Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административно-правовые средства обеспечения информационной безопасности в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращается внимание на тот факт, что информация — самостоятельный объект отношений, такой позиции придерживается и законодатель. Следовательно, должен быть предусмотрен отдельный порядок досмотра такого объекта, как информация (информационные технологии) на любых видах носителей. Важным представляется тот факт, что в данном случае производится досмотр двух объектов — носителя и информации, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. Система административно-правовых средств
    • 2. Понятие и классификация информации
    • 3. Понятие и направления обеспечения информационной безопасности
    • 4. Принципы, цели, задачи, функции системы обеспечения информационной безопасности
    • 5. Субъекты обеспечения информационной безопасности
  • Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. Разрешительный метод
    • 2. Регистрационный метод
    • 3. Административно-правовое принуждение

Административно-правовые средства обеспечения информационной безопасности в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена радикальными преобразованиями во всех сферах деятельности российского общества, связанными с существенным повышением роли информации, превратившейся в мощный, реально ощутимый ресурс, имеющий часто большую ценность, чем финансовые, трудовые и иные ресурсы. В современном обществе информация — эффективное средство воздействия на личность и государство, особенно в сфере формирования и развития трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей.

Информационная сфера стала системообразующим фактором жизни общества и активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности России. Доктрина информационной безопасности указывает на то, что национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Комплекс мер по совершенствованию обеспечения информационной безопасности, реализованный в последние годы, сводится в основном к закреплению гарантий свободы массовой информации, конституционных прав личности на свободный поиск, распространение, передачу информации любым законным способом, формированию механизмов защиты конфиденциальной информации. Вместе с тем, анализ состояния информационной безопасности России свидетельствует о том, что ее уровень не вполне соответствует потребностям личности, общества, государства.

В этой связи особенно актуальным представляется исследование административно-правовых средств обеспечения информационной безопасности, поскольку значительное число норм, регулирующих правоотношения в данной сфере, принадлежит именно к административному праву. Эта отрасль располагает всем необходимым арсеналом средств, которые позволяют наиболее полно, качественно и своевременно регулировать отношения, складывающиеся в процессе обеспечения информационной безопасности России.

Управление происходящими в обществе «информационными» процессами не должно быть саморегулируемымроль государственного управления в указанных условиях только возрастает. Этому способствует и появление новых, ранее неизвестных задач, таких как обеспечение безопасности государственных и муниципальных информационных систем, сетей связи, интенсификация развития отечественного производства технических и программных средств защиты информациив рамках развития глобальных информационных сетей новое звучание приобретают и «традиционные» задачи — обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина на личную и семейную тайну, получение общедоступной информации, охрана интеллектуальной собственности и др.

Одним из важнейших направлений повышения эффективности обеспечения информационной безопасности является дальнейшее совершенствование системы комплексных административно-правовых средств. Чрезвычайно важное значение в этой системе приобретают разрешительный, регистрационный методы, метод применения мер административно-правового принуждения. Именно эти методы позволяют реализовать контрольно-надзорные функции федеральных органов исполнительной власти. В условиях необходимости противодействия угрозам информационной безопасности указанные методы являются практически единственным средством защиты прав и свобод личности, духовных ценностей общества, конституционного строя и суверенитета государства в информационной сфере.

Однако эффективность их реализации на практике чрезвычайно низка. Это обусловлено множеством причин, к числу которых в первую очередь следует отнести пробелы нормативно-правового регулирования материальных отношений в информационной сфере. Так, по результатам анкетирования сотрудников органов внутренних дел, 100% респондентов считают основной причиной почти полного отсутствия контроля в сети Интернет неурегулированность отношений в информационной сфере. Заслуживают серьезного внимания и проблемы юридико-технического плана составов некоторых административных правонарушений в сфере информации, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Очевидно, что это не способствует эффективности правоприменительной практики.

Не менее значительной представляется задача адаптации структуры, кадров, форм и методов системы государственного управления применительно к информационному обществу. На сегодняшний день многие вопросы, касающиеся функционирования федеральных органов исполнительной власти, требуют своего решения.

Изложенное позволяет констатировать, что проблема обеспечения информационной безопасности актуальна для современной России и требует своего глубокого осмысления и научной проработки.

Указанные обстоятельства в совокупности и определяют актуальность диссертационного исследования.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом проведенного исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в области государственного управления в сфере обеспечения информационной безопасности.

В качестве предмета исследованию подвергались правовые нормы, совокупность теоретических и практических положений, сформулированных отечественными учеными, а также практическая деятельность судов и федеральных органов исполнительной власти по обеспечению информационной безопасности.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель исследования заключалась в комплексном изучении системы административно-правовых средств обеспечения информационной безопасности, выработке научно обоснованных предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства, а также рекомендаций, касающихся организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению информационной безопасности.

Для достижения этой цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:

— рассмотрение сущности категории «административно-правовые средства», проведение классификации указанных средствисследование основополагающих понятий: информация, информационный процесс, информационная сфера, информационная безопасность, объекты и угрозы информационной безопасностиразработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в части нормативного установления определений данных категорий;

— рассмотрение системы обеспечения информационной безопасности России, ее принципов, целей, задач и функций;

— анализ правового статуса субъектов обеспечения информационной безопасности;

— изучение разрешительного, регистрационного методов обеспечения информационной безопасности России;

— исследование проблем применения мер административно-правового принуждения (предупреждения, пресечения, обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, административной ответственности) — формулирование предложений по совершенствованию норм материального права, регулирующих отношения, складывающиеся в рамках информационных процессов;

— разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства по применению мер административно-правового принуждения в сфере обеспечения информационной безопасности.

Теоретическую основу диссертационного исследования в области теории ¦ права и конституционного права составили труды таких специалистов, как С. А. Комаров, B. J1. Кулапов, O.E. Кутафин, A.B. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузов, B.C. Нерсесянц, Б. Н. Топорнин, Е. В. Черных, Б. С. Эбзеев и др.

Вопросы правового регулирования информационной безопасности, информатизации и иной проблематики информационного права рассматривались в работах A.A. Антопольского, А. Б. Агапова, Ю. М. Батурина, И. Л. Бачило, А. Б. Венгерова, O.A. Гаврилова, В. А. Копылова, В. Н. Лопатина, Б. В. Наумова, Н. С. Полевого, М. М. Рассолова, O.A. Степанова, Ю. А. Тихомирова, А. Д. Урсула, A.A. Фатьянова, В. Д. Элькина, В. И. Ярочкина и др.

При рассмотрении правовых проблем государственного управления, применения административно-правового принуждения в сфере обеспечения информационной безопасности были использованы научные достижения ученых-административистов А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, H.A. Игнатюка, A.A. Кармолицкого, Ю. М. Козлова, Н. М. Конина, П. И. Кононова, А. П. Коренева, Б. М. Лазарева, А. Ф. Ноздрачева, Б. В. Российского, Ю. П. Соловья, Ю. Н. Старилова, Ю. А. Тихомирова, Т. Я. Хабриевой и др.

Однако, несмотря на бесспорную высокую теоретическую и практическую значимость указанных исследований, в них проблемы правовой сущности таких категорий как информация, информационная безопасность, объекты, угрозы информационной безопасности, информационный процесс, а также обеспечение информационной безопасности административно-правовыми средствами в необходимом объеме не рассматривались.

Исследованию подвергались лишь отдельные аспекты правового регулирования информационной безопасности, исследование зарубежного опыта организации информационной безопасности. Современными учеными-административистами не учитывается «информационный» аспект многих административных правоотношений.

Методологическую основу диссертационного исследования составили диалектический, исторический, философский, иные общенаучные методы (анализа, абстрагирования, аналогии), а также частно-научные: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод системно-структурного анализа.

Отдельные результаты и выводы подтверждены данными. анкетирования, проведенного среди сотрудников органов внутренних дел и студентов ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» (факультетов компьютерных наук, математического, физического).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в «том, что автором проведено исследование административно-правовых средств обеспечения информационной безопасности России, сформулированы рекомендации по совершенствованию правового статуса федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере обеспечения информационной безопасности, внесены предложения по изменению и дополнению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Диссертантом предложено изменить и дополнить действующее законодательство с целью урегулирования отношений, складывающихся в сетях общего пользования, в процессе деятельности средств массовой информации, формирования обязательного экземпляра документов, при чрезвычайном положении.

Научную новизну проведенного исследования определяют основные положения, выносимые на защиту:

1. В основу определения безопасности должно быть положено понятие законного интереса — это потребность субъекта в осуществлении его прав и свобод. Информационная безопасность как составляющая безопасности распространяется на информационную сферу — сферу осуществления субъектами информационных процессов. Информационная безопасность представлена как состояние защищенности законных интересов субъектов в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. При этом объекты информационной безопасности — совокупность законных интересов субъектов в информационной сфереугрозы информационной безопасности — совокупность факторов, создающих опасность законным интересам субъектов в информационной сфере.

2. К информационным процессам необходимо относить такие, которые являются юридическими фактами, то есть приводят к возникновению, изменению, прекращению правоотношений по поводу конкретных видов информации. Информационные процессы — это процессы создания, копирования, хранения, поиска, распространения, передачи, получения, модификации, уничтожения информации. Данная категория должна использоваться, во-первых, для детализации объектов и угроз информационной безопасности с учетом классификации информации по уровню доступа. Во-вторых, в диспозициях ст. 13.11 «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)», ст. 13.20 «Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в Федеральных законах («О персональных данных», «Об архивном деле») следует использовать единый термин — «информационный процесс».

3. Необходимо расширить область обязательной сертификации программ и баз данных. Критерием для отнесения программ и баз данных к объектам обязательной сертификации должна стать деятельность, в которой предполагается их использование. В ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Отсутствие контроля в этой сфере может повлечь чрезвычайно неблагоприятные последствия. Необходимо установить требование об обязательной сертификации программ и баз данных, используемых в видах деятельности, отнесенных к лицензируемым. Кроме этого, обязательная сертификация должна проводиться и в отношении баз данных, обрабатывающих конфиденциальную информацию. Осуществлять такую сертификацию может Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

4. В области оборота конфиденциальной информации в различных сферах деятельности соответствующие надзорные органы должны обладать полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по статьям 13.11 «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)», 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках установленной для них компетенции.

5. Обосновывается необходимость изменения и дополнения следующих статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом», 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации», 13.21 «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации», 13.22 «Нарушение порядка объявления выходных данных», 13.23 «Нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров».

Также главу 13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требуется дополнить статьей 13.25 «Нарушение режима конфиденциальности информации с ограниченным доступом». Статья 13.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Воспрепятствование уверенному приему радиои телепрограмм» должна быть исключена.

6. Информация — самостоятельный объект правоотношений, следовательно, должен быть предусмотрен отдельный порядок совершения процессуальных действий в отношении информации на различных видах носителей. В протоколе, фиксирующем конкретное процессуальное действие, должно быть отражено, что действие производится в отношении двух объектов — носителя и информации. В связи с этим предлагается внесение соответствующих изменений в статьи 27.1 «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении», 27.7 «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице», 27.8 «Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов», 27.10 «Изъятие вещей и документов», 27.14 «Арест товаров, транспортных средств и иных вещей» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется следующими положениями.

Во-первых, проведенное комплексное научное исследование актуальных проблем реализации административно-правовых средств обеспечения информационной безопасности России может быть использовано при совершенствовании действующего законодательства в сфере массовой информации, в сетях общего пользования, обязательного экземпляра документов, при чрезвычайном положении.

Во-вторых, при совершенствовании действующей структуры федеральных органов исполнительной власти.

В-третьих, отдельные положения могут быть использованы в практической деятельности, в том числе в правоприменительной практике федеральных органов исполнительной власти.

Сформулированные в процессе исследования предложения и рекомендации могут быть полезны в дальнейших научных изысканиях.

Также полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе, при подготовке методических материалов.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Выводы, предложения и рекомендации проведенного исследования докладывались на заседании кафедры государственного и муниципального права ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», использовались при подготовке научных публикаций. Отдельные положения проведенного исследования обсуждены на Международных научно-практических конференциях «Международные юридические чтения» (Омск, 2005; Омск, 2006; Омск, 2007) — Международной научно-практической конференции «Право и политика: история и современность» (Омск, 2005) — Общероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические проблемы применения законодательства о труде и социальном обеспечении» (Омск, 2005).

Основные результаты исследования, выводы, предложения, рекомендации изложены в восьми научных публикациях.

Структура диссертационного исследования. Поставленные цели и задачи обусловили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенном исследовании рассмотрены сущность терминов «правовые средства», «административно-правовые средства», их соотношение с механизмом правового регулирования. Сделан вывод, что административно-правовые средства представляют собой основные работающие элементы действия механизма административно-правового воздействияупрощенно такой механизм можно понимать как систему административно-правовых средств воздействия. Наиболее удобной и целесообразной представляется классификация правовых средств по степени сложности (на элементарные и комплексные).

При этом рассмотрение первичных (элементарных) правовых средств является принципиально важным, поскольку понятийный аппарат представляет собой основу любой деятельности, в том числе и по обеспечению информационной безопасностисущность комплексных административно-правовых средств обеспечения информационной безопасности может быть раскрыта при изучении разрешительного, регистрационного методов, метода применения мер административно-правового принуждения.

Изучены исходные категории, имеющие основополагающее теоретическое значение в системе понятий информационной безопасности. Сделан вывод, что информация занимает важнейшее место в системе элементов информационной безопасности, поскольку выступает одновременно и объектом, и угрозой безопасности.

Анализ различных точек зрения на определение информации показал, что верной является дефиниция, отождествляющая информацию со сведениями независимо от формы их представления.

Обращается внимание на то, что для отнесения информации к объектам правового регулирования необходимо, чтобы информация была связана с таким объектом, который именуется носитель информации. Несомненно, носитель информации должен обладать определенными признаками, на основании которых возможно включение его в правовую сферу как объекта правоотношений. К числу признаков предлагается отнести: материальность объекта-носителя, возможность совершения информационных процессов, возможность идентификации (для некоторых видов носителей).

Информация классифицируется по уровню доступа: общедоступная информация и информация, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В процессе изучения видов конфиденциальной информации сделан вывод, что под служебной тайной необходимо понимать информацию с ограниченным доступом, которая в установленном порядке становится известной органу государственной власти, местного самоуправления.

При исследовании различных определений безопасности, жизненно важных интересов, делается вывод, что в целом категория «интерес» правовой не является, а понятие безопасности должно опираться на законные интересы — это потребность субъекта в осуществлении его прав и свобод. Тогда безопасность — состояние защищенности законных интересов субъектов от внутренних и внешних угроз.

В целом определение безопасности является основополагающим. Дефиниции составляющих безопасности должны строиться в соответствии с общим определением. При этом каждая из составляющих распространяется на соответствующую сферупод информационной сферой общества предлагается понимать сферу осуществления субъектами информационных процессов.

В результате информационная безопасность представлена как состояние защищенности законных интересов субъектов в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. В этой связи объекты информационной безопасности — совокупность законных интересов субъектов в информационной сфере. Угрозы информационной безопасности представлены как совокупность факторов, создающих опасность законным интересам субъектов в информационной сфере.

Обращается внимание, что категория законных интересов субъектов, используемая в определении информационной безопасности, является чрезвычайно обширной для того, чтобы быть отнесенной к числу объектов безопасности. Без соответствующей детализации отыскать необходимые административно-правовые средства практически невозможно. В качестве критерия детализации предлагаются информационные процессы — это процессы создания, копирования, хранения, поиска, распространения, передачи, получения, модификации, уничтожения информации.

К информационным процессам отнесены такие, которые являются юридическими фактами, то есть приводят к возникновению, изменению, прекращению правоотношений по поводу конкретных видов информации.

В настоящее время проблема организации государственного управления в сфере обеспечения информационной безопасности имеет фундаментальное значение. От организации системы управления зависит эффективное выполнение государством своих функций, в том числе по обеспечению информационной безопасности.

Формирование структуры органов исполнительной власти, установление их задач, функций должно осуществляться на основании принципов, в связи с чем автором рассматриваются общеправовые, отраслевые, специальные принципы.

Не менее важным представляется исследование целей, задач, функций системы обеспечения информационной безопасности.

В результате анализа системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере обеспечения информационной безопасности, автор приходит к выводу, что необходимо внести изменения и дополнения в действующие положения, закрепляющие статус федеральных органов исполнительной власти. Предлагается изменить полномочия следующих органов: Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба по труду и занятости.

При изучении разрешительного метода отмечается, что в отношении разработки, производства криптографических средств защиты конфиденциальной информации лицензирование осуществляется только в отношении тех средств, которые подлежат установлению на объектах органов государственной власти, что существенно сужает сферу государственного контроля.

Аргументируется необходимость установления требования об обязательной сертификации программ и баз данных, используемых в видах деятельности, отнесенных к лицензируемым Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также баз данных, обрабатывающих конфиденциальную информацию. Осуществлять такую сертификацию может Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

Отмечается, что требование об обязательном указании возрастного ограничения на каждом экземпляре фильма следует распространить и на аудиовизуальные произведения, компьютерные игры, программы.

Рассматривая регистрационный метод, автор делает вывод о том, что информация, распространяемая посредством сетей общего пользования, является массовой — то есть предназначенной для неограниченного круга лиц. В этой связи предлагается комплекс мер, который, как представляется, должен способствовать повышению эффективности функционирования системы обеспечения информационной безопасности.

Автором обосновывается необходимость внесения изменений в действующее законодательство в отношении средств массовой информации, обязательного экземпляра документов, сетей общего пользования, о чрезвычайном положении, архивного дела, персональных данных. Такие изменения позволят устранить имеющиеся противоречия и пробелы в материальном праве, что, в свою очередь, будет способствовать эффективному правоприменению.

В диссертационном исследовании рассмотрены такие меры административно-правового принуждения, как предупредительные, пресекательные, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, меры ответственности.

Обращается внимание, что, поскольку в условиях чрезвычайного положения, введенного при попытке насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, допускается ограничение свободы печати и других средств массовой информации, то целесообразным представляется дополнить Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» ограничительными мерами в отношении оборота информации в сетях общего пользования.

В отношении политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению указанных обстоятельств, такую меру как приостановление деятельности, дополнить действиями, ограничивающими осуществление информационных процессов в сетях общего пользования.

Обращается внимание на тот факт, что информация — самостоятельный объект отношений, такой позиции придерживается и законодатель. Следовательно, должен быть предусмотрен отдельный порядок досмотра такого объекта, как информация (информационные технологии) на любых видах носителей. Важным представляется тот факт, что в данном случае производится досмотр двух объектов — носителя и информации, что должно быть отражено в протоколе, фиксирующем данное процессуальное действие. Формулируются предложения по изменению статей 27.1 «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении», 27.7 «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице», 27.8 «Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов» КоАП РФ.

Сегодня часто возникает необходимость проведения изъятия информации, хранящейся в электронном виде или электронных документов. При исследовании проблемы автором рассматриваются случаи, когда мы имеем дело с информационной системой, в которой электронные документы имеют идентификационный реквизит — электронную цифровую подпись, с обычными файлами, с информацией, в которой присутствуют реквизиты, позволяющие определить ее материальный носитель. Формулируются предложения об изменении названия и диспозиции ст. 27.10 «Изъятие вещей и документов», ст. 27.14 «Арест товаров, транспортных средств и иных вещей» КоАП РФ.

В отношении мер пресечения, установленных законом в отношении СМИ (к таковым относятся прекращение деятельности, приостановление выпуска СМИ) обосновывается необходимость изменения условий их применения, в связи с чем формулируются предложения по изменению статей 16, 16.1, 25 закона о СМИ.

Аргументируется предложение о том, что в специальных законах («О персональных данных», «Об архивном деле», «О коммерческой тайне» и др.) и в КоАП РФ необходимо использовать термин «информационные процессы», что будет способствовать единообразной реализации норм права, в том числе правоприменению ст. 13.11 «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)», 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом» КоАП РФ.

В отношении защиты персональных данных отмечается, что обеспечение конфиденциальности персональных данных — одна из задач системы обеспечения информационной безопасности и законодательной основой здесь должны являться КоАП РФ, Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных». Правовое регулирование отношений в сфере защиты персональных данных иными правовыми актами (Гражданским, Трудовым кодексами) влечет отсутствие единообразной реализации правовых норм и невозможность установления единого правового режима защиты персональных данных.

Автором обосновывается необходимость изменения и дополнения следующих статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом», 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации», 13.21 «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации», 13.22 «Нарушение порядка объявления выходных данных», 13.23 «Нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров».

Также главу 13 КоАП РФ требуется дополнить статьей 13.25 «Нарушение режима конфиденциальности информации с ограниченным доступом». Статья 13.18 «Воспрепятствование уверенному приему радиои телепрограмм» должна быть исключена.

В целом, как представляется, предложенные изменения и дополнения в действующее законодательство являются необходимыми и в совокупности могут способствовать формированию сбалансированного правового механизма, направленного на противодействие угрозам законным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

В заключение необходимо отметить, что проведенное диссертационное исследование может быть положено в основу дальнейших исследований, как в административном, так и в информационном праве. В этом направлении наибольший интерес представляет изучение проблем информационного надзора, документирования информации, производства по делам об административных правонарушениях в сфере информации — определение предмета доказывания, сбор доказательств, их оценка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные акты н официальные документы.
  2. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. 1976. -№ 17. — Ст. 291.
  3. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 217 А (3) от 10 декабря 1948 г. Сборник международных документов. — М., 1980.
  4. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Российская газета. 1995. — 5 апреля.
  5. О правах и основных свободах человека: Конвенция Содружества Независимых Государств // Российская газета. — 1995. — 23 июня.
  6. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 23. — Ст. 2277- 2003. — № 27 (ч. 1). — Ст. 2697- 2005. -№ 10.-Ст. 753.
  7. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства
  8. Российской Федерации. 2004. — № 27. — Ст. 2710- 2007. — № 1 (1 ч.). — Ст. 2- 2007.-№ 14.-Ст. 1741- 2008.-№ 17.-Ст. 1754-
  9. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета
  10. Ст. 763- 2006.-№ 17 (ч. 1).-Ст. 1779- № 31 (ч. 1).-Ст. 3452- 2007.-№ 28.-Ст. 3348- № 31. Ст. 4008- № 50. — Ст. 6241.
  11. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006, — № 12. — Ст. 1232- № 52 (ч. 1). — Ст. 5497- 2007. — № 7. — Ст. 839- № 30. — Ст. 3807- № 49. -Ст. 6071- 2008. — № 200. — Ст. 2255.
  12. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 3. — Ст. 141- 2004. — № 35. — Ст. 3607- 2008. — № 30 (ч. 2).-Ст. 3616.
  13. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 3. — Ст. 143- 2000. — № 46. — Ст. 4537- 2003. — № 27 (ч. 1). — Ст. 2700- 2004. -№ 35. — Ст. 3607- 2007. — № 8. — Ст. 934.
  14. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 2. — Ст. 127- 2007. — № 46. — Ст. 5554.
  15. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 2.-Ст. 172.
  16. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 22. — Ст. 2063- № 46 (ч. 1). — Ст. 4437- 2006.-№ 29.-Ст. 3123- 2007. — № 49. — Ст. 6070.
  17. Федеральный закон от 19 июня 2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 25. — Ст. 2485.
  18. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2004. № 32. — Ст. 3283- 2006. — № 6. — Ст. 636- № 52 (ч. 1). — Ст. 5497- 2007. -№ 31.-Ст. 4011.
  19. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 43. — Ст. 4169- 2006. — № 50. — Ст. 5280- 2007. — № 49. — Ст. 6079- 2008. — № 20. — Ст. 2253.
  20. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. — № 31 (ч. 1). -Ст. 3448.
  21. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2006.-№ 31 (ч. 1). Ст. 3451.
  22. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 10. — Ст. 1127- 2005. — № 39. — Ст. 3925.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 2. — Ст. 170.
  24. Распоряжение Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2000. — 28 сентября.
  25. Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 2004 г. № 910 «О мерах по совершенствованию государственного управления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 29. — Ст. 3019- 2005. — № 1 (ч. I). — Ст. 67.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2004. № 34. — Ст. 3538- 2008. — № 31. — Ст. 3705.
  27. Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. № 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 41.- Ст. 4024.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. -№ 20.- Ст. 2290- № 22. Ст. 2544- № 30 (ч. 2). — Ст. 3619.
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 226 «О государственном учете и регистрации баз, и банков данных» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 12.-Ст. 1114- 2005.-№ 10.-Ст. 845.
  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля1997 г. № 950 «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 31. — Ст. 3696.
  31. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 281 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по науке и инновациям» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004.-№ 25.-Ст. 2563.
  32. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 290 «О Федеральном архивном агентстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 25. — Ст. 2572.
  33. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 292 «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2004. № 25. — Ст. 2574- 2007. — № 7. — Ст. 899.
  34. Постановление Правительства от 30 июня 2004 г. № 319 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. -№ 27. Ст. 2782.
  35. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 320 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве связи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 27. — Ст. 2783- 2005. -№ 18. — Ст. 1682.
  36. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. -№ 28.-Ст. 2901.
  37. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 42. — Ст. 4137.
  38. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. № 175 «Об утверждении Правил осуществления радиоконтроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. — № 14. — Ст. 1255.
  39. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 406 «О Министерстве культуры Российской Федерации» //
  40. Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. — № 22. — Ст. 2583.
  41. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 418 «О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. — № 23.-Ст. 2708.
  42. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 419 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2008.-№ 23.-Ст. 2709.
  43. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий. — Утверждена Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 1996 г. // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1996. — № 6.
  44. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 1999 г. № 429 «О порядке предоставления информации» // Здравоохранение. 2000. — № 4.
  45. Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 63 «О регламенте Федеральной службы по надзору в сфере связи» // Связьинформ. — 2005. — № 7.1.I. Акты судебных органов.
  46. Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2004 году // Российская юстиция. 2005. — № 6.
  47. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2005 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. — № 10.
  48. Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за первое полугодие 2005 года // Российская юстиция. 2006. — № 1.
  49. A.A. Правовые акты управления в механизме административно-правового регулирования общественных отношений: монография. — М., 2005.
  50. Т.М., Кондратьев B.C. Правовая информатика: Учебное пособие. СПб: СПБИВЭСЭП: Знание, 2003.
  51. А.Б. Основы федерального информационного права России.-М., 1995.
  52. А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов. М.: Юристь, 1997.
  53. А.Б. Административное право: Учебник. М.: Дашков и К, 2004.
  54. Административное право: учебник / Под общ. ред. Г. В. Атаманчука. -М.: Изд-во РАГС, 2003.
  55. С.С. Теория права: 2-е изд. М., 1995.
  56. А.П., Кармолицкий A.A. Административное право России: Учебник. М.: ИКД «Зерцало-М», 2005.
  57. Г. А., Гаврилов O.A., Дери П. и др. Правовая информатика и кибернетика / Под. ред. Н. С. Полевого. М.: Юрид. лит., 1993.
  58. Ю.М. Проблемы компьютерного права. М.: Юрид. лит., 1991.
  59. Ю.М. Телекоммуникация и право: вопросы стратегии — М.: Центр «Право и СМИ», 2000.
  60. Ю.М., Жодзишский A.M. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. М.: Юрид. лит., 1991.
  61. Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004.
  62. Д.Н., Соловей Ю. П., Чемакин И. М. и др. Административное право России: Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. Д. Н. Бахрах. -М.: Издательство БЕК, 1997.
  63. Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2000.
  64. Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству: Краткий учебный курс. — М, 2004.
  65. Д.Н., Хазанов С. Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999.
  66. И.Л. Еще раз о сути административной реформы в России. История становления и современное состояние исполнительной власти в России. — М., 2003.
  67. И.Л. Информационное право: Основы практической информатики: Учебное пособие. -М.: Наука, 2001.
  68. И.Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право.-СПб, 2001.
  69. Безопасность России: XXI век: Программа международной безопасности: пер. с англ. / Под ред. A.B. Загорского. М.: Права человека, 2000.
  70. О.И. Меры непосредственного принуждения, применяемые должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации. Омск: Омская Академия МВД, 2004.
  71. О.И., Головко В. В., Парыгин Н. П. Административно-правовые основы обеспечения безопасности в Российской Федерации. — Омск: ОмЮИ, 1997.
  72. О.И., Опарин В. Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации. Омск: Омская Академия МВД, 2001.
  73. И.Я., Калинин А. П., Родионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты. М., 1999.
  74. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. СПб., 2000.
  75. E.H. Экономическая безопасность РФ. М.: Гос. Дума, 1997.
  76. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. -М., 1983.
  77. В.Г. Структура и штаты советского государственного управления. — М., 1972.
  78. Внешняя политика и безопасность современной России, 19 912 002. Хрестоматия: в 4 т. / Сост. Т. А. Шаклеина. М.: РОССПЭН, 2002.
  79. О.Н. Проблема правового регулирования отношений в области использования Государственной автоматизированной информационной системы «Выборы». М., 2002.
  80. A.B., Маношкин А. П., Солдатенков A.B. и др. Информационная безопасность государственных органов и коммерческих фирм: Справочное пособие. М.: ФИОРД-ИНФО, 2002.
  81. Е.К., Терещенко JI.K., Якушев М. В. Интернет и гласность. — М., 1999.
  82. O.A. Курс правовой информатики. М.: НОРМА, 2000.
  83. Э.П. Комментарий к Закону «Об авторском праве и смежных правах». -М., 1996.
  84. В.А. Основы информационной безопасности: Курс лекций. М., 2003.
  85. В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992.
  86. A.C. Защита информационных ресурсов государственного управления: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 2003.
  87. A.C. Преобразования сообщений в цепи управления: Учебное пособие. Омск: ОмПИ, 1982.
  88. М.И. Основы обеспечения безопасности России: Учебное пособие. -М.: Экономика, 2003.
  89. Н.Г. Прикладные методы анализа данных и знаний. -Новосибирск: Изд-во Института математики, 1999.
  90. Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств — участников СНГ.-М., 1998.
  91. Д.П. Основы безопасности информационных систем. -М.: Горячая линия — Телеком, 2000.
  92. H.A. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации. М., 2003.
  93. Информатика: Базовый курс / Под ред. C.B. Симоновича. СПб.: Питер, 2001.
  94. Информатика / Под ред. Н. В. Макаровой. — М., 2001.
  95. Информатика и кибернетика / Под ред. А. И. Берга. М., 1967.
  96. Ю.Ф., Куренков Е. В. и др. Энциклопедия промышленного шпионажа / Под общ. ред. Е. В. Куренкова. — СПб: Полигон, 2000.
  97. И.Ш. Административно-процессуальное право: Курс лекций. -М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004.
  98. Ю.М., Овсянко Д. М., Попов Л. Л. Административное право: Учебник. -М.: Юристъ, 2002.
  99. А.Ф. Стратегическое управление: теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. М.: РОССПЭН: МГИМО, 2003.
  100. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Генерального прокурора РФ, профессора Ю. И. Скуратова и Председателя Верховного Суда РФ В. М. Лебедева. М., 1996.
  101. И.Р. Информационная безопасность предприятия. СПб: БХВ-Петербург, 2003.
  102. Н.М. Административное право России: Общая и особенная части: Курс лекций. М.: Юристъ, 2004.
  103. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. 3-е изд. / Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2003.
  104. В.А. Информационное право: Вопросы теории и практики. М.: Юристъ, 2003.
  105. А.П. Административное право России: Учебник для вузов по специальности 0211 юриспруденция: в 3 ч. — М.: Щит-М, 1998.
  106. Е.А., Семенцова И. А., Смоленский М. Б. Административное право: Учебник / Под ред. Е. А. Котельниковой. Ростов н/Д, 2003.
  107. B.B. Расследование преступлений в сфере информации. -М., 1998.
  108. И.А. Проблема безопасности России в контексте глобалистики: Монография. -М.:ИФРАН, 2001.
  109. Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1981.
  110. Курс административного права Российской Федерации: в 3 ч.: Учебник. / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. М.: Дашков и К, 2003.
  111. В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. -М.: Юристъ, 1997.
  112. В.М. Организация управления и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. М., 2002.
  113. A.B., Пак Н.И., Хеннер Е. К. Информатика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Е. К. Хеннера. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2004.
  114. .В. Право и Интернет. Очерки теории и практики. М.: Книжный дом «Университет», 2002.
  115. Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ / Под ред. заместителя Председателя Верховного Суда П. П. Серкова. М.: Норма, 2006.
  116. Ю.А. Информация и власть. М.: Мысль, 2000.
  117. А.Ф. Институт органов исполнительной власти: основные идеи обновления. Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. -М., 2002.
  118. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. Том 1 / Отв. ред. проф. Н. М. Марченко. М.: Зерцало-М, 2002.
  119. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. Том 2 / Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. М.: «Зерцало-М», 2002.
  120. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. Том 3 / Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. М.: «Зерцало-М», 2002.
  121. С.И. Словарь русского языка. — М., 1978.
  122. В.А. Информатика: Учебник для вузов. — М., 1999.
  123. А.П., Смирнов М. Б. Манхэттенский проект для информационной войны. Омск, 1996.
  124. Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908.
  125. K.M. Административное право. — Ростов н/Д, 2004.
  126. А.И. Хакинг, крэкинг и фрикинг: секреты, описания атак, взлом и защита. М.: Солон-Р, 2001.
  127. В.Ф. Современная концепция безопасности. — М.: Наука, 1986.
  128. Н.С. Правовая информатика и кибернетика. М., 1993.
  129. Политико-административное управление: Учебник / Под общ. ред. B.C. Комаровского, JI.B. Сморгунова. -М.: Изд-во РАГС, 2004.
  130. Г. Г. Информация & дезинформация. Киев: Эльга: Ника-центр, 2001.
  131. Право и информатика: Сборник статей / Под ред. Е. А. Суханова. -М., 1990.
  132. В.Г., Урсул А. Д. Информатика, кибернетика, интеллект: философские очерки. Кишинев: Штиинца, 1989.
  133. И.М. Право и Интернет: теоретические проблемы. — М.: Норма, 2003.
  134. М.М. Управление, информация и право. М.: Мысль, 1983.
  135. М.М. Проблемы управления и информации в области права. — М.: Юрид. лит., 1991.
  136. М.М. Информационное право: Учебное пособие. — М.: Юристъ, 1999.
  137. М.М., Элькин В. Д., Рассолов И. М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства: Учебное пособие. -М.: Юристъ, 1996.
  138. С.П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1999.
  139. С.П. Философия информационной войны. М., 2001.
  140. .В. Административная ответственность: Курс лекций. М.: Норма, 2004.
  141. A.A. Информационная безопасность предприятия: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2004.
  142. Советский энциклопедический словарь. М., 1979.
  143. Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск: ОВШМ, 1993.
  144. Ю.П., Черников В. В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». М., 2000.
  145. Ю.Н. Курс общего административного права: в 3 т. (учебник). -М.: Норма, 2002.
  146. Е.А. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие для вузов по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления». — М.: Инфра-М, 2001.
  147. В.М. Истинность и правильность как критерий теоретической эффективности норм права: Эффективность закона / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1997.
  148. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002.
  149. Ю.А. Административное право и процесс. — М., 2001.
  150. Ю.А. Административное право и процесс. М., 2005.
  151. Ю.А. Публичное право: Учебник для вузов. М.: БЕК, 1995.
  152. Ю.А. Теория компетенции. М., 2004.
  153. А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. -М., 1990.
  154. Ю.С. и др. Методика информационной безопасности. -М.: Экзамен, 2004.
  155. A.A. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М., 2001.
  156. М.А. Законодательство о средствах массовой информации: Научно-практический комментарий. -М., 1999.
  157. Федеральный закон «Об административных процедурах». Инициативный проект с комментариями разработчиков. М., 2001.
  158. М.А. Право массовой информации в РФ. М.: Международные отношения, 2002.
  159. P.O. Право как средство социального управления. М., 1988.
  160. А.Г., Симаков A.A. Основы информационной безопасности: Учебное пособие. — Омск: Омская Академия МВД России, 2002.
  161. К.Э. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.
  162. Г. Ф. Общая теория права. М. — 1912.
  163. В.И. Информационная безопасность: Учебное пособие для студентов непрофильных вузов. — М.: Междунар. отношения, 2000.1. У. Статьи.
  164. В., Антопольский А. Принципы организации информационных ресурсов государственной системы научно-технической информации // Информационные ресурсы России. 2003. — № 1.
  165. И.А. Плюсы и минусы трансформации информационной среды для развития российского общества // Информационные ресурсы России. — 2003. № 1.
  166. В.Д., Стрельцов A.A. Проблемы формирования политики информационной безопасности России // Безопасность информационных технологий. — 1998. — № 1.
  167. А.Б. Проблемы государственного регулирования информационной деятельности // Информационные ресурсы России. 1998. — № 3.
  168. А.Б. Проблематика информационных ресурсов в ФЦП «Электронная Россия» // Информационные ресурсы России. 2003. -№ 6.
  169. Г. Т. К вопросу об информационном законодательстве России // Информационные ресурсы России. 2000. — № 2.
  170. Г. Т., Кристальный Б. В., Травкин Ю. В. Государственное регулирование развития информатизации в США II Информационные ресурсы России. 2002. — № 5.
  171. М.В., Байков В. И. Зарубежный опыт защиты научно-технической информации при проведении научно-исследовательских работ // Информационные ресурсы России. 2003. — № 1.
  172. М.В., Байков В. И. Разработка понятия «информационная безопасность» // Информационные ресурсы России. -2003.-№ 4.
  173. М.В., Савин А. Н. Опыт организации информационной безопасности в США // Информационные ресурсы России. — 2003. № 5.
  174. И. Л., Копылов В. А. Есть ли основания для создания отрасли «Информационное право»? // Информационное общество. 1998. -№ 6.
  175. И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. — 2001. — № 2.
  176. И.Л. Информационные ресурсы — фактор развития // Информационные ресурсы России. 2003. — № 5.
  177. И.Л., Антопольский A.A., Белов Г. В. и др. Концепция развития информационного законодательства в Российской Федерации // Государство и право. 2005. — № 7.
  178. И.Л., Петровский C.B. Нормативно-правовое обеспечение применения личных электронных социальных карт в субъекте РФ // Государство и право. 2005. — № 6.
  179. Н.В. Информационная безопасность развития государства // Информационные ресурсы России. 2003. — № 6.
  180. A.A. Обеспечение и сбор доказательств с помощью Интернета. Процессуальный статус доказательств, полученных с помощью Интернета // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. -2003.-№ 3.
  181. C.B. Избирательные информационные правоотношения // Право и власть. 2002. — № 2.
  182. В.Б. Система правовых принципов правоохранительной службы: Международные юридические чтения: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. Ч И. — Омск: Омский юридический институт, 2005.
  183. В.Г. Проблемы совершенствования и применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская юстиция. 2006. — № 4.
  184. JI.B. О переходе к сетевой парадигме права // Государство и право. 2005. — № 10.
  185. И.В. К вопросу о понятии конституционной безопасности федеративного государства // Государство и право. 2003. — № 12.
  186. С.А. Механизм нейтрализации прав граждан в сфере государственного управления: Административно-правовой статус гражданина / Под ред. Н. Ю. Хаманевой. М., 2001.
  187. П.В. Проблемы определения личной безопасности в системе объектов административно-правовой защиты. // Государство и право. -2004.-№ 9.
  188. В.А. Вопросы информации в Гражданском кодексе РФ: Материалы V Всероссийской конференции «Проблемы законодательства в сфере информатизации». — М., 1997.
  189. О.Ю. Новый этап в технико-юридическом регулировании: Материалы расширенного заседания секции «Публичное право» ИЗиСП при Правительстве Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. — № 2.
  190. Ефимова JI. J1. Зарубежный опыт классификации аудиовизуального контента в целях защиты детей от информации, наносящейвред их физическому и психическому здоровью и нормальному развитию // Российская юстиция. 2006. — № 5.
  191. E.H. Особенности административно-правового статуса федеральных агентств // Журнал российского права. 2006. — № 2.
  192. Е.А. Законодательные гарантии осуществления информационных прав и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности по отношению к государственным органам (на примере налоговых органов) // Право и экономика. 2003. — № 11.
  193. A.B. О разработке проектов федеральных законов о технических регламентах // Журнал российского права. — 2006. — № 1.
  194. Е.В. Административная ответственность как, средство юридической защиты конфиденциальной компьютерной информации // Омский научный вестник. 2006. — № 5 (40), август.
  195. И.А., Косицина J1.A. Применение таможенного досмотра как меры административного принуждения: Международные юридические чтения: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. Ч II. — Омск: Омский юридический институт, 2005.
  196. И.А. Административное приостановление деятельности в системе мер административного принуждения // Омский научный вестник. 2006. — № 5 (40), август.
  197. В.А. О структуре и составе информационного законодательства// Государство и право. 1996. — № 6.
  198. В.А. Информационное законодательство правовая база информационного общества // Информационные ресурсы России. -1997. -№ 1.
  199. В.А. О модели гражданского оборота информации // Журнал российского права. 1999. — № 9.
  200. В.А. Правовой режим документированной информации и информационных ресурсов в Федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации» // Информационные ресурсы России. -2002. -№ 3.
  201. .В., Травкин Ю. В. Проблема персональных данных и их правовой защиты // Информационные ресурсы России. 2003. -№ 2.
  202. В.И., Попов A.A. Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию // Журнал российского права. -2002. № 8.
  203. A.B. Правовая природа мер административно-правового пресечения: Международные юридические чтения: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. Ч И. — Омск: Омский юридический институт, 2005.
  204. H.H. Влияние Интернета на взаимоотношения государства и общества // Государство и право. 2004. — № 10.
  205. Н., Дацюк О. Проблемы обеспечения подлинности электронной цифровой подписи // Российская юстиция. 2006. — № 4.
  206. А.Н., Соловьев A.A. Информационное противоборство: Материалы межрегионального информационного конгресса (9−12 окт.). < ^
  207. Омск: Комитет по безопасности администрации Омской области, Академия военных наук, Сиб. отд., 2001 г.
  208. Т.М. Виктимологическая профилактика компьютерныхtпреступлений // Российская юстиция. 2006. — № 4.
  209. В.Н. Информационно-правовой статус гражданина в административных правоотношениях: Административно-правовой статус гражданина / Под ред. Н. Ю. Хаманевой. М., 2001.
  210. В.В. Криминальная глобализация // Государство и право. 2004. — № 10.
  211. М.В., Лушников A.M. Право на информацию субъектов трудового права // Государство и право. 2004. — № 6.
  212. В.А. Организационная структура ГСНТИ современной России // Информационные ресурсы России. 2003. — № 3.
  213. A.B. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. — № 8.
  214. Л.С. «Сетевое государство»? // Государство и право. -2005. -№ 11.
  215. В.И. Актуальные проблемы реализации прав граждан при рассмотрении органами исполнительной власти дел об административных правонарушениях // Журнал российского права. 2005. -№ 10.
  216. И.С. Правовые аспекты регулирования сети Интернет // Информационные ресурсы России. 1997. — № 1.
  217. Л.А. «Новая экономика» в пространстве постмодерна // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 12.
  218. Наука и безопасность России / Отв. ред. А. Г. Назаров. М.: Наука, 2000.
  219. А.Ф. Содержание института административно-правового регулирования экономических отношений: Институтыадминистративного права (третьи Лазаревские чтения) // Государство и право. -1999. -№ 10.
  220. Р.Г. Правовые отношения в информационной среде. -Сборник материалов международной конференции и выставки «Безопасность информации». М.: СИПРИА, 1997.
  221. Л.П. О развитии государственной системы научно-технической информации // Информационные ресурсы России. 2003. — № 2.
  222. .Н. Защита информационных прав подрастающего поколения // Российская юстиция. 2005. — № 5.
  223. О.В. О нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти: Международные юридические чтения: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. — Ч И. Омск: Омский юридический институт, 2005.
  224. Е.А. Доступ физических лиц к информации в органах государственной власти (на примере регионального законодательства) // Журнал российского права. 2001. — № 10.
  225. Права и свободы человека в современном мире информации / Омская региональная общественная организация «Ин-т мед.-соц.-правовых инициатив». — Омск, 2003.
  226. Проблемы обеспечения прав граждан на доступ к правовой информации: Материалы международного круглого стола. М.: Государственная Дума, 1999.
  227. B.C. К вопросу о предмете информационного права: Международные юридические чтения: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. — Ч II. — Омск: Омский юридический институт, 2005.
  228. О.Ж. Международно-правовые основы создания коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества государств членов СНГ // Государство и право. — 2005. — № 2.
  229. В.А. Правовое регулирование информационных отношений // Юрист. — 2001. — № 7.
  230. О.Г. Актуальные проблемы информационной безопасности в научно-технологической сфере // Информационные ресурсы России.-2003.-№ 4.
  231. A.A. Информационное противоборство: Информационная безопасность и защита информации. Роль субъектов РФ в формировании и освоении информационного пространства Сибири. Омск.: Комитет по безопасности администрации Омской области, 2001.
  232. O.A. Ключевые аспекты правового регулирования использования и развития информационно-электронных технологий // Государство и право. — 2004. № 4.
  233. O.A. Право, государство и безопасность личности в условиях развития информационно-электронной среды // Государство и право. 2004. — № 11.
  234. Э.В. Становление информационного общества во Франции // Государство и право. 2004. — № 7.
  235. Ю.А. Геополитические императивы безопасности Российского государства // Государство и право. — 2005. — № 1.
  236. А.К. Сущность категории личной безопасности и ее соотношение с категориями чести и достоинства // Правоведение. — 1998. -№ 1.
  237. Т.Я., Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права.-2006. -№ 2.
  238. Д.С., Смолян Г. Л., Цыгичко В. Н. Реалии информационной войны. Защита информации // Конфидент. 1996. — № 4.
  239. A.B. Об основных элементах административной реформы // Реформа государственного управления в России: взгляд изнутри. М., 2004.
  240. Н.С. Обращения граждан как способ защиты субъективных прав: Административно-правовой статус гражданина / Под ред. Н. Ю. Хаманевой. М., 2001.
  241. А. Единая государственная система управления и передачи данных (ЕГСУПД) и ее законодательное обеспечение (Электронная Россия 2002−2010 гг.) // Информационные ресурсы России. — 2002. № 7.
  242. Юридическая безопасность человека в России. Угрозы и вызовы в сфере юриспруденции (по материалам научно-практической конференции) // Государство и право. 2002. — № 4.
  243. Д.А. Институт уголовной ответственности в сфере компьютерной информации (опыт международно-правового сравнительного анализа) // Государство и право. 2005. — № 1.
  244. С.А. Некоторые вопросы совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации, касающиеся понятия «информация» // Государство и право. 2004. — № 12.
  245. С.П. К вопросу о принципах организации информационных ресурсов ГСНТИ // Информационные ресурсы России. — 2003.-№ 2.
  246. VI. Диссертации и авторефераты диссертаций.
  247. А. А. Административный договор и его использование в деятельности органов внутренних дел: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2003.
  248. М.А. Институт лицензирования в административном праве: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 2006.
  249. И.Ф. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности личности на объектах транспорта: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 2002.
  250. B.B. Административно-правовое регулирование в области массовой информации: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  251. Д.В. Предупреждение преступности административно-правовыми средствами: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005.
  252. И.Е. Административно-предупредительные меры, применяемые милицией: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 2001.
  253. .Я. Реализация органами предварительного следствия норм о защите конституционных прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 2001.
  254. A.C. Административно-правовые меры обеспечения экологической безопасности, применяемые милицией: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  255. А.И. Противодействие незаконному обороту программ для ЭВМ (административно- и информационно-правовой аспекты): Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Омск, 2003.
  256. В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в современный период коммунистического строительства: Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. Свердловск, 1969.
  257. В.В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях: Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. -М., 1998.
  258. П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности: Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 200.
  259. А.Н. Институт регистрации в административном праве: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 2005.
  260. Д.Е. Информационные правоотношения в производстве по делам об административных правонарушениях: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  261. Е.С. Государственно-правовой механизм обеспечения права на безопасность личности в Российской Федерации (теоретическое административно-правовое исследование): Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.
  262. Ю.Ю. Оптимизация взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации в современном российском обществе: Автореф. дисс.. докт. социол. наук. Уфа, 2002.
  263. A.B. Институт административно-правового принуждения: меры, применяемые сотрудниками милиции: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.
  264. К.И. Административно-правовое регулирование лицензионно-разрешительной деятельности: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  265. М.В. Теоретические основы использования современных информационных технологий и обеспечения информационной безопасности в органах внутренних дел (правовые и организационные аспекты): Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 2002.
  266. .М. Теоретические вопросы компетенции органов советского государственного управления: Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 1973.
  267. A.A. Участие органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятия: Автореф. дисс.. канд. экон. наук. М., 2004.
  268. Ф.Г. Административно-правовые и организационные проблемы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — М., 2004.
  269. A.B. Досмотр как мера административного принуждения, применяемая милицией: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Омск, 2004.
  270. Ю.А. Средства и способы обеспечения индивидуальной свободы личности в гражданском материальном и процессуальном праве. Тверь, 1991.
  271. В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних: Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. -М., 1998.
  272. A.A. Влияние средств массовой информации на правонарушения несовершеннолетних: административно-деликтологический аспект: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Хабаровск, 2003.
  273. В.А. Организационно-правовые особенности, защиты информации в автоматизированных информационных системах органов внутренних дел: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Указ. соч. Воронеж, 2003.
  274. Е.И. Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  275. Ю.М. Органы внутренних дел в механизме правового регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  276. В.И. Организационно-правовые и финансовые проблемы обеспечения радиационной безопасности населения в Российской Федерации (по материалам Уральского федерального округа): Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.
  277. A.B. Административно-правовое регулирование экономической безопасности: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 2004. у
  278. С.А. Лицензирование как метод государственной разрешительной политики в сфере предпринимательской деятельности: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 2001.
  279. В. А. проблемы применения мер пресечения в административном праве России: Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 2004.
  280. A.A. Правовое обеспечение безопасности информации: Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. -М., 1999.
  281. O.A. Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 2003.
  282. В.У. Административно-правовая система обеспечения имущественной безопасности: Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 2005.
  283. К.В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые милицией: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — Челябинск, 2004.
  284. С.Г. Криминологическая безопасность и ее прогнозирование: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Омск, 2001.
  285. A.B. Защита информации в сфере служебной тайны в деятельности ОВД (правовой аспект): Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -Воронеж, 2005.
  286. С.Н. Проблемы конституционно-правового регулирования информационных отношений в Российской Федерации: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 2002.
  287. О.В. Регистрация как форма государственного управления: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.
  288. В.В. Обеспечение экономической безопасности организаций в условиях экономики переходного периода: Автореф. дисс.. канд. экон. наук. -М., 1998.
  289. A.A. Правовые средства укрепления трудовой дисциплины и борьбы с текучестью кадров: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1985.
Заполнить форму текущей работой