Совершенствование механизма реформирования сельскохозяйственных предприятий: На примере Калужской области
Для эффективной реализации новой государственной аграрной политики в Калужской области и совершенствования механизма реформирования сельхозтоваропроизводителей в работе обосновываются и предлагаются: система государственного управления реформированием сельскохозяйственных товаропроизводителей Калужской областиреорганизация департамента аграрной политики и социального обустройства села, его… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы реформирования сельскохозяйственных предприятий
- 1. 1. Сущность и предпосылки реформирования 9 сельскохозяйственных предприятий
- 1. 2. Методические основы реформирования предприятий 19 и его механизм
- 1. 3. Правовое обеспечение реформирования 32 сельскохозяйственных предприятий
- Глава 2. Анализ состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, управления и механизма реформирования сельскохозяйственных предприятий Калужской области
- 2. 1. Оценка состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей 44 Калужской области
- 2. 2. Характеристика государственного управления реформированием 53 сельскохозяйственных предприятий области
- 2. 3. Этапы, механизм, подходы и методы реформирования 65 сельскохозяйственных предприятий области
- Глава 3. Основные направления совершенствования механизма 80 реформирования сельскохозяйственных предприятий Калужской области
- 3. 1. Совершенствование подходов и методов реформирования 80 сельскохозяйственных предприятий области
- 3. 2. Повышение эффективности государственного управления 93 реформированием сельскохозяйственных предприятий области
Совершенствование механизма реформирования сельскохозяйственных предприятий: На примере Калужской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В ходе аграрной реформы в отечественном агропромышленном комплексе произошли радикальные социально-экономические преобразования. Однако неблагоприятные макроэкономические условия в стране, ценовой диспаритет, инфляция, сокращение государственной финансовой поддержки, товарная экспансия импортного продовольствия, неудовлетворительная адаптация органов государственного управления и значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей к рыночным условиям хозяйствования нейтрализовали позитивные результаты аграрной реформыЗначительное количество сельскохозяйственных предприятий стали неплатежеспособными.
Несмотря на ряд антикризисных мер, принимаемых государством на федеральном и региональном уровнях, положение в сельском хозяйстве остается сложным. Основными причинами такого состояния является игнорирование требований экономических законов и противоречий, сложившихся в системе производственных отношений на селе, структурные диспропорции между отраслями народного хозяйства, между сельскохозяйственным производством и социальной инфраструктурой села, отсутствие системного подхода к решению проблемы. [88, 100,142,161 и др.].
В 2000 г. Правительство РФ приняло «Основные направления агропро-довольственной политики правительства на 2001;2010 гг.», стержнем которой были продекларированы надежное продовольственное обеспечение страны, формирование эффективного устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня доходов сельского населения.
На практике в основу реальной отечественной государственной аграрной политики в настоящее время положено финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей путем разработки и реализации «комплекса мер, направленных на выработку всеми кредиторами единых условий проведения реструктуризации долгов». [5, ст. 2] Однако значительная.
часть сельскохозяйственных предприятий не может воспользоваться предоставленной возможностью по причине неудовлетворительных внешних и внутренних условий хозяйствования, приведших к их неплатежеспособности.
Такое положение требует от государства применения принципиально иных методов и подходов для вывода отечественного сельского хозяйства из кризиса. [24,25, 58, 78, 83 и др.].
Обобщая теоретический опыт социально-экономической трансформации бывших социалистический государств А. Д. Некипелов основными задачами посткоммунистических государств в экономической сфере считает преобразование отношений собственности, формирование хозяйственных субъектов, чья мотивация и поведение отвечают требованиям рыночной экономики, децентрализацию и либерализацию хозяйственной деятельности, органическое включение экономики страны в мировое хозяйство, формирование рыночных институтов. Он подчеркивает, что «. реализация соответствующих мероприятий должна рассматриваться лишь как необходимое условие системной трансформации» хозяйствующих субъектов страны. [77, с. 3].
Обеспечение продовольственной безопасности страны, резкое снижение уровня жизни в сельской местности объективно предопределили необходимость создания благоприятных условий функционирования отечественных сельхозтоваропроизводителей и реформирования неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий. При реализации этих задач особое значение приобретает совершенствование механизма реформирования сельскохозяйственных предприятий и государственного управления данным процессом. В этой связи исследование механизма реформирования сельскохозяйственных предприятий представляет значительный научный и практический интерес, что обусловило выбор темы исследования.
Состояние изученности проблемы. Общие проблемы становления и развития форм хозяйствования в условиях многоукладной рыночной экономики раскрыты в фундаментальных трудах М.И. Туган-Барановского, А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, Н. П. Макарова. Проблемы эффективности российских реформ исследовали ЛИ. Абалкин, С. Т. Богомолов, Д. С. Львов, Б. З. Мильнер, А. А. Никонов, Н. Я. Петраков, В. А. Тихонов, Г. И. Шмелев и др.
Различные аспекты государственного и рыночного регулирования развития форм хозяйствования в АПК в современных условиях рассматриваются в работах В. В. Бакушева, В. Р. Боева, Г. И. Будылкина, И. Н. Буздалова, А. Е Булатова, В. А. Добрынина, A.M. Емельянова, И. Д. Мацкуляка, В.В. Мило-сердова, Е. В. Серовой, И. Ф. Суслова, А. А. Шутькова, И. Ф. Чернявского, Ю. В. Яковца и других отечественных ученых.
Вместе с тем, теоретическое исследование и практическое решение проблемы совершенствования механизма реформирования сельскохозяйственных предприятий и управления данным процессом не получили в настоящее время должного развития и требуют дополнительных исследований.
Цель и задачи исследования
Цель исследования состоит в научном обосновании и разработке основных направлений совершенствования механизма реформирования сельскохозяйственных предприятий Калужской области в условиях переходной экономики.
В соответствии с поставленной целью в работе предусматривается решение следующих задач:
— исследовать теоретические, методические и правовые основы реформирования сельскохозяйственных предприятий и его механизм;
— изучить экономическое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей Калужской области;
— исследовать и охарактеризовать механизм государственного управления реформированием сельскохозяйственных предприятий Калужской области;
— провести анализ этапов, механизма, подходов, методов и результатов реформирования сельскохозяйственных предприятий в Калужской области;
— разработать основные направления совершенствования механизма реформирования и повышения эффективности государственного управления реформированием сельскохозяйственных предприятий Калужской области.
Предметом исследования является совершенствование механизма реформирования сельскохозяйственных предприятий Калужской области.
Объект исследования — сельскохозяйственные предприятия Калужской области.
Теоретической и методической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Калужской области, научно-методические разработки и рекомендации научно-исследовательских организаций.
В работе использовались диалектический, аналитический, абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, графический, эмпирический, эвристический и другие методы исследования. В качестве инструментария в процессе исследования использованы данные Калужского областного комитета государственной статистики, материалы научной литературы и периодической печати, департамента аграрной политики и социального обустройства села Калужской области, информация, полученная по результатам опроса руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий Калужской области.
Научная новизна проведенного исследования заключается:
— в теоретическом обосновании сущности и содержания понятия «механизм реформирования сельскохозяйственных предприятий»;
— в анализе этапов, механизма реформирования сельскохозяйственных предприятий и государственного управления данным процессом в Калужской области;
— в обосновании необходимости преобразования реструктуризации долгов сельскохозяйственных предприятий, как основного государственного инструмента их финансового оздоровления на современном этапе, в системное реформирование сельскохозяйственных предприятий;
— в обосновании и разработке системы вертикального государственного управления реформированием сельскохозяйственных предприятий путем преобразования федеральной и территориальных комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей в комиссии по реформированию сельскохозяйственных предприятий;
— в обосновании необходимости создания управления реформирования сельскохозяйственных предприятий Калужской области и разработке ее организационной структуры.
Основные положения, выносимые на защиту:
— теоретическое обоснование сущности и содержания понятия «механизм реформирования сельскохозяйственных предприятий»;
— обоснование необходимости создания системы вертикального государственного управления реформированием сельскохозяйственных предприятий и системного подхода к совершенствованию механизма реформирования сельскохозяйственных предприятий;
— обоснование необходимости создания государственного управления по реформированию сельскохозяйственных предприятий Калужской области и проектного подхода к процессу реформирования.
Практическая значимость исследования заключается в организационно-экономическом обосновании и разработке предложений по созданию новой системы государственного управления реформированием сельскохозяйственных предприятий Калужской области, реорганизации департамента аграрной политики и социального обустройства села и созданию управления по реформированию сельскохозяйственных предприятий Калужской области, разработке методических подходов к реформированию сельскохозяйственных предприятий, базирующихся на проектной основе.
Основные положения работы были использовании автором при разработке проекта закона Калужской области «О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Калужской области», принятого Законодательным Собранием области в 2000 году, программы «Развитие агропромышленного комплекса Калужской области на 2000;2005 годы», при проектировании организации управления АПК Калужской области.
Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и положительно оценены на региональных экономических конференциях «Инвестиции, инновации, менеджмент» (г. Калуга, 27−28.01.2000г.), «Актуальные проблемы экономики и управления и пути их решения в современных условиях» (г. Калуга, 23−24.04.2000г.), «Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе» (г. Калуга, 14−15.04.2000г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Эколого-экономические проблемы развития АПК» (г. Калуга, 28−29.06.2001г.), межрегиональной научно-практической конференции «Бизнес, политика, общество» (г. Калуга, 20−21 ноября 2003 г.), на учебно-методических и научно-практических межрегиональных конференциях аспирантов и преподавателей Института управления и бизнеса (г. Калуга), Калужского филиала Северо-Западной академии государственной службы при Президенте РФ, на коллегии департамента сельского хозяйства и продовольствия Калужской области.
Вопросы диссертации в отношении государственного регулирования сельскохозяйственного производства и реформирования неплатежеспособных сельхозпредприятий были заслушаны на заседаниях комитета по АПК Законодательного Собрания и Аграрного Союза Калужской области.
Результаты исследования могут быть рекомендованы для использования региональными органами управления при разработке программно-целевой организации управления и организации комплексного реформирования неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий региона, а также при разработке законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на регулирование сельскохозяйственного производства, в учебном процессе при изучении курса «Государственное регулирование экономики».
По результатам исследования опубликовано 12 работ общим объемом 13,3 печатных листов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Одним из ведущих элементов механизма саморегулирования рыночной экономики являются кризисы, которые разрешаются путем кардинальной перестройки экономической системы с помощью реорганизации, реформирования и реструктуризации.
Механизм реформирования сельскохозяйственных предприятий представляет собой совокупность методов, подходов, способов, средств, правовых норм и соответствующих организационных структур, используемых субъектом управления реформированием путем осуществления целенаправленного управленческого воздействия на объекты реформирования в целях их преобразования в новое более качественное и эффективное состояние. Механизм реформирования является одним из элементов системы управления, в которой раскрывается совокупность связей и отношений, возникающих в процессе управления реформированием, и определена упорядоченность системы управления рассматриваемым процессом.
Функционирование сельского хозяйства имеет специфические особенности, вызванные социально-экономическими, историческими, природно-климатическими условиями и несовершенством рыночных механизмов регулирования отдельных аспектов деятельности аграрного рынка. Методика проведения реформирования предприятий, утвержденная Приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118, не учитывает специфику и особенности сельскохозяйственного производства. Научно-обоснованной методики реформирования сельскохозяйственного предприятия в настоящее время не существует.
Российское законодательство в первые годы аграрных преобразований в целях формирования многоукладной экономики было ориентировано на смену собственников средств производства, в первую очередь земли, путем приватизации государственных предприятий, реорганизации коллективных хозяйств и фермеризации, что наряду с обвальным сокращением государственной поддержки стало основной предпосылкой увеличения количества убыточных сельскохозяйственных предприятий и снижения уровня жизни сельских жителей. Такое положение потребовало от государства принятия антикризисных мер, основой которых на современном этапе является финансовое оздоровление сельхозтоваропроизводителей путем проведения реструктуризации долгов.
В результате реформирования аграрных отношений в АПК Калужской области произошли значительные структурные сдвиги, изменился состав организационно-хозяйственных звеньев, отраслевая структура, соотношение источников инвестиций, каналов реализации продукции и другие пропорции, характеризующие условия и результаты сельскохозяйственного производства.
С 1992 по 2003 гг. доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме сельскохозяйственного производства сократилась с 55,9% до 36,6%, в т. ч. в растениеводстве — с 52% до 24,9%, в животноводстве — с 59,5% до 47,6%. Доля хозяйств населения выросла с 44,1% до 61,6%, в т. ч. в растениеводстве — с 48% до 73,4%, в животноводстве — с 40,5% до 50,6%. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 1,8%. За последние пять лет численность фермеров находится примерно на одном уровне и на 1 января 2004 г. составляет 1980 хозяйств. Общая земельная площадь сельскохозяйственных угодий сельхозпредприятий с 1992 г. сократилась на 39%, в т. ч. посевная площадь — на 45%, под зерновыми культурами — на 69,6% .
В Калужской области числиться 446 сельхозпредприятий, из которых 242 хозяйства (54,0%) производят сельскохозяйственную продукцию, в отношении 84 хозяйств (19,0%) возбуждено дело о банкротстве, 120 хозяйств (27,0%) практически прекратили свою деятельность. Из 84 хозяйств, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, в 62 осуществляется конкурсное производство, в 19 — наблюдение, три хозяйства заключили мировое соглашение.
Доля убыточных хозяйств увеличилась с 5% до 54%, рентабельность сельскохозяйственного производства уменьшилась с 42,6% до -5,7%. Значительно сократились производство основных видов продукции, посевы, поголовье, парк сельскохозяйственной техники, объемы вносимых удобрений и, как следствие, уровень жизни в сельской местности.
Анализ организации государственного управления АПК области позволяет характеризовать ее как линейно-функциональную структуру, которая оказалась малоэффективной в изменившихся экономических условиях. В основе управления превалируют административные методы. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства осуществляется с помощью средств областного бюджета. Формами государственной поддержки являются целевые программы, бюджетные кредиты, субсидии, возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам и инвестиционным кредитам и др.
Основными недостатками государственного управления АПК являются совмещение функций государственного и хозяйственного управления, параллелизм, высокая степень централизации принятия решений, отсутствие опыта государственного управления и неудовлетворительная адаптация к рыночным условиям, традиционный стиль управления, «распыление» финансовых средств вместо их концентрации на решении стратегических проблем.
Процесс аграрной реформы в Калужской области условно можно разделить на несколько этапов:
1992;1995 гг. — сущность изменений: приватизация, преобразование в новые организационно-правовые формы, фермеризация;
1995;1997 гг. — сущность изменений: реорганизация коллективных хозяйств путем выделения и разделения на мелкие кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства с целью уклонения от выплаты долгов;
1998;1999 гг. — этап приведения организационно-правовой формы в соответствие с действующим законодательством с целью защиты интересов сельхозпредприятий и разрешения накопившихся проблем;
2000;2003 гг. — этап финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе реструктуризации их задолженности.
В основе государственного управления процессами изменений заложены административные, организационно-распорядительные методы. Основными подходами при проведении изменений являются директивный и предметный (структурно-системный), частично используются воспроизводственный, нормативный и ситуационный подходы. На последнем этапе перед сельхозтоваропроизводителями поставлена дилемма: или добровольное оформление документов на реструктуризацию долгов или принудительное оформление банкротства.
В 2001 г. была представлена возможность реструктуризировать просроченную задолженность 225 сельхозпредприятиям области на сумму 188,7 млн руб. (17% к общей сумме кредиторской задолженности). На 1 декабря 2001 г. право на реструктуризацию осталось у 127 предприятий на сумму 117,5 млн руб. В течение 2003 г. межведомственная территориальная комиссия рассмотрела 79 заявлений на реструктуризацию задолженности в сумме 341,3 млн руб. По состоянию на 1 марта 2004 г. комиссия подписала 59 соглашений на сумму около 250 млн руб. Большая часть хозяйств области не способна выполнить основные требования к участникам программы финансового оздоровления.
Реорганизация и реструктуризация долгов сельскохозяйственных предприятий не стали ключевыми факторами вывода отрасли из кризиса. В области нет положительных примеров системного реформирования сельскохозяйственных предприятий. Задержки в решении проблем сельского хозяйства области, особенно в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, ведут к усилению застойных явлений, которые сдерживают развитие производительных сил и новых производственных отношений в сельском хозяйстве области. В связи с этим восстановление отечественного сельского хозяйства требует новой постановки цели государственной аграрной политики: возрождение села в целях сохранения генофонда нации путем повышения и обеспечения достойного уровня жизни сельских жителей на основе реформирования сельхозпредприятий и создания благоприятных условий для формирования современного устойчивого, конкурентоспособного и платежеспособного сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Для достижения поставленной цели в работе предлагается реорганизация вертикальной системы государственного управления сельским хозяйством путем преобразования межведомственных федеральной и территориальных комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей в комиссии по реформированию сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Государство должно обеспечить разработку новой аграрной политики и ее нормативно-правовой базы, использовать оптимальную совокупность методов государственного управления, подходов и средств. Реализация новой аграрной политики на всех уровнях государственного управления должна базироваться на оптимальном сочетании административных, экономических и социально-психологических методов государственного управления, подходов (директивного, функционального, воспроизводственного, нормативного, комплексного, интеграционного, оптимизационного, ситуационного и поведенческого) и средств (организационных, управленческих, финансовых, инвестиционных, материально-технических, научных и пр.).
Восстановление сельскохозяйственного производства является сложнейшей задачей, требующей решения множества проблем на микрои макроэкономическом уровнях и относящейся к слабо структуризованным или смешанным проблемам, которые описываются совокупностью качественных и количественных элементов с превалированием первых. Основными инструментами решения сложных слабо структуризованных и не структуризо-ванных задач являются системный подход, системный анализ и эвристический метод.
Для эффективной реализации новой государственной аграрной политики в Калужской области и совершенствования механизма реформирования сельхозтоваропроизводителей в работе обосновываются и предлагаются: система государственного управления реформированием сельскохозяйственных товаропроизводителей Калужской областиреорганизация департамента аграрной политики и социального обустройства села, его преобразование в департамент информационного обеспечения, подготовки кадров и бюджетного финансирования АПК с сокращением численности и бюджетного финансирования на содержание департамента на 50%- организационная структура департамента информационного обеспечения, подготовки кадров и бюджетного финансирования АПКсоздание управления реформирования сельскохозяйственных товаропроизводителей Калужской области, подчиненного Правительству Калужской областиорганизационная структура управления реформирования сельскохозяйственных товаропроизводителей Калужской областисовокупность оптимальных методов, подходов и средств реформирования сельскохозяйственных предприятийконцентрация средств областного бюджета, направляемых на поддержку сельского хозяйства области, на стратегических направлениях, в первую очередь на обеспечении реформирования сельскохозяйственных предприятийпроектный подход к реформированию сельскохозяйственных предприятий области на базе моделей присоединения хозяйства-должника к сельскохозяйственным предприятиям первой группы или к промышленным предприятиям или привлечения инвесторов с доступом их к управлениюметодические рекомендации по реализации проектов реформирования сельскохозяйственных предприятий области.
Реализация предложенных мер позволит создать систему управления реформированием сельскохозяйственных предприятий Калужской области, стабилизировать положение в сельском хозяйстве области, создать плацдарм для обеспечения стабильного расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции и повышения на этой основе уровня жизни на селе. Обязательным условием при этом является системный подход к решению проблем сельского хозяйства на всех уровнях государственного и хозяйственного управления.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1995. — 62 с.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Издательство ИНФРА-М-НОРМА, 1996. 560 с.
- Федеральный Закон от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства». Система «Гарант» / М.: МГУ, НПП «Гарант-Сервис», 2000.
- Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Система «Гарант» / М.: МГУ, НПП «Гарант-Сервис», 2003.
- Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» / М.: Росинформагро-тех, 2003.
- Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». Система «Гарант» / М.: МГУ, НПП «Гарант-Сервис», 2000.
- Указ Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность». / М.: МГУ, НПП «Гарант-Сервис», 2000.
- Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы». Система «Гарант» / М.: МГУ, НПП «Гарант-Сервис», 2000.
- Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю». Система «Гарант» / М.: МГУ, НПП «Гарант-Сервис», 2000.
- Указ Президента РФ от 16 июля 2003 г. № 784 «О дополнительных мерах, по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей». // Собрание законодательства РФ. 2003. — № 29. — ст. 2990.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря1991г. № 81 «О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации». Система «Гарант» / М.: МГУ, НЛП «Гарант-Сервис», 2000.
- Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Система «Гарант» / М.: МГУ, НПП «Гарант-Сервис», 2000.
- Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Система «Гарант» / М.: МГУ, НИИ «Гарант-Сервис», 2000.
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. № 324 «О практике аграрных преобразований в Нижегородской области». Система «Гарант» / М.: МГУ, НПП «Гарант-Сервис», 2000.
- Постановление Правительства РФ от 27 июля 1994 г. № 874 «О реформировании сельскохозяйственных организаций с учетом практики Нижегородской области». Система «Гарант» / М.: МГУ, НПП «Гарант-Сервис», 2000.
- Постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев». Система «Гарант» / М.: МГУ, НПП «Гарант-Сервис», 2000.
- Постановление Правительства РФ от 30 октября 1997 г. № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций». Система «Гарант» / М.: МГУ, НПП «Гарант-Сервис», 2000.
- Постановление Правительства РФ от 30 января 2003 г. № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». / Собрание законодательства РФ. 2003. — № 6. -ст. 523.
- Абалкин Л.И. В тисках кризиса. М.: Институт экономики РАН, 1994. -271 с.
- Агаев В.А. Управленческий механизм обеспечения продовольственной безопасности. М.: Изд-во МСХА, 1999. — 177 с.
- Аграрная реформа в районе. / ВНИИЭТУ, РАСХН. М., ГУП «Агропрог-ресс», 1998.-244 с.
- Аграрная реформа П. А. Столыпина в документах и публикациях конца XIX начала XX века. М.: Институт экономики РАН, 1991. — 348 с.
- Аграрное реформирование в Волго-Вятском экономическом районе. -Санкт-Петербург-Пушкин: НИЭСХ НЗ РФ (отделение РАСХН по Нечерноземной зоне Российской Федерации), 1995. 26 с.
- Аграрный сектор США в конце ХХ-го века. Монография. Под ред. д.э.н. Чернякова Б. А. М.: РАН. Институт США и Канады, 1997.- 396 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
- Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2003. 432 с.
- Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ. 4-е изд. -М.: «Дело Лтд», 1994.- 720 с.
- Белых Л.П., Федотова М. А. Реструктуризация предприятия: Учеб. пособие для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 399 с.
- Бердяев Н.А. Судьба России: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во Фолио, 1998. — 736 с.
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
- Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. М.: Изд-во «Фин-пресс», 2000. — 1056 с.
- Виттих В.А. Управление открытыми системами на основе интеграции знаний. М.: Автометрия, 1998. — 249 с.
- Выбор пути: дискуссии на полях Земельного кодекса России / Под ред И. Ф. Суслова (рук.), В. Б. Бакушева, М. А. Коробейникова, И. Д. Мацкуляка. -М.: Флинта: Наука, 1998. 344 с.
- Городецкий В.К. Экономика организаций (предприятий). Учебное пособие. М.: Серебряная нить, 2004. — 322 с.
- Городецкий В.К. Управление реформированием неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий. Калуга: АКФ «Политоп», 2001. — 160 с.
- Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. М.: МНИИПУ, 1998. 176 с.
- Государственная Дума. Стенографические отчеты. Созыв 3, сессия 2, ч.1, СПб., 1908-с. 2279−2284.
- Гржебин А. Экономическая политика или преодоление трудностей / Пер. с фр. М.: Терра, 1993 239 с.
- Гунин В.Н. Управление инновациями: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 «Управление инновациями». -М.: «ИНФРА-М», 1999. — 328 с.
- Де Гроот М. Оптимальные статистические решения: Пер. с англ. М.: Мир, 1974.-491 с.
- Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. / Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича., С.-Пб.: СП «Автокомп», 1992. — 496 с.
- Из истории реформаторства в России. М.: РОУ, 1991. — 125 с.
- Ильин И.А. Путь к очевидности: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. -912 с.
- Информационные материалы по опыту Германии в области аграрной политики. Часть 1. Правовые основы регулирования земельных отношений. — М.: АОЗТ «Эконива», 1999. 168 с.
- Информационные материалы по опыту Германии в области аграрной политики. Часть 2. Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора. М.: АОЗТ «Эконива», 1999. — 326 с.
- Калужская область в 2002 году. Статистический сборник. Калуга: Информационно-издательский центр Калужского облкомстата, 2003. — 215 с.
- Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА — М, 1998. — 127 с.
- Киселев С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М.: Институт экономики РАН, 1994. 179 с.
- Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный). Изд. 2-е, испр. и доп., рук. и отв. ред. д.ю.н., проф. О. Н. Садиков. М.: Юридическая фирма «Контракт" — ИНФРА-М, 2003. — 940 с.
- Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй / Под ред. проф. Т. Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина- Ин-т государства и права РАН. М.: Юрайт-Издат- Право и закон, 2003. — 976 с.
- Козлов В.В. Создание и организация деятельности региональной информационно-консультационной службы АПК (на примере Нижегородской области). М.: ФГНУ «росагротех», 2000. — 384 с.
- Костяев А.И. Региональные агроэкономические исследования и разработки: методология и методы. Екатеринбург: Изд. Уральской госсельхозакадемии, 1999.-280 с.
- Крутик А.Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. СПб.: Питер, 2001.-432 с.
- Красников B.C. Разработка управленческих решений. СПб.: Изд-во СЗАГС, 1998.-280 с.
- Курошева Г. М. Теория антикризисного управления предприятием: Учебное пособие. СПб.: 2002. — 372 с.
- Ларичев О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Наука. Физматлит, 1996. 208 с.
- Ликвидация и реорганизация предприятий. — М.: «Издательство ПРИОР», 2000.-240 с.
- Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: «ТАНДЕМ», ЭКМОС, 1998.248 с.
- Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономика: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Перевод с англ. 11-го изд. Т 1 М.: Республика, 1993. — 399 с.
- Материалы выездного заседания коллегии Минсельхозпрода России «О практике работы Ленинградской области по развитию молочного животноводства в условиях рыночной экономики» М.: Информагротех, 1999. 28 с.
- Медушевский А.В. Административные реформы в России XVIII—XIX вв.. в сравнительно-исторической перспективе. М.: ИНИОН АН СССР, 1990. 48 с.
- Мазур И.И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов / И. И. Мазур, В.Д. Шапиро- Под общ. ред. И.И. Ма-зура. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. 456 с.
- Мазур И.И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро и др. Справочное пособие / Под общ. ред. И. И. Мазура. М.: Высшая школа, 2000. — 587 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: «Дело ЛТД», 1995. 704 с.
- Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира: пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. B.C. Загашвили. М.: Прогресс, 1991. -456 с.
- Мильнер Б.З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998. — 336 с.
- Мильнер Б.З. Реформы управления и управление реформами: 4.1. М.: Институт экономики РАН, 1994. 245 е.-
- Мильнер Б.З. Реформы управления и управление реформами: 4.2. М.: Институт экономики РАН, 1994. 181 с.
- Муэрс Р. Эффективное управление: Практическое руководство. — М.: Финпресс, 1998. 347 с.
- Некипелов А.Д. Очерки по экономике посткоммунизма. М., ЦИСН Миннауки России, 1996. 340 с.
- Об аграрной реформе. Ельцин Б., Строев Е., Шаймиев М., Хлыстун В., Алакоз В., Стариков И., Савченко Е., Скляров И. / редактор-составитель И. Дуэль. М.: НПО «Образование», 1998. 56 с.
- Овчинников О.Г. Государственное регулирование аграрного сектора США.- М.: ООО «ДеЛи», 1999. 663 с.
- Основные направления реформирования АПК России. — М.: Минсельхозпрод РФ, Министерство продовольствия, сельского и лесного хозяйства Германии, 1998. 117 с.
- Перотто П.Д. Дарвинизм и менеджмент. Новый Хозяин и стратегия обновления. Milano: «La Tipografica Varese», 1990. 203 с. 82.0'Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М.: МТ ПРЕСС, 1999.-296 с.
- Попов Н.А. Организация сельскохозяйственного производства: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2000. 320 с.
- Пошатаев А.В., Беспалов В. А. Управление сельскохозяйственным производством. М.: Колос, 1995. — 272 с.
- Предпринимательство и агробизнес. Под ред. проф. Владыки А. Д. и Малахова А. С. СПб.: Издательство Академии Менеджмента и агробизнеса Нечерноземной Зоны России, 1996. — 228 с.
- Приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России. Международная финансовая корпорация совместно с Управлением зарубежного развития. 1818 Н Street NW, Washington, D.C. 20 433,1995.-168с.
- Проекты реформирования регионального АПК. Книга 1 (части I-IV). — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. 472 с.
- Проекты реформирования регионального АПК. Книга 2 (части V-XI). — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. 408 с.
- Радугин Н.П. Проблемы аграрной реформы в России. — М.: Финансы и статистика, 1993. 80 с.
- Разу МЛ. и др. Управление программами и проектами: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. — М.: «ИНФРА-М», 1999. — 392 с.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь 2- изд., исправ. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
- Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. Учебник. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. 784 с.
- Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М. В. Степанова. -М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос. экон. акад., 2000. 463 с.
- Резников Н.А. Состояние и эффективность сельского хозяйства в переходный период. М.: Экономика и информатика, 1998.- 190 с.
- Рекомендации по составу и распределению функций управления АПК / ВНИИЭСХ ВАСХНИЛ. М.: ВНИИЭСХ, 1990. — 118 е.
- Реструктурирование сельскохозяйственных предприятий в Российской Федерации. Пособие. М.: Минсельхозпрод РФ, 1999. 421 с.
- Реформа хозяйственной системы в КНР. М.: Экономика, 1989. 351 с.
- Реформирование сельскохозяйственных организаций / В. Е. Шарыкин и др. М.: Отдел маркетинга АМБ-агро, 1998. — 225 с.
- Реформирование хозяйственных отношений в аграрной сфере. — М.: Ин-формагротех, 1999. 224 с.
- Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9-ти томах. Том 7. Документы крестьянской реформы. М.: Юрид. Лит., 1989. — 816 с.
- Руднев В.Д., Боробов В. Н. Государственное и рыночной регулирование форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.-236 с.
- Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3 «Управление инновациями». — М.: «ИНФРА-М», 1999.-336 с.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учеб. 2-е изд., испр. — Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. — 494 с.
- Самуэльсон П. Экономика: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1964. — 884 с.
- Сельское хозяйство Калужской области. Статистический сборник: Калуга: Калужский областной комитет государственной статистики, 2003. 108 с.
- Серова Е.В. Аграрная экономика: Учебник для студентов экономических вузов, факультетов и специальностей. М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 480 с.
- Система ведения агропромышленного производства Орловской области (организационно-экономический механизм).— М.: Агропрогресс, 2001.- 230 с.
- Слезингер Г. Э. Социальная экономика: Учебник. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001,368 с.
- Смит Пол. Хозяин на земле: (Пособие для тех, кого интересуют новые идеи в сельском хозяйстве) — пер. с англ. / ВВС МРП. М.: Экономика, 1995. -192 с.
- Социально-экономические последствия приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий / Под научной редакцией В.Я.
- Узуна. М.: Энциклопедия российских деревень, 1997. — 98 с.
- Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. СПб.: «Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. — 326 с.
- Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». М.: Юрайт-Издат, 2003. — 591 с.
- Теория и практика организации проведения реформ. Сборник трудов Института системного анализа Российской Академии наук. М.: УРСС, 1995. 112 с.
- Тичи Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации: (Из опыта американских корпораций): Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. Предисл. Н. А. Климов. -М.: «Экономика», 1990. 204 с.
- Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д. С. Львов, А.Г. Поршнев- Гос. ун-т упр., Отд-е экономики РАН. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 702 с.
- Ушачев И.Г. Формирование рациональных систем управления в АПК.-М.: Экономика и информатика, 1999.- 367 с.
- Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. В 5-и томах. Т. 2. Организация как функция управления. Перевод с английского. М.: ВИПК-энерго, 1992. — 142 с.
- Фатхутинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Издательско-книготорговый центр Маркетинг», 2002. — 892 с.
- Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Фридман М., Сэвидж Л.Дж. Анализ полезности при выборе среди альтернатив, предполагающий риск // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: 1993. — 298 с.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. — 352 с.
- Цыпкин Ю.А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Агромаркетинг и консалтинг: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю. А. Цыпкина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 637 с.
- Чаянов А.В. Избранные произведения. М.: Московский рабочий, 1989. -398 с.
- Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений: Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ, 1997.-590 с.
- Экономика Калужской области: состояние, проблемы, перспективы / Под ред. А. Д. Артамонова. Калуга, Издательство Н. Ф. Бочкаревой, 2004. -176 с.
- Экономика сельского хозяйства. В. А. Добрынин, А. В. Беляев, ПЛ., Дунаев и др. Под ред. В.А. Добрынина- М.: Агропромиздат, 1990. 476 с.
- Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.
- Экономическая энциклопедия. / Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика" — Ин-т экон. РАН- Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 1055 с.
- Эффективность государственного управления: Пер. с англ. /Общ. ред., Батчикова С. А., Глазьева С. Ю. М.: Фонд «За экономическую грамотность», РЭЖ, Издательство АО «Конслатбанкир», 1998. — 848 с.
- Якокка Л. Карьера менеджера: пер. с англ. / При участии У. Новака- Общ. ред. и вступ. ст. С. Ю. Медведева. М.: Прогресс, 1991. — 334 с.
- Аграрная политика России: современные тенденции//Информационный бюллетень. М.: Минсельхозпрод РФ, Проект АРИС, 2000, № 1−2, с. 48−52.
- Аграрная реформа в России. / Аграрный институт РАСХН. М.: Земля России, 1993. № 1. — С. 9−80.
- Алексашенко С. Экономическая реформа: польский путь // Мировая экономика и международные отношения. 1990. — № 7. — С. 17−29.
- Афанасьев В.Г. Кооперация и интеграция в аграрном секторе // Экономика сельского хозяйства России. 1997. — № 2. — С. 4 — 6.
- Афанасьев В. Г., Куликов И. Совершенствование системы управления АПК // АПК: экономика, управление. 1997.- № 1. — С. 22−27.
- Боев В.Р. Экономический механизм аграрной реформы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. — № 11−12. -С. 7−8.
- Боев В.Р., Серков А. Ф., Романов А. Е. Аграрной реформе нужен новый, курс // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996.-№ 5.-С. 9−13.
- Буга В.К., Малыхин В. В., Пивоваров С. С. Организация системы управления АПК в новых условиях. // Совершенствование структур управления и форм хозяйствования в условиях реформы. Сб. С-Пб.: 1992. — С. 3 -11.
- Городецкий В.К. Проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе. Тезисы докладов научно-практического семинара. —
- Калуга: издательский дом «Эйдос», 2001, с. 74−75.
- Городецкий В.К. Агропромышленный комплекс Калужской области: проблемы и задачи на современном этапе. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2000. — № 2. — С. 108 -125.
- Городецкий В.К. Слишком много заброшенных бесхозных земель в Нечерноземье //Возрождение земельного рынка в России: «за» и «против». Под общей редакцией И. Д. Мацкуляка, И. Ф. Суслова. М.: Издательство РАГС, 2000. с. 29.
- Городецкий В.К. Современное управление сельскохозяйственным производством. // Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Калуга: Северо-Западная академия государственной службы, 2000, -С. 209 -212.
- Городецкий В.К. Организация управления реформированием агропромышленного комплекса (АПК) // Проблемы развития региона. Калуга: Издательство Центра научно-технической информации, 2000. с. 184−200.
- Государственная Дума. Стенографические отчеты. Созыв 3, сессия 2, 4.1, СПб., 1908 с. 2279 -2284.
- Гумеров P.P. О правообеспечении оборота сельхозземель и задачах утверждения ипотечных механизмов инвестирования в агросфере // РЭЖ. — 2002.-№ 8.-с. 25−30.
- Гумеров P.P. Аграрная политика: от диктата либералистских догм к экономическому прагматизму // РЭЖ. 2003. — № 2. — с. 41−59.
- Емельянов А. Коллизии становления многоукладное&trade- аграрного сектора экономики // РЭЖ. 2001. — № 5−6. — с. 47−59.
- Задков А. Регулирование производства и реализации сельхозпродукции. // АПК: экономика, управление. 1992. — № 11. — С.37 — 40.
- Злобин Е.Ф. Рыночные субъекты регионального АПК и их взаимодействие //АПК: экономика, управление. 1996. — № 8. — С. 47−54.
- Зуфаров P.M. Основные направления совершенствования хозяйственного механизма агропромышленного производства // Экономические отношения в АПК. Уфа: 1991.-С. 123 — 124.
- Карнаи Я. Венгерская реформа: подходы, надежды, реальность // Вопросы экономики. 1988. — № 12. — С. 89−103.
- Кожагапанов Т.Ж., Швецов А. Н. Проблемы системной организации экономических отношений в период реформ. // Общая теория и практика организации проведения реформ. Сборник трудов// Институт системного анализа РАН. М.: УРСС, 1995. — С. 52 — 63.
- Козлов М.П. Экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях макроэкономического роста // Вопросы статистики. 2004. — № 2. — с. 66−74.
- Коробейников М. Реформирование земельных отношений в России // Вопросы экономики. — 2001. № 3. — с. 135−139.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Общая теория реформ. Контуры и система исследования // Теория и практика организации проведения реформ. Сборник трудов Института системного анализа РАН. М.: УРСС, 1995. — С. 6 — 51.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Технология реформ // Российский экономический журнал. 1996. — № 3. — С. 73 — 84.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Технология реформ // Российский экономический журнал. 1996. — № 4. — С. 51 — 68.
- Львов Д.С. Будущее экономики России // Обозреватель. — 1999. № 3. — С. 16−21.
- Львов Д.С. Научно обоснованная альтернатива была и есть. //Российский экономический журнал.-1995. N 4 — С. 25−38.
- Львов Д.С. К научному обоснованию экономических реформ в России. //Экономика и математические методы. 1995. — т.31, вып.З. — С. 5 -33.
- Львов Д.С. Курс социально-экономического возрождения России. // Российский экономический журнал. 1994. — N1. — С. 48−62.
- Львов Д.С., Гельман Л. М. Теория и практика экономических реформ. // Экономист. 1993.-N 7. — С. 3−13.
- Львов Д.С., Гребенников В. Г., Моисеев Н. Н. Путь российских реформ. // Новая и новейшая история. 1996. — N 4. — С. 193−224.
- Методические основы формирования организационных структур управления: Сб. научных трудов М.: ВНИИЭСХ ВАСХНИЛ, 1991.-76 с.
- Методические подходы и практика реформирования АПК: Сб. научных трудов Санкт-Петербург — Пушкин, НИЭСХ НЗ РФ, 1996. — 386 с.
- Милосердов В.В. Аграрная реформа: необходимость перемен. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2000. № 1. — С. 9−10.
- Предпринимательство: экономика, управление, государственное регулирование. Сб. Сост. Г. Ф. Столбов, Е. Ф. Чебарка. Пер. с англ. / Спб.: СЗПГС, 1996.-200 с.
- Серова Е. Предпосылки и сущность современной аграрной реформы в России // Вопросы экономики. 1995. — № 1. — С. 32 — 46.
- Сысоев В., Косой В. Управление агропромышленным комплексом как сложной многоцелевой производственно-экономической системой. // АПК: экономика, управление. 1995. — № 4. — С. 53−56.
- Уилсон Э, Гордон Д. Многообразие рыночных реформ // Вопросы экономики. 1992. — № 3. — С. 35−43.
- Холод JI. Система государственного регулирования АПК // АПК: экономика, управление. 1996. — № 4. — С. 3−18.
- Хухрин А. Философия активного управления ситуациями // АПК: экономика, управление. 1999. — № 3. — С. 12 -18.
- Черняев С.И., Городецкий В. К. Инвестиции в пищевую и перерабатывающую промышленность Калужской области. // Пищевая промышленность. 1999 — № 11, С. 9−12.
- Шкапенков С. Совершенствование системы управления в АПК области // АПК: экономика, управление. -1996. № 12. — С. 28−34.
- Agnarsson S. Of men and machines. Essays in Applied Labour and Production Economics. Goteborg, 1998.
- Bechmann-Maliukova I. Flexibilisierung von organizationen als Project des fundamentalen Wandels. Dargestellt am Beispil der Einfuhrung des Profit-Center-Konzepts bei der Mersedes-Benc AG. Bern-Stutgart-Wien, 1998.
- Frankenreiter J. Moglichkeiten und Grenzen der indirekten prozessbezogenen Erfolgsbeurteilung von betriblichen Weiterbildungsmassnahmen. Darmstadt. 1996.
- Herrmann H. From Biologi to Sociopolitics. Conceptual Continuity in complex systems. New Haven & London, 1998.
- Keppel M. Organisation von Wirtschaftsprufungsgesellschaften. Koln, 1996.
- Mitteilungen aus der Arbeitsmarkt- und Berufsforschung. Stutgart, Berlin, Koln, Mainz, 1999, Heft 4.
- Pot F. Continuiti and Chande of Human Ressource Management. Rotterdam, 1998.
- Regner P. Strategi Creation and Chande in Complexiti. Stockholm, 1999.
- Social Organisation and Mechanism Design. Proceedings of the Second Francgui Collogium, 10−11 June 1996, Brussels. Paris, Bruxelles, 1999.
- Stolpe M. Technology and the Dynamics of Specialization in open
- Economies. Tubingen, 1995.
- Sweegers J. Cooperation, Coordination and Institutions. Rotterdam, 1998.1. УТВЕРЖДАЮ» седательательного Собрания асти1.M.KthJiecHHKOB2000 года1. А К Тоб использовании результатов кандидатской диссертационной работы Городецкого Владимира Кирилловича
- Постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 16 марта 2000 года № 790 проект закона Калужской области «О государственном регулировании агропромышленного производства в Калужской области» принят за основу.
- В процессе разработки проекта закона использован системный и комплексный подход в постановке и реализации вопросов, необходимых для восстановления агропромышленного производства в области.
- Директор департамента сельского хозяйства и про^вр^ьств^^к^Калужской области1. А. И. Стеликоврбовая печать 5 октября 2000 г. 1. АКТоб использовании результатов кандидатской диссертационной работы Городецкого Владимира Кирилловича
- Указанные документы и разработанные в них подходы и методы имеют важное практическое значение для решения вопросов социально-экономического развития сельской местности и подъема сельскохозяйственного производства Калужской области.