Методы, модели и средства оценки результативности системы менеджмента качества промышленного предприятия
Обоснован выбора математического аппарата, используемого для разработки СППР в области качества промышленного предприятия. Проведенный анализ современного состояния экономико-математических моделей оценки результативности СМК предприятия показал, что на сегодняшний момент для оценки результативности доминируют аддитивные модели, отличающиеся высокой размерностью и субъективностью оценки влияния… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 1. 1. Концептуальные основы оценки результативности СМК
- 1. 2. Современное состояние методологии оценки результативности управления качеством на промышленных предприятиях
- 1. 3. Проблемы повышения результативности СМК
- ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В АНАЛИЗЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
- 2. 1. Оценка результативности СМК как элемент системы поддержки принятия решений по управлению бизнес-процессами предприятия
- 2. 2. Современные методы и модели для оценки результативности систем менеджмента качества промышленных предприятий
- 2. 3. Современные средства разработки систем поддержки принятия решений
- 2. 4. Комплексный подход к оценке результативности системы менеджмента качества промышленного предприятия
- ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СМК ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 3. 1. Интегральные показатели результативности систем менеджмента качества
- Трехуровневая модель аддитивного свертывания критериев оценки результативности СМК промышленного предприятия
- 3. 3. Модель оценивания результативности СМК предприятия и оптимизации показателей с применением кластерного анализа
- 3. 4. Расширенная модель оценивания результативности СМК с привлечением разностных аналогов производных
- ГЛАВА 4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СМК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
- 4. 1. Система поддержки принятия решений в области управления качеством предприятия
- 4. 2. Нечеткая модель оценки результативности СМК
- 4. 3. Оценка экономической эффективности внедрения системы поддержки принятия решений в области качества
Методы, модели и средства оценки результативности системы менеджмента качества промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
В настоящее время на российских промышленных предприятиях из года к году повышается интерес, как к внедрению систем менеджмента качества (СМК), так и к адекватной оценке их результативности в процессе функционирования. Оценка результативности позволяет количественно определить степень выполнения запланированной деятельности и используется в процессе анализа СМК со стороны руководства как один из источников информации, характеризующих состояние системы. В тоже время на сегодняшний день не существует единого критерия оценки результативности СМК, поэтому каждое предприятие индивидуально выбирает критерии и способы определения этих показателей.
Процесс оценки результативности СМК предприятия представляется достаточно сложной и многоуровневой задачей в виду того, что включает в себя оценку результативности не только по большому массиву показателей, но и по нескольким уровням системы: процесс—"группа процессов—" СМК. В связи с этим задачу оценки результативности СМК как задачу принятия решений можно отнести либо к классу задач поддержки принятия решений в условиях риска, когда возможные исходы есть функция вероятностного распределения, либо к классу задач в условиях неопределенности, когда исходная информация является неточной, неполной или недостоверной.
Существующие подходы к оценке результативности СМК в основном ограничиваются мониторингом и анализом динамики показателей результативности. Они ориентированы на аддитивное свертывание частных критериев результативности по каждому процессу в один. Это в свою очередь ограничивает руководство предприятия в адекватном анализе результативности СМК и принятии решений по ее совершенствованию.
В этих условиях большое практическое значение для предприятий приобретает задача разработки комплексного подхода к оценке результативности СМК промышленного предприятия учитывающего специфику измеряемых показателей, многоуровневость системы, способной абстрагироваться от субъективной оценки значимости бизнес-процессов. Привлечение математического моделирования к выбору рационального числа показателей результативности и анализу динамики состояния системы, представляется необходимым и поможет в формировании адекватных управленческих решений в области управления качеством.
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТЬ И РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ Основополагающей идеей диссертационного исследования является необходимость разработки комплексного подхода к измерению результативности СМК промышленного предприятия на основе методов экономико-математического моделирования с целью дальнейшего совершенствования СМК и повышения конкурентоспособности предприятия. В связи с вышеизложенным, автор в своих исследованиях опирался на труды ведущих отечественных и зарубежных ученых:
— в области теоретических и методических аспектов управления качеством, экономики качества, системного подхода к управлению качеством в организации — Ю. П. Адлера, Г. Г. Азгальдова, В. Г. Версана, Б. И. Герасимова,.
A.B. Гличева, Е. А. Горбашко, В. В. Окрепилова, К. М. Пирогова, В. Е. Швец. В числе зарубежных авторов, исследовавших те или иные вопросы в этой области следует назвать — Р. Акоффа, Э. Деминга, Дж. Джурана, П. Друкера, К. Исикаву, Р. Каплана, Д. Нортон, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона и др. Теоретические подходы и инструментарий измерения результативности СМК нашли отражение в исследованиях A.C. Баранова, В. А. Лапидуса, В. В. Мирошникова,.
B.А. Самородова, K.M. Рахлина, Ф. М. Русинова, Н. В. Терещенко.
— в области моделирования, анализа и прогнозирования параметров сложных систем — Р. Беллмана, В. В. Глухова, A.M. Карякина, М. С. Красса, Т. Саати, П. Фишберна и др.
— в области теории нечетких множеств — А. Н. Аверкина, И. З. Батыршина, А. Л. Заде, А. Кофмана, A.B. Леоненкова, Б. Г. Миркина, Д. А. Поспелова, В. Г. Чернова, С. Д. Штовбу, P.P. Ягера и др.
Эти разработки, несомненно, имеют большое теоретическое и практическое значение. Тем не менее, наличие ряда исследований по рассматриваемой теме не исключает необходимости дальнейшего развития ее теоретических и методических положений, обобщения практического опыта, имеющегося в обозначенной области. Анализ работ, опубликованных по теме исследования, показывает, что в большинстве источников обсуждаются лишь отдельные аспекты изучаемой проблемыобщепризнанной, нормативно закрепленной методики оценки результативности СМК не существует, не решены многие вопросы, связанные с разработкой интегрального показателя, характеризующего процессы системы менеджмента качества промышленного предприятия.
Проведенный анализ современного состояния экономико-математических моделей оценки результативности СМК предприятия показал, что на сегодняшний момент для оценки результативности доминируют аддитивные модели, отличающиеся высокой размерностью и субъективностью оценки влияния исходных параметров на интегральный показатель результативности всего предприятия.
Таким образом, по рассматриваемой проблеме существует значительный резерв для научных изысканий.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯразработка комплекса экономико-математических моделей, методов и средств, способствующих совершенствованию процесса оценки результативности системы менеджмента качества промышленного предприятия и повышающих адекватность принятия управленческих решений в области качества.
Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи: • провести анализ экономической категории «результативность» применительно к качеству, систематизировать существующие методические подходы к оценке результативности СМК предприятия и оценить адекватность (применимость) действующего инструментария;
• провести системный анализ и дать экспертную оценку результатов исследования системы менеджмента качества промышленного предприятия с целью определения ключевых критериев результативности бизнес-процессов;
• разработать комплексный подход к оценке результативности СМК на основе многоуровневого мониторинга бизнес-процессов системы менеджмента качества промышленного предприятия;
• усовершенствовать методику и алгоритм оценки результативности функционирования бизнес-процессов и СМК предприятия;
• разработать и реализовать алгоритм оптимизации набора показателей результативности процессов СМК на основе кластерного анализа;
• разработать математическую модель оценки результативности СМК предприятия на основе теории нечетких множеств;
• разработать систему поддержки принятия решений в области управления качеством.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются машиностроительные предприятия, осуществляющие управление бизнес-процессами на основе требований международных стандартов ИСО 9000.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступают экономико-математические модели и методы оценки результативности системы менеджмента качества промышленного предприятия.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ диссертационного исследования явились научные разработки отечественных и зарубежных ученых в области экономико-математического моделирования и функционирования систем менеджмента качества.
В процессе исследования широко применялись:
• общетеоретические методы: теория менеджмента, теория принятия решений, теория управления качествомтеория систем и методы системного анализа, методы нечеткой логики;
• специализированные экономико-математические методы: теория нечетких множеств, статистические методы, кластерный анализ.
ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗОЙ исследования явились материалы международных стандартов ИСО 9001 и 9004 версии 2008 г, сведения официальных статистических органов Ивановской области, финансовые и аналитические обзоры деятельности машиностроительных предприятий Ивановской области, материалы периодической печати по исследованиям проблем качества, монографии, информационные ресурсы сети Интернет, материалы научно-практических конференций и т. д.
Обработка статистической информации проводилась с использованием инструментальных средств: пакетов статистического анализа данных «Statistica», стандартных средств анализа данных «MS Excel» и специальных пакетов для разработки нечетких моделей «FuzzyTech» и «МАТЬАВ».
НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании комплексного подхода к совершенствованию процесса оценки результативности системы менеджмента качества промышленного предприятия на основе экономико-математических и статистических моделей.
Наиболее значимые результаты, определяющие научную новизну проведенного исследования, заключаются в следующем: по специальности 08.00.13 — Математические и инструментальные методы экономики:
1. Предложен подход нормирования значений единичных показателей результативности бизнес-процессов, который позволяет учитывать даже незначительный вклад каждого из них в обобщенный интегральный показатель всей системы менеджмента качества. Особенностью авторского подхода является то, что возможные значения показателей результативности измеряются не дискретными величинами, а непрерывно распределяются в интервале от 0 до 2.
2. Предложен метод оптимизации числа показателей результативности, позволяющий минимизировать их количество и оценить влияние отдельных процессов на интегральный показатель результативности системы менеджмента качества. Отличительной особенностью предложенного метода является то, что при расчете значения интегрального показателя появляется возможность объективно обосновать разбиение системы показателей результативности процессов на группы и провести выбор их весовых коэффициентов.
3. Разработана иерархическая нечеткая модель, позволяющая провести оценку результативности как всей СМК промышленного предприятия, так и на уровне единичных и групповых показателей. Данная модель отличается возможностью многоуровневого расчета результативности (отдельного процесса, группы процессов и всей системы), что позволяет владельцам процессов повысить оперативность и объективность принятия управленческих решений в области управления качеством. по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (стандартизация и управление качеством продукции);
1. Разработан формализованный подход к оценке результативности СМК, отличающийся от традиционного подхода многоуровневой структурой формирования результирующего показателя. Посредством применения формализованного подхода получены четыре независимые модели оценки результативности, которые позволяют осуществить последовательный переход от аддитивной модели к более адекватной модели с минимальным числом доминирующих показателей результативности процессов.
2. Разработан подход к оценке текущего и прогнозного состояния СМК предприятия с учетом динамики изменения показателей результативности процессов, отличающийся возможностью оценить не только значение интегрального показателя, характеризующего состояние системы, но и рассчитать обобщающие показатели скорости изменения системы и ускорения, а также получить объективные данные об уровне устойчивости СМК промышленного предприятия.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Ценность проведенного исследования соискателем находит свое отражение в его теоретической и практической значимости.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании инструментария математического моделирования и развитии существующих методологических подходов для оценки результативности СМК промышленных предприятия.
Практическая значимость. Предложенный в работе комплекс экономико-математических и статистических моделей может быть использован на всех уровнях управления предприятием для оценки текущей результативности отдельных бизнес-процессов, групп процессов и всего СМК, а система поддержки принятия решений (СППР) — для повышения оперативности и объективности вырабатываемых решений по управлению деятельностью предприятия.
Предложения, рекомендации и выводы диссертационного исследования ориентированы на широкий круг специалистов, обеспечивающих совершенствование системы менеджмента качества и повышение эффективности хозяйственной деятельности промышленных предприятий.
Разработанные подходы включены в процесс обучения студентов дневной и заочной форм по специальности 80 502 «Экономика и управление на предприятии» и направлению 80 200 «Менеджмент» в рамках дисциплины «Управление качеством».
Предложенная методика оценки результативности СМК промышленного предприятия и система поддержки принятия решений были приняты к внедрению на машиностроительных предприятиях ОАО «Автокран» и ОАО.
МК КРАНЭКС" (г.Иваново), что подтверждено Актами приемки и внедрения научно-технической продукции.
Применение в практике функционирования промышленных предприятий результатов диссертационного исследования позволит повысить результативность и эффективность их систем менеджмента качества, а также улучшить качество производимой продукции и оказываемых услуг.
РЕАЛИЗАЦИЯ И АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.
Основные теоретические положения диссертации отражены в различных научных сборниках и журналах, докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: VII Международной научно-методической конференции «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» (г.Пенза, апрель 2008 г.) — IV Всероссийской научно-практической конференции «Резервы экономического роста предприятий и организаций» (г.Пенза, январь 2009 г.) — Международной научной конференции «Новые информационные технологии и менеджмент качества» (Турция, май 2010 г.) — научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики России: ключевые проблемы и решения» (г.Иваново, 28−30 октября 2010 г.).
ПУБЛИКАЦИИ.
По результатам диссертационного исследования опубликовано 11 работ общим объемом 3 п.л. (вклад автора 2,1 п.л.), из них 2 работы объемом 0,75 п.л. (вклад автора 0,4 п.л.) в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ обусловлены целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основное содержание научного исследования изложено на 227 страницах машинописного текста, содержит 25 таблиц и 43 рисунка.
Список литературы
включает 206 наименований. В работу включены 3 приложения.
4.4. Выводы по четвертой главе.
4.1. Проведен системный анализ бизнес-процессов и построены диаграммы бизнес-процессов (нотаций ГОЕБО) и диаграммы потоков данных (ОГО), в результате которых были выявлены основные процессы, требуемые автоматизации, и необходимые хранилища данных системы оценки менеджмента качества. На основе проведенного анализа спроектирована структура реляционной базы данных системы поддержки принятия решений в области качества.
4.2. Построена многоуровневая иерархическая система нечеткого вывода для оценки состояния системы менеджмента качества промышленного предприятия. Определены и построены функции принадлежности по всем входным и выходным переменным системы нечеткого вывода. Спроектирована база знаний продукций, основанная на экспертных оценках специалистов, реализованная в виде нечетких правил.
4.3. Методом функционально-стоимостного анализа определены временные и финансовые затраты для процесса оценки результативности СМК. Рассчитаны интегральные показатели эффективности инвестиций во внедрение системы на предприятие.
4.4. Разработана СППР поддержки принятия решений по повышению эффективности управления качеством на машиностроительном предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Сформулируем основные выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования:
1. В работе проведено исследование терминологических основ оценивания результативности и эффективности системы менеджмента качества, рассмотрены основные подходы к оценке результативности СМК. Анализ подходов к управлению качеством в промышленности показал, что наиболее приемлемыми и отвечающими требованиям сегодняшней практики являются системный и процессный подходы. Системный подход к вопросам управления производством требует рассматривать систему управления качеством как неотъемлемую часть управления предприятием и обеспечивает ей эффективное функционирование за счет осуществления основных управленческих функций на всех этапах производственного процесса и стадиях жизненного цикла объекта управления. Для успешного функционирования СМК на предприятии целесообразно ориентироваться на процессный подход, позволяющий организовывать управление качеством как непрерывную цепь структурно-логических этапов, воздействующих на процессы обоснования целесообразности разработки продукции, ее выпуска и обеспечения заданного уровня качества товара, путем реализации последовательных, логически взаимосвязанных этапов.
2. Даны классификация и анализ наиболее известных российских и зарубежных методик и выявлены проблемы, возникающие при оценке деятельности предприятия в области качества. Существующие определения результативности функционирующих систем менеджмента качества позволяют сделать вывод, что методология оценки результативности дает возможность шире учитывать все многообразие факторов, целей и хозяйственных результатов в рамках СМК, в связи, с чем именно оценка результативности имеет большое значение для деятельности предприятия.
Проведенный анализ существующего положения в области научно-методического обеспечения результативного функционирования СМК выявил отсутствие доступной, научно обоснованной методики оценки деятельности предприятия в области качества, адаптированной под реальные условия функционирования промышленных предприятий, которая базировалась бы на фундаментальных принципах классического менеджмента, с одной стороны, и современных информационных технологиях, с другой.
3. Обоснован выбора математического аппарата, используемого для разработки СППР в области качества промышленного предприятия. Проведенный анализ современного состояния экономико-математических моделей оценки результативности СМК предприятия показал, что на сегодняшний момент для оценки результативности доминируют аддитивные модели, отличающиеся высокой размерностью и субъективностью оценки влияния исходных параметров на интегральный показатель результативности всего предприятия. Существующие модели менеджмента качества носят в основном принципиальный, концептуальный характер и непригодны для анализа функционирования процессов и принятия оптимальных решений об их улучшении. Применение математических методов для оптимизации решений в среде менеджмента качества (отличающейся значительной неопределенностью и нечеткостью) весьма ограничено и не соответствует современным принципам менеджмента качества.
4. Предложен авторский комплексный подход к оценке результативности системы менеджмента качества промышленного предприятия. Данный подход позволяет получить три взаимосвязанные математические модели оценки результативности.
В качестве основного критерия результативности СМК предприятия принят интегральный показатель результативности (ГО.). Предложена математическая модель оценки результативности СМК на основе метода аддитивной свертки частных критериев результативности по каждому процессу в один.
5. Разработана методика расчета интегрального показателя результативности СМК и апробирована на данных машиностроительного предприятия. Методика оценки результативности СМК предприятия предусматривает следующую последовательность основных этапов: классификация и ранжирование процессов, формирование множества показателей результативности и их ранжирование по значимости, сравнение текущего значения показателя с его нормированным значением, балльная оценка по каждому показателю, расчет результативности процессов и групп процессов и расчет интегрального показателя результативности СМК. Предложенная методика применена для данных конкретного машиностроительного предприятия.
6. Усовершенствована методика расчета интегрального показателя результативности СМК, в которой предложен подход нормировки значений показателей, что позволяет отойти от конкретного нормированного значения и использовать условие результативности по каждому показателю, наиболее точно оценивающее реальное состояние данного показателя и процесса в целом. На практике, задавая данное условие можно избежать повторения ошибки при выборе нормированного значения показателя и более гибко вести оценку показателей, тем самым учитывать даже незначительный вклад каждого из них в обобщенный интегральный показатель всей системы менеджмента качества.
7. Разработана модель оценивания результативности СМК предприятия на основе оптимизации показателей с применением кластерного анализа. Дано обоснование применение кластерного анализа как средство сокращения параметров модели, а также расчета интегральной результативности предприятия без учета значимости единичных показателей. Вычленение доминирующих показателей при оценке функционирования СМК предприятия позволяет сузить границы анализа и выделить основные показатели, которые можно использовать при оценке результативности СМК.
Еще одно достоинство приведенной процедуры связано с тем, что при расчете значения интегрального показателя появляется возможность отказа от субъективности разбиения системы показателей на группы, а также выбора весовых коэффициентов перед показателями.
8. В результате исследования предложена расширенная математическая модель оценки результативности СМК с привлечением разностных аналогов первой и второй производной исследуемых показателей (скорости и ускорения системы). Проведенные расчеты позволяют сделать вывод, что, учитывая динамическую компоненту развития системы менеджмента качества, можно оценить не только значение интегрального показателя, оценивающего состояние системы, но и рассмотреть такие показатели, как обобщающий показатель скорости изменения системы и ускорение.
9. Обоснована допустимость и целесообразность применения математического аппарата теории нечетких множеств к моделированию процесса управления качеством на промышленном предприятии. Предложена методика оценки результативности СМК предприятия, позволяющая учитывать как количественные, так и качественные показатели, отличающаяся от существующих использованием математического аппарата теории нечетких множеств. Разработана иерархическая нечеткая модель оценки результативности СМК предприятия, позволяющая проводить оценку на всех уровнях иерархии.
10. Проведена экспериментальная апробация предложенных экономико-математических моделей на основе статистических данных систем менеджмента качества реально функционирующих машиностроительных предприятий. Проведена оценка экономической эффективности от внедрения предложенной СППР в области качества.
Список литературы
- Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании: федер. закон: принят 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.
- ГОСТ Р ИСО 9000 2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь — Введ. 2009 — 09 — 10. — М.: Стандартинформ, 2009. -30 с.
- ГОСТ Р ИСО 9001 2008 Системы менеджмента качества. Требования. -Введ. 2009 — 11- 13. — М.: Стандартинформ, 2010. — 32 с.
- ГОСТ Р ИСО 9004 2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. — Введ. 2011 — 06- 01. -М.: Стандартинформ, 2011. -47 с.
- Абалдова, С. Ю. Совершенствование системы управления на основе внедрения СМК / С. Ю. Абалдова // Материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. «Резервы экономического роста предприятий и организаций» (январь 2009 г.). Пенза: Б. и., 2009. — С. 5 — 7.
- Аверкин, А. Н. Использование нечеткого отношения моделирования для экспертных систем / А. Н. Аверкин, X. Нгуен. М.: ВЦ АН СССР, 1988. -24 с.
- Аверкин, А. Мягкие вычисления / А. Аверкин, И. Батыршин // Новости искусственного интеллекта, 1996. — № 3. С. 161 — 164.
- Ю.Аверкин, А. Н. Нечеткое отношение моделирования и его использование для классификации и аппроксимации в нечетких лингвистических пространствах / А. Н. Аверкин // Известия АН СССР. Техническая кибернетика, 1982. № 2. — С. 215 — 217.
- Н.Адлер, Ю. Управление качеством / Ю. Адлер, Т. Полховская, П. Нестеренко. Ч. 1. Семь простых методов. — М.: Мисис, 2000. — 158 с.
- Адлер, Ю. П. Что век грядущий на готовит? Менеджмент 21 века -краткий обзор основных тенденций / Ю. П. Адлер, И. 3. Аронова, В. Л. Шпер // Стандарты и качество. 1999. — № 3. — С. 52 — 60
- Азгальдов, Г. Г. О квалиметрии / Г. Г. Азгальдов, Э. П. Райхман. М.: Издательство стандартов, 1972. — 172с.
- Азгальдов, Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров. Основы квалиметрии / Г. Г. Азгальдов. М.: Экономика, 1982. — 256 с.
- Айвазян, С. А. Прикладная статистика: основы моделирования и первичная обработка данных: справочное издание / С. А. Айвазян, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин. М.: Финансы и статистика, 1983. — 471 с.
- Акофф, Р. Акофф о менеджменте / Р. Акофф- пер. с англ.- под ред. Л. А. Волковой. СПб.: Питер, 2002. — 256 с.
- Акофф, Р. Основы исследования операций / Р. Акофф, М. Сасиени. М.: Мир, 1971.- 170 с.
- Алиев, P.A. Управление производством при нечеткой исходной информации / P.A. Алиев, А. Э. Церковный, Г. А. Мамедова. М.: Энергоатомиздат, 1991. — 240 с.
- Алтунин, А. Е. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях / А. Е. Алтунин, М. В. Семухин. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2000. — 352с.
- Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен, пер. с англ. С. В. Ариничева- науч. ред. Ю. П. Адлер. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. — 272 с.
- Андросенко, Н. В. Оценка результативности системы менеджмента качества в организациях на основе баланса потребностей заинтересованных сторон: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Н. В. Андросенко СПб., 2007. — 20 с.
- Антонюк, Б. Д. Информационные системы в управлении / Б. Д. Антонюк. М.: Радио и связь, 1986. — 125 с.
- Аристов, О. В. Управление качеством: учеб. / О. В. Аристов. М.: ИНФРА-М, 2009. — 240 е.: ил.
- Асташова, Ю. В. Показатели процесса в системе менеджмента качества / Ю. В. Асташова, А. И. Демченко // Менеджмент в России и за рубежом. -2005.-№ 1.-С. 86−97.
- Баранов A.C. Развитие системы менеджмента качества промышленного предприятия: автореф. дис. .канд. экон. наук.: 08.00.05 Саратов, 2008. -20 с.
- Батыршин, И. 3. Методы представления и обработки нечеткой информации в интеллектуальных системах / И. 3. Батыршин // Новости искусственного интеллекта. 1996 — № 2. — С. 9 — 65.
- Батыршин, И. 3. Основные операции нечеткой логики и их обобщения / И. 3. Батыршин. Казань: Отечество, 2001. — 102 с.
- Беллман, Р. Принятие решений в расплывчатых условиях / Р. Беллман, JI. Заде // Вопросы анализа и процедуры принятия решений. М.: Мир, 1976.-С. 172−215.
- Бережная, Е. В. Математические методы моделирования экономических систем / Е. В. Бережная, В. И. Бережной. М.: Финансы и статистика, 2005.-368 с.
- Блишун, А. Ф. Обоснование операций теории нечетких множеств // Нетрадиционные модели и системы с нечеткими знаниями / А. Ф. Блишун, С. Ю Знатнов. М.: Энергоатомиздат, 1991. — С. 21 — 33.
- Бобков, С. П. Теоретические основы информационных технологий: учеб. пос. / С. П. Бобков, А. Н. Лабутин, Ю. В. Бутенко- Иван. гос. хим.-технол. ун-т. Иваново, 2004. — 68 с.
- Борисов, А.Н. Использование нечеткой информации в экспертных системах / А. Н. Борисов, В. И. Глушков // Новости искусственного интеллекта. 1991. — № 3. — С. 13 — 41.
- Борисов, А.Н. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений / А. Н. Борисов, A.B. Алексеев, Г. В. Меркурьева и др. М.: Радио и связь, 1989. — 304 с.
- Борисов, А.Н. Принятие решений на основе нечетких моделей. Примеры использования / А. Н. Борисов, О. А. Крумберг, И. П. Федоров. Рига: Зинатне, 1990. — 184 с.
- Боровиков, В. П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows / В. П. Боровиков, И. П. Боровиков. М.: Информ.-издат. Дом «Филинъ», 1997. — 608 с.
- Бочарников, В. П. Fuzzy технология: Математические основы. Практика моделирования в экономике / В. П. Бочарников. — СПб.: Наука РАН, 2001. -328 с.
- Версан, В. Г. Сильные и слабые стороны стандартов ИСО серии 9000 новой версии: стратегия введения в действие / В. Г. Версан // Стандарты и качество. 2001. -№ 12. — С. 56 — 61.
- Волынский, В. Ю. Анализ практики реализации методических подходов к оценке результативности систем менеджмента качества / В. Ю. Волынский, С. Ю. Абалдова // Фундаментальные исследования. 2009. -№ 3. — С. 112−115.
- Виленский, П. Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. / П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. М.: Дело, 2002. — 888 с.
- Всеобщее управление качеством: учеб. для вузов / под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. — 600с.
- Герасимов, Б. И. Качество в системе управления предприятием / Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. М.: Машиностроение, 2000. — 104 с.
- Герасимов, Б. И. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода / Б. И. Герасимов, С. П. Спиридонов, М. В. Смагин- под науч. ред. Б. И Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001. — 132 с.
- Герасимова, Е. Б. Управление качеством / Е. Б. Герасимова, Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин- под ред. Б. И. Герасимова. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — 256с.
- Гличев, А. В. Измерение качества продукции. Вопросы квалиметрии / А. В. Гличев. М.: Изд-во стандартов, 1971. — С.20 — 22.
- Гличев, А. В. Основы управления качеством продукции / А. В. Гличев. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. 424с.
- Гличев, А. В. Что такое качество? / А. В. Гличев, В. П. Панов, Г. Г. Азгальдов. М.: Экономика, 1968. — 135с.
- Глухов, В. В. Математические методы и модели для менеджмента: учеб. пособие / В. В. Глухов, М. Д. Медников, С. Б. Коробко. СПб.: Лань, 2005. — 524 с.
- Горбашко, Е. А. Управление качеством промышленной продукции за рубежом: текст лекций / Е. А. Горбашко. Л.: ЛФЭИ, 1990. — 54 с.
- Горячева, Н. В. Повышение эффективности системы менеджмента качества машиностроительного предприятия на основе совершенствования ее информационного обеспечения: автореф. дис.. канд. техн. наук.: 05.02.23 Рыбинск, 2007. — 20 с.
- Деева, В.А. Управление качеством: учеб. пособие. / В. А. Деева, Н. А. Кобиашвили, Б. А. Кобулов. М.: ИД «Юриспруденция», 2009. — 104с.
- Деминг, Э. Выход из кризиса / Э. Деминг. Тверь: Альба, 1994 — 497 с.
- Джуран, Дж. М. Качество и прибыль // Качество, торговля, экономика / Дж. М. Джуран. М.: Изд-во стандартов, 1970. — 186 с.
- Друкер, П. Ф. Эффективный управляющий / П. Ф. Друкер- пер. с англ. -М.: Экономика, 1994. 268 с.
- Дубров, А. М. Многомерные статистические методы: учеб. / А. М. Дубров, В. С. Мхитарян, Л. И. Трошин. М.: Финансы и статистика, 2000.
- Дуда, Р. Распознавание образов и анализ сцен / Р. Дуда, П. Харт М.: Мир, 1976.-511с.
- Дьяконов, В. Математические пакеты расширения МАТЬАВ: специальный справочник / В. Дьяконов, В. Круглов. СПб.: Питер, 2001. -480 с.
- Дюран, Б. Кластерный анализ / Б. Дюран, П. Одел- пер. с англ М.: Статистика, 1977. -125 с.
- Елиферов, В. Г. Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни / В. Г. Елиферов. М.: Вершина, 2006. — 296 с.
- Заде, Л. А. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений / Л. А. Заде- пер. с англ. А. Н. Колмогоров., С. П. Новиков. М.: Мир, 1976. — 165 с.
- Заика, И. Т. Разработка модели и технологии оценки системы менеджмента качествавуза и ее применение для целей государственной аккредитации: автореф. дис.канд.техн. наук. Краснодар, 2007. — 24 с.
- Зайцев, В. А. К вопросу оценки результативности СМК / В. А. Зайцев, Т. С. Балуева, В. Ю. Волынский, Г. А. Цветков // Проблемы экономики, финансов и управления производством: сбор. науч. трудов России. -2009. Вып.25. — С. 176 — 179.
- Игнатьев, М. Н. Нечетко-множественный подход к моделированию управления эффективности затрат на корпоративные информационные системы в торговле: дис.. канд. экон. наук: 08.00.13. Иваново, 2007. -173 с.
- Ильченко, А. Н. Новая экономика: реальность информационного общества / А. Н. Ильченко, Д. Б. Бабаев. М.: Б.и., 2004. — 176 с.
- Ильченко, А. Н. Практикум по экономике математическим методам / А. Н Ильченко., О. Л. Ксенофонтова, Г. В. Канакина. — М.: «Финансы и статистика», 2009. — 288 с.
- Ильченко, А. Н. Экономико-математические методы: учеб. пособие / А. Н. Ильченко. М.: Финансы и статистика, 2006. — 228 с.
- Исикава, К. Японские методы управления качеством / сокр. пер. с англ.- науч. ред. и авт. предисл. А. В. Гличев. М.: Экономика, 1988. — 215 с.
- Камянецкая, О. В. Информационное обеспечение системы менеджмента качества услуг как основа принятия управленческих решений (на примере телекоммуникационных компаний): дис.. канд. экон. наук. М., 2008. -199 с.
- Канивец, А. Н. Экономический анализ систем менеджмента качества промышленного предприятия: монография / А. Н. Канивец, Б. И. Герасимов, Л. В. Пархоменко. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. — 144 с.
- Каплан, Р. С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон- пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 304 с.
- Карякин, А. М. Введение в информационные системы управления: базы данных: учеб. пособие / А. М. Карякин, Ю. В. Вылгина, Е. О. Грубов. -Иваново: Б.и., 2003. 92 с.
- Карякин, А. М. К вопросу совершенствования структур управления предприятиями в период перехода к рыночным отношениям / А. М. Карякин // Сб. тезисов докладов международной НТК, Иваново: Б.и., 1997.-338 с.
- Карякин, А. М. Компьютерные информационные системы в менеджменте: учеб. пособие / А. М. Карякин, Ю. Л. Александров, Т. Д. Раева, Е. И. Борисов. Иваново: Б.и., 1997. — 148 с.
- Карякин, А. М. Методология управления качеством и устойчивым развитием экономических систем / А. М. Карякин, А. И. Александрова, Т. Г. Бутова, А. В. Бабкин и др.- под ред. А. В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2007. — 620 с.
- Карякин, А. М. Основы менеджмента: учеб. пособие / А. М. Карякин, Ю. Л. Александров, Т. Д. Раева, Е. И. Борисов. Иваново: Б.и., 1996. — 96 с.
- Карякин, А. М. Проблемы построения системы управления качеством на предприятиях энергетической отрасли / А. М. Карякин, Ю. В. Вылгина, М. А. Волков // Вестник ИГЭУ. Иваново, 2005. — № 2. — С.27 — 32.
- Карякин, А. М. Проведение самооценки на базе модели EFQM: опыт применения / А. М. Карякин, Ю. В. Вылгина, Д. В. Маслов, Ю. Н. Селезнев // Менеджмент качества и устойчивое развитие экономических систем. СПб, Изд-во Политехи, ун-та, 2007. — С.390 — 393.
- Кафидов, В. В. Рынок и планирование качества продукции / В. В. Кафидов // Известия КГТУ. 2010. — № 19.
- Качалов, В. А. Что такое «постоянное повышение результативности СМК» / В. А. Качалов // Методы менеджмента качества. 2007. — № 1. — С. 17−19.
- Кодриков, В. А. Результативность и эффективность СМК предприятия / В. А. Кодриков, И. В. Плотникова // Методы менеджмента качества. -2006. № 10. — С.27 — 31.
- Колочева, В. В. Оценка результативности интегрированной системы менеджмента / В. В. Колочева // Стандарты и качество. 2008. — № 8. — С. 95.
- Коноплев, С. П. Управление качеством: учеб. пособие / С. П. Коноплев. -М.: ИНФРА-М, 2009. 252 с.
- Конти, Т. Возможности и риски при использовании моделей делового совершенства / Т. Конти // Стандарты и качество. -2003. С. 76 — 81.
- Конти, Т. Самооценка в организациях / Т. Конти. М.: Стандарты и качество, 1999. — 327 с.
- Кофман, А. Введение в теорию нечетких множеств / А. Кофман. М.: Радио и связь, 1982. — 432 с.
- Красс, М.С. Математика в экономике. Математические методы и модели: учеб. / М. С. Красс, Б. П. Чупрынов. М.: Финансы и статистика, 2007. -544 с.
- Красс, М.С. Основы математики и ее приложения в экономическом образовании / М. С. Красс, Б. П. Чупрынов. М.: Дело АНХ, 2008. — 720 с.
- Кремер Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб для вузов / Н. Ш. Кремер. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 573 с.
- Круглов, М. Г. Менеджмент систем качества: учеб пособие. / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташева, В. Г. Фирстов, Г. М. Шишков. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997. 368 с.
- Круглов, В. В. Интеллектуальные информационные системы: компьютерная поддержка систем нечеткой логики и нечеткого вывода: учеб. пособие для вузов / В. В. Круглов, М. И. Дли. М.: Физматлит, 2002. — 256 с.
- Круглов, В. В. Нечеткая логика и искусственные нейронные сети / В. В. Круглов, М. И. Дли, Р. Ю. Годунова М.: Физматлит, 2001. — 224 с.
- Куликов, Ю. А. Экономические аспекты систем качества / Ю. А. Куликов, А. Е. Хачатуров // Методы менеджмента качества. 2001. — № 6. -С.21−24.
- Куратовский, К. Теория множеств / К. Куратовский, А. Мостовский М.: Мир, 1970.-416 с.
- Лапидус, В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В. А. Лапидус- Гос. ун-т управления- Нац. Фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография „Новости“», 2000. — 432с.
- Лапидус, В. А. Проактивная компания. Модели менеджмента. Модель 1 -менеджмент роста / В. А. Лапидус // Созвездие качества 2003: сбор. -Киев: Украинская ассоциация качества, 2003.
- Ларичев, О. И. Наука и искусство принятия решений / О. И. Ларичев М: Наука, 1979. — 200 с.
- Ларичев, О. И. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития / О. И. Ларичев, А. В. Петровский // Итоги науки и техники. М.: ВИНИТИ, 1987. — Т.21. — С. 131 — 164. — (Техническая кибернетика).
- Левшина, В. В.Оценка результативности системы менеджмента качества образовательной организации / В. В. Левшина, В. В. Шимохина // Проблемы современной экономики. 2007 — № 23. — С. 18−24.
- Леоненков, А. В. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECH / А. В. Леоненков СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 736 с.
- Лизер, С. Экономические методы и задачи / С. Лизер. М.: Статистика, 1971.-141 с.
- Мазур, И. И. Управление качеством: учеб. пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро- под ред. И. И. Мазура. М.: Высшая школа, 2003. — 334 с.
- Мандель, И. Д. Кластерный анализ / И. Д. Мандель. М.: Финансы и статистика, 1988. — 176 с.
- Маслов, Д. В. От качества к совершенству. Полезная модель EFQM / Д. В. Маслов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. — 152 с.
- Менеджмент (Современный российский менеджмент): учеб. / под ред. Ф. М. Русинова, М. Л. Разу. М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. — 504с.
- Меняев, М. Ф. Информационные технологии управления: учеб. пособие: в 3-х кн. Кн.З. Системы управления организацией / М. Ф. Меняев — М.: Омега — Л, 2003. — 464 с.
- Мескон, М. X. Основы менеджмента / X. М. Мескон- М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2004. — 720 с.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (Утв. Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г). М., 1994. — № 7−12/47.
- Миркин, Б. Г. Методы кластер анализ для поддержки принятия решений: обзор / Б. Г. Миркин. — М.: ВШЭ, 2011. — 85 с.
- Мирошников, В. В. Методологические основы системного моделирования и оптимизации менеджмента качества в машиностроении: автореф. дис. докт. техн. наук.: 05.02.23 Брянск, 2006. — 34 с.
- Михайлов, М. Ю. Система менеджмента качества как неотъемлемая часть механизма планирования на промышленном предприятии / М. Ю. Михайлов // Вестник Мурманского гос. тех. ун-та. 2008. — Т. 11.- № 2. -С. 294 — 296.
- Морозова, О. JI. Разработка модели диагностики малых предприятий / О. Л. Морозова, О. Л. Бабийчук // Управление качеством: сбор, материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 12−13 марта 2008 г.). М.: Изд-во ГОУ ВПО «МАТИ», 2008. — С. 139 — 140.
- Недосекин, А. О. Нечетко-множественный анализ риска фондовых инвестиций / А. О. Недосекин. СПб: Сезам, 2002. — 181с.
- Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта / под ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука. 1986. — 312с.
- Нечеткие множества и теория возможностей. Последние достижения / под ред. Р. Р. Ягера. М.: Радио и связь, 1986. — 408 с.
- Никитин, В. А. Оценивание результативности и эффективности корректирующих и предупреждающих действий / В. А Никитин // Методы менеджмента качества. 2003. — № 7. — С. 49 — 52.
- Новиков, П. С. Элементы математической логики / П. С. Новиков. -М.: Наука, 1973.-400 с.
- Норвич, А. М. Построение функций принадлежности // Нечеткие множества и теория возможностей. Последние достижения / А. М Норвич, И. Б. Турксен- под ред. Р. Р. Ягера. М.: Радио и связь, 1986 — С. 64−71.
- Ойхман, Е. Г. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии / Е. Г. Ойхман, Э. П. Попов. М.: Финансы и статистика, 1997. — 333с.
- Окрепилов, В. В. Управление качеством: учеб. для вузов / В. В. Окрепилов СПб.: ОАО «Издательство «Наука», 2000. — 912 с.
- Организация, планирование и управление предприятием машиностроения / И. М. Разумов, JI. А. Глаголева, М. И. Ипатов, В. П. Ермилов. М.: Машиностроение, 1982. — 544 с.
- Орлов, А. И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные / А. И. Орлов М.: Знание, 1980. — 64 с.
- Орлов, А. И. Математика нечеткости / А. И. Орлов // Наука и жизнь.- 1982. №.7. — С.60 — 67.
- Орлов, А. И. Теория принятия решений: учеб. / А. И. Орлов. М.: Экзамен, 2006. — 572 с.
- Орловский, С. А. Принятие решений при нечеткой исходной информации / С. А. Орловский. М.: Радио и связь, 1981. — 286 с.
- Пегат, А. Нечеткое моделирование и управление / А. Пегат- пер. с англ. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 798с.
- Пирогов, К. М. Основы организации бизнеса: учеб. / К. М. Пирогов, Н. К. Темнова, И. В Гуськова. 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2007. — 560 с.
- Пирогов, К. М. Основы надежности текстильных машин: учеб. пособие для вузов / К. М. Пирогов, С. А. Егоров- Иван. гос. текстильная академия. Иваново: ИГТА, 2004. — 268 с.
- Поспелов, Д. А. Логико-лингвистические модели в системах управления / Д. А. Поспелов. М.: Энергоиздат, 1981. — 232 с.
- Поспелов, Д. А. Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных актов / Д. А. Поспелов М.: Радио и связь, 1989. — 184 е.: ил.
- Поспелов, Д. А. Ситуационное управление: теория и практика / Д. А. Поспелов. М.: Наука, 1986. — 288 с.
- Премия Малькольма Болдриджа // Европейское качество. Дайджест.- 2004. № 3. — С. 8 — 9.
- Премия Правительства Российской Федерации в области качества. Руководство для организаций участников конкурса 2004 года. — М.: Госстандарт России, 2003. — 30 с.
- Репин, В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г Елиферов. 3-е изд., испр. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 408с.
- Ромашкина, Г. Ф. Коэффициент конкордации в анализе социологических данных / Г. Ф. Ромашкина, Г. Г. Татарова // Социология: методология, методы, математические модели (4М). 2005. — № 20. — С. 131−158.
- Ротштейн, А. П. Влияние методов дефаззификации на скорость настройки нечеткой модели / А. П. Ротштейн, С. Д. Штовба // Кибернетика и системный анализ. 2002. — № 5. — С. 169 — 176.
- Ротштейн, А. П. Идентификация нелинейных зависимостей нечеткими базами знаний / А. П. Ротштейн, Д. И. Кательников // Кибернетика и системный анализ. 1998. — № 5. — С.53 — 61.
- Ротштейн, А.П. Нечеткий многокритериальный анализ вариантов с помощью применения парных сравнений / А. П. Ротштейн, С. Д. Штовба // Известия РАН. Теория и системы управления. 2001. — № 3. — С. 150 -154.
- Рутковская, Д. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы / Д. Рутковская, М. Пилиньский, Л. Рутковский. М.: Горячая линия — Телеком, 2006. — 452 с: ил.
- Рыжов, А. П. Элементы теории нечетких множеств и измерения нечеткости / А. П. Рыжов. М.: Диалог-МГУ, 1998. — 116 с.
- Саати, Т. Л. Взаимодействие в иерархических системах / Т. Л. Саати // Техническая кибернетика. 1979. — № 1. — С.68 — 84.
- Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т. Л. Саати- пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. М.: Радио и связь, 1993. — 278 е.: ил.
- Салимова, Т. А. Управление качеством: учеб. / Т. А. Салимова. -М.: Омега Л, 2007. — 401 с.
- Самогородская, М.И. Оценка результативности и эффективности функционирования процессов системы менеджмента качества на предприяти / М. И. Самогородская // Организатор производства. 2009. -№ 1.-С. 59−63.
- Свиткин, М. 3. От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность / М. 3. Свиткин // Стандарты и качество. -2004. — № 1. — С.74 — 79.
- Скрипко, Л. Е. Как определять результативность и эффективность процессов? / Л. Е Скрипко // Стандарты и качество. 2005. — № 5. — С.60 -63.
- Степанов, В. Р. Основы теории принятия решений для гуманитарных специальностей: учеб. пособие / В. Р. Степанов 2-е изд., перераб. и доп. — Чебоксары: ЧФМГЭИ, 2009. — 184 с.
- Сухов, С. В. Методология управления промышленным предприятием: теоретический и организационно экономические аспекты: монография / С. В. Сухов, С. М. Смолякова, В. Д. Сухов -Ярославль: МУБиНТ, 2002. — 156 с.
- Теория статистики: учеб. / под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 1999. — 560 с.
- Терелянский, П. В. Системы поддержки принятия решений. Опыт проектирования: монография / П. В. Терелянский- Волгоградский гос. тех. ун-т. Волгоград, 2009. — 127 с.
- Терещенко Н. С. Совершенствование оценки результативности СМК промышленного предприятия: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. -Саратов, 2005. 206 с.
- Терещенко, Н В. Модель комплексной оценки результативности СМК / Н В. Терещенко, R С. Яшин // Методы менеджмента качества. 2006. — № 4. — С. 12 -17.
- Титова, В. А. Оценка результативности интегрированной системы менеджмента / В. А. Титова, В. В. Колочева // Методы менеджмента качества. 2009. — № 3. — С. 20 — 25.
- Тихомирова, О. И. Методический подход к оценке функционирования системы менеджмента качества / О. И. Тихомирова, J1.B. Цыганова // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. — № 4. -С.80 — 86.
- Трухаев, Р.И. Модели принятия решений в условиях неопределенности / Р. И. Трухаев. М.: Наука, 1981. — 257 с.
- Фейгенбаум, А. Контроль качества продукции / А. Фейгенбаум. -М.: Экономика, 1986.-471 с.
- Фишберн, П. Теория полезности для принятия решений / П. Фишберн. М.: Наука, 1978. — 352 с.
- Форстнер, К. Модель делового совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) основа современного европейского менеджмента / К. Форстнер // Европейское качество. 2002. — № 4. — С.43 -47.
- Фролов, Е. Б. «Прозрачность производства»: зачем она нужна, и как ее обеспечить средствами ERP и MES систем? / Е. Б Фролов, В. В. Крюков, Д. В. Тимофеев // Главный механик. 2010. — № 8−9. — С. 18−26.
- Халафян, A.A. STASTISTICA 6. Статистический анализ данных: учеб. 3-е изд. / A.A. Халафян. — М.: ООО «Бином-Пресс», 2008. — 512 с.
- Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, пер. с англ. М. Хаммер, Дж. Чампи. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2000. — 332 с.
- Харрингтон, Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. X. Харрингтон- сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990.-272 с.
- Хвастунова, Р. М. Методы квалиметрии в машиностроении / Р. М. Хвастунова. М.: Нефть и газ, 1999. — 212 с.
- Цугель, Т. М. Участие в конкурсе на соискание Премии Правительства РФ в области качества опыт эксперта / Т. М. Цугель // Сертификация. — 2004. — № 1. — С. 22 — 24.
- Чернов, В. Г. Модели поддержки принятия решений в инвестиционной деятельности на основе аппарата нечетких множеств / В. Г. Чернов. М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 312 с.
- Шайнберг, С. Крах «потемкинских деревень»: История нескольких российских организаций на пути к достижению мировых стандартов управления / С. Шайнберг. Гетеборг: Elanders Novum, 2002. — 348 с.
- Швец, В. Е. К вопросу определения результативности и эффективности СМК / В. Е. Швец // Методы менеджмента качества. -2004. № 6. — С. 4 — 8.
- Швец, В. Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента / В. Е. Швец // Стандарты и качество. 1997. — № 6. — С. 48 -50.
- Штовба, С. Д. Классификация объектов на основе нечеткого вывода / С. Д. Штовба // Exponenta Pro: Математика в приложениях. 2004. — № 1. -С. 68−69.
- Штовба, С. Д. Проектирование нечетких систем в среде MATLAB / С. Д. Штовба. М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 288 с.
- Экономико-математические методы и прикладные модели: учеб. пособие для вузов / В. В. Федосеев, А. Н. Гармаш, Д. М. Дайитбегов и др.- под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 1999. — 391 с.
- Юдин, Д. Б. Математические методы управления в условиях неполной информации / Д. Б. Юдин. М.: Советское радио, 1974. — 120 с.
- Юрченко, А. И. Мониторинг и измерение процессов СМК / А. И. Юрченко, Н. И. Горошко // Методы менеджмента качества. 2006. -№ 10.-С. 20−24.
- Ягер, P.P. Множества уровня для оценки принадлежности нечетких подмножеств // Нечеткие множества и теория возможностей. Последниедостижения / пер. с англ.- под ред. Р. Ягера. М.: Радио и связь, 1986. -408 с.
- Язенин, А. В. Методы оптимизации и принятия решений при нечетких данных: автореф. дис. докт. физ.-мат. наук. Тверь, 1995. — 49 с.
- Ярушкина, Н. Г. Основы теории нечетких и гибридных систем: учеб. пособие / Н. Г. Ярушкина. М.: Финансы и статистика, 2004. — 320 с.
- Яхъяева, Г. Э. Нечеткие множества и нейронные сети: учеб. пособие / Г. Э. Яхъяева. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий- БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 316 с.
- Babuska, R. Identification of composite linear models via fuzzy clustering / R. Babuska, H. B. Verbruggen // Proceedings of the 3rd European Control Conference. Rome: Б. и., 1995. — P. 1027 — 1212.
- Bezdek, J. C. Pattern Recognition with Fuzzy Objective Function / J. C. Bezdek. N. Y.: Plenum Press, 1981. — P. 98 — 110.
- Bossley, К. M. Neurofuzzy model construction for the modeling of nonlinear processes / К. M. Bossley, M. Brown, C. J. Yfrris // Proceedings of the 3rd European Control Conference. Rome: Б. и., 1995. — P. 2438 — 2443.
- Crosby, P. Quality is Free: The Art of Making Quality Centain. / P. Crosby N.Y.: McGraw-Hill, 1979. — P. 38 — 39.
- Dubois, D. Fuzzy Real Algebra: Some Results / D. Dubois, H. Prade // Fuzzy Sets and Systems. 1979. — № 2. — P. 327 — 348.
- Eom, H. Decision Support Systems Applications Research: A Bibliography (1971 1988) / H. Eom, S. Lee // European Journal of Operational Research. — 1990. — № 46. — P. 333 — 432.
- Mamdani, E. H. An experiment in linguistic in thesis with a fuzzy logic controller / E. H. Mamdani, S. Assilian // International Journal of Van-Machine Studies. 1975. — Vol.7. — № 1. — P. l — 3.
- Pedrycz, W. An identification algorithm in fuzzy relation systems / W. Pedrycz // Fuzzy Sets and Systems. 1984. — № 13. — P. 153 — 167.
- Pedrycz, W. Fuzzy control and fuzzy systems / W. Pedrycz. N. Y.: John Willey and Sons, 1993. — P. 102 — 105.
- Pedrycz, W. Fuzzy multimodels / W. Pedrycz // IEEE Transactions on Fuzzy Systems. 1996. — Vol. 4. — № 2. — P. 139 — 148.
- Sebastian, H.-J. Intelligent support systems / H.-J. Sebastian // Proceedings of EUFIT'93 (Sept. 7 10, 1993, Aachen, Germany). — Aachen: Б. и., 1993.-P. 299−307.
- Windham, M. P. Cluster validity for the fuzzy c-means clustering algorithm / M. P. Windham // IEEE Trasactions on Pattern Analysis and Mashine Intelligence. 1982. — Vol. 4. — № 4. — P. 357 — 363.
- Zadeh, L. A. Fuzzy sets as a basis for a theory of possibility / L.A. Zadeh // Fuzzy Sets and Systems. 1978. — Vol.1. — № 1. — P.256 — 278.
- Zengh, X. J. Decomposition property of fuzzy systems and its applications / X. J. Zengh, M. G. Singh // IEEE Transactions on Fuzzy Systems. 1996 — Vol. 4. — № 2. — P. 149 — 163.
- Гришаева, С. Повышение эффективности системы менеджмента качества компании / Гришаева С. Источник: Компания «1С: Автоматизация». Электронный ресурс. Режим доступа: http://consulting.lc.ru. (18.04.10)
- Заде JI. Статьи и доклады. Электронный ресурс. Режим доступа: http://zadeh.narod.ru/. (04.10.11)
- Ивлев, В.А. Процессная организация деятельности: методы и средства / В. А. Ивлев, Т. В. Попова // Консалтинговая компания «ВИП Анатех». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/qualitv/section57/article750/ (15.08.10)
- Ксенчук, Е. В. Процессный подход в управлении / Е. В Ксенчук. Электронный ресурс. Режим доступа: http://qualitv.eup.ru/DOCUM2/presentofkas.html. (14.09.10)
- Рахлин, К. М. Оценивание результативности системы менеджмента качества / К. М. Рахлин. Электронный ресурс. Режим доступа: http://qualitv.eup.ru/DOCUM4/value smk.htm. (09.04.10)
- Самородов, В. А. Методика разработки системы менеджмента качества ОАО «Искож» / В. А. Самородов. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.iskozh.com/articles/art3.html (19.04.10)
- Шабалина, С. Г. Оценка действующей СМК предприятия / С. Г. Шабалина, Е. С. Артеменко. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://qualitv.eup.ru/MATERIALY14/ocenka SMK. htm (05.10.10)