихся национализации, и существовала с 1945 по 1980 гг. Среди самых известных государственных корпораций того времени были: Британская газовая корпорация, Национальный угольный совет, Центральный совет по выработке электричества. В Италии было создано министерство корпораций, охватывающее отрасли пищевой, автомобильной, оборонной промышленности, а также железнодорожная корпорация. В США была основана автодорожная корпорация. Функционирование названных корпораций сопровождалось рядом проблем эффективности их управления.

В России госкорпорации создаются для достижения иных целей, прежде всего для решения значимых задач экономического, социального и политического характера. В связи с этим в 2007 году были приняты федеральные законы о создании крупных государственных корпораций, каждая из которых создавалась в соответствии со специальным федеральным законом («Внешэкономбанк"1, «Олимпстрой"2, «Росатом"3, «Роснано"4, «Ростехнологии"5, «Фонд содействия реформированию ЖКХ"6). До 2007 года государство всего дважды использовало возможность создания государственных корпораций: в 1999 году была создана государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», которая в 2003 году была преобразована в государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов». Эти корпорации получили широкий набор функций, значительные объемы государственного имущества (средства федерального бюджета и Стабилизационного фондаразличные производственные и финансовые активы), обеспечивающие их деятельность на длительную перспективу.

Создание государственных корпораций основано на ряде исключений из правил, характерных для юридических лиц, поэтому каждая из государственных.

1 Федеральный закон от 17.05. 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития» // СЗ РФ. 2007, № 22. Ст. 2562.

2 Федеральный закон от 30.10.2007 № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // СЗ РФ. 2007, № 45. Ст. 5415.

3 Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 317-Ф3 «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» «// СЗ РФ. 2007, № 49. Ст. 6078.

4 Федеральный закон от 19.07.2007 № 139-Ф3 «О Российской корпорации нанотехнологий» // СЗ РФ. 2007, № 30. Ст. 3753.

5 Федеральный закон от 23.11.2007 г. № 270-ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии» «// СЗ РФ. 2007, № 48 (2 ч.). Ст. 5814.

6 Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // СЗ РФ. 2007, № 30. Ст. 3799 корпораций является уникальной по своему правовому статусу, что позволяет рассматривать их как новую организационно-правовую форму.

Таким образом, госкорпорации являются относительно новым правовым явлением для российского законодательства, что вызывает необходимость проведения правового анализа государственных корпораций как субъектов финансового права, их правового статуса, правового положения их имущества и фондов денежных средств, а также выявления пределов правового регулирования финансового контроля за их деятельностью. Это позволит определить эффективность и целесообразность существования государственных корпораций как особых субъектов финансовых правоотношений.

Степень научной разработанности темы. Данная работа представляет собой одно из немногих системных научных исследований, касающихся правового статуса государственных корпораций как субъектов финансовых правоотношений. Следует отметить, что финансово-правовые аспекты регулирования деятельности госкорпораций изучены недостаточно. Вызвано это тем, что названные субъекты права представляют собой относительно новое правовое явление для российского законодательства. Вместе с тем, исследованием правовой природы госкорпораций занимаются как цивилисты, среди которых следует выделить В. В. Долинскую, И. В. Ершову, Л. Г. Ефимову, А. А. Кузьминова, А. Я. Курбатова, В. П. Мозолина, Д. Ю. Лялина, Г. Ф. Ручкину, так и представители публичных отраслей права — П. А. Денисов, М. В. Карасева, А. А. Морозов, В. В. Стрельников, Э. В. Талапина, A.B. Турбанов, В. Е. Чиркин, Д. М. Щекин и др.

Целью настоящей работы является определение правового статуса государственных корпораций как субъектов финансовых правоотношений, характеристика их общих признаков и особенностей как юридических лиц публичного права.

Для реализации этой цели в диссертации поставлены следующие задачи: изучить понятия публичный интерес и публичные услуги и определить возможность применения этих понятий к государственным корпорациямпровести анализ • организационно-правовой формы государственных корпораций, рассмотреть государственные корпорации как юридические лица публичного праваопределить правовой статус государственных корпораций (раскрыть понятие «государственная корпорация», изучить общие признаки госкорпораций, выявить их цели, задачи и функции) — проанализировать правовой статус отдельных государственных корпораций (Агентство по страхованию вкладов, Роснано, Росатом) — выявить форму собственности на имущество госкорпораций, исследовать правовой режим их имущества и фондов денежных средствизучить варианты взаимодействия госкорпораций и бюджета;

— рассмотреть особенности налогообложения государственных корпорацийопределить возможности осуществления финансового контроля за деятельностью госкорпораций.

Объектом исследования являются финансово-правовые отношения, возникающие в процессе создания и функционирования государственных корпорации.

Предмет исследования составляют нормативно-правовые акты, определяющие правовой статус госкорпораций, правовое положение их имущества и фондов денежных средств, правовое регулирование финансового контроля за их деятельностью.

Методологическая основа исследования. При проведении диссертационного исследования использовались такие общенаучные методы познания как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и ряд частнонаучных методов: историко-правовой, системно-функциональный, формальнологический, статистический и др. Также были использованы отраслевые юридические методы: формально-юридический, комплексный, доктринальный, сравнительно-правовой.

Теоретическую основу познания составляют научные труды отечественных учёных-юристов в сфере финансового права, конституционного, административного, гражданского, международного права, а также теории государства и праванаучные и учебные издания, посвященные государственным корпорациямматериалы правоприменительной практики.

Правовой основой исследования являются нормы конституционного, финансового, административного и гражданского права, в том числе: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты Министерства финансов РФ, акты иных министерств и ведомств), а также нормативные публичные договоры.

Эмпирической основой исследования послужили материалы российской и зарубежной правоприменительной практики в сфере финансово-правового регулирования деятельности государственных корпораций.

Научная новизна работы заключается в том, что она является одним из первых в науке финансового права комплексным исследованием правового статуса государственных корпораций как субъектов финансовых правоотношений, поскольку в работе проанализированы общие признаки госкорпораций как юридических лиц публичного права и охарактеризованы особенности правового статуса отдельных госкорпораций, в деятельности которых наиболее ярко проявляется специфика данной организационно-правовой формы, исследована правовая природа имущества и фондов денежных средств госкорпораций, так как последние представляют собой децентрализованные фонды государственных денежных средств, а также особенности осуществления финансового контроля за деятельностью госкорпораций.

В результате проведенного исследования сформулированы и обоснованы следующие положения, которые выносятся на защиту:

1. Государственная корпорации представляет собой юридическое лицо публичного права, созданное для реализации общественно значимых публичных интересов в экономической сфере и обладающее властными полномочиями, что влечет сочетание в их статусе частноправовых и публично-правовых элементов. При этом следует закрепить в законодательном порядке понятие «публичный интерес», поскольку отсутствие такой дефиниции затрудняет реализацию названных интересов на практике.

2. Через государственные корпорации, которые являются специфическими субъектами финансовых правоотношений, государство осуществляет свою финансовую деятельность, поскольку они оказывают публичные услуги за счет децентрализованных публичных фондов денежных средств в целях реализации публичных интересов, определенных для каждой государственной корпорации в федеральном законе, регламентирующем ее создание. В свою очередь, в рамках государственной корпорации финансовая деятельность государства трансформируется в финансовую деятельность публичного образования.

Деятельность госкорпораций представляет собой опосредованный, косвенный механизм участия государства через данные юридические лица в осуществлении государственно-частного партнерства.

3. Имущество и денежные средства, переданные государственной корпорации ее учредителем, перестают быть объектом государственной собственности и приобретают статус публичной собственности, не предусмотренной гражданским законодательством. Госкорпорации наделены возможностями по осуществлению предпринимательской деятельности, но ограничены в правомочиях собственника по распоряжению своим имуществом, что обусловлено публичным характером их деятельности и соответствующей компетенцией. При этом государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание соответствующей государственной корпорации.

4. Финансы государственных корпораций представляют собой децентрализованные фонды публичных финансов, хотя по общему правилу средства госкорпораций находятся в собственности самих корпораций. Также своеобразием, обусловленным необходимостью реализации публичных функций и целями деятельности госкорпораций, отличаются направления расходования средств госкорпораций.

5. Финансовый контроль за деятельностью государственных корпораций можно классифицировать по нескольким основаниям.

По органам, уполномоченным проводить финансовый контроль, его можно разделить на осуществляемый: Президентом РФ, Правительством РФ, Счетной палатой, органами государственных корпораций (как органами управления, так и органами внутреннего финансового контроля) и аудиторский контроль.

В зависимости от статуса субъектов контрольной деятельности финансовый контроль может быть внешним и внутренним.

В зависимости от субъектов контроль делится на: государственный;

— негосударственный (аудиторский) контроль за государственными корпорациями, причем аудиторский контроль в данном случае будет носить обязательный характер.

По характеру контроля выделяется: общий контроль Российской Федерации как учредителя государственных корпораций.

— специальные виды контроля, осуществляемые уполномоченными органами (Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Счетной палатой, Центральным банком РФ и т. п.).

6. Целью финансового контроля за деятельностью госкорпораций является проверка законности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности госкорпораций как лиц публичного права.

В числе направлений финансового контроля за деятельностью государственных корпораций можно выделить следующие: эффективность использования бюджетных средств, выделенных госкорпорациям;

— эффективность использования имущества, закрепленного за госкорпорациями;

— достоверность ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также годовой отчетности госкорпорацийцелевое расходование резервных фондов госкорпораций;

— контроль за доходами госкорпораций и их использованием, в том числе инвестированием временно свободных денежных средств.

7. Принятие нормативного правового акта, регламентирующего общие правила деятельности государственных корпораций и их полномочия, в том числе властные, позволит осуществить единообразное регулирование правового статуса указанных субъектов и акцентировать внимание на их особенностях как юридических лицах публичного права, поскольку различие целей и функций госкорпораций, закрепленных в законодательстве, отсутствие единства условий и принципов их деятельности, а также ответственности за недостижение стоящих перед ними целей, не позволяет говорить об общей природе государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц.

Практическая значимость исследования. Апробация результатов исследования. Практическая значимость исследования определяется тем, что оно является одной их первых монографических работ, посвященных изучению государственных корпораций как субъектов финансовых правоотношений. Полученные результаты и выводы углубляют представления о правовом статусе названных субъектов, их организационно-правовой форме, правовом положении их имущества, взаимодействии с бюджетом, а также о налогообложении и финансовом контроле за их деятельностью.

Материалы диссертационного исследования могут быть направлены на развитие финансово-правового регулирования деятельности государственных корпораций и совершенствование законодательства в этой области, использоваться в научной и преподавательской деятельности по финансовому праву.

Заключение

.

В настоящей работе было проведено комплексное и всестороннее исследование правовой природы государственных корпораций как субъектов финансовых правоотношений. Важно отметить, что деятельность государственных корпораций регулируется как гражданским правом, устанавливающим их правовой статус, так и публично-правовой отрасльюфинансовым правом, которая устанавливает особенности их финансирования, правового положения имущества и денежных фондов, взаимодействия с бюджетом, налогообложения, финансового контроля за их деятельностью.

Анализ основных черт и признаков государственных корпораций позволил выявить, что они являются качественно новой организационно-правовой формой, которая на данный момент не имеет никакого закрепления в российском законодательстве, а именно юридическими лицами публичного права. Так, юридическое лицо публичного права — это публичное образование, назначение которого в обществе не предпринимательская деятельность, а решение задач общественного, социального характера. С этой точки зрения государственные корпорации подходят под категорию юридических лиц публичного права, поскольку создаются для достижения какой-либо общественно полезной цели, в том числе для выполнения управленческих функций. При этом осуществление ими своей деятельности является не столько их правом, сколько обязанностью.

Государственные корпорации представляют собой юридические лица публичного права, обладающие властными полномочиями и применительно к которым установлены особые правила нормативноправового регулирования, при этом статус государственной корпорации дуалистичен и совмещает в себе публично-правовые и частно-правовые элементы.

Государственные корпорации как субъекты права образованы, прежде всего, для реализации публичных интересов, т. е. для выполнения общественно значимых, по существу публичных функций. Поскольку государственные корпорации осуществляют публичные функции, то можно говорить об оказании ими публичных услуг за счет публичных фондов денежных средств. Представляется, что речь идет о децентрализованных публичных фондах денежных средств, поскольку имущество госкорпораций, в том числе переданное им учредителем в виде имущественного взноса, не переходит в частную собственность. Публичные расходы предназначены для удовлетворения публичных интересов и представляют собой совокупность денежных отношений по распределению и использованию денежных средств, выделяемых из публичных фондов. Так, публичные денежные фонды обладают следующими признаками:

1) с их помощью реализуются публичные интересы;

2) их формирование происходит на началах обязательности (т.е. четко указан источник их формированияорган, осуществляющий управление таким денежным фондом, наделен публично-правовым статусом);

3) они построены на началах монопольности, т. е. для решения определенной общественно-значимой задачи создается единственный денежный фонд в данной сфере общественных отношений;

4) их функционирование подчиняется принципу приоритета расходов над доходами, т.к. реализация той или иной публично-правовой функции возможна только при необходимом уровне расходов.

Финансы государственных корпораций представляют собой децентрализованные фонды публичных финансов, хотя по общему правилу средства госкорпораций находятся в собственности самих корпораций. Также своеобразием, обусловленным необходимостью реализации публичных функций и целями деятельности госкорпораций, отличаются направления расходования средств госкорпораций. Следовательно, можно сделать вывод, что государственные корпорации оказывают публичные услуги за счет децентрализованных фондов публичных финансов в целях реализации публичных интересов, определенных для каждой государственной корпорации в федеральном законе, регламентирующем ее создание.

Правовой статус государственных корпораций был определен в 1999 году путем внесения дополнительной статьи 7.1 в Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с данной нормой государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Следует отметить, что цели, функции и задачи каждой госкорпорации уникальны и индивидуальны из-за отсутствия четких законодательных формулировок, что не позволяет говорить о единой природе государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц. Однако можно выделить основные черты, присущие всем государственным корпорациям:

1. это некоммерческая организация, что означает отсутствие цели получения прибыли в качестве основной цели деятельности и как следствие отсутствие обязанности перечисления части прибыли учредителю;

2. это не имеющая членства организация, что подразумевает строго фиксированное участие в государственной корпорации, т. е. в государственную корпорацию не могут быть приняты иные лица, и соответственно никто, кроме российской Федерации, не может приобрести полномочия по управлению государственной корпорацией и контролю за ее деятельностью. Это означает, что частного капитала в государственной корпорации быть не может. В свою очередь Российская Федерация не может прекратить свое учредительство, не ликвидируя саму государственную корпорацию;

3. это организация, учрежденная Российской Федерацией, от имени которой выступают отдельные государственные органы (например, при формировании органов управления государственной корпорации);

4. создается на основе имущественного взноса Российской Федерации, где имуществом, вносимым с государственную корпорацию, может являться имущество ликвидируемых организаций, имущественные комплексы федеральных государственных унитарных предприятий, бюджетные средства, ценные бумаги, находящиеся в федеральной собственности, права требования по договорам;

5. имущество государственной корпорации является ее собственностью;

6. создается на основании специального федерального закона, в соответствии с которым осуществляет свою деятельность и который выполняет функции учредительных документов;

7. государство не отвечает по обязательствам государственной корпорации;

8. создается для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению этих целей, что означает строго целевой характер ее деятельности и использования имущества.

При этом в большинстве законов о создании этих государственных корпораций либо отсутствуют критерии оценки степени достижения их законодательно установленных целей (Роснано, Агентство по страхованию вкладов), либо такие критерии не позволяют контролировать степень достижения этих целей с достаточной степенью точности (Росатом, Внешэкономбанк). Кроме того, нормативные акты не предусматривают процедур долгосрочного планирования (за исключением Росатома) и мер ответственности за недостижение целей, предусмотренных законодателем. В большинстве случаев отсутствуют необходимые для оценки деятельности госкорпораций критерии и процедуры, что затрудняет управление данными юридическими лицами.

Таким образом, создание государственных корпораций породило множество дискуссий об их правовом статусе, целесообразности их существования, их форме собственности и организационно-правовой форме, а также обусловило целый ряд значимых проблем, касающихся контроля за их деятельностью. Нечеткость понятия «общественно-полезные функции» может привести к возможности расширительных трактовок при обосновании необходимости использования данной формы, а минимальное вмешательство государства в деятельность госкорпораций и отсутствие единых принципов управления имуществом государственных корпораций порождает проблемы, связанные с осуществлением контроля за распоряжением переданным им имуществом, а также за выполнением возложенных на них функций и задач.

Итак, основным источником формирования имущества государственных корпораций является имущественный взнос Российской Федерации. К имуществу, вносимому в государственную корпорацию в качестве имущественного взноса Российской Федерацией, можно отнести:

1. бюджетные средства, которые она получает в разовом порядке, а иногда на основе финансирования (например, «Олимпстрой» формируется за счет взноса РФ из федерального бюджета и бюджетных ассигнований);

2. имущественные комплексы государственных унитарных предприятий (например, такая передача предусмотрена для государственной корпорации «Росатом»);

3. ценные бумаги, находящиеся в федеральной собственности (акции открытых акционерных обществ, доходы по которым будут принадлежать корпорации);

4. имущество ликвидируемых организаций (например, имущество ликвидируемого Федерального агентства по атомной энергии переходит в собственность госкорпорации «Росатом»);

5. право требования по договорам (т.к. после внесения имущественного взноса Российская Федерация утрачивает на это имущество право собственности, которое переходит к государственной корпорации. Таким образом, Российская Федерация как учредитель государственной корпорации не имеет прав требования на ее имущество).

Следовательно, имущество и денежные средства, переданные государственной корпорации ее учредителем, перестают быть объектом государственной собственности и приобретают статус публичной собственности, не предусмотренной гражданским законодательством. При этом государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Госкорпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям, однако, ей предоставляются полномочия по передаче имущества и денежных средств другим юридическим лицам в качестве учредителя, а контроль за крупными сделками законодательно не предусмотрен. Однако, учитывая расплывчатые формулировки целей деятельности у государственных корпораций, ограничения по осуществлению предпринимательской деятельности часто носят достаточно формальный характер.

Госкорпорации наделены возможностями по осуществлению предпринимательской деятельности, но ограничены в правомочиях собственника по распоряжению своим имуществом, что обусловлено публичным характером их деятельности и смешанной частно-публичной компетенцией.

Из вышесказанного следует, что формирование государственной корпорации и ее функционирование осуществляется за счет государственных и дополнительно привлеченных на их основе финансовых ресурсов, из чего следует, что финансовую деятельность госкорпорации можно рассматривать как одно из направлений финансовой деятельности государства. Таким образом, через государственные корпорации, которые являются специфическими субъектами финансовых правоотношений, государство осуществляет свою финансовую деятельность, поскольку они оказывают публичные услуги за счет децентрализованных публичных фондов денежных средств в целях реализации публичных интересов, определенных для каждой государственной корпорации в федеральном законе, регламентирующем ее создание. В свою очередь, в рамках государственной корпорации финансовая деятельность государства трансформируется в финансовую деятельность публичного образования. Также можно сказать, что государство опосредованно осуществляет через институт госкорпораций государственно — частное партнерство.

Одним из главных моментов осуществления деятельности госкорпораций, вызывающим многочисленные нарекания, является недостаточное правовое регулирование финансового контроля за их деятельностью и, как следствие, сложность и недостаточная урегулированность процедуры привлечения госкорпораций к ответственности за нецелевое использование выделенных им средств или имущества. Такая ситуация вызвана прежде всего нечеткостью и расплывчатостью формулирования целей деятельности каждой госкорпорации в соответствующих нормативных актах. Кроме того, у госкорпорации нет обязанности по опубликованию постоянных отчетов о своей финансовой деятельности, кроме ежегодного отчета об использовании имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание госкорпорации. Однако, даже в системе отчетности госкорпораций не наблюдается единства, но, следует признать, что все особенности вытекают из нюансов деятельности самих корпораций.

Государственные корпорации подлежат финансовому контролю в случаях, установленных законами, и, прежде всего законами, регламентирующими создание той или иной государственной корпорации, например, при проведении внешнего финансового контроля, выражающегося в виде аудита, внутреннего финансового контроля силами собственных контрольно-ревизионных подразделений и контроля за финансированием инвестиционных проектов.

Финансовый контроль за деятельностью государственных корпораций можно классифицировать по нескольким основаниям.

По органам, уполномоченным проводить финансовый контроль, его можно разделить на осуществляемый: Президентом РФ, Правительством РФ, Счетной палатой, органами государственных корпораций (как органами управления, так и органами внутреннего финансового контроля) и аудиторский контроль.

В зависимости от статуса субъектов контрольной деятельности финансовый контроль может быть внешним и внутренним.

В зависимости от субъектов:

— государственный;

— негосударственный (аудиторский) контроль за государственными корпорациями, причем аудиторский контроль в данном случае будет носить обязательный характер.

По характеру контроля выделяют: общий контроль Российской Федерации как учредителя государственных корпораций;

— специальные виды контроля, осуществляемые уполномоченными органами (Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Счетной палатой, Центральным банком РФ и т. п.).

При этом следует отметить, что при осуществлении контроля за деятельностью государственных корпораций преобладают мероприятия обязательного финансового контроля.

Основным методом финансового контроля является проверка. Объектом финансового контроля являются средства и имущество госкорпораций. Целью финансового контроля за деятельностью госкорпораций является проверка законности и эффективности финансовохозяйственной деятельности госкорпораций как лиц публичного права.

В числе направлений финансового контроля за деятельностью государственных корпораций можно выделить следующие: эффективность использования бюджетных средств, выделенных госкорпорациям;

— эффективность использования имущества, закрепленного за госкорпорациями;

— достоверность ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также годовой отчетности госкорпораций;

— целевое расходование резервных фондов госкорпораций;

— контроль за доходами госкорпораций и их использованием, в том числе инвестированием временно свободных денежных средств.

В каждой госкорпорации сформировано подразделение внутреннего финансового контроля, внешний финансовый контроль осуществляется в порядке проведения обязательного аудита, а также со стороны учредителя.

Учитывая изложенные в настоящей работе и заключении выводы, для наибольшей эффективности законодательных актов в области финансовоправового регулирования деятельности государственных корпораций предлагается предусмотреть в них следующие положения:

1. Следует закрепить в законодательном порядке понятие «публичный интерес», поскольку отсутствие такой дефиниции затрудняет реализацию таких интересов на практике.

2. Признать государственные корпорации юридическими лицами публичного права и закрепить данную организационно-правовую форму в соответствующих нормативно-правовых актах.

3. Необходимо принятие нормативного правового акта, регламентирующего общие правила деятельности государственных корпораций и их полномочия, в том числе властные, что позволит осуществить единообразное регулирование правового статуса указанных субъектов и акцентировать внимание на их особенностях как юридических лиц публичного права, поскольку различие целей и функций госкорпораций, закрепленных в законодательстве, отсутствие единства условий и принципов их деятельности, а также ответственности за недостижение стоящих перед ними целей, не позволяет говорить об общей природе государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц.

4. Необходимо унифицировать подход к осуществлению финансового контроля за деятельностью госкорпораций.

5. Для контроля учредителя за финансово-хозяйственной деятельностью госкорпораций следует наделить Счетную палату РФ правом осуществлять проверки всех государственных корпораций, а также четко закрепить ответственность за финансово-хозяйственные нарушения со стороны госкорпораций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СЗ РФ. 2009, № 4. Ст. 445
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1998, № 31. Ст. 3823
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // СЗ РФ. 2000, № 32. Ст. 3340
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994, № 32. Ст. 3301
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях// СЗ РФ. 2002, № 1 (ч. 1). Ст. 1
  7. Федеральный закон от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995, № 3. Ст. 167
  8. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996, № 3. Ст. 145
  9. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996, № 17. Ст. 1918
  10. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» //СЗ РФ. 1999, № 9. Ст. 1097
  11. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001, № 33 (часть I). Ст. 3418
  12. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. 2002, № 4. Ст. 251
  13. Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003, № 52 (часть I). Ст. 5029
  14. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006, № 31(1 ч.). Ст. 3434
  15. Федеральный закон от 17.05.2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития» // СЗ РФ. 2007, № 22. Ст. 2562
  16. Федеральный закон от 19.07.2007 № 139-Ф3 «О Российской корпорации нанотехнологий» // СЗ РФ. 2007, № 30. Ст. 3753
  17. Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // СЗ РФ. 2007, № 30. Ст. 3799
  18. Федеральный закон от 30.10.2007 № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // СЗ РФ. 2007, № 45. Ст. 5415
  19. Федеральный закон от 23.11.2007 г. № 270-ФЗ «О государственной корпорации „Ростехнологии“» // СЗ РФ. 2007, № 48 (2 ч.). Ст. 5814
  20. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 317-Ф3 «О государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» // СЗ РФ. 2007, № 49. Ст. 6078
  21. Федеральный закон от 27.10.2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» // СЗ РФ. 2008. № 44. Ст. 4981
  22. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» // СЗ РФ. 2010, № 31. Ст. 4180
  23. Указ Президента Российской Федерации от 27.04.2007 г.№ 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007, № 18. Ст. 2185
  24. Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2008 г. № 369 «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» // СЗ РФ. 2008, № 12. Ст. 1112
  25. Указ Президента Российской Федерации от 18.07.2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008, № 29 (ч. 1). Ст. 3482
  26. Указ Президента Российской Федерации от 05.04.20 1 0 г. № 419 «Некоторые вопросы Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» // СЗ РФ. 2010, № 15. Ст. 1776
  27. Постановление Правительства РФ от 20.09.2008 г. № 705 «Об утверждении Программы деятельности Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“ на долгосрочный период (2009 20 1 5 годы)». // СЗ РФ. 2008, № 39. Ст. 4443,
  28. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2008 г. № 888 «Об утверждении регламента Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» // СЗ РФ. 2008, № 49. Ст. 5833
  29. Распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 № 1007-р «Меморандум о финансовой политике государственной корпорации „Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)“» // СЗ РФ. 2007, № 32. Ст. 4166
  30. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. № 11.
  31. Монографии, учебники и учебные пособия
  32. С.С. Общая теория права: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2008.
  33. B.C., Винницкий Д. В. Налоговое право России. Краткий учебный курс. М., 2004
  34. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 1998.
  35. М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М., 2003. 424с.
  36. А.Б. Теория государства и права: учеб.- изд.4-е, стер. М., 2007.
  37. Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб, 2003. 397с.
  38. П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978.
  39. Гражданское право. Часть первая: учеб. / отв.ред. В. П. Мозолин, А. И. Масляев. М.: Юристъ, 2005.
  40. A.B. Налоговое право России. Красноярск, 2006. 329с.
  41. C.B. Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2006.
  42. JI.A. Финансы. М.: ЮНИТИ, 1999.
  43. М.В. Финансовое право. Общая часть. М.: Юристъ.2008.
  44. Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: учеб.пособие. М.: Статут. 2003.
  45. H.H. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования. М., 2010. 320с.
  46. А.Я. Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц // Материал подготовлен для СПС Консультант Плюс // СПС Консультант Плюс
  47. O.E. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. М.: Проспект: Велби, 2007.
  48. Д.Ю. Право собственности государственных корпораций. / под ред. Е. В. Блинковой. М.: Юрист, 2005. 220 с.
  49. JI.А. Теория государства и права: учеб. М.: Юристъ, 2003.
  50. Налоговое право России: учеб. / Отв.ред. Ю. А. Крохина. Изд. З-е, перераб. и доп. М.: НОРМА, 2008.
  51. И.В. Метод финансового права / Отв.ред. Н. И. Химичева. Изд.2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  52. C.B. Правовое регулирование участия кредитных организаций в финансовой деятельности государства (опыт современной России). Под ред. Н. И. Химичевой. Тамбов, 2009. 250с.
  53. JI.B. Услуги в гражданском праве России. М.: Волтерс Клувер, 2006.
  54. К.И. Собственность в гражданском праве. М., 2008.
  55. Соотношение частных и публичных интересов в условиях реформирования законодательства Российской Федерации: монография / под общ.ред. докт. юрид. наук, проф. О. Ю. Бакаевой. М.: Юрлитинформ, 2010. 264с.
  56. Ю.А. Публичное право. Учебник. М.: БЕК, 1995.
  57. A.B. Финансово-правовые основы российской системы страхования банковских вкладов. М.: Манускрипт, 2004.
  58. Финансовое право: учеб. / отв.ред. О. Н. Горбунова. — изд. З-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  59. Финансовое право: учеб. / отв.ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М.: Проспект. 2007.
  60. Финансовое право: учеб. / отв.ред. Н. И. Химичева. изд. 4-е, перераб. и доп. М.: НОРМА, 2008.
  61. .Б. К вопросу о частном и публичном праве // Труды по гражданскому праву. М.: Статут. 2001.
  62. В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., Норма, 2007. 352 с.
  63. Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.).М.: СПАРК, 1995.1. Статьи
  64. А. Б. Публичный статус государственных корпораций // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 2. М.: AHO «Центр публично-правовых исследований», 2007. С. 323 349
  65. И.В. К вопросу о различии юридических лиц публичного права и юридических лиц частного права (институционально-системный подход) // Конституционное и муниципальное право. 2007, № 10
  66. В.А. Статус судьи это вершина карьеры юриста // Закон. 2010. № 3. С. 63−68
  67. Е.Е., Гусева Т. А. Фонд обязательного страхования вкладов государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» как форма децентрализации публичных финансов // Социальное и пенсионное право. 2009, № 1
  68. Госкорпорации: быть или не быть // Закон. 2009. № 5. С. 17−26
  69. A.B., Моралес К. Корпорации в России и зарубежных правопорядках: понятие и сущность (государственные корпорации в современной России на примере Государственной корпорации «Росатом») // Энергетическое право. 2009, № 1
  70. A.A. Баланс частного и публичного интересов и его значение в правоприменительной деятельности // http://www.samoupravlenie.ru/16−05.htm
  71. П.А. Становление и развитие- государственных корпораций в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 4(13). С. 99−109
  72. П.А. Перспективы развития государственных корпораций в России // Административное право и процесс. 2009. № 6: С. 25−26.
  73. П.А. Организационно-правовая структура управления государственными корпорациями // Административное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 43−48.
  74. В.В. Проблемы законодательства о государственных корпорациях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009, № 4
  75. И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций // Государство и право. 2001. № 6. С.35−41
  76. JI. О правовой природе госкорпораций // Хозяйство и право. 2008. № 8 // www.asv.org.ru/agency/methodological/005.doc
  77. JI. Г. Правовое положение Агентства по страхованию вкладов // Юридическая работа в кредитной организации. 2008. № 3
  78. Е.А. Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо публичного права // Банковское право. 2008, № 6
  79. И.А., Мещерякова М. А., Нанба С. Б., Шуплецова Ю. И. Юридические лица в сфере публичного и частного права // Журнал российского права. 2009, № 6
  80. А.Н. Проблемы правового регулирования публичных" услуг в России // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник/ под общ. Ред. Е. В. Гриценко, Н. А. Шевелевой. М., 2007. С.1−7
  81. Д.В. О реформировании государственных корпораций // Законодательство и экономика. 2010. № 5. С. 15 17.
  82. A.B. Публичный интерес: понятие, виды и защита // Государство и право. 1999. № 10. С.91−99
  83. A.A. Государственные корпорации: проблемы единства организационно-правовой формы // Гражданское право. 2009, № 2
  84. A.A. Гражданская правосубъектность государственной корпорации // Юридический мир. 2009. № 8. С. 34 36
  85. A.A. Гражданско-правовая ответственность государственных корпораций // Гражданское право. 2009. № 3. С. 18−20
  86. В.В. О роли и специфике организационно-правовой формы государственной корпорации в современных экономических условиях // Журнал российского права. 2010. № 4. С. 49 68.
  87. А. Государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица // Хозяйство и право. 2008. № 4. С. 105 -124
  88. А.Я. О юридических лицах публичного права // Хозяйство и право. 2009. № 10.
  89. А.Я. Обеспечение баланса частных и публичных интересов основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. 2001. № 6. С. 88−98
  90. А .Я. Теоретические основы сочетания частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности // Черные дыры в российском законодательстве. 2001. № 1.
  91. А. Диагноз института госкорпораций // ЭЖ-юрист, 2008. № 6
  92. Латурнери М.-Э. Некоммерческие организации в российском праве // Закон. 2009. № 5. С. 141−151
  93. Д.Ю. О содержании права собственности государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов физических лиц» // Банковское право. 2007, № 5
  94. Д.Ю. Правовой режим фондов государственной корпорации // Юрист. 2005, № 4
  95. O.A. Проблемы типологии корпораций // Закон. 2009. № 5.0.173−183
  96. Ю.А. Законодательное регулирование создания государственных корпораций как некоммерческих организаций // Адвокатская практика. 2007, Специальный выпуск, Сентябрь
  97. A.B. Некоторые проблемы отечественного законодательства о государственных корпорациях // Закон. 2010. № 3. С.46−50
  98. Л.А. Предоставление публичных услуг как вид государственного управления // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник/ под общ. Ред. Е. В. Гриценко, Н. А. Шевелевой. М., 2007. С.21−37
  99. В.П. Государственная корпорация vs акционерное общество // Журнал российского права. 2010. № 6. С. 19 — 34
  100. В.П. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество // Журнал российского права. 2009, № 1. С. 20 26
  101. Нестеров А. В1 Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной, // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 11
  102. Т.Н., Старженецкий В. В. Соблюдение баланса публичного и частного интереса // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. № 4. С.110−113
  103. В.А., Лазарев В. В. Корпорации и их виды в российской правовой системе // Внешнеторговое право. 2006. № 2
  104. Проект доклада Экспертного совета при Комитете Совета Федерации РФ по промышленной политике «Государственные корпорации в современной России» от 29.03.2008 г. // URL: www.prompolit.ru/files/289 856/publiccorporation.doc
  105. Н.В. Публичные услуги: между доктринальным пониманием и практикой нормативного закрепления // Журнал российского права. 2007, № 6
  106. Г. Ф., Ручкин О. Ю. Имущественная основа деятельности государственных корпораций в Российской Федерации: правовой аспект// Юридический мир. 2008, № 6
  107. М.А. К вопросу об административно-правовом статусе государственных корпораций // Современное право? 2009. № 12. С. 45 -47
  108. A.B., Серегина T.A. Особенности правового положения государственной корпорации // Право и экономика.2008. № 2. С.4−9
  109. Ю.В., Кузык М. Г. Государственные корпорации: проблемы и новые возможности // URL: http://www.strf.m/organization.aspx?Catalogld=221&d№o=18 384
  110. Э.В. Государственные корпорации как новый субъект права// Законы России: опыт, анализ, практика", 2009, № 2
  111. Э.В. Некоммерческие организации как комплексный институт российского права // Закон. 2009. № 5. С. 129−140
  112. JI.K. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10.
  113. Ю.К. Важно обеспечить единообразие судебной практики // Закон. 2009. № 11. С.9−17
  114. К.Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве // Государство и право. 2002. № 9. С. 19−25
  115. О.Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды // Журнал российского права. 2010. № 6. С. 101 111
  116. Ю. Государственная корпорация специфика правового регулирования //Право и экономика. 2008. № 10. С. 4- 12
  117. A.M. Особенности осуществления публичных расходов на поддержание стабильности банковской системы в Российской Федерации // Банковское право. 2010, № 2. С. 2 7.
  118. H.A. Публичные услуги и их финансирование // // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник/ под общ. Ред. Е. В. Гриценко, Н. А. Шевелевой. М., 2007. С.201−219
  119. Д.М. О коммерциализации деятельности российского государства // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник/ под общ. Ред. Е. В. Гриценко, Н. А. Шевелевой. М., 2007. С.86−93
  120. Диссертации и авторефераты диссертаций
  121. Д.В. Особенности правового статуса Агентства по страхованию вкладов как элемента банковской системы Российской Федерации. Диссертация. к.ю.н. М., 2005.
  122. П.А. Административно-правовой статус государственных корпораций. Автореферат. к.ю.н. М., 2010. 26с.
  123. C.B. Теоретические основы регулирования деятельности кредитных организаций как субъектов современного финансового права. Автореферат. д.ю.н. Саратов, 2010. 47с.
  124. В.А. Частный и публичный интересы субъектов налоговых правоотношений. Автореферат.к.ю.н. М., 2002. 25с.
Заполнить форму текущей работой