Педагогические условия самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы
Технологический компонент процесса самоактуализации: создание условий для проявления активности участников образовательного взаимодействияучет их личностного смысланаличие интерактивных форм и методов воспитательного процесса, интеграция учебно-воспитательной деятельности в воспитательной системе школывнедрение в воспитательную систему эффективных воспитательных технологийвоспитательных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты проблемы самоактуализации участников образовательного взаимодействия (ученик, педагог, родитель) в ^ ^ воспитательной системе школы
- 1. 1. Философские и психолого-педагогические аспекты самоактуализации личности j ^
- 1. 2. Педагогические условия самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы
- 1. 3. Анализ содержательно-процессуальных компонентов воспитательной системы школы
- Выводы по главе
- Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению педагогических условий самоактуализации участников образовательного взаимодейст- ^ вия в воспитательной системе школы
- 2. 1. Содержание и организация экспериментальной работы
- 2. 2. Количественные и качественные результаты экспериментальной работы j Q
- 2. 3. Рекомендации по созданию системы педагогических условий для процесса самоактуализации участников образовательного взаимо- ^^ действия
- Выводы по главе
Педагогические условия самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современном мире процесс самоактуализации личности, обусловлен процессами гуманизации, гуманитаризации, и демократизации происходящими в обществе.
Самоактуализация для современного человека является актуальным процессом, поскольку она востребована обществом, а главное самой личностью современного человека, которая в этом процессе получает удовлетворение от необходимости «себя» для других людей, что по нашему мнению делает процесс самоактуализации необходимым и особенно актуальным в контексте гуманизации общества.
Анализ отечественных и зарубежных психологических, педагогических исследований показал, что проблема самоактуализации личности, не нова.
Проблема подробно изучалась американскими учеными гуманистического направления, такими как А. Маслоу [66], [67], К. Роджерс [98, 135] и др.
Различные аспекты становления самоактуализирующейся личности в целом и в частности личности подростка, будущего учителя и педагога исследовались российскими учеными-философами (Л.И. Антропова [7], Л. П. Буева [19], И. А. Винтин [22], Л. Н. Коган [46], В. И. Муляр [70], М. А. Недашковская [72], А. А. Цыренова [127], А. В. Шинкин [128] и др.) — учеными-психологами (К.А. Абульханова-Славская [1−2], Л. И. Анциферова [8], Б. Д. Парыгин [82], С. Л. Рубинштейн [101- 102- 103] и др.) — в педагогике (Е.И. Горячева [32], Л. Н. Ожигова [78], Т. В. Перевалова [85], Б. В. Рыкова [104], В. А. Сластенин [109], и ДР-).
На сегодняшний день, существует опыт создания технологий, методов, средств, и даже целых систем по реализации условий для самоактуализации личности учащегося в образовательной среде школы. В этом отношении представляют интерес для нашего исследования работы ученых и практиков (М.Г. Голубчикова, В. В. Кулишов, Л. И. Туктаева и др.).
Важное значение для представленного исследования имеют работы, отражающие сущность воспитательной системы как педагогического феномена гуманистического подхода (А.В. Гаврилина [26], Л. И. Новиковой [74], Н. А. Селивановой [33], Е. Н. Степанова [113], [114], Т. В. Цырлиной [33], и др.).
Изучением теоретических основ моделирования, создания, развития воспитательных систем, направленных на становление личности, в том числе и на процесс ее самоактуализации занимаются такие исследователи, как Е. Н. Барышников [12], Е. Н. Лекомцева [59], И. Г. Николаев [73] и др.
Существенным для нас являются исследования ученых, разрабатывающих определенные подходы к организации педагогически целенаправленного взаимодействия участников образовательного процесса, в том числе и в воспитательной системе школы (А.П. Антипова, Л. В. Байбородова, Н. И. Дереклеева, Л. Г. Петряевская, М. И. Рожков, Л. И. Маленкова, С. В. Кудрявцева, Е. Л. Федотова и др.).
4 Процесс самоактуализации личности рассматривается в разных аспектах.
Как показывает анализ исследований, авторами изучались процессы самоактуализации личности в контексте диахронического подхода. Изучение взаимосвязи и взаимовлияние процессов самоактуализации участников образовательного взаимодействия (ученик, педагог, родитель) с позиций синхронического подхода нами выявлено не было.
Таким образом, неразработанность теоретико-концептуальных положений интегрированного процесса самоактуализации участников образовательного взаимодействия, не позволяет эффективно осуществить его на практике. Данная педагогическая ситуация позволила нам выявить следующие противоречия:
1)между изменившимися требованиями общества к личности и реализации в образовательных учреждениях традиционных подходов к организации воспитательного процесса и системы воспитания в целом;
2)между потребностью в системе воспитания, обеспечивающей процесс самоактуализации личности ученика, педагога, родителя в их тесном взаимо.
Ф действии, взаимовлиянии, взаимообусловленности, интегрированности, синхронности и недостаточной разработанностью педагогических условий данного процесса в воспитательной системе школы для всех участников образовательного взаимодействия.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в вопросе касающегося проблемы самоактуализации всех участников образовательного взаимодействия: ученика, педагога, родителя в воспитательной системе школы.
Это обусловило выбор темы исследования: «Педагогические условия самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы».
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать систему педагогических условий, обеспечивающих самоактуализацию участников образовательного взаимодействия, и экспериментально проверить их эффектив-4 ность в образовательном процессе школы.
Объект исследования: самоактуализация участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы.
Предмет исследования: педагогические условия самоактуализации участников образовательного взаимодействия и их реализация в воспитательной системе школы.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы, определение цели, объекта и предмета исследования позволили сформулировать следующую гипотезу. Под процессом самоактуализации участников образовательного взаимодействия нами понимается динамичный, взаимосвязанный, взаимообусловленный и синхронный процесс раскрытия личностного потенциала у учащихсяреализации личностно-профессионального роста у педагогов и повышения психолого-педагогической компетентности у родителей. ф Процесс самоактуализации учащихся, педагогов, родителей будет эффективным, если:
— определено содержание совместной деятельности участников образовательного взаимодействия, влияющее на процесс их самоактуализации в воспитательной системе школы;
— выявлена специфика воспитательной системы школы, способствующая процессу самоактуализации учащихся, педагогов, родителей и создана сфера их согласованного взаимодействия («уклад»).
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Уточнить понятия и основные категории исследования «самоактуализация личности ученика, педагога, родителя», «педагогические условия», «участники образовательного взаимодействия», «взаимодействие», «воспитание», «воспитательная система школы».
2. Разработать и реализовать концепцию воспитательной системы школы, способствующей самоактуализации участников образовательного взаимодейстщ вия и выявить ее специфику.
3. Раскрыть сущность и особенности процесса самоактуализации участников образовательного взаимодействия (ученика, педагога, родителя) в воспитательной системе школы.
4. Апробировать и экспериментально проверить разработанную систему педагогических условий самоактуализации участников образовательного взаимодействия в практике общеобразовательной школы.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения экзистенциальной философии (Д. Дьюи, Ж. Сартр и др.) — идеи синергетики (В.А. Игнатова, И. Р. Пригожин и др.) — психологическая теория самоактуализации личности (А. Маслоу) — психолого-педагогическая теория личностного роста (К. Роджерс) — современные подходы к организации гуманистически-ориентированной воспитательной системе (А.В. Гаврилин, Л.И. Новико-ф ва и др.). Исследование опирается на идеи личностно-ориентированного обраф зования представленные в трудах C. J1. Братченко, Э. Н. Гусинского, А. С. Косоговой, Н. А. Переломовой, O. J1. Подлиняева, E. J1. Федотовой и др.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
Методы исследования. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик:
1)методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы, диссертационных исследований;
2)методы практического исследования: анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, статистический анализ;
3)методы диагностического исследования, апробированные в психолого-педагогической практике: методика «САМОАЛ», опросники, тесты, беседы, щ интервью, изучение документации, характеристик- >
4)методы экспериментального исследования (констатирующий и формирующий эксперимент).
Базой исследования являлся лицей № 3 города Иркутска.
Организация и этапы исследования. Этапы исследования. Экспериментальная работа в данной школе выполнялась в течение 1998;2003 года.
Первый этап — поисково-теоретический (1998;2000 гг.). Теоретическое и практическое знакомство с проблемой исследования, изучение степени разработанности проблемы. Разработка общей концепции исследования на основе анализа философской, социологической и психолого-педагогической литературы. На этом этапе определены методологические подходы к созданию педагогических условий самоактуализации участников образовательного взаимодействия (ученик, педагог, родитель) в воспитательной системе школы.
Второй этап — экспериментальный (2000;2001 гг.). В ходе констатирующего и формирующего экспериментов по выявлению проблем и созданию педагогических условий самоактуализации участников образовательного взаимодействия, были подвергнуты проверке гипотеза исследованияописание самоактуализирующейся личности учащегося, педагога, родителявыявлены педагогические условия самоактуализации.
Третий этап — обобщающий (2001;2003 гг.). Анализ и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, коррекция выводов, полученных на первом и втором этапах работысистематизация и обработка данныхразработка и внедрение научно-практических рекомендаций по самоактуализации учащихся, педагогов, родителей в воспитательной системе школы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1) определена сущность основных категорий в контексте исследования;
2) выделены показатели процесса самоактуализации участников образовательного взаимодействия;
3) выявлены особенности процесса самоактуализации учащихся, педагогов, родителей в воспитательной системе школы;
4) определена и обозначена специфика системы педагогических условий самоактуализации ученика, педагога, родителя.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1) уточнено содержание понятий: «самоактуализация», «самоактуализация ученика», «самоактуализация педагога», «самоактуализация родителя» «педагогические условия», «участники образовательного взаимодействия», «воспитательная система школы»;
2) разработано целостное описание самоактуализирующейся личности ученика, педагога, родителя в воспитательной системе школы;
3)разработана концепция воспитательной системы школы, направленная на самоактуализацию участников образовательного взаимодействия;
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Разработанные концепция воспитательной системы школы и программы («Выбор», «Лицей — наш дом», «Родители и педагоги за достойное воспитание детей»), методические рекомендации могут быть использованы в педагогической практике образования.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследованияразнообразием методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследованияположительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами статистической обработки.
Положения, выносимые на защиту:
1) самоактуализация участников образовательного взаимодействия рассматривается нами как актуализированная потребность личности в целостном, взаимосвязанном, взаимообусловленном, синхронном и интегрированном процессе, раскрытия личностного потенциала у учащихся, реализации личностно-профессионального роста у педагогов, повышении психолого-педагогической компетентности у родителей;
2) условиями процесса самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы являются раскрытие личностного потенциала учащегосяреализация личностно-профессионального роста педагогаповышение психолого-педагогической компетентности родителя;
3) основным и специфическим компонентом воспитательной системы школы, направленным на самоактуализацию участников образовательного взаимодействия является «уклад» — как сфера согласованного взаимодействия учащихся, педагогов, родителей;
4) деятельность участников образовательного взаимодействия представленная в модели образовательного взаимодействия учащихся, педагогов, родителей в воспитательной системе школы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в методическом пособии (Иркутск, 2002 г.), опыт работы автора обобщён ИПКРО (г. Иркутск, 2002 г.). Разработанная концепция воспитательной системы школы получила дипломы II степени на Всероссийском и областном конкурсах воспитательных концепцийвоспитательной системе школы официально присвоен статус «развивающаяся воспитательная система» (приказы: Минобразования России от 18 июня 2001 г. № 2732- ГлавУОПО № 224 от 29.01.02.). Получен Диплом II степени (г. Иркутск, 2000 г.) за программу гражданского воспитания «Выбор» на региональном конкурсе программ в области молодежной политики. В 2002 г. (г. Москва) получено свидетельство о презентации опыта создания, функционирования и развития воспитательной системы школы в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания. В 2003 году, Санкт-Петербургским государственным университетом педагогического мастерства (гуманитарная экспертиза проводилась канд. пед. наук Братченко C.JI.), проведена, гуманитарная экспертиза и дано положительное заключение по реализации концепции воспитательной системы школы в практике лицея № 3 города Иркутска. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс лицея № 3 города Иркутска. Разрабатываемые идеи, а также текущие результаты исследования отражены в 10 публикациях. Результаты и выводы исследования докладывались на международных, всероссийских, региональных, межвузовских научных и научно-практических конференциях, семинарах заместителей директоров по воспитательной работе различного уровня: 1999 год:
— Иркутск, областная, научно-практическая конференция: «Инновационные процессы в образовательных учреждениях иркутской области: состояние, проблемы и перспективы развития»;
2000 год:
— Иркутск, лицей № 3 областная, научно-практическая конференция: «Лицей будущего»;
— Ангарск, лицей № 2 областная, научно-практическая конференция: «Система дополнительного образования как фактор самореализации и самоактуализации учащихся»;
2001 год:
— Иркутск, государственный педагогический университет, научно-практическая конференция: «Образование в XXI веке: проблемы целостности и непрерывности»;
— Иркутск, государственный педагогический университет, научно-практическая конференция: «Личностно-профессиональное становление будущего специалиста в образовательном пространстве вуза»;
— Иркутск, межрегиональная научно-практическая конференция: «Гражданское образование — путь в демократическое общество»;
— Ангарск, лицей № 2, областная научно-практическая конференция: «Общечеловеческие ценности в современном образовании: опыт и перспективы»;
— Владимир, всероссийская научно-практическая конференция: Воспитание как научная категория и феномен социальной практики";
2002 год:
— Иркутск, ИПКРО. Методические материалы областного семинара заместителей директоров по воспитательной работе;
— Иркутск, Второй Байкальский Экономический Форум, международный гуманитарный конгресс «Построение гражданского общества»;
— Иркутск, межрегиональная научно-практическая конференция. Заседание научно-исследовательской лаборатории по проблемам педагогики высшей школы.
Структура и объем диссертации
.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, схемами, диаграммами, рисунками.
Выводы по главе.
Сущность решения четвертой задачи исследования заключалась в экспериментальной работе по созданию наиболее благоприятных педагогических условий в воспитательной системе школы, позволяющих наиболее эффективно реализовать процесс самоактуализации всех участников образовательного взаимодействия.
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления проблем, связанных с изучением возможностей, изменений и обогащения процесса взаимодействия в самоактуализации личности учащихся, педагогов, родителей.
Исследование самоактуализации учащихся, педагогов, родителей показало, ^ что она находится на относительно низком уровне.
Формирующий эксперимент мы разделить на шесть этапов:
1) диагностический (наблюдение, анализ результатов учебно-воспитательного процесса, выявление противоречий, определяющих направление экспериментальной работы);
2) теоретический (изучение опыта работы образовательных учреждений и анализ научной литературы по проблеме, на основе этого разработка концепции воспитательной системы школы и программы ее реализации);
3) организационный (начало реализации концепции, разработка программ, подбор методик для отслеживания динамики результатов, участие во Всероссийском конкурсе воспитательных систем с целью получения экспертной оценки теоретических положений концепции воспитательной системы и оценки её практических результатов);
4) конструктивный (апробация основных направлений эксперимента, корректировка программы исследования и уточнения его содержания);
5) внедренческий (целостный эксперимент, его мониторинг, анализ достигнутого, подготовка методических рекомендаций для их практической реализации);
6) стабилизационный (презентация опыта работы по проблеме в ГосНИИ семьи и воспитания, корректировка планов, программ, технологий с учётом полученных результатов, получение экспертной оценки Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства).
Этапы становления, формирования и развития воспитательной системы школы были 1 этап — становление 1999;2000 годы- 2 этап — функционирование 2000;2001 годы- 3 этап — развитие 2001;2003 годы.
Анализ результатов эксперимента позволил нам сделать выводы, что на протяжении эксперимента наблюдается положительная динамика уровня общей самоактуализации ученика, педагога, родителя.
Кроме измерения уровня общей самоактуализации нами в процессе эксперимента определялись по различным методикам показатели выделенных основных компонентов и критериев процесса самоактуализации участников образовательного взаимодействия, что позволило нам проверить выдвинутую нами гипотезу исследования.
По результатам сравнения итоговых показателей с входной диагностикой можно сделать вывод о повышении общего уровня самоактуализации в экспериментальной группе по' сравнению с контрольной группой. Так, уровень самоактуализации с высоким уровнем не повысился, зато с выше средним и средним уровнем самоактуализации у учащихся повысился на 15% и 22%- у педагогов на 7% и 37%- у родителей на 3% и 53%, соответственно.
Таким образом, результаты эксперимента подтвердили гипотезу исследования о том, что процессу самоактуализации участников образовательного взаимодействия способствует взаимообусловленный, интегрированный и синхронный процесс раскрытия личностного потенциала у учащихсяреализации личностно-профессионального роста у педагогов и повышения психолого-педагогической компетентности у родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Выдвинув, в качестве основополагающей, идею взаимообусловленности, синхронности, интегрированности процессов самоактуализации участников образовательного взаимодействия через процесс раскрытия личностного потенциала у учащихся, реализации личностно-профессионального роста педагогов и повышения психолого-педагогической компетентности у родителей, мы убедились, что это имеет смысл, если в воспитательной системы школы будут создаваться благоприятные педагогические условия для этого процесса.
Выполненный анализ вывел нас на обогащения процесса самоактуализации через выделение его основных компонентов, что позволило сформулировать собственное понимание и уточнить сущность понятия «самоактуализация участников образовательного взаимодействия».
Сущность процесса самоактуализации состоит в том, что он является динамичным, взаимообусловленным, интегрированным, синхронным процессом, в котором актуализируются потребности личности ученика в раскрытии личностного потенциалау педагога в реализации личностно-профессионального ростау родителя в психолого-педагогической компетентности.
Содержание самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы имеет свои особенности. Спецификой процесса самоактуализации учащихся является раскрытие личностного потенциалау педагогов его профессиональная составляющая реализация личностно-профессионального ростау родителей психолого-педагогической компетентность.
Проведенный анализ вывел нас на определение совокупности и особенностей системы педагогических условий самоактуализации ученика, педагога, родителя через концепцию воспитательной системы школы и входящего в ее рамки «уклада» — сферы согласованного взаимодействия участников образовательного процесса, основанного на принципах: синергетики, системности и интеграции и являющегося системообразующим компонентом воспитательной системы школы.
Поставлена и решена задача описания модели образовательного взаимодействия учащихся, педагогов, родителей в воспитательной системе школы, через уточнения основных компонентов, направлений и показателей процесса их самоактуализации, при этом нами разработаны формы организации и реализации деятельности участников образовательного взаимодействия, программы способствующих их самоактуализации.
Решение проблемы самоактуализации ученика, педагога, родителя, стало возможным благодаря применению необходимого и оптимального механизма создания наиболее эффективных условий для процесса самоактуализации учащихся, педагогов, родителей как «взаимодействие».
В систему педагогических условий самоактуализации участников образовательного взаимодействия входят такие ее составляющие как:
— содержательный компонент процесса самоактуализации. Для этого мы разработали концепцию воспитательной системы школы, опирающуюся на «уклад» и в его рамках на принципах процесса самоактуализации: синергетиче-ский, личностно-центрированный, системный, интеграции принципы;
— технологический компонент процесса самоактуализации: создание условий для проявления активности участников образовательного взаимодействияучет их личностного смысланаличие интерактивных форм и методов воспитательного процесса, интеграция учебно-воспитательной деятельности в воспитательной системе школывнедрение в воспитательную систему эффективных воспитательных технологийвоспитательных, развивающих программодновременность, синхронность, взаимовлияние, взаимопроникновение процессов самоактуализации учащихся, педагогов, родителейформы организации и реализации деятельности, способствующие процессу их самоактуализации — через «взаимодействие» — его гуманистический, демократический, открытый стиль;
— психологический компонент процесса самоактуализации: «описание самоактуализирующейся личности» ученика, педагога, родителя.
Таким образом, кратко резюмируем выводы по проведенному нами исследованию:
1. Сущность процесса самоактуализации состоит в том, что он является динамичным, взаимообусловленным, интегрированным, синхронным процессом в котором актуализируются потребности личности ученика в раскрытии личностного потенциалау педагога в реализации личностно-професси-онального ростау родителя в психолого-педагогической компетентности.
2. Содержание самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы имеет свои особенности. Спецификой процесса самоактуализации учащихся является раскрытие личностного потенциалау педагогов его профессиональная составляющая реализация лично-стно-профессионального ростау родителей психолого-педагогической компетентность.
3. Выполненный анализ вывел нас на определение совокупности и особенностей системы педагогических условий самоактуализации ученика, педагога, родителя через концепцию воспитательной системы школы и входящего в её рамки «уклада» — сферы согласованного взаимодействия участников образовательного процесса, основанного на личностно-центрированном подходе опирающегося на принципы: синергетики, системности, интеграции и являющегося системообразующим компонентом воспитательной системы школы.
4. Поставлена и решена задача описания модели образовательного взаимодействия учащихся, педагогов, родителей в воспитательной системе школы, через уточнения основных компонентов, критериев, направлений и показателей процесса их самоактуализации, при этом нами разработаны формы организации и реализации деятельности участников образовательного взаимодействия и воспитательно-развивающие программы способствующие процессу их самоактуализации («Выбор», «Лицей — наш дом», «Родители и педагоги за достойное воспитание детей» и др.).
5. Решение проблемы самоактуализации участников образовательного взаимодействия, стало возможным благодаря применению необходимого и оптимального механизма для создания наиболее эффективных условий для процесса самоактуализации учащихся, педагогов, родителей, таким механизмом является «взаимодействие», которое нами рассматривается как системообразующая деятельность учащихся, педагогов, родителей в воспитательной системе школы.
6. Представленное диссертационное исследование не раскрывает всей полноты возможностей воспитательной системы школы в аспекте самоактуализации участников образовательного взаимодействия и представляет собой один из возможных вариантов создания педагогических условий для активизации процесса самоактуализации личности. Проведенная работа открывает перспективы дальнейших разработок, направленных на изучение смежных вопросов этой многоаспектной работы.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. -С. 27−48.
- Адлер А. Социальный интерес: вызов человечеству // Первое сентября. 1993. — № 6. — С. 3.
- Акиндинова И.Л. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа: Дис.. канд. псих. наук. -СПб., 2000.- 151 с.
- Александрова М.В. Продуктивное взаимодействие педагогов как фактор развития школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Великий Новгород, 2001.-21 с.
- Антипова А.П. Взаимодействие педагогов и старших подростков в образовательном процессе с учетом половой дифференциации: Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1999. — 199 с.
- Антропова Л.И. Социальные проблемы самореализации личности: Автореф. дис. .канд. философ, наук. Ростов н/Д, 1980. -19 с.
- Анциферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопр. психологии. 1973. — № 4. — С. 173−180.
- Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. М., 1994. — Т. 4 — С. 1624.
- Асеев В.Г. Пакет психодиагностических методик. Иркутск: ИГПИ, 1991−171 с.
- Бабанский Ю.К. Об управлении процессом воспитательного воздействия // Сов. педагогика. 1971. — № 8. — С. 32−35.
- Барышников Е.Н. Ценностно-смысловое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения: Дис.. канд. пед. наук. -СПб., 1999.- 154 с.
- Берталанфи Л. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина -М.: Прогресс, 1969.-С. 23−82.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989. — 190 с.
- Бильгильдеева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации: Дис. .канд. пед. наук. Кострома, 1998.-255 с.
- Болотава А.К. С чего начинать школьному психологу?: Учеб. посо бие. М.: Моск. психолого — социальный институт- Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2001. — 96 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. — Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2000. 304 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
- Букина Н.Н. Неформальное образование родителей в условиях современной школы: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1999. — 230 с.
- Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении науки.// Соч.: В 2 т. — 2-е изд. М., 1997. — Т. 1.-С.458.
- Винтин И.А. Этико-психологические аспекты самоактуализации личности в эгосоциальной теории: Дис. .канд. философ, наук. Саранск, 1999.-168 с.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М.: Пед. о-во России 1999. — 192 с.
- Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. науч. тр. /Под ред. Л. И. Новиковой. М.: НИИТ и ИП, 1992. — 134 с.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, первоисточниках: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288 с.
- Гаврилин А.В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: Дис. д-ра пед. наук. — М., 1997.-362 с.
- Газман О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Методические рекомендации. М., 1992. — 114 с.
- Гликман И.З. Воспитание и образование // Педагогика. 1999. — № 2. -С. 110−115.
- Гликман И.З. Воспитание или формирование? // Педагогика. 2000. № 5.-С. 20−23.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1996.
- Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. М.: Новая школа, 2001. — 176 с.
- Горячева Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: Дис. .канд. пед. наук. М., 1996.-208 с.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)/ Ред.-сост. Е. И. Соколова / Под общей ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. о-во России, 1998. — 336 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М., 2000. — 224 с.
- Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Автореф.. дис. д-ра. пед. наук. М., 2000. — 44 с.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1−11 классах. М.: Вер-бум, 2001.-80 с.
- Емельянцев СЛ. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1999. — 172 с. 38.3ейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-воМГУ, 1982.- 127 с.
- Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопр. психологии. 1991. — № 4, 5- 1992. — № 5−6.
- Иванов С.А. Педагогические условия самореализации личности учащегося в системе непрерывного образования: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.-176 с.
- Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика.-2001.-№ 8.-С. 26−30.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. -704 с.
- Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем /Под ред. H. J1. Селивановой. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 256 с.
- Квитков М.Г. Педагогические условия самореализации молодежи в общественных организациях: Дис. .канд. пед. наук. Омск, 2000. — 160 с.
- Коваленко М.Ю. Визуально-эмоциональная поддержка самореализации подростка в воспитательно-образовательной среде: Дис. .канд. пед. наук. Кострома, 1999. — 242 с.
- Коган J1.H. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
- Коджаспирова Г. М., А.Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. -М., 2000.-175 с.
- Колесова Л.Г. Организация взаимодействия семьи и педагогического коллектива в структуре деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1998. — 163 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Внешкольник. № 6. — 2002. — С. 1.
- Косогова А.С. Становление педагога: Монография. — Иркутск: Изд -во ИГПУ, 2001.-178 с.
- Кочетов А.И. Воспитательная система: теория, проблематика, альтернативы. Мн., 1997. — 146 с.
- Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — 567 с.
- Краткий словарь по социологии./Под ред. Д. М. Гвишмани, Н.И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, М. Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
- Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения. М., 2000. — 192 с.
- Крылова Н.Г. Педагогические условия самореализации подростка в деятельности сельского учреждения дополнительного образования: Дис.. .канд. пед. наук. Кострома, 1999. — 184 с.
- Кудрявцева С.В. Взаимодействие субъектов образования как показатель эффективности педагогической системы: Дис. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 227 с.
- Кулишов В.В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. — 147 с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учеб. — метод, пособие. М.- Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. — 192 с.
- Лекомцева Е.Н. Воспитательная система школы как фактор социального становления старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. -165 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304с.
- Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 150−158.
- Лисовская Е.Б. Самоактуализация личности // Научно-техническая революция и социальная психология. М, 1981. — С. 76−84.
- Лукьянова М.И. Психолого педагогическая компетентность учителя // Педагогика. — 2001. — № 10. — С. 56−61.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя. — М.: Пед. о-во России: Ноосфера, 1999. — 298с.
- Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога М.: Пед. о-во России, 2000. — 230 с.
- Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. — М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997.-304 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1982.- 110 с.
- Молодцова Н.Г. Организация продуктивного общения учителя с родителями учеников // Проблемы школьного воспитания: Прилож. к журн. «Педагогическое обозрение». 2000. — № 1.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособие. М: Пед. о-во России, 2001. — 320 с.
- Муляр В.И. Самореализация личности как социальный процесс: Ав-тореф. дис.. канд. философ, наук. Киев, 1990. — 24 с.
- Мышляковская А.В. Педагогические условия самореализации подростка в детском коллективе: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 215 с.
- Недашковская М.А. Самореализация личности как феномен культуры: Дис. .канд. философ, наук. Киев, 1990. — 167 с.
- Николаев И.Г. Педагогические условия моделирования воспитательных систем: Дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. -246 с.
- Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 28−35.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983. — 815 с.
- Ожигова Л. Н. Тендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: Дис. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. — 167 с.
- Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности: тексты. М., 1982. — С. 208−218.
- Парыгин Б.Д. Научно технический прогресс и проблема самореализация личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. — С. 38−45.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 2002 — 640 с.
- Педагогическое взаимодействие классного руководителя с семьей учащегося: В помощь студенту — практиканту /Сост. О. А. Шостакович. Метод. рекомендации. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2000.- 67 с.
- Перевалова Т.В. Становление самоактуализирующейся личности будущего учителя в пространстве вузовского педагогического взаимодействия: Автореф. дис. канд. пед. наук. Иркутск, 2001. — 21 с.
- Переломова Н.А. Актуализация личностно профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИППК: Монография. — Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2002. — 176 с.
- Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Центр «Пед. поиск», 2001 .- 160 с
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 е.: ил.
- Подлиняев О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования): Дис.. д-ра пед. наук. — Иркутск, 1999.-387 с.
- Подлиняев О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Хабаровск, 1999. — 36 с.
- Подлиняев О.Л., Федотова Е. Л., Косогова А. С. Некоторые подходы к проблеме становления личности в педагогике: Учеб. пособие. Иркутск: ИГПУ, 1997.-72 с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986. — 431 с. V
- Проблема самореализации личности в педвузе и общеобразовательной школе: Тез. докл. межвузов, научн. конференции. Киев, 1990. — 180 с.
- Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 2001 гг. Раздел 3: Основные принципы организации воспитания. — М., 1999.
- Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛОДОС, 2001. — Т. 1. — 312 е.: ил.- - Т.2. — 248 е.: ил.
- Психология: Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. -2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психолого-педагогический словарь / Автор-сост. В. А. Мижериков. -Ростов-н/Д, 1998. 540 с.
- Роджерс К.Р. Взгляды на психотерапию. Становления человека / Пер. с анг.- общ. ред. И предисл. Е. И. Исениной. М.: Изд. группа «Прогресс" — „Универс“, 1994. — 480 с.
- Рожков М. И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гума-нит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с
- Рубинштейн С.Л. Мышление // Основы общей психологии. М., 1946.-С. 67.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
- Рыкова Б.В. Педагогические условия самоактуализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис. .канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. — 238 с.
- Селевко Г. К. Самосовершенствование личности: Метод, пособие по преподаванию курса. М.: Нар. образование, 2000. — 128 с.
- Селевко Г. К., Селевко А. Г., Левина О. Г. Реализуем себя. М.: Нар. образование, 2001. — 176 с. — (Сер. „Самосовершенствование личности“)
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Гном-Пресс, 1999. — 188 с.
- Система дополнительного образования как фактор самореализации, самоактуализации учащихся: Материалы научн.-практ. конф. Ангарск: Лицей № 2, 2000.
- Сластенин. М.: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 488 е.: ил.
- Слепова Т.В. Критический анализ проблемы эмансипированности личности в некоторых исследованиях „гуманистической психологии“ // Вопросы психологии. 1976. — № 5.
- Созонов В.И. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 28−32.
- Степанов В.М., Лапина О. А., Макаровская А. П. О воспитании, воспитателе и гуманной педагогике. 2-е изд., испр. и доп. — Иркутск: ЗАО „Вост-Сиб. издательская компания“, 2000. — 160 с.
- Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков: ПОИПКРО, 1998.-263 с.
- Степанов Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Дис. .докт. пед. наук. — Ярославль, 1999.-319 с.
- Сумерки богов/ Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др. М.: Политиздат, 1984.-396 с.
- Теория и практика гуманистических воспитательных систем: Ма териалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Владимир, 12−16 октября 1997 г.).-Владимир: Изд. ВОИУУ, 1997. 216 с.
- Тубельский А.Н. Формирование демократического поведения у школьников и учителей. М.: Пед. о-во России, 2001. — 153 с.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой и др. -М.: Пед. о-во России, 1999. 264 с.
- Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Дис. .д-ра. пед. наук. Иркутск, 1998.-386 с.
- Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития: Концепция воспитательной работы школы. Иркутск, 1998.-17 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. — 576 с.
- Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психологи личности: Тексты (Сб.)/ Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М., 1982. -С. 118−127.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
- Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика: Пособие для студентов, учителей и школьных психологов. М.- Воронеж, 1998.-57 с.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993. — 112 с.
- Цыренова А.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: Дис. .канд. философ, наук. М., 1992. — 169 с.
- Шинкин А.В. Социальный тонус и самореализация личности как факторы управления: Дис.. д-ра. философ, наук. М., — 279 с.
- Школа практического гуманизма. Городская экспериментальная площадка. М.: Комитет образования г. Москвы. Школа № 1274 им. В. В. Маяковского с углубленным изучением английского языка, 2002. — 50 с.
- Школьный философский словарь. М.: Просвещение, 1995.
- Шостакович О. А. Педагогическое взаимодействие классного руководителя с семьей учащегося: (Методические рекомендации). Иркутск, 2000. — 37 с.
- Шостром. Э. Анти-Карнеги или человек манипулятор. — Минск: ТПЦ Полифакт, 1992. — 128 с.
- Шумская Л.И., Завадская Ж. Е. Основы воспитательной работы с учащейся молодежью: Учеб. пособие. Мн.: Ушверсггэцкае, 2000. — 190 с.
- Щербакова С.Н. Формирование психолого педагогической культуры родителей: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1998. — 219 с.
- Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно — историческая педагогика. М.: „ПЕР СЭ“, 2000. — 351 с.
- Dictionary of psychology (1971). New York: 10 Chaplain, -p.537.
- The encyclopaedia of psychology. (1983). Oxford: Hare Rogers. • p.715.
- Описание модели образовательного взаимодействия ученика, педагога, родителя в воспитательной системе школы (направления, задачи и формы самоактуализации участников образовательного взаимодействия)»