Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Содержание и методы планирования деятельности организаций потребительской кооперации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время план является синтезом традиционного планового документа и прогноза некоторых показателей, характеризующих внешние условия. К таким показателям, которые являются прогнозными, относятся цены на энергоресурсы, сырье, товары, уровень ожидаемой инфляции и т. д. Таким образом, можно считать, что в рыночных условиях разрабатывается не план, а «план-прогноз». Обязательным требованием… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Научный руководитель: д.э.н., профессор Новоселов Ю. А. г. Новосибирск
  • Глава 1. Роль планирования в управлении организациями потребительской кооперации
    • 1. 1. Основные методологические и методические положения планирования
    • 1. 2. Генезис планирования в России и за рубежом
    • 1. 3. Виды и методы планирования хозяйственной деятельности. ф
  • Глава 2. Анализ системы планирования в потребительской кооперации
    • 2. 1. Характеристика потребительской кооперации Республики Саха
  • Якутия) как объекта планирования
    • 2. 2. Содержание планов развития потребительской кооперации
    • 2. 3. Анализ организации планирования и контроля за выполнением планов в потребительской кооперации
  • Глава 3. Совершенствование планирования на основе информационных технологий
    • 3. 1. Особенности и методология планирования деятельности rife* w потребительской кооперации в современных условиях
    • 3. 2. Автоматизация планово- прогнозных расчетов оборота розничной торговли
    • 3. 3. Адаптивное планирование на основе машинных методов обнаружения закономерностей

Содержание и методы планирования деятельности организаций потребительской кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях одной из основных задач в деятельности кооперативных организаций является повышение их конкурентоспособности и эффективности функционирования. Ключевым моментом в этих условиях является планирование как центральная функция управления, что обуславливает необходимость разработки теоретических положений механизма и практических рекомендаций, направленных на организацию и совершенствование системы планирования, учета особенностей потребительской кооперации как сложной, иерархической, социально-экономической многоотраслевой системы.

Именно научно-обоснованная система планирования, учитывающая функциональные и региональные особенности в организациях потребительской кооперации, позволит формировать оптимальные задания по основным показателям деятельности, способствующие достижению стратегических целей.

В научных исследованиях последних лет нашли освещение проблемы потребительской кооперации, сочетание социальной миссии и хозяйственной деятельности. Они дают фундаментальную основу для дальнейших разработок по проблемам управления, совершенствованию хозяйственного механизма кооперативных организаций. Следует выделить работы ученых-экономистов З. А. Капелюк, Л. П. Наговициной, Ю. А. Новоселова, М. В. Хайруллиной и др.

Республика Саха (Якутия), являющаяся субъектом Российской Федерации, имеет региональные особенности, которые представлены в работах А. Р. Бернвальда, И. Б. Богера, В. Д. Борисова, Т. Г. Храмцовой и др.

При множестве работ наблюдается отсутствие комплексного подхода к прогнозированию и планированию применительно к особенностям ф современного состояния потребительской кооперации, недостаточность разработанности данной проблемы в теоретическом и методическом плане.

При разработке основных направлений совершенствования планирования потребительской кооперации следует учитывать, что потребительская кооперация сложная, иерархически организованная социально-экономическая многоотраслевая система.

Потребительская кооперация Республики Саха (Якутия) как объект планирования, с одной стороны — исходя из складывающихся внешних геополитических и социально-экономических условий, с другой — из закономерностей изменения социально-экономического положения внутри системы, изучена недостаточно. Во внешних условиях необходимо выделить следующие аспекты: геополитический, население, пространственная организация, природная среда, так как Республика Саха (Якутия) имеет значительные особенности, вызванные природно-климатическими условиями, сложившимся укладом жизни, менталитетом. Следуя единой миссии, и генеральной стратегии системы, потребительской кооперации, кооперативные организации Республики Саха (Якутия) обязаны учитывать региональные особенности своего функционирования, в соответствии с этим формировать, научно обоснованную систему планирования, ставить реальные и экономически обоснованные цели, искать приемлемые для себя способы и пути их достижения.

Также, на наш взгляд, разработаны не достаточно полно методы оценки качества планирования, влияние планирования на результаты деятельности предприятия, эффективность планирования в научном отношении.

Все это потребовало теоретического осмысления, методической проработки и экспериментальной проверки отдельных позиций:

Цель исследования состоит в разработке теоретических и методических положений, практических рекомендаций по совершенствованию планирования деятельности и содержания плановых документов в организациях потребительской кооперации.

Для достижения намеченной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

• рассмотрена эволюция теории планированияизложены теоретические основы планирования деятельности;

• выявлены специфические особенности планирования деятельности в — потребительской кооперации на современном этапе;

• проанализирована деятельность потребительской кооперации республики как объекта планированияисследовано состояние планирования деятельности в Союзе потребительских обществ «Холбос» Республики Саха (Якутия);

• исследовано содержание планов развития потребительской кооперации, методы планирования, контроля за их реализацией;

• разработаны основные направления совершенствования планирования деятельности потребительской кооперации с использованием информационных технологий;

• разработан прогноз развития потребительской кооперации Республики Саха (Якутия).

Предметом диссертационного исследования являются состояние, закономерности, механизм системы планирования деятельности в потребительской кооперации.

Объект исследования — Союз потребительских обществ «Холбос» Республики Саха (Якутия).

Область исследования. Содержание диссертации соответствует области исследования 15.103 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Методологическую и теоретическую основу исследования составили как общенаучные, так и специальные методы познания, теоретические труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам планирования, в том числе и в потребительской кооперации. В исследованиях использован системный подход, экономико-математическое моделирование и экспериментирование.

Информационная база сформирована на основе данных ведомственной статистики Центросоюза Российской Федерации, материалов Государственного комитета по статистике Республики Саха (Якутия), бухгалтерской и статистической отчетности Союза потребительских обществ «Холбос», публикаций, в периодической печати, действующих законодательных актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) о кооперативном секторе экономики, инструктивных указаний Центросоюза Российской Федерации.

Научная новизна исследования:

• уточнено понятие планирования, которое является одной из форм научного предвидения, предназначено для определения конкретных действий каких-либо субъектов на перспективу с учетом современного состоянияцелей развития или деятельности и наиболее вероятной ситуации в предстоящем периодесистема планирования представляет собой совокупность принципов, форм, методов, технологии и организации планирования;

• разработана система планирования деятельности потребительской 1 коопераций, которая" состоит из комплекса плановых документов (планов, программ, проектов), обеспечивающих достижение поставленных в плановом периоде целей, охватывающих все отрасли хозяйственной и социальной деятельности, уровни управления, взаимосвязанных между собой и согласованных по содержанию различных разделов, срокам исполнения’и обеспеченных необходимыми ресурсами.

• предложено в рыночных условиях разрабатывать синтезированный план-прогноз, содержащий стабильное «ядро» и адаптивную часть и характеризующийся адаптивностью, т. е. возможностью адекватного пересмотра основных разделов плана-прогноза в связи с изменением внешних и внутренних условий, определяемых на основе эффективного мониторинга с применением индикаторов, что позволяет принимать упреждающие управленческие решения;

• предложена методика разработки объективно обусловленного адаптивного плана-прогноза, учитывающего имеющиеся ресурсы и объективные условия и его распределение между подведомственными организациями для каждой, из которых устанавливается равнонапряженный план-прогноз;

• разработаны макеты электронных. таблиц, позволяющих анализировать, прогнозировать и планировать объемы деятельности в автоматизированном режиме на основе использования программы EXCEL (Экспериментальная система «Прогнозирование деятельности потребительской кооперации Республики Саха (Якутия)»).

Практическая значимость результатов исследования.

Полученные в ходе диссертационного исследования результаты используются в Союзе потребительских обществ «Холбос» при анализе и планировании социально-экономической деятельности. Реализация-результатов исследования позволяет:

— сформировать механизм планирования деятельности потребительской кооперации;

— внедрить предложенную экспериментальную систему «Прогнозирование деятельности потребительской кооперации Республики Саха (Якутия)».

Апробация результатов исследования. Результаты исследования внедрены в Союзе потребительских обществ «Холбос» (акт о внедрении от 08.06.2005 г., № 03−363). Материалы исследования используются в учебном процессе Сибирского университета потребительской кооперации (акт о внедрении, от 22.09.2005 г., I.

16−1186). Результаты научных исследований докладывались на республиканской научно-практической конференции «Кооперация в Республике Саха (Якутия): опыт, проблемы, перспективы развития» (г.Якутск, 2000 г.), Российской научно-практической конференции «Усиление борьбы с бедностью — стратегия и социальная миссия потребительской кооперации» (г.Якутск, 2003 г.).

Публикации. По результатам исследования опубликовано 5 работ общим объемом 4,09 п.л.(в том числе авторские 2 п.л.), в том числе три брошюры.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 136 наименований, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По мере развития экономики, увеличения масштабов хозяйственной деятельности и усложнения взаимодействий между отраслями, предприятиями, трудовыми кооперативами роль планирования постоянно возрастает. В настоящее время, когда глобализация стала господствующей тенденцией, а взаимосвязи между хозяйствующими субъектами приобрели международный масштаб, научное предвидение возможного развития ситуаций и последствий принимаемых решений стало объективной необходимостью.

На наш взгляд, планирование является сложно организованной системой, которая представляет собой совокупность принципов, форм, методов, технологии и организации планирования. Полномасштабная система планирования включает в себя технологию формирования" целей развития хозяйствующего субъекта, выбор типа, вида плана, определение, его содержания, выбор методов и технологии планирования, входной и выходной информации, включая нормативную, технического и кадрового обеспечения, оценку качества планирования, мониторинг за реализацией плановых заданий.

Исследование проблемы планирования деятельности потребительской кооперации позволило выявить необходимость 'рациональной системы хозяйствования в едином комплексе, частью которой является и встроенная в систему технология планирования. Также необходимо учитывать, что содержание планирования определяется особенностями деятельности конкретной организации;

При разработке основных направлений совершенствования планирования в потребительской' кооперации следует учитывать специфическую особенность — социально-экономическую направленность многоотраслевой системы.

Анализ планированиядеятельности потребительской кооперации показал, что система планирования деятельности потребительской кооперации состоит из комплекса плановых документов (планов, программ, проектов), обеспечивающих достижение поставленных в плановом периоде целей, охватывающих все отрасли хозяйственной и социальной деятельности, уровни управления, взаимосвязанных между собой и согласованных по содержанию-различных разделов, срокам исполнения и обеспеченных необходимыми ресурсами.

В настоящее время план является синтезом традиционного планового документа и прогноза некоторых показателей, характеризующих внешние условия. К таким показателям, которые являются прогнозными, относятся цены на энергоресурсы, сырье, товары, уровень ожидаемой инфляции и т. д. Таким образом, можно считать, что в рыночных условиях разрабатывается не план, а «план-прогноз». Обязательным требованием к его разработке является его адаптивность, под которой мы понимаем возможность адекватного пересмотра основных разделов плана в связи с изменением внешних и внутренних условий. Эти изменения условий могут неблагоприятными (рост цен на энергоносители и т. д.), или благоприятными (рост покупательной способности населенияснижение цен на товары и др.). И в первом, и во втором случаях корректировка плана, его адаптация, должна обеспечивать максимально эффективную приспособляемость организации (субъекта планирования) к новым условиям.

По нашему мнению, каждый плановый документ должен содержать стабильное «ядро», представленное натуральными показателями и внутренними нормативами, и. адаптивную часть, которая, зависит от изменения ситуации в плановом периоде.

Анализ деятельности потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) как объекта планирования показал, что потребительская кооперация республики имеет следующие основные особенности:

• Наличие нескольких отраслей деятельности, что требует баланса интересов в развитии каждой из них, решения проблемы распределения инвестиций, учета специфики функционирования и тенденций развития.

• Сочетание хозяйственной деятельности, осуществляемой на принципах экономической эффективности, и социальной функции, требующей прочной экономической базы.

• Организационно-экономическое устройство, предполагающее учет интересов пайщиков и работников, пропорциональное экономическое и социальное развитие системы.

• Функционирование в рамках одной системы множества организаций, расположенных в разных селениях, испытывающих влияние геополитических факторов внешней среды. Наряду с общими тенденциями, характерными для системы, каждое потребительское общество имеет различия-в показателях деятельности, обусловленные своей спецификой. Эта специфика требует дифференцированного подхода при выборе плана развития.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что следуя единой миссии и генеральной стратегии системы потребительской кооперации, отдельные кооперативные организации Республики Саха (Якутия) обязаны учитывать региональные особенности своего функционирования, в соответствии с этим формировать научно-обоснованную систему планирования, ставить реальные и экономически обоснованные цели, искать приемлемые для себя способы и пути их достижения.

Определение направлений развития потребительской кооперации Республики Саха (Якутия), как и других региональных союзов потребительской кооперации, осуществляется посредством разработка концепций, основных направлений, программ, планов и прогнозов экономического и социального развития на федеральном, республиканском и местном уровнях.

Исследования показали, что недостатком в прогнозировании деятельности потребительской кооперации на федеральном уровне является низкая обоснованность прогнозных расчетов:

— не выполняются расчеты, сколько требуется ресурсов для реализации задания;

— задания по малым производствам и социальной сфере являются сильно завышенными;

— все задания касаются только объемов деятельности, нет финансовых расчетов, потребности в кадрах специалистов, нет расчетов о затратах;

— не учитываются макроэкономическая ситуация в. стране, региональные особенности.

Анализ планов развития потребительской кооперации показал, что общий курс развития потребительской кооперации отражается в концепциях, разработанных на федеральном уровне Центросоюзом Российской Федерации, где отражаются стратегические цели и задачи развития системы. Основные направления раскрывают общие количественные параметры экономического и социального развития и находят более конкретное отражение в программах на республиканском уровне. Для разработки концепций, программ развития необходимо использование современных методов планирования и осуществления контроля, который является важнейшим условием реализации планов.

Исследование состояния планирования в Союзе потребительских обществ «Холбос» Республики Саха (Якутия) показало следующее: комплексное планирование в деятельности системы «Холбос» практически не ведетсядо низовых организаций доводятся задания по ограниченному кругу показателейне планируются финансово-экономические показатели предприятийнет вариантов, ориентированных на различные внешние условия (цены, тарифы и т. д.) — планирование не адаптировано к изменчивым ситуациям хозяйственной деятельности и к реальным условиям рыночных отношений. Отсутствуют в организациях потребительской кооперации и методы прогнозирования, учитывающие условия деятельности потребительских обществ республики, не используются информационные технологии. Учет пайщиков осуществляется традиционными способами, без использования специальных программ. Система контроля осуществляется не эффективно вследствие не рационального использования компьютерных программ по планированию деятельности организации и несвоевременности поступления информации.

Из этого следует, что планирование следует осуществлять на качественно новой основе, т. е. использовать принципы и эффективные методы планирования. Использование компьютерной техники и современного программного обеспечения позволят построить систему планирования, отвечающую современным тенденциям.

Из рассмотрения плановой системы в потребительской кооперации следует очевидный вывод о необходимости использования в прогнозировании и планировании современных информационных технологий и компьютеров. Исследования показали, что большая часть расчетов может выполняться в автоматизированном, а в некоторых случаях и в автоматическом режимах. Автоматизация планово-прогнозных расчетов позволяет без затруднений адаптировать план к изменяющимся внешним условиям и внутренним факторам.

Исходя из выявленных тенденций совершенствования планирования в системе «Холбос», на основе информационных технологий рекомендована автоматизация планово-прогнозных расчетов оборота розничной торговли, рассмотрено адаптивное планирование на основе машинных методов обнаружения закономерностей.

Автором предложена экспериментальная система «Прогнозирование деятельности потребительской кооперации Республики Саха (Якутия)» t.

Таким образом, в процессе диссертационного исследования решены поставленные задачи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации": Федеральный Закон от 20 июля 1995 г. № 115 ФЗ // Собрание Законодательства РФ. — 1999. -№ 30. — Ст. 2871.
  2. Программа развития потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) на 2002−2006 гг. Якутск, 2002. — 64с.
  3. М.С. Экономический анализ торговой деятельности.- М.: Дело и Сервис, 2000.-512с.101 314,15.18,19,20,21,22,
  4. Р. Планирование будущего корпораций: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.-214с.
  5. Р. Планирование в больших экономических системах: Пер. с англ.- М.: Советское радио, 1972. 224 с.
  6. Александров ЮЛи др. Экономика предприятия торговли: Учебное пособие: В 2 ч. / ЮЛ. Александров, ИБ. Батраева, И. В. Петрученя, AM. Смирнова, ПН. Терещенко. -Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2002. -Ч. 1. 258с.
  7. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997. — 248с.
  8. А.У., Согомонян С. А. Экономика коммерческого предприятия.- Ростов- на-Дону: Феникс, 2002. 448с.
  9. Ю.П., Павлова А. М. Планирование и контроллинг. М.: Омега-JI, 2003. — 280 е.: ил.
  10. А.И. Прогнозирование темпов и факторов экономического роста. М.: МАИС Пресс, 2003. — 123с.
  11. В. Основные достижения в развитии технологии стратегического планирования компаний // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 5. — С. 112−119.
  12. В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005. — 230с.: ил.
  13. О.В. Анализ и планирование розничного товарооборота потребительского общества в условиях развития рыночных отношений. -М., 1994.-41с.23,24.25,26,27,28,29,30,31,32,33,34
Заполнить форму текущей работой