Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технология организации развивающей среды как фактора саморазвития учащихся в условиях инновационного учебного заведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нами показано, что процесс становления личности требует выявления специальных условий, то есть развивающей среды как особым образом организованного социокультурного и образовательного пространства, с наибольшей степенью эффективности стимулирующее творческое саморазвитие каждого включенного в нее индивида. В связи с этим в работе проведено философское и психолого-педагогическое исследование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развивающая среда как фактор саморазвития учащихся в условиях инновационного учебного заведения
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы саморазвития 11 личности
    • 1. 2. Сущность развивающей среды как фактора саморазвития личности учащихся
    • 1. 3. Теоретическое обоснование модели саморазвития 63 * личности в условиях развивающей среды инновационного учебного заведения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Проектирование развивающей среды как фактора саморазвития учащихся в условиях инновационного 83 учебного заведения

2.1. Научно-теоретическое обоснование и построение технологии организации развивающей среды 83 2.2. Опытно-экспериментальная работа по организации развивающей среды в условиях инновационного учебного заведения

Выводы по второй главе

Технология организации развивающей среды как фактора саморазвития учащихся в условиях инновационного учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Коренные изменения, происходящие в настоящее время в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности человека нашли свое отражение и в характере преобразований отечественной системы образования. Гуманизация общественной жизни требует переориентировать педагогическую теорию и практику на человека и его саморазвитие в процессе активной, созидательной жизнедеятельности. В связи с этим неизмеримо возрос интерес к исследованиям на основе синтеза гуманистических, демократических и культурных ценностей образования факторов, влияющих на саморазвитие личности.

Изучение истории вопроса показывает, что «саморазвитие» личности включает различные состояния самости, а также различные механизмы и формы ее проявления (самоопределение, самоидентификация, самоутверждение и др.). Таким образом, в проблему саморазвития входит все, что касается познания и реализации человеком самого себя (в мышлении, общении, поведении, деятельности).

Одно из ранних упоминаний о проявлении саморазвития принадлежит Гераклиту, затем можно найти его у Сократа, Марка Аврелия, Плотина. У Декарта основой индивидуального бытия провозглашается рефлексирующая мысль. Эта мысль поддерживалась в исследованиях Дж. Локка. Решающий шаг в активном изучении и реализации идеи саморазвития был сделан в эпоху Просвещения, деятели которого (Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гердер, К.А. Гельвеций) способствовали утверждению взглядов на сознание как на выражение самовоспитания и самообразования. Общефилософской основой выводов И. Канта было понимание того, что познание всегда ограничено субъектным опытом и исходит из познавательных способностей «Я». На рубеже 19−20 вв. идеи европейского гуманизма получают дальнейшее развитие, философы вносят в решение вопроса саморазвития каждый свою лепту (М. Вебер, В.

Дильтей, О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер, И. Г. Фихте, К. Ясперс и др.). Эти же тенденции характерны и для русской философии (Н.А. Бердяев, C.JI. Франк и.

ДР).

Сегодня стоит вопрос о возможных и нужных методах воспитания и обучения, ориентированных на саморазвитие личности. Этой проблемой занимались лучшие педагоги 19−20 вв. К. Венцель, М. Монтессори, Д. Дьюи, J1. Толстой, М. Корчак, В. Сухомлинский, Н. Макмейн, А. Нейл и др.

Связанное с концепцией свободного воспитания гуманистическое направление в психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, JI.C. Выготский и др.) впитывало теоретические достижения других школ, чтобы выстроить более широкое понимание индивидуальности и механизмов ее саморазвития. Значительное место в теории саморазвития личности занимает проблематика изучения представлений человека о себе и их ядро — Я-концепция (Р. Берне, У. Джемс, Дж. Мид, М.-А. Робер, Ф. Тильман, Э. Эриксон и др.). Значительный вклад в этой области внесли отечественные философы и психологи (М.М. Бахтин, B.C. Библер, JI.C. Выготский и др.).

Современное понимание саморазвития личности формировалось (помимо гуманистической психологии) многими школами и направлениями: практикой психоанализа (3. Фрейд, Э. Эриксон и др.) — гештальтпеихологией (М. Вертхеймер, Г. Мюллер, К. Коффка, Гуссерлем и др.) — аналитической психологией К. Юнга, а также его теорией архетиповгенетической психологией Ж. Пиажекультурно-исторической теорией J1.C. Выготского, а также другими школами русской психологии (П.Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, В.В. Давыдова).

Большой вклад в теоретическое осмысление саморазвития внесли исследования по ценностям образования (Е.В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, В. В. Зеньковский, В. П. Зинченко, Б. Т. Лихачев, В. Д. Шадриков, Н Е. Щуркова И др.).

Исследование саморазвития личности неотделимо от рассмотрения различных аспектов развивающей среды. Большой вклад в становление теории развивающей среды внесли Ж.-Ж. Руссо, С. Френе.

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко).

В.А. Сухомлинский разработал уникальную педагогическую систему становления творчески и нравственно развитой личности в условиях специального социума.

В отечественной практике образцы развивающей среды как специально организованного образовательного и социокультупного пространства стали повсеместно создаваться с конца 80-х годов.

Педагогическая мысль продолжает работать над решением проблем детской учебной кооперации. Наиболее ценен здесь опыт З. И. Васильевой, М. Д. Виноградовой, Н. С .Дежниковой, Т. Е. Конниковой, Х. Й. Лийметса, Н. Н. Обозова, И. Б. Первина, Ю. А. Полуянова, В. В. Рубцова, В. А. Синицкой, И. Унт, С. Г. Якобсон и других педагогов и психологов, занимающихся теорией и практикой учебного сотрудничества школьников.

При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований в данной области на сегодняшний день остаются недостаточно разработанными различные аспекты создания развивающей среды инновационного учебного заведения. В их числе: сущностные характеристики понятия «развивающая среда», технологические компоненты развивающей среды инновационного учебного заведения, механизм реализации саморазвития личности в условиях развивающей среды инновационного учебного заведения и др.

На основании вышеизложенного актуальность нашего исследования определяется целям рядом факторов, среди которых: социальный заказ общества на свободную личность, способную к познанию и реализации человеком самого себяпотребность в разработке научных основ организации развивающей среды, способствующей саморазвитию участников педагогического процесса в различных типах образовательных учрежденийнеобходимость построения технологии организации развивающей среды в условиях инновационного учебного заведения.

Таким образом, существующее противоречие между потребностями современной образовательной практики в учреждениях, функционирующих в режиме развивающей среды, и недостаточной проработкой данного вопроса на теоретическом и практическом уровнях обусловили актуальность проблематики нашего исследования и определили выбор темы: «Технология организации развивающей среды как фактора саморазвития учащихся в условиях инновационного учебного заведения».

Цель исследования: разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка технологии организации развивающей среды инновационного учебного заведения, обеспечивающей эффективное саморазвитие учащихся.

Объект исследования — педагогический процесс в инновационном учебном заведении.

Предмет исследования — развивающая среда инновационного учебного заведения как фактор саморазвития учащихся.

Гипотеза исследования состоит в том, что педагогический процесс в инновационном учебном заведении будет способствовать саморазвитию учащихся, если: будет разработана теоретическая модель саморазвития личности в условиях развивающей средына основании этой модели разработана технология организации развивающей средыпедагогический процесс в инновационном учебном заведении будет ориентирован на разработанную технологию.

Исходя их понимания проблемы, цели и гипотезы исследования, сформулируем задачи исследования.

1. Определить сущностные характеристики категорий «саморазвитие» и «развивающая среда» на основе анализа философской, психологической, педагогической литературы и образовательной практики.

2. Построить модель саморазвития личности в условиях развивающей среды.

3. Разработать диагностический инструментарий выявления уровней саморазвития личности в условиях инновационного учебного заведения.

Методологическая основа исследования: концептуальные идеи личностно ориентированного образовательного процесса (ЕВ. Бондаревская, А. А. Вербицкий, В. В. Краевский, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) — системный подход (К.А. Абдульханова-Славская, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков и др.) — культурологический подход (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, И. Г. Гардер и ДР-) — теории проектирования педагогических систем (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, В. М. Монахов и др.).

Методы исследования, применяемые для решения поставленных задач: теоретические — теоретико-методологический анализ научной литературы, теоретическое моделирование, методы математической статистики и обработки данныхэмпирические — анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, поэлементный анализ.

Опытно-экспериментальная база исследования — муниципальное образовательное учреждение Восточно-европейский лицей Волжского района г. Саратова.

Исследование осуществлялось в три этапа:

1.Ha первом, аналитико-поисковом этапе (1995;1997 гг.), осуществлялся анализ психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования, изучалось состояние практики массовых и инновационных учебных заведений, разрабатывались сущность, содержание, структурные компоненты технолгии организации развивающей среды инновационного учебного заведения как фактора саморазвития личности учащихся.

2. На втором, опытно-экспериментальном этапе (1997;1999 гг.), выявлялись критерии и показатели сформированности развивающей среды инновационного учебного заведения, разрабатывались научные основы организации экспериментального педагогического процесса, осуществлялось применение разработанной системы организации развивающей среды.

3. На третьем, завершающем этапе (1999;2000 гг.), происходило обобщение результатов исследования, уточнение теоретических выводов, корректировка педагогического процесса в инновационном учебном заведении, внедрение результатов работы в практику образовательных учреждений.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключались в следующем.

1. Дополнен и уточнен понятийно-терминологический аппарат проблемы создания развивающей среды инновационного учебного заведения.

2. Установлена взаимосвязь и взаимообусловленность саморазвития учащихся и развивающей среды образовательного учреждения.

3. Обоснована авторская модель саморазвития личности в условиях развивающей среды.

4. Спроектирована технология организации развивающей среды как фактора саморазвития учащихся в условиях инновационного учебного заведения.

5. Разработана концепция развития Восточно-Европейского лицея.

Практическая значимость выполненного исследования определяется внедрением полученных результатов в практику деятельности лицея, и других инновационных учебных заведений гг. Саратова, Балашова, Энгельса Балакова, их позитивным влиянием на саморазвитие личности учащихся. Разработанная нами технология организации развивающей среды инновационного учебного заведения адаптирована к реальному образовательному процессу средней школы. Выводы и материалы диссертационного исследования используются в практике работы Восточно-Европейского лицея г. Саратова.

Достоверность и обоснованность исследования базируются на методологической аргументированности исходных теоретических положений, учете требований современного педагогического процесса, использовании комплекса адекватных цели и задачам исследования методов, личном участием автора в экспериментальной и практической работе, анализе полученных данных методами математической статистики и позитивных результатах внедрения исследования в практику. На защиту выносятся:

1. Технология организации развивающей среды как фактора саморазвития учащихся в условиях инновационного учебного заведения.

2. Модель саморазвития личности учащихся в условиях развивающей среды.

3. Понятийное обеспечение проблемы организации развивающей среды. Апробация и внедрение результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, осуществлялись путем: экспериментальной работы в Восточно-европейском лицее Волжского района г. Саратовавыступлений на научно-практических конференциях: «Проблемы современной семьи» (Балашов, 1999), .- в выступлениях на заседаниях кафедры педагогики СГУв выступлениях с докладами и сообщениями перед разными категориями работников образовательных учреждений.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий.

Выводы по второй главе.

Результаты, полученные в ходе теоретического анализа и экспериментальной работы, позволяют сделать ряд выводов. Проведение констатирующего эксперимента было нацелено на анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность инновационных учебных заведенийизучение психолого-педагогической литературы, раскрывающей особенности, сущность и специфику инновационной педагогической деятельностидиагностика состояния массовой педагогической практики по организации саморазвития учащихсявыявление концептуальных положений и особенностей функционирования инновационных учебных заведений России, нацеленных на саморазвитие участников педагогического процесса.

Констатирующий эксперимент показал, что наряду с признанием важности проблемы саморазвития учащихся аспект создания развивающей среды инновационного учебного заведения, способствующей саморазвитию учащихся, остается не до конца изученным.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, проведено исследование теоретико-методологических подходов к построению технологии организации развивающей среды в условиях инновационного учебного заведения, направленной на саморазвитие учащихся.

Основными компонентами обобщенной технологической схемы выступают цели (создание развивающей среды как фактора саморазвития учащихся в условиях инновационного учебного заведения), содержание (ценностное отношение к миру, базовая культура личности), методы (методы формирования сознания личности, организации деятельности, стимулирования), формы работы (индивидуальная, парная, мигрогрупповая, групповая, фронтальная, массовая), средства реализации (совместная деятельность, педагогическая поддержка), а также ожидаемые результаты в виде определенного уровня развивающей среды, способствующей саморазвитию учащихся.

На основании обобщенной технологической схемы нами разработаны этапы экспериментальной работы, отражающие динамику организации развивающей среды инновационного учебного заведения, способствующей саморазвитию учащихсясформулированы четкие целевые установки, определяющие задачи экспериментальной работы на каждом ее этаперазработана система задач и педагогических ситуаций, поэтапно усложняющихся и охватывающих различные сферы саморазвития личности учащихсяразработана систему контрольно-диагностических методик, позволяющих с высокой степенью достоверности судить об уровне способности учащихся к саморазвитию.

Данные, полученные в ходе проведения экспериментальной работы, организованной на основании конкретизированных технологических карт каждого этапа, показали, что на каждом этапе формирующего эксперимента прослеживается определенная тенденция к преобладанию более высокого уровня способности к саморазвитию учащихся, что доказывает эффективность построенной технологии.

Заключение

.

Настоящее исследование решает актуальную задачу совершенствования образовательного процесса в современной школе, определяемую новой парадигмой образования.

Исследование носит общепедагогический характер, поскольку, с одной стороны, связано с технологическим аспектом педагогического процесса, с другой стороны, вводит в содержание учебно-воспитательного процесса в современной школе систему методов, приемов, форм и средств, обогащающих теоретические положения личностно ориентированной педагогики.

В работе проведено теоретико-методологическое исследование основ саморазвития личности. С этой целью исследованы категории «саморазвитие», «развивающая среда» в ряду коррелирующих с ними понятий «развитие личности», «Я-концепция» личности, «самоопределение», «самоорганизация», «самопознание», «саморегуляция и самореабилитация», «самореализация», «самообразование», «самовоспитание» личности.

Исследование проведено в контексте общепедагогических категорий «образование» и «культура», что позволило структурировать саморазвитие личности в контексте культуры. Нами выделены культурные нормы, культурные методы работы, культура самообщения, механизмы культурной самокоррекции, основы культурной деятельности и видение себя в культуре, рассмотренные через блоки «самости» — самоопределения, самоорганизации, самопознания, саморегуляции, самореабилитации, самореализации, самообразования и самовоспитания.

Большое внимание в работе уделено ретроспективно-историческому рассмотрению сущности саморазвития во взглядах виднейших ученых своего времени.

Нами показано, что процесс становления личности требует выявления специальных условий, то есть развивающей среды как особым образом организованного социокультурного и образовательного пространства, с наибольшей степенью эффективности стимулирующее творческое саморазвитие каждого включенного в нее индивида. В связи с этим в работе проведено философское и психолого-педагогическое исследование сущности понятий «среда», «развивающая среда», выявлены особенности и пути создания развивающей среды образовательного учреждения в истории школы, а также на современном этапе развития системы образования как в нашей стране, так и за рубежом. Показаны свойства образовательного пространства, позволяющие ему выступать в качестве развивающей среды.

Исследование сущности развивающей среды привело нас к необходимости изучения таких аспектов педагогического процесса, как педагогическая поддержка и совместная деятельность.

Многочисленными исследованиями установлено, что эффективное становление разносторонне развитой личности осуществляется в развивающей среде, одним из компонентов которой выступает совместная деятельность учащихся. Это сделало для нас актуальным рассмотрение вопроса о сущности, структуре и механизмах организации совместной деятельности младших школьников. Нами показаны средства осуществления совместной деятельности, обоснована структура совместной продуктивной учебной деятельности.

В ходе проведения исследования были выявлены психолого-педагогические условия, при которых совместная деятельность оказывает непосредственное влияние на свободное общение ребят.

Однако анализ психолого-педагогической литературы и изучение имеющейся практики подтверждают, что саморазвитие личности не происходит само собой даже в условиях развивающей среды. Необходим специально организованный учебно-воспитательный процесс, основу которого должна составлять педагогическая поддержка как особая позиция педагога, помощь в саморазвитии. Поэтому мы в нашей работе немалое место уделили исследованию сущности и особенностей педагогической поддержки процесса саморазвития учащихся.

Для формирования способности детей к саморазвитию, необходимо, чтобы у ребят была сформирована базовая культура личности, а также система ценностей, позволяющих им быть активным гражданином своего государства, достойным представителем своего народа. Нами показаны характеристики этих явлений, в частности, проведено исследование различных аспектов человеческой культуры, дан анализ подходов к определению общечеловеческих ценностей. Мы в своей работе опирались на наиболее соответствующую реалиям сегодняшнего дня, имеющую ярко выраженную педагогическую направленность систему общечеловеческих нравственных начал, предложенную Б. Т. Лихачевым.

Проведенное исследование позволило построить модель саморазвития личности в условиях инновационного учебного заведения. Ее мы представили как взаимосвязь саморазвития личности с ценностным отношением к миру, базовой культурой личности, а также совместную деятельность и педагогическую поддержку как условия саморазвития личности в инновационном учебном заведении.

Во второй главе нашего исследования мы занимались проектированием развивающей среды инновационного учебного заведения, способствующей саморазвитию учащихся.

С этой целью мы провели анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность инновационных учебных заведенийизучили психолого-педагогическую литературу, раскрывающую особенности, сущность и специфику инновационной педагогической деятельностипровели диагностику состояния массовой педагогической практики по организации саморазвития учащихсявыявили концептуальные положения и особенности функционирования инновационных учебных заведений России, нацеленных на саморазвитие участников педагогического процесса.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, мы провели исследование теоретико-методологических подходов к построению технологии организации развивающей среды в условиях инновационного учебного заведения, направленной на саморазвитие учащихся. В качестве основных нами выделены личностно-деятельностный, культурологический и системно-целостный подходы.

Проведенное исследование позволило спроектировать обобщенную технологическую схему организации развивающей среды как фактора саморазвития учащихся, основными компонентами которой выступают цели (создание развивающей среды как фактора саморазвития учащихся в условиях инновационного учебного заведения), содержание (ценностное отношение к миру, базовая культура личности), методы (методы формирования сознания личности, организации деятельности, стимулирования), формы работы (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, массовая), средства реализации (совместная деятельность, педагогическая поддержка), а также ожидаемые результаты в виде определенного уровня развивающей среды, способствующей саморазвитию учащихся.

Дальнейшая работа потребовала конкретизации указанной технологической схемы, более детальной ее разработки. Для этого нами были разработаны этапы экспериментальной работы, отражающие динамику организации развивающей среды инновационного учебного заведения, способствующей саморазвитию учащихсясформулированы четкие целевые установки, определяющие задачи экспериментальной работы на каждом ее этаперазработана система задач и педагогических ситуаций, поэтапно усложняющихся и охватывающих различные сферы саморазвития личности учащихсяразработана система контрольно-диагностических методик, позволяющих с высокой степенью достоверности судить об уровне способности учащихся к саморазвитию.

Формирующий эксперимент, проведенный в Восточно-Европейском лицее г. Саратова на основе разработанной технологии, показал, что на каждом этапе экспериментальной работы прослеживалась определенная тенденция к преобладанию более высокого уровня способности к саморазвитию учащихся, что доказывает эффективность построенной технологии.

Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Абдульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991
  3. В.В., Петровский А. В. Психологические принципы всестороннего развития личности в школе. // Советская педагогика. -1987. № 12. — С.18−19
  4. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся /Межвузовский сборник научных трудов./Под ред. Щукиной Г. И. Л.: ЛГПИ, 1985.- 170 с.
  5. Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев: Освита, 1991. -111 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. М.:Педагогика, 1975. -315 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 568 с.
  8. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М., 1994.- 228 с.
  9. Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психологический журнал. 1984. — Т.5. — № 6. — С. 130−133
  10. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.- 105 с.
  11. В.Н. Некоторые психологические вопросы взаимодействия детей со сверстниками в условиях различных видов деятельности // Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса. -Ярославль, 1991. С.78−84
  12. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
  13. Н.А. Смысл истории. М., 1990
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  15. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 123−128
  16. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1983. -176 с.
  17. А.А., Ковалев Г. А. Диалог как форма психологического воздействия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М.: Просвещение, 1987. — С. 17−27.
  18. Большая советская энциклопедия. Т. 25. М.: Советская энциклопедия, 1976. — С. 537
  19. Л.П. Человек: деятельность и общение.-М.: Просвещение, 1978. 111 с.
  20. Р.С. Готовим детей к совместной деятельности. М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
  21. Бюллетень Государственного комитета СССР по народному образованию. Серия «Высшие и средние педагогические заведения, средние образовательные школы всех типов, дошкольные и внешкольные учреждения». 1989. — № 11
  22. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977. — 180 с.
  23. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. — С. 109−110
  24. Вопросы психологии личности: Межвузовский сборник./Под ред. Петровского А. В. -Ульяновск: УГПИ им. И. Н. Ульянова, 1977.-109с
  25. Временное положение о государственном общеобразовательном заведении РСФСР // Вестник образования МП РСФСР. -1991. № 5
  26. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Педагогика, 1960. — 500 с.
  27. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1982.
  28. Л.Г., Бегинин В. И. Психолого-педагогические основы активизации познавательной деятельности студентов // Актуальные проблемы перестройки учебного процесса в вузе. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1993. — С.3−10.
  29. Л.Г., Кармаев А. А., Капичникова О. Б. Механизм реализации личностно ориентирвоанного образовательного процесса. Балашов: Изд-во БГПИ, 1992. — 100 с.
  30. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995
  31. О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. — 108 с.
  32. Э. Личность и общество, инициатива и активность // Советская педагогика. 1988. — № 12. — С.89−91.
  33. Гегель. Сочинения. Т. 7 М-Л., 1934. — 216 с.
  34. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996
  35. Л.Ю. Воспитание и социализация. Н Советская педагогика -1991. № 2. — С. 38−43
  36. С.А., Раевский A.M. Групповая форма работы на уроке // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С. 38−41.
  37. В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление // «Перспективы». 1992. — № ½
  38. В.В. О понятии развивающего обучения. М.: Просвещение, 1995. -76 с.
  39. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — С. 33
  40. Д. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1922. — С. 56
  41. В.К. Вместе и отдельно // Народное образование. 1989. -№ 8. — С.93−97
  42. В.К. Методические рекомендации по организации коллективной, групповой, парной и индивидуальной форм учебной работы на уроках. Омск, 1982. — 170 с.
  43. Л.В., Земляченко С. В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития (программа РОСТ). М.: Новая школа, 1997. — 80 с.
  44. Закон РФ об образовании. М., 1992. — 57 с.
  45. А.С. Учение о коллективе. Методология. Детский коллектив. М.-Л.: Работник просвещения, 1930. — 30с.
  46. . В. Теория личности в западной психологии. М., 1982
  47. Р.Е. Инновационный аспект деятельности ВосточноЕвропейского лицея г. Саратова И Проблемы образования- теория и практика. 1999. — № 2. — С. 52−54
  48. Изучение личности школьника учителем / Под ред. Васильевой З. И. -М.: Педагогика, 1991. 136 с.
  49. Инновации в школе: характер и результаты // Народное образование. 1993. — № 6. — С.41−49
  50. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе в школе. Проблемы, опыт, решения. Псков, 1992. — С. 65−67.
  51. Инструктивно-методическое письмо МП РСФСР № 63-М от 9 сентября 1987 г. «О дальнейшей демократизации в деятельности учреждений народного образования» // Сборник приказов МП РСФСР. -1987. № 30
  52. Исследования по общей теории систем. Сборник переводов. Общ. ред. и вступ. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М., 1969. — 300 с.
  53. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  54. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С.31−36.
  55. В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися как регулирующий фактор в обучении // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань, 1982. — С.37−29
  56. И. Сочинения. Т. 4. Ч. 1. М., 1964. — С. 426, 436
  57. И. Сочинения. Т. 4. Ч. 2. М, 1964. — С. 424
  58. И. Сочинения. Т. 6. М., 1964. — С. 27, 29, 189, 191
  59. А.Г. Новые и инновационные школы: проблемы сегодняшнего дня, перспективы развития // Инновационное движение в российском школьном образовании. М.: Парсифаль, 1997. — С.30
  60. А.В. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления: Автореф. дис.. д-ра пед наук. Киев, 1974. -41с.
  61. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Прогресс, 1994. — 222 с.
  62. М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 34−39
  63. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  64. А.Г. Проблема взаимоотношения людей в процессе их общения // Психологическое воздействие на личность и группу. -Иваново, 1989. С.76−83
  65. Коган J1.H. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. — 177 с.
  66. Т.И. Влияние общения детей со взрослыми на формирование типов взаимоотношений со сверстниками // Новые исследования в психологии. 1977. — С.45−48
  67. Концепция развития народного образования Саратовской области на 1991 -2000гг.-Саратов, 1991.-37с
  68. В.В. Организация на уроках коллективной познавательной деятельности учащихся. Рязань, 1977. — С.53−55
  69. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин, 1980. — 323 с.
  70. М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Мн: ИПК и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1996. — 232 с.
  71. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975. — 304 с.
  72. ЛийметсХ.И. Групповая работа на уроках. М.: Просвещение, 19 975. -170 с.
  73. Х.И. Проблемы общения и воспитания. Тарту, 19 974. — с. 60−67
  74. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -с. 144.
  75. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. — с. 282
  76. Дж. Избранные философские сочинения в 2-х томах, Т. 1, -М, 1960. с. 129, 138
  77. .Ф. Проблема общения в психологии. М., 1981. — С.3−24
  78. .Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. — № 8. — С.34−47
  79. А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. — 454 с.
  80. А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. М.- Изд-во «Правда», 1987
  81. А.С. Соч. Т. 5. — М., 1958 — 242 с.
  82. Т.А. Психологические особенности организации совместной учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1977. — С. 126−132
  83. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М.: Педагогика, 1989. — 219 с.
  84. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  85. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1987 — 75 с.
  86. В.Н. Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми. -М., 1970. 115 с.
  87. Д.А. Межличностная активность в условиях группового обучения // Психологический журнал. 1984. — Т.5. — № 6. — С.39−47.
  88. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1992 — 160 с
  89. Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. Л., 1977. — 48 с.
  90. Новые ценности образования. Выпуск № 5. — М.: Инноватор, 1996. -65 с.
  91. Новые ценности образования: Забота поддержка консультирование. Вып. 6. М.: Инноватор, 1996 — 197 с
  92. Новые ценности образования: Культурные модели школ. Вып. № 7 -М.: Инноватор, 1997. 104 с.
  93. Н.Н. Феномены закономерности личности межличностного взаимодействия // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар: Кубанский ун-т, 1985. — С. 131−140
  94. Общая психология / Под редакцией Петровского А. В. М., 1975. 176 с.
  95. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Шведовой Н. Ю. 21-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 1989, С. 381
  96. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 45
  97. А.В. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 232.
  98. А.В. Личность и феномен группового общения // Вопросы психологии личности. Ульяновск, 1977. — 110 с.
  99. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 183 с.
  100. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. исд. центр ВЛАДОС. -432 с
  101. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. М., 1989
  102. А.И. Организации: системы и люди. М., 1983
  103. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы / Под ред. И. С. Марьенко. М., 1976. — 49 с.
  104. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1998. -440 с.
  105. Развитие творческой активности школьников./Под ред. Матюшкина A.M.- Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1991, — 160 с.
  106. Ф.М., Курбанова А. Т. Основы педагогического общения. Казань, 1984. — 60 с.
  107. Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» II Вестник Московского университета. Сер.14"Психология" 1981. — № 1. — С. 14−22
  108. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988 & 110. Розин В. М. Психология и культурное развитие человека. — М., 1994
  109. Российская педагогическая энциклопедия. М, 1998
  110. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. -120 с.
  111. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1971.-424 с.
  112. В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С 48−57.
  113. И.А. Формирование взаимоотношений у детей в совместной продуктивной деятельности. М., 1973. — С. 154−162
  114. Сборник приказов МП РСФСР. М., 1988. — № 1
  115. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998, — 245 с.
  116. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия и организация творческого мышления // Вопросы психологии. 1983. — № 2.
  117. Сен Симон А. К. Очерк науки о человеке. Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 3. М., 1971. — 509 с.
  118. Т.Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С.56−62
  119. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 308 с.
  120. Современный словарь междисциплинарных понятий: к деловому общению научных сообществ / Под ред. Ярской В. Н. Саратов: Изд-во СГУ, 1991. -70 с.
  121. В.М. Интерактивные аспекты социализации личности // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.139 с.
  122. В.М. О природе человеческого общения: Опыт философского анализа. Фрунзе, 1974
  123. А.В. Коммуникативная деятельность // НТБ. № 8. — 1994 -С.8−11
  124. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — С. 141−142
  125. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М. 1993
  126. В.И. Свойство субъектности как предпосылка личной формы общения / /Вопросы психологии. № 5. -1991. — С.98−99
  127. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. -24 с.
  128. В.А. Идти вперед // Народное образование. № 8. -1989. — С.70−78
  129. В.А. Павлышская средняя школа. М.- Просвещение, 1979.-393 с.
  130. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 157 с.
  131. В.П. Коллективная работа школьников на уроке как средство развития их познавательной деятельности. // Новые исследования АПН СССР. 1979. — № 1. — С. 35−38
  132. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  133. Д.А. По методу «малых групп» // Вестник высшей школы. -1981. № 7. — С. 64−66
  134. К.Д. Избр.пед.соч. -Т.2 М.: Педагогика, 1984
  135. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1980. — 280 с.
  136. Философия образования и образовательные политики. М., 1993. -239 с.
  137. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  138. Формирование творческой активности личности ученика и студента / Под ред. Диева Н. П. Омск: ОГПИ им. А. М. Горького, 1978. — 155 с.
  139. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 386 с.
  140. С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1999. — 304 с.
  141. О.Г. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие. М.: Новая школа, 1994. -56 с.
  142. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  143. Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 23 с.
  144. Г. И. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993 -268 с.
  145. Г. И. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985. — 80 с.
  146. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 144 с.
  147. С.Т. Избранные педагогические сочинения. Т.1. — М.- Педагогика, 1980
  148. И.В., Капичникова О. Б. Инновационные технологии учения. -Саратов: Лицей, 1998. 102 с.
  149. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  150. Д.Б. К проблеме периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1971. — № 4
  151. Эшби. Принципы самоорганизации. М, 1966
  152. Р. Сообщество, которое учит детей учиться // Новые ценности образования. Выпуск № 5. — М.: Инноватор, 1996. — С. 65
  153. И.С. Принцип активности в педагогической психологии / /Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 5−13
  154. С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М., 1976. — С. 41−59.
  155. Л.Б., Железовская Г. И. Коммуникативно-интеллектуальные компетенции студентов. Саратов: Изд-во «Лицей», 1998. — 102 с.
  156. Ф. Технология обучения в системе высшего образования / (Пер. с польского). М., 1986. — С. 20
  157. И.Л. Подготовка будущих учителей к выбору педагогических технологий. Автореф.дисс. канд.пед.наук. Астрахань, 1996. -24 с.
  158. Inkeles A., Smith D. Becoming modern. L.: Heineman, 1974
  159. Pastuovic N. Problems of reforming educational systems in postcommunist countries // International review of education. V. 39. 1993. № 5. P. 410
  160. Snyders B.R. The hidden curriculum. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1971
Заполнить форму текущей работой