Формирование навыков русской монологической речи учащихся начальных классов азербайджанской школы
Психологи, лингвисты, методисты и учителя утверждают, что овладеть навыками монологической речи на родном языке возможно только при специальном обучении, тем более это положение справедливо по отношению к овладению монологической речью на втором (русском) языке. Обучение связной неродной речи — процесс длительный, поэтому методисты /13,15,33/ считают, что обучать монологической речи необходимо… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО МОНОЛОГА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ШКОЛЫ
- I. Функциональная характеристика учебного монолога
- 2. Сверхфразовое единство и средства связи предложений. Принципы их отбора для овладения начальными навыками монологической речи
- 3. Сопоставление средств связи предложений в русском и азербайджанском языках
- Выводы
- ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ШКОЛЫ
- I. Анализ программы, учебников и методических пособий по русскому языку для начальной азербайджанской школы
- 2- Анализ методической литературы по обучению монологической речи учащихся
- 3. Определение уровня владения монологической речью учащихся начальных классов азербайджанской школы
- Выводы
- ГЛАВА III. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ РУССКОЙ (УСТНОЙ) МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ’НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ШКОЛЫ стр. 4-II
- I, Принципы обучения русской монологической речи в начальной азербайджанской школе
- 2. Формирование навыков монологической речи 86а/ Методика обучения описанию 92б/ Методика обучения рассказыванию повествованию)
- 3. Описание и анализ результатов обучающего эксперимента
- Выводы
Формирование навыков русской монологической речи учащихся начальных классов азербайджанской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В лингвистической и методической литературе различают две форш разговорной речи: диалогическую и монологическую, каждая из которых имеет свои структурные особенности, свою сферу применения в социальном общении.
Значение монологической речи в человеческом общении, ее функции в процессе коммуникации очень велики: на производстве, в быту, в учебных заведениях люди пользуются различными видами монологической речи: пересказ увиденного и услышанного, доклады, сообщения, лекции, разъяснения заданий, рассуждения, приведение аргументации в спорах, обмен мнениями и пр.
Не менее важна роль монологической речи в процессе школьного обучения: учащиеся должны понимать монологическую речь учителя (в процессе сообщения нового материала, в процессе разъяснения заданий и т. п.) и самостоятельно пользоваться монологической речью (отвечал заданное на дом, пересказывая прочитанный текст, во время подготовки к сочиненно). Таким образом, успехи ученика в школе зависят от степени владения навыками монологической речи.
В объяснительной записке к программе по русскому языку для 1-Ш классов азербайджанской школы сказано, что «вся система работы по усвоению русского языка. подчиняется основной целисозданию прочной и относительно завершенной коммуникативной основы на минимизированном языковом материале, необходимом и достаточном для общения учащихся в речевых ситуациях, характерных для детей младшего школьного возраста» / 120, с.46/.
Но результаты проведенных наблюдений в процессе констатирующего эксперимента показывают, что многие учащиеся, окончившие начальную школу,.довольно слабо владеют навыками русской речи: в диалоге они обычно являются отвечающей стороной, причем отвечают одним словом и затрудняются в составлении вопросительных предложений, а в монологе описание предмета в большинстве случаев ограничивается одним-двумя предложениями, пересказ представляет собой* дословное повторение текста, при конструировании самостоятельного высказывания учащиеся испытывают большие затруднения.
Психологи, лингвисты, методисты и учителя утверждают, что овладеть навыками монологической речи на родном языке возможно только при специальном обучении, тем более это положение справедливо по отношению к овладению монологической речью на втором (русском) языке. Обучение связной неродной речи — процесс длительный, поэтому методисты /13,15,33/ считают, что обучать монологической речи необходимо, начиная с ранних этапов занятий русским языком. К этому надо добавить, что исследованиями психологов / 12,64,69/ и методистов /21,62,76/ доказана эйфективность усвоения фонетики, лексики, моделей синтаксических конструкций предложений именно в потоке связной речи. Проведенное нами экспериментальное обучение монологической речи также подтвердило это положение.
Отсутствие разработанной лингвистической теории построения связного высказывания тормозит развитие методики обучения монологической речи.
Но в последние годы в работах Н. И. Жинкина /64,65/, Н. Д. Зарубиной / 67/, А. А. Леонтьева / 87/, О. А. Нечаевой /109/ и др. наметились основные пути решения этой проблемы, а именно: выделение сверхфразового единства как единицы речи и определение средств связи между предложениями этого единства.
Однако, кроме работы Н. Д. Зарубиной, исследования всех названных ученых носят теоретический характер. Научных исследований, с достаточной полнотой раскрывающих процесс обучения связной русской речи нерусских учащихся, практически в современной лингводидактике нет.
В методической литературе не разработаны методы и приемы обучения учащихся навыкам монологической речи с учетом специфики азербайджанского языка, в учебниках для начальных классов нет системы упражнений по обучению монологической речи, поэтому учителя русского языка сталкиваются с трудностями в обучении монологу учащихся-азербайджанцев.
Таким образом, актуальность проблемы обучения русской монологической речи учащихся начальных классов азербайджанской школы, неразработанность этого вопроса в научно-методической литературе позволили выбрать в качестве научного исследования следующую тему: «Формирование навыков русской монологической речи учащихся начальных классов азербайджанской школы» .
Значимость и актуальность проблемы развития связной речи учащихся начальных классов азербайджанской школы определяется той ролью, которую играет монологическая речь в общении людей, недостаточной разработанностью методики формирования и развития навыков монологической речи на начальном этапе обучения русскому языку и вытекающими отсюда недостатками преподавания этого раздела б начальной азербайджанской школе.
Проанализировав лингвистические особенности различных видов русской монологической речи с точки зрения необходимости обучения в 1-Ш классах азербайджанской школы, мы остановились на таких видах монолога, как повествование и описание. Эти виды монологической речи чаще Есего используются в общении, они наиболее доступны детям младшего школьного возраста.
Рабочая гипотеза исследования формулируется следующим образом: Если проводить систематическое обучение учащихся учебному монологу на основе конструирования сверхфразового единства в системе занятий по развитию речи на начальном этапе обучения, то это позволит сформировать прочные навыки конструирования сеяз-ного высказывания типа повествования и описания. Система обучения монологу должна быть построена на осноге дидактических и методических принципов обучения ео взаимосвязи с развитием мышления и воображения.
Формулировка гипотезы определила цель исследования — разработку системы специальных упражнений по обучению монологической речи учащихся начальных классов. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: а/ рассмотреть особенности монологической речи на родном и русском языке и установить фактический уровень владения монологической речью на обоих языках у учащихся начальных классов азербайджанской школыб/ определить место обучения монологической речи в общей системе работы по развитию навыков русской устной и письменкой речив/ отобрать внешние и внутренние средства связи предложения, необходимые для конструирования сверхфразового единстваг/ теоретически и экспериментально обосновать систему работы по обучению устному монологическому высказыванию учащихся начальных классов;
При решении названных задач нами были использованы следующие методы исследования: а) изучение и анализ лингвистической, общепедагогической, психологической и научно-методической литературы по проблеме развития связной речиб) анализ программы, учебников и методических пособий с точки зрения эффективности предлагаемых видов работы по развитию навыков монологической речив) наблюдение и обобщение опыта работы передовых учителей русского языка в школах республики: посещение занятий, анкетный опрос, индивидуальные беседы с учителями и учащимисяг) проведение констатирующего эксперимента, позволившего установить нижнюю границу сформированных у учеников начальных классов речевых навыков на русском языкед) проведение активного обучающего эксперимента с целью проверки эффективности разработанной системы упражнений по развитию навыков монологической речи.
Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что в нем впервые разрабатывается методика обучения монологической речи в начальных классах азербайджанской школы на основе конструирования СЕерхфразовых" единств описания и повествования. И для каждого вида монологической речи отобраны по принципу частотности употребления соответствующие внешние и внутренние средства связи предложений.
В методической литературе проблема формирования монологической речи в начальной школе рассматривалась или в связи с обучением чтению (Егорова А.С. /56 Д или как один из элементов развития речи (Векилова Л.Г. /33/, Климова А. Н. /76/, Оконеш-никова А.В. /114/ и др.). Авторы затрагивали разные стороны монологической речи: средства связи предложений (Варковицкая Л.А. /30/, Векилова Л. Г. /33/), составление плана и пересказ (Климова А.Н. / 76^иЭг.Д.
Мы рассматриваем проблему формирования навыков монологической речи в начальных классах азербайджанской школы как имеющую самостоятельное значение, формирущуюся по своим законам, посредством специально разработанной системы упражнений, которая л входит составной частью в учебный процесс по овладению русским языком.
Теоретическое значение работы заключается в том, что в качестве основного средства и цели обучения монологу в начальной азербайджанской школе выдвинут метод конструирования сверхфразового единства описания и повествования как основы учебного монолога. Для овладения навыками конструирования монолога были отобраны внешние средства сеязи предложений для каждого вида монологической речи по принципу частотности их употребления в речи и сложности овладения ими учащимися-азербайджанцами, а также в соответствии с учебной программой по русскому языку.
Таким образом, на основе новейших лингвистических исследований были разработаны теоретические основы методики обучения монологу.
Практическая значимость исследования заключается:
I) в определении специфических ошибок в монологической речи учащихся: в связывании предложений, в конструировании описаний и повествований;
2) в создании ориентиров для построения монологического высказывания (моделей описания и повествования);
3) в разработанной системе упражнений по формированию навыков монологической речи учащихся начальной азербайджанской школы.
Выводы, полученные на основе экспериментальной проверки разработанной нами методики, могут оказать помощь в совершенствовании учебников и учебных пособий для начальных классов азербайджанских школ.
Материалы исследования, предлагаемая нами система упражнений используется в практике работы ряда школ Азербайджана, например, в тех школах, где проводился обучающий эксперимент.
Содержание и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 5-ти приложений.
Выводы.
I. Монолог начинается со связывания двух простых предложений, с создания микротекста. Поэтому столь важно научить учащихся различным средствам внешней и внутренней сеязи предложений, что позволит им в дальнейшем конструировать сверхфразовые единства описательного и повествовательного характера. Учебный монолог, состоящий на первом этапе из одного сверзфразового единства (одной микротемы), расширяется в дальнейшем до 2−3-х сверхфразовых единств (микротем).
Работа над монологом формирует у учащихся навыки анализа описываемых объектов, отбора средств связи предложений для выражения определенных логико-смысловых отношений, планирования высказывания.
2. Данная система работы направлена на формирование у учащихся основ конструирования описательного и повествовательного монолога с элементами рассуждения.
Обучение описанию и повествованию строится на усвоении учащимися композиционных моделей каждого вида высказывания.
Монологическая речь учащихся расширяется по мере увеличения словарного запаса и усвоения новых синтаксических конструкций предложений.
Обучение описанию и повествованию неразрывно связано с чтением, усвоением лексики и грамматических форм различных частей речи, а также с формированием и развитием навыков письменной речи учащихся.
3. В начальной азербайджанской школе обучение монологу начинается с имитационных упражнений, которые сменяются упражнениями аналитическими и конструктивнымив процессе их выполнения постепенно развивается самостоятельность учащихся в построении монологических высказывания,.
В разработанной системе упражнений большое значение придается планомерному использованию предметной и изобразительной наглядности (картинам), техническим средствам обучения: диапозитивам, диафильмам, что способствует наиболее эффективному развитию навыков русской монологической речи учащихся.
4. Экспериментальная проверка подтвердила эффективность предлагаемой системы упражнений, результативность используемых приемов и средств обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Данная работа явилась одной из первых попыток постановки и решения проблемы формирования монологической речи учащихся начальной азербайджанской школы на основе обучения конструированию сверхфразовых единств, которые в свою очередь строятся с помощью специально отобранных средств связи предложений.
Возможность обучения монологу на втором (русском) языке обосновывается следующими факторами: навыками конструирования монолога на родном языке, стремлением к общению, а также доступностью усвоения основ монологического высказывания, разработанных по принципу моделирования описания и повествования.
Необходимость обучения монологу вызвана тем, что в этом виде речи сконцентрированы все те умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся за годы обучения в начальной школе: правильным произношением, определенным словарным запасом, моделями синтаксических конструкций предложений, конструированием связной речи. Владение монологической речью позволяет учащимся уверенно излагать свою мысль, что является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения в школе.
В школьной практике в качестве средства обучения связной речи используется учебный ыонолог, который должен отвечать следующим требованиям: небольшим объемом, ограниченной лексикой, насыщенностью изучаемых грамматических форм и речевых штампов, четкостью композиции, коммунистической идейностью.
Но подбор текстов, отвечающих этим условиям, еще не гарантирует того, что учащиеся овладеют способами конструирования монологического высказывания.
Анализ программы, учебников и методических пособий по русскому языку для начальной азербайджанской школы показал, что проблема обучения монологу не нашла своего окончательного разрешения: не разработана система упражнений по развитию монологической речи.
Из наблюдений, проведенных в школах города Баку и районов Азербайджана, были выявлены следующие недостатки в преподавании: большинство учителей не работает над развитием навыков монологической речи учащихся. Они ограничиваются конструированием предложений и ответами на вопросы по тексту.
Предэкспериментальный срез показал, что учащиеся не владеют навыками описаний, краткого пересказа, пересказа с творческими заданиями, навыками самостоятельного рассказывания. Пересказ учащиеся подменяют механическим повторением наизусть учебного текста.
При разработке проблемы обучения монологу в начальных классах азербайджанской школы были решены следующие задачи: определен предмет обучения, разработана система упражнений по становлению и развитию навыков подготовленной и неподготовленной монологической речи.
За обучающую единицу монологической речи нами было принято сверхфразовое единство. Оно представляет собой высказывание, состоящее из 3−5 синсемантичных предложений, относящихся к одному типу речи.
Тан как предложения сверхфразового единства каждого типа речи связываются определенными видами внешней и внутренней связи, мы на основании частотности их употребления в детской художественной литературе и соответствия программному лексическому и грамматическому минимуму отобрали те виды связи, которые необходимо усвоить для овладения основами монологической речи: описанием и повествованием. Под описанием понимается перечисление ряда существенных признаков объекта, под повествованием — сюжетный рассказ.
Обучение описанию и повествованию строилось на основе моделирования высказывания и последовательного усвоения его элементов, в том числе на овладении необходимыми средствами связи предложений.
Для начальной азербайджанской школы были разработаны модели описаний в соответствии с классификацией объекта высказывания: описание единичного неодушевленного объекта, описание человека, интерьера, пейзажа, животных, трудового процесса, а также описание — сравнение двух объектов.
Модели описаний в процессе обучения усложнялись, соответственно увеличивался объем высказывания. От описания по модели учащиеся переходят к самостоятельному монологу.
Овладение навыками повествования происходит в процессе пересказов прослушанного и прочитанного текста и рассказов по картине, по наблюдениям, по аналогии и т. д.
В обучении пересказыванию и рассказыванию соблюдалась определенная последовательность: подробный пересказ предшествовал выборочному, затем следовал творческий и краткий пересказ.
Рассказ по картине сменялся рассказом по аналогии, по наблюдениям и т. д.
В I классе учащиеся больше занимаются чистым описанием, во П и в Ш классе работа над описанием входит составной частью в обучение повествованию.
Система упражнений по овладению основами монолога построена с учетом дидактических и методических принципов на основе формирования следующих умений и навыков, а именно: навыка конструирования простого предложения, связываниях двух простых предложений, усвоение модели описания и композиционных элементов повествования (зачин, развитие сюжета, концовка).
Развитие навыков монологической речи неразрывно связано с обогащением словарного запаса учащихся, с конструированием предложений, с усвоением грамматических форм различных частей речи.
Обучение связной русской речи основывается на знаниях и навыках, полученных на уроках родного языка. В учебниках по родному языку есть специальные задания, упражнения, формирующие навыки связной речи. Эти знания и умения активизируются на уроках русского языка.
Развитию навыков монологической речи способствует использование средств зрительно-слуховой наглядности, дополнительного дидактического материала, которые стимулируют связные высказывания учащихся.
Работа по формированию и развитию навыков связной речи развивает мышление учащихся, навыки сознательного отношения к тексту, понимание композиции текста, умение трансформировать его и строить самостоятельное высказывание.
Наблюдения, экспериментальное обучение и анализ результатов эксперимента подтвердили эффективность рекомендуемой системы работы по развитию навыков русской связной речи учащихся начальных классов азербайджанской школы.
Надо отметить, что учащиеся I класса приступали к изучению русского языка, уже зная азербайджанский алфавит (построенный на основе русского) и владея начальными навыками чтения и письма на родном языке.
Учащиеся, усваивая русский язык, стихийно стремились к чтению и письму на этом языке. Мы не занимались специально этой проблемой, но нами было замечено, что учащиеся, которые читали и писали по-русски, лучше запоминали слова и синтаксические конструкции предложений и у них быстрее формировались навыки монологической речи.
Мы считаем, что эта проблема требует специального исследования.
Таким образом, для эффективного обучения учащихся начальных классов азербайджанской школы русской монологической речи мы рекомендуем следующее:
1. Указать в программе, каким видам монологической речи и в какой последовательности необходимо обучать учащихся.
2. При создании учебников и методических пособий использовать рациональную систему упражнений по формированию навыков монологической речи учащихся.
3. Подготовить наглядные пособия и технические средства по формированию навыков монологической речи учащихся и включить их в комплекс выпускаемых учебников и пособий по русскому языку для начальных классов азербайджанской школы.
Учителям сельских школ необходимо вырабатывать у учащихся навык беспереводного понимания и употребления в речи предложений и связных высказываний на основе лексико-грамматического материала, определенного программой.
Формирование навыков монологической речи в начальной азербайджанской школе дает ту основу, на которой строится дальнейшее обучение учащихся.
Обучение монологу в средней школе предполагает дальнейшее усвоение разнообразных средств внешней и внутренней связи предложений, овладение навыками композиционного построения монологического высказывания разных стилей и жанров. Вопросы отбора содержания для обучения монологу в средних и старших классах, вопросы совершенствования методики требуют новых исследований.
Список литературы
- МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. Немецкая идеология. — Соч., 2-е изд., т. З, М.: Госполитиздат, 1965. — 586 с.
- ЛЕНИН В. И. Философские тетради. М.: Политиздат, 1973. — 752 с.
- КАЛИНИН М.И. О коммунистическом воспитании. Избранные речи, статьи. М.: Просвещение, 1963. — 103 с.- > >
- КРУПСКАЯ Н.К. О воспитании и обучении. Сб. избран, педагог, произведений. М.: Учпедгиз, 1946. — 320 с.
- БРЕЖНЕВ Л. И. Отчетный доклад ЦК КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики, 23 февраля 1981 г. М.: Политиздат, 1981. — 160 с.
- АЛИЕВ Г. А. За укрепление единства, дружбы и сотрудничества молодежи, за мир и социальный прогресс. Баку: Азер-нешр, 1981. — 35 с.
- РАДЩОВ Ш. Р. Язык нашего единства и братства. Русский язык в национальной школе, № 4, 1979, с.5−11.
- АРТЕМОВ В. А. Психология обучения иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1969. 279 с.
- БАЙБУРТЯН Н. Изложение в Ш-1У классе армянской школы.-Русский язык в армянской школе. 1968, $ I, с.7−13.
- БАКЕЕВА Н. З. Методика русского языка в национальной школе и ее отношение к различным отраслям лингводидактики.
- Русский язык в национальной школе, 1973, $ I, с.31−39.* '
- БАРАННИКОВ Й. В. Содержание обучения русскому языку в национальной начальной школе. В кн.: Вопросы обучения и воспитания в национальной школе. М., Педагогика, 1971.с.70−78.
- БАРАННИКОВ И.В., ВАРКОВИЦКАЯ Л. А. Русский язык в картинках. М.: Просвещение, ч.1, 1973. — 176 с. Ч.2, 1976.176 с.
- БАРАННИКОВ И.В., ТОЛМАЧЕВА Н. П. Основа идейно-политического воспитания.- Русский язык в национальной школе, 1981, № 2, с.31−36.
- БАРАННИКОВ И.В., УСПЕЮКИЙ М. Б. Повышать качество программ и учебников. Русский язык в национальной школе, 1981, № 5, с.3−6.
- БАРИНОВА Е. А. Основы методики развития связной речи: Автореф. дис.. докт. пед.наук. Л., 1971. — 38 с.
- БАРХМН К. Б. Развитие речи и изучение художественных произведений. М.: Работник просвещения, 1930. — 320 с.
- БЕДАЛОВ Ч. А. Методика преподавания русского языка в азербайджанской школе. Учебник для филолог.пед.ин-тов. -Баку: Маариф, 1981. 268 с.
- БОЙЦОВА А. Ф., ВАСИЛЬЕВА И. А. Обучение русской интонации. Русский язык в национальной школе, 1981, № 6,с.33−40.• 23. БЕЛОШАПКОВА В. А. Сложное предложение в современном русском языке. М.: Просвещение, 1967. — 160 с.
- БОЛЬШАКОВА Н.В. К вопросу о структуре учебного текста. Русский язык в армянской школе. 1971, № 6. — с.12−19.
- БОРОДИЧ. A.M. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. — 250 с.
- БУДАГОВА З.И., СААДИЕВ Ш. М., АЛЕКПЕРОВ А. К. Самоучитель азербайджанского языка. Баку: Злм, 1977. — 206 с.
- БУНАКОВ Н. Ф. Родной язык как предмет обучения в начальной школе с трехгодичным курсом. Избранные педагогические сочинения. М., АПН РСФСР, 1952. — с.47−90.
- ВАННИКОВ Ю. В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи, М.: Русский язык, 1979. — 296 с,
- ВАРКОВИЦКАЯ Л. А. Упражнения по развитию монологической речи. Русский язык в национальной школе, 1982, № 5.- с.26−31.
- ВАСИЛЬЧЕБКО Э. П. Определение объема языкового материала для обучения русскому языку на первоначальном этапе: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1973. — 27 с.
- ВЕКИЛОВА Л.Г., ПАШАЕВ Г. А. Уроки русского языка в I классе. Баку: Маариф, 1982. — 55 с.
- ВЕЛИЧКО Л. И. Изучение элементов синтаксиса целоготекста на уроках русского языка в 4−8 классах: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1973. 15 с, t
- ВИНОГРАДОВ В. В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры. Вопросы языкознания, 1961, Л 4. с.3−20.
- ВИНОГРАДОВ В. В. Стилистика. Теория поэтической речи.
- Поэтика. М.: АН СССР, 1963. — 255 с. f
- Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного. М.: Московский университет, 1977. -282 с.
- ВОХМИНА Л.Л. Наглядно-ситуативное обучение устной речи на начальном этапе. Дис. канд.пед.наук. М., 1978. -с.238,
- Всесоюзная научно-теоретическая конференция «Русский язык язык дружбы и сотрудничества народов СССР.'1 — Русскийязык в национальной школе, 1979, JE 4, с.3−4*
- ВЫГОТСКИЙ Л. С. Избранные психологические исследования, Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка,-М.:АПН РСФСР, 1956. 519 с.
- ГАБУНИЯ Е. Ш. Развитие навыка самостоятельной ориентации в русском тексте. Русский язык в национальной школе, 1980, № 2, с.24−28.
- ГАЛЬПЕРИН И.Р. О понятии „текст“. Вопросы языко-знаний, 1974, № 6, с.68−78.
- ГЕЗ Н. И. Система упражнений и последовательность,-развития речевых умений и навыков. Иностранные языки в школе, 1969, № 6, с.29−41.
- ГЖЕГОРЧИК Л. Популярная логика. М.: Наука, 1979.-III с.
- ГЛАГОЛЕВ Н. В. Речевая цепь во взаимосвязи языковых элементов. В кн.: Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. — Горький: 1968, с.22−24,
- ГОЛОВАНЬ Н. А. Особенности монологической речи учащихся I-Ш классов: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Киев, 1972.40 с.
- Г0Р0ДИЛ0ВА Г. Г. Обучение речи и технические средства.-М., Русский язык, 1979,-206 с.
- Грамматика азербайджанского языка. Баку: Злм, 1971.-412 с.
- Грамматика русского языка, т.1. М.: АН СССР, 1960.719 с.
- ГРЕКУЛ А. И. Актуальше вопросы теории и практики рсоставления учебников русского языка для начальных классов национальной школы, В сб.: Проблемы обучения русскому языку в начальных классах национальной школы. НИИ ПРЯНШ АПН СССР, М.: 1975, с.5−15,
- ДЕМЬЯНЕНКО Н.Я.ЛАЗАРЕНКО К.А.КИСЛАЯ С. В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Киев, Вища школа, 1976. — 281 с.
- ДУБРОВЮ-АРАНОВСКАЯ П. И. Формирование у младших школьников умения составить план прочитанного текста. -В кн.: Материалы совещания по психологии (1−6 июля 1955 г.). М., 1957, с.403−414.
- ЕГОРОВА А. С. Развитие устной русской речи на уроках чтения в чукотской начальной школе (на материале второго класса). Дис.. канд.пед.наук. — М., 1977.
- Единый грамматический минимум по русскому языку для 1-Ш классов национальных школ. АПН СССР, НИИ ПРЯНШ, М., 1974.
- Единый орфографический минимум русского языка для национальной школы. АПН СССР, НИИ ПРЯНШ, МП СССР, М., 1976.
- Единый словарь-минимум русского языка для национальной средней школы. АПН СССР НИИ ПРЯНШ, М., 1974.
- Единый фразеологический минимум русского языка для национальной средней школы. АПН СССР, НИИ ПРЯНШ, М., 1974.
- ЕПИФАНОВА В. И. Использование моделей при обучении английскому языку в старших классах. Иностранные языки в школе, 1969, № 6, с.92−99.
- ЕСАДЖАНЯН Б. М. Некоторые вопросы психологии развития речевых навыков на начальном этапе обучения русскому языку.-Русский язык в армянской школе, 1970, № 4, с.3−16.
- ЕОАДЖАНЯН Б. М. Система упражнений по развитию речи.-Русский язык в армянской школе, 1963, л 6, с.15−19.
- ШНКИН Н. И. Механизмы речи. М.: АПН СССР, 1958.370 с.
- ЖИНКИН Н. И. Развитие письменной речи учащихся Ш-УП классов. В кн.: Известия АПН РСФСР, М., 1956, вып.78, с.141−250.
- ЗАКОЙУРНИКОВА М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. М.: АПН РСФСР, 1953. — 79 с.
- ЗАРУБИНА Н. Д. Методика обучения связной речи. М.: Русский язык, 1977. — 48 с.
- ЗЕМСКАЯ Е. А. Русская разговорная речь: Лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Русский язык, 1979. -237 с.
- ЗИМНЯЯ И. А. Психология слушания и говорения- Автореф. дис.. докт.псих.наук. М., 1973. — 32 с.
- ЗИМНЯЯ И. А. Речевой механизм в схеме порождения речи (применительно к задачам обучения иностранному языку). В кн.: Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских.1. М., I977, c. I2I-I34.
- ИБРАШЛБЕКОВИ.А. О психологических основах обучения русскому языку в национальных школах. В кн.: Вопросы улучшения преподавания русского языка в нерусских школах Азерб. ССР (Материалы республиканского совещания 3−6 января 1962). -Баку, 1962, C. III-I20.
- ИВАНОВА М.В. О развитии наблюдательности детей на уроках чтения. Начальная школа, 1972, № II, с.21−23.
- КАДЫРОВ А. А. Развитие абстрагирования у младших школьников: Автореф.дис.. докт.псих.наук. Баку, 1974. — 76 с.
- КАЗАКОВА К. Сочинение по картине с грамматическим заданием. Русский язык в национальной школе, 1968,? 6, с.27−33.
- КИРПШНИКОВА И.В. О способах объединения предложений в связной речи. Русский язык в школе, I960, № 5, с, 34−39.
- КЛИМОВА А. Н. Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальных классах. В кн.: Вопросы улучшения преподавания русского языка в нерусских школах Азерб.ССР. -Баку, 1962, с.133−151.
- КЛИМОВА А.Н., НИСИМОВ С. Л. Русский язык (для 3 класса азербайджанской школы). Баку, Маариф, 1972, 284 с.
- КЛИМОВА А.Н., НАСИМОВ С. Л. Уроки русского языка в3 классе азербайджанской школы. Баку, Маариф, 1973, 116 с.
- КОВТУНОВА И.И. О порядке слов в русском языке. -Русский язык в национальной школе, 1971, № 4, с.7−28.
- КОМЕШКИЙ Я. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1955, 651 с.
- КОНДАКОВ Н. И. Логика. М.: Учпедгиз, 1954, 512 с.
- КОТОК Е. В. Коммуникативная направленность урока. -Русский язык в национальной школе, 1982, 2. с.28−32,
- КОЧАРОВСКАЯ Э. Д. Формирование умения самостоятельно #работать над текстом у младших школьников: Автореф. дис. канд.пед.наук. Ташкент, 1973. — 29 с.
- ЛАДЬШЕНСКАЯ Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. — 255 с.
- ЛАПТЕВА О. А. Русский разговорный синтаксис. М.:1. Наука, 1976. 397 с.
- ЛЕОНТЬЕВ А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М.: Московский университет, 1970.88 с.
- ЛЕОНТЬЕВ А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307 с.
- ЛЕОНТЬЕВ А. А. Язык, речь, речевая деятельность. -М.: Просвещение, 1969. 307 с.
- ЛЕУШИНА A.M. Развитие связной речи у дошкольника.- 7- Ученые записки Ленинградского педагогического института им. А. А. Герцена, т.35, 1941, с.21−72.
- ЛИПКИНА А. И. Взаимодействие образа и слова в работе над учебным текстом. В кн.: Известия АПН РСФСР. М., 1954, вып.61, с.23−53.
- ЛОГВИНОВА Л.В. О системе подготовительной работы к сочинению-описанию. Русский язык в национальной школе, 1981, В 5, с.74−78.
- Логика (Под ред.доц. В. И. Киреемова. М.: Высшаяг „школа, 1967. 259 с.
- ЛУРИЯ А. Р. Словесная система выражения отношений. (Курс общей психологии, лекции 41−46). М.: 1965. — 172 с.
- ЛУРЙЯ А.Р., ЮДОВШ Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: АПН РСФСР, 1956. — 94 с.
- ЛЬВОВ М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития (пособие для учителей). М.: Просвещение, 1975. — 176 с.
- ЛЬВОВА М. Е. Использование картин в целях развития связной устной речи в начальной школе: Автореф.дис.. канд. пед.наук. М., 1973. — 21 с.
- ЛЮБЛИНСКАЯ А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 415 с“
- МАЛЬЧЕВСКАЯ М. Л. Некоторые языковые средства выражения связи между предложениями: Автореф. дис.. кацд.пед. наук. М., 1964. — 28 с.
- МАРАТ Ф. С. Система обучения сжатому изложению в1У классе: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1974. -16 с.
- МАРКОВА А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974, — 239 с.
- МАРКОВА А.К., МАТИС Т. А. Усвоение школьниками синтаксиса связного текста. В кн.: Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания: Тез.докл.конференции (Минск 23−31 марта 1973 г.). М., 1973., с.89−91.* *. ' *
- МЕЛИК-МАРТИРОСЯН Д. С. Развитие неподготовленной русской устной монологической речи учащихся 4−6 классов армянской школы. Дис.. канд. пед.наук. Ереван, 1976. -с.203.
- Методика преподавания русского языка в национальной средней школе. Л.: Просвещение, 1981. — 319 с.
- Методика преподавания русского языка в школах народов тюркоязычной группы (Под.ред.В.МДистякова М.: Просвещение, 1964. — 428 с.
- Методы педагогического исследования (Под ред.канд. пед. наук В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
- МЕТС Н. А. Выбор единицы обучения для формирования навыка связного монологического высказывания у студентов -иностранцев: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1975, 28 с.
- МИСТРИК Й. Математико-статистические методы в стилистике. Вопросы языкознания, 1967, 3, с.43−53.» «
- НЕЧАЕВА О. А. Типы речи (описание, повествование ирассуждение) как языковые единицы сверхфразового уровня. -В кн.: Вопросы стилистики русского языка. Иркутск, 1973, с.113−123.f
- НО. НОВАК Е. П. Обучение синтаксису связной речи. -Русский язык в национальной школе, 1980, № 2, с.20−24.
- НОВОЖИЛОВА А. Взаимосвязь изложений и сочинений: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1974, — 22 с.
- Обучение и развитие (Под ред. чл. АПН СССР Л.В.Зан-кова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
- Обучение связной русской речи в 4−8 классах татарской школы (Под ред.Н.3.Бакеевой. Казань- Таткнигоиэдат, 1980.
- ОКОНЕШНИКОВА А. В. Творческие письменные работы по русскому языку.
- Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — 368 с,
- Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1968. Т.З. — 856 е.- Т.4,856 с.
- ПОПОВ Е.К. К вопросу о местоимениях. Русский язык в школе, 1959, № I, с.86−92.
- ПОСПЕЛОВ Н. С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры. В кн.: Доклады и сообщения Института русского языка, 1948, вып.2, с.43−69.
- ПРЕОБРАЖЕЮКАЯ Е.П., РЫДЦИНА Л. Ф. Упражнения по развитию речи при изучении грамматики. Л.: Учпедгиз, Ленинградское отделение, 1963. — 134 с. «.
- Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских (под ред.А. А. Леонтвева и Н. Д. Зарубиной. М.: Русский язык, J977. — Г/6 с.
- Рекомендации Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам обучения русскому языку как средству межнационального общения народов СССР. Русский язык в национальной школе, 1973, № I, с.39−42.
- РОГОВА Г. В., РОЖКОВА Ф. М. Обучение связному высказыванию в восьмилетней школе. Иностранные языки в школе, 1969, № 6, с.41−48.
- РОЖДЕСТВЕШКИЙ К.С. К проблеме развития речи.
- В кн.: Речевое развитие младших школьников. М., Просвещение, 1970, с.4−26.
- РОЖДЕСТВЕЮКИЙ Ю. В. Введение в общую филологию. -М.: Высшая школа, 1979. 224 с.
- РОЗЕНБАУМ Е.М., ОСТАПЕНКО А. И. Учебные аспекты диалога и монолога. Русский язык за рубежом, 1973, $ 3, с.58−62.
- РОЗЕНТАЛЬ Д.Э., ТЕЛЕШОВА М. А. Справочник лингви. iстических терминов. М.: Просвещение, 1972. — 495 с.
- Русская разговорная речь (отв.ред.Е. А. Земская. -М.: 1973. 485 с.
- Русский язык в национальной школе. Проблемы лингвоIдидактики. (Под ред.Н. М. Шанского и Н. З. Бакеевой, М.,. Педагогика, I977.-348 с.
- РЯБОВА Т.В. 0 применении концепции управления усвоением в обучении русскому языку иностранцев. В кн.: Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. — М.: 1977, с.13−42.
- СЕВБО И. П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. М.: Наука, 1969. — 135 с.
- Словарь русского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1957, т.П.-1014 с.
- Словарь русского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1959, т.Ш. -992 с.
- СОЛГАНИК Г. Я. Синтаксическая стилистика. М.: Высшая школа, 1973. — 214 с.
- СОЛНЦЕВ В. М. Язык как системно-структурное образование. М.: Наука, 1977. — 311 с.
- СУРОВСКИЙ В.В. Логико-синтаксические отношения между смежными предложениями сьязного текста и их выражения в устной речи. Русский язык в школе, 1949,)Г° 2, с.12−19.
- Типовая программа по русскому языку для национальной средней школы Ц-Ю кл.). М.: Министерство просвещения СССР. АПН СССР НИИ ПРЯНШ, 1981. — 118 с.
- ТИТОВА Н. Ф. Культура речи в начальном обучении. -М.: АПН РСФСР, I960. 232 с.
- УСПЕШКИЙ М. Б. Совершенствование методов й приемов обучения русскому языку в национальной школе. (Под ред.Шанского. М. Педагогика, 1979. — 128 с.
- УШИВЗКИЙ К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Собр. соч.: в II т. М., 1949, т.5, с.333−357.
- УШИШКИИ К. Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову». Собр.соч.: в II т. М.-Л., 1949, т.7, с.225−341.
- ФАРАПОНОВА З. А. Особенности ощущений и восприятийу младших школьников. В кн.: Психология младшего школьника. М., 1960, с.5−50.
- ФЕЙЗУЛЛАЕВА Э. Г. Развитие русской устной речи учащихся первого класса азербайджанской школы: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1972. — 26 с.
- ФИГУРОВСКИЙ И. А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М.: Учпедгиз, I96I,~I7I с.
- ХЭГБОЛДТ И. Изучение иностранных языков. М.:1. Учпедгиз, 1963. 159 с. р
- ШАБАНОВ А.Ш., ВЕКШ10ВА Л. Г. Уроки русского языкав первом классе азербайджанской школы, — Баку- Маариф, 1971.84 с.
- ШАБАНОВ А.Ш., ШИЛОВА Л.Г., ПАШАЕВ Г. А. Русский язык. Учебник для 2 класса азербайджанской школы. Баку: Маариф, 1971. — 203 с.
- ШАБАНОВ А.Ш., ВЕКИЛОВА Л.Г., ПАШАЕВ Г. А. Уроки русского языка во 2 классе азербайджанской школы. Баку: Маариф, 1972. — 119 с.
- ШАГИЕВА М. Система упражнений при обучении русскому языку в начальной школе. Русский язык в начальной школе, 1968, J& 2, с.39−44.
- ШАНСКИЙ Н. М. Коммуникативное воспитание учащихся в процессе преподавания русского языка в национальной школе. fi/биКодиЫс Kcot, 1978, № 8, с.228−233.
- ШАНСКИЙ Н. М. Русская лингводидактика и языкознание. Третий международный конгресс русистов (Варшава, 1976). Избранные материалы. М., Русский язык, 1979,-280 с.
- ШАНСКИЙ Н. М. Содержание и структура школьного учебника русского языка для нерусских. Русский язык в национальной школе, 1973, № 6, с.5−13.
- ШАНСКИЙ Н.М., УСПЕНСКИЙ М. Б. Основные направления в развитии методики русского языка в национальной школе. -Русский язык в школе, 1977, IS 6, с. 19−28.
- ШАНСКИЙ Н.М., УСПЕНСКИЙ М. Б. Русский язык как учебный предает в национальной школе. Русский язык в национальной школе, 1973, $ 3, с. 2−6.
- ШЕЛЮТО Г. А. Речевые особенности публицистического стиля Н. Г. Черныйевского. Ученые записки Ужгородского университета, т. ХХУШ, 1957. — с.
- ШИРЯЕВ Е. Н. Синтаксис высказывания в разговорнойречи. Русский язык в национальной школе, 1981, В 4, с.8−14.
- ШТУЛЬМАН Э. А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам. -Воронеж: Воронежский университет, 1971. 144 с.
- ЩЕРБА Л. В. Избранные работы по русскому языку. -М.: Министерство просвещения РСФСР, 1957. 188 с.
- ЭИРАЩШН А. Ситуативность как сродство обучениярусскому языку нерусских в I классе. Русский язык в армянской школе, 1968, J3 I, с. 3−7.
- ЭЛЪКИН Д. Г. Психология речи. Одесса: Министерство высшего и среднего спец. образования УССР. -90 с.
- ЯКУБШСКЙЙ Л.П. О диалогической речи. Текст лекций для студентов филфака: Русская речь, I, Пг, 1923, с.96−195.171. fcgjwMoG ^.^Fajei Ш., Я*юаялм. fjr. kh-wj/ синнс/э учун а^слип. -Ьлхы: Маа^иор t с.
- Ш. h9M5dje? ft И, а д ил И, /уЧл/И Дд^сли*. Бокы — MctCijiKCjo /. -/ЛЗ. / Каъымоб И. fixQ пили. ^Ду/^ус и и к cjj учуй fij-рслнк 5акЫ: Маа^иу?,