Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Технологический компонент процесса самоактуализации: создание условий для проявления активности участников образовательного взаимодействияучет их личностного смысланаличие интерактивных форм и методов воспитательного процесса, интеграция учебно-воспитательной деятельности в воспитательной системе школывнедрение в воспитательную систему эффективных воспитательных технологийвоспитательных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты проблемы самоактуализации участников образовательного взаимодействия (ученик, педагог, родитель) в ^ ^ воспитательной системе школы
    • 1. 1. Философские и психолого-педагогические аспекты самоактуализации личности j ^
    • 1. 2. Педагогические условия самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы
    • 1. 3. Анализ содержательно-процессуальных компонентов воспитательной системы школы
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению педагогических условий самоактуализации участников образовательного взаимодейст- ^ вия в воспитательной системе школы
    • 2. 1. Содержание и организация экспериментальной работы
    • 2. 2. Количественные и качественные результаты экспериментальной работы j Q
    • 2. 3. Рекомендации по созданию системы педагогических условий для процесса самоактуализации участников образовательного взаимо- ^^ действия
  • Выводы по главе

Педагогические условия самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире процесс самоактуализации личности, обусловлен процессами гуманизации, гуманитаризации, и демократизации происходящими в обществе.

Самоактуализация для современного человека является актуальным процессом, поскольку она востребована обществом, а главное самой личностью современного человека, которая в этом процессе получает удовлетворение от необходимости «себя» для других людей, что по нашему мнению делает процесс самоактуализации необходимым и особенно актуальным в контексте гуманизации общества.

Анализ отечественных и зарубежных психологических, педагогических исследований показал, что проблема самоактуализации личности, не нова.

Проблема подробно изучалась американскими учеными гуманистического направления, такими как А. Маслоу [66], [67], К. Роджерс [98, 135] и др.

Различные аспекты становления самоактуализирующейся личности в целом и в частности личности подростка, будущего учителя и педагога исследовались российскими учеными-философами (Л.И. Антропова [7], Л. П. Буева [19], И. А. Винтин [22], Л. Н. Коган [46], В. И. Муляр [70], М. А. Недашковская [72], А. А. Цыренова [127], А. В. Шинкин [128] и др.) — учеными-психологами (К.А. Абульханова-Славская [1−2], Л. И. Анциферова [8], Б. Д. Парыгин [82], С. Л. Рубинштейн [101- 102- 103] и др.) — в педагогике (Е.И. Горячева [32], Л. Н. Ожигова [78], Т. В. Перевалова [85], Б. В. Рыкова [104], В. А. Сластенин [109], и ДР-).

На сегодняшний день, существует опыт создания технологий, методов, средств, и даже целых систем по реализации условий для самоактуализации личности учащегося в образовательной среде школы. В этом отношении представляют интерес для нашего исследования работы ученых и практиков (М.Г. Голубчикова, В. В. Кулишов, Л. И. Туктаева и др.).

Важное значение для представленного исследования имеют работы, отражающие сущность воспитательной системы как педагогического феномена гуманистического подхода (А.В. Гаврилина [26], Л. И. Новиковой [74], Н. А. Селивановой [33], Е. Н. Степанова [113], [114], Т. В. Цырлиной [33], и др.).

Изучением теоретических основ моделирования, создания, развития воспитательных систем, направленных на становление личности, в том числе и на процесс ее самоактуализации занимаются такие исследователи, как Е. Н. Барышников [12], Е. Н. Лекомцева [59], И. Г. Николаев [73] и др.

Существенным для нас являются исследования ученых, разрабатывающих определенные подходы к организации педагогически целенаправленного взаимодействия участников образовательного процесса, в том числе и в воспитательной системе школы (А.П. Антипова, Л. В. Байбородова, Н. И. Дереклеева, Л. Г. Петряевская, М. И. Рожков, Л. И. Маленкова, С. В. Кудрявцева, Е. Л. Федотова и др.).

4 Процесс самоактуализации личности рассматривается в разных аспектах.

Как показывает анализ исследований, авторами изучались процессы самоактуализации личности в контексте диахронического подхода. Изучение взаимосвязи и взаимовлияние процессов самоактуализации участников образовательного взаимодействия (ученик, педагог, родитель) с позиций синхронического подхода нами выявлено не было.

Таким образом, неразработанность теоретико-концептуальных положений интегрированного процесса самоактуализации участников образовательного взаимодействия, не позволяет эффективно осуществить его на практике. Данная педагогическая ситуация позволила нам выявить следующие противоречия:

1)между изменившимися требованиями общества к личности и реализации в образовательных учреждениях традиционных подходов к организации воспитательного процесса и системы воспитания в целом;

2)между потребностью в системе воспитания, обеспечивающей процесс самоактуализации личности ученика, педагога, родителя в их тесном взаимо.

Ф действии, взаимовлиянии, взаимообусловленности, интегрированности, синхронности и недостаточной разработанностью педагогических условий данного процесса в воспитательной системе школы для всех участников образовательного взаимодействия.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в вопросе касающегося проблемы самоактуализации всех участников образовательного взаимодействия: ученика, педагога, родителя в воспитательной системе школы.

Это обусловило выбор темы исследования: «Педагогические условия самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы».

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать систему педагогических условий, обеспечивающих самоактуализацию участников образовательного взаимодействия, и экспериментально проверить их эффектив-4 ность в образовательном процессе школы.

Объект исследования: самоактуализация участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы.

Предмет исследования: педагогические условия самоактуализации участников образовательного взаимодействия и их реализация в воспитательной системе школы.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы, определение цели, объекта и предмета исследования позволили сформулировать следующую гипотезу. Под процессом самоактуализации участников образовательного взаимодействия нами понимается динамичный, взаимосвязанный, взаимообусловленный и синхронный процесс раскрытия личностного потенциала у учащихсяреализации личностно-профессионального роста у педагогов и повышения психолого-педагогической компетентности у родителей. ф Процесс самоактуализации учащихся, педагогов, родителей будет эффективным, если:

— определено содержание совместной деятельности участников образовательного взаимодействия, влияющее на процесс их самоактуализации в воспитательной системе школы;

— выявлена специфика воспитательной системы школы, способствующая процессу самоактуализации учащихся, педагогов, родителей и создана сфера их согласованного взаимодействия («уклад»).

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Уточнить понятия и основные категории исследования «самоактуализация личности ученика, педагога, родителя», «педагогические условия», «участники образовательного взаимодействия», «взаимодействие», «воспитание», «воспитательная система школы».

2. Разработать и реализовать концепцию воспитательной системы школы, способствующей самоактуализации участников образовательного взаимодейстщ вия и выявить ее специфику.

3. Раскрыть сущность и особенности процесса самоактуализации участников образовательного взаимодействия (ученика, педагога, родителя) в воспитательной системе школы.

4. Апробировать и экспериментально проверить разработанную систему педагогических условий самоактуализации участников образовательного взаимодействия в практике общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения экзистенциальной философии (Д. Дьюи, Ж. Сартр и др.) — идеи синергетики (В.А. Игнатова, И. Р. Пригожин и др.) — психологическая теория самоактуализации личности (А. Маслоу) — психолого-педагогическая теория личностного роста (К. Роджерс) — современные подходы к организации гуманистически-ориентированной воспитательной системе (А.В. Гаврилин, Л.И. Новико-ф ва и др.). Исследование опирается на идеи личностно-ориентированного обраф зования представленные в трудах C. J1. Братченко, Э. Н. Гусинского, А. С. Косоговой, Н. А. Переломовой, O. J1. Подлиняева, E. J1. Федотовой и др.

Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.

Методы исследования. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик:

1)методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы, диссертационных исследований;

2)методы практического исследования: анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, статистический анализ;

3)методы диагностического исследования, апробированные в психолого-педагогической практике: методика «САМОАЛ», опросники, тесты, беседы, щ интервью, изучение документации, характеристик- >

4)методы экспериментального исследования (констатирующий и формирующий эксперимент).

Базой исследования являлся лицей № 3 города Иркутска.

Организация и этапы исследования. Этапы исследования. Экспериментальная работа в данной школе выполнялась в течение 1998;2003 года.

Первый этап — поисково-теоретический (1998;2000 гг.). Теоретическое и практическое знакомство с проблемой исследования, изучение степени разработанности проблемы. Разработка общей концепции исследования на основе анализа философской, социологической и психолого-педагогической литературы. На этом этапе определены методологические подходы к созданию педагогических условий самоактуализации участников образовательного взаимодействия (ученик, педагог, родитель) в воспитательной системе школы.

Второй этап — экспериментальный (2000;2001 гг.). В ходе констатирующего и формирующего экспериментов по выявлению проблем и созданию педагогических условий самоактуализации участников образовательного взаимодействия, были подвергнуты проверке гипотеза исследованияописание самоактуализирующейся личности учащегося, педагога, родителявыявлены педагогические условия самоактуализации.

Третий этап — обобщающий (2001;2003 гг.). Анализ и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, коррекция выводов, полученных на первом и втором этапах работысистематизация и обработка данныхразработка и внедрение научно-практических рекомендаций по самоактуализации учащихся, педагогов, родителей в воспитательной системе школы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1) определена сущность основных категорий в контексте исследования;

2) выделены показатели процесса самоактуализации участников образовательного взаимодействия;

3) выявлены особенности процесса самоактуализации учащихся, педагогов, родителей в воспитательной системе школы;

4) определена и обозначена специфика системы педагогических условий самоактуализации ученика, педагога, родителя.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1) уточнено содержание понятий: «самоактуализация», «самоактуализация ученика», «самоактуализация педагога», «самоактуализация родителя» «педагогические условия», «участники образовательного взаимодействия», «воспитательная система школы»;

2) разработано целостное описание самоактуализирующейся личности ученика, педагога, родителя в воспитательной системе школы;

3)разработана концепция воспитательной системы школы, направленная на самоактуализацию участников образовательного взаимодействия;

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Разработанные концепция воспитательной системы школы и программы («Выбор», «Лицей — наш дом», «Родители и педагоги за достойное воспитание детей»), методические рекомендации могут быть использованы в педагогической практике образования.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследованияразнообразием методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследованияположительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами статистической обработки.

Положения, выносимые на защиту:

1) самоактуализация участников образовательного взаимодействия рассматривается нами как актуализированная потребность личности в целостном, взаимосвязанном, взаимообусловленном, синхронном и интегрированном процессе, раскрытия личностного потенциала у учащихся, реализации личностно-профессионального роста у педагогов, повышении психолого-педагогической компетентности у родителей;

2) условиями процесса самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы являются раскрытие личностного потенциала учащегосяреализация личностно-профессионального роста педагогаповышение психолого-педагогической компетентности родителя;

3) основным и специфическим компонентом воспитательной системы школы, направленным на самоактуализацию участников образовательного взаимодействия является «уклад» — как сфера согласованного взаимодействия учащихся, педагогов, родителей;

4) деятельность участников образовательного взаимодействия представленная в модели образовательного взаимодействия учащихся, педагогов, родителей в воспитательной системе школы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в методическом пособии (Иркутск, 2002 г.), опыт работы автора обобщён ИПКРО (г. Иркутск, 2002 г.). Разработанная концепция воспитательной системы школы получила дипломы II степени на Всероссийском и областном конкурсах воспитательных концепцийвоспитательной системе школы официально присвоен статус «развивающаяся воспитательная система» (приказы: Минобразования России от 18 июня 2001 г. № 2732- ГлавУОПО № 224 от 29.01.02.). Получен Диплом II степени (г. Иркутск, 2000 г.) за программу гражданского воспитания «Выбор» на региональном конкурсе программ в области молодежной политики. В 2002 г. (г. Москва) получено свидетельство о презентации опыта создания, функционирования и развития воспитательной системы школы в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания. В 2003 году, Санкт-Петербургским государственным университетом педагогического мастерства (гуманитарная экспертиза проводилась канд. пед. наук Братченко C.JI.), проведена, гуманитарная экспертиза и дано положительное заключение по реализации концепции воспитательной системы школы в практике лицея № 3 города Иркутска. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс лицея № 3 города Иркутска. Разрабатываемые идеи, а также текущие результаты исследования отражены в 10 публикациях. Результаты и выводы исследования докладывались на международных, всероссийских, региональных, межвузовских научных и научно-практических конференциях, семинарах заместителей директоров по воспитательной работе различного уровня: 1999 год:

— Иркутск, областная, научно-практическая конференция: «Инновационные процессы в образовательных учреждениях иркутской области: состояние, проблемы и перспективы развития»;

2000 год:

— Иркутск, лицей № 3 областная, научно-практическая конференция: «Лицей будущего»;

— Ангарск, лицей № 2 областная, научно-практическая конференция: «Система дополнительного образования как фактор самореализации и самоактуализации учащихся»;

2001 год:

— Иркутск, государственный педагогический университет, научно-практическая конференция: «Образование в XXI веке: проблемы целостности и непрерывности»;

— Иркутск, государственный педагогический университет, научно-практическая конференция: «Личностно-профессиональное становление будущего специалиста в образовательном пространстве вуза»;

— Иркутск, межрегиональная научно-практическая конференция: «Гражданское образование — путь в демократическое общество»;

— Ангарск, лицей № 2, областная научно-практическая конференция: «Общечеловеческие ценности в современном образовании: опыт и перспективы»;

— Владимир, всероссийская научно-практическая конференция: Воспитание как научная категория и феномен социальной практики";

2002 год:

— Иркутск, ИПКРО. Методические материалы областного семинара заместителей директоров по воспитательной работе;

— Иркутск, Второй Байкальский Экономический Форум, международный гуманитарный конгресс «Построение гражданского общества»;

— Иркутск, межрегиональная научно-практическая конференция. Заседание научно-исследовательской лаборатории по проблемам педагогики высшей школы.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, схемами, диаграммами, рисунками.

Выводы по главе.

Сущность решения четвертой задачи исследования заключалась в экспериментальной работе по созданию наиболее благоприятных педагогических условий в воспитательной системе школы, позволяющих наиболее эффективно реализовать процесс самоактуализации всех участников образовательного взаимодействия.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления проблем, связанных с изучением возможностей, изменений и обогащения процесса взаимодействия в самоактуализации личности учащихся, педагогов, родителей.

Исследование самоактуализации учащихся, педагогов, родителей показало, ^ что она находится на относительно низком уровне.

Формирующий эксперимент мы разделить на шесть этапов:

1) диагностический (наблюдение, анализ результатов учебно-воспитательного процесса, выявление противоречий, определяющих направление экспериментальной работы);

2) теоретический (изучение опыта работы образовательных учреждений и анализ научной литературы по проблеме, на основе этого разработка концепции воспитательной системы школы и программы ее реализации);

3) организационный (начало реализации концепции, разработка программ, подбор методик для отслеживания динамики результатов, участие во Всероссийском конкурсе воспитательных систем с целью получения экспертной оценки теоретических положений концепции воспитательной системы и оценки её практических результатов);

4) конструктивный (апробация основных направлений эксперимента, корректировка программы исследования и уточнения его содержания);

5) внедренческий (целостный эксперимент, его мониторинг, анализ достигнутого, подготовка методических рекомендаций для их практической реализации);

6) стабилизационный (презентация опыта работы по проблеме в ГосНИИ семьи и воспитания, корректировка планов, программ, технологий с учётом полученных результатов, получение экспертной оценки Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства).

Этапы становления, формирования и развития воспитательной системы школы были 1 этап — становление 1999;2000 годы- 2 этап — функционирование 2000;2001 годы- 3 этап — развитие 2001;2003 годы.

Анализ результатов эксперимента позволил нам сделать выводы, что на протяжении эксперимента наблюдается положительная динамика уровня общей самоактуализации ученика, педагога, родителя.

Кроме измерения уровня общей самоактуализации нами в процессе эксперимента определялись по различным методикам показатели выделенных основных компонентов и критериев процесса самоактуализации участников образовательного взаимодействия, что позволило нам проверить выдвинутую нами гипотезу исследования.

По результатам сравнения итоговых показателей с входной диагностикой можно сделать вывод о повышении общего уровня самоактуализации в экспериментальной группе по' сравнению с контрольной группой. Так, уровень самоактуализации с высоким уровнем не повысился, зато с выше средним и средним уровнем самоактуализации у учащихся повысился на 15% и 22%- у педагогов на 7% и 37%- у родителей на 3% и 53%, соответственно.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили гипотезу исследования о том, что процессу самоактуализации участников образовательного взаимодействия способствует взаимообусловленный, интегрированный и синхронный процесс раскрытия личностного потенциала у учащихсяреализации личностно-профессионального роста у педагогов и повышения психолого-педагогической компетентности у родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выдвинув, в качестве основополагающей, идею взаимообусловленности, синхронности, интегрированности процессов самоактуализации участников образовательного взаимодействия через процесс раскрытия личностного потенциала у учащихся, реализации личностно-профессионального роста педагогов и повышения психолого-педагогической компетентности у родителей, мы убедились, что это имеет смысл, если в воспитательной системы школы будут создаваться благоприятные педагогические условия для этого процесса.

Выполненный анализ вывел нас на обогащения процесса самоактуализации через выделение его основных компонентов, что позволило сформулировать собственное понимание и уточнить сущность понятия «самоактуализация участников образовательного взаимодействия».

Сущность процесса самоактуализации состоит в том, что он является динамичным, взаимообусловленным, интегрированным, синхронным процессом, в котором актуализируются потребности личности ученика в раскрытии личностного потенциалау педагога в реализации личностно-профессионального ростау родителя в психолого-педагогической компетентности.

Содержание самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы имеет свои особенности. Спецификой процесса самоактуализации учащихся является раскрытие личностного потенциалау педагогов его профессиональная составляющая реализация личностно-профессионального ростау родителей психолого-педагогической компетентность.

Проведенный анализ вывел нас на определение совокупности и особенностей системы педагогических условий самоактуализации ученика, педагога, родителя через концепцию воспитательной системы школы и входящего в ее рамки «уклада» — сферы согласованного взаимодействия участников образовательного процесса, основанного на принципах: синергетики, системности и интеграции и являющегося системообразующим компонентом воспитательной системы школы.

Поставлена и решена задача описания модели образовательного взаимодействия учащихся, педагогов, родителей в воспитательной системе школы, через уточнения основных компонентов, направлений и показателей процесса их самоактуализации, при этом нами разработаны формы организации и реализации деятельности участников образовательного взаимодействия, программы способствующих их самоактуализации.

Решение проблемы самоактуализации ученика, педагога, родителя, стало возможным благодаря применению необходимого и оптимального механизма создания наиболее эффективных условий для процесса самоактуализации учащихся, педагогов, родителей как «взаимодействие».

В систему педагогических условий самоактуализации участников образовательного взаимодействия входят такие ее составляющие как:

— содержательный компонент процесса самоактуализации. Для этого мы разработали концепцию воспитательной системы школы, опирающуюся на «уклад» и в его рамках на принципах процесса самоактуализации: синергетиче-ский, личностно-центрированный, системный, интеграции принципы;

— технологический компонент процесса самоактуализации: создание условий для проявления активности участников образовательного взаимодействияучет их личностного смысланаличие интерактивных форм и методов воспитательного процесса, интеграция учебно-воспитательной деятельности в воспитательной системе школывнедрение в воспитательную систему эффективных воспитательных технологийвоспитательных, развивающих программодновременность, синхронность, взаимовлияние, взаимопроникновение процессов самоактуализации учащихся, педагогов, родителейформы организации и реализации деятельности, способствующие процессу их самоактуализации — через «взаимодействие» — его гуманистический, демократический, открытый стиль;

— психологический компонент процесса самоактуализации: «описание самоактуализирующейся личности» ученика, педагога, родителя.

Таким образом, кратко резюмируем выводы по проведенному нами исследованию:

1. Сущность процесса самоактуализации состоит в том, что он является динамичным, взаимообусловленным, интегрированным, синхронным процессом в котором актуализируются потребности личности ученика в раскрытии личностного потенциалау педагога в реализации личностно-професси-онального ростау родителя в психолого-педагогической компетентности.

2. Содержание самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы имеет свои особенности. Спецификой процесса самоактуализации учащихся является раскрытие личностного потенциалау педагогов его профессиональная составляющая реализация лично-стно-профессионального ростау родителей психолого-педагогической компетентность.

3. Выполненный анализ вывел нас на определение совокупности и особенностей системы педагогических условий самоактуализации ученика, педагога, родителя через концепцию воспитательной системы школы и входящего в её рамки «уклада» — сферы согласованного взаимодействия участников образовательного процесса, основанного на личностно-центрированном подходе опирающегося на принципы: синергетики, системности, интеграции и являющегося системообразующим компонентом воспитательной системы школы.

4. Поставлена и решена задача описания модели образовательного взаимодействия учащихся, педагогов, родителей в воспитательной системе школы, через уточнения основных компонентов, критериев, направлений и показателей процесса их самоактуализации, при этом нами разработаны формы организации и реализации деятельности участников образовательного взаимодействия и воспитательно-развивающие программы способствующие процессу их самоактуализации («Выбор», «Лицей — наш дом», «Родители и педагоги за достойное воспитание детей» и др.).

5. Решение проблемы самоактуализации участников образовательного взаимодействия, стало возможным благодаря применению необходимого и оптимального механизма для создания наиболее эффективных условий для процесса самоактуализации учащихся, педагогов, родителей, таким механизмом является «взаимодействие», которое нами рассматривается как системообразующая деятельность учащихся, педагогов, родителей в воспитательной системе школы.

6. Представленное диссертационное исследование не раскрывает всей полноты возможностей воспитательной системы школы в аспекте самоактуализации участников образовательного взаимодействия и представляет собой один из возможных вариантов создания педагогических условий для активизации процесса самоактуализации личности. Проведенная работа открывает перспективы дальнейших разработок, направленных на изучение смежных вопросов этой многоаспектной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. -С. 27−48.
  3. А. Социальный интерес: вызов человечеству // Первое сентября. 1993. — № 6. — С. 3.
  4. И.Л. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа: Дис.. канд. псих. наук. -СПб., 2000.- 151 с.
  5. М.В. Продуктивное взаимодействие педагогов как фактор развития школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Великий Новгород, 2001.-21 с.
  6. А.П. Взаимодействие педагогов и старших подростков в образовательном процессе с учетом половой дифференциации: Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1999. — 199 с.
  7. Л.И. Социальные проблемы самореализации личности: Автореф. дис. .канд. философ, наук. Ростов н/Д, 1980. -19 с.
  8. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопр. психологии. 1973. — № 4. — С. 173−180.
  9. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. М., 1994. — Т. 4 — С. 1624.
  10. В.Г. Пакет психодиагностических методик. Иркутск: ИГПИ, 1991−171 с.
  11. Ю.К. Об управлении процессом воспитательного воздействия // Сов. педагогика. 1971. — № 8. — С. 32−35.
  12. Е.Н. Ценностно-смысловое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения: Дис.. канд. пед. наук. -СПб., 1999.- 154 с.
  13. Л. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина -М.: Прогресс, 1969.-С. 23−82.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989. — 190 с.
  15. Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации: Дис. .канд. пед. наук. Кострома, 1998.-255 с.
  16. А.К. С чего начинать школьному психологу?: Учеб. посо бие. М.: Моск. психолого — социальный институт- Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2001. — 96 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  17. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. — Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
  18. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2000. 304 с.
  19. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  20. Н.Н. Неформальное образование родителей в условиях современной школы: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1999. — 230 с.
  21. Ф. О достоинстве и приумножении науки.// Соч.: В 2 т. — 2-е изд. М., 1997. — Т. 1.-С.458.
  22. И.А. Этико-психологические аспекты самоактуализации личности в эгосоциальной теории: Дис. .канд. философ, наук. Саранск, 1999.-168 с.
  23. В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М.: Пед. о-во России 1999. — 192 с.
  24. Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. науч. тр. /Под ред. Л. И. Новиковой. М.: НИИТ и ИП, 1992. — 134 с.
  25. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, первоисточниках: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288 с.
  26. А.В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: Дис. д-ра пед. наук. — М., 1997.-362 с.
  27. О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Методические рекомендации. М., 1992. — 114 с.
  28. И.З. Воспитание и образование // Педагогика. 1999. — № 2. -С. 110−115.
  29. И.З. Воспитание или формирование? // Педагогика. 2000. № 5.-С. 20−23.
  30. . Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1996.
  31. В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. М.: Новая школа, 2001. — 176 с.
  32. Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: Дис. .канд. пед. наук. М., 1996.-208 с.
  33. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)/ Ред.-сост. Е. И. Соколова / Под общей ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. о-во России, 1998. — 336 с.
  34. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М., 2000. — 224 с.
  35. И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Автореф.. дис. д-ра. пед. наук. М., 2000. — 44 с.
  36. Н.И. Родительские собрания в 1−11 классах. М.: Вер-бум, 2001.-80 с.
  37. СЛ. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1999. — 172 с. 38.3ейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-воМГУ, 1982.- 127 с.
  38. В.П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопр. психологии. 1991. — № 4, 5- 1992. — № 5−6.
  39. С.А. Педагогические условия самореализации личности учащегося в системе непрерывного образования: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.-176 с.
  40. В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика.-2001.-№ 8.-С. 26−30.
  41. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. -704 с.
  42. В.А. и др. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем /Под ред. H. J1. Селивановой. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 256 с.
  43. М.Г. Педагогические условия самореализации молодежи в общественных организациях: Дис. .канд. пед. наук. Омск, 2000. — 160 с.
  44. М.Ю. Визуально-эмоциональная поддержка самореализации подростка в воспитательно-образовательной среде: Дис. .канд. пед. наук. Кострома, 1999. — 242 с.
  45. Коган J1.H. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
  46. Г. М., А.Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. -М., 2000.-175 с.
  47. Л.Г. Организация взаимодействия семьи и педагогического коллектива в структуре деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1998. — 163 с.
  48. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Внешкольник. № 6. — 2002. — С. 1.
  49. А.С. Становление педагога: Монография. — Иркутск: Изд -во ИГПУ, 2001.-178 с.
  50. А.И. Воспитательная система: теория, проблематика, альтернативы. Мн., 1997. — 146 с.
  51. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — 567 с.
  52. Краткий словарь по социологии./Под ред. Д. М. Гвишмани, Н.И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, М. Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
  53. И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения. М., 2000. — 192 с.
  54. Н.Г. Педагогические условия самореализации подростка в деятельности сельского учреждения дополнительного образования: Дис.. .канд. пед. наук. Кострома, 1999. — 184 с.
  55. С.В. Взаимодействие субъектов образования как показатель эффективности педагогической системы: Дис. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 227 с.
  56. В.В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. — 147 с.
  57. С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учеб. — метод, пособие. М.- Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. — 192 с.
  58. Е.Н. Воспитательная система школы как фактор социального становления старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. -165 с.
  59. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304с.
  60. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 150−158.
  61. Е.Б. Самоактуализация личности // Научно-техническая революция и социальная психология. М, 1981. — С. 76−84.
  62. М.И. Психолого педагогическая компетентность учителя // Педагогика. — 2001. — № 10. — С. 56−61.
  63. Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя. — М.: Пед. о-во России: Ноосфера, 1999. — 298с.
  64. Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога М.: Пед. о-во России, 2000. — 230 с.
  65. А. Психология бытия: Пер. с англ. — М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997.-304 с.
  66. А. Самоактуализация // Психология личности: тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1982.- 110 с.
  67. Н.Г. Организация продуктивного общения учителя с родителями учеников // Проблемы школьного воспитания: Прилож. к журн. «Педагогическое обозрение». 2000. — № 1.
  68. А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособие. М: Пед. о-во России, 2001. — 320 с.
  69. В.И. Самореализация личности как социальный процесс: Ав-тореф. дис.. канд. философ, наук. Киев, 1990. — 24 с.
  70. А.В. Педагогические условия самореализации подростка в детском коллективе: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 215 с.
  71. М.А. Самореализация личности как феномен культуры: Дис. .канд. философ, наук. Киев, 1990. — 167 с.
  72. И.Г. Педагогические условия моделирования воспитательных систем: Дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. -246 с.
  73. Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 28−35.
  74. С.И. Словарь русского языка. М., 1983. — 815 с.
  75. Л. Н. Тендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: Дис. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. — 167 с.
  76. Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности: тексты. М., 1982. — С. 208−218.
  77. .Д. Научно технический прогресс и проблема самореализация личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. — С. 38−45.
  78. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 2002 — 640 с.
  79. Педагогическое взаимодействие классного руководителя с семьей учащегося: В помощь студенту — практиканту /Сост. О. А. Шостакович. Метод. рекомендации. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2000.- 67 с.
  80. Т.В. Становление самоактуализирующейся личности будущего учителя в пространстве вузовского педагогического взаимодействия: Автореф. дис. канд. пед. наук. Иркутск, 2001. — 21 с.
  81. Н.А. Актуализация личностно профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИППК: Монография. — Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2002. — 176 с.
  82. В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Центр «Пед. поиск», 2001 .- 160 с
  83. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 е.: ил.
  84. О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования): Дис.. д-ра пед. наук. — Иркутск, 1999.-387 с.
  85. О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Хабаровск, 1999. — 36 с.
  86. О.Л., Федотова Е. Л., Косогова А. С. Некоторые подходы к проблеме становления личности в педагогике: Учеб. пособие. Иркутск: ИГПУ, 1997.-72 с.
  87. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986. — 431 с. V
  88. Проблема самореализации личности в педвузе и общеобразовательной школе: Тез. докл. межвузов, научн. конференции. Киев, 1990. — 180 с.
  89. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 2001 гг. Раздел 3: Основные принципы организации воспитания. — М., 1999.
  90. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛОДОС, 2001. — Т. 1. — 312 е.: ил.- - Т.2. — 248 е.: ил.
  91. Психология: Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. -2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  92. Психолого-педагогический словарь / Автор-сост. В. А. Мижериков. -Ростов-н/Д, 1998. 540 с.
  93. К.Р. Взгляды на психотерапию. Становления человека / Пер. с анг.- общ. ред. И предисл. Е. И. Исениной. М.: Изд. группа «Прогресс" — „Универс“, 1994. — 480 с.
  94. М. И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гума-нит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
  95. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с
  96. С.Л. Мышление // Основы общей психологии. М., 1946.-С. 67.
  97. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
  98. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
  99. .В. Педагогические условия самоактуализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис. .канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. — 238 с.
  100. Г. К. Самосовершенствование личности: Метод, пособие по преподаванию курса. М.: Нар. образование, 2000. — 128 с.
  101. Г. К., Селевко А. Г., Левина О. Г. Реализуем себя. М.: Нар. образование, 2001. — 176 с. — (Сер. „Самосовершенствование личности“)
  102. В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Гном-Пресс, 1999. — 188 с.
  103. Система дополнительного образования как фактор самореализации, самоактуализации учащихся: Материалы научн.-практ. конф. Ангарск: Лицей № 2, 2000.
  104. Сластенин. М.: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 488 е.: ил.
  105. Т.В. Критический анализ проблемы эмансипированности личности в некоторых исследованиях „гуманистической психологии“ // Вопросы психологии. 1976. — № 5.
  106. В.И. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 28−32.
  107. В.М., Лапина О. А., Макаровская А. П. О воспитании, воспитателе и гуманной педагогике. 2-е изд., испр. и доп. — Иркутск: ЗАО „Вост-Сиб. издательская компания“, 2000. — 160 с.
  108. Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков: ПОИПКРО, 1998.-263 с.
  109. Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Дис. .докт. пед. наук. — Ярославль, 1999.-319 с.
  110. Сумерки богов/ Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др. М.: Политиздат, 1984.-396 с.
  111. Теория и практика гуманистических воспитательных систем: Ма териалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Владимир, 12−16 октября 1997 г.).-Владимир: Изд. ВОИУУ, 1997. 216 с.
  112. А.Н. Формирование демократического поведения у школьников и учителей. М.: Пед. о-во России, 2001. — 153 с.
  113. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой и др. -М.: Пед. о-во России, 1999. 264 с.
  114. Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Дис. .д-ра. пед. наук. Иркутск, 1998.-386 с.
  115. Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития: Концепция воспитательной работы школы. Иркутск, 1998.-17 с.
  116. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. — 576 с.
  117. В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психологи личности: Тексты (Сб.)/ Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М., 1982. -С. 118−127.
  118. В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  119. Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика: Пособие для студентов, учителей и школьных психологов. М.- Воронеж, 1998.-57 с.
  120. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993. — 112 с.
  121. А.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: Дис. .канд. философ, наук. М., 1992. — 169 с.
  122. А.В. Социальный тонус и самореализация личности как факторы управления: Дис.. д-ра. философ, наук. М., — 279 с.
  123. Школа практического гуманизма. Городская экспериментальная площадка. М.: Комитет образования г. Москвы. Школа № 1274 им. В. В. Маяковского с углубленным изучением английского языка, 2002. — 50 с.
  124. Школьный философский словарь. М.: Просвещение, 1995.
  125. О. А. Педагогическое взаимодействие классного руководителя с семьей учащегося: (Методические рекомендации). Иркутск, 2000. — 37 с.
  126. . Э. Анти-Карнеги или человек манипулятор. — Минск: ТПЦ Полифакт, 1992. — 128 с.
  127. Л.И., Завадская Ж. Е. Основы воспитательной работы с учащейся молодежью: Учеб. пособие. Мн.: Ушверсггэцкае, 2000. — 190 с.
  128. С.Н. Формирование психолого педагогической культуры родителей: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1998. — 219 с.
  129. Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно — историческая педагогика. М.: „ПЕР СЭ“, 2000. — 351 с.
  130. Dictionary of psychology (1971). New York: 10 Chaplain, -p.537.
  131. The encyclopaedia of psychology. (1983). Oxford: Hare Rogers. • p.715.
  132. Описание модели образовательного взаимодействия ученика, педагога, родителя в воспитательной системе школы (направления, задачи и формы самоактуализации участников образовательного взаимодействия)»
Заполнить форму текущей работой